«Музыкальная культура на юге Енисейской губернии в XIX – первой четверти XX века»

Кузьмина Татьяна Геннадьевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Формирование академической музыкальной культуры на
юге Енисейской губернии – в Минусинском округе и его административном
центре городе Минусинске
1.1 Село Минусинское. Предпосылки к становлению академической
музыкальной культуры (1739–1822)
1.2 Музыкальное образование в духовных и светских учебных заведениях
на юге Енисейской губернии (1822–1920)
1.2.1 Низшие духовные учебные заведения
1.2.2 Низшие светские учебные заведения
1.2.3 Светские учебные заведения среднего звена
ГЛАВА 2. Первоначальные формы любительского музицирования
(1822–1870-е годы)
ГЛАВА 3. Развитие музыкальной культуры на юге Енисейской
губернии на рубеже эпох (70-е годы XIX века – 1925 год)
3.1 Музыкально-театральные и музыкально-исполнительские коллективы и
их просветительская деятельность до 1920 года
3.2 Музыкальная культура Минусинского уезда в первые годы советской
власти (1920–1925)
ГЛАВА 4. Выдающиеся представители местной интеллигенции и их
просветительская деятельность
4.1 Н.З. Ярцев: музыкант, режиссер, основатель Минусинского
драматического театра
4.2 Б.Н. Войцеховский: минусинский музыкант, педагог
4.3 В.Д. Кожанчиков – пианист, ученый-энтомолог, заведующий
Минусинским музеем им. Н.М. Мартьянова (1915–1929)
4.4 Ф.И. Алексеев – дирижер, пианист и композитор
4.5 С.Я. Полотынский – симфонический дирижер, польский офицер Первой
мировой войны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Копии афиш и документов
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Фотографии
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Копии музыкальных произведений

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, рассматривается
степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, цель и
задачи работы; выявляется научная новизна, раскрывается методологическая
основа и источниковедческая база; теоретическая и практическая значимость.
Глава 1. Формирование академической музыкальной культуры на юге
Енисейской губернии – в Минусинском округе и его административном
центре городе Минусинске.
Рассматривается процесс освоения русскими южной части Енисейской
губернии, сопровождавшийся строительством церквей и распространением
церковно-певческого искусства. Освещаются истоки академической музыкальной
культуры, каковыми на территории Минусинского округа оказались музыкальные
занятия и художественные досуги учащихся образовательных учреждений того
времени.
1.1 Село Минусинское. Предпосылки к становлению академической
музыкальной культуры (1739–1822). Представлена история города Минусинска –
одного из старейших населенных пунктов юга Енисейской губернии, известного с
1739-го года. Определена роль Русской православной церкви как главного очага
распространения духовно-нравственных и культурных ценностей. В Минусинском
уезде усилиями христианских миссионеров строились храмы, создавались
приходы, формировались библиотеки. При церквях из певчих и прихожан
организовывались хоры, управляемые регентами, повсеместно вводился
общероссийский церковно-певческий обиход и внецерковный духовный репертуар.
Приводятся сведения о бытовании в XVIII – начале XIX века на рассматриваемой
территории фольклора (песенного и инструментального). Его носителями являлись
жители уезда – рабочие заводов, ссыльные (административные и политические),
переселенцы из центральной и других областей России. Таким образом,
складывалась прочная основа для приобщения местных жителей к
профессиональным формам музыкальной культуры. В то же время уровень
развития музыкальной жизни очень сильно разнился не только с центральными
городами России – Москвой и Санкт-Петербургом, но и губернским Красноярском.
Академические культурные традиции находились на стадии зарождения.
1.2 Музыкальное образование в духовных и светских учебных
заведениях на юге Енисейской губернии (1822–1920). Характеризует еще одно
важнейшее направление, в рамках которого осуществлялось внедрение и
укоренение музыкальной культуры – музыкальное образование, реализуемое
сначала в низших (духовных и светских), а затем средних учебных учреждениях.
Большое внимание уделено ряду административных и образовательных
государственных реформ. Прослеживается история становления музыкального
образования в России в целом и Сибири в частности.
В 1822-м году, с учреждением Енисейской губернии, селу Минусинскому
был присвоен статус уездного города. Это событие надолго предопределило его
судьбу: в скором времени Минусинск стал видным культурным, экономическим и
политическим центром всей южной части губернии. Минусинский уезд
разрастался (преимущественно, за счет переселенцев из других, в том числе
центральных регионов России, административных и политических ссыльных и
т.д.), наблюдался явный прирост сел и деревень, некоторые районы компактно
заселяли этнические диаспоры – украинцы, мордовцы, финны, эстонцы, латыши,
немцы. Среди новых жителей были представители самых разных профессий –
священники, ксендзы, учителя, художники, архитекторы, музыканты, которые
внесли свой вклад в формирование культурной, музыкально-общественной среды,
оказали влияние на развитие образования на юге губернии, в том числе
музыкального.
1.2.1 Низшие духовные учебные заведения. Рассматривается музыкальное
обучение в церковно-приходских школах. В Минусинском уезде их появление
активизировалось, начиная, приблизительно, с 1860-х годов (самые ранние
документы, которые нам удалось обнаружить, относятся к церковно-приходской
школе Минусинска и датируются 1846-м годом). В школах, организованных
приходами, исключительное внимание уделялось обучению церковному пению. Во
многом это было вызвано необходимостью осваивать православное богослужение
учащимися. При храмах, с участием обучающихся, практиковались певческие
хоры, руководимые дьяконами, псаломщиками или музыкантами по найму.
Приводится характеристика учебной программы и певческого репертуара. Под
кураторством духовенства находились школы грамотности: по возможности в них
так же преподавалось пение, организовывались хоры.
Кроме школ для православного населения, на юге Енисейской губернии
существовали учебные заведения, находившиеся под эгидой иных религиозных
течений. В них обучению музыке и пению также придавалось первостепенное
значение. Примером служат приходские школы Евангелическо-лютеранской
церкви, располагавшиеся в деревнях Верхний Суэтук, Нижняя и Верхняя Буланка.
Так, в самой ранней из них – двухклассной церковно-приходской школе, открытой
в Нижней Буланке в 1860-м году, на протяжении более двух десятилетий (1880–
1923) музыку и пение преподавал органист Янис Дритис. В Верхнем Суэтуке
функционировали две приходские школы – финская и эстонская: в них обучали
игре на органе. Складывались детские любительские хоровые коллективы,
инструментальные ансамбли, вносившие свой вклад в общую музыкально-
просветительскую жизнь губернии. Учителями, как правило, были органисты и
ссыльные музыканты – эстонцы, латыши, финны, получившие музыкальное
образование в европейской части России или за рубежом. Большой популярностью
пользовались духовые инструменты. Так, например, в деревне Верхний Суэтук
музыкантом Юри Веэмом – учителем местной церковно-приходской школы – был
сформирован духовой оркестр (1901). В числе его дирижеров – финский музыкант
и композитор, корнетист Гальвец, Яков Мартынович Каськ и другие.
1.2.2 Низшие светские учебные заведения. Со второй половины XIX века
существенное распространение получили приходские училища (главным образом,
по Уставу 1828-го года). Уже в первые десятилетия их работы в штате
преподавателей состояли творческие, одаренные личности. Так, например, на
протяжении более четверти века (1854–1880) учителем минусинского Городского
приходского училища был протоиерей Георгий (Бенедиктов). Важные страницы
музыкальной истории данного учреждения связаны с деятельностью музыканта-
любителя Т.Н. Сайлотова – сына декабриста Н.А. Крюкова. С 1872-го года
Тимофей Николаевич руководил училищным хором и вел уроки пения, принимал
активное участие в концертно-музыкальной жизни города как солист и подвигал к
публичным выступлениям своих учеников.
Самой многочисленной группой среди низших учебных заведений в
Минусинском округе были министерские училища по Инструкции 1875-го года.
Как правило, такого рода учреждения обеспечивались учителями, окончившими
курс Учительской семинарии, что выгодно отличало их не только от школ
духовного ведомства, но и от приходских училищ по уставу 1828-го года. Среди
учебных пособий широко был распространен сборник под названием «Литургия св.
Иоанна Златоуста. Переложение для Сельских школ» П.И. Иванова-Радкевича.
