Формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками

Шульгина Екатерина Владимировна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Формирование социокультурных ценностей детей дошколь-
ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
как педагогическая проблема
1.2. Структурно-функциональная модель формирования социо- культурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимо- действии со взрослыми и сверстниками
1.3. Педагогические условия формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии
со взрослыми и сверстниками
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
2.1. Организация и общая характеристика экспериментальной рабо-
ты по формированию социокультурных ценностей детей дошколь-
ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
2.2. Формирование социокультурных ценностей детей дошколь-
ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
в условиях дошкольной образовательной организации
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
по формированию социокультурных ценностей детей дошкольно-
го возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Во введении обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность;
определяются противоречия, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи
исследования, теоретико-методологическая основа, методы и этапы исследова-
ния; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость
работы; формулируются положения, выносимые на защиту; аргументируется
обоснованность и достоверность результатов исследования, приводятся сведе-
ния об их апробации.
В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы форми-
рования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодей-
ствии со взрослыми и сверстниками» упорядочен понятийный аппарат исследуе-
мой проблемы, обоснован выбор теоретико-методологических подходов с целью
определения путей решения проблемы, представлена содержательная характери-
стика структурно-функциональной модели формирования социокультурных
ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и
сверстниками, выявлены и раскрыты педагогические условия ее эффективного
функционирования.
В теории и практике дошкольного образования формирование социокуль-
турных ценностей детей дошкольного возраста считается одной из главных со-
ставляющих гармоничного развития ребенка, способствующего его дальнейшей
социализации (Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, Б.И. Кононенко, А.М. Коршунов,
Н.В. Космачева, А.Ш. Назарова и др.). Исследователь А.Ш. Назарова рассматри-
вает социокультурные ценности не только как нравственные ориентиры для лю-
дей, но и как мерило гуманности и цивилизованности общества, членами кото-
рого являются эти люди. Опираясь на исследования З.М. Назаркиной, Н.В. Кос-
мачева, мы определяем социокультурные ценности как нравственные ориен-
тиры, определяющие отношение человека к окружающей действительности и ре-
гулирующие его поведение и деятельность.
Анализ философской, психолого-педагогической литературы, диссертаци-
онных работ позволяет сделать вывод о том, что в процессе социокультурного
развития детей дошкольного возраста исследователи отводят ведущую роль
взрослому, который создает оптимальные условия для формирования у дошколь-
ника необходимых качеств личности. С другой стороны, для успешной социали-
зации ребенка ему необходим опыт общения с другими детьми. Поэтому, на наш
взгляд, наиболее успешное и продуктивное формирование социокультурных
ценностей у детей дошкольного возраста возможно в процессе их взаимодей-
ствия со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие при этом выступает как не-
обходимое условие для обеспечения обратной связи.
Категориально-понятийный аппарат исследуемой проблемы включает сле-
дующие основные понятия:
 социокультурные ценности детей дошкольного возраста – система
значимых категорий, образующих основу отношения дошкольников к действи-
тельности, окружающим людям и самому себе и служащих предпосылками ста-
новления у них императивного сознания и поведения;
 формирование социокультурных ценностей детей дошкольного воз-
раста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками – целенаправленный,
специально организуемый и управляемый в совместной деятельности детей со
взрослыми и друг с другом процесс овладения дошкольниками системой значимых
категорий, образующих основу их отношения к действительности, окружающим
людям и самому себе и служащих предпосылками становления императивного со-
знания и поведения.
Методологической основой процесса формирования социокультурных
ценностей у детей дошкольного возраста выступила совокупность аксиологиче-
ского, личностно-деятельностного, партисипативного подходов.
Аксиологический подход позволяет выделить функции процесса формиро-
вания социокультурных ценностей: развитие духовных сил, способностей и уме-
ний, позволяющих человеку успешно преодолевать жизненные препятствия;
формирование моральной ответственности, обеспечение возможностей для про-
фессионального роста и самореализации; овладение средствами для достижения
интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание
условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия
ее духовных потенций.
Личностно-деятельностный подход главное место отводит активной и
разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной дея-
тельности ребенка, обеспечивая постепенный отход от информационного репро-
дуктивного знания к знанию действенному с учетом прошлого опыта обучающе-
гося, его личностных особенностей. В субъект-субъектном взаимодействии ре-
бенок выступает как деятель, а педагогу отводится роль организатора и коорди-
натора этого процесса.
Партисипативный подход предполагает особую форму организации про-
цесса формирования социокультурных ценностей, предусматривающую обеспе-
чение внимания и поддержки, что закономерно станет действенным механизмом
воспитания всесторонне развитой, творческой и свободной личности.
На основе аксиологического, личностно-деятельностного и партисипатив-
ного подходов была разработана структурно-функциональная модель формиро-
вания социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодей-
ствии со взрослыми и сверстниками (рис. 1).
Нормативно-теоретический компонент модели отражает социальный за-
каз на развитие высоконравственной личности, опирающейся на традиционные
российские духовные и моральные ценности, обладающей актуальными знани-
ями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современ-
ного общества. Нормативно-теоретический компонент выполняет смысловую
функцию с учетом выявленных принципов: открытия для других, эмпатии, соли-
дарности и безвозмездности в совместной деятельности, включенности детей до-
школьного возраста, учета детской инициативы, субъектности, сотворчества, со-
циального партнерства, диалогичности.
Целевой компонент является системообразующим для построения мо-
дели, так как характеризует основную цель процесса, детализированную в зада-
чах. Целевой компонент модели выполняет ориентационную функцию (выбор
воспитательных задач с учетом выявленного уровня сформированности социо-
культурных ценностей детей дошкольного возраста).
Содержательно-процессуальный компонент представлен программой
формирования социокультурных ценностей детей старшего дошкольного воз-
раста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, которая реализуется в
трех разделах, отражающих различные направления этого процесса. Содержа-
тельный компонент модели выполняет развивающую функцию, описывая
формы, методы, средства формирования социокультурных ценностей детей до-
школьного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Результативный компонент выполняет контрольно-аналитическую
функцию, представляя критерии, уровни, средства контроля и анализа результа-
тов осуществляемого процесса.
Социальный заказ: развитие высоконравственной личности, владеющей системой традиционных рос-

Смысловая

2) использование практик наставничества в организации совместной волонтер-
Нормативно-

1) решение проблемных ситуаций с использованием интерактивных методов и
функция
компонент
теоретиче-сийских духовных и моральных ценностей, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
скийреализовать свой потенциал в условиях современного общества

ской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
средств, позволяющих детям ранжировать социокультурные ценности;
Методологические подходы: аксиологический, личностно-деятельностный, партисипативный
Принципы: открытия для других, эмпатии, солидарности и безвозмездности в совместной деятельности,
учета детской инициативы, субъектности, сотворчества, социального партнерства, диалогичности

Ориентаци-

функция
онная
Целевой

Цель: повышение уровня сформированности социокультурных ценностей детей дошкольного
компо-
нент

возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками

Педагогические условия
Программа формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками

Развивающая функция
РазделыМетодическое обеспечение
І. Формирование общекультурных ценностей (отно-
процессуальный
Содержательно-

шение к людям иной национальности, к искусству и куль-Формы: скаффолдинг, виртуальные экскурсии, акции,
компонент

туре родного края)коллективный труд и т.д.
Методы, приемы: ментворкинг, фоновые задания, про-
блемные ситуации, сотворчество детей и взрослого,
ІІ. Формирование семейных ценностей (уважительноесимволические игры и действия, проекты, ко-регуля-
отношение к семье, посильное участие детей в семейныхция, ролевые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, бе-
делах на всех этапах дошкольного детства)седы, рассматривание иллюстраций, чтение художе-
ственной литературы и т.д.
Средства: тематические выставки детского творчества,
ІІІ. Формирование ценностных основ отношениямедиаторы, предметы среды, дидактические материалы,
к действительности (ценностное отношение к труду)социальное окружение, образовательные ситуации и т.д.

