Формирование профессиональных компетенций обучающихся в процессе практики в студенческом спортивном клубе
Оглавление
Введение
Глава 1 Анализ научных подходов, современных педагогических технологий, российского и зарубежного опыта формирования профессиональных компетенций обучающихся
1.1 Современное состояние процесса подготовки обучающихся в физкультурно-спортивных вузах
1.2 Анализ и обобщение современных педагогических технологий формирования профессиональных компетенций обучающихся
1.3 Характеристика студенческого спортивного клуба как элемента системы физического воспитания обучающихся образовательных организаций высшего образования
Выводы по первой главе
Глава2.Организацияиметодыисследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3. Педагогические технологии формирования профессиональных компетенцийбудущихтренеровстуденческихспортивныхклубов
3.1 Выявление требований к профессиональным компетенциям тренеров студенческихспортивныхклубов(констатирующийэксперимент)
3.2 Разработка и уточнение профессиональных компетенций тренеров студенческих спортивных клубов и индикаторов их достижения
3.3 Средства, методы и условия формирования профессиональных компетенций будущих тренеров студенческих спортивных клубов (программа эксперимента)
Выводы по третьей главе
Глава 4. Обоснование способов формирования профессиональных компетенций будущих тренеров студенческих спортивных клубов
3
4.1 Оценка профессиональных компетенций тренеров студенческих спортивных клубов
4.2 Формирование профессиональных компетенций обучающихся в ходе прохождения учебных и производственных практик на базе студенческих спортивных клубов
4.3 Организационно-методическое сопровождение взаимодействия студенческих спортивных клубов и образовательных организаций, осуществляющих подготовку обучающихся
Выводы по четвертой главе
Заключение
Список сокращений и условных обозначений
Списоклитературы
Списокиллюстрированногоматериала
Приложения
Приложение А: Анализ развития студенческого спорта в образовательных организациях высшего образования
Приложение Б: Общая численность занимающихся в студенческих спортивных клубах в регионах России (85 регионов, вузы Минобрнауки России, 2019 г.)
Приложение В: Анкета для работников студенческих спортивных клубов
для определения потребности в тренерских кадрах и особенностях их профессиональныхкомпетенций
Приложение Г: Ранжирование требований к профессиональным компетенциям тренеров студенческих спортивных клубов на основании опросаэкспертов
Во введении диссертации представлена актуальность рассматриваемой
проблемной области, определены противоречия и проблемы, требующие научного
решения, сформулированы цель, задачи, предмет, объект и гипотеза исследования.
В соответствии с задачами представлены методы и критерии проведения
исследования. Приведены научная новизна и положения, выносимые на защиту.
В первой главе исследования «Анализ научных подходов, современных
педагогических технологий, российского и зарубежного опыта формирования
профессиональных компетенций будущих тренеров» отражены подготовка
будущих тренеров и тренеров-преподавателей в России и в мире. Согласно
исследованиям Быстрицкой Е.В., Слободчикова В.И. и Неверковича С.Д.,
применение практико-ориентированного подхода, в рамках которого формируются
необходимые профессиональные компетенции, должно осуществляться в разных
формах обучения – аудиторных занятиях в рамках модулей и дисциплин, в
процессе прохождения практик. При этом Томилова Н.В., Кузьмичева Е.В. и
Платонова Р.И. в своих работах подчеркивают, что обучение тренеров с помощью
организации исследовательской деятельности студентов и внеурочной
самостоятельной деятельности на базе профильных физкультурно-спортивных
организаций, формируют взвешенное и актуальное представление об особенностях
профессии.
В исследованиях Щенниковой М.Ю. и Сейранова С.Г. отмечается роль
нормативной правовой основы обучения тренеров – федеральных государственных
образовательных стандартов разных поколений, устанавливающих требования к
образовательным программам, типам и видам практик, их объему и формируемым
универсальным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям. В
рамках настоящего исследования следует выделить направления 49.03.01
«Физическая культура» и 49.03.04 «Спорт», в ходе которых предусмотрено
прохождение учебных и производственных практик студентами разного вида –
тренерских, педагогических, преддипломных. В работах Левченковой Т.В. и
Андрющенко Л.Б. подчеркивается, что формирование профессиональных
компетенций тренеров у обучающихся является создание необходимой
образовательной среды.
Вопросы подготовки тренеров и тренеров-преподавателей для студенческого
спорта в научной литературе рассматриваются достаточно редко. В научных
исследованиях уделяется внимание подготовки специалистов, занятых спортивно-
массовой и физкультурно-оздоровительной работой со студенческой молодежью,
на базе социальной инфраструктуры образовательных организаций высшего
образования. При этом отмечается важность педагогического, организационно-
методического сопровождения процесса обучения будущих тренеров, в том числе
при прохождении учебных и производственных практик, знакомства с профессией
и спецификой студенческого спорта.
В научных публикациях Матыцина О.В. отмечается, что ведущую роль в
физкультурно-спортивной среде образовательных организаций высшего
образования играют студенческие спортивные клубы (ССК), на базе которых
осуществляется регулярная работа с контингентом обучающихся и работниками
образовательной организации. Тренеры и преподаватели физического воспитания,
работающие в студенческом спортивном клубе, должны обладать специальными
профессиональными компетенциями, направленными на осуществление работы в
области массового студенческого спорта и подготовки студенческих сборных
команд.
