Формирование компетенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Киселёв Сергей Викторович
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования компетенции
боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ……………. 17
1.1. Состояние проблемы формирования компетенции боевого слажива-
ния………………………………………………………………………………………. 17
1.2. Сущность, структура и уровни компетенции боевого слаживания у бу-
дущих офицеров ………………………………………………………………. 37
1.3. Модель методической системы формирования компетенции боевого
слаживания у будущих офицеров……………………………………..……… 63
Глава 2. Методическая система формирования компетенции боевого
слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ…………………….. 79
2.1. Цели и содержание формирования компетенции боевого слаживания
у будущих офицеров………………………………………………………….. 79
2.2. Методическое и технологическое обеспечение формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров…………………………… 89
2.3. Командная и проектная деятельность будущих офицеров……….……. 103
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности
методической системы формирования компетенции боевого слаживания
у будущих офицеров в военном вузе ВДВ……………………….………….. 115
3.1. Организация и проведение педагогического эксперимента ……….….. 116
3.2. Оценка и анализ результатов эксперимента по формированию компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе
ВДВ……………………………………………………………………..………. 157
Заключение……………………………………………………………………… 182
Список литературы…………………………………………………………….. 188
Приложение А. Учебно-тренировочная карта № 7……………………….…. 212
Приложение Б. Тематический план факультатива …………………….……. 214
Приложение В. Анкеты по вопросам боевого слаживания…………….…… 228
Приложение Г. Образец заключения эксперта………………………….…… 236
Приложение Д. Диагностика социально-психологической адаптации
(К. Роджерс, Р. Даймонд)……………………………………………….…….. 238
Приложение Е. Тест для определения полноты знаний о целях и признаках
командной работы, командных взаимоотношениях…………………………. 243
Приложение Ж. План проведения факультативного занятия………….…… 245

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются
цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, характеризуется научная новизна, теоретиче-
ская и практическая значимость исследования, определяются положения, выносимые
на защиту, описываются основные этапы исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ» на основе
историко-педагогического анализа рассматриваются предпосылки формирования
компетенции боевого слаживания, выделяются проблемы профессиональной подго-
товки будущего офицера, определяется понятие «компетенция боевого слажива-
ния», его структура, содержание, критерии, показатели и уровни сформированности,
обосновывается и разрабатывается модель методической системы формирования
компетенции боевого слаживания и педагогические условия ее реализации.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что ис-
следованиям в области формирования профессиональных и военно-
профессиональных компетенций посвящено достаточно большое количество работ.
Однако все эти работы носят специфичный характер и не касаются проблематики
формирования компетенции боевого слаживания у будущих офицеров. Учитывая
особенности профессиональной деятельности офицеров Воздушно-десантных войск,
социальный заказ общества, выделенные личностные и профессиональные качества
офицера, необходимые для обучения военнослужащих согласованным действиям, в
диссертационном исследовании нами дано определение понятия «компетенция бое-
вого слаживания у будущего офицера ВДВ».
Проведенный в процессе исследования теоретический анализ подходов к рас-
смотрению содержательного и структурного состава компетенции боевого слажива-
ния позволил рассматривать ее как совокупность мотивационно-ценностного, функ-
ционального, информационно-коммуникативного и обучающе-рефлексивного ком-
понентов, что, по нашему мнению, наиболее полно отвечает специфике профессио-
нальной деятельности будущего офицера по обучению военнослужащих согласо-
ванным действиям. Обоснованные в работе компоненты компетенции и их содержа-
ние представлены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Содержание компонентов компетенции боевого слаживания
КомпонентСодержание компонента
Мотивационно-Понимание тенденций развития ВС РФ, значимости мер по обеспечению безопасности,
ценностныйбоевой подготовки и слаживания; стремление к поиску путей и способов постоянного
совершенствования организации и проведения боевого слаживания на основе ИТ и со-
временных средств связи, к повышению уровня готовности личного состава; наличие
мотивов к профессиональному росту и др.
Функциональный Знание основ организации слаженных действий военнослужащих на поле боя на основе
современных ИТ и средств связи с учетом особенностей десантирования, конкретных
особенностей местности и умений применять эти знания на практике; умения четко вы-
полнять свои функциональные обязанности, подбирать нормативы, определять уровни
подготовки личного состава согласно разработанным критериям и др.
Информационно- Знание требований документов, согласно которым происходит слаживание частей и
коммуникатив- подразделений; умения собирать, анализировать информацию, необходимую для учета
ныйусловий при организации слаженных действий, принимать решения по руковод-
ству подразделениями, проводить боевое слаживание, владеть методами работы с си-
стемами связи, средствами автоматизации, вычислительной техникой, анализировать
информацию, устанавливать межличностные связи и др.
Обучающе-Умение строить процесс обучения личного состава слаженным действиям на основе
рефлексивныйИТ, наглядности, военной теории, опыта военных конфликтов и проведения боевого
слаживания; знание основ системного, коммуникативно-деятельностного и компетент-
ностного подходов; умение использовать в процессе боевого слаживания технологии,
воссоздающие условия боя, методы командной и проектной деятельности и др.
В исследовании определены и обоснованы уровни сформированности компонен-
тов компетенции боевого слаживания у будущих офицеров и критерии их оценки.
На основе проведенного анализа сделаны выводы о необходимости разработки
методической системы формирования компетенции боевого слаживания в военном ву-
зе воздушно-десантных войск и построения с этой целью ее модели.
