Научный поиск как средство формирования креативности будущего инженера

Сайфутдинова Гульмира Сапарбековна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПОСРЕДСТВОМ НАУЧНОГО ПОИСКА
Креативность будущего инженера как педагогическая проблема профессионального образования
Возможности научного поиска в формировании креативности будущего инженера
Характеристика процессной модели формирования
креативности будущего инженера посредством научного поиска
Выводы по первой главе
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА ПОСРЕДСТВОМ НАУЧНОГО ПОИСКА
Логика и задачи исследования
Опыт формирования креативности будущего инженера
посредством научного поиска
Динамика сформированности креативности будущего инженера
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Креативность будущего инженера как проблема профессионального образова- ния. Установлено, что понятие «креативность будущего инженера» к настоящему времени представляет собой видовую форму креативности и рассматривается как: процесс реализа- ции в порождающихся культурных ценностях интеракции личностей, групп, вещей (И. А. Ильин); плод качественного многообразия всего духовного, проявляющегося в ряде логико-психологических компонентов: критичность, дивергентность, неповторимость, та- инственность и др. (Л. П. Карсавин); творческие способности к созданию принципиально
новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления (В. И. Лившиц).
В авторском понимании «креативность будущего инженера» рассматривается как профессионально-личностная, устойчивая характеристика, направленная на реализацию творческих способностей (отказ от стереотипного мышления, порождение оригинальных идей, нестандартное разрешение проблемных профессиональных ситуаций, конструирова- ние инновационных инженерных продуктов), саморазвитие и самореализацию на продук- тивно-созидательном, вариативно-конструктивном, креативно-процессуальном уровнях
решения задач цифровой экономики, имеющих профессиональный контекст.

Выявлено, что профессиональное образование становится для современного студен- та осознанной инвестицией согласно социальным запросам общества. Для него характерно умение легко адаптироваться к критическому мышлению и решению нестандартных про- изводственных задач, закрепляющих его обязанность и ответственность перед работодате- лем, находить оригинальные решения, работать в команде, бесконфликтно выходить из проблемных ситуаций, генерировать новые идеи, приобретать навыки самостоятельной по- знавательной и профессиональной деятельности, но недостаточно сформированными остаются его готовность к сотрудничеству и инициативность. Активность и амбициозность сопрягаются с тщеславием, основанным на вере в себя, понимании, что достоин всего луч- шего, престижного, нацеленностью на быстрый результат. Это потребовало определить профиль креативности будущего инженера (мотивация на успех в реализации нестандарт- ных задач, нацеленность на результат, потребность в удовлетворении познавательного ин- тереса, мотивация к научному поиску, профессиональная направленность, активная жиз- ненная позиция, знание методологии научного поиска, современных техник креативности, готовность к научному поиску, умение планировать и прогнозировать, способность пре- одолевать стереотипы, открытость экспериментам, склонность к риску, самооценка и само- рефлексия, способность к самообразованию в процессе научного поиска) как профессио- нальный ориентир.
Определена уровневая сформированность креативности будущего инженера (про- дуктивно-созидательный, вариативно-конструктивный, креативно-процессуальный, репро- дуктивный) посредством комплекса критериев и соответствующих им показателей: моти- вационным (потребности в удовлетворении познавательного интереса, направленности бу- дущего инженера на мотивацию достижения успеха в реализации нестандартных задач, направленности на овладение профессиональными знаниями), когнитивным (знания основ научного поиска; знания о креативности, современных техник креативности в инженерном образовании), деятельностным (готовности будущего инженера к научному поиску, убеж- дении в необходимости поиска новых идей как результата самореализации) и рефлексив- ным (способности будущего инженера преодолевать стереотипы в процессе научного по- иска, способности к самооцениванию результатов научного поиска и саморефлексии).
Возможности научного поиска в формировании креативности будущего инже- нера. В диссертации на основе понимания возможностей С. Н. Дегтяревым, В. А. Митра- ховичем и анализа личностного педагогического опыта выделены возможности научного поиска в формировании креативности будущего инженера: интеграция науки и професси- онального образования (обусловливает объединение в целое разрозненных частей, глубо- кое взаимопроникновение, слияние обобщенных знаний в области науки и образования), взаимодействие элементов научного профессионально-образовательного кластера (уси- ливает социальный компонент научного поиска, обеспечивающий оптимальные условия для взаимодействия субъектов научного профессионально-образовательного кластера, направленных на продуктивную реализацию поставленных задач) и адаптируемость под
изменяющиеся обстоятельства (обеспечивает формирование способности личности к адаптации под гибкие обстоятельства, способствует формированию адекватных представ- лений о профессии будущего инженера посредством решения профессиональных задач в ходе научного поиска).
Возможность «интеграции науки и профессионального образования» включает си- стематизацию, интегрирующую компоненты системы согласно цели инженерного образо- вания, непрерывного формирования креативности будущего инженера посредством науч- ного поиска; многофункциональность, обусловливающую многообразие возможных функ- ций исследований будущего инженера в формировании его креативности; вариативность, определяющую деятельностную структуру образовательного процесса, содержание допол-
нительных программ инженерного образования, современные креативные технологии. Возможность – «взаимодействия элементов научного профессионально-образовательного кластера» – дополняется самопрезентацией, демонстрирующей полноценный благоприят- ный образ самопрезентующегося в глазах окружающих с целью принятия социумом пре- зентуемого как личности; коммуникацией, определяющей результат сотрудничества педа- гогов, работодателей и будущих инженеров в ходе научного поиска путем обработки и пе- редачи полученной информации; кластеризацией, направленной на создание инновацион- ного продукта путем непрерывного взаимодействия представителей кластера посредством обмена опытом с целью создания самообучаемой системы повышения квалификации со- трудников производства, согласно требованиям работодателя, обучения конкурентоспо- собной личности, востребованной на рынке труда. Возможность «адаптируемости под гибкие обстоятельства» дополняется подвозможностью самоорганизации, способствую- щей будущему инженеру выходить на новый уровень развития, адаптироваться к изменя- ющимся условиям, самосовершенствоваться, понимать себя, созидать, осознанно перераба- тывать полученную информацию, создавая нужные формы ее реализации, определять аль- тернативный ход решения проблемы; саморефлексии, позволяющей планировать програм- му саморазвития, определять результативность своих действий, пути преодоления барьеров профессионального роста; самокоучинга, направленного на преодоление внутренних пре- пятствий в работе с мыслительно-эмоциональными установками, личностными пережива-
ниями.
