Формирование готовности студентов факультета физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬ-
НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………… 20
1.1. Проблема формирования готовности студентов факультета фи-
зической культуры и спорта к профессиональной деятельности в отече-
ственной и зарубежной педагогической литературе и практике …………… 20
1.2. Подготовка студентов факультета физической культуры и
спорта в российских и зарубежных вузах……………………………………… 39
1.3. Учет факторов, влияющих на формирование готовности студен-
тов факультета физической культуры и спорта к будущей профессиональ-
ной деятельности……………………………………………………………… 54
Выводы по главе 1……………………………………………………… 69
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВА-
НИЮ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬ-
НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………… 73
2.1. Разработка и реализация педагогической модели формирования
готовности студентов факультета физической культуры и спорта вуза к бу-
дущей профессиональной деятельности в аудиторной и внеаудиторной дея-
тельности……………………………………………………………………… 73
2.2. Формирование готовности студентов факультета физической
культуры и спорта вуза к будущей профессиональной деятельности в про-
цессе учебной, производственной, преддипломной практики…………… 92
2.3. Использование дифференцированного и индивидуального под-
ходов к формированию готовности студентов факультета физической
культуры и спорта вуза к будущей профессиональной деятельности……. 117
2.4. Учет результатов исследования формирования готовности сту-
дентов факультета физической культуры и спорта вуза к будущей профес-
сиональной деятельности…………………………………………………… 135
Выводы по главе 2……………………………………………………. 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 161
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ……… 165
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………. 166
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА…………………… 196
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 199
Приложение А. Анализ содержания учебного плана базового блока
по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование…….. 200
Приложение Б. Анализ содержания учебного плана вариативного
блока по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование.. 201
Приложение В. Анализ содержания учебного плана базового блока
по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура…………….. 203
Приложение Г. Анализ содержания учебного плана вариативного
блока по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура……… 204
Приложение Д. Анализ содержания учебного плана базового блока
по направлению подготовки 03.43.00 Физическая культура……………….. 205
Приложение Е. Анализ содержания учебного плана вариативного
блока по направлению подготовки 03.43.00 Физическая культура……… 206
Приложение Ж. Программы практик по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование………………………………………….. 207
Приложение З. Программы практик по направлению подготовки
49.03.01 Физическая культура………………………………………………….. 219
Во введении обосновано актуальность темы и степень её
разработанности, определена проблема исследования, цель, объект, предмет,
гипотеза, задачи и методы исследования, этапы экспериментальной работы,
раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость
исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, отражён личный
вклад автора в исследование, достоверность и апробация результатов
исследовательской работы.
В главе 1 «Теоретические основания формирования готовности сту-
дентов факультета физической культуры и спорта вуза к будущей профес-
сиональной деятельности» рассматривается проблема формирования готовно-
сти студентов физической культуры и спорта к будущей профессиональной де-
ятельности в педагогической литературе и практике; проведён сравнительный
анализ подготовки студентов физической культуры и спорта в Росси и в зару-
бежных странах (организация образовательного процесса студентов, выявление
отрицательных и положительных сторон подготовки студентов); учтены и вы-
делены наиболее значимые внешние и внутренние факторы формирования го-
товности студентов факультета физической культуры и спорта.
Анализ научной литературы по данной проблеме выявил отсутствие чёт-
кого определения понятия «формирование готовности студентов факультета
физической культуры и спорта к профессиональной деятельности». Поэтому,
логика нашего исследования потребовала уточнения понятий: «формирование»,
«готовность», «профессиональная деятельность» и «готовность к профессио-
нальной деятельности студентов физической культуры и спорта».
При изучении вопросов, непосредственно связанных с формированием
готовности к профессиональной деятельности, необходимо было теоретически
проанализировать понятие «формирование». В словарях, формирование рас-
сматривается как: процесс действия; результат действия; процесс становления
человека, под воздействием определённых факторов; результат развития чело-
века, а потому «формирование» мы рассматриваем как развитие становления
личности, под воздействием определённых факторов.
Ряд научных работ посвящены разработке понятия «готовность» как пси-
хологической установки; результат подготовленности; интеграции необходимых
знаний, умений и навыков; качества личности; сложное устойчивое личностное
проявление, направленное на осуществление определённых действий для дости-
жения поставленных целей; педагогические условия успешного выполнения
любой деятельности (М. И. Дъяченко, О. Ю. Елькина, Е. А. Кагакина, О. Г.
Красношлыкова, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе и другие). Проанализировав
имеющие понятия, «готовность», мы понимаем как результат подготовки
студентов к профессиональной деятельности в условиях вуза.
В процессе изучения научной литературы, мы приняли в качестве
рабочего понятия, что профессиональная деятельность находится в прямой
зависимости от приобретения личностью знаний, умений, навыков,
профессиональных качеств и требования профессиональной деятельности
(Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, В. Л. Марищук, А. Т. Ростунов, В. Д. Шадриков,
Т. И. Шалавина и другие).
Профессиональная деятельность специалиста в области физической куль-
туры и спорта обусловлена требованиями: овладение специальными знаниями в
области физической культуры и спорта; учёт возрастно-половых особенностей
обучающихся; выбор средств и методов обучения; контроль проведения заня-
тий и результатов деятельности; взаимодействие с родителями обучающихся;
стремление к самоорганизации и самосовершенствованию самого студента;
участие в спортивно-массовых мероприятиях и научно-исследовательской ра-
боте; овладение образовательными технологиями.
На основе анализа научных данных, было установлено, что
профессиональная деятельность учителя физической культуры заключается в
гармоничном развитии, сохранение физического и психологического здоровья
обучающихся, а деятельность тренера, в высоких спортивных достижениях
воспитанников в соревнованиях различного уровня и другое.
