Организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
1.1 Нормативно-правовые основы реализации студентами права на индивидуализацию процесса обучения в Российской Федерации
1.2 Понятие индивидуального образовательного маршрута, его вариативные элементы
1.3 Общее, специальное и специфическое в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
1.4 Организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
Заключение по главе 1
Глава 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
3.1 Констатирующий эксперимент по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
3.2 Формирующий эксперимент по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
3.3 Экспертная оценка организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
3.4 Контрольный эксперимент по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
3
3.5 Обоснование необходимости внедрения нормативно-правового документа, регламентирующего проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
Заключение по главе 3
Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Список литературы
Список сокращений и условных обозначений
Список иллюстративного материала
Приложение А
Анкета «Констатирующий эксперимент»
Приложение Б
Карта индивидуального образовательного маршрута студента
Приложение В
Анкета «Предпроектировочный этап формирующего эксперимента»
Приложение Г
Анкета «Организационный этап формирующего эксперимента»
Приложение Д
Анкета «Этап ценностно-смыслового самоопределения формирующего
эксперимента»
Приложение Е
Анкета «Оценочный этап формирующего эксперимента»
Приложение Ж
Анкета «Контрольный эксперимент»
Приложение З
Бланк экспертной оценки организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
В первой главе диссертационной работы проанализированы научная и учебно-
методическая литература и практический опыт проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта. Уточнено
содержание,сформулированыавторскиеопределенияпонятий«индивидуальный
образовательный маршрут», «педагогическое проектирование», «внеучебная деятельность»,
«педагогическая поддержка» и «организационно-педагогические условия». Рассмотрено общее,
специальное и специфическое в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов
студентов вуза физической культуры и спорта.
Анализ практического опыта позволил уточнить этапы проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов и адаптировать их под проектирование индивидуальных
образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта. Доказано, что
именно на втором курсе студентам необходима педагогическая поддержка, заключающаяся в
проектировании индивидуальных образовательных маршрутов.
Изучены отдельные нормативные акты Российской Федерации и внутренние локальные
нормативные документы РГУФКСМиТ, регламентирующие вопросы индивидуализации учебно-
воспитательного процесса. Анализ нормативных актов Российской Федерации и внутренних
локальных нормативных документов РГУФКСМиТ позволил определить нормативно-правовые
основы реализации студентами права на индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Определены вариативные элементы индивидуальных образовательных маршрутов
студентов РГУФКСМиТ. Выявлено, что действующее законодательство РФ предоставляет
образовательным организациям широкие возможности в части индивидуализации учебно-
воспитательного процесса, а одна из основных целей высшего образования в области физической
культуры и спорта – формирование личности студентов. Главный механизм при этом – процесс
индивидуализации. Ведущий путь в данной ситуации – индивидуальный образовательный
маршрут.
Установлено, что в науке и практике существуют различные подходы к проектированию
индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а для повышения качества и
эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо выявление и научное обоснование
организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта.
Теоретически обоснована необходимость организации процесса обучения студентов вуза
физической культуры и спорта по индивидуальным образовательным маршрутам, а также
определены общие критерии оценки эффективности проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта.
Во второй главе диссертационной работы описаны методы и организация исследования.
Третья глава диссертационной работы включает в себя: описание экспериментальной
работы по проектированию индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза
физической культуры и спорта; экспертную оценку созданных организационно-педагогических
условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза
физической культуры и спорта; обоснование необходимости внедрения локального акта,
регламентирующего проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов
вуза физической культуры и спорта.
Педагогический эксперимент по проектированию индивидуальных образовательных
маршрутов студентов проводился на базе РГУФКСМиТ. Контингент участников эксперимента
представлен студентами 1 (в последствии – 2) курса Института спорта и физического воспитания,
обучающимися по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю
подготовки «Спортивная подготовка в избранном виде спорта». Участники педагогического
эксперимента – студенты очной формы обучения. Сроки проведения педагогического
эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Сроки проведения педагогического эксперимента
Педагогический экспериментСроки проведения
Констатирующий экспериментФевраль 2020 г. (II семестр, 1 курс)
Предпроектировочный этапФевраль 2020 г. (II семестр, 1 курс)
Организационный этапМарт 2020 г. (II семестр, 1 курс)
Этап ценностно-смыслового
Март 2020 г. (II семестр, 1 курс)
Формирующий определения
экспериментЭтап программированияАпрель 2020 г. (II семестр, 1 курс)
Этап реализации иМай 2020 г. – июль 2021 г. (II семестр, III
своевременной корректировкисеместр, IV семестр 1-2 курсы)
Оценочный этапАвгуст 2021 г. (IV семестр 2 курс)
Контрольный экспериментАвгуст 2021 г. (IV семестр 2 курс)
В ходе констатирующего эксперимента определена готовность студентов вуза
физической культуры и спорта к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов.
В эксперименте приняли участие 80 студентов 1 курса. Установлено, что формирование
готовности студентов к проектированию индивидуальных образовательных маршрутов
происходит в определенной последовательности (Рындак В.Г., Утепов В.М.) (Рис. 1).
