Ключевые слова современности как линвистический феномен
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ СТАТУС КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
СОВРЕМЕННОСТИ ………………………………………………………………………………… 10
1.1. Феномен слов-ключей в современной науке …………………………………….. 10
1.2. От модного слова / ключевого слова текущего момента к ключевому
слову современности ……………………………………………………………………………… 21
1.3. Ключевые слова современности в когнитивном аспекте …………………… 33
1.4. Методика выявления и анализа ключевых слов ………………………………… 41
Выводы по главе 1 ………………………………………………………………………………….. 50
ГЛАВА 2. СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА
КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ СОВРЕМЕННОСТИ………………………………………………… 53
2.1. Трансформация семантики и сочетаемостных свойств ключевых слов
современности ……………………………………………………………………………………….. 53
2.2. Коннотативный компонент значения ключевых слов современности … 74
2.3. Ключевые слова современности в составе прецедентных текстов……… 93
Выводы по главе 2 ………………………………………………………………………………… 105
ГЛАВА 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ СОВРЕМЕННОСТИ………………………………………………. 107
3.1. Деривационная активность ключевых слов современности …………….. 107
3.2. Частеречная характеристика ключевых слов современности …………… 128
Выводы по главе 3 ………………………………………………………………………………… 138
ГЛАВА 4. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ СОВРЕМЕННОСТИ
В РАЗНЫХ ТИПАХ ДИСКУРСА …………………………………………………………… 141
4.1. К определению понятия «дискурс». Дискурсивная эволюция
ключевых слов ……………………………………………………………………………………… 141
4.2. Ключевые слова современности в политическом дискурсе ……………… 150
4.3. Ключевые слова современности в образовательном дискурсе …………. 160
4.4. Ключевые слова современности в рекламном дискурсе ………………….. 170
Выводы по главе 4 ………………………………………………………………………………… 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 182
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………………………….. 187
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ ………….. 206
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 209
Во введении обосновывается актуальность диссертации, раскрывается ее научная новизна, указываются объект, предмет, материал, цель и задачи исследования, перечисляются применяемые методы, характеризуется теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, и приводятся сведения об апробации работы.
Первая глава «Лингвистический статус ключевых слов современности» посвящена концептуально-теоретическому обоснованию проблемы. На основе обзора научных работ, в которых затрагиваются вопросы, связанные с изучением ключевых слов, обозначены подходы к пониманию данного феномена. В главе разрабатываются критерии выделения ключевых слов современности и описывается методика их анализа.
Термин «ключевое слово» сегодня используется в разных областях знаний: информатике, психологии, библиотечном деле, литературоведении, культурологии, лингвистике. Его широкое распространение отчасти можно объяснить тем, что оно имеет метафорическую основу (образ ключа как средства, возможности для понимания, разгадки чего-либо).
В лингвистике в настоящее время понятие ключевых слов не имеет единой трактовки. Мы выделили три подхода к изучению данного явления. Во-первых, ключевые слова рассматриваются с позиций социолингвистики: это слова, отражающие основные экономические и социальные изменения, политическую актуальность события, к которому относятся. Данный феномен в работах исследователей получает такие наименования, как «ключевые слова текущего момента», «ключевые слова эпохи», «лексика сегодняшнего дня», «маркеры эпохи», «слова-хронофакты» (Е.Ю. Виданов, С.В. Ильясова,
«Лингвистика,
проблемы и перспективы» (Орел 2019
Ж. Маторе, Н.А. Прокофьева, Е.В. Синкина, З.Е. Фомина, И.Ю. Шачкова, Е.И.Шейгал, Т.В. Шмелева, Е.А. Щеглова). Во-вторых, изучаются слова, не столько связанные с политически значимыми событиями, которые становятся на определенное время бурно обсуждаемыми, сколько отражающие социальные, культурные, ценностные ориентиры общества конкретного времени (когнитивный подход). Терминологически такие слова обозначаются как «ключевые слова эпохи», «медиаконцепты», «модные слова», «слова- символы» (Н.С. Валгина, Н.Г. Журавлева, Е.А. Земская, М.А. Кронгауз, О.В. Орлова, О.А. Семенюк, М.А. Степанова). В-третьих, в работах лингвистов анализируются слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры (лингвокультурологический подход). Для их обозначения используются термины «ключевые слова культуры», «константы культуры», «устойчивые концепты культуры» (А. Вежбицкая, Ю.С. Степанов).
Термин «ключевое слово современности», введенный в диссертации, наиболее близок термину «ключевое слово эпохи». Мы пришли к выводу, что выбор того или иного обозначения должен зависеть от продолжительности исторического периода, лексика которого становится предметом исследования. Слово эпоха, входящее в состав термина «ключевое слово эпохи», имеет основное значение «длительный период времени, выделяемый по каким-нибудь характерным явлениям, событиям» (Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова). Ассоциации к этому слову подтверждают словарное значение: эра, история, век, ренессанс, веха, коммунизм, античность, столетие, тысячелетие и т.п. (Словарь ассоциаций). Таким образом, этот термин уместнее было бы употреблять при описании ключевых слов длительных, глобальных исторических периодов (например, эпохи коммунизма и под.). Слово же современность, являющееся частью термина «ключевое слово современности», дефинируется как определенный отрезок времени без указаний на его длительность, следовательно, термин «ключевое слово современности» предпочтительнее использовать для анализа лексики относительно непродолжительного времени. Однако нельзя упускать из виду, что современность – понятие философское и философы определяют его как содержательно-темпоральное, а не формально-календарное. То есть, чтобы определенный отрезок времени можно было назвать современностью, он должен обладать некоторыми уникальными свойствами, отличающими его от других периодов.
