Формирование ценностных ориентаций студентов-дизайнеров в условиях профессионального образования

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Пустозерова Олеся Владимировна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ
СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ ………………………………………………………… 20

1.1. Современное состояние проблемы формирования
ценностных ориентаций будущих дизайнеров в процессе
художественно-творческой деятельности ……………………………………. 20
1.2. Педагогические условия формирования ценностных
ориентаций студентов, обучающихся на дизайнера, в их
художественном творчестве …………………………………………………………. 37
1.3. Духовно-нравственные ценностные ориентации студентов и
преподавателей ВУЗов …………………………………………………………………. 58
Выводы по первой главе ……………………………………………………………… 67
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………… 71

2.1. Модель формирования ценностных ориентаций студентов-
дизайнеров в процессе художественно-творческой деятельности . 71
2.2. Содержание, задачи и этапы экспериментальной работы по
формированию ценностных ориентаций студентов, обучающихся
в художественном вузе …………………………………………………………………. 93
2.3. Методика формирования ценностных ориентаций студентов
рамках их художественного творчества …………………………………….. 107
2.4. Агрегация результатов эксперимента по формированию
ценностных ориентаций студентов в их художественном
творчестве…………………………………………………………………………………… 124
Выводы по второй главе ……………………………………………………………. 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….. 132

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………….. 137

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………. 153

Приложение 1. Социологический опрос студентов в начале
обучения и после участия в экспериментальной работе …………… 153
Приложение 2. Междисциплинарная программа «Художественное
проектирование» ………………………………………………………………………… 157