Осознание необходимости
Проявление интереса к
и важности
проектированиюФормирование
проектирования
индивидуальногоценностного отношения к
индивидуального
образовательноголичным достижениям
образовательного
маршрута
маршрута
Рисунок 1 – Последовательность формирования готовности студентов к проектированию
индивидуальных образовательных маршрутов
Констатирующий эксперимент включал в себя анкетирование студентов по специально
разработанной анкете, адаптированной для студентов РГУФКСМиТ. Результаты
констатирующего эксперимента: определен уровень спортивного мастерства студентов – 2,5%
имеют звание МСМК; 13,75% – МС; 31,25% – спортивный разряд КМС; 30% – 1 взр. разряд; 2,5%
– 2 взр. разряд; 20% – не имеют спортивных разрядов и званий. 77,5% всех опрошенных
студентов – действующие спортсмены; из всех опрошенных работают 26,25%, не работают –
60%. Для них данный период представляется оптимальным для проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов. 88,75% обучающихся намерены после получения диплома работать
в соответствии с выбранным направлением подготовки.
Успехи студентов в избранной области характеризуют: результаты соревнований;
достижение поставленных спортивных целей; овладение профессиональными знаниями,
умениями и навыками; умение реализовать теоретические знания на практике.
Образовательные цели, потребности и мотивы студентов – формирование
профессиональных знаний и умений, а также развитие практических навыков,
совершенствование в избранном виде спорта, получение диплома о высшем образовании,
установление контактов с потенциальными работодателями, творческая самореализация,
карьерный и личностный рост.
Идея проектирования индивидуального образовательного маршрута в целом студентам
интересна. 92,50% опрошенных отметили готовность к проектированию индивидуального
образовательного маршрута, и это позволило перейти непосредственно к проектированию.
Образовательный процесс в целом студентам интересен, это отметили 91,25%.
Наибольший интерес для них представляют профессионально-прикладной (средний ранг – 1,7),
психолого-педагогический (средний ранг – 2,15) и медико-биологический блоки дисциплин
(средний ранг – 2,33) [при ранжировании по шкале от 1 до 5]. Выбирая элективные
(факультативные) дисциплины (модули), студенты планируют реализовать свои интересы и
намерены ориентироваться на собственные представления и ожидания.
Данные эксперимента подтверждают актуальность взятой за основу последовательности
формирования готовности студентов к проектированию индивидуального образовательного
маршрута, где проявление интереса является его первым этапом. 81,25% обучающихся, прежде
чем выбрать дисциплину, планируют ознакомиться с аннотациями дисциплин (модулей).
Ожидания студентов от прохождения учебных (тренерских) практик – повышение уровня
теоретических знаний и умение их применять (осознанный выбор может интерпретироваться как
осознание важности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов); получение
практического опыта и знаний для последующего развития; обретение уверенности в
правильности выбора сферы деятельности; выработка важных практических навыков и т.п.
Количество обучающихся, которые интересуются хотя бы одним видом внеучебной
деятельности (даже не принимая в ней участия), составило 58,75% от числа опрошенных.
Комплексные поисковые исследования в рамках констатирующего эксперимента
показали: обозначенная в диссертационном исследовании проблема актуальна, проектирование
индивидуальных образовательных маршрутов необходимо, студенты вуза физической культуры
и спорта к этому готовы.
В формирующем эксперименте приняли участие 56 студентов 2 курса – 28 студентов в
составе контрольной группы (КГ) и 28 – в экспериментальной (ЭГ); профессорско-
преподавательский (ППС) (13 чел.), учебно-вспомогательный (УВП) (8 чел.) и административно-
управленческий персонал (АУП) (5 чел.) РГУФКСМиТ. Цель формирующего эксперимента –
проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической
культуры и спорта.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов ЭГ было
осуществлено в рамках учебно-воспитательного процесса в РГУФКСМиТ и опиралось на этапы
педагогического проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся,
предложенные Рындак В.Г. и Утеповым М.Б. Название этапов и их содержание было частично
адаптировано под проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза
физической культуры и спорта.
Этапы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов
РГУФКСМиТ схематично представлены на рисунке 2.
1. Предпроектировочный этап
2. Организационный этап
3. Этап ценностно-смыслового определения
4. Этап программирования
5. Этап реализации и своевременной корректировки
6. Оценочный этап
Рисунок 2 – Этапы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
РГУФКСМиТ
На первом, предпроектировочном, этапе при помощи анкетирования проведен анализ
личностного потенциала студентов. В связи с тем, что проектировочная деятельность требует от
студентов активных действий, принятия самостоятельных решений, осуществления выбора и
рефлексии, были выбраны следующие методики оценки: «Опросник каузальных ориентаций
(РОКО)»; переработка методики General Causality Orientations Scale, GSOC, авторы Э. Деси,
Р. Райян (E. L. Deci, R. M. Ryan, 1985), адаптация: Дергачева О.Е. Леонтьев Д.А. (2008); «Шкала
контроля действия (HAKEMP-90)», автор Юлиус Куль (Julius Kuhl, 1990), адаптация:
С.А. Шапкин (1997); «Опросник самоорганизации деятельности (ОСД)», автор Мандрикова Е.Ю.
(2010) на основе M. Bond&N. Feather (1988). Результаты анализа личностного потенциала
студентов представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Личностный потенциал студентов (данные опросов по критериям различных
опросников)
Источник
Критерии оценкиЭГ, балл.КГ, балл.
