Формирование политической культуры курсантов в системе высшего военного образования

Подмаренко Андрей Александрович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
1.1. Сущностная характеристика понятия «политическая культура» в теории и практике военного образования
1.2. Основные принципы формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образования
1.3. Модель формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образования 61 Выводы по главе I 90
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
НА ПРАКТИКЕ
2.1. Диагностическое исследование процесса формирования политической культуры курсантов современного военного вуза
2.2. Организация и методы опытно-экспериментальной работы по реализации условий формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе высшего военного образования
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
по формированию политической культуры курсантов военного вуза 139 Выводы по главе II 159 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162 СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 165 СПИСОК ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
3
ПРИЛОЖЕНИЯ 188 Приложение А. Анкета для офицеров (командиров и
преподавателей) и курсантов военного училища 189 Приложение Б. Тематический план дисциплины «История
Российской Армии и общества», выписка 190 Приложение В. Анкета самооценки результатов военно-
исторического образования для курсантов Приложение Г. Тематический план «Геополитика: история и современность», выписка
Приложение Д. Аттестационный лист
191 дисциплины
194
Приложение Е. Анкета для самооценки мотивации политической деятельности курсантов 196
Приложение Ж. Оценочный лист (оценка опыта и инструментального оснащения политической деятельности курсанта)
197

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована про-
блема, установлена степень ее разработанности, определены объект и предмет ис-
следования, поставлена его цель и задачи, описаны этапы и методы исследования,
раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследова-
ния, приведены положения, выносимые на защиту.
Глава 1 «Теоретико-педагогические основы формирования политической
культуры курсантов военного вуза» посвящена анализу ведущих концепций и
теорий формирования политической культуры офицера, обобщению положитель-
ного педагогического опыта, уточнению сущностной характеристики понятия «по-
литическая культура» в теории и практике военного образования, обосновании за-
кономерностей и принципов формирования политической культуры курсантов, мо-
делированию процесса формирования политической культуры курсантов в системе
военного образования, определению критериальной база исследования.
Обобщая результаты военно-педагогических исследований по проблеме, мы
можем определить политическую культуру офицера в условиях современной дей-
ствительности как интегративное личностное образование, развивающееся в воен-
но-образовательном процессе за счет передачи, усвоения и перевода в личностный
план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности обще-
ства, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации. Политиче-
ская культура курсанта-будущего офицера определяет осознание и оценку полити-
ческих явлений и процессов, а также формирование моделей решения военно-
профессиональных задач. В военном деле политическая культура офицера выража-
ется в его практических делах, в обучении, воспитании подчиненных, отношении к
людям, которыми ему доверено руководить. Основанием формирования политиче-
ской культуры курсанта служат политическое воспитание и политическое обуче-
ние. Выбор концептуальной идеи формирования политической культуры курсантов
за счёт реализации педагогических условий на основе целенаправленного полити-
ческого воспитания будущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к поли-
тическим знаниям в процессе изучения гуманитарных, исторических дисциплин и
дисциплин военно-профессионального блока, соответствующих современным
условиям военно-профессиональной деятельности и профессионального военного
образования, был осуществлен на основе исследований В. Л. Бозаджиева,
И. Н. Гомерова, И. Г. Долиниой, О. В. Золотарева, Т. Е. Климовой и С. Н. Чернова,
А. И. Лушнова, О. Н. Монахова, И. А. Тютьковой и пр.
С точки зрения культурологического подхода, политическая культура офи-
цера является, с одной стороны, объектом политического воспитания, с другой
стороны, лидером-субъектом политического воспитания для подчиненных военно-
служащих. Опираясь на трактовку функций педагогической деятельности, предло-
женную Н. В. Кузминой, В. А. Сластениным и других, выделяются две группы пе-
дагогических функций – целеполагающие (ориентационная, развивающая, мобили-
зующая и информационная функции) и организационно-структурные (конструк-
тивная, организаторская, коммуникативная и гностическая), мы определили струк-
турные компоненты политической культуры офицера – руководителя процесса
воспитания и обучения военнослужащих, ставшие основанием для определения
феномена политической культуры курсанта-будущего офицера.
На основании классификации и обобщения современных теорий по пробле-
ме политической культуры в структуре политической культуры курсанта военного
вуза выделено пять компонентов:
– когнитивный компонент определяет интеллектуальную составляющую,
обеспечивающую постоянство обновления и совершенствования знаний, творче-
скую активность, гибкость мышления, понимание развития военно-политических
процессов;
– мотивационный компонент является необходимым и естественным элемен-
том осознанной, планируемой профессиональной деятельности офицера, побуж-
дающей к самообразованию, самосовершенствованию, росту профессионализма,
развитию качеств субъекта политической культуры-проводника политики государ-
ства в армии;
– эмоционально-волевой компонент обеспечивает выполнение правила лич-
ного поведения, определяет направление интеллектуальных, нравственных и воле-
вых сил на сознательную активность, политическое поведение в интересах функ-
ционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспро-
изводство политической жизни общества;
– ценностно-ориентационный компонент способствует формированию харак-
теристик идеала политической деятельности, является платформой для ранжирова-
ния и оценки политических явлений и процессов с позиций военно-
профессиональной деятельности и включает политические ориентиры и политиче-
ские ценности;
– опытно-операциональный компонент обеспечивает формирование моделей
решения военно-профессиональных задач, раскрытие индивидуального потенциала
личности, творческий подход в реализации приобретенных политических знаний, в
использовании опыта оценки политических явлений, в решении профессионально-
педагогических задач командира в процессе воспитания и обучения подчиненных.
Основываясь на работе А. Н. Галагузова, нами определено, что в системе
высшего военного образования политическая культура как одна из форм общей и
профессиональной культуры офицера формируется и развивается в условиях зако-
номерной связи:
– между культурным развитием субъекта и степенью интеграции профессио-
нальных ценностей, идей и идеалов, иных элементов профессиональной культуры
в образовательный процесс;
– между обеспечением непрерывной культурной преемственности между по-
колениями профессионалов и профессиональным потенциалом будущего специа-
листа;
– между принятием целостности культурного развития субъекта и эффектив-
ность развития отдельных проявлений его общей и профессиональной культуры.
Данные закономерности детерминируют ряд принципов:
– целенаправленности воспитательных взаимодействий, влияний и воздей-
ствий в процессе политического воспитания и обучения курсантов военного вуза;
– обеспечения в процессе политического воспитания и изучения курсантами
военно-исторических дисциплин единства теории и практики воспитания и обуче-
ния (принцип направленности на раскрытие личностного потенциала и творческих
способностей);
– политической и военно-профессиональной направленности воспитательной
деятельности (единства теории и практики политического воспитания и обучения,
определяющий особенности познавательной деятельности курсантов);
– оптимизации содержания, методов, средств формирования политической
культуры курсантов военного вуза, взаимосвязи учебной, специальной деятельно-
сти (выполнение специальных задач по политическому воспитанию сокурсников,
курсантов младших курсов, военнослужащих при прохождении практик, стажиро-
вок в войсках) и вне учебной деятельности.
Обращение к теориям моделирования педагогических систем А. Н. Дахина,
В. И. Загвязинского позволило разработать модель процесса формирования поли-
тической культуры курсантов в современном военном вузе.
Построенная нами модель отражает устойчивые и повторяющиеся связи
между составными частями, компонентами в конкретных условиях, способствую-
щих правильному функционированию данного процесса и достижению поставлен-
ных целей. (рисунок 1).