Во второй главе «Организация и методы исследования» подробно раскрыты
этапы исследования, приведена теоретическая и методологическая база
исследования.
Втретьейглаве«Педагогическиетехнологииформирования
профессиональных компетенций будущих тренеров студенческих спортивных
клубов» представлены данные констатирующего эксперимента, а также изложена
программа эксперимента.
Для выявления требований к профессиональным компетенциям тренеров
ССК в ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетирование
тренеров, специалистов и руководителей студенческих спортивных клубов (63
чел.). Требования были ранжированы исходя из мнения экспертов (таблица 1).
Таблица 1 – Ранжирование требований к профессиональным компетенциям
тренеров студенческих спортивных клубов на основании опроса экспертов, n = 63
чел. (W = 0,64; p 0,05)
№Профессиональная компетенцияСр. баллРанг
1Подготовка спортивных сборных команд
3,81I
образовательной организации
2Педагогическое обеспечение и воспитательная
3,81I
работа
3Организация тренировочных занятий со
студентами, не обладающими значительным
3,35II
опытом тренировочной и соревновательной
деятельности в избранных видах спорта
4Организация материально-технического
3,24III
обеспечения
5Организация медицинского и медико-
3,21IV
биологического обеспечения
6Методическое сопровождение процесса спортивной
3,1V
подготовки
7Психологическое обеспечение3,1V
8Информационное обеспечение2,62VI
Мнение экспертов позволило выявить следующие основные группы
профессиональных компетенций применительно к студенческому спорту:
– организация и проведение физкультурно-оздоровительных занятий и
спортивно-массовых мероприятий для студентов и работников образовательных
организацией разных возрастных групп. Данные компетенции связаны с развитием
массового студенческого спорта и направлены на оздоровление, популяризацию
принципов ЗОЖ и воспитание гармонично развитой личности обучающихся,
готовой к будущей профессиональной деятельности;
– организация и проведение тренировочных занятий, набора и отбора
студентов-спортсменов в сборные команды образовательных организаций,
управление их соревновательной деятельностью;
– организационно-методическое и педагогическое сопровождение работы
студенческих спортивных клубов, включая вопросы материально-технического
обеспечения,медико-биологическогоипсихолого-педагогического
сопровождения занимающихся;
На основании опроса и дополнительного интервьюирования экспертов, были
уточнены 4 профессиональные компетенции и сформулированы индикаторы
достижения компетенций (в том числе специальные знания, умения, навыки),
необходимые для успешной и эффективной работы в студенческих спортивных
клубах:
1) Способен организовывать и проводить спортивно-оздоровительные
занятия по избранным видам спорта
2) Способен осуществлять спортивную подготовку сборной команды
образовательной организации по избранному виду спорта
3) Способен организовывать и проводить физкультурно-спортивные
мероприятия и студенческие спортивные соревнования
4) Способен осуществлять организационно-методическое сопровождение
деятельности студенческого спортивного клуба.
Программа эксперимента включала в себя следующие организационно-
методические мероприятия:
– разработка и реализация программ учебных (ознакомительных или
тренерских) и производственных (тренерских) практик, включая: содержание, план
и индивидуальное задание обучающихся, которые учитывают особенности
тренерской деятельности в студенческом спорте (массовый студенческий спорт,
подготовка студенческих сборных команд, проведение физкультурных и
спортивныхстуденческихмероприятий,организационно-методическое
сопровождение работы студенческих спортивных клубов);
– осуществлениевзаимодействиясдругимиобразовательными
организациями высшего образования, имеющими в своей структуре студенческие
спортивные клубы, а также другими участниками студенческого спорта
(региональные объединения РССС, АССК, студенческие спортивные лиги);
– взаимодействие с работодателями в сфере студенческого спорта для
оперативного изменения и уточнения профессиональных компетенций тренеров
студенческих спортивных клубов, формируемых в ходе обучения по программам
высшего образования и практик.
Совокупность усилий и действий, предпринимаемых преподавателем и
руководителем практики для формирования у обучающихся необходимых
профессиональных компетенций, можно представить в виде порядка
формирования организационно-методических условий (рисунок 1).
В качестве средств формирования профессиональных компетенций были
использованы:
– индивидуальные задания для обучающихся, учитывающие разную
направленность и функциональные особенности тренерской деятельности в
студенческих спортивных клубах при прохождении учебных и производственных
практик;
– консультационное сопровождение учебной практики и придание ей
ознакомительного характера – выполнения различных действий, связанных с
разными направлениями деятельности студенческого спортивного клуба:
тренировочные занятия, подготовка и управление соревновательной
деятельностью сборных команд, проведение физкультурно-спортивных
мероприятий, организационно-методическое сопровождение деятельности;
– педагогическое сопровождение, включая очные встречи с обучающимся и
беседы на предмет профессиональной ориентации, анализа положительного и
негативного опыта выполнения заданий, побуждение обучающегося к самоанализу
собственных компетенций и действий во время практики;
– дополнениеэлектроннойинформационно-образовательнойсреды
специальными материалами (учебная, научная, методическая литература, научные
и научно-популярные статьи в периодических изданиях), посвященными
тренерской деятельности в российском и зарубежном студенческом спорте;
– формирование умений по управлению соревновательной деятельностью
студенческих спортивных сборных команд;
– широкое использование цифровых технологий и средств коммуникации с
обучающимися во время прохождения практики для обеспечения необходимой
регулярности и исчерпывающей информированности студентов.
