Художественный мультилингвизм в языке писателя-эмигранта Б. Хазанова

Кожевникова, Мария Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУ-
ДОЖЕСТВЕННОГО МУЛЬТИЛИНГВИЗМА.………………………… 12
1.1. Проблематика художественного мультилингвизма в лингвистике XX
– XXI вв……………………………………………………………..………… 12
1.2. Иноязычие как компонент художественного мультилингвизма……. 16
1.3. Прагматика иноязычия ………………………………………………… 24
1.4. Иноязычие в тексте как фактор художественной значимости………… 28
1.4.1. Иноязычие в литературе на русском языке………..………………… 30
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 46

ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧИЯ
КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МУЛЬТИЛИНГВИЗМА В ХУДОЖЕСТ-
ВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б. ХАЗАНОВА……………………………….. 48
2.1.Функции иноязычия как средства выражения художественного за-
мысла………………………………………………………………………… 48
2.1.1.Функция создания национального колорита (предметно-
тематическая классификация) ………………………………………………. 52
2.1.2. Функция создания временного колорита……………………………. 64
2.1.3. Функция характеристики персонажа…………………………………. 70
2.1.4. Прогностическая функция иноязычия ……………………………….. 76
2.1.5. Иноязычие как компонент языковой игры…………………………… 80
2.1.6. Эвфемистическая функция иноязычия ………………………………. 88
2.1.7. Эмоционально-оценочная функция иноязычия …………………….. 90
2.1.8. Иноязычные единицы как элементы языковой картины мира писа-
теля………………………………………………………………………… 93
2.2. Основные способы введения иноязычия в текст……………………… 106
2.2.1. Графико-орфографическое оформление иноязычия………………. 106
2.2.2. Морфологические способы введения иноязычия в русскоязычный
текст……………………………………………………………………………. 115
2.2.3. Калькирование как средство использования иноязычия………….. 121
2.3. Художественный мультилингвизм Б. Хазанова……………………… 129
2.3.1. Условия и предпосылки формирования художественного мульти-
лингвизма Б. Хазанова………………………………………………………. 129
2.3.2. Эволюция художественного мультилингвизма Б. Хазанова……… 130
2.3.2.1. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
доэмигрантский период……………………………………………………… 131
2.3.2.2. Качественно-количественный анализ иноязычных элементов в
эмигрантский период…………………………………………………………. 134
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………………………….. 153

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Борис Хазанов. Биографическая справка………… 173

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Cловарь графико-орфографических иноязычий в
языке Б. Хазанова…………………………………………………………… 175

Прецеденты взаимодействия разных национальных языков в едином худо-
жественном пространстве текста существуют с момента зарождения художест-
венной литературы. В научном освещении такой феномен получил определение
литературный, художественный или творческий мультилингвизм. Распространен-
ный в мировой литературной практике, художественный мультилингвизм реали-
зуется в разных формах и способах, среди которых можно обозначить и иноязыч-
ные единицы, выступающие элементом другой культуры, способом еѐ выражения.
Писатели и поэты активно обращаются к этому выразительному средству для
достижения различных целей. Отдельное развитие данный феномен получил в
художественной литературе русского зарубежья.
Степень научной разработанности проблемы. Иноязычия как компонент
художественного мультилингвизма стали предметом изучения многих отечест-
венных исследователей, среди которых В.В. Виноградов [1982], Ю.T. Листрова
[1979], М.П. Алексеев [1981], П.Р. Заборов [1981], А.Г. Коваленко [1986],
Э.А. Григорян [1997], Н.Л. Васильев и Е.В. Савина [2000], С.Г. Николаев [2006],
Е.В. Макеева [2008], К.В. Западная [2010] и др.
При этом отдельное направление исследования образуют иноязычия как
проявление мультилингвизма в языке эмигрантов. Стоит отметить, что изучение
функционирования и развития русского языка в эмиграции за последние годы не
потеряло своей актуальности. Работы в этой области содержат исследования, на-
правленные, в том числе, на анализ языковых изменений в условиях эмиграции,
обусловленных влиянием другой языковой системы [Земская, 1972; Караулов,
1992; Голубева-Монаткина, 1993; Гловинская, 2001].
Изучая художественный мультилингвизм литературы русского зарубежья,
лингвисты выделяют следующий круг проблем:
 взаимоотношение двух языковых и культурных систем в литературном
языке писателя-би/мультилингва [Балеевских, 2002];
 эволюцию литературного би/мультилингвизма [Иващенко, 2004];
 синтаксическую интерференцию в письменной речи писателя-
би/мультилингва [Григорьев, 2005];
 влияние би/мультилингвизма писателя на литературное творчество
[Маслова, 2008].
Существует несколько работ, посвящѐнных непосредственно анализу ино-
язычных элементов в языке писателей-эмигрантов [Чигирин, 2002; Тищенко,
2005]. Однако большинство исследований направлено на изучение языковых яв-
лений в текстах писателей-эмигрантов первой волны. Лингвистические же рабо-
ты, исследующие язык писателей-эмигрантов третьей волны не так многочислен-
ны [Колесова, 2005; Пелих, 2007; Большакова, 2008; Руженцева, 2014], что по-
служило одной из главных предпосылок обращения к данной теме. Б. Хазанова
относят к писателям третьей эмигрантской волны. Его мировосприятие формиро-
валось под влиянием нескольких европейских культур, что не могло не найти от-
ражения в его языке, проявляясь, в первую очередь, большим количеством ино-
язычий, которые позволяют читателю дополнить представления о мироощущени-
ях автора, т. е. о мире, видимом в особой проекции. Его тексты, таким образом,
представляют особую значимость для изучения художественного мультилингвиз-
ма.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»