Рисунок 1 – Модель формирования политической культуры курсантов военного
вуза
В модели формирования политической культуры курсантов военного вуза
выделены следующие блоки и компоненты:
– целевой (развитие личности раскрытие индивидуального потенциала и
творческих способностей осуществлять взаимодействия в социуме);
– задачи формирования политической культуры (формирование системы зна-
ний и представлений в области политики и истории военно-политических явлений;
активизация познавательного интереса к явлениям военной политики в истории
вооруженных сил; осознание роли политики в военно-профессиональной деятель-
ности; формирование системы специальных знаний и представлений о политиче-
ской жизни армии в истории развития российского общества; изучение опыта ис-
пользования армии как инструмента внутренней и внешней политики; мотивация
саморазвития на основе отношения к политической культуре, как профессионально
важному качеству офицера; освоение форм и методов политической деятельности
и политического воспитания личного состава на основе исторического опыта; при-
обретение первичного опыта политической деятельности с использованием исто-
рического опыта; формирование системы оценок политических явлений и процес-
сов; формирование мотивации саморазвития на основе личных политических цен-
ностей и личных ориентиров политической деятельности);
– блок «Политическое воспитание» политическое воспитание курсантов в си-
стеме воспитательной работы военного вуза: политическое информирование, аги-
тация, пропаганда во взаимосвязи с изучением гуманитарных дисциплин, истории
и дисциплин военно-профессионального блока;
– блок «Политическое обучение курсантов» определяет роль и место полити-
ческого обучения в процессе формирования политической культуры курсантов во-
енного вуза, организацию междисциплинарного взаимодействия для передачи и
освоения курсантами знаний в области политических явлений;
– принципы, направленные на формирование политической культуры;
– условия, способствующие формированию политической культуры.
Необходимость исследования сложившейся практики формирования полити-
ческой культуры курсантов военного вуза создало предпосылку для разработки
критериального инструментария, который базировался на прямой и косвенной
оценке сформированности политической культуры курсанта. Объективным выра-
жением уровня развития политической культуры является показатель состояния
функциональности и готовности курсанта-будущего офицера решать профессио-
нальные задачи.
Критерий функциональности определяет характеристики регулирования во-
енно-профессиональной деятельности, позволяет оценить нравственные, деловые,
организаторские, профессиональные, общечеловеческие, морально-боевые и дру-
гих личностные качества будущего офицера-лидера, способствующие принятию
оптимальных решений в интересах достижения военно-политических целей страны
и образуют три уровня: допустимый, достаточный и оптимальный.
Оптимальный уровень развития политической культуры будущего офицера
демонстрирует потребность и готовность личности творчески подходить к преоб-
разованию социально-исторического опыта политической деятельности и полити-
ческого взаимодействия, накопленного обществом, Вооруженными Силами и офи-
церским корпусом Российской Федерации.
Достаточный уровень развития политической культуры отражает способ-
ность курсанта делать политические оценки и выражать свое отношение к явлени-
ям политики, определять профессиональные решения.
Допустимый уровень позволяет курсантам оценивать явления политической
жизни и на основе исторических аналогий находить их причины и прогнозировать
возможные последствия. Показатели уровня развития политической культуры кур-
санта ниже допустимого уровня демонстрируют затруднения в оценке явлений по-
литической жизни общества и их значение в его военно-профессиональной дея-
тельности.
Косвенная оценка применялась для получения объективных данных о фор-
мировании отдельных компонентов политической культуры. Критериями косвен-
ной оценки служили мотивационный, личностный и ценностный критерии, а также
критерий адекватности (таблица 1).