критериев
Внутренняя ориентация (автономия)154,04±10,38155,32±10,90
РОКОВнешняя ориентация (контроль)85,71±3,9986,93±4,33
Безличная ориентация48,89±7,5949,11±7,46
При планировании7,11±1,317,43±1,40
HAKEMP При реализации6,57±1,146,79±1,07
При неудаче4,29±1,124,54±1,23
ОСДОбщий показатель144,21±11,08140,86±12,92
«Опросник каузальных ориентаций (РОКО)» имеет следующую градацию результатов:
низкий уровень (26-89 баллов), средний уровень (90-145 баллов), высокий уровень (146-182
балла). Студенты и ЭГ, и КГ имеют высокий уровень автономной каузальной ориентации (ЭГ –
154,04±10,38 балла; КГ – 155,32±10,90 балла); оказавшись в условиях выбора, они используют
преимущественно внутреннюю мотивационную подсистему и достаточно эффективно
управляют своими мотивами, их осознание личностных потребностей довольно высоко.
«Шкала контроля действия (HAKEMP-90)» имеет следующие границы результатов:
низкий уровень (0-3 балла), средний уровень (4-7 баллов), высокий уровень (8-10 баллов). При
планировании все студенты демонстрируют высокий уровень ориентации на действие (ЭГ –
7,11±1,31 балла; КГ – 7,43±1,40 балла), а при реализации запланированного – также все –
показывают средний (ЭГ – 6,57±1,14 балла; КГ – 6,79±1,07 балла).
«Опросник самоорганизации деятельности (ОСД)» имеет следующую шкалу оценки:
низкий уровень (25-88 баллов), средний уровень (89-127 баллов), высокий уровень (128-175
баллов). При рассмотрении был выбран общий показатель самоорганизации. У студентов
существует потребность в планировании. Обучающиеся четко представляют себе будущие
действия и их порядок; планы студентов иерархичны и детальны; цели учебной и спортивной
деятельности студенты выдвигают самостоятельно.
Таким образом, обучающиеся в вузе физической культуры и спорта ориентированы на
планирование, и, как следствие, склонны к проектировочной деятельности в целом.
Определены интересные студентам виды внеучебной деятельности. Обозначенные
интересы представлены далее в порядке снижения значимости для студентов: участие в
спортивных и культурно-массовых мероприятиях, управление вузом (участие в студенческих
сообществах и объединениях); в равной степени – участие в волонтерском движении и занятия
научной-исследовательской работой.
Уточнены организационно-педагогические условия, создание которых в вузе может
обеспечить студентам успехи в учебной деятельности и спортивные достижения: социальное
партнерство, наличие в вузе «службы сопровождения», педагогическое стимулирование
(создание ситуаций, побуждающих к учебе и участию во внеучебной деятельности).
Определено, что по всем параметрам результаты диагностики ЭГ и КГ практически
идентичны, а интересы студентов во внеучебной деятельности индивидуальны. Для анализа
результатов, полученных в ходе 1-5 этапов проектирования, разработана «Карта
индивидуального образовательного маршрута студента», в которую на протяжении всех этапов
педагогического эксперимента вносились полученные результаты. Карта представлена в
таблице 3.
Таблица 3 – Карта индивидуального образовательного маршрута студента
Мнение студентаМнение студента
Результаты, полученные в
№ этапа педагогического
относительноотносительно
персональныхнеобходимости
рабочее наименование
Краткое
корректировки этапа
проектирования, его
успехов,коррекции
описание
ходе реализации и
достижениюиндивидуальногоАнализ
педагогического
деятельности,
проектирования
своевременной
которыхобразовательногополученных
ППС, УВП и
способствоваломаршрута ирезультатов
АУП в рамках
проектированиевозможные
этапа
индивидуального способы коррекции
образовательного и необходимые для
маршрутаэтого условия
На втором, организационном, этапе проектирования определен исходный уровень
академической успеваемости студентов (Рис. 3).
Блок дисциплин
Естественнонаучные дисциплины76,79%
80,43%
Психолого-педагогические дисциплины73,70%
76,21%
Профессионально-прикладные дисциплины80,67%
82,79%
0%10%20%30%40%50%60%70%80%90% 100%
Средний балл
КГЭГ
Рисунок 3 – Исходный уровень академической успеваемости студентов
Определен исходный уровень спортивных достижений студентов (Рис. 4).
40%31,25%30%
30%
Количество
20%
студентов
20%13,75%
10%2,50%2,50%
0%
МСМКМСКМС1 взр.2 взр.Любитель
Спортивное звание и спортивный разряд
Рисунок 4 – Исходный уровень спортивных достижений студентов
При диагностике исходного уровня спортивных достижений студентов учитывались
победы на соревнованиях различного уровня: международных, всероссийских, федерального
округа, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; физкультурно-
спортивных организаций, имеющих право присваивать спортивные разряды. Действующие
спортсмены, участвовавшие в эксперименте (ЭГ – 78,57%; КГ – 85,71%), в качестве своих
ожидаемых достижений назвали победу на будущих соревнованиях. Студенты, не являющиеся
действующими спортсменами, определили своей целью совершенствование в избранном виде
спорта.
Учебные успехи, обучающиеся обеих групп, определяли, как повышение успеваемости,
получение новых знаний, совершенствование умений и выработку необходимых навыков.
