Формирование деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в условиях вуза

Кузьменко Александр Николаевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ВУЗА……………………………………………………… 22
1.1 Эволюция моделей архитектурного образования в
отечественной и зарубежной
педагогике………………………………………………………………… 22
1.2 Деонтологический подход к профессиональной подготовке
будущих архитекторов в условиях вуза ………………………………… 38
1.3 Критерии и показатели уровня сформированности
деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза ………… 52
Выводы по главе 1………………………………………………… 77

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ВУЗА ……………………………………………………. 80
2.1 Актуальный уровень сформированности у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза ……………………………… 80
2.2 Модель формирования деонтологической готовности
будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза ……………………………………………………………. 99
2.3 Содержательно-дидактическое, методическое и
технологическое обеспечение формирования деонтологической
готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза …………………………………………… 115
2.4 Динамика сформированности деонтологической готовности
будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза …………………………………………………………… 147
Выводы по главе 2………………………………………………… 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 165

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………… 171

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. 194

Введение традиционно содержит общую характеристику работы: обоснова- ние актуальности ее темы, определение степени ее разработанности в педагогике профессионального образования, формулировку объекта и предмета исследо- вания, его цели, гипотезы и задач, раскрытие научной новизны исследования,
его теоретической и практической значимости.
Первая глава «Теоретико-методологические основы формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности» содержит результаты теоретического анализа обо- значенной проблемы. В главе, состоящей из трех параграфов, анализируются исторический опыт и современные тенденции развития архитектурного обра- зования, исследуются сущность и возможности деонтологического подхода к профессиональной подготовке будущих архитекторов, раскрываются структур- ные и содержательные характеристики деонтологической подготовки будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности как педагогического феномена.
На основе анализа работ, посвященных проблемам архитектурного обра- зования (Б.Г. Бархин, Л.В. Данченко, В.А. Киселева, Н.Ф. Метленков, А.В. Степанов и др.), формированию у будущих архитекторов профессионально- проектной культуры (О.И. Генисаретский, А.Л. Гончарова, А.О. Кочева,
Т.В. Кружилина, Н.Б. Крылова и др.), а также деонтологической подготовке специалистов разного профиля (М.П. Васильева, В.М. Гребенникова, Г.А. Караханова, К.М. Кертаева, Е.В. Коробова, К.М. Левитан, И.А. Филатова и др.), феномену готовности к деятельности (В.А. Алаторцев, М.И. Дьяченко, И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, Л.А. Кандыбович, Е.Т. Конюхова, В.А. Крутецкий, Л.С. Нерсесян, В.А. Пономаренко, Д.Н. Узнадзе и др.), был сделан вывод о том, что деонтологическая готовность будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности обеспечивает высокий профессионально-квалификаци- онный уровень работы; качественное выполнение своих профессиональных обя- занностей; выполнение профессионально-проектной деятельности архитектора строго в рамках нормативно-правовой базы; высокую организованность, долж- ное поведение в соответствии с этическим кодексом архитектора; профессио- нальную деятельность в целях достижения блага обществу; развитое чувство долга и моральной ответственности; устойчивость личности и ее стремление к совершенствованию своего труда.
Таким образом, деонтологическая готовность составляет основу саморегуля- ции поведения архитектора при проектировании им архитектурного сооружения и обеспечивает добросовестное выполнение своих обязанностей перед обществом, заказчиком, подрядчиком, коллегами, перед самим собой и профессиональным сообществом в целом.
Деонтологическая готовность будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности представляет собой системно-структурное образование их личности, отражающее их способность брать на себя ответственность перед обществом, заказчиком, коллегами, профессиональным сообществом и перед самим собой за продукты своего труда, самостоятельно принимать адекватные решения в ситуациях морально-этического выбора. Структура деонтологиче- ской готовности включает в себя когнитивный (отражение глубокой осмыслен- ности знаний нормативно-правового регулирования архитектурного проектиро- вания, знания кодекса профессиональной этики архитектора), аксиологический (развитая система социально значимых ценностей, профессиональной направ- ленности личности и социоцентрической мотивации ее поведения), эмоцио- нальный (эмоциональные переживания в процессе решения профессиональных задач, чувство совести, чести, долга и справедливости), рефлексивный (уровень сформированности у будущих архитекторов моральной рефлексии), рацио- нальный (наличие у будущих архитекторов способности к адекватному само- стоятельному выбору и волевому усилию для принятия социально значимого решения в ситуациях морально-этических дилемм) и функциональный (высокая социальная и творческая активность архитектора, его инициативность и обос- нованная принципиальность, способность принимать на себя ответственность перед обществом за продукты своей деятельности) компоненты.
Структурно-содержательные характеристики деонтологической готов- ности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности легли в основу разработанного нами диагностического инструментария, поз- воляющего определить чрезмерно неустойчивый, неустойчивый, устойчивый
в целом и надежно устойчивый уровни сформированности деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности. Диагностический инструментарий основывается на экспертной оценке уровня сформированности каждого компонента интересующей нас готовности. Поми- мо разработанного нами бланка экспертной оценки, для исследования были отобраны три валидные методики, позволяющие выявить особенности и уро- вень развития у будущих архитекторов деонтологических качеств личности – Методика «Ответственность как системное качество личности», разработанная, апробированная и предложенная В.П. Прядеиным, опросник «Морально- этическая устойчивость личности» (И.Г. Тимощук), опросник «Якоря карьеры» Шейна, ориентированный на выявление особенностей карьерных ориентаций респондентов.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формиро- ванию деонтологической готовности будущих архитекторов к профессио- нально-проектной деятельности» представлены результаты педагогического эксперимента, который включал в себя три основных этапа: констатирующий, формирующий и итоговый.
Целью первого констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление актуального состояния деонтологической подготовки студентов, обучающихся по программам бакалавриата соответствующего направления под- готовки. Констатирующий этап эксперимента осуществлялся с помощью эксперт- ной оценки, а также таких методов эмпирического исследования, как анкетирова- ние и тестирование. В качестве экспертов выступили 12 преподавателей, которые с помощью разработанного нами бланка оценивали уровень сформированности у 164 случайно отобранных нами студентов 2 (44) – 3 (41) – 4 (38) – 5 (41) курсов деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности.
Результаты экспертной оценки уровня сформированности деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности свидетельствуют об актуальности поиска действенных методов совершенство- вания их деонтологической подготовки.
