Михаил Алексеевич Юдин – композитор, педагог, музыкально-общественный деятель
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Жизненный и творческий путь М. А. Юдина. Педагогическая и музыкально-общественная деятельность……………………………………..15 Глава 2. Ленинградский период творчества……………………………..72
2
. В поисках индивидуального стиля (1920-е годы)……………………..72
2
. Воплощение идей «демократизации» музыкального искусства (1930-е годы)…………………………………………………………………………………90
Глава 3. Казанский период творчества. Татарская тематика в творчестве композитора……………………………………………………………….112
Заключение…………………………………………………………………139 Список литературы………………………………………………………..142 Приложение I. Нотные примеры из произведений М. А. Юдина……….171 Приложение II. Список произведений М. А. Юдина…………………….271 Приложение III. Письма и документы из личного архива
О. Б. Майоровой…………………………………………………………………280
Во Введении обосновывается актуальность темы, устанавливается
степеньизученностипроблемы,определяютсяобъектипредмет
исследования, ставятся цель и задачи, характеризуются методологическая
основа и методы исследования, раскрываются научная новизна и положения,
выносимые на защиту, устанавливается теоретическая и практическая
значимость работы, обозначается структура исследования.
Глава1.«ЖизненныйитворческийпутьМ. А. Юдина.
Педагогическая и музыкально-общественная деятельность». В первой
главе на основе архивных документов и других источников реконструируется
жизненный и творческий путь композитора М. А. Юдина. Также уделено
внимание его педагогической и музыкально-общественной деятельности
ленинградского и казанского периодов.
Жизненный и творческий путь М. А. Юдина во многом обусловлен тем
непростым временем, когда происходило становление новых ценностных
ориентиров, активно обновлялась культурная жизнь общества в целом. К
профессии музыканта М. А. Юдин пришел не сразу. Закончив в 1911 году
гимназию с золотой медалью, он поступил на отделение естественных наук
физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского
университета (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет). В
годы учебы в университете М. А. Юдин большой интерес проявил к музыке.
Вместе со своим дядей А. А. Рыловым он посещал концерты и знакомился с
творчеством Н. К. Метнера, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, внимание
будущегокомпозиторапривлекалиоперыР. Вагнера,Н. А. Римского-
Корсакова, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского. Серьезное увлечение
музыкой пересиливает другие интересы М. А. Юдина, и в 1917 году он стал
готовиться к поступлению в консерваторию под руководством пианистки
М. В. Юдиной (однофамилицы), по теории занимался с Ф. М. Бронфиным. В
1918 году М. А. Юдин поступил в Петроградскую консерваторию в класс
композиции В. П. Калафати. Через год был переведен в класс профессора
А. М. Житомирского, у которого продолжил обучение по музыкально-
теоретическим дисциплинам, у него же обучался в классе практического
сочинения. Оба профессора были учениками Н. А. Римского-Корсакова.
Несомненное влияние на формирование композитора оказали мощные
социальныеизменениявстране.Культураиискусствостановятся
важнейшими сферами общественной жизни. Расширяется музыкальная
самодеятельность как особая форма творческой жизни, связанная с практикой
исполненияпроизведениймузыкантами-любителями.Широкийразмах
приобретает культурно-просветительская деятельность. Будучи студентом
консерваторииМ. А. Юдинвелактивнуюобщественнуюработув
Политическом управлении Балтийского флота, выступая как лектор и
организатор концертов. В этот период он начал преподавать в ряде
музыкальныхшколПетрограда.Вгодыобучениявконсерватории
М. А. Юдин создает произведения преимущественно для хора и для
фортепиано. К ним относятся: две сонаты для фортепиано – e-moll и g-moll;
хор a cappella «Скифы» на стихи Блока, цикл «Три причета» на народные
тексты.
В 1925–1930-е годы М. А. Юдин работал в Хоровом техникуме при
Ленинградской академической капелле. Там он познакомился с хоровыми
дирижерами М. Г. Климовым, П. А. Богдановым, в исполнении которых
впервые прозвучали его хоровые сочинения. В 1926 году М. А. Юдин был
приглашен в Ленинградскую консерваторию в качестве ассистента, а затем
стал преподавателем музыкально-теоретических дисциплин.
Музыкальная культура 1920-х годов отмечена небывалым подъемом и
пестротой различных художественно-стилевых тенденций. С одной стороны –
это Ассоциация современной музыки (далее – АСМ), объединявшая
композиторов и музыкантов академического направления, ориентированная на
западные музыкальные течения (в Ленинграде было открыто Ленинградское
отделениеАСМ(далее–ЛАСМ)).Еюбылихорошоналажены
международные связи, благодаря которым стал возможен творческий обмен с
подобными организациями за рубежом. С другой стороны – Российская
ассоциация пролетарских музыкантов (далее – РАПМ), главной задачей
которой было создание песенного репертуара, доступного для новой массовой
аудитории.
В творчестве М. А. Юдина 1920-х годов наблюдается открытость
музыкальному миру, претворение разных стилистических тенденций. Среди
его сочинений: Симфоническая поэма d-moll (исполнялась в одном из
закрытых концертов ЛАСМ), Фортепианная соната e-moll ор. 4, вошедшая в
репертуар М. В. Юдиной (соната впоследствии была издана в «Universal Edi-
tion»), романсы на стихи А. Белого, С. Есенина, симфоническая поэма «Земля»
для хора и оркестра. Одним из первых в отечественной музыке М. А. Юдин
проявил интерес к органу. Сочинение произведений для органа было связано с
творческим содружеством с известным органистом И. А. Браудо. В духе
времени – участие М. А. Юдина в создании коллективной оратории «Ленин»
по поэме В. Маяковского совместно с В. В. Щербачевым и группой его
учеников.