Анализ современных подходов (В. В. Куцаева, П. К. Петрова, О. Л.
Шабалиной, Н. Н. Чеснокова, С. С. Чернова и других) позволил установить, что
изучение проблемы формирования готовности студентов физической культуры
и спорта к профессиональной деятельности идёт по нескольким направлением:
формирования ценностного отношения студентов к приобретению знаний,
умений и навыков, которые призваны обеспечить эффективность качественного
обучения подрастающего поколения; изучение вузовских учебных дисциплин,
которые необходимо адаптировать к будущей профессиональной деятельности
студентов; осуществление совершенствование образовательных программ;
формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту;
использование наличия у них целеустремлённости и положительного
отношения к профессии.
Под формированием готовности студента факультета физической
культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности мы понима-
ем целенаправленное приобретение знаний, умений и навыков в процессе после-
довательной педагогической деятельности, формирование совокупностью мо-
тивационно-волевых, когнитивных, деятельностных, личностных и професси-
онально важных качеств личности, что позволяет сформировать у обучаю-
щихся потребность в физическом развитии, используя образовательные тех-
нологии, обеспечивающие здоровьесберегающее сопровождение учебного про-
цесса, реализацию дифференцированного и индивидуального подходов, ком-
плектование учебных групп, проведение практик, тренировочных и секционных
занятий с учётом уровня физической подготовленности студента, выбранной
им спортивной специализации и потребностями рынка труда.
В процессе исследования, мы сочли целесообразным проанализировать
специфику подготовки студентов физической культуры и спорта в зарубежных
вузах. Проблема высшего образования студентов в зарубежных странах была и
остается актуальной. Изучение процесса подготовки студентов физической
культуры и спорта в зарубежных странах осуществляли И. А. Ефременкова,
Э. Т. Куандыкова, Т. Б. Медникова, Т. А. Питерскова и другие.
В процессе исследования нами была проанализирована организация обра-
зовательного процесса студентов в зарубежных странах и выделены следующие
направления: в европейских странах вузы самостоятельно разрабатывают и
утверждают образовательные регламенты, в соответствии с которыми они обу-
чают (в России наличие ФГОС ВО). По продолжительности обучения: на бака-
лавриате обучаются три года (180 кредитов), специалитетов по физической
культуре и спорту в европейских странах нет; в учебные планы включены обя-
зательные дисциплины и дисциплины по выбору. В России студенты бака-
лавриата обучаются четыре года или пять лет, Магистр обучается два года,
Специалист пять лет. За рубежом отсутствует среднее профессиональное обра-
зование; существует бакалавриат спортивных наук (базовый уровень) с указа-
нием профиля (преподавание, спортивная тренировка, спортивный менедж-
мент) или бакалавриат спортивных наук и физического воспитания (в России
существует среднее профессиональное образование).
В процессе исследования нами были выделены положительные стороны
зарубежного высшего образования, которые возможно применять в системе
высшего образования в России: гибкость учебных планов и их совершенство-
вание; оценка качества образования студентов со стороны работодателей; вы-
бор изучаемых дисциплин в зависимости от интересов, склонностей, способно-
стей и подготовки студентов; учебные программы ориентированы на потенциал
студентов; на втором курсе большое внимание уделяется специальным (про-
фильным) дисциплинам; на третьем курсе студенты пишут итоговую работу. В
общеобразовательных школах преподавателем физической культуры могут ра-
ботать только выпускники магистратуры; внеурочная деятельность осуществ-
ляется только тренером по виду спорта; курсы повышения квалификации явля-
ются обязательными для начинающих специалистов в области физической
культуры и спорта, которые имеют принципиальные отличия по целям, зада-
чам, содержанию и продолжительности обучения (цель повышения квалифика-
ции – является изучение современных тенденций и подходов к физическому
воспитанию, ознакомление с новейшими педагогическими технологиями, изу-
чение стратегий мотивирующих школьников к занятиям физической культуры).
Роль учителя физической культуры в учебных заведениях, играет ключевую
роль в передаче социальных целей и задач физической культуры и спорта.
Но проведённый анализ позволил нам увидеть и отрицательные стороны
зарубежного образования: набор абитуриентов осуществляется без вступитель-
ных экзаменов на базовый одногодичный курс; в вуз поступают все желающие
(даже абитуриенты, не имеющие спортивной подготовки); к тренерской работе
допускаются лица, не имеющие высшего образования, прошедшие только мно-
гомодульные курсы подготовки тренеров; количество спортивных вузов в ев-
ропейских странах значительно меньше, чем в России; в учебном плане зару-
бежных вузов не предусмотрена педагогическая практика в общеобразователь-
ной организации и поиском предстоящей стажировки студент должен зани-
маться самостоятельно; физическое воспитание в начальной школе осуществ-
ляется учителем, которому руководство предлагает методическую помощь; не
учитывается дифференцированный и индивидуальный подходы.
Исследование позволило установить, что готовность студентов физиче-
ской культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности зависит от
множества факторов. Мы под факторами, влияющими на формирование готов-
ности студентов вуза к профессиональной деятельности, понимали причины,
влияющие на этот процесс. В исследовании, мы выделили внешние и внутрен-
ние факторы. К внешним факторам мы отнесли: организацию образовательно-
го процесса в вузе, уровень преподавания, социальную адаптацию студентов в
вузе, перспективы на рынке труда, влияние родителей, отношение студентов к
будущей профессии и другие; к внутренним факторам мы отнесли: потреб-
ность в занятиях спортом (в общеобразовательных организациях и физкультур-
но-спортивных учреждениях); стремление повысить уровень физической подго-
товленности; желание стать сильным и уверенным в себе; достичь уважения
окружающих; сформировать качества личности (дисциплинированность, вы-
держку, самообладание, самоконтроль); стать чемпионом школы, вуза, региона,
страны; участвовать в Олимпийских играх.
