Музыка и слово»: новые формы взаимодействия в творчестве композиторов второй половины ХХ – начала ХХI веков

Мельникова Елена Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава I. Исследование новаторских форм взаимодействия музыки и
«слова» в современном музыкознании………………………………………15
Глава II. Панорама новых видов взаимодействия музыки и «слова» в творчестве композиторов второй половины ХХ – начала XXI веков: опыт систематизации…………………………………………………………..33
Глава III. Подходы в анализе авангардных решений в области взаимодействий музыки и «слова». Аналитические этюды………………………………………………………………………………65
3
. Новаторские формы взаимодействия музыки и «слова» в старинном жанре пассионов: «Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого для солистов, чтеца, трёх смешанных хоров, хора мальчиков и оркестра (1965)………………………………………………………………………….69
3
. Слово, музыка и жест в фортепианном опусе «Волокос» Ивана Соколова (1988)………………………………………………………………86
3
. Новые формы композиторской работы со «словом» в хоровом цикле «Homo cantans» Ольги Викторовой для тенора, баритона и мужского хора a cappella (2002)……………………………………………………………….96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..108 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………114 ПРИЛОЖЕНИЕ: Нотные примеры…………………………………………..136

Во Введении обосновывается актуальность исследования; оха- рактеризована степень разработанности темы; сформулированы объ- ект и предмет работы, её цель и задачи; определены методологическая база исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; указаны материалы и источники работы; описана струк- тура диссертации.
Первая глава – «Исследование новаторских форм взаимодей- ствия музыки и “слова” в современном музыкознании» – посвящена обзору литературы и изучению того, насколько и в каких направлениях разработана заявленная проблема.
Показательно, что интерес к проблематике «музыка и слово» проявляют представители других гуманитарных наук. В этом нередко сказывалось существенное влияние интенсивно развивавшейся новой гуманитарной науки семиотики и успехов лингвистики в целом. Так, свежий взгляд на проблему «слово и музыка» задал литературовед А.В. Михайлов, в сфере научных интересов которого данная проблема занимала особое место. В 1993 году он организовал совместную кон- ференцию филологов и музыковедов, где учёным был сделан доклад «Слово и музыка: музыка как событие в истории слова». Это во мно- гом определило новый этап в разработке данной темы в современном
отечественном музыкознании. Ракурсы изучения проблемы «слово и 12
музыка», намеченные Михайловым (например, идея «умолчанного», «скраденного» слова и «умолчанной», «скрытой» музыки) стали на тот момент чрезвычайно перспективны для учёных.
Интерес к исследованию указанной проблематики проявляют и сами современные композиторы, затрагивая те или иные её ракурсы. Так, Лучано Берио изложил свои воззрения на проблему соединения в синтетической целостности слова и музыки, языка знаков и языка зву- ков в статье «Музыка и поэзия: один опыт» (Poesia e musica – un’esperienza, 1959), которая посвящена, в основном, разбору собст- венного электронного опуса «Тема: Приношение Джойсу». В частно- сти, Берио писал: «Поэзия – это тоже вербальное сообщение, развёр- тывающееся во времени. Запись и средства электронной музыки в целом дают нам реальное и конкретное представление об этом – го- раздо более полное, чем публичное представление и театрализованное чтение стихов». По сути, речь шла об эксперименте: Берио подчёрки- вал, что его интересовала «возможность реализовать новую форму со- отношения слова и звука, поэзии и музыки».
Статья Луиджи Ноно «Текст – музыка – песнь» (Text – Musik – Gesang, 1975) – своего рода авторское обоснование новых принципов работы с вербальным материалом в кантате для солистов, хора и орке- стра Il Canto Sospeso (Прерванная песнь, 1955-1956). В этой статье Но- но одновременно даёт ответ на критику Штокхаузена, с неодобрением высказавшегося о «Прерванной песни» в своей работе «Язык и музыка» (Sprache und Musik, 1958). По мнению Штокхаузена, Ноно не раскрыва- ет смысл текста (фрагментов из книги «Письма приговоренных к смер- ти участников европейского Сопротивления»), а маскирует «нелитера- турный» текст формой. Ноно, однако, оправдывает саму возможность подобного подхода к соединению музыки и слова, обнаруживая прото- типы вокального письма «Прерванной песни» в политекстовых (и даже полиязычных) мотетах XIII века, в музыке Баха и Моцарта.
В музыковедческой литературе отдельные упоминания о нетра- диционных видах взаимодействия «слова» и музыки в современной композиции чаще всего связаны с творчеством какого-либо конкрет- ного композитора. Примером могут служить ставшие классическими
работы Л.В. Кириллиной о Л. Берио и Л. Ноно, В.Н. Холоповой о С. Губайдуллиной и Р. Щедрине, А.В. Ивашкина о Кш. Пендерецком, С.И. Савенко о Д. Лигети и другие.
Что касается учебно-методических изданий, то в ряде новых учебных пособий для музыкальных вузов – таких как «Формы музыкальных произведений» В.Н. Холоповой, «Музыкальные формы ХХ века» Г.В. Григорьевой, «Теория современной композиции» коллектива авторов из Московской консерватории – по сравнению с предыдущим временем специфика формообразования в музыке второй половины ХХ века затрагивается более активно. В целом можно констатировать, что на страницах учебников указываются многие из используемых современными композиторами приёмов работы со «словом», с человеческим голосом, однако нигде не ставится задача систематизировать эти приёмы или иным образом обобщить все отмеченные явления современной вокальной музыки, не предлагаются и методы анализа подобных опусов. Очевидно, что степень внимания в учебной литературе к нетрадиционным формам взаимодействия словесного и музыкального начал всё же не соответствует значимости данного феномена в современной художественной практике.
Среди научных изданий XXI века появился ряд работ, посвящён- ных отдельным аспектам исследуемой проблематики. Так, например, В.О. Петров разрабатывает теорию сформировавшегося во второй поло- вине ХХ столетия нового, по его квалификации, «жанра инструмен- тальной композиции со словом», который, как считает исследователь, уже не является разновидностью вокального искусства (при этом, впро- чем, нет пояснения, что именно подразумевается здесь под «словом»).
В числе диссертаций последних лет встречается несколько, свя- занных с изучаемой темой. Это: «Луиджи Ноно: исследование компо- зиционных принципов» М.Ю. Чистяковой, «Взаимодействие музыки и литературы в творчестве П. Булеза, Л. Берио, Дж. Джойса» Н.А. Хрущёвой, «Слово как элемент музыкальной композиции в твор- честве Л. Берио 1950-1960-х годов» А.В. Никулиной, «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века» А.С. Рыжинского. Вопросы новаций в сфе-
14

