Музыка в концентрационном лагере Терезиенштадт

Федусова Алина Алексеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. Музыкальная жизнь в концентрационном лагере Терезиенштадт
1.1 Музыка в Австрии и Германии 1930–1940-х годов. Феномен музыки концентрационных лагерей
1.2. Терезиенштадт. История и функциональное назначение
1.3. Отдел досуга: организация концертной деятельности
1.4. Музыкальная критика в концлагере Терезиенштадт
1.5 Композиторское творчество в Терезиенштадте
Глава 2. Самоуглубление и уход в жанры «чистой» музыки
2.1 Жанр фортепианной сонаты в творчестве терезиенштадтских композиторов
2.1.1. Терезинштадтский сонатный триптих В. Ульмана
2.1.2. Стилевой нигилизм Фортепианной сонаты Г. Кляйна
2.2 Музыка в кругу единомышленников: сочинения для струнных инструментов
2.2.1. Третий струнный квартет В. Ульмана
2.2.2. Этюд для струнного оркестра П. Хааса: к вопросу стиля
2.2.3 Произведения для струнного трио Г. Красы
2.2.4. Трио для скрипки, альта и виолончели Г. Кляйна
2.2.5. Еврейские традиции в Двух хасидских танцах З. Шуля
Глава 3. Оперы Терезиенштадта: поэтика скрытых смыслов
3.1. Множественность смыслов в произведениях для музыкального театра
3.2. «Император Атлантиды или Смерть отрекается» В. Ульмана
3.2.1. Либретто оперы. Аспекты содержания
3.2.2. Жанровые традиции
3.2.3. Драматургия сочинения
3.2.4. Стилевой диалог в опере
3.3. «Брундибар». Опера для детей Г. Красы
3.3.1. История создания и содержание оперы «Брундибар»
2
3.3.2. Лейтмотивная система в опере «Брундибар»
3.3.3. Жанровые особенности оперы «Брундибар» Г. Красы
3.3.4. Этические проблемы исследования оперы «Брундибар»
Глава 4. Образный мир вокальной музыки Терезиенштадта
4.1. Топосы любви и смерти в мелодраме В. Ульмана «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке»
4.2. «Дом — там, там далеко»: песни на слова китайских поэтов П. Хааса
4.3. Еврейские песни в творчестве композиторов Терезиенштадта
Заключение
Список литературы
Приложения
Приложение 1: Тексты. Судьбы композиторов в Терезинском гетто
1.1 Виктор Ульман
1.2 Ганс Краса
1.3 Гидеон Кляйн
1.4 Павел Хаас
1.5. Зигмунд Шуль: пятый из «Терезиенштадтской четверки»
Приложение 2: Схема. Организация Имперской музыкальной палаты
Приложение 3: Хронограф. Музыкальная жизнь Терезиенштадта 1941–1945
Приложение 4: Таблицы.
4.1. Музыканты концентрационного лагеря Терезиенштадт в «Заметках» В. Ульмана
4.2. Синопсис оперы «Император Атлантиды»
4.3. Сравнение текстов «Лунного Пьеро» А. Шенберга и номеров Пьеро из оперы «Император Атлантиды» В. Ульмана
4.4. Текст Ф. Брауна «Прощание Тантала» и текст П. Кина в Прощальной Арии Императора
4.5. Лейтмотивная система и жанровые связи в опере «Брундибар»
3

4.6. Текст Четырех песен на слова китайских поэтов П. Хааса в чешской (с учетом авторских повторений), английской и русской версии
Приложение 5: Иллюстрация. Декорации «Брундибара». Эскиз Рут Гутманновой (1930–1944).
Приложение 6: Рисунки (нотные примеры)
6.1. Камерно-инструментальные сочинения терезиенштадтских композиторов
6.2. Опера В. Ульмана «Император Атлантиды»
6.3. Опера Г. Красы «Брундибар»
6.4. Мелодрама «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» В. Ульмана
6.5.Четыре песни на слова китайских поэтов П. Хааса
6.6. Еврейские песни терезиенштадтских композиторов

Во Введении обоснованы актуальность темы и ее науч-
ная новизна, выявлена степень изученности проблемы, определе-
ны цель и задачи, объект и предмет, методология исследования,
сформулированы теоретическая и практическая значимость ра-
боты.
Глава 1. Музыкальная жизнь
в концентрационном лагере Терезиенштадт
Для понимания сущности музыки концентрационных лаге-
рей, в п. 1.1. «Музыка в Австрии и Германии 1930–1940-х годов.
Феномен музыки концентрационных лагерей» потребовалось
обратиться к событиям предыстории 1933–1940 годов, когда нара-
щивалась мощь бесчеловечной машины национал-социализма. Дей-
ствия правящей партии были расчетливы. Создание специального
органа — Имперской палаты — позволило разделить музыкантов
на одобряемых и нежелательных. Одновременно формирование Ев-
рейской культурной ассоциации становилось прикрытием для этих
антигуманных действий. В конечном счете, постепенное снижение
доходов евреев привело к полному упразднению данной организа-
ции и изоляции еврейских музыкантов. Серьезным шагом на пути
к созданию концлагерей стала организованная в 1938 году выставка
«Дегенеративная музыка», свидетельствовавшая об открытой не-
примиримой враждебности.
Закономерен вопрос о фундаментальных основах государ-
ственной культурной политики Третьего рейха в сфере музыки.
Система отношений нацистской власти и музыкального искусства,
основанная на борьбе «арийской» и «дегенеративной» музыки, име-
ла корни в прошлом. Она унаследовала как значительно трансфор-
мированную ницшеанскую идею сверхчеловека, так и положения
«Государства» Платона, перенесенные в новую историческую ре-
альность. Основанный на идеализации прошлого феномен «истори-
ческой инверсии» (М. М. Бахтин) объясняет выбор консерваторов
в качестве музыкальной элиты, а также создание мифа о «золотом
веке» немецких композиторов.
К разряду «дегенеративной» музыки относилась атональная,
джазовая музыка, оперетта, а также модернистское искусство в це-
лом. Однако основным ее признаком все же оставалась принадлеж-
ность к еврейской нации.
Политические действия национал-социалистов в 1940-х го-
дах привели к формированию отнюдь не двух, но четырех «каст»
музыкантов: «арийские» музыканты; музыканты, ушедшие во «вну-
треннюю эмиграцию»; эмигрировавшие музыканты; музыканты,
жившие и работавшие в концентрационных лагерях.