В главе 2 «Экспериментальная работа по формированию готовности
студентов факультета физической культуры и спорта вуза к будущей про-
фессиональной деятельности» представлен анализ проделанной эксперимен-
тальной работы. В процессе эксперимента мы создали и реализовывали педаго-
гические условия, обеспечивающие формирование готовности студентов фи-
зической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности. Пер-
вым условием являлась разработка и реализация педагогической модели. Цель
педагогической модели – разработка процесса формирования готовности сту-
дентов факультета физической культуры и спорта к будущей профессиональ-
ной деятельности. С этой целью мы разработали компоненты модели и реали-
зовали содержание деятельности студентов факультета физической культуры и
спорта к будущей профессиональной деятельности в аудиторной и внеаудитор-
ной деятельности.
Педагогическая модель формирования готовности студентов факультета
физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности
включала в себя следующие компоненты: цели (социальные, психологические,
образовательные и воспитательные), задачи (социальные, психологические, об-
разовательные), функции (обучающие, развивающие, познавательная), содер-
жание деятельности (на 1 этапе – познавательном, студенты приобретали зна-
ния, умения и навыки в условиях аудиторной деятельности: лекции, семинар-
ские и практические занятия. На 2 этапе – практическом мы осуществляли в
процессе аудиторной деятельности применение знаний по базовым дисципли-
нам «Теория и методика гимнастики», «Теория и методика спортивных и по-
движных игр», «Теория и методика лёгкой атлетики» и другие; внеаудиторной
деятельности осуществляли проведение спортивных мероприятий, соревнова-
ний, секционных занятий, формирование навыков организации физкультурно-
спортивной деятельности; в процессе прохождение практик в общеобразова-
тельных организациях и физкультурно-спортивных учреждениях. Формы (ор-
ганизация научно-исследовательского процесса, организация внеаудиторной
деятельности). Методы (наглядные, словесные, практические, стимулирования,
мотивации, контроля и самоконтроля). Средства (составление комплексов фи-
зических упражнений с использованием инвентаря).
Мы выделили критерии и показатели формирования готовности студен-
тов физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности.
К ним мы отнесли: Мотивационно–волевой критерий включает в себя интерес
студентов к физической культуре и спорту, стремление достичь успехов, жела-
ние заниматься спортом, уверенность в преодолении трудностей на трениро-
вочных занятиях и соревнованиях; в качестве показателей выступают наличие
или отсутствие интереса к будущей профессиональной деятельности в сфере
физической культуры и спорта, умение работать в коллективе, саморазвитие и
самосовершенствование студента. Когнитивный критерий подразумевает
наличие определённых знаний в области физической культуры и спорта, усвое-
ние требований к различным видам двигательной активности, системность
приобретения знаний и умений; показателем является наличие или отсутствие
у студента знаний в области физической культуры и спорта и в отдельных ви-
дах спорта. Деятельностный критерий предполагает активную позицию в
овладение умениями и навыками, участие в опытно-экспериментальной работе,
приобретение у студентов навыков самостоятельности и потребности к будущей
профессиональной деятельности; в качестве показателей выступало наличие
или отсутствие навыков самостоятельности, потребности к будущей професси-
ональной деятельности. Личностный критерий включает формирование про-
фессиональных и личностных качеств студентов (культуру поведения, владение
материалом, проявление инициативы, эрудиции и самообразовании), развитие
интеллектуальных и двигательных способностей; показателем является нали-
чие или отсутствие профессиональных и личностных качеств, интеллектуаль-
ных и двигательных способностей студентов.
Вторым условием формирования готовности студентов к будущей про-
фессиональной деятельности является разработка и апробация программ учеб-
ных, производственных и преддипломных практик по двум направлениям под-
готовки 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки
(физическая культура и безопасность жизнедеятельности) и 49.03.01 Физиче-
ская культура. Были выделены этапы практики: первый этап – ознакомитель-
ный, студенты 1 курса по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование проходили практику в общеобразовательных организациях: знако-
мились с условиями и материально-техническим обеспечением; анализировали
годовое, поурочное планирование по физической культуре и рабочую програм-
му; анализировали деятельность учителя по физической культуре и основам
безопасности жизнедеятельности с применением образовательных технологий;
занимались составлением индивидуального плана; изучали методику проведе-
ния уроков. Студенты 3 курса по направлению подготовки 49.03.01 Физическая
культура, проходили педагогическую практику в общеобразовательных органи-
зациях. Анализировали рабочую программу по физической культуре; знакоми-
лись с поурочным и годовым планированием; изучали коллектив и обучающих-
ся. Под руководством учителя проводили фрагменты занятия, с применением
здоровьесберегающих и игровых технологий. Разрабатывали для обучающихся
комплексы упражнений. К завершению практики, студенты под контролем учи-
теля организовывали и проводили несколько уроков разных типов с использо-
ванием образовательных технологий.
На втором этапе основном, студенты по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование, на 3 курсе в условиях лагеря, организо-
вывали и проводили культурно-досуговые и спортивные мероприятия с отды-
хающими. На 4 курсе в общеобразовательных организациях, студенты под кон-
тролем учителя проводили уроки по основам безопасности жизнедеятельности
и физической культуре с применением информационно-коммуникационных,
проектных, здоровьесберегающих и игровых технологий. Участвовали в спор-
тивно-массовой работе общеобразовательной организации. По основам без-
опасности жизнедеятельности с обучающимися проводили интеллектуальную
разминку, мозговой штурм. По направлению подготовки 49.03.01 Физическая
культура студенты в физкультурно-спортивных учреждениях под контролем
тренера проводили учебно-тренировочные занятия с применением информаци-
онно-коммуникационных технологий, анализировали технику движений, тех-
нико-тактические действия обучающихся в зависимости от вида спорта, разра-
батывали конспекты тренировочных занятий, определяли пригодность обуча-
ющегося к избранному виду спорта, использовали игровые технологии. На ос-
нове наблюдения и анализа составляли протоколы хронометрирования и пуль-
сометрии обучающегося. Проводили и организовывали соревнования по из-
бранному виду спорта.
Третий этап – заключительный, студенты проводили исследование по
теме выпускной квалификационной работе.
Третьим условием являлось использование дифференцированного и ин-
дивидуального подходов к готовности студентов физической культуры и спор-
та к будущей профессиональной деятельности. Мы разделили группы студен-
тов по их профессиональным намерениям, которые определяли их выбор и ме-
сто будущей работы в общеобразовательных организациях или физкультурно-
спортивных учреждения.
Применение дифференцированного подхода к формированию готовности
студентов факультета физической культуры и спорта к будущей профессио-
нальной деятельности мы начали с того, что студентов направления подготовки
ПО, разделили на две группы. Первая группа состояла из студентов, которые
еще в школе занимались в спортивных секциях. Студенты, обучаясь в вузе,
продолжали заниматься спортом сами и помогали учителям вести в общеобра-
зовательных организациях спортивные секции по футболу, волейболу, баскет-
болу, лёгкой атлетике и другим видам спорта; принимали участие в судействе
школьных соревнований (районных и городских). Студенты проводили с
обучающимися, посещавшими спортивные секции, беседы: «Спорт и учёба»,
«О честности и справедливости», «О коллективной дисциплине и самодисци-
плине», «О режиме спорта». Вторая группа состояла из студентов, которые в
школе не занимались в спортивных секциях. В процессе обучения в вузе данная
группа студентов углубленно занимались по избранному виду спорта, участво-
вали в межвузовских спартакиадах. Принимали участие в спортивно-массовых
мероприятиях, таких как: «дни здоровья», «туристические слёты», «походы»;
спортивные праздники: «Осенний кросс», «Веселые старты», «Папа, мама и я –
спортивная семья». Студенты после прохождения педагогической практики в
общеобразовательных организациях продолжали работу в этих же организаци-
ях. Они с обучающимися организовывали и проводили групповые беседы,
опросы, деловые игры по основам безопасности жизнедеятельности на темы:
«Пропаганда ЗОЖ», «Значение занятий физической культурой и спортом»,
«Оказание первой помощи». Готовили доклады для обучающихся общеобразо-
вательной организации на темы: «Основы здорового образа жизни», «Безопас-
ность в быту», «Безопасность в транспорте», «Чрезвычайные ситуации на про-
изводстве и в быту».
Студентов направления подготовки ФК после прохождения практики, мы
также разделили на две группы. Первая группа состояла из студентов, которые
еще в школе занимались спортом, но не достигли высоких результатов, они го-
товы были связать свою профессиональную деятельность с физкультурно-
спортивными учреждениями секционной направленности в качестве тренера по
виду спорта. Секционные занятия с обучающимися были ориентированы на
формирование интереса к занятиям спорта. Данная группа студентов помимо
секционных занятий по видам спорта организовывала и проводила такие спор-
тивно-массовые мероприятия как «Весёлые старты», «Осенний кросс», «Празд-
ник здоровья», недели здоровья и другие. Студенты проводили с обучающими-
ся групповые беседы по актуальным вопросам в области физической культуры
и спорта; организации мероприятий по закаливанию; формированию правиль-
ной осанки; о выдающихся спортсменах; необходимости заниматься физиче-
ской культурой и спортом.
Вторая группа состояла из студентов, которые, еще обучаясь в школе,
достигли высоких результатов в избранном виде спорта. По завершению обу-
чения в вузе продолжали заниматься спортом. Студенты после окончания прак-
тики продолжали работу в физкультурно-спортивных учреждениях, под кон-
тролем тренера принимали участие в учебно-тренировочных занятиях, которые
проходили ежедневно, участвовали в соревнованиях; изучали документы пла-
нирования, учебную программу по виду спорта; объясняли технику выполне-
ния двигательных действий; определяли пригодность обучающихся к виду
спорта; проводили тестирование физических качеств для контрольно-перевод-
ных нормативов. Эти студенты входили в сборные команды вуза, региона,
страны, выступали на соревнованиях международного, регионального, област-
ного, уровней и продолжали совмещать учёбу в вузе с работой в физкультурно-
спортивных учреждениях и центрах спортивной подготовки. В связи с необхо-
димостью участия в учебно-тренировочных сборах студенты этой группы через
видеосъёмку демонстрировали проведение тренировочных занятий, в режиме
вебинара проводили видеоконференции. В летнее время на площадках парка
Жукова г. Кемерово студенты проводили мастер-классы по видам спорта; для
обучающихся общеобразовательных организаций проводили беседы на тему
«Как достичь высоких спортивных результатов».
При реализации индивидуального подхода, преподаватели вуза для каждой
группы студентов в зависимости от их профессиональной направленности раз-
рабатывали индивидуальный маршрут обучения и оказывали консультативную
помощь. При индивидуальном подходе к студентам, преподаватели учитывали
спортивную направленность, уровень усвоения материала, отношение и каче-
ство подготовки студентов к занятиям спорта.