Когнитивный критерийЭмоционально-чувственный критерийПоведенческий критерий

Контрольно-ана-
Результативный

(полнота представлений и аргумен-(устойчивое уважение к людям иной наци-(способен самостоятельно разрешать

литическая
тированность нравственных и соци-
компонент

функция
альных норм, умение детей ранжи-ональности, к культуре родного края; же-конфликты, оказывать помощь другим,
ровать ценности в конкретной ситу-лание участвовать в семейных делах, про-согласовывая свои действия с действи-
ации независимо от сложившихсяявлять инициативу трудиться для себя иями взрослых и детей)
внешних обстоятельств)для окружающих)

Уровни:ВысокийСреднийНизкий
Результат: сформированность социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии
со взрослыми и сверстниками
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Эффективность процесса формирования социокультурных ценностей де-
тей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками за-
висит от соблюдения ряда педагогических условий.
Первое педагогическое условие – решение проблемных ситуаций с использо-
ванием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжировать со-
циокультурные ценности. Решая проблемную ситуацию, ребенок, проживая ее,
начинает осознавать, распознавать и вычленять причинно-следственные связи, у
него формируется собственная позиция по отношению к ней. Проблемные ситуа-
ции ставят ребенка перед нравственным выбором. При этом возникают механизмы
нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка. Дети учатся ана-
лизировать поведение, свое и окружающих, самостоятельно разрешать конфликты.
Проблемные ситуации социально-коммуникативного характера способствуют фор-
мированию нравственного опыта, стратегий нравственного поведения, проявлению
моральных переживаний. В проблемных ситуациях, относящихся к нравственной
сфере, оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки,
восхваляются положительные качества людей. Анализируя эти ситуации, дошколь-
ник получает новые знания, необходимые для его успешной коммуникации и соци-
ализации в современном обществе.
Применение интерактивных средств (доски, песочницы, образовательный
комплекс «MAGIUM», программа «Explain Everything», комплекс «Играй и раз-
вивайся») направлено на решение проблемных ситуаций, позволяющих ребенку
ранжировать ценности, заполнив пространство жизнедеятельности детей обра-
зовательными событиями, которые способствуют изменению системы взаимо-
действия между субъектами образовательного процесса от «педагог – ребенок –
родители» к «ребенок – родители – педагог».
Второе педагогическое условие – использование практик наставничества
в организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и млад-
шего школьного возраста. Использование практик наставничества в нашем ис-
следовании позволяет детям развить социальные навыки, познавательные спо-
собности в индивидуальной и совместной деятельности. Дошкольники в про-
цессе наставничества становятся активными участниками, помощниками,
наблюдателями: «активные участники» стараются что-то сделать в меру своих
сил и возможностей, участвуют в презентации результата; «помощники» помо-
гают более старшим детям или педагогу по своей инициативе или просьбе дру-
гих, стремятся к участию в презентации; «наблюдатели» наблюдают либо пас-
сивно, не взаимодействуя с участниками деятельности, либо активно интересу-
ясь происходящим.
Проведенный анализ позволил определить виды волонтерской деятельно-
сти, доступные для детей дошкольного возраста: посадка цветов, кустов и дере-
вьев, помощь более младшим детям, уход за животными, благотворительные
концерты и театральные выступления, экологические акции, уборка мусора и др.
Участвуя в волонтерском движении, организуемом в ДОО, дошкольники выстраи-
вают собственную активную позицию, инициируют позитивные изменения в бли-
жайшем социальном окружении. Став добровольцем, старший дошкольник осваи-
вает социокультурные ценности, учится проявлять инициативность и целеустрем-
ленность. Мотивы, побуждающие ребенка к успеху в волонтерской деятельности,
связаны с нравственными представлениями, решения в сложившейся ситуации
принимаются с опорой на нормы общественной морали. Поощрение сверстником
является сильным мотивом к волонтерской деятельности для старшего дошколь-
ника. Привлекая учащихся начальных классов к совместной социальной значимой
деятельности со старшими дошкольниками в качестве их наставников, мы не
только способствуем формированию социокультурных ценностей, но и создаем для
детей ситуацию успеха.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию социо-
культурных ценностей детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстни-
ками» определяются цель, задачи и этапы педагогического эксперимента; крите-
рии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности социо-
культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста, описывается реа-
лизация разработанной нами структурно-функциональной модели и комплекса
педагогических условий ее успешного функционирования; проводится анализ
полученных результатов и их обработка методами математической статистики.
В ходе планирования педагогического эксперимента были выделены че-
тыре группы детей: три экспериментальные (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) и одна контроль-
ная (КГ). В ЭГ-1 (МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 20 п. Ро-
щино») формирование социокультурных ценностей у детей старшего дошколь-
ного возраста осуществлялось в ходе реализации разработанной нами модели и
внедрения первого педагогического условия. В ЭГ-2 (МДОУ «Детский сад ком-
бинированного вида № 19 п. Рощино») реализовалась модель и второе педагоги-
ческое условие. В ЭГ-3 (МБДОУ «Детский сад № 28 г. Челябинска») внедрялась
модель и были реализованы оба педагогических условия. В КГ (МБДОУ «Дет-
ский сад № 308 г. Челябинска») были использованы отдельные элементы модели
без обеспечения выделенных нами педагогических условий.
Результаты констатирующего этапа показали отсутствие достоверных
различий в уровне сформированности социокультурных ценностей у детей стар-
шего дошкольного возраста в группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 и КГ по всем показателям
(табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности социокультурных ценностей детей
дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
ГруппаКол-воУровни
детей
НизкийСреднийВысокий
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
ЭГ-1221359,0836,514,5
ЭГ-2221254,5836,529,0
ЭГ-3231252,0939,029,0
КГ231252,0939,029,0
Полученные на констатирующем этапе данные показывают, что перед
началом формирующего эксперимента большинство его участников обладают
средним (37,7% по всей совокупности) или низким (54,4% по всей совокупности)
уровнем сформированности социокультурных ценностей, что является след-
ствием недостаточного внимания к изучаемой проблеме. Проведенное эмпири-
ческое исследование показало, что все дошкольники имеют свои достоинства и
недостатки, большинство из них понимают и принимают ценности и нормы че-
ловеческих отношений, что говорит об осознании себя и своего места в коллек-
тиве, обществе и окружающем мире, способствующем адаптации к социальной
действительности. Однако значительная часть дошкольников не способна дать
четкой оценки своим поступкам и обосновать выбор действий, что может стать
причиной затруднения при определении оптимальных форм и методов работы.
Формирующий этап исследования был направлен на реализацию про-
цесса формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в соответствии с разработан-
ной структурно-функциональной моделью при обеспечении выявленных пе-
дагогических условий.
Технология реализации программы формирования социокультурных цен-
ностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст-
никами представлена тематическими планами и конспектами, предусматриваю-
щими использование различных форм, методов и средств формирования социо-