Выявленные возможности научного поиска обеспечили качественное преобразова-
ние образовательных, диагностических, контрольных и оценочных функций профессио-
нального образования. Целостное представление о роли научного поиска в инженерной де-
ятельности активизирует личностную инициативу обучающегося в его профессиональном
становлении.
Характеристика процессной модели формирования креативности будущего инженера на основе научного поиска представлена взаимосвязанными блоками (методо- логический, содержательный, методический, оценочно-результативный), организационно- педагогическими условиями, обеспечивающими ее успешность (рис. 1).

Рисунок 1 – Процессная модель формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска
Методологический блок отображает роль деятельностного подхода и соответству- ющих ему принципов (исследовательской активности, коллективной инженерной творче- ской деятельности, рефлексии, психологической комфортности) и кластерного подхода при дополнении совокупностью принципов (добровольного объединения, принципа есте- ственного взращивания индивидуальности).
Содержательный блок модели раскрывает ориентационный, деятельностный и оценочный этапы моделирования и включает программы элективных курсов, базирующих- ся на теоретическо-прикладных вопросах методологии науки, элементах педагогики креа- тивности.
На ориентационном этапе констатирующего эксперимента представлена диагности- ка исходного уровня креативности будущих инженеров, их дифференциации и определения карты научных интересов. Деятельностный этап направлен на включение будущих инже- неров в научный поиск, обусловленный актуализацией смыслов и целей, адекватных фор- мируемой профессиональной деятельности; мотивирует на формирование креативности будущего инженера посредством научного поиска. Выделение оценочного этапа продикто- вано необходимостью наблюдения динамики сформированности креативности будущего инженера. Апробация современных техник креативности в процессе научного поиска, са- моанализ и самооценка уровня сформированности креативности будущего инженера, само- рефлексия опыта научного поиска обеспечит впоследствии продуктивность его профессио- нальной деятельности.
Методический блок модели отражает программно-методическое обеспечение (про- граммы элективных курсов, дидактических материалов: шаблоны интеллект-карт, матрицы опроса, дерева целей, памятки креативных техник, учебно-методическое пособие), средства информационной поддержки научного поиска и оценки исходного профиля креативности будущего инженера.
Оценочно-результативный блок включает критерии (мотивационный, когнитив- ный, деятельностный, рефлексивный) и уровневые показатели исследуемого феномена.
Опыт формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска. Реализация первого организационно-педагогического условия (профиль креатив- ности будущего инженера отражает комплекс профессионально значимых качеств, соот- ветствует требованиям работодателя и рынка труда).
Сравнительно-сопоставительный анализ опроса работодателей 33 предприятий раз- личных форм собственности Республики Казахстан Западно-Казахстанской области (ТОО «Eurasia Group Kazakhstan», ТОО «Газстрой», ТОО «Казахтелеком», АО «Западно- Казахстанская РЭК», ТОО «Урал-Вент», АО «Казбургаз», ТОО «Аксайский индустриальный парк», ТОО «Уралтехсервис», ТОО «Уральский трансформаторный завод» и др.), норматив- но-правовых документов позволили определить комплекс: личностных (личная организо- ванность и высокая культура собственного труда, стойкость в стрессовых ситуациях, наце- ленность на результат, организаторские способности, активная жизненная позиция); профес-
сиональных (способность принимать нестандартные управленческие решения, умения пла- нировать и прогнозировать, продуктивное решение проблемных вопросов, продуктивное и оперативное принятие решений) компетенций будущего инженера; креативных умений (ре- шать задачи, предполагающие выбор, принимать решения в ситуации частичной и полной неопределенности, преодолевать стереотипы в решении нестандартных задач, внедрять но- вые технологии, разрабатывать и использовать новые подходы и методы), на основе которых был разработан профиль креативности будущего инженера в совокупности мотивации к научному поиску, нацеленности на результат, потребности в удовлетворении познавательно- го интереса, профессиональной направленности, готовности к научному поиску, открытости к экспериментам, способности преодолевать стереотипы, готовности к самооценке и само- рефлексии.
Соответствие профиля креативности вышеобозначенным требованиям позволило расширить диапазон научного поиска в формировании креативности будущего инженера.
Реализация второго организационно-педагогического условия (программы элек- тивных курсов определяют проекцию научного поиска в приобретении опыта креативной деятельности будущих инженеров) осуществлялась путем внедрения в процесс обучения будущих инженеров программ элективных курсов с целью усвоения теоретических основ педагогики креативности, научного поиска, современных техник креативности, актуальных для их профессионального становления. Будущие инженеры осуществляли научный поиск с помощью индивидуального портфеля техник креативности.
Изучение основ «Теории и практики научного поиска» позволило будущим инжене- рам расширить представление о структуре и механизмах научного поиска, средствах ин- формационной поддержки и профессиональной деятельности в контексте научного поиска. Ознакомление с курсом «Педагогика креативности в профессиональной образовательной деятельности будущего инженера» способствовало приобретению знаний о креативности, демонстрации профессиональной компетентности. Изучение программы «Современные техники креативного образования будущих инженеров», реализация элективных курсов обеспечили приобретение профессиональных знаний, умений моделировать, решать креа- тивные инженерные задачи и производственные кейсы. Это позволило, например, Дарье С. и Кириллу С. создать макет энергоэффективного дома, работающего на основе ветрогене- ратора, оснащенного теплицей, покрывающей часть затрат на его содержание. На между- народном научно-практическом конкурсе проектов «Абай–2019» данный проект получил третье призовое место. Группа студентов в молодежном конкурсе «Инженер будущего» в номинации «Трансформируй!» представила бизнес-проект «Техники утилизации», демон-
Это обеспечило целостное отражение в содержании образования задач формирова- ния креативности будущего инженера посредством научного поиска, его профессиональ- ной готовности к креативной деятельности, адекватной мировому уровню общей и профес- сиональной культуры общества современному уровню образовательной программы, высо- кую научную и практическую значимость в содержании профессионального образования.
