Формирование профессиональных компетенций будущих руководителей физкультурно-спортивных организаций
Введение…………………………………………………………………………. 4
Глава 1 Анализ теоретических подходов к подготовке руководителей
физкультурно-спортивных организаций………………………………………. 15
1.1 Компетентностный подход в многоуровневой системе подготовки
руководителей физкультурно-спортивных организаций……………………. 15
1.2 Нормативные правовые условия подготовки руководителей
физкультурно-спортивных организаций в России…………………………… 38
1.3 Использование личностно-ориентированного подхода и построения
индивидуальных образовательных маршрутов при формировании
профессиональных компетенций будущих руководителей физкультурно-
спортивных организаций………………………………………………………. 51
Выводы по первой главе……………………………………………………….. 57
Глава 2 Организация и методы исследования………………………………… 60
2.1 Методы исследования ……………………………………………………… 60
2.2 Организация исследования ………………………………………………… 62
Глава 3 Выявление особенностей формирования профессиональных
компетенций руководителей физкультурно-спортивных организаций……… 69
3.1 Анализ особенностей формирования профессиональных компетенций
будущих руководителей физкультурно-спортивных организаций с учетом
индивидуальных особенностей студентов…………………………………..… 69
3.2 Выявление требований к специальным профессиональным
компетенциям руководителей физкультурно-спортивных организаций со
стороны работодателей, общества и государства…………………………….. 84
3.3 Формирование профессиональных компетенций будущих
руководителей государственных, общественных и частных физкультурно-
спортивных организаций……………………………………………………….. 104
Выводы по третьей главе……………………………………………………….. 116
Глава 4 Организационно-педагогические и методические условия
формирования профессиональных компетенций руководителей
физкультурно-спортивных организаций у студентов-бакалавров…………… 120
4.1 Оценка профессиональных компетенций в соответствии с
особенностями государственных, общественных и частных физкультурно-
спортивных организаций…………………………………………………….…. 120
4.2 Применение личностно-ориентированного подхода при формировании
профессиональных компетенций руководителей физкультурно-спортивных
организаций у студентов-бакалавров………………………………………….. 130
4.3 Формирование организационно-педагогических и методических
условий подготовки студентов-бакалавров к управленческой деятельности
в области физической культуры и спорта……………………………………… 140
Выводы по четвертой главе…………………………………………………..… 149
Заключение……………………………………………………………………….. 152
Список сокращений и условных обозначений………………………………… 156
Список литературы………………………………………………………………. 157
Список иллюстрированного материала………………………………………… 179
Приложения………………………………………………………………………. 184
Приложение А Анкета для опроса обучающихся……………………………. 185
Приложение Б Анкета для опроса работодателей …………………………… 188
Приложение В Ранжирование профессиональных компетенций и
личностно-деловых качеств, влияющих на осуществление управленческой
деятельности в области физической культуры и спорта, по результатам
экспертного опроса………………………………………………………………. 190
Приложение Г Предложенные компетенции, индикаторы их достижения,
знания, умения, навыки и оценочные средства ………………………………. 192
Во введении диссертационного исследования обоснована его актуальность в
современных социокультурных и социально-экономических условиях, указаны
проблема, цель, предмет, объект, гипотеза, задачи и методы исследования,
обоснованы критерии и методы проведения исследования, приведены положения,
выносимые на защиту.
Первая глава исследования посвящена изучению применения личностно-
ориентированного и компетентностного подходов при обучении руководителей
физкультурно-спортивных организаций в США, Великобритании, Франции,
ГерманииЯпониииРоссии.Научно-педагогическиешколыподготовки
управленческих кадров в области физической культуры и спорта в данных
странахопираютсянаисторическиетрадиции,социально-экономические
особенности спортивной отрасли, специфику законодательного регулирования
образовательной и физкультурно-спортивной деятельности. При этом признается
первостепеннаяважностьпрофессиональныхуправленческихкомпетенций
(управленческие навыки, навыки принятия решений), а также значимость
личностно-деловых качеств (межличностные навыки, индивидуальные черты,
мотивация)обучающихся.Обучениебудущихруководителейвобласти
физической культуры и спорта осуществляется в физкультурно-спортивных и
экономических вузах России по направлениям 49.00.00 «Физическая культура и
спорт» и 32.00.00 «Экономика и менеджмент». На основании анализа литературы
и практического опыта во второй главе исследования были определены методы и
организация исследования.
Втретьейглавебыливыявленыособенностиформирования
профессиональныхкомпетенцийруководителейфизкультурно-спортивных
организаций. Анкетирование студентов 1-4 курса, проходящих управленческой
деятельности в области физической культуры и спорта показало, что студенты 1-2
курсовнеобладаютнеобходимымипредставлениямиобособенностях
управленческой деятельности в области физической культуры и спорта. Это
негативно сказывается на их умении ранжировать или оценивать необходимые и
собственныепрофессиональныекомпетенции,критическиотноситьсяк
собственной поисково-исследовательской деятельности. Студенты 3-4 курсов
обладают необходимыми навыками самооценки профессиональных компетенций,
однако затрудняются в дифференцировании личностно-деловых качеств и
ранжировании значимости экономических областей знаний, умений и навыков в
областименеджмента,маркетинга,финансово-экономическогоанализа
(рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты самооценки и представления о профессиональных
компетенциях студентов-бакалавров 1-4 курса (n = 168 чел.)