При построении модели методической системы формирования компетенции бое-
вого слаживания у будущих офицеров использовались коммуникативно-
деятельностный, компетентностный и системный подходы. Системный подход позво-
лил рассмотреть процесс формирования компетенции как целостной системы, обосно-
вать и конкретизировать структуру модели, установить взаимосвязи между ее элемен-
тами. Коммуникативно-деятельностный и компетентностный подходы использовались
для наполнения модели содержанием. Коммуникативно-деятельностный подход пред-
полагает организацию в учебном процессе сотрудничества, коллективной (командной)
работы, поисковой деятельности, которые осуществляются в ситуации коммуникации.
Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, имеет
практическую направленность и прежде всего к приобретению умений и способностей
действовать в нестандартных ситуациях.
На основе обоснованных подходов и принципов с учетом социального заказа, и
внешних условий теоретически обоснована и спроектирована модель методической си-
стемы формирования компетенции боевого слаживания у будущих офицеров (рис.1).
Модель состоит из целевого, методологического, содержательного, технологического,
оценочно-результативного блоков. Целевой блок отражает цель – формирование у бу-
дущего офицера компетенции боевого слаживания. Методологический блок содержит
основные методологические подходы, принципы построения модели. Содержатель-
ный блок включает содержание отдельных тем дисциплин тактико-специальной подго-
товки, учений, тренировок, военных игр, направленное на формирование высокого
уровня компетенции боевого слаживания. В содержательный блок включен также ав-
торский курс факультатива «Боевое слаживание в современных условиях. Основы про-
ведения боевого слаживания» и учебное и учебно-методическое пособия. Технологиче-
ский блок описывает этапы (диагностический, мотивационный, обучающий, рефлек-
сивный), технологии (инновационные, проблемно-деятельностные, позволяющие вос-
создать условия современного боя) и методы. Оценочно-результативный блок пред-
ставлен критериями и уровнями оценки сформированности компетенции боевого сла-
живания, определяемыми по разработанной авторской методике, показателями сфор-
мированности компонентов компетенции.
В исследовании определены условия реализации модели: организационно-
педагогические; психолого-педагогические; программно-методические.
На основании модели построена методическая система формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров, описанная во второй главе.
Целевой блок
ТребованияТребования к офицеру,
Социальный заказ
ФГОСосуществляющему слаживание
ЦельЗадачи. Формирование ценностного отношения к профессиональной
Формирование компетенции бое- деятельности в области боевого слаживания, положительной мотива-
вого слаживания у будущих офи- ции к освоению боевого слаживания; системы знаний и практических
церов в образовательной среде умений, в области организации слаженных действий военнослужа-
военного вуза ВДВщих на поле боя и методике обучения боевому слаживанию; развитие
умений корректировать свою деятельность и деятельность военно-
служащих; способности к самоанализу, самооценке
Методологический блок
ПодходыПринципы
Системный, коммуникативно-деятель- Функционального взаимодействия, ценностного отношения
ностный, компетентностныйк командной работе, профессиональной направленности
Содержательный блок
Содержание отдельных тем дисциплин по тактиче-
Программы дисциплин тактиче-
ской и тактико-специальной подготовке для отра-
ской и тактико-специальной под-
ботки элементов слаживания (увеличение числа за-
готовки
нятий с выполнением практических задач) и др.
Содержание, включающее систематизированные, углуб-
Факультатив «Боевое слаживаниеленные знания о способах организации слаженных
в современных условиях. Основыдействий военнослужащих на основе ИТ и современ-
проведения боевого слаживания»ных средств связи, методике обучения военнослужа-
щих согласованным действиям, командной работе
Учения, соревнования, тренировки
Содержание действий/деятельности в процессе слажива-
инструкторско-методические
ния экипажей во время десантирования, управления ог-
мероприятия, показные занятия и
нем, выполнения боевых стрельб, нормативов и др.
др.
Технологический блок
Э т а п ыф о р м и р о в а н и я
ДиагностическийМотивационныйОбучающийРефлексивный
Определение уровняФормирование у будущихОбучение слаживаниюРефлексия процесса
компетенцииофицеров мотивациии методикеи результата обучения
боевого слаживанияк боевому слаживаниюего организации
Методы и формы
Наблюдение, беседа,ДемонстрационныеМетоды командной и про-Анкетирование, опрос,
тестирование,(фильмы, плакаты); рас- ектной деятельности, кейс-экспертная оценка, ана-
проблемные задания,сказы и беседы о преиму- задания, деловые игры,лиз продуктов деятель-
анализ ситуацийществах слаживания на тренинги, учебно-трениро-ностиобучающихся
слаживанияоснове ИТ и средств свя- вочные средства, ГИС ВН,(проекты,результаты
зи, примеры слаживания в КРУС «Стрелец», АСУвыполнения нормати-
современном бою и т. д) ВДВ и др.вов, тестов и др.)
Технологии
компьютерные, тренинговые, диалоговые, воссоздающие условия современного боя, проблемно-деятельностные
Оценочно-результативный блок
КритерииПоказатели сформированности: личностных качеств; знаний
мотивационно-ценностный,и умений, необходимых для осуществления боевого слажива-
функциональный,ния; готовности к работе в команде
информационно-
коммуникативный,
обучающе-рефлексивныйУровни: допустимый (минимальный), оптимальный, эталонный
Личность офицера, владеющего компетенцией боевого слаживания

Рис. 1 – Модель методической системы формирования
компетенции боевого слаживания у будущих офицеров
Во второй главе «Методическая система формирования компетенции боевого
слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ» раскрываются цели и содер-
жание образования, конкретизируются методы, формы и средства обучения, обеспе-
чивающие эффективное формирование компетенции.
Основной целью реализации методической системы является формирование
компетенции боевого слаживания у будущих офицеров. Это подразумевает образова-
тельную деятельность по нескольким направлениям. Во-первых, будущий офицер
должен понимать цели и задачи современного боевого слаживания, роль, которую оно
играет в повышении боеспособности российской армии, Воздушно-десантных войск.
