Формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Формирование социокультурных ценностей детей дошколь-
ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
как педагогическая проблема
1.2. Структурно-функциональная модель формирования социо- культурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимо- действии со взрослыми и сверстниками
1.3. Педагогические условия формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии
со взрослыми и сверстниками
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
2.1. Организация и общая характеристика экспериментальной рабо-
ты по формированию социокультурных ценностей детей дошколь-
ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
2.2. Формирование социокультурных ценностей детей дошколь-
ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
в условиях дошкольной образовательной организации
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
по формированию социокультурных ценностей детей дошкольно-
го возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Во введении обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность;
определяются противоречия, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи
исследования, теоретико-методологическая основа, методы и этапы исследова-
ния; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость
работы; формулируются положения, выносимые на защиту; аргументируется
обоснованность и достоверность результатов исследования, приводятся сведе-
ния об их апробации.
В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы форми-
рования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодей-
ствии со взрослыми и сверстниками» упорядочен понятийный аппарат исследуе-
мой проблемы, обоснован выбор теоретико-методологических подходов с целью
определения путей решения проблемы, представлена содержательная характери-
стика структурно-функциональной модели формирования социокультурных
ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и
сверстниками, выявлены и раскрыты педагогические условия ее эффективного
функционирования.
В теории и практике дошкольного образования формирование социокуль-
турных ценностей детей дошкольного возраста считается одной из главных со-
ставляющих гармоничного развития ребенка, способствующего его дальнейшей
социализации (Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, Б.И. Кононенко, А.М. Коршунов,
Н.В. Космачева, А.Ш. Назарова и др.). Исследователь А.Ш. Назарова рассматри-
вает социокультурные ценности не только как нравственные ориентиры для лю-
дей, но и как мерило гуманности и цивилизованности общества, членами кото-
рого являются эти люди. Опираясь на исследования З.М. Назаркиной, Н.В. Кос-
мачева, мы определяем социокультурные ценности как нравственные ориен-
тиры, определяющие отношение человека к окружающей действительности и ре-
гулирующие его поведение и деятельность.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертаци-
онных работ позволяет сделать вывод о том, что в процессе социокультурного
развития детей дошкольного возраста исследователи отводят ведущую роль
взрослому, который создает оптимальные условия для формирования у дошколь-
ника необходимых качеств личности. С другой стороны, для успешной социали-
зации ребенка ему необходим опыт общения с другими детьми. Поэтому, на наш
взгляд, наиболее успешное и продуктивное формирование социокультурных
ценностей у детей дошкольного возраста возможно в процессе их взаимодей-
ствия со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие при этом выступает как не-
обходимое условие для обеспечения обратной связи.
Категориально-понятийный аппарат исследуемой проблемы включает сле-
дующие основные понятия:
социокультурные ценности детей дошкольного возраста – система
значимых категорий, образующих основу отношения дошкольников к действи-
тельности, окружающим людям и самому себе и служащих предпосылками ста-
новления у них императивного сознания и поведения;
формирование социокультурных ценностей детей дошкольного воз-
раста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками – целенаправленный,
специально организуемый и управляемый в совместной деятельности детей со
взрослыми и друг с другом процесс овладения дошкольниками системой значимых
категорий, образующих основу их отношения к действительности, окружающим
людям и самому себе и служащих предпосылками становления императивного со-
знания и поведения.
Методологической основой процесса формирования социокультурных
ценностей у детей дошкольного возраста выступила совокупность аксиологиче-
ского, личностно-деятельностного, партисипативного подходов.
Аксиологический подход позволяет выделить функции процесса формиро-
вания социокультурных ценностей: развитие духовных сил, способностей и уме-
ний, позволяющих человеку успешно преодолевать жизненные препятствия;
формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для про-
фессионального роста и самореализации; овладение средствами для достижения
интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание
условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия
ее духовных потенций.
Личностно-деятельностный подход главное место отводит активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной дея-
тельности ребенка, обеспечивая постепенный отход от информационного репро-
дуктивного знания к знанию действенному с учетом прошлого опыта обучающе-
гося, его личностных особенностей. В субъект-субъектном взаимодействии ре-
бенок выступает как деятель, а педагогу отводится роль организатора и коорди-
натора этого процесса.
Партисипативный подход предполагает особую форму организации про-
цесса формирования социокультурных ценностей, предусматривающую обеспе-
чение внимания и поддержки, что закономерно станет действенным механизмом
воспитания всесторонне развитой, творческой и свободной личности.
На основе аксиологического, личностно-деятельностного и партисипатив-
ного подходов была разработана структурно-функциональная модель формиро-
вания социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодей-
ствии со взрослыми и сверстниками (рис. 1).
Нормативно-теоретический компонент модели отражает социальный за-
каз на развитие высоконравственной личности, опирающейся на традиционные
российские духовные и моральные ценности, обладающей актуальными знани-
ями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современ-
ного общества. Нормативно-теоретический компонент выполняет смысловую
функцию с учетом выявленных принципов: открытия для других, эмпатии, соли-
дарности и безвозмездности в совместной деятельности, включенности детей до-
школьного возраста, учета детской инициативы, субъектности, сотворчества, со-
циального партнерства, диалогичности.
Целевой компонент является системообразующим для построения мо-
дели, так как характеризует основную цель процесса, детализированную в зада-
чах. Целевой компонент модели выполняет ориентационную функцию (выбор
воспитательных задач с учетом выявленного уровня сформированности социо-
культурных ценностей детей дошкольного возраста).
Содержательно-процессуальный компонент представлен программой
формирования социокультурных ценностей детей старшего дошкольного воз-
раста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, которая реализуется в
трех разделах, отражающих различные направления этого процесса. Содержа-
тельный компонент модели выполняет развивающую функцию, описывая
формы, методы, средства формирования социокультурных ценностей детей до-
школьного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Результативный компонент выполняет контрольно-аналитическую
функцию, представляя критерии, уровни, средства контроля и анализа результа-
тов осуществляемого процесса.