ре словесно-музыкального синтеза так или иначе затрагиваются и в этих работах. Однако сама проблема нетрадиционных форм взаимо- действия «слова» и музыки – как самостоятельная теоретическая про- блема – не рассматривается ни в этих диссертациях, ни в других упо- минаемых работах.
Требует уточнения терминология в данной теоретической облас- ти, а также разработка новых методов анализа с учётом специфики этого музыкального материала. Действительно, определённые трудно- сти возникают уже при обозначении совершенно разных, даже разно- родных звучаний (в том числе, внесловесных) человеческого голоса, расширяющих палитру выразительных средств современной музыки. Вместе с тем, «подсказки» в плане терминологии обнаруживаются в смежных областях музыкальной науки – например, в современной эт- номузыкологии. Так, И.В. Мациевский в монографии «Народная инст- рументальная музыка как феномен культуры» ввел термин «корпоро- музыка», что трактуется им как «способы невокального звукоизвлечения, осуществляемые человеком без орудия; в качестве инструмента выступает само тело человека (хлопки в ладоши, свист, топанье ногами и т. п.)». Этот термин уже перешёл на страницах неко- торых учебных пособий и изданий по народному музыкальному твор- честву, освещающих, прежде всего, музыкальные инструменты и ин- струментальную музыку.
Данный термин, думается, может быть применён не только при исследовании народного творчества, но и при анализе соответствую- щих явлений современной композиторской музыки, не имеющих пря- мых генетических связей с традиционной этнической культурой. Во всяком случае, в музыковедческой литературе, изучающей творчество композиторов второй половины XX – начала XXI века, столь же уме- стного термина не обнаруживается. Вместе с тем, отдельные внесло- весные проявления человеческого голоса, связанные с областью от- крытий авангарда и композиторским экспериментом, вполне могут быть отнесены к феномену «корпоромузыки».
По итогам исследования литературы, представленного в Первой главе, можно наблюдать, насколько интенсивно разрабатывается, в тех
или иных её аспектах, проблематика слова и «слова» в новейшей му- зыке, что подтверждает актуальность исследования. Тем удивительнее отсутствие выходов к систематизирующим обобщениям.
Основной задачей Второй главы – «Панорама новых видов взаимодействия музыки и “слова” в творчестве композиторов второй половины ХХ – начала XXI веков: опыт систематизации» – становится выявление наиболее полного спектра приёмов, форм со- отношения вербального и музыкального начал; на основе обзора как самой музыки, так и размышлений композиторов и музыковедов, предлагается систематика (типология) новационных форм взаимодей- ствия музыки и «слова».
Вторая половина XX века ознаменовалась глобальными изме- нениями в культуре, смещением традиционных ценностных ориенти- ров, расширением состава культурных слоёв, появлением новых на- правлений, стилей, форм в различных областях науки и искусства. Современные техники композиции, заявившие о себе в 50-60-е годы прошлого столетия, открывали возможности и пути «инновационного» искусства. Различные эксперименты со звуком привели к изобретению новейших форм существования музыки, к преобразованию самого про- цесса композиторского творчества. Эти поиски продолжились и в нача- ле XXI века. Определение основных тенденций развития новейшей авангардной музыки, в том числе экспериментов в сфере соотношения музыки и «слова», стало одной из основных областей исследования для современной музыковедческой науки.
Во Второй главе на основе проведённого обзора разнообразных и разнородных образцов новаторских, нетрадиционного характера, форм взаимодействия «слова» и музыки в творчестве современных композиторов проводится общая систематизация этих форм. При этом предпочтение отдано типологии, более целесообразной в отношении избранного предмета исследования. Систематизация, понимаемая как приведение некого множества в систему, упорядочивание изучаемых явлений, может осуществляться различным образом – например, как классификация или как типологизация. Последняя, по сравнению с классификацией, опирающейся на выявление родо-видовых связей и
16