Во-первых, было выявлено, что большинство студентов, принявших участие в нашем исследовании, характеризуются в основном неустойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности (рис. 1).
43,29 % студентов характеризуются достаточно неустойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности как системно-структурного образования их личности. Такое же количество студентов, принявших участие в нашем исследовании, характеризовались в целом устойчивым уровнем деон- тологической подготовленности. Следует обратить внимание на тот факт, что чрезмерно неустойчивый уровень был определен у большего числа студентов, чем надежно устойчивый.
Актуальность предпринятого исследования подтверждается и тем фактом, что динамики уровня сформированности у студентов – будущих архитекторов – деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности факти- чески не наблюдается.
Рисунок 1 – Уровень сформированности у студентов деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности.
В целом процентные распределения студентов разных курсов по уровню сформированности деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности идентичны друг другу. Можно отметить только, что высший уро- вень такой подготовки был зафиксирован у 9,77 % студентов второго курса и ни у одного студента 2-го курса, что может быть объяснено спецификой учебных планов, то есть временем преподавания специфической учебной дисциплины – «Профессиональная этика архитектора». Уже к 5-му курсу количество студентов, характеризующихся высшим надежно устойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности, снижается до 7,32 %. Помимо этого, сравнитель- ный анализ интересующих нас показателей свидетельствует об относительном увеличении количества студентов 4–5-х курсов, характеризующихся устойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности к профессионально- проектной деятельности. Такое увеличение обусловлено ростом показателей в основном когнитивного критерия (табл. 1).
Таблица 1
Результаты экспертной оценки уровня сформированности каждого компонента деонтологической готовности студентов разных курсов к профессионально-проектной деятельности
Критерии Когнитивный критерий
Аксиологический критерий Рефлексивный критерий Эмоциональный критерий Функциональный критерий Рациональный критерий
2 курс 2.4 ± 0.4 3.5 ± 0.4 2.9 ± 0.3 3.4 ± 0.4 3.3 ± 0.4 3.0 ± 0.3
3 курс 4.9 ± 0.5 3.7 ± 0.4 3.0 ± 0.4 3.4 ± 0.5 3.5 ± 0.5 3.2 ± 0.3
4 курс 4.4 ± 0.4 3.6 ± 04 3.2 ± 0.4 3.1 ± 0.3 3.4 ± 0.4 3.2 ± 0.4
5 курс 4.2 ± 0.4 3.4 ± 0.5 3.1 ± 0.3 3.0 ± 0.4 3.4 ± 0.5 3.6 ± 0.4
17

От курса к курсу у будущих архитекторов повышается уровень знаний в об- ласти их должного поведения в процессе осуществления профессионально- проектной деятельности. Повышается уровень и рациональной подготовлен- ности, то есть способности будущих архитекторов рационально анализировать ситуации, возникающие при архитектурном проектировании. Таким образом, современное архитектурное образование обеспечивает освоению студентами знаний и развитию их интеллектуальных способностей. Однако результаты сравнительного анализа уровня сформированности других компонентов деонто- логической готовности студентов разных годов обучения показывает отсутствие достоверно значимой положительной динамики. Результаты исследования, вы- полненного с помощью методики В.П. Прядеина, подтверждают предварительно сделанные выводы о том, что в практике профессиональной подготовки будущих архитекторов внимания к вопросам формирования у них деонтологических ка- честв личности уделяется неоправданно мало. Динамика степени выраженности у студентов разных курсов ответственности как системного свойства их лично- сти незначительная и не отражает позитивных тенденций. Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что практически одинаковое количество студен- тов как 2-го, так и старших курсов характеризуются способностью самосто- ятельно, без дополнительного контроля, выполнять ответственные и трудные задания (динамическая эргичность). Однако среднегрупповые значения показа- телей степени выраженности динамической аэргичности свидетельствуют о том, что среди студентов каждого курса обучения определенное количество состав- ляют те из них, кто характеризуется низкой помехоустойчивостью, стремлением уклониться от ответственных дел, проявляя поведенческую пассивность, нере- шительность и необязательность. Высокая степень выраженности чувства долга, преобладание социальных мотивов над личностными характерна лишь для трети всех студентов – будущих архитекторов. 30,49 % от общего числа студентов, принявших участие в констатирующем этапе педагогического эксперимента, характеризуются стремлением получить личную выгоду при выполнении ответ- ственных дел. Желание получить поощрение, похвалу, избежать каких-либо санкций в случае отказа от поручения – это основные их мотивы участия в соци- ально значимых делах. Глубокое и целостное представление об ответственности, ее проявлении в деятельности, глубокая осмысленность ответственного пове- дения характерно лишь для 23,17 % респондентов, что составляет менее трети от общего их числа. Результаты исследования уровня морально-этической от- ветственности личности студентов всех курсов обучения позволяют говорить о необходимости и целесообразности усиления деонтологического компонента в профессиональной подготовке будущих архитекторов. Деонтологические каче- ства их личности развиваются во многом стихийно или на основе передачи им определенных знаний в области нормативного регулирования профессионально- проектной деятельности архитектора.
На основании результатов проведенного теоретического анализа и выявлен- ных в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы взаимо- связей между уровнем сформированности компонентов деонтологической
готовности и показателей нравственного развития будущих архитекторов, была сконструирована модель, раскрывающая педагогические условия, принципы, формы, средства и методы формирования в вузе деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности (рис. 2).
Модель представляет собой целостную архитектонику, включающую в себя концептуально-целевой, содержательный, организационно-технологический и критериально-оценочный блоки. Концептуально-целевой блок содержит форму- лировку цели формирования деонтологической готовности будущих архитекто- ров к профессионально-проектной деятельности; содержательный блок модели раскрывает содержание процесса формирования деонтологической готовности; организационно-технологический блок – организацию и технологию обозначен- ного процесса; критериально-оценочный – критерии, показатели и уровни сфор- мированности у будущих архитекторов деонтологической готовности.
Целью формирования деонтологической готовности будущих архитек- торов к профессионально-проектной деятельности является создание педаго- гических условий для развития у них деонтологических качеств личности, их морально-этической устойчивости и надежности.