Во-вторых, он должен владеть знаниями, умениями и навыками в области организации
умелых и слаженных действий военнослужащих на поле боя. В-третьих, будущий
офицер должен иметь соответствующую методическую подготовку, позволяющую ему
обучать военнослужащих согласованным действиям в составе подразделения, согласо-
ванному выполнению боевых задач на основе применения информационных техноло-
гий и современных средств связи и др. В-четвертых, будущих офицеров необходимо
вовлекать в командную и проектную деятельность.
Содержательный блок методической системы должен реализовываться в отдель-
ных темах дисциплин по тактической и тактико-специальной подготовке, авторском
курсе, учениях, военных играх. В диссертации разработаны и приведены: рабочая про-
грамма авторского курса факультатива, тематический план, материалы для измерения
уровня сформированности компетенции и др.
В таблице 2 приведены темы авторского курса факультатива, применяемые ме-
тоды и средства при изучении тем, задания для курсантов (таблица 2).
Т а б л и ц а 2 – Применяемые методы и средства при изучении авторского курса, задания для
курсантов
ТемаМетоды и средстваЗадания
Роль боевой подго-Лекция, опрос, анкетирование, беседа,На основе отобранного материала выде-
товки и боевого сла-групповое обучение, учебные презен-ление и оформление в виде таблицы мер,
живания в укрепле-тации, фильмы, системы тестированияпринимаемых Министерством обороны по
ниибезопасностии контроля знанийукреплению безопасности России
страны
История и современ-Лекция, семинар, проектная деятель-Разработка и оформление материалов
ное состояние боевойность, учебные презентации, фильмы,проекта по состоянию боевого слажива-
подготовки и боевогосистемы тестирования и контроля зна-ния за предложенный временной период;
слаживаниянийитоги работы оформляются в виде презен-
тации
Основы боевого сла- Лекция с презентацией, семинар-Заполнение таблиц, выполнение проектов,
живанияпрактикум, работа в команде, тренинги,отработка на тренажерах особенностей
метод проектов, метод кейсов, учебныедесантирования, тренировка по управле-
презентации, фильмы, макеты и др.нию огнем на макете местности и др.
Отработка элементов Лекция, семинар-практикум, работа вЗадания по отработке нормативов, задания
слаживания на основе команде, тренинги проекты, метод кей-на определение нормативов для военно-
современных средств сов, учебные презентации, фильмы,служащих, проведение радиотренировки
связи на практикесовременные средства связи и др.(тренинг), работа в команде
Отработка элементов Практикум, работа в команде, проекты,Выполнение заданий и проектов на осно-
слаживания на осно- метод кейсов, тренировки, ГИС, АСУве применения ГИС, АСУ ВДВ, КРУС
ве ИТ на практикеВДВ, тренажеры, симуляторы, КРУС«Стрелец»
Теория боевого сла- Лекция, семинар, деловая игра, про-Оформление проекта на основе
живания подразделе- екты, круглый стол, презентации,актуальных нормативныхдокумен-
ний ВДВфильмы, системы тестирования итовпрограммыобу-
контроля знанийчения военнослужащих согласован-
ным действиям.
Методикабоевого Лекция, семинар-практикум, деловая Подготовка к деловой игре, разработка
слаживания подраз- игра, работа в команде, метод проек- учебно-методического материала к заня-
делений ВДВтов, метод кейсовтиям по слаживанию
Методы, формы и средства формирования компетенции боевого слаживания у
будущих офицеров должны соответствовать основополагающим принципам модели
методической системы. К методам, соответствующим принципу функционального
взаимодействия, можно отнести метод кейсов, упражнений и др. При этом приме-
няются такие средства, как геоинформационные системы, автоматизированные си-
стемы управления Воздушно-десантных войск (АСУ ВДВ), КРУС «Стрелец».
Принцип ценностного отношения к командной работе реализуется через методы ра-
боты в команде, проектный метод и др. Принцип профессиональной направленности
реализуется через использование профессионально направленных педагогических
средств и методов – упражнений, тренингов, работы на тренажерах, макетах; ГИС
ВН, АСУ ВДВ, КРУС «Стрелец».
Так как применяемое в практике подготовки курсантов понятие «технология,
воссоздающая условия современного общевойскового боя» не имеет конкретного
толкования в диссертационном исследовании нами дано определение данного поня-
тия. К технологиям, воссоздающим условия современного общевойскового боя, мы
относим технологии обучения на основе применения комплекса разведки, управле-
ния и связи (КРУС-ВР «Стрелец»), АСУ ВДВ и ГИС ВН. На рисунке 2 представлен
экран монитора ПКК, входящего в «носимый комплект командира» после запуска
интегрированной среды управления подразделением (с картой).

Рис. 2. Общий вид экрана монитора персонального компьютера командира (ПКК)
после запуска интегрированной среды управления подразделением (с картой)

В работе описаны компьютерные, тренинговые, диалоговые технологии обуче-
ния. Например, технологии на основе применения программно-аппаратного тренажера
в виде бронетранспортера БТР-82А (рис. 3), комплекса учебно-тренировочных средств
связи (КУТС). Значительное внимание в процессе обучения боевому слаживанию уде-
ляется проектной и командной деятельности курсантов. Описаны ключевые принципы
организации такой деятельности. Приведены описания занятий, на которых реализо-
вана работа курсантов в команде и над проектом. Например, занятие по теме
«Управление слаживанием взвода, его действиями во время захвата объекта против-
ника». На занятии преподаватель действует в роли командира роты. Курсанты дей-
ствуют в роли командира взвода и военнослужащих (членов команды).
