Художественный мультилингвизм в языке писателя-эмигранта Б. Хазанова

Кожевникова, Мария Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУ-
ДОЖЕСТВЕННОГО МУЛЬТИЛИНГВИЗМА.………………………… 12
1.1. Проблематика художественного мультилингвизма в лингвистике XX
– XXI вв……………………………………………………………..………… 12
1.2. Иноязычие как компонент художественного мультилингвизма……. 16
1.3. Прагматика иноязычия ………………………………………………… 24
1.4. Иноязычие в тексте как фактор художественной значимости………… 28
1.4.1. Иноязычие в литературе на русском языке………..………………… 30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 46

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧИЯ
КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МУЛЬТИЛИНГВИЗМА В ХУДОЖЕСТ-
ВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б. ХАЗАНОВА……………………………….. 48
2.1.Функции иноязычия как средства выражения художественного за-
мысла………………………………………………………………………… 48
2.1.1.Функция создания национального колорита (предметно-
тематическая классификация) ………………………………………………. 52
2.1.2. Функция создания временного колорита……………………………. 64
2.1.3. Функция характеристики персонажа…………………………………. 70
2.1.4. Прогностическая функция иноязычия ……………………………….. 76
2.1.5. Иноязычие как компонент языковой игры…………………………… 80
2.1.6. Эвфемистическая функция иноязычия ………………………………. 88
2.1.7. Эмоционально-оценочная функция иноязычия …………………….. 90
2.1.8. Иноязычные единицы как элементы языковой картины мира писа-
теля………………………………………………………………………… 93
2.2. Основные способы введения иноязычия в текст……………………… 106
2.2.1. Графико-орфографическое оформление иноязычия………………. 106
2.2.2. Морфологические способы введения иноязычия в русскоязычный
текст……………………………………………………………………………. 115
2.2.3. Калькирование как средство использования иноязычия………….. 121
2.3. Художественный мультилингвизм Б. Хазанова……………………… 129
2.3.1. Условия и предпосылки формирования художественного мульти-
лингвизма Б. Хазанова………………………………………………………. 129
2.3.2. Эволюция художественного мультилингвизма Б. Хазанова……… 130
2.3.2.1. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
доэмигрантский период……………………………………………………… 131
2.3.2.2. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
эмигрантский период…………………………………………………………. 134
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………….. 153

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Борис Хазанов. Биографическая справка………… 173

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Cловарь графико-орфографических иноязычий в
языке Б. Хазанова…………………………………………………………… 175

Прецеденты взаимодействия разных национальных языков в едином худо-
жественном пространстве текста существуют с момента зарождения художест-
венной литературы. В научном освещении такой феномен получил определение
литературный, художественный или творческий мультилингвизм. Распространен-
ный в мировой литературной практике, художественный мультилингвизм реали-
зуется в разных формах и способах, среди которых можно обозначить и иноязыч-
ные единицы, выступающие элементом другой культуры, способом еѐ выражения.
Писатели и поэты активно обращаются к этому выразительному средству для
достижения различных целей. Отдельное развитие данный феномен получил в
художественной литературе русского зарубежья.
Степень научной разработанности проблемы. Иноязычия как компонент
художественного мультилингвизма стали предметом изучения многих отечест-
венных исследователей, среди которых В.В. Виноградов [1982], Ю.T. Листрова
[1979], М.П. Алексеев [1981], П.Р. Заборов [1981], А.Г. Коваленко [1986],
Э.А. Григорян [1997], Н.Л. Васильев и Е.В. Савина [2000], С.Г. Николаев [2006],
Е.В. Макеева [2008], К.В. Западная [2010] и др.
При этом отдельное направление исследования образуют иноязычия как
проявление мультилингвизма в языке эмигрантов. Стоит отметить, что изучение
функционирования и развития русского языка в эмиграции за последние годы не
потеряло своей актуальности. Работы в этой области содержат исследования, на-
правленные, в том числе, на анализ языковых изменений в условиях эмиграции,
обусловленных влиянием другой языковой системы [Земская, 1972; Караулов,
1992; Голубева-Монаткина, 1993; Гловинская, 2001].
Изучая художественный мультилингвизм литературы русского зарубежья,
лингвисты выделяют следующий круг проблем:
 взаимоотношение двух языковых и культурных систем в литературном
языке писателя-би/мультилингва [Балеевских, 2002];
 эволюцию литературного би/мультилингвизма [Иващенко, 2004];
 синтаксическую интерференцию в письменной речи писателя-
би/мультилингва [Григорьев, 2005];
 влияние би/мультилингвизма писателя на литературное творчество
[Маслова, 2008].
Существует несколько работ, посвящѐнных непосредственно анализу ино-
язычных элементов в языке писателей-эмигрантов [Чигирин, 2002; Тищенко,
2005]. Однако большинство исследований направлено на изучение языковых яв-
лений в текстах писателей-эмигрантов первой волны. Лингвистические же рабо-
ты, исследующие язык писателей-эмигрантов третьей волны не так многочислен-
ны [Колесова, 2005; Пелих, 2007; Большакова, 2008; Руженцева, 2014], что по-
служило одной из главных предпосылок обращения к данной теме. Б. Хазанова
относят к писателям третьей эмигрантской волны. Его мировосприятие формиро-
валось под влиянием нескольких европейских культур, что не могло не найти от-
ражения в его языке, проявляясь, в первую очередь, большим количеством ино-
язычий, которые позволяют читателю дополнить представления о мироощущени-
ях автора, т. е. о мире, видимом в особой проекции. Его тексты, таким образом,
представляют особую значимость для изучения художественного мультилингвиз-
ма.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»