С последней четверти XIX века основным профессиональным учебным
заведением, готовившим педагогические кадры как для приходских училищ по
Уставу 1828-го года, так и для сельских по Инструкции 1875-го года, была
красноярская Учительская семинария. Наряду с общеобразовательными
предметами, семинаристов обучали игре на музыкальных инструментах (обычно
скрипке). Как следует из учебной программы, церковное и народное пение
изучалось на протяжении трех лет, при этом важная роль отводилась базовой
теоретической подготовке, направленной на формирование навыков чтения
хоровой литературы с листа и управления хором. О педагогическом коллективе
Красноярской учительской семинарии достаточно сказать, что учителем музыки и
пения на протяжении более 20-ти лет (1897–1919) был П.И. Иванов-Радкевич.
1.2.3 Светские учебные заведения среднего звена. Раскрывает роль
музыкального образования в средних светских учебных учреждениях Минусинска.
Центральное место уделено Женской прогимназии (1880) и гимназии (1908), а
также Учительской семинарии (1913–1920). Прослеживается история становления
среднего образования в Енисейской губернии.
Минусинская женская прогимназия (с 1908-го года – гимназия) была открыта
на базе женских классов, учрежденных Т.Н. Сайлотовым – музыкантом и видным
общественным деятелем. В формировании музыкальных традиций гимназии на
начальном этапе ее существования немаловажную роль сыграла деятельность Е.Н.
Зверевой. Гимназистки пели в храмах, выступали в городских концертах, играли в
спектаклях, устраивали литературно-вокальные утренники и вечера. В числе
преподавателей музыки и пения состояли музыканты-любители и профессионалы:
Н.З. Ярцев, К.А. Угринский, Ф.И. Алексеев (Певческая капелла в Санкт-
Петербурге), М.Н. Бахарева (Московская консерватория) и др. После окончания
гимназии некоторые ее выпускницы продолжали обучение в ведущих
музыкальных вузах России, пополняли ряды музыкантов Всероссийского
профессионального союза работников искусства и пр.
В минусинскую Учительскую семинарию, как правило, поступали
выпускники приходских (городских и сельских) училищ. Уже при наборе
абитуриентов большое внимание уделялось их вокальным способностям и
навыкам, знанию нотной грамоты, церковного и светского репертуара. В период
обучения все семинаристы регулярно были задействованы в пении и чтении за
богослужением. В свободное время посещали оперно-драматические спектакли и
концерты, принимали непосредственное участие в публичной концертно-
музыкальной жизни города. Музыкальные инструменты (духовые инструменты,
скрипки, гитары и пр.) для них приобретались Обществом попечения о начальном
образовании, а так же жертвовались местными купцами-предпринимателями.
На протяжении 1840–1920-х годов в музыкальном образовании на юге
Енисейской губернии происходили существенные перемены. Если поначалу
обучение искусству сводилось к церковному пению, то впоследствии школьный
репертуар постепенно расширялся за счет светской музыки, игры на различных
инструментах, а также благодаря привлечению учащихся к общей культурной
деятельности, в том числе через любительские музыкальные и драматические
коллективы, участие в музыкальных ансамблях и оркестрах.
Глава 2. Первоначальные формы любительского музицирования (1822–
1870-е годы).
Рассматриваются процессы формирования камерного вокального и
инструментального (клавирного, скрипичного, ансамблевого) исполнительства на
юге губернии в контексте административных, социально-экономических и
культурно-музыкальных преобразований, во взаимосвязи с художественными
досугами.
Развитие различных форм любительского музицирования на юге Енисейской
губернии проходило при непосредственном участии местного купечества,
политических ссыльных, прибывших из других регионов России образованных
чиновников, разночинной интеллигенции. Глубокий след в истории музыкальной
культуры оставили декабристы. Непосредственно в Минусинске на поселении
проживали: С.Г. Краснокутский, С.И. Кривцов, братья П.П. и А.П. Беляевы, братья
А.А. и Н.А. Крюковы, Н.О. Мозгалевский, И.В. Киреев, Х.М. Дружинин. В селе
Шушенском на поселении находились П.И. Фаленберг и А.Ф. Фролов, в поселке
Курагино – А.И. Тютчев. Благодаря декабристам музыка стала постоянной
спутницей досуга городской элиты, все более распространялось любительское
музицирование, складывалась частная музыкально-педагогическая практика,
обогащался инструментарий. Немаловажной областью музыкального творчества
декабристов было пение – церковное и светское.
Существенную роль в развитии музыкальной культуры сыграли поляки.
Согласно официальным данным, только после Январского восстания 1860-х годов
в Енисейскую губернию было направлено 3719 человек, из которых в
Минусинский округ прибыло 1026 польских граждан. В их числе состояли врачи,
учителя, художники, музыканты. В рассматриваемом регионе поляки участвовали в
концертах, руководили оркестрами, занимались частной педагогической
практикой. В свете рассматриваемой тематики в данной главе особое внимание
уделено польским семействам Войцеховских и Корженевских, внесшим значимый
вклад в музыкально-художественную жизнь Минусинска.
Активно осваивали европейские формы музыкальной жизни минусинские
купцы и зарождающаяся буржуазия: учреждали художественные сообщества,
выступали в любительских концертах и спектаклях, обучали музыке своих детей,
для чего приглашали частных учителей (в том числе из ссыльных). В роли
меценатов и учредителей в сфере культуры и образования нередко выступали
купцы Масленниковы, Гусевы, Зайцевы, Сафьяновы и др.
Главным объединяющим музыкальным центром в Минусинске в середине
XIX века служил дом купчихи М.С. Беловой. Именно здесь, с целью проведения
культурного досуга, собиралась местная интеллигенция: декабристы А.А. Крюков
и П.И. Фаленберг, окружной начальник Н.А. Костров, А.В. Малинин, Е.К.
Баженова-Малинина и пр. После смерти купчихи Беловой в 1872-м году,
«Благородное собрание» не прекратило своего существования, а по-прежнему
собиралось в ее доме вплоть до 1881-го года, арендуя второй этаж. В дальнейшем
привилегированная часть общества нередко бывала у А.В. Малинина. Именно по
его приглашению в 1874-м году в Минусинск приехал провизор Н.М. Мартьянов –
основатель первого краеведческого музея в Енисейской губернии и одного из
старейших в Сибири. Минусинский музей (1877) привлек многих ученых –
носителей европейской, в том числе музыкальной культуры, принимающих
непосредственное участие в музыкально-художественной жизни города. Известно,
что в доме Мартьяновых в конце XIX века имелся рояль фирмы «Schröder», на
котором играла его супруга Е.К. Малинина.
Новой страницей, открывающей широкие возможности для любительского
музицирования более позднего времени, явился показ кинолент. Для озвучивания
немого кино в начале XX века привлекались отдельные музыканты и городские
исполнительские коллективы (нередко звучали скрипка, рояль, духовой оркестр,
военный оркестр домристов, оркестр балалаечников, оркестр мандолинистов-
любителей и пр.). Инструментальные дуэты и различные оркестровые коллективы
исполняли классическую музыку в антрактах, что, безусловно, еще больше
приобщало горожан к высоким образцам музыкального искусства.
Глава 3. Развитие музыкальной культуры на юге Енисейской губернии
на рубеже эпох (70-е годы XIX века – 1925 год).
3.1Музыкально-театральныеимузыкально-исполнительские
коллективы и их просветительская деятельность до 1920 года. Характеризуется
деятельность ведущих городских творческих коллективов того времени:
симфонического, духового и народного оркестров, оркестра мандолинистов-
любителей под управлением Г.А. Левинского, городского хора Н.З. Ярцева.
Центральное место принадлежит Литературно-музыкально-драматическому
обществу. Очерчиваются временные границы его деятельности, устанавливается
связь с культурными досугами интеллигенции, собиравшейся в 1860-е годы в доме
купчихи М.С. Беловой. Работу Музыкального отдела общества возглавлял К.А.
Угринский – пианист и дирижер местного симфонического оркестра, внесший
большой вклад в развитие культурной жизни Минусинска. Из разрозненных
музыкальных сил ему удалось создать оркестр, исполнявший симфонические
произведения Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, П.И. Чайковского, В.С.
Калинникова, предпринимались попытки оперных постановок. Кроме Угринского,
активнейшими членами Музыкального отдела рассматриваемого общества
являлись М.Н. Бахарева, А.П. Голубков, В.Д. Кожанчиков, Б.Н. Войцеховский, Е.И.
Востротина, Е.Д. Дэн, М.П. Кожанчикова, П.Н. Чистяков, Г.С. Щукин, Ф.И.
Алексеев и др.