Определено, насколько студенты удовлетворены академической успеваемостью и спортивными
достижениями. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Удовлетворенность студентов учебными успехами (академической
успеваемостью) и спортивными достижениями
Учебные успехиСпортивные достижения
участников
экспериме
нта, n=28
«Удовл.»,
«Удовл.»,
Период подсчета
удовле.»,
удовл.»,
Группа
результатов
«Не
«Не
%
%
%
%
До педагогическогоКГ82,117,964,335,7
экспериментаЭГ71,428,660,739,3
Проведено определение технологического обеспечения проектирования (на основании
изучения возможностей и ресурсов вуза) – отбор средств, методов и форм проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов студентов.
На третьем этапе было осуществлено включение обучающихся в целостно-смысловое
определение – студенты определялись с общим замыслом индивидуального образовательного
маршрута, формулировали образовательные и спортивные цели, ориентируясь на личностную
значимость через определение собственных ориентиров в учебно-воспитательном процессе.
Образовательные цели, сформулированные обучающимися, обобщенно свелись к
повышению успеваемости, получению удовлетворенности от учебного процесса, успешному (без
академической задолженности) завершению семестра. Спортивные цели, если обобщить,
представлены совмещением учебы с учебным процессом и повышением спортивного мастерства.
Свои ожидания от проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
обучающиеся не смогли четко сформулировать. Большинство студентов отметили, что новая для
них система (обучение по индивидуальным образовательным маршрутам) может быть
интересным опытом и своего рода досугом в рамках учебно-воспитательного процесса в
условиях дистанционного режима обучения.
Итогом данного этапа проектирования стало осознание ценностной значимости учебных
успехов и спортивных достижений, иначе говоря, самоопределение студента в образовательном
процессе. Таким образом, совокупность диагностических методик и анкетирования позволила
констатировать исходный уровень участвовавших в исследовании студентов.
Четвертый этап – этап программирования – представлен разработкой алгоритма
действий, направленных на достижение образовательных целей студентов, и составлением
матрицы ответственности. Типовая программа (алгоритм) проектирования индивидуального
образовательного маршрута опирается на определенные вариативные элементы индивидуальных
образовательных маршрутов студентов РГУФКСМиТ (Рис 5.) и представлена следующей
последовательностью: включение студента в интересные ему виды внеучебной деятельности;
подготовка рефератов, курсовых работ и проектов по интересным студенту темам; выбор
факультативных (элективных) дисциплин (модулей).
Рисунок 5 – Вариативные элементы индивидуальных образовательных маршрутов студентов
РГУФКСМиТ
В матрице ответственности отображается содержание действий этапа «Реализация и
своевременная корректировка», а также определены роли участников педагогического
проектирования. Матрица ответственности является инструментом, способствующим
эффективному контролю деятельности участников проектирования. Матрица ответственности
представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Матрица ответственности
Участники проектирования
АУПУВПППС
ДиректорСпециалист
Студенты
№Процессинститута,по работе сКураторы,
заместительмолодежью,ведущие
директораначальникпреподаватели
институтаотделения
Выбор факультативныхОтвечает заОтвечает заОтвечает заУчаствует в
1.(элективных) дисциплиносуществле-осуществле-осуществле-реализации
(модулей)ние процессание процесса ние процессапроцесса
Отвечает заОтвечает заУчаствует в
2. Выбор тем рефератовосуществле-–осуществле-реализации
ние процессание процессапроцесса
Отвечает заОтвечает заУчаствует в
3. Выбор тем проектовосуществле-–осуществле-реализации
ние процессание процессапроцесса
Участники проектирования
АУПУВПППС
ДиректорСпециалист
Студенты
№Процессинститута,по работе сКураторы,
заместительмолодежью,ведущие
директораначальникпреподаватели
институтаотделения
Отвечает заОтвечает заОтвечает заУчаствует в
4. Внеучебная деятельностьосуществле-осуществле-осуществле-реализации
ние процессание процесса ние процессапроцесса
Отвечает заОтвечает заУчаствует в
Учебная (тренерская)
5.осуществле-–осуществле-реализации
практика
ние процессание процессапроцесса
Деятельность студентов заключалась в осмыслении способов достижения поставленных
целей, разработке индивидуального образовательного маршрута, планировании адаптации и
способов активного сотрудничества с ППС, УВП и АУП вуза. Итогом данного этапа стала
разработка конкретных действий по реализации индивидуального образовательного маршрута
для каждого студента с учетом его пожеланий. Это детально описано в пятом этапе – «Реализация
и своевременная корректировка».
На пятом этапе – этапе реализации и своевременной корректировки студенты
осуществляли свой индивидуальный образовательный маршрут при педагогической поддержке
ППС, УВП, АУП вуза. Для обучающихся экспериментальной группы были созданы
организационно-педагогические условия. Деятельность в границах данного этапа включает в
себя регулярное изменение индивидуального образовательного маршрута в зависимости от
анализа полученных результатов. Так, примером создания некоторых организационно-
педагогические условий (определенных в ходе исследования 2017-2019 гг. и части
педагогического эксперимента 2019-2020 гг.) являлось направление студентов на консультации
по выбору дисциплины непосредственно к преподавателям, ведущим элективные
(факультативные) дисциплины (модули). Обучающимся было предложено ознакомиться с
аннотациями дисциплин, сотрудники отделений Института спорта и физического воспитания
дали дополнительные разъяснения по возникающим вопросам; ППС оказал помощь в выборе тем
докладов, рефератов и проектов.