В соответствии с направленностью на субъект музыка конц-
лагерей выполняла несколько функций, порой противоречащих
друг другу: коммуникативную функцию для заключенных (произве-
дения морально поддерживали узников концлагеря; создавали у них
ощущение общности); гедонистическую и идеологическую функ-
цию для членов СС (охранники развлекали себя как самой музыкой,
так и возможностью унизить с ее помощью заключенных; музыка
использовалась в пропаганде для доказательства достойной жизни
узников).
В п. 1.2 «Терезиенштадт. История и функциональное на-
значение» раскрывается сущность Терезиенштадта как «образцово-
го города для евреев». Статус этого концлагеря выделял его среди
других: в нем размещались преимущественно привилегированные
и пожилые евреи, многие из них были знаменитыми музыкантами,
режиссерами, художниками, писателями.
В п. 1.3 «Отдел досуга: организация концертной деятель-
ности» предпринимается попытка исторической реконструкции
событий, связанных с формированием концертной жизни в конц-
лагере. Руководство СС одобрило создание Отдела досуга, его воз-
главили наиболее талантливые и активные заключенные. Это объе-
динение имело собственную хорошо организованную структуру и
даже «внутреннюю цензуру» (Совет старейшин). Благодаря твор-
ческой инициативе руководителей Отдела досуга, уже к 1944 году
концертная деятельность в Терезиенштадте могла сравниться с
музыкальной жизнью небольшого города. Здесь исполнялись опе-
ры («Волшебная флейта» В. А. Моцарта; «Кармен» Ж. Бизе и др.),
камерные и симфонические произведения (В. Моцарта, Л. Бетхове-
на, Й. Брамса, Л. Яначека, Й. Сука), хоровые сочинения («Реквием»
Дж. Верди, «Илия» Ф. Мендельсона).
В концлагере существовала даже музыкальная критика, о
чем свидетельствуют 26 рецензий, написанных В. Ульманом, и не-
большая заметка Г. Кляйна. Аспекты их содержания раскрываются
в п. 1.4 «Музыкальная критика в концлагере Терезиенштадт».
Композиторское творчество, обозреваемое в п. 1.5 «Компози-
торское творчество в Терезиенштадте», также стало важнейшей
частью музыкальной жизни концлагеря. Кроме «терезиенштадт-
ской четверки» там писали музыку З. Шуль, С. Ямес, Т. Х. Мандл,
Р. Карел, К. Таубе.
Глава 2. Самоуглубление и уход в жанры
«чистой» музыки
Вторая глава посвящена камерно-инструментальным опусам,
в основном представленным фортепианными сонатами и струнны-
ми ансамблями.
Фортепианные произведения В. Ульмана и Г. Кляйна, рас-
смотренные в п. 2.1 «Жанр фортепианной сонаты в творчестве
терезиенштадтских композиторов», представляли собой «му-
зыкальные дневники». Но мировоззрение двух авторов, а также их
восприятие своей жизненной ситуации и своего окружения имели
коренные отличия. Если в трех ульмановских сонатах воплощается
ретроспективное отношение композитора к действительности, они
становятся хранилищем его воспоминаний об истинных художе-
ственных и человеческих ценностях, то соната Кляйна находится на
другом полюсе, предельно ярко воплощая эстетику ужасного.
Из четырех известных нам опусов была исполнена только Со-
ната № 6 В. Ульмана. Остальное (фортепианная соната Г. Кляйна,
Пятая и Седьмая сонаты В. Ульмана) написано «в стол». Очевидно,
такая музыка создавалась не для премьер: она успокаивала худо-
жественную совесть, становилась областью личного пространства,
где творец сохранял внутреннюю свободу. В то же время соната в
Терезиенштадте стала неким аналогом симфонии, ведь создание и
исполнение последней было невозможно в силу внешних обстоя-
тельств.
Три фортепианные сонаты В. Ульмана (№ 5, № 6 и № 7) об-
ладают глубоким интонационным родством, из-за чего могут рас-
сматриваться как триптих. На основе их анализа были выявлены
следующие черты стиля В. Ульмана:
– широкое использование цитат и аллюзий, а также самоцитат,
создающее стилевое многообразие его сочинений, полифонию
стилей;
– повторяемость и глубокая интонационная связь избираемых вы-
разительных средств, обусловливающие стилевое единство и не
позволяющие говорить об эклектичности или незрелости его
языка;
– свободное использование возможностей тональности и атональ-
ности, включая плавные переходы от одного к другому, или, на-
против, их резкие сопоставления друг с другом;
– разнообразие полифонических приемов, в особенности инвер-
сия, ритмическое увеличение и уменьшение, палиндром (рако-
ход), стретта и др.;
– в гармоническом языке выход за рамки классической мажо-
ро-минорной системы, включая большое количество квартовых
аккордов, а также аккордовые сопоставления на расстоянии ма-
лой секунды или тритона;
– тритон в качестве главного интервального зерна, нередко лежа-
щий в основе тематизма;
– игровое начало как характерная черта музыки В. Ульмана: от-
сюда его тяготение к контрастному сопоставлению, широкому
использованию острых штрихов, прихотливой ритмики, дис-
кретности композиции, стремление спрятать в своих сочинениях
тайные знаки, чтобы знающий слушатель обнаружил их.
Фортепианная соната Г. Кляйна близка к экспрессионизму, в
ней вообще не представлены инородные стилевые элементы. Поэ-
тому она кажется нетипичной и для всей музыки Терезиенштадта, и
для творчества самого Кляйна (в остальных его произведениях не-
редки отсылки и цитаты). Вероятно, отсутствие стилевого диалога
связано с художественной образностью данного произведения, где
доминирует воплощение исступления, ярости, насилия; от погру-
жения в эту бездну разрушительных чувств не должны отвлекать
игровые или коммуникативные моменты.
В ходе анализа нами были выявлены следующие черты стиля
Г. Кляйна:
– рельефность и броскость тематизма, нередко угловатость мело-
дического рисунка;
– повышенная экспрессия музыкального языка, преобладание дис-
сонансов;
– следование принципам свободной атональности;
– линеарность мышления, полифонизация письма, правда, не
столь явная как у Ульмана;
– радикализация языка при сохранении классической формы-жан-
ра.