Как показывает наше исследование, одно и то же слово на разных этапах своего существования может иметь разные характеристики, переходить из одной категории слов в другую. В связи с этим можно говорить о жизненном цикле ключевых слов, под которым понимается траектория развития слова от момента приобретения особой актуальности до закрепления в качестве имени концепта или перехода в категорию общеупотребительной лексики. Схематично модель развития ключевых слов представлена в таблице.
Основные стадии жизненного цикла ключевых слов
Стадия жизненного цикла, Лингвистический статус единицы языка характеристика
Таблица
Стадия 1: появление, наращивание частотности
1) модные слова (инсайт, лайфхак);
2) ключевые слова текущего момента (санкции, коронавирус);
3) общеупотребительная лексика, которая стала особенно актуальной вследствие адекватности, соответствия современным приоритетам общества (качество, решение)
Стадия 2: достижение пика активности, нахождение в центре внимания носителей языка, приобретение особой значимости для языковой личности и лингвокультурного сообщества
1) ключевые слова современности – языковые корреляты (имена) соответствующих современных концептов (проект, услуга);
2) ключевые слова эпохи – имена ключевых концептов эпохи (модернизация, демократия)
Стадия 3: снижение актуальности с последующим выходом из категории особенно актуальной в настоящее время лексики
1) слова-хронофакты (перестройка, гласность);
2) общеупотребительная лексика без особого статуса (свобода, равенство) – имена базовых концептов
группа лексики, соответствующая первой стадии
Термин «модное слово» (
) является широко используемым в лингвистике. К основным признакам модных слов ученые относят современность, универсальность, демонстративность и игровой характер (критерии выделены социологом А.Б. Гофманом и применяются по отношению к любым модным объектам). Для обыденного языкового сознания первые два признака, обозначаемые также как новизна (свежесть, актуальность) и массовость употребления, являются достаточными для того, чтобы считать эти единицы модными. Демонстративность чаще всего проявляется во внешнем облике слова (именно с этим связывается престижность иноязычных слов). Резкое возрастание частотности употребления приводит к появлению новых сочетаемостных возможностей лексической единицы, следствием чего являются амбивалентность прагматики и «опустошенность» семантики модного слова. Игра как ценность моды – универсальный элемент культуры, поскольку мода является своего рода стимулом к поиску и созданию нового, кроме того, мода позволяет открывать старое в качестве нового. В том, что модное слово зачастую является новым обозначением известного явления, прослеживается, в частности, игровое начало: попадая в центр общественного внимания, слово становится объектом обыгрывания. Таким образом, модные слова порождены существуют за пределами политически острой повестки дня, не связаны с актуальными для общества
жизненного цикла ключевых слов
кругом интересов современного поколения в целом,
проблемами; с помощью анализа модных слов можно выявить эстетические вкусы общества.
Другая группа лексики, также соответствующая первой стадии жизненного цикла ключевых слов, обозначается как «ключевые слова текущего момента» (термин введен в оборот Т.В. Шмелевой). Ключевые слова текущего момента
Далеко не каждое явление способно дать импульс для пополнения круга ключевых слов; это должно быть событие, имеющее ценность для общества, в каком-то смысле меняющее его
представление о самом себе.
В группу ключевых слов текущего момента входят и так называемые слова года – слова, оказавшиеся в центре общественного внимания в течение текущего года. Такие слова функционируют в довольно узком временном отрезке, не становясь при этом существенными единицами языкового сознания, а лишь портретируя конкретный период жизни общества и государства. Вместе с тем судьбу таких единиц невозможно прогнозировать: на употребление слова в будущем влияет актуальность самого явления или предмета, для обозначения которого это слово существует.
вызваны событием или ситуацией, которые становятся знаковыми для
общества в социальном и политическом планах.
Зародившись в эпицентре событий, знаковые
слова быстро теряют оттенок новизны и наращивают частотность
употребления.
Что касается еще одной группы – общеупотребительной лексики,
получающей особое звучание в определенный период из-за адекватности приоритетам, задачам, мировоззрению современников, – то в какой-то мере она имеет сходство с группой модных слов, но не обладает признаками демонстративности и игрового характера. В определенное время слова этой группы наращивают частотность использования и перемещаются в центр внимания носителей языка, поэтому названная группа может выделяться как
соответствующая первой стадии жизненного цикла ключевых слов.
В случае если слова, входящие в названные категории лексики, остаются в числе важных, актуальных длительное время, расширяя семантический объем, закрепляясь в активном словарном запасе носителей языка, получая все большее распространение в разных типах дискурса, то имеет место их переход в категорию ключевых слов современности.
Ключевые слова современности, кроме непосредственной номинативной функции, выполняют особую функцию – выступают в качестве ключа к некоторой ментальной области, фиксируя смысловое ядро общественного сознания. В семантике слов, находящихся в центре внимания носителей языка, происходят изменения – появляются новые смысловые оттенки, коннотации. Усложнение смысловой организации (появления новых слоев смысла), увеличение семантического и коннотативного объема вербализованного понятия ведет к приобретению им статуса имени концепта. То есть ключевые слова современности представляют собой имена концептов, которые обладают
ключевых слов соответствуют ключевые слова современности и ключевые слова эпохи, отличающиеся главным образом длительностью нахождения в
Второй стадии жизненного цикла
статусе особенно актуальной лексики.
высокой социальной значимостью в силу своей адекватности мировоззренческим установкам общества на определенном историческом этапе – являются показательными для своего времени, имеют временну́ю ограниченность. Ключевые слова современности как языковые корреляты соответствующих концептов обладают способностью, с одной стороны, отражать взгляды, ценности общества, а с другой – формировать и трансформировать их; являются своеобразными показателями тех глубинных изменений, которые происходят в миропонимании носителей языка.