Консультации по вопросам участия во внеучебной деятельности провели сотрудники
управления социальной политики, развития спорта и связей с общественностью. Они разъяснили
ее содержание, возможные формы участия, планируемые результаты. Для консультаций по
совершенствованию в избранном виде спорта студентам было предложено обращаться на
профильные кафедры к кураторам учебных групп, заместителям заведующих по спортивной
работе, заведующим кафедрами.
Стимулирование и побуждение к учебной деятельности обеспечивалось комплексным
подходом – в формировании данного условия приняли участие преподаватели, ведущие
дисциплин по выбору, а также преподаватели естественнонаучных и социально-гуманитарных
блоков дисциплин, директор института, заместитель директора института, специалисты по
работе с молодежью, начальники отделений, сотрудники управления социальной политики,
развития спорта и связей с общественностью – их задача заключалась в поощрении всех
начинаний студентов, а также в мониторинге эффективности деятельности студентов, анализе их
успехов и удовлетворенности учебно-воспитательным процессом.
Опираясь на выбранный индивидуальный алгоритм действий, обучающиеся
реализовывали персональную программу становления достижений в рассматриваемых областях
– учебной, внеучебной и спортивной, а также осуществляли текущий самоконтроль. В
разработанной «Карте индивидуального образовательного маршрута» студенты отмечали и
оценивали свои достижения, степень продвижения к собственным целям. Самоконтроль
проводился на каждом этапе (а в ходе этапа реализации – каждый квартал) путем заполнения
«Карты индивидуального образовательного маршрута». В конце каждого квартала участники
проектирования из числа сотрудников вуза производили педагогическую диагностику. В
соответствии с полученными результатами при необходимости ранее составленный план
корректировался: пересматривались рабочие задачи следующего квартала, смещались акценты и
менялись способы достижения целей.
В этапе реализации, проведенном в 2020-2021 учебном году, помимо студентов косвенно
приняли участие: ППС (ведущие дисциплины по выбору, преподаватели естественнонаучных и
социально-гуманитарных блоков дисциплин), АУП (директор института, заместитель директора
института), УВП (специалисты по работе с молодежью, начальники отделений, сотрудники
управления социальной политики, развития спорта и связей с общественностью). Их задача
заключалась в педагогической поддержке реализации индивидуального образовательного
маршрута.
Шестой – оценочный этап включал в себя оценку, анализ и обобщение результатов,
полученных на 1-5 этапах проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
студентов. Обучающиеся повторно заполняли опросники, выявляющие личностный потенциал
обучающих. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Изменение показателей, характеризующих личностный потенциал студентов
Группа
ДоПосле
ИсточникКритерииучастников
эксперимента, эксперимента,%
критериевоценкиэксперимента,
баллбалл
n=28
ВнутренняяЭГ154,04±10,38160,68±8,561,76%
ориентация
КГ155,32±10,90155,11±9,350,14%
(автономия)
ВнешняяЭГ85,71±3,9986,61±4,371,04%
РОКО
ориентация
КГ86,93±4,3386,14±4,130,90%
(контроль)
БезличнаяЭГ48,89±7,5950,04±7,852,34%
ориентацияКГ49,11±7,4649,46±8,360,73%
ПриЭГ7,11±1,318,04±1,0013,07%
планированииКГ7,43±1,407,37±1,340,48%
ПриЭГ6,57±1,147,93±1,0021,20%
HAKEMP-90
реализацииКГ6,79±1,076,78±1,170,00%
ЭГ4,29±1,125,00±1,0417,50%
При неудаче
КГ4,54±1,234,26±1,124,72%
ОСДОбщийЭГ144,21±11,08 146,93±11,381,88%
показательКГ140,86±12,92 141,50±10,680,46%
Результаты организационного этапа проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов оказались ожидаемо высоки: студенты-спортсмены эффективно управляют своей
мотивацией, осознают личностные потребности. Спортсмены характеризуются как не склонные
к автоматизированному и шаблонному поведению. Полученные в ходе формирующего
эксперимента данные подтверждают предположение об эффективности проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов.
Рост показателей ЭГ был зафиксирован практически по всем критериям. Это позволяет
предположить, что при реализации индивидуального образовательного маршрута на более
длительном отрезке времени рост показателей по измеряемым шкалам может оказаться
максимальным. Рост зафиксирован по «Опроснику каузальных ориентаций (РОКО)» (ЭГ до
эксперимента – 154,04±10,38 балла; после эксперимента – 160,68±8,56 балла; градация
результатов: низкий уровень [26-89 баллов], средний уровень [90-145 баллов], высокий уровень
[146-182 балла]). Результаты КГ практически не изменились.
По окончании формирующего эксперимента отмечено преобладание показателей,
характеризующих внутреннюю ориентацию: высокая степень осознания основных потребностей
и четкость в принятии решений. Отмечен рост показателя по «Шкале контроля действия
(HAKEMP-90)» (от среднего к высокому; границы результатов: низкий уровень [0-3 балла],
средний уровень [4-7 баллов], высокий уровень [8-10 баллов]; определяющий контроль
обучающихся за выполнением действий при реализации запланированного [ЭГ до эксперимента
– 6,57±1,14 баллов; после эксперимента – 7,93±1,00 баллов]). В целом, показатель по каждой из
измеряемых шкал (при планировании, при реализации, при неудаче) вырос.