Во введении заявлена и пояснена актуальность проблематики, обоснован
выбор темы диссертационного исследования, сформулирована цель, определены
объект и предмет диссертационного исследования, обозначены его основные
задачи и гипотеза. Анализ изученности выбранной темы показал её
фрагментарность. Во введении раскрыты методы, использованные автором в
процессе работы, определены научная новизна, теоретическая и практическая
ценность проведенного исследования, наиболее значимые, имеющие признаки
новизны, авторские положения вынесены на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты проблемы
формирования ценностных ориентации студентов-дизайнеров» выявлено
современное состояние заявленной проблемы в рамках российского
профессионального образования, разработана структурно-содержательная
модель развития ценностных ориентаций студентов, будущих дизайнеров, а
также совокупность педагогических условий ее результативной работы.
Понятие «ценностные ориентации» раскрывается в диссертации как
идеологические, политические, моральные, эстетические и иные основания
оценки индивидуумом феноменов реальности, социальных событий и проблем.
Предложеннаясистемаценностныхориентацийвключает
содержательную и практическую направленность индивида, формируя основу
отношения к реальности, материальным и духовным ценностям, к людям и себе.
Таким образом, мировоззрение, формируя жизненную мотивацию становится
базой индивидуальной «философии жизни».
Образуя структуру ценностных ориентаций студентов – дизайнеров,
исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Куделич,
Н.М. Мухамеджанова, С.Л. Рубинштейн, О.Г. Селивоненко, В.А. Ядов и др.)
определяют три базовых элемента ценностных ориентаций: когнитивный,
эмотивный и поведенческий. Первый из них представляет собой компонент
знания, второй – эмоции, третий, производный от оценки зависим от личных
ценностных ориентаций.
Автор исследования считает, что под ценностными ориентациями
студентов-дизайнеров следует рассматривать не только весь спектр социальных
ценностей (идеологические, политические, моральные, эстетические и др.) и
способов организации своего поведения в соответствии с осознанными
мотивами, присущих любой личности, но также специальные знания и умения,
основанныенахудожественно-эстетическомразвитииличности,
способствующие полноценной профессиональной и творческой реализации
личности.
Принимая во внимание специфику предмета диссертационного
исследования, автором диссертации уточнена дефиниция «художественно-
творческая деятельность» и представлена в виде значимого элемента
профессиональной подготовки студентов, развития их ценностных ориентаций.
Художественно-творческая деятельность – система духовных и
материальных устремлений общественно-развитой личности, предполагающая
генерирования оригинального содержательного и оценочного представления об
опредмечивании ключевых ценностей и реализацию их на практике через
обращение к продуцированию предметно-пространственной среды.
В первой главе определена элементная структура художественно-
творческой деятельности с позиции функционального подхода (таблица
приведена в Положениях, вынесенных на защиту).
Развитие ценностных ориентаций студентов, обучающихся на дизайнера,
в диссертации показано как: а) интериоризация общих и специальных ценностей
культуры в целом, б) интериоризация профессиональных знаний и умений, в)
владение методами творчества, г) обладание мотивацией занятию дизайном как
сфере основной профессиональной деятельности.
В главе через раскрытие содержания этапов формирования ценностных
ориентаций, предложен механизм развития данных ориентаций студентов,
обучающихся на дизайнера в процессе художественно-творческой деятельности.
Рассмотрены и проанализированы специфические аспекты особенностей
содержания образования в таких школах, как: Баухауз, Высшая школа дизайна в
Ульме (Ульмская школа), ВХУТЕМАС—ВХУТЕИН. Сделан вывод о том, что к
середине ХХ в. в мире, несмотря на разность политических систем, сложилось
сходное представление о дизайн-образовании в части организации предметно-
пространственной и общей материальной среды жизни, социальной,
коммерческой и творческой реализации дизайн-проектов.
В процессе исследования установлено, что при переходе к
информационному обществу в дизайн-образовании необходима принципиальная
ревизия многих традиционных форм и методов, на смену которым должны
прийти новые. Прежде всего, это касается предельной специализации, отказа от
«индивидуального» творчества в пользу работы в команде, при максимальном
поддержании и сохранении творческой индивидуальности дизайнера.
На формирование глобальной концепции дизайн-образования оказывали
влияние не только талантливые личности (У. Моррис и др.), но и такие
профессиональные школы дизайна ХХ в. как БАУХАУЗ и ВХУТЕМАС-
ВХУТЕИН, которые стремились реализовывать творческие и инженерно-
технические инновации. Ценность школ была не просто в кадрах и бренде, а,
прежде всего, в поддержании духа смелого поиска и свободного эксперимента.
В этих условиях развивалась и педагогическая теория дизайн-образования.
Передовые дизайн-школы и развивающиеся в них направления существенно
опережая практику, формировали базу работающих сегодня систем подготовки
дизайнеров. Получив такое образование, сегодняшний дизайнер в условиях
глобализации имеет широкие перспективы творческого поиска и эксперимента.
Ярким свидетельством серьезных изменений стал глобальный рынок труда
в период «до пандемии», когда были востребованы кадры высшей квалификации
значительно большего количества, чем их было в наличии. Проблема в том числе
и в том, что дизайнера-профессионала сложно подготовить. За рубежом
российские педагоги ищут испытанные и апробированные подходы к
концептуальному осмыслению сложностей дизайн-образования, равно как и
опыт лучших практик преподавания.
Как обязательная составляющая учебно-воспитательного процесса,
технологическая практика ориентирована на применение и закрепление теории,
раскрытие творческих, эвристических и профессиональных способностей
практикантов. В Германии, Англии и других странах, в отличие от России,
принят сбалансированный подход к практике, как наиболее эффективному
инструменту реализации теории, а также креативных данных дизайнера. В
современном российском дизайн-образовании пока отсутствует баланс синтеза
теории и практики.
В главе выявлены и обоснованы педагогические условия
профессиональной подготовки дизайнеров, определенные как комплекс
взаимосвязанныхпотенциаловобразовательнойиматериально-
пространственной среды, скомплектованных для развития профессиональных и
личностных характеристик студентов-дизайнеров.
Принимая во внимание специфику дизайнерского творчества,
находящегося на стыке художественного и проектного начала и требования,
предъявляемые к молодому специалисту, следует сказать, что неотъемлемыми
элементами развития ценностных ориентаций студентов следует считать
педагогические условия:
1.формирование творческой образовательной среды, выстроенной на
принципах ценностного отношения к профессиональной деятельности,
проявления инициативности в принятии творческих решений и рефлексивности
во время межличностных контактов;
2.мотивация на самостоятельную профессиональную деятельность
каждого студента.
3.разработка и внедрение комплекта творческих заданий и проектов,
предусматривающих решение культурно-эстетических и духовно-нравственных
задач, направленных на формирование дизайн-мышления и мотивацию к
профессиональной деятельности;
4.использование комплекса форм и методов обучения дизайнеров,
современных средств проектирования, позволяющих создавать множество
решений проектирования и организации пространства по современным
стандартам.
Ведущим при организации учебного процесса автор считает «принцип
композита», предложенный Е.А. Кольцовой, сочетания теории и практики,
активного вовлечения студентов-дизайнеров в квазипрофессиональную
деятельность, где обеспечивается выбор и коррекция методов, форм и средств
обучения, не выходя за пределы задач высшего образования.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию
ценностных ориентаций студентов-дизайнеров в художественно-творческой
деятельности» реализована практическая оценка изменений выявленных
ценностных ориентаций студентов на основе применения оригинальной
методики в учебном процессе, базирующемся на предложенных автором
(структурно-содержательная модель) педагогических условиях. В завершение, в
главе приведены итоги проведенного автором эксперимента.
Используемые подходы к системе обучения будущих дизайнеров в
процессе организации художественно-творческой деятельности в высшем
учебном заведении и роль в ней ценностных ориентаций студентов
представлены на рисунке 1.
В диссертации выделены оригинальные подходы к модели формирования
ценностных ориентаций будущих дизайнеров при обучении в высшем учебном
заведении, которые представлены на рисунке 2.
При реализации данной модели используются следующие педагогические
подходы: культурологический, аксиологический, личностно-ориентированный,
рефлексивно-деятельностный.
Модель объединяет следующие компоненты: целевой (цель, задачи, общие
и специальные педагогические принципы, педагогические условия),
содержательный, процессуальный, диагностико-результативный.
Модель применялась в эксперименте по развитию ценностных ориентаций
студентов-дизайнеров в их художественно-творческой деятельности в рамках
осуществления образовательного процесса УВО МХПИ. Всего в
экспериментальной деятельности участвовало 436 студентов старших курсов.
На организационной стадии были осуществлены следующие мероприятия:
−Создана экспериментальная база и отобраны участники;
−Выявлены параметры развития ценностных ориентаций студентов
первого курса, ранжируемых по простой шкале: от низкого к среднему и от него
к высокому;
−Определены критерии: наличие необходимого уровня понимания
содержания ценности, способности её истолкования (когнитивный компонент),
осознание взаимосвязи ценностных ориентаций, результатов и оценки
деятельности(эмоционально-оценочный,деятельностный,креативный
компоненты), личностная подготовленность к актуализации ценностей
(эмоционально-оценочный,деятельностный,креативныйкомпоненты),
мотивация к художественно- творческой деятельности) и показатели каждого
критерия. В результате сформирована комплексная модель ценностных знаний,
отношений и качеств студента-дизайнера и будущего специалиста;
−Определены методики диагностики (Опросник терминальных
ценностей (И.Г. Сенин), методика ценностных ориентаций М. Рокича,
диагностика невербальной креативности (методика Е. Торренса, адаптирована
А.Н. Ворониным, 1994); «Большая пятерка качеств личности».
Система обучения
будущих дизайнеров
в процессе организации
художественно-творческой
деятельности в высшем учебном
заведении

Профессионально-
Формирование ценностных
Учебно-методическаядеятельностная среда:
ориентаций студентов-дизайнеров:
среда:- художественно-
– процесс интериоризации ценностей
– учебно-методическийэстетическая деятельность
мировой художественной культуры,
комплекс- научно-исследовательская
нормативно-профессиональных,
– профессорско-работа
профессионально-эстетических
преподавательский состав- проектная деятельность
знаний в области художественной
– формы и методы- участие в конкурсах,
культуры и способов творческого
обучениявыставочных мероприятиях
самовыражения, направленных на
– современныеи т.п.
выработку устойчивых мотивов,
информационные- прохождение
установок, потребностей к
технологии обученияпроизводственной
профессиональной деятельности
практики

Рис. 1. Система обучения будущих дизайнеров в процессе организации художественно-творческой деятельности
в высшем учебном заведении
Социальный заказ на высококвалифицированные кадры, способные
через творческое проецирование предметно-пространственной среды
формировать условия для поддержания и транслирования от
поколения к поколению ключевые ценности культуры

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ:
Цель: эффективное формирования ценностных ориентаций Задачи: формирование ценностного отношения, развитие
будущих дизайнеров в процессе обучениямотивации к творчеству, проецирование художественно-
в высшем учебном заведенииэстетических знаний на профессиональную деятельность, развитие
ценностных качеств студентов-дизайнеров
Общие педагогические принципы: единства, связности,Специальные педагогические принципы: применения
развития, обратной связи, междисциплинарности,ценностного отношения к профессиональной деятельности,
компетентностного подхода и др.проявления инициативности в принятии творческих решений и
рефлексивности во время межличностных контактов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
формирование творческой образовательной среды, выстроенной на принципах ценностного отношения к профессиональной деятельности,
разработка и внедрение комплекта творческих заданий и проектов, предусматривающих решение культурно-эстетических и духовно-
нравственных задач, направленных на формирование дизайн-мышления и мотивацию к профессиональной деятельности; использование
комплекса форм и методов обучения дизайнеров, современных средств проектирования, позволяющих создавать множество решений
проектирования и организации пространства по современным стандартам.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:
авторская программа по формированию ценностных ориентацийэтапы формирования ценностных ориентаций, методы, приемы,
в художественно-творческой деятельности, методическиесредства, формы обучения, способствующие эффективному
материалы и дополнительные проектыформирования ценностных ориентаций
ДИАГНОСТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ: определение уровней развития ценностных ориентаций студентов
(низкий, средний, высокий) на основе использования критериев оценки, показателей и диагностических методик
Результат: переход на более высокий уровень сформированности ценностных ориентаций будущих дизайнеров

Рис. 2. Модель формирования ценностных ориентаций будущих дизайнеров в ходе осуществления
художественно-творческой деятельности при обучении в высшем учебном заведении
Чтобы собрать объективные данные о степени развития ценностных
ориентаций студентов, автором диссертации были разработаны специальные
критерии: оценки уровня знаний художественно-творческой деятельности;
наличие ценностных отношений; уровень художественно-эстетического
развития студента, умение его практической реализации при решении
профессиональных творческих задач (творческое самовыражение); уровень
профессиональной мотивации (постановка цели художественно-творческой
деятельности; наличие и способность раскрытия творческого потенциала;
образовательная, общественная и научная активность).
На второй стадии (реализации):
−Уточнена совокупность педагогических условий развития
ценностных ориентаций студентов, обучающихся на дизайнера в пределах
осуществления образовательного процесса;
−Проведены: предэкспериментальный срез (констатирующий этап
эксперимента, были сформированы контрольная и экспериментальная группы,
которые были ранжированы по уровням сформированности ценностных
ориентаций внутри каждой группы);
−Осуществлена рабочая проверка совокупности педагогических
условий реализации процессов развития ценностных ориентаций студентов в их
учебнойибудущейпрофессиональнойхудожественно-творческой
деятельности, реализация модели развития ценностных ориентаций, за которой
следовал финальный срез. Важным условием здесь стала проверка
релевантности итоговых результатов.
На третьем этапе (стадии констатации): был завершен, обобщен и описан
эксперимент, сделаны выводы. В этом этапе сложилась общность работ,
ориентированных на определение количественных и качественных параметров
результатов, их интерпретацию для формализации доступных, сопоставимых
данных, демонстрирующих сущность выявленной закономерности по
рассматриваемым вопросам формирования ценностных ориентаций студентов в
ходе их художественно-творческой деятельности.
Результаты экспериментальной группы продемонстрировали 10-
процентный рост числа испытуемых с высоким уровнем развития ценностных
ориентаций, тогда как контрольная группа продемонстрировала стагнацию
показателей.
На четвертом этапе интерпретации проводился анализ теоретического
осмысления проведенного исследования и формализации результатов. Их
диапазон в экспериментальной и контрольной группах указывал на успех
развития ценностных ориентаций студентов, обучающихся на дизайнера,
результативнее при реализации совокупности предложенных автором
настоящего исследования педагогических условий. Полученные в ходе
эксперимента результаты показаны на рисунке 3.

Сравнение динамики процесса формирования
ценностных ориентации будущих дизайнеров на
констатирующем и завершающем этапах
экспериментальной работы
60,1
6055,557,3
53,2
40
27,728,9
3026,626,6

17,719,1
2016,1
10
Контрольная группаЭкспериментальнаяКонтрольная группаЭкспериментальная
группагруппа
НизкийСреднийВысокий
Констатирующий этапЗавершающий этап

Рис. 3. Основные результаты экспериментальной работы

Приведенные показатели демонстрируют ярко выраженную динамику в
экспериментальной группе, которая отмечена в степени сформированности
ценностных ориентаций студентов после использования авторской
совокупности педагогических условий. Все параметры экспериментальной
группы показали, что число студентов, имеющих высокий уровень существенно
выросло, тогда как в контрольной группе изменений не наблюдалось.
Результаты экспериментального исследования позволили прийти к
определенным выводам:
1.Доказана актуальность проблемы развития ценностных ориентаций
студентов-дизайнеров по профилю профессии, что обусловлено переходом к
информационному обществу, ужесточением конкуренции на рынке труда и
творчества, растущими требованиями к профессионализму дизайнера. Все это
лично значимо для готовящих себя к профессиональной карьере и относительно
слабо разработано в доктрине.
2.Уточнены понятия «художественно-творческая деятельность»,
«ценностные ориентации студентов-дизайнеров»; выявлены возможности
влияния художественно-творческой деятельности на развитие ценностных
ориентаций в изучаемых группах. На уровне теории было разработано и
доказано экспериментом, что развитие ценностных ориентаций студентов-
дизайнеров предполагает их активное вовлечение в профессиональную
художественно-творческую деятельность.
3.Предложены педагогические условия развития ценностных
ориентаций студентов-дизайнеров в рамках реализации ими художественно-
творческих проектов.
4.Концептуально аргументирована и экспериментально проверена
модель развития ценностных ориентаций студентов, обучающихся дизайну, в
ходе художественно-творческой деятельности, предложено и практически
апробированоавторскоеметодическоеобеспечение(методические
рекомендации, спецкурс, оценочно-критериальный инструментарий).
5.Мониторинг результатов авторского исследования дает возможность
с высокой степенью достоверности установить, что успешное развитие
ценностных ориентаций студентов, обучающихся на дизайнера, в ходе их
художественно-творческой деятельности в рамках учебного процесса достижим
при комплексной реализации предложенных в работе педагогических условий.
Перспективы исследования состоят в предложении оригинального
авторского подхода к решению заявленной проблемы, который позволит решить
часть наиболее актуальных и насущных вопросов, а также сформировать основу
для последующих исследований. Это может быть дальнейший, применительно к
потребностям развивающегося информационного общества, поиск новых путей
(способов, методов, подходов, технологий) развития в вузе ценностных
ориентаций студентов-дизайнеров, корректировка предложенной автором
модели в процессе развития профессиональных компетенций магистрантов-
дизайнеров.