иерархическое разделение множества «без остатка», представляет со- бой более гибкий вариант группировки объектов на основе их подо- бия. Отличие типологии от классификации и в том, что типология до- пускает существование таких явлений, которые могут быть отнесены по тем или иным критериям не только к одной группе, при этом весь объём множества может быть не известен, и тогда типология имеет открытый характер. Данный фактор крайне важен для предложенной систематики, так как разнообразие новых форм взаимодействия музы- ки и «слова», представленное в настоящем исследовании – это не окончательный «объём», не известное до конца «множество» явлений современной музыки изучаемого направления, коль скоро это направ- ление продолжает развиваться. Поэтому предлагаемая систематизация носит характер типологии. В ней представлены следующие типы:
1. Использование различных звучаний голоса вне произнесения связного текста (смех, крик, свист, и т. д., включая элементы «корпоромузыки») как средство психоэмоционального выражения и звукоподражания (пример – «Секвенция III» Л. Берио, «Приключения» Д. Лигети), а также как источник своеобразной тембрики (пример – «Посвящение Марине Цветаевой» С. Губайдулиной).
2. «Речевая мелодия» (интонационный абрис речи) – как основа звукового материала инструментального произведения (пример – «Пятидесятый псалом для виолончели соло» А. Кнайфеля, «Разные поезда» С. Райха).
3. «Распредмеченное» слово как носитель различного звукового материала, выдвижение при этом на первый план самого речевого фонизма и характера произнесения слов, слогов, фонем (пример – «Страсти по Луке» Кш. Пендерецкого, «Прерванная песнь» Л. Ноно).
4. Конструирование вербального материала на основе заданного логического принципа, в частности: вербальный материал как дополнительный параметр серийной или сериальной организации, (пример – «Anagrama» и «Sur scène» М. Кагеля, «Артикуляция» Д. Лигети, «O King» Л. Берио).
5. «Сверхплотный» вербальный пласт композиции, созданный за счёт совмещения, наложения различных текстов, в том числе текстов на разных языках. Для восприятия, в силу сложности дифференциации текстов на слух, это создаёт, прежде всего, сонорный эффект (пример – «Космогония» Кш. Пендерецкого).
6. Неозвучиваемое при исполнении («немое») слово как визуальный компонент партитуры (пример – «Фрагменты – Тишина, к Диотиме» Л. Ноно).
7. Закодированное озвучивание слова путём перевода по принципу «буква = звук» (пример – «Волокос» И. Соколова).
8. Озвучивание графики вербального текста (пример – «Lux Aeterna» О. Викторовой).
9. Электронные модификации речевого и голосового первоисточника (пример – «Симфония для одного человека» П. Анри и П. Шеффера, «I am seating in the room» Э. Люсье).
Критерием выделения данных видов становится, прежде всего, тот «нетрадиционно» трактуемый материал, который использует композитор в своём сочинении: различные непевческие звучания голоса, «речевая мелодия», «распредмеченное» слово (носитель фонизма), «немое» слово, закодированное слово, электронно- модифицированное слово и т.д. Работа с этим материалом, композиторские техники и приёмы могут быть различными, как и жанры произведений.
Что касается вопроса об исполнительских составах, на которые рассчитаны изученные опусы, то здесь наблюдается большое разнообразие. Это и сфера собственно вокальной музыки: сольной с сопровождением (Л. Берио O King для голоса и пяти инструментов, К. Саариахо Lonh для сопрано и электроники, Я. Судзиловский Паровозики для голоса и инструментального ансамбля) или без сопровождения (Л.Берио Sequenza III для женского голоса, К. Берберян Stripsody для голоса соло), ансамблевой (Л. Ноно Sul ponte di Hiroshima для сопрано, тенора и оркестра, К. Саариахо Château de l ́âme для сопрано, женских голосов и оркестра), хоровой (Л. Ноно Cori di Didone для хора и ударных, Р. Щедрин Поэтория для поэта,
18

женского голоса, смешанного хора и оркестра, С.Губайдулина Посвящение Марине Цветаевой для хора a capella, М. Кагель Anagrama для солистов-вокалистов, говорящего хора и камерного ансамбля, Я. Судзиловский Святки для женского хора, В.Лютославский Три поэмы Анри Мишо для смешанного хора, оркестра медных, деревянных и ударных инструментов, А. Кнайфель Amicta sole для сопрано, виолончели, хоров и инструментов), а также смежная область вокально-симфонической музыки (Л. Берио Sinfonia для большого симфонического оркестра и восьми голосов, Кш. Пендерецкий Kosmogonia для солистов, хора и оркестра). Это и сфера инструментальной музыки: сольные опусы (Н. Корндорф Пассакалия и А. Кнайфель Psalm 51 для виолончели соло, Б. Фёрнихоу Unity Capsule для флейты соло, С. Губайдулина Концерт для фагота и низких струнных), различные ансамбли (Дж. Крам An idyll for the misbegotten для приготовленной флейты и трёх ударников, Ф Караев. A Crumb of Music for George Crumb для инструментального ансамбля, струнные квартеты К. Саариахо Nymphea и Л. Ноно Fragmente – Stille – An Diotima, В. Тарнопольский Отзвуки ушедшего дня для кларнета, виолончели и фортепиано), оркестровые сочинения (С. Слонимский Симфонии No 10 Круги ада, О. Викторова Lux Aeterna). Значительный пласт представлен так называемой технической музыкой (магнитофонной, электронной), примером чему I am seating in the room Э. Люсье, Visage Л. Берио, Symphonie pour un homme seul П. Анри и П. Шеффера, Artikulation Д. Лигети, Gesang der Jünglinge К. Штокхаузена, Acustica М. Кагеля, Come Out С. Райха. Эта также экспериментальная музыка с элементом театрализации (Sur scène М. Кагеля, Aventures Д. Лигети, Music walk Дж. Кейджа). Таким образом, исполнительский состав не является конституирующим критерием для выявления самих новых форм взаимодействия вербального / голосового и музыкального начал.
Вместе с тем отмечается, что исполнительские возможности, владение техническими приёмами современной вокальной музыки, а также готовность инструменталистов, дирижёров быть вовлечёнными в эксперименты композиторов являются исключительно важным
аспектом для развития данного направления музыкального творчества. В свою очередь, нередко именно индивидуальные, уникальные возможности исполнителей вдохновляли композиторов на использование в своих композициях новых форм взаимодействия музыки и «слова».
Третья глава – «Методология анализа авангардных решений в области взаимодействий музыки и “слова”. Аналитические этю- ды» – строится как ряд аналитических очерков, предваряемых общими замечаниями о специфике анализа изучаемой в диссертации музыки.
Вполне очевидно, что музыка исследуемого направления требу- ет особых аналитических подходов. При общей, уже зарекомендовав- шей себя, базе традиционного анализа музыкального произведения в целостности его содержательных и формальных сторон, где уделяется внимание всем составляющим художественного синтеза «взаимодей- ствующей музыки» (по терминологии О.В. Соколова), анализ сочине- ний с нетрадиционными формами синтеза музыки и «слова» имеет определённую специфику.
Во-первых, при исследовании таких сочинений необходимо выяснить, в каком качестве «слово» выступает в произведении, в каком виде используется «словесный» или речевой / голосовой материал, а также как он преобразован, «препарирован» композитором. Во-вторых, следует определить, как «слово» взаимодействует с музыкальным началом и какая композиторская техника при этом применяется. В соответствии с данными основными аспектами в диссертации предлагается рабочий вариант метода анализа произведений изучаемого направления. Выводами такого анализа становится выявление смыслового, содержательного значения используемых форм взаимодействия вербального и музыкального начал в конкретном сочинении: как нетрадиционный материал «слова» работает на замысел музыкального произведения, почему композитор обращается именно к такому средству. Важным является и определение вида новационного взаимодействия «слова» и музыки, согласно предложенной во Второй главе типологии.
Подчёркивается, что предложенный план анализа не является 20