На итоговом этапе нашей экспериментальной работы мы определили
сформированную готовность студентов физической культуры и спорта к про-
фессиональной деятельности. На основе экспериментальной работы по форми-
рованию готовности студентов физической культуры и спорта к профессио-
нальной деятельности, по мнению преподавателей вуза, установлено, что сту-
денты в большинстве своём активны на занятиях, регулярно готовятся к семи-
нарским занятиям, умеют самостоятельно находить материал для выполнения
задания, могут выделять главное.
Исследование показало, что студенты обладают коммуникативными, ор-
ганизаторскими, конструктивными и гностическими способностями; способны
формировать мотивацию у обучающихся к занятиям физической культуры и
спорта; в большинстве умеют определять величину физической нагрузки на за-
нятиях в общеобразовательных организациях и физкультурно-спортивных
учреждениях; практически все работают по специальности в различных обще-
образовательных организациях и физкультурно-спортивных учреждениях; удо-
влетворяют работодателей своим уровнем готовности к профессиональной дея-
тельности; готовы к проведению урочной и внеурочной деятельности с обуча-
ющимися.
В рамках нашего исследования нам необходимо было выявить уровень
сформированной готовности студентов факультета физической культуры и
спорта к профессиональной деятельности, на основании результатов опроса
учителей, тренеров по виду спорта и работодателей (таблица 1).
На основании экспериментальной работы, был выявлен уровень сформи-
рованной готовности студентов факультета физической культуры и спорта к
профессиональной деятельности: высокий уровень мотивационно-волевого
критерия был сформирован в значительной степени (с 10 % до 70 %); когни-
тивного (с 10 % до 95 %), деятельностного (с 12 % до 80 %) и личностного (с
10% до 98 %).
Таблица 1 Уровни сформированной готовности студентов факультета физиче-
ской культуры и спорта к профессиональной деятельности до и после экспери-
мента, в %
Критериидо экспериментапосле эксперимента
деятельностиВысокий Средний НизкийВысокий Средний Низкий
Мотивационно -103060702010
волевой
Когнитивный1035559550
Деятельностный12305880155
Личностный1020709820
Наше исследование доказало, что организационно-педагогические усло-
вия по формированию готовности студентов факультета физической культуры
и спорта к будущей профессиональной деятельности может быть результатив-
ным если:
– разработана и реализована педагогическая модель по формированию
готовности студентов факультета физической культуры и спорта в аудиторной,
внеаудиторной деятельности;
– разработаны и апробированы программы учебных, производственных и
преддипломных практик студентов физической культуры и спорта; осуществ-
ляется контроль и помощь преподавателей вуза в период прохождения практи-
ки за деятельностью студентов;
– реализован дифференцированный и индивидуальный подходы в про-
цессе формирования готовности студентов физической культуры и спорта.
При создании таких организационно-педагогических условий можно
сформировать готовность студентов факультета физической культуры и спорта
к будущей профессиональной деятельности.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформули-
рованы общие выводы, подтверждающие теоретическую и практическую зна-
чимость исследования и выдвинутую гипотезу.
Выявлены и учтены внешние факторы: организация образовательного
процесса в вузе, уровень преподавания, социальная адаптация студентов, пер-
спективы на рынке труда, влияние родителей, мнение и желание близких, от-
ношение к будущей профессии; и внутренние факторы: потребность в заняти-
ях спортом; стремление повысить уровень физической подготовленности; же-
лание стать сильным и уверенным в себе; достичь уважения окружающих;
сформировать качества личности (дисциплинированность, выдержку, самооб-
ладание, самоконтроль и другие); стать чемпионом школы, вуза, региона, стра-
ны; участвовать в Олимпийских играх.
Определены и экспериментально проверены организационно-педаго-
гические условия формирования готовности студентов факультета физической
культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности:
– разработана и реализована педагогическая модель формирования
готовности студентов факультета физической культуры и спорта в аудиторной
и внеаудиторной деятельности, которая включает следующие компоненты: це-
ли, задачи, функции, содержание деятельности, формы, методы, средства, кри-
терии и показатели;
– осуществлена апробация программ учебных, производственных,
преддипломных практик студентов, которые реализовывались в практической
деятельности. По направлению подготовки 44.03.05 ПО апробировались про-
граммы практик в общеобразовательных организациях (практика по получению
первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных уме-
ний и навыков научно-исследовательской деятельности; педагогическая прак-
тика (вожатская); практика по получению профессиональных умений и навыков
профессиональной деятельности и преддипломная практика). По направлению
подготовки 49.03.01 ФК программы практик апробировались в общеобразова-
тельных и физкультурно-спортивных учреждениях (педагогическая практика;
практика по получению профессиональных знаний, умений и навыков в про-
фессиональной деятельности; преддипломная практика).
Выделены уровни сформированной готовности студентов к профессио-
нальной деятельности. Высокий уровень готовности был достигнут на основа-
нии результативности. Мотивационно-волевой критерий был сформирован в
значительной степени (с 10 % до 70 %); когнитивный (с 10 % до 95 %), дея-
тельностный (с 12 % до 80 %) и личностный (с 10 % до 98 %).
Результативность формирования готовности студентов факультета физи-
ческой культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности в образо-
вательной деятельности вуза зависит от реализации дифференцированного и
индивидуального подходов. Выделены группы студентов по направлениям под-
готовки 44.03.05 ПО и 49.03.01 ФК, которые определились с выбором будущей
профессиональной деятельности.