Социальный заказ: развитие высоконравственной личности, владеющей системой традиционных рос-
Смысловая
2) использование практик наставничества в организации совместной волонтер-
Нормативно-
1) решение проблемных ситуаций с использованием интерактивных методов и
функция
компонент
теоретиче-сийских духовных и моральных ценностей, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
скийреализовать свой потенциал в условиях современного общества
ской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
средств, позволяющих детям ранжировать социокультурные ценности;
Методологические подходы: аксиологический, личностно-деятельностный, партисипативный
Принципы: открытия для других, эмпатии, солидарности и безвозмездности в совместной деятельности,
учета детской инициативы, субъектности, сотворчества, социального партнерства, диалогичности
Ориентаци-
функция
онная
Целевой
Цель: повышение уровня сформированности социокультурных ценностей детей дошкольного
компо-
нент
возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Педагогические условия
Программа формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Развивающая функция
РазделыМетодическое обеспечение
І. Формирование общекультурных ценностей (отно-
процессуальный
Содержательно-
шение к людям иной национальности, к искусству и куль-Формы: скаффолдинг, виртуальные экскурсии, акции,
компонент
туре родного края)коллективный труд и т.д.
Методы, приемы: ментворкинг, фоновые задания, про-
блемные ситуации, сотворчество детей и взрослого,
ІІ. Формирование семейных ценностей (уважительноесимволические игры и действия, проекты, ко-регуля-
отношение к семье, посильное участие детей в семейныхция, ролевые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, бе-
делах на всех этапах дошкольного детства)седы, рассматривание иллюстраций, чтение художе-
ственной литературы и т.д.
Средства: тематические выставки детского творчества,
ІІІ. Формирование ценностных основ отношениямедиаторы, предметы среды, дидактические материалы,
к действительности (ценностное отношение к труду)социальное окружение, образовательные ситуации и т.д.
Когнитивный критерийЭмоционально-чувственный критерийПоведенческий критерий
Контрольно-ана-
Результативный
(полнота представлений и аргумен-(устойчивое уважение к людям иной наци-(способен самостоятельно разрешать
литическая
тированность нравственных и соци-
компонент
функция
альных норм, умение детей ранжи-ональности, к культуре родного края; же-конфликты, оказывать помощь другим,
ровать ценности в конкретной ситу-лание участвовать в семейных делах, про-согласовывая свои действия с действи-
ации независимо от сложившихсяявлять инициативу трудиться для себя иями взрослых и детей)
внешних обстоятельств)для окружающих)
Уровни:ВысокийСреднийНизкий
Результат: сформированность социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии
со взрослыми и сверстниками
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Эффективность процесса формирования социокультурных ценностей де-
тей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками за-
висит от соблюдения ряда педагогических условий.
Первое педагогическое условие – решение проблемных ситуаций с использо-
ванием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжировать со-
циокультурные ценности. Решая проблемную ситуацию, ребенок, проживая ее,
начинает осознавать, распознавать и вычленять причинно-следственные связи, у
него формируется собственная позиция по отношению к ней. Проблемные ситуа-
ции ставят ребенка перед нравственным выбором. При этом возникают механизмы
нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка. Дети учатся ана-
лизировать поведение, свое и окружающих, самостоятельно разрешать конфликты.
Проблемные ситуации социально-коммуникативного характера способствуют фор-
мированию нравственного опыта, стратегий нравственного поведения, проявлению
моральных переживаний. В проблемных ситуациях, относящихся к нравственной
сфере, оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки,
восхваляются положительные качества людей. Анализируя эти ситуации, дошколь-
ник получает новые знания, необходимые для его успешной коммуникации и соци-
ализации в современном обществе.
Применение интерактивных средств (доски, песочницы, образовательный
комплекс «MAGIUM», программа «Explain Everything», комплекс «Играй и раз-
вивайся») направлено на решение проблемных ситуаций, позволяющих ребенку
ранжировать ценности, заполнив пространство жизнедеятельности детей обра-
зовательными событиями, которые способствуют изменению системы взаимо-
действия между субъектами образовательного процесса от «педагог – ребенок –
родители» к «ребенок – родители – педагог».
Второе педагогическое условие – использование практик наставничества
в организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста. Использование практик наставничества в нашем ис-
следовании позволяет детям развить социальные навыки, познавательные спо-
собности в индивидуальной и совместной деятельности. Дошкольники в про-
цессе наставничества становятся активными участниками, помощниками,
наблюдателями: «активные участники» стараются что-то сделать в меру своих
сил и возможностей, участвуют в презентации результата; «помощники» помо-
гают более старшим детям или педагогу по своей инициативе или просьбе дру-
гих, стремятся к участию в презентации; «наблюдатели» наблюдают либо пас-
сивно, не взаимодействуя с участниками деятельности, либо активно интересу-
ясь происходящим.
Проведенный анализ позволил определить виды волонтерской деятельно-
сти, доступные для детей дошкольного возраста: посадка цветов, кустов и дере-
вьев, помощь более младшим детям, уход за животными, благотворительные
концерты и театральные выступления, экологические акции, уборка мусора и др.
Участвуя в волонтерском движении, организуемом в ДОО, дошкольники выстраи-
вают собственную активную позицию, инициируют позитивные изменения в бли-
жайшем социальном окружении. Став добровольцем, старший дошкольник осваи-
вает социокультурные ценности, учится проявлять инициативность и целеустрем-
ленность. Мотивы, побуждающие ребенка к успеху в волонтерской деятельности,
связаны с нравственными представлениями, решения в сложившейся ситуации
принимаются с опорой на нормы общественной морали. Поощрение сверстником
является сильным мотивом к волонтерской деятельности для старшего дошколь-
ника. Привлекая учащихся начальных классов к совместной социальной значимой
деятельности со старшими дошкольниками в качестве их наставников, мы не
только способствуем формированию социокультурных ценностей, но и создаем для
детей ситуацию успеха.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социо-
культурных ценностей детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстни-
ками» определяются цель, задачи и этапы педагогического эксперимента; крите-
рии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности социо-
культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста, описывается реа-
лизация разработанной нами структурно-функциональной модели и комплекса
педагогических условий ее успешного функционирования; проводится анализ
полученных результатов и их обработка методами математической статистики.
В ходе планирования педагогического эксперимента были выделены че-
тыре группы детей: три экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) и одна контроль-
ная (КГ). В ЭГ-1 (МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 20 п. Ро-
щино») формирование социокультурных ценностей у детей старшего дошколь-
ного возраста осуществлялось в ходе реализации разработанной нами модели и
внедрения первого педагогического условия. В ЭГ-2 (МДОУ «Детский сад ком-
бинированного вида № 19 п. Рощино») реализовалась модель и второе педагоги-
ческое условие. В ЭГ-3 (МБДОУ «Детский сад № 28 г. Челябинска») внедрялась
модель и были реализованы оба педагогических условия. В КГ (МБДОУ «Дет-
ский сад № 308 г. Челябинска») были использованы отдельные элементы модели
без обеспечения выделенных нами педагогических условий.