В качестве методов формирования профессиональных компетенций
использовались:
– формировать у обучающихся специфичные, актуальные, знания,
необходимые для тренерской и педагогической деятельности в студенческом
спорте с учетом разных возрастных групп занимающихся и значительных различий
в уровне их подготовленности;
– стимулировать у обучающихся поисково-исследовательскую деятельность
в сфере студенческого спорта;
– создавать педагогические условия, направленные на формирование умений
под руководством тренеров и инструкторов студенческих спортивных клубов, в
том числе с применением наставничества;
– с помощью внеурочной и самостоятельной научно-исследовательской
деятельности обучающихся формировать у них навыки разработки учебных и
тренировочных планов, программ подготовки в студенческом спорте;
– формирование умений и навыков самостоятельной подготовки к
тренировочным занятиям в студенческом спорте, проведению отдельных частей
занятий с занимающимися студентами разного уровня подготовленности;
– стимулирование рефлексии и оценки собственных профессиональных
компетенций с помощью практических заданий, аналитических отчетов и дневника
самоанализа во время прохождения практики.
Мероприятия по формированиюУсловия
Взаимодействие с вузами и субъектамиДоговор с ООВО, имеющей
студенческого спортастуденческий спортивный клуб
Разработка программы практики вПрограмма практики,
зависимости от направления обученияиндивидуальное задание и план
Использование цифровых технологийПедагогическое сопровождение
для регулярных коммуникацийпрактики со стороны
преподавателя
Разработка индивидуального плана иОрганизация практики и
взаимодействие «преподаватель –контроль деятельности со
руководитель ССК»стороны руководителя практики
Использование ЭИОС иИнформационное
специализированной литературы посопровождение прохождения
проблемам студенческого спортапрактики
Разработка фонда оценочных средствОценочные средства и
исходя из направленности практики –корректировка
массовый студ. спорт, подготовкапрофессиональных
сборных и проведение мероприятийкомпетенций обучающихся
Рисунок 1 – Порядок формирования организационно-методических условий
формирования профессиональных компетенций
Сопровождение обучающихся во время практики строилось по следующему
алгоритму (рисунок 2).
В качестве условий, необходимых для формирования профессиональных
компетенций тренеров студенческих спортивных клубов следует выделить:
– доступность и возможность знакомства с режимом работы, доступа и
безопасного использования спортивных сооружений, помещений, спортивного
инвентаря и оборудования, используемых в студенческом спортивному клубе;
– информационная достаточность и наличие специальной информационной
среды, включающей в себя ЭИОС, нормативные правовые документы,
регулирующие работу ССК, учебную и научно-методическую литературу;
– педагогическое воздействие на обучающихся со стороны руководителя
практики от ССК и образовательной организации в рамках формальных требований
программы практики и неформального обсуждения успешности или ошибок при
осуществлении поисково-исследовательской и профессиональной деятельности
обучающихся.
Исполнительный органРегиональный проект развитияИсполнительный
власти в области науки истуденческого спортаорган власти в
высшего образованияобласти ФКиС
ГосударственноеГосударственное
заданиезадание
Образовательная организация
высшего образования,
осуществляющая подготовку
ССКтренеров
ВозможноеНаправление
трудоустройствона практику
тренеров
Ресурсное
обеспечение
ОбразовательныеДоговор о практике
организации, развивающие
студенческие спортивные
Долгосрочное соглашение
клубы
о сотрудничестве
Рисунок 2 – Рекомендуемая форма взаимодействия при формировании
образовательной среды вокруг студенческого спортивного клуба
В ходе эксперимента была сформирована специализированная
образовательная среда, направленная на воспитание у обучающихся необходимых
профессиональных компетенций (рисунок 3).
Спортивные сооружения
образовательной организации –
места прохождения практики
Педагогическое
сопровождение
Спортивный клуб
практиканта
(структурное
руководителем практики
подразделение)
от образовательной
Студенческий спортивный клуб -организации (места
орган студенческого самоуправленияобучения)
Электронная информационно-
Студенческий активобразовательная среда
образовательной организации –
места обучения практиканта
Рисунок 3 – Рекомендуемая интегрированная модель образовательной и
физкультурно-спортивной среды для повышения эффективности подготовки
будущих тренеров на базе ССК
В четвертой главе исследования «Организационно-педагогические и
методическиеусловияформирования профессиональных компетенций
руководителей физкультурно-спортивных организаций у студентов-бакалавров»
представлены результаты эксперимента и сформулированы предложения.
В ходе формирующего эксперимента было установлено, что предложенные
организационно-педагогическиеусловияпрохожденияучебнойи
производственной практики на базе ССК позитивно влияют на формирование
профессиональных компетенций с учетом направленности практики обучающихся
(таблица 2).