жёстким алгоритмом, – это, скорее, перечень тех моментов, которые следует иметь в виду при исследовании музыкального опуса. На сего- дняшний день, когда новаторские формы взаимодействия «слова» и музыки становятся, по сути, привычными для творчества современных композиторов, вопрос специального изучения данных явлений (в том числе и в учебном процессе) представляется весьма актуальным. Ис- полнение современной вокальной музыки также подразумевает уме- ние анализировать подобные опусы и разнообразные формы работы композиторов с материей слова, различными звучаниями голоса при решении творческих задач исполнителя.
Следующие далее аналитические очерки опираются, с одной стороны, на предпринятое исследование избранной проблематики, а с другой стороны, представляют собой её проекцию в практическую область анализа музыки. Для изучения избраны три сочинения, кото- рые принадлежат разным жанрам и разным периодам современной композиторской практики, в том или ином аспекте отражают её харак- терные тенденции. И каждое из сочинений, что важно для настоящего исследования, демонстрирует свой подход к «словесно»- музыкальному синтезу. Анализ конкретных произведений помогает полнее раскрыть содержание выявленных в исследовании новых форм взаимодействия вербально-речевого и музыкального начал, а соответ- ственно, и замысла данного опуса.
3.1. Новаторские формы взаимодействия музыки и «слова» в старинном жанре пассионов: «Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого для солистов, чтеца, трёх смешанных хоров, хора мальчиков и оркестра (1965). В сочинении Пендерецкого отразилась одна из тенденций XX века – возрастающая роль тембрики в звуковой организации и выразительности. Композитор распространяет эту тен- денцию и на вербальный материал. При работе с ним часто использу- ется принцип «разложения» общего звукового образа на части. Слоги текста могут быть распределены в партитуре таким образом, что в од- новременности звучат разные составляющие одного слова, и это уси- ливает сонорный характер. Используется декламация хора без точной высотной фиксации звуков. Хор, как turbae (толпа), выступает также
со звукоизобразительными функциями в сюжетных сценах (бичева- ния, глумления над Иисусом). Хоровая сонорика, кроме того, по мыс- ли автора, воссоздаёт звуковую атмосферу службы в католическом храме. В монументальном сочинении Пендерецкого средства совре- менной композиторской техники, нетрадиционные формы взаимодей- ствия музыки и «слова», новаторская работа с человеческим голосом используются в рамках старинного жанра пассионов, и всё произведе- ние представляет собой сложнейший синтез элементов настоящего и прошлого музыкального искусства. Это относится и к вокальной сторо- не композиции. Сонористика сочетается здесь с алеаторическими эпи- зодами, серийно-конструктивистские и атональные фрагменты – с мо- дальными и тональными, интонационно яркие традиционные вокальные эпизоды – с эмоциональной выразительностью новаторских форм хоро- вого письма. Всё это определяет неповторимое своеобразие хоровой партитуры в произведении Пендерецкого, оказавшее большое влияние на его современников и композиторов последующего поколения.
3.2. Слово, музыка и жест в фортепианном опусе «Волокос» Ивана Соколова (1988). Этот опус стал первым авангардным сочине- нием композитора, открывшим экспериментальный период его твор- чества. В оригинальной по замыслу и воплощению фортепианной пье- се отражается целый ряд актуальных для музыкального искусства конца ХХ века тенденций – поисков и открытий в сфере нетрадицион- ного взаимодействия музыки, слова, жеста, движения, акционизма, сочетания вербальных и невербальных компонентов партитуры. В са- мом названии этого сочинения заложена зеркально прочитанная фа- милия автора, а прокомментированный (сочинённый) композитором процесс исполнения включает различные поведенческие акции с це- лью выявления разных точек зрения на «предмет». Поэтому в трёх разделах фортепианной пьесы слово, музыка и жест оказываются оди- наково значимыми для раскрытия замысла. По словам самого компо- зитора, он изобрёл своеобразный жанр литературно-музыкальной лек- ции, в котором «слово» предстает в двух качествах: произносимое (как средство передачи конкретной информации) и непроизносимое, за- шифрованное в музыке (как инструмент специфического оформления
22

музыкального материала). Задача сделать слушательское восприятие более адекватным авторскому замыслу побудила композитора под- черкнуть присутствующую в музыке внутреннюю персонификацию (синтаксических единиц, тем) и заложенную в произносимом вербаль- ном тексте идею визуально, движениями исполнителя, что привносит элемент театрализации. Композиторские поиски новых возможностей взаимодействия жеста и звука, «слова» и музыки не утратили своей актуальности и сегодня, а это, в свою очередь, открывает новые пер- спективы для исследований.
3.3. Новые формы композиторской работы со «словом» в хо- ровом цикле «Homo cantans» Ольги Викторовой для тенора, бари- тона и мужского хора a cappella (2002). Это сочинение, представляя большой интерес в плане новаторского подхода к созданию вокально- го опуса, демонстрирует один из возможных вариантов нетрадицион- ного решения вопроса о взаимодействии «слова» и музыки. Компози- тор начинает с сотворения самого словесного текста, а её подход в обозначенной сфере «музыка и слово» можно считать одним из самых оригинальных. Текстовая основа цикла охватывает широкий круг пе- сен различных жанров (духовный стих, былина, протяжная, колыбель- ная и другие) из ряда регионов России, но они лингвистически обоб- щаются на уровне фонизма до «слова универсального, продиктованного чувством общего генетического родства» (по харак- теристике автора). Музыкальная сторона народных песен при этом остаётся практически неизменной, но композиторская её обработка создаёт новую «подтекстовку» звучания, размыкая конкретно- жанровые границы песен. Словесный текст «Homo cantans» Викторова называет «сонористическим». Однако в нём есть ориентир – компози- тор апеллирует к лингвистическим ассоциациям на основе обобщаю- щего «образа» латыни и ряда европейских языков: итальянского, нор- вежского, эстонского, а также русского. Содержание словесного текста в данном случае не так важно для раскрытия замысла произве- дения – на первый план выходит смысл лингвистических ассоциаций. Благодаря фонетическому чутью и тонкости композиторского слуха достигается универсализация текста, которая способствует интуитив-
ному восприятию слушателем чужого языка. Своеобразным эсперан- то, обобщённым языком становится и преобразованный композитором напев, заимствованный из сокровищницы конкретной музыкальной культуры.
Воспользовавшись типологией, предложенной в конце Второй главы, констатируется следующее. В опусе Кш. Пендерецкого преоб- ладают первый, третий и пятый из названных типов: композитор ис- пользует различные звучания голоса вне произнесения связного текста как средство психоэмоционального выражения и звукоподражания, разнообразные проявления голоса как источник новой тембрики, а также «распредмеченное» слово как носитель некого звукового мате- риала и «сверхплотные» вербальные структуры. Все эти формы «сло- весно»-музыкального синтеза выдвигают на первый план фонизм са- мого звучания и связаны с сонористической техникой в контексте общей композиции.
Закодированное озвучивание слова путем перевода по принципу «буква = звук» (седьмой тип) становится основой фортепианного со- чинения Соколова. Композитор использует при этом элементы инст- рументального театра, в рамках которого слово предстаёт также в ка- честве произносимого и изображаемого.
В сочинении О. Викторовой обнаруживается оригинальное про- явление четвёртого из обозначенных типов: конструирование вербаль- ного материала на основе заданного логического принципа.
В Заключении подводятся итоги проведённого исследования и намечаются дальнейшие перспективы изучения заявленной темы.
Диссертационное исследование было посвящено, прежде всего, постановке темы, уточнению связанной с ней проблематики и терми- нологической базы, а также общей характеристике той ситуации, ко- торая сложилась в современном музыкознании по отношению к но- вым, нетрадиционным формам работы композиторов со словесным и голосовым материалом, выявлению основных направлений изучения данной области.
Эксперименты и поиск нетрадиционных видов соотношения му- зыкального и вербального компонентов продолжаются и в наши дни,
24