Определенное воздействие на формирование музыкальных традиций на
юге губернии оказала деятельность минусинского Добровольно-пожарного
общества. Подобные социальные формирования на рубеже XIX – XX веков в
Енисейской губернии были весьма популярны: они не только отвечали за
пожарную безопасность, но и нередко становились важными культурными
очагами. В Минусинске при Добровольно-пожарном обществе имелись духовой и
народный (балалаечный) оркестры, регулярно устраивались сопровождаемые
музыкой различные увеселительные мероприятия (балы, маскарады, гуляния и
пр.). Общество принимало участие в городских торжествах, театральных
спектаклях, концертах. Зачастую музыкальное сопровождение духового и
балалаечного оркестров сопутствовало демонстрации кинолент.
Отдельное внимание в разделе уделено гастрольной концертно-
театральной жизни Минусинска: освещаются неопубликованные ранее факты,
выявляется ее специфика на юге губернии на рубеже эпох. В результате бурной
широко развернутой просветительской деятельности музыкантов-любителей и
профессионалов представляется закономерным образование Профессионального
союза музыкантов (1918), а затем Минусинского отдела Всероссийского
профессионального союза работников искусства (1919), объединившего
музыкальные силы города и курирующего важнейшие творческие проекты.
3.2 Музыкальная культура Минусинского уезда в первые годы
советской власти (1920–1925). Освещаются музыкально-исторические процессы,
протекавшие в регионе после 1920-го года. Характеризуется кульминационный
подъем, небывалое до того времени развитие концертной и музыкально-
театральной жизни, становление системы специального музыкального образования
– с одной стороны, и начало последующей регрессии, обусловленной социально-
политическими, экономическими и прочими преобразованиями советской России –
с другой стороны.
В Минусинске в 1920-м году все крупные музыкально-творческие силы были
консолидированы в подотдел Всероссийского союза работников искусства и
рассредоточены по новообразованным профессиональным коллективам и
учреждениям. К активной творческой и широкомасштабной культурно-
просветительской деятельности приступили: музыкально-драматическая труппа
Советского и Ново-Пролетарского театров, Народный показательный хор,
симфонический, духовой, народный оркестры, камерные ансамбли, солисты
оперного и инструментального исполнительского искусства. Вершиной
кульминационной фазы по праву можно считать появление первого в истории
Минусинска специализированного музыкально-образовательного учреждения –
музыкальной школы. В числе ее преподавателей были: Ф.И. Алексеев (Певческая
капелла в Санкт-Петербурге), М.Н. Бахарева (Московская консерватория), А.В.
Буткевич (Киевская консерватория), В.Д. Кожанчиков (класс профессора П.А.
Зиновьева в Санкт-Петербургской консерватории, стажировка у Т. Лешетицкого в
Вене) и др.
Мощная культурно-просветительская волна охватила весь Минусинский
уезд: повсеместно учреждались различные творческие коллективы, формировались
оркестры и ансамбли, открывались молодежные клубы и Народные культурные
дома, организовывались выездные концерты. Весомый вклад в обогащение
музыкальной жизни внесла деятельность европейских специалистов. Среди них –
С.Я. Полотынский (Краковская консерватория), Видеман Венцель, Нандоль
Перцель, Филимон Гобор и пр.
В результате сложившейся политико-экономической обстановки к началу
1923-го года волна массовых сокращений работников искусства прошла по всей
Енисейской губернии. Одни культурные и образовательные учреждения оказались
расформированы, другие – преобразованы и переведены на хозрасчет.
Существенные изменения произошли в работе минусинского отдела
Всероссийского профессионального союза работников искусства: перестал
функционировать струнный оркестр, значительно уменьшился штат музыкантов
духового оркестра; приостановила свою деятельность музыкальная школа.
В непростые в экономическом отношении 20-е годы XX столетия
музыкальнаякультуранаюгеЕнисейскойгуберниипродолжала
жизнедеятельность благодаря самоотверженному труду преданных своему делу
местных музыкантов и гастролирующих артистов. Последние приезжали из
различных российских городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Так,
например, в 1923-м году Минусинск дважды посетила Л.А. Андреева-Дельмас –
концертная и оперная певица (меццо-сопрано), блиставшая на сценах Санкт-
Петербурга и Киева в первой четверти XX века. Поставленные ею (совместно с
другими артистами) на минусинской сцене оперы «Пиковая дама» и «Черевички»
П.И. Чайковского, вероятно, стали первыми мировыми оперными шедеврами,
прошедшими здесь целиком. Большое впечатление на жителей уезда в 1924-м
году произвели гастроли артистов Московской оперы и Ленинградской
музыкальной драмы. В исполнении А.Л. Красновой (лирико-драматическое
сопрано), А.А. Федосеевой (драматическое сопрано), Е.А. Красавиной (меццо-
сопрано), Ф.К. Краснова (тенор), Ю.П. Кащенко (баритон), А.А. Кулычева (бас) и
других музыкантов на суд местной публике были представлены оперы «Евгений
Онегин» П.И. Чайковского и «Демон» А.Г. Рубинштейна. В отделениях двух
Больших концертов звучали арии из опер «Кармен» (Ж. Бизе), «Риголетто»,
«Травиата» (Дж. Верди), «Хованщина» (М.П. Мусоргский), «Паяцы» (Р.
Леонкавалло), «Севильский цирюльник» (Дж. Россини), романсы П.И.
Чайковского, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра. В первые годы
советской власти юг губернии охотно посещали солирующие музыканты и
творческие коллективы Красноярска. В их числе – красноярский симфонический
оркестр, А.Л. Марксон (скрипка), А.Р. Бучинская (колоратурное сопрано), В.Н.
Иванова (сопрано), В.Д. Петитто (лирический баритон), В.П. Чупичев (баритон),
Н.В. Прокофьева (рояль), Г.Н. Трошин (балалайка) и другие.
Глава 4. Выдающиеся представители местной интеллигенции и их
просветительская деятельность.
В данной главе последовательно представлены творческие портреты пяти
выдающихся музыкантов, внесших неоценимый вклад в развитие музыкальной
культуры на юге Енисейской губернии и далеко за ее пределами. Масштаб и
высокое художественное мастерство их просветительской и музыкально-
педагогической деятельности так же свидетельствуют о соответствующем
возрастании уровня культурной жизни местной общественности.
4.1 Н.З. Ярцев: музыкант, режиссер, основатель Минусинского
драматического театра. Н.З. Ярцев (1861–1927) – актер, режиссер, музыкант,
педагог, регент минусинского Спасского собора, руководитель городского хора,
основатель местного драматического театра. Принимал активнейшее участие в
городских спектаклях и концертах на протяжении более 50-ти лет. Важной
областью его разносторонней творческой деятельности было хоровое церковное и
светское пение.
4.2 Б.Н. Войцеховский: минусинский музыкант, педагог. Представляет
творческий портрет одного из самых ярких представителей польской
интеллигенции в Сибири рубежа XIX – XX веков. Оперный певец (бас), выпускник
Московской консерватории Б.Н. Войцеховский оказал значительное влияние на
формирование музыкальных традиций в области камерного и оперно-
симфонического искусства в Минусинске. Выступал на концертных площадках
Томска, Красноярска, Варшавы.
4.3 В.Д. Кожанчиков – пианист, ученый-энтомолог, заведующий
Минусинским музеем им. Н.М. Мартьянова (1915–1929). С именем В.Д.
Кожанчикова (г.р. 1866, Санкт-Петербург) связана область профессионального
фортепианного искусства и музыкально-педагогической практики, ведущих свою
линию от санкт-петербургской исполнительской школы (класс профессора П.А.
Зиновьева). Совершенствовал свое мастерство у Т. Лешетицкого в Вене (1888–
1890). До получения приглашения в Минусинск на должность заведующего
городским музеем и библиотекой, которое последовало в 1915-м году, в течение
более двадцати лет (1892–1915) принимал активное участие в музыкальной жизни
Санкт-Петербурга (работал концертмейстером Мариинского оперного театра,
выступал в качестве солиста), гастролировал в Вене, Праге, Берлине.
4.4 Ф.И. Алексеев – дирижер, пианист и композитор. В культурно-
музыкальной жизни Минусинска первой трети XX века активнейшее участие
принимал Ф.И. Алексеев – хоровой дирижер, пианист, композитор, оперный
режиссер, талантливый педагог, выпускник Певческой капеллы в Санкт-
Петербурге. Из северной столицы в Минусинск переехал в 1914-м году, где
развернул бурную концертно-просветительскую и педагогическую деятельность.
