Концепты упорство и упрямство в русской языковой картине мира: комплексный анализ

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Сюй Лили
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….. 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ ……………………… 16
1.1. Основные направления и понятия современной антропоцентрической
лингвистики ……………………………………………………………………………………………… 16
1.1.1. Когнитивная лингвистика как центральная дисциплина
антропоцентрической парадигмы……………………………………………………………. 16
1.1.2 Взаимодействия когнитивной лингвистики с психолингвистикой и
лингвокультурологией ……………………………………………………………………………. 22
1.1.3. Понятия «языковое сознание», «языковая картина мира» и «языковой
менталитет» …………………………………………………………………………………………… 26
1.2. Концепт как комплексная единица сознания………………………………………… 36
1.2.1. Понятие «концепт» в современном лингвистическом исследовании .. 36
1.2.2. Формирование концептов, содержание и структура концептов ……….. 40
1.2.3. Типология концептов …………………………………………………………………….. 46
1.2.4. Средства и способы языковой объективации концептов, методы и
приемы описания концептов …………………………………………………………………… 50
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………………………… 56

ГЛАВА II. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЪЕКТИВАЦИИ КОНЦЕПТОВ
УПОРСТВО И УПРЯМСТВО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (ПО ДАННЫМ
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ) …………………………………………. 60
2.1. Этимологический анализ лексем-репрезентантов концептов УПОРСТВО
и УПРЯМСТВО ………………………………………………………………………………………… 60
2.2. Словообразовательные средства объективации концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО …………………………………………………………………………………………… 63
2.3. Смысловое наполнение концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО по
данным лексикографических дефиниций …………………………………………………… 70
2.4. Синонимическое поле как средство репрезентации концептов
УПОРСТВО и УПРЯМСТВО. …………………………………………………………………… 78
2.5. Фразеологические средства объективации концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО …………………………………………………………………………………………… 90
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………………………………. 109

ГЛАВА III. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ УПОРСТВО И УПРЯМСТВО
В ГАЗЕТНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ И В РУССКОМ
ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ (ПО ДАННЫМ НАЦИОНАЛЬНОГО
КОРПУСА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЦЕПОЧЕЧНОГО
АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА) …………………………………………….. 116
3.1. Речевая экспликация концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в
публицистическом дискурсе по данным Национального корпуса русского
языка ………………………………………………………………………………………………………. 116
3.1.1. Дискурс как способ репрезентации содержания концептов …………… 116
3.1.2. Речевая экспликация концепта УПОРСТВО в публицистическом
дискурсе (на материале Национального корпуса русского языка)…………… 118
3.1.3. Речевая экспликация концепта УПРЯМСТВО в публицистическом
дискурсе (на материале Национального корпуса русского языка)…………… 146
3.2. Концепты УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русском языковом сознании по
данным цепочечного ассоциативного эксперимента …………………………………. 164
3.2.1 Ассоциативный эксперимент как метод исследования концептов ….. 164
3.2.2. Концепт УПОРСТВО в сознании современных носителей русского
языка по данным цепочечного ассоциативного эксперимента ………………… 169
3.2.3. Концепт УПРЯМСТВО в сознании современных носителей русского
языка по данным цепочечного ассоциативного эксперимента ………………… 177
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЪЕЙ ГЛАВЕ ……………………………………………………………….. 188

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 192
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………………… 203
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………………………….. 224
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………………………….. 226
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 …………………………………………………………………………………….. 280

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются
объект, предмет и материал исследования, цель, задачи работы и
методологическая и теоретическая база исследования, описывается степень
изученности научной проблемы, поясняются научная новизна, теоретическая и
практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы концептуальных
исследований в современной лингвистике» освещаются теоретические и
методологические основы исследования. В разделе 1.1. «Основные
направления и понятия современной антропоцентрической лингвистики»
рассматриваются основные принципы когнитивной лингвистики в рамках
антропоцентрической парадигмы, особенности ее развития и связи с
лингвокультурологией и психолингвистикой. Раскрывается сущность понятий
«языковая картина мира», «языковое сознание» и «языковой менталитет»,
анализируется взаимосвязь между ними. В разделе 1.2. «Концепт как
комплексная единица сознания» выясняется роль концептуальных
исследований в современной когнитивной лингвистике. Определяются
основные подходы к определению термина «концепт» и описанию его
содержания, структуры, типологии. Освещаются способы и средства языковой
объективации концепта, методы и приемы его исследования.
Во второй главе «Языковые средства объективации концептов
УПОРСТВО и УПРЯМСТВО по данным лексикографических
источников» выполняется семантико-когнитивный анализ языковой
объективации концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО на основе
лексикографических источников.
В разделе 2.1. «Этимологический анализ лексем-репрезентантов
концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО» проводится исследование
этимологии слов упорство и упрямство. Несмотря на то, что анализируемые
концепты выражают духовный мир человека, их происхождение в большей
степени основывается на чувственном восприятии человеком внешнего
физического мира и тесно связано с метафоричностью человеческого
мышления. Происхождение слова упорный связано с глаголами переть,
упереться, значения которых распределяются в двух основных направлениях:
1) динамическое, направленное движение: перемещение чего-либо тяжелого,
громоздкого, приложение усилий, продолжение действия, не считаясь с
препятствиями, преградами, запретами; 2) неподвижное, статическое
состояние: субъект держится за прочную опору, неподвижно остается на месте.
Именно поэтому при обозначении волевого духовного качества концепт
УПОРСТВО выражает два основных когнитивных признака: 1) настойчивое
стремление к достижению поставленной цели; 2) твердое отстаивание своей
позиции и мнения. Слово упрямый образовано от прилагательного прямой,
который изначально выражает физический признак предмета – «ровно
вытянутый в каком-либо направлении, без изгибов», метафорически описывает
такие положительные черты характера человека, как прямота и откровенность.
При помощи приставки у- подчеркивается высокая степень проявления
свойства, что служит основой отрицательной характеристики концепта
УПРЯМСТВО.
В разделе 2.2. «Словообразовательные средства объективации
концептовУПОРСТВОиУПРЯМСТВО»анализируются
словообразовательные гнезда со словами упорство и упрямство. Анализ
деривационных отношений лексических единиц в словообразовательном гнезде
со словом упорство показывает переход семантической категории: от действия
к свойству, от свойства к действию (упереть  упорный  упорствовать), и
метафорический переход в описании объекта: неодушевленный физический
предмет (упереться)  одушевленный объект (человек) (упорство) 
неодушевленный физический предмет (кислотоупорный). На этой основе
выделяется когнитивный признак «неизменность, постоянство, способность не
поддатьсявнешнемувлиянию,воздействию,разрушению».
