Фреймовое моделирование лексико-словообразовательных гнезд с вершинами – именами соматических объектов (на материале русского языка)

Пономарева, Екатерина Александровна

Введение…………………………………………………………………………………………………………4
Глава I Когнитивная лингвистика и ее влияние на теорию словообразования…14
1.1 Истоки когнитивизма. Базовые понятия когнитивной лингвистики………..14
1.2 Идеи когнитивного направления в словообразовании…………………………….23
1.3 Лексико-словообразовательное гнездо как фрагмент концепта……………….31
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………………36
Глава II Когнитивно-ориентированные методики анализа гнезд однокоренных
слов………………………………………………………………………………………………………………..38
2.1 Обзор когнитивных методик представления гнезд однокоренных слов…..38
2.2 Фреймовая модель лексико-словообразовательного гнезда…………………….49
2.3 Электронная база данных как средство репрезентации лексико-
словообразовательных гнезд……………………………………………………………………….60
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………………66
Глава III Фреймовое моделирование лексико-словообразовательных гнезд рус-
ского языка с вершинами – именами соматических объектов…………………………..68
3.1 Соматизмы как важнейший пласт лексики русского языка……………………..68
3.2 Фреймовое моделирование соматических лексико-словообразовательных
гнезд…………………………………………………………………………………………………………..77
3.2.1 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной сердце…………………………………………………………………………………….77
3.2.2 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной душа……………………………………………………………………………………….89
3.2.3 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной рука………………………………………………………………………………………105
3.2.4 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной голова……………………………………………………………………………………118
3.2.5 Фреймовое моделирование лексико-словообразовательного гнезда с
вершиной нога………………………………………………………………………………………142
3.3 Сопоставительный анализ лексико-словообразовательных гнезд с верши-
нами сердце, душа, рука, голова, нога………………………………………………………..159
3.4 Слот «каритивность» в соматических гнездах русского языка………………165
Выводы по главе 3…………………………………………………………………………………….181
Заключение………………………………………………………………………………………………….184
Литература………………………………………………………………………………………………….189
Список источников……………………………………………………………………………………..210
Список принятых сокращений…………………………………………………………………..212
Приложение 1. Дериваты гнезда с вершиной сердце, включенные в кон-
текст……………………………………………………………………………………………………………..213
Приложение 2. Дериваты гнезда с вершиной душа, включенные в контекст….227
Приложение 3. Дериваты гнезда с вершиной рука, включенные в контекст…..243
Приложение 4. Дериваты гнезда с вершиной голова, включенные в кон-
текст……………………………………………………………………………………………………………..264
Приложение 5. Дериваты гнезда с вершиной нога, включенные в контекст…..288

Диссертационное исследование направлено на когнитивное моделирование
лексико-словообразовательных гнезд русского языка с вершинами – именами со-
матических (телесных) объектов.
Работа выполнена в русле когнитивной лингвистики, которая начала актив-
но развиваться с конца XX столетия. Именно тогда были обозначены объект и
предмет изучения, выделены методы анализа языкового материала, чему в отече-
ственном языкознании значительно способствовали труды Е. С. Кубряковой и ее
учеников. В основу теории когнитивной лингвистики было положено утвержде-
ние о том, что язык служит средством получения, переработки и хранения ин-
формации об окружающем мире через призму человеческого опыта. Изучение
языка таким образом способствует объяснению некоторых мыслительных осо-
бенностей человека, к которым, среди прочего, относятся факты концептуализа-
ции и категоризации знаний.
Стоит отметить, что на многие проблемные вопросы, рассматриваемые сей-
час в рамках представляемого направления, ученые обратили внимание гораздо
раньше. Например, идеи антропоцентризма, которыми пропитана когнитивная
наука, высказывались философами античности и эпохи Возрождения (И. Кант,
Платон, Сократ и др.), а проблема связи языка и мышления человека стояла перед
учеными уже в конце XVIII века (В. фон Гумбольдт). Рассматривается она и в
трудах И. А. Бодуэна де Куртене, Л. фон Витгенштейна, Н. В. Крушевского,
А. А. Потебни и нек. др.
Большой вклад в развитие идей когнитивной лингвистики внесли как зару-
бежные, так и отечественные ученые, интерпретирующие языковые единицы с
позиции различных направлений: когнитивной семантики (Ю. Д. Апресян,
А. Н. Баранов, Н. Н. Болдырев, Анна А. Зализняк, Г. Е. Крейдлин, Е. В. Рахилина,
З. И. Резанова, Э. Рош, Л. Талми, С. М. Толстая, А. Д. Шмелев и др.), когнитивной
грамматики (Р. Джекендофф, А. В. Кравченко, Дж. Лакофф, Р. Лангакер,
Ч. Филлмор, Н. Хомский и др.), когнитивной дериватологии (Л.А. Араева,
Н. Д. Голев, И. В. Евсеева, П. А. Катышев, О. Ю. Крючкова, Е. С. Кубрякова,
М. С. Осадчий, М. Д. Тагаев и др.), теории когнитивно-дискурсивного анализа
(Н. Д. Арутюнова, В. З. Демьянков, В. И. Карасик, А. А. Кибрик и др.) и нек. др.
Труды всех этих ученых объединяет общая идея – объяснение всего, что связано с
языковым знанием.
Представляемое исследование выполнено в рамках одного из направлений
когнитивной лингвистики – когнитивной дериватологии. Переосмысление многих
лингвистических проблем и фактов в аспекте когнитивистики привело к новому
взгляду на процессы словообразования в языке. Работы таких отечественных уче-
ных, как Ю. С. Азарх, Л. А. Араева, Е. Л. Гинзбург, Н. Д. Голев, Е. С. Кубрякова,
Л. В. Сахарный, М. Н. Янценецкая и других, выполненные на стыке парадигм
научного знания – системно-структурной и антропоцентрической, значительно
продвинули словообразование к когнитивизму. Например, изучение производных
слов, как следует из трудов Е. С. Кубряковой, позволяет по-новому охарактеризо-
вать процессы речемыслительной деятельности человека.
Одним из перспективных и популярных методов анализа единиц словообра-
зования является когнитивное моделирование этих единиц, позволяющее не толь-
ко вскрыть некоторые механизмы словопорождения, но и продемонстрировать
упорядоченность и системность информации об окружающем мире, хранящейся в
сознании человека.
Метод когнитивного моделирования единиц деривации в современной оте-
чественной лингвистике активно разрабатывается представителями кемеровской
дериватологической школы. Особый вклад в развитие данного направления вслед
за руководителем, Л. А. Араевой, внес М. А. Осадчий, разработавший методику
пропозиционально-фреймового моделирования гнезда однокоренных слов. Как
морфемно-словообразовательную концептосферу оценивает гнездо в докторской
диссертации М. Д. Тагаев. Когнитивную модель комплексных единиц словообра-
зования – словообразовательных типов и гнезд – строит И. В. Евсеева, анализи-
рующая данные единицы с единых теоретических и методологических позиций.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»