Являлся членом городского Профессионального союза музыкантов, заведовал
музыкальнойсекциейминусинскогоподотделаВсероссийского
профессионального союза работников искусства, концертировал в качестве
солиста, озвучивал на рояле показ кинолент, руководил Показательным народным
хором, обучал пению и игре на рояле горожан. Федору Ивановичу Минусинск
обязан постановкой ряда опер и развернутых оперных сцен. Так, например, силами
возглавляемого им музыкального кружка в 1923-м году в городском театре была
представлена опера «Фауст» Ш. Гуно, в 1924-м – «Русалка» А.С. Даргомыжского (I
и II акт) и пр.
4.5 С.Я. Полотынский – симфонический дирижер, польский офицер
Первой мировой войны. Яркий след в музыкально-исторической летописи
Минусинска оставил выдающийся музыкант из числа военнопленных Первой
мировой войны С.Я. Полотынский (1895, Краков – 1967, Сидней, Австралия).
Свободный художник и композитор, симфонический дирижер, флейтист,
владеющий так же игрой на скрипке и фортепиано, он выступал как солист и
дирижер струнного оркестра на юге Енисейской губернии в конце 20-х годов XX
века. На основе архивных материалов и периодических изданий Австралии в
данном разделе охарактеризован его творческий облик и жизненный путь.
Заключение
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Формирование музыкальных традиций в рассматриваемом регионе
осуществлялось поэтапно. Отчетливо выделяются четыре периода. В первый
период(1707–1822)происходилоактивноезаселениетерритории,
сопровождавшееся строительством церквей и распространением церковно-
певческого искусства. Бытовали различные виды народного исполнительства.
Второй период (1822–1877) начинается со времени учреждения Енисейской
губернии и утверждения Минусинска в качестве окружного центра.
Характеризуется стремительным развитием экономической и культурной жизни,
распространением различных форм любительского музицирования и частной
музыкально-педагогической практики, появлением учебных заведений начального
(духовного и светского) образования. Важным событием стало создание
минусинского музея (1877), объединившего вокруг себя интеллигенцию и
привлекшего многих выдающихся деятелей культуры, в числе которых были
музыканты. Третий период (1877–1920) отличается многогранной общественной
музыкально-просветительской деятельностью. В конце 1870-х годов, с появлением
в Минусинске Общества любителей драматического искусства, культурная жизнь
города стала достоянием общественности и, тем самым, поднялась на новый
уровень своего развития. Для концертной жизни стали характерны выступления
симфонического, духового и народного (балалаечного) оркестров, оркестра
мандолинистов-любителей, различного рода камерных ансамблей, городского
хора, в исполнении которых зачастую звучали фрагменты оперных и
симфонических мировых шедевров. Любительское движение на данном
историческом этапе органично сочеталось с профессиональными формами
музыкальной деятельности, обусловленной появлением в городе академически
образованных музыкантов, в том числе выпускников ведущих российских и
европейских консерваторий (в их числе – Ф.И. Алексеев, М.Н. Бахарева, Б.Н.
Войцеховский, В.Д. Кожанчиков, С.Я. Полотынский и др.). В сфере музыкального
образования ведущие позиции заняла светская школа, с появлением учебных
заведений среднего звена прочно укоренилась концертная практика учащихся.
Частыми гостями в Минусинске и Минусинском уезде стали музыкальные и
оперно-драматические труппы, процветала музыкальная критика. Четвертый
период (1920–1925) отражает музыкальную жизнь региона в первые годы
советской власти, демонстрирует кульминационный подъем в развитии
академических музыкальных традиций и начало последующей регрессии,
обусловленной социально-политическими, экономическими, а в 1925-м году и
территориально-административными преобразованиями советской России.
Динамичный рост наблюдается как в общей картине музыкальной жизни, так
и в отдельных направлениях, ее составляющих. Важнейшее из них, как можно
заключить, было связано с развитием музыкального обучения в духовных и
светских учебных заведениях. На протяжении 1840-х годов – первой четверти XX
века четко просматривается определенная динамика: от клиросного, церковного
пения – к публичным концертным выступлениям учащихся с соответствующей
сменой репертуара; от обучения «пению по ноте» и основам музыкальной грамоты
– к профессиональному владению голосом и / или инструментом, что открывало
учащимся возможность работы в различных вокальных и инструментальных
исполнительских коллективах, а так же перспективу дальнейшего обучения в
консерватории. Кроме того, показателен стремительный количественный рост
школ и возрастание музыкального профессионализма – от церковно-приходских и
ряда светских учебных заведений к созданию начальной, базисной ступени
профильного образования – музыкальной школы (1920).
Другое не менее важное направление было связано с формированием
любительского и профессионального исполнительства: от любви к музицированию
представителей местного чиновничества и музыкально-просветительской
деятельности ссыльных (в первую очередь, декабристов и поляков) к
Профессиональному союзу музыкантов (1918) и Всероссийскому союзу
работников искусства (1919).
В целом музыкальная культура рассматриваемого региона развивалась в
русле общероссийских тенденций. В ней последовательно, хотя и с некоторым
запаздыванием во времени, нашли отражение наиболее значимые вехи и явления
культурной жизни страны. К общерегиональным чертам (в масштабах Сибири и
Енисейской губернии, в частности) следует отнести непостоянный, прерывистый
характер музыкального образования и просветительства, зависимость от
приезжавших на временную службу чиновников, ссыльных, военных,
представителей разночинной интеллигенции. Немаловажной особенностью
являлось заимствование опыта развития музыкальной культуры европейской
России через ее представителей – выпускников консерваторий, трудившихся на
юге Енисейской губернии и приобщавших минусинцев к высоким образцам
классического профессионального искусства. В то же время уровень
интенсивности, разнообразие качеств и форм музыкальной жизни, деятельность
конкретных выдающихся представителей творческой интеллигенции обусловили
уникальность и неповторимость облика данной российской провинции. В ряду
других регионов Енисейской губернии Минусинский уезд выгодно отличали
весомостьзначениямузыкальногообучениянапротяжениивсего
рассматриваемого периода, достаточно большое количество ссыльных и городской
элиты, пролонгированное пребывание военнопленных, среди которых имелись
крупные специалисты.
В числе характерных черт музыкальной культуры Минусинска можно
назвать преемственность с московской и петербургской исполнительской и
музыкально-педагогической школой. Европейская ветвь, заложенная в начале
1910-х годов многогранной деятельностью М.Н. Бахаревой (Московская
консерватория) и Ф.И. Алексеева (Певческая капелла) – концертирующих
пианистов и учителей некоторых городских начальных и средних учебных
заведений, укоренилась в 1920-м году с открытием в Минусинске первой
музыкальной школы. В штат ее преподавателей, кроме М.Н. Бахаревой и Ф.И.
Алексеева, вошли бывшие петербуржцы В.Д. Кожанчиков (Санкт-Петербургская
консерватория, школа Т. Лешетицкого в Вене) и М.А. Герасимов. В лице Б.Н.
Войцеховского (Московская консерватория) и С.Я. Полотынского (Краковская
консерватория) город так же обрел профессиональных исполнителей и
музыкальных (частнопрактикующих) педагогов. Небезынтересно отметить влияние
музыкальных традиций Австрии, впервые проявившихся, вероятно, в творчестве
В.Д. Кожанчикова и нашедших продолжение в концертно-просветительской
деятельности “австрийского квартета”, а также симфонического оркестра под
управлением Видемана Венцеля, сформированного из музыкантов – бывших
военнопленных Первой мировой войны.
Кульминационный подъем профессионального музыкального искусства,
выпавший на начало 1920-х годов, безусловно, был подготовлен всем
предшествующим развитием и, пожалуй, вряд ли когда-нибудь еще сможет
повториться. С распадом Енисейской губернии в 1925-м году как
административно-территориальной единицы, Минусинск утратил свое былое
значение. В настоящее время в городе нет ни симфонического оркестра, ни
оперного театра – важнейших составляющих музыкальной культуры
академического направления. Культурным оплотом являются Минусинский
региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова, драматический театр,
начальное и среднее звено профессионального музыкального образования –
детская музыкальная школа и колледж культуры и искусства, на базе учебных
учреждений функционирует ряд вокальных и инструментальных ансамблей,
духовой и джазовый оркестры.
В то же время, очевидно, что академические музыкальные традиции,
формировавшиеся на протяжении XIX – первой четверти XX века, не были
прерваны. Музыкальная культура смогла пережить революцию, политическую и
экономическую нестабильность военных лет, «чистку» работников искусства во
второй половине 1920-х – 1930-х годах. Самыми страшными для Минусинского
уезда, как и для России в целом, оказались роковые 1937–1938-й годы, унесшие
жизни весьма многих выдающихся деятелей культуры, в том числе музыкантов,
представителей духовенства. В их числе – архиепископ Димитрий Вологодский,
В.П. Косованов, Н.И. Тропин, А.В. Харчевников и многие другие. Страницы
истории развития музыкальной культуры на юге Енисейской губернии после 1925-
го года могут стать темой отдельных диссертационных исследований.