Таблица 2 – Анализ результатов формирующего эксперимента (1 курс, направление
49.03.04 «Спорт»)
Показатели
оценка
, оценка, самооценка
Группа профессиональныхпреподав. –
№преподавателейобучающихся
компетенцийсамооценка
, ср., ср.
%%НачалоКонец
баллбалл
Студенты 1 курса, “Спорт”, n = 10 чел.
1Планирование0,735%0,621%0,80,7
2Спортивный отбор0,838%0,39%1,20,7
Виды подготовки спортсмена,
30,950%0,725%10,8
обучение, воспитание, развитие
Руководство соревновательной
41,482%0,26%1,50,3
деятельностью
5Обеспечение безопасности1,6107%1,139%1,30,8
6Профилактика допинга1,260%-0,1-3%1,70,4
7Контроль и анализ0,945%0,518%0,80,4
Профессиональное
80,727%133%0,40,7
взаимодействие
9Научные исследования1,4100%0,833%10,4
Правовые основы
10профессиональной1,376%0,933%10,6
деятельности
Организационно-методическое
111,7106%0,27%1,4-0,1
обеспечение
Материально-техническое
120,943%0,13%1,40,6
обеспечение
13U-критерийUэмп = 31,5 при Uкрит = 45, p ≤ 0,05
Обучающиеся 2 и 3 курсов получают представление о разных направлениях
тренерской, педагогической и методической деятельности при работе в
студенческом спортивном клубе. Самооценка студентов старших курсов носит
более адекватный характер, соотносящийся с экспертным мнением преподавателей
(таблица 3).
Таблица 3 – Анализ результатов формирующего эксперимента (2 курс, направление
49.03.01 «Физическая культура», n = 20 чел.)
Показатели
оценка
, оценка, самооценка
Группа профессиональныхпреподав. –
№преподавателейобучающихся
компетенцийсамооценка
, ср., ср.
%%НачалоКонец
баллбалл
1Планирование0,520%0,310%0,60,4
2Спортивный отбор0,415%0,26%0,50,3
Виды подготовки спортсмена,
30,26%134%-0,40,4
обучение, воспитание, развитие
Руководство соревновательной
40,519%0,413%0,40,3
деятельностью
5Обеспечение безопасности0,516%0,26%0,30
6Профилактика допинга0,27%-0,5-13%0,80,1
7Контроль и анализ0,414%0,26%0,60,4
Профессиональное
800%0,825%-0,10,7
взаимодействие
9Научные исследования0,313%0,310%0,70,7
Правовые основы
10профессиональной1,148%0,39%10,2
деятельности
Организационно-методическое
110,416%-0,1-3%0,90,4
обеспечение
Материально-техническое
120,310%-0,1-3%0,70,3
обеспечение
13U-критерийUэмп = 28 при Uкрит = 31, p ≤ 0,01
В ходе формирующего эксперимента было установлено, что предложенные
организационно-педагогическиеусловияпрохожденияпроизводственной
практики на базе ССК более позитивно влияют на такие компетенции как умение
проводить тренировочные занятия разной направленности, осуществлять контроль
и анализа уровня подготовленности занимающихся, управлять их
соревновательной деятельностью, обеспечивать соблюдение требований
безопасности и действующего законодательства (таблица 4).
По результатам формирующего эксперимента и на основании проведенного
комплексного исследования были сформулированы особенности обучения и
профессиональных компетенций для тренеров, тренеров-преподавателей и
преподавателей физического воспитания студенческих спортивных клубов.
Таблица 4 – Анализ результатов формирующего эксперимента (3 курс, направление
49.03.01 «Физическая культура», n = 15 чел.)
Показатели
оценка
, оценка, самооценка
Группа профессиональныхпреподав. –
№преподавателейобучающихся
компетенцийсамооценка
, ср., ср.
%%НачалоКонец
баллбалл
1Планирование0,413%0,39%0,40,3
2Спортивный отбор0,415%0,13%0,90,6
Виды подготовки спортсмена,
30,26%0,513%0,30,6
обучение, воспитание, развитие
Руководство соревновательной
40,413%0,515%0,20,3
деятельностью
5Обеспечение безопасности0,516%0,25%0,70,4
6Профилактика допинга-0,1-3%-0,1-3%0,10,1
7Контроль и анализ0,411%-0,1-3%0-0,5
Профессиональное
80,926%0,25%0,3-0,4
взаимодействие
9Научные исследования0,27%0,26%0,60,6
Правовые основы
10профессиональной0,725%0,515%0,50,3
деятельности
Организационно-методическое
110,26%0,26%-0,2-0,2
обеспечение
Материально-техническое
120,826%0,12%10,3
обеспечение
13U-критерийUэмп = 31,5 при Uкрит = 45, p ≤ 0,05
Проведенный формирующий эксперимент позволил определить наиболее
эффективный порядок формирования компетенций на начальном, базовом и
продвинутом уровнях. В рамках учебных практик рекомендуется формировать
начальный уровень компетенций, связанных с организацией и проведением
физкультурно-оздоровительных занятий и общими подходами к организации
тренировочной и соревновательной деятельности. В рамках производственных
практик должно происходить формировать умений и навыков, направленных на
проведение занятий и мероприятий, на базовом и продвинутом уровне.