Педагогическая деятельность М. А. Юдина в 1930-е годы по-прежнему
интенсивна. В консерватории, в музыкальном техникуме он продолжает вести
музыкально-теоретические дисциплины и класс практического сочинения. На
историко-теоретическом факультете Ленинградской консерватории группа
композиторов-теоретиков сыграла важную роль в модернизации программ
учебного цикла. Ю. Н. Тюлин обосновал теорию переменных функций, создал
свое учение о фактуре и складе, проблема ладофункциональных связей
получила у него новую, более широкую трактовку. Х. С. Кушнарев
переосмыслил методы преподавания полифонии, П. Б. Рязанов посвятил
много лет исследованию вопросов мелодики. Группа преподавателей
трудиласьнадхрестоматиейпосольфеджио.М. А. Юдинзанимался
обновлением программ курсов мелодики и полифонии. В его поисках методов
преподавания теоретических дисциплин прослеживается идея привлечения
песенного материала разных народов, что позволило сделать процесс
обучения более понятным, доступным для широкого круга учащихся разных
национальностей.МногиестудентыМ. А. Юдинасталивбудущем
композиторамиипредставителямидругихмузыкальныхпрофессий,
принадлежаразличнымнациональнымкультурам.Срединих:
А. Г. Корсунская,В. К. Сорокин,А. И. Анисимов,З. З. Гаглоев,
А. Т. Тигранян, М. Б. Левиев. Как было отмечено, в музыкальном техникуме у
М. А. Юдина учился и Г. В. Свиридов – композитор, создавший отдельное
направление, связанное с обращением к фольклору в русской советской
музыке. М. А. Юдин сумел привить талантливому ученику чувство любви к
национальным музыкальным истокам своего народа.
С открытием в 1932 году Союза композиторов связано окончание
творческого плюрализма 1920-х годов. Это отразилось и на творчестве
М. А. Юдина: если в 1920-е годы он стремился к новаторству в области
музыкального языка, его произведения исполнялись в концертах ЛАСМ, то в
1930-е годы наблюдается иная тенденция – обращение к массовому
слушателю. М. А. Юдин входил в состав оборонной группыСоюза
композиторов, главной целью которой было создание вокально-хоровых
сочинений преимущественно для самодеятельных коллективов. С этим
связана его работа в жанре массовой песни, а также сочинение музыки к
театральным постановкам.
Среди хоровых произведений М. А. Юдина 1930-х годов выделяется
«Реквием памяти С. М. Кирова» op. 12 (1935). В данном случае реквием – это
особая жанровая форма кантатно-ораториальной музыки советского периода.
Реквием не содержит каких-либо элементов традиционных текстов и связан с
конкретнымисторическимсобытием–убийствомС. М. Кирова.На
совещании в Союзе композиторов произведение М. А. Юдина было отмечено
как самое крупное и значительное из всех сочинений, посвященных
увековечению памяти политического деятеля.
В творчестве М. А. Юдина 1930-х годов есть и ряд инструментальных
произведений. «Концерт для органа, струнного оркестра и четырех литавр»
op. 8 (1933) написан для органиста И. А. Браудо, «Adagio для альта и
фортепиано» (1934) посвящено Х. С. Кушнареву. В ленинградский период
М. А. Юдин обращался и к оперному жанру. Опера «Путь дорога» по
материалам повести А. Серафимовича «Железный поток» о событиях
гражданской войны осталась незаконченной.
По результатам интенсивной творческой, педагогической и общественной
деятельности в 1939 году М. А. Юдину было присуждено звание профессора.
В связи с этим Б. В. Асафьев написал о нем отзыв, в котором характеризует
личностные качества М. А. Юдина как педагога и обрисовывает творческий
облик композитора. Итогом активной работы композитора в 1930-е годы стал
Творческий вечер, состоявшийся 10 апреля 1941 года в Малом зале
Ленинградской консерватории. В программу вошли инструментальные и
вокально-хоровые сочинения.
С началом Великой Отечественной войны М. А. Юдин оставался в
блокадном Ленинграде до февраля 1942 года и входил в творческую бригаду
Политуправления Военно-морского флота. В первый военный год он написал
значительное количество массовых песен, кантату «О Балтике и Ленинграде»
на слова Н. Брауна и начал сочинять «Симфонию об Отечественной войне»
op. 34.
В феврале 1942 года М. А. Юдин вместе с семьей был эвакуирован из
блокадного Ленинграда в Казань. Казанский период жизни и творчества был
значительно более коротким, чем ленинградский – всего шесть лет (1942–
1948),новесьмаинтенсивным.М. А. Юдинактивновключилсяв
музыкальную жизнь республики и проявил большой интерес к татарской
музыкальной культуре. М. А. Юдин участвовал на творческих заседаниях
Союза композиторов ТАССР, выступая на обсуждениях произведений
Дж. Файзи, А. С. Ключарева, Н. Г. Жиганова, З. В. Хабибуллина. Особым
направлением его деятельности стало творческое содружество с татарским
гармонистомФ. К. Туишевым,выдающимсятатарскимкомпозитором
С. З. Сайдашевым. Так появилась «Пионерская сюита» для струнного
оркестра, которая представляет собой обработки мелодий Ф. К. Туишева.
Совместно с С. З. Сайдашевым написана музыкальная комедия «Хафизәләм
иркәм» («Милая Хафиза») по пьесе татарского драматурга Г. Камала. В 1942
году создана кантата «Яшь патриотлар» («Юные патриоты») ор. 31 на текст
татарского поэта Ахмеда Файзи.
Однако татарские композиторы ждали от известного композитора,
профессора М. А. Юдина более весомого вклада в национальное искусство.
ОнсталсотрудничатьстатарскимпоэтомК. Наджми–автором
драматической поэмы «Фарида». На заседаниях Союза композиторов ТАССР
и Худсовета Татарского государственного театра оперы и балета многократно
зачитывалось либретто, прослушивалась музыка оперы. Наконец, 5 октября
1944 года был объявлен основной состав постановочной группы и начались
репетиции. Премьера оперы «Фарида» состоялась 18 апреля 1945 года и
прошла с успехом.
Живя в Казани, М. А. Юдин продолжал работать над произведениями,
начатыми в блокадном Ленинграде: «Adagio для альта и фортепиано» op. 33
(1943), «Симфонией об Отечественной войне» op. 34 (1943) и другими
сочинениями. Также М. А. Юдин пишет кантату «Туган иль» («Родной край»)
на слова К. Наджми, инструментальные и вокальные сочинения, оперу «Через
огонь» (1947) на либретто В. Земного. Обсуждение всех этих произведений
происходило на заседаниях Союза композиторов ТАССР.
С открытием Казанской консерватории в 1945 году М. А. Юдин был
приглашен работать профессором композиции и деканом дирижерско-
хорового факультета. Роль М. А. Юдина в становлении консерватории
оказалась очень важной, поскольку он вместе с Н. Г. Жигановым и
А. С. Леманом разрабатывал концепцию молодого вуза и, вместе с тем,
реализовывал свои педагогические взгляды сразу на двух факультетах.