Общий показатель сформированности навыков самоорганизации, особенностей
структурирования деятельности, стратегического целеполагания и тактического планирования у
студентов экспериментальной группы увеличился (ЭГ до эксперимента – 144,21±11,08 баллов;
после эксперимента – 146,93±11,38 баллов; шкалы оценки: низкий уровень [25-88 баллов],
средний уровень [89-127 баллов], высокий уровень [128-175 баллов] – данные анализа данных
«Опросника самоорганизации деятельности (ОСД)»).
Для оценки различий данных был вычислен U-критерия Манна-Уитни. Определено, что
полученное эмпирическое значение U находится в зоне неопределенности. Это объясняется
сроками проведения педагогического эксперимента, а также характерной особенностью
становления личности любого специалиста – равномерностью и последовательностью
развития всех показателей личностного потенциала. При детальном рассмотрении результатов,
полученных в ходе заполнения опросников каждого отдельного студента из числа ЭГ, можно
сделать вывод о росте показателей экспериментальной группы. Анализ академической
успеваемости по блокам дисциплин представлен в таблице 7.
Таблица 7 – Конечный уровень учебных достижений студентов
Блок дисциплин
эксперимента, n=28
Группа участников
Профессионально-
Естественнонаучн
дисциплины, балл
дисциплины, балл
дисциплины, балл
дисциплины, балл
ые дисциплины,
педагогические
биологические
гуманитарные
Семестр, период
прикладные
Социально-
Психолого-
эксперимента
Медико-
балл
ЭГ82,7976,21Не изучалсяНе изучался80,43
III семестр
КГ80,6773,70Не изучалсяНе изучался76,79
ЭГ85,37Не изучался71,4169,8983,89
IV семестр
КГ79,95Не изучался69,9371,8970,96
По итогам включения студентов в проектировочную деятельность академическая
успеваемость повысилась. Успеваемость по естественнонаучному блоку (оценен студентами как
«наименее важный») после дополнительных разъяснений ППС его значимости для будущей
трудовой деятельности бакалавра повысилась. За критерий, определяющий учебную успешность
студентов в формирующем эксперименте, было принято количество получающих
государственную академическую стипендию (на момент констатирующего эксперимента).
При переводе с 1 на 2 курс в ЭГ стипендию получали 32,14% студентов, в КГ – 42,86%.
При переводе с 2 на 3 курс (после формирующего эксперимента) в ЭГ была отмечена
положительная тенденция: на получение академической стипендии по итогам успешной и
своевременной сдачи зачетов и экзаменов назначили еще 3 чел., из них 2 – на получение
повышенной; в КГ к стипендиатам добавился только 1 человек. В ЭГ на 3 курс с ликвидацией
академической задолженности перешло 14,29% студентов, в КГ – 21,43%.
Положительным показателем является то, что ни один обучающийся (из обеих групп
участников исследований) не был отчислен из вуза за неуспеваемость. По итогам проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов определено, насколько обучающиеся
удовлетворены учебно-воспитательным процессом в вузе. Результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Удовлетворенность студентов учебно-воспитательным процессом в вузе
ГруппаУчебные успехиСпортивные достижения
участников«Не«Не
«Удовлетворены»,«Удовлетворены»,
эксперимента,удовлетворены»,удовлетворены»,
%%
чел.%%
ЭГ, n=2882,117,964,335,7
КГ, n=2871,428,660,739,3
Определены организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов. Анализировались ответы студентов на вопрос: «Какие условия,
созданные сотрудниками вуза, способствовали успешной реализации индивидуального
образовательного маршрута и какого содействия, по вашему мнению, не хватило?»
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов не увенчалось успехом у
некоторых студентов из числа ЭГ. Даже при созданных условиях обучающиеся потеряли
мотивацию к участию в учебно-воспитательном процессе из-за затянувшегося перехода на
дистанционный формат обучения и подготовки вузовских платформ. Однако даже
отрицательный результат позволил выявить необходимое дополнительное организационно-
педагогическое условие для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
студентов вуза физической культуры и спорта: методическое обеспечение учебно-
воспитательного процесса, заключающееся в регулярном и обновлении учебно-методических
материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты в условиях
дистанционного режима обучения.
По итогам проектирования индивидуальных образовательных маршрутов проведена
работа по оценке сформированности профессиональных компетенций (ПК) и компетенций,
способствующих индивидуализации процесса обучения и тренировочного процесса; развитию
проектировочной деятельности и планирования. Компетенции складываются из знаний, умений
и навыков как объектов оценивания. Знания оценивались посредством учебных дисциплин,
умения и навыки можно оценить по итогам прохождения обучающимися учебных (тренерских)
практик.
На основе анализа соотношения учебных дисциплин и формируемых с их помощью
компетенций, согласно учебному плану по образовательной программе бакалавриата по
направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» ПК-1 и ПК-2, формируется учебная
(тренерская) практика. Через анализ успеваемости оценено, насколько студенты овладели
следующими профессиональными компетенциями: способен осуществлять планирование, учет
и анализ результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах
спортивной подготовки (ПК-1); способен реализовывать индивидуальный подход в процессе
спортивной подготовки (ПК-2). Учебная (тренерская) практика оценивается по 5-балльной
шкале: «неявка» – «неудовлетворительно» – «удовлетворительно» – «хорошо» – «отлично».
Результаты проведенной оценки представлены на рисунке 6. Как видно из диаграммы, данный
показатель у студентов ЭГ вырос.
