Методические подходы к формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов военных технических вузов

Еськина Оксана Анатольевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В
ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ……………………….. 18
1.1 Анализ сложившейся системы профессиональной и специальной
подготовки курсантов технических вузов в области
межкультурной коммуникации……………………………………… 18
1.2 Характеристика структуры, содержания и уровней
сформированности межкультурной коммуникативной
компетенции у курсантов военных технических вузов с учетом
профиля их подготовки……………………………………………….. 25
1.3 Структура методических подходов к формированию
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов
военных технических вузов ………………………………… ……… 41
1.4 Условия формирования межкультурной коммуникативной
компетенции в области профессиональной и специальной
подготовки курсантов в течение всего периода обучения в
военном техническом вузе ……………………………………… 47
Выводы по первой главе ……………………………………………… 60
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ
ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ И
ИХ АПРОБАЦИЯ…………………………………………………………….. 63
2.1 Методика формирования межкультурной коммуникативной
компетенции курсантов в течение всего периода обучения в
военном техническом вузе…………………………………………… 63
2.2 Учебно-методическое обеспечение формирования межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов военного технического
вуза по профилю их подготовки……………………………………. 107
2.3 Опытно-экспериментальная апробация методики формирования
межкультурной коммуникативной компетенции будущих военных
специалистов………………………………………………………….. 114
Выводы по второй главе ……………………………………………… 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 132
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Содержательные характеристики уровней
cформированности межкультурной коммуникативной компетенции у
курсантов дисциплиной «Иностранный язык» по специальности 24.05.06
Системы управления летательными аппаратами………………………….. 158
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Учебная программа дисциплины «Иностранный язык» с
учетом профиля подготовки курсанта (специальности 24.05.06 Системы
управления летательными аппаратами)…………………………………….. 165
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Результаты опытно-экспериментальной апробации….. 173

В первой главе «Теоретические основы формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов военных технических вузов» уточнено современное состояние и проведен анализ системы профессиональной и специальной подготовки курсантов в образовательных организациях Министерства обороны Российской
Федерации (МО РФ) и факторов, определяющих ее функционирование.
Анализ традиционной системы подготовки курсантов в военном вузе позволил констатировать следующие проблемы и противоречия:
1) программы подготовки военных специалистов в области иностранного языка недостаточно ориентированы на формирование профессиональных компетенций;
2) содержание обучения иностранному языку и соответствующее учебно-методическое обеспечение недостаточно используют межпредметную связь с дисциплинами военно-профессиональной направленности;
3) недостаточно проработаны вопросы профессиональной и
специальной подготовки курсантов военного технического вуза на основе формирования и проявления межкультурной коммуникативной компетенции в течение их всего периода обучения;
4) в современных условиях постоянного развития интеграционных и глобализационных процессов культура межкультурного и социального взаимодействия имеет такое же важное значение, как и все составные части
общей культуры курсанта, поскольку ею определяется успешность осуществляемой им военной профессиональной и другой деятельности. В связи чем, возникают задачи осуществления профессионально-делового, социокультурного и коммуникативного взаимодействия (включая и повседневное общение) с представителями разных культур современного глобализованного общества.
На основании изложенного выше, выделим основное противоречие между современным состоянием профессиональной и специальной подготовки курсантов военного вуза, не учитывающей изменения требований сферы деятельности специалиста в войсках, условий применения новой военной техники, а также возрастающую при этом роль иноязычной деловой межкультурной коммуникации; не реализующей информационное профессиональное взаимодействие на международном уровне, и не обеспеченностью теоретическими положениями по формированию: знаний военной технической терминологии, специфики документов, теории перевода; умений решения профессиональных задач в условиях межкультурной коммуникации как средства профессионального научно- технического общения; опыта их реализации при эксплуатации новейших образцов вооружения и военной техники.
Естественно, разрешение этих проблемных вопросов требует разработки теоретических основ и методических подходов формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов военных технических вузов средствами иностранного языка в течение всего их
периода обучения.
В главе обоснована структура, содержание и уровни
сформированности межкультурной коммуникативной компетенции (глава 1, п.1.2). Исследуемая межкультурная коммуникативная компетенция в своей структуре имеет три составляющие: языковая (лингвистическая), общепрофессиональная и профессиональная (составляющая по
специальности подготовки курсанта). В соответствии с выполняемыми задачами курсантами в вузе и военными специалистами в войсках с использованием иностранного языка, в работе предлагается 4 уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции дисциплиной «Иностранный язык» у курсантов технических вузов. Этими уровнями являются: высокий, достаточный, средний и низкий. При обосновании уровней межкультурной коммуникативной компетенции критериями выступали: знания, умения и опыт использования; а вот показателями критерия – требования рабочей программы дисциплины
«Иностранный язык», а также требования к общепрофессиональной, профессиональной и специальной подготовке курсанта-выпускника технического вуза, учитывающих межпредметные связи с дисциплинами профессионального и специального циклов учебного плана. Сформирована таблица уровнево-критериальной шкалы сформированности межкультурной коммуникативной компетенции, что находит выражение в объединении языковой компетенции и компетенций по тематике специальных и общепрофессиональных дисциплин в целях получения курсантами дополнительных профессиональных знаний через военно- профессиональные коммуникации. Такая градация уровней дает только их бальную оценку, которая дает возможность, в дальнейшем, перейти к итоговой интегральной оценке при различных сочетаниях критериев (общей суммы баллов).
Кроме того, в главе (п.1.3) выявлены условия формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области
профессиональной и специальной подготовки курсантов средствами иностранного языка в течение всего периода обучения в военном техническом вузе, предполагающие моделирование ситуаций межкультурного взаимодействия в процессе профессиональной и специальной подготовки курсантов военных технических вузов. Условия были разбиты на две группы – условия формирования межкультурной
коммуникативной компетенции в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык», где обоснованы условия применения принципа ситуативно-тематической значимости, позволяющего в рамках дисциплины «Иностранный язык» изучать основы военно-профессиональных и специальных дисциплин с использованием тем и ситуаций общения, отражающих содержание избранной специальности; и условия формирования межкультурной коммуникативной компетенции в процессе изучения военно-профессиональных и специальных дисциплин, где, в частности, обоснованы условия применения принципов – непрерывности
изучения дисциплины и творческого развития личности, позволяющих применять средства иностранного языка в области профессиональной и специальной подготовки курсантов по специальности в течение всего периода обучения в вузе.
Таким образом, данные условия не только формируют и поддерживают на требуемом уровне межкультурную коммуникативную компетентность курсантов военного технического вуза в течение всего обучения в вузе, но и могут применяться для развития других компетенций и дальнейшего совершенствования их профессиональной и специальной подготовки, а также для модернизации всего учебно- методического процесса в вузе. Так, процесс формирования комплекса профессиональных квалификационных требований к выпускникам военных технических вузов на основе их межкультурной военно-профессиональной коммуникации в вузе и войсках рассмотрен в главе 1 в п.1.4.