Примером выполнения курсантами проектной деятельности, согласно пред-
ложенной ситуации, служит разработка решения командира по слаживанию на ос-
нове работы в геоинформационной системе. Примером технологического проекта
может служить разработка, создание и использование в учебной деятельности маке-
тов местности для отработки элементов слаживания (рис. 4).

Рис. 3. Комплекс учебно-тренировочныхРис 4. Макет местности для отработки
средств связи (КУТС)элементов слаживания

Разработка и создание курсантами технологических проектов воспитывает у них,
с одной стороны, командные качества, так как работу над макетом они выполняют в
команде, с другой стороны – формирует у них знания и умения по учету особенностей
местности в процессе слаживания.
В третьей главе «Опытно-экспериментальная работа по оценке эффективности
методической системы формирования компетенции боевого слаживания у будущих
офицеров в военном вузе ВДВ» описаны этапы педагогического эксперимента, пред-
ставлены результаты, полученные в ходе проведения экспериментальной работы,
сделаны выводы.
Педагогический эксперимент, цель которого – проверка гипотезы исследова-
ния, проводился в период с 2015 по 2020 г. и состоял из трех этапов: констатирую-
щего, поискового и формирующего. Участниками педагогического эксперимента
стали курсанты (более 250 человек) и офицеры (48 человек) военных вузов города Ря-
зани (РВВДКУ имени В. Ф. Маргелова и военного учебного центра при РГРТУ имени
В. Ф. Уткина).
В процессе проведения эксперимента оценивался уровень сформированно-
сти компетенции боевого слаживания по следующим критериям и показателям:
мотивационно-ценностный критерий (показатель ценностные ориентации и
мотивыметодики А. А. Реана, Т. Л. Бадева; методика STAR: ситуация-цель-
действия-результаты); функциональный критерий (показательзнание основ
организации слаженных действий военнослужащих на поле боя на основе совре-
менных ИТ и средств связи, умение применять эти знания на практике и др. те-
сты, контрольные работы (методика В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур), оценка време-
ни, затрачиваемого на выполнение отдельных видов работ, методика К. Е.
Шахмаевой «Оценки уровня готовности к командной работе», методика
STAR); информационно-коммуникативный критерий (показательумение
анализировать информацию, необходимую для организации слаженных действий
военнослужащих, принятия решений по руководству подразделениями, владение
методами работы с системами связи, средствами автоматизации и др. тесты, кон-
трольные работы (методика В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур), оценка выполнения от-
дельных видов работ по времени и др.); обучающе-рефлексивный критерий (по-
казатель умения обучать военнослужащих слаженным действиям на основе ИТ,
технологий, приближающих к условиям реального боя, способность к самооценке,
саморефлексии методика В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур).
Основные элементы констатирующего этапа педагогического эксперименты
охватывают период с 2015 по 2016 г. Главная цель этапа – анализ состояния про-
блемы исследования и обоснование ее актуальности. На основе оценки результатов
наблюдений, бесед, анкетирования, тестирования, выполнения курсантами заданий
контрольной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированно-
сти компетенции боевого слаживания у будущих офицеров, недостаток знаний и
умений преподавателей по обучению боевому слаживанию, что позволило сделать
выводы о необходимости формирования данной компетенции.
Поисковый этап педагогического эксперимента проводился в 2016–2017 гг.
Его цель состояла в уточнении разработанной модели и проектировании методиче-
ской системы формирования компетенции боевого слаживания. В теоретическом
разделе исследования были обоснованы методические подходы и принципы, на ос-
нове которых должна строиться наша методическая система.
Апробация в учебном процессе методической системы формирования ком-
петенции боевого слаживания осуществлялась путем отбора содержания дисци-
плин по тактико-специальной подготовке, при составлении легенды учений, во
время тренировок, а также ходе проектирования и реализации авторского курса
факультатива «Боевое слаживание в современных условиях. Основы проведения
боевого слаживания». Для проведения формирующего эксперимента (2017–2019
гг.) были созданы две группы – контрольная и экспериментальная, каждая из ко-
торых включала 102 курсанта – будущих офицера. Участники эксперимента име-
ли примерно одинаковые возрастные характеристики и уровень обученности (од-
нородность групп проверялась t-критерием Стьюдента для каждого компонента
компетенции). Базой эксперимента служило РВВДКУ имени В. Ф. Маргелова.
Обучение курсантов контрольной группы осуществлялось на занятиях по такти-
ко-специальной подготовке с использованием традиционных форм, методов и
средств обучения. Курсанты экспериментальной группы, помимо этого, обуча-
лись на факультативе.
Обучение экспериментальных групп начиналось с диагностики уровня сформи-
рованности компетенции боевого слаживания. По результатам диагностики курсан-
ты делились на три подгруппы согласно уровню сформированности их компетенции.
Для курсантов с низким уровнем сформированности компетенции были организова-
ны дополнительные занятия и консультации. Обучаемые со средним уровнем выпол-
няли более сложные задания, участвовали во взаимообучении, обучении в паре и др.
Для курсантов с высоким уровнем сформированности компетенции было организова-
но самостоятельное изучение расширенного теоретического материала и др. На осно-
ве идей системного, коммуникативно-деятельностного подходов с учетом принципа
постоянной рефлексии в процессе обучения были созданы условия для саморефлек-
сии курсантов. С целью закрепления итогов обучения проводились полевые учения и
конкурсы.