Актуальность исследования. Одним из важных и востребованных
направлений современного отечественного музыкознания является музыкальное
краеведение. Его значение для изучения истории музыкальной культуры и
образования в России трудно переоценить. Без проведения музыкально-
исторических исследований в удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга областях
и регионах страны невозможно представить целостную панораму музыкальной
культуры страны. На необходимость наличия совокупной картины музыкального
прошлого России в свое время указывали ученые – Б.В. Асафьев, Б.С.
Штейнпресс, М.А. Этингер и другие (см. об этом: [17; 423; 426]). Общеизвестно,
что краеведение является «действенным средством сохранения и возрождения
культуры» России [382, с. 5; 205, с. 30]. Особая ценность музыкального
краеведения состоит в возможности применения накопленной им информации в
учебном процессе российских ВУЗов, ССУЗов и школ. Так, например,
музыкально-краеведческий фонд является «средством формирования музыкально-
эстетической культуры… подлинного нравственно-патриотического
воспитания… устанавливает и поддерживает связь времен, поколений,
преемственность в развитии музыкальной культуры региона… способствует
сохранению памяти о музыкантах края… ―духовной оседлости‖ (Д.С. Лихачев. –
Т. К.)» [382, с. 8].
В то время как музыкальная жизнь Москвы и Санкт-Петербурга в научно-
исследовательской литературе представлена довольно широко (см., например:
[141-147 и пр.]), история музыкальной культуры многих удаленных от центра
территорий изучена недостаточно и все еще далека от целостности и системности.
Существенный вклад в разработку темы «Провинциальная культура России»
внесли сотрудники Государственного института искусствознания [60; 197; 267;
283 и др.]. Последние три десятилетия в целом отмечены появлением большого
количества исследований, позволяющих по-новому взглянуть на музыкально-
историческое прошлое страны в самых широких географических масштабах 1 .
Работы посвящены различным областям музыкального творчества. В их числе:
музыкальный театр [36; 60; 93; 160; 283; 334; 337; 381; 390; 416; 132],
музыкальное образование [5; 6; 12; 30; 34; 95; 96; 208; 267; 329; 336; 350; 371],
инструментальное исполнительство [2; 4; 27; 38; 63; 69; 92; 159; 163; 215; 303;
328; 331; 357; 371 и др.], академическое вокально-хоровое искусство [39; 139; 158;
215; 346; 414 и др.], церковно-певческие традиции Русской православной и
старообрядческой церкви [10; 11; 99; 118; 119; 120; 121; 149; 150; 152; 153; 155;
389 и др.], творческая интеллигенция [8; 22; 29; 40; 67; 68; 71; 82; 89; 148; 172;
173; 191; 282; 341], музыкальное просвещение и концертная практика [66; 70; 169;
197; 268; 340; 415 и др.] и т.д. Зачастую внимание исследователей привлекает
академическая музыкальная культура во всей ее совокупности [23; 24; 74; 81; 83;
90; 116; 122; 156; 168; 174; 192-194; 271; 272; 281; 284; 333; 349; 400; 401; 406;
412; 427; 435]. Отдельно стоит упомянуть труды, затрагивающие проблемы
современного музыкознания в целом и музыкального краеведения в частности
[17; 98; 97; 382; 391; 421; 423; 424].
На рубеже XX – XXI веков объектом изучения целого ряда научно-
исследовательских работ стала региональная культура Сибири (см.: [2; 38; 68-71;
92; 99; 116; 118; 187; 194; 401 и др.]). В музыкальном краеведении, по словам Б.А.
Шиндина, сложилось целое «особо значимое направление (выделено мной. – Т. К.)
Среди них: Благовещенск, Владивосток, Екатеринбург, Омск, Орел, Томск, Чита,
Ростов-на-Дону, Челябинск, Самара, Уфа, Нижний Новгород, Новочеркасск, Новосибирск,
Казань, Воронежская, Курская, Нижегородская, Казанская, Тверская губернии, Свердловская,
Саратовская, Оренбургская область, Астраханский, Краснодарский, Пермский, Тамбовский
край, республики Карелия, Башкирия, Бурятия, Якутия, Тыва, Поволжье, Камчатка и пр.
научных исследований – комплексная тема ―Музыкальная культура Сибири‖» 2
[421, с. 37]. Приоритет в ее разработке принадлежит преподавателям и
сотрудникам Новосибирской государственной консерватории, а также
Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского.
Итогом деятельности новосибирских музыковедов стал фундаментальный труд,
охватывающий почти все сибирские регионы и их административные центры (см.:
[273–278]). В трехтомном издании представлена история музыкальной жизни
таких городов как Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Томск, Омск, Тюмень,
Барнаул, а также республик Хакасия, Бурятия, Тыва. Коллективная монография
«Музыкальная культура Красноярска» (в 3-х томах, изданных в 2009–2012-м гг.)
преподавателей Сибирского государственного института искусств посвящена, в
основном, истории музыкальной жизни столицы Красноярского края (а также
некоторых других сибирских городов) в период с 1628-го года до начала XXI века
[270–272]. Однако история музыкальной культуры огромного по протяженности
данного региона не ограничивается лишь его центром – городом Красноярском.
На территории второго по площади субъекта РФ3, образованного в 1934-м году
«практически в прежних границах» 4 Енисейской губернии (1822–1925), кроме
Красноярского, располагалось еще четыре округа (уезда) – Енисейский,
Ачинский, Канский, Минусинский [183].
«Белым пятном» на музыкальной карте Сибири вплоть до настоящего
времени оставался юг Красноярского края – Минусинский округ бывшей
В задачи комплексной темы «Музыкальная культура Сибири» входила подготовка
«массива исследований», охватывающих различные аспекты и периоды развития сибирской
музыкальной культуры [421, c. 37]. В частности, это: фольклор коренных и переселенческих
этносов, музыкальная жизнь дореволюционной и современной Сибири, исполнительское
искусство, композиторское творчество, музыкальное образование, просвещение и пр.
По официальным данным площадь современного Красноярского края составляет
2366797 км2, или 13,86% всей территории России [183].
Следует оговорить, что в состав Енисейской губернии (в период с 1822-го по 1925-й
год) и, в частности, Минусинского уезда (с момента образования до 14.11.1923 г.) входила так
же вся территория современной республики Хакасия.
Округами данные административно-территориальные единицы именовались в период с
1822-го по 1898-й год, до этого времени и после назывались уездами.
В 1898-м году Минусинский округ был переименован в Минусинский уезд – с
сохранением административных границ, прежних названий и структуры власти.
Енисейской губернии (1822–1925). Вместе с тем, его административная столица –
город Минусинск на протяжении более ста лет (1822–1925) являлся крупным
культурным, экономическим и политическим центром губернии, значимой частью
культуры Красноярского края и Сибири в целом. «Сибирская Италия» (А.П.
Беляев) – место основания древнейшего и, пожалуй, самого богатого в
Красноярском крае Минусинского музея, основанного в 1877-м году Н.М.
Мартьяновым, примеру которого последовали А.И. Кытманов в Енисейске (1883),
Д.С. Каргаполов в Ачинске (1887), И.А. и Ю.П. Матвеевы в Красноярске (1889). С
давних пор и до настоящего времени Минусинск славится высоким уровнем
драматического искусства, история которого начинается с музыкально-
драматических постановок Литературно-музыкально-драматического общества,
основанного во второй половине XIX века, и восходит к творческой деятельности
талантливых музыкантов далекого прошлого, имена которых незаслуженно
забыты или известны лишь узкому кругу любителей-краеведов. Существующая
сегодня двухступенчатая система музыкального образования в лице Детской
музыкальной школы (1955) и Минусинского колледжа культуры и искусства
(1947) была заложена еще в 1920-м году усилиями выдающихся
профессиональных музыкантов – выпускников ведущих российских и
европейских консерваторий, о чем также до сих пор умалчивается в летописи
города и края.
В развитии академической музыкальной культуры на юге Енисейской
губернии прослеживаются как уникальные, местные, так и определенные
универсальные черты, характерные для сибирского региона и отечественной
провинции в целом, обусловленные, как известно, общими закономерностями
развития музыкальной культуры России.