Актуальность исследования. В условиях глобализации
экономики и цифровизации общества вопрос направленности
отечественного образования активно обсуждается в научной среде. При
этом следует полагать, что современному образованию в России важно в
полной мере отвечать не только требованиям технократического развития
социума, но и быть направленным на преодоление духовно-
нравственного кризиса молодежи.
С этих позиций реформирование высшей школы необходимо
связывать не только с акцентированием внимания на расширении
профессиональных компетенций обучаемых, но и способствовать
всестороннему духовному и культурному развитию индивида. Это
основано на том, что обществу нужны активные, независимые
специалисты, способные непрерывно развивать свои личные и
профессиональные качества, готовые сотрудничать и взаимодействовать.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России [56], перед организациями
высшего образования стоит задача формирования нравственной, духовно
развитой, знающей и понимающей традиции национальной и глобальной
культуры, готовую сотрудничать и нести ответственность за
выполняемую работу, личности.
Ценностные ориентации рассматриваются в исследовании в рамках
совокупности наук о человеке и обществе: социологии и психологи,
социальной антропологии и философии, а также педагогики. Именно они
лежат в основе профессиональной деятельности дизайнера, поскольку его
творчество ориентированно на человека, его предметно-
пространственное окружение, что определяется набором ценностей. В
педагогической доктрине ценностные ориентации личности соотносятся
с личностными предпочтениями. Вместе они становятся индикаторами
отношения человека к внешнему миру, в том числе мировоззрения и
личностных установок (Д.А. Леонтьев [70]). Кроме того, доктрина
нередко интерпретирует их в значении ценности (С.Л. Рубинштейн
[104]). Третьим подходом следует назвать систему устоявшихся
ценностных ориентиров, задающих или формирующих потребности
личности, а также её интересы и мотивы поведения (В.Г. Асеев [9],
Л.И. Божович [18], А.Г. Здравомыслов [43] и др.). Кроме того, они
рассматриваются и как система сложившихся установок (Д.Н. Узнадзе
[125], В.А. Ядов [150] и др.).
Дизайн является обширнейшей областью знаний, касающихся
разных сфер человеческой деятельности. Искусство художественного
проектирования – дизайн – сегодня признано одним из наиболее
эффективных способов трансформации окружающего человека мира.
Отсюда, спецификой обучения творческим специальностям прикладного
характера, к которым в полной мере относится и дизайн, выступает
необходимость формирования у обучаемых их ценностных ориентаций
на основе художественно-эстетических знаний в процессе реальной
практико-ориентированной творческой деятельности.
В настоящее время профессия дизайнера – одна из самых
востребованных и необходимых, поскольку даёт возможность
проектировать и создавать среду. Деятельность дизайнера связана с
созданием интерьера, формированием «вмещающего» ландшафта и
художественного пространства, в которых человек находится постоянно.
Это требует от специалистов максимального учета характера вида
деятельности людей, для которых создается интерьер, а также
соответствия оформления и наполнения пространства определенным
целям и функциям. Можно утверждать, что от грамотного
профессионально выстроенного содержания образования будущих
специалистов-дизайнеров, направленного на формирование их
ценностных ориентаций, зависит физическое и психологическое
состояние будущего общества.
Для оптимального развития творческого самовыражения
необходимо сформировать у студентов способность рефлексии, помогая
им выработать представление о самом себе; развить познавательную
деятельность, направленную на сознание себя как личности, своих
идеалов, чувств, увлечений, творческого «Я» через общение с
искусством.
Степень научной разработанности проблемы. В современных
научных исследованиях и теории проблематика темы диссертации
изучена фрагментарно. Важным направлением исследований является
подготовка студентов как особой социально-психологической и
возрастной группы (Б.Г. Ананьев [4], Н.В. Кузьмина [61],
Ю.Н. Кулюткин [63], А.А. Реан [107]). Вопросы формирования и
функционирования организационных структур педагогического
управления оптимальными условиями образования раскрыты в работах
В.П. Беспалько [16], М.М. Поташник [99], В.И. Симонова [113],
Т.И. Шамовой [139].
Педагогика дизайна освящена в работах В.Р. Аронова [8],
В.Л. Глазычева [30], Н.И. Дружковой [35], А.В. Ефимова [37].
Современные принципы, формы и методы дизайн-образования отражены
в исследованиях У.В. Арестовой [7], Н.А. Ковешниковой [53],
Е.А. Кольцовой [55], А.А. Никулина, Е.Ф. Рунге [105, 106],
В.В. Сеньковского, В.С. Шклярова [141] и др. Вопросы формирования
ценностных ориентаций подняты в трудах М.Ю. Кузьминова [62],
Е.А. Подольской [96], В.Д. Ермоленко [36] и др.
Подъем образования художественно-промышленной
направленности в России пришелся на начало 20-х годов ХХ века.
Именно в этот период в рамках деятельности ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН
развивалась, в том числе, и школа авангардного дизайна, объединяющая
выдающихся дизайнеров-авангардистов Г.Г. Клуциса [52], А.
М. Родченко [103], В. Е. Татлина [120] и др. С середины ХХ века
различные вопросы профессионального дизайна разрабатывались
учеными Всероссийского научно-исследовательского института
технической эстетики (ВНИИТЭ).
Анализ существующих сегодня исследований подтверждает
интерес к проблемам повышения качества высшего профильного
образования и формирования ценностных ориентаций выпускников
вузов. Исследования в области дизайнерского образования широко
раскрывают следующие проблемы: формирование профессиональных
компетенций (Е.А. Кольцова [55]), формирование художественно-
эстетических умений у студентов педвуза (Е.В. Борисова, 2009 г.),
креативности (М.В. Щербакова [142]), художественно-проектной
подготовки (О.Ю. Амелина [3], П.А. Ковешников [54]),
сформированности творческого потенциала специалистов в области
«Дизайн» (И.С. Каримова [48]), разработка модульной программы как
средства управления самостоятельной работой студентов (В.М. Никитин,
2005 г.), педагогических условий формирования умений самостоятельной
деятельности студентов (Е.Г. Жданова, 2007 г. [40]), применение в
обучении информационно-коммуникационных технологий (О.С. Шкиль,
2014 г. [140]).
Анализ степени изученности темы демонстрирует противоречие
между актуальностью темы и дефицитом комплексных научных
исследований, их фрагментарностью, несмотря на кажущееся
разнообразие и обилие исследований. Проблемы ценностного
ориентирования в процессе художественно-творческой деятельности
пока исследованы далеко не в той мере, как это требует рынок и
педагогическая наука.