Установлено, что аудиторная и внеаудиторная деятельность по физиче-
ской культуре и спорту позволяет сформировать готовность студентов факуль-
тета физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельно-
сти. Выявлена положительная динамика готовности студентов факультета фи-
зической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности.
Цель работы достигнута, задачи решены, положения гипотезы подтвер-
ждены. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие
всего спектра затронутой автором проблемы формирования готовности студен-
тов факультета физической культуры и спорта к будущей профессиональной
деятельности. Тем не менее, оно позволяет определить направления её даль-
нейшего изучения. Перспективы исследования мы видим в выявлении новых
возможностей формирования готовности студентов факультета физической
культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности.
Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федера-
ции происходит интенсивное реформирование высшего образования, позволяю-
щее обеспечить формирование готовности студентов к будущей профессиональ-
ной деятельности. Реформирование образования становится ключевой задачей
российской образовательной политики.
Реформирование – это обновление и усовершенствование существующей
системы образования в соответствии с требованиями современного общества к
учителям общеобразовательных организаций, педагогам средней профессио-
нальной и высшей школы, представителям общественных органов и государства
[5].
Образование в РФ XXI века ориентированно на реализацию формирования
основных компетенций личности педагогов. Обучение в данном направлении от-
ражено в таких нормативных документах как «Федеральная программа развития
образования», «Национальная доктрина образования до 2025 года» и других. Всё
больше отечественных исследователей приходят к выводу, что необходимо из-
менять образовательные стандарты, предъявлять новые требования к содержа-
нию подготовки студентов, проводить переориентацию оценки результатов об-
разования, усилить потребность в педагогах, которые способны решать задачи
реформирования образования.
В настоящее время в Российской Федерации решается комплекс стратеги-
ческих задач, направленных на развитие образования. На сегодняшний день пе-
ред образованием поставлены новые задачи, предусматривающие гибкое реаги-
рование на изменения и запросы личности обучающихся, становление граждан-
ского общества и социализации молодёжи [95].
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в каче-
стве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования
устанавливается необходимость создания условий для свободного функциониро-
вания и развития системы образования Российской Федерации. Именно такие
условия для дальнейшего поступательного развития образования создает Феде-
ральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы (далее –
Программа) [153].
А потому в качестве основной цели, нами была поставлена: реализация де-
ятельности высшего учебного заведения и подготовка высококвалифицирован-
ного, компетентного, востребованного на рынке труда специалиста, готового к
самосовершенствованию, применению навыков коммуникации, ответственно-
сти, дисциплинированности и профессиональному росту в области профессио-
нальной деятельности. Отмеченные обстоятельства подтверждали важность про-
блемы формирования готовности студентов к будущей профессиональной дея-
тельности; предъявляли высокие требования к компетентности и мастерству спе-
циалистов.
Данная цель в качестве актуальной проблемы установила, что физическое
воспитание подрастающего поколения зависит от специалистов в области физи-
ческой культуры и спорта. Физическое воспитание учащейся молодёжи подразу-
мевало не только обучение физическим упражнениям и двигательным навыкам,
но и формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом,
как главного компонента здорового образа жизни [232].
В. В. Путин на заседании Совета по развитию физической культуры и
спорта, «проходившее в режиме видеоконференции от 10.09.2021г», обозначил
проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время на всех уровнях в
сфере физической культуры и спорта: усилить строительство спортивных цен-
тров по регионам России; обратить внимание на массовый спорт; разработать
концепцию по развитию детского и юношеского спорта; регионам к 2024г. дове-
сти финансирование на развитие спорта до 2 %; создать условия для учебно-тре-
нировочных сборов в России; доступность структуры общеобразовательных ор-
ганизаций для проведения секционных занятий; привлечь к внеурочной деятель-
ности учителей физической культуры для проведения секционных занятий по
видам спорта в общеобразовательных организациях с обучающимися; привлечь
обучающихся к систематическим занятиям физической культуры и спорту; уде-
лить особое внимание спорту и физической культуре в сельской местности; ока-
зать методическую поддержку учителям физической культуры; проводить кон-
курсы спортивного мастерства работников в области физической культуры и
спорта; ввести в школы должность инструктора физической культуры с 2022г.;
организовать и проводить встречи обучающихся общеобразовательных органи-
заций с выдающимися спортсменами.
Следовательно, вузу необходимо готовить специалистов, которые готовы
решать поставленные проблемы и задачи президентом Российской Федерации в
области физической культуры и спорта.
Мы предполагали, что физическая культура и спорт становится значимым
условием и явлением в социуме, будет играть важную роль как многоуровневый
процесс, заключающийся в поэтапном формировании личности.
Проведённые исследования позволили установить, что физическая куль-
тура включает все стороны развития личности: волевые усилия, физические спо-
собности, целеустремлённость, настойчивость в достижении физических показа-
телей; благодаря физической культуре формируется социальный опыт, развива-
ются физические и моральные стороны личности [210].
Установлено, что ведущей целью деятельности в сфере физической куль-
туры и спорта является физическое и психическое совершенство, достижение
гармонии в процессе развития личности [204].
Физическая культура является частью общей культуры, которая благодаря
специалистам в этой области, решает актуальные задачи по сохранению, укреп-
лению и совершенствованию здоровья человека, с вхождением личности в мир
социальных отношений.
Анализ научных данных позволяет утверждать, что спорт – заключается в
достижении результатов или вершин мастерства, способствует удовлетворению
интереса к определённому виду деятельности, реализации собственных устано-
вок на достижение высоких результатов в ней [149].