стрирующий возможности вторичного использования сырья. Тимур С. и Лаура У. на осно- ве смартфона создали проект карманного регистратора уровня радиации, за который были удостоены номинации лауреата конкурса научных студенческих проектов. Участие в кон- курсах позволило будущим инженерам приобрести опыт креативной деятельности, усвоить ценности научного поиска.
Реализация третьего организационно-педагогического условия (будущие инжене- ры включены в деятельность научного профессионально-образовательного кластера и научного онлайн-сообщества) осуществлялась как коллективным, так и индивидуальным личностно значимым способом. Прослеживалось непрерывное взаимодействие будущих инженеров в научном профессионально-образовательном кластере (представители универ- ситетов, промышленных предприятий, лабораторий и научно-исследовательских центров) и научном онлайн-сообществе, объединяющих на добровольных началах наиболее талант- ливых обучающихся технического университета с целью организации научного поиска, обмена опытом, внедрения, продвижения креативных технологий и социально значимых научно-образовательных проектов, обеспечивающих выход за рамки стереотипов, мотиви- рующих будущих инженеров к научному поиску.
Взаимодействие научного онлайн-сообщества осуществлялось согласно принципу добровольного сотрудничества и научным интересам студентов. Координаторами проектов выступали: администраторы (обеспечивали поиск информации для новых проектов), экс- периментаторы (создавали медиатеку экспериментальных работ), теоретики (внедряли новые актуальные идеи, разработки), программисты (обеспечивали 3D-моделирование, монтаж, презентацию молодежных научных проектов, создавали виртуальные тренажеры и лаборатории в условиях дистанционного формата обучения). Например, Алексей С. на ос- нове компьютерной игры создал виртуальную лабораторию по «Электрическим цепям» в 3D-формате, открывающую широкий спектр возможностей по сборке цепи и регулирова- нию характеристик тока и напряжения в онлайн-режиме. С помощью чата тьютор имел возможность регулярно информировать участников сообщества о предстоящих конкурсах, проектах, грантах, международных научных стажировках, конференциях, телемостах и научных форумах, олимпиадах с целью создания мотивирующей творческой среды среди
представителей научного онлайн-сообщества.
Включение будущих инженеров в научный поиск обеспечило «взращивание» их
внутренней мотивации, свободу выбора целей, методов планирования научно- исследовательской деятельности с акцентом внимания на успех научного поиска сокурсни- ков, определение познавательных интересов и их систематизацию. В результате активизи- ровалось создание индивидуального портфолио научных достижений будущих инженеров, открывающих перспективу на получение международного образовательного гранта, обуче- ние за границей, приобретение бонуса для поступления в магистратуру, получение прези- дентской стипендии и финансирование гранта.
Динамика сформированности креативности будущего инженера. Эксперимен-
тальной площадкой послужила база Западно-Казахстанского аграрно-технического универ- ситета имени Жангир хана. Диагностирование происходило на выборке 305 человек (272 студента направления подготовки 6В071 – Инженерия и инженерное дело и 33 представи- теля предприятий работодателя). Отсроченная проверка результатов исследования прово- дилась в Западно-Казахстанском инновационно-технологическом университете и Казах- станском университете инновационных и телекоммуникационных систем.
Создавались максимально равные условия реализации эксперимента по социально- му, количественному и качественному составу. Был обозначен ряд задач: выбрать базы эксперимента, отвечающие требованиям для формирования креативности будущего инже- нера; оценить состояние изучаемой проблемы путем анкетирования и сбора данных; осу-
ществить отбор респондентов для экспериментальной группы и контрольной согласно раз- работанному критериально-диагностическому аппарату; провести диагностику уровня кре- ативности будущего инженера на входном и сравнительном анализе на обобщающем этапе. В экспериментальной работе были использованы методики оценки показателей сформиро- ванности креативности: потребности в удовлетворении познавательного интереса, обу- словливающего мотивацию к научному поиску (методика «Структура интересов» будущих инженеров от Хеннинга); направленности будущего инженера на мотивацию достижения успеха в реализации нестандартных задач (мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реа- на); направленности на овладение профессиональными знаниями (методика изучения мо- тивации обучения в вузе Т. И. Ильиной); знания основ «Теории и практики научного поис- ка» (диагностическая тестовая карта для определения уровня знаний по «Теории и практи- ке научного поиска» (авторская)); знания о сущности понятия «креативности» и о совре- менных техниках креативности в инженерном образовании» (анкета Н. А. Степаненко «Креативная грамотность»); готовности будущего инженера к научному поиску (диагно- стическая тестовая карта для определения и оценки готовности к научному поиску); убеж- дении в необходимости поиска новых идей как результата самореализации (тест творческо- го мышления Э. Торренса; построение образа на основе графического стимула; невербаль- ный буклет); способности будущего инженера преодолевать стереотипы в процессе науч- ного поиска (тест отдаленных ассоциаций (С. Медник)); способности к самооцениванию
результатов научного поиска и саморефлексии (карта оценки и самооценки креативности (В. Г. Рындак)).
Результаты эксперимента позволяют отметить положительное влияние научного по- иска на формирование креативности будущего инженера (табл.).
Выросла доля будущих инженеров, достигших продуктивно-созидательного уровня формирования исследуемой профессионально-личностной характеристики: мотивацион- ный критерий – в 2,1 раза (с 16,5 % до 35,3 %), когнитивный критерий – в 2,6 раза (с 14,4 % по 37,4 %), деятельностный критерий – в 3,1 раза (с 12,2 % до 37,8 %), рефлексивный кри- терий–в2,9раза(с14,1%до40,7%).