культурных ценностей, оптимальное сочетание специфических видов детской
деятельности. Содержание программы рассчитано на весь учебный год, два ме-
сяца которого (сентябрь, май) отводятся на мониторинг уровня сформированно-
сти социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
В программе выделены различные формы работы с детьми по формирова-
нию социокультурных ценностей:
– организация совместных итоговых мероприятий по формированию об-
щекультурных и семейных ценностей, ценностных основ отношения к действи-
тельности: акций, выставок, конкурсов, мастер-классов и т.д.;
– дни добрых дел, семейные вечера с целью приобщения ребенка к се-
мейным ценностям, воспитания заботы о старшем поколении («Моя родослов-
ная», «Мои бабушка и дедушка») и т.д.;
– виртуальные экскурсии в музеи, парки, скверы Челябинской области
и т.д.;
– беседы на темы «Родственные связи», «Фото моей семьи», «Труд чело-
века» и т.д.;
– подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры.
Эффективной формой, на наш взгляд, стала организация детско-взрослых
сообществ, в рамках которых дети закрепляли пройденный материал по всем
направлениям программы. Согласно разработанной тематике, проводились бе-
седы по содержанию, целевые прогулки, с детьми рассматривали иллюстрации,
картины, осуществляли театрализованную деятельность. В детско-взрослом со-
обществе дети вместе со взрослыми наблюдают, экспериментируют. Одним из
важных результатов считаем то, что взрослые и дети выступали непосредствен-
ными участниками образовательного процесса, при этом родители обогатили
свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворе-
ния от своих успехов и достижений ребенка.
Были организованы совместные мероприятия «Дерево нашей семьи» (бла-
годаря ему на территории детского сада высажено 87 деревьев разных пород:
дуб, липа, ель, сосна и т.д.), «Маршрут от дома до детского сада» (с помощью
различных техник – фото, аппликация, рисование и др. – дети создавали коллажи
и презентовали их). Очень понравилось дошкольникам принимать участие в те-
матических выставках «Моя Родина: взгляд со спутника» (некоторые дети заме-
тили сходство очертания нашей страны с волшебным человечком с распростер-
тыми объятиями), «Герб семьи» (дошкольники совместно с родителями приду-
мывали и изображали герб своей семьи). Большой интерес вызвало создание
электронного портфолио о труде своих родителей в программах Word и Power-
Point, его размещение на существующих онлайн-площадках (фриланс-биржи
«Behance», «Dribble»), в социальных сетях или на собственном сайте (эта дея-
тельность помогла одному из детей устроить свою маму на работу в интернет-
магазин детской брендовой одежды для матерей, находящихся в декрете). Вос-
питанники дошкольной организации посетили рабочие места сторожа, прачки и
кастелянши, уборщика служебных помещений, завхоза, повара, бухгалтера. Ре-
бята не только познакомились с обслуживающим персоналом детского сада, но
и выполняли посильные поручения, чем остались очень довольны.
Формирующий этап включал не только внедрение в экспериментальных
группах структурно-функциональной модели формирования социокультурных
ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и
сверстниками, но и апробацию педагогических условий, способствующих эф-
фективности этого процесса. Представим реализацию выявленных педагогиче-
ских условий в образовательном процессе ДОО.
Первое педагогическое условие – решение проблемных ситуаций с исполь-
зованием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжиро-
вать социокультурные ценности. В процессе решения проблемных ситуаций мы
применяли следующие интерактивные средства: программу «Explain Everything»
(работа с планшетами), интерактивный образовательный комплекс «MAGIUM»
(интерактивный пол), интерактивный комплекс «Играй и развивайся» (интерак-
тивная стена). С помощью приложения «Explain Everything» в смартфоне и план-
шете мы разработали серию проблемных ситуаций, которые активизируют ко-
гнитивную, эмоционально-чувственную и поведенческую активность детей.
Совместно с детьми был придуман герой «Яшка – себя познавашка» и создана
презентация о нем в программе. Этот герой помогает ребенку определить значи-
мые ценности (добро, щедрость, милосердие и т.д.) при решении проблемных
ситуаций, например: «У мальчика Алеши диагностировали плохое зрение. Ему
выписали очки. Мальчик пришел в ДОО в очках, над ним все начали смеяться, и
он спрятал их в шкаф». Вопрос воспитателя к детям: «Как бы поступил «Яшка –
себя познавашка», чтобы помочь Алеше?» Ответы детей: «Яшка – себя позна-
вашка» сказал бы всем, что над человеком с плохим зрением нельзя смеяться, это
болезнь»; «Яшка – себя познавашка уговорил бы мальчика носить очки, так это
улучшит его зрение, и он будет лучше видеть» и т.д. Решая проблемную ситуа-
цию с помощью интерактивного средства, дети создавали проект, в котором сво-
бодно выражали свое отношение к правилам поведения, определяли свою пози-
цию во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, проявляли эмпатию. Про-
игрывая проблемную ситуацию в интерактивной среде, ребенок учится прояв-
лять заботу по отношению к слабым сверстникам, соблюдать правила поведения
вне зависимости от присутствия взрослого, старается вникнуть в суть происхо-
дящего, поддержать человека, посочувствовать ему. Ранжирование ценностей
происходит в осознании правил общественного поведения, подчинения им моти-
вов своих поступков и поведения. Нарушение правил, недостойные поступки вы-
зывают неловкость, вину, смущение, беспокойство. Выбор становится нрав-
ственным даже тогда, когда рядом нет взрослого.
Еще одним интересным методом стал долгосрочный проект «Профессии
родного края», благодаря которому решались задачи формирования у детей спо-
собностей коммуникативной деятельности, обогащения лексического запаса
словами по теме «Профессии», воспитания чувства ответственности и уважения
к труду людей, развития умения работать с цифровыми технологиями. Идею дан-
ного проекта предложили дети, которых заинтересовали профессии, представ-
ленные в Сосновском районе Челябинской области. Совместно с воспитателем
дети обозначили тему проекта, посвященного профессиям сотрудников макарон-
ной фабрики «Макфа». Воспитателем была проведена предварительная работа, в
ходе которой дети познакомились с фабрикой, узнали, какие профессии акту-
альны для данного производства. Дети играли в настольные игры, смотрели
фильм о фабрике, составляли презентации в детских ноутбуках. На первом этапе
воспитанники работали с интернет-ресурсами: определялись с профессиями, ис-
кали информацию о содержании деятельности каждой профессии. Во второй ча-
сти проекта ребята проигрывали в сюжетно-ролевой игре выбранные ранее про-
фессии. Родители дошкольников проводили для детей мастер-классы, в которых
в доступной игровой форме представляли интересные факты по теме. На третьем
этапе дети оформляли полученную информацию в виде фильма, используя ком-
пьютерную программу «Explain Everything»: с помощью планшетов загружали
картинки с изображением выбранной профессии, снимали видео, делали фото-
графии. Итогом проекта стала презентация фильмов, созданных воспитанни-
ками, для других детей. Организованный проект позволил познакомить до-
школьников с профессиями родного края, стимулировать их интерес к трудовым
поручениям и желание трудиться для себя и окружающих, способствовал осо-
знанию важности и общественной ценности труда, дал возможность испытать
наслаждение от качества труда и чувство удовлетворения от выполненной ра-
боты. В процессе знакомства с профессиями родного края дошкольники создали
также проекты на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту».
С помощью другого интерактивного средства – комплекса «MAGIUM» –
была проведена квест-игра «Арчи». Задачи: формирование умения ориентиро-
ваться в пространстве и на заданной местности по карте; формирование навыка
работы с гаджетами; воспитание чувства соучастия, бережного отношения к жи-