Результаты констатирующего этапа показали отсутствие достоверных
различий в уровне сформированности социокультурных ценностей у детей стар-
шего дошкольного возраста в группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 и КГ по всем показателям
(табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности социокультурных ценностей детей
дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
ГруппаКол-воУровни
детей
НизкийСреднийВысокий
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
ЭГ-1221359,0836,514,5
ЭГ-2221254,5836,529,0
ЭГ-3231252,0939,029,0
КГ231252,0939,029,0
Полученные на констатирующем этапе данные показывают, что перед
началом формирующего эксперимента большинство его участников обладают
средним (37,7% по всей совокупности) или низким (54,4% по всей совокупности)
уровнем сформированности социокультурных ценностей, что является след-
ствием недостаточного внимания к изучаемой проблеме. Проведенное эмпири-
ческое исследование показало, что все дошкольники имеют свои достоинства и
недостатки, большинство из них понимают и принимают ценности и нормы че-
ловеческих отношений, что говорит об осознании себя и своего места в коллек-
тиве, обществе и окружающем мире, способствующем адаптации к социальной
действительности. Однако значительная часть дошкольников не способна дать
четкой оценки своим поступкам и обосновать выбор действий, что может стать
причиной затруднения при определении оптимальных форм и методов работы.
Формирующий этап исследования был направлен на реализацию про-
цесса формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в соответствии с разработан-
ной структурно-функциональной моделью при обеспечении выявленных пе-
дагогических условий.
Технология реализации программы формирования социокультурных цен-
ностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст-
никами представлена тематическими планами и конспектами, предусматриваю-
щими использование различных форм, методов и средств формирования социо-
культурных ценностей, оптимальное сочетание специфических видов детской
деятельности. Содержание программы рассчитано на весь учебный год, два ме-
сяца которого (сентябрь, май) отводятся на мониторинг уровня сформированно-
сти социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
В программе выделены различные формы работы с детьми по формирова-
нию социокультурных ценностей:
– организация совместных итоговых мероприятий по формированию об-
щекультурных и семейных ценностей, ценностных основ отношения к действи-
тельности: акций, выставок, конкурсов, мастер-классов и т.д.;
– дни добрых дел, семейные вечера с целью приобщения ребенка к се-
мейным ценностям, воспитания заботы о старшем поколении («Моя родослов-
ная», «Мои бабушка и дедушка») и т.д.;
– виртуальные экскурсии в музеи, парки, скверы Челябинской области
и т.д.;
– беседы на темы «Родственные связи», «Фото моей семьи», «Труд чело-
века» и т.д.;
– подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Эффективной формой, на наш взгляд, стала организация детско-взрослых
сообществ, в рамках которых дети закрепляли пройденный материал по всем
направлениям программы. Согласно разработанной тематике, проводились бе-
седы по содержанию, целевые прогулки, с детьми рассматривали иллюстрации,
картины, осуществляли театрализованную деятельность. В детско-взрослом со-
обществе дети вместе со взрослыми наблюдают, экспериментируют. Одним из
важных результатов считаем то, что взрослые и дети выступали непосредствен-
ными участниками образовательного процесса, при этом родители обогатили
свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворе-
ния от своих успехов и достижений ребенка.
Были организованы совместные мероприятия «Дерево нашей семьи» (бла-
годаря ему на территории детского сада высажено 87 деревьев разных пород:
дуб, липа, ель, сосна и т.д.), «Маршрут от дома до детского сада» (с помощью
различных техник – фото, аппликация, рисование и др. – дети создавали коллажи
и презентовали их). Очень понравилось дошкольникам принимать участие в те-
матических выставках «Моя Родина: взгляд со спутника» (некоторые дети заме-
тили сходство очертания нашей страны с волшебным человечком с распростер-
тыми объятиями), «Герб семьи» (дошкольники совместно с родителями приду-
мывали и изображали герб своей семьи). Большой интерес вызвало создание
электронного портфолио о труде своих родителей в программах Word и Power-
Point, его размещение на существующих онлайн-площадках (фриланс-биржи
«Behance», «Dribble»), в социальных сетях или на собственном сайте (эта дея-
тельность помогла одному из детей устроить свою маму на работу в интернет-
магазин детской брендовой одежды для матерей, находящихся в декрете). Вос-
питанники дошкольной организации посетили рабочие места сторожа, прачки и
кастелянши, уборщика служебных помещений, завхоза, повара, бухгалтера. Ре-
бята не только познакомились с обслуживающим персоналом детского сада, но
и выполняли посильные поручения, чем остались очень довольны.
Формирующий этап включал не только внедрение в экспериментальных
группах структурно-функциональной модели формирования социокультурных
ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и
сверстниками, но и апробацию педагогических условий, способствующих эф-
фективности этого процесса. Представим реализацию выявленных педагогиче-
ских условий в образовательном процессе ДОО.
Первое педагогическое условие – решение проблемных ситуаций с исполь-
зованием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжиро-
вать социокультурные ценности. В процессе решения проблемных ситуаций мы
применяли следующие интерактивные средства: программу «Explain Everything»
(работа с планшетами), интерактивный образовательный комплекс «MAGIUM»
(интерактивный пол), интерактивный комплекс «Играй и развивайся» (интерак-
тивная стена). С помощью приложения «Explain Everything» в смартфоне и план-
шете мы разработали серию проблемных ситуаций, которые активизируют ко-
гнитивную, эмоционально-чувственную и поведенческую активность детей.