Основополагающими принципами формирования деонтологической го- товности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности являются:
1. Принцип интеграции образования. Данный принцип нами понимается как соединение разной информации, получаемой студентами в процессе освоения разных учебных дисциплин, в единое информационное поле, воздействующее на их сознание, что приводит к формированию ментальных понятийных и смысло- образующих структур их личности. Интеграция разнопланового влияния, однако осуществляется через интеграцию содержания архитектурного образования, научных подходов, практик, методик и технологий, используемых преподавате- лями на занятиях по определенных учебным дисциплинам, теоретической и прак- тической подготовки, а также художественного и инженерного образования. В результате в вузе формируется интеграционное образовательное пространство, оказывающее воздействие на личность обучающихся, на систему их ценностей, установок, смысложизненных ориентаций, идеалов и приоритетов.
2. Принцип гуманизации архитектурного образования предполагает выбор таких методов и технологий, которые обеспечивают формирование у обучающихся не только определенного набора знаний, умений и навыков, но и развитие системы их ценностных ориентаций, мировоззренческой позиции, творческой активности.
3. Принцип конгруэнтности и диалогизации образовательного процесса. Принцип предполагает пересмотр позиции студента в педагогическом взаимодей- ствии с другими субъектами образования. Принцип диалогизации означает направ- ленность педагогического процесса на развитие профессионально-нравственного самосознания студентов в ходе педагогического и профессионального взаимодей- ствия. Диалогическое общение здесь касается не только вопросов организации взаимодействия в системе «Преподаватель – обучающийся», но и проблем диалога студента с самим собой, со своим собственным «Я», со своим внутренним миром.
Цель – создание условий для разви- тия деонтологических качеств лично- сти, морально-этической устойчиво- сти и надежности
Принципы: интеграции, гуманизации образования; принцип конгруэнтности и диалоги- зации педагогического взаимодействия; принцип меры и разнообразия; принципы раз- вития, субъектности и активности
Методологические подходы: систем- ный, аксиологический, личностно- ориентированный, средовой, проектно- технологический
Формирование профессионально-нравственного сознания, интериоризация морально- этических норм и правил, развитие деонтологических качеств личности
Деонтологические знания, их осмыс- ленность
Практическая деятельность
Внеаудиторная жизнедеятельность
Опыт творческой деятельности и ее обоснованности
Деонтологический ком- понент учебных дисцип- лин
Умения и прак- тические навы- ки
Опыт реализации нравственных принципов
Диагностико-ориентировочный этап, нацеленный на активизацию интереса студен- тов к деонтологической составляющей профессиональной деятельности
Процессуальный этап, ориентированный на стимулирование механизма интериоризации новых знаний, нового опыта решения деонтологических проблем в профессионально-проектной деятельности архитектора
Этап, обеспечивающий закрепление произошедших изменений в профессионально-нравственном сознании будущих архитекторов
Формы
Лекции Практические занятия, СРС Проектирование практика, бесе- ды, тренинги
Методы
Диалоговые мето- ды, методы про- блемного, разви- вающего обучения, ролевые, игровые методы активиза- ции
Средства
Архитектурного и социального про- ектирования, ху- дожественного творчества, сред- ства эвристиче- ского поиска
Критерии
Когнитивный Эмоциональный Рефлексивный Аксиологический Рациональный Функциональный
Показатели
Осмысленность знаний, система нравственных цен- ностей, нравствен- ные чувства, мо- ральная рефлексия, ответственность, рациональность, долг, совесть
Уровни
Чрезмерно неустойчи- вый Неустойчи- вый
В целом устойчивый Надежно устойчивый
Рисунок 2 – Модель формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
Критериально- оценочный блок
Организационно- содержательный технологический блок блок
Концептуально- целевой блок
Результат
Деонтологическая готовность к профес- сионально-проектной деятельности
3 этап
1 этап 2 этап

4. Принцип меры и разнообразия. Данный принцип исходит из положения о том, что любое воздействие может быть эффективным только в ситуации его ненавязчивости и естественности. Соблюдение принципа меры и разнообразия предполагает отказ от назидательных и нравоучительных лекций, от прямого воздействия на мысли и ценности обучающихся. В то же время изменения в сознании, в том числе и в профессионально-нравственном сознании будущих специалистов, происходят под воздействием разнообразия педагогических методов и приемов. В связи с этим принцип меры и разнообразия означает приоритет нетрадиционных методов обучения, их сочетаемости с содержанием и организационными формами учебно-воспитательного процесса.
5. Принципы развития, активности и субъектности. Это принципы, доста- точно традиционные для современной педагогической практики. Новая пара- дигма образования не может быть ограничена только целями передачи обу- чающимся определенной суммы знаний. Основанная на новой картине мира, она предполагает развитие самого субъекта деятельности через его субъектную активность.
Содержательный блок модели содержит схематическое описание содер- жания процесса формирования искомой нами готовности. Предметным содер- жанием целенаправленного образовательного процесса является формирование профессионально-нравственного сознания студентов – будущих архитекторов, интериоризация ими морально-этических норм и правил, развитие деонтологи- ческих качеств их личности – ответственности, морально-этической устойчи- вости, социальной и творческой активности, чувства долга, совести, справед- ливости, социально ценностной принципиальности, общественно значимой мотивации поведения, регулятивной интернальности и стремления служить обществу как основной личностной ориентации в профессионально-архитек- турной карьере.
В своей смысловой целостности содержание процесса формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально- проектной деятельности представляет собой включение в учебные занятия по учебным дисциплинам как теоретической, так и практической подготовки деонтологического компонента, который органическим образом включается и в практику студентов, и в организацию их внеаудиторной жизнедеятельности. С помощью корректировки учебного плана, отбора учебных дисциплин, имею- щих особые возможности для развития нравственной сферы личности будущих архитекторов, определения их последовательности в общем образовательном процессе, разработки плана внеаудиторной деятельности студентов, специ- фических заданий при обучении студентов архитектурному проектированию, индивидуальных заданий на учебную и производственную практики формиру- ются все компоненты деонтологической готовности в их взаимосвязи и взаимо- обусловленности.
Организационно-технологический блок модели отражает как общую тех- нологию, так и соответствующие ей формы, средства и методы организации учебно-воспитательного процесса в вузе (рис. 3).