Преддипломная практика должна объединять и интегрировать полученные ранее
знания, умения и навыки в ходе поисково-исследовательской и научно-
исследовательской деятельности. Различие в формировании компетенций в ходе
разных типов и видов практик заключается в применении разных оценочных
средств (практических заданий, аналитических отчетов, разрабатываемых
документов, планов и программ), а также в степени проработанности данных
заданий студентами разного уровня подготовки.
ВЫВОДЫ
1. Требования к профессиональным компетенциям тренеров в студенческом
спорте основываются на особенностях тренерской деятельности в студенческом
спорте и включают в себя 4 специальные профессиональные компетенции,
сформированные по результатам экспертного опроса (nэкспертов = 63 чел., W = 0,64
при p 0,05): 1) способность организовывать и проводить спортивно-
оздоровительные занятия по избранным видам спорта с контингентом
занимающихся разных возрастных групп и уровня подготовленности;
2) способность осуществлять спортивную подготовку сборной команды
образовательной организации высшего образования по избранному виду спорта;
3) способность организовывать и проводить студенческие физкультурные и
спортивные мероприятия; 4) способность осуществлять организационно-
методическое сопровождение деятельности студенческого спортивного клуба. В
результате ранжирования индикаторов и проявления знаний, умений и навыков в
студенческом спорте установлены 11 индикаторов их достижения (nэкспертов = 16
чел., I-VI ранги).
2. На основании проведенного научного исследования были сформированы
экспериментальныесредства иметодыформированиявыявленных
профессиональных компетенций будущих тренеров для работы в студенческих
спортивных клубах:
– программы учебных (ознакомительных, тренерских) и производственных
(тренерских) практик объемом 108 и 216 часов соответственно, рассредоточенного
характера проведения;
– порядок формирования индивидуальных заданий и комплекс оценочных
средств, позволяющих определить степень достижения индикаторов
профессиональных компетенций;
– мероприятия по формированию педагогических и организационно-
методических условий формирования профессиональных компетенций в ходе
прохождения учебных и производственных практик;
– мероприятия по педагогическому и информационному сопровождению
обучающихся во время прохождения практик с целью ознакомления обучающихся
с особенностями тренерской деятельности в студенческом спорте, стимулирования
поисково-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов-
бакалавров.
3. Эффективность сформированных педагогических и организационно-
методических условий доказана статистически значимыми положительными
сдвигами уровня профессиональных компетенций в ходе формирующего
эксперимента:
– у обучающихся 1 курса направления «Спорт» установлены достоверные
изменения индикаторов компетенций (Uэмп = 19 при Uкрит = 31, p ≤ 0,01), связанных
с профессиональным взаимодействием (xср. = 3,3, = 0,7 (27%)), организационно-
методическим обеспечением тренировочного процесса (xср. = 3,3, = 0,6 (+27%)),
профилактикой применения допинговых средств (xср. = 3,2, = 1,2 (+60%)),
руководство соревновательной деятельностью студенческих сборных команд (xср.
= 3,1, = 1,4 (+82%)), обеспечение безопасности тренировочных занятий (xср. = 3,1,
= 1,6 (+107%)). Уровень прочих индикаторов компетенций составил 2,9±0,1
балла, то есть находился на удовлетворительном уровне.
– у обучающихся 2 курса направления «Физическая культура» выявлены
достоверные позитивные изменения индикаторов компетенций (Uэмп = 28 при Uкрит
= 31, p ≤ 0,01), связанные в первую очередь с обеспечением безопасности
тренировочных занятий (xср. = 3,6, = 0,5 (+16%)), осуществлением подготовки,
обучением, воспитанием и развитием (xср. = 3,5, = 0,8 (+33%)), правовыми
основами профессиональной деятельности (xср. = 3,4, = 1,1 (+48%)), материально-
техническим обеспечением работы студенческого спортивного клуба (xср. = 3,4,
= 0,3 (+10%)), профилактикой применения допинговых средств (xср. = 3,2, = 0,2
(+7%)) и осуществлением контроля и анализа тренировочного и соревновательного
процессов (xср. = 3,2, = 0,4 (+14%)). Уровень прочих индикаторов компетенций
составил 2,94±0,2 балла относительно требований к студентам-бакалаврам 2 курса
обучения.
– у обучающихся 3 курса направления «Физическая культура» определены
достоверные статистические изменения индикаторов компетенций (Uэмп = 31,5 при
Uкрит = 45, p ≤ 0,05), связанные прежде всего с осуществлением подготовки
спортсменов, обучением, воспитанием и развитием (xср. = 3,7, = 0,2 (+6%)),
обеспечением безопасности занятий (xср. = 3,7, = 0,5 (+16%)), профилактикой
применения допинга (xср. = 3,7, = -0,1 (-3%)), организационно-методическим
обеспечением (xср. = 3,7, = 0,2 (+6%)), материально-техническим обеспечением
(xср. = 3,9, = 0,8 (+26%)), осуществлением контроля и анализа спортивной
подготовки (xср. = 4,1, = 0,4 (+11%)) и профессиональным взаимодействием (xср.