М. А. Юдин был единственным профессором в консерватории и вместе с
А. С. Леманом–представителемленинградскойшколы.Несомненно,
М. А. Юдин имел огромное влияние на молодых преподавателей, помогая им
в профессиональных и организационных вопросах. Именно ему принадлежит
заслуга создания хоровой капеллы при Казанской консерватории, это дело
продолжил после его смерти С. А. Казачков.
Глава 2. «Ленинградский период творчества». Во второй главе
рассматриваетсямузыкальнаястилистикакомпозиторскоготворчества
М. А. Юдина 1920–1941-х годов.
2.1. «В поисках индивидуального стиля (1920-е годы)». 1920-е годы для
М. А. Юдина – время поисков в сфере музыкально-языковых средств.
Композитор был увлечен различными тенденциями современной музыки, что,
несомненно, отразилось на его ранних сочинениях. В фортепианной музыке
начиная со студенческих лет он избирает характерный для того времени жанр
сонаты, отражающий общую картину художественных исканий композиторов
разных направлений. Первые две фортепианные сонаты написаны в период
ученичества: e-moll в 1920 году, g-moll в 1923 году. В одночастной Сонате e-
moll, в главной теме выделяется многократно повторяемая в мелодической
линии и подголосках «изломанная» интонация с тритоном. Для музыкальной
тканисвойственнамногослойностьфактуры,обилиезадержанийи
диссонирующих созвучий. Музыкальный язык Сонаты g-moll отмечен
тяготением к русским народно-песенным интонациям. В Сонате четыре части,
каждая из которых развернутая, насыщенная интенсивным драматическим
развитием.
Обращение к вокально-хоровым жанрам является сквозным для
творчества М. А. Юдина. В 1925 году были созданы такие разные сочинения
для хора a cappella как «Скифы» на стихи А. Блока и цикл «Три причета» на
русские народные тексты. В «Скифах» сочетаются признаки оратории, одной
из характерных черт которой является преобладание повествования над
драматическим действием, и кантаты, как торжественной хоровой песни для
солистов и хора. В цикле «Три причета», написанном под несомненным
влияниемИ. Ф. Стравинского,М. А. Юдинобращаетсякпринципам
фольклорного мышления, народные тексты становятся импульсом для
самостоятельных творческих поисков композитора.
В цикле «Пять органных прелюдий» (1927) автор привлекает для
разработки старинные пласты русской хоровой музыки. Все пьесы цикла
невелики по размерам, будучи изложенными преимущественно в трехчастной
форме. Во всех прелюдиях наличествует свободная метрическая организация.
Налицо строгость, аскетичность фактуры и всех средств выразительности.
Интересный опыт тембрового дуэта, стилизации техники средневекового
органума представляет «Пастораль для сопрано и органа» (1929).
В романсах «Ручей» (1924) и «Вы зори-зори» (1929) на стихи поэта-
символиста А. Белого М. А. Юдин применяет сквозную форму, что дает
возможность отразить различные оттенки чувств – от лирического созерцания
до драматической патетики, и создать эмоционально наполненные монологи.
В романсе «Годы молодые» op. 9 (1928) на стихи С. Есенина композитор
применяетсредствамузыкальногоязыка,создающиеподчеркнутую
диссонантностьзвучания,длятого,чтобывыразитьэкспрессивную
образность поэтических строк. Поиски особых приемов в области вокализации
поэтического текста в этом романсе можно соотнести с новациями
А. Шёнберга («Sprechmelodie»), М. Ф. Гнесина («стихотворения с музыкой»).
Это характеризует М. А. Юдина как композитора, готового к экспериментам.
Самым новаторским сочинением М. А. Юдина 1920-х годов стала
Фортепианная соната e-moll op. 4 (1929), посвященная В. В. Щербачеву.
Публикациясонатывенскимиздательством«UniversalEdition»
свидетельствует о высокой оценке этого произведения в кругах АСМ. Соната
e-moll op. 4 являет собой удивительное предвосхищение ангемитоники (в том
числе пентатоники) в творчестве М. А. Юдина ленинградского периода. В
первой части ангемитоника представлена в двух своих видах – целотоновая и
трихордная. Развитие основано на различных остинатных комплексах, в том
числе с применением квартаккордов. Благодаря четкому маршевому ритму с
«неожиданными» акцентами общее звучание жесткое, напряженное. В
мелодии второй части также преобладает бесполутоновость интонирования. В
отличие от первых двух частей, интонационной идеей финала является
гемитоника с выраженной вводнотоновостью тяготений, с усилением роли
диссонанса. Индивидуализация тонально-гармонической структуры в сонате
М. А. Юдина делает это произведение одним из оригинальных творческих
опытов в ленинградской музыке 1920-х годов.
2.2. «Воплощение идей «демократизации» музыкального искусства
(1930-е годы)». В 1930-е годы в творчестве многих отечественных
композиторов меняются художественно-эстетические установки. Ставка на
обязательный оптимизм, доступность произведений искусства, нацеленность
на новые образы и новую аудиторию определяют творческие устремления и,
скорее, даже обязанности каждого советского композитора, в том числе и
М. А. Юдина.Отражениежизнитрудящихся,идеализациясоветской
действительности – вот основная тематика музыкальных произведений
М. А. Юдина того времени. Таковы хоры «Как во море – море синее» на стихи
И. Сельвинского, «Весна» на стихи Л. Первомайского, «Бывалая» на стихи
А. А. Прокофьева, вокальный цикл «Колонии кричат» на стихи А. Гидаша и
другие хоровые сочинения.
В Союзе композиторов М. А. Юдин также входил в секцию по созданию
репертуара для детей. С этим связано его сотрудничество с детскими
хоровыми коллективами и сочинение детской хоровой литературы.
Начиная с 1934 года М. А. Юдин пишет кантаты, оратории и другие
крупные хоровые сочинения для различных составов исполнителей. Среди
них «Реквием памяти С. М. Кирова» op. 12, кантата «Песня о весне и радости»
op. 14 на стихи Е. А. Вечтомовой, «Героическая оратория» op. 15 на стихи
Б. М. Лихарева. Как следует из афиш, сохранившихся в личном архиве
О. Б. Майоровой, многие произведения М. А. Юдина, написанные по заказу
оборонной группы Союза композиторов, исполнялись профессиональными и
самодеятельными коллективами.