Формирование интереса к изучению деонтологической составляющей профессиональной деятельности архитектора, актуализация мотивации к профессионально-нравственному саморазвитию, активизация личных за- дач средствами учебных дисциплин и внеаудиторной деятельности
Возможность лекционных и практических занятий по базо- вым и общеобразовательным учебным дисциплинам учеб- ного плана
Методы архитектурного про- ектирования и композиции архитектурных проектов, ме- тоды анализа исходного со- стояния создания проекта
1. Стадия восприятия чувственного образа
Убеждение в том, что должно быть усвоено и интериоризировано
Противоречие между услышанным и знакомым
Соотнесение услышанного с имеющимся опытом, сужение объема услышанного
Новый опыт
опыт
Сила убеждения, отказ от стерео- типов восприятия, формирование нового видения
2. Стадия понимания осмысления образа
3. Стадия оценивания услышанного
Выделение тех Актуализация мысли- «зон», которые
тельной деятельности имеют для студента личностный смысл
4. Стадия выбора части услышанного
Актуализация процесса самоизменения, стремление к самореализации в соответствии с новыми понятиями, ценностями и смыслами, активизация творческого мышления с критическим анализом значимости проекта для благополучия общества (психологического и физического)
5. Стадия присвое- ния выбранного
Проектная, научно- исследовательская практика, анализ архитектурных проек- тов и деонтологических про- блем реальной практики
курсовое и итоговое проекти- рование, обоснование этики проекта, решение этических ограничений и дилемм
Рисунок 3 – Технология формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
Общая технология отражает закономерность присвоения студентами нового опыта деонтологического обоснования профессионально-проектной деятель- ности, ответственности за результаты своего творческого труда, социальной направленности архитектурных проектов.
В рамках спроектированной модели были разработаны содержательно- дидактическое, методическое и технологическое обеспечение ее реализации в со- временных условиях архитектурного высшего образования. Организационными
Оценочно-коррекционный Процессуальный этап этап
Диагностико- ориентировочный этап
Механизм интериоризации новых знаний
Переход образа должного поведения во внутренний план

формами формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности могут быть индивидуальными (само- стоятельная работа студентов, архитектурное проектирование, курсовое проектиро- вание, индивидуальное консультирование, индивидуальные задания на практику), групповыми (практические и семинарские занятия, групповые проектирование, социальное проектирование, социально-психологические тренинги) и коллектив- ными (лекции, практические занятия, конференции, Круглые столы и др.).
В начале первого семестра в экспериментальной и контрольной группах были проведены замеры уровня сформированности деонтологической готов- ности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности.
На начало формирующего эксперимента различий между группами ни по одному показателю зафиксировано не было.
В течение пяти лет в экспериментальных группах проводился мониторинг уровня сформированности у студентов деонтологической готовности к профес- сионально-проектной деятельности. Педагогический мониторинг осуществлялся с помощью экспертной оценки с использованием разработанного нами бланка. В качестве экспертов выступали преподаватели разных учебных дисциплин. Это позволило выявить динамику развития у студентов экспериментальных групп каждого компонента интересующей нас готовности (рис. 4).
Рисунок 4 – Динамика уровня сформированности каждого компонента деонтологической готовности студентов экспериментальной группы к профессионально-проектной деятельности
Результаты статистической обработки экспериментальных данных свиде- тельствуют о наличии в экспериментальной группе достоверно значимых пози- тивных изменений в показателях уровня сформированности всех компонентов де- онтологической готовности к профессионально-проектной деятельности (табл. 2).
Достоверность различий в среднегрупповых показателях уровня сформированности деонтологической готовности
Таблица 2
Достоверность различий между ЭГ и КГ
Достоверность изменений, произошедших в течение эксперимента
Компоненты деонтологической готовности
Когнитивный Аксиологический Рефлексивный Эмоциональный Функциональный Рациональный
До экспери- мента
0.54 > 0.05 0.00 > 0.05 0.54 > 0.05 0.38 > 0.05 0.38 > 0.05 0.62 > 0.05
После экспе- римента 2.97 < 0.01 3.10 < 0.01 3.59 < 0.01 3.38 < 0.01 3.38 < 0.01 3.72 < 0.001 В ЭГ 3.88 < 0.001 3.69 < 0.001 3.24 < 0.01 3.52 < 0.01 3.67 < 0.001 3.99 < 0.001 В КГ 1.56 > 0.05 0.44 > 0.05 0.96 > 0.05 0.59 > 0.05 1.12 > 0.05 0.04 > 0.05
Реализация разработанной нами экспериментальной модели и программ деонтологической подготовки обусловила рост студентов, характеризующихся высоким, надежно устойчивым уровнем сформированности деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности (рис. 5).
Рисунок 5 – Процентные распределения студентов экспериментальной и контрольной групп по уровню сформированности деонтологической готовности в конце эксперимента
В экспериментальной группе по всем показателям, характеризующим де- онтологические качества личности, произошли позитивные изменения: в пока- зателях уровня развития динамической эргичности (t = 2.68; p < 0,01), отра- жающей способность студентов самостоятельно, без дополнительного контроля выполнять ответственные поручения; социоцентрической мотивации (t = 2.97; p < 0,01), выражающейся в стремлении студентов принести пользу людям, обществу, в преобладании социальных интересов над личными; когнитивной осмысленности (t = 3.54; p < 0,001) как глубокого понимания сущности и смыс- ла ответственности; предметной результативности (t = 3.47; p < 0,001), пред- полагающей добросовестное отношение студентов к своим обязанностям; стенической эмоциональности (t = 2.66; p < 0,01), сопровождающей социаль- ную активность студентов; регуляторной интернальности (t = 3.82; p < 0,001) как способности брать на себя ответственность за результаты своего труда. Таким образом, экспериментальные данные позволяют нам говорить об эффективности разработанной модели. В Заключении отражены результаты систематизации исследовательских данных, которые позволили сделать следующие выводы: 1. Формирование деонтологической готовности будущих архитекторов к про- фессионально-проектной деятельности представляет собой процесс создания усло- вий для актуализации их социально-ценностных потребностей, социоцентрических мотивов профессиональной карьеры и развития деонтологических качеств их лич- ности – ответственности, морально-этической устойчивости, социальной и творче- ской активности, чувства долга, совести и справедливости, социально ценностной принципиальности, регулятивной интернальности и моральной рефлексии. 2. Первым условием формирования деонтологической готовности выступает включение деонтологического компонента в программы учебных дисциплин базовой и вариативной части учебного плана – философия, история, история искусств, история архитектуры и градостроительства, культура и этика общения, социология архитектуры и др., а также реализация спецкурса «Деонтология про- фессиональной деятельности архитектора», ориентированного на формирование морально-нравственного сознания студентов. 3. Вторым условием формирования деонтологической готовности является реализация специально разработанной педагогической технологии, представ- ляющей собой поэтапную актуализацию механизма интериоризации студентами новых знаний и нового опыта морально-этического поведения при решении профессиональных задач архитектурного проектирования, который включает в себя стадии активизации деонтологических интересов, их когнитивное осмыс- ление, оценку, их выбор и присвоение. 4. Третьим условием выступает включение деонтологической составляющей во все виды деятельности студентов: учебно-познавательную, учебно-иссле- довательскую, учебно-проектную, учебно-развивающую и профессионально- практическую. Включение деонтологической составляющей предполагает исполь- зование методов (активных, интерактивных, диалоговых, исследовательских, про- ектных и др.) и методических приемов, активизирующих развитие когнитивного, аксиологического, эмоционального, рефлексивного, рационального и функцио- нального компонентов деонтологической готовности будущих архитекторов к про- фессионально-проектной деятельности. 5. Четвертое условие – это соблюдение принципов интеграции и гуманизации образования; принципов конгруэнтности и диалогизации педагогического взаимо- действия; принципов меры и разнообразия методов обучения и воспитания, прин- ципов развития, субъектности и активности.