Из-за повышенных требований, с принятием профессиональных стандар-
тов к педагогическим кадрам усиливается потребность не только в педагогах,
преподавателях, но и специалистах в области физической культуры и спорта, ко-
торые способны решать задачи реформирования системы физического образова-
ния [153].
Важными специалистами в этой области являются учитель физической
культуры и тренер по виду спорта. Перспективы при определении требований к
специалистам в области физической культуры и спорта, раскрывают особую
гражданскую значимость этих профессий.
Так как в профессиональной деятельности специалист в области физиче-
ской культуры и спорта должен быть широко образованной личностью; готовой
свободно излагать свои мысли; обладать мышлением к исследованию субъектов
деятельности; уметь обеспечивать эмоциональное воздействие на обучающихся
и распределять время на занятии, грамотно использовать инвентарь и оборудо-
вание; организовывать и проводить занятия, а также соревнования по видам
спорта; организовывать взаимодействие с коллегами и родителями; осуществ-
лять спортивно-массовую работу с обучающимися; иметь эмоциональную
устойчивость и общую физическую подготовку; владеть терминологией, знани-
ями в области физической культуры и спорта; знать возрастно-половые особен-
ности обучающихся; владеть базовыми видами спорта входящие в образователь-
ные программы; соблюдать технику безопасности при проведении занятий;
научно анализировать проблемы в области физической культуры и спорта.
В предложенных требованиях к специалистам физической культуры и
спорта, необходимо учитывать основные направления развития личности из-
бравшего эту профессию, владеть ценностями физической культуры и спосо-
бами передачи знаний другому человеку.
Следовательно, от этих специалистов во многом зависело физическое,
нравственное, психологическое развитие обучающихся и социальная значимость
этого процесса.
Таким образом, ведущим направлением реализации государственной обра-
зовательной политики являлось формирование готовности педагогических кад-
ров к профессиональной деятельности.
Мы полагали, что проблема готовности студентов факультета физической
культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности занимает одно из
ведущих мест в педагогической науке и является предметом особого внимания и
изучения учёных.
Степень разработанности проблемы исследования. Анализ научных ис-
точников показал, что проблема формирования готовности студентов физической
культуры и спорта к профессиональной деятельности в последнее время является
актуальной.
В научной литературе проблему готовности изучали М. И. Дьяченко,
Е. А. Кагакина, Н. Э. Касаткина, О. Г. Красношлыкова, Д. Н. Узнадзе, Т. М. Чу-
рекова и другие.
В педагогической литературе проблема формирования готовности лично-
сти к профессиональной деятельности рассматривалась с разных точек зрения.
Научные основы этой проблемы заложены в трудах Л. И. Божович, А. С. Бонда-
ренко, А. А. Деркача, А. К. Марковой и других.
Важное значение психолого-педагогическому аспекту формирования про-
фессионально значимых и личностных качеств педагога придаётся в работах
Л. И. Божович, Е. Ю. Дмитриевой, Н. Н. Кальнина, Р. Р. Каримова, С. С. Лады,
Д. О. Полякова, Н. А. Строговой и других.
Большое значение придают формированию готовности студентов физиче-
ской культуры и спорта к профессиональной деятельности А. Р. Ахмедов, Е. А.
Белоцерковец, Р. С. Жуков, В. В. Куцаев, Л. И. Лубышева, В. С. Пьянин, П. К.
Петров, Н. Н. Чесноков, О. Л. Шабалина и другие.
Интерес обучающихся к занятиям физической культуры и спортом при-
вело к постоянному увеличению числа физкультурно-спортивных учреждений.
Только за период 2020г. в России было построено 150 физкультурно-спортивных
учреждений. Россия проводит соревнования мирового масштаба, для этого в ре-
гионах возводятся современные физкультурно-спортивные сооружения.
Спорт развивается и в Кемеровской области, за последние годы построены
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и
позволило сделать следующие выводы.
Современная российская система образования находится в сложной си-
туации. Исключительную актуальность приобретает поиск содержания наибо-
лее эффективных форм, методов, средств в процессе формирования готовно-
сти студентов физической культуры и спорта в вузе к профессиональной дея-
тельности и целенаправленное их применение, что способствует качественной
подготовке студентов факультета физической культуры и спорта. На совре-
менном этапе развития системы высшего образования к профессиональной де-
ятельности выпускника вуза в области физической культуры и спорта предъ-
являются новые требования.
Под профессиональной деятельностью специалиста в области физиче-
ской культуры и спорта предполагается развитие личности в процессе обуче-
ния в вузе, освоение профессии, которая происходит через определённые виды
деятельности.
Готовность студента к профессиональной деятельности это – професси-
онально значимое качество личности, обеспечивающее переход из системы ву-
зовской подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее
профессиональные знания, практических умения, навыки, опыт личности, со-
вокупность личностных качеств (самоконтроль, самоуважение, целеустремлён-
ность, терпение, справедливость.) и профессиональных качеств (культурный
кругозор, отзывчивость, терпимость, коммуникативность и другие).
Формирование готовности студента факультета физической культуры
и спорта к будущей профессиональной деятельности – это целенаправлен-
ное приобретение знаний, умений и навыков в процессе последовательной пе-
дагогической деятельности, формирование совокупностью мотивационно-во-
левых, когнитивных, деятельностных, личностных и профессионально важ-
ных качеств личности, что позволяет сформировать у обучающихся потреб-
ность в физическом развитии, используя образовательные технологии, обес-
печивающие здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса, реали-
зацию дифференцированного и индивидуального подходов, комплектование
учебных групп, проведение практик, тренировочных и секционных занятий с
учётом уровня физической подготовленности студента, выбранной им спор-
тивной специализации и потребностями рынка труда.