Обработки народных песен – одна из важных составляющих творчества
М. А. Юдина1930-хгодов.Выступаяпоследователемрусской
композиторской школы, в своих обработках он нередко использует в
сопровождении модальную организацию на основе натуральных ладов.
Таковы «Пять русских народных песен» op. 6 для голоса и фортепиано
(«Прощай жизнь, прощай радость» (дуэт), «Из того лесу-лесоцку», «Что жа
ты, Сашенька», «Кари глазки», «Уж ты день»), обработки двух яренских
народныхпесен(«Ужтымлад,соловей»,«Тамоходит,гуляет»).
Интонационнаяхарактерностьнародныхпесенорганичновходитв
музыкальныйязыкпроизведенийМ. А. Юдина,претворяяськакв
миниатюрах, так и в более крупных жанрах, что является общей тенденцией
для советской музыки рассматриваемого периода.
Преобладание вокально-хоровых жанров, обращение к большим хоровым
составам, взаимодействие как с профессиональными, так и с самодеятельными
коллективами, стремление обогатить детский хоровой репертуар – все это
характеризует М. А. Юдина как художника своего времени. Вместе с тем,
композитор не теряет интерес к инструментальным жанрам, создавая наряду с
произведениямиакадемическойтрадиции(Струнныйквартетop. 25)
оригинальные опусы. «Концерт для двух флейт, двух труб, рояля и струнного
оркестра» выделяется своим необычным инструментальным составом и
развивает традиции барочного жанра concerto grosso.
Глава 3. «Казанский период творчества. Татарская тематика в
творчестве композитора». В третьей главе получает освещение новый этап
композиторской деятельности М. А. Юдина, начавшийся со времени его
эвакуации в Казань – с 1942 года. М. А. Юдин сразу же включился в
культурную жизнь республики и стал искать способы воплощения татарского
национального компонента в своем творчестве. Наиболее прямой путь –
создание обработок татарских народных песен, ладовую основу которых
составляет ангемитонная пентатоника. Перед композитором возникли задачи
осмысления возможностей гармонизации татарских народных мелодий,
имеющих модальную природу. Первый опыт обращения к татарскому
фольклору – «Две татарские народные песни для голоса, флейты и струнного
квартета» («Кенәр көе» («Напев деревни Кенар») и «Ах, җанаш» («Ах,
душенька»)), а также цикл «Три татарские народные песни в обработке для
ансамбля струнных и духовых инструментов».
Одним из первых произведений М. А. Юдина казанского периода
творчества с использованием текста на татарском языке и интонационно-
мелодическойхарактерноститатарскогомелосасталакантата«Яшь
патриотлар» («Юные патриоты»).
Музыкальнаякомедия«Хафизәләмиркәм»(«МилаяХафиза»)
представляетинтерессточкизрениятворческогосодружествас
С. З. Сайдашевым. В основу музыкальной канвы произведения положена
мелодия подлинной татарской народной песни «Хафизәләм иркәм».
Весьма важным представляется тот факт, что М. А. Юдин, обращаясь к
академическим вокальным и хоровым жанрам, сочинял произведения именно
на татарском языке, не используя, как можно было бы предположить,
переводы на русский язык. Это означает, что композитор не только знал
содержание текстов, но и старался вникнуть в ритмослоговую структуру
татарского стихосложения. В Казани М. А. Юдин создал два вокальных цикла
на тексты классиков татарской поэзии – Г. Тукая и А. Ерикеева.
Фортепианный цикл «Урман күренешләре» («Лесные пейзажи»),
написанный накануне нового 1944 года, явился своеобразным «музыкальным
подарком». Каждая пьеса имеет программное название и посвящение какому-
либо композитору или музыканту других специальностей: Н. Г. Жиганову,
М. А. Музафарову,А. С. Ключареву,В. И. Виноградову,С. З. Сайдашеву,
Ю. В. Виноградову, Дж. Х. Файзи, М. М. Рахманкуловой, Х. И. Терегуловой,
З. В. Хабибуллину. Программные названия пьес настраивают также на
восприятие образов природы, народного быта. Красочность звучания является
характерной особенностью этого произведения. В звуковысотной организации
пьес цикла следует отметить сочетание национально окрашенной мелодии с
элементами тональной функциональной гармонии.
В опере «Фарида» (произведение о Великой Отечественной войне), на
фоне трагических событий разворачивается трогательная история любви
летчика-разведчика Искандера и дочери садовника Фариды. Композитор
применяет тип объединенной ладогармонической системы: в соотношении с
ангемитонной мелодикой сохраняются функциональные связи аккордов. В
диалогических сценах и разомкнутых сольных эпизодахМ. А. Юдин
использует модуляции ускоренного типа (через общий звук), а также
тональные сопоставления, которые позволяют мгновенно переключаться в
иную тональную сферу. Другой тип модуляции – постепенный, через
функциональное переосмысление аккорда. Признаком такой модуляции
является также мелодический переход, основанный на общих интонационных
элементах различных ладов. В сценах сквозного развития в опере ведущая
роль нередко принадлежит диалогам-речитативам действующих лиц с
характерной для речитативов ладотональной неопределенностью, отсутствием
четкихзамкнутыхпостроений,свободнымгармоническимразвитием.
М. А. Юдин использует в опере состав большого симфонического оркестра,
развитие строится на тембровых контрастах. Формируется характерная
тембровая драматургия: в характеристике главных героев больше кантилены,
звучат соло деревянных духовых и струнных инструментов, в обрисовке
вражеских образов применяются медные духовые, остро диссонирующие
аккорды.
Концерт для скрипки с оркестром ор. 38 (1945) стал первым в татарской
музыке произведением этого жанра. Другие композиторы республики
концерты для скрипки с оркестром написали позднее: А. С. Леман в 1951 году,
М. А. Музафаров в 1959 и в 1962 годах. Общей звуковысотной системой
Концерта явилась модально-тональная организация. М. А. Юдин находит
приемы и средства соотношения национального мелодического материала с
элементами классической гармонии, полифонии в рамках крупной формы.
Основой ладового строя тем всех частей Концерта (в данном случае имеется в
виду мелодический компонент звуковысотной организации) являются лады
ангемитоники со свойственными им переменностью устоев, мелизматикой,
сцеплениемтрихордныхмотивов.Однако,есливопере«Фарида»
национальная мелодика имеет вокальную природу, то здесь присутствует иной
ее тип – инструментальный. Ангемитонная интонационность является
основным признаком мелодического развития как в экспозиционных разделах,
так и во вступительных и развивающих.