Таблица – Динамика сформированности креативности
Критерий/Этап
Мотивационный
Абсолютный прирост уровня
Когнитивный
Абсолютный прирост уровня
Деятельностный
Абсолютный прирост уровня
Рефлексивный
Абсолютный прирост уровня
Экспериментальная группа
Контрольная группа
В-К К-П Р 21,4 27,5 37,5 25,1 29,2 29,4
+3,7 +1,7 –8,1
20,8 28,5 39,0 24,1 31,4 31,0
+3,3 +2,9 –8,0
24,1 29,9 31,4 25,6 32,1 24,1
+1,5 +2,2 –7,3
23,4 32,5 29,9 24,8 34,3 23,7
+1,4 +1,8 –6,2
П-С В-К К 16,5 20,5 Ф 35,3 35,3
% +18,8 +14,8
К 14,4 24,1 Ф 37,4 36,3
% +23 +12,2
К 12,2 21,5 Ф 37,8 36,3
% +25,6 +15,1
К 14,1 22,9 Ф 40,7 37,0
% +26,6 +14,1
К-П 27,9 20,5
–7,4
27,4 19,3
+8,1
36,7 19,2
–17,5
28,2 14,5
–13,7
Р П-С 35,1 13,6 8,9 16,3
-26,2 +2,7
34,1 11,7 7,0 13,5
–27,1 +1,8
29,6 14,6 6,7 18,2
–22,9 +3,6
34,8 14,2 7,8 17,2
–27 +3
Примечания: П-С – продуктивно-созидательный уровень; В-К – вариативно-конструктивный;
К-П – креативно-процессуальный; Р – репродуктивный уровень; К – констатирующий; Ф – формирующий.
Обобщение результатов сформированности креативности будущего инженера на начало и окончание экспериментальной работы показало значительный прирост доли бу- дущих инженеров, достигших продуктивно-созидательного уровня, – в 2,6 раза (с 14,3 % до 37,8 %) и резкое снижение доли респондентов репродуктивного уровня – в 4,4 раза (с 33,4 % до 7,6 %) экспериментальной группы. В контрольной группе – незначительные из- менения (рис. 2).
35
25
15
5 0
ЭГ – до
ЭГ – после
37,8
КГ – до
КГ – после
продуктивно-созидательный
14,3
13,5
16,3
вариативно-конструктивный
22,3
36,2
22,4
24,9
креативно-процессуальный
30,1
18,4
29,6
31,8
репродуктивный
33,4
7,6
34,5
27,1
Рисунок 2 – Сравнительные данные сформированности креативности
на начало и окончание эксперимента (%)
Сравнительный анализ количественных данных по уровню приращения одного при- знака по двум выборкам осуществлен с применением методов математической статистики: χ2 (Тэкс = 21,297); критерия χ2 с поправкой Йейтса (Тэкс = 19,602); критерия χ2 с поправкой

на правдоподобие (Тэкс = 21,881 при уровне значимости ˂ 0,001; Ткр = 6,635). Выявлено: Ткр ˂ Тэкс, что подтвердило значимость различий в экспериментальной и контрольной груп- пах после эксперимента, достоверность гипотезы исследования. Согласно оценке статисти- ческой значимости, определяющей вероятность ошибки, выявлен результат при точности р = 0,01(˂ 0,001), обозначающий высокую достоверность результата сравнительного анали- за. Статистическая оценка произведена посредством ручных подсчетов по абсолютным по- казателям и проверкой программными средствами – http://dip-psi.ru/programmy- statisticheskoy-obrabotki.
Иллюстрацией результативности заключительного этапа формирующего экспери- мента являлись, во-первых, монопортреты будущих инженеров, отражающие багаж их знаний, мотивированность на успех; целеустремленность; открытость новому; осознан- ность ценности научного поиска на пути к саморазвитию; во-вторых, авторские портфо- лио научных достижений будущих инженеров, свидетельствующие о продуктивности научного поиска в профессиональной деятельности.
Основные результаты и выводы исследования:
1. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формиро- вания креативности будущего инженера посредством научного поиска как одного из зна- чимых направлений выполнения заказа рынка труда на подготовку инженерно- технического работника современного предприятия.
2. Подтверждено, что авторская процессная модель формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска в совокупности блоков (методологиче- ского, содержательного, методического, оценочно-результативного) и логики осуществле- ния этапов (ориентационного, деятельностного, оценочного) выступает в качестве прак- сиологической основы реализации организационно-педагогических условий исследуемого процесса.
3. Обоснована необходимость и достаточность организационно-педагогических условий, выявленных в результате теоретического анализа и анализа результатов экспери- ментальной работы, обеспечивающих результативное формирование креативности буду- щего инженера посредством научного поиска.
4. Минимизированы риски научного поиска в формировании креативности буду- щего инженера: организационно-технологические (за счет системного анализа, в ходе кото- рого детально исследовались причины проблемных ситуаций и возможные пути их реали- зации; опыта тьюторов и возможностей предприятий работодателя; педагогической под- держки планирования и организации, функционирования научного профессионально-
Аналитическая информация полученных эмпирических и статистических данных позволяет отметить успешность авторской процессной модели формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска. Следовательно, предполагаемая гипотеза и основные теоретические положения в результате проведенного эскперимента подтверждены, цель диссертационного исследования достигнута, задачи решены.
образовательного кластера; качества деловой активности во взаимодействии с предприя- тиями работодателей; диверсификации в распределении времени на разработку программ элективных курсов и дидактических материалов; комплексного изучения достоверности результатов исследования); личностные (за счет постепенности и последовательности приобщения к инновациям; стимулирования результатов научного поиска; использования на практике адекватного инструментария управления подготовкой и реализацией научного поиска; оперативного мониторинга сформированности креативности будущего инженера, максимизации личностной ответственности).
Полученные результаты открывают перспективы дальнейших исследований в обла- сти подготовки будущих инженеров посредством научного поиска: изучение потенциала профессионального образования будущего инженера в креативной образовательной среде; роли междисциплинарного знания о научном поиске в профессиональном креативном про- цессе, проблем этизации и риск-менеджмента в профессиональном становлении будущих инженеров.