Таблица 1 – Структура косвенной оценки политической культуры курсантов

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
Критерий адекватностив области политических явлений и процессов
(адекватность знаний и представлений)в области политических факторов военного про-
тивостояния
в области политического воспитания подчиненно-
го личного состава
М о т и в а ц и о н н ы й к р и т е р и й (наличиеоснованной на осознании и оценке политической
мотивации к политическойсоставляющей военно-профессиональной дея-
деятельности и самостоятельномутельности
развитию политической культуры)основанной на оборонном сознании личности
Л и ч н о с т н ы й к р и т е р и й (личноек политической деятельности
отношение)к политическим авторам и их действиям
к политическим событиям
О т н о ш е н и е к ц е н н о с т я м офицерско-к ключевым идеям и идеалам военно-
го корпусапрофессиональной деятельности
к военной политике Российской Федерации

Представленная модель и критерии оценки уровня политической культуры
курсантов военного вуза формируют необходимые представления об эксперимен-
тальных преобразованиях в реальной педагогической практике и позволяет перей-
ти к экспериментальной проверке теоретических положений исследования.
Глава 2 «Опытно-экспериментальная работа по формированию полити-
ческой культуры курсантов военного вуза» подтверждает основные положения
исследования, касающиеся сущности, структуры и содержания политической куль-
туры будущего офицера; определяющие закономерности и присущие им принципы
ложащиеся в основу работы по определению и апробации педагогических условий,
способствующих эффективному формированию политической культуры курсантов
военного вуза в системе военного образования.
Приведена общая характеристика и описаны основные результаты формиру-
ющего эксперимента. Выполнено сравнительное исследование процессов форми-
рования политической культуры курсантов до начала эксперимента и в процессе
его проведения. Охарактеризована экспериментальная и доказательная база иссле-
дования. Сделаны основные обобщения и выводы относительно положений, выно-
симых на защиту.
На первом и втором этапе опытно-экспериментальной работы (2014 – 2020
гг.) на базе Новосибирского высшего военного командного училища и Московско-
го высшего командного училища выполнено диагностическое исследование про-
цесса развития политической культуры офицера в профессиональном военном об-
разовании.
Мотивационный компонент политической культуры изучался с использова-
нием метода обобщения независимых характеристик, представленных командира-
ми подразделений и ведущими преподавателями (Ʃ=16), которые констатировали
преимущественно низкий уровень политической активности курсантов и связывали
это с низкой мотивацией личностной активности в целом. По мнению офицеров и
преподавателей, лишь 9,4% курсантов. 90,6% испытуемых проявляли только элек-
торальную активность в период выборов.
Эмоционально-волевой компонент политической культуры изучался через
обращение к мнению курсантов об их отношении к важным политическим событи-
ям – выборам Президента РФ, Крымского Референдума и другие, значимость кото-
рых как для страны, мира и ВС РФ, так и для каждого респондента была признана
испытуемыми единогласно. Однако ответы «считаю свое участие важным и нуж-
ным» показали только 9% курсантов, тогда как ответы «не очень нужным», «не
важным и не нужным», «участвую только в силу необходимости» – в совокупности
продемонстрировали 81 % испытуемых.
Диагностика ценностно-ориентационного компонента политической культу-
ры осуществлялась с применением метода беседы. Полученные данные свидетель-
ствуют о том, что в условиях трансформации идеологических основ военной служ-
бы у курсантов формируется ценностное отношение к традиционным идеалам, та-
ким как патриотизм, честь, достоинство, коллективизм и т. д. Вместе с тем ряд
идей, например, идея о том, что Армия – это политический инструмент и социаль-
ный институт, не разделяются уже в силу того, что не попадают в поле зрения кур-
санта, не осмыслены и не пережиты им. Во внутренней политике не имеют каких-
либо определенных ориентиров и убеждений около 86% курсантов, не интересуют-
ся политической ситуацией 28,8% испытуемых. Не разделяют тезис о необходимо-
сти и целесообразности политического воспитания будущего подчиненного лично-
го состава почти 30% испытуемых, а более половины из них считают, что не обла-
дают необходимыми для этого профессиональными знаниями.
Далее нами были проанализированы мнения офицеров-преподавателей по
вопросу реализации перспективных путей формирования политической культуры
курсантов в процессе политического воспитания и обучения. Практически все
офицеры-преподаватели (95 % выборки) в качестве наиболее перспективных путей
развития политической культуры указали развитие базовой (общей) профессио-
нальной культуры при выраженной недооценке потенциала политического воспи-
тания и различных форм включения курсантов в политическую деятельность.
Результаты проведенного диагностического исследования позволили устано-
вить, что, эффективно развивая общую профессиональную культуру будущего
офицера, образовательный процесс военного вуза не обеспечивает реализацию
условий политического обучения и политического воспитания курсантов военного
вуза, в особенности включение курсантов в практическую деятельность с полити-
ческой составляющей.

Рисунок 2 – Оценка условий политического обучения и политического вос-
питания курсантов военного вуза

В целом результаты диагностического исследования в этой области можно
представить с помощью следующих обобщений:
– содержание гуманитарных, исторических дисциплин и дисциплин военно-
профессионального блока не обеспечивает достижения целей с учетом потребно-
сти формирования политической культуры курсанта. Практически оно ограничено
учебной дисциплиной «Военная история», у которой совершенно иные задачи;
– организационные формы усвоения курсантами политических знаний и опы-
та политической деятельности личности офицера при выполнении профессиональ-
ных задач в сравнении с организационным компонентом разработанной нами мо-
дели выглядят обедненно. Большинство разработанных форм являются новыми для
традиционной практики.
Данные обобщения позволяют сделать вывод о наличии актуального проти-
воречия между сложившимся запросом со стороны Вооруженных Сил Российской
Федерации, общества к политической культуре офицера и необходимостью созда-
ния педагогического комплекса (условий, форм, методов и средств педагогической
деятельности), направленного на формирование политической культуры в профес-
сиональной подготовке будущих офицеров.
Для экспериментальной проверки модели формирование политической куль-
туры курсантов военного вуза в условиях образовательного процесса военного ву-
за, на третьем этапе исследования в период с 2018 по 2020 год был проведен фор-
мирующий эксперимент в котором особое внимание уделялось созданию педаго-
гических условий политического воспитания и обучения на основе междисципли-
нарных взаимосвязей при изучении курсантами гуманитарных дисциплин, истори-
ческих дисциплин и дисциплин военно-профессионального блока. В ходе третьего
этапа проводилась проверка эффективности созданных педагогических условий,
направленных на формирование политической культуры курсантов военного вуза,
проводилась работа по интерпретации полученных результатов исследования, об-
суждался ход эксперимента и подводились его итоги.
Созданные условия формирования политической культуры курсантов косну-
лись 69 курсантов экспериментальной группы и 76 курсантов контрольной группы
обучающихся, объединяющих несколько штатных курсантских подразделений по
специальности 56.05.04 «Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской
Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы
Российской Федерации)».
Первое условие. Организованная и целенаправленная инкультурация через
управляемое погружение курсантов в политическую культуру через дисциплины
социально-гуманитарного блока и модернизация вне учебной деятельности. Созда-
ние первого условия показало усиление познавательного интереса со стороны кур-
сантов к дисциплинам социально-гуманитарного цикла. (рисунок 3).