В Казани созданы также Фортепианная соната №2 d-moll op. 43,
посвященная казанскому пианисту В. Г. Апресову, Скрипичная соната f-moll
op. 48.
Вторая опера М. А. Юдина казанского периода творчества – «Через
огонь» (либретто В. Земного) написана в 1947 году. Важное значение в опере
имеют многочисленные хоровые эпизоды, органично вплетенные в сцены
сквозногоразвития.Татарскиекомпозиторывысокооценилиоперу,
отдельную высокую оценку получили хоровые эпизоды, мастерское хоровое
письмо М. А. Юдина. Так как практически все действие состоит из массовых
сцен, хоры буквально «пронизывают» оперу. Музыкальный язык оперы во
многом основан на русских песенных интонациях. Опера «Через огонь»
развивает традиции русской советской оперы 1930-40-х годов и является
одним из последних крупных произведений М. А. Юдина.
В Заключении формулируются основные выводы и итоги исследования.
Михаил Алексеевич Юдин – отечественный композитор первой
половины XX века с интересной творческой судьбой. Композиторское
творчествоМ. А. Юдинахарактеризуетсвоевремяиобусловлено
тенденциями развития отечественной культуры. Работая в 1930-е годы
преимущественно в песенных и хоровых жанрах, М. А. Юдин приобрел
большой опыт. Практически все его произведения исполнялись. Столь полная
реализация творческих замыслов давала дополнительный стимул к творчеству.
К сожалению, в настоящее время не представляется возможным исполнение
многих вокальных и хоровых произведений М. А. Юдина (и не только его) с
патриотическими текстами советского времени. Он писал произведения по
«требованиювремени»иоказалось,чтооригинальныепосвоему
музыкальному содержанию сочинения сегодня стали неактуальными и
представляют тот пласт советской музыки, который находится в забвении.
Возрождение интереса к музыке Юдина ленинградского периода возможно,
преждевсего,черезинструментальныежанры,вкоторыхзамысел
композитора осуществляется посредством сугубо музыкальных средств
выразительности.
В казанский период творчества М. А. Юдина доминирует татарская
тематика. Опыт проникновения в музыкальную интонационность разных
народов, взаимодействие с национальными профессиональными музыкантами,
имеющие место еще в ленинградский период, помогли ему органично войти и
в татарскую музыкальную культуру. Став членом Союза композиторов
ТАССР, он создал произведения на основе татарского материала, обращаясь к
европейским жанрам и формам. В овладении новой музыкальной стилистикой
заключалось мастерство композитора. М. А. Юдин был ярким представителем
музыкальной культуры Татарстана 1940-х годов.
Живя в Казани, М. А. Юдин вел интенсивную педагогическую и
музыкально-общественную деятельность. Его портрет висит у входа в Малый
зал Казанской консерватории – среди портретов ее основателей.
Творческое наследие Михаила Алексеевича Юдина привлекательно не
только как «памятник» определенному периоду отечественной музыки XX
века. Оно весьма интересно и по той причине, что композитор органично,
умелоиубедительновладелразнымистилями,характернымидля
отечественной музыки трех десятилетий XX века. Все это оказалось
запечатленным в целом ряде ярких сочинений в разных жанрах. Произведения
М. А. Юдина должны остаться в отечественной музыкальной культуре в силу
своей художественной ценности.
Актуальность исследования. XXI век – это время обновления сложившихся взглядов на прошлое отечественного музыкального искусства. Внимание привлекают архивы, дающие возможность переоценки как общественных явлений музыкальной жизни страны, так и творческих судеб ее деятелей. Весьма притягательным для исследователей стал период 1920-40-х годов, связанный не только с теми композиторами, творчество которых является знаковым – Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Это и годы плодотворной деятельности многих других отечественных композиторов, чьи имена оказались в тени советской музыкальной историографии. В последние десятилетия появились новые исследования, осветившие незаслуженно забытые фигуры отечественной музыкальной истории обозначенного периода, в том числе – Г. Н. Попова, Ю. Л. Вейсберг, Ф. С. Акименко, М. О. Штейнберга и других1.
Имена многих композиторов почти не отражены в ранее сложившейся «официальной» истории советской музыки, хотя они внесли свой вклад, порой весьма значительный и ощутимый, в развитие отечественной музыки первой половины XX века. В этом плане изучение творческой деятельности названных композиторов и исполнителей представляется весьма актуальным и необходимым для получения более полной и правдивой картины музыкальной жизни прошедшего столетия.
1 Назовем ряд авторов, создавших научные работы, посвященные композиторам ранее не исследованным: И.М.Ромащук о творчестве Г.Н.Попова (2000) [165]; М.М.Мазур о творчестве Ю. Л. Вейсберг (2002) [120]; Е. В. Матюшина о творчестве Ф. С. Акименко (2009) [127]; В. В. Задерацкий о судьбе своего отца композитора В. П. Задерацкого (2009) [74]; Н. А. Гуренко о творчестве И. Вышнеградского (2009) [61]; О. И. Луконина о творчестве М. О. Штейнберга (2013) [116]; Л. Сиин о творчестве С. Я. Майкапара (2019) [183] и др.
3
К числу этих композиторов относится и Михаил Алексеевич Юдин (1893– 1948) – автор симфонических, хоровых, вокальных, инструментальных произведений. М. А. Юдин – продолжатель традиций русского классического искусства, петербургско-ленинградской композиторской школы. Вместе с тем, он – художник своей эпохи, шагавший в ногу со временем, откликавшийся на многие тенденции современного искусства. Юдин был одним из тех композиторов, которые после окончания консерватории становились педагогами, параллельно занимаясь творчеством. В 1920-30-е годы в Петроградской-Ленинградской консерватории выдвигается плеяда композиторов-теоретиков, авторов разработок целого ряда курсов теоретических дисциплин – Б. В. Асафьев, Ю. Н. Тюлин, П. Б. Рязанов, Х. С. Кушнарев, к ним относится и М. А. Юдин. Его жизнь, как и жизнь многих других композиторов- современников, была наполнена разными видами деятельности – композиторской, педагогической, общественной. В каждой из этих творческих ипостасей он выразил свое честное и искреннее отношение к делу и, вместе с тем, свою несомненную творческую индивидуальность.