вотным. В квест-игре детям предлагается найти собаку по кличке Арчи, исполь-
зуя для этого различные ИКТ-средства (интерактивный пол «MAGIUM», детские
ноутбуки, планшеты). На протяжении нескольких занятий дошкольникам пред-
лагалось выполнить различные задания: составить карту поисков, поучаствовать
в опросе взрослых, найти информацию с помощью цифровых технологий, про-
играть ситуации в сюжетно-ролевых играх. В процессе работы дети самостоя-
тельно выбирали маршрут и виды деятельности, которые помогли им в поиске
Арчи. Дети оказывали помощь по собственному желанию, делали все охотно (за-
давали вопросы на улице, работали с картой, отправляли СМС и т.д.), старались
вникнуть в суть происходящего, поддержать человека, у которого пропала со-
бака, сочувствовали ему, когда она пропала, и радовались вместе, когда ее
нашли, адекватно реагировали на успех и неудачи.
Интерактивный комплекс «Играй и развивайся» содержит игры по темам
«Семья», «Труд», «Национальности», «Быт человека» и др. Интерактивные игры
формировали у детей представление о сверстниках и взрослых других нацио-
нальностей, о том, какие черты преобладают в семье, какова роль каждого эле-
мента семейной системы, способствовали пониманию и уважению себя, семьи,
культуры своего народа, развивали интерес к трудовым поручениям, стремление
и желание трудиться для себя и окружающих, помогали осознать важность и об-
щественную ценность труда, учили самостоятельно планировать и организовать
работу разными способами, объективно оценивать результаты труда и реализо-
вать в своем поведении ценностное отношение к предметам как к результату че-
ловеческого труда, испытывать наслаждение от качества труда и чувство удо-
влетворения от выполненной работы.
Второе педагогическое условие – использование практик наставничества
в организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Приобщение детей дошкольного возраста к доб-
ровольческой деятельности происходило в процессе организации в детском саду
волонтерского отряда «Славные дела», наставниками в котором выступали уча-
щиеся начальных классов. Работа проводилась в несколько этапов.
Первый этап «Вводный»: беседы с педагогами о роли наставничества и
способах его реализации в образовательном процессе; составление плана дея-
тельности волонтерского отряда «Славные дела» (просветительская работа с ро-
дителями, чтение художественной литературы, просмотр социальных роликов о
значимости общественных мероприятий, подготовка учеников начальных клас-
сов к наставничеству через разучивание социоигр).
Второй этап «Основной»: наставления третьеклассников по вопросам во-
лонтерства; просмотр мультфильмов и социальных роликов о безвозмездной по-
мощи друг другу («Рука помощи», «Волонтером может стать каждый», «Притча
о добре»); интерактивные игры «Одень представителя другой национальности»,
«Помоги бабушке убрать в комнате», «Помоги одеть малыша»; подвижная обу-
чающая игра «Сортировка мусора» (VAY TOY); разрешение проблемных ситуа-
ций, возникающих в процессе деятельности отряда.
Третий этап «Итоговый»: беседы учащихся начальных классов и старших
дошкольников о проделанной работе, совместные праздники с чаепитием, игры
по сплочению отряда, постановка совместных театральных представлений, сов-
местные тематические выставки, посвященные праздникам «День защиты де-
тей», «День знаний», «День народного единства», «Наша армия сильна», «От-
крытка для милых дам» и т.д.
Отрядом «Славные дела» были проведены следующие мероприятия:
– «Наведем порядок в библиотеке» (учащиеся начальных классов сопро-
вождали старших дошкольников в процессе сортировки литературы в библио-
теке детского сада по темам недели);
– «Кормушка для птиц» (младшие школьники вместе со старшими до-
школьниками разместили на территории ДОО и школы кормушки, составили
график пополнения их кормом, назначили ответственных, всего было сделано
56 кормушек и 12 скворечников);
– «Благотворительная ярмарка» (младшие школьники давали советы до-
школьникам по изготовлению афиш и поделок для ярмарки);
– «Новогодние праздники» (учащиеся начальных классов оказывали по-
мощь детям старшего дошкольного возраста в проведении праздника для детей
младших групп, организовали новогодние игры);
– «Славные батарейки» (младшие школьники просвещали дошкольников
об общественной значимости сбора батареек, было собрано и отправлено на пе-
реработку более 60 кг батареек, вырученные средства направлены на приобрете-
ние корма и других необходимых предметов в приют для бездомных животных);
– «Добрый слон» (ученики начальных классов провели обучающее занятие
для подготовительной группы по изготовлению открытки на День пожилого чело-
века для пациентов Челябинского геронтологического центра);
– «Сдай макулатуру, спаси дерево» (младшие школьники совместно со
старшими дошкольниками сортировали старые газеты, журналы, книги, упако-
вывали их в стопки, принимали решение, что приобрести на полученные сред-
ства; на вырученные средства были приобретены семена цветов для озеленения
территории образовательной организации).
Необходимо отметить большой интерес учащихся начальных классов к де-
ятельности в волонтерском отряде. Благодаря совместной с детьми дошкольного
возраста работе они увидели свою значимость в передаче знаний и опыта. Прак-
тики наставничества реализовались младшими школьниками через наставление,
обучение, просвещение, напутствие детей дошкольного возраста, оказание им
помощи, объяснение. В процессе взаимодействия дети расширяли свое социаль-
ное окружение и опыт. Ценностное отношение к безвозмездной помощи форми-
руется педагогами и родителями, прежде всего, через личный пример.
В рамках реализации второго педагогического условия был осуществлен
проект «Благотворительная ярмарка», организованный на базе детских образо-
вательных организаций Сосновского района Челябинской области и г. Челябин-
ска совместно с Русфондом. Цель – организация взаимодействия учащихся
начальных классов с дошкольниками для выполнения общественно значимых
дел. Участниками проекта стали педагоги, родители, учащиеся младших классов и
дети дошкольного возраста. Дети и родители получили подробную информацию о
больном ребенке, нуждающемся в помощи. Поступило предложение провести бла-
готворительную ярмарку, были обсуждены сроки ярмарки и место ее проведения.
В ходе реализации проекта проводились беседы о доброте и отзывчивости, уроки
по формированию социальной активности. Начальная школа и ДОО погрузились в
атмосферу взаимодействия и взаимопомощи по изготовлению продуктов совмест-
ного творчества. Одной из эффективных форм стала «Цепочка добра»: за каждое
доброе дело и интересное предложение по оказанию помощи ребенку на рези-
ночку нанизывалась цветная бусинка. Итогом реализации проекта выступили сов-
местные творческие продукты, которые были проданы на «Благотворительной яр-
марке», а вырученные средства потрачены на лечение ребенка.
Использование практик наставничества в организации совместной волон-
терской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста спо-
собствует усвоению социальных норм, позволяет сформировать уважение к стар-
шим, понимание необходимости помогать младшим, развивать сопереживание и
эмпатию и т.д. Дети проявляют внимание к бедам других, становятся чуткими и
отзывчивыми, что является необходимым условием формирования у них социо-
культурных ценностей.
Данные контрольного этапа эксперимента подтвердили положительную
динамику уровней сформированности социокультурных ценностей детей стар-
шего дошкольного возраста, при этом наиболее значительные результаты по
всем критериям сформированости социокультурных ценностей выявлены в
группе ЭГ-3, где обеспечивался комплекс выявленных педагогических условий
(см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные данные об уровнях сформированности социокультурных
ценностей детей старшего дошкольного возраста
на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