В п. 2.2 «Музыка в кругу единомышленников: сочинения для
струнных инструментов» рассмотрены написанные терезиен-
штадтскими композиторами струнные ансамбли. Обращение имен-
но к этому инструментальному составу обусловлено сближением
композиторов с исполнителями-струнниками при заселении в Ма-
гдебургские казармы и налаженными дружескими связями, напря-
женным графиком духовиков, вовлеченных в джазовые коллективы,
а также интересом композиторов к исполнительским возможностям
струнных инструментов.
Третий струнный квартет В. Ульмана — квинтэссенция
«чистоты стиля», что в контексте его творчества представляется
неожиданным явлением. Основная тема первой части, одновремен-
но близкая музыке кабаре и жанру колыбельной, воплощает образ
утешения. В ходе развития обостряется ее конфликт с враждебным
материалом, она подвергается трансформациям и изменениям. В
финале происходит главное столкновение темы утешения, звуча-
щей гимнически, апофеозно, с жестким материалом рефрена, но
конфликт идеального мира и действительности оказывается для ге-
роя неразрешенным. Финал остается открытым.
Этюд для струнного оркестра П. Хааса близок традициям
национальной чешской школы (Л. Яначека, А. Дворжака), неофоль-
клоризму и неоклассицизму в духе Б. Бартока и И. Ф. Стравинского.
Эти влияния становятся основой собственного стиля композитора,
в котором мы отмечаем следующие черты:
– темы национального характера становятся «моделью», от эмо-
ционального содержания которой композитор дистанцируется;
– преобладает скерцозная и танцевальная образность, что отража-
ется и в особой роли ритма, и в причудливых движениях мелоди-
ческих линий;
– сложная метроритмическая организация становится одним из
главных принципов обновления музыкального материала;
– лады народной музыки (лидийский, дорийский) создают чеш-
ский национальный колорит и сочетаются с богатством хрома-
тизма в сопровождающих голосах;
– гармония не основана на классических тональных функциях, она
обусловлена, с одной стороны, модальным мышлением компози-
тора, а с другой — влиянием полифонических принципов;
– использование мелодико-ритмического ostinato в сопровожде-
нии объединяет музыкальный материал в единое целое, выпол-
няя структурирующую функцию;
– характерен отход от формы классического сонатно-симфониче-
ского цикла и возвращение к сюитному принципу с чертами кон-
центрической формы.
Цикл Пассакалия и фуга Г. Красы является его последним со-
чинением. Барочная форма, традиционно связанная с трагической
семантикой, сочетается с демократичным языком популярной му-
зыки тех времен и чешскими народными мотивами. Но беззабот-
ность этой музыки обманчива: основная тема пассакалии и фуги
обыгрывает в начале первые звуки средневековой секвенции Dies
irae, а появление в пассакалии ритмических фигур, напоминающих
движение поезда, приводит к постепенному истаиванию основной
темы. Это недвусмысленно намекает на судьбу героя, увезенного из
Терезиенштадта в неизвестность.
Трио для скрипки, альта и виолончели Г. Кляйна скрывает в
себе много символов. Американский исследователь М. Бекерман
называет эти скрытые знаки «посланиями в бутылке», предполагая,
что Г. Кляйн, возможно, знал или предчувствовал, что это будет его
последнее произведение. Обогащенное чешскими национальными
чертами, оно примыкает к неофольклорному направлению. Цен-
тральным разделом формы становятся вариации на тему моравской
песни «Tá kneždubská věž», символизирующей потерянную свободу.
Закономерно, что развитие приводит к ее жанровому перевоплоще-
нию в траурный марш в последней вариации. Третья часть — это
кладезь музыкальных аллюзий, в основном связанных с морталь-
ными образами, но все они скрыты и не всегда идентифицируются.
Два хасидских танца — одно из немногих сохранившихся
сочинений З. Шуля. Они в полной мере отражают значительное
влияние синагогальной музыки на его стиль. Типично использо-
вание интонации крехцн, еврейских ладов (mischeberach, изменен-
ный фрейгиш), приемов исполнения, характерных для клезмерской
музыки (glissando). Кроме того, в хасидском танце № 1 было обна-
ружено внутреннее сходство основных интонаций с тремя видами
трубления в шофар.
Глава 3. Оперы Терезиенштадта:
поэтика скрытых смыслов
Две терезинские оперы — «Брундибар» Г. Красы и «Импе-
ратор Атлантиды» В. Ульмана — воплощают картину мира Тере-
зиенштадта с помощью широкого использования эзопова языка.
Феномен тайнописи и иносказаний в музыке XX века рассмотрен
подробно в п. 3.1 «Множественность смыслов в произведениях
для музыкального театра» Конечно, эзопов язык имел место и
в инструментальных, и в вокальных сочинениях, однако в операх
он присутствует на разных уровнях — в особенностях либретто, в
сценографии, в выборе музыкальных жанров, в предпочтении язы-
ковых средств, в использовании музыкальных и словесных цитат,
аллюзий.
Опере В. Ульмана посвящен п. 3.2 «”Император Атланти-
ды или Смерть отрекается” В. Ульмана». Создание и репетици-
онное исполнение этой антинацистской оперы в нацистском кон-
цлагере — случай поистине беспрецедентный.
Мифическая Атлантида — это метафора Третьего рейха. Ли-
бретто П. Кина содержит аллегорическое изображение реальных
исторических лиц, воспоминания В. Ульмана о Первой мировой во-
йне, намеки на реалии Терезиенштадта. В нем находят отражение
черты жанра антиутопии, популярного в первой половине XX века,
идеи литературных первоисточников, таких как сказка братьев
Гримм «Смерть в кумовьях», «Биология войны» Г. Николаи, «Тан-
тал» Ф. Брауна, библейские и антропософские мотивы.
В музыке оперы также обнаруживается широкий круг влия-
ний и истоков: черты Zeitoper и эпического театра Брехта, традиции
ярмарочного театра и средневекового жанра плясок смерти, элемен-
ты театра Но, жанрово-стилевые особенности мелодрамы.
Драматургия оперы основывается на конфликте Смерти и
Императора. Согласно классификации, данной К. Фрумкиным, опе-
ра построена в традициях «драматургии террора», особенность ко-
торой заключается в нарушении иерархической логики, когда сила
террора (Императора) становится значительнее истинной силы
(Смерти), все действие направлено на разрешение этого противоре-
чия. Представление главных героев в прологе придает этому разде-
лу черты условного театра и сближает с «Лулу» А. Берга и «Царем
Эдипом» И. Стравинского. Большую роль приобретают эпизоды-от-
ступления, не связанные с основной линией действия, но расширя-
ющие и углубляющие проблематику оперы (диалог Пьеро и Смерти
из 1 сцены, 3 сцена Девушки и Солдата, песенки Барабанщика и
Пьеро из четвертой сцены). Возрастает и роль танцевальных интер-
медий (Танец Смерти, танец «Живые мертвецы»).