54,444,244,724,2
Баллы
III семестрIV семестр
Семестр обучения
ЭГКГ
Рисунок 6 – Степень овладения (сформированности) ПК
По итогам формирующего эксперимента сформулирован окончательный перечень
организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта, включающий в себя условия,
выявленные как до проведения формирующего эксперимента, так и по его итогам: социальное
партнерство, заключающееся в комплексной педагогической поддержке студентов ППС, АУП и
УВП вуза; методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, заключающееся в
регулярном обновлении учебно-методических материалов в соответствии с действующими
нормативно-правовыми документами и с учетом переориентации системы образования на новые
результаты в условиях дистанционного режима обучения; педагогическое стимулирование,
заключающееся в создании ситуаций, побуждающих к учебной деятельности и участию во
внеучебной.
Показатели, зафиксированные в начале формирующего эксперимента у КГ и ЭГ,
примерно совпадали, тогда как по итогам проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов показатели ЭГ заметно выросли.
Оценить меры реализации сформированных организационно-условий можно в целом
положительно. Данная высокая оценка подтверждается результатами педагогического
эксперимента. Работа, проделанная в рамках диссертационного исследования, не предполагает
описательной оценки этих мер, однако, необходимо отметить перспективу дальнейших
исследований. Вопрос расширения кадрового потенциала, способствующего проектированию
этих маршрутов, требует проработки, также необходимо определение круга лиц (сотрудников
вуза), в должностных инструкциях которых будет закреплена эта обязанность.
Цель контрольного эксперимента – выявить, какие изменения произошли в ЭГ в
результате проведения формирующего эксперимента. К статистически значимым
положительным сдвигам показателей в ЭГ можно отнести следующее: на 10,46% уменьшилось
количество обучающихся, которые ранее затруднялись ответить на вопрос о планах работать по
специальности в будущем; на 28,58% увеличилось число студентов, планирующих перед
записью на элективные (факультативные) дисциплины (модули) изучать их аннотацию и
обращаться за консультацией на кафедры, за которыми закреплены эти дисциплины.
Цифра (средний ранг) ранжирования естественнонаучного (ЕН) и социально-
гуманитарного (СГ) блоков дисциплин уменьшились, что в рассматриваемом варианте является
положительным результатом, так как при этом она стремится к 1 рангу. Студенты также
удовлетворены результатом участия в различных видах внеучебной деятельности, они
заинтересовались другими возможными внеучебными видами деятельности. Студенты
отметили, что процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в условиях
дистанционного обучения побудил их к дополнительной спортивной активности в рамках
внеучебной деятельности.
Дополнительно были установлены представления студентов о профессионально
значимых качествах сотрудников, которые должны оказывать профессиональную
педагогическую поддержку в ходе проектирования индивидуальных образовательных
маршрутов. В представлении обучающихся это: преподаватель, имеющий практические знания
по виду спорта и – на высоком уровне – знания по основам психолого-педагогических и медико-
биологических дисциплин; владеющий гностическими умениями и коммуникативными
навыками; набор нравственных, интеллектуальных и коммуникативных личностных качеств.
Экспертная оценка созданных организационно-педагогических условий проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта
производилась посредством обобщения мнений 9 экспертов – ППС РГУФКСМиТ, основанного
на их профессиональной деятельности, знаниях и практическом опыте. Из них: 2 – д.п.н., проф.;
1 – д.п.н., доц; 4 – к.п.н., доц; 2 – к.п.н.; имеют стаж научно-педагогической деятельности в
отрасли физической культуры и спорта (от 9 лет), в том числе на должностях АУП РГУФКСМиТ
(от 9 лет). Каждое выявленное организационно-педагогическое условие эксперты оценивали по
от 1 (min) до 5 (max). Результаты экспертной оценки представлены в таблице 2.
Таблица 9 – Результаты экспертной оценки организационно-педагогических условий
проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической
культуры и спорта (n=9)
Организационно-педагогическое
условие проектирования
Средний
№индивидуальных образовательныхКритерии оценки
Балл
маршрутов студентов вуза физической
культуры и спорта
1. Социальное партнерство,Соответствие требованиям
4,22±0,82
заключающееся в оказаниисовременной системы ВО
комплексной педагогическойАктуальность и новизна4,00±1,07
поддержки студентам ППС, АУП иВозможность создания в вузе4,00±1,07
УВП вузаПоложительный эффект от создания 4,00±1,15
Перспективы развития4,11±1,41
2. Методическое и материальноеСоответствие требованиям
4,33±0,69
обеспечение процесса обучения,современной системы ВО
Организационно-педагогическое
условие проектирования
Средний
№индивидуальных образовательныхКритерии оценки
Балл
маршрутов студентов вуза физической
культуры и спорта
заключающееся в регулярномАктуальность и новизна3,89±1,13
обновлении преимущественно УММ вВозможность создания в вузе4,11±1,07
соответствии с действующимиПоложительный эффект от создания4,33+1,07
нормативно-правовыми документами,
а с учетом переориентации системы
образования на новые результаты вПерспективы развития4,33±4,46
условиях дистанционного режима
обучения
3. Педагогическое стимулирование,Соответствие требованиям
3,78±0,90
заключающееся в создании ситуаций,современной системы ВО
побуждающих к учебной деятельностиАктуальность и новизна3,67±1,00
и участию во внеучебной деятельностиВозможность создания в вузе3,56±1,11
Положительный эффект от создания4,11±1,11
Перспективы развития4,33±1,13
По итогам экспертной оценки, можно заключить следующее: предложенные
организационно-педагогические условия соответствуют требованиям современной системы
высшего образования (4,22±0,82; 4,33±0,69; 3,78±0,90 балла соответственно); наиболее
актуальной на сегодняшний день является работа по налаживанию социального партнерства
между студентами и ППС, АУП и УВП (4,00±1,07 балла); в связи с отсутствием дополнительных
часов на контактную (конкретно – спортивно-воспитательную) работу не высоко оценена
возможность создания в высшем учебном заведении «педагогического стимулирования»
(3,56±1,11 балла); высоко оценен положительный эффект от внедрения «педагогического
стимулирования» в учебно-воспитательный процесс (4,11±1,11 балла). Эксперты сходятся во
мнении относительно достаточных перспектив развития всех выявленных организационно-
педагогических условий, позволяющих повысить эффективность и качество учебно-
воспитательного процесса (4,11±1,41; 4,33±4,46; 4,33±1,13 балла соответственно).