что открывает новые горизонты для дальнейших исследований. С од- ной стороны, они могут стать продолжением того, что сделано в дис- сертации: уточнение терминологии, укрепление теоретической и ме- тодологической базы и, наконец, расширение самого круга произведений композиторского творчества, анализ ряда новых опусов. С другой стороны, новые научные изыскания могут развивать те на- правления, которые были лишь упомянуты в данной работе. Из наибо- лее плодотворных представляется обнаружение и сравнительное изу- чение параллелей в музыке прошлых веков, поскольку новые формы взаимодействий музыки и «слова» зачастую имеют свои исторические прообразы. Среди них: сонорно-лингвистический фонизм политексто- вых и полиязычных мотетов Средних веков; акустические эффекты звучания при пении в храме; мысленное «озвучивание» канонического текста церковного хорала при его инструментальном исполнении (на- пример, в средневековой missa alternatim); звукоподражательность в ренессансных мадригалах и более поздних вокальных произведениях, в народном творчестве (вплоть до приёмов корпоромузыки); и пение- говорение в некоторых видах речитации в области церковных и свет- ских жанров – как прототип Sprechgesang и Sprechstimme; поиски ре- чевой интонации в творчестве А. Даргомыжского, М. Мусоргского и других композиторов; использование внесловесных слогов в церков- ном и светском пении, скэт в джазе; эзотерика и криптография ста- ринной музыки, монограммы и «сфинксы»; различные аспекты про- граммности в музыке и т.д. Некоторые из данных параллелей упоминались в работе в связи с конкретными произведениями.
Эксперименты композиторов со словом (звучащим и незвуча- щим), голосовыми возможностями, поиски новых принципов «словес- но»-музыкального синтеза, так ярко проявившиеся во второй половине XX века, сформировали, по сути, одно из значимых направлений му- зыкальной практики и текущего XXI столетия. Это должно вдохно- вить современное музыкознание на дальнейшие масштабные исследо- вания новаций этого направления композиторского творчества и углублённую теоретическую разработку данной проблематики на но- вом этапе.

Проблема соотношения слова и музыки – в вокальном творчестве и за его пределами – является одним из важнейших предметов исследовательского интереса теоретиков музыкального искусства, а также объектом пристального внимания композиторов. Каждая эпоха демонстрирует собственные возможности данного союза, неизменно порождая и новые ракурсы его изучения.
Однако в данной работе речь пойдёт не именно о вокальной музыке, и не о тех принципах соотношения музыки и слова, которые сложились в традиционных вокальных сочинениях, – внимание будет направлено, в целом, на новые, нетрадиционные формы взаимодействия вербального и музыкального начал, а также на новые подходы в использовании человеческого голоса в композиторском произведении.
Необходимым, в таком случае, становится пояснение того, что имеется в виду под определением «нетрадиционные формы» взаимодействия слова и музыки, и, соответственно, какие принципы соотношения музыкального и словесного начал понимаются в данной работе под «традиционными». Требует объяснения и появление кавычек, в которые поставлена формулировка «музыка и слово» в названии работы.
«Музыка и слово» – одна из константных тем музыковедческих исследований. И чаще всего она связана с вокальными произведениями1. В подобном ракурсе эта тема в своё время получила всестороннее освещение в ставшем уже классическом труде В.А. Васиной-Гроссман со знаковым в этом отношении названием: «Музыка и поэтическое слово» [21, 22], а также в ряде других исследовательских и учебно-методических работ.
1 Лишь иногда речь может идти о феномене программной музыки, который в настоящей работе не затрагивается.
3
Объективно сложилось так, что музыковедческая литература, исследующая проблему «музыка и слово» в теоретическом плане, сосредоточена, в основном, на вокальных произведениях конца ХVIII–XIX веков. Сама формулировка «слово и музыка» («музыка и слово»), наиболее распространенная для названий работ, посвящённых теоретическому осмыслению специфики вокальных форм [см. напр. 1, 21, 22, 113, 123, 130, 132, 136, 145, 152]2, свидетельствует о том, что вокальная музыка понимается исследователями как взаимодействие двух самостоятельных искусств. Действительно, объединение музыки и поэзии в вокальном произведении ХIХ века – союз вполне независимых партнеров. Музыка, выработав на протяжении Ренессанса и Барокко имманентные средства формообразования и уже не нуждаясь в скрепляющей конструктивно- семантической функции стиха или танца, чисто инструментальными средствами могла выразить определённый композиторский замысел. С другой стороны, музыка и слово в вокальных сочинениях ХIХ века оказывают друг на друга образное, интонационное и композиционное влияние. То есть два самостоятельных искусства – музыка и поэзия, – чтобы объединиться в вокальном сочинении, идут навстречу одно другому, обнаруживая различные варианты выразительно- конструктивного взаимодействия в каждом конкретном произведении и опираясь на выработанные эпохой (ставшие для неё традиционными) формы синтеза музыкального и вербального материала.
Подобное взаимодействие характерно, таким образом, не для всей истории музыки, и совершенно правомерно В.Н. Холопова называет это особым этапом – «собственно вокальной музыкой» (в отличие от предшествующих веков). «К собственно вокальным жанрам, – по её формулировке, – относятся, прежде всего, романсы, песни, вокальные
2См. также работы зарубежных авторов: Georgiades Th. Musik und Spreche. – Berlin – Göttengem – Heidelberg, 1954 [203]; «Music and Word»: сolloqium. – Brno, 1973 [213]; Stevens J. Word and Music. – London, 1986 [221].
4