Обращение к проблеме стилевого диалога в опере В. Ульма-
на позволяет выявить в этом сочинении сложную систему связей.
В частности, отметим влияние стиля раннего Шёнберга, атрибу-
ты военной музыки, элементы массовой музыки (кабаре и джаза),
традиции музыки барокко, большое количество аллюзий на сочи-
нения классиков (Г. Малер, Й. Сук, Р. Вагнер, Й. Гайдн, А. Двор-
жак), фольклорные цитаты, цитирование военных и протестантских
гимнов («Господь — наш оплот»), а также фольклорных мелодий
(польская колядка «Ангел сказал пастухам»). Сложность стилевой
системы обусловлена концепцией сочинения, логикой музыкально-
го развития.
Сказочная опера Г. Красы рассматривается в п. 3.3 «”Брун-
дибар”. Опера для детей Г. Красы». Несмотря на то, что внима-
ние исследователей обращено в первую очередь к истории созда-
ния произведения и его политическому контексту, нельзя отрицать
и художественных достоинств музыки оперы. В настоящее время
наиболее актуален вопрос самоценности «Брундибара», поскольку
он всегда остается в тени истории произведения. Одной из главных
особенностей оперы Г. Красы является широкое использование лей-
тмотивов, которые служат для характеристики двух лагерей: поло-
жительным героям (Анинка, Пепичек, животные) противостоит от-
рицательный — Брундибар. Лейтмотивная система «Брундибара»
тесно связана с драматургией. Центральные лейтмотивы — детей и
Брундибара — в процессе развития действия оперы подвергаются
трансформации. Основные лейтмотивы и лейттемы, обладающие
негативным значением, сосредоточены в первом действии (они
представлены шестикратно), в то время как во втором действии
лейтмотив злодея возникает только один раз — в ансамблевой сце-
не «песенной борьбы» с Брундибаром «Музыка это для бедных и
богатых» (Второе действие, № 5), причем в окружении лейтмотивов
животных и детей, в более подвижном темпе он звучит особенно
жалко и несерьезно, утверждая окончательную победу добра.
Драматургия произведения основана на сопоставлении трех
главных первичных жанров — песни, танца и марша, что сообщает
музыке простоту и ясность. Так, протагонисты Пепичек и Анинка
характеризуются с помощью песенной музыки, антагонист Брунди-
бар — равно как и безразличная к детям толпа людей — с помощью
жанра марша. Неожиданной представляется танцевальная музыка
1920–1930-х годов — это оттеняющая основное развитие оперы
«современная» среда, представленная популярной музыкой. В опе-
ре присутствуют номера, в которых причудливо соединяются марш
и песня (финальный хор «Брундибар поражен», второе действие,
№ 8), песня и танец (тема 2 части песни Пепичека и Анинки, первое
действие, № 1, ц. 2–6), танец и марш (сцена «Улица полна людей»,
первое действие, № 2).
Отдельно рассматриваются этические проблемы «Брундиба-
ра». На его примере мы видим, сколь размытыми оказываются гра-
ницы этики с точки зрения содержания произведения, его истории
и исполнения. Дальнейший анализ позволит достичь понимания
того, как следует работать с музыкой, созданной в условиях столь
сильной исторической травмы, чтобы не исказить ее содержание, не
сделать объектом массового потребления, не нанести вред памяти
ее создателей и исполнителей.
Глава 4. Образный мир
вокальной музыки Терезиенштадта
Воплощение образов любви и смерти в творчестве Терезиен-
штадтских композиторов было рассмотрено на примере мелодрамы
«Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» В. Ульмана в
п. 4.1 «Топосы любви и смерти в мелодраме В. Ульмана “Песнь
о любви и смерти корнета Кристофа Рильке”». Они приобрели
значение топосов, что обусловило использование узнаваемых выра-
зительных средств.
Так, для топоса смерти характерны: низкий регистр, октавная
и аккордовая пульсация, наличие неравномерных акцентов, резкое
диссонантное звучание вертикали и горизонтали, приемы звукоизо-
бразительности.
В музыкальном решении топоса любви следует отметить сба-
лансированность регистров, преобладание мелодической вырази-
тельности, широкое использование полифонических приемов, эле-
менты додекафонии, аккордику в духе позднего романтизма.
Несомненно, топосы любви и смерти в творчестве В. Ульмана
занимали особое место в связи с его мировоззренческой позицией и
обстоятельствами жизни. Их дальнейшее изучение поможет понять
философский уровень содержания многих произведений компози-
тора, особенно тех, что были созданы в концентрационном лагере
Терезиенштадт.
Архетипы дома и бездомья были рассмотрены на приме-
ре Четырех песен на слова китайских поэтов П. Хааса в п. 4.2
«”Дом — там, там далеко”: песни на слова китайских поэтов
П. Хааса». Выражением заветных мыслей о доме, к которому не
было возврата, становится Святовацлавский хорал. Широкие интер-
текстуальные связи, выявленные в рамках данного параграфа, еще
нуждаются в критическом осмыслении. Они должны рассматри-
ваться в системе координат авторского замысла — воссоздания ар-
хетипа дома (особенно в первой и третьей песнях) и его противопо-
ставления суетному бездомью Терезиенштадта (во второй и четвер-
той песнях). Финал сочинения оказывается двояким: стихотворение
повествует о радости лирического героя, который предчувствует
долгожданную встречу с родным человеком, но эмоция радости в
музыке кажется малоубедительной, искусственной. Основанием
для оптимистичного понимания финала является переход от темных
ночных образов к светлому дню (см. например толкование Е. Леви,
П. Седлачковой, М. Чурды12). Значение образов ночи и нового дня
для самого П. Хааса раскрывается через другие терезинские про-
изведения на данную тему. Один из самых ярких образцов — дуэт
Пьеро и Смерти «Дни, дни, кто купит новые дни» из оперы В. Уль-
мана «Император Атлантиды». Для жителя Терезиенштадта каждый
новый день похож на предыдущий, их суета и неопределенность не
могли сулить радость. Новый день — это растворение в повседнев-
ных заботах, в толпе других узников, а может быть транспорт на
    Levi E. Gesänge des Orients [booklet]. Recorded by Nimbus Records at Wyastone
Leys, Monmouth, 2018. P. 17; Sedláčková P. Čtyři písně na slova čínské poezie. Výpo-
věď terezínského vězně. S. 31; Čurda M. Analytical and Hermeneutical Perspectives on
the Music of Pavel Haas. S. 359.