В условиях расширения иноязычных контактов с представителями
иностранных государств, межкультурная коммуникативная компетенция выпускников вузов может выступать как дополнительное средство познания изменений происходящих в армиях потенциальных союзников и противников. Поэтому, реализовать деятельностный подход, заложенный в основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и квалификационных требований нового
поколения, возможно только с учетом изменений, происходящих в войсках, в том числе и армий иностранных государств. Так, своевременные знания о противнике дают основания его побеждать!
С этой целью, разработана компетентностная модель процесса формирования комплекса профессиональных требований к выпускникам военных технических вузов (рисунок 1), включающая, помимо существующей квазипостоянной части (как правило, на 5 лет), переменную часть, учитывающую динамичность их деятельности в войсках, обусловленная, в том числе, изменениями в армиях потенциальных
противников и позволяющая оперативно корректировать общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и военно- профессиональные компетенции (ВПК) в квалификационных требованиях по военно-профессиональной и специальной подготовке к выпускникам технических вузов с учетом их межкультурной военно- профессиональной коммуникации (МВПК) в войсках, а также среды обучения и воспитания в вузе.
Компетентностная модель комплекса проф. квалиф. требов.
111 34
компетенций (стационарная модель)
Компетентностная модель деятельности военного специалиста (квазипостоянная часть)
2
Компетентностная модель деятельности военного специалиста (переменную часть)
ФГОС ВО
МВПК
Войска
МВПК
ВВУЗ
Рисунок 1 – Схема компетентностной модели формирования комплекса профессиональных квалификационных требований к выпускникам военных технических вузов на основе межкультурной военно-профессиональной коммуникации в вузе и войсках
Переменная часть компетентностной модели деятельности военного специалиста, представляет собой – банки информации на базе знаний, умений, опыта использования и личностных качеств базовой и вариативной части модели, которая может меняться через 1-2 года и позволяющая формировать квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников через научно обоснованное определение ПК, ПСК и ВПК, т.е. новых компетенций, в том числе, и с учетом знаний потенциала и прогнозирования совершенствования вооружения и военной техники иностранных государств – потенциальных противников, так и государств- партнеров, методов и средств их вооруженной борьбы, полученных на основе МВПК в вузе и войсках, тем самым разрешая основное противоречие отмеченное выше. Банки информации переменной части компетентностной модели по структуре значительно чаще корректируются за счет связей 1.
Таким образом, разработанная компетентностная модель процесса формирования комплекса профессиональных квалификационных требований к выпускникам военных технических вузов включает – оперативную обратную связь «войска – вуз», на основе их межкультурной военно- профессиональной коммуникации в вузе и войсках, что позволяет оперативно формулировать ПК, ПСК и ВПК для квалификационных требований к выпускникам по военно-профессиональной и специальной подготовке, как для вновь вышедшего, так и действующего ФГОС ВО с использованием средств иностранного языка.
Во второй главе «Методические подходы к формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов военных технических вузов с учетом профиля их подготовки» разработана методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов в течение всего периода обучения в военном техническом вузе, основу которой, составляет модель процесса формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущих военных инженеров средствами
иностранного языка и представляет собой проект процесса формирования данной компетенции, описывающий этапы данного процесса как последовательность педагогических целей и средств, обеспечивающих динамику развития требуемой компетенции, типологию учебных занятий и межпредметных коммуникаций, методику создания развивающих ситуаций на различных этапах процесса; а также учебно-методическое обеспечение, включающее: учебную программу дисциплины «Иностранный язык» с учетом профиля подготовки курсанта; дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки курсантов для приобретения квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»; методику определения уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов; методику определения уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов-выпускников в профессиональной деятельности как будущих военных специалистов.
Существует множество моделей и методик, описывающих процессы формирования ОПК, ПК, ПСК, ВПК и оценки знаний, опирающихся на различные разделы педагогики и математики. Анализ трудов, в области компетентностного подхода, в профессиональном образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, Ю.Г. Татур и др.) показал, что, как правило, эти механизмы: учитывают набор параметров, связанных с учебными дисциплинами (количество дисциплин, количество учебных часов, балльно-рейтинговая или экспертная оценка курсанта по дисциплине и др.) либо со структурой самих компетенций, но не учитывают возможности междисциплинарных связей, связанных с формированием межкультурной коммуникативной компетенции, как элемента профессиональной и специальной подготовки; не оценивают межкультурную коммуникативную компетенцию курсанта в дисциплине «Иностранный язык» с учетом его профиля военно-профессиональной подготовки.
Таким образом, в соответствии с обоснованными условиями (глава 1, п. 1.3), разработана методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов в течение всего периода обучения в военном техническом вузе (глава 2, п. 2.1). Исходными данными для разработки методики являлись – уровни сформированности межкультурной коммуникативной компетенции у курсантов военных технических вузов с учетом профиля их подготовки (глава 1, п. 1.2), в том числе и использованием компетентностной модели (глава 1, п.1.4). Данная методика представлена следующими этапами:
1 этап – адаптивный, создание мотивационно-стимулирующего фона, заключающегося в изучении фонетического и грамматического строя языка, базовой военной лексики (строевые команды, названия видов и родов войск, названия военных подразделений и т.п.) для формирования межкультурной коммуникативной компетентности курсантов на фоне мотивационной базовой военной лексики. Исследование показало, что на этом этапе целесообразно использовать методы диалогового и группового взаимодействия в обучении; применять на занятиях элементы, имитирующие будущую профессиональную деятельность; подбирать познавательные и интересные тексты/статьи (описания изобретений по специальности подготовки); широко использовать цифровые информационные технологии (ЦИТ) и т.п.;
2 этап – репродуктивный, формирование межкультурной коммуникативной компетенции курсантов в будущей профессиональной деятельности в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык», основанный на совместном применении на занятиях по иностранному языку адаптированных текстов (учебник, учебное пособие) и аутентичных текстов (научная статья, техническое описание, инструкция, описание изобретений по специальности подготовки), содержащих профессионально- ориентированную информацию, в том числе и по армиям иностранных
государств, а также, включение коммуникативных задач (проблемных ситуаций), решаемых военными специалистами с использованием иностранного языка. Исследование показало, что, для решения коммуникативных задач, целесообразно использовать когнитивные (мозговой штурм, эвристические вопросы, сравнение и т.п.) и интерактивные (проектная деятельность, работа в малых группах, обучающие военные игры, экспертные оценки, дебаты, дискуссии, использование виртуальной реальности обучения вне рамок учебной аудитории и т.п.) методы;
3 этап – контрольно-оценочный, определение уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции у курсанта с учетом его профиля подготовки по окончании дисциплины «Иностранный язык» (глава 2, п.2.2);
4 этап – продуктивно-творческий, активное творческое проявление межкультурной коммуникативной компетенции курсантов, на основе её использования в программах практики «Научно-исследовательская работа», курсового и дипломного проектирования, позволяющий осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно- технической информации по теме исследования, в том числе и из иностранных источников; осуществлять патентный поиск на иностранном языке при подаче заявок на патенты, изобретения и промышленные образцы; готовить аннотации к научным статьям на иностранном языке для участия в международных научно-технических конференциях; поддерживать речевые контакты на иностранном языке с представителями иных культур и национальностей по профессиональной тематике в ходе совместных конференций и семинаров; понимать на слух содержание выступлений, докладов или стендовых материалов по специальности на иностранном языке и т.п. Основная педагогическая технология этого этапа нами определена в форме деловой игры, т.е. с проявлением межкультурной коммуникативной компетенции курсантами в ходе практики «Научно- исследовательская работа» и проведением «международной научно-
технической конференции» в конце каждого семестра совместно с «иностранными» специалистами (преподавателями кафедры иностранных языков).