Содержание и результаты исследования отражены в 20 публикациях, в том числе в 6 статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Актуальность исследования. Двадцать первый век обусловлен социальными и экономическими преобразованиями современного общества, связанными с процессами глобализации мировой экономики, совершенствованием производства, всеобщей цифровизацией, разработкой и внедрением новой техники, инноваций и технологий (имеющими социальный и экономический эффект), которые предъявляют более высокие требования к профессиональной
подготовке будущего инженера в вузе как одной из стратегий государственной политики. Появляется необходимость в высококвалифицированных «элитных инженерных кадрах» нового поколения, способных креативно мыслить, быстро адаптироваться, принимать решения, прогнозировать, созидать, реализовывать научные проекты, совершать инновационные прорывы в своей профессиональной сфере. Приоритетом научно-технологического развития государства, в рамках которого реализуется решение глобальных вопросов мировой экономики и производства, отвечающих вызовам XXI века, выступает научный поиск как вспомогательный инструмент исследовательского процесса.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года1 отмечается особая роль инженерного образования в России2, креативности будущего инженера, укрепляющих их позиции на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг. В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года3 определена важность новых научных и инженерных кадров, способных усилить лидерство России в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Основной целью Государственной программы развития образования и науки
1 О национальной доктрине образования в Российской Федерации (до 2025 г.) : Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 года No 751 // Российская газета. 2000. 11 октября (No 2560). С. 1.
2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы : Постановление Правительства от 15 апреля 2014 года No 295. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
3 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года : от 25 марта 2013 года. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06
Республики Казахстан на 2020–2025 годы4 является повышение конкурентоспособности образования и науки, развитие человеческого фактора для устойчивого роста экономики. В Государственной программе «Цифровой Казахстан» от 12 декабря 2017 года5 делается акцент на создание креативного общества. «Создание инновационной экосистемы» – направление создания условий для развития технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом, научной сферой и государством.
Отечественный и зарубежный опыт привлечения научного поиска для решения задач инженерного образования позволяет отметить позитивные результаты. Культурная интеграция, глобализация в различных сферах жизни общества, национальных системах профессионального образования ставят сходные для многих стран проблемы. Это является основанием для обращения к анализу существующего в отечественной и зарубежной педагогике опыта использования научного поиска в системе высшего технического образования.
Процессы реформирования системы профессионального образования продиктованы современными тенденциями развития общества, в частности стремительным совершенствованием инженерной креативности (J. R. Morelock), повышением самоэффективности в решении творческих задач (J. V. Smith), реализации онлайн-тренингов в организации высшего технического образования (Iou. Belski); потребностью в креативных компетенциях, значимых для выпускников инженерных специальностей, обусловливающих выход на рынок труда (М. Л. Круз). Профессиональное образование становится важнейшим ресурсом масштабной реконструкции образовательной системы современного вуза, научный поиск рассматривается как его неотъемлемая часть. Наблюдается интеграция отечественного и зарубежного опыта для дальнейшего развития инженерного образования в России и Казахстане. Однако возможности научного
4 Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы : Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года No 988. URL: https://primeminister.kz/ru/gosprogrammy/gosudarstvennaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-i-nauki-respubliki- kazahstan-na-2020-2025-gody-9114129
5 Республика Казахстан. Государственная программа «Цифровой Казахстан» : Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года No 827. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988

поиска в формировании креативности будущих инженеров явно недооценены и недостаточно исследованы.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретический анализ междисциплинарных источников отечественной и зарубежной литературы отражает степень разработанности освещенной в данном исследовании проблемы:
– различные аспекты креативности исследовали отечественные: Д.Б.Богоявленская (креативность как качественная определенность высшего уровня интеллектуальной активности), Н. Ф. Вишнякова (психологические основы креативности в профессиональной акмеологии), Е. В. Гетманская (креативные характеристики личности), Н. В. Дружинин (взаимообусловленность интеллекта, креативности и обучаемости); и зарубежные психологи: J. Guilford, E.Torrance (концепция креативности, связи креативности и творческого мышления), S. Mednick (диагностика вербальной креативности);
– обоснована педагогика креативности: психологический аспект развития креативности личности (Л. И. Еремина), креативность как основа инновационной активности и профессионализма современного руководителя (А. В. Морозов), общие основы педагогики креативности, теория креативного образования (В. Г. Рындак); технологии креативности (М. М. Зиновкина); креативное образование в контексте творческого саморазвития обучающихся (Е. В. Бугакова);
– определены: способность человека мыслить нестандартно (D. Simonton); возможность получать результат нестандартным способом (Х. Гейвин); нестандартное мышление личности (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э. Торренс); осознание своего опыта через открытие нового, необычного (Э. Фромм); высший мыслительный процесс (Р. Мэй);
– раскрыта сущность креативности будущих инженеров в работах отечественных: креативность как важная черта будущего инженера (М. М. Зиновкина, Я. Л. Либерман, О. А. Лукашук), как успешность деятельности (С. Г. Кукушкин, М. В. Лукьяненко, Н. П. Чурляева); и зарубежных: креативность как жизненная установка (Т. Любарт, S. Morin, Р. Стернберг), как инженерная креативность (E. Marquis, J. R. Morelock), как средство развития творческих способностей в инженерном образовании (D. H. Cropley), повышение самоэффективности в решении творческих задач будущих инженеров (J. V. Smith); исследователей.
Основу для выявления организационно-педагогических условий успешного функционирования процессной модели формирования креативности будущего инженера составляют: методология профессионального образования (В. В. Кузнецов, Е. В. Яковлев); современные концепции инженерного образования (В. И. Лившиц); проблемы и пути становления инженерной компетентности (И. Д. Белоновская); основы инженерной педагогики (В. В. Кондратьев); развитие инженерного мышления в профессиональном обучении (Т. Н. Крисковец); аксиологические основания профессиональной подготовки (А. В. Кирьякова, Е. И. Соболева); развитие творческих навыков в профессиональном образовании (О. Г. Васюков); психологические факторы и уровень развития креативности в профессиональном образовании (Э. Р. Хайруллина); перспективы современного инженерного образования (О.Ф.Пиралова); проблемы коммуникации в профессиональном образовании (Т.В. Ежова, Н. С. Сахарова); вопросы самоопределения личности в профессиональном образовании (Э. Р. Саитбаева); теория образовательных рисков (Т. В. Корнилова, О. Г. Тавстуха); теория и методика информатизации профессионального образования (А. А. Ахаян, С. Д. Каракозов, И. В. Роберт); идеи социализации профессионального образования (Л. Г. Пак).