Выявить региональное своеобразие музыкально-исторического процесса в
контексте широко обсуждаемых в научных кругах проблем формирования,
распространения и взаимовлияния культур, глобализации ценностей и
унификации их ценностных систем, представляется насущно необходимой
задачей.
Степень научной разработанности темы. Как известно, специальных
научных работ, посвященных музыкально-историческому прошлому южной части
Енисейской губернии, вплоть до настоящего времени, не существует. Имеются
некоторые исследования, в которых культурно-музыкальная жизнь Минусинска и
Минусинского округа представлена точечно и буквально «теряется» в культурном
контексте огромного сибирского региона. В первую очередь следует назвать
диссертации А.Н. Прониной, Е.В. Прыгун, Е.С. Царевой [331; 336; 407],
монографии «История русской музыки» (т. 10 Б), «Музыкальная культура
Сибири»7, «Музыкальная культура Красноярска» [60; 197; 270; 271; 276, с. 436–
459; 283]. Подчеркнем, что в указанных источниках все сведения, касающиеся
академической музыкальной культуры рассматриваемого нами региона,
немногочисленны, рассредоточены и имеют обобщенный характер. В качестве
примеров приведем следующие цитаты: «В начале XX века… оркестры
существовали в Енисейске, Ачинске, Канске, Минусинске…», «Приезжали из
Москвы профессор И.Я. Гордиевский с женой, певцом П.И. Словцовым и сопрано
Л.А. Аракиной. Много репетировали, а потом давали концерты на озере Шира,
Минусинске, Ачинске и Красноярске», «В небольших городах – Минусинске,
Ачинске, Барнауле – как правило, публику развлекали коллективы местных
любителей драматического искусства», или «В городе (Минусинске. – Т. К.)
театров нет… есть загородный вокзал, где иногда в летнее время устраиваются
временные сцены» [270, с. 116, 155, 226, 230 и др.].
Информация подобного рода в буквальном смысле «разбросана» по самым
различным и тематически разобщенным источникам: эпистолярным,
историческим, краеведческим, мемуарным, научно-популярным и другим. За
разрозненностью и поверхностным содержанием таких сведений стоит
неизученность архивных материалов, которые до сих пор не введены в научный
оборот.
Таким образом, целостная картина музыкально-художественной жизни юга
В данном 3-х томном монографическом исследовании имеется отдельная глава,
посвященная, однако, хакасскому фольклору [273, с. 317–345].
Енисейской губернии – Минусинского округа и его административного,
культурного и политического центра, а именно, города Минусинска, в научной
литературе не представлена. Следовательно, невозможно считать завершенным,
полным, исчерпывающим научное исследование истории музыкальной культуры
Красноярского края (бывшей Енисейской губернии) и Сибири в целом как
значимой части музыкальной культуры России. Этой ситуацией определяется
главная проблема местного музыкального краеведения: проблема изыскания,
систематизации и изучения документов, содержащих информацию о путях и
формах становления и развития академической 8 музыкальной культуры на юге
Енисейской губернии. Применительно к теме настоящей диссертации
сформулированная выше общая проблема ограничивается тем ее аспектом,
которым охватывается изучение части музыкальной культуры, сложившейся на
юге губернии, в Минусинском округе. Тем самым обусловливается приоритет
источниковедческой направленности данной работы.
Под академической музыкальной культурой условимся понимать
музыкальную культуру европейского типа, исторически базировавшуюся на
западноевропейской модели композиторского и исполнительского творчества
[407, с. 24]. Характерные признаки, принципы функционирования и причины
возникновения данного типа музыкальной культуры весьма полно представлены в
современном отечественном музыкознании (см. об этом: [89; 201; 407 и др.]) 9 .
Т.В. Чередниченко выделяет четыре основных типа музыкальной культуры: фольклор,
музыку менестрельного типа (городская развлекательная музыка от средневековых скоморохов
и менестрелей до современной эстрады), искусство канонической импровизации (церковная
музыка, а также традиционные неевропейские инструментальные и вокально-
инструментальные импровизации) и академическую музыку, или «опус-музыку». Последнюю
исследователь определяет как «европейскую авторскую композицию XI – XX веков, одним из
основных понятий которой является «opus» – оригинальное сочинение, зафиксированное в
нотном тексте») [411, с. 109–110]. По другой классификации, предложенной А.М. Лесовиченко,
музыкальная культура делится на фольклор, церковно-певческую и авторскую музыку (см.:
[202, с. 3]).
Так, например, среди основных типологических черт музыкальной культуры
европейского типа А.М. Лесовиченко называет следующие: преподносимость, эстетическую
самоценность, самодостаточность художественной деятельности, функциональное разделение
участников процесса музицирования, профессиональную дифференциацию и творческую
автономность, нотную инвариантность, содержательную открытость, экспансию,
иерархичность институтов музыкальной культуры и их идеологическую и политическую
Вслед за Е.С. Царевой, укажем на некоторые основные ее черты. В частности, это:
применение нотной письменности как для фиксации уже существующих
произведений, так и для создания новых, наличие коммуникативной музыкальной
триады композитор – исполнитель-интерпретатор – слушатель, личностное
композиторское творчество, «осуществляющиеся внутри данной системы
кооперированность и дифференцированность звукотворчества и музыкально-
общественной деятельности», музыкальное произведение как культурно-
исторический феномен «новоевропейской музыкальной модели», не имеющее
―прямых анологий за рамками европейской профессиональной традиции
последних столетий‖ [407, с. 25].
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1822-го по
1925-й год. Нижняя временная граница связана с учреждением Енисейской
губернии и последующим становлением Минусинска в качестве экономического,
политического и, как следствие, культурного центра всего Минусинского уезда.
Верхняя граница обусловлена упразднением Енисейской губернии как
административно-территориальной единицы России и объединением ее земель в
ряду других сибирских областей в единый Сибирский край с центром в городе
Новосибирске.
Для полноты охвата музыкально-исторических процессов в регионе нижняя
временная граница нами расширена до 1739-го года – времени, когда было
основано село Минусинское, и более того – до 1707-го года, когда русскими
казаками на территории южной части Енисейской губернии (в настоящее время –
Республика Хакасия10) был построен первый, Абаканский острог11.

индифферентность (см.: [201]). Возникновению данного типа музыкальной культуры, по
мнению М.Н. Дрожжиной, способствовал ряд взаимосвязанных факторов, в их числе:
становление европейской музыкальной письменности, распространение и усиление
индивидуального начала, формирование инфраструктуры, обеспечивающей функционирование
новых традиций, «ускорение движения традиции, поддерживающей преемственность
художественной формы» [89, с. 48–49].
Официально Республика Хакасия со столицей в городе Абакане была образована как
Хакасский уезд Енисейской губернии 14 ноября 1923-го года (до этого времени входила в
состав Минусинского уезда). С 1925-го года представляла собой Хакасский округ Сибирского,
а затем Западносибирского края. С 1930-го года – Хакасская автономная область, вошедшая в
1934-м году в состав Красноярского края. Современное название получила в 1992-м году.
Внутри обозначенных хронологических рамок (1707–1925) отчетливо
выделяются четыре периода. Первый, подготовительный период (1707–1822),
можно назвать «глухим», характеризуется практически полным отсутствием
каких-либо документов о музыкально-художественной жизни исследуемого
региона. Важным рубежом здесь является 1739-й год как время основания села
Минусинского – будущего окружного центра. Второй период (1822–1877)
получил отражение в немногочисленных документальных источниках и
начинается со времени учреждения Енисейской губернии. Третий период (1877–
1920), отраженный в некотором множестве различных документов, отмечен
обширной и многосторонней музыкально-просветительской деятельностью.
Четвертый период (1920–1925) характеризует музыкальную жизнь Минусинска и
Минусинского уезда в первые пять лет советской власти, установившейся на юге
губернии к началу 1920-х годов.
Территориальные рамки исследования ограничены Минусинским
округом (уездом) Енисейской губернии (1822–1925), занимавшим всю ее южную
часть12. Особое место в диссертации отведено городу Минусинску – окружному
экономическому, политическому и культурному центру исследуемого региона.
Следует отметить, что приоритетность уездного города в данной работе
объясняется так же ограниченным кругом, а иногда и полным отсутствием каких-
либо архивных источников о музыкальной жизни удаленных от Минусинска сел и
деревень. При рассмотрении общероссийских процессов для сравнения нами
приводятся сведения о музыкально-художественной жизни других сибирских и
столичных городов (в первую очередь, губернского Красноярска).
Целью настоящей работы является реконструкция исторического процесса
По официальным данным присоединение южной части Красноярского края к России
датируется 1727-м годом, когда между Китаем и Россией был заключѐн так называемый
пограничный трактат. Согласно новому международному соглашению, все земли,
находившиеся на северной стороне Саян, отошли к России, на южной стороне – к Китаю.
Переименование Минусинского округа в уезд официально было осуществлено в 1898-
м году, при этом все административные границы и структура власти остались неизменными.
Минусинский округ имел следующие границы: с севера – Красноярский и Ачинский округа, с
запада – Ачинский округ, с юго-запада – Томскую губернию, с юга – Монголию и Усинский
округ Енисейской губернии, с юго-востока – Монголию, с востока – Иркутскую губернию, с
северо-востока – Канский округ [425, с. 78–79].
музыкальной культуры на юге Енисейской губернии, преимущественно, города
Минусинска как административного центра рассматриваемого региона на основе
документальных и других источников – архивных и опубликованных. Объектом
исследования является академическая музыкальная культура южной части
Енисейской губернии в период с 1822-го года по 1925-й год в различных ее
аспектах – в аспекте музыкального образования, любительского музицирования и
иного рода любительских художественных досугов, профессиональных форм
музыкально-просветительской деятельности творческих объединений и
отдельных представителей художественной общественности. Предмет изучения
– региональные особенности культурно-музыкальной жизни Минусинского уезда,
в том числе историческая динамика развития музыкальной культуры в
исследуемый период (1822–1925), рассматриваемые в общероссийском контексте
того же времени.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие
задачи:
 выявить, систематизировать и изучить необходимые источники;
 проследить динамику становления академической музыкальной культуры
на юге Енисейской губернии от истоков до 1925-го года;
 выделить региональные ее особенности на фоне общерусской музыкальной
культуры аналогичного периода;
 рассмотреть музыкальное образование как часть общественно-культурного
процесса, реализуемое в рамках деятельности духовных и светских учебных
заведений начального и среднего звена до формирования музыкальной школы в
1920-м году;
 охарактеризовать на документальной основе участие местной
интеллигенции – меценатов, политических ссыльных, музыкантов-любителей и
профессионалов – в деятельности музыкально-театральных обществ, городских
оркестров и других подобных коллективов, определить их роль в формировании
культурной жизни рассматриваемого региона.
Методологической основой диссертации является междисциплинарный
подход, с опорой на исследования авторов в области отечественного
музыкознания, музыкального краеведения, источниковедения, культурологии,
истории, социологии, театроведения.
Принципиально важным является метод исторической реконструкции,
применяемый для воссоздания целостной картины музыкально-исторического
процесса. Благодаря культурно-историческому методу путем системного
анализа музыкально-художественной жизни, сопоставления и сравнения с
региональными и общероссийскими социально-культурными явлениями удалось
сформировать представление о динамике развития музыкальной культуры. При
оперировании конкретными фактами использовался сравнительно-исторический
метод, дающий возможность сопоставлять музыкальные явления сибирских и
столичных городов, выявлять закономерности их развития. Методы анализа и
синтеза применялись в работе с архивными документами XIX – начала XX
веков, материалами периодической печати, исторической и мемуарной
литературой, а также эпистолярным наследием. Биографический метод
позволил собрать сведения о жизни и деятельности некоторых представителей
местной интеллигенции – непосредственных участников формирования
музыкальных традиций. Для определения качественных изменений в процессе
становления и развития академической музыкальной культуры, а также
построения периодизации этого процесса оказался востребованным
диахронический метод. Метод комплексного изучения стал основным при
рассмотрении музыкально-исторических событий в развитии и с учетом всех
взаимосвязей между собой в контексте социально-экономической и
политической жизни России.
Совокупное применение указанных методов способствовало выявлению и
дифференциации общероссийских, общерегиональных и уникальных черт в
развитии музыкальной культуры Минусинского уезда, а так же – формированию
научной интерпретации исследуемого объекта. Последним определяется
приоритет источниковедческой базы диссертации в качестве ее материала.
Источниковедческая база исследования. Круг выявленных и изученных
нами источников разнообразен (по роду, тематике, содержанию) и обширен.
Сгруппируем их следующим образом.
Первую по важности и, пожалуй, самую многочисленную группу
источников составляют неопубликованные ранее архивные документы (письма,
отчеты, уставы, протоколы, афиши, программы, анонсы, автобиографии,
рукописные мемуары, ноты, фотографии и пр.). Для изыскания информации и
введения ее в научный оборот была проведена работа в архивах, музейных
фондах и библиотеках Минусинска, Абакана, Шушенского, Курагино,
Красноярска, Енисейска, Омска, Москвы, Варшавы . Таким образом, в
диссертационное исследование оказались включены сведения из фондов Архива
города Минусинска, Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М.
Мартьянова, Минусинского драматического театра, Государственного архива
Красноярского края, Историко-этнографического музея-заповедника
«Шушенское», Национального архива Республики Хакасия, Красноярского
краевого краеведческого музея, Енисейского краеведческого музея им. А.И.
Кытманова, архива Московской государственной консерватории им. П.И.
Чайковского, Российского государственного исторического архива, Архива
Главного управления Сибирской ассоциации в Варшаве (Archiwum Zarządu
Głównego Związku Sybiraków w Warszawie).
Ко второй группе источников следует отнести дореволюционную и раннюю
советскую периодику (последняя четверть XIX века – 1920-е годы). Нами были
проштудированы практически все имеющиеся в архивах и библиотеках
Минусинска, Красноярска и Москвы подшивки, отражающие какие-либо стороны
культурно-музыкальной жизни Минусинского округа. В частности, это:
«Телеграф и почта», «Минусинский край», «Минусинский листок», «Сибирский
архив», «Сибирские записки», «Сибирская газета», «Енисейские губернские
ведомости», «Енисей», «Енисейский край», «Амур», «Восточное обозрение»,
«Соха и молот», «Власть труда» и др.
Поездка с целью работы в Варшавской Университетской библиотеке и Архиве
Главного управления Сибирской ассоциации в Варшаве была осуществлена автором данной
диссертации при поддержке Фонда Михаила Прохорова (2017) и Юнеско (2018).
Третья группа источников включает историческую, краеведческую и
музыкально-краеведческую литературу (общероссийскую и региональную). Из
них особый интерес для задач, решаемых в данном исследовании, представляют:
Памятная книжка Енисейской губернии [305–317], воспоминания И.П.
Белоконского [21], А.П. Беляева [28], М.О. Гершензона [65], А.И. Кытманова
[196], Н.И. Лорера [206], труды Л.П. Бердникова [30; 31], В.А. Ватина [41; 42],
Д.Г. Жолудева [123], А.П. Косованова [176; 177], П.Н. Мешалкина [210-214], В.С.
Плехова [322], А.И. Погребняк [323; 324], В.И. Федоровой [397; 398], О.Н.
Шулбаева [424] и пр. Ряд музыкально-исторических фактов были почерпнуты
нами из коллективных монографий «История русской музыки» (т. 10 Б) [267; 283;
348; 390], «Музыкальная культура Сибири» [273–278], «Музыкальная культура
Красноярска» [270; 271], ряда работ новосибирских и красноярских
исследователей – В.А. Аверина [2–4], И.В. Белоносовой [23–27], Э.А. Ванюковой
[40], Л.А. Дьябелко [92], А.Н. Прониной [331], Е.В. Прыгун [333–337], Т.А.
Роменской [344; 345], Е.С. Царевой [405–408] и т.д.
Для осмысления и сопоставления музыкально-художественных процессов,
протекавших в Минусинском уезде в XIX – первой четверти XX века, с
общероссийскими музыкальными явлениями аналогичного периода мы
обращались к трудам отечественных исследователей: И.В. Ефимовой [117], Ю.В.
Келдыша, Е.М. Левашева, О.Е. Левашевой [141–146] , Т.В. Чередниченко [411] и
др.
Опираясь на эти и некоторые другие источники, сегодня нам видится
возможным формирование целостной картины музыкально-исторического
прошлого в рассматриваемом регионе, что до настоящего времени еще не
предпринималось музыковедами.