Третья стадия может быть представлена «пунктирно»: в настоящем
времени можно лишь предполагать, как сложится судьба того или иного слова, поскольку большое влияние на его жизнь оказывают экстралингвистические факторы. Целью нашего исследования не является изучение ключевых слов в диахроническом аспекте, но для выстраивания некой модели их эволюции
позволим себе обратиться к примерам слов, которые в прошлом имели особый коммуникативный статус, популярность, а сегодня перешли на следующую стадию своего жизненного цикла. Третьей стадии могут соответствовать, на
наш взгляд, две группы слов. Во-первых, слова, отсылающие к
определенному времени (перестройка, гласность), для их обозначения подходит термин «слово-хронофакт»; в настоящем времени они не имеют актуальности. Во-вторых, слова, которые сейчас находятся в активном словаре, а с определенным временем соотносятся лишь в контексте (свобода, равенство); такие слова также являются языковыми коррелятами соответствующих концептов, но их уровень иной: это уже не имена концептов современности, а
имена базовых концептов.
Описанное выше представление о жизненном цикле ключевых слов
помогает понять, какое место занимают ключевые слова современности в ряду других категорий актуальной лексики.
На основе анализа используемых в современной лингвистике способов идентификации значимых для общества слов и с учетом специфики изучаемого феномена нами была выработана методика выявления ключевых слов современности, которая является комплексной и включает несколько процедур.
Поскольку ключевые слова современности соответствуют второму, основному этапу развития ключевых слов, то необходимым представляется рассмотрение существующих «списков» актуальных слов – словарей разных типов (модных слов, композитов, языка интернета и др.), данных проектов, посвященных фиксации наиболее популярных и значимых слов года («Слово года», «Словарь года» и др.), – с целью извлечения тех слов, которые часто встречаются в СМИ и не теряют своей актуальности на протяжении относительно длительного периода (как правило, нескольких лет). Выборка должна дополняться собственными данными, полученными в результате наблюдения за речевой практикой. В результате описанных процедур составляется предварительный перечень слов, которые на следующих этапах работы подвергаются анализу на соответствие критериям ключевых слов современности.
В ходе исследования мы выделили следующие фундаментальные признаки ключевых слов современности: высокая частотность употребления, ощущаемая всеми носителями языка; расширение семантического объема; расширение сочетаемостных свойств; словообразовательная активность;
ограниченность; .
На первом этапе рассматривается такой критерий, как высокая
частотность употребления, ощущаемая всеми носителями языка. Анализируются данные, полученные с помощью поисковых систем интернета (количество ссылок); данные сервисов, показывающих статистику поисковых запросов пользователей Сети (в частности, сервиса Яндекс.Wordstat); проверяется статистика употреблений в газетном подкорпусе Национального корпуса русского языка. В некоторых случаях дополнить картину позволяют материалы Частотного словаря современного русского языка О.Н. Ляшевской и С.А. Шарова.
На следующих этапах проводится анализ выявленных слов по уровням. На семантико-прагматическом уровне рассматриваются особенности денотативных и коннотативных компонентов значения, в том числе проявляющих себя в прецедентных высказываниях; на уровне грамматики исследуются деривационная активность и частеречная представленность ключевых слов; на дискурсивном уровне изучается механизм развертывания ключевых слов современности и особенности их функционирования в разных типах дискурса.
Во второй главе «Семантико-прагматическая специфика ключевых слов современности» прослеживается семантическая трансформация слов, которые оказываются в определенное время особенно актуальными, а также анализируется реализация ими воздействующего потенциала.
Как показали наши наблюдения, вращение слова в новых дискурсивных контекстах приводит к семантическому обогащению, изменению дистрибутивных характеристик (расширение сочетаемости). При этом происходит сдвиг в сторону абстрактности, обобщения. Максимальное семантическое расширение допускают иноязычные слова, которые на начальном этапе адаптации зачастую неясны рядовым носителям языка. Однако трансформации подвержена семантика и исконно русских слов, а также заимствованных слов с устоявшимся значением.
Семантико-прагматические особенности ключевых слов современности исследуются нами в основном на примере лексем проект, продукт, услуга, фитнес, дизайн, кредит.
в сознании говорящего оно и сохраняет свои старые, давно устоявшиеся значения, и довольно широко представлено в новом значении. В словосочетаниях с прилагательными телевизионный, музыкальный к основному значению слова проект «замысел,
частеречная мобильность; стилистическая обезличенность; временна́ я
наддискурсивность
В результате рассмотрения трансформаций значения слова проект через
его фиксацию в разное время в толковых словарях и анализа примеров его
современного употребления мы пришли к выводу, что
план» добавляется компонент «процесс, протекающий во времени»; однородных рядах:
разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства»; «предварительный текст какого-н. документа» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
Также слово используется в связанном словосочетании: национальный проект. Вследствие особой популярности расширяется значение слова продукт. В словосочетаниях с прилагательными интеллектуальный, банковский, туристский; в контекстах типа сайт как продукт, фильм как продукт к основному значению «порождение, следствие, результат чего-л.» (Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова) добавляется компонент «кажущееся нематериальным, являющееся объектом купли- продажи». Наблюдается использование слова продукт по отношению к человеку: студент как продукт вуза, солист как готовый продукт для театра, что показывает общие ориентиры общества нашего времени (в каждом виде деятельности можно выделить осуществление услуги и получение некоего продукта в процессе ее реализации). Сегодня слово продукт сохраняет и свои старые значения, и на первом месте по частотности употребления, по данным сервиса статистики запросов «Яндекс.Wordstat», – значение «предметы питания, съестные припасы» (большая часть показов – со словом продукты
(мн. ч.), далее идут словосочетания какие продукты и купить продукты). Особую актуальность в наше время получило слово услуга, являющееся по происхождению исконно русским. Анализ изменения его значения с начала XX в. показал, что контекст употребления и сочетаемостные свойства значительно расширились. В начале прошлого века слово услуга в основном употреблялось в сочетании со словами маленькая, пустяковая, огромная, несравненная, неоценимая, любезная, дружеская (оценочные прилагательные); услуга за услугу, услуга коллеги, незнакомца, курьера (кого?), услуга человечеству, отечеству (чему/кому?). Характерным являлся контекст употребления, когда слово услуга было синонимично словам помощь, любезность, одолжение, угождение. Во второй половине прошлого века частотными стали словосочетания денежные услуги, материальные, коммунальные, ритуальные услуги – здесь мы видим появление у значения «действие, приносящее пользу, помощь другому» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой) семантического компонента платности. В 1990-х гг. появляются сочетания типа услуги врача, услуги риэлтора и т.п. В начале XXI в. значительно расширился контекст употребления слова, изменились его сочетаемостные свойства: медицинские, образовательные, банковские, юридические, бытовые, гостиничные, рекламные, маркетинговые, транспортные, консультационные, туристские услуги; услуги сотовой связи, услуги стилистов, услуги интернет-доступа, услуги базы отдыха, пакет услуг; услуги монтажа и услуги по монтажу; регулярной становится сочетаемость
проект – компонент «необходимость финансовых и временных затрат». В
пилотный
проекты и инициативы, концепции, планы – компонент
«нацеленность на начало какого-л. дела». Сохраняются старые значения:
проект строительства – «
проект договора –
поставщик услуг. Также слово является компонентом устойчивого словосочетания государственные услуги.