Совместно с детьми был придуман герой «Яшка – себя познавашка» и создана
презентация о нем в программе. Этот герой помогает ребенку определить значи-
мые ценности (добро, щедрость, милосердие и т.д.) при решении проблемных
ситуаций, например: «У мальчика Алеши диагностировали плохое зрение. Ему
выписали очки. Мальчик пришел в ДОО в очках, над ним все начали смеяться, и
он спрятал их в шкаф». Вопрос воспитателя к детям: «Как бы поступил «Яшка –
себя познавашка», чтобы помочь Алеше?» Ответы детей: «Яшка – себя позна-
вашка» сказал бы всем, что над человеком с плохим зрением нельзя смеяться, это
болезнь»; «Яшка – себя познавашка уговорил бы мальчика носить очки, так это
улучшит его зрение, и он будет лучше видеть» и т.д. Решая проблемную ситуа-
цию с помощью интерактивного средства, дети создавали проект, в котором сво-
бодно выражали свое отношение к правилам поведения, определяли свою пози-
цию во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, проявляли эмпатию. Про-
игрывая проблемную ситуацию в интерактивной среде, ребенок учится прояв-
лять заботу по отношению к слабым сверстникам, соблюдать правила поведения
вне зависимости от присутствия взрослого, старается вникнуть в суть происхо-
дящего, поддержать человека, посочувствовать ему. Ранжирование ценностей
происходит в осознании правил общественного поведения, подчинения им моти-
вов своих поступков и поведения. Нарушение правил, недостойные поступки вы-
зывают неловкость, вину, смущение, беспокойство. Выбор становится нрав-
ственным даже тогда, когда рядом нет взрослого.
Еще одним интересным методом стал долгосрочный проект «Профессии
родного края», благодаря которому решались задачи формирования у детей спо-
собностей коммуникативной деятельности, обогащения лексического запаса
словами по теме «Профессии», воспитания чувства ответственности и уважения
к труду людей, развития умения работать с цифровыми технологиями. Идею дан-
ного проекта предложили дети, которых заинтересовали профессии, представ-
ленные в Сосновском районе Челябинской области. Совместно с воспитателем
дети обозначили тему проекта, посвященного профессиям сотрудников макарон-
ной фабрики «Макфа». Воспитателем была проведена предварительная работа, в
ходе которой дети познакомились с фабрикой, узнали, какие профессии акту-
альны для данного производства. Дети играли в настольные игры, смотрели
фильм о фабрике, составляли презентации в детских ноутбуках. На первом этапе
воспитанники работали с интернет-ресурсами: определялись с профессиями, ис-
кали информацию о содержании деятельности каждой профессии. Во второй ча-
сти проекта ребята проигрывали в сюжетно-ролевой игре выбранные ранее про-
фессии. Родители дошкольников проводили для детей мастер-классы, в которых
в доступной игровой форме представляли интересные факты по теме. На третьем
этапе дети оформляли полученную информацию в виде фильма, используя ком-
пьютерную программу «Explain Everything»: с помощью планшетов загружали
картинки с изображением выбранной профессии, снимали видео, делали фото-
графии. Итогом проекта стала презентация фильмов, созданных воспитанни-
ками, для других детей. Организованный проект позволил познакомить до-
школьников с профессиями родного края, стимулировать их интерес к трудовым
поручениям и желание трудиться для себя и окружающих, способствовал осо-
знанию важности и общественной ценности труда, дал возможность испытать
наслаждение от качества труда и чувство удовлетворения от выполненной ра-
боты. В процессе знакомства с профессиями родного края дошкольники создали
также проекты на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту».
С помощью другого интерактивного средства – комплекса «MAGIUM» –
была проведена квест-игра «Арчи». Задачи: формирование умения ориентиро-
ваться в пространстве и на заданной местности по карте; формирование навыка
работы с гаджетами; воспитание чувства соучастия, бережного отношения к жи-
вотным. В квест-игре детям предлагается найти собаку по кличке Арчи, исполь-
зуя для этого различные ИКТ-средства (интерактивный пол «MAGIUM», детские
ноутбуки, планшеты). На протяжении нескольких занятий дошкольникам пред-
лагалось выполнить различные задания: составить карту поисков, поучаствовать
в опросе взрослых, найти информацию с помощью цифровых технологий, про-
играть ситуации в сюжетно-ролевых играх. В процессе работы дети самостоя-
тельно выбирали маршрут и виды деятельности, которые помогли им в поиске
Арчи. Дети оказывали помощь по собственному желанию, делали все охотно (за-
давали вопросы на улице, работали с картой, отправляли СМС и т.д.), старались
вникнуть в суть происходящего, поддержать человека, у которого пропала со-
бака, сочувствовали ему, когда она пропала, и радовались вместе, когда ее
нашли, адекватно реагировали на успех и неудачи.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» содержит игры по темам
«Семья», «Труд», «Национальности», «Быт человека» и др. Интерактивные игры
формировали у детей представление о сверстниках и взрослых других нацио-
нальностей, о том, какие черты преобладают в семье, какова роль каждого эле-
мента семейной системы, способствовали пониманию и уважению себя, семьи,
культуры своего народа, развивали интерес к трудовым поручениям, стремление
и желание трудиться для себя и окружающих, помогали осознать важность и об-
щественную ценность труда, учили самостоятельно планировать и организовать
работу разными способами, объективно оценивать результаты труда и реализо-
вать в своем поведении ценностное отношение к предметам как к результату че-
ловеческого труда, испытывать наслаждение от качества труда и чувство удо-
влетворения от выполненной работы.
Второе педагогическое условие – использование практик наставничества
в организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Приобщение детей дошкольного возраста к доб-
ровольческой деятельности происходило в процессе организации в детском саду
волонтерского отряда «Славные дела», наставниками в котором выступали уча-
щиеся начальных классов. Работа проводилась в несколько этапов.
Первый этап «Вводный»: беседы с педагогами о роли наставничества и
способах его реализации в образовательном процессе; составление плана дея-
тельности волонтерского отряда «Славные дела» (просветительская работа с ро-
дителями, чтение художественной литературы, просмотр социальных роликов о
значимости общественных мероприятий, подготовка учеников начальных клас-
сов к наставничеству через разучивание социоигр).
Второй этап «Основной»: наставления третьеклассников по вопросам во-
лонтерства; просмотр мультфильмов и социальных роликов о безвозмездной по-
мощи друг другу («Рука помощи», «Волонтером может стать каждый», «Притча
о добре»); интерактивные игры «Одень представителя другой национальности»,
«Помоги бабушке убрать в комнате», «Помоги одеть малыша»; подвижная обу-
чающая игра «Сортировка мусора» (VAY TOY); разрешение проблемных ситуа-
ций, возникающих в процессе деятельности отряда.