Актуальность темы исследования. Актуализация проблемы
деонтологической подготовки будущих архитекторов в условиях вуза
обусловлена радикальными трансформациями, произошедшими во всех
сферах жизни современного общества и прежде всего – изменениями, в
которых нравственное сознание, традиционные гуманитарные ценности,
сталкиваются с коммерческими интересами рыночной экономики. В связи с
этим вузы должны готовить профессионалов способных поднять важнейшие
сферы жизнедеятельности общества на новый, более высокий уровень.
В настоящее время деятельность архитектора, характеризующаяся
многообразием пространственных форм, смешением архитектурных стилей,
свободой в выборе композиционных решений, осуществляется в соответствии
с требованиями общества, с одной стороны, а с другой – неизбежно
подчиняется законам бизнеса. Почти каждый архитектор, осуществляющий
архитектурную практику, оказывается в ситуации морально-этического
выбора, обусловленной разноплановыми интересами потребителей
архитектурных услуг. Архитектор, в силу специфики своей деятельности,
обязан брать на себя ответственность за продукты своего труда.
Ответственность перед обществом состоит в необходимости соблюдения
технической и экономической безопасности, в эстетической ответственности,
культурно-исторической целесообразности создаваемой архитектурной
среды, в уважении культуры, авторских прав, чужой интеллектуальной
собственности. В то же время, архитектор должен знать правила выстраивания
взаимоотношений с заказчиком, правила должного поведения внутри
профессионального сообщества архитекторов, правила, предотвращающие
возникновение и эскалацию конфликта между интересами и вкусами
заказчика и общественно значимыми интересами и др., что востребует от него
высокого уровня развития деонтологической культуры.
Деонтологическая подготовка будущего архитектора в программе
вузовского обучения, в настоящее время ограничивается курсом
«Профессиональная этика архитектора», основным содержанием которой
становится текст «Кодекса профессиональной этики архитектора.»
(утвержденного постановлением IV Пленума правления Союза архитекторов
России от 24 сентября 1994 г.). Вместе с тем архитектурная деонтология
интегрирует в себе разные виды деонтологического знания: в том числе,
предпринимательскую, инженерную, художественно-эстетическую его
отрасли, что предполагает разработку комплексной педагогической
технологии, охватывающей весь период обучения специалиста в вузе.
Деонтологический подход к профессиональной подготовке архитектора
в условиях вуза предполагает формирование у него ответственности перед
другими людьми, сохранение их психологического и физического здоровья;
ответственности перед обществом в целом – соблюдение его прав на
экологическую и техническую безопасность жизнедеятельности; эстетической
и культурной ответственности – ответственности перед историей своего
народа, его культурным наследием; ответственности перед
профессиональным сообществом, соблюдение требований
профессионального поведения, прописанных в этическом кодексе
архитектора; ответственности перед своими коллегами, выражающейся в
уважении чужого мнения и чужого интеллектуального права; ответственности
перед самим собой, перед своими интересами и ценностями.
Таким образом, требования к современному архитектору и
функционирование его профессионально-проектной деятельности в условиях
жесткой конкуренции и рыночных отношений обусловливает актуализацию
проблемы его деонтологической подготовки в условиях обучения в вузе.
Степень научной разработанности темы исследования. Результаты
теоретического анализа позволяют нам говорить о том, что специального
исследования, посвященного проблеме деонтологической подготовки
будущих архитекторов в условиях вуза, не проводилось. Исследования в
области архитектурного образования посвящены, в основном, вопросам
технического и технологического его обеспечения: формирования у будущих
архитекторов объемно-пространственного (А. В. Иконников [101], В.И
Мальгин [166], М.В. Никольский [185], С. У. Соловьев [219], Г.П. Степанов
[222], А. В. Степанов [223] и др.) и художественного (В.П. Зинченко [94],
Е.И. Игнальев [98], Л.Г. Медведев [172], А.С. Мигунов [175], Е. Шимунек
[245] и др.) мышления, творческих способностей (Г.Б. Бархин [19],
Э.Б. Белютин [24] и др.), композиционных и графических умений
(Л.В. Данченко [73], А.В. Иконников [99], К. В. Кудряшев [139] и др.). Более
того, вопросы профессиональной подготовки будущих архитекторов, в
большинстве своем, раскрываются в работах архитекторов-педагогов, в связи
с чем современная педагогическая наука обладает сведениями о конкретных
методах и методиках преподавания в вузе специальных дисциплин,
ориентированных на обучение будущих архитекторов технологической
составляющей их профессиональной деятельности: большое внимание при
этом уделяется их художественной подготовке (Н.Н. Анисимов [9],
Б.Г. Гагарин [61], В.К. Лебедко [153], О. В. Осмоловская [191], С. В. Тихонов
[227], Н.Н. Ростовцев [207] и др.), формированию у них композиционно-
проектной и профессионально-проектной культуры (В.В. Бабуров[17],
Г.Б. Бархин [19], А.В. Власов [55], И.В. Жолтовский [88], Н.М. Качуровская
[113], Чж. Бинь [242], А. В. Щусев [250] и др.). В исследовании В.