По итогам формирующего эксперимента была проведена диагностика мотива-
ционно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного, обу-
чающе-рефлексивного компонентов компетенции у курсантов контрольной и экспе-
риментальной групп по разработанной методике. Оценка результатов эксперимента
осуществлялась статистическими методами, которые приведены в диссертационной
работе. Методом сигнатурного теста (критерий знаков) было показано, что уровень
сформированности мотивационно-ценностного компонента курсантов эксперимен-
тальной группы существенно выше, чем у курсантов контрольной группы. В табли-
це знаков размещали 51 пару чисел: уровень курсанта экспериментальной группы
(xi) и уровень курсанта контрольной группы (yi). Вычисляли разность уровней
сформированности мотивационно-ценностного компонента для каждой пары вы-
борки (xi – yi). В результате вычислений 32 раза был получен знак «+», 10 раз знак
«–», 9 раз разность была равна 0. Полученные данные подставляли в формулу
32  42 * 0,5  0,5
z 3,24 .
42 * 0,5 * 0,5
При таких значениях z-распределения (по А. А. Кыверялг) гипотеза, что у курсантов
экспериментальной группы уровень мотивационно-ценностного компонента суще-
ственно повысился по сравнению с курсантами контрольных групп, является верной.
Для диагностики уровня сформированности функционального компонента
компетенции боевого слаживания в конце обучения проведена итоговая контроль-
ная работа. Проверка гипотезы, что результаты экспериментальной группы суще-
ственно выше результатов контрольной группы, осуществлялась критерием χ2 (М.
И. Грабарь, К. А. Краснянская). Результаты выполнения итоговой контрольной ра-
боты для выборки из 51 человека приведены в таблице 3.
Т а б л и ц а 3 – Результаты выполнения итоговой контрольной работы курсантами экспе-
риментальной и контрольной групп
Категория 1Категория 2Категория 3Категория 4
Группа
(неудовлетворительно) (удовлетворительно) (хорошо)(отлично)
Экспериментальная n1 =
Q11 = 0Q12 = 10Q13 = 21Q14 = 20
Контрольная n2 = 51Q21 = 2Q22 = 14Q23 = 28Q24 = 7
В таблице Q1i обозначает число курсантов экспериментальной группы, полу-
чивших по итогам выполнения заданий оценку i: i = 1 (неудовлетворительно), i = 2
(удовлетворительно), i = 3 (хорошо), i = 4 (отлично). Q2i обозначает число курсантов
контрольной группы, получивших оценку i (i = 1; 2; 3; 4). Обозначаем Р1i (i = 1; 2; 3;
4) вероятность выполнения заданий курсантами экспериментальной группы на
оценку i, Р2i(i = 1; 2; 3; 4) – вероятность выполнения заданий курсантами контроль-
ной группы на оценку i. Проверим нулевую гипотезу Н0: Р11 = Р12 = Р13 = Р14 при аль-
тернативе H1 : Р1i  Р2i хотя бы для одной из С = 4 категории на основе полученных
данных. Подсчет значения χ2 для проверки гипотезы проведем по формуле:
Для значений таблицы 4 χ2 примерно равен 8,48. Для уровня значимости, рав-
ного 0,05, и числа степеней свободы ν, равного С – 1 = 4 – 1 = 3, по таблице крити-
ческих значений критерия χ2 находим критическое значение статистического крите-
рия χ20,05 = 7,82. Отсюда для значений данной таблицы выполняется неравенство
χ2 эмп. > χ2крит. Полученные результаты в соответствии с правилом принятия решения
дают основания для отклонения нулевой гипотезы. Таким образом, по результатам
выполнения итоговой контрольной работы можно сделать следующий вывод: у кур-
сантов экспериментальной группы сформированность функционального компонента
существенно выше, чем у курсантов контрольной группы.
В таблице 4 представлены результаты сформированности компонентов компе-
тенции курсантов экспериментальной и контрольной групп по результатам форми-
рующего эксперимента (контрольный этап).
Т а б л и ц а 4 – Уровень сформированности компонентов компетенции курсантов
по итогам контрольного этапа эксперимента, %
Уровень сформированности компонентов компетенции
Уровень
контрольная группаэкспериментальная группа
Мотивационно-ценностный
Допустимый35,2916,66
Оптимальный41,1839,21
Эталонный23,5344,13
Функциональный
Допустимый35,2918,62
Оптимальный38,2442,16
Эталонный26,4739,22
Информационно-коммуникативный
Допустимый38,245,88
Оптимальный53,9249,02
Эталонный7,8445,1
Обучающе-рефлексивный
Допустимый62,7515,68
Оптимальный35,2950,01
Эталонный1,9634,31

Сравнительные данные уровня компонентов компетенции по итогам форми-
рующего эксперимента для курсантов контрольной и экспериментальной групп
приведены на диаграммах (рис. 5, 6).

Рис. 5. Сформированность компонентовРис. 6. Сформированность компонентов
компетенции курсантов контрольной группыкомпетенции курсантов экспериментальной группы
Сопоставление рисунков наглядно показывает, что у курсантов контрольной
группы преобладает допустимый и оптимальный уровень, а у курсантов экспери-
ментальной группы – оптимальный и эталонный.
На основе анализа приведенных выше данных формирующего эксперимента
можно сделать вывод, что уровень сформированности компетенции боевого слажи-
вания у курсантов экспериментальной группы существенно выше, чем у курсантов
контрольной группы. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные бы-
ли подтверждены отзывами из войск и результатами конкурсов по полевой выучке
среди курсантов Воздушно-десантных войск «Лучший экипаж связи» и «Уверенный
прием», которые проводились в форме состязаний среди команд. Курсанты экспе-
риментальной группы показали более высокие результаты по сравнению с курсан-
тами контрольной группы.