История отечественной музыки XX века знает множество примеров изучения русскими композиторами русской народной музыки, а также музыки других национальных культур и использования ее в своем творчестве. В 1930- 40-е годы это было связано с государственной установкой на развитие национальных композиторских школ республик Советского Союза. В. Е. Недлина, рассматривая в диссертации пути развития музыкальной культуры Казахстана, пишет: «Освоение национальными культурами европейской модели искусства в XX веке получило глобальный характер и было ускорено реформами советской власти. Новое время, социально-экономические условия требовали и нового искусства – массового, современного, способного объективно отразить коллизии эпохи» [140, c. 28]. 1930-е годы, как период становления профессиональных национальных культур европейского типа, являлись одним из важнейших этапов в истории советской музыки. Схожие
процессы происходили ранее в русской музыке XIX века. Об этом пишет 4
М. Г. Кондратьев: «Включаясь в общеевропейские процессы, русские музыканты так же вполне осознанно решали проблему национального в сложных отношениях с европейскими началами, осваивая и одновременно преодолевая их» [104, c. 189]. Для традиций народов с монодийным типом музыкального мышления этот этап был связан с решением целого ряда особых задач. Одной из них было овладение классическими европейскими формами и жанрами, что несомненно представляло определенные сложности. В этом процессе активно участвовали композиторы Москвы и Ленинграда, оказывавшие консультативную помощь при создании национальных опер, балетов, в том числе: Р.М.Глиэр, С.Н.Василенко, В.А.Власов, В.Г.Фере. В некоторых случаях такая помощь не ограничивалась временным «вмешательством»; многие столичные композиторы буквально «погружались» в национальные музыкальные культуры республик Советского Союза. Так, Е. Г. Брусиловский, будучи командирован в 1933 году в Алма-Ату, уже в 1934 году написал казахскую национальную оперу «Кыз-Жибек» и в дальнейшем посвятил себя казахской музыкальной культуре. То же можно сказать о композиторах – А. Ф. Козловском, В. А. Успенском, Г. А. Мушеле (Узбекистан), А. Г. Шапошникове (Таджикистан), Л. Н. Сахарове (Марий Эл) и многих других. Работа над созданием национальных оперных и симфонических произведений продолжалась и во время Великой Отечественной войны, когда многие композиторы были эвакуированы из Ленинграда и Москвы в союзные и автономные республики, в частности, в республики Среднего Поволжья и Приуралья: М. Ф. Гнесин – в Йошкар-Олу, И. Я. Пустыльник и И. Я. Галкин в Ижевск. В Казань эвакуировались пианистка Е. А. Бекман-Щербина, музыковеды В. Дж. Конен, С. С. Скребков, О. Л. Скребкова, композитор М. А. Юдин.
Рассмотрение жизненного пути и творчества М. А. Юдина – не просто долг по отношению к неординарной личности этого композитора, но и необходимое дополнение к общему пониманию такой сложной и интересной эпохи, какой
была советская музыка 1920-40-х годов. 5
Степень научной разработанности темы
Творчество М. А. Юдина еще не становилось предметом специального научного исследования. В словарях и энциклопедиях ему посвящались небольшие статьи справочного характера. Интерес к М. А. Юдину возникает прежде всего в контексте истории Ленинградской консерватории. Ряд исследований в той или иной степени касается жизни и творчества композитора. Сведения о Юдине фрагментарно встречаются в описании музыкальной жизни блокадного Ленинграда [24; 134], в монографических очерках о музыке XX века Л. Н. Раабена [158], А. Н. Сохора [188], А. К. Санько [180]. Немало интересных фактов о жизни композитора имеется в «Воспоминаниях» художника А. А. Рылова [172] – дяди Юдина по материнской линии2.
В свое время ценные замечания о раннем творчестве М. А. Юдина оставил ректор Петроградской-Ленинградской консерватории, композитор А. К. Глазунов [55], который посещал все экзамены и концерты студентов, в частности, был свидетелем исполнения первых произведений Юдина. В 1924 году после прослушивания на кафедре сочинений Юдина, Глазунов отметил: «Представленные два хора a cappella на слова Андрея Белого и романсы для голоса с ф.-п.[фортепиано] свидетельствуют о незаурядном композиторском даровании и прекрасной технической фактуре» [55, c.463].
В сборнике статей «Ленинградская консерватория в воспоминаниях (1862– 1962)» [113] М. А. Юдин фигурирует в одном ряду с именами других композиторов–преподавателей Ленинградской консерватории 1920-30-х годов. В статьях Х. С. Кушнарева, Ю. Н. Тюлина, Б. А. Арапова, О. А. Евлахова имя М. А. Юдина называется в контексте обновления музыкального образования в консерватории 1920-30-х годов. Г. В. Свиридов, учившийся у Юдина в
2 У матери М. А. Юдина – Екатерины Александровны Рыловой (в замужестве Юдиной (1868–1918)), было три брата. Среди них: Аркадий Александрович Рылов (1870–1939) – русский советский художник-пейзажист, ученик А. И. Куинджи; Герман Александрович Рылов (1876–1920) – пианист, преподаватель, основатель Первой пролетарской музыкальной школы в Вятке (ныне – Первая детская музыкальная школа г. Кирова).
6
музыкальном техникуме, характеризует его как человека, дававшего «…свободно развиваться индивидуальности ученика» [182, с. 197].
Еще при жизни М.А.Юдина его творчество вызывало определенный интерес. Откликом на некоторые новые сочинения композитора послужили статьи Р. Зарицкой в журнале «Советская музыка» 1930-х годов. В 1939 году была опубликована статья А.Н.Котляревского, где отмечены характерные черты стиля Юдина, в их числе – простота музыкального языка, «песенность» [107, c.85], «линеарность его музыкального мышления» [107, c.88], а также большую популярность его произведений у слушательской аудитории. В 1939 году Б. В. Асафьев, в связи с аттестацией М. А. Юдина в должности профессора композиции, написал о нем отзыв, где он представлен как «…талантливый композитор и музыкальный педагог, воспитывающий советскую композиторскую молодежь с исключительной чуткостью … один из своеобразных музыкантов нашей современности: его музыка всегда почерпнута из живого опыта и наблюдения» [230].