Третий этап «Итоговый»: беседы учащихся начальных классов и старших
дошкольников о проделанной работе, совместные праздники с чаепитием, игры
по сплочению отряда, постановка совместных театральных представлений, сов-
местные тематические выставки, посвященные праздникам «День защиты де-
тей», «День знаний», «День народного единства», «Наша армия сильна», «От-
крытка для милых дам» и т.д.
Отрядом «Славные дела» были проведены следующие мероприятия:
– «Наведем порядок в библиотеке» (учащиеся начальных классов сопро-
вождали старших дошкольников в процессе сортировки литературы в библио-
теке детского сада по темам недели);
– «Кормушка для птиц» (младшие школьники вместе со старшими до-
школьниками разместили на территории ДОО и школы кормушки, составили
график пополнения их кормом, назначили ответственных, всего было сделано
56 кормушек и 12 скворечников);
– «Благотворительная ярмарка» (младшие школьники давали советы до-
школьникам по изготовлению афиш и поделок для ярмарки);
– «Новогодние праздники» (учащиеся начальных классов оказывали по-
мощь детям старшего дошкольного возраста в проведении праздника для детей
младших групп, организовали новогодние игры);
– «Славные батарейки» (младшие школьники просвещали дошкольников
об общественной значимости сбора батареек, было собрано и отправлено на пе-
реработку более 60 кг батареек, вырученные средства направлены на приобрете-
ние корма и других необходимых предметов в приют для бездомных животных);
– «Добрый слон» (ученики начальных классов провели обучающее занятие
для подготовительной группы по изготовлению открытки на День пожилого чело-
века для пациентов Челябинского геронтологического центра);
– «Сдай макулатуру, спаси дерево» (младшие школьники совместно со
старшими дошкольниками сортировали старые газеты, журналы, книги, упако-
вывали их в стопки, принимали решение, что приобрести на полученные сред-
ства; на вырученные средства были приобретены семена цветов для озеленения
территории образовательной организации).
Необходимо отметить большой интерес учащихся начальных классов к де-
ятельности в волонтерском отряде. Благодаря совместной с детьми дошкольного
возраста работе они увидели свою значимость в передаче знаний и опыта. Прак-
тики наставничества реализовались младшими школьниками через наставление,
обучение, просвещение, напутствие детей дошкольного возраста, оказание им
помощи, объяснение. В процессе взаимодействия дети расширяли свое социаль-
ное окружение и опыт. Ценностное отношение к безвозмездной помощи форми-
руется педагогами и родителями, прежде всего, через личный пример.
В рамках реализации второго педагогического условия был осуществлен
проект «Благотворительная ярмарка», организованный на базе детских образо-
вательных организаций Сосновского района Челябинской области и г. Челябин-
ска совместно с Русфондом. Цель – организация взаимодействия учащихся
начальных классов с дошкольниками для выполнения общественно значимых
дел. Участниками проекта стали педагоги, родители, учащиеся младших классов и
дети дошкольного возраста. Дети и родители получили подробную информацию о
больном ребенке, нуждающемся в помощи. Поступило предложение провести бла-
готворительную ярмарку, были обсуждены сроки ярмарки и место ее проведения.
В ходе реализации проекта проводились беседы о доброте и отзывчивости, уроки
по формированию социальной активности. Начальная школа и ДОО погрузились в
атмосферу взаимодействия и взаимопомощи по изготовлению продуктов совмест-
ного творчества. Одной из эффективных форм стала «Цепочка добра»: за каждое
доброе дело и интересное предложение по оказанию помощи ребенку на рези-
ночку нанизывалась цветная бусинка. Итогом реализации проекта выступили сов-
местные творческие продукты, которые были проданы на «Благотворительной яр-
марке», а вырученные средства потрачены на лечение ребенка.
Использование практик наставничества в организации совместной волон-
терской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста спо-
собствует усвоению социальных норм, позволяет сформировать уважение к стар-
шим, понимание необходимости помогать младшим, развивать сопереживание и
эмпатию и т.д. Дети проявляют внимание к бедам других, становятся чуткими и
отзывчивыми, что является необходимым условием формирования у них социо-
культурных ценностей.
Данные контрольного этапа эксперимента подтвердили положительную
динамику уровней сформированности социокультурных ценностей детей стар-
шего дошкольного возраста, при этом наиболее значительные результаты по
всем критериям сформированости социокультурных ценностей выявлены в
группе ЭГ-3, где обеспечивался комплекс выявленных педагогических условий
(см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные данные об уровнях сформированности социокультурных
ценностей детей старшего дошкольного возраста
на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
ГруппКолУровни
а-воКонстатирующий этапКонтрольный этап
низкийсреднийвысокийнизкийсреднийвысокий
КолКолКолКолКолКол
%%%%%%
-во-во-во-во-во-во
ЭГ-1221359,0836,514,514,5*940,91254,6*
ЭГ-2221254,5836,529,029,0*1045,51045,5*
ЭГ-3231252,0939,029,000,0*939,11460,9*
КГ231252,0939,029,0939,11147,8313,1
Примечание: знаком * отмечены статистически значимые различия между изученными группами
при Р<0,05 (критерий χ2 Пирсона).
Большинство детей в ЭГ-3 принимают нормы и ценности в качестве соб-
ственных идеалов и установок, могут самостоятельно оценить собственное по-
ведение и поступки сверстников, умеют формулировать нравственную норму
(поступил хорошо, потому что уступил место пожилому человеку, помог одеть
малыша, выполнил общественное поручение), знают о таких моральных каче-
ствах, как честность, справедливость, и применяют их в качестве критериев
оценки. Дошкольники имеют свою точку зрения на честность, справедливость,
дружбу и могут высказать отрицательное отношение к таким качествам, как хит-
рость, трусость, лень, лживость. Их эмоциональные реакции адекватны, ярки,
проявляются в мимике, активной жестикуляции, имеют положительную нрав-
ственную направленность.
В заключении подводятся итоги исследования.
Решая первую задачу исследования, мы проанализировали состояние про-
блемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками с целью определения теоре-
тико-методологических основ ее возможного решения. Формирование социо-
культурных ценностей признается важной составляющей процесса общего раз-
вития детей дошкольного возраста, значимость которого заключается в овладе-
нии способами поведения в обществе согласно его нормам и правилам, приоб-
щении к культурным ценностям, реализации субъективной «самости» каждого
ребенка. Эффективность данного процесса зависит от взаимодействия дошколь-
ников со взрослыми, отвечающими за успешность решения задач воспитания и
обучения детей, создание условий для адаптации дошкольников к сложным со-
циальным ситуациям. Одним из возможных путей решения проблемы является
разработка на основе аксиологического, личностно-деятельностного и партисипа-
тивного подходов структурно-функциональной модели формирования социокуль-
турных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми
и сверстниками.