А. Киселевой [116]. раскрываются методические основы подготовки
архитекторов средствами изобразительного искусства; в работах Н. Докучаева
[79], В. Кринского [238] внимание уделяется развитию профессионального
мастерства будущих архитекторов в процессе изучения объемно-
пространственной композиции. И.В. Топчий [230] разрабатывает модель
довузовской подготовки архитекторов; А.В. Антюфеев [10] – способы
формирования архитектурно-образовательной среды в вузе; Е.Р. Никонова
[188] посвящает свои работы социальному проектированию как средству
повышения качества профессиональной подготовки будущих архитекторов;
Н.П. Никитина[183] – развитию творческой активности студентов-
архитекторов в процессе макетного проектирования; Е.А. Черная[240] –
формированию профессиональной культуры будущих архитекторов в
процессе изучения дисциплины «Рисунок». Исследования Б.Г. Бархина [19],
В. И. Иовлева [105], А. В. Иконникова [99, 100], А. В. Степанова [223]
раскрывают закономерности формирования и развития творческого метода
архитектора.
Среди работ, посвященных проблемам вузовского архитектурного
образования, существуют лишь парциальные исследования вопросов
профессиональной этики архитектора и архитектурной этики (Е. С. Баженова
[18], В.Н. Логвинов [162], М.Н. Росенко [203], М.М. Чабдаров [239]). В теории
и методике профессионального образования будущих архитекторов остаются
открытыми вопросы их деонтологической подготовки, что обусловливает
актуальность темы предпринятого исследования.
В современной педагогике профессионального образования большое
внимание уделяется вопросам деонтологической подготовки лишь
небольшого круга специалистов: в основном рассматриваются общие
проблемы педагогической деонтологии: (М.П. Васильева [49],
В.М. Гребенникова [69], Г.А. Караханова [112], К.М. Кертаева [114],
К.М. Левитан [154], Ю.С. Чурилов [243] и др.), формирования
деонтологической готовности у будущих медицинских работников
(В.Ю. Альбицкий [5], А.П. Зильбер [91], Р.А. Кондрашова [127], Н.Н. Коротич
[129], С.С. Острополец [192], И.П. Слюсарева [215], М.Я. Яровинский [257] и
др.), юристов (К.М. Левитан [154], В.П. Соколов [217] и др.), офицеров
(В.А. Караваев [110] и др.), педагогов (Е.К. Веселова [52], В.М. Гребенникова
[69], В.В. Дорошенко [80], Е.В. Коробова [128], К.М. Левитан [154],
Г.П. Медведева [73], Н.И. Никитина [184], З.И. Селимова [209] и др.),
специальных педагогов и психологов (И.А. Филатова [235] и др.).
Таким образом, результаты теоретического анализа свидетельствуют о
том, что в современной педагогике профессионального образования вопросам
формирования деонтологической готовности будущих архитекторов в
условиях вуза уделяется неоправданно мало внимания, что не определены ни
сущностные и структурно-содержательные характеристики данного
педагогического явления, ни педагогические условия развития моральной и
этической ответственности будущих архитекторов перед обществом за
продукты своей профессионально-проектной деятельности.
Анализ практики современного архитектурного образования и степени
разработанности его проблем выявил ряд сложившихся к настоящему времени
противоречий, действующих на методологическом, практическом и
социальном уровнях, между:
– усилением требований к деонтологическим качествам личности
архитекторов, обусловленным трансформацией их профессионально-
проектной деятельности, и отсутствием сведений о способах реализации
деонтологического подхода в современном архитектурном образовании;
– необходимостью улучшения качества деонтологической подготовки
будущих архитекторов и недостаточной разработанностью вопросов
включения деонтологического компонента в учебно-воспитательный процесс
вузов, реализующих программы высшего архитектурно-строительного
образования;
– потребностью общества в повышении качества архитектурных услуг,
обеспечивающих как улучшение жизни общества и организации среды его
обитания, так и сохранение, и приумножение его культурного наследия, и
недостаточным вниманием к деонтологической составляющей
профессионально-проектной деятельности архитектора;
– требованиями Кодекса профессиональной этики архитектора к его
личности и поведению и отсутствием системы формирования в вузе
деонтологической готовности будущих архитекторов к осуществлению
профессионально-проектной деятельности.
Выявленные противоречия составляют целостную научную задачу,
сущность которой заключается в исследовании и выявлении педагогических
условий формирования в вузе деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности.
Научная задача определила тему исследования – «Формирование
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза».
Объект исследования – процесс формирования у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза.
Предмет исследования – педагогические условия, содержательно-
дидактическое, методическое и технологическое обеспечение формирования
у будущих архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза.
Цель исследования – разработка, теоретическое и экспериментальное
обоснование модели формирования у будущих архитекторов
деонтологической готовности к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что
формирование деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза будет
эффективным, если разработана и внедрена в практику современного
архитектурного образования педагогическая модель, в которой системно
представлены научно обоснованные сведения о сущности и структуре
деонтологической готовности, критериях и показателях, о принципах, формах,
средствах и методах ее формирования в учебно-воспитательном процессе
высшего учебного заведения.
Формирование в условиях вуза деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности может быть
обеспечено, если:
а) содержание деонтологической подготовки студентов наиболее полно
отражает требования квалификационных характеристик, Кодекса
профессиональной этики архитекторов России, Международного морального
кодекса архитекторов;
б) технология деонтологической подготовки в вузе строится на основе
поэтапного овладения студентами проектными умениями и художественным
методом архитектора, включающими в себя как практические навыки
профессионально-проектной деятельности, так и деонтологические качества
их личности, что обеспечивает успешность практической деятельности
будущего архитектора;
в) мотивирование студентов вуза в овладении профессией реализуется в
соответствии с особенностями процесса их деонтологической подготовки;
г) в учебно-воспитательном процессе вуза созданы необходимые
педагогические условия, способствующие эффективной реализации
технологии формирования деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать отечественные и зарубежные концепции
деонтологической подготовки будущих специалистов и на основе результатов
анализа раскрыть сущность, содержание и структуру деонтологической
готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной
деятельности.
2. Определить критерии и показатели уровня сформированности у
будущих архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза.
3. Выявить актуальный уровень сформированности
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза.
4. С учетом результатов теоретического анализа и эмпирического
исследования разработать педагогическую модель формирования в вузе
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности и экспериментально проверить ее эффективность.
5. Определить способы содержательно-дидактического,
методического и технологического обеспечения реализации модели
формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза.
Методологической основой исследования являются:
– деонтологический подход к профессиональному образованию будущих
специалистов разного профиля (И. Бентам [26], М. П. Васильева [49], В.
М. Гребенникова [69], Г.А. Караханова [112], К.М. Кертаева [114], Е.
В. Коробова [128], К. М. Левитан [154], И. А. Филатова [235] и др.);
– основные положения системного (И.В. Балуберг [34], В.А. Ганзен [63],
Б.Ф. Ломов[163], Г.П. Щедровицкий[248] и др.), аксиологического (Б.М. Бим-
Бад[33], П.П. Блонский [35], И.Ф. Исаев[103], Б.Т. Лихачев[160],
В.А. Сластенин [213] и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская
[44], Л.С. Выготский [59], В.В. Давыдов [72], В.В. Сериков [210],
И.С. Якиманская [254] и др.), субъектно-деятельностного (К.А. Абульханова-
Славская [1], Б.Г. Ананьев[7], В.А. Петровский[196], С.Л. Рубинштейн 205],
В.А. Сластенин [213] и др.), средового (А.А. Вербицкий [51], Ю.С. Мануйлов
[167], В.И. Слободчиков [214], В.А. Ясвин [58] и др.) и проектно-
технологического (Ю.П. Ветров [50] ,И.Я. Лернер [158], Н.В. Матяш [171],
Г.К. Селевко [208], В.В. Сериков [210] и др.) подходов;
– концепции системогенеза профессиональной деятельности и
профессионального становления личности специалиста (Э.Ф. Зеер [90], Е. А.
Климов [120], А. К. Маркова [168], В.Д. Шадриков [244]);
– концепции, раскрывающие сущность и содержание профессионально-
проектной деятельности архитекторов (Б.Г. Бархин [19], Л. В. Данченко [73],
В. А. Киселева [116], А. В. Степанов [223] и др.).
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных
и зарубежных исследователей, посвященные:
– феномену готовности к деятельности (В.А. Алаторцев [3], М.
И. Дьяченко [85], И.А. Зимняя [93], Е. П. Ильин [102], Л.А. Кандыбович [85],
В.А. Крутецкий [136], Л. С. Нерсесян [182], Д. Н. Узнадзе [232] и др.);
– вопросам архитектурного образования (Б.Г. Бархин [19], А.
В. Иконников [99], В. И. Иовлев [105], Т. Ю. Киселева [117],
А.Э. Коротковский [130], А. В. Степанов [223], С.О. Хан-Магомедов [237] и
др.);
– проблемам формирования у будущих архитекторов профессионально-
проектной культуры (О.И. Генисаретский [64], А. Л. Гончарова [68], А.
О. Кочева [133], Н. Б. Крылова [137] и др.);
– феноменам жизненных и профессиональных ценностей (Л.И. Божович
[46], В. П. Зинченко [94], А. Н. Леонтьев [156], С. Л. Рубинштейн [205],
В.А. Сластенин [213], В.Д. Шадриков [244] и др.);
– феномену ответственности (К.А. Абульханова-Славская [1], Е.
Г. Ксенофонтова [138], А.Ф. Плахотный [198], В.П. Прядеин [199] и др.) и
способам ее формирования у будущих специалистов в вузе (А. А. Гусейнов
[70], И.С. Кон [126], А. Т. Панов [193], Н. П. Соколова [218] и др.);
– вопросам нравственности, нравственного сознания и нравственного
воспитания студентов в вузе (А. А. Запорожец [89], Г.М. Коджаспирова [124],
И. С. Марьенко [169], А.И. Раев [200], В.А. Ядов [353], П. М. Якобсон [255],
М. Г. Яновская [256] и др.);
– развития у них мотивации к профессиональной деятельности (А.
А. Вербицкий [50], Е. П. Ильин [102], А.А. Реан [201] и др.).
Методы и методики исследования. Исследование осуществлялось с
помощью теоретических (анализ, абстрагирование, моделирование, синтез,
проектирование), эмпирических (наблюдение, экспертная оценка,
анкетирование, тестирование, методы педагогической диагностики,
констатирующий и формирующий педагогический эксперименты) и
статистических (процентное и частотное распределение, расчет среднего
арифметического по исследовательским выборкам, стандартного отклонения,
сравнительный анализ осуществлялся с помощью расчета t-критерия
Стьюдента и χ – квадрат Критерия).
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап (2010–2011 гг.) – это уточнение сущности, содержания,
структурных и динамических характеристик деонтологической подготовки
будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в
условиях вуза. На этом этапе, на основе результатов теоретического анализа,
была определена тема исследования, его объект и предмет, сформулированы
цель исследования, его общая гипотеза и исследовательские задачи. Итогом
первого этапа исследования стала разработка критериально-оценочной
системы, позволяющей определить уровень сформированности у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза.
Второй этап (2012–2014 гг.) имел своей целью эмпирическое
обоснование разработки педагогической модели формирования
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза. На этом этапе, сущность которого
заключается в организации и осуществлении констатирующего этапа опытно-
экспериментальной работы, был выявлен уровень сформированности
деонтологической готовности у студентов разных курсов, обучающихся по
программам высшего архитектурного образования, уровень развития каждого
ее компонента, а также отдельных деонтологических качеств личности. На
основании результатов исследования, а также теоретического анализа, была
спроектирована модель, практическая реализация которой осуществлялась на
следующем этапе.
Третий этап (2014–2019 гг.) – это формирующий эксперимент, который
предполагал организацию и осуществление констатирующего,
формирующего и итогового этапов эксперимента. В процессе формирующего
эксперимента осуществлялись замеры показателей уровня сформированности
каждой составляющей деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности, что дало возможность выявить их
динамику, обусловленную реализацией модели, технологии и
соответствующих им программ педагогического воздействия.
Четвертый этап (2019–2020 гг.) включал в себя систематизацию
теоретического, эмпирического и экспериментального материалов,
обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на
базе Кубанского государственного университета, Донского государственного
технологического университета. В экспериментальном исследовании приняли
участие 117 обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 – Архитектура
(уровень бакалавриата): 58 студентов составили экспериментальную группу
(ЭГ) и 59 – контрольную (КГ).
Научная новизна исследования определяется фактом его проведения
по теме, недостаточно разработанной в современной педагогике
профессионального образования.