Восток. Поэтому громкое пение беззаботного мотива в «белой» то-
нальности C-dur после темных «змеиных» хроматизмов свидетель-
ствует вовсе не о возвращении героя домой, а о его растворении в
толпе таких же как он. Финал Четырех китайских песен становит-
ся апофеозом бездомья. Только ночь с ее луной и криками вольных
диких гусей позволяет герою вернуться в желанный мир, который
каждый раз погибает с рассветом.
В п. 4.3 «Еврейские песни в творчестве композиторов Те-
резиенштадта» рассмотрены еврейские традиции в вокальной
музыке терезиенштадтских композиторов. Их произведения демон-
стрируют рост национального самосознания, самоидентификации с
еврейской нацией. Однако, создавая глубоко национальные произ-
ведения, музыканты действовали по-разному. Г. Кляйн в Колыбель-
ной и В. Ульман в Трех еврейских хорах мальчиков и в Двух хасид-
ских женских хорах с осторожностью обращались с подлинными
народными образцами, создав хоровые аранжировки. Цикл Ульмана
«Březulinka» (Три еврейские песни), где преломляется тема судьбы
еврейских женщин, в отношении музыки отличается национальным
универсализмом. Был неизбежен и сплав нескольких национальных
истоков, как в случае с хором «Al S’fod» П. Хааса, вобравшим в себя
не только еврейские, но и чешские влияния.
Все это многообразие решений объединяет одно: желание
выйти из искусственно созданной «пустыни бесстатусности», вер-
нуться к своей культуре и принять себя в рамках этой культуры.
Заключение
Проведенное исследование музыки в концентрационном ла-
гере Терезиенштадт позволило прийти к следующим выводам:
1. Невозможно полноценно оценить музыкальную культуру
XX века, эпохи катастроф, без анализа ее трагических страниц, к
которым относится и музыка концентрационных лагерей. Действия
правящей партии Третьего рейха в сфере культуры в 1940-х годах
привели к формированию четырех «каст» музыкантов: «арийские»
музыканты; музыканты, ушедшие во «внутреннюю эмиграцию»;
эмигрировавшие музыканты; музыканты, жившие и работавшие в
концентрационных лагерях. Феномен музыки Терезиенштадта сле-
дует признать уникальным ввиду особого статуса этого лагеря как
«образцового города для евреев». Музыка Терезиенштадта своими
истоками была связана с традициями композиторской школы Че-
хословакии, Австрии и Германии, однако приобрела собственные
специфические черты. Она играла двойственную роль в среде Тере-
зиенштадта: являясь моральной поддержкой для узников, а иногда и
главным выражением их протеста, одновременно она служила «ви-
триной», с помощью которой от всего мира скрывали ужасы кон-
цлагерей Третьего рейха.
2. В произведениях терезиенштадтских композиторов широ-
ко использовался эзопов язык. Данный феномен был рассмотрен на
примере двух терезинских опер — «Брундибар» Г. Красы и «Импе-
ратор Атлантиды» В. Ульмана. Иносказания и тайнопись возникают
как в либретто, так и непосредственно в музыкальном тексте. Опе-
ры «Император Атлантиды» В. Ульмана и «Брундибар» Г. Красы
нашли своего слушателя через несколько десятилетий. Сейчас они
ставятся во всем мире, являясь наряду с «Квартетом на конец време-
ни» О. Мессиана и кантатой «Уцелевший из Варшавы» А. Шёнбер-
га ярчайшим музыкальным свидетельством этого страшного време-
ни и утверждая мысль о силе творчества перед лицом катастрофы.
3. Несмотря на многообразие художественных истоков музы-
ки Г. Красы, П. Хааса, Г. Кляйна и В. Ульмана, можно говорить об
общих стилевых тенденциях, намеченных в их творчестве: обраще-
ние к чешскому и в целом славянскому национальному фольклору
(Этюд для струнного оркестра П. Хааса, основная тема); традиции
музыки синагоги (Этюд для струнного оркестра П. Хааса, тема се-
редины, Два хасидских танца З. Шуля); влияние массовой музыки
и джаза (Струнный квартет № 3 В. Ульмана, 1 часть); тяготение к
авангарду (Соната для фортепиано Г. Кляйна, сонаты В. Ульмана);
активный стилевой диалог как одно из проявлений эзопова языка
(Струнное трио Г. Кляйна, особенно финал, Соната № 5 В. Ульма-
на).
4. Основные темы и образы, отраженные в музыке компози-
торов Терезиенштадта, были изучены на примере вокальных произ-
ведений. Выделены следующие сквозные темы:
– Страдания еврейского народа. Многочисленные обработки сина-
гогальной музыки, хоры на идише и иврите (В. Ульмана, Г. Кляй-
на, П. Хааса) свидетельствуют о росте интереса к этому пласту
музыки.
– Тоска по дому. Наиболее ярко данная тема воплотилась в вокаль-
ном цикле «Четыре песни на стихи древних китайских поэтов»
П. Хааса. Символом дома стала цитата-лейтмотив Святовацлав-
ского хорала.
– Тема жизни и смерти — в основе мелодрамы В. Ульмана «Песнь
о любви и смерти корнета Кристофа Рильке». Образы любви и
смерти приобретают значение топосов. Так топос смерти соз-
дан посредством жесткого ритма, низкого регистра, ладовой
напряженности, топос любви — господством мелодии, полифо-
низацией музыкальной ткани, близостью мечтательным темам
А. Н. Скрябина.
Перспективы дальнейшего исследования музыки терезиен-
штадтских композиторов широки: это и осмысление творчества
других национальных школ, представленных в концлагере Тере-
зиенштадт и в других концентрационных лагерях, изучение про-
изведений, написанных под влиянием среды концлагерей, а также
чешской музыки созданной в 1933–1940-е годы, незадолго до де-
портации В. Ульмана, Г. Кляйна, П. Хааса, Г. Красы и З. Шуля в Те-
резиенштадт. Наконец, возможны монографические исследования о
творчестве каждого из них.
Многие образцы музыки концентрационного лагеря Терези-
енштадт обладают несомненной художественной ценностью и важ-
ны не только как исторические документы. Они доказывают, что
высокое искусство будет существовать вопреки самым страшным
обстоятельствам. В нем — спасение и трагедия, мгновения счастья
и боль, надежда на лучшее и страх перед неизвестным. И такое
искусство, зародившееся в хаосе, возросшее на экзистенциальном
острие, приобретало для его создателей значение необходимого ус-
ловия жизни. Именно об этом говорил в своем послании В. Ульман:
«Терезиенштадт не препятствовал, но способствовал моей музы-
кальной работе, способствовал (курсив мой — А. Ф.) тому, что мы
ни в коем случае не сидели, “плача и стеная на берегах рек вавилон-
ских”; что наша воля к культуре соответствовала нашей воле к жиз-
ни… И я убежден, что со мной согласятся все те, кто преодолевал
сопротивление материи в жизни и искусстве»13.

    Schultz I. Wege und Irrwege der Ullmann-Forschung // Schriftenreihe Verdrängte
Musik. Band 12. Hamburg: Von Bockel verlag, 1994. S. 25–26.

Актуальность темы исследования
1930–1940-е годы XX века — трагическая страница истории музыки, требующая серьезного осмысления. За бортом мирового искусства оказался целый пласт «репрессированной музыки»1. Многие композиторы, такие как А. Шёнберг, А. фон Цемлинский, Э. Корнгольд, П. Хиндемит, подверглись политическим преследованиям, иные становились узниками концентрационных лагерей. Среди них – О. Мессиан, оказавшийся в немецком лагере для военнопленных Шталаг и написавший там «Квартет на конец времени», Э. Шульхоф, погибший от болезни в немецком концлагере Вюльцбург. Но есть и другие выдающиеся композиторы еврейского происхождения, остающиеся пока малоизвестными: Виктор Ульман, Павел Хаас, Ганс Краса, Гидеон Кляйн, Зигмунд Шуль2. Их творчество, несомненно, требует более подробного рассмотрения3. Особого внимания заслуживают сочинения, написанные ими во время пребывания в терезинском гетто, куда все они были депортированы в начале 1940-х годов.
Концентрационный лагерь Терезиенштадт5 имел особое назначение. Он был создан, чтобы продемонстрировать немецким людям и всему миру, как милосердно поступает Гитлер, даруя евреям город. В замке Терезин была собрана вся интеллектуальная элита, деятели культуры и искусства. Поверхностные сведения о композиторах Терезиенштадта в русскоязычной литературе не позволяют определить реальную значимость их творчества и, шире, влияние музыки концлагерей на дальнейшее развитие искусства.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью творчества чешских композиторов В. Ульмана, П. Хааса, Г. Красы, Г. Кляйна, З. Шуля, что связано с исторической катастрофой XX века — господством фашистской идеологии, ставшей причиной профессионального и физического уничтожения многих деятелей искусства. Следует осуществить переоценку многих художественных явлений того времени, подвергавшихся уничижительной критике или пребывавших в безвестности.
Наконец, возрождение на сцене произведений указанных композиторов демонстрирует жизнеспособность их музыки. Подробное исследование жанрово-стилистических особенностей сочинений позволит сделать вывод о их значении для музыкального искусства в целом и определить их место в контексте музыкальной культуры эпохи. Данная работа — важный шаг в этом направлении.
Степень изученности и научной разработанности темы.
«Репрессированная музыка» в Третьем рейхе – масштабная тема, ставшая одним из приоритетных направлений мирового музыковедения конца XX – XXI века. Для ее исследования потребовалось обратиться к большому корпусу научной литературы.
Первая группа исследований посвящена социально-историческому положению музыки в Австрии и Германии 1930–1940 годов. Среди них –
5 Историческое название города и крепости, в которой располагался концлагерь, – Терезин, немецкое название концлагеря – Терезиенштадт. В работе используются оба варианта, хотя предпочтительнее второй.
6
отечественные книги Е. Н. Рудницкого «Музыка и музыканты Третьего рейха»6, М. Калужского «Репрессированная музыка»7, англоязычная статья Я. Немцова «Музыка в аду нацистского террора: Еврейские композиторы в Третьем рейхе»8. Культурный контекст раскрывается в русскоязычных исследованиях, посвященных творчеству известных музыкантов того времени: это монографии Н. О. Власовой «Александр Цемлинский. Жизнь и творчество»9, Ю. С. Векслер «Альбан Берг и его время»10.
Вторая группа исследований (преимущественно иноязычных) обращена к музыке Терезиенштадта. В их числе серия книг «Репрессированная музыка»11, посвященная творчеству композиторов, подвергшихся гонениям со стороны национал-социалистической партии, авторитетная монография польского исследователя Й. Караса, занимавшегося с 1970 года пропагандой творчества узников Терезиенштадта12, диссертация американского исследователя К. Л. Услина13. Важное значение имело обращение к зарубежным сайтам «Музыка Холокоста», «Еврейский музей в Праге», «Фонд Виктора Ульмана», «Фонд OREL», «Яд-ва-Шем». Постепенно интерес к данной теме возникает и в России, но в основном в исторической литературе (например, в четырехтомной монографии «Крепость над бездной»14 Е. Макаровой).
Третья группа исследований – о национальных истоках музыки терезиенштадтских композиторов, прежде всего о еврейской музыке
6Рудницкий, Е. Музыка и музыканты Третьего рейха. М. : Классика–XXI, 2017. 672 с.
7 Калужский, М. Репрессированная музыка. 56 с.
8 Nemtsov, J. Music in the Inferno of the Nazi Terror: Jewish Composers in the “Third Reich” // Shofar. 2000. No 4.
9 Власова, Н. О. Александр Цемлинский. Жизнь и творчество / Н. О. Власова. М.: Московская консерватория,
2014. 415 с.
10 Векслер, Ю. С. Альбан Берг и его время. СПб: Композитор, 2011. 623 с. 11
См. например: Schriftenreihe Verdrängte Musik. Band 12: Viktor Ullmann. Die Referate des Symposions anläßlich
des 50. Todestags. 14.-16. Oktober 1994 in Dornach und ergänzende Studien.
148 S.
12Karas, Joža. Musicin Terezín 1941–1945. New York, 1985. 232 p.
13 Uslin, Karen Lin. Grasping at Hours of Freedom: Musical Life in the Terezin Concentration Camp: Dissertation for the Degree Doctor of Philosophy. Washington: the Catholic university of America, 2015. 247 p.
14Макарова, Е. Крепость над бездной: 4 т. Т. 4. Искусство, музыка и театр в Терезине, 1941–1945. М. : Иерусалим, 2007. 494 с. Hamburg: Von Bockel Verlag, 1994.