Рисунок 3 – Самооценка интереса к учебным дисциплинам
(ср. арифметическое, балл)

Второе условие. Организованная рефлексия собственного развития курсанта
как субъекта политической культуры осуществлялось в процессе модернизации
практики самообразования и просвещения курсантов через развитие открытого
информационного образовательного пространства. Всего курсантам и контроль-
ной, и экспериментальной групп было предложено 53 ресурса, из которых каждый
курсант КГ за время эксперимента использовал в среднем 2–3 ресурса, тогда как
курсанты из ЭГ – от 9 до14 ресурсных единиц. Политическое просвещение можно
считать, как самостоятельной формой политического воспитания курсантов, так и
частью их самообразования. Создание второго условия дало возможность форми-
ровать личное отношение курсанта к военной политике государства, а также цен-
ностное отношение к своему воинскому долгу.
Третье условие. Педагогическое сопровождение развития политической
культуры курсанта в образовательном процессе военного вуза потребовало модер-
низации политического воспитания и включало несколько позиций: участие кур-
сантов в политической деятельности, руководство занятиями по политическому
просвещению и информированию курсантов младших курсов, привлечение кур-
сантов к обучению и воспитанию сокурсников по принципу «равный учит равно-
го», проведение лекториев, групповая аналитическая работа, обсуждение итогов
политических диспутов, заочное участие курсантов в широко практикующихся на
современном телевидении теледебатах, где в процессе формирования собственного
мнения по тому или иному вопросу, курсантами анализировались факторы и при-
чины острых политических проблем.
Создание третьего условия дало возможность появления мотивации самораз-
вития курсантов как субъектов политической культуры, основанной на признании
высокой роли и значения политической культуры в профессионализме офицера
(рисунок 4).

Рисунок 4 – Отношение курсантов к политической культуре

Косвенная оценка политической культуры как результата политического
воспитания курсантов, осуществлялась с помощью таких инструментов как моде-
лирование проблемных ситуаций, формализованная характеристика курсанта и
оценка за выполнение специального задания войсковой практики. Оценка функци-
ональности политической культуры курсантов экспериментальной группы нашла
подтверждение в период проведения войсковых практик и стажировок, где оцени-
вались индивидуальные задания в области политического воспитания личного со-
става, поставленные перед курсантами. (таблица 2).
Таблица 2 – Средняя оценка опыта и инструментального оснащения политической
деятельности

№Результат
Оценочный показатель
ппКГЭГ
1Владение логическими схемами анализа политических явлений и
4,147,28
процессов
2Умение использовать исторические аналогии в политическом
4,387,4
анализе
3Способность выявлять закономерные связи между политикой и
4,477,07
действиями Вооруженных Сил
4Способность прогнозировать политические последствия профес-
4,67,23
сиональных решений
5Практика принятия профессиональных решений с политическим
4,768,07
контекстом в реальных и моделируемых ситуациях
6Умение вести рефлексию профессиональной деятельности4,347,21
7Практика и владение инструментами политического просвещения3,987,17
8Практика и владение инструментами политической агитации4,47,24
9Практика и владение инструментами политической пропаганды4,286,95
10Практика и владение инструментами оценки политической куль-
4,46,75
туры военнослужащих
Общая43,8873,22

Наличие статистически значимых изменений в эффективности формирования
политической культуры курсантов экспериментальной группы, в сравнении с кур-
сантами контрольной группы показали и косвенные, частные оценки, ориентиро-
ванные на структурные составляющие политической культуры.
Опытно-операциональный компонент политической культуры диагностиро-
вался путем оценки, выявляющей способность и умения курсантов интегрировать
знания и представления в апробированные на практике и закрепленные в профес-
сиональном сознании курсанта скрипты – целостные ситуации-сценарии решения
профессиональных задач, обладающих политическим контекстом. Общие значения
формализованной оценки опыта и моделей политической деятельности в экспери-
ментальныx группаx оказались в 2,3 раза выше, чем в контрольной (рисунок 5).
Данные, полученные в процессе сравнительного исследования в КГ и ЭГ, показали
наличие более высоких результатов в формировании ее компонентов у курсантов
экспериментальной группы.
Прямая оценка политической культуры офицера выполнялась методом
наблюдения ее проявлений в военно-профессиональной деятельности с использо-
ванием критерия функциональности, включающего показатели способности регу-
лирования и мотивирования военно-профессиональной деятельности в ходе уча-
стия курсантов в политическом просвещении сокурсников, курсантов младших
курсов с использованием военно-исторического опыта, выполнением специальных
задач войсковой практики и стажировки.
На итоговом этапе эксперимента оптимальный и достаточный уровень сфор-
мированности политической культуры курсантов показали более 61% курсантов
экспериментальной группы и лишь 7% курсантов контрольной группы.

