Художественный мультилингвизм в языке писателя-эмигранта Б. Хазанова

Кожевникова, Мария Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУ-
ДОЖЕСТВЕННОГО МУЛЬТИЛИНГВИЗМА.………………………… 12
1.1. Проблематика художественного мультилингвизма в лингвистике XX
– XXI вв……………………………………………………………..………… 12
1.2. Иноязычие как компонент художественного мультилингвизма……. 16
1.3. Прагматика иноязычия ………………………………………………… 24
1.4. Иноязычие в тексте как фактор художественной значимости………… 28
1.4.1. Иноязычие в литературе на русском языке………..………………… 30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 46

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧИЯ
КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МУЛЬТИЛИНГВИЗМА В ХУДОЖЕСТ-
ВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б. ХАЗАНОВА……………………………….. 48
2.1.Функции иноязычия как средства выражения художественного за-
мысла………………………………………………………………………… 48
2.1.1.Функция создания национального колорита (предметно-
тематическая классификация) ………………………………………………. 52
2.1.2. Функция создания временного колорита……………………………. 64
2.1.3. Функция характеристики персонажа…………………………………. 70
2.1.4. Прогностическая функция иноязычия ……………………………….. 76
2.1.5. Иноязычие как компонент языковой игры…………………………… 80
2.1.6. Эвфемистическая функция иноязычия ………………………………. 88
2.1.7. Эмоционально-оценочная функция иноязычия …………………….. 90
2.1.8. Иноязычные единицы как элементы языковой картины мира писа-
теля………………………………………………………………………… 93
2.2. Основные способы введения иноязычия в текст……………………… 106
2.2.1. Графико-орфографическое оформление иноязычия………………. 106
2.2.2. Морфологические способы введения иноязычия в русскоязычный
текст……………………………………………………………………………. 115
2.2.3. Калькирование как средство использования иноязычия………….. 121
2.3. Художественный мультилингвизм Б. Хазанова……………………… 129
2.3.1. Условия и предпосылки формирования художественного мульти-
лингвизма Б. Хазанова………………………………………………………. 129
2.3.2. Эволюция художественного мультилингвизма Б. Хазанова……… 130
2.3.2.1. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
доэмигрантский период……………………………………………………… 131
2.3.2.2. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
эмигрантский период…………………………………………………………. 134
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………….. 153

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Борис Хазанов. Биографическая справка………… 173

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Cловарь графико-орфографических иноязычий в
языке Б. Хазанова…………………………………………………………… 175

Прецеденты взаимодействия разных национальных языков в едином худо-
жественном пространстве текста существуют с момента зарождения художест-
венной литературы. В научном освещении такой феномен получил определение
литературный, художественный или творческий мультилингвизм. Распространен-
ный в мировой литературной практике, художественный мультилингвизм реали-
зуется в разных формах и способах, среди которых можно обозначить и иноязыч-
ные единицы, выступающие элементом другой культуры, способом еѐ выражения.
Писатели и поэты активно обращаются к этому выразительному средству для
достижения различных целей. Отдельное развитие данный феномен получил в
художественной литературе русского зарубежья.
Степень научной разработанности проблемы. Иноязычия как компонент
художественного мультилингвизма стали предметом изучения многих отечест-
венных исследователей, среди которых В.В. Виноградов [1982], Ю.T. Листрова
[1979], М.П. Алексеев [1981], П.Р. Заборов [1981], А.Г. Коваленко [1986],
Э.А. Григорян [1997], Н.Л. Васильев и Е.В. Савина [2000], С.Г. Николаев [2006],
Е.В. Макеева [2008], К.В. Западная [2010] и др.
При этом отдельное направление исследования образуют иноязычия как
проявление мультилингвизма в языке эмигрантов. Стоит отметить, что изучение
функционирования и развития русского языка в эмиграции за последние годы не
потеряло своей актуальности. Работы в этой области содержат исследования, на-
правленные, в том числе, на анализ языковых изменений в условиях эмиграции,
обусловленных влиянием другой языковой системы [Земская, 1972; Караулов,
1992; Голубева-Монаткина, 1993; Гловинская, 2001].
Изучая художественный мультилингвизм литературы русского зарубежья,
лингвисты выделяют следующий круг проблем:
 взаимоотношение двух языковых и культурных систем в литературном
языке писателя-би/мультилингва [Балеевских, 2002];
 эволюцию литературного би/мультилингвизма [Иващенко, 2004];
 синтаксическую интерференцию в письменной речи писателя-
би/мультилингва [Григорьев, 2005];
 влияние би/мультилингвизма писателя на литературное творчество
[Маслова, 2008].
Существует несколько работ, посвящѐнных непосредственно анализу ино-
язычных элементов в языке писателей-эмигрантов [Чигирин, 2002; Тищенко,
2005]. Однако большинство исследований направлено на изучение языковых яв-
лений в текстах писателей-эмигрантов первой волны. Лингвистические же рабо-
ты, исследующие язык писателей-эмигрантов третьей волны не так многочислен-
ны [Колесова, 2005; Пелих, 2007; Большакова, 2008; Руженцева, 2014], что по-
служило одной из главных предпосылок обращения к данной теме. Б. Хазанова
относят к писателям третьей эмигрантской волны. Его мировосприятие формиро-
валось под влиянием нескольких европейских культур, что не могло не найти от-
ражения в его языке, проявляясь, в первую очередь, большим количеством ино-
язычий, которые позволяют читателю дополнить представления о мироощущени-
ях автора, т. е. о мире, видимом в особой проекции. Его тексты, таким образом,
представляют особую значимость для изучения художественного мультилингвиз-
ма.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»