В качестве наиболее эффективных форм обучения студенты выделили
практические занятия, самостоятельную работу в рамках индивидуальных и
персонифицированных заданий, прохождение производственной практики на базе
физкультурно-спортивных организаций. При этом роль лекционных занятий и
выездных занятий, не носящих регулярный характер, по мере обучения
снижается. Из внеурочных форм обучения студентами были выделены научно-
практические конференции, особенно с возможностью неформального общения с
представителями профессионального сообщества, а также разработка и участие в
студенческих конкурсах проектов.
По результатам опроса представителей работодателей в области физической
культуры и спорта было выявлено, что для руководителей государственных и
муниципальныхорганизацийнаиболееважнымипрофессиональными
компетенциями являются знание и умение применять нормативные правовые
акты в области физической культуры и спорта, навыки организации многолетней
подготовки спортсменов, управления персоналом и общей организации работы
учреждений.Дляобщественныхорганизацийнаиболеезначимыми
компетенциями являются навыки организации работы обществ и федераций,
управления персоналом. К руководителям частных физкультурно-спортивных
организаций представляются повышенные требования в области маркетинга,
организации коммерческой деятельности, анализа финансово-экономической
деятельности и общей организации работы предприятия в соответствии с ее
целями и задачами. На основании собранных данных было проведено
ранжирование требований к профессиональным компетенциям руководителей
физкультурно-спортивных организаций (таблица 1).
Таблица 1 – Ранжирование требований к профессиональным компетенциям
руководителей государственных, общественных и частных физкультурно-
спортивных организаций
Результаты экспертных оценок
Область профессиональной
№Гос. ФСООбществ. ФСО Частные ФСО
компетенции
Хср.РангХср.РангХср. Ранг
Организация работы физкультурно-
4.14,9I4,9I4,9I
спортивной организации
Финансово-экономический анализ
4.2работы физкультурно-спортивной4,1V3,6VI4,1IV
организации
Управление персоналом
4.3физкультурно-спортивной4,2IV4,1II-IV4,2III
организации
Спортивный маркетинг и
4.43,0VI4,1II-IV4,8II
коммерческая деятельность
Организация многолетней
4.54,6III3,8V4,0V
подготовки спортсменов
Нормативное правовое
4.6регулирование физической4,8II4,1II-IV3,7VI
культуры и спорта
4.7Коэфф. конкордации (W)0,800,620,74
В ходе констатирующего эксперимента была проведена оценка 3
профессиональных компетенций (6 индикаторов, 18 знаний, умений и навыков) у
40 студентов с использованием специальных оценочных средств. Был выявлен
уровеньданныхкомпетенцийиразработанапрограммаэксперимента,
включающаявсебядвакомплексамероприятий–организационно-
педагогические и методические мероприятия, в том числе педагогическое
сопровождение обучающихся (рисунок 2).
Рисунок 2 – Педагогическое сопровождение индивидуальной
образовательной траектории во время эксперимента
На втором этапе экспериментальной деятельности студентам предлагалось
принять участие в конкурсах студенческих проектов в области физической
культуры и спорта в составе самостоятельно организованных команд (2-4
человека). Прохождение этапов конкурсов и подготовка самих проектов
требовали от студентов проявления профессиональных и личностно-деловых
компетенций.
Оценка профессиональных компетенций, представленная в главе четыре,
показала, что у студентов трех групп повысился уровень компетенций, исходя из
направленности их группы. Использование трех показателей – экспертных оценок
преподавателя, работодателя и самооценки обучающегося – позволяют выявить
значимые изменения в индикаторах сформированности компетенций с точки
зрения применения знаний, умений и навыков при решении управленческих
задач, соответствия профессиональных качеств обучающихся требованиям рынка
труда и профессионального сообщества, а также адекватности самооценки
студентов и степени развития навыков рефлексии и формирования собственных
личностно-деловых качеств (таблица 2, рисунок 3).
Таблица 2 – Прирост и значимость изменения уровня профессиональных
компетенций для групп обучающихся в ходе эксперимента
Оценка экспертов-Оценка экспертов-
Самооценка
преподавателей (n = 3 работодателей (n = 3
Компетенция /обучающихся
№чел.)чел.)
индикатор
Прирост,Прирост,Прирост, Δ,
%%%
Δ, баллыΔ, баллыбаллы
Группа №1 (управление государственными и муниципальными
физкультурно-спортивными организациями), n = 12 чел.
1СПК-10,517,1%0,723,2%0,618,8%
2СПК-20,411,8%0,414,1%0,37,3%
3СПК-30,39,1%0,25,2%0,12,3%
4Uэмп = 7, Uкрит = 14, при Uэмп = 1, Uкрит = 14, Uэмп = 3,5, Uкрит =
U-критерий
p ≤ 0,01при p ≤ 0,0114, при p ≤ 0,01
Группа №2 (управление общественными физкультурно-спортивными
организациями), n = 12 чел.
5СПК-10,310,5%0,311,0%0,26,0%
6СПК-20,514,6%0,514,7%0,411,9%
7СПК-30,412,8%0,310,7%0,411,8%
8Uэмп = 2,5, Uкрит = 14, при Uэмп = 1, Uкрит = 14, Uэмп = 2, Uкрит = 14,
U-критерий
p ≤ 0,01при p ≤ 0,01при p ≤ 0,01
Группа №3 (управление частными физкультурно-спортивными
организациями), n = 16 чел.