Рисунок 5 – Уровни сформированности политической культуры курсантов в
контрольных и экспериментальных группах на итоговом этапе эксперимента

Таким образом, в условиях модернизированного политического воспитания и
в экспериментальной системе военно-исторического образования формирование
политической культуры курсантов происходит эффективнее. Различия заметны как
в оценках отдельных проявлений политической культуры, так и в ее функциональ-
ности в отношении военно-профессиональной деятельности, изменения являются
статистически значимыми и не случайными. Их появление можно связать с фор-
мирующим экспериментом, содержанием которого является модернизация полити-
ческого воспитания курсантов.
В-третьих, в сравнительном исследовании нашли подтверждение основные
идеи, образующие гипотезу исследования и его теоретические конструкции. Отсю-
да следует, что предложенная модель, включающая условия формирования поли-
тической культуры курсантов, является эффективным педагогическим инструмен-
том. Теоретические положения, на которых оно основано, верны и, как и гипотеза
исследования, могут считаться доказанными.
В заключении диссертационной работы подведены итоги исследования.
Усиление роли Вооруженных Сил как инструмента государственной полити-
ки Российской Федерации связано с целым рядом тенденций развития мирового
политического пространства: от целенаправленного разрушения послевоенных
международных правовых норм до стратегий сохранения мирового господства
США «любой ценой». В сложившихся условиях актуализируется проблема поли-
тической культуры офицера, определяющей его личную политическую позицию,
ориентацию в политической обстановке, принятие профессиональных решений в
проблемных ситуациях.
В авторском понимании политическая культура курсанта – будущего офице-
ра является интегративным личностным образованием, развивающимся в военно-
педагогических процессах за счет передачи, усвоения и перевода в личностный
план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности обще-
ства, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации. Доказано,
что политическая культура активно формируется в профессиональном военном об-
разовании, а потому заметную роль в ее формировании играют специально и целе-
направленно создаваемые педагогические условия политического воспитания бу-
дущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям.
Определена структура политической культуры курсанта – будущего офицера,
в которую включены когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой, цен-
ностно-ориентационный и опытно-операциональный компоненты. Как результат –
предложен критерий формирования политической культуры – ее функциональ-
ность, т. е. способность регулировать и мотивировать военно-профессиональную
деятельность офицера, а также способствовать его самостоятельному развитию в
качестве субъекта политической культуры.
Свое обоснование в работе получила идея о том, что формирование полити-
ческой культуры курсантов возможно за счёт реализации специально и целена-
правленно создаваемых педагогических условий:
– организации погружения курсанта в политическую культуру общества, Во-
оруженных Сил и офицерского корпуса;
– организации рефлексии собственного развития курсанта как субъекта поли-
тической культуры;
– педагогическое сопровождение развития политической культуры курсанта в
образовательном процессе военного вуза.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
– установлено, что политическая культура курсанта – будущего офицера яв-
ляется интегративным личностным образованием, развивающимся в военно-
педагогических процессах за счет передачи, усвоения и перевода в личностный
план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности обще-
ства, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации, определя-
ющего осознание и оценку политических явлений и процессов, и обеспечивающего
формирование моделей решения военно-профессиональных задач;
– выявлены принципы и закономерности формирования политической куль-
туры курсантов-будущих офицеров;
– смоделирован процесс формирования политической культуры курсантов
военного вуза, обеспечивающего оптимальный и достаточный уровни сформиро-
ванности политической культуры курсанта;
– выявлены и апробированы педагогические условия, способствующие эф-
фективному формированию политической культуры курсантов военного вуза в си-
стеме военного образования.
В ходе сравнительного исследования выявлены статистически значимые и с
высокой степенью корреляции связанные с формирующим экспериментом разли-
чия в результатах политического воспитания. В формирующем эксперименте по-
следовательно нашли свое подтверждение авторские теоретические конструкции,
отраженные в методологическом аппарате.
Таким образом, в настоящем исследовании нашли свое решение все постав-
ленные задачи, вместе с тем проблему формирования политической культуры офи-
цера Вооруженных Сил Российской Федерации на этапе профессионального воен-
ного образования нельзя назвать исчерпанной. Более того, полученные результаты
открывают новые направления научного поиска, а именно:
– развитие существующих концепций политической культуры офицеров с
учетом политического контекста современной военно-профессиональной деятель-
ности;
– разработка вопросов самообразования и самостоятельного профессиональ-
ного развития офицера с учетом роли и значения политической культуры;
– совершенствование системы воспитательной работы и образовательного
процесса военного вуза в целом с учетом тенденции расширения их целей, связан-
ных с развитием политической культуры курсанта-будущего офицера.
Цель работы достигнута, задачи решены, положения гипотезы подтвержде-
ны.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие все-
го спектра затронутой автором проблемы развития политической культуры курсан-
тов военного вуза. Тем не менее, оно позволяет определить направления ее даль-
нейшего изучения. Перспективы дальнейших направлений исследования мы видим
в выявлении новых возможностей развития политической культуры, связанных с
развитием личности.

Актуальность данного исследования. В современных условиях функци- онирования и развития Вооруженных Сил Российской Федерации возрастают требования, предъявляемые к уровню культуры, образованности, профессио- нальной подготовки офицера-руководителя. Он должен быть политически гра- мотным, понимающим и разделяющим положения военной политики Россий- ской Федерации, обладающим высоким уровнем гражданской активности, спо- собным к самореализации и функционированию в процессе взаимосвязи и обще- ния с другими личностями в коллективе в ходе совместной жизни и деятельно- сти.
Одним из путей решения задачи формирования политической культуры будущего офицера является выбор такого комплекса педагогических средств и методов, которые, отражая существующие в обществе социально-политические, экономические отношения, способствовали бы формированию культурных ком- петенций, в том числе компетентностных оснований политической культуры курсанта-будущего офицера, развитию его нравственных, деловых, организатор- ских, профессиональных, общечеловеческих, морально-боевых и других ка- честв. Все это позволит будущему офицеру-лидеру принимать оптимальные ре- шения в интересах достижения военно-политических целей страны, осуществ- лять воспитательную деятельность по формированию и развитию личности во- еннослужащих, способных эффективно решать государственные задачи в мир- ное и военное время.
Степень научной разработанности проблемы. Формирование политиче- ской культуры офицерского корпуса является исторической традицией, заложен- ной советской военной школой. Так, вопросы, связанные с формированием и раз- витием политической культуры в процессе профессиональной подготовки воен- ных специалистов, освещаются в исследованиях А. В. Барабанщикова, В. И. Вдовюка, Д. А. Волкогонова, В. П. Давыдова, Н. С. Кравчуна, В. Я. Сле- пова. Феномен политической культуры личности раскрывается в трудах
И. А. Алехина, В. Л. Бозаджиева, Л. Я. Гозмана, И. Н. Гомерова, И. Г. Долини- ной, О. Н. Монахова, Д. В. Ольшанского, И. А. Тютьковой, Е. Б. Шестопала как часть общей и профессиональной культуры личности, обусловленная пережи- тым и закрепленным во внутреннем плане личности исторически сложившимся социальным опытом, анализируется в исследованиях Л. Н. Арутюняна, Е. М. Ба- босова. Э. Я. Баталова, А. А. Белика, Ф. М. Бурлацкого, А. А. Галкина, Н. М. Кейзерова, М. М. Мчедловой, Р. Г. Яновского.
В работах В. Н Абрамова, А. Ф. Тумиловича, В. О. Храмова и других рас- крыты культурные и мировоззренческие основы политической культуры офи- цера, в том числе связанные с историей и культурой России и СССР, традициями офицерского корпуса, офицерской честью. В теориях Г. А. Ашева, Н. В. Бакаева, О. Н. Посвятенко, Н. П. Стороженко, Н. Ф. Феденко и других содержатся поло- жения о том, что сама военно-профессиональная деятельность глубоко поли- тична, наполнена политическим контекстом, а потому, политическая культура офицера носит субкультурный характер.
Вместе с тем, в теории и практике образовательного процесса военного вуза выявлено противоречие между сложившимися требованиями к политиче- ской культуре офицера со стороны Вооруженных Сил Российской Федерации и недостаточной разработанностью педагогического комплекса (условий, форм, методов и средств педагогической деятельности), направленного на актуализа- цию целей и задач формирования политической культуры в работе организаций высшего образования, обеспечивающих профессиональную подготовку буду- щих офицеров.
Выявленное противоречие выступает источником исследовательской про- блемы, состоящей в научном осмыслении с позиций системного и культуроло- гического подходов сущностной характеристики политической культуры кур- сантов военного вуза и конкретизации педагогических условий, способствую- щих её эффективному формированию в системе военного образования. Концептуальной идеей (замыслом) исследования является мысль о том,
что формирование политической культуры курсантов возможно за счёт реализа- ции специально и целенаправленно создаваемых педагогических условий поли- тического воспитания будущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям в процессе политического обучения.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих форми- рование политической культуры курсантов военного вуза в системе военного об- разования.
Объект исследования: политическая культура будущего офицера-кур- санта военного вуза.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффек- тивному формированию политической культуры курсантов военного вуза в си- стеме военного образования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формиро- вание политической культуры курсантов военного вуза будет результативным, если:
– на основании современных тенденций в развитии представлений о фено- мене политической культуры личности выявлены характерологические особен- ности понятия «политическая культура курсанта военного вуза», в основу кото- рых положены основополагающие принципы;
– целенаправленная инкультурация курсанта осуществляется через управ- ляемое погружение его в политическую культуру общества;
– рефлексия собственного развития курсанта как субъекта политической культуры организована в контексте практической воспитательной работы в об- разовательном процессе военного вуз;
– в образовательном процессе военного вуза обосновано и реализовано пе- дагогическое сопровождение развития политической культуры курсанта;
– разработан критериальный инструментарий для определения уровневой оценки сформированности политической культуры курсантов. Задачи исследования:
1. Определить содержание и структуру понятия «политическая культура
курсанта военного вуза» с позиций системного и культурологического подходов. 2. Выполнить моделирование процесса формирования политической куль- туры курсантов в системе военного образования и разработать критерии для
определения уровневой оценки ее сформированности.
3. Организовать диагностическое исследование сформированности поли-
тической культуры курсантов военного вуза в системе военного образования.
4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку педагогических условий формирования политической культуры курсантов военного вуза в си-
стеме военного образования.
Методологической основой исследования явились:
– системный подход (И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. Н. Садовский,
Э. Г. Юдин и др.), позволивший рассмотреть место и роль политической куль- туры офицера в педагогических процессах, связанных с подготовкой военных специалистов;
– культурологический подход (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Ка- ган, Э. С. Маркарян, Д. Л. Спивак и др.), на основе которого осуществлялось ис- следование специфики организации процесса формирования политической куль- туры у будущих офицеров.
Теоретическую основу исследования составили:
– теории педагогических систем (В. П. Беспалько, Ф. Ф. Королев,
А. Г. Кузнецова, Н. В. Кузьмина, А. М. Саранов, А. М. Сидоркин и др.);