Словообразовательные средства репрезентации концепта упрямство делают
акцент на таких когнитивных признаках, как «носитель характеристики»
(упрямец/упрямица), «чрезмерная степень проявления свойства» (преупрямый,
преупрямо,переупрямить),«временнопроявляющеесясвойство»
(заупрямиться,поупрямиться),«доведениедействиядоконца»
(доупрямиться).
В разделе 2.3. «Смысловое наполнение концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО по данным лексикографических дефиниций» проводится
компонентный анализ лексикографических значений лексем упорство, упорный
и упрямство, упрямый, который позволил выделить 9 когнитивных признаков
концепта УПОРСТВО: «настойчивое стремление к осуществлению чего-либо и
достижению желаемого результата», «сосредоточение сил, отсутствие
ослабевания их интенсивности, приложение больших усилий в исполнении
действия»,«последовательность,продолжительность,непрерывность
действия», «способность не поддаться внешнему влиянию и воздействию» и
т. д., и 14 когнитивных признака концепта УПРЯМСТВО: «склонность
поступать по-своему, настаивать на своем, стоять на своем, не уступать»,
«неизменность, постоянство, стойкость, способность не поддаться внешнему
влиянию и воздействию», «противодействие и противостояние чужому,
стремление действовать наперекор другому», «отказ и нежелание повиноваться,
покоряться и подчиняться» и т. д.
В разделе 2.4. «Синонимическое поле как средство репрезентации
концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО» исследуется синонимическая сеть
лексем упорство и упрямство, включающая 69 синонимических единиц,
которые делятся на синонимическое микрополе упорство (настойчивость,
непоколебимость, последовательность, напряженность, интенсивность,
терпение, выдержка, неутомимость и т. д.) и синонимическое микрополе
упрямство(неуступчивость,несговорчивость,непокладистость,
непокорность, непослушание, строптивость, неуправляемость и т. д.). На
основе анализа семантики этих синонимов были описаны 18 когнитивных
признаков концепта УПОРСТВО («умение человека сознательно регулировать
свое поведение, управлять им, способность преодоления трудностей для
достижения поставленных целей», «способность энергично действовать,
приложить большой труд, силы, напряжение», «способность терпеть, сохранить
выдержку, безропотно сносить что-либо» и т. д.) и 11 когнитивных признаков
концепта УПРЯМСТВО («капризное поведение, склонность поступать так, как
вздумается, действовать по своей воле, по своей прихоти, без разрешения и
ограничения», «поведение, не поддающееся чужому управлению,
регулированию, руководству, требованиям дисциплины» и т. д.). Следует
отметить, что синонимические средства показывают, что оба концепта
принадлежат к тематическим категориям «волевое качество» (сила воли,
железная воля, своеволие, своевольность) и «черта характера, нрава»
(характер, характерность, нрав, своенравие, нравность). Кроме того,
синонимыжелезнаяволя,твердокаменностьитвердолобость,
крепкоголовость, ершистость позволяют репрезентировать образные признаки
исследуемых концептов.
В разделе 2.5 «Фразеологические средства объективации концептов
УПОРСТВО и УПРЯМСТВО» осуществляется исследование особенностей
репрезентации концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русской фразеологии
и паремиологии. Фразеологические средства объективации концепта
УПОРСТВО подчеркивают КП «настойчивое стремление к достижению
поставленной цели, целеустремленное, целенаправленное действие» (идти
вперед грудью, бить прямо в цель, пробить лбом себе дорогу) и КП
«способность энергично действовать, приложить большой труд, силы,
напряжение» (вырвать зубами, биться изо всех сил, биться насмерть,
железные зубы у кого-либо, в поте лица). В паремиологическом аспекте
широко репрезентируются положительно-оценочные признаки концепта
УПОРСТВО: «качество, вызывающее у людей положительные оценки»
(молодецкое сердце не уклончивое; настойчивость – половина счастья),
«качество, способное принести положительные результаты» (упорства хватит
– и сквозь землю пройдешь; упорство ведет к цели). Также подчеркивается
разумность, предусмотрительность упорства (упорный человек должен быть
предусмотрительным), его связь с волей, желанием и намерением человека
(своя воля страшней неволи; кто хочет, тот добьется) и с образом поведения
таких животных, как кобылка, муравей (захочет кобылка овса, так вывезет на
гору; муравей невелик, а горы сворачивает). Фразеологические средства
репрезентации концепта УПРЯМСТВО делают акцент на КП «твердое
отстаиваниесвоейпозиции,мнения,убежденийит. д.»
(стоять/стать/упереться на своем), КП «недопущение другой возможности,
отсутствие гибкости ума, слепое следование определенным моделям»
(стоять/стать на одном, вбить/вколотить себе в голову/в башку»), КП
«сопутствующие отрицательные свойства: глупость, слепота, неразумие,
безрассудность, сумасбродство, высокомерие» (встать в дубки, попереть в
дуб, клеить понты) и «образ поведения животных: бык, бычок, осел, баран,
ослица, коза, лошадь, еж» (уперся, как бык/осел/баран; жжется, как крапива, а
колется, как еж). Другие пословицы подчеркивают гендерную, возрастную,
топонимическую, этническую и мифологическую характеристику концепта
УПРЯМСТВО (баба не стенка – не передвинешь; старо – упрямо,
несдружливо, молодо – гулливо, незаботливо; упрям, как новгородец; упрям,
как рыжий зырянин; упрям, как карамышевский черт). Кроме того, в
паремиологическом аспекте актуализуются отрицательные признаки концепта
УПРЯМСТВО: «ненужное качество» (стар да упрям – ни людям, ни нам),
«свойство, способное вовлечь за собой отрицательные результаты или
негативные последствия» (горбатого исправит могила, а упрямого дубина).
В третьей главе «Концепты УПОРСТВО и УПРЯМСТВО по данным
Национального корпуса русского языка и цепочечного ассоциативного
эксперимента» анализируется репрезентация концептов в газетно-
публицистическом дискурсе и моделируется структура и содержание этих
концептов в языковом сознании носителей русского языка. В разделе 3.1
«Речевая экспликация концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в
публицистическом дискурсе по данным Национального корпуса русского
языка» на материале Национального корпуса русского языка осуществляется
исследование речевой репрезентации концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в
газетных текстах. Исследования многих ученых в когнитивной лингвистике
показывают, что синтагматическая сочетаемость лексических единиц в
большей степени зависит от экстралингвистических факторов, не только
логических, коммуникативных, но и социальных, культурных, а также
познавательных (Е.В. Рахилина, Н.В. Юдина, Е.В. Падучева и др.). В различных
сочетаниях могут быть отражены различные когнитивные признаки концепта.