9СПК-10,24,8%0,38,9%0,39,3%
10СПК-20,411,7%0,310,1%0,514,0%
11СПК-30,722,3%0,514,4%0,514,3%
12Uэмп = 0,5, Uкрит = 14, приUэмп = 3, Uкрит = 14,Uэмп = 0,5, Uкрит = 14,
U-критерий
p ≤ 0,01при p ≤ 0,01при p ≤ 0,01
СПК-3.2.0,310,56
0,69
СПК-3.1.0,440,630,75
Группа 3
СПК-2.2.0,250,38
0,31
СПК-2.10,380,56
0,44
СПК-1.2.0,250,31
0,25
СПК-1.1.0,190,38
0,13
СПК-3.2.0,250,58
0,50
СПК-3.1.0,250,42
0,33
0,42
Группа 2
СПК-2.2.0,50
0,50
СПК-2.10,42
0,420,50
СПК-1.2.0,250,33
0,33
СПК-1.1.0,080,42
0,33
СПК-3.2.0,080,170,50
СПК-3.1.0,080,17
0,08
0,25
Группа 1
СПК-2.2.0,330,50
СПК-2.10,250,330,42
СПК-1.2.0,670,83
0,50
СПК-1.1.0,420,67
0,58
0,000,100,200,300,400,500,600,700,800,90
Самооценка обучающихсяОценка эксперта-работодателяОценка эксперта-преподавателя
Рисунок 25 – Сравнительный анализ прироста уровня индикаторов
профессиональных компетенций участников эксперимента (n = 40 чел.)
Формирующий эксперимент доказал, что при подготовке будущих
руководителей физкультурно-спортивных организаций возможно использование
личностно-ориентированногоподходапутемпостроенияиндивидуального
образовательного маршрута обучающихся, включающего в себя несколько
укрупненныхблоков:определениеличностноймотивациии
предрасположенностиобучающихсякуправленческойдеятельностив
государственном, общественном и частном секторах физической культуры и
спорта; формирование условий воспитания необходимых профессиональных
компетенций в ходе аудиторной, внеаудиторной работы, прохождения практик и
стажировок;стимулированиерефлексииобучающихсяипедагогическое
сопровождение их профессиональной ориентации; корректировка подходов к
формированиюкомпетенций,личностно-деловыхкачеств,научно-
исследовательской работы, написанию выпускной квалификационной работы
(рисунок 4).
Рисунок 4 – Предлагаемый порядок определения
личного образовательного маршрута обучающегося
Применение предложенного алгоритма возможно с учетом профиля
подготовки по направлениям 49.03.01 «Физическая культура» и 38.03.02
«Менеджмент».Кметодическомусопровождениюподготовкибудущих
руководителей физкультурно-спортивных организаций следует отнести комплекс
мероприятий,направленныхнаформированиеобразовательнойсреды
(рисунок 5).
Совместные проекты,
партнерство
Рисунок 5 – Формирование рекомендуемой образовательной среды
на основании кластерного подхода на региональном уровне
Даннаясредавключаетвсебякластерноевзаимодействие
заинтересованных в подготовке управленческих кадров для ФКиС сторон
(государство,образовательныеорганизации,физкультурно-спортивные
организации, бизнес), а также формирование внутривузовской и открытой
конкурентнойсредысприменениемконкурсовстуденческихпроектов,
направленных на решение проблем в области физической культуры и спорта с
учетом направлений – государственный, общественный или частный сектор.
Обучение будущих руководителей физкультурно-спортивных организаций
должно осуществляться с учетом требований к специальным профессиональным
компетенциям, отражающим особенности управленческой деятельности в
государственных,общественныхичастныхорганизациях.Применение
личностно-ориентированного подхода в подготовке спортивных менеджеров и
руководителей в области физической культуры и спорта должно быть отражено в
программахвысшегообразованияпопрограммам направлений49.03.01
«Физическая культура» и 38.03.02 «Менеджмент» (профили – «Управление
физической культурой и спортом», «Спортивный менеджмент» и т.д.).
Индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся в совокупности с
созданием специальной образовательной среды, регулярным участием команд
студентов в конкурсах проектов и мероприятиям по сопоставлению уровня
сформированных компетенций и требований рынка труда позволяют повысить
качество образовательного процесса.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Требованиякспециальнымпрофессиональнымкомпетенциям
руководителейфизкультурно-спортивныхорганизацийсформированына
основаниисопоставлениятребованийФГОСпонаправлениям49.03.01
«Физическаякультура»,38.03.02«Менеджмент»,обобщенияианализа
практического опыта реализации 21 программы высшего образования (12 –
бакалавриат, 8 – магистратура) по подготовке спортивных менеджеров и
руководителей в области ФКиС из 10 физкультурно-спортивных и экономических
вузов, а также экспертного опроса 48 представителей работодателей (16 чел. – из
государственного, 18 чел. – из частного секторов, 14 чел. – из общественных
организаций). В результате применения метода экспертных оценок (степень
согласованностимненийэкспертововлиянииПКнауправленческую
деятельность в области ФКиС: Wгос. = 0,80; Wобщ. = 0,62; Wчастн. = 0,74) и анализа
собранных материалов были сформированы 3 профессиональных компетенции, 6
индикаторов их достижения и 18 специальных знаний, умений и навыков.
