Художественный мультилингвизм в языке писателя-эмигранта Б. Хазанова

Кожевникова, Мария Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУ-
ДОЖЕСТВЕННОГО МУЛЬТИЛИНГВИЗМА.………………………… 12
1.1. Проблематика художественного мультилингвизма в лингвистике XX
– XXI вв……………………………………………………………..………… 12
1.2. Иноязычие как компонент художественного мультилингвизма……. 16
1.3. Прагматика иноязычия ………………………………………………… 24
1.4. Иноязычие в тексте как фактор художественной значимости………… 28
1.4.1. Иноязычие в литературе на русском языке………..………………… 30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 46

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧИЯ
КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МУЛЬТИЛИНГВИЗМА В ХУДОЖЕСТ-
ВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б. ХАЗАНОВА……………………………….. 48
2.1.Функции иноязычия как средства выражения художественного за-
мысла………………………………………………………………………… 48
2.1.1.Функция создания национального колорита (предметно-
тематическая классификация) ………………………………………………. 52
2.1.2. Функция создания временного колорита……………………………. 64
2.1.3. Функция характеристики персонажа…………………………………. 70
2.1.4. Прогностическая функция иноязычия ……………………………….. 76
2.1.5. Иноязычие как компонент языковой игры…………………………… 80
2.1.6. Эвфемистическая функция иноязычия ………………………………. 88
2.1.7. Эмоционально-оценочная функция иноязычия …………………….. 90
2.1.8. Иноязычные единицы как элементы языковой картины мира писа-
теля………………………………………………………………………… 93
2.2. Основные способы введения иноязычия в текст……………………… 106
2.2.1. Графико-орфографическое оформление иноязычия………………. 106
2.2.2. Морфологические способы введения иноязычия в русскоязычный
текст……………………………………………………………………………. 115
2.2.3. Калькирование как средство использования иноязычия………….. 121
2.3. Художественный мультилингвизм Б. Хазанова……………………… 129
2.3.1. Условия и предпосылки формирования художественного мульти-
лингвизма Б. Хазанова………………………………………………………. 129
2.3.2. Эволюция художественного мультилингвизма Б. Хазанова……… 130
2.3.2.1. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
доэмигрантский период……………………………………………………… 131
2.3.2.2. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
эмигрантский период…………………………………………………………. 134
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………….. 153

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Борис Хазанов. Биографическая справка………… 173

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Cловарь графико-орфографических иноязычий в
языке Б. Хазанова…………………………………………………………… 175

Прецеденты взаимодействия разных национальных языков в едином худо-
жественном пространстве текста существуют с момента зарождения художест-
венной литературы. В научном освещении такой феномен получил определение
литературный, художественный или творческий мультилингвизм. Распространен-
ный в мировой литературной практике, художественный мультилингвизм реали-
зуется в разных формах и способах, среди которых можно обозначить и иноязыч-
ные единицы, выступающие элементом другой культуры, способом еѐ выражения.
Писатели и поэты активно обращаются к этому выразительному средству для
достижения различных целей. Отдельное развитие данный феномен получил в
художественной литературе русского зарубежья.
Степень научной разработанности проблемы. Иноязычия как компонент
художественного мультилингвизма стали предметом изучения многих отечест-
венных исследователей, среди которых В.В. Виноградов [1982], Ю.T. Листрова
[1979], М.П. Алексеев [1981], П.Р. Заборов [1981], А.Г. Коваленко [1986],
Э.А. Григорян [1997], Н.Л. Васильев и Е.В. Савина [2000], С.Г. Николаев [2006],
Е.В. Макеева [2008], К.В. Западная [2010] и др.
При этом отдельное направление исследования образуют иноязычия как
проявление мультилингвизма в языке эмигрантов. Стоит отметить, что изучение
функционирования и развития русского языка в эмиграции за последние годы не
потеряло своей актуальности. Работы в этой области содержат исследования, на-
правленные, в том числе, на анализ языковых изменений в условиях эмиграции,
обусловленных влиянием другой языковой системы [Земская, 1972; Караулов,
1992; Голубева-Монаткина, 1993; Гловинская, 2001].
Изучая художественный мультилингвизм литературы русского зарубежья,
лингвисты выделяют следующий круг проблем:
 взаимоотношение двух языковых и культурных систем в литературном
языке писателя-би/мультилингва [Балеевских, 2002];
 эволюцию литературного би/мультилингвизма [Иващенко, 2004];
 синтаксическую интерференцию в письменной речи писателя-
би/мультилингва [Григорьев, 2005];
 влияние би/мультилингвизма писателя на литературное творчество
[Маслова, 2008].
Существует несколько работ, посвящѐнных непосредственно анализу ино-
язычных элементов в языке писателей-эмигрантов [Чигирин, 2002; Тищенко,
2005]. Однако большинство исследований направлено на изучение языковых яв-
лений в текстах писателей-эмигрантов первой волны. Лингвистические же рабо-
ты, исследующие язык писателей-эмигрантов третьей волны не так многочислен-
ны [Колесова, 2005; Пелих, 2007; Большакова, 2008; Руженцева, 2014], что по-
служило одной из главных предпосылок обращения к данной теме. Б. Хазанова
относят к писателям третьей эмигрантской волны. Его мировосприятие формиро-
валось под влиянием нескольких европейских культур, что не могло не найти от-
ражения в его языке, проявляясь, в первую очередь, большим количеством ино-
язычий, которые позволяют читателю дополнить представления о мироощущени-
ях автора, т. е. о мире, видимом в особой проекции. Его тексты, таким образом,
представляют особую значимость для изучения художественного мультилингвиз-
ма.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»