Одно из слов, недавно появившихся в русском языке, но быстро перешедших в разряд особенно актуальной лексики, – фитнес. В русский язык оно вошло в конце ХХ в., первые факты употребления, зафиксированные в Национальном корпусе русского языка, относятся к 1996-1997 гг. Вокруг слова фитнес сегодня активно появляются высказывания-дефиниции, например: Фитнес – это образ жизни. –
Таким образом, фитнес – не просто вид спорта, занятия физической культурой (значение, в котором слово изначально использовалось в русском языке и зафиксировано в словарях), но то, что в целом характеризует образ жизни человека. При этом очевидно, что такое представление формируется благодаря целенаправленной работе маркетологов: фитнес относится к одной из сфер бизнеса ( – это сфера,
Сегодня происходит увеличение частотности использования слова дизайн в значении (Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А.Кузнецова).
Важно, что слова, находящиеся в центре внимания носителей языка, приобретают различные коннотации, дополнительные смыслы, ассоциации.
Ученые отмечают, что на формирование коннотаций влияют такие взаимосвязанные и взаимодействующие категории, как экспрессивность, оценочность, образность, стилистическая маркированность (Ю.Д. Апресян, Л. Блумфилд, В.Н. Телия и др.).
В процессе перехода в статус ключевых с повышением частотности употребления и расширением сферы использования лексические единицы, имевшие стилистическую окраску или некоторую стилистическую принадлежность, ограниченность, становятся нейтральными (межстилевыми). Например, из разряда специальной лексики, получив широкое распространение, вышло слово фитнес. Новый стилистический статус ключевые слова современности могут приобретать лишь в процессе актуализации в определенном ситуативном контексте. В частности, это проявляется при использовании таких слов в составе прецедентных текстов; выраженную стилистическую принадлежность имеют некоторые дериваты, образованные от ключевых слов современности.
Факты употребления ключевых слов современности в составе прецедентных текстов свидетельствуют об их вхождении в русское культурное пространство, отнесенности к лингвокультурным феноменам, о возрастании их «миромоделирующего потенциала» (термин О.В. Орловой). Вовлекаясь в уже известные, состоявшиеся прецедентные тексты, ключевые слова современности используют их культурную память и ассоциативную ауру. Исследование функционирования слов-ключей в составе прецедентных
Фитнес
это и режим дня, <...> и правильное
питание <...>. Фитнес как стиль жизни.
Фитнес
которая просто кипит от количества бизнес-идей и инноваций).
«художественно оформленный внешний вид изделия»
В словаре к
значению дается помета «разг.», а в современном употреблении какая-либо
окраска не проявляется: дизайн купюры, дизайн логотипа, дизайн обложки.
феноменов позволяет обнаружить их новые коннотативные значения, а также выявить факторы семантико-прагматического развития.
Приведем результаты, полученные нами при анализе коннотативного компонента значения некоторых слов.
Метафорический потенциал слова проект выражается при использовании слова по отношению к людям, для характеристики человеческих отношений: мой ребенок – мой проект; семья и любовь – это проект и др. Как нечто живое, одушевленное воспринимается в сочетании с глаголами: проект может родиться, вырасти, победить, провалиться, заглохнуть.
Один
проект хорошо, а два – лучше! Новый проект – «к стенке».
не комом. Не проектом единым. Проект – дело тонкое. Так вот ты какой, проект стратегический! Различные трансформации, обыгрывание прецедентных феноменов придают тексту экспрессивность, выразительность, иногда вносят юмористический элемент.
Можно встретить образное употребление слова продукт: продукт доверия, продукт ненависти. Также слово встраивается в прецедентные высказывания, например: Продукт Отечества нам сладок и приятен. В продукте должно быть прекрасно всё! Входит в смысловую цепочку «бизнес- идея – проект – продукт».
Коннотативный компонент значения слова услуга проявляет себя, в частности, в метаязыковых высказываниях: А мне не нравится слово “услуги”. Услуги – это что-то необязательное (из обсуждения функционирования слова услуга в сфере медицины на форуме);
” (из выступления министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой, 2016 г.;
Метафоричность проявляет слово кредит в словосочетаниях кредит доверия, совесть в кредит, жизнь в кредит, кредит любви, нравственный кредит. Как физическое явление, имеющее свойство нестабильности, выступает в сочетании с глаголами: кредит может истощиться, растаять, пошатнуться, иссякнуть, кончиться. Функционирует в составе измененных прецедентных текстов, например: Кредит процентами красен. Кому в кредит жить хорошо? С верою в кредит. Выражения не вернул кредита – считай, рожа бита; бит Демид за женин кредит; про Мавродиев кредит вся Европа говорит; от кредита до корыта; чем доступней кредит, тем труднее возврат и под. можно квалифицировать как стилизации под народное творчество, квазипаремии,
С точки зрения
реализации проект может быть утопическим и реальным. Проект может характеризоваться как смелый, честный, серьезный, амбициозный, гениальный, фантастический. Примеры функционирования в составе измененных
прецедентных текстов: Проекты проектами, а обед – по расписанию!