М. А. Юдин вошел и в историю татарской музыки – в книге «Композиторы Татарстана» ему посвящена статья Я. М. Гиршмана [53, с. 238–239]. В юбилейном издании к пятидесятилетию Казанской государственной консерватории (1945–1995), А. Н. Хайрутдинов уделяет внимание деятельности М. А. Юдина как исторически важной для консерватории личности, стоявшей у истоков ее формирования [91, с.: 18, 19, 162, 207-208]. После кончины М. А. Юдина в Казани были написаны две дипломные работы, посвященные различным аспектам его жизни и творчества: Г. Касаткиной «Народная песенница М. Ф. Малкина и ее песни»3 (руководитель А. Г. Корсунская4, 1950
3 Автор дипломной работы только косвенно касается личности и деятельности М.А.Юдина, так как в работе рассматривается сборник народных песен, записанных Юдиным в Казани от народной песенницы М. Ф. Малкиной.
4 Александра Григорьевна Корсунская (1905-?) – музыковед, доцент, училась в Ленинградской консерватории у М. А. Юдина, одна из первых его биографов (рукопись хранится в личном архиве О. Б. Майоровой: [232]), автор некролога в журнале «Советская музыка» (1948 г., No3) [106, с.73–74], написанного сразу после смерти М. А. Юдина. Была в числе первых преподавателей теоретико-композиторского факультета Казанской
7
г.), Т. Гудковой «М. А. Юдин. Краткий очерк жизни и творчества» (руководитель С. А. Казачков, 1952 г.). В последующие годы появились еще две дипломные работы: Э. Холодениной «Казанский период творчества М. А. Юдина» (руководитель Ю. В. Виноградов, 1965 г.); Т. Бабочкиной «Михаил Алексеевич Юдин – композитор двух национальных культур, русской и татарской» (руководитель Л. В. Бражник, 2012 г.).
Г. Я. Касаткина и О. К. Егорова – музыковеды первого выпуска Казанской консерватории 1950-го года, а затем профессора консерватории, изучавшие у М. А. Юдина курс полифонии, оставили о нем интересные воспоминания. В 1996 году была опубликована статья Г. Я. Касаткиной «Слово о Михаиле Алексеевиче Юдине» [97, с. 31–41], раскрывающая некоторые факты биографии композитора, начиная с момента его эвакуации в Казань. В статье О. К. Егоровой «Ленинградская школа «в начале начал» теоретико-композиторского факультета Казанской консерватории» [71, с. 85–94] названы имена М. А. Юдина, А. С. Лемана, А. Г. Корсунской. По мнению О. К. Егоровой, авторитет Михаила Алексеевича был неоспорим. Имя Юдина упоминается и в других трудах, посвященных отечественной музыкальной культуре, в частности в монографии Г. М. Кантора «Казань – Музыка – XX век» [93].
Несмотря на наличие сведений о М. А. Юдине, личность и творчество композитора не становились предметом специального научного исследования. В данной работе проведено комплексное изучение композиторской, педагогической и музыкально-общественной деятельности М. А. Юдина.
Основная цель исследования состоит в изучении различных сторон деятельности и творческого наследия М. А. Юдина в контексте развития отечественной музыки, а также в создании целостного представления о композиторе как незаурядной творческой личности.
консерватории, руководитель дипломных работ первого музыковедческого выпуска (О. К. Егорова, Г. Я. Касаткина); с 1950 года работала в Уральской консерватории.
8
С этим связаны следующие задачи:
– определить место и значение творчества М. А. Юдина в отечественной музыкальной культуре 1920-40-х годов;
– показать основные этапы жизненного и творческого пути композитора;
– объяснить профессиональные предпочтения М. А. Юдина, выразившиеся в тяготении к определенным жанрам в разные периоды его жизненного пути;
– охарактеризовать музыкальный язык произведений М. А. Юдина разных жанров;
– раскрыть спектры его музыкально-педагогических установок в свете отечественного музыкального образования в 1920-40-е годы;
– представить корпус неопубликованных архивных документов, относящихся к значимым этапам его жизни с целью освещения музыкально- общественной и музыкально-просветительской деятельности М. А. Юдина;
– специальное внимание уделить творчеству казанского периода: рассмотреть вопросы сочетания профессионализма европейского типа с татарской тематикой.
Объектом исследования являются личность и композиторское творчество М. А. Юдина. Предметом исследования стали реконструкция творческой биографии композитора в контексте его времени и выявление стилевых особенностей произведений разных периодов творчества.
Материал исследования – это музыкальные сочинения М.А.Юдина (большей частью находящиеся в рукописях) и связанные с этим архивные документы. В процессе работы были изучены архивы: Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (далее – ЦГАЛИ СПб), Государственный архив Республики Татарстан (далее – ГА РТ), архив Санкт-Петербургской государственной консерватории имениН.А.Римского-Корсакова (далее – архив СПбГК), архив Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (далее – архив КГК). Важным источником материала исследования стал личный архив О. Б. Майоровой5, внучки композитора, содержащий письма выдающихся деятелей музыкальной культуры, адресованные М. А. Юдину, личные записи композитора, его биографию.
Архивные документы свидетельствуют об активной профессиональной деятельности М. А. Юдина: отчеты, представленные на кафедре теории композиции в Ленинградской консерватории (1926–1941) [228], на теоретико- композиторском и дирижерско-хоровом факультетах Казанской консерватории (1945–1948) [229], тезисы докладов и выступлений в Союзе композиторов Ленинграда и Казани (ЦГАЛИ СПб, ГА РТ). В работе приводятся тексты рецензий о произведениях М. А. Юдина в журнале «Советская музыка» [76], в газете «Красная Татария» [61], статей и очерков М.А.Юдина в журнале «Советская музыка» [224; 226].
В архивных документах освещается концертная жизнь Ленинграда и Казани 1920-40-х годов. В процессе работы найдено большое количество сведений об исполнении произведений М. А. Юдина. В личном архиве О. Б. Майоровой сохранились: афиши и программы концертов, пригласительные билеты (с названиями концертных залов, исполнительских коллективов).
Методология и методы исследования
Для изучения творческого пути М. А. Юдина и его произведений применяются методы исторического, музыкально-теоретического, текстологического анализа. Привлекаются положения, разработанные в трудах Ю. Н. Тюлина [196], Ю. Н. Холопова [204; 205; 206; 207; 208; 210], В. Н. Холоповой [211], Т. С. Бершадской [19], Л. А. Федотовой [198], Л. В. Бражник [26; 27]. В вопросах становления профессионализма европейского типа в национальных музыкальных культурах, в данном случае татарской, и вклада в этот процесс М. А. Юдина (в казанский период творчества) автор диссертации опирается на исследования Н. Шахназаровой [217; 218; 219; 220],
5 Ольга Борисовна Майорова – профессор Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова, заведующая кафедрой фортепиано, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.