Значимыми для исследования выступили работы А. С. Майданова, Г. И. Рузавина (методология научного поиска); А. С. Новикова, В. С. Степина (философия научного поиска); Н. П. Чупахина (основания культуры научного поиска); А. В. Гулай, В. А. Гулай, М. В. Колешко (эпистемология интеллектуальных систем научного поиска); В. П. Багуто, Н. А. Корниенко (структура, средства и этапы научного поиска); А. Ю. Ретеюм (теория и методы научного поиска); А. Г. Кислов (траектории научного поиска).
Теоретико-прикладные вопросы профессионального обучения в контексте научно-творческой деятельности будущего инженера раскрыты: М. А. Захаровой (формирование социальной компетенции будущих инженеров), О. О. Горшковой (подготовка обучающихся инженерного вуза к исследовательской деятельности), И. Н. Маршаловой (исследовательская компетентность будущего инженера в проектной деятельности).
Значительный интерес представляют диссертационные исследования, раскрывающие различные аспекты исследуемой проблемы: Ю. А. Чехонадская «Формирование опыта научного познания студента в образовательном процессе вуза» (Оренбург, 2014); В. В. Мороз «Аксиологические основания развития креативности студентов университета» (Оренбург, 2015); Ю. С. Медведева «Связь креативности и мотивации субъектов научно-исследовательской деятельности на довузовском и вузовском этапах профессионализации» (Ярославль, 2015); А. А. Зеленов «Психолого-дидактические особенности применения задач на смысл как технологии развития креативности студентов разной профессиональной направленности» (Ростов-на-Дону, 2016); А. Д. Матраева «Креативность современного российского студенчества: состояние и перспективы» (Москва, 2019); И. С. Волегжанина «Становление и развитие профессиональной компетентности будущего инженера в научно- образовательном комплексе» (Красноярск, 2020); З. И. Магомедова «Формирование профессионально-ориентированной креативности будущих инженеров в условиях поликонтекстного обучения» (Махачкала, 2020); А. А. Пикалова «Развитие проектной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений подготовки» (Красноярск, 2020).
Сравнительный анализ источников отечественной и зарубежной педагогической науки в контексте проблемы исследования подтвердил актуальность и недостаточную разработанность проблемы, обусловливающей возможности научного поиска как средства формирования креативности будущего инженера, предопределяя необходимость разрешения следующих противоречий между:
– социальным заказом общества и потребностью современных работодателей в инженерно-технических специалистах, способных к выдвижению нестандартных и креативных научно-технических идей, имеющих социальный и экономический эффект и недостаточной готовностью технического вуза к формированию креативности будущего инженера посредством научного поиска;
– потребностью в научном поиске, обеспечивающем целенаправленное формирование креативности будущего инженера в период обучения в вузе и недостаточным использованием его возможностей в образовательном процессе;
– необходимостью в научно-методическом обеспечении научного поиска как средства формирования креативности будущего инженера и недостаточной полнотой учебно-методических, программно-дидактических средств осваемого процесса в инженерном образовании.
Отмеченные противоречия определили проблему исследования: каковы модель, этапы, средства информационной поддержки, дидактические материалы и организационно-педагогические условия формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска.
Тема исследования «Научный поиск как средство формирования креативности будущего инженера» обусловлена отсутствием необходимой и достаточной степени разработанности, подчеркивающей актуальность и теоретическую значимость исследования в профессиональной педагогике.
Цель исследования заключается в обосновании и реализации процессной модели формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска.
Объект исследования: процесс формирования креативности будущего инженера.
Предметом исследования выступает научный поиск как средство формирования креативности будущего инженера.
Гипотеза исследования определяет научный поиск как средство, обеспечивающее поэтапное формирование креативности будущего инженера, если: – профиль креативности будущего инженера отражает комплекс профессионально значимых качеств, соответствует требованиям работодателя и рынка труда;
– программы элективных курсов определяют проекцию научного поиска в приобретении опыта профессионально-креативной деятельности будущих инженеров;
– будущие инженеры включены в деятельность научного профессионально- образовательного кластера и научного онлайн-сообщества.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «креативность будущего инженера».
2. Определить возможности научного поиска в формировании креативности будущего инженера.
3. Выявить организационно-педагогические условия, определяющие результативность реализации процессной модели формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска.
4. Подготовить программно-методическое обеспечение исследуемого процесса.
Методологическую базу исследования определяет деятельностный подход, задающий ориентир прогнозирования активного включения будущего инженера в научный поиск перспектив профессионально-ориентированной креативной деятельности; кластерный подход, определяющий приоритет создания единого научного профессионально-образовательного кластера для взаимодействия субъектов образования, предприятий отрасли, научного сообщества в процессе формирования креативности будущего инженера.
Теоретическую основу исследования составляют:
– на философском уровне: методология научного поиска (А. С. Майданов, Г. И. Рузавин); философия научного поиска (А. С. Новиков, В. С. Степин); философские аспекты категории возможности (Аристотель, Ф. Баумгартен, Г. Гегель); обоснование креативности как результата созидания (М. Хайдеггер); категории творца (И. Кант); – на общенаучном уровне: психология инженерной деятельности (Э. Ф. Зеер); психологические аспекты креативности (Д. Б. Богоявленская, Н.Ф.Вишнякова, Е. В. Гетманская, Н. В. Дружинин, M. Boden, Х. Гейвин, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Торренс, Э. Фромм); теоретические основы педагогики креативности (Л. И. Еремина, М. М. Зиновкина, А. В. Морозов,
В. Г. Рындак, D. Simonton); инновационные
процессы
положения деятельностного
(В. И. Загвязинский,
(Л. С. Выготский, Д. Дьюи) и кластерного (Л. О. Е. Яворский) подходов;
В. В. Сериков); основные
– на конкретно-научном уровне: методология профессионального образования (В. В. Кузнецов, А. П. Тряпицына, Е. В. Яковлев); теория и методика информатизации профессионального образования (И. В. Роберт); сетевая информационная среда (А. А. Ахаян); цифровая образовательная среда (С. Д. Каракозов).