Согласно полученным данным формирующего эксперимента, в эксперимен-
тальной группе были также выявлены у испытуемых разные изменения показателей
сформированности компонентов компетенции боевого слаживания: динамика фор-
мирования обучающе-рефлексивного компонента заметно интенсивнее по сравне-
нию с динамикой других компонентов компетенции. Это объясняется тем, что,
наряду с целенаправленным развитием всех компонентов компетенции, особое вни-
мание уделялось методической подготовке будущих офицеров.
Статистическая достоверность выявленных различий между результатами
контрольной и экспериментальной групп определялась также по двухвыборочному
t-критерию Стьюдента для несвязанных выборок. В таблице 5 представлены резуль-
таты сравнения критерия tэмп. по каждому из измеряемых в исследовании компонен-
тов компетенции для tкрит. = 1,972 при уровне значимости α = 0,05 и степени свободы
f = 202 у курсантов экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 5
Расчет t-критерия Стьюдента по компонентам компетенции
у курсантов военного вуза ВДВ
Компонент межкультурнойСтатистическая
Этап экспериментаtэмп.tэмп. > tкрит.
компетенциизначимость
Мотивационно-констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо ценностныйконтрольный6.93; p=0,000083tэмп. > tкрит.значимо
констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо Функциональный контрольный5,23; p=0,000005tэмп. > tкрит.значимо
Информационно-констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо коммуникативныйконтрольный11,03; p=0,0000061tэмп. > tкрит.значимо
Обучающе-констатирующий–tэмп. < tкрит.не значимо рефлексивныйконтрольный11,17; p=0,0000067tэмп. > tкрит.значимо

Данные таблицы 5 позволяют сделать выводы о статистически доказуемом
повышении уровня сформированности всех компонентов компетенции у курсантов
экспериментальной группы по сравнению с контрольной после формирующего экс-
перимента.
На основе анализа научно-педагогической литературы, практической деятельно-
сти офицеров, проведенного эксперимента разработаны методические рекомендации по
реализации модели методической системы формирования компетенции боевого слажи-
вания у будущих офицеров в практике обучения.
В целом результаты выполненного исследования свидетельствуют о достиже-
нии поставленной цели, решении сформулированных задач, получении теоретиче-
ских и экспериментальных данных согласно выдвинутой гипотезе.
В заключении диссертации изложены основные выводы исследования, под-
тверждающие его теоретическую и практическую значимость:
1. Установлены на основе анализа документов о развитии Вооруженных Сил
РФ, научно-теоретических исследований, программно-нормативной базы и состоя-
ния современной системы подготовки будущего офицера Воздушно-десантных
войск проблемы в подготовке офицера в области целенаправленного обучения воен-
нослужащих согласованным действиям. Исследование готовности офицеров ВДВ к
профессиональной деятельности в области боевого слаживания свидетельствует об
их недостаточной подготовке к деятельности в данной области. В связи с этим обос-
новано положение о необходимости проектирования и реализации методической си-
стемы, позволяющей повысить уровень формирования компетенции боевого слажи-
вания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ.
2. Определена сущность понятий «боевое слаживание» и «компетенция бое-
вого слаживания у будущего офицера ВДВ». В нашем исследовании понятие ком-
петенция боевого слаживания рассматривается как интегративная характеристика
личности, определяющая у будущего офицера наличие мотивов, высокого уровня
знаний и умений в области целенаправленного обучения военнослужащих согласо-
ванным действиям в составе подразделения, согласованному выполнению боевых
задач на основе применения информационных технологий и современных средств
связи, учета особенностей десантирования, географической среды, конкретных
особенностей местности, времени года, предстоящего театра боевых действий, ис-
пользуемых средств поражения в соответствии с поставленной боевой задачей в
реальном масштабе времени.
3. Выявлена структура компетенции боевого слаживания, которая состоит из
мотивационно-ценностного, функционального, информационно-коммуникативного
и обучающе-рефлексивного компонентов. Мотивационнонно-ценностный компо-
нент предполагает ценностное отношение будущего офицера к проведению боево-
го слаживания на основе ИТ и средств связи, функциональный – наличие знаний и
умений в области современной организации слаженных действий военнослужащих
на поле боя, информационно-коммуникативный – умение анализировать информа-
цию о реальных условиях организации слаженных действий военнослужащих, вла-
дение методами работы с системами связи, средствами автоматизации, вычисли-
тельной техникой, обучающе-рефлексивный – умение обучать военнослужащих
слаженным действиям, корректировать свою деятельность и деятельность военно-
служащих. Содержание компонентов отражает сущность компетенции и выступает
основой моделирования методической системы формирования компетенции боево-
го слаживания.
4. На основе системного, коммуникативно-деятельностного, компетентностно-
го подходов и принципов функционального взаимодействия, ценностного отношения
к командной работе, профессиональной направленности с учетом тенденций модер-
низации Вооруженных Сил России, Воздушно-десантных войск разработана модель
методической системы формирования компетенции боевого слаживания у буду-
щих офицеров ВДВ. Особенностью модели является ее содержание, включающее
целевой, методологический, содержательный, технологический и оценочно-
результативный блоки, технологии, воссоздающие условия современного общевой-
скового боя, методы командной и проектной деятельности.
5. На основе разработанной модели спроектирована и внедрена в образова-
тельный процесс военного вуза методическая система формирования компетен-
ции боевого слаживания у будущих офицеров Воздушно-десантных войск.
Методическая система направлена на повышение уровня сформированности
компетенции боевого слаживания у будущих офицеров и предполагает образова-
тельную деятельность: по формированию понимания целей и задач современного
боевого слаживания, его роли в повышении боеспособности российской армии;
развитию знаний, умений и навыков в области организации слаженных действий
военнослужащих на поле боя; методической подготовке, позволяющей офицеру
обучать военнослужащих согласованным действиям в составе подразделения, со-
гласованному выполнению боевых задач на основе применения информационных
технологий и современных средств связи; вовлечению в командную и проектную
деятельность.
6. Для реализации методической системы по осуществлению процесса фор-
мирования компетенции боевого слаживания у будущих офицеров ВДВ разрабо-
тано учебно-методическое обеспечение, средства и методы обучения.
Был спроектирован авторский курс факультатива «Боевое слаживание в со-
временных условиях. Основы проведения боевого слаживания», для которого
разработана программа, тематический план, система заданий, электронные учеб-
ники, учебные макеты, опубликованы учебно-методические пособия.
Для подготовки будущих офицеров к эффективному обучению военнослу-
жащих согласованным действиям было организовано обучение будущих офицеров
на факультативе, применены технологии, воссоздающие условия современного
общевойскового боя, методы командной и проектной деятельности, интерактивные
методы, кейс-задания, деловые игры, тренинги; использованы информационные
технологии, современные средства связи, учебно-тренировочные средства; геоин-
формационные системы военного назначения (ГИС ВН), КРУС «Стрелец» и др.
7. Разработан инструментарий выявления динамики развития компетенции бо-
евого слаживания у будущих офицеров: уровни, критерии и показатели данной ком-
петенции.
На основе анализа результатов формирующего эксперимента выявлено, что
уровень сформированности компетенции боевого слаживания у курсантов экспе-
риментальной группы существенно выше, чем у курсантов контрольной группы.
Вместе с тем в экспериментальной группе наблюдаются неравнозначные измене-
ния показателей сформированности компонентов компетенции: динамика форми-
рования обучающе-рефлексивного компонента заметно интенсивнее по сравнению
с динамикой других компонентов компетенции. Это объясняется тем, что, наряду с
целенаправленным развитием всех компонентов компетенции, особое внимание
уделялось методической подготовке будущих офицеров.
Проведенное экспериментальное исследование свидетельствует об эффектив-
ности разработанной методической системы и подтверждает, что ее внедрение спо-
собствует существенному повышению уровня сформированности компонентов ком-
петенции боевого слаживания у курсантов военных вузов.
Вместе с тем результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпы-
вающее раскрытие рассматриваемой проблемы. Дальнейшее исследование может состо-
ять в экстраполяции модели формирования компетенции боевого слаживания у буду-
щих офицеров на курсы повышения квалификации офицеров и преподавателей военных
вузов, разработку дополнительных критериев и средств диагностики компетенции.

Актуальность темы исследования и степень ее разработанности. Перед
Вооруженными Силами Российской Федерации стоят задачи по отражению вызо-
вов и угроз суверенитету и территориальной целостности государства, которые ре-
шаются путем модернизации оборонно-промышленного комплекса России, под-
держания высокой боевой готовности, «создания качественно новой, умной си-
стемы военного анализа и стратегического планирования» [156, с. 1], эффективного
управления войсками и оружием на основе применения информационных техноло-
гий и современных средств связи.
В условиях интенсивного развития вооружения, военной и специальной тех-
ники, средств связи, использования искусственного интеллекта в системах управ-
ления корректируются основные положения применения подразделений в различ-
ных видах боя и, как следствие, возникает необходимость в совершенствовании бо-
евой подготовки и боевого слаживания войск. Это требует подготовки офицеров,
глубоко понимающих и сознающих цели и задачи современного боевого слажива-
ния, умеющих осуществлять его на высоком уровне.
Под словом «слаживание» в словаре русских синонимов понимается сыг-
ровка, согласование, где согласование – это взаимодействие, координация, регули-
рование [174]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой
слово «слаженный» означает «упорядоченный», «согласованный» (слаженная ра-
бота) [144].
В научно-педагогической литературе однозначное определение понятия «бо-
евое слаживание» не встречается. А.М. Худяков рассматривает боевое слаживание
как процесс обучения личного состава выполнению обязанностей в бою, а также
согласованным действиям [196]. Словарь военных терминов трактует это понятие
как комплекс тренировочных мероприятий по обучению отмобилизованных воен-
нослужащих согласованным действиям в составе подразделения [26, 173]. В энцик-
лопедии ракетных войск стратегического назначения под «боевым слаживанием»
понимается обучение военнослужащих согласованным совместным действиям
и использованию группового оружия [210]. Существующие определения не отра-
жают особенностей слаживания Воздушно-десантных войск (ВДВ).
В нашем исследовании мы будем рассматривать боевое слаживание как це-
ленаправленное обучение военнослужащих согласованных действиям в составе
подразделения с целью формирования умений и навыков, необходимых для чет-
кого выполнения функциональных обязанностей, согласованного выполнения бо-
евых задач на основе применения информационных технологий и современных
средств связи, учета особенностей десантирования, географической среды, кон-
кретных особенностей местности, времена года, предстоящего театра боевых дей-
ствий, используемых средств поражения в соответствии с поставленной боевой за-
дачей в реальном масштабе времени.
Система военного образования должна обеспечить формирование офицера,
обладающего прочными профессиональными знаниями, умеющего осуществлять
боевое слаживание с применением инновационных технологий обучения, трена-
жерных средств, автоматизированных систем управления, геоинформационных си-
стем военного назначения (ГИС ВН) на основе принципа наглядности и максималь-
ного приближения обучения к обстановке реального боя.