Первый проект –
Каждый должен понимать, что работа
учителя – это не услуга. Я буду запрещать вам произносить слово “услуга
здесь видно беспокойство по поводу использования слова услуга в сфере
образования, а также попытку повлиять на его употребление «сверху», извне).
авторские пословицы, поговорки, однако они характеризуются
единичными случаями употребления.
Коннотации приобретают и относительно новые слова. Довольно распространенным является метафорическое выражение фитнес для мозга (в значении «упражнения для тренировки и развития мозга»). В переносном смысле, в значении «разминка, оздоровление» используется слово фитнес в СМИ:
Фитнес описывается как философия, особая ценность, что является приемом воздействия: Фитнес – философия, которой нужно найти место в своей жизни, потому что увлечение ею в результате дает множество плюсов и
преимуществ.
Изучение коннотативного компонента значения ключевых слов современности позволяет моделировать сложный когнитивный процесс, включающий оценку, и выявлять систему ценностей народа, поскольку язык является инструментом познания действительности. Ключевые слова современности номинируют важные явления действительности, «вбирают» в себя ценностные установки и, будучи активно употребляемыми, оказывают воздействие на формирование картины мира личности, в частности ее аксиологических приоритетов. Можно говорить о ключевых словах современности как средстве речевого воздействия, поскольку такие слова способны вызывать определенный набор ассоциаций, образов. То есть в первую очередь функция воздействия связана с коннотативным полем ключевых слов современности. Причем результат такого воздействия зачастую проявляется не сразу, а в виде влияния на формирование, трансформацию ориентиров, взглядов, ценностей общества.
В третьей главе «Грамматические особенности ключевых слов современности» исследуются словообразовательная активность и частеречная представленность ключевых слов современности.
Участие словарной единицы в деривационных процессах свидетельствует о высокой значимости обозначаемого ей понятия для социума. В случае с ключевыми словами современности наиболее важную роль играет экстралингвистический фактор актуальности называемого явления. При этом деривационная активность у разных ключевых слов современности проявляется неодинаково; на это оказывают влияние как экстралингвистические факторы (помимо актуальности называемого явления это происхождение слова, время функционирования в русском языке), так и внутрилингвистические (фонетический облик слова: благозвучие, удобство произношения).
Мы выяснили, что деривационный потенциал ключевых слов современности реализуется в основном с помощью продуктивных способов словообразования, активных в настоящий период. Экспрессивные производные, образованные с помощью суффиксов -ик (проектик), -ищ (услужище), -ишк (продуктишко), -ец (проектец) и др., а также слова с компонентом -ман (проектоман), -мания (брендомания), -фобия (продуктофобия) показывают
устроить правительству фитнес. Встречаются образные определения,
например: Фитнес
–
это враг вредных привычек. Фитнес
–
это друзья и новые
знакомства. Фитнес
–
это уверенность в себе. Также имеются примеры
вовлечения слова в прецедентный текст: Фитнес строгого режима.
личное отношение носителей языка к современным реалиям, несут в себе оценочно-характеризующие значения. Стремление языка к удобным и компактным формам выражения отражается в широком распространении сложных слов (композитов, биноминов): арт-проект, спа-услуга, фитнес-клуб и т.д.; это также проявление тенденции к аналитизму в современном русском языке. Продуктивным является способ словообразования с помощью суффикса -ациj- (продуктизация, проектизация, онлайнизация, услугизация и др.); значение процессуальности и/или результата действия, повсеместного распространения какого-либо явления оказывается весьма актуальным. Популярность получают существительные со значением лица по роду деятельности (дистанционщик, онлайнизатор, фитнесист, стартапер и др.). Лексическая парадигма практически всех ключевых слов современности включает в себя глаголы, которые образуются от существительных посредством разнообразных продуктивных способов (проектить, запроектить, запроектиться; продуктизировать; дизайнерить, дизайнерствовать, дизайнить; фитнеситься; онлайнить; нонстопить и др.).
Словообразовательный потенциал ключевых слов современности реализуется плавно, постепенно, без ярких вспышек и быстрых затуханий, что связано со спецификой ключевых слов современности: они не имеют отнесенности к острым социальным темам, а характеризуют определенное время в целом, отражают взгляды и ценности общества, влияют на формирование картины мира личности. Показателем особой важности понятия, выражаемого ключевым словом современности, являются оценочные производные. Многие дериваты на этапе возникновения стилистически маркированы, однако, получая распространение в разных контекстах, имеют тенденцию к переходу в разряд нейтральной лексики.
Способность ключевых слов современности выполнять разные грамматические функции, «подстраиваясь» под разные речевые ситуации, мы предлагаем называть частеречной мобильностью. Частеречная мобильность как признак ключевых слов современности подтверждает их особую важность для носителей языка; это показатель того, что слово находится в активном поиске наиболее востребованных форм и функций. Например, слова онлайн и нон-стоп употребляются в роли имени существительного (будущее за онлайном, работать в онлайне; театральный нон-стоп, победный нон-стоп), имени прилагательного (в режиме онлайн, сеанс онлайн; режим нон-стоп, формат нон-стоп) и наречия (зарегистрироваться онлайн, купить онлайн; смотреть нон-стоп, работать нон-стоп). Многие слова используются в качестве не только имени существительного, но и аналитического прилагательного (в препозиции): фитнес-центр, проект-менеджер, дизайн-макет, интернет- ресурс, стартап-план и др.