Построение модели процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции по профилю специальности (1,2,4 этапы) показало, что иностранный язык является средством получения личностно- значимой профессионально ценной информации, а практическое использование этой информации в профессиональной деятельности является, важным фактором, поддерживающим мотивацию к изучению иностранного языка в течение всего периода обучения.
5 этап – рефлексивный, развитие и применение навыков по самоанализу и самооценке собственной межкультурной коммуникативной компетенции на основе дополнительного профессионального обучения по иностранному языку, позволяющий выполнять профессиональную деятельность в войсках с использованием компетенций переводчика в сфере профессиональной коммуникации: в ходе проведения совместных учений подразделений, воинских частей и штабов; выполнения миротворческих операций; участия в комиссиях по контролю выполнения международных договоров; решения задач международного военного и военно-технического сотрудничества и во время всего комплекса подготовительных мероприятий, предшествующих этому, и иным образом участвовать в лингвистическом обеспечении военной деятельности;
6 этап – контрольно-оценочный, определение уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности курсантов-выпускников как будущих военных специалистов (глава 2, п.2.2).
Разработанная методика позволяет не только поддерживать уровень готовности к проявлению межкультурной коммуникативной компетенции выпускников в будущей профессиональной деятельности, но и
совершенствовать профессиональную и специальную подготовку курсантов средствами иностранного языка в течение всего периода обучения в вузе.
Разработано учебно-методическое обеспечение формирования межкультурной коммуникативной компетенции курсантов по профилю их подготовки (глава 2, п.2.2) (на примере специальности 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами) состоящее из:
авторской учебной программы дисциплины «Иностранный язык» с учетом профиля подготовки курсанта, с включением тем по вопросам военно-профессиональной и специальной подготовки курсантов, позволяющей изучать курсантам средствами иностранного языка – военную терминологию; сокращения и условные обозначения, используемые в военных текстах, боевых и эксплуатационных документах; современное вооружение и военную технику своего рода войск и иностранных государств, т.е. изучать им основы своей будущей специальности средствами иностранного языка;
авторской дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки курсантов для приобретения квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», с включением двух частей: профессионально-ориентированный перевод и теоретические основы перевода, позволяющей формировать у курсантов компетенции, необходимые для осуществления переводческой деятельности в сфере профессиональной коммуникации в войсках, в том числе, на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с применением знаний иностранных языков;
методики определения уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов, которая включает уровнево- критериально-балльную шкалу оценок, где критериями выступают – знания, умения и опыт их реализации для каждого уровня компетенции (творческий, эвристический, адаптивный и репродуктивный) согласно характеристик (глава1, п.1.2), с последующим пересчетом её в итоговую
интегральную (общую) оценку (высокий, достаточный, средний и низкий) по количеству набранных баллов определяемых сочетаниями критериев, позволяющая достоверно проводить оценку уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсанта по окончании дисциплины «Иностранный язык»;
методики определения уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов-выпускников в профессиональной деятельности как будущих военных специалистов, которая включает уровнево-критериальную шкалу оценок, где показателями критерия выбраны – скорость и правильность чтения контрольного текста, скорость и правильность перевода, осмысление прочитанного (краткий пересказ), позволяющая оперативно проводить оценку уровня готовности к проявлению межкультурной коммуникативной компетенции (высокий, достаточный, средний и низкий) у курсантов-выпускников с использованием цифровых информационных технологий;
и позволяющее повысить уровень обученности курсантов технических вузов средствами иностранного языка.
С целью проверки выдвинутой гипотезы, проверке эффективности разработанных моделей, методик и учебно-методического обеспечения (глава 1, п.1.4; глава 2, п.2.1 и 2.2), в ходе опытно-экспериментальной работы была разработана деловая игра в рамках практики «Научно- исследовательская работа» как основа обучающего комплекса по проявлению курсантами межкультурной коммуникативной компетенции (глава 2, п. 2.3). В ходе проведения практики (4-5 курс) моделируются ситуации, требующие от курсантов решения поставленных инженерных задач с обязательным проявлением межкультурной коммуникативной компетенции в виде: 1) осуществления анализа существующих зарубежных аналогов исследуемых систем, технологий и методик; 2) подготовки статей на международные научно-технические конференции; 3) подачи заявок на изобретения, с проведением патентного поиска, в том числе, и по
иностранным фондам; 4) участия, с обязательным выступлением, в работе международных научно-технических конференций.
Для этого, контрольная группа (КГ) курсантов проводила практику «Научно-исследовательская работа» традиционным способом – под руководством преподавателей спецкафедры, а практикум по иностранному языку для них проводился отдельно, также традиционным способом – под руководством преподавателей кафедры иностранных языков. Экспериментальная группа (ЭГ) курсантов проводила практику «Научно- исследовательская работа» в форме деловой игры, т.е. с широким использованием межкультурной коммуникативной компетенции в ходе практики и проведением «международной научно-технической конференции» в конце каждого семестра совместно с «иностранными» специалистами (преподавателями кафедры иностранных языков).
В ходе и по завершению опытно-экспериментального исследования, преподавателями кафедры иностранных языков определялся уровень сформированности межкультурной коммутативной компетенции курсантов в профессиональной деятельности (в соответствии с методиками, разработанными в главе 2, п. 2.2), как будущих военных специалистов.
Обработка результатов опытно-экспериментальной работы была проведена с использованием двух критериев (ввиду малости выборки данных): Х2 – Пирсона (Таблица 1) и Т-критерия Уилкоксона (Рисунок 2), что позволило подтвердить гипотезу исследований, а также сходимость и достоверность этих результатов.

Уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции высокий достаточный средний
На начало эксперимента
ЭГ КГ ЭГ КГ
6 30 7 35 10 50 8 40 6 30 5 25 6 30 5 25 8 40 8 40 4 20 7 35
Таблица 1 – Уровни сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов по результатам формирующего этапа опытно- экспериментальной работы
На окончание эксперимента
Кол- -во
%
Кол- -во
%
Кол- -во
%
Кол- -во
%
2,0 1,8 1,6 1,4 1,2 1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0
КГ ЭГ
Ранжированные значения коэффициента уровня сформированности МКК в КГ и ЭГ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011121314151617181920
Порядковые номера курсантов в КГ и ЭГ
Рисунок 2 – Графики значений коэффициента статистической оценки уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции i-м курсантом экспериментальной и контрольной группы в будущей
профессиональной деятельности
Анализ графиков рисунка 2 показал, что средняя статистическая
оценка уровня сформированности межкультурной коммуникативной
Коэф. уровня сформиров. МКК
компетенции курсантов экспериментальной группы 1ср на 13% выше, чем 2ср контрольной группы.
Результаты исследования и его апробация позволяют сформулировать совокупность практических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов военных технических вузов на всем периоде их обучения (глава 2, п. 2.4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Разработана структура, содержание и уровни сформированности межкультурной коммуникативной компетенции, учитывающие межпредметные связи с дисциплинами профессионального и специального циклов учебного плана.
2. Выявлены условия формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов военных технических вузов средствами иностранного языка в течение всего периода их обучения, позволяющие реализовать не только профессионально-ориентированное обучение курсантов иностранному языку, но и поддерживать их уровень готовности к проявлению межкультурной коммутативной компетенции в профессиональной деятельности как будущих военных специалистов.
3. Разработана компетентностная модель процесса формирования комплекса профессиональных квалификационных требований к выпускникам военных технических вузов, включающая, помимо квазипостоянной части, переменную часть, учитывающую динамичность их деятельности в войсках и позволяющая оперативно корректировать общепрофессиональные, профессиональные и военно-профессиональные компетенции квалификационных требований к военно-профессиональной и специальной подготовке выпускников технических вузов, с учетом их межкультурной деловой коммуникации в войсках, а также среды обучения и воспитания в вузе.
4. Разработана модель и основанная на ней методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов в течение всего периода обучения в военном техническом вузе, которая реализуется в два этапа. На 1-м этапе осуществляется профессионально-ориентированное обучение курсантов иностранному языку по профилю их подготовки (1-3 курс) и на 2-м этапе – творческое проявление ими межкультурной коммуникативной компетенции в ходе прохождения практики «Научно- исследовательская работа», курсового, дипломного проектирования и дополнительной профессиональной программы переподготовки (4-5 курс). Методика позволяет повышать уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов, а также выполнять ими профессиональную деятельность с использованием компетенций переводчика в сфере профессиональной коммуникации, за счет поэтапного формирования составляющих межкультурной коммуникативной компетенции, активизации межпредметных связей дисциплины «Иностранный язык» с циклом военно-профессиональных и специальных дисциплин.
5. Разработано учебно-методическое обеспечение формирования межкультурной коммуникативной компетенции курсантов военного технического вуза по профилю их подготовки (на примере специальности 24.05.06 Системы управления летательными аппаратами), позволяющее повысить как уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов технических вузов для будущей профессиональной деятельности, так и достоверность их оценки.
6. Проведена опытно-экспериментальная апробация предложенной модели и основанной на ней методики формирования межкультурной коммуникативной компетенции в профессиональной деятельности выпускников технических вузов с последующей статистической обработкой, анализом и оценкой полученных результатов, с целью подтверждения
гипотезы исследования и определения уровня сформированности межкультурной коммутативной компетенции выпускниками в профессиональной деятельности как будущих военных специалистов, а также оценка эффективности применения межкультурной коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной подготовки курсантов в ходе практики «Научно-исследовательская работа». В результате чего, было подтверждено повышение уровня сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсантов-выпускников в профессиональной деятельности как будущих военных специалистов, в отличие от традиционной системы подготовки, на 13 %.
7. Разработаны предложения и рекомендации различным должностным лицам реализация которых могла бы способствовать повышению уровня обученности курсантов в области профессиональной и специальной подготовки, в том числе и средствами иностранного языка в течение всего периода обучения их в техническом вузе.
Перспективами дальнейшей разработки темы исследования, связанной с повышением уровня обученности курсантов технических вузов по профессиональной и специальной подготовке с использованием средств иностранного языка, может быть направление, связанное с дальнейшим развитием учебно-методического обеспечения совершенствования профессиональной и специальной подготовки курсантов при их дистанционном обучении на базе локальных информационно- коммуникационных технологий вуза.

Актуальность темы исследования. Интеграция России в мировое
научное, образовательное и информационное пространство сопряжено с
поиском новых путей формирования личности современного специалиста,
способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его
ценности и смыслы, воплощать их в личностной позиции и
взаимодействовать с представителями других профессиональных сообществ
[130], как в нашей стране, так и на международном уровне. Такая тенденция
ориентирует высшее образование на подготовку инициативных
специалистов, готовых к коммуникативному контакту, расширению
профессионально-коммуникативной компетенции и освоению новых сфер
деятельности. В связи с чем, на первый план выдвигаются задачи повышения
эффективности высшего образования, в том числе и высшего военного
образования, основной из задач которого является подготовка будущих
офицеров к службе в быстро изменяющихся условиях, способных
взаимодействовать на основе межкультурной коммуникации с иностранными
специалистами, осваивать нарастающий поток информации с
использованием средств иностранного языка, творчески решать
возникающие проблемы [115].
В условиях современной технической модернизации средств
вооружения и военной техники в Вооруженных силах Российской Федерации
особую важность приобретают вопросы профессиональной подготовки
военных специалистов в технических вузах, которые будут способны решать,
в том числе и военно-профессиональные задачи в иноязычной
коммуникативной среде. В связи с этим, исследование проблем повышения
качества профессиональной и специальной подготовки курсантов
технических вузов в процессе формирования межкультурной
коммуникативной компетенции в вузе требует особого внимания. Это
создает необходимость разработки научно обоснованных методических
подходов к формированию межкультурной коммуникативной компетенции в
области профессиональной и специальной подготовки курсантов, с целью
повышения их качества подготовки, как будущих военных специалистов.