ГруппКолУровни
а-воКонстатирующий этапКонтрольный этап
низкийсреднийвысокийнизкийсреднийвысокий
КолКолКолКолКолКол
%%%%%%
-во-во-во-во-во-во
ЭГ-1221359,0836,514,514,5*940,91254,6*
ЭГ-2221254,5836,529,029,0*1045,51045,5*
ЭГ-3231252,0939,029,000,0*939,11460,9*
КГ231252,0939,029,0939,11147,8313,1
Примечание: знаком * отмечены статистически значимые различия между изученными группами
при Р<0,05 (критерий χ2 Пирсона). Большинство детей в ЭГ-3 принимают нормы и ценности в качестве соб- ственных идеалов и установок, могут самостоятельно оценить собственное по- ведение и поступки сверстников, умеют формулировать нравственную норму (поступил хорошо, потому что уступил место пожилому человеку, помог одеть малыша, выполнил общественное поручение), знают о таких моральных каче- ствах, как честность, справедливость, и применяют их в качестве критериев оценки. Дошкольники имеют свою точку зрения на честность, справедливость, дружбу и могут высказать отрицательное отношение к таким качествам, как хит- рость, трусость, лень, лживость. Их эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции, имеют положительную нрав- ственную направленность. В заключении подводятся итоги исследования. Решая первую задачу исследования, мы проанализировали состояние про- блемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками с целью определения теоре- тико-методологических основ ее возможного решения. Формирование социо- культурных ценностей признается важной составляющей процесса общего раз- вития детей дошкольного возраста, значимость которого заключается в овладе- нии способами поведения в обществе согласно его нормам и правилам, приоб- щении к культурным ценностям, реализации субъективной «самости» каждого ребенка. Эффективность данного процесса зависит от взаимодействия дошколь- ников со взрослыми, отвечающими за успешность решения задач воспитания и обучения детей, создание условий для адаптации дошкольников к сложным со- циальным ситуациям. Одним из возможных путей решения проблемы является разработка на основе аксиологического, личностно-деятельностного и партисипа- тивного подходов структурно-функциональной модели формирования социокуль- турных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Решая вторую задачу, мы выявили содержание и определили сущностные характеристики ключевых понятий исследования, что позволило сформулиро- вать уточненное определение понятия «социокультурные ценности детей стар- шего дошкольного возраста», под которым подразумевается система значимых категорий, образующих основу отношения дошкольников к действительности, окружающим людям и самому себе и служащих предпосылками становления у них императивного сознания и поведения, и ввести понятие «формирование со- циокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками» как целенаправленного, специально организуемого и управляемого в совместной деятельности детей со взрослыми и друг с другом про- цесса овладения дошкольниками системой значимых категорий, образующих ос- нову их отношения к действительности, окружающим людям и самому себе и слу- жащих предпосылками становления императивного сознания и поведения. Решая третью задачу, мы спроектировали и экспериментальным путем проверили модель формирования социокультурных ценностей детей дошколь- ного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Разработанная структурно-функциональная модель включает четыре взаимосвязанных струк- турных компонента (нормативно-теоретический, целевой, содержательно-про- цессуальный, результативный), выполняющих смысловую, ориентационную, развивающую и контрольно-аналитическую функции, реализуется с учетом принципов открытия для других, эмпатии, солидарности и безвозмездности в совместной деятельности, учета детской инициативы, субъектности, сотворче- ства, социального партнерства, диалогичности. Решая четвертую задачу, мы выявили и доказали необходимость педагоги- ческих условий эффективной реализации структурно-функциональной модели формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во вза- имодействии со взрослыми и сверстниками: а) решение проблемных ситуаций с использованием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжи- ровать социокультурные ценности; б) использование практик наставничества в организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и млад- шего школьного возраста. Решая пятую задачу, мы обосновали критерии и показатели сформирован- ности социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодей- ствии со взрослыми и сверстниками и осуществили подбор соответствующего диагностического инструментария. Проведенная диагностика, сравнение полу- ченных данных и их обработка при помощи методов математической статистики позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что процесс формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками будет более успешным, если организовать его в со- ответствии с разработанной структурно-функциональной моделью, обеспечив выявленные педагогические условия. Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Безусловно, проведенное исследование не является исчерпываю- щим, поскольку охватывает не все аспекты проблемы формирования социокуль- турных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Данное исследование можно продолжить в русле бо- лее глубокого изучения процесса формирования основ ценностно-смысловой сферы личности ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства. Вы- явление новых педагогических условий, повышающих эффективность формиро- вания социокультурных ценностей у дошкольников, диктует необходимость ра- боты по совершенствованию системы повышения компетентности педагогов и родителей в этом процессе. Основное содержание и результаты исследования опубликованы в следу- ющих работах.