Выявлены и учтены внешние факторы: организация образовательного
процесса в вузе, уровень преподавания, социальная адаптация студентов, пер-
спективы на рынке труда, влияние родителей, мнение и желание близких, от-
ношение к будущей профессии; и внутренние факторы: потребность в заня-
тиях спортом; стремление повысить уровень физической подготовленности;
желание стать сильным и уверенным в себе; достичь уважения окружающих;
сформировать качества личности (дисциплинированность, выдержку, самооб-
ладание, самоконтроль и другие); стать чемпионом школы, вуза, региона,
страны; участвовать в Олимпийских играх.
Определены и экспериментально проверены организационно-педа-
гогические условия формирования готовности студентов факультета физиче-
ской культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности:
– разработана и реализована педагогическая модель формирования
готовности студентов факультета физической культуры и спорта в аудиторной
и внеаудиторной деятельности, которая включает следующие компоненты:
цели, задачи, функции, содержание деятельности, формы, методы, средства,
критерии и показатели;
– осуществлена апробация программы учебных, производственных,
преддипломных практик студентов, которые реализовывались в практической
деятельности. По направлению подготовки 44.03.05 ПО апробировались про-
граммы практик в общеобразовательных организациях (практика по получе-
нию первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных
умений и навыков научно-исследовательской деятельности; педагогическая
практика (вожатская); практика по получению профессиональных умений и
навыков профессиональной деятельности и преддипломная практика). По
направлению подготовки 49.03.01 ФК программы практик апробировались в
общеобразовательных и физкультурно-спортивных учреждениях (педагогиче-
ская практика; практика по получению профессиональных знаний, умений и
навыков в профессиональной деятельности; преддипломная практика).
Выделены уровни сформированной готовности студентов к профессио-
нальной деятельности. Высокий уровень готовности был достигнут на основа-
нии результативности. Мотивационно-волевой критерий был сформирован в
значительной степени (с 10 % до 70 %); когнитивный (с 10 % до 95 %), дея-
тельностный (с 12 % до 80 %) и личностный (с 10 % до 98 %).
Результативность формирования готовности студентов факультета фи-
зической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности в об-
разовательной деятельности вуза зависит от реализации дифференцирован-
ного и индивидуального подходов. Выделены группы студентов по направле-
ниям подготовки 44.03.05 ПО и 49.03.01 ФК, которые определились с выбором
будущей профессиональной деятельности.
Установлено, что аудиторная и внеаудиторная деятельность по физиче-
ской культуре и спорту позволяет сформировать готовность студентов факуль-
тета физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельно-
сти. Выявлена положительная динамика готовности студентов факультета фи-
зической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности.
Итак, исходя из локальных внутренних документов вуза, выявлено, что
недостаточное количество часов отводится на контроль и помощь студентам в
период практики со стороны преподавателей вуза.
Из анализа учебного плана направлений подготовки 44.03.05 Педагоги-
ческое образование с двумя профилями подготовки (физическая культура и
безопасность жизнедеятельности) было выявлено, что базовые и вариативные
дисциплины, изучаемые студентами в образовательном процессе, количество
часов, выделенных на эти дисциплины, достаточно для будущей работы в об-
щеобразовательных организациях в качестве учителя физической культуры и
основ безопасности жизнедеятельности. Анализ учебного плана по направле-
нию подготовки 49.03.01 Физическая культура показал, что необходимо вво-
дить в учебный план дисциплины по зимним видам спорта (фигурное катание,
лыжные гонки, фристайл, конькобежный спорт, биатлон, хоккей с шайбой,
хоккей с мячом и другие), так и боксу, борьбе самбо, дзюдо, в которых нужда-
ется регион. Для решения этого вопроса необходимо создать вузу условия для
самостоятельного определения количество часов на изучаемые дисциплины,
позволить вводить в учебный план дисциплины, направленные на практиче-
ское освоение видов физкультурно-спортивной деятельности, подбирать педа-
гогические кадры по видам спорта необходимых для решения.
Цель работы достигнута, задачи решены, положения гипотезы подтвер-
ждены. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскры-
тие всего спектра затронутой автором проблемы формирования готовности
студентов факультета физической культуры и спорта к будущей профессио-
нальной деятельности. Тем не менее, оно позволяет определить направления
её дальнейшего изучения. Перспективы дальнейшего направления исследова-
ния мы видим в выявлении новых возможностей формирования готовности
студентов факультета физической культуры и спорта к будущей профессио-
нальной деятельности.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВКР – выпускная квалификационная работа;
ВУЗ – высшее учебное заведение;
ГАОУ – государственное автономное образовательное учреждение;
ГОУДПО – государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования;
ГТО – готов к труду и обороне;
ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа;
КДЮСШ – комплексная детская юношеская спортивная школа;
КемГУ – Кемеровский государственный университет;
МАОУ – муниципальное автономное образовательное учреждение;
МАУДОД – муниципальное автономное учреждение дополнительного обра-
зования детей;
МБНОУ «ГКЛ» – муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное
учреждение «Городской классический лицей»;
МБОУ СОШ – муниципальное бюджетное образовательное учреждение сред-
няя общеобразовательная школа;
МОУДОД – муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей;
ОблДЮСШ – областная детско-юношеская спортивная школа;
ОК – общекультурные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПО – педагогическое образование;
РФ – Российская Федерация
СДЮСШОР – специализированая детско-юношеская спортивная школа олим-
пийского резерва;
СМИ – средства массовой информации;
УК – универсальные компетенции;
ФК – физическая культура
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!