ансамбли, хоры, отдельные оперные номера XIX века, те же жанры ХХ века, если они обладают идентичными средствами формообразования» [171, 9]. Из данного высказывания можно сделать вывод, что далеко не вся музыка ХХ века, связанная с вокалом, голосом, относится автором к разряду «собственно вокальной музыки».
Сходным образом за скобки рассмотрения выносится новейшая вокальная музыка и в перечисленных выше работах3: если в них и затрагиваются современные опусы, то только те, которые продолжают традицию, сложившуюся в вокальных сочинениях конца XVIII–XIX веков. Данные труды посвящены разработке известного круга тем, определяемого самим принципом взаимодействия музыкального и словесного начал в классико-романтических сочинениях.
В историческом аспекте соотношение музыки и слова было различным. На сегодняшний день, по инициативе Ю.Н.Холопова, вокальные формы европейского Средневековья и Возрождения, связанные с культовыми жанрами этих эпох (григорианский и протестантский хорал, знаменный распев) и со светским песенным творчеством, принято называть тексто-музыкальными (или музыкально-текстовыми) формами [165, 882]. В отличие от них, формы, сложившиеся в музыке Барокко, В.Н. Холопова обозначает как «инструментально-вокальные» [171, 9]. Эти два исторических типа вокальной музыки опираются на иные принципы соотношения музыкального и вербального начал, нежели вокальные формы классико-романтической эпохи.
Таким образом, по отношению к взаимодействию слова и музыки
3К которым можно добавить учебно-методическую литературу по соответствующей учебной дисциплине: «Анализ вокальных произведений» под ред.О. Козловского [2]; «Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений» И. Лаврентьевой [75]; третья и пятнадцатая главы учебника «Строение музыкальных произведений» Л.А.Мазеля [82]; главы, посвященные вокальной музыке, в учебниках «Анализ музыкальных произведений» С.С.Скребкова [143] и «Музыкальная форма» под ред.Ю.Н. Тюлина [98].
5

выражение «традиционные формы» может трактоваться неоднозначно.
Например, как обозначение форм, традиционных для музыкального искусства в определённый исторический период (традиции средневековой, ренессансной, барочной и т.д. музыки), либо когда речь идёт о фольклорной традиции. В данной работе выражение «традиционные формы» взаимодействия словесного и музыкального начал понимается в ориентации на традиции, сложившиеся в музыке классико-романтического периода. При этом надо отдавать себе отчёт, что эти «традиционные формы» сформулированы теорией, изучающей вокальную музыку, в основном, как уже было сказано, на материале ХIХ века, поэтому они связаны с традиционными же аспектами в изучении данного материала. Среди последних: исследование связи музыкальной и речевой интонации, жанровых речевых прообразов вокальной мелодики, взаимодействия ритма стиха (или прозы) и музыкального ритма, соотношения поэтического (прозаического) и музыкального синтаксиса, поэтической (прозаической) и музыкальной композиции, соответствия музыкальных образов характеру и образам вербального текста и т. д.
Следовательно, новые, нетрадиционные формы взаимодействия музыки и слова – это те, что не соответствуют традиции, сложившейся в вокальной музыке конца XVIII–XIX веков. А также те, что являются новаторскими по отношению к проблемам, которые традиционно исследуются теоретиками «собственно вокальной музыки». В современном композиторском творчестве указанная проблема приобретает новые аспекты, концепт «музыка и слово» значительно расширяется. Речь идёт о новых видах взаимодействия вербального и музыкального начал, возникающих на пути от слова к музыке, либо от музыки к слову. Во второй половине XX века стало ясно, что традиционный подход к изучению вокальных сочинений и самой проблемы «музыка и слово» не может охватить всех тех новаторских явлений, экспериментов, которые представлены в творчестве современных композиторов.
Пояснения требуют также кавычки, в которые зачастую заключено понятие «слово» в данной работе. Обычно под словом подразумевается поэтический (реже – прозаический) текст вокального произведения4. С другой стороны, в качестве слова могут выступать программный заголовок, ремарки, комментарии композитора и т.п., выполняя определённые функции в произведении, которое может вовсе не относиться к роду вокальной музыки.
В современном композиторском творчестве интересующая нас проблема приобретает новые аспекты, само понятие «музыка и слово» значительно расширяется. В некоторых композициях новейшего периода «словом», помимо собственно стихов или прозы, может являться такой текст, который не состоит из связных слов, или такой, который в процессе озвучания расчленяется на элементы, компоненты, они переструктурируются, соединяются, контрапунктируют, комбинируются по вертикали и горизонтали. То есть это может быть текст, состоящий из междометий, отдельных фонем, или даже непроизносимых слов. А также – предполагающий различные словесные и внесловесные проявления человеческого голоса: крик, смех, плач, мычание, рычание, кашель, стоны, свист, вздохи и другие звуки5.
4 Этим, по-видимому, обусловлено то, что, как правило, за скобки в исследованиях вокальных форм выносится жанр вокализа: в нём отсутствует словесный текст. Однако элементы языка (слоги, фонемы) играют определённую роль в структуре вокализа. Этому посвящена работа А.Н. Гусевой. Исследователь выявляет функции внесловесных слогов в синтаксической и смысловой организации мелодики вокализа: «Художественный результат рождается на “перекрестке” их значений с музыкальной интонацией. Посредством звуковой формы фонем и морфем в вокализах реализуется фоническая функция и создаются особые эмоциональные состояния. При этом тембровые характеристики вокализации выдвигаются на передний план, сближая её с инструментальными» [36, 12].
5 Таким образом, в современной музыкальной культуре происходит практическая модификация понятия «вокальной музыки» как музыки, «предназначенной для пения» – если ориентироваться на определение, которое предлагает, например, Музыкальная энциклопедия [26, 829].
7

Обозначить все эти явления каким-либо одним понятием представляется затруднительным в силу их разнородности. В этом – объяснение кавычек, в которые может ставиться понятие «слово» в данной работе: этими кавычками подчёркивается некая метафоричность и расширительное употребление понятия «слово» – под ним в таких случаях подразумевается произносимый текст (вербальный, слоговый, фонетический) и непроизносимый, а также словесные и внесловесные проявления человеческого голоса.
Попутно заметим, что отмеченные явления неизбежно способствуют расширительному пониманию того, что называется сегодня «вокальная музыка», но они также выводят настоящее исследование в смежные области композиции и даже к музыке чисто инструментальной.
Уместным представляется заметить, что понятие «слово» не является вполне определённым и в языкознании, поскольку включает в себя совершенно разнородные аспекты: звуковой, смысловой, грамматический, графический и т.д. Кроме того, в самом языке имеется немало промежуточных и синкретических явлений. Так, существуют различного рода частицы, междометия, которые не вписываются в классическую дефиницию слова6. Междометию7, с присущими ему приматом экспрессивного плана выражения, интонационным варьированием и «семантически диффузными функциями» [77, 290], отдельные ученые вообще отказывают в статусе слова. И, напротив, некоторые современные концепции характеризуются расширительным пониманием слова – его
6 Приведём определение, данное в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка. Характерные признаки слова – цельность, выделимость и свободная воспроизводимость в речи» [77, 464].
7Определение в том же Словаре: «Междометия – класс неизменяемых слов, служащих для нерасчленённого выражения эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность» [77, 290].
8

будет придерживаться и данная работа.
Формулировка (устойчивая синтагма) «музыка и слово» в названии
диссертации указывает на определённую, хотя и несколько опосредованную, «генетическую» связь с упомянутым привычным исследовательским направлением: изучение вокальной музыки (она в центре внимания) с точки зрения синтеза музыкального и вербального начал. В конце ХХ – начале ХХI века перед данным направлением открываются новые пространства, соответственно требующие и новых стратегий научного освоения. Однако, масштабы и уровень изучения современной теорией этих «новых пространств», в таком разнообразии генерируемых новейшим музыкальным искусством, несопоставимы ни с самой композиторской практикой, ни со степенью разработки проблематики вокальной музыки классико-романтической традиции. И этим, прежде всего, обусловлена актуальность данного исследования.
Современные вокальные опусы, а также инструментальные композиции второй половины XX – начала XXI веков, в которых используются новые формы взаимодействия музыки и «слова», стали объектом исследования в данной работе.
Предметом исследования являются собственно новые, нетрадиционные формы взаимодействия музыки и «слова» в современных композиторских опусах.
Соответственно, цель настоящей работы: на основе изучения самого феномена новых форм «словесно»-музыкального синтеза представить в систематизированном виде проявления этих форм в современном творчестве (произведениях второй половины XX – начала XXI веков) и выявить особенности подхода в анализе этих произведений.
На пути достижения указанной цели выстраивается ряд задач:
1. Определение степени изученности заявленной проблематики в
современном музыкознании. 2. Уточнение и корректировка терминологии – в частности, такого понятия как слово в отношении современной вокальной музыки, а также обозначения внесловесных проявлений голоса в некоторых авангардных произведениях.
3. Выявление особенностей самого феномена нового словесно- музыкального синтеза.
4. Систематизация новых форм взаимодействия музыки и «слова», выявление на основе обзора музыкального материала критерия для такой систематики.
5. Формирование новых подходов в анализе музыки исследуемого направления.
6. Апробация разработанной типологии и выявленных подходов в практическом анализе ряда современных опусов.
Методология исследования. Для разработки типологии новых форм
взаимодействия музыки и «слова» используется системный метод. Для исследования конкретных опусов, представленных как в общей панораме разных типов соотношения музыкального и вербального / голосового начал (Вторая глава), так и в аналитических очерках (Третья глава), используется метод комплексного анализа. Исторический подход занимает важное место в исследовании, поскольку новые формы синтеза музыки и «слова» изучаются в контексте исторического развития вокальной музыки, а также вписаны в процесс модернизации на протяжении различных эпох соотношений музыкального и вербального начал.
Музыкальным материалом для изучения в данной работе послужили опусы, в которых взаимодействие вербального и музыкального
О. Викторовой, В. Гаврилина, Ф. Гласса, Ф. Караева, Дж. Кейджа, А. Кнайфеля, Д. Лигети, А. Люсье, В. Лютославского,
начал проявляется весьма разнообразно: сочинения
Л. Берио, М. Кагеля, Дж. Крама, Л. Ноно, К. Пендерецкого,
С. Губайдулиной, Н. Корндорфа, С. Райха, Ф. Ржевски, К. Саариахо, С. Слонимского, И. Соколова, Я. Судзиловский, В. Тарнопольского, Б. Фернихоу, К. Штокхаузена, Р. Щедрина и других – то есть зарубежная и отечественная музыка второй половины ХХ – начала ХХI веков. В целом музыкальный материал представлен более чем 70 произведениями. Принцип отбора музыкальных сочинений для исследования обусловлен задачей представить наиболее широкую панораму не столько собственно произведений, сколько самих новационных форм соотношения музыкального и вербального / голосового начал в творчестве современных композиторов, отечественных и зарубежных. С одной стороны, каждый упомянутый опус уникален, с другой – содержит наиболее яркие характеристики одного из выделенных в работе (Вторая глава) типов нетрадиционного соотношения музыки и «слова». При этом важно было продемонстрировать разнообразные композиторские техники и приёмы, используемые авторами, а также разные исполнительские составы.
Источники исследования определялись главными направлениями работы. Основными стали:
 музыковедческая литература, затрагивающая новые ракурсы изучения проблемы «музыка и слово», работы нового поколения учёных, исследующих отдельные аспекты обозначенной проблематики (такие как труды В.О. Петрова, Н.А. Хрущёвой, А.В. Никулиной, А.С. Рыжинского);
 интервью упоминаемых композиторов, их авторские пояснения и комментарии, в том числе полученные при личном общении;
 исследования на русском и иностранных языках, связанные с творчеством тех композиторов второй половины XX – начала XXI веков, чьи произведения изучаются в диссертации;
 научная литература на русском и иностранных языках, касающаяся затронутых в диссертации тенденций современной культуры и музыки в целом, а также профильные справочно-энциклопедические издания. Научная новизна работы определяется, прежде всего, тем, что это первое исследование, посвящённое задаче выявить и представить как можно более широкую панораму новых форм взаимодействия музыки и «слова». В рамках диссертации разработана систематика (типология) этих форм, созданная на основе изучения музыкального материала, а также предложена корректировка методики анализа в отношении тех вокальных
сочинений современности, в которых данные формы реализуются. Теоретическая значимость проведённого исследования видится в том, что полученные в ходе научной работы положения и выводы вносят существенный вклад в разработку проблемы «слово и музыка» в современном музыкознании, открывают новые перспективы для изучения данной проблематики, вовлекая сюда и материалы новейшей музыки. Восполняя разработку научной проблематики, связанной с тенденциями в области современной техники использования «слова» в музыкальном искусстве и охватывающей связанный с этим комплекс музыкально- исторических, теоретических, эстетических и художественных явлений, предпринятое исследование может быть полезно при дальнейшей разработке темы – в новых её аспектах или на новом материале. Выработаны подходы и методы, которые могут быть применены в
типологически сходных исследованиях.
Практическая значимость исследования. Материалы работы могут
быть задействованы в вузовских образовательных курсах истории современной музыки (отечественной и зарубежной), рекомендованы студентам, аспирантам и преподавателям, а также музыкантам, специализирующимся на исполнении современной музыки. Использованная в работе методика анализа новаторских, экспериментальных вокальных сочинений второй половины XX – начала XXI веков и систематизация видов нетрадиционных взаимодействий музыки и «слова» могут внести определённое обновление в учебный курс Анализ музыкальных произведений / Музыкальная форма.
Степень достоверности и апробация работы. Достоверность исследования обусловлена опорой на фундаментальные музыковедческие труды, апробированные методы исследования, оригинальные нотные тексты, а также собственные высказывания композиторов.
Основные положения работы отражены в статьях автора, в том числе трёх публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ, а также в конкурсной работе на тему «К проблеме нетрадиционных форм взаимодействия “слова и музыки” в творчестве композиторов второй половины ХХ – начала ХХI веков: опыт систематизации», получившей диплом на XXIV Международном конкурсе научно-исследовательских работ в области музыкального искусства (Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, 2014). Результаты исследования прошли апробацию также в выступлениях на трёх научных конференциях (в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, Екатеринбург и в Российской государственной специализированной академии искусств, Москва), в регулярных обсуждениях результатов исследования на заседаниях кафедры теории музыки Уральской консерватории.
Обозначенные выше цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы и Нотного приложения. В Списке литературы 228 позиций, в том числе 38 на иностранных языках.
Первая глава посвящена обзору литературы и изучению того, насколько и в каких направлениях разработана проблема новых, нетрадиционных форм взаимодействия слова и музыки в современном музыкознании.
Вторая глава обращена непосредственно к композиторскому 13