Происходящие существенные изменения в новейших образцах
вооружения и военной техники отечественного и зарубежного производства,
способов их боевого применения и технической эксплуатации требуют
оперативного изменения требований к результатам освоения программы
специалитета в части определения дополнительных компетенций в рамках
действующего ФГОС ВО. В связи с чем, возникает необходимость
корректировок существующих теоретических и методических подходов к
военно-профессиональной подготовке выпускников военных технических
вузов, в том числе, и к формированию межкультурной военно-
профессиональной коммуникации курсантов в вузе, а затем и в войсках [47].
Владение иностранным языком в условиях использования современных
технологий информационного взаимодействия является непременным
условием профессиональной деятельности выпускников военных
технических вузов. Сегодня, несмотря на сложившиеся обстоятельства в
мире, наблюдается активное развитие прямых связей с международными
партнерами: проводятся совместные военные учения, конкурсы, игры на
полигонах. Военнослужащие принимают участие в комиссиях по контролю
выполнения международных договоров, в традиционных российских
ежегодных международных военно-технических форумах «Армия»,
обмениваются опытом с иностранными специалистами, непосредственно
занимаются подготовкой этих мероприятий, ведут переговоры на
иностранном языке. В этих условиях, решение проблемы формирования
межкультурной коммуникативной компетенции в профессиональной
деятельности выпускников технических вузов видится в создании новых
моделей, методик и технологий, обеспечивающих её формирование и
поддержание на требуемом уровне.
Степень разработанности темы исследования.
Исследованиями вопросов научного обоснования компетентностного
подхода в профессиональном образовании, теоретического обоснования
формирования профессиональной компетентности и оценки её уровней
сформированности у обучающихся, развития системы обеспечения качества
профессионального образования обучающихся и др. занимались и
занимаются ряд отечественных и зарубежных ученых. Так, анализ
исследований в области компетентностного подхода (В.И. Байденко [9,10],
А.А. Вербицкий [26,27], Э.Ф.Зеер [56-58], И.А. Зимняя [60-62], В.С. Лазарев
[91], В.В. Сериков [23,150], Ю.Г. Татур [162,163], J. Stier [181], J.Wildt [183] и
др.) убеждает в том, что значительное внимание уделяется вопросам качества
формирования профессиональной компетентности обучающихся.
В трудах А.А. Деркача [38], Б.Ф. Ломова [100], Г.В. Мухаметзяновой
[109], А.М. Новикова [114], В.А. Сластенина [151], S. Yang [185], W. Yang
[184] и др. раскрываются психолого-педагогические проблемы и основные
направления развития профессионального образования, в том числе и в
условиях изменяющегося рынка труда. Показано, что вопрос
профессиональной компетентности в значительной степени связан с
задачами более общего характера, такими, как динамика развития
социокультурной среды, развитие профессиональной культуры специалиста,
появление профессиональных задач и ситуаций, требующих иноязычной
коммуникации. Кроме того, отмечается, что для обеспечения качества
подготовки обучающихся необходим мониторинг развития указанной
компетенции. В исследованиях В.П. Беспалько [18,19], М.А. Ивановой [64],
В.С. Лазарева [91], И.В. Роберт [141-144], В.И. Сердюкова [147-149] и др.
отмечается, что оценку сформированности компетентности обучающихся
целесообразно осуществлять, используя индикаторы ее проявления в
различных ситуациях профессионального общения и с учетом профиля их
подготовки.
Подходы к формированию данной компетенции, изложены в работах
И.А. Алехина [3-5,30,164], В.В. Дудулина [43], О.А. Козлова [76-78], Т.В.
Лариной [93-96], М.А. Лямзина [101], В.Г. Михайловского [106], В.А.
Свиридова [146], А.И. Шишкова [174] и др. Авторами рассмотрены
различные аспекты формирования коммуникативного опыта курсантов, в
условиях появления новых тенденций генезиса военного образования.
В методике преподавания иностранного языка в университетах
появилась отдельная ветвь – английский для специальных целей (English for
Specific Purposes), в рамках которой рассматривается английский для
военнослужащих (Military English) и английский для миротворцев
(Peacekeeping English). Это направление активно развивается ввиду
специфики и все возрастающей роли иноязычного процесса коммуникации, в
частности, устной деловой коммуникации при осуществлении военной
службы, а также чтения и перевода текстов по профессиональной тематике
на иностранном языке (Н.Д.Гальскова [32,33], Н.И. Гез [32], Г.В. Елизарова
[44], Е.И. Пассов [123-125], Е.Н. Соловова [156], Н.И. Чернова [172], J. Stier
[181], T. Dudley-Evans [178], и др.).
Особенности изучения иностранных языков в военном вузе
рассмотрены в работах М.В. Воробьевой [31], Т.В. Лариной [93-96], Л.Г.
Расторгуевой [140], Н.Д. Финкельберг [171] и др. В этих работах отмечается,
что недостаточно проработанными остаются вопросы теоретического
обоснования использования междисциплинарных связей и межкультурной
коммуникации, обеспечивающих информационное и профессиональное
взаимодействие на международном уровне. Это, в свою очередь, негативно
отражается и на практике преподавания языка в технических вузах. В
частности, существующие учебники и учебные пособия по иностранному
языку не всегда учитывают специфику профессионально ориентированной
деятельности курсантов именно по профилю их подготовки, специфики
военных технических терминов по будущей специальности. Существующие
методики формирования межкультурной коммуникативной компетенции
студентов технических вузов в основном ориентированы на процесс их
формирования в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык». Таким
образом, сформированные дисциплиной «Иностранный язык» компетенции
не используются в дальнейшем при изучении профессиональных дисциплин,
а также во внеучебной воспитательной деятельности (Н.В. Быхтина [24],
А.Ю. Дронов [42], К.М. Иноземцева [66], Л.И. Кайда [67] и др.).
Отмечая значительное количество научных исследований по
рассматриваемой проблеме, следует отметить, что методике оценки
межкультурной коммуникативной компетенции, ее роли в формировании
военно-профессиональной компетентности курсантов технических вузов по
профилю подготовки, а также в социализации личности курсантов уделено
недостаточное внимание. Имеет место дефицит работ, посвященных
специфике формирования межкультурной коммуникативной компетенции
специалистов военного профиля в течение всего периода обучения в вузе, а
также её проявлении при исполнении ими квалификационных требований к
выпускникам военно-технических вузов.
Таким образом, имеют место противоречия между:
– новыми требованиями к деятельности специалиста в войсках,
связанными с возрастающей ролью иноязычной деловой межкультурной
коммуникации, информационным профессиональным взаимодействием на
международном уровне и не разработанностью теоретических основ и
технологий формирования готовности к выполнению квалификационных
требований к военно-профессиональной подготовке выпускников с учетом
необходимости выполнения новых коммуникативных функций;
– необходимостью включения коммуникативного опыта в содержание
подготовки современного военного специалиста и отсутствием
критериальной характеристики межкультурной коммуникативной
компетенции специалистов данного профиля, описания индикаторов и
уровней ее сформированности;
– востребованностью эффективных технологий формирования данной
компетенции и отсутствием исследований, обосновывающих структуру
методических подходов к реализации данного процесса в условиях высшего
военного образования [103].