2. В качестве средств формирования профессиональных компетенций
будущихруководителейфизкультурно-спортивныхорганизацийследует
использовать:
– индивидуальные и групповые практические задания, направленные на
моделированиепроцессапринятияуправленческихрешенийвобласти
физической культуры и спорта в разных условиях и ситуациях, реализуемые в
форме семинаров, воркшопов, выездных занятий;
– практические задания, направленные на анализ трудовой биографии
действующих руководителей в области ФКиС и планирование собственной
карьеры обучающегося;
– формирование временных творческих студенческих коллективов во
внутривузовских и открытых конкурсах студенческих проектов в области
физической культуры и спорта.
В качестве методов формирования профессиональныхкомпетенций
будущих руководителей физкультурно-спортивных организаций использовались
мероприятия по построению индивидуального образовательного маршрута
обучающихся, включающего в себя педагогическое сопровождение с помощью
цифровых технологий.
3. Эффективность организационно-педагогических и методических условий
доказана статистически значимыми положительными изменениями уровня
специальных профессиональных компетенций руководителей физкультурно-
спортивных организаций:
– у обучающихся первой группы (управление государственными и
муниципальнымифизкультурно-спортивнымиорганизациями)выявлены
статистически значимые изменения индикаторов профессиональных компетенций
(по оценке преподавателей: Uэмп = 7, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01; по оценке экспертов-
работодателей: Uэмп = 1, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01), в особенности связанных со
способностями определения эффективных способов управления реализацией
государственного (муниципального) задания (оценка преподавателями, ∆1.1 = 0,6
(+17,1%); оценка работодателями, ∆1.1 = 0,7 (+22,9%)) и способностью
организовать работу для достижения государственных социально-экономических
показателей(оценкапреподавателями,∆1.2=0,5(+16,2%);оценка
работодателями, ∆1.2 = 0,7 (+23,5%). Прирост индикаторов СПК-2 составил в
среднем 11,8% и 14,1% , СПК-3 – 9,1% и 5,3%;
– обучающиеся второй группы (управление общественными физкультурно-
спортивными организациями) продемонстрировали статистически значимые
положительныесдвигииндикаторовформированияпрофессиональных
компетенций (по оценке преподавателей: Uэмп = 2,5, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01; по
оценке экспертов-работодателей: Uэмп = 1, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01), среди которых
следует выделить способностиуправлять общественной организациейв
соответствиисгосударственнойполитикойвобластиФКиС(оценка
преподавателями, ∆2.1 = 0,5 (+15,0%); оценка работодателями, ∆2.1 = 0,4 (+13,5%))
и принимать управленческие решения на принципах самоокупаемости и
коммерциализации (оценка преподавателями, ∆2.2 = 0,5 (+14,3%); оценка
работодателями, ∆2.2 = 0,5 (+15,8%). Индикаторы, связанные с управлением
государственными и муниципальными организациями (СПК-1), показали средний
прирост на 10,5%, управлением частными организациями (СПК-3) – на 12,8%;
– обучающиеся третьей группы (управление частными физкультурно-
спортивными организациями) продемонстрировали статистически значимые
положительные изменения в освоении профессиональных компетенций (по
оценке преподавателей: Uэмп = 0,5, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01; по оценке
работодателей: Uэмп = 3, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01), в первую очередь, связанных со
способностями осуществлять долгосрочное развитие частных физкультурно-
спортивных организаций (оценка преподавателями, ∆3.1 = 0,8 (+24,0%); оценка
работодателями, ∆3.1 = 0,6 (+20,0%) и принимать управленческие решения, исходя
из принципов социальной значимости и социального предпринимательства
(оценка преподавателями, ∆3.2 = 0,7 (+20,8%); оценка работодателей, ∆3.2 = 0,3
(+9,3%). Индикаторы СПК-1 показали прирост в среднем на 4,8% и 8,9%, СПК-2 –
на 11,7% и 10,1%;
– положительныестатистическизначимыеизмененияуровня
профессиональных компетенций, полученных в результате самооценки студентов,
позволяют говорить о формировании у обучающихся актуальных представлений о
требованиях к осваиваемой профессии. Прирост показателей первой группы
составляет 18,8% для СПК-1, 7,3% для СПК-2, 2,3% для СПК-3 (Uэмп = 3,5, Uкрит =
14, при p ≤ 0,01); второй группы – 6,0% для СПК-1, 11,9% для СПК-2, 11,8% для
СПК-3 (Uэмп = 2, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01); третьей группы – 9,3% для СПК-1,
14,0% для СПК-2 и 14,3% для СПК-3 (Uэмп = 0,5, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01).
Перспективы использования. Полученные в ходе исследования результаты
могут быть использованы при подготовке студентов-бакалавров по направлениям
49.03.01«Физическаякультура»и38.03.02«Менеджмент»кбудущей
управленческой деятельности в области физической культуры и спорта с учетом
требований государства, работодателей и запроса общества.
Актуальность исследования. В Стратегии развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р [10],
установлено, что к 2030 году в области физической культуры и спорта должно
работать 649 тысяч штатных работников. Также Стратегией и другими
программными документами [1, 10] установлено повышение доли граждан разных
возрастных групп, систематически занимающихся физической культурой и
спортом: до 90% для детей и молодежи, до 70% для граждан среднего возраста и
до 45% для граждан старшего возраста. Данные показатели должны быть
достигнуты за счет создания новых и совершенствования уже существующих
физкультурно-спортивных организаций разных форм собственности и
направлений работы, в том числе спортивных клубов по месту жительства, работы
и обучения [8]. В таких условиях остро встает вопрос профессиональной
подготовки работников, которые возьмут на себя организационные, методические
и управленческие функции при создании или развитии таких организаций [71].