Эти требования нашли отражение в ФГОС ВО и программе боевой подго-
товки подразделений Воздушно-десантных войск. Так в ФГОС 3+ говорится, что
выпускник военного вуза должен обладать такими профессиональными компетен-
циями, как способность:
– взаимодействовать с подразделениями, воинскими формированиями и ор-
ганами других войск Российской Федерации при совместном выполнении задач
(ПК-5);
– поддерживать четкое взаимодействие с подразделениями других родов
войск в различной обстановке (ВПК. ПК-1);
– использовать системное и прикладное программное обеспечение специаль-
ного назначения для компьютеризированной поддержки процессов управления во-
инскими подразделениями;
– к организации и проведению различных видов учебных занятий (ПК-11).
В программе боевой подготовки подразделений Воздушно-десантных войск
Министерства обороны Российской Федерации отмечается, что офицеры должны
«обеспечить комплексное обучение личного состава и подразделений умелым
и слаженным действиям на поле боя».
Вышеуказанное требует научно-методического изучения и осмысления. Ис-
следования в области подготовки будущих офицеров в системе высшего военного
образования подводятся достаточно активно.
Теоретико-методологические основы этих исследований заложены в науч-
ных трудах А.В. Белошицкого, И.В. Биочинского, А.В. Вдовина, О.Ю. Ефремова,
И.А. Алехина, А.В. Барабанщикова, О.А. Козлова и др. При рассмотрении проблем
подготовки будущих офицеров к профессиональной деятельности исследователи
обращают внимание на методологию формирования и развития военных и военно-
профессиональных компетенций, необходимость повышения квалификации офи-
церов на основе новых подходов к подготовке [19, 20, 38, 42–44, 102].
Среди диссертационных исследований, посвященных проблемам совершен-
ствования боевой подготовки будущих офицеров, повышения уровня их боеготов-
ности, следует выделить работы В.В. Ноздрачева, А.В. Пуртова, А.И. Шишкова,
А.И. Щербатых и других [140, 158, 203, 207].
Проблемы формирования профессиональной компетенции и отдельных про-
фессиональных компетенций у будущих офицеров рассмотрены в трудах С.Ю. Ва-
ряницы, А.А. Гаврикова, В.В. Овода, А.А. Сухоруковой, А.И. Шишкова и других.
[36, 48, 142, 184, 203].
Исследованиям в области профессионального развития будущих офицеров
и формирования у них военно-профессиональных компетенций посвящены труды
Л.В. Доломанюка, А.Н. Лосева, А.Л. Снигирева, И.Р. Утяшева и др. [61, 121, 177, 189].
Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности буду-
щих офицеров рассмотрены в диссертационных исследованиях С.В. Гончарова,
В.А. Тихомирова, А.И. Щербатых и др. [52, 187 ,207].
Проведенный анализ позволил выявить, что на уровне диссертационных ис-
следований отсутствуют работы, связанные с подготовкой будущих офицеров
к обучению военнослужащих согласованным действиям, формированием у них
компетенции боевого слаживания. При этом следует отметить, что имеются мето-
дические разработки в области совершенствования боевого слаживания на основе
применения методов обучения, воссоздающих условия современного общевойско-
вого боя в ходе военных игр с применением инновационных технологий, тренажер-
ных средств, специально разработанных макетов, автоматизированных систем
управления, представленные в работах А.Ф. Иоаниди, С.В. Глущенко, И.Г. Каплий,
П.Е. Кобзаря, С.Д. Петрова и др [78, 84, 98].
В исследованиях ученых значительное внимание уделено теории и практике
применения педагогических подходов к подготовке офицеров, развитию профес-
сиональных компетенций, совершенствованию боевой и тактико-специальной под-
готовки. Проблемы подготовки будущих офицеров к боевому слаживанию как
неотъемлемой части их профессиональной деятельности, содержания, методов ис-
пользования средств связи и современных информационных технологий при сла-
живании в настоящее время не имеют научного обоснования.
Вместе с тем проведенный нами констатирующий эксперимент показал,
что курсанты считают свою готовность к профессиональной деятельности в обла-
сти боевого слаживания недостаточной, преподаватели согласны с таким мнением
курсантов. Затруднения молодых офицеров в организации и проведения обучения
личного состава слаженным действиям на поле боя отмечены в отзывах из войск.
В процессе констатирующего эксперимента также был проведен анализ образова-
тельных программ подготовки будущих офицеров, реализуемых военными вузами
России. Рассматриваемые нами вопросы по подготовке к боевому слаживанию уже
находят свое отражение в содержании учебных программ по тактико-специальной
подготовке, где увеличено число занятий, отводимых на отработку вопросов и эле-
ментов слаживания.
Тем не менее системный интегративный подход к рассмотрению боевого сла-
живания на основе ИТ и средств связи к методической подготовке будущих офи-
церов к проведению боевого слаживания в этих программах отсутствует.
В результате анализа научно-теоретических исследований, методики и прак-
тики подготовки будущих офицеров определили противоречия:
– между социальным заказов общества на комплексное обучение военно-слу-
жащих слаженным действиям на поле боя на основе современных информацион-
ных технологий и средств связи и неготовностью к такой образовательной деятель-
ности военных вузов;
– между возросшими требованиями к уровню подготовки будущих офицеров
к решению профессиональных задач в области боевого слаживания и существую-
щей системой подготовки будущего офицера, которая не соответствует этим тре-
бованиям и характеризуется отсутствием в образовательных программах соответ-
ствующих дисциплин или факультативных занятий, не разработанностью для та-
кой подготовки современных методов, форм и средств обучения;
– между необходимостью повышения эффективности формирования компе-
тенции боевого слаживания у будущих офицеров и уровнем теоретико-методиче-
ского обеспечения этого процесса.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы и отсутствие методоло-
гического ее обоснования определили выбор темы исследования: «Формирование

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Формирование компетенции боевого слаживания у будущих офицеров в военном вузе ВДВ»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»