Решая вторую задачу, мы выявили содержание и определили сущностные
характеристики ключевых понятий исследования, что позволило сформулиро-
вать уточненное определение понятия «социокультурные ценности детей стар-
шего дошкольного возраста», под которым подразумевается система значимых
категорий, образующих основу отношения дошкольников к действительности,
окружающим людям и самому себе и служащих предпосылками становления у
них императивного сознания и поведения, и ввести понятие «формирование со-
циокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со
взрослыми и сверстниками» как целенаправленного, специально организуемого и
управляемого в совместной деятельности детей со взрослыми и друг с другом про-
цесса овладения дошкольниками системой значимых категорий, образующих ос-
нову их отношения к действительности, окружающим людям и самому себе и слу-
жащих предпосылками становления императивного сознания и поведения.
Решая третью задачу, мы спроектировали и экспериментальным путем
проверили модель формирования социокультурных ценностей детей дошколь-
ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Разработанная
структурно-функциональная модель включает четыре взаимосвязанных струк-
турных компонента (нормативно-теоретический, целевой, содержательно-про-
цессуальный, результативный), выполняющих смысловую, ориентационную,
развивающую и контрольно-аналитическую функции, реализуется с учетом
принципов открытия для других, эмпатии, солидарности и безвозмездности в
совместной деятельности, учета детской инициативы, субъектности, сотворче-
ства, социального партнерства, диалогичности.
Решая четвертую задачу, мы выявили и доказали необходимость педагоги-
ческих условий эффективной реализации структурно-функциональной модели
формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во вза-
имодействии со взрослыми и сверстниками: а) решение проблемных ситуаций с
использованием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжи-
ровать социокультурные ценности; б) использование практик наставничества в
организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста.
Решая пятую задачу, мы обосновали критерии и показатели сформирован-
ности социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодей-
ствии со взрослыми и сверстниками и осуществили подбор соответствующего
диагностического инструментария. Проведенная диагностика, сравнение полу-
ченных данных и их обработка при помощи методов математической статистики
позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что процесс формирования
социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со
взрослыми и сверстниками будет более успешным, если организовать его в со-
ответствии с разработанной структурно-функциональной моделью, обеспечив
выявленные педагогические условия.
Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, можно
констатировать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза
подтверждена. Безусловно, проведенное исследование не является исчерпываю-
щим, поскольку охватывает не все аспекты проблемы формирования социокуль-
турных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со
взрослыми и сверстниками. Данное исследование можно продолжить в русле бо-
лее глубокого изучения процесса формирования основ ценностно-смысловой
сферы личности ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства. Вы-
явление новых педагогических условий, повышающих эффективность формиро-
вания социокультурных ценностей у дошкольников, диктует необходимость ра-
боты по совершенствованию системы повышения компетентности педагогов и
родителей в этом процессе.
Основное содержание и результаты исследования опубликованы в следу-
ющих работах.
Актуальность проблемы исследования. В дошкольном возрасте, взаи- модействуя с другими людьми, дети открывают для себя мир человеческих от- ношений, активно осваивают духовные ценности и нравственные принципы, поскольку именно в это время они наиболее чувствительны, сензитивны к со- циокультурному развитию. Современное дошкольное образование направлено на формирование умений взаимодействовать с социумом, вступать в партнер- ские отношения в разных социокультурных условиях. Так, в федеральном за- коне «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 21) подчеркивается «необходимость содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разные точки зрения, способствовать реализации права обучающегося на свободный выбор мнения, формирование и развитие его лич- ности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Национальная доктрина образования в Рос- сийской Федерации на период до 2025 года нацеливает на обеспечение истори- ческой преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в качестве одного из важнейших принципов постулирует приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Необходимость пересмотра содержания, форм и методов работы до- школьных образовательных учреждений обусловлена появлением новых пе- дагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образова- тельного процесса, обеспечения взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Благодаря применению таких технологий ребенок достигнет уровня развития, на котором будет осознавать себя субъектом деятельности, проявляя способность понимать эмоциональное состояние других людей, со- переживать, сочувствовать им. При этом именно период дошкольного дет- ства является наиболее благоприятным для формирования социокультурных ценностей.
Исследованию человеческих ценностей, ценностных ориентаций, цен- ностного отношения и процесса их формирования посвящены многочислен- ные философские и педагогические труды разных авторов: Р.Г. Апресяна, А.Г. Асмолова, В.П. Бездухова, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, В.Г. Во- ронцова, Г.П. Выжлецова, О.С. Газмана, Б.С. Гершунского, В.В. Гулякиной, Б.И. Додонова, Л.Е. Идиятуллиной, М.С.Кагана, В.А. Караковского, А.Ю. Козырева, В.В. Краевского, Н.Б. Крылова, Ю.Н. Кулиткина, И.Я. Лер- нера, П.Е. Матвеевой, О.В. Правдиной, З.И. Равкина, В.Н. Сагатовского, В.П. Серикова, В.И. Слободчикова, Н.Л. Худяковой, А.В. Черкасова, Н.Е. Щурковой, И.С. Якиманской и др.
В работах Л.П. Буевой, Б.И. Кононенко, Е.Ш. Курбангалеевой, А.В. Рябо- ва, А.И. Шемшуриной прослеживается тенденция к ориентации педагогическо- го процесса на общечеловеческие культурные ценности. По мнению С.В. Ка- хнович, произведения изобразительного искусства благотворно влияют на со- здание у детей представления о нематериальных благах. Т.И. Бабаева утвержда- ет, что в игре происходит социокультурное развитие ребенка, так как он реали- зует разные формы взаимодействия, ориентируется в многообразии детских игр. К.И. Чижова исследует музыкальную деятельность детей дошкольного возраста, которая создает благоприятные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум. Л.В. Куцакова, Т.С. Комарова, Л.Ю. Павлова изучают процесс ознакомления детей с деятель- ностью взрослых, благодаря чему происходит формирование положительного взгляда на труд, бережного отношения к его результатам, стремления оказывать взрослым посильную помощь, а также таких нравственных качеств, как ответ- ственность за порученное дело, чувство долга, трудолюбие и самостоятель- ность, проявляемых в различных формах сотрудничества. P.A. Иванкова,
Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова осуществляют обучение детей эффективному взаимодействию друг с другом посредством усложнения игровой деятельности. Различные аспекты взаимодействия дошкольников со сверстниками, в том чис- ле становление и развитие их межличностных отношений в процессе общения, исследуют Я.Л. Коломинский, Т.Д. Репина, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина.
Несмотря на многообразие научных работ в исследуемой области, про- блема формирования социокультурных ценностей детей дошкольного воз- раста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, как показал анализ, изучена недостаточно. Актуальным является поиск эффективных путей и способов формирования социокультурных ценностей дошкольников. Данный процесс является сложным и заставляет пересмотреть традиционные подхо- ды к воспитанию детей и, в первую очередь, позицию взрослого в процессе организации жизнедеятельности детей в детском саду. Обозначенная про- блема требует глубокого изучения, и для ее решения, по нашему мнению, необходима разработка структурно-функциональной модели формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослым и сверстниками и выявление педагогических условий ее эффек- тивного функционирования.
Вышесказанное позволяет выделить ряд противоречий:
– на социально-педагогическом уровне – между заказом общества на формирование социокультурных ценностей личности, начиная с дошколь- ного возраста, и отсутствием моделей этого процесса, актуализирующих по- тенциал взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
– на научно-теоретическом уровне – между необходимостью реше- ния проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольно- го возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и недостаточ- ной разработанностью теоретико-методологических основ для построения структурно-функциональной модели этого процесса; – на научно-методическом уровне – между потребностью образова- тельной практики дошкольной образовательной организации в методическом обеспечении процесса социокультурного развития детей и недостаточной проработанностью методических аспектов формирования у них социокуль- турных ценностей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В результате анализа философской, психолого-педагогической, мето- дической литературы, диссертационных исследований и изучения практиче- ского опыта работы дошкольных образовательных организаций была сфор- мулирована научная задача настоящего диссертационного исследования: поиск эффективных способов формирования социокультурных ценностей де- тей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, что позволит своевременно создать императивную основу личности ребенка, а значит, обеспечит осознанный выбор социокультурных ориентиров, кото- рыми дети руководствуются во взаимодействии с другими людьми.
Актуальность решения обозначенной научной задачи, недостаточная изученность проблемы исследования и выявленные противоречия позволили определить тему диссертации: «Формирование социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности процесса формирования социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст- никами.
Объект исследования: процесс социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Гипотеза исследования: возможно, процесс формирования социо- культурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками будет более успешным, если:
1) разработать структурно-функциональную модель, которая:
– построена с опорой на аксиологический, личностно-деятельностный и партисипативный подходы, обеспечивающие методологическую многоуровне- вость и иерархический характер процесса благодаря структурной взаимосвязи и концептуальному единству входящих в нее элементов;
– включает четыре взаимосвязанных структурных компонента (нор- мативно-теоретический, целевой, содержательно-процессуальный, результа- тивный), что обеспечит обоснование параметральных характеристик сфор- мированности социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в единстве трех критериев – когнитивного, эмоционально-чувственного и поведенческого;
2) организовать образовательный процесс дошкольной образователь- ной организации в соответствии со структурно-функциональной моделью, обеспечив следующие педагогические условия:
– решение проблемных ситуаций с использованием интерактивных ме- тодов и средств, позволяющих детям ранжировать социокультурные ценности;
– использование практик наставничества в организации совместной во- лонтерской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сформулированные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке и практике дошкольного образования, определить теоретико-методологические основы для ее возможного решения.
2. Определить содержание и сущностные характеристики ключевых понятий исследования: «социокультурные ценности детей старшего до- школьного возраста», «формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками». 3. Разработать структурно-функциональную модель формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, отражающую единство методологии, целепо- лагания, содержания и результатов, и реализовать систему работы в соответ- ствии с моделью.
4. Выявить педагогические условия эффективной реализации процес- са формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в соответствии с разрабо- танной структурно-функциональной моделью, доказать их необходимость и достаточность.
5. Обосновать критерии и показатели сформированности социокуль- турных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрос- лыми и сверстниками, осуществить подбор соответствующего диагностиче- ского инструментария.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и положения:
– аксиологического подхода, утверждающего высшей ценностью че- ловека его интересы и потребности, рассматривающего человека как субъек- та и объекта общественных отношений (И.В. Абакумова, О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никадров, В.П. Тугаринов, Н.Л. Худя- кова, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.);
– личностно-деятельностного подхода, выступающего условием раз- вития качеств личности и становления социокультурного опыта человека, определяющего необходимость интеграции видов деятельности в ценностно- смысловом развитии ребенка (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Я.Г. Петерсон, Д.Б. Эльконин и др.);
– партисипативного подхода, позволяющего рассматривать формирова- ние социокультурных ценностей на основе сотрудничества между взрослым и ребенком, в процессе которого взрослый способствует выработке у ребенка си-
стемы ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обще- стве представлениями через диалогичность и переговоры (И.В.Абакумова, О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никадров, Е.Ю. Ники- тина, В.А. Петровский, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.).
Исследования отечественных ученых (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о признании старшего дошкольного возраста как сензитивного периода для духовно-нравственного развития ребенка, поскольку в этом возрасте развивается произвольность пси- хических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный от- вет на воспитательное действие. В современных педагогических и методиче- ских трудах (Т.И.Бабаева, Т.М.Бабунова, А.Г.Гогоберидзе, М.А.Иваненко, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, О.В. Токарь, Н.Л. Худякова и др.) формирование социокультурных ценностей рассматривается в качестве одной из главных составляющих гармоничного раз- вития детей дошкольного возраста, способствующей повышению степени реа- лизации его собственной деятельности, достижения запланированных результа- тов и в целом успешности.
Нормативно-правовую основу исследования составили: федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы в редакции Постановления Правительства Российской Феде- рации от 31.03.2017 г. No 376; Федеральный государственный образователь- ный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министер- ства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. No 1155; Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. No 751; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжение Правительства Российской Феде- рации от 29.05.2015 г. No 996-р. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов:
1) теоретические (анализ нормативно-правовых документов, философ- ской, психолого-педагогической, методической литературы, понятийно- терминологический анализ, метод моделирования);
2) эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);
3) методы математической статистики (χ2 – Пирсона).