Актуальность проблемы исследования. В дошкольном возрасте, взаи- модействуя с другими людьми, дети открывают для себя мир человеческих от- ношений, активно осваивают духовные ценности и нравственные принципы, поскольку именно в это время они наиболее чувствительны, сензитивны к со- циокультурному развитию. Современное дошкольное образование направлено на формирование умений взаимодействовать с социумом, вступать в партнер- ские отношения в разных социокультурных условиях. Так, в федеральном за- коне «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 21) подчеркивается «необходимость содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разные точки зрения, способствовать реализации права обучающегося на свободный выбор мнения, формирование и развитие его лич- ности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Национальная доктрина образования в Рос- сийской Федерации на период до 2025 года нацеливает на обеспечение истори- ческой преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в качестве одного из важнейших принципов постулирует приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Необходимость пересмотра содержания, форм и методов работы до- школьных образовательных учреждений обусловлена появлением новых пе- дагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образова- тельного процесса, обеспечения взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Благодаря применению таких технологий ребенок достигнет уровня развития, на котором будет осознавать себя субъектом деятельности, проявляя способность понимать эмоциональное состояние других людей, со- переживать, сочувствовать им. При этом именно период дошкольного дет- ства является наиболее благоприятным для формирования социокультурных ценностей.
Исследованию человеческих ценностей, ценностных ориентаций, цен- ностного отношения и процесса их формирования посвящены многочислен- ные философские и педагогические труды разных авторов: Р.Г. Апресяна, А.Г. Асмолова, В.П. Бездухова, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, В.Г. Во- ронцова, Г.П. Выжлецова, О.С. Газмана, Б.С. Гершунского, В.В. Гулякиной, Б.И. Додонова, Л.Е. Идиятуллиной, М.С.Кагана, В.А. Караковского, А.Ю. Козырева, В.В. Краевского, Н.Б. Крылова, Ю.Н. Кулиткина, И.Я. Лер- нера, П.Е. Матвеевой, О.В. Правдиной, З.И. Равкина, В.Н. Сагатовского, В.П. Серикова, В.И. Слободчикова, Н.Л. Худяковой, А.В. Черкасова, Н.Е. Щурковой, И.С. Якиманской и др.
В работах Л.П. Буевой, Б.И. Кононенко, Е.Ш. Курбангалеевой, А.В. Рябо- ва, А.И. Шемшуриной прослеживается тенденция к ориентации педагогическо- го процесса на общечеловеческие культурные ценности. По мнению С.В. Ка- хнович, произведения изобразительного искусства благотворно влияют на со- здание у детей представления о нематериальных благах. Т.И. Бабаева утвержда- ет, что в игре происходит социокультурное развитие ребенка, так как он реали- зует разные формы взаимодействия, ориентируется в многообразии детских игр. К.И. Чижова исследует музыкальную деятельность детей дошкольного возраста, которая создает благоприятные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум. Л.В. Куцакова, Т.С. Комарова, Л.Ю. Павлова изучают процесс ознакомления детей с деятель- ностью взрослых, благодаря чему происходит формирование положительного взгляда на труд, бережного отношения к его результатам, стремления оказывать взрослым посильную помощь, а также таких нравственных качеств, как ответ- ственность за порученное дело, чувство долга, трудолюбие и самостоятель- ность, проявляемых в различных формах сотрудничества. P.A. Иванкова,
Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова осуществляют обучение детей эффективному взаимодействию друг с другом посредством усложнения игровой деятельности. Различные аспекты взаимодействия дошкольников со сверстниками, в том чис- ле становление и развитие их межличностных отношений в процессе общения, исследуют Я.Л. Коломинский, Т.Д. Репина, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина.
Несмотря на многообразие научных работ в исследуемой области, про- блема формирования социокультурных ценностей детей дошкольного воз- раста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, как показал анализ, изучена недостаточно. Актуальным является поиск эффективных путей и способов формирования социокультурных ценностей дошкольников. Данный процесс является сложным и заставляет пересмотреть традиционные подхо- ды к воспитанию детей и, в первую очередь, позицию взрослого в процессе организации жизнедеятельности детей в детском саду. Обозначенная про- блема требует глубокого изучения, и для ее решения, по нашему мнению, необходима разработка структурно-функциональной модели формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослым и сверстниками и выявление педагогических условий ее эффек- тивного функционирования.
Вышесказанное позволяет выделить ряд противоречий:
– на социально-педагогическом уровне – между заказом общества на формирование социокультурных ценностей личности, начиная с дошколь- ного возраста, и отсутствием моделей этого процесса, актуализирующих по- тенциал взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками;
– на научно-теоретическом уровне – между необходимостью реше- ния проблемы формирования социокультурных ценностей детей дошкольно- го возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и недостаточ- ной разработанностью теоретико-методологических основ для построения структурно-функциональной модели этого процесса; – на научно-методическом уровне – между потребностью образова- тельной практики дошкольной образовательной организации в методическом обеспечении процесса социокультурного развития детей и недостаточной проработанностью методических аспектов формирования у них социокуль- турных ценностей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В результате анализа философской, психолого-педагогической, мето- дической литературы, диссертационных исследований и изучения практиче- ского опыта работы дошкольных образовательных организаций была сфор- мулирована научная задача настоящего диссертационного исследования: поиск эффективных способов формирования социокультурных ценностей де- тей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, что позволит своевременно создать императивную основу личности ребенка, а значит, обеспечит осознанный выбор социокультурных ориентиров, кото- рыми дети руководствуются во взаимодействии с другими людьми.
Актуальность решения обозначенной научной задачи, недостаточная изученность проблемы исследования и выявленные противоречия позволили определить тему диссертации: «Формирование социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка результативности процесса формирования социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст- никами.
Объект исследования: процесс социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Гипотеза исследования: возможно, процесс формирования социо- культурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками будет более успешным, если:
1) разработать структурно-функциональную модель, которая:
– построена с опорой на аксиологический, личностно-деятельностный и партисипативный подходы, обеспечивающие методологическую многоуровне- вость и иерархический характер процесса благодаря структурной взаимосвязи и концептуальному единству входящих в нее элементов;
– включает четыре взаимосвязанных структурных компонента (нор- мативно-теоретический, целевой, содержательно-процессуальный, результа- тивный), что обеспечит обоснование параметральных характеристик сфор- мированности социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в единстве трех критериев – когнитивного, эмоционально-чувственного и поведенческого;
2) организовать образовательный процесс дошкольной образователь- ной организации в соответствии со структурно-функциональной моделью, обеспечив следующие педагогические условия:
– решение проблемных ситуаций с использованием интерактивных ме- тодов и средств, позволяющих детям ранжировать социокультурные ценности;
– использование практик наставничества в организации совместной во- лонтерской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сформулированные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили определить задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке и практике дошкольного образования, определить теоретико-методологические основы для ее возможного решения.
2. Определить содержание и сущностные характеристики ключевых понятий исследования: «социокультурные ценности детей старшего до- школьного возраста», «формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками». 3. Разработать структурно-функциональную модель формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, отражающую единство методологии, целепо- лагания, содержания и результатов, и реализовать систему работы в соответ- ствии с моделью.