Эмпирическая база исследования реализована на выборке 272 студентов (направление подготовки 6В071 – Инженерия и инженерное дело), 33 работодателя приняли участие на различных этапах экспериментальной работы на базе международного образовательного холдинга «Gaudeamus» и университета имени Жангир хана (Казахстан).
Этапы исследования: реализация эксперимента проходила в период с 2012 по 2021 годы.
На первом этапе (2012–2015) определены: цель, гипотеза, объект, предмет, задачи исследования; на основе теоретического анализа нормативной, философской, социологической, психологической и педагогической литературы, отраслевых статистических материалов и анализа результатов констатирующего эксперимента обоснована актуальность необходимости формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска; выстроен критериально-диагностический аппарат исследования. Основные методы исследования: аналитическая оценка междисциплинарной научной литературы и нормативных документов в контексте проблемы исследования, анкетирование Беспалова,
Т. И. Шамова,
в образовании

работодателей с целью определения профиля креативности будущего инженера, обобщение педагогического опыта.
На втором этапе (2015–2019) разработана и реализована авторская модель формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска; определены и реализованы организационно-педагогические условия, осуществлены эксперимент, анализ и обобщение полученных материалов. Основные методы исследования: моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент, анализ уровней сформированности креативности будущих инженеров, тестирование, наблюдение.
На третьем этапе (2019–2021) обобщены и систематизированы результаты эксперимента путем статистической и математической обработки, осуществлено их интерпретирование, опубликованы научные труды, раскрывающие основное содержание исследования; сформулированы выводы, оформлен текст диссертации и автореферата. Основные методы исследования: сравнительный анализ, интерпретация уровневых показателей сформированности креативности будущего инженера, обобщение, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной работы, табличная и диаграммная визуализация результатов, математическая и статистическая обработка экспериментальных данных.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено содержание понятия «креативность будущего инженера» как профессионально-личностной устойчивой характеристики, направленной на реализацию творческих способностей (отказ от стереотипного мышления, порождение оригинальных идей, нестандартное разрешение проблемных профессиональных ситуаций, конструирование инновационных инженерных продуктов), саморазвитие и самореализацию будущего инженера на продуктивно- созидательном, вариативно-конструктивном, креативно-процессуальном уровнях решения задач цифровой экономики, имеющих профессиональный контекст, в отличие от исследователей, рассматривающих изучаемый феномен как личностно-профессиональное новообразование, включающее комплекс креативных действий (З. И. Магомедова), творческие способности к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления (В. И. Лившиц). В авторской трактовке исследуемое понятие уточнено указанием на новые форматы научного поиска будущего инженера XXI века, обусловленного цифровизацией его подготовки к профессиональной деятельности.
2. Выявлены возможности научного поиска в формировании креативности будущего инженера: интеграция науки и профессионального образования, взаимодействие элементов научного профессионально-образовательного кластера, адаптируемость под изменяющиеся обстоятельства.
3. Разработана процессная модель формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска в совокупности блоков: методологического (подходы и принципы), содержательного (этапы и содержание процесса формирования), методического (программно-методическое обеспечение, средства информационной поддержки научного поиска) и оценочно- результативного (уровневые критерии и показатели).
4. Определены организационно-педагогические условия (профиль креативности будущего инженера отражает комплекс профессионально значимых качеств, соответствует требованиям работодателя и рынка труда; программы элективных курсов определяют проекцию научного поиска в приобретении опыта профессионально-креативной деятельности будущих инженеров; будущие инженеры включены в деятельность научного профессионально-образовательного кластера и научного онлайн-сообщества), обеспечивающие успешное функционирование процессной модели.
Теоретическая значимость исследования:
– дополнены методологические знания о применимости деятельностного и кластерного подходов как методологической основы формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска при его дополнении совокупности принципов деятельностного подхода (исследовательской активности, коллективной инженерной творческой деятельности, рефлексии, психологической комфортности) и принципов кластерного подхода (добровольного объединения, принципа естественного взращивания индивидуальности), расширяющих номенклатуру дидактических, методических принципов методологии профессионального образования, что раскрывает перспективы интеграции науки, образования и производства в подготовке будущего инженера;
– расширены теоретические представления о структуре (продуктивно- созидательный, вариативно-конструктивный, креативно-процессуальный и репродуктивный уровни) креативности будущего инженера, что конкретизирует понятийный аппарат профессиональной педагогики;
– выявлены риски: организационно-технологические (отсутствие целостности структуры научного поиска и задач, решаемых будущими инженерами в своей профессиональной деятельности; стремление вести научный поиск, ограничиваясь определенным ресурсом, а не искать или создавать новые; утопичность исследования) и личностные (невосприимчивость к новой информации; боязнь инноваций и реализации продуктивных идей в производственно-технологической сфере; недостаточность прогнозирования негативных последствий как результата внедрения плодов научного поиска будущего инженера), знание и предупреждение которых позволяют достигать прогнозируемого результата формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска;
– обосновано выделение критериев формирования креативности будущего инженера (мотивационного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного) с учетом их профессиональной направленности в контексте научного поиска, что конкретизирует педагогические средства в теории профессионального образования.