Указанные противоречия определили проблему исследования, которая
заключается в дефиците теоретических основ и методических приемов
формирования межкультурной коммуникативной компетенции средствами
иностранного языка [103] у будущих военных инженеров.
Актуальность исследования и недостаточная степень разработанности
проблемы определили выбор темы исследования «Методические подходы к
формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов
военных технических вузов».
Объектом исследования является содержание межкультурной
коммуникативной компетенции при профессиональной и специальной
подготовке курсантов военных технических вузов.
Предмет исследования – процесс формирования межкультурной
коммуникативной компетенции при профессиональной и специальной
подготовке курсантов военных технических вузов средствами иностранного
языка.
Цель исследования: повышение уровня сформированности
межкультурной коммуникативной компетенции при профессиональной и
специальной подготовке будущих военных инженеров при выполнении
военно-профессиональных задач в иноязычной коммуникативной среде.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов военных
технических вузов будет более эффективным, если:
– под указанной компетенцией будет пониматься готовность к
выполнению на профессиональном уровне функций понимания и передачи
иноязычной информации, ориентировки и принятия решений в
межкультурной профессиональной среде, установления контактов и
рефлексии эффективности своих действий с позиций военно-
профессиональных нормативов;
– совокупность методических подходов к формированию
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов будет
ориентировать на разработку целевых, содержательных, технологических и
результативных компонентов подготовки, определять теоретическую базу и
технологию реализации процесса формирования межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов военных технических вузов в
течение всего периода их обучения;
– в качестве условий формирования межкультурной коммуникативной
компетенции курсантов в течение всего периода обучения в вузе будут
актуализированы: отбор содержания языковой подготовки, соответствующий
задачам межкультурного взаимодействия при выполнении международных
военно-политических задач; имитационное моделирование ситуаций,
требующих применения иностранного языка при решении
профессиональных вопросов; включение курсантов в проектно-
исследовательскую деятельность с целью обретения опыта применения
иностранного языка в профессиональных целях; привлечение курсантов к
самообразовательной деятельности в языковой сфере;
– методика формирования межкультурной коммуникативной
компетенции курсантов в течение всего периода обучения в военном
техническом вузе будет включать: достигаемые цели на каждом этапе;
специально отобранные содержание и педагогические средства обучения,
обеспечивающие динамику развития требуемой компетенции; технологии
создания развивающих ситуаций, обеспечивающие активизацию
межпредметных связей дисциплины «Иностранный язык» с циклом военно-
профессиональных и специальных дисциплин; способы
дифференцированного подхода к курсантам с учетом уровня их языкового
развития и мониторинга их образовательных достижений.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы
задачи исследования:
1. Определить особенности образовательного процесса и недостатки в
подготовке курсантов военных технических вузов к межкультурной
коммуникации.
2. Обосновать содержание межкультурной коммуникативной
компетенции у курсантов военных технических вузов с учетом профиля их
подготовки.
3. Разработать структуру методических подходов к формированию
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов в области
профессиональной и специальной подготовки.
4. Разработать механизм реализации методических подходов к
формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов,
включающий условия и методику ее формирования в течение всего периода
обучения в военном техническом вузе, а также инструментарий мониторинга
образовательных достижений будущих военных инженеров.
5. Провести опытно-экспериментальную апробацию механизма
реализации методических подходов к формированию межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов.
Методологической основой исследования стали исследования в
области подготовки кадров в процессе профессионального образования (А.А.
Деркач, Б.Ф.Ломов, Г.В. Мухаметзянова, В.А. Сластенин и др.),
формирования готовности к профессиональной деятельности (В.П.
Беспалько, В.С.Лазарев, В.И.Сердюков и др.), работы в области:
профессиональной подготовки студентов технического профиля – труды
А.А. Вербицкого, А.А. Деркача, И.Ш. Мухаметзянова, А.М.Новикова и др.; в
области компетентностного подхода в профессиональном образовании –
труды В.И. Байденко, В.В. Грачева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, В.С.Лазарева,
Ю.Г.Татур и др.; теоретических подходов к формированию содержания
профессионально-ориентированной языковой подготовки – труды Н.Д.
Гальсковой, Г.В. Елизаровой, Л.И. Кайда, Т.В. Малковой, Е.И. Пассова,
Н.И.Черновой и др.; концепции формирования военно-профессиональных
компетентций и военно-патриотического воспитания – труды И.А. Алехина,
Б.Л.Белякова, В.В. Дудулина, О.А. Козлова, В.Г. Михайловского, В.А.
Пестова и др.
Методы исследования. Для решения представленных задач,
использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-
педагогической, научно-методической и нормативно-правовой литературы в
соответствии с тематикой исследования, синтез и моделирование);
эмпирические (оценивающее наблюдение, тестирование, эксперимент);
статистические (сбор статистической информации и обработки данных).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
– обоснован состав и дополнена структура межкультурной
коммуникативной компетенции будущих военных специалистов
актуальными составляющими, учитывающими профиль их подготовки;
– разработана структура методических подходов к формированию
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов, включающая
ориентиры для построения целевых, содержательных, технологических и
результативных компонентов подготовки, которые определяют
теоретическую базу и технологию развития компетенции использования
иностранного языка при решении коммуникативных задач в процессе всего
периода обучения военных инженеров в вузе;
– разработан механизм формирования межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов, включающий условия ее
формирования (профиль подготовки; специфику профессиональных
коммуникаций; моделирование ситуаций межкультурного взаимодействия) и
ориентированный на полный период обучения военных инженеров в вузе, а
также методику, ориентированную на последовательное формирования
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов в течение всего
периода обучения в военном техническом вузе;
– разработаны и апробированы: авторская учебная программа
дисциплины «Иностранный язык» на примере специальности 24.05.06
Системы управления летательными аппаратами; авторская методика
интегральной двухэтапной оценки сформированности межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов как будущих военных
специалистов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается
в том, что данная работа развивает методологию высшего образования в
части структурирования методических подходов по отбору, интеграции и
организации профессионального образования при подготовке военных
специалистов в течение всего периода обучения в технических вузах;
совершенствует технологию профессионального образования, предлагая
методики и учебно-методическое обеспечение поэтапного формирования
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов и оценки
сформированности межкультурной коммуникативной компетенции
курсантов как будущих военных специалистов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в
разработке авторской учебной программы дисциплины «Иностранный язык»
на примере специальности 24.05.06 Системы управления летательными
аппаратами; методики и научно-методического обеспечения формирования
межкультурной коммуникативной компетенции при профессиональной и
специальной подготовке курсантов в течение всего периода обучения;
авторской методики интегральной двухэтапной оценки сформированности
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов как будущих
военных специалистов; внеаудиторного практикума, который внедрен в
учебный процесс филиала Военной академии Ракетных войск имени Петра
Великого в г. Серпухове.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступил филиал
Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра
Великого в г. Серпухове; в опытно-экспериментальной работе приняли
участие 102 курсанта по специальности 24.05.06 Системы управления
летательными аппаратами.