– концепция социально-исторического опыта (В. А.Ельчанинов, В. А. Ти-
хонов);
– теории политической культуры – зарубежные (Г. А. Алмонд, С. Верба,
И. Г. Гердер, Д. Б. Пауэлл, К. Стром и др.) и отечественные (Л. Н. Арутюнян, Э. Я. Баталов, Ф. М. Бурлацкий, Н. М. Кейзеров и др.);
– исследования по проблеме развития политической культуры офицера (И. В. Дениско, О. Н. Монахов, Е. Я. Подлесный, В. О. Храмов и др.); – исследования по проблеме развития политической культуры офицера
(В. Н. Абрамов, И. В. Дениско, О. Н. Монахов, Е. Я. Подлесный, В. О. Храмов и др.);
– теории политического воспитания и политического образования военно- служащих (Г. А. Ашев, Н. В. Бакаев, Е. Ю. Бобкова, Н. П. Стороженко, и др.);
– теории педагогического моделирования (А. Н. Дахин, Е. А. Лодатко, А. А. Остапенко, В. А. Ясвин и др.).
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
теоретические: анализ, синтез, обобщение, контент-анализ, систематиза- ция, классификация, педагогическое моделирование;
эмпирические: наблюдение, опросные методы (тестирование, анкетирова- ние), беседа, метод экспертных оценок, обобщение независимых характеристик, опытная работа, педагогический эксперимент;
методы обработки данных: формирование статистических выборок, рас- четы средних выборочных величин, корреляционный анализ, оценка статистиче- ских гипотез с использованием критерия Фишера и t-критерия Стьюдента, ме- тоды графического оформления и представления данных.
Экспериментальной базой исследования выступили ФГК ВОУ ВО «Но- восибирское высшее военное командное училище», ФГК ВОУ ВО «Московское высшее командное училище». В исследовании принимали участие 219 курсантов и 35 офицеров.
Исследование проводилось с 2014 по 2020 год и включало следующие этапы:
На первом – поисковом – этапе (2013 – 2015 гг.) осуществлялся анализ научной литературы, нормативных источников по проблеме исследования; вы- являлось состояние проблемы исследования в научной литературе и педагогиче- ской практике; определялись основная идея и программа исследования, его по- нятийно-категориальный аппарат; уточнялись позиции анализа понятия «поли- тическая культура офицера». На втором – экспериментально-аналитическом – этапе (2015–2018 гг.)
обосновывались закономерности и соответствующие им принципы функциони- рования и развития исследуемого процесса; осуществлялось педагогическое мо- делирование и разрабатывался критериальный инструментарий для определения уровневой оценки сформированности политической культуры курсантов; обос- новывались педагогические условия её реализации; промежуточные итоги ис- следования обсуждались в научно-педагогическом сообществе и в открытой пе- чати.
На третьем – контрольно-обобщающем – этапе (2018–2020 гг.) осу- ществлялась проверка эффективности педагогических условий формирования политической культуры курсантов; проводилась работа по интерпретации полу- ченных результатов исследования, обсуждался ход эксперимента и его итоги, проводилось литературное оформление текстов диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
– раскрыта сущность, структура и содержание понятия «политическая культура курсанта военного вуза» как интегративного личностного образования, развивающегося за счет передачи, усвоения и перевода в личностный план исто- рически сложившегося опыта военно-политической деятельности общества, Во- оруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации, определяющего осознание и оценку политических явлений и процессов, формирование моделей решения военно-профессиональных задач в различных условиях;
– конкретизированы научные принципы разработки модели формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образова- ния: направленность на раскрытие личностного потенциала и творческих спо- собностей; единство воспитательных взаимодействий, влияний и воздействий; единство теории и практики политического воспитания и обучения; оптимизация содержания, методов и средств формирования политической культуры;
– выявлены и содержательно уточнены педагогические условия формиро- вания политической культуры курсантов военного вуза в системе военного об- разования; – предложены критерии оценки уровней сформированности политической
культуры курсантов военного вуза в системе военного образования. Теоретическая значимость исследования состоит:
– в расширении представлений о формировании политической культуры
курсантов-будущих офицеров на основании закономерностей, обусловливаю- щих взаимосвязи и эффекты взаимовлияния процесса ее формирования;
– в обосновании принципов формирования политической культуры курсан- тов военного вуза, способствующих организации целенаправленного политиче- ского воспитания;
– в теоретическом обосновании моделирования процесса формирования политической культуры курсантов военного вуза в системе военного образова- ния;
– в методологическом осмыслении и теоретическом обосновании педаго- гических условий формирования политической культуры курсантов – будущих офицеров в системе военного образования;
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
– модернизированы и дополнены методики уровневой оценки сформиро- ванности политической культуры, разработан методический инструментарий, способствующий повышению качества и совершенствованию практики форми- рования политической культуры у курсантов военного вуза в системе военного образования;
– получены значимые результаты в совершенствовании процесса полити- ческой культуры выпускников военных вузов, применимые в широкой практике высшего военного образования;
– разработаны и апробированы два элективных курса, материалы которых отражают формы, методы и приемы развития политической культуры курсантов; – результаты и основные выводы исследования могут быть использованы в педагогической практике политического обучения и воспитания курсантов (сту- дентов) вузов с целью повышения эффективности формирования политической культуры обучающихся, для анализа его качества и служить основой для поиска новых решений по формированию политической культуры подрастающего по-
коления;
Личное участие соискателя в исследовании и получении научных резуль-
татов состоит в теоретической разработке основных идей и положений по иссле- дуемой проблеме; в организации и осуществлении опытно-экспериментальной работы; в разработке диагностического аппарата, позволяющего оценить уровни сформированности политической культуры курсантов в ходе реализации педаго- гических условий на основе целенаправленного политического воспитания бу- дущих офицеров во взаимосвязи с приобщением их к политическим знаниям в процессе изучения гуманитарных, исторических дисциплин и дисциплин во- енно-профессионального блока; в апробации и внедрении результатов исследо- вания; в подготовке программ и методических указаний к двум элективным кур- сам, материалы которых отражают формы, методы и приемы развития полити- ческой культуры курсантов.