Практическая значимость выявленных результатов исследования обусловлена возможностью применения полученных знаний в системе инженерного образования с целью внедрения в образовательную практику и повышения качества профессиональной подготовки будущих инженеров: – элективных курсов «Теория и практика научного поиска», «Педагогика креативности в образовательной деятельности будущего инженера», «Современные техники креативности в профессиональной деятельности будущего инженера», определяющих взаимодействие с ведущими специалистами предприятий в рамках научного профессионально-образовательного кластера;
– планов развития научного онлайн-сообщества и сценариев проведения семинаров, обеспечивающих формирование организационных и коммуникативных способностей, мотивации к научному поиску, направленности профессиональной деятельности к освоению креативности в инженерном образовании;
– учебного пособия «Научный поиск в образовательной деятельности будущего инженера», мотивирующего обучающихся к анализу структуры и механизмов научного поиска, освоению многообразия средств информационной поддержки;
– диагностических материалов (анкеты, опросники), обеспечивающих взаимодействие с работодателями предприятий, оценку профиля креативности будущего инженера в сфере электроснабжения и нефтепереработки, интегрированных в структуру профессионального обучения будущего инженера.
Результаты исследования могут быть использованы в разработке и модернизации основных образовательных программ повышения квалификации и переподготовки будущих инженеров.
На защиту выносятся положения:
1. «Креативность будущего инженера» как профессионально-личностная устойчивая характеристика направлена на реализацию творческих способностей (отказ от стереотипного мышления, порождение оригинальных идей, нестандартное разрешение проблемных профессиональных ситуаций, конструирование инновационных инженерных продуктов), саморазвитие и самореализацию будущего инженера на продуктивно-созидательном, вариативно- конструктивном, креативно-процессуальном уровнях решения задач цифровой экономики, имеющих профессиональный контекст. Структура креативности будущего инженера обусловлена мотивационным, когнитивным, деятельностным и рефлексивным критериями.
2. Возможности научного поиска (интеграция науки и профессионального образования, взаимодействие элементов научного профессионально- образовательного кластера, адаптируемость под изменяющиеся обстоятельства) обеспечивают продуктивность формирования креативности будущего инженера.
3. Научный поиск выступает средством формирования креативности будущего инженера, так как является основой комплексного обеспечения исследуемого процесса, предназначен для его целенаправленной организации и осуществления, выполняющего функции (модернизирующая, проектирующая, организационная, регулирующая, интерпретирующая, созидательная), задавая личностно-смысловое направление научно-познавательной деятельности будущего инженера.
4. Процессная модель формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска, разработанная на основе деятельностного и кластерного подходов, интегрирует методологический, содержательный, методический и оценочно-результативный блоки, определяет содержание и особенности исследуемого процесса. Отличительной чертой данной модели является последовательность этапов, их взаимосвязь и взаимообусловленность, непрерывность и устойчивость, комплексность взаимодействия обучаемых и преподавателей. Успешность реализации модели проявляется в формировании креативности будущего инженера.
5. Организационно-педагогические условия (профиль креативности будущего инженера отражает комплекс профессионально значимых качеств, соответствует требованиям работодателя и рынка труда; программы элективных курсов определяют проекцию научного поиска в приобретении опыта креативной деятельности будущих инженеров; будущие инженеры включены в деятельность научного профессионально-образовательного кластера и научного онлайн- сообщества) обеспечивают результативность функционирования процессной модели. 6. Программно-методическое обеспечение, представленное кластерными формами научных практик (единой и групповой) с включением современных техник креативности (ментальные интеллект-карты, техника Осборна, техника бисоциации, «Морфологический ящик», немецкая техника «NIE»), рекомендаций по выбору форм продуктивного нетворкинга, определяющего взаимодействие и добровольное сотрудничество будущих инженеров, производства в рамках инженерного образования, информационно-технологическим оснащением (веб- интерфейс, виртуальные читальные залы, медиатека экспериментальных работ, интернет-система функционального анализа технических систем) гарантирует результативность формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена реализацией на практике программно-технологического обеспечения, применением совокупности методов в соответствии с задачами и целью исследования; подтверждением рабочей гипотезы исследования посредством качественного и количественного анализа экспериментальных данных; значимостью индикаторов статистической обработки результатов эксперимента данного исследования.
Личный вклад автора определяет научную теоретическую обоснованность проблемы исследования (положений, основных идей); авторскую трактовку понятия «креативность будущего инженера», разработку и апробацию процессной модели формирования креативности будущего инженера посредством научного поиска и реализации организационно-педагогических условий; выявление возможностей научного поиска в формировании креативности будущего инженера; обоснование программно-методического обеспечения в соответствии с темой исследования; апробацию результатов исследования в научных изданиях.
Соответствие диссертации исследования паспорту научной специальности обусловлено следующим перечнем пунктов настоящего паспорта специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования: п. 3. Понятийный аппарат профессионального образования; п. 7. Интеграционные процессы в профессиональном образовании. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования; п. 28. Взаимодействие систем профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами.
Апробация и внедрение результатов исследования. Обсуждение и публикация статей автора представлены на международных практических конференциях: «Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе» (Волгоград, 2013), «Збiрник центру наукових публiблiкацiй та негативнi сторони» (Киев, 2014), «Фундаментальные и прикладные научные исследования» (Москва, 2015), «Наука сегодня: Теоретические и практические аспекты» (Вологда, 2017), XIV Осовские педагогические чтения (Саранск, 2020). Автором опубликовано по проблеме исследования 20 работ, в том числе 6 в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень ВАК Минобрнауки РФ, 1 статья включена в международный реестр Web of Science, 2 зарубежные публикации: Austrian Journal of Humanities and Social Sciences (Austria, 2021), Fundamental and applied sciences today: materials of the III International Scientific fnd Practical Conference. North Charleston, USA, Create Spase Indedependet Publishing Platform (USA, 2014); 1 монография и 1 учебное пособие.
Структура диссертации включает 178 страниц (введение, две главы, выводы, заключение, список литературы – 190 источников (из них на иностранном языке 26), семь приложений).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Possibilities of scientific search in forming the creativity of a futureengineer
    G. S. Saifutdinova. – Text : unmediated // Laplage em Revista (International). – 2– Vol. – N. Extra D. – P. 438–Монография:

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»