Изучение репрезентации концепта УПОРСТВО в речевых контекстах
осуществляется на основе анализа особенностей употребления лексемы
упорство в следующих синтагматических конструкциях: субъектно-
предикатных, предикатно-объектных, обстоятельственных, атрибутивных и
сочинительных.
Лексема упорство в субъектно-предикатных конструкциях
Всубъектно-предикатномаспектеширокорепрезентируются
прагматические и оценочные признаки концепта УПОРСТВО. Контексты с
лексемами необходимо, нужно, требоваться репрезентируют КП «качество,
необходимое для достижения успехов», КП «внутренняя духовная сила, нужная
в противостоянии болезни, врагу, противнику и преодолении преграды» и КП
«качество, требуемое для осуществления определенного вида деятельности
(спорт, предпринимательство, творчество, учеба и наука)». Положительно-
оценочные признаки «качество или поведение, способное принести
положительныерезультаты»и«определяющий,вспомогательный,
функциональный фактор для осуществления чего-либо» реализуются в
контекстах с лексическими единицами дать результат, дать плоды, принести
победу, увенчаться успехом, сыграть хорошую роль, определить, помогать,
спасти и т. д. Сочетания лексемы упорство с единицами вызывать восхищение
и уважение, достойно восхищения, радовать репрезентируют КП «качество
или поведение, вызывающее у людей положительные оценки, позитивные
чувства и эмоции». В некоторых контекстах реализуется идея, что упорство
может переходить, перерастать в упрямство. В связи с семантической
пересекаемостью лексем упорство и упрямство в контекстах лексема упорство
в качестве подлежащего может сочетаться с языковыми единицами принести
результат другого рода, привести к роспуску, делать неотвратимой суровую
кару, грозить, раздражать, возмутить, напугать, что позволяет выделить
следующие отрицательно-оценочные признаки концепта УПОРСТВО:
«поведение, способное повлечь за собой негативные последствия или принести
отрицательныерезультаты»,«фактор,мешающий,препятствующий
осуществлению чего-либо» и «поведение, вызывающее у людей отрицательные
оценки, негативные чувства и эмоций».
Лексема упорство в предикатно-объектных конструкциях
В контекстах лексема упорство часто управляется глаголами иметь,
обладать, славиться, отличаться, выделяться, впечатлить, что позволяет
эксплицировать КП «присущее кому-либо качество» и КП «отличительная
черта». Сочетаемость с единицами хватать, не достать, не занимать,
проверять показывает, что концепт УПОРСТВО характеризуется КП
«количественная характеристика и степень проявления свойства». Кроем того,
лексема упорство может сочетаться с глаголами воспитывать, выковать,
тренировать, привить, научить, развивать, придать, что позволяет
эксплицировать КП «приобретенное, привитое качество». Распространенными
в газетном тексте представляются контексты с глаголом проявлять,
выражающие разные типы проявления упорства: КП «настойчивое стремление
к достижению цели», КП «трудолюбие, безустанность, трудоспособность», КП
«бесстрашие, выдержка, терпение, стойкость в трудном положении», КП
«отстаивание своей позиции и мнения», КП «твердое убеждение в
необходимости что-либо делать» и КП «нежелание действовать, отказ делать
что-либо»: Так что в ближайшие дни действуйте решительно, проявите
настойчивость и упорство ради достижения цели; На этот раз я проявила
упорство и не филонила; Вам не будут страшны никакие препятствия, если
вы проявите свое упорство; Россия должна проявить максимум упорства,
чтобы закрепить свои позиции.
Лексема упорство в обстоятельственных конструкциях
Лексема упорство может сочетаться с предлогами с, благодаря, из-за,
при, в случае, несмотря на и выступать в функции обстоятельства. Наиболее
частотными являются контексты, в которых конструкция с упорством в
качестве обстоятельства образа и способа действия сочетается с глаголами,
принадлежащими к разнообразным семантическим группам. Сочетания
конструкции с упорством с глагольными единицами пытаться, стремиться,
стараться, делать все возможное, добиваться, побеждать и преодолевать
репрезентируют КП «настойчивое стремление к достижению цели». КП
«продолжительность, последовательность действия или состояния» и КП
«повторяемость действия» реализуются в контекстах с глаголами продолжить,
повторять. Следует отметить, что во многих контекстах выражение «с
упорством» сочетается с глаголами, обозначающими созидательное действие
(строить, восстанавливать, прокладывать), разрушительное действие
(подрывать, проламывать, уничтожать), трудовую, спортивную и учебную
деятельность (трудиться, тренироваться, учиться), а также творческую,
интеллектуальную деятельностью (творить, придумать, вспоминать). Это
позволяет выделить КП «качество, проявляющееся в областях деятельности,
требующих приложения физических или интеллектуальных усилий». Кроме
того, при помощи глагольных единиц отстаивать, твердить, считать,
утверждать, заявлять, предложить, гнуть свою линию, держаться за свою
позицию объективируется КП «отстаивание своей позиции и мнения». КП
«нежелание действовать, отказ что-либо делать» выражается в контекстах с
глагольными единицами не хотеть, не готовиться, отказываться от и др.
Лексема упорство в атрибутивных конструкциях
В результате анализа атрибутивных сочетаний лексем упорство с
прилагательнымирепрезентируютсяследующиепризнакиконцепта
УПОРСТВО: 1) сопутствующие положительные свойства (выражающие разные
виды проявления упорства): целенаправленное, неустанное, рьяное, активное,
непоколебимое, непрошибаемое, несгибаемое, твердокаменное, настойчивое,
неизменное,стальное,изворотливое,лукавое,самозабвенное;2)
сопутствующие негативные чувства и эмоции (мания, фанатизм, бешенство,
страдание): маниакальное, фанатическое, бешеное, отчаянное, мазохистское,
страдальческое; 3) количественная характеристика и степень проявления
свойства: колоссальное, большое, огромное, титаническое, великое,
достаточное, двойное, недюжинное, редкостное, необычайное, неимоверное,
исключительное, особое; 4) качество, вызывающее чувства зависти и
удивления:завидное,поразительное,потрясающее,удивительное,
невероятное; 5) непонятное, странное, глупое поведение: непонятное,
странное, тупое, глупое, маловразумительное; 6) поведение, вызывающее
негативные чувства и эмоции: раздражающее, неожиданное; 7) продолжение и
повторение определенного поведения: прежнее, знакомое, подобное, сходное,
одинаковое, аналогичное; 8) эксплицитное свойство: проявленное, внешнее,
заметное; 9) приобретенное свойство: воспитанное; 10) сферы проявления
характеристики – религиозная, научная, спортивная: дзен-буддийское,
языческое, шаманское, научное, спортивное; 11) носитель свойства или
поведения: родительское, собственное, взрослое, (истинно) русское,
(фирменное) азиатское, восточное, советское, муравьиное, баранье.
Лексема упорство в сочинительных конструкциях
В речевых контекстах лексема упорство способна образовывать
сочинительные ряды с разными лексическими единицами, которые по
семантическим признакам могут быть разделены на несколько групп: 1) черта
характера или сила воли: характер, сильный характер, сила духа, воля, сила
воли; 2) направленное стремление человека к поставленной цели, его желание и
активное отношение к чему-либо: целеустремленность, целенаправленность,
цель, желание двигаться вперед, амбициозность, рвение к победе,
последовательность, позитивный настрой на успех, активность, энтузиазм,
желание работать, тяга к знаниям; 3) деятельность, связанная с затратой сил
и энергии для выполнения какого-либо дела: трудолюбие, работоспособность,
усердие, старание, активные тренировки, спортивная наглость, личные
усилия, напряжение всех сил, неиссякаемая энергия; 4) сопутствующие другие
положительные качества и свойства: – настойчивость: настойчивость,
стойкость; – терпеливость: терпение, выдержка, сдержанность,
выносливость, усидчивость; – смелость, решительность, твердость и
уверенность: смелость, мужество, размах, храбрость, бесстрашие, кураж,
решительность, твердость, уверенность, вера в себя; – качество, связанное с
самоорганизацией и самоконтролем: самодисциплина, умение владеть собой,
работа над собой, самодостаточность, индивидуальность, регулярность,
порядочность; – качество, связанное с интеллектуальной способностью
человека: мудрость, ум, остроумие, широкий кругозор, нестандартное
мышление, талант; – разнообразные способности, знания, умения, навыки и
техники: мастерство, профессионализм, знания, умение, навыки, способность;
5) сопутствующие отрицательные свойства: упрямство, беспринципность,
эксцентричность, педантизм.
В результате исследования речевых контекстов было установлено 48
когнитивныхпризнаковконцептаУПОРСТВО,которыебыли
классифицированы на три группы: образные, информационные и
интерпретационные (по модели, предложенной З.Д. Поповой и И.А.
Стерниным).
Далее рассматривается репрезентация концепта УПРЯМСТВО в
различных типах синтагматических конструкций.
Лексема упрямство в субъектно-предикатных конструкциях
При помощи глагола передавать репрезентируется КП «врожденное или
наследственное свойство». КП «временно появляющееся свойство» выражается
в сочетании с глаголом появиться. Метафорическое сочетание упрямство
говорит, показывает КП «свойство, связанное с внутренним желанием и
потребностью человека, с его чувствами и эмоциями». Наиболее частотными
представляются контексты с лексическими единицами идти во вред,
обернуться, вызвать вопросы, создать проблемы, иметь последствие,
вести/привести к потерям, мешать кому-либо в чем, оказываться
пресловутыми камнями, стать помехой, что позволяет верифицировать КП
«качество и поведение, способное повлечь за собой негативные последствия и
результаты» и КП «фактор, мешающий, препятствующий осуществлению чего-
либо». КП «качество или поведение, вызывающее у людей отрицательные
оценки, негативные эмоциональные чувства и эмоции» эксплицируется при
помощи лексических единиц надоесть, нервировать, возмущать, раздражать.
Лексема упрямство в предикатно-объектных конструкциях
Сочетания лексемы упрямство с предикатами обладать, отличаться,
славиться выражают КП «присущее кому-либо качество» и КП «отличительная
черта». КП «врожденное или наследственное качество» выражается при
помощи глагола унаследовать. В предикатно-объектном аспекте акцентируется
отрицательная характеристика концепта УПРЯМСТВО. КП «ненужное
качество, от которого следует избавиться» реализуется при помощи глаголами
прощать, исключить. Кроме того, в контекстах с глаголом проявлять
воплощаются разные типы проявления упрямства: КП «отстаивание своей
позиции, мнения, права, несмотря на внешние факторы, обстоятельства», КП
«твердое убеждение в необходимости что-либо делать» и КП «нежелание
действовать, отказ делать что-либо». Например, По идее, ее еще вчера надо
было отправить в госпиталь на вертолете, но доктор почему-то проявляет
дикое упрямство, утверждая, что все в порядке; Но если мои дети проявят
упрямство и решат идти по моим стопам, препятствовать им не буду.
Лексема упрямство в обстоятельственных конструкциях
Как и лексема упорство, лексема упрямство также может сочетаться с
предлогами с, в, из-за, за, от, в силу, по поводу, благодаря и выступать в роли
обстоятельства. Наиболее распространенными являются контексты с
конструкцией с упрямством, выражающей обстоятельство образа и способа
действия. КП «стремление к достижению поставленной цели или получению
результата» выражается в примерах с глагольными единицами пытаться,
делать все возможное, рваться, добиться и др. В сочетаниях с глаголами
продолжать, повторять делается акцент на КП «продолжительность,
последовательность действия» и КП «повторяемость действия». Кроме того, в
этом аспекте также репрезентируются КП «убеждение в необходимости что-
либо делать» и КП «нежелание действовать, отказ делать что-либо: Но тренер с
ослиным упрямством выпускал Пелли на лед; И чем больше мы будем о
Самедове писать, тем с большим упрямством он его не будет ставить.
Стоит отметить, что в контекстах с обстоятельством причины в основном
выражаются положительно-оценочные признаки концепта УПОРСТВО:
Благодаря упорству и огромному желанию у Сергея это получается довольно
неплохо. А для концепта УПРЯМСТВО часто встречающимися являются
контексты с отрицательно-оценочной характеристикой: Дошло до того, что
подписание нашего нового договора о сотрудничестве с Евросоюзом подвисло
из-за упрямства Польши.
Лексема упрямство в атрибутивных конструкциях
Атрибутивные конструкции с лексемой упрямство позволяют выявить
следующие признаки концепта: 1) черта характера: характерное; 2)
сопутствующие отрицательные свойства: чванливое, нетолерантное; 3)
сопутствующие негативные чувства и эмоции: горькое, маниакальное,
ностальгическое; 4) непонятное, странное, глупое, неразумное поведение:
самодурное, идиотское, неразумное, дурацкое, тупое, примитивное,
непостижное, непонятное, необъяснимое, необоснованное, неуместное,
упрямство, достойное лучшего применения; 5) количественная характеристика
и степень проявления свойства: излишнее, чрезмерное, исключительное,
крайнее, большое, высокое, взыгравшее, знаменитое, обычное, дикое,
самоубийственное; 6) качество, вызывающее чувства зависти и удивления и
воспринимаемоекакположительное:завидное,удивительное;7)
сопутствующее положительное свойство: бестрепетное; 8) качество,
вызывающее у людей положительные оценки, позитивные чувства и эмоции:
здоровое; 9) внутреннее или эксплицитное качество: внутреннее, очевидное,
демонстративное и др.
Лексема упрямство в сочинительных конструкциях
Семантическая классификация лексических единиц, образующих
сочинительные ряды с лексемой упрямство, позволяет эксплицировать
следующие признаки концепта УПРЯМСТВО: 1) черта характера (нрава) или
сила воли: характер, горячий нрав, сила характера, сила, воля; 2)
сопутствующие отрицательные свойства: – склонность отстаивать свою
позицию или мнение, отсутствие гибкости ума, замкнутость: неуступчивость,
несговорчивость, упертость, желание везде идти своим путем, стремление
любой ценой настоять на своем, отсутствие гибкости и чуткости, и др.; –
высокомерие: гордыня, тщеславие, самолюбие, дерзкая самонадеянность,
высокая самооценка; – агрессивное, грубое поведение: агрессивность,
задиристость, склонность к противоречию, склонность к насилию,
жесткость, властолюбие, деспотизм, грубость; – эмоциональная
нестабильность и негативное психическое состояние: самобичевание, низкая
самооценка, депрессия, слабость воли, слабая психическая устойчивость,
ранимость, вспыльчивость и др.; – неумение или неспособность совершить
действие: неумение слушать собеседника, неуживчивость, проблемы в
общении, неспособность расслабиться, неумение сдерживать свои чувства,
нетерпимость; 3) сопутствующие положительные свойства: настойчивость,
упорство, последовательность, наивность, непосредственность, выдержка,
смелость, мужество, честность, дисциплинированность, самостоятельность
мышления и др.
В результате проведенного анализа всего выделяются 45 когнитивных
признаки концепта УПРЯМСТВО, которые также были классифицированы на
три группы: образные, информационные и интерпретационные составляющие.
В разделе 3.2 «Концепты УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русском
языковомсознанииподаннымцепочечногоассоциативного
эксперимента» проводится моделирование структуры и содержания концептов
УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в сознании современных носителей русского
языка. В результате проведенного эксперимента был получен 171 ассоциат на
слово-стимул упорство (труд, работа, учеба, спорт, старание, цель, сила,
воля, настойчивость, смелость, терпение, уверенность, преодоление,
мужчина, герой, мускулы, зубы и т. д.). Семантическая классификации этих
ассоциатов позволяет выявить ряд когнитивных признаков концепта
УПОРСТВО, по частотности которых можно смоделировать его содержания в
виде полевой структуры, состоящей из ядра и периферий (см. схема 1).
Схема 1. Полевая модель концепта УПОРСТВО
Крайняя периферия
Дальняя периферия

Ближняя периферия
Ядро
КП «трудовая деятельность и активное отношение к ней (375)»;
КП «стремление к поставленной цели (202)»;
КП «внутренняя духовная сила или сила воли (199)»;
КП «сопутствующие положительные свойства (178)».
КП «средство достижения результатов (98)»;
КП «сопутствующие отрицательные свойства (94)».

КП «образ поведения животных (35)»;
КП «принадлежность к категории черты характера (24)»;
КП «деятельность, связанная с преодолением преград и трудностей (19)»;
КП «носитель данной характеристики (15)»;
КП «временная характеристика (12)»;
КП «физические характеристики или состояние (12)».
КП «направленное действие (5)»;
КП «представитель власти / социальный статус (5)»;
КП «качество, требующее многого от человека (2)»;
КП «поведение, не допускающее компромисса (2)»;
КП «редкое качество (2)»;
КП «отсутствующее свойство (2)».
Моделирование структуры концепта УПОРСТВО в русском языковом
сознании показывает, что в его структуре главную роль играет
интерпретационная зона – 58,59% (в том числе оценочная зона занимает
22,87%, энциклопедическая зона – 27,37%, утилитарная зона – 8,18%,
регулятивная зона 0,17%»). Процентное содержание информационного поле
составляет 35,48%. Чувственно-образное содержание концепта УПОРСТВО не
такое объемное, всего 5,18%. Кроме того, признаки с положительным
компонентом (15,03%) далеко превышает признаки с отрицательным
компонентом (7,85%).
По итогам эксперимента были получены 253 разных слов-ассоциатов на
слово-стимул упрямство (баран, бык, осел, глупость, наглость, характер,
вредность, лень, ребенок, упертость, гордость, злость, настойчивость,
нежелание, воля, эгоист, сопротивление, спор, ссора и т. д.), на основе которых
также выявлен ряд когнитивных признаков концепта УПРЯМСТВО и
построена полевая модель его содержания (см. схема 2).
Схема 2. Полевая модель концепта УПРЯМСТВО
Крайняя периферия

Дальняя периферия

Ближняя периферия
Ядро
КП «сопутствующие отрицательные свойства (357)»;
КП «сопутствующие положительные свойства (187)»;
КП «образ поведения животных (168)»;
КП «поведение, проявляющееся в противодействии окружающему миру (167)».
КП «носитель данной характеристики и его возрастное свойство (63)»;
КП «стремление к поставленной цели (60)»;
КП «источник проблем и сложностей (44)»;
КП «сила воли (39)»;
КП «принадлежность к категории черт характера (38)»;
КП «трудовая деятельность и отношение к ней (28)»;
КП «средство достижения результатов (26)»;
КП «представитель власти / социальный статус (5)»;
КП «направленное действие (5)»;
КП «преодоление трудностей (4)»;
КП «деятельность, связанная с преодолением преград и трудностей (4)»;
КП «временная характеристика (3)»;
КП «эмоциональная характеристика (3)».

Результатмоделированияструктурных компонентовконцепта
УПРЯМСТВО
споказывает, что для концепта УПРЯМСТВО интерпретационное
поле также имеет большой объем, составляя 54,94%, в том числе оценочная
зона занимает 45,56%, энциклопедическая зона – 7,2%, утилитарная зона –
2,2%. Информационное поле составляет 25,71%. Чувственно-образное поле
также является объемным – составляет 19,34%. В оценочной зоне признаки с
отрицательной оценкой составляет 29,65%, а признаки с положительной
оценкой – 15,91%.
В заключении представлены основные результаты исследования и
обозначены перспективы дальнейшей работы над темой. Перспективы
дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении
репрезентации этих концептов в художественных произведениях, в описании
смыслового наполнения по данным рецептивных экспериментов, исследовании
связи концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО с другими концептами характера
в русской национальной концептосфере (упертость, самостоятельность,
инициативность, негативизм, капризность и пр.), а также в сопоставлении
исследуемых концептов через призму других языков и культур. Например, в
китайском языке, с одной стороны, можно найти эквивалентные
фразеологизмы, выражающие упорство и упрямство: 滴水穿石 (di shui chuan
shi) – капля воды камень точит, 固执如牛 (gu zhi ru niu) – упрямый, как бык, с
другой стороны, существуют много культурно-специфичных фразеологических
выражений об упорстве и упрямстве: 精卫填海 (jing wei tian hai) – Цзинвэй
заваливает камнями море, 愚公移山 (yu gong yi shan) – Юй Гун передвинул
горы, 不到黄河不死心 (bu dao huang he bu si xin) – не останавливаться, пока не
дойдешь до Хуанхэ, 不撞南墙不回头 (bu zhuang nan qiang bu hui tou) – не
повернуть головы, не натолкнувшись на южную стену и т. д.

На рубеже XX–XXI веков в современной лингвистической науке
наблюдался переход от системно-структурной к антропоцентрической
парадигме, в рамках которой главной задачей лингвистических исследований
являлся анализ «человека в языке и языка в человеке». Внимание лингвистов
сосредоточено уже не только на вербальных средствах, но и на невербальных
факторах языковой деятельности. С формированием антропоцентрической
парадигмы в современном языкознании активно развиваются такие
междисциплинарные направления, ориентированные на изучение взаимосвязи
феноменов языка и сознания, языка и познавательной деятельности, языка и
национальной культуры, как психолингвистика, лингвокультурология и
когнитивная лингвистика.
Концепт как многомерное единство языка, познания и культуры уже стал
одним из самых популярных объектов исследования различных
лингвистических дисциплин. Большое значение концептуальных исследований
в осмыслении миропонимании одного народа, также в выявлении
познавательной особенности человечества в целом не вызывает никаких
сомнений. В настоящее время, как в аспекте теоретического развития, так и в
аспекте практических исследований конкретных концептов получены значимые
результаты для когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, лексикологии.
Настоящее диссертационное исследование посвящено комплексному
изучению особенностей лексикографической, когнитивно-дискурсивной и
психолингвистической репрезентации концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО
в русской языковой картине мира. Как известно, упорство и упрямство
являются основными чертами характера человека и имеют тесную связь с его
волевой деятельностью и психикой. Выбор в качестве объекта исследования
смежных концептов УПОРСТВО И УПРЯМСТВО определяется тем фактом,
что они, как сложные психологические явления, играют важную роль в
выражении внутреннего мира человека и занимают центральное место в
русской национальной концептосфере.
Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 1)
растущий интерес к проблемам, связанным с изучением концептосферы,
языкового сознания, языковой картины мира и языкового менталитета; 2)
высокая значимость концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО для
концептосферы разных этносов; 3) необходимость изучения концептов
УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русской языковой картине мира; 4)
недостаточность существующих исследований содержания и структуры
концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО.
Объектом исследования являются концепты УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО, объективированные в печатных СМИ, их отражение в
национальном сознании современных носителей русского языка и в
национальной языковой картине мира.
Предметом исследования выступают языковые и речевые средства
выражения концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в газетных тестах, и
результаты ассоциативного эксперимента.
Цель исследования заключается в раскрытии содержания и структуры
концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русской языковой картине мира, в
выявлении особенностей их языковой репрезентации и смыслового наполнения
в лексикографических источниках, в газетно-публицистических текстах, а
также в языковом сознании носителей русского языка.
Для достижения цели исследования предполагается решение следующих
задач:
1) определить теоретическую базу исследования; изучить основные
теоретические концепции и подходы к интерпретации понятия «концепт», его
содержания и структуры; выявить типологию концептов; описать
существующие методы и процедуры концептуального анализа;
2) провести этимологический и словообразовательный анализ
лексем-репрезентантов концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО;
3) выявить содержание концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО
посредством анализа данных толковых и синонимических словарей;
4) раскрыть особенности фразеологической и паремиологической
объективации концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русском языке и
культуре;
5) выявить смысловое наполнение концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО в газетно-публицистическом дискурсе исходя из анализа
синтагматических связей лексем упорство и упрямство;
6) описать ассоциативное поле концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО на
материале результатов цепочечного ассоциативного эксперимента,
проведенного среди носителей русского языка;
7) осуществить сопоставительный анализ семантического наполнения и
структурной организации концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русской
языковой картине мира.
Материал исследования:
1) данные лексикографических источников разного типа:
этимологических и словообразовательных словарей, толковых словарей,
словарей синонимов и антонимов, фразеологических словарей и словарей
пословиц и поговорок русского языка (47 словарных источников);
2) речевые контексты, вошедшие в газетные материалы Национального
русского языка (1147 контекстов употребления лексемы упорство, 328
контекстов употребления лексемы упрямство);
3) данные, полученные в результате проведенного цепочечного
ассоциативного эксперимента с лексемой упорство и лексемой упрямство (по
200 респондентов-носителей русского языка).
Степень изученности научной проблемы. В последние двадцать лет
было издано значительное число работ, направленных на исследование
конкретных концептов в определенной национальной языковой картине мира
или на сопоставительный анализ репрезентации концептов в различных языках
и культурах. Самыми популярными предметами исследования послужили
моральные (этические) концепты: ДОБРО, ЗЛО, ГРЕХ, идеологические
концепты: СВОБОДА, ДЕМОКРАТИЯ, ВЛАСТЬ, РАВЕНСТВО, концепты
занятий: ТРУД, РАБОТА, ПРОФЕССИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, ИГРА, концепты
национальности: РОССИЯ, США, КИТАЙ, СССР, РУССКОСТЬ, гендерные
концепты: МУЖЧИНА, ЖЕНЩИНА, МУЖ, физиологические концепты:
позитивные – БОДРОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, СОН; негативные – ГОЛОД, ЖАЖДА,
ЖАР; биовитальные – ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ, СТАРОСТЬ.
Кроме того, особое внимание лингвистов привлекает группа психических
концептов (по классификации М.В. Пименовой), которые разделяются на
ментальные концепты: УМ, ЗНАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫСЛЬ, МЕНТАЛИТЕТ,
концепты чувств и эмоций: РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, ГРУСТЬ,
ПЕЧАЛЬ, УДИВЛЕНИЕ, а также концепты характера: СКРОМНОСТЬ,
УВЕРЕННОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, ТЕРПЕНИЕ, ВЫСОКОМЕРИЕ, к которым
относятся исследуемые нами концепты УПОРСТВО и УПРЯМСВТО.
Упорство и упрямство как сложные психические явления активно
исследуются в психологии и педагогике. Упорство в данных сферах часто
рассматривается при изучении формирования волевых качеств учащихся в
образовательном процессе, что отражено в работах В.А. Иванникова (1986), Е.П.
Ильина (1986), Т.И. Шульги (1993), Е.К. Фещенко (1999), Н.П. Гаврилюка
(2006), В.И. Селиванова (2010), Е.А. Сухова (2011) и др. По мнению многих
психологов и педагогов, волевые качества включают в себя как мотивационный
и моральный компоненты, так и генетический фактор, связанный с
типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.
Успешность учебно-трудовой деятельности детей во многом зависит от волевых
качеств, таких, как целеустремленность, настойчивость, упорство, терпение и т.
д., а уровень развития воли определяется не только природными особенностями
нервной системы, но и социально обусловленными мотивационными
факторами, личностными особенностями. В связи с этим воспитание у детей
такого волевого качества, как упорство, имеет большое значение. Исследование
упрямства в педагогике и психологии также связано с изучением детской
психики и поведения, что отражено в трудах Дж. Стивенса (1996), Л.И.
Божовичей (1997), К.Д. Ушинского (2005), О.П. Рожковой (2004), Е.П. Ильина
(2009), А.А. Шавыриной (2012) и др. В этих областях знаний проблема
упрямства исследуется совместно с изучением особенностей развития
познавательной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста и
влияния отношений между детьми и родителями на поведения детей старшего
дошкольного возраста.
Несмотря на широкую изученность вопросов упорства и упрямства в
психологии и педагогике, в лингвистике исследования, посвященные изучению
языковой репрезентации концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО, оказываются
далеко не достаточными. По этой теме была найдена только статья, касающаяся
сопоставительного анализа лексико-семантического поля «упорство –
упрямство» в русском и итальянском языках [Рудская 2017]. А также несколько
других статей, изучающих характер или духовное состояние человека с
лингвистической точки зрения, в которых упорство и упрямство были
упомянуты, а не подробно проанализированы [Наскурова 2008; Алешин 2013;
Душенкова 2014]. Таким образом, существующие в настоящее время
лингвистические работы по этой теме не касаются анализа концептуального
содержания УПОРСТВО и УПРЯМСТВО, не используют лингвокогнитивный,
лингвокультурный и психолингвистический подходы к этим явлениям, не
рассматривают особенности функционирования слов упорство и упрямство в
дискурсивном аспекте и не анализируют репрезентации этих концептов в
сознании соврменных носителей языка. Данная диссертация во многом
опирается на комплексный принцип анализа и выполнена на обширном и
разнообразном материале.
Новизна исследования определяется тем, что в диссертации впервые
проведено комплексное описание языковой объективации концептов
УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в аспекте избранного нами
когнитивно-ориентированного подхода к анализу значимых феноменов
национальной культуры, впервые проведен сопоставительный анализ
репрезентации этих смежных концептов в лексическом и паремиологических
аспектах. Практически не изученными являются особенности
функционирования лексем-репрезентантов концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО в газетных текстах. Кроме того, было впервые реализовано
экспериментальное исследование по данной проблематике.
Теоретическая значимость исследования состоит в осмыслении
ключевых положений в рамках когнитивной лингвистики, лингвокультурологии
и психолингвистики, уточнении определения концепта, его смыслового
наполнения, структурных составляющих, языковых средств объективации в
процессе анализа конкретных концептов, а также основных принципов и
методики концептуального анализа на примере концептов, объединяющих в
своем концептуальном содержании самые многомерные компоненты.
Результаты и материалы проведенного исследования могут помочь в решении
вопросов моделирования содержания и структуры концептов и в дальнейших
теоретических исследованиях по проблемам языковой концептуализации мира.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его
результаты и материалы могут быть использованы при проведении семинаров
по курсам «Лингвокультурология», «Когнитивная лингвистика»,
«Психолингвистика», «Лексикология», «Журналистика», в практике
преподавания русского языка как иностранного, а также могут быть полезны в
области педагогики и психологии при решении проблем, связанных с
воспитанием детей.
Методологической основой исследования послужили
общетеоретические идеи в области когнитивной лингвистики,
лингвокультурологии, психолингвистики (Е.С. Кубрякова, Е.В. Рахилина, А.П.
Бабушкин, А.А. Кибрик, В.А. Маслова, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Н.Н.
Болдырев, А.В. Рудакова, Б.А. Серебренников, Т.Г. Скребцова, В.В. Красных,
О.В. Федорова, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Алефиренко), научные
исследования ведущих лингвистов, посвященные проблемам языкового
сознания, языковой картины мира и языкового менталитета (А.А. Леонтьев, А.Н.
Леонтьев, Е.Ф. Тарасов, Т.Н. Ушакова, А.А. Залевская, Н.В. Уфимцева, Ю.Н.
Караулов, Е.И. Горошко, Н.О. Золотова, И.А. Стернин, Анна А. Зализняк, А. Д.
Шмелев, Б.А. Серебренников, В.И. Постовалова, Н.Ф. Алефиренко, Е.В.
Рахилина, О.А. Корнилов, О.Г. Почепцов, В.В. Колесов, Т.Б. Радбиль),
различных подходов к пониманию концепта, его содержания, структуры,
типологии, способы и средства языковой объективации, методики и процедуры
исследования (С.А. Аскольдов-Алексеев, Д.С. Лихачев, Ю.С. Степанов, Н.Д.
Арутюнова, С.Х. Ляпин, В.А. Маслова, В.И. Карасика, Г.Г. Слышкин, С.Г.
Воркачев, М.В. Пименова, О.Н. Кондратьева, В.В. Колесов, А.П. Бабушкин,
Ю.Е. Прохоров, В.В. Красных, З.Д. Попова, И.А. Стернин, А.А. Залевская, А.Н.
Приходько, Н.Н. Болдырев).
Методы и методики исследования. В работе были использованы
общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез,
систематизация, классификация, сравнение) и методы эмпирического
исследования; метод традиционного концептуального анализа, методика
анализа концептов, разработанная учеными института филологии и
журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского, метод этимологического анализа и
словообразовательного анализа, метод компонентного анализа лексической
семантики, метод когнитивной интерпретации языкового материала,
когнитивно-дискурсивного (контекстуального) анализа, метод
сопоставительного анализа и метод ассоциативного эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Концепты УПОРСТВО и УПРЯМСТВО являются важными
составляющими русской концептуальной картины мира и имеют объемное,
многомерное когнитивное содержание. Комплексный анализ позволяет
подробно описать отражение изучаемых психических феноменов в системе
языка и в газетных текстах, дает возможность максимально точно
реконструировать содержание и структуру концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО в сознании соврменных носителей русского языка, а также
помогает выявить их сходства и различия.
2. Происхождение как концепта УПОРСТВО, так и концепта
УПРЯМСТВО, тесно связано с тенденцией метафорического моделирования
внутреннего мира человека по образцу внешнего, материального мира.
Этимологический слой концепта УПОРСТВО подчеркивает динамическое,
направленное движение или неподвижное, статическое состояние, а в
этимологическом аспекте концепт УПРЯМСТВО более связан со степенью
проявления качества прямой – в переносном смысле откровенный.
3. В словообразовательном гнезде между лексическими единицами,
репрезентирующими концепт УПОРСТВО, существуют метафорические
мотивирующие связи: от неодушевленного физического предмета к человеку, от
человека к неодушевленному физическому предмету. Элементы
словообразовательного гнезда, объективирующие концепт УПРЯМСТВО,
характеризуются продуктивностью в образовании глаголов и выражают
высокую степень проявления свойства.
4. Данные толковых и синонимических словарей, с одной стороны,
отражают содержательную принадлежность концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО к таким тематических группам, как «черта характера» и «волевое
свойство», с другой стороны, демонстрируют существенные различия их
смыслового наполнения: концепт УПОРСТВО подчеркивает разумное и
сознательное действие, настойчивое стремление к достижению цели,
приложение усилий в трудовой деятельности, последовательность,
непрерывность действия; В концепте УПРЯМСТВО акцент делается на
безрассудном, глупом поведении, отстаивании своей позиции и мнения,
отсутствии гибкости, чрезмерной степени проявления свойства.
5. Фразеологические и паремиологические средства объективации
концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО в русской культуре представляются
многочисленнными и разнообразными. Концепт УПОРСТВО объективируется
фразеологизмами и паремиями, связанными с направленным движением,
разрушительным действием и желанием приобретать что-либо, а
фразеологизмы и паремии, репрезентирующие концепт УПРЯМСТВО, в
большей степени выражают неизменность состояния, нежелание действовать,
противоречие и сопротивление двух сторон. В плане образности для концепта
УПОРСТВО характерен образ предметов, природных явлений (камень, железо,
капля воды), а концепт УПРЯМСТВО подчеркивает образ животных (баран,
бык, осел, еж) и образ людей с различной гендерной, возрастной,
топонимической и этнической характеристикой.
6. Газетные тексты отражают разнообразное представление о содержании
концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО. В печатных СМИ репрезентируются
не только источники развития упорства и упрямства в человеке, но и разные
степени, сферы, типы их проявления, а также характеристики их носителей:
упорство в большей степени представляет собой приобретенное, привитое
свойство, а упрямство чаще является врожденным, наследственным качеством;
упорство представляет собой относительно постоянную, долговременную
характеристику, а упрямство во многих ситуациях является временно
появляющимся свойством; в роли носителей упорства и упрямства может
выступать человек, группа людей и животных – при выражении качества
характера, а также может быть компания, организация, правительство страны
или администрация города – в случае обозначении конкретного поведения. В
газетном дискурсе широко реализуются утилитарные и оценочные признаки
концептов: в концепте УПОРСТВО выделяются когнитивные признаки с
одобрительно-положительной оценкой, в то время как в концепте УПРЯМСТВО,
напротив, преобладают неодобрительно-отрицательные признаки. Кроме того,
для концептов УПОРСТВО и УПРЯМСТВО характерно взаимное наложение
смыслового наполнения, о чём свидетельствует совпадение многих
когнитивных признаков, выявленных в газетных текстах.
7. Анализ результатов цепочечного эксперимента показывает, что лексема
упрямство имеет большее количество разных слов-ассоциатов, чем лексема
упорство. Различия полевых организаций содержания концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО в сознании носителей языка в основном отражаются в ядерных
компонентах: ключевыми признаками концепта УПОРСТВО является
трудовая деятельность и активное отношение к ней, стремление к достижению
поставленной цели, внутренняя духовная сила, а также сопутствующие
положительные черты характера, тогда как важное место в ядре концепта
УПРЯМСТВО занимает образ поведения животных, проявляющееся в
противодействии окружающему миру, а так же сопровождающие
отрицательные свойства. Структурные модели концептов УПОРСТВО и
УПРЯМСТВО имеют как сходства, так различия: в структуре обоих концептов
главную роль играет интерпретационная зона, причём чувственно-образное
содержание концепта УПРЯМСТВО намного объемнее, чем в случае концепта
УПОРСТВО.
Апробация результатов исследования: Основные положения
диссертации отражены в ряде научных тезисов, докладов и статей. Результаты
исследования прошли апробацию на следующих международных
научно-практических конференциях: Международная научно-практическая
конференция «Современные проблемы лингвистики, переводоведения и
межкультурной коммуникации» (Москва, 2019); III Международная
научно-практическая конференция «Вариативность и стандартизация языкового
образования в неязыковом вузе» (Нижний Новгород, 2020); Международная
научная конференция «Активные процессы в современном русском языке:
национальное и интернациональное» (Нижний Новгород, 2020);
Международная конференция «Innovative processes in humanities and education
(IPHE)» (Москва, 2020); Международная научная конференция «Языковая и
культурная среда в метаморфозах интерпретаций: Русистика. Германистика.
Романистика» (Липецк, 2020); Международная научно-практическая
конференция «Современные проблемы филологии: вопросы теории и
практики» (Андижан, 2020); VIII Международная научно-практическая
конференция «фундаментальные основы инновационного развития науки и
образовании» (Пенза, 2020); Международная научная конференция по
когнитивной лингвистике «Язык и мышление в эпоху глобальных перемен»
(Нижний Новгород, 2021). Работа обсуждалась на заседаниях кафедры
преподавания русского языка в других языковых средах и кафедры
современного русского языка и общего языкознания ННГУ им. Н. И.
Лобачевского (2019, 2020, 2021). По теме диссертации опубликованы 14 статей,
из них 10 помещены в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства науки и

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Концепты упорство и упрямство в русской языковой картине мира: комплексный анализ»

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022 год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»