Обоснование необходимости внедрения локального акта, регламентирующего
проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической
культуры и спорта. В ряде образовательных организаций на уровне локальных нормативных
документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс, утверждено «Положение об
индивидуальном образовательном маршрутe». Подобные типовые положения разрабатываются
рабочей группой из числа сотрудников организации, утверждаются руководителем или
коллегиальным органом управления организацией. Эти документы определяют содержание,
порядок разработки и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов с учетом
специфики организации.
На сегодняшний день большинство организаций, нормативно закрепивших
обязательность проектировании индивидуальных образовательных маршрутов – это учебные
заведения, занимающиеся подготовкой и образовательным процессом одаренных детей, детей
дошкольного и школьного возраста. В ходе анализа открытых интернет-источников установлено:
на сегодняшний день в высших учебных заведениях в сфере физической культуры и спорта в РФ
(14 вузов, подчиненных Министерству спорта РФ), указанное выше положение не внедрено.
Педагогический эксперимент, проведенный в рамках диссертационного исследования, в
совокупности с данными, полученными в ходе анализа практического опыта по вопросам
внедрения индивидуальных образовательных маршрутов в учебно-воспитательном процессе,
определяет их как не противоречащее действующему законодательству РФ и повышающее
эффективность и качество учебно-воспитательного процесса. Иными словами, обосновывает
необходимость внедрения соответствующих локальных нормативных актов в вузе отрасли
физической культуры и спорта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования поставленные задачи решены, цель
диссертационного исследования достигнута, гипотеза исследования подтверждена. К
рекомендациям можно отнести то, что в ходе диссертационного исследования определено, что
проектирование индивидуальных образовательных маршрутов должно быть регламентировано
локальным нормативным актом вуза.
К перспективам дальнейших исследований можно отнести следующее: проектирование
долгосрочных индивидуальных образовательных маршрутов для проведения сравнительного
анализа с результатами, полученными в ходе проектирования среднесрочных маршрутов;
внедрение в работу вуза документа, регламентирующего проектирование долгосрочных
индивидуальных образовательных маршрутов студентов, с целью его последующего применения
в практике работы вуза, для исследований эффективности включения этого положения; проверка
наличия кадров и условий, которые обеспечат эффективную реализацию процесса
проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научной и учебно-методической литературы по вопросам индивидуализации
процесса обучения в вузе и педагогического проектирования, а также результаты анализа
нормативных актов Российской Федерации и внутренних локальных нормативных документов
РГУФКСМиТ позволил теоретически обосновать необходимость организации процесса
обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам. Обоснование
заключается в том, что необходимость организации учебно-воспитательного процесса студентов
в соответствии с их индивидуальными образовательными мотивами, интересами и
потребностями при регулярной педагогической поддержке, т.е. процесса, способствующего
профессиональному развитию, обеспечивающий широкую, всестороннюю, стабильную
удовлетворенность обучением и воспитанием, достижение персональных успехов в избранном
виде спорта закреплена в нормативных актах Российской Федерации и внутренних локальных
нормативных документах конкретного учреждения высшего образования.
2. Определены необходимые организационно-педагогические условия проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта. К
ним относятся: социальное партнерство, заключающееся в оказании комплексной
педагогической поддержки студентам профессорско-преподавательским, административно-
управленческим и учебно-вспомогательным составом вуза; методическое обеспечение учебно-
воспитательного процесса, заключающееся в регулярном обновлении учебно-методических
материалов в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и с учетом
переориентации системы образования на новые результаты; педагогическое стимулирование,
заключающееся в создании ситуаций, побуждающих к учебной деятельности и участию во
внеучебной.
3. Результаты экспертной оценки свидетельствуют о том, что выявленные
организационно-педагогические условия: соответствуют требованиям современной системы
высшего образования; наиболее актуальным на сегодняшний день является направление работы
по налаживанию социального партнерства между студентами и профессорско-
преподавательским, административно-управленческим и учебно-вспомогательным составом
вуза; возможен положительный эффект от внедрения «педагогического стимулирования» в
учебно-воспитательный процесс; внедрение всех выявленных организационно-педагогических
условий является перспективным.
4. Индивидуальный образовательный маршрут студента вуза физической культуры и
спорта – это способ организации учебного процесса и внеучебной деятельности студентов в
соответствии с их индивидуальными образовательