Формирование профессионального мастерства дизайнеров полиграфии при освоении компьютерной графики в среднем специальном образовании
Введение …………………………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования
профессионального мастерства студентов полиграфии в процессе
освоения компьютерной графики …………………………………………………………. 13
1.1. Содержание понятия «профессиональное мастерство»
в графическом дизайне …………………………………………………………………………. 13
1.2. Психолого-педагогические условия для формирования
профессионального мастерства студентов на занятиях
по специальным дисциплинам ………………………………………………………………. 29
1.3. Подготовка по специальности «Графический дизайн»
в современном социокультурном пространстве …………………………………….. 63
Выводы по первой главе …………………………………………………………………………… 74
Глава 2. Формирование профессиональных умений у студентов
полиграфии средствами компьютерной графики …………………………………. 76
2.1. Модель формирования профессионального мастерства
дизайнеров полиграфии при освоении компьютерной графики
в среднем специальном образовании …………………………………………………….. 76
2.2. Комплекс художественных практик по формированию
профессионального мастерства студентов-дизайнеров
и методика его реализации ………………………………………………………………….. 101
2.3. Диагностика формирования профессионального мастерства
студентов-дизайнеров полиграфического отделения колледжа ……………. 131
Выводы по второй главе …………………………………………………………………………. 144
Заключение …………………………………………………………………………………………… 145
Список литературы ……………………………………………………………………………… 147
Приложения………………………………………………………………………………………….. 162
Приложение 1. Анкета для начальной оценки знаний студентов ……………… 162
Приложение 2. Анкета для промежуточной оценки знаний студентов …….. 166
Приложение 3. Анкета для заключительной оценки знаний студентов ……. 171
Приложение 4. Творческие работы студентов …………………………………………. 176
Во введении обосновывается актуальность исследования; определяются
объект, предмет, цель и задачи научной работы; раскрываются
методологические и теоретические основы эксперимента, эмпирические методы;
сформулированы гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая
значимость диссертационного исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования
профессионального мастерства студентов полиграфии в процессе освоения
компьютернойграфики»раскрываетсясодержаниепонятия
«профессиональное мастерство в графическом дизайне», описываются
психолого-педагогическиеусловияформированияпрофессионального
мастерства студентов на занятиях по специальным дисциплинам, анализируется
подготовка по специальности «Графический дизайн» в современном
социокультурном пространстве.
Раздел психологии – психология труда дает трактовку понятия
«профессионализм» как постепенное овладение профессиональными качествами
в процессе осуществления профессиональной деятельности. Выполняя
поставленные трудовые задачи, человек погружается в профессиональную
среду, осознает себя в профессии и развивается ее средствами (А.К. Маркова).
Профессиональная деятельность дизайнера имеет широкую сферу
применения и носит междисциплинарный характер. В развитие принципов
профессионального дизайна огромный вклад внесли Г. Земпер, В.И. Лесняк,
Р. Лоуи, У. Моррис, Ф.Л. Райт, Дж. Рескин, Л.Г. Салливен, М. Тонет,
Г. Штейнер.
В.И. Лесняк отмечал, что профессиональное мастерство в графическом
дизайне определяется его назначением как «визуального коммуникатора»,
способного реализовывать в процессе проектирования огромное количество
систем и объектов: знаки, визуальные комплексы, идентификации (фирменные
стили), плакаты, рекламные объявления, макеты журналов и т.д. Кроме общих
компетенций дизайнера, обучение графического дизайнера включает овладение
многими специальными знаниями и навыками, среди них основы зрительного
восприятия, теория цвета (колористика), типографика, дизайн рекламы,
иллюстрация и графический образ, креатив, эргономика, художественно-
конструкторское проектирование, компьютерная графика.
Профессиональное мастерство графического дизайнера содержит две
взаимообусловленные составляющие – художественную и технологическую.
Первая связана со знаниями и умениями в области рисунка, композиции,
колористики, истории искусств, художественных стилей, представляющими
основу языка изобразительного искусства. Вторая – ориентирует на овладение
инструментами и средствами профессии, позволяющими оптимизировать
процесс проектирования изделия, соблюдая технические требования.
Успешное формирование профессионального мастерства графического
дизайнера возможно при комплексном подходе к организации психолого-
педагогических условий обучения. В результате исследования были выявлены:
1) психологические условия: эргономичная образовательная среда, отвечающая
требованиям подготовки кадров творческих специальностей; опора на
витагенный опыт, увлекательность и оригинальность заданий; 2) педагогические
условия: владение базовыми художественными знаниями и умениями в области
графического дизайна и компьютерных технологий, представление о
современных тенденциях в художественном дизайне, коммуникация на всех
уровнях, разнообразные формы обучения и презентации результатов,
квазипрофессиональная деятельность.
Установлено, что наиболее эффективным и современным подходом к
организации учебного процесса является комплементарно-семантический
подход,интегрирующийтакиефункциональныепонятиякак
«комплементарность» и «семантика». Комплементарность (дополнение,
взаимодействие) и семантика (значение, смысл) повышают целостность и
системность учебного процесса; усиливают аксиологическую, личностно-
ориентированную и деятельностную направленность. Главным для развития
графического дизайнера является то, что комплементарно-семантический
подход, обеспечивая взаимодействие науки и искусства, направлен на генерацию
разных типов мышления (предметного, креативного, символического,
образного), синтез которых позволяет сформировать самостоятельность
мыслительной деятельности, способность к коллективной деятельности и навык
социальной адаптации.
Одна из задач любого педагогического процесса в профессиональном
образовании, определяемая его закономерностями, может быть сведена к
формированию интереса и мотивации студента активно осваивать выбранную
профессию, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-
познавательную деятельность. Организации образовательной среды, как важной
составляющей, влияющей на качество учебного процесса, посвящены
исследования В.В. Давыдова (развивающая среда), В.И. Слободчикова (среда –
это «место», насыщенное разнообразными ресурсами, задающее множество
отношений и связей). В образовательной среде, по свидетельству ученых,
проходит становление личности профессионала. Ю.В. Громыко определял
образовательнуюсредукакобщение,множестворазнообразных
мыследеятельностей; В.А. Ясвин – как система влияний; Н.Б. Крылова,
М.М. Князева, А.А. Криулина – как широкое социокультурное пространство и
т.д.
Для того чтобы образовательная среда мотивировала учебно-творческую
деятельность важна общая благоприятная атмосфера для творчества, которая
обеспечивается: 1) продуктивным диалогом между студентами и
преподавателями, их взаимодействием на заинтересованной профессионально-
творческой основе; 2) активным участием студентов в профессиональных
художественных выставках; 3) специальным комплексом творческих заданий,
выступающим в качестве тренинга креативности мышления; 4) знакомством со
спецификой издательско-оформительской деятельности на экскурсиях в
организации полиграфической отрасли.
Вхождение в профессию графического дизайнера требует от студента
высокой степени мотивации, развитого творческого креативного мышления,
свободного владения инструментарием, знания знаково-символического языка
искусства. Творческим стимулом является участие в художественных выставках,
в межрегиональных студенческих семинарах и конференциях, а также в
престижных профессиональных конкурсах (чемпионаты WSR, различные
конкурсы профессионального мастерства).
Цели дизайна, как прикладного вида художественной деятельности,
ориентированы на определенную среду и потребительские запросы.
Профессиональный дизайнер ставит перед собой цель создать продукт, который
будет одновременно функциональным и привлекательным с позиций эстетики.
В работе дизайнер учитывает вкусы и требования заказчика, что свидетельствует
о важности коммуникативной компетенции. В связи с этим для формирования
профессиональных компетенций у будущих специалистов графического дизайна
наиболее эффективным является использование метода квазипроектов,
моделирования реальной деятельности дизайнера, который, по мнению его
автора Е.А. Кольцовой, способен решить проблему противоречия между
обучением теории и практическим характером реальной профессиональной
деятельности. Этот метод направлен на предоставление студентам-дизайнерам
максимальной самостоятельности в творческом поиске, который организован и
направляется преподавателем.
Формирование профессионального мастерства графического дизайнера
непосредственно касается многочисленных модификаций, происходящих в
современном мире, которые в первую очередь связаны с тотальной
визуализацией средств передачи информации, цифровизацией ее хранения и
трансляции. Это задает особые обязательства процессу и содержанию обучения
будущих графических дизайнеров; требует расширения резерва педагогических
средств – использования инновационных педагогических подходов, методов;
технологий, выполнения сообразных сегодняшнему дню дидактических
заданий, которые способны расширить кругозор и развить креативные качества
студента.
Взаимодействие преподавателя и обучающихся на профессиональной
творческой основе является одним из ключевых факторов развития будущего
профессионала. В процессе обучения студенты осваивают способы общения,
взгляды на мир, ориентиры на важнейшие жизненные ценности, оценивая все это
с позиций своего индивидуального выбора. И.А. Зимняя описывает процесс
обучения как непрерывно развивающуюся систему «преподаватель-студент»,
взаимодействие в которой возникает и реализуется в столкновении мотивов,
интересов, целей, личного опыта. Таким образом, формирование
профессионального мастерства у будущих графических дизайнеров будет
проходить успешно при условии, если обучение протекает в образовательной
среде продуктивного взаимодействия преподавателя и обучающихся,
способствующего благоприятной атмосфере для творчества, мотивирующей
учебно-познавательную,квазипрофессиональнуюихудожественно-
репрезентативную деятельность студента. Образовательная среда строится на
гибком сочетании традиционных дидактических принципов и принципов
комплементарно-семантического подхода, доминантами которого являются
взаимодействие и взаимодополнение науки и искусства, идеи и образа;
визуализация образа-знака и ассоциативные связи (И.Э. Кашекова).
Вторая глава «Формирование профессиональных умений у студентов
полиграфии средствами компьютерной графики» содержит описание модели
формирования профессионального мастерства дизайнеров полиграфии, которая
была внедрена в процесс освоения компьютерной графики в среднем
специальном образовании с целью повышения его эффективности. Раскрывается
методика реализации комплекса художественных практик, входящих в
структуру педагогической модели и направленных на формирование
профессиональных знаний, и умений студентов-дизайнеров.
Проведены диагностика и анализ результатов научно-экспериментальной
работы по формированию профессионального мастерства у студентов-
дизайнеров полиграфического отделения колледжа.
Профессиональное мастерство дизайнера полиграфии включает
художественно-проектную грамотность и технологические навыки работы в
графических редакторах (Illustrator, Photoshop, CorelDraw, InDesign и др.).
Художественная грамотность – это знание законов цветоведения, композиции,
художественных стилей, владение языком знаков и символов, умение
использовать их для создания выразительного художественного образа.
Технологические знания и навыки – это умение сообразно задачам использовать
широкие возможности современных графических редакторов (программы, пакет
программ).
Компоненты художественно-проектной грамотности:
Композиция – это фундаментальная категория художественно-образной и
содержательно-формальной целостности произведения, наделенная идейным
содержанием и формирующая целостный образ произведения. В композиции
определяется структура и организация, пространственный ритм и иерархия всех
элементов (формы, линии, фактуры, цветовые пятна), определяются доминанты
и характер соотношения элементов со зрителем и окружающей средой
(В.В. Седых).
Шрифт служит не только визуальным источником информации, но и
является частью композиции макета, влияя на образ, стиль дизайн-проекта.
Проектная деятельность требует соответствия художественной идеи
возможностям промышленного производства и условиям продажи готовой
продукции. Проектная деятельность дизайнера, по мнению Е.А. Кольцовой,
направлена на исполнение комплексных дизайн-проектов промышленных
изделий и информационных систем, осуществление процесса инженерного
конструирования; владение технологиями изготовления продуктов дизайна и
макетирования; знание методов эргономики и антропометрии (Е.А. Кольцова).
Это утверждение характерно и для проектов в художественной полиграфии с
учетом ее специфики.
Технологические знания и навыки:
Овладение графическими редакторами. Графические редакторы
подразделяются на растровые графические редакторы (Adobe Photoshop);
векторные графические редакторы (Adobe Illustrator, CorelDraw); гибридные
графические редакторы (Adobe InDesign, Adobe Illustrator, CorelDraw). Каждый
графический редактор обладает определенным арсеналом спецэффектов,
содержит многообразные опции и инструментарий для графических работ.
Процесс формирования профессионального мастерства дизайнеров
полиграфии представлен в педагогической модели, структура которой исходит
из цели исследования: формирование профессионального мастерства студентов-
дизайнеров в процессе освоения компьютерной графики (рис. 1).
Для достижения поставленной цели определены задачи: 1) формирование
комплекса знаний о художественно-выразительных средствах изобразительного
искусства; 2) обучение ключевым навыкам работы с разными видами
компьютерной графики в современных графических редакторах; 3) развитие
креативного мышления в единстве с эстетическим восприятием; 4) раскрытие
эмоционально-ценностных и морально-нравственных основ профессии
дизайнера полиграфии; 5) мотивирование на достижение успеха в профессии.
В процессе научного исследования зафиксирован ряд закономерностей,
являющихся основополагающими для структуры педагогической модели. Эти
закономерности касаются специфики обучения дизайнеров и осуществления
творческойдеятельности,включающейиспользованиесовременных
компьютерных технологий. Интерес у студентов имеет связь с их уровнем
мотивации к выполнению учебно-творческих заданий. Художественное видение
формируется на основе наблюдения и обобщения. Являясь индивидуальным
качеством специалиста, оно неотъемлемо связано с мастерством в работе.
Формирование профессионального видения долгий и многоуровневый процесс,
требующий большого опыта и специальных знаний. Произведения дизайна
отвечают эстетическим идеалам, мировоззрению и технологическим
возможностям времени.
Проектная деятельность дизайнера основывается на культурном наследии
и научных достижениях человечества. Дизайн-проектирование определяет
визуальный облик окружающей среды человека, формируя современное
социокультурное пространство. Важна смысловая внешняя определенность при
визуальном восприятии формы в дизайне, так как сложность или
неоднозначность в этом процессе может полностью разрушить эстетическую
выразительность созданной формы (В.В. Ковтун). Конструктивный диалог
помогает в решении проблем в образовании. При этом диалог выступает не как
спор или диспут, а как стремление к пониманию и взаимопониманию
(Л.М. Белимова).Выразительныевизуальныеобразыувеличивают
эффективность обучения. В графическом дизайне взаимодействие с
визуальными образами является основополагающим фактором. Визуальный
образ – не только важное средство передачи учебной информации, но и
неотъемлемая часть профессиональной деятельности будущих дизайнеров.
Закономерности формирования профессионального мастерства художника
полиграфии определили принципы реализации модели: творческого стимула;
наблюдения и обобщения; комбинирования традиционных методов и
новаторских идей; единства идеи и образа.
Одним из самых важных факторов формирования профессионального
мастерства является ориентация на базовое художественное образование
студентов, дающее возможность осуществить плавный переход от
традиционного творчества к цифровому искусству и дизайн-проектированию.
Опыт занятий академическими видами изобразительного искусства (рисунок,
живопись, скульптура) помогает студентам-дизайнерам сформировать и
структурировать понимание художественной формы, которое включает в себя
законы построения и способы моделирования.
Продуктивная учебная деятельность, организуемая с целью получения
продукта, обладающего заданными качествами, дает возможность
обучающемуся разработать социально значимое и культурно полноценное
графическое произведение уже с начального уровня освоения профессии.
Студент попадает в ситуацию объективной необходимости сотрудничества с
преподавателем и другими студентами, ориентируясь в процессе учебной
работы не только на операционно-техническую сторону, но и на смысловую
деятельность. Это позволяет воплощать множество форм взаимодействия как
между преподавателем и студентами, так и внутри студенческого сообщества
(Е.А. Сорокоумова).
Разработан комплекс психолого-педагогических условий формирования
профессионального мастерства дизайнеров полиграфии:
комфортная, эргономичная среда обучения, включающая
творческую атмосферу, эргономику рабочего места, увлекательность и
оригинальность заданий;
опора на: 1) витагенный опыт студентов; 2) базовые художественные
знания и умения, 3) современные тенденции в графическом дизайне;
обеспечение коммуникации на всех уровнях, разнообразные формы
обучения и презентации результатов;
квазипрофессиональная деятельность в индивидуальных и
коллективных проектах. Рефлексивная и творческая деятельность студентов
благоприятно воздействует на получение новых профессиональных знаний.
Формированиюкомплексапсихолого-педагогическихусловий
способствуют методы, используемые педагогом:
Метод визуализации – визуальная информация подается в качестве
демонстрации графического материала, связанного с проектной деятельностью,
а также поэтапного выполнения различных операций в графических редакторах;
Метод конструктивного диалога обеспечивает взаимопонимание
педагога и обучающегося для плодотворного сотрудничества в процессе
обучения;
Метод тренинга помогает обучающимся активно получать новые знания
и умения, а также совершенствовать свое профессиональное мастерство
благодаря художественным практикам и поддержке преподавателя;
Метод разбора «завалов» основывается на полноценном изучении и
анализе конкретных ситуаций (проектирование графических макетов,
подготовка готового изделия к дальнейшему использованию);
Метод художественных практик способствует осуществлению
художественной деятельности, которая направлена на познавательные
(получение новых знаний), ценностно-ориентированные (формирование
системы эстетических ценностей), преобразовательные (создание новой
художественной реальности) и коммуникативные виды деятельности;
Метод квазипроектов позволяет воспроизводить основные этапы
профессиональной деятельности дизайнера – от замысла до продукта –
благодаря тому, что учебный материал дается студентам не в готовом виде, а как
объект поиска; способствует развитию активной мыслительной деятельности,
формирует способность самостоятельно находить решение проектных задач.
Выбор форм обучения в педагогической модели обусловлен спецификой
профессии дизайнера полиграфии, а также возможностями современных
технических средств. С.Ю. Карпук отмечает, что расширение информации в
современном мире привело к тому, что односторонняя форма коммуникации в
процессе обучения стала малоэффективной. Для решения этой проблемы в
обучении следует использовать формы, способствующие его интерактивности
для вовлечения студентов в активный процесс проектирования дизайн-
продуктов. По мнению Е.С. Шелестовой эффективные формы обучения
предоставляют возможность приобрести разнообразный опыт нешаблонных
взглядов на профессиональные проблемы.
Содержание обучения выступает как адаптированная система знаний,
умений и навыков, основанная на опыте художественно-проектной
деятельности, эмоционально-ценностном отношении к миру и обеспечивающая
развитие личности. Содержание обучения в педагогической модели
подразделяется на два блока: художественный и инструментальный:
Художественный блок представляет собой объем информации,
касающейся основ изобразительного искусства и визуальной стороны
графического дизайна: средства художественной выразительности графики
(композиция, линия, штрих, пятно); художественные стили (исторические,
национальные) и направления; художественные приемы (стилизация, гротеск,
декоративность и т.д.); виды орнаментов (геометрические, абстрактные,
растительные, фигуративные); шрифты и шрифтовые композиции.
В основе работы компьютерной графикой лежат художественные
закономерности по созданию колористического строя композиции,
воплощающие эстетические свойства цвета и представляющие собой
контрастные или сближенные гармоничные соотношения цветов, которые
образуют художественную форму. В процессе занятий по освоению
компьютерной графики студент учится понимать и видеть красоту и гармонию в
композиции, цветовом решении произведений дизайна. У обучающихся
формируется эмоциональное и эстетическое отношение к изучаемым
художественным явлениям и закономерностям, с помощью инструментов
графического редактора они способны создавать выразительные образы,
оригинальность и конструктивность которых демонстрирует степень
достижениястудентамипрофессиональногомастерства.Занятие
изобразительным творчеством является эффективным средством для развития:
1) зрительной памяти, 2) художественных способностей, 3) воображения,
4) пространственного видения, 5) собственной индивидуальной манеры в
графическом дизайне.
Инструментальныйблокпосвященособенностямработыс
профессиональными программами по графическому дизайну: графические
редакторы; современные требования полиграфии; графические макеты
полиграфической продукции с двухмерными видами компьютерной графики
(векторная, растровая); технические требования к созданию графических
макетов в художественно-проектной деятельности.
Привлекательность изделия дизайна с эстетической точки зрения
достигается благодаря следованию средствам художественного блока,
ориентированным на культурное наследие и изобразительный опыт, однако
функциональность его применения зависит от средств инструментального блока,
которые также определяют возможность воплощения той или иной
художественной идеи. С.Т. Наимов отмечает, что в разных изделиях сочетание
эстетики и функциональности выступает в различных пропорциях, из-за чего
каждый проект требует индивидуального подхода в решении проектных задач.
Дизайнер полиграфии должен свободно ориентироваться в различных
видах компьютерной графики, понимать их специфику и структуру. Поэтому,
первые упражнения по изучению профессионального программного
обеспечения направлены на овладение базовыми принципами работы в наиболее
востребованных графических редакторах актуальных версий. Графический
дизайнер преимущественно работает с двухмерными видами компьютерной
графики, векторной и растровой. Наиболее популярными программами в этом
направлении дизайна являются “Illustrator” и “Photoshop”, разработанные
американской компанией “Adobe Systems”.
Изображение в векторной графике состоит из векторных линий,
проходящих через опорные точки и привязанных к ним. Использование в работе
этого вида компьютерной графики позволяет художнику-дизайнеру создавать
свободно трансформируемый рисунок любой сложности. Пластичность линий
играет огромную роль в формировании стилистики графического изображения.
Стилистика является неотъемлемым элементом авторской манеры исполнения
художественного произведения, именно она помогает повысить степень
оригинальности любого дизайн-проекта. В связи с этим, профессиональный
дизайнер должен уметь выразить свою идею в проекте не только через цвет и
композицию, но и с помощью рисунка, а для этого ему следует знать принципы
работы с векторной графикой.
Растровое изображение состоит из маленьких цветных точек (пикселей),
расположенных рядом друг с другом. Качество графики зависит от количества
пикселей на одну единицу измерения (дюйм/сантиметр) изображения, будучи
неразрывно связано с размером объекта и масштабом просмотра. Растровая
графика позволяет художнику-дизайнеру создавать или передавать сложные
градации цвета и тона, добиваясь фотореалистичного эффекта в изображении.
Ключевые навыки работы в современных графических редакторах
позволяют осуществлять процессдизайн-проектирования, используя
возможности различных видов компьютерной графики. Несмотря на огромное
количество функций и инструментов в современных программах, существует
ряд базовых операций, представляющих собой основу владения графическими
редакторами. В редакторе по работе с векторной графикой основополагающим
навыком является взаимодействие с опорными точками, влияющими на
структуру линейного рисунка и позволяющими создавать графику любой
сложности и направленности. В растровом графическом редакторе основа
работы заключается во взаимодействии с разрешением изображения, в
изменении количества пикселей (цветных точек) на одну единицу измерения
изображения, а также коррекции их цвета, тона, насыщенности и прозрачности.
Практический эксперимент проводился в течение 3-х лет с 2017 года по
2020 год. Каждый год для проведения эксперимента формировались две
контрольные и две экспериментальные группы (в среднем по 20 человек в
группе). Всего в эксперименте приняли участие 240 человек. Обучение
контрольных групп проводилось по стандартным учебным программам. В
экспериментальных группах обучение велось с внедрением в процесс
образования разработанной нами педагогической модели по формированию
профессионального мастерства дизайнеров полиграфии. В процессе
экспериментального обучения студенты выполняли задания, входящие в
комплекс художественных практик: 1) композиции из геометрических фигур
«Ритмы города»; 2) линейные изображения «Визуальный сигнал»; 3) черно-
белая графика «Противостояние»; 4) шрифтовые композиции «Буква-знак-
образ»; 5) комбинированное многоцветное изображение «Рекламный макет».
Проверкаэффективностипримененияпедагогическоймодели
осуществлялась с помощью критериев оценки профессиональных компетенций
в области графического дизайна, как художественно-проектной деятельности.
Результаты формирования профессионального мастерства дизайнеров
оценивались по следующим критериям: визуальная целостность; наличие
выразительного образа; оригинальность; ценностная ориентация; владение
средствами графического редактора.
Достичь визуальной целостности в художественном произведении
возможно благодаря ясной композиционной структуре с одним или несколькими
центрами, все элементы которой взаимосвязаны и соподчинены друг другу. Это
является необходимым условием для создания целостного изображения.
Выразительность образа основывается на его характере и заключается в
представлении, вызывающем яркие эмоции. В дизайн-проектировании данное
качество помогает привлечь внимание потребителя к продукту среди многих
аналогичных вариантов. Существует отличие между выразительностью в
дизайне и других видах изобразительного искусства. Например, если
выразительность образа в искусстве достигается его сложностью и
многозначностью, то в дизайне используется обратный эффект, который
достигается именно благодаря нарушению конкретности передаваемого
сообщения (А.В. Панкратова).
Творческая оригинальность художника полиграфии проявляется в
сопоставлении собственных исканий с тем, что уже создано до него в
графическом дизайне. Оригинальность художественного произведения
свидетельствует о развитом креативном мышлении автора. Профессия дизайнера
требует постоянного поиска новых художественных решений и концепций.
Оригинальный проект – это проект, содержащий незабываемый образ,
способный привлечь внимание целевой аудитории.
Ценностная ориентация способствует развитию личности будущего
дизайнера. В основе этого процесса лежит создание целостной системы условий:
единство содержания, форм, средств и методов образования, способствующих
ценностно-духовному воспитанию человека культуры; саморазвитие и
творческая самореализация в профессиональной художественно-проектной
деятельности, направленной на раскрытие, передачу и создание культурных
ценностей (Халаф Абдулкадхим А. Халаф). Ориентация на культурные ценности
в процессе дизайн-проектирования сохраняет свою актуальность в эпоху
информационных технологий. Большие объемы информации различного рода
требуют качественной трансформации, основанной на лучших культурных
достижениях человечества.
Владение средствами графических редакторов включает как умение
работать в программах, так и грамотный выбор используемых программ с учетом
их функций в соответствии с особенностями дизайн-проекта. В случае
необходимости создания графического знака, минималистичного и часто
меняющего свой размер изображения, требуется использовать векторную
графику, чья структура целиком и полностью отвечает подобной задаче. В
ситуации создания двухмерного, но фотореалистичного изображения, следует
пользоваться возможностями растровой компьютерной графики.
Сравнительный анализ результатов эксперимента показал наличие
существенных положительных преобразований в развитии уровня
профессиональных умений студентов-дизайнеров из экспериментальных групп.
Студенты экспериментальных групп проявили успех во всех трех составляющих
учебной деятельности: художественно-творческой, проектно-конструкторской и
информационно-технической. В контрольных группах у студентов отмечено
некоторое развитие в художественно-творческом направлении, но из-за
отсутствия серьезного продвижения по другим направлениям, оно было
ограничено (табл.).
Таблица. Уровни формирования профессиональных умений студентов
Контрольные группы
Составляющие учебнойВ начале обученияВ конце обучения
деятельностинизкий средний высокийнизкий средний высокий
Художественно-творческая37%53%10%32%52%16%
Проектно-конструкторская45%48%7%37%49%14%
Информационно-техническая52%36%12%35%46%19%
Экспериментальные группы
Составляющие учебнойДо проведения экспериментаВ результате эксперимента
деятельностинизкийсредний высокийнизкийсредний высокий
Художественно-творческая38%51%11%9%66%25%
Проектно-конструкторская47%40%13%7%70%23%
Информационно-техническая69%26%5%10%62%28%
В завершении научного эксперимента студенты контрольных и
экспериментальных групп проходили заключительное анкетирование.
Результаты которого продемонстрировали дальнейший рост знаний студентов из
экспериментальных групп в области дизайна, который снова превысил
аналогичные значения в контрольных группах (рис. 2).
Контрольные группы
Отлично
Хорошо
Удовл.
Неудовл.
Экспериментальные группы
Отлично
Хорошо
Удовл.
Неудовл.
Рис. 2. Результаты заключительного тестирования контрольных
и экспериментальных групп
Показателем уровня профессиональных умений дизайнера служит
результат его деятельности. Высокий уровень качества выполняемого проекта
имеет прямую связь с успехом в его реализации. Оценка результатов
профессиональной деятельности студента-дизайнера осуществлялась с учетом
критериев, прописанных в учебной программе и ориентированных на
требования ФГОС к профессиональным компетенциям по специальности
54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Организация учебной практической деятельности в профессиональном
модуле по дисциплине «Дизайн-проектирование» дает студентам целостное
представление об основных аспектах профессии дизайнера. Наглядное
представление об этапах проектирования и их реализация на практике является
неотъемлемой составляющей профессионального опыта.
Графический дизайн представляет собой инструмент для проектирования
современных систем визуальной коммуникации. Несмотря на востребованность
данной специальности, она обладает повышенной конкурентной средой.
Высококвалифицированный специалист в этой области обязан обладать
широким спектром профессиональных знаний и умений, при этом, он должен
свободно адаптироваться ко всем процессам модернизации профессии
графического дизайнера, которые касаются новых художественных направлений
и обновления профессионального программного обеспечения.
В заключении по результатам исследования делаются следующие
выводы:
1. Разработана модель формирования профессионального мастерства
дизайнеров полиграфии при освоении компьютерной графики в среднем
специальном образовании, которая представляет целостную систему,
включающую взаимосвязанные блоки: организационный (принципы построения
педагогическогопроцесса,методы,формы);содержательный
(инструментальный и художественный); практико-ориентированный (комплекс
художественных практик и квазипроектов); оценочно-результативный
(критерии и результаты). За основу проектирования модели взяты
квалификационные требования к современному специалисту в области
графического дизайна.
2.«Профессиональноемастерствовграфическомдизайне»
рассматривается, как ресурс для успешной реализации в профессиональной
сфере, определяемый способностью создавать качественные и оригинальные
графические дизайн-проекты, соответствующие актуальным тенденциям и
предвосхищающие инновационные процессы в этой сфере.
3. Психолого-педагогические условия формирования профессионального
мастерства дизайнера в среднем профессиональном образовании обусловлены
методами и формами учебного процесса, содержанием обучения и комплексом
художественных практик, с помощью которых обеспечивается комфортная
эргономичная среда обучения (творческая атмосфера, увлекательность и
оригинальность заданий); опорой на: 1) витагенный опыт студентов, 2) базовые
художественные знания и умения, 3) современные тенденции в графическом
дизайне; обеспечением коммуникации на всех уровнях; разнообразными
формами обучения и презентациями результатов; квазипрофессиональной
деятельностью в индивидуальных и коллективных проектах.
4. Закономерности формирования профессионального мастерства
графического дизайнера: интерес способствует повышению мотивации к
профессиональной деятельности; художественное видение формируется на
основе наблюдения и обобщения; произведения дизайна отвечают эстетическим
идеалам, мировоззрению и технологическим возможностям времени;
конструктивный диалог помогает в решении проблем в образовании;
выразительные визуальные образы увеличивают эффективность обучения.
Закономерности формирования профессионального мастерства графического
дизайнера полиграфии при освоении компьютерной графики реализуются с
помощью принципов построения учебного процесса, способствующих
реализации модели: творческого стимула, наблюдения и обобщения,
комбинирования традиционных методов и новаторских идей, единства идеи и
образа.
5. Экспериментальная проверка педагогической модели формирования
профессионального мастерства графического дизайнера в среднем специальном
образовании показала ее эффективность, подтверждаемую высоким уровнем
соответствия творческих работ студентов критериям оценки знаний и умений:
визуальная целостность, наличие выразительного образа, оригинальность,
ценностная ориентация, владение средствами графического редактора.
Перспективы исследования заключаются в дальнейшем изучении
проблемы совершенствования профессионального мастерства дизайнеров
полиграфии, в разработке педагогической технологии освоения компьютерной
графики в среднем профессиональном образовании художников-дизайнеров
полиграфии и исследовании ее влияния на данный процесс.
Основное содержание исследования отражено в 8 публикациях по
проблеме исследования, в том числе в изданиях, рекомендованных перечнем
ВАК:
1.Подобед М.С. Дидактические возможности комплементарно-
семантического подхода в обучении будущих графических дизайнеров
[Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова, Е.Н. Пирязева, М.С. Подобед //
Педагогика искусства. – 2020. – №3. – Режим доступа: http://www.art-
education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kashekova_piryazeva_podobed_16-
25.pdf – 0,62 п.л.
2.Подобед М.С. Художественно-педагогические инновации
Баухауза в контексте модернизации современного художественного
образования [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова, М.С. Подобед //
Педагогика искусства. – 2019. – №4. – С. 234-242. – Режим доступа:
http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/kashekova_podobed_
234-242.pdf – 0,56 п.л.
3.Подобед М.С. Дидактика в современном профессиональном
обучении графических дизайнеров / М.С. Подобед // Мир науки, культуры,
образования. – 2020. – №1(80). – С. 67-70. – 0,25 п.л.
4.Подобед М.С. Макетирование: Метод. Рекомендации /
М.С. Подобед. – М.: Изд-во УМО ГБПОУ МИПК им. И. Федорова, 2019. – 14 с. –
0,87 п.л.
5.Подобед М.С. Особенности изучения векторной компьютерной
графики при оформлении печатной продукции: традиционный орнамент
[Электронный ресурс] / М.С. Подобед // Гуманитарное пространство. – 2018. –
Т. 7. – №4. – С. 809-812. – Режим доступа: http://humanityspace.net/v7_no4.htm –
0,25 п.л.
6.Подобед М.С. Психолого-педагогические условия, формирующие
мастерство студентов-дизайнеров в процессе обучения / М.С. Подобед //
Юсовские чтения: Сб. статей по материалам XXI Международной научно-
практической конференции. Москва, 19 ноября 2020 г. / Ред.-сост.
О.И. Радомская. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. – 362 с. – С. 250-257. – 0,5 п.л.
7.Подобед М.С. Современные тенденции художественного
образования за рубежом (на примере дисциплины «Графический дизайн»)
[Электронный ресурс] / М.С. Подобед // Педагогика искусства. – 2018. – №2.
– С. 14-19. – Режим доступа: http://www.art-education.ru/en/node/1674 –
0,37 п.л.
8.Подобед М.С. Цифровые технологии как фактор формирования
нового эстетического восприятия / М.С. Подобед // Информационно-
коммуникационные технологии в современном образовательном пространстве:
Сб. статей по материалам Всероссийского научно-практического семинара.
Москва, 29 ноября 2018 г. / Ред.-сост. О.Д. Никитин. – М.: ФГБНУ «ИХОиК
РАО», 2019. – 183 с. – С. 65-73. – 0,5 п.л.
Актуальность исследования. На протяжении развития
человечества новые технологии открывали доступ к новым
возможностям организации жизни и труда человека. В современном мире
с развитием информационных технологий произошли кардинальные
изменения в различных сферах деятельности человека, в том числе
и в изобразительном искусстве. На смену классическим видам
графического оформления печатной продукции, выполняемого вручную,
пришел графический дизайн, в котором используются компьютерные
графические редакторы.
На сегодняшний день дизайнерские специальности наиболее
востребованы среди художественных профессий, особой популярностью
пользуется графический дизайн, связанный с увеличением роли
визуальной информации и «изобразительным поворотом», который,
по утверждению зарубежных культурологов М. Диковицкой и
В. Митчелла, произошел в современном мире.
Формирование профессионального мастерства дизайнеров
полиграфии, заканчивающих полиграфический колледж, зависит от
содержания и качества обучения, которое должно включать знание основ
теории композиции и художественно-образного построения не только
в графическом, но и в объемно-пространственном дизайне; владение
технологией подготовки макетов к печати; грамотный выбор материалов
и программного обеспечения с учетом их наглядных
и формообразующих свойств; умение выполнять эталонные образцы
и макеты в материале и в интерактивной среде; понимание взаимосвязи
между изображением и конкретным текстом (содержанием печатной
продукции). Сказанное основано на том, что профессия графического
дизайнера – это особый род деятельности, предполагающий овладение,
как художественным языком, так и техническими навыками в сфере
специального компьютерного программного обеспечения.
В педагогической практике профессиональной подготовке графических
дизайнеров посвятили свои труды А.Я. Герчук (история книжной
графики), И.С. Голикова (композиция в графическом дизайне),
В.М. Звонцов, В.М. Лесняк, А.А. Лещинский (основы графики),
У. Ньюмен, Р. Спрулл (основы интерактивной машинной графики),
В.А. Трайнев (программное обеспечение) и др.
Интегративным средством выразительности графической продукции
является композиция. Теоретическим основам обучения композиции
посвящены работы О.Л. Голубевой, И. Иттена, В.О. Казариновой,
В.В. Кандинского, А.В. Кучеровой, Ж.Р. Салхановой и др.
Степень научной разработанности проблемы. Формирование
профессионального мастерства дизайнеров полиграфии процесс сложный
и многосторонний, требующий междисциплинарного подхода.
Теоретические и практические аспекты решения композиционных задач
при проектировании художественного образа в печатной графике
являются основой обучения по созданию книжной иллюстрации
(Р.Ч. Барциц, А.Н. Алехин). Математические и алгоритмические основы
компьютерной графики, в частности особенности растровой и векторной
графики, растровые алгоритмы, компьютерная геометрия определяют
методы работы с инструментами, с графическими стандартами
и библиотеками компьютерной графики (А.Ю. Демин, Л.А. Залогова).
Рассмотрена роль дизайна в решении современных социальных проблем
(Е.Г. Наумова, Н.В. Наумов).
Формированию профессиональных компетенций студентов-
дизайнеров посвящены исследования Е.А. Кольцовой. Механизмы
моделирования профессиональных процессов в обучении графического
дизайнера раскрыты в работах О.В. Корытова. Педагогические условия
эффективной подготовки студентов-дизайнеров в области компьютерной
графики с помощью кейс-метода обоснованы Т.Ю. Поздняковой.
Большинство зарубежных и отечественных педагогов-дизайнеров
признают необходимость включения в учебный курс дизайна обширного
набора гуманитарных дисциплин, способствующих развитию широкого
кругозора и ориентации в культурной среде (С. Хеллер, А.А. Аронова).
О необходимости в ходе обучения развивать кругозор будущего
дизайнера, его умения ориентироваться в стилях и направлениях
искусства, в материальной культуре говорят исследования
отечественного социолога А.Б. Гофмана, который утверждает, что
современный дизайн должен ориентироваться на потребности человека
для сохранения своей гуманистической ценности и для решения
человеческих проблем.
Несмотря на наличие исследований в области дизайн-образования в
настоящее время существует противоречие между востребованностью в
социуме молодых специалистов, владеющих профессиональным
мастерством в области графического дизайна и недостаточной
разработанностью теоретических оснований целостного процесса
формирования профессионального мастерства будущих графических
дизайнеров.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования:
каковы научно-теоретические и методические предпосылки
формирования профессионального мастерства дизайнеров полиграфии
при освоении компьютерной графики.
Актуальность проблемы и потребность в ее решении определили
тему исследования: «Формирование профессионального мастерства
дизайнеров полиграфии при освоении компьютерной графики
Графический дизайн представляет собой инструмент для
проектирования современных систем визуальной коммуникации. Несмотря
на востребованность данной специальности, она обладает повышенной
конкурентной средой. Высококвалифицированный специалист в этой
области обязан обладать широким спектром профессиональных знаний и
умений, при этом, он должен свободно адаптироваться ко всем процессам
модернизации профессии графического дизайнера, которые касаются новых
художественных направлений и обновления профессионального
программного обеспечения.
Образовательные учреждения несут огромную ответственность перед
своими студентами за качество их профессиональной подготовки. Данное
научное исследование направлено на совершенствование процесса обучения
графическому дизайну. Эффективность педагогической модели заключается
в комплексном подходе к формированию профессиональных знаний
и умений будущих специалистов в области графического дизайна.
На основании результатов, полученных в процессе исследования,
делаются следующие выводы:
1. Профессиональное мастерство дизайнеров художественно-
полиграфического профиля – это ресурс для успешной реализации в
профессиональной сфере, определяемый способностью создавать
качественные и оригинальные дизайн-проекты средствами компьютерной
графики, соответствующие актуальным тенденциям и предвосхищающие
инновационные процессы в этой сфере;
2. Для создания психолого-педагогических условий,
ориентированных на формирование профессионального мастерства у
будущих дизайнеров полиграфии необходимы комфортная, эргономичная
среда обучения (творческая атмосфера, увлекательность и оригинальность
заданий, современное МТО), опора на витагенный опыт студентов, базовые
художественные знания и умения, следование современным тенденциям
в графическом дизайне, обеспечение коммуникации на всех уровнях,
разнообразные формы обучения и презентации результатов,
квазипрофессиональная деятельность в индивидуальных и коллективных
проектах;
3. Выявлены закономерности формирования профессионального
мастерства дизайнеров полиграфии: интерес способствует повышению
мотивации к профессиональной деятельности; художественное видение
формируется на основе наблюдения и обобщения; произведения дизайна
отвечают эстетическим идеалам, мировоззрению и технологическим
возможностям времени; конструктивный диалог помогает в решении
проблем в образовании; выразительные визуальные образы увеличивают
эффективность обучения;
4. Эффективность педагогической модели по формированию
профессионального мастерства графического дизайнера в среднем
специальном образовании обеспечивается соответствием творческих работ
студентов следующим критериям: визуальная целостность; наличие
выразительного образа; оригинальность; ценностная ориентация; владение
средствами графического редактора.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!