Более того, увеличение количества физкультурно-спортивных организаций
потребует кратного увеличения масштабов кадрового обеспечения
управленческими кадрами, подготовку которых будут осуществлять
физкультурно-спортивные, экономические и другие образовательные организации
высшего образования [151].
Также Стратегией установлено, что доля средств внебюджетных источников
в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта к 2030 году
должна достигнуть 20% от общего объема расходов. Это возможно за счет развития
коммерческой деятельности физкультурно-спортивных организаций, что
предъявляет дополнительные требования к компетенциям и квалификации
руководителей организаций, осуществляющих деятельность в области спорта.
Стратегией развития спортивной индустрии в Российской Федерации
от 3 июня 2019 г. № 1188-р предусмотрено проведение мероприятий по
импортозамещению, разработке методических рекомендаций по созданию
экспериментальных площадок на базе образовательных и спортивных организаций
и иных объектов социальной инфраструктуры, оснащенных инновационной
спортивной продукцией отечественного производства [36]. Для успешной
реализации данных мероприятий особое значение имеет готовность физкультурно-
спортивных организаций участвовать в данном процессе. Это, в свою очередь,
зависит от компетентности руководителей физкультурно-спортивных организаций
и их структурных подразделений, готовности внедрять инновации и
экспериментальную деятельность [48].
Указанные выше предпосылки и тенденции формируют вызовы перед
системой подготовки руководителей в области физической культуры и спорта,
среди которых следует особенно отметить необходимость постоянного диалога с
работодателями, динамичный подход к формируемым профессиональным
компетенциям управленцев, исходя из социально-экономических условий развития
физической культуры и спорта, ориентированность на личность обучающихся в
связи с потенциальной значимостью их профессиональной деятельности в области
физической культуры и спорта.
Степень разработанности проблемы исследования. Фундаментальные
основы формирования личности обучающихся в системе высшего образования
заложены Г.П. Щедровицким, Д.В. Ярошенко, Л.С. Выготским. Методология
компетентностного подхода раскрыта в работах И.А. Зимней, Г.Н. Пономарева,
А.Н. Лейбовича, А.Г. Гафуровой, В.И. Блинова. В зарубежных трудах
Д. Макклелланда, Р. Бояциса, Лайла и Сайна Спенсеров уделено внимание
формированию общих управленческих компетенций в разных областях
профессиональной деятельности. Зарубежный опыт подготовки руководителей в
области физической культуры и спорта раскрыт в публикациях С. Брауна,
Дж. Каннингема, Н. Поппа, Велти Пичи Дж. Проблеме формирования компетенций
управленческих кадров для российских физкультурно-спортивных организаций
посвящены работы М.Ю. Щенниковой, С.Д. Неверковича, Н.Л. Врищ,
С.В. Антоновым, С.В. Алтухова, В.А. Леднева, Л.А. Рапопорта, Е.В. Харитоновой,
С.В. Галицына, А.В. Починкина, И.И. Переверзина. Однако в представленных
трудах недостаточно полно рассмотрены различия в компетенциях, умениях и
навыках руководителей государственных, общественных и частных физкультурно-
спортивных организаций. При этом не уделено внимание формированию данных
компетенций в современной образовательной среде с использованием цифровых
технологий и учетом потребностей рынка труда, а также требований государства.
Анализ литературных источников показал определенную консервативность
системы высшего образования в области физической культуры и спорта, а также
определенную дистанцию между образовательными организациями и
работодателями [15, 113]. Необходимость совершенствования существующих и
внедрения инновационных подходов при формировании компетенций будущих
руководителей физкультурно-спортивных организаций с учетом видов и
специфики деятельности таких организаций является объективно существующим
противоречием в многоуровневой системе профессионального образования кадров
для физической культуры и спорта [20]. Таким образом, можно выделить
следующие противоречия:
– между общепрофессиональными компетенциями, формируемыми у
обучающихся в ходе освоения программ высшего образования бакалавриата, и
специальными требованиями к профессиональным компетенциям руководителей
государственных, общественных и частных физкультурно-спортивных
организаций;
– между разнообразием и функциональными особенностями работы
структурных подразделений физкультурно-спортивных организаций разного
профиля и форм собственности и формируемыми навыками принятия
управленческих решений у обучающихся в ходе обучения по программам
«Спортивный менеджмент» и «Управление в области физической культуры и
спорта»;
– между значимостью профессиональных и личностно-деловых качеств
руководителей физкультурно-спортивных организаций для стабильного развития
спортивной отрасли, деятельности физкультурно-спортивных организаций и
разработанностью вопросов использования личностно-ориентированного подхода
в высшем образовании при подготовке управленческих кадров для физической
культуры и спорта.
Подготовка будущих руководителей физкультурно-спортивных организаций
требует гибкого и личностно-ориентированного подхода к формированию у них
тех профессиональных компетенций, которые позволяют осуществлять успешную
трудовую и управленческую деятельность в меняющихся и неравномерных
социально-экономических условиях [138, 160].
Проблема исследования заключается в том, что подготовка будущих
руководителей организаций и подразделений таких организаций по программам
высшего образования не в полной мере учитывает требования к профессиональным
компетенциям со стороны государства и общества в части особенностей ведения
управленческой деятельности в государственных, общественных и частных
физкультурно-спортивных организациях.