(русскоязычные статьи Е. В. Хаздан15, Е. Земцовского16). О чешских музыкальных традициях и национальных особенностях писал чешский музыковед П. Вачек17.
Существуют и отдельные исследования о творчестве репрессированных композиторов. Так, Ульману посвящено несколько работ немецких музыковедов, в том числе книга В. Нэгеле18. Есть несколько американских исследований: диссертация Дж. Забельски19 освещает вокальное творчество; опере «Император Атлантиды» посвящена диссертация М. Е. Бактон20. Интерес к фигуре композитора отмечается и в России. В Кингисеппе в 2016 году проходила выставка «Виктор Ульман — Свидетель и жертва Апокалипсиса»21. Творчеству Г. Красы посвящена монография чешской исследовательницы Б. Червинковой22. О детской опере «Брундибар» написаны статьи зарубежных авторов Дж. Тольца23, Т. Л. Доббса24, дипломная работа А.Хаумера25. Есть книги на чешском и немецком языке, посвященные творчеству П.Хааса. Среди них выделяется монография Л.Педуцци26, в которой рассматривается жизненный путь композитора, а также диссертация М. Чурды с акцентом на творчестве (в 2020 году работа была издана в виде монографии)27. Интерес представляет и статья Л. Спурны28, освящающая некоторые аспекты воздействия школы Л. Яначека. О Г.Кляйне и его творчестве написаны англоязычные работы М. Славицкого29, Р. К. Савицкого (о Струнном трио)30, М. Бекермана (о творческом влиянии на Кляйна Л. Яначека)31, Р. Фримана (о моравских корнях его музыки)32. З. Шулю и его творчеству посвящено лишь несколько статей (И. Шульц33, Д. Блох34).
Отметим, что за последние пять лет было издано несколько русскоязычных работ, посвященных музыке и композиторам Терезиенштадта, что подтверждает наличие интереса к данной теме и в отечественном музыкознании (статья Е. Е. Пермяковой35, статья и монография И. Ф. Двужильной36, междисциплинарное исследование О. А. Радченко37, статья И. В. Томашевского38). Но анализ русскоязычной литературы по теме демонстрирует их неполноту, а нередко и поверхностность, что обусловливает необходимость более глубокого взгляда с опорой на авторитетные иностранные источники.
В качестве объекта исследования в диссертации рассматривается музыка терезинского гетто как феномен, в котором связаны воедино историко- социологические, творческо-психологические, педагогические и собственно музыкальные аспекты. Предметом исследования являются особенности музыкальной жизни в концентрационном лагере Терезиенштадт и музыкальная поэтика созданных в лагере сочинений чешских композиторов – В. Ульмана, П. Хааса, Г. Красы, Г. Кляйна, а также З. Шуля.
Цель исследования — определить специфику музыки в концлагере Терезиенштадт с точки зрения исторического развития, ее жанрового своеобразия, стилевых доминант, а также особенностей содержания.
В соответствии с избранной целью формулируются задачи работы:
— изучить особенности бытования музыки в концлагере Терезиенштадт (структура музыкальных отделов, организация концертов, создание, исполнение и восприятие музыкальных сочинений);
— раскрыть содержательное и стилевое своеобразие (в том числе систему скрытых символов и аллюзий) сочинений для музыкального театра;
— определить черты стиля композиторов, наиболее ярко выраженные в жанрах «чистой» музыки;
— выявить основные образные сферы вокальной музыки, обусловленные воздействием среды Терезиенштадта.
Материалом исследования послужили камерно-инструментальные, камерно-вокальные, хоровые и оперные сочинения В. Ульмана, Г. Кляйна, П. Хааса, Г. Красы, З. Шуля, написанные в Терезиенштадте39. Большое внимание уделено письменным свидетельствам (переписке, музыкально- критическим работам, мемуарам) как самих композиторов, так и других узников Терезиенштадта.
39 Акцент на творчестве именно этих композиторов еврейского происхождения обусловлен тем, что сохранились ноты их сочинений, которые обладают художественной ценностью.
10
Методология исследования.
В данной работе используется комплексный подход, который включает:
– системный метод, позволяющий выявить связь между сочинениями терезиенштадтских композиторов в различных музыкальных жанрах и направлениях;
– герменевтический метод в анализе либретто музыкально-театральных произведений и выявлении скрытых в них подтекстов;
– социологический метод, нашедший отражение в исследовании функционирования музыки в концлагере Терезиенштадт, формирования музыкально-социальных институтов, в том числе Отдела досуга, множественного назначения музыки;
– компаративный анализ, выявляющий общее и различное в стиле и содержании музыкальных произведений «терезиенштадтской четверки»40.
–биографический метод, направленный на исследование творчества терезиенштадтских композиторов, на осмысление их мироощущения в условиях концентрационного лагеря;
– музыкально-аналитический метод, нашедший применение в процессе изучения терезиенштадтских сочинений и выявления в них особенностей композиторского стиля, жанровых моделей, стилевого диалога.
Научная новизна.
1. Настоящая работа является первым исследованием на русском языке о музыке в стенах концентрационного лагеря Терезиенштадт.
2. Основные источники, на которые опирается автор диссертации, вводятся в обиход в отечественном музыковедении впервые.
3. В работе впервые рассматривается творчество четырех репрессированных композиторов – В. Ульмана, Г. Красы, П. Хааса, Г. Кляйна
40 В анонсах концертов и в рецензиях нередко встречается такое собирательное наименование группы четырех наиболее известных композиторов Терезиенштадта – В. Ульмана, Г. Кляйна, П. Хааса и Г. Красы (см. например: Музыка изоляции // Электротеатр Станиславский. URL: https://electrotheatre.ru/electrozone/event.htm?id=2189). Разумеется, оно оказывается весьма условным, т.к. в Терезиенштадте писали музыку и другие композиторы. Яркий тому пример –З. Шуль и его творчество.
11

– в период их пребывания в концлагере Терезиенштадт, уточняются многие сведения о жизни и творчестве композитора З. Шуля.
4. Впервые предпринимается попытка воссоздать единую жанрово- стилевую картину музыки Терезиенштадта в тесной связи с историческим контекстом.
5. В работе углубляются представления об индивидуальном стиле каждого из представленных композиторов (В. Ульмана, Г. Красы, П. Хааса, Г. Кляйна).