= 4,3, = 0,9 (+26%)). Уровень других индикаторов компетенций составил 3,3±0,3
балла.
– разница между экспертной оценкой профессиональных компетенций и
самооценкой обучающихся в начале эксперимента составили 1,13±0,36 для 1 курса,
0,5±0,41 для 2 курса, 0,4±0,36 для 3 курса. В конце эксперимента данный параметр
составил 0,53±0,26 для 1 курса, 0,35±0,2 для 2 курса, 0,2±0,38 для 3 курса, что
говорит о формировании у обучающихся навыков анализа собственных
компетенций относительно существующих требований.
В результате проведенного исследования были получены научно-
методические рекомендации по формированию профессиональных компетенций
будущих тренеров студенческих спортивных клубов, которые можно использовать
при обучении студентов-бакалавров по направлениям 49.03.01 «Физическая
культура» и 49.03.04 «Спорт».
Перспективы использования. Полученные в ходе исследования результаты
могут быть использованы при подготовке студентов по направлениям 49.03.01
«Физическая культура» и 49.03.04 «Спорт» к тренерской деятельности в сфере
студенческого спорта.
Актуальность исследования. Приказом Министерства спорта Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27 ноября 2019 г. No 981 была утверждена межотраслевая Программа развития студенческого спорта в Российской Федерации [2]. Данная программа предусматривает мероприятия по обеспечению системы студенческого спорта кадровыми, материально-техническими, информационными и финансовыми ресурсами. Вместе с тем в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года предусмотрено постепенное количественное и качественное повышение кадрового обеспечения всей области физической культуры и спорта – увеличение количества штатных работников, уровня их образования и компетенций [6]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ [8] и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 3++ созданы нормативные правовые предпосылки для практико-ориентированности обучения и ориентации образовательных организаций на требования работодателей. Таким образом, государственная политика в области кадрового обеспечения отрасли «Физическая культура и спорт» для подготовки квалифицированных специалистов физкультурно-спортивных организаций требует совершенствования подходов к включению в профессиональные образовательные программы высшего образования мероприятий, связанных с созданием уникальной образовательной среды на базе вуза или организации среднего профессионального образования. Основной характеристикой такой образовательной среды должна стать ориентированность на трудовую деятельность в реальных социально- экономических условиях, что в конечном счете должно привести к формированию необходимых компетенций и сокращению времени на адаптацию выпускников образовательных организаций при начале своей профессиональной деятельности в качестве тренеров студенческого спорта. В условиях приоритетного для государства и общества развития массового спорта, частью которого является студенческий спорт, возможно создание новых форм обучения студентов- бакалавров на базе студенческих спортивных клубов.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросам развития личности обучающихся и специальной образовательной среды, направленной на формирование компетенций, в высшей школе посвящены исследования Панова В.И., Рубцова В.В., Слободчикова В.И., Ясвина В.А., Зятевой Л.А., Елисеевой Е.В. Проблемы практико-ориентированного образования раскрываются в работах Томиловой Н.В., Кузьмичевой Е.В., Баймурзина А.Р., Антипова А.В., Кулишенко И.В. Формирование компетенций обучающихся в процессе прохождения практик рассматриваются Питюковым В.Ю., Копьевой С.Г., Зимней И.А., Дорожкиным Е.М. В исследованиях Щенниковой М.Ю., Бышевской А.В., Блеера А.Н., Баталова А.Г., Страдзе А.Э., Гайла В.В. и Свищева И.Д. раскрываются проблемы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Вопросы подготовки тренерских кадров для разных сфер и направлений физической культуры и спорта разработаны Неверковичем С.Д., Михайловой Т.В., Левченковой Т.В., Быстрицкой Е.В., Масленниковым П.Ю., Логиновым В.В., Клычковым К.Е. и другими специалистами. Проблемы развития студенческого спорта и деятельности студенческих спортивных клубов отражены в исследованиях Матыцина О.В., Степыко Д.Г., Родина А.В., Сейранова С.Г., Файзуллина И.Ф., Орлова В.В. За последние несколько лет начали активно развиваться новые направления деятельности студенческих спортивных клубов, которые в настоящее время недостаточно отражены в научных исследованиях. Также в проанализированных работах не раскрыты вопросы обоснования и формирования профессиональных компетенций тренеров, инструкторов по спорту и иных специалистов, осуществляющих физкультурно-спортивную работу со студенческой молодежью.
Анализ исследований в области профессионального образования и подготовки физкультурно-спортивных кадров показал объективно существующие противоречия:
– между появлением новых видов физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности в сфере студенческого спорта и необходимостью готовить специалистов, обладающих нужными компетенциями для осуществления данных видов деятельности;
– между повышающимися требованиями к компетентности специалистов, осуществляющих физкультурно-спортивную работу со студенческой молодежью, и необходимостью подготовки таких специалистов к данной деятельности.
Как показывают исследования [84, 96, 124], на базе образовательных организаций каждый год создаются новые студенческие спортивные клубы, однако специальных программ подготовки тренеров и преподавателей физического воспитания для таких клубов в России нет. Настоящее исследование проведено с целью поиска педагогических и организационно-методических условий формирования профессиональных компетенций тренеров студенческого спорта в существующих условиях, в том числе с помощью учебных и производственных практик.