Разнообразие организаций и требований к управляющим кадрам требует от
образовательных организаций детализировать и профилировать направленность
подготовки в рамках действующего законодательства, ФГОС, профессиональных
стандартов и привычных направлений обучения. В связи с этим комплексная
многоуровневая подготовка руководителей, сложившаяся в России, нуждается в
постоянном совершенствовании и дополнении, особенно на базовом уровне –
бакалавриате.
Научную задачу диссертационного исследования можно определить как
выявление организационно-педагогических и методических факторов,
повышающих качество кадрового обеспечения управленческими кадрами области
физической культуры и спорта образовательными организациями высшего
образования.
В качестве объекта исследования определен процесс подготовки будущих
руководителей физкультурно-спортивных организаций и структурных
подразделений данных организаций в системе высшего образования по
программам бакалавриата.
Предметом исследования являются средства и методы формирования
профессиональных компетенций руководителей организаций и их структурных
подразделений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и
спорта.
Цель исследования – разработать и обосновать применение
организационно-педагогических и методических подходов к формированию
специальных профессиональных компетенций руководителей физкультурно-
спортивных организаций у студентов-бакалавров.
В соответствии с целью исследования были определены задачи
исследования, которые включают в себя мероприятия по последовательному и
системному анализу предметной области исследования и разработке практико-
ориентированных предложений:
1) Определение требований к специальным профессиональным
компетенциям руководителей физкультурно-спортивных организаций со стороны
государства и работодателей.
2) Выявление эффективных средств и методов формирования специальных
профессиональных компетенций руководителей физкультурно-спортивных
организаций.
3) Разработке и доказательству эффективности организационно-
педагогических и методических подходов к формированию профессиональных
компетенций руководителей государственных, общественных и частных
физкультурно-спортивных организаций.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют
следующие подходы: системный (Щедровицкий Г.П., Ярошенко Д.В.);
контекстный (Вербицкий А.А., Михайлова Т.В., Леонтьева М.С.); деятельностный
подход к образованию и развитию личности (Выготский Л.С., Теплов Б.М.,
Неверкович С.Д., Лобашова А.А., Мощенко Н.С.); идеи и концепции непрерывного
образования управленческих кадров (Губина Е.М., Давыдов В.В., Долматова Т.В.,
Ерегина С.В., Зотова Ф.Р., Кузьмичева Е.В., Мамадиев А.Х., Орехов Е.Ф.,
Пасюков П.Н., Свищёв И.Д.); культурологические, педагогические идеи и
концептуальные основания многоуровневого профессионального образования в
области физической культуры и спорта (Бобровский Е.А., Быстрицкая Е.В.,
Гафурова А.Г., Гончарова Е.А., Енченко И.В., Ефременкова И.А.); теоретические
основы исследовательской и инновационной деятельности в образовании,
физической культуре и спорте (Баранов В.Н., Шустин Б.Н., Калугина Т.Г.,
Катровский А.П., Губа В.П., Кораблева Е.Н., Объедкова Л.П., Степаненков К.В.);
концепция формирования профессиональных компетенций и личностно-деловых
качеств на основании индивидуальных образовательных маршрутов
(Илюхина К.А., Левченкова Т.В., Кашина А.П., Кутепов М.М.); исследования по
изучению психолого-педагогических процессов профессиональной подготовки
специалистов в области физической культуры и спорта (Андрющенко Л.Б.,
Бернина Ю.С., Степыко Д.Г., Ланда Б.Х.); концепция компетентностного подхода
(Зимняя И.А., Антонов С.В., Блинов В.И., Дорожкин Е.М., Щербина Е.Ю.,
Лейбович А.Н., Питюков В.Ю., Сибиркина И.В., Танищева В.Ф., Пономарев Г.Н.);
результаты исследования теоретических и практических проблем
профессиональной деятельности и подготовки кадров в области физической
культуры и спорта (Щенникова М.Ю., Бондаренко М.П., Бородулин Д.А., Карпов
В.Ю., Ломовцева О.В., Назаров В.Л., Томилова Н.В., Галицын С.В.),
коммуникативных особенностей и применения цифровых информационных
технологий в высшем образовании (Ахметов С.М., Тарасенко А.А., Дусенко С.В.,
Орлова Ю.А.); исследования, посвященные особенностям управленческой
деятельности в разных видах и типах физкультурно-спортивных организаций
(Алтухов С.В., Филимонова С.И., Грязев М.В., Гуреева Е.А., Дубов А.М.,
Кандаурова Н.В., Рапопорт Л.А., Харитонова Е.В., Кущенко С.В., Леднев В.А.,
Селиванова С.Р.).
В ходе диссертационного исследования использовались общенаучные и
специальные педагогические методы исследования. Для обработки результатов
исследования применялись методы математической статистики.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что
применение разработанных организационно-педагогических и методических
подходов позволит сформировать у студентов-бакалавров специальные
профессиональные компетенции, учитывающие требования государства и
общества к управлению государственными, общественными и частными
физкультурно-спортивными организациями. Применение личностно-
ориентированного подхода в данном контексте направлено на формирование
профессиональных и личностно-деловых компетенций, необходимых для
эффективной управленческой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении
современных и ориентированных на требования работодателей подходов к
формированию профессиональных компетенций у руководителей организаций и
их структурных подразделений, осуществляющих деятельность в области
физической культуры и спорта. Систематизация данных требований и
формирование на их основе специальных профессиональных компетенций,
индикаторов и «знаний, умений и навыков» управленцев в области физической
культуры и спорта может быть использовано в дальнейших научных
исследованиях в области подготовки спортивных менеджеров и руководителей в
области физической культуры и спорта в высшей школе.