В большей степени способность к частеречной мобильности проявляют слова, относительно недавно появившиеся в русском языке. Это связано в первую очередь с внешним обликом слова, с его иноязычным происхождением,
что дает возможность носителям языка использовать такое слово в разных синтаксических функциях и грамматических значениях.
Наличие в парадигме номинации субстантива – еще одна отличительная черта ключевых слов современности.
редметную категориальную семантику существительных. Именно субстантив можно считать
он обеспечивает наиболее широкий номинативный охват денотата. В целом же для слов, которые в определенное время оказываются весьма значимыми для социума, характерно формирование полной (четырех- или трехкомпонентной: существительное, глагол,
прилагательное, наречие) парадигмы номинации.
В четвертой главе «Репрезентация ключевых слов современности в разных типах дискурса» проводится анализ современного использования слов, относимых нами к категории ключевых слов современности, в разных типах дискурса (политическом, образовательном и рекламном).
Дискурс в современном понимании определяется как сложное коммуникативное явление, которое включает в себя текст и экстралингвистические факторы, необходимые для его понимания. По типологии, предложенной В.И. Карасиком, которая в настоящее время является общепринятой, выделяется два основных типа дискурса: персональный и институциональный. В свою очередь институциональный дискурс – общение в рамках статусно-ролевых отношений – соотносится с различными сферами общественной жизни и в настоящее время не имеет четкой классификации.
Одним из вопросов в области изучения дискурса является выделение ключевых, опорных слов дискурса. По общему мнению исследователей, такие слова дают представление о базовых ценностях определенного лингвосоциума, не являются наиболее частотными для языка словами, но высокая частотность их в тексте обращает на себя внимание и позволяет говорить о них как о базовых тематических единицах определенного типа дискурса.
Ключевые слова современности в процессе своего развития могут становиться опорными для определенного вида дискурса. В дальнейшем распространении ключевого слова важную роль играют СМИ: зачастую именно через массмедиа слова становятся известны рядовым носителям языка. На этом этапе слова, претендующие на включение в группу ключевых слов современности, начинают расширять сферу своего функционирования, становятся особенно актуальными в разнообразных коммуникативных ситуациях, приобретают свойство наддискурсивности.
Для комплексного описания ключевых слов современности как лингвистического феномена важным является анализ их функционирования в
В этом проявляется сдвиг в семантике
слова в сторону абстракции, обобщения. Обобщенность, с одной стороны, является следствием широкого распространения слова, а с другой – причиной для появления новых сочетаемостных возможностей. Слова, которые изначально получили распространение как имена прилагательные или наречия (дистанционный, креативный, онлайн), в процессе функционирования
обретают п
лексемой-репрезентантом (ключевым именем,
основным именем), поскольку
разных типах дискурса. Рассмотрение представленности ключевых слов современности в политическом, образовательном и рекламном дискурсах позволило выявить некоторые особенности лингвистического феномена. Названные типы дискурса выбраны, с одной стороны, как одни из самых распространенных, а с другой – как наиболее значительно отличающиеся друг от друга.
Политический дискурс в широком понимании отождествляется с языком публичной сферы и включает заявления политиков, политических обозревателей, публикации в СМИ, материалы специализированных изданий. При узком понимании политического дискурса ему принадлежат парламентские дебаты, партийные программы, речи политиков и т.п. Образовательный дискурс представляет собой совокупность текстов, объединенных тематикой, связанной с образовательной деятельностью человека, и включает в себя такие понятия, как учебный дискурс, педагогический дискурс, научно-образовательный дискурс и др. Также в образовательный дискурс входят такие его подвиды, как образовательный дискурс дошкольных учреждений, школьный образовательный дискурс, вузовский, дискурс непрерывного образования. Рекламным дискурсом можно назвать совокупность рекламных текстов, целью которых является не только привлечение внимания аудитории, но и побуждение к действию.
В главе анализируется репрезентация в разных типах дискурса слов проект, продукт, услуга, фитнес, онлайн, дизайн, дистант, нон-стоп и некоторых других (в меньшей степени). Продемонстрируем особенности функционирования в политическом, образовательном и рекламном дискурсах слов, которые представляют три группы: давно заимствованное слово (продукт), исконно русское слово (услуга) и относительно новое заимствованное слово (онлайн).
В образовательном дискурсе особенно отчетливо видна нацеленность на результат, эффективность деятельности оценивается и с точки зрения экономической составляющей: знания превращаются в рыночные продукты; продукт является результатом проекта.
Наиболее частотными словосочетаниями со словом услуга в политическом дискурсе являются образовательные услуги, медицинские услуги, качество услуги, доступность услуги, услуги в какой-л. сфере, государственные
Так, слово продукт в политическом дискурсе в значительной части
контекстов употребляется в составе словосочетания национальный продукт, а также терминологизированных словосочетаний валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Слово широко представлено в значении «неопредмеченный результат чего-л.» (мульфильм как продукт, банковский
продукт и др.).
В рекламном дискурсе
называются конкретные виды продукта, наиболее популярными из которых
оказываются туристский и банковский. Многие сайты содержат рубрики под названием «Каталог продуктов». С помощью прилагательных уникальный, эксклюзивный, новый и под. усиливается привлекательность конкретного
предложения (товара, услуги).
услуги. В образовательном дискурсе наблюдается высокая частотность употребления словосочетания образовательные услуги. В большинстве контекстов в образовательном дискурсе слово услуга не имеет какой-либо оценочной семантики. Слово услуги сегодня есть практически на каждом сайте, в каждом бизнес-аккаунте в социальных сетях – как название рубрики (рекламный дискурс). Описание услуги зачастую приводится в виде формулировки услуга по чему-л./чего-л. Имя прилагательное является компонентом оценочной структуры рекламного текста, средством создания положительного образа того, что рекламируется: самые качественные услуги, удобные услуги и др. Слово услуга зачастую выступает как гипероним.