Этапы исследования: в соответствии с целью, предметом, гипотезой и
задачами исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (2015–2016 гг.) осуществлялся анализ философской,
психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формиро- вания социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимо- действии со взрослыми и сверстниками; определялись цель, объект, предмет исследования, выдвигалась рабочая гипотеза; разрабатывался понятийный аппарат исследования, формулировались его исходные позиции; разрабаты- валась структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, выявлялись педагогические условия, способствующие эффек- тивности данного процесса, проводился констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе (2016–2020 гг.) был организован формирующий экс- перимент, в рамках которого в образовательном процессе ДОО осуществля- лось формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в соответствии с разрабо- танной моделью и апробировались педагогические условия, повышающие эффективность этого процесса. В ходе экспериментальной работы уточня- лась гипотеза, корректировалось содержание модели, анализировались полу- ченные результаты.
На третьем этапе (2020–2021 гг.) проводился сравнительный анализ, обобщение и описание полученных в ходе экспериментальной работы ре- зультатов по формированию социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, формулировались выводы, оценивалась эффективность структурно-функциональной модели формирования социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и выявленных пе- дагогических условий, осуществлялось оформление результатов диссертаци- онного исследования.
Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что:
1) определена теоретико-методологическая основа корректной поста- новки и успешного решения проблемы формирования социокультурных цен- ностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками – совокупность аксиологического, личностно-деятельностного и партисипативного подходов, что обогащает теоретико-методологический аппарат современной педагогики;
2) на основе выделенных методологических подходов спроектирована структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст- никами, включающая взаимосвязанные структурные компоненты (норматив- но-теоретический, целевой, содержательно-процессуальный, результатив- ный) и отражающая функции, содержащая программу, формы, методы, сред- ства работы с детьми старшего дошкольного возраста, что является суще- ственным вкладом в модернизацию современного дошкольного образования;
3) выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия эффективного формирования социокультурных ценностей детей дошкольно- го возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, осуществляе- мого в соответствии с разработанной моделью: а) решение проблемных ситу- аций с использованием интерактивных методов и средств, позволяющих де- тям ранжировать социокультурные ценности; б) использование практик наставничества в организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1) теория дошкольного образования дополнена результатами научных изысканий, подтверждающих сензитивность периода дошкольного детства для формирования социокультурных ценностей детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
2) уточнено содержание понятия «социокультурные ценности детей старшего дошкольного возраста», под которым мы подразумеваем систему значимых категорий, образующих основу отношения дошкольников к дей- ствительности, окружающим людям и самому себе и служащих предпосыл- ками становления у них императивного сознания и поведения;
3) введено понятие «формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками», опре- деляемое как целенаправленный, специально организуемый и управляемый в совместной деятельности детей со взрослыми и друг с другом процесс овла- дения дошкольниками системой значимых категорий, образующих основу их отношения к действительности, окружающим людям и самому себе и служа- щих предпосылками становления императивного сознания и поведения;
4) определены принципы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстника- ми: открытия для других, эмпатии, солидарности и безвозмездности в сов- местной деятельности, учета детской инициативы, субъектности, сотворче- ства, социального партнерства, диалогичности;
5) выявлены параметральные характеристики сформированности со- циокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимо- действии со взрослыми и сверстниками, подобран диагностический аппарат их оценивания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) внедрена в образовательный процесс ДОО программа формирова- ния социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками; 2) разработано методическое обеспечение процесса формирования со- циокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, включающее формы, методы, средства реализа- ции программы;
3) разработаны с использованием цифровых технологий и внедрены в образовательный процесс ДОО проекты и квесты, способствующие форми- рованию социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаи- модействии со взрослыми и сверстниками;
4) разработан комплекс волонтерских событий, направленных на ран- жирование социокультурных ценностей детьми дошкольного возраста под наставничеством обучающихся начальных классов.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами, мето- дистами, родителями детей в дошкольных образовательных организациях и в центрах дополнительного профессионального образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социокультурные ценности детей старшего дошкольного возраста трактуются как система значимых категорий, образующих основу отношения дошкольников к действительности, окружающим людям и самому себе и служащих предпосылками становления у них императивного сознания и по- ведения. Формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками представляет со- бой целенаправленный, специально организуемый и управляемый в совместной деятельности детей со взрослыми и друг с другом процесс овладения дошколь- никами системой значимых категорий, образующих основу их отношения к действительности, окружающим людям и самому себе и служащих предпо- сылками становления императивного сознания и поведения.
2. Эффективность процесса формирования социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст- никами, осуществляемого в соответствии с разработанной на основе аксио- логического, личностно-деятельностного и партисипативного подходов структурно-функциональной моделью, повышается при обеспечении выяв- ленных педагогических условий: решение проблемных ситуаций с использо- ванием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжировать социокультурные ценности; использование практик наставничества в организа- ции совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Считаем, что выявленные нами параметральные характеристики оценки сформированности социокультурных ценностей детей старшего до- школьного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками явля- ются целесообразными, поскольку их соотношение позволяет дать разверну- тую описательную характеристику уровней.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись:
– на международных и всероссийских научно-практических конфе- ренциях «Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тен- денции и перспективы развития в контексте современных требований» (Че- лябинск, 2016), «Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика» (Омск, 2018), «Ребенок в современном образовательном пространстве» (Шадринск, 2018), «Актуаль- ные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (Челя- бинск, 2018), «Экологическая безопасность, здоровье и образование» (Челя- бинск, 2018), «Детство, открытое миру» (Омск, 2019), «Педагогическое обра- зование: традиции, инновации, поиски, перспективы» (Шадринск, 2019), «Информационная культура современного детства» (Челябинск, 2019), «Здо- ровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности моло- дежи: проблемы и пути решения» (Челябинск, 2020), «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Челябинск, 2020) и др.; – посредством публикаций статей в научных журналах, в том числе включенных в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук;
– на семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Перм- ского государственного гуманитарно-педагогического университета, на засе- даниях кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральского госу- дарственного гуманитарно-педагогического университета;
– посредством педагогической деятельности соискателя в качестве заместителя заведующего по учебно-методической работе в МБДОУ «Дет- ский сад No 28 г. Челябинска».
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!