Практическая значимость исследования заключается в организационно-
педагогических и методических подходах к формированию профессиональных
компетенций будущих руководителей физкультурно-спортивных организаций и их
структурных подразделений при реализации основных профессиональных
образовательных программ по направлениям уровня бакалавриата 49.03.01.
«Физическая культура», 38.03.02 «Менеджмент». Рекомендации могут быть
использованы для модернизации образовательных программ по профилям
«Спортивный менеджмент», «Управление физической культурой и спортом» и
другой направленности, связанной с подготовкой управленческих кадров.
Предложения могут быть использованы образовательными организациями
высшего образования, организациями дополнительного образования,
физкультурно-спортивными организациями и органами государственной и
муниципальной власти при формировании целевого заказа на обучение
управленческих кадров в области физической культуры и спорта.
Основные результаты исследования, полученные лично соискателем, их
научная новизна:
1. Выявлены специальные профессиональные компетенции руководителей
государственных, общественных и частных физкультурно-спортивных
организаций, включающие в себя комплекс из 3 профессиональных компетенций
(способен осуществлять управление государственной (муниципальной)
физкультурно-спортивной организацией в соответствии с государственной
политикой в области физической культуры и спорта; способен осуществлять
планирование и организацию работы общественной физкультурно-спортивной
организации; способен осуществлять управление частными физкультурно-
спортивными организациями с соблюдением коммерческих, общественных и
государственных интересов), 6 индикаторов их достижения и 18 специальных
знаний, умений и навыков, учитывающих требования к управленческой
деятельности в области физической культуры и спорта.
2. Определены средства и методы формирования специальных
профессиональных компетенций руководителей государственных, общественных
и частных физкультурно-спортивных организаций, включающие практические
задания по анализу трудовой биографии российских и зарубежных руководителей
в области физической культуры и спорта, планирование собственной
управленческой карьеры, моделирование принятия управленческих решений в
разных социально-экономических и нормативных правовых условиях,
взаимодействие обучающихся в составе временных творческих студенческих
коллективов для участия в конкурсах студенческих проектов в условиях
построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
3. Разработаны и апробированы организационно-педагогические и
методические подходы к формированию профессиональных компетенций
руководителей физкультурно-спортивных организаций с помощью создания
образовательной среды, включающей в себя организационные, педагогические и
методические условия деятельности временных творческих студенческих
коллективов по участию во внутривузовских и внешних конкурсах, студенческих
проектах по проблемам управления физкультурно-спортивными организациями;
мероприятия по педагогическому сопровождению образовательной деятельности
обучающихся в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом и
мероприятия по формированию регионального образовательного кластера.
Организация исследования. Базой исследования стала кафедра
физического воспитания
Обучение студентов-бакалавров в качестве будущих руководителей
физкультурно-спортивных организаций должно осуществляться с учетом
требований к специальным профессиональным компетенциям, отражающим
особенности управленческой деятельности в государственных, общественных и
частных организациях. Применение личностно-ориентированного подхода к
подготовке спортивных менеджеров и руководителей в области физической
культуры и спорта должно быть отражено в программах высшего образования по
программам направлений 49.03.01 «Физическая культура» и 38.03.02
«Менеджмент» (профили – «Управление физической культурой и спортом»,
«Спортивный менеджмент» и другая подобная направленность). Индивидуальное
педагогическое сопровождение обучающихся в совокупности с созданием
специальной образовательной среды, регулярным участием команд студентов в
конкурсах проектов и мероприятиям по сопоставлению уровня сформированных
компетенций и требований рынка труда позволяют повысить качество
образовательного процесса.
В представленной диссертационной работе рассмотрены проблемы
формирования профессиональных компетенций руководителей физкультурно-
спортивных организаций, осуществлена разработка и экспериментальная проверка
организационно-педагогических и методических условий формирования данных
компетенций у студентов-бакалавров.
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Требования к специальным профессиональным компетенциям
руководителей физкультурно-спортивных организаций сформированы на
основании сопоставления требований ФГОС по направлениям 49.03.01
«Физическая культура», 38.03.02 «Менеджмент», обобщения и анализа
практического опыта реализации 21 программы высшего образования (12 –
бакалавриат, 8 – магистратура) по подготовке спортивных менеджеров и
руководителей в области ФКиС из 10 физкультурно-спортивных и экономических
вузов, а также экспертного опроса 48 представителей работодателей (16 чел. – из
государственного, 18 чел. – из частного секторов, 14 чел. – из общественных
организаций). В результате применения метода экспертных оценок (степень
согласованности мнений экспертов о влиянии ПК на управленческую деятельность
в области ФКиС: Wгос. = 0,80; Wобщ. = 0,62; Wчастн. = 0,74) и анализа собранных
материалов были сформированы 3 профессиональных компетенции, 6 индикаторов
их достижения и 18 специальных знаний, умений и навыков.
2. В качестве средств формирования профессиональных компетенций
будущих руководителей физкультурно-спортивных организаций следует
использовать:
– индивидуальные и групповые практические задания, направленные на
моделирование процесса принятия управленческих решений в области физической
культуры и спорта в разных условиях и ситуациях, реализуемые в форме
семинаров, воркшопов, выездных занятий;
– практические задания, направленные на анализ трудовой биографии
действующих руководителей в области ФКиС и планирование собственной
карьеры обучающегося;
– формирование временных творческих студенческих коллективов во
внутривузовских и открытых конкурсах студенческих проектов в области
физической культуры и спорта.