10
А. Л. Маклыгина [123; 124; 125], В. Р. Дулат-Алеева [67; 69], М. Г. Кондратьева [103; 104], Е. Р. Скурко [185; 186].
Творчество М. А. Юдина рассматривается с позиций современной отечественной музыкальной науки. Среди научных исследований, по-новому осветивших проблемы отечественного искусства XX века – труды Л. Акопяна [1; 2; 3], Е. С. Власовой [35; 36; 37], И. С. Воробьева [41; 42; 44], М. Г. Раку [159], О. А. Бобрик [21]. Ориентиром в создании монографического исследования о М. А. Юдине послужили также труды, в которых личность и творчество художника предстают в широком историко-стилевом контексте: С. И. Савенко – об И. Ф. Стравинском [175], О. И. Лукониной – о М. О. Штейнберге [116] и др.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
– впервые деятельность М. А. Юдина в Ленинграде и в Казани представлена комплексно, охвачены разные ее виды – композиторская, педагогическая, музыкально-общественная;
– впервые систематизировано творческое наследие М. А. Юдина; на основе архивных источников и материалов периодики составлен хронограф его жизни и творчества, а также полный список сочинений со сведениями об их издании;
– впервые музыкальный стиль М. А. Юдина рассматривается на основе практически всех его сочинений, созданных в разные периоды жизни и в разных жанрах;
– впервые произведения М. А. Юдина с татарской тематикой, созданные в казанский период жизни, оцениваются как вклад русского композитора в музыкальное искусство Татарии.
Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный обиход музыкознания новых архивных материалов, связанных с жизнью и творчеством М. А. Юдина. Данная работа способствует расширению, обогащению научных исследований, посвященных проблемам отечественной музыкальной культуры 1920-40-х годов, а также дальнейшему изучению творчества М. А. Юдина. Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы значительно обогатят учебные курсы истории отечественной музыки, в том числе татарской музыки, курс музыкального краеведения, а произведения М. А. Юдина – исполнительские программы преподавателей и студентов музыкальных учебных заведений.
Положения, выносимые на защиту
Михаил Алексеевич Юдин:
– отечественный композитор 1920-40-х годов, чья композиторская, педагогическая и музыкально-общественная деятельность развивалась в русле меняющихся тенденций советского музыкального искусства названного периода;
– значительная фигура в развитии ленинградской музыкальной культуры 1920-30-х годов, в творческом наследии которого представлены произведения в разных стилях, в том числе с использованием различных музыкально-языковых средств, характерных для искусства того времени;
– русский композитор, органично освоивший татарский мелос и внесший определенный вклад в развитие татарской музыкальной культуры 1940-х годов.
Степень достоверности и апробация результатов исследования.
Степень достоверности определяется опорой на значительное количество документов и научных работ по теме исследования. По отдельным разделам исследования были сделаны доклады на следующих научных конференциях: IX научной конференции студентов, аспирантов и соискателей «Музыкальный автограф», посвященной вопросам музыкального источниковедения и текстологии (Санкт-Петербург, 16 мая 2014 г.); Всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы музыкально- исполнительского искусства: История и современность» (Казань, 1 апреля 2015 г.); Международной научной конференции «Музыка как национальный мир искусства» (Казань, 23–25 апреля 2015 г.); Международной научной конференции «III чтения памяти С. В. Смоленского. Певческая культура России:
век XIX – век XXI» (Казань, 19 октября 2016 г.); Международной научной 12
конференции «IV чтения памяти С. В. Смоленского» (Казань, 24 октября 2018 г.); X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго- Камья» (Йошкар-Ола, 17–18 декабря 2020 г.). Результаты исследования получили отражение в одиннадцати публикациях, включая четыре статьи в журналах, входящих в Перечень рецензируемых изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения.
Во Введении обосновывается актуальность темы, даются сведения о степени изученности проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывается научная новизна, научно-практическая значимость и структура работы.
В Первой главе «Жизненный и творческий путь М. А. Юдина. Педагогическая и музыкально-общественная деятельность» на основе архивных документов и других источников реконструируется жизненный и творческий путь композитора, педагога М. А. Юдина. Также уделено внимание педагогической и музыкально-общественной деятельности ленинградского и казанского периодов.
Следующие главы посвящены главным образом анализу музыкальных произведений М. А. Юдина. Вторая глава «Ленинградский период творчества» представляет композиторское творчество Юдина 1920-30-х годов и состоит из двух разделов. Первый раздел – «В поисках индивидуального стиля (1920-е годы)». Юдин был увлечен различными направлениями современной музыки, что отразилось на музыкальной стилистике его ранних сочинений, а именно – на фортепианных сонатах, ряде камерно-вокальных произведений,
хоровой музыке. Творчество Юдина отражает жанровую специфику, типичную 13
для музыкального искусства 1920-х годов. Второй раздел – «Воплощение идей «демократизации» музыкального искусства (1930-е годы)». В 1930-е годы меняются художественно-эстетические установки творчества Юдина. Направлением музыкального искусства к широкому слушателю была обусловлена его работа в соответствующих жанрах и поиск выразительных средств.
Третья глава «Казанский период творчества. Татарская тематика в творчестве композитора». Здесь получает освещение новый этап творческой деятельности Юдина, начавшийся со времени его эвакуации в Казань – с 1942 года, осмысливается его вклад в казанскую музыкальную культуру, рассматривается творчество М. А. Юдина казанского периода, оставшееся до настоящего времени совершенно не исследованным в музыковедческой литературе.
В Заключении подводятся основные выводы и итоги исследования. Работа имеет ряд приложений.
Приложение I содержит нотные примеры из произведений М. А. Юдина. Приложение II включает в себя список произведений М. А. Юдина.
В приложении III помещены письма и документы из личного архива О. Б. Майоровой в хронологическом порядке.
Публикации автора в научных журналах
- 17.00.00 Искусствоведение
- 17.00.03 Кино-, теле- и другие экранные искусства
- 24.00.00 Культурология
- 24.00.03 Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 05.23.00 Строительство и архитектура
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!