Повышению частотности употребления слова онлайн в политическом дискурсе послужила ситуация, связанная с распространением коронавирусной инфекции: контекстов употребления стало намного больше (онлайн- празднование, онлайн-собрание, онлайн-фестиваль, онлайн-тур и др. дополнительно к онлайн-режим, онлайн-формат). В образовательном дискурсе частотными оказываются выражения слушать/смотреть онлайн, поступление онлайн, консультация онлайн. В рекламном – заказывай онлайн, покупай онлайн; обслуживаем онлайн;
В целом анализ репрезентации ключевых слов современности в разных типах дискурса показывает, что во многих случаях их можно квалифицировать и как ключевые (опорные) слова определенного типа дискурса. Наиболее последовательно это проявляется в политическом и образовательном дискурсах. Вместе с тем в рамках отдельного типа дискурса более заметным оказывается расслоение группы ключевых слов, то есть существование определенных стадий, этапов их жизненного цикла (например, слова дистант, нон-стоп, онлайн в настоящее время находятся на периферии группы ключевых слов современности, а слова продукт, проект, услуга – в ее центре). В рекламном дискурсе ключевые слова современности зачастую проявляют семантическую опустошенность, играют роль средства речевого воздействия, помогая достичь цели рекламного послания. Несмотря на проявление в определенном типе дискурса в большей степени разных свойств – диффузности семантики или, наоборот, ее конкретизации и др. – особая
В заключении обобщены результаты проведенного исследования и намечены перспективы дальнейшей работы, к которым относятся изучение ключевых слов современности на более широком диахроническом срезе и на материале других языков. Кроме того, актуальным представляется создание интерактивного словаря ключевых слов, который может дополняться в режиме реального времени. Концепция словаря предусматривает описание всех лексических единиц, имеющих отношение к ключевым словам определенного
в роли аналитического препозитивного
прилагательного добавляется к существительным проект, продукт, услуга, обучение, магазин и т.д. (вид получения продукта/услуги, который преподносится как очень удобный, почти не имеющий территориальных и
временных ограничений).
актуальность слов,
Современный этап развития лингвистики характеризуется интересом к
изучению языка во взаимосвязи с человеком, его сознанием,
мировоззрением, ценностями. Активная трансформация социальной,
политической, культурной и других сфер жизни, свойственная современному
этапу развития общества, влечет за собой изменения в мировосприятии,
картине мира носителей языка.
В лексике как наиболее подвижном, открытом к изменениям уровне
языковой системы отражаются процессы, происходящие в обществе.
Наиболее ярко социальные сдвиги показывает динамика ключевых слов –
слов, находящихся в определенный период в центре внимания носителей
языка. Ученые отмечают, что в основе актуальности слова лежат причины
внеязыковые, «актуализация слова – следствие активизации в социальном
сознании реалий объективной действительности» [Мустайоки, Вальтер,
Вепрева 2015: 123]. Включенность в активный словарь общества конкретного
времени свидетельствует о том, что ключевые слова являются важной
категорией в антропоцентрической парадигме научного знания,
учитывающей эмоции, чувства, предпочтения говорящего человека.
В последние десятилетия заметно возрос интерес лингвистов к
проблеме активного пополнения «словаря времени». Слово, становящееся в
определенное время особенно значимым, важным благодаря своей
семантике, получило в научной литературе статус актуального слова,
ключевого слова. Для обозначения таких слов используются разные термины:
«ключевой символ эпохи» [Костомаров 1999], «ключевое слово текущего
момента» [Шмелева 1993], «ключевое слово эпохи» [Земская 1996; Кронгауз
2008], «лексический маркер эпохи» [Синкина 2008], «слово-хронофакт»
[Фомина 1995] и др. Различные наименования данного языкового явления
свидетельствуют о том, что в настоящее время оно не вполне
отрефлектировано в лингвистике и нуждается в изучении.
В диссертации вводится обозначение «ключевое слово современности»
как наиболее точно характеризующее изучаемый феномен.
Актуальность работы определяется необходимостью многоаспектного
изучения содержательных особенностей слов, которые оказываются в
определенное время особенно значимыми, а также разработки с учетом
изменяющейся коммуникативной практики принципов отбора и описания
этих единиц.
Объектом нашего исследования являются единицы языка (лексемы),
которые могут быть квалифицированы как ключевые слова современности.
Предметом изучения являются семантико-прагматические,
грамматические и функционально-дискурсивные характеристики ключевых
слов современности, позволяющие говорить о них как о лингвистическом
феномене.
Цель нашей работы состоит в комплексном исследовании ключевых
слов современности как лингвистического феномена в современном русском
языке.
Цель работы предусматривает решение следующих задач:
1) проанализировать существующие подходы к изучению актуальной
лексики и определить место и своеобразие ключевых слов современности в
ряду близких терминов;
2) обозначить важнейшие критерии выделения ключевых слов
современности и на их базе выявить основные ключевые слова
современности (2001–2020 гг.);
3) исследовать семантико-прагматические особенности ключевых
слов современности;
4) рассмотреть специфику ключевых слов современности на уровне
грамматики (деривационный потенциал и частеречную представленность);
5) описать функционально-дискурсивные особенности ключевых слов
современности.