В качестве методов формирования профессиональных компетенций будущих
руководителей физкультурно-спортивных организаций использовались
мероприятия по построению индивидуального образовательного маршрута
обучающихся, включающего в себя педагогическое сопровождение с помощью
цифровых технологий.
3. Эффективность организационно-педагогических и методических условий
доказана статистически значимыми положительными изменениями уровня
специальных профессиональных компетенций руководителей физкультурно-
спортивных организаций:
– у обучающихся первой группы (управление государственными и
муниципальными физкультурно-спортивными организациями) выявлены
статистически значимые изменения индикаторов профессиональных компетенций
(по оценке преподавателей: Uэмп = 7, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01; по оценке экспертов-
работодателей: Uэмп = 1, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01), в особенности связанных со
способностями определения эффективных способов управления реализацией
государственного (муниципального) задания (оценка преподавателями, 1.1 = 0,6
(+17,1%); оценка работодателями, 1.1 = 0,7 (+22,9%)) и способностью организовать
работу для достижения государственных социально-экономических показателей
(оценка преподавателями, 1.2 = 0,5 (+16,2%); оценка работодателями, 1.2 = 0,7
(+23,5%). Прирост индикаторов СПК-2 составил в среднем 11,8% и 14,1% , СПК-3
– 9,1% и 5,3%;
– обучающиеся второй группы (управление общественными физкультурно-
спортивными организациями) продемонстрировали статистически значимые
положительные сдвиги индикаторов формирования профессиональных
компетенций (по оценке преподавателей: Uэмп = 2,5, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01; по
оценке экспертов-работодателей: Uэмп = 1, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01), среди которых
следует выделить способности управлять общественной организацией в
соответствии с государственной политикой в области ФКиС (оценка
преподавателями, 2.1 = 0,5 (+15,0%); оценка работодателями, 2.1 = 0,4 (+13,5%)) и
принимать управленческие решения на принципах самоокупаемости и
коммерциализации (оценка преподавателями, 2.2 = 0,5 (+14,3%); оценка
работодателями, 2.2 = 0,5 (+15,8%). Индикаторы, связанные с управлением
государственными и муниципальными организациями (СПК-1), показали средний
прирост на 10,5%, управлением частными организациями (СПК-3) – на 12,8%;
– обучающиеся третьей группы (управление частными физкультурно-
спортивными организациями) продемонстрировали статистически значимые
положительные изменения в освоении профессиональных компетенций (по оценке
преподавателей: Uэмп = 0,5, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01; по оценке работодателей: Uэмп
= 3, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01), в первую очередь, связанных со способностями
осуществлять долгосрочное развитие частных физкультурно-спортивных
организаций (оценка преподавателями, 3.1 = 0,8 (+24,0%); оценка работодателями,
3.1 = 0,6 (+20,0%) и принимать управленческие решения, исходя из принципов
социальной значимости и социального предпринимательства (оценка
преподавателями, 3.2 = 0,7 (+20,8%); оценка работодателей, 3.2 = 0,3 (+9,3%).
Индикаторы СПК-1 показали прирост в среднем на 4,8% и 8,9%, СПК-2 – на 11,7%
и 10,1%;
– положительные статистически значимые изменения уровня
профессиональных компетенций, полученных в результате самооценки студентов,
позволяют говорить о формировании у обучающихся актуальных представлений о
требованиях к осваиваемой профессии. Прирост показателей первой группы
составляет 18,8% для СПК-1, 7,3% для СПК-2, 2,3% для СПК-3 (Uэмп = 3,5, Uкрит =
14, при p ≤ 0,01); второй группы – 6,0% для СПК-1, 11,9% для СПК-2, 11,8% для
СПК-3 (Uэмп = 2, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01); третьей группы – 9,3% для СПК-1, 14,0%
для СПК-2 и 14,3% для СПК-3 (Uэмп = 0,5, Uкрит = 14, при p ≤ 0,01).
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при
подготовке студентов-бакалавров по направлениям 49.03.01 «Физическая
культура» и 38.03.02 «Менеджмент» к будущей управленческой деятельности в
области физической культуры и спорта с учетом требований государства,
работодателей и запроса общества.
Список сокращений и условных обозначений
1. АФК – адаптивная физическая культура.
2. ВФСК ГТО – всероссийский физкультурно-спортивный комплекс
«Готов к труду и обороне».
3. НИР – научно-исследовательская работа.
4. ОК – общекультурная компетенция.
5. ОО ВО – образовательная организация высшего образования.
6. ООП – объектно-ориентированное программирование.
7. ОПК – общепрофессиональная компетенция.
8. ОПОП ВО – основная профессиональная образовательная программа
высшего образования.
9. ОРК – отраслевая рамка квалификаций.
10. ПК – профессиональная компетенция.
11. ПОО – профессиональная образовательная организация.
12. ПС – профессиональный стандарт.
13. ПСК – профессиональная специальная компетенция.
14. ССК – студенческий спортивный клуб.
15. СПО – среднее профессиональное образование.
16. ТФ – трудовые функции.
17. УК – универсальная компетенция.
18. ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.
19. ФГОС 3++ – Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования 3++.
20. ФГОС ВО – Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования.
21. ФКиС – физическая культура и спорт.
22. ЭИОС – электронная информационно-образовательная среда.
23. ГОиЧС – гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
24. ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!