Научная новизна. Настоящая диссертация является первым и
единственным на данный момент монографическим исследованием, где ставится
задача комплексного изучения академической музыкальной культуры на юге
Енисейской губернии от истоков до 1925-го года. Кроме того, в нем впервые:
 детально и последовательно освещаются процессы зарождения и
развития академической музыкальной культуры Минусинска (1822–1925);
 прослеживается историческая логика становления музыкальной
культуры, в том числе музыкального образования – от духовных и светских школ
к созданию первого профессионального музыкального учебного заведения (1846–
1920);
 характеризуются музыкально-художественные процессы в регионе в
ранний советский период (1920–1925);
 выявляются новые имена и воссоздаются творческие портреты
представителей интеллигенции, внесших весомый вклад в развитие музыкальной
культуры города и края;
 обозначается роль в формировании культурной жизни региона
церковных деятелей, дворян, политических ссыльных (в том числе декабристов),
польских граждан, чиновников, представителей разночинной интеллигенции,
военнопленных, гастролирующих артистов, некоторых профессиональных
светских музыкантов, а так же музыкально-театральных обществ, городских
оркестров и других подобных коллективов;
 выделяются региональные особенности музыкальной культуры на фоне
общероссийской в исследуемый период;
 вводится в научный оборот широкий спектр неопубликованных ранее
исторических источников – российских и зарубежных архивных материалов (в
том числе копии некоторых документов, афиш, фотографий, нот и пр.),
привлекаются отечественные сибирские и австралийские периодические издания,
информация которых вплоть до настоящего времени не оглашалась в российских
музыковедческих исследованиях;
 предложена периодизация развития музыкальной культуры Минусинска
и Минусинского уезда с 1707-го по 1925-й год.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие академических музыкальных традиций на юге Енисейской
губернии в период ее существования (1822–1925) протекало поэтапно.
Кульминационной фазой стали первые годы советской власти, культурные
достижения которых, однако, были подготовлены всем предшествующим
развитием.
2. Пребывание политических ссыльных, беженцев, военнопленных Первой
мировой войны на территории региона оказало мощное воздействие на
формирование камерно-вокального, оперного и симфонического
исполнительского искусства в Минусинском уезде и, прежде всего, в городе
Минусинске.
3. Просветительская миссия Русской Православной Церкви, а также
духовных и светских учебных заведений явилась значимым фактором
приобщения местных жителей к профессиональным формам музыкальной
культуры.
4. Результатом деятельности публичных, концертных и иных форм
музыкально-просветительской деятельности в 70-е годы XIX – первой четверти
XX века стало формирование различных общественных объединений – союзов,
клубов, собраний в качестве локальных организационных и кадровых центров
музыкальной культуры региона.
5. Музыкальная культура на юге Енисейской губернии, сосредоточенная в
городе Минусинске, ставшем одним из крупных культурно-исторических центров
дореволюционной России, развивалась с некоторым запаздыванием во времени по
сравнению со многими другими, в том числе сибирскими регионами, однако в
целом еѐ становление и развитие отражает наиболее значимые вехи и явления
культурной жизни страны.
Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность
полученных результатов осуществленной научной работы обусловлена опорой на
документальные российские и зарубежные источники, содержащие значительный
объем фактологического материала (уставы, отчеты, указы, протоколы,
автобиографии, письма, афиши, рецензии, анонсы, рукописные и печатные
нотные тексты и т.д.), фундаментальные музыковедческие и исторические труды,
апробированные научные методы исследования. Диссертация была обсуждена и
рекомендована к защите кафедрой истории музыки Сибирского государственного
института искусств им. Дмитрия Хворостовского. Основные положения были
представлены в виде докладов на международных и всероссийских научных
конференциях в Красноярске (2014, 2015, 2016, 2018), Москве (2015, 2016, 2017),
Санкт-Петербурге (2018), Ялте (2018), Уфе (2020). Выборочная информация,
помимо материала, вошедшего в трехтомное монографическое исследование
(«Памятники древнерусского церковно-певческого искусства: из книжных
собраний Красноярска, Минусинска, Иркутска)», нашла отражение в 16-ти
научных публикациях, четыре из которых – в рецензируемых журналах,
рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций составляет 7 п.л.).
Материалы второй главы диссертации, оформленные в жанре статей и
посвященные деятельности минусинского Литературно-музыкально-
драматического общества, а также представителям польской интеллигенции,
проживавшим в Минусинске в XIX – первой четверти XX века, стали
победителями двух Международных конкурсов: III Всероссийского (II
Международного) конкурса научных работ студентов и аспирантов,
организованного Красноярской государственной академией музыки и театра
(2015), конкурса стипендий и стажировок в номинации «История. История
искусства», проводимого Юнеско (2018).
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в
ходе научной работы выводы впервые репрезентируют музыкально-исторические
процессы, протекавшие на юге Енисейской губернии в XIX – первой четверти XX
века, существенно расширяют и обогащают имеющиеся представления об
истории музыкальной культуры Сибири и России в целом. Материалы
диссертации могут быть рекомендованы студентам, аспирантам, преподавателям,
использованы в педагогической практике средних и высших учебных заведений
(курсы по истории музыкальной культуры Сибири, музыкальному краеведению,
истории русской музыки и пр.). Приведенные фактологические и аналитические
данные будут полезны для проведения дальнейших музыкально-краеведческих
исследований регионов России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав,
Заключения, Списка сокращений, Списка литературы и источников, содержащего
584 наименования (из них 443 – опубликованная литература и периодические
издания, в том числе 8 на польском и английском языках, 135 – источники на
русском и 6 на польском языках). Имеются три Приложения, включающие копии
афиш и некоторых документов (Приложение А, далее: «А»), фотографии
(Приложение Б, далее: «Б»), копии музыкальных произведений, сочиненных
местными музыкантами или принадлежавших их домашней библиотеке
(Приложение В, далее: «В»).
В первой главе рассматриваются истоки музыкальной культуры, каковыми
на территории Минусинского округа (и в самом Минусинске, прежде всего)
оказались музыкальные занятия учащихся образовательных учреждений того
времени. Вторая глава посвящена различным формам светского любительского
музицирования, как правило, сопряженного с любительскими формами
художественного досуга (преимущественно, литературно-театральным). Третья
глава отражает развитие академической музыкальной культуры в период конца
70-х годов XIX – первой четверти XX века (1877–1925): деятельность
музыкально-театральных обществ и музыкально-исполнительских коллективов,
создание первого на юге губернии профильного музыкального учреждения –
музыкальной школы. Четвертая глава посвящена творческим портретам
некоторых представителей местной интеллигенции, в частности, Н.З. Ярцева, Б.Н.
Войцеховского, В.Д. Кожанчикова, Ф.И. Алексеева, С.Я. Полотынского. Выбор
персоналий был обусловлен данными из наличной документальной базы,
достаточной для составления более-менее завершенных биографий. В тех
случаях, когда такой базы оказывалось недостаточно, составление творческих
портретов не представлялось возможным даже по отношению к личностям, вклад
которых в культуру региона был немалым, насколько можно судить по
косвенным и / или «точечным» данным. В Заключении подводятся итоги
исследования. В соответствии с поставленными задачами делаются выводы,
обобщающие последовательно представленную в диссертации научную
реконструкцию музыкально-исторического процесса на юге Енисейской
губернии, главным образом, города Минусинска как административного центра
региона. Прослеживается динамика становления музыкальной культуры от
истоков, относящихся к началу XVIII века, до 1925-го года.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Вклад интеллигенции в становление академической музыкальной культуры Минусинска: опыт прошлого
    Международный научно-исследовательский журнал. – № 3 (57) 2Ч. Март (ISSN 2303-9868 PRINT,ISSN 2227-6017 ONLINE). Гл. редактор: Миллер А.В. – ООО «КомпанияПОЛИГРАФИСТ». – Екатеринбург, 2– С. 83
    Неизвестные страницы в истории дореволюционного кинематографа в Минусинске
    Культура и цивилизация. Том 7, № 1А, 2– С.567
    Музыкальная культура на юге Енисейской губернии впервые годы советской власти
    Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship.2№ – С. 157–DOI: 17674/1997-02

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Анастасия Л. аспирант
    5 (8 отзывов)
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибост... Читать все
    Работаю в сфере метрологического обеспечения. Защищаю кандидатскую диссертацию. Основной профиль: Метрология, стандартизация и сертификация. Оптико-электронное прибостроение, управление качеством
    #Кандидатские #Магистерские
    10 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Дмитрий М. БГАТУ 2001, электрификации, выпускник
    4.8 (17 отзывов)
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал стать... Читать все
    Помогаю с выполнением курсовых проектов и контрольных работ по электроснабжению, электроосвещению, электрическим машинам, электротехнике. Занимался наукой, писал статьи, патенты, кандидатскую диссертацию, преподавал. Занимаюсь этим с 2003.
    #Кандидатские #Магистерские
    19 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»