Теоретико-методологической базой диссертации послужили:
– труды по изучению актуальной, новой лексики и активных процессов
в современном русском языке (Н.С. Валгина, И.Т. Вепрева, Н.Г. Журавлева,
Е.А. Земская, В.Г. Костомаров, М.А. Кронгауз, Е.В. Маринова,
Ю.А. Мельник, О.В. Орлова, И.Ю. Шачкова, Т.В. Шмелева, Н.В. Юдина и
др.);
– исследования по лексической семантике, в том числе работы по
оценочной семантике и прагматике языковых единиц (Н.Д. Арутюнова,
Л.М. Васильев, Е.М. Вольф, Т.В. Григорьева, Н.А. Илюхина,
Л.А. Калимуллина, О.А. Михайлова, Л.А. Сергеева, В.Н. Телия,
В.К. Харченко, Л.О. Чернейко и др.);
– работы, посвященные изучению прецедентных феноменов
(Д.Б. Гудков, Ю.Н. Караулов, Н.А. Кузьмина, Е.А. Нахимова,
Р.В. Попадинец, В.Н. Телия и др.);
– труды по изучению словообразования и грамматических
характеристик слова (М.Я. Блох, С.И. Богданов, Т.И. Вендина, А.А. Зализняк,
Е.А. Земская, И.А. Нефляшева, Л.В. Новикова и др.);
– исследования в области анализа дискурса (О.С. Иссерс,
Е.А. Казанцева, М.А. Кронгауз, Н.А. Кузьмина, М.Л. Макаров, Т.В. Шмелева
и др.);
– когнитивные и лингвокультурологические исследования
(А. Вежбицкая, С.Г. Воркачев, Е.И. Голованова, Д.Б. Гудков, В.И. Карасик,
В.А. Маслова, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и др.).
В работе используются различные общефилологические методы
исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, сплошная
выборка, анализ, синтез, а также собственно лингвистические методы, в
частности контекстный анализ, анализ лексической сочетаемости,
лексикографический, сопоставительный (сравнение выделенных в контексте
смыслов со словарными значениями), элементы концептуального анализа.
Материалом исследования являются: а) языковые единицы с особым
коммуникативным статусом, находящиеся в центре внимания носителей
языка, извлеченные из словарей разных типов (модных слов, языка
интернета, иностранных слов, толковых, синонимических и др.), словников
проектов, посвященных выявлению главных слов определенного времени
(«Слово года», «Словарь года», «Словарь перемен», DataSlov и др.);
б) фрагменты текстов, содержащие такие языковые единицы,
представленные в СМИ, Национальном корпусе русского языка, материалах
форумов, блогов, социальных сетей.
Научная новизна данной работы заключается в следующем:
1) обоснован лингвистический статус феномена ключевых слов
современности, уточнены характеристики смежных понятий (модных слов,
ключевых слов текущего момента и ряда других);
2) выявлена совокупность критериев ключевых слов современности,
разработана методика их выделения;
3) представлена методика анализа ключевых слов современности,
базирующаяся на выявлении семантико-прагматических, грамматических и
функционально-дискурсивных критериев;
4) разработаны структура и содержание словарной статьи словаря
ключевых слов (раздела, посвященного ключевым словам современности).
Теоретическая значимость диссертации заключается прежде всего в
выделении критериев ключевых слов современности. Группа ключевых слов
современности открыта для пополнения, и наличие ряда критериев позволит
в дальнейшем определять принадлежность того или иного слова к этой
группе. Кроме того, уточнены сущностные характеристики близких
терминов: модных слов, ключевых слов текущего момента, ключевых слов
эпохи, слов-хронофактов и др. Представленный подход к исследованию
ключевых слов современности может служить моделью анализа актуальных
в определенное время слов в целом. Также полученные результаты могут
представлять интерес для других наук: социологии, психологии и
культурологии.
Практическая значимость исследования связана с возможностью
применения его результатов в лексикографии при уточнении ряда
лексикографических дефиниций, при составлении словаря ключевых слов.
Выводы, сделанные в исследовании, могут найти применение при
построении курсов повышения квалификации для журналистов и работников
СМИ. Также представленные материалы могут быть использованы в
вузовских курсах «Функциональная стилистика», «Язык СМИ»,
«Лингвокультурология», «Современный русский язык», «Активные
процессы в современном русском языке», «Русский язык и культура речи»,
«PR и реклама», при проведении спецкурсов и спецсеминаров по активным
процессам в лексике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ключевые слова современности представляют собой лексические
единицы с особым коммуникативным статусом, которые обладают
способностью, с одной стороны, отражать взгляды, ценности общества
определенного периода, а с другой – формировать и трансформировать их.
Категория ключевых слов современности подвижна и открыта для
пополнения.
2. Понятия «ключевое слово» и «ключевое слово современности»
соотносятся как общее и частное. Ключевые слова характеризуются
временно́й ограниченностью, имеют определенный жизненный цикл:
появление, наращивание частотности употребления (данному этапу
соответствуют модные слова и ключевые слова текущего момента);
достижение пика активности, нахождение в центре внимания носителей
языка, приобретение особой значимости для языковой личности и
лингвокультурного сообщества (ключевые слова современности и ключевые
слова эпохи); снижение актуальности с последующим выходом из категории
особенно актуальной в настоящее время лексики (слова-хронофакты и
общеупотребительные слова, являющиеся именами базовых концептов).
3. Ключевым словам современности свойственно расширение
семантического объема и сочетаемостных свойств. Будучи нейтральными
межстилевыми лексическими единицами, ключевые слова современности в
контексте могут приобретать коннотативные компоненты значения –
оценочность, образность, экспрессивность, эмотивность. Функционирование
ключевых слов современности в составе прецедентных текстов
свидетельствует об их вхождении в русское культурное пространство, а
также об усилении их прагматической функции.
4. Ключевые слова современности проявляют деривационную
активность, прежде всего с помощью продуктивных способов
словообразования; экспрессивные производные демонстрируют высокую
степень освоенности слова, включенность в активный словарь рядового
носителя языка. Ключевые слова современности могут проявлять
частеречную мобильность – способность выполнять разные грамматические
функции. Для ключевых слов современности важным оказывается наличие в
парадигме номинации субстантива, обеспечивающего наиболее широкий
охват денотата.
5. Ключевые слова современности характеризуются высокой
частотностью употребления, которая ощущается всеми носителями языка.
Будучи особенно актуальными, такие слова перестают ассоциироваться с
определенной сферой общения, выходят за рамки одного типа дискурса –
приобретают свойство наддискурсивности.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!