– предложено авторское понимание сущности и содержания
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности, которая представлена как системно-структурное
личностное образование отражающее единство его профессионально-
теоретической подготовленности и практической способности компетентно
применять прикладные морально-этические знания для решения
профессиональных задач по архитектурному проектированию;
– выявлена структура деонтологической готовности будущих
архитекторов к профессионально-проектной деятельности, которая
представлена как взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного,
аксиологического, эмоционального, рефлексивного, рационального и
функционального компонентов;
– определены критерии и показатели деонтологической готовности
будущих архитекторов к профессиональной деятельности, соотнесенные с
содержанием каждого из ее компонентов;
– разработан и апробирован диагностический инструментарий,
позволяющий определить чрезмерно неустойчивый, неустойчивый,
устойчивый в целом и надежно устойчивый уровни сформированности у
будущих архитекторов деонтологической готовности к профессионально-
проектной деятельности в условиях вуза;
– спроектирована, теоретически и экспериментально обоснована
педагогическая модель, включающая в себя концептуально-целевой,
содержательный, организационно-технологический и критериально-
оценочный блоки, каждый из которых отражает особенности и целостность
единого образовательного процесса формирования в условиях вуза у будущих
архитекторов готовности к профессионально-проектной деятельности;
– разработано и экспериментально обосновано содержательно-
дидактическое, методическое и технологическое обеспечение реализации
спроектированной модели в образовательном процессе вуза;
– определены принципы реализации модели, технологии и программы
формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности в условиях вуза, к которым
относятся принципы интеграции и гуманизации образования; принцип
конгруэнтности и диалогизации педагогического взаимодействия; принципы
меры и разнообразия; развития, субъектности и активности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его
результаты расширяют, уточняют и углубляют педагогические знания в
области высшего архитектурного образования. В результате исследования:
– изложен методологический подход к формированию в условиях вуза
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности, основанный на взаимосвязи системного,
аксиологического, личностно-деятельностного, проектно-технологического и
средового подходов, что обеспечивает полифункциональную подготовку
специалистов на перспективу в рамках научно обоснованного прогноза
востребованности данных кадров на современном рынке труда и для решения
конкретных профессиональных (в том числе и регионально-обусловленных)
проблем повышения качества предоставляемых архитектурных услуг;
– уточнены сущностные и структурно-содержательные характеристики
деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-
проектной деятельности как педагогического феномена;
– раскрыты критерии и показатели уровня сформированности у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности;
– изучен актуальный уровень сформированности у современных
студентов вуза – будущих архитекторов деонтологической готовности к
профессионально-проектной деятельности, что обосновывает необходимость
и целесообразность разработки педагогических условий ее формирования в
процессе профессиональной подготовки будущих архитекторов;
– доказано, что эффективность формирования деонтологической
готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной
деятельности в условиях вуза достигается за счет реализации специально
разработанных модели, технологии и программ, обеспечивающих развитие их
нравственного самосознания, морально-этической ответственности и
устойчивости при проектировании архитектурных сооружений и решении
разнообразных профессиональных задач;
– установлено, что эффективность формирования у будущих
архитекторов деонтологической готовности к профессионально-проектной
деятельности в процессе обучения в вузе может быть повышена, если
скорректированы учебные планы профессиональной подготовки,
позволяющие включить деонтологической компонент в программы учебных
дисциплин как общеобразовательного, так и профессионального цикла, если
приоритетность в профессиональной подготовке отдается проблемно‐
контекстным и проектным технологиям обучения архитектурному
проектированию, активизации нравственного сознания и морально-этической
ответственности в различных сферах деятельности студентов вуза: учебно‐
познавательной, учебно-проектной, учебно‐исследовательской, учебно-
воспитательной и профессионально‐практической.
Практическая значимость исследования определяется, прежде всего,
тем, что спроектированная и экспериментально обоснованная модель
формирования в вузе деонтологической готовности будущих архитекторов к
профессионально-проектной деятельности получила подтверждение своей
эффективности на практике, что обусловливает возможность и
целесообразность ее использования в учебно-образовательном процессе вуза.
В процессе исследования:

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    Взаимосвязь уровня развития ответственности и деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
    А. Н. Кузьменко. – Текст : электронный // Педагогика и психоло- гия в современном мире: теоретические и практические исследования : сборник статей по материалам XXVI Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». – No 8(26). – М. : Интернаука, 2– С. 74–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39488909; https://www.internauka.org/archive2/ ped/8%2826%pdf (дата обращения: 2021).Кузьменко, А. Н. Динамика уровня развития ответственности как систем- ного качества личности будущих архитекторов / А. Н. Кузьменко. – Текст : элек- тронный // Инновационные подходы в современной науке : сборник статей по мате- риалам LV Международной научно-практической конференции «Инновационные подходы в современной науке». – No 19 (55). – М. : Интернаука, 2– С. 30–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41156098; https://www.internauka.org/ archive2/inno/19 %2855%pdf (дата обращения: 2021). А. Н. Кузьменко. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и об- разования. – 2– No –38732453URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= Кузьменко, А. Н. Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2–А. Н. Кузьменко. – No – С. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39251289
    Технологическое обеспечение формирования деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности
    А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : электронный // DISCOVERY SCIENCE RESEARCH : сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Петрозаводск : Новая наука, 2– С. 203–– URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44586645_93335pdf (дата обращения: 2021).Кузьменко, А. Н. Методы обучения учебной дисциплине «Архитектурное проектирование», обеспечивающие формирование деонтологической готовности архитекторов к профессионально-проектной деятельности / А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : электронный // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований : сборник статей VII Международной научно-практиче- ской конференции. – Саратов : Цифровая наука, 2– С. 271–– URL:(дата обращения: 2021).
    Предпосылки внедрения понятия деонтологическая готовность будущих архитекторов к практической деятельности в архитектурное образование
    А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : электронный // INNOVATIONS AND TENDENCIES OF STATE-OF-ART SCIENCE Proceedings of IX International Multidisciplinary Conference. Rotterdam. – М. : Интернаука, 2– С. 36–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46451132;https://yadi.sk/i/Hppm75NPerrGvA (дата обращения: 2021).
    Объемно-пространственная структура и эстетические особенности восточного базара
    П. В. Щеголева, А. Н. Кузьменко. – Текст : элект- ронный // Инновационные исследования: теоретические основы и практическое применение : сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. – Уфа, 2– С. 288–– URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46342052; https://yadi.sk/i/0Bej3IqEXrIt1w (дата обращения: 2021).Кузьменко, А. Н. Принципы формирования деонтологической готовностибудущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности в условиях вуза / А. Н. Кузьменко, Д. А. Горбачева. – Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2– No – С

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»