Этапы исследования.
Первый этап (2015–2016 гг.) проводился анализ психолого-
педагогической, научно-методической и нормативно-правовой литературы в
соответствии с тематикой исследования; изучался практический опыт
существующего процесса формирования межкультурной коммуникативной
компетенции курсантов военных технических вузов. Выявлены
противоречия, определены объект предмет, цель и гипотеза исследования.
Сформулированы задачи исследования.
Второй этап (2017–2019 гг.) разрабатывались методические подходы к
формированию межкультурной коммуникативной компетенции курсантов в
области профессиональной и специальной подготовки будущих военных
инженеров средствами иностранного языка в течение всего периода обучения
в вузе; выделены особенности образовательного процесса и недостатки
подготовки курсантов в военном техническом вузе; уточнено определение
межкультурной коммуникативной компетенции; определены
дополнительные компетенции, необходимые выпускникам военных вузов;
разработаны методики формирования межкультурной коммуникативной
компетенции курсантов в течение всего периода обучения в военном
техническом вузе и интегральной оценки сформированности межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов в профессиональной деятельности
как будущих военных специалистов; разработан план опытно-
экспериментальной апробации, подготовлены научные публикации по теме
исследования.
Третий этап (2020–2022 гг.) проведена опытно-экспериментальная
работа по проверке выдвинутой гипотезы, проверке эффективности
разработанных методик формирования и оценивания межкультурной
коммуникативной компетенции в области профессиональной и специальной
подготовки курсантов военных технических вузов, проводился анализ и
обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление
диссертации и автореферата.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертации
докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах кафедр
иностранных языков, педагогики и психологии, выпускающей спец.кафедры
№ 23 филиала Военной академии Ракетных войск стратегического
назначения им. Петра Великого в г. Серпухове, 2014-2022г.г.; лаборатории
математического общего образования и информатизации Института
стратегии развития образования Российской академии образования, Москва,
2019, 2020, 2022 г.г.; Международной научно-методической конференции
«Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных
исследовательских университетах», Санкт-Петербург, 2014 г.; VIII и IX
Международной научно-практической конференции «Информационные и
коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве»,
Протвино, 2014 и 2016 г.г.; I-IV Всероссийской и V Международной научно-
практической конференции «Академические Жуковские чтения», Воронеж,
2014-2017 г.г.; IV-VIII Всероссийской научно-практической конференции
«Современное непрерывное образование и инновационное развитие»,
Серпухов, 2014-2018 г.г.; V, VI и VII Международном научно-методическом
симпозиуме «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» (ЭРНО-
2016, 2017 и 2018»), Ростов-н/Дону, 2016-2018 г.г.; юбилейной
Международной научно-практической конференции «Теория и практика
информатизации образования: внедрение результатов и перспективы
развития», посвященная 35-летию информатизации отечественного
образования, Москва, 2019 г.; XXXIII-XLI Всероссийской научно-
технической конференции «Проблемы эффективности и безопасности
функционирования сложных технических и информационных систем»,
Серпухов, 2014-2022 г.г.
Положения, выдвигаемые на защиту:
1. Организационные, содержательные и методические особенности
образовательного процесса в военном техническом вузе повлияли на
введение в содержание межкультурной коммуникативной компетенции
курсантов новых дополнительных профессионально-ориентированных
составляющих, которые обеспечивают их готовность к эффективному
общению с представителями иноязычных культур и выполнению
квалификационных требований к военным специалистам.
2. Структура методических подходов к формированию межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов, определяющая теоретическую
базу и технологию реализации процесса формирования межкультурной
коммуникативной компетенции, основана на деятельностном,
коммуникативном, культурологическом и компетентностном подходах и
включает четыре блока формирования компетенции – целевого,
содержательного, технологического и результативного.
3. Методика формирования межкультурной коммуникативной
компетенции курсантов в течение всего периода обучения в военном
техническом вузе включает: адаптивный, репродуктивный и продуктивно-
творческий этапы, где для каждого этапа определены достигаемые цели с
учетом уровня языкового развития курсанта и мониторинга его
образовательных достижений, специально отобранные содержание и
средства обучения, обеспечивающие динамику развития требуемой
компетенции и реализацию ситуаций общения с «иностранными»
коммуникантами.
4. Методика интегральной оценки межкультурной коммуникативной
компетенции содержит двухэтапный последовательный алгоритм действий
для отслеживания уровня ее сформированности в профессиональной
деятельности будущих военных специалистов, позволяющая фиксировать
динамику межкультурной коммуникативной компетенции каждого курсанта,
повышать мотивацию к достижению новых личностных и профессиональных
результатов.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы,
заключение, список литературы, содержащий 185 наименований и трех
приложений. Основные результаты работы опубликованы в 53 статьях (в
единоличном авторстве – 31), в числе которых – 11 в рецензируемых
научных изданиях (в единоличном авторстве – 6), рекомендованных ВАК
при Минобрнауки России, а также вошли в 5 отчетов о НИР и 1 учебное
пособие.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Целью проведённого исследования являлось – повышение уровня
сформированности межкультурной коммуникативной компетенции [55] при
профессиональной и специальной подготовке будущих военных инженеров
при выполнении военно-профессиональных задач в иноязычной
коммуникативной среде.
В заключении работы обобщены теоретические и экспериментальные
результаты исследования и изложены основные выводы.
1. Уточнено понятие «межкультурная коммуникативная компетенция в
области профессиональной и специальной подготовки курсантов» военных
технических вузов [54], означающее их способность и готовность к
выполнению квалификационных требований в военно-профессиональной
подготовке [123] будущих военных специалистов в условиях межкультурных
военно-профессиональных коммуникаций, на основании чего, в структуру
межкультурной коммуникативной компетенции дополнительно введены две
составляющие – общепрофессиональная и профессиональная. Таким
образом, структура межкультурной коммуникативной компетенции, как
требование к выпускникам по рассматриваемой специальности, стала
представлять собой совокупность универсальных, общепрофессиональных и
профессиональных компетенций к будущим специалистам с учетом профиля
их подготовки.