Таким образом, анализ состояния современного дизайнерского
образования показывает наличие группы противоречий между:
 потребностью современного информационного общества в
ценностно-ориентированных специалистах – профессионалах и
слабостью (концептуальной, методической) реальной
профессиональной подготовки в российских образовательных
организациях;
 объективной взаимной обусловленностью прикладной
дизайнерской работы, требующей высокого художественно-
эстетического уровня и относительно слабой теоретической
основы такой взаимообусловленности;
 потребностью в ценностных ориентациях молодых дизайнеров
и относительной слабостью, фрагментарностью реализации
механизмов «запуска» этого процесса в российском высшем
образовании.
Обозначенные противоречия указывают на главную проблему
исследования – эффективность педагогических и организационных
процессов формирования ценностных ориентаций молодых дизайнеров в
системе высшего образования. Это позволило сформулировать тему
диссертации: «Формирование ценностных ориентаций студентов-
дизайнеров в условиях профессионального образования».
Объект исследования: процесс подготовки дизайнеров в
российском высшем образовании.
Предмет исследования: совокупность педагогических условий
формирования ценностных ориентаций дизайнеров, обучающихся в
организациях российского высшего профессионального образования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить выделенные в исследовании базовые условия организации
процесса обучения будущих дизайнеров в высшем учебном заведении,
направленного на приобретение студентами ценностных ориентаций.
Гипотеза диссертации: Эффективность формирования
ценностных ориентаций дизайнеров в вузе достигается в процессе:
 внедрения в практику обучения практико-ориентированной
структурно-содержательной педагогической модели
формирования ценностных ориентаций, которая
характеризуется открытостью, адаптивностью,
интегративностью, а целью обучения становится генерация
новых знаний и умений обучаемых в области дизайна на основе
использования художественно-эстетических и нравственных
начал;
 если система обучения, построенная на широких знаниях в
области культуры и искусства, предусматривает применение
современных информационных технологий, то у студентов
стимулируется творческая активность, индивидуальность,
эмоционально-мотивационное отношение к учебе и профессии
как значимой ценности;
 профессиональное обучение дизайнеров реализуется при опоре
на педагогические условия, которые позволяют эффективнее
организовать образовательный процесс будущих специалистов
и совершенствовать процесс формирования ценностных
ориентаций студентов.
Задачи:
1. Выявить уровень доктринальной разработки темы в
педагогической науке, а также практике российского высшего
профессионального образования, уточнив применимый понятийный
аппарат, а также базовые дефиниции: «ценность» и «ценностные
ориентации».
2. Раскрыть и научно обосновать особенности художественно-
творческой деятельности в профессии дизайнера, выделить ее функции и
компоненты с позиции практикующего дизайнера и педагога.
3. Разработать практико-ориентированную структурно-
содержательную модель формирования ценностных ориентаций в
процессе подготовки будущих дизайнеров.
4. Определить педагогические условия организации процесса
обучения дизайнеров, позволяющих осуществить формирование
культуротворческой образовательной среды, стимулирующей
креативный потенциал обучающихся в сфере ценностных ориентаций.
5. Разработать содержание междисциплинарной модульной
программы «Художественное проектирование» (творческие задания –
проекты, задачи программы, технологическую карту проектов и др.),
способной обеспечить индивидуальную коррекцию творческого
развития.
6. Подготовить методические рекомендации по развитию
ценностных ориентаций студентов, обучающихся дизайну.
Методологической и теоретической основой исследования
явились:
 фундаментальные труды по теории обучения и воспитания
(А.С. Макаренко [76], К.Д. Ушинский [126] и др.); разработки
ученых-педагогов по теории развивающего обучения
(В.В. Давыдов [33], Д.Б. Эльконин [144] и др.), научная
концепция психологического основания творческой
деятельности Л.С. Выготского [26]; логическая и ассоциативная
теория мышления С.Л. Рубинштейна [104], теория
формирования учебной деятельности (В.Т. Лисовский [72],
И.С. Якиманская [153] и др.);
 доктринальные подходы и концепции ценностей: личностно-
ориентированный подход (В.А. Беликов [15], В.Я. Ляудис [75] и
др.), культурологический (Н.Н. Алексеев [2], B.C. Библер [17],
Е.В. Бондаревская [20] и др.), деятельностный (А.В. Мудрик
[79], Г.И. Щукина [143] и др.);
 труды российских учёных по вопросам формирования
ценностных ориентаций (В.Д. Ермоленко [36], М.Ю. Кузьминов
[62], Е.А. Подольская [96] и др.) и их структуре (Б.Г. Ананьев
[4], А.А. Куделич [59], Н.М. Мухамеджанова [80],
С.Л. Рубинштейн [104], О.Г. Селивоненко [110], В.А. Ядов
[150] и др.);
 основные положения теории и практики дизайн-образования
(О.И. Генисаретский [28], Г.Г. Курьерова [65], А.Н. Лаврентьев
[67], В.Ф. Сидоренко [111], С.О. Хан-Магомедов [138] и др.) и
проектной культуры в целом (В.Л. Глазычев [29], А.В. Ефимов
[37], Н.А. Ковешникова [53], В.В. Сеньковский и др.).
 семиотические исследования в области освоения языка новых
информационных технологий в обучении (Р. Барт [14],
Ю.М. Лотман [74] и др.); работы по интегрированному подходу
к организации процесса обучения (И.Э. Кашекова,
Л.Г. Савенкова [109], Б.П. Юсов [147, 148] и др.).
Применялись следующие методы исследования: анализ
специальной литературы, контент-анализ рабочих программ подготовки
дизайнеров, педагогический эксперимент, методы экспертных оценок,
математической статистики, анализ творческих работ студентов,
социологический опрос и его интерпретация.
База исследования: учреждение высшего образования
«Московский Художественно-Промышленный Институт» (далее – УВО
МХПИ). В эксперименте приняли участие преподавательский состав
кафедры «Дизайн среды» и студенты 1–4 курсов направления подготовки
54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриата) очной формы обучения с
первого по восьмой семестры включительно. Всего в эксперименте
приняло участие 436 человек из числа обучающихся по специальности
«Дизайн» и 12 человек преподавательского состава.
Эмпирическая основа работы:
 междисциплинарная программа «Художественное
проектирование» на кафедре «Дизайн среды» учреждения
высшего образования «Московский художественно-
промышленный институт»;
 личная педагогическая практика соискателя диссертационного
исследования в организации процесса обучения на кафедре
«Дизайн среды» УВО МХПИ по направлениям: среднее
специальное образование, бакалавриат и магистратура;
 работа в качестве практикующего дизайнера.
Этапы исследования (2014 – 2020 гг.)