творчеству XX – начала XXI веков. Основной задачей здесь становится выявление спектра приёмов, принципов, форм взаимодействия вербального и музыкального начал. На основе обзора как самой музыки, так и размышлений композиторов и музыковедов предлагается типология новых форм взаимодействия музыки и «слова».
Третья глава строится как ряд аналитических этюдов, предваряемых общими замечаниями о специфике анализа изучаемой в диссертации музыки. Размещённые в главе аналитические очерки опираются, с одной стороны, на предпринятое исследование избранной проблематики, а с другой стороны, представляют собой её проекцию в практическую область анализа музыки. Для изучения избраны три сочинения: «Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого (1965), «Волокос» Ивана Соколова (1988), «Homo cantans» Ольги Викторовой (2002). Это произведения, принадлежащие разным жанрам и разным периодам современной композиторской практики, в том или ином аспекте отражающие её характерные тенденции. И каждое из сочинений, что важно для настоящего исследования, демонстрирует свой подход к «словесно»- музыкальному синтезу. Анализ конкретных произведений помогает полнее раскрыть содержание выявленных в исследовании новых форм взаимодействия вербально-речевого и музыкального начал, а соответственно, и замысла данного опуса.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    Слово, музыка и жест в фортепианном опусе «Волокос» Ивана Соколова
    Оpera musicologica. 2– Т. – No – С. 25-Мельникова Е.В., Коробова А.Г. Новые формы композиторской работы со словом в хоровом цикле "Homo cantans” Ольги Викто- ровой // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова. – 2020, No 3 (31). – С. 52
    Новые виды взаимодействия музыки и «слова» в современном вокальном творчестве: к вопросу изучения в курсе «Анализ музыкальных произведений
    Музыкальная фор- ма») // Художественное образование и наука. – М.: РГСАИ, 2021, No 3 (28). – С. 28
    Проблема «слово и музыка» в современном музыкальном искусстве и музыковедении (к 25-летию со дня смерти А.В. Михайлова)
    Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. Екатеринбург: Урал. гос. кон- серватория им. М.П. Мусоргского. 2Вып. No 4 (23). – С. 25- Мельникова Е.В. «Слово и музыка»: к проблеме нетрадиционных 26форм взаимодействия в творчестве композиторов второй полови- ны XX – начала XXI веков // По материалам защит дипломных работ студентов историко-теоретического отделения Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского: Вы- пуск[и] 2011–2015 годов / ред.-сост. А.Г.Коробова. Екатерин- бург: Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2– С. 214
    Нетрадиционные формы синтеза слова и музыки в композиции XX века
    Наука об искусстве: XXI век: материалы научно-практической конференции (22–23 марта 2004 года). Ека- теринбург: Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2– С. 73

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»