Достоверность и обоснованность результатов выполненного исследова- ния обеспечивается методологической базой выполненной работы, использова- нием комплекса взаимодополняющих методов, отвечающих объекту, предмету, целям и задачам исследования, научно обоснованному эксперименту.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в об- разовательном процессе в 2014–2020 гг. в Новосибирском высшем военном ко- мандном училище. Отдельные положения гипотезы проверялись на базе воен- ных училищ Министерства обороны Российской Федерации. Материалы иссле- дования освещались также на научно-практических конференциях разного уровня: всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные про- блемы современного инженерного образования» (г.Омск, 2019), вузовские научно-методические конференции «Оценка качества усвоения образователь- ных программ курсантами (слушателями)» (г. Новосибирск, 2017), «Методика изучения, обобщения и распространение передового опыта образовательной де- ятельности преподавателей училища. Основные проблемы повышения их педа- гогического мастерства» (г. Новосибирск, 2019), «Использование современных педагогических технологий в образовательной деятельности училища» (г. Ново-
сибирск, 2019). А также на заседаниях кафедры социальной педагогики и соци- альной работы ОмГПУ (г. Омск, 2020).
Основное содержание исследовательской работы опубликовано в 14 науч- ных публикациях по теме исследования, в том числе в восьми статьях в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных журналов и изданий для опуб- ликования основных научных результатов диссертаций.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Политическая культура офицера в условиях современной действитель- ности есть интегративное личностное образование, развивающееся в военно-об- разовательном процессе за счет передачи, усвоения и перевода в личностный план исторически сложившегося опыта военно-политической деятельности об- щества, Вооруженных Сил и офицерского корпуса Российской Федерации. По- литическая культура курсанта-будущего офицера определяет осознание и оценку политических явлений и процессов, а также формирование моделей ре- шения военно-профессиональных задач. Структура политической культуры офи- цера включает в себя когнитивный, мотивационный, ценностно-ориентацион- ный, опытно-операциональный компоненты:
Основанием формирования политической культуры курсанта служат по- литическое воспитание и политическое обучение.
2. Закономерности процесса формирования политической культуры кур- сантов-будущих офицеров обусловливают взаимосвязи и эффекты взаимовлия- ния процесса формирования политической культуры с потенциалом политиче- ского воспитания. К ним относятся закономерности связи и закономерности вли- яния. Первая группа закономерностей обеспечивает связи характеристик поли- тической культуры как интегративного личностного качества с базовыми харак- теристиками военно-профессиональной деятельности (политический контекст; идеологические инновации военной службы в русле новой национальной идеи; изменение социального заказа по отношению к личности офицера). Вторая группа закономерностей определяет влияние военного образования военного образования на политическую культуру курсантов за счет передачи, усво-
ения и перевода в личностный план исторически сложившегося опыта военно- политической деятельности общества, Вооруженных Сил и офицерского кор- пуса Российской Федерации, определяющего осознание и оценку политических явлений и процессов, а также формирование моделей решения военно-профес- сиональных задач в различных условиях.
3. Моделирование процесса формирования политической культуры кур- сантов военного вуза позволяет выявить особую смысловую нагрузку педагоги- ческих условий организации взаимосвязанного функционирования компонентов процесса, в которых политическое развитие личности будущего офицера осу- ществляется за счёт целенаправленного политического воспитания и обучения с одновременным приобщением их к политическим знаниям и опыту политиче- ского поведения в ходе изучения гуманитарных, исторических дисциплин и дис- циплин военно-профессионального блока и выполнения специальных задач по- литического воспитания войсковой практики и стажировки. Моделирование про- цесса формирования политической культуры позволило уточнить и конкретизи- ровать цель, задачи, определить педагогические условия, критериальный инстру- ментарий и описать два блока военного образования – политическое воспитание и политическое обучение.
Критериальная база оценки сформированности политической культуры включает прямую и косвенную оценку. Критерием прямой оценки служит кри- терий функциональности, отражающий способность курсанта-будущего офи- цера регулировать и мотивировать собственную военно-профессиональную дея- тельность. Критериями косвенной оценки, основанием которой служит посыл о том, что политическая культура есть результат воспитания и обучения, являются критерий адекватности, а также мотивационный, личностный и ценностный кри- терии, позволяющие получить объективные данные о формировании отдельных компонентов политической культуры курсантов. Сформированность политиче- ской культуры курсантов определяется следующими уровнями: оптимальным, достаточным, допустимым и уровнем ниже допустимого. 4. Формирование политической культуры курсантов военного вуза в си-
стеме военного образования обеспечивается соблюдением комплекса педагоги- ческих условий, включающего:
– организованную и целенаправленную инкультурацию, т. е. управляемое погружение курсанта в политическую культуру общества, Вооруженных Сил и офицерского корпуса;
– организованную рефлексию собственного развития курсанта как субъ- екта политической культуры;
– педагогическое сопровождение развития политической культуры кур- санта в образовательном процессе военного вуза.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А. А. Подмаренко, Т. Л. Лопуха // Мир науки, культуры,образования. – 2– № 3 (64). – С. 25
    Политическое воспитание курсантов военных вузов
    А. А. Подмаренко, Т. Л. Лопуха // Международный научно-исследовательский журнал. – 2– № 11 (53). – С. 63
    Педагогический анализ понятия «политическая культура офицера»
    А. А. Подмаренко // Сообщество педагогов,ученых, инноваторов, общественных деятелей. ЦИТИСЭ – 2– № 4 (26). – С.434
    Некоторые проблемы создания условий политического воспитания курсантов военного вуза
    А. А. Подмаренко // Психолого-педагогические исследования в Сибири. – 2– №– С. 91
    Политическая культура офицера, ее формирование и развитие у курсантов военного вуза в процессе изучения исторических дисциплин
    А. А. Подмаренко // Сборник научных трудов НВВКУ. Новосибирск – 2– №

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Сергей Н.
    4.8 (40 отзывов)
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных с... Читать все
    Практический стаж работы в финансово - банковской сфере составил более 30 лет. За последние 13 лет, мной написано 7 диссертаций и более 450 дипломных работ и научных статей в области экономики.
    #Кандидатские #Магистерские
    56 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»