I – предварительный (2014 – 2016 гг.)
На первом этапе была осуществлена диагностика уровня развития
ценностных ориентаций студентов, обучающихся на дизайнера, которая
показала слабость, фрагментарность такого развития, не соответствие
целям обучения, что, соответственно, подтвердило актуальность
построения работоспособной педагогической модели воздействия на
личность в целях формирования и развития ценностных ориентаций с
учётом профиля получаемого образования в сфере дизайна, определения
её структуры, содержания, ключевых элементов и педагогических
условий успешной реализации.
II – экспериментальный (2016 – 2019 гг.)
Данный этап подразумевал участие студентов в обучении по
разработанной соискателем программе «Художественное
проектирование». В качестве проектных заданий студентам
предоставлялась возможность участвовать в разработке дизайн-проектов
с социально-значимой целью. Все проекты были реальными,
выполнялись для реализации конкретных частных и государственных
заказов.
III – заключительный (2019 – 2020 гг.)
Были проанализированы ход и промежуточные результаты
формирования ценностных ориентаций обучающихся на дизайнера на
констатирующем и финальном этапах эксперимента; применение
авторской методики на фоне стабильности среднего показателя
контрольной группы обеспечила планируемое повышение показателей в
экспериментальной группе.
Научная новизна. Создана, научно обоснована и проверена на
практике модель процесса развития ценностных ориентаций студентов –
дизайнеров в системе целевого, содержательного, процессуального и
диагностико-результативного элементов. Главными характеристиками
авторской программы являются открытость, адаптивность и
интегративность. Цель – генерация новых знаний и умений обучаемых в
области дизайна на основе использования художественно-эстетических и
нравственных начал.
Концептуально обоснована совокупность педагогических условий,
обеспечивающих развитие ценностных ориентаций студентов –
дизайнеров, включающая:
1. культуротворческую среду обучения, выстроенную на
принципах ценностного отношения к профессиональной деятельности,
проявления инициативности в принятии творческих решений и
рефлексивности во время межличностных контактов.
2. комплект творческих заданий и проектов,
предусматривающих решение культурно-эстетических и духовно-
нравственных задач, направленных на формирование дизайн-мышления
и мотивации к профессиональной деятельности.
3. комплекс форм и методов обучения дизайнеров, современных
средств проектирования, позволяющих создавать множество решений
проектирования и организации пространства по современным
стандартам.
Теоретическая значимость. Дано авторское определение понятия
«ценностные ориентации» студентов-дизайнеров – это мировоззрение и
ядро мотивации жизнедеятельности, база жизненной концепции и
«философии жизни», основанные на художественно-эстетическом
развитии личности, способствующие ее полноценной профессиональной
и творческой реализации, формирующие направленность личности, ее
позицию относительно духовных и материальных ценностей, отношение
к окружающему миру, людям и себе самому.
Уточнено понятие «формирование ценностных ориентаций», под
которым понимается интериоризация ценностей культуры.
Определены и научно аргументированы педагогические
особенности развития ценностных ориентаций, содействующих
качественной и результативной профессиональной подготовке
дизайнеров (коллективное сотрудничество, сотворчество преподавателей
и студентов, представителей научных и профессиональных сообществ,
современное компьютерное ПО).
Уточнена дефиниция понятия «художественно-творческая
деятельность», под которой следует понимать элемент профессиональной
подготовки, в рамках которой художественная и всякая творческая
деятельность признается социальным процессом, построенном на
определенной деятельности, требующим высокой личностной
эмоционально-эстетической активности, способности студента
продуцировать оригинальный, креативный и востребованный на рынке
продукт в мыслительной, характерологической, качественной динамике
личности.
Практическая значимость. Разработана оригинальная авторская
модульная программа «Художественное проектирование» по созданию
творческих проектов и методические рекомендации по организации и
сопровождению профессиональной структурно-содержательной модели,
ориентированные на обеспечение результативности педагогического
процесса развития ценностных ориентаций студентов-дизайнеров.
Положения и выводы работы будут практически полезны в деле
организации учебного процесса и творческой деятельности в вузах,
готовящих дизайнеров.
Личный вклад соискателя:
 теоретически обоснована и концептуально оформлена
совокупность педагогических условий, позволяющих развить
ценностные ориентации будущих дизайнеров в процессе их
художественно-творческой деятельности, к которым следует
отнести: формирование творческой образовательной среды,
повышение мотивации к профессиональной деятельности,
комплект творческих заданий и проектов, предусматривающих
решение культурно-эстетических и социально-
ориентированных задач; комплекс форм и методов обучения
дизайнеров, современных средств проектирования.
 теоретически разработана и экспериментально апробирована
модель развития ценностных ориентаций, в составе которой
целевой, содержательный, процессуальный и диагностико-
результативный элементы;
 проведена разработка необходимых методических
инструментов повышения эффективности процесса обучения
дизайнеров в высшем учебном заведении;
 осуществлено внедрение результатов исследования в
педагогическую практику высшего образования.
Достоверность научных положений и обоснованность выводов
диссертации базируется на общей теории ценностей, педагогической
теории, истории дизайна и художественного образования. Автором
обобщён педагогический опыт российских и зарубежных
образовательных учреждений художественной направленности. Также
исследование подтверждается личной педагогической и дизайнерской
практикой соискателя.
Апробация и внедрение результатов исследования происходили
в процессе внедрения в образовательный процесс УВО МХПИ
программы «Художественное проектирование», которая была введена в
реальный процесс обучения будущих дизайнеров.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в
ходе опытно-экспериментальной работы. Обсуждались на заседаниях
ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству»,
применяются в учебном процессе кафедры «Дизайн и искусствоведение»
Уфимского государственного нефтяного технического университета,
внедрены в практику работы научного вебинара «Формирование
культурных и культурно-творческих компетенций обучающихся и
педагогов как основа формирования культуры социальных отношений»,
проводимого ФГБНУ «Институт художественного образования и