4. Выявить педагогические условия эффективной реализации процес- са формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в соответствии с разрабо- танной структурно-функциональной моделью, доказать их необходимость и достаточность.
5. Обосновать критерии и показатели сформированности социокуль- турных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрос- лыми и сверстниками, осуществить подбор соответствующего диагностиче- ского инструментария.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и положения:
– аксиологического подхода, утверждающего высшей ценностью че- ловека его интересы и потребности, рассматривающего человека как субъек- та и объекта общественных отношений (И.В. Абакумова, О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никадров, В.П. Тугаринов, Н.Л. Худя- кова, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.);
– личностно-деятельностного подхода, выступающего условием раз- вития качеств личности и становления социокультурного опыта человека, определяющего необходимость интеграции видов деятельности в ценностно- смысловом развитии ребенка (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Я.Г. Петерсон, Д.Б. Эльконин и др.);
– партисипативного подхода, позволяющего рассматривать формирова- ние социокультурных ценностей на основе сотрудничества между взрослым и ребенком, в процессе которого взрослый способствует выработке у ребенка си-
стемы ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обще- стве представлениями через диалогичность и переговоры (И.В.Абакумова, О.Г. Дробницкий, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.Д. Никадров, Е.Ю. Ники- тина, В.А. Петровский, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.).
Исследования отечественных ученых (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о признании старшего дошкольного возраста как сензитивного периода для духовно-нравственного развития ребенка, поскольку в этом возрасте развивается произвольность пси- хических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный от- вет на воспитательное действие. В современных педагогических и методиче- ских трудах (Т.И.Бабаева, Т.М.Бабунова, А.Г.Гогоберидзе, М.А.Иваненко, С.А. Козлова, Л.В. Коломийченко, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, О.В. Токарь, Н.Л. Худякова и др.) формирование социокультурных ценностей рассматривается в качестве одной из главных составляющих гармоничного раз- вития детей дошкольного возраста, способствующей повышению степени реа- лизации его собственной деятельности, достижения запланированных результа- тов и в целом успешности.
Нормативно-правовую основу исследования составили: федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы в редакции Постановления Правительства Российской Феде- рации от 31.03.2017 г. No 376; Федеральный государственный образователь- ный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министер- ства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. No 1155; Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г. No 751; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжение Правительства Российской Феде- рации от 29.05.2015 г. No 996-р. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов:
1) теоретические (анализ нормативно-правовых документов, философ- ской, психолого-педагогической, методической литературы, понятийно- терминологический анализ, метод моделирования);
2) эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);
3) методы математической статистики (χ2 – Пирсона).
Этапы исследования: в соответствии с целью, предметом, гипотезой и
задачами исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (2015–2016 гг.) осуществлялся анализ философской,
психолого-педагогической, методической литературы по проблеме формиро- вания социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимо- действии со взрослыми и сверстниками; определялись цель, объект, предмет исследования, выдвигалась рабочая гипотеза; разрабатывался понятийный аппарат исследования, формулировались его исходные позиции; разрабаты- валась структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, выявлялись педагогические условия, способствующие эффек- тивности данного процесса, проводился констатирующий этап эксперимента.
На втором этапе (2016–2020 гг.) был организован формирующий экс- перимент, в рамках которого в образовательном процессе ДОО осуществля- лось формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в соответствии с разрабо- танной моделью и апробировались педагогические условия, повышающие эффективность этого процесса. В ходе экспериментальной работы уточня- лась гипотеза, корректировалось содержание модели, анализировались полу- ченные результаты.
На третьем этапе (2020–2021 гг.) проводился сравнительный анализ, обобщение и описание полученных в ходе экспериментальной работы ре- зультатов по формированию социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, формулировались выводы, оценивалась эффективность структурно-функциональной модели формирования социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и выявленных пе- дагогических условий, осуществлялось оформление результатов диссертаци- онного исследования.
Научная новизна выполненного исследования заключается в том, что:
1) определена теоретико-методологическая основа корректной поста- новки и успешного решения проблемы формирования социокультурных цен- ностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками – совокупность аксиологического, личностно-деятельностного и партисипативного подходов, что обогащает теоретико-методологический аппарат современной педагогики;
2) на основе выделенных методологических подходов спроектирована структурно-функциональная модель формирования социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст- никами, включающая взаимосвязанные структурные компоненты (норматив- но-теоретический, целевой, содержательно-процессуальный, результатив- ный) и отражающая функции, содержащая программу, формы, методы, сред- ства работы с детьми старшего дошкольного возраста, что является суще- ственным вкладом в модернизацию современного дошкольного образования;
3) выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условия эффективного формирования социокультурных ценностей детей дошкольно- го возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, осуществляе- мого в соответствии с разработанной моделью: а) решение проблемных ситу- аций с использованием интерактивных методов и средств, позволяющих де- тям ранжировать социокультурные ценности; б) использование практик наставничества в организации совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1) теория дошкольного образования дополнена результатами научных изысканий, подтверждающих сензитивность периода дошкольного детства для формирования социокультурных ценностей детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
2) уточнено содержание понятия «социокультурные ценности детей старшего дошкольного возраста», под которым мы подразумеваем систему значимых категорий, образующих основу отношения дошкольников к дей- ствительности, окружающим людям и самому себе и служащих предпосыл- ками становления у них императивного сознания и поведения;
3) введено понятие «формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками», опре- деляемое как целенаправленный, специально организуемый и управляемый в совместной деятельности детей со взрослыми и друг с другом процесс овла- дения дошкольниками системой значимых категорий, образующих основу их отношения к действительности, окружающим людям и самому себе и служа- щих предпосылками становления императивного сознания и поведения;
4) определены принципы формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстника- ми: открытия для других, эмпатии, солидарности и безвозмездности в сов- местной деятельности, учета детской инициативы, субъектности, сотворче- ства, социального партнерства, диалогичности;
5) выявлены параметральные характеристики сформированности со- циокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимо- действии со взрослыми и сверстниками, подобран диагностический аппарат их оценивания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
1) внедрена в образовательный процесс ДОО программа формирова- ния социокультурных ценностей детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками; 2) разработано методическое обеспечение процесса формирования со- циокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, включающее формы, методы, средства реализа- ции программы;
