Нормативная составляющая коммуникативного поведения в русской языковой традиции (на материале фразеологии) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.01
Введение ………………………………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические основы исследования ……………………………………………… 13
1.1. «Коммуникативное поведение» и аспекты его изучения в современной
лингвистике …………………………………………………………………………………………………. 13
1.1.1. Понятие «коммуникативное поведение» в ряду смежных понятий …… 13
1.1.2. Аспекты изучения коммуникативного поведения ………………………………. 19
1.2. Фразеологизм как источник знаний о национальной культуре ……………….. 37
1.2.1. Базовые понятия фразеологии …………………………………………………………. 38
1.2.2. Лингвокультурологический подход к изучению фразеологии …………… 44
1.2.3. Методика лингвокультурологического комментария фразеологизмов .. 49
Выводы ………………………………………………………………………………………………………… 51
Глава 2. Культурно-речевой аспект коммуникативного поведения во
фразеологическом освещении ………………………………………………………………………. 55
2.1. Фразеологические единицы о функциях языка ……………………………………….. 55
2.2. Фразеологические единицы о коммуникативных качествах речи …………….. 64
Выводы ………………………………………………………………………………………………………… 90
Глава 3. Нравственно-прагматический аспект коммуникативного поведения
во фразеологическом освещении ………………………………………………………………….. 94
3.1. Коммуникативные позиции адресанта и адресата ……………………………………. 94
3.2. Этические максимы коммуникативного поведения адресата и адресанта .. 101
Выводы ………………………………………………………………………………………………………. 126
Глава 4. Речедеятельностный аспект коммуникативного поведения во
фразеологическом освещении …………………………………………………………………….. 129
4.1. Максимы коммуникативного поведения говорящего ……………………………… 130
4.2. Максимы коммуникативного поведения слушающего …………………………… 156
Выводы ………………………………………………………………………………………………………. 161
Заключение………………………………………………………………………………………………….. 164
Список использованной литературы ………………………………………………………….. 171
Список использованных словарей и справочников ……………………………………. 196
Приложение 1 ………………………………………………………………………………………………. 200
Приложение 2 ………………………………………………………………………………………………. 257
Взаимодействие людей, их коммуникация являются основой существования
человека в обществе. Люди, говорящие на разных языках и принадлежащие к
разным культурам, по-разному воспринимают мир. В рамках отдельной
национальной культуры выделяется коммуникативная культура, которая
определяет коммуникативное поведение нации – нормы и традиции общения. У
каждого народа существует собственная коммуникативная программа, которая
несет в себе своеобразный «культурный код» – национальные культурные
ценности, принципы, неписаные правила, стереотипы общения в данной
лингвокультурной среде.
Коммуникативное поведение отдельного человека обусловлено целым
комплексом факторов: психологическими качествами личности, местом рождения
и обучения, особенностями воспитания, окружающей социальной средой, а также
и национальной общностью, к которой он принадлежит. Коммуникативное
поведение человека – это составная часть его социального поведения.
Коммуникативное поведение нации регулируется правилами, основанными
на нормах морали и национально-культурных традициях, а также
коммуникативными качествами речи. Нормативные составляющие
коммуникативного поведения выступают в качестве эталона, на который
ориентируется коммуникант при вступлении в контакт. Они способствуют
стабилизации взаимоотношений между коммуникантами и эффективному
достижению цели общения. Если эталонные нормы речеповедения адресанта и
адресата совпадают, можно говорить об успешности коммуникативного акта и
эффективности общения.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!