Проблема исследования заключается в том, что разработка педагогических и организационно-методических условий подготовки обучающихся в процессе прохождения практики в студенческих спортивных клубах может позволить сформировать профессиональные компетенции, необходимые для осуществления физкультурно-спортивной деятельности со студенческой молодежью. При этом ключевым аспектом является решение проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся для успешной работы в студенческих спортивных клубах, которая осуществляется в рамках существующих программ высшего образования с помощью практико- ориентированной деятельности обучающихся во время прохождения учебных и производственных практик.
Научная задача исследования – выявления факторов и условий формирования профессиональных компетенций для осуществления тренерской деятельности в сфере студенческого спорта.
В качестве объекта исследования был определен процесс подготовки и адаптации студентов-бакалавров для будущей тренерской деятельности в студенческих спортивных клубах. Предмет исследования – средства, методы и условия формирования профессиональных компетенций будущих тренеров студенческих спортивных клубов.
Цель диссертационного исследования – разработать и обосновать педагогические и организационно-методические условия формирования профессиональных компетенций, необходимых для тренера студенческого спортивного клуба.
При этом учитывается, что обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры могут быть привлечены к работе студенческого спортивного клуба, созданного на базе места обучения или другой образовательной организации высшего образования или среднего профессионального образования. Также требуют детального рассмотрения формы привлечения к работе студенческого спортивного клуба в ходе прохождения учебных и производственных практик, стажировок или внеурочных занятий.
Задачи исследования обусловлены предметной областью и целью исследования и включают в себя:
1) выявление требования к профессиональным компетенциям и особенностям профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта в студенческих спортивных клубах;
2) определение эффективных средств, методов и условий формирования профессиональных компетенций у обучающихся для успешной работы в студенческих спортивных клубах;
3) разработку и экспериментальную проверку педагогических и организационно-методических условий, способствующих формированию профессиональных компетенций обучающихся в ходе прохождения учебных и производственных практик.
В качестве гипотезы мы предположили, что разработанные и обоснованные педагогические и организационно-методические условия прохождения учебных и производственных практик студентами бакалавриата по направлениям «физическая культура» и «спорт» позволят подготовить квалифицированные и востребованные тренерские кадры для студенческих спортивных клубов. При этом данные условия должны быть направлены на формирование постоянно функционирующей образовательной среды, ключевым элементом которой является студенческий спортивный клуб, выступающий в качестве места прохождения практик.
В качестве методов диссертационного исследования использовались общенаучные (анализ, синтез, идеализация, сравнительный анализ, прогнозирование, методы математической статистики) и специальные педагогические (педагогическое наблюдение, беседа и интервьюирование, анкетирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок компетенций) методы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды и научные публикации в области теории целостной личности и ее развития с помощью формирования образовательной среды (Михайлова Т.В., Губа В.П., Волкова И.В., Быстрицкая Е.В., Красильникова Ю.С., Панов В.И., Рубцов В.В., Слободчиков В.И., Ясвин В.А.), теории целостного педагогического процесса (Зятева Л.А., Елисеева Е.В., Киютина И.И., Масленников П.Ю.), инновационной активности субъектов в области образования и студенческого спорта (ВороновЮ.С., Дусенко С.В., Еремин И.Б., Матыцин О.В., Степыко Д.Г., РодинА.В., Сейранов С.Г., Файзулин И.Ф.), теории оптимизации процесса обучения (Кудина Л.В., Михайлов Н.Г., Николаева Н.И., Питюков В.Ю.), концепции подготовки конкурентоспособных на рынке труда работников в области физической культуры и спорта (Щенникова М.Ю., Левченкова Т.В., Андрющенко Л.Б., Бышевская А.В., Блеер А.Н., Баталов А.Г., Свищев И.Д.), теории компетентостного подхода (Зимняя И.А., Земцова Е.В., Гладышев А.А., Бенина Ю.С., Баева Т.Е., Барабанова Ю.Ю.) и теории практико-ориентированного обучения в ходе разных форм образовательного и внеурочного процессов (Томилова Н.В., Кузьмичева Е.В., Баймурзин А.Р., Неверкович С.Д., Антипов А.В., Кулишенко И.В., Копьева С.Г., Платонова Р.И., Чистякова Е.В.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении представлений о требованиях к профессиональной деятельности специалистов в сфере студенческого спорта, осуществляющих физкультурно-оздоровительную деятельность и спортивную подготовку со студенческими спортивными сборными командами. Выявлены новые научные знания об особенностях профессиональной деятельности специалистов студенческих спортивных клубов разной направленности. Благодаря этому были уточнены организационно-методические и педагогические условия формирования профессиональных компетенций у обучающихся для подготовки к физкультурно-спортивной деятельности со студенческой молодежью. При этом данные знания позволили расширить представления о способах более эффективной адаптации специалистов в области физической культуры и спорта для работы в студенческих спортивных клубах. Полученные результаты исследования повысили степень изученности проблемной области и позволили подойти к детальному рассмотрению особенностей профессиональной деятельности специалистов в отдельных направлениях студенческого спорта – массовом студенческом спорте и подготовке студенческих спортивных сборных команд по видам спорта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных программ учебной (тренерской, ознакомительной) и производственной (тренерской) практик, индивидуальных заданий, педагогических и организационно-методических условий при обучении студентов- бакалавров по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.04 «Спорт» для подготовки и адаптации к работе в студенческих спортивных клубах и сфере студенческого спорта.