3) разработаны с использованием цифровых технологий и внедрены в образовательный процесс ДОО проекты и квесты, способствующие форми- рованию социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаи- модействии со взрослыми и сверстниками;
4) разработан комплекс волонтерских событий, направленных на ран- жирование социокультурных ценностей детьми дошкольного возраста под наставничеством обучающихся начальных классов.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами, мето- дистами, родителями детей в дошкольных образовательных организациях и в центрах дополнительного профессионального образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социокультурные ценности детей старшего дошкольного возраста трактуются как система значимых категорий, образующих основу отношения дошкольников к действительности, окружающим людям и самому себе и служащих предпосылками становления у них императивного сознания и по- ведения. Формирование социокультурных ценностей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками представляет со- бой целенаправленный, специально организуемый и управляемый в совместной деятельности детей со взрослыми и друг с другом процесс овладения дошколь- никами системой значимых категорий, образующих основу их отношения к действительности, окружающим людям и самому себе и служащих предпо- сылками становления императивного сознания и поведения.
2. Эффективность процесса формирования социокультурных ценно- стей детей дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверст- никами, осуществляемого в соответствии с разработанной на основе аксио- логического, личностно-деятельностного и партисипативного подходов структурно-функциональной моделью, повышается при обеспечении выяв- ленных педагогических условий: решение проблемных ситуаций с использо- ванием интерактивных методов и средств, позволяющих детям ранжировать социокультурные ценности; использование практик наставничества в организа- ции совместной волонтерской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.
3. Считаем, что выявленные нами параметральные характеристики оценки сформированности социокультурных ценностей детей старшего до- школьного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками явля- ются целесообразными, поскольку их соотношение позволяет дать разверну- тую описательную характеристику уровней.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись:
– на международных и всероссийских научно-практических конфе- ренциях «Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тен- денции и перспективы развития в контексте современных требований» (Че- лябинск, 2016), «Актуальные проблемы общего (дошкольного и начального) и специального образования: теория и практика» (Омск, 2018), «Ребенок в современном образовательном пространстве» (Шадринск, 2018), «Актуаль- ные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации» (Челя- бинск, 2018), «Экологическая безопасность, здоровье и образование» (Челя- бинск, 2018), «Детство, открытое миру» (Омск, 2019), «Педагогическое обра- зование: традиции, инновации, поиски, перспективы» (Шадринск, 2019), «Информационная культура современного детства» (Челябинск, 2019), «Здо- ровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности моло- дежи: проблемы и пути решения» (Челябинск, 2020), «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Челябинск, 2020) и др.; – посредством публикаций статей в научных журналах, в том числе включенных в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук;
– на семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Перм- ского государственного гуманитарно-педагогического университета, на засе- даниях кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральского госу- дарственного гуманитарно-педагогического университета;
– посредством педагогической деятельности соискателя в качестве заместителя заведующего по учебно-методической работе в МБДОУ «Дет- ский сад No 28 г. Челябинска».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Проблемные ситуации как средство формирования социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
    Е.В. Шульгина //Бизнес. Образование. Право. – 2– № 2 (47). – С. 475-480 (0,3 п.л.).
    Организация детско-взрослого сообщества как условие формирования социокультурных ценностей у дошкольников
    Е.В. Шуль-гина, И.Е. Емельянова // Вестник Северо-Осетинского государственногоуниверситета имени К.Л. Хетагурова. – 2– № – С. 129-137 (0,6 п.л./ 0,4 п.л.).
    Е.В. Шульгина, М.Н. Терещенко, И.Е. Емельянова // Мир науки, куль-туры, образования. – 2– № 5 (84). – С. 253-256 (0,6 п.л. / 0,4 п.л.).
    Аксиологический подход в формировании социокультурных ценностей детей дошкольного возраста
    Е.В. Шульгина // ВестникБохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Се-рия гуманитарных и экономических наук. – 2– № 1-2 (62). – С. 117-121 (0,3 п.л.).
    Педагогические условия формирования социокультурных ценностей в совместной деятельности взрослого и ребенка
    Е.В. Шульгина // Вестник Саратовского областного института развитияобразования. – 2– № 4 (16). – С. 37-40 (0,3 п.л.).
    Формирование социокультурных ценностей в совместной деятельности взрослого и ребенка
    Е.В. Шульгина // Актуальные про-блемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективыразвития в контексте современных требований : сб. мат-лов XIV между-нар. науч.-практ. конф. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2– С. 464-467 (0,2 п.л.).
    Социокультурная среда как условие формирования социокультурных ценностей в совместной деятельности взрослого и ребенка
    Е.В. Шульгина, И.Е. Емельянова // Альманах научно-исследовательскихработ студентов и молодых ученых : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.«Детство в современном мире – 2018». / отв. за вып. Л.В. Коломийченко,О.Р. Ворошнина, О.Н. Тверская; Перм. гос. гуман.-пед. ун-т. – Пермь,2– Вып. 6 – С. 226-230 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
    Проект и исследовательская деятельность как методы формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
    Е.В. Шульгина // XX Всероссийская студенческая научно-практи-ческая конференция Нижневартовского государственного университета(3-4 апреля 2018) : сб. ст. : в 3 ч. / отв. ред. А.В. Коричко. – Нижневар-товск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2– Ч. 3: Искусство. Дизайн. Ар-хитектура. Музыка. Культура. Философия. Социология. – С. 429-431(0,2 п.л.).
    Современные подходы к формированию социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
    Е.В. Шульгина // Актуаль-ные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации (19-20апреля 2018 г.) : в 2 ч. – Челябинск : Изд-во ЗАО «Библиотека А. Мил-лера», 2– Ч. – С. 334-340 (0,2 п.л.).
    Методы формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
    Е.В. Шульгина // Ребенок в современном об-разовательном пространстве : сб. исследов. работ студентов и аспирантовс междунар. участием. Вып. 9 : в 2 ч. / отв. ред. М.А. Забоева; Шадр. гос.пед. ун-т. – Шадринск : ШГПУ, 2– Ч. – С. 106-110 (0,2 п.л.).
    Теоретико-методологические аспекты формирования социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым
    Е.В. Шульгина // Педагогическое образова-ние: традиции, инновации, поиски, перспективы : мат-лы IX Междунар.науч.-практ. конф. (7 декабря 2018) / отв. ред. В.Г. Барабаш; Шадр. гос.пед. ун-т. – Шадринск : ШГПУ, 2– С. 30-35 (0,3 п.л.).
    Применение интерактивных средств в решении проблемных ситуаций
    Е.В. Шульгина, М.Н. Терещенко // Информационная куль-тура современного детства : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (31 ок-тября – 1 ноября 2019). – Челябинск : Издат. центр «Титул», 2– С. 77-81 (0,2 п.л. / 0,1 п.л.).
    Проблемы взаимодействия взрослого и ребенка при формировании социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста
    Е.В. Шульгина // Детство, открытое миру : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. (26-27 февраля 2019). – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2– С. 50-52 (0,1 п.л.).
    Виртуальное волонтерство как инновационная технология формирования социокультурных ценностей у дошкольников
    Е.В. Шульгина // Здоровьесберегающее образование – залог безопаснойжизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения : мат-лыXI Междунар. науч.-практ. конф. (12-13 ноября 2020) / под науч. ред.З.И. Тюмасевой. – Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2–С. 260-264 (0,1 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Творческое развитие младших школьников в условиях коллективного музицирования на свирели
    📅 2021год
    🏢 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»