6. Многие примеры стилевого диалога как проявления «эзопова языка» были впервые обнаружены автором диссертации.
7. В работе конкретизированы основные образные сферы произведений Терезиенштадта.
Теоретическая значимость работы. Результаты исследования составят научно-теоретическую базу для дальнейшего изучения творческого наследия «терезиенштадтской четверки» и творчества З. Шуля, а также послужат отправной точкой для расширения темы в национально-географической и историко-хронологической плоскости.
Практическая значимость. Основные идеи и выводы исследования будут полезны всем, интересующимся искусством тоталитарного периода, а рассмотренные сочинения помогут расширить репертуар исполнителей разных специальностей. Также они могут быть использованы в учебных курсах истории музыки XX века, теории композиции XX века, современной музыки.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыка концентрационных лагерей – важнейший пласт европейского искусства, без которого невозможен полноценный взгляд на музыкальную культуру XX века. Музыка Терезиенштадта существовала изолированно от остального мира и в то же время своими истоками была связана с немецкими и западнославянскими музыкальными традициями. 2. Музыка выполняла множество функций в среде Терезиенштадта: одновременно морально поддерживала узников и являлась инструментом пропаганды национал-социалистов.
3. Реконструированная картина музыкальной жизни Терезиенштадта позволяет судить о формировании особого звукового и смыслового контекста, в котором композиторы с помощью цитат и аллюзий создавали свой собственный «эзопов язык».
4. Узкие хронологические рамки, в которых развивалась музыка Терезиенштадта, не позволяют говорить о формировании собственной композиторской школы с особыми, присущими лишь ей стилевыми чертами. Тем не менее, несмотря на разность художественных истоков четырех чешских композиторов, можно выявить общие стилевые тенденции в их творчестве (обращение к чешскому и в целом славянскому фольклору, музыке синагоги, джазовое влияние, авангардные эксперименты, активный стилевой диалог).
5. В творчестве композиторов Терезиенштадта присутствуют сквозные темы, которые выражают общие для всех узников переживания (страдания еврейского народа; тоска по дому; тема жизни и смерти; висельный юмор).
Апробация результатов.
Работа прошла обсуждение на заседании кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки 24 июня 2021 года и была рекомендована к защите.
Отдельные положения данной работы обсуждались на 16 конференциях различного уровня:
• 8 Международных («Музыкальное образование и наука», Нижний Новгород, ННГК им. М. И. Глинки, 2018, 2019, 2021; «Диалектика классического и современного в музыке: актуальные векторы исследования», Нижний Новгород, ННГК им. М. И. Глинки, 17 ноября 2018; «Музыка в
современном мире: культура искусство, образование», Москва, РАМ им. 13

Гнесиных, 6 декабря 2018; «Опера в музыкальном театре: история и современность», Москва, РАМ им. Гнесиных, 11–15 ноября 2019; «Музыкальные эпохи и стили в зеркале современных художественных процессов», Беларусь, г. Минск, БГАМ, 26 ноября 2020; «Холокост: память и предупреждение», Москва, РГГУ, 27–29 января 2021);
• 5 Всероссийских (конференция лауреатов Всероссийского конкурса молодых ученых в области искусств и культуры в рамках Международного культурного форума, Санкт-Петербург, СПбГИК, 16 ноября 2018; «Биография как предмет музыковедческого исследования», Нижний Новгород, ННГК им. М. И. Глинки, 2018, 2020, 2021; «Музыка, образ и текст в междисциплинарном контексте современного знания», Саратов, СГК им. Л. В. Собинова, 17 декабря 2020);
• 3 Региональных (XXIII–XXV Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. Секция «Филология и искусствоведение», Нижний Новгород, Дом ученых, 2018, 2019, 2020).
По теме диссертации опубликовано 14 статей, в их числе – 5 публикаций в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Списка литературы и Приложения. Список литературы включает 315 наименований, в том числе 184 на иностранных языках. В приложении помещены воссозданные автором диссертации биографии В. Ульмана, Г. Кляйна, Г. Красы, П. Хааса и З. Шуля, нотные примеры, синопсис оперы «Император Атлантиды», переводы текстов вокальных произведений и другие материалы.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Актуальные проблемы высшего музыкальногообразования. — 2— № 4 (50). — С. 27–30 (0,39 п. л.).
    Актуальные проблемы высшегомузыкального образования. — 2— № 1 (59). — С. 52–56(0,57 п. л.).
    Актуальные проблемы высшего музыкального образо-вания. — 2— № 3 (53). — С. 8–12 (0,49 п. л.).
    Актуальные проблемы высшего музы-кального образования. — 2— № 1 (55). — C. 23–29 (0,47 п. л.).
    Музыкальное образование и наука. — 2— № — С. 14–16 (0,28 п. л.).
    Топосы любви и смерти в мелодраме В. Ульмана «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке»
    Музыко-ведение. — 2— № — С. 12–20 (0,69 п. л.).
    Стилевой диалог в опере В. Ульмана «Император Атлантиды»
    Музыка в современном мире: культура, ис-кусство, образование: Материалы VIII Международной научнойстуденческой конференции 5–6 декабря 2018 года / ред.-сост.М. И. Шинкарева. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2— С. 170–174 (0,2 п. л.).
    Этюд для струнного оркестра П. Хааса: к проблеме стиля
    Исследования молодых музыковедов. К 125-летиюучебных заведений им. Гнесиных: сборник статей по матери-алам XIII Международной научной конференции. — М.: РАМим. Гнесиных, 2— С. 194–202 (0,3 п. л.).
    Проблема взаимодействия музыки и слова в мелодраме В. Ульмана «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке»
    XXV Нижегородская сессия молодых ученых (техни-ческие, естественные, гуманитарные науки): материалы тезисови докладов / отв. за вып. М. А. Савельева. — Н. Новгород: НРЛ,2— С. 348–351 (0,19 п. л.).
    Система лейтмотивов в опере «Брундибар» Г. Красы
    Тезисы заочной международной научной конферен-ции «Музыкальные эпохи и стили в зеркале современных ху-дожественных процессов», проводимой в Белорусской государ-ственной академии музыки 26 ноября 2020 года. — Минск: Изд-во Белорусской консерватории, 2— С. 27–28 (0,12 п. л.).
    Литературные аллюзии в опере В. Ульмана «Император Атлантиды»
    Диалектика классического и современ-ного в музыке: новые векторы исследования. — Н. Новгород:Изд-во Нижегородской консерватории, 2— С. 328–333(0,29 п. л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»