2. Выявлены особенности образовательного процесса в военном
техническом вузе связанные с организационными, содержательными и
методическими аспектами обучения курсантов, что отражает особый
профиль данного учебного заведения и определены недостатки процесса
формирования межкультурной коммуникативной компетенции в области
профессиональной и специальной подготовки курсантов в течение всего
периода их обучения, связанные с недостаточностью разработок
теоретических основ и методических подходов этого процесса.
3. Выбранные научные подходы (деятельностный, коммуникативный,
культурологический, компетентностный) позволили сформулировать
основания для проектирования многокомпонентной структуры методических
подходов к формированию межкультурной коммуникативной компетенции
курсантов [45], включающей целевой, содержательный, технологический и
результативный компоненты.
4. Разработана методика формирования межкультурной
коммуникативной компетенции курсантов [45] в течение всего периода
обучения в военном техническом вузе, включающая три этапа: адаптивный,
репродуктивный и продуктивно-творческий, где на каждом из этапов
данного процесса были определены: последовательность педагогических
целей и средств, обеспечивающих динамику развития требуемой
компетенции, типологию учебных занятий и межпредметных коммуникаций,
технологии создания развивающих ситуаций, позволяющая повышать
уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетенции
курсантов [55], за счет активизации межпредметных связей дисциплины
«Иностранный язык» с циклом военно-профессиональных и специальных
дисциплин.
5. Разработано учебно-методическое обеспечение формирования
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов по профилю
подготовки в течение всего периода обучения в вузе, состоящее из: учебной
программы дисциплины «Иностранный язык» с учетом профиля подготовки
курсанта (на примере специальности 24.05.06 Системы управления
летательными аппаратами), включающей языковый, культурологический,
коммуникативный и процессуально-деятельностный аспект содержания
обучения, а также методика интегральной оценки сформированности
межкультурной коммуникативной компетенции курсантов [55] как будущих
военных специалистов, позволяющую достоверно определять уровень
сформированности межкультурной коммуникативной компетенции курсанта
[55].
6. В результате опытно-экспериментальной апробации авторской
методики формирования межкультурной коммуникативной компетенции
курсантов [45] в течение всего периода обучения в военном техническом
вузе, было подтверждено повышение средней статистической оценки уровня
сформированности межкультурной коммуникативной компетенции
курсантов-выпускников в профессиональной деятельности как будущих
военных специалистов, в отличие от традиционной системы подготовки, на
37 %.
Перспективами дальнейшей научной работы по данной теме может
быть направление, связанное с дальнейшим развитием учебно-методического
обеспечения совершенствования профессиональной и специальной
подготовки курсантов при их дистанционном обучении на базе локальных
информационно-коммуникационных технологий вуза.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Психолого-педагогические приемы формирования межкультурной коммуникативной компетенции курсантов технического вуза в условиях цифровой трансформации образования
    О.А. Еськина, О.А. Козлов, Ю.А. Романенко, Л.С. Суворова // Научно- практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2No 5, май – С. 80-Еськина, О.А. Принципы использования межкультурной коммуникативной компетенции в процессе профессиональной подготовки курсантов технических вузов [Текст] / О.А. Еськина, О.А. Козлов // Научный журнал «Азимут научных исследований: педагогика и психология». – 2Т.No 1 (30). – С. 122
    Применение принципа профессионально-ориентированного обучения курсантов военного технического вуза в дисциплине «Иностранный язык»
    О.А. Еськина, Е.А. Солодова // Научно-аналитический журнал «Современное педагогическое образование». – М:, 2– No 3 – С. 211-Еськина, О.А. Методические подходы к формированию межкультурной коммуникативной компетенции средствами иностранного языка в профессиональной подготовке курсантов технических вузов [Текст] / О.А. Еськина // «Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук». – Белгород: 2– No 4 – С. 104
    К вопросу о методике совершенствования военно-профессиональной подготовки курсанта военного технического вуза на основе формирования межкультурной коммуникативной компетенции
    О.А. Еськина, Е.А. Солодова // Международный журнал «Педагогический журнал». 2Том No 3А – С. 189-36
    Компетентностная модель деятельности военного специалиста – выпускника военного вуза с учетом его межкультурной коммуникации
    О.А. Еськина // Международный журнал «Педагогический журнал». 2Том No 1А – С. 177-Еськина, О.А. К проблеме использования предметных связей при профессионально-ориентированном подходе к формированию языковой компетенции курсанта военного технического вуза [Текст] / О.А. Еськина // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования». 2Том No 4 – С. 92
    Методика уровневой оценки сформированности языковой компетенции курсанта военного технического вуза
    О.А. Еськина // Международный журнал «Педагогический журнал». 2Том No 2А – С. 408-Еськина, О.А.Обоснование отбора языкового материала для обучения иностранному языку курсантов военных технических вузов России [Текст] / О.А. Еськина, Л.С. Суворова // Международный журнал «Культура и цивилизация». 2Том No 5А – С. 52
    Закономерности и принципы совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов военных технических вузов на основе формирования межкультурной коммуникативной компетенции
    О.А. Еськина // Научно-практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2No 12, декабрь – С. 127
    Уровневая оценка языковой компетенции курсантов на основе использования научно-технических текстов по специальности
    О.А.Еськина // Сборник научных трудов юбилейной Международной научно-практической конференции «Теория и практика информатизации образования: внедрение результатов и перспективы развития», посвященная 35-летию информатизации отечественного образования (г. Москва, 19 декабря 2019 г.). / Под общ. ред. И.В. Роберт. М.: Изд-во АЭО, 2– С. 502-Еськина, О.А. Некоторые направления совершенствования военно- профессиональной подготовки курсантов военного технического вуза [Текст] / О.А.Еськина // Межвузовский сборник научных трудов. Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени героя Советского Союза А.К. Серова. – Вып. – Краснодар, 2– С. 173
    Оценка языковой компетенции курсанта военного технического вуза с учетом его профиля подготовки
    О.А. Еськина // Межвузовский сборник научных трудов «Методические и лингвистические проблемы в обучении иностранному языку. Обеспечение качества лингвистической подготовки будущих специалистов неязыковых вузов». [под общ. ред. Т.В. Лариной]; ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». – Вып. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2– С. 26-Еськина, О.А. Уровневая оценка языковой компетенции курсанта военного технического вуза с использованием электронного образовательного ресурса [Текст] / О.А. Еськина // Труды VI Международного научно-методического симпозиума «Электронные ресурсы в непрерывном образовании (ЭРНО-2017»). – г.Адлер. – Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2– С. 35
    Модель формирования компетенций выпускников технического вуза
    О.А. Еськина, А.А. Нижегородов //Высокие38интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах: материалы Международной научно- методической конференции. 5 – 7 июня 2014 года, Санкт-Петербург. – Т. Проблемы развития инженерного образования. – СПб.: Изд-во политехн. ун- та, 2– C. 29

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»