Основные результаты исследования, полученные лично соискателем, их научная новизна:
1. Выявлены требования к специальным профессиональным компетенциям тренеров в сфере студенческого спорта, уточняющие знания, умения и навыки, необходимые для тренерской деятельности в студенческом спортивном клубе и включающие в себя: способность организовывать и проводить спортивно- оздоровительные занятия по избранным видам спорта с контингентом занимающихся разных возрастных групп и уровня подготовленности; осуществлять спортивную подготовку сборной команды образовательной организации высшего образования по избранному виду спорта; организовывать и проводить студенческие физкультурные и спортивные мероприятия; осуществлять организационно-методическое сопровождение деятельности студенческого спортивного клуба.
2. Определены средства, методы и условия формирования профессиональных компетенций тренеров студенческих спортивных клубов в ходе прохождения учебных (ознакомительных, тренерских) и производственных (тренерских) практик, проводимых на базе студенческих спортивных клубов, включающие в себя содержание программы практик, специальные индивидуальные задания, оценочные средства определения достижения индикаторов компетенций, мероприятия по педагогическому сопровождению обучающихся во время практик и стимулированию поисково-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.04 «Спорт».
3. Определены и охарактеризованы педагогические и организационно- методические условия формирования профессиональных компетенций тренеров в сфере студенческого спорта, включающие в себя создание практико- ориентированной образовательной среды на базе студенческих спортивных клубов, с использованием возможностей физкультурно-спортивной и социальной инфраструктуры образовательных организаций высшего образования с помощью организационных, методических и педагогических мероприятий, а также выстраивания педагогических отношений между обучающимся, преподавателем и руководителем практики студенческого спортивного клуба на основании вариативности содержания программ учебных и производственных (тренерских) практик.
Организация исследования. Исследование было проведено в три этапа (2017-2021 гг.) на базе ГАОУ ВО МГПУ (г. Москва) и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург) с экспериментальными площадками на базе студенческих спортивных клубов ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» (г. Москва) и Университета ИТМО (г. Санкт-Петербург).
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической основой исследования, соответствием научных методов поставленным целям и задачам, репрезентативностью эмпирической базы исследования, корректностью использования автоматизированных средств обработки данных, обсуждением результатов исследования в ходе научно-практических и организационно- методических мероприятий, посвященных развитию студенческого спорта и подготовке кадров для студенческих спортивных клубов.
Апробация и внедрение результатов исследования
Теоретические и практические положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр ГАОУ ВО МГПУ (г. Москва), НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (г. Санкт-Петербург). Основные выводы диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научных конференциях. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях, в том числе в научных изданиях, включенных в перечень рекомендуемых изданий ВАК при Минобрнауки России.
Положения, выносимые на защиту
1. Формирование профессиональных компетенций и адаптация обучающихся к тренерской деятельности в сфере студенческого спорта обеспечивается применением компетентностного и практико-ориентированного подходов при организации и проведении учебных и производственных практик с применением специально разработанных индикаторов достижения и оценочных средств данных компетенций в сочетании с требованиями к универсальным и общепрофессиональным компетенциям тренеров и тренеров-преподавателей в рамках направлений 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.04 «Спорт».
2. Организация педагогических условий, включающих в себя мероприятия по педагогическому сопровождению обучающихся при прохождении ими учебных и производственных практик на базе студенческих спортивных клубов в соответствии с индивидуальными заданиями, стимулирующими формирование знаний, умений и навыков по проведению тренировочных занятий, подготовкой сборных команд образовательных организаций по избранному виду спорта, организацией студенческих физкультурно-спортивных мероприятий, разработке программ и планов подготовки занимающихся в сфере студенческого спорта, позволяют повысить уровень специальных профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для тренерской деятельности в сфере студенческого спорта. Воспитание навыков рефлексии и самооценки знаний, сопоставления их с требованиями к профессиональной деятельности в студенческом спорте формируются у обучающихся в процессе педагогических отношений «обучающийся – 3 преподаватель – руководитель студенческого спортивного клуба».
3. Создание практико-ориентированной образовательной среды (основным элементом которой является студенческий спортивный клуб), направленной на обучение и адаптацию обучающихся к работе со студенческой молодежью, возможно с помощью формирования организационно-методических условий, которые включают в себя программный (программы учебных (ознакомительных, тренерских) и производственных (тренерских) практик), информационный (доступность информационных материалов, направленных на формирование специальных знаний о тренерской деятельности в сфере студенческого спорта), инфраструктурный (доступность физкультурно-спортивной инфраструктуры, инвентаря и оборудования), организационный (взаимоотношение образовательных организаций, осуществляющих подготовку будущих тренеров, и образовательных организаций, в структуре которых создан студенческий спортивный клуб) компоненты.
Структура диссертационной работы состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка из 182 источников. Текст размещен на 203 страницах, содержит 26 таблиц, 33 рисунка и 4 приложения.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!