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование ценностных ориентаций студентов-дизайнеров в условиях профессионального образования»

    Публикации автора в научных журналах

    Историческая и социально-образовательная мысль.- 2– Т.7 №6-- С. 184
    Натуральный камень в интерьерной среде
    Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2- №-С. 307
    Фестивально-конкурсное движение в высшем образовании – условие воспитания и прогнозируемого самообразования
    Педагогика искусства. - 2- №- С. 57
    Проектное обучение как метод формирования ценностных ориентаций будущих дизайнеров
    Педагогика искусства. - 2-№- С. 85
    Проблема формирования ценностных ориентаций в отечественном образовательном процессе на примере дизайнеров
    ОбразРодины: содержание, формирование, актуализация. Материалы IVМеждународной научной конференции. - М.: УВО МХПИ, 2- С. 398
    Разработка и модернизация образовательных программ высшего образования в соответствии с ФГОС 3++ и профессиональными стандартами на примере программы 01 «Дизайн»
    Перспективы высшего дизайн-образования в условиях ФГОС 3++. МатериалыМежвузовской научно-методической конференции. - М.: УВО МХПИ, 2- С.26
    Изучение особенностей храмозодчества России как метод формирования духовно-нравственных качеств студентов
    ОбразРодины: содержание, формирование, актуализация. Материалы IIIМеждународной научной конференции. - М.: УВО МХПИ, 2- С.562-565
    Метод сохранения историко-культурного наследия на примере реновации завода «Красный луч»
    Образ Родины: содержание,формирование, актуализация. Материалы V Международной научнойконференции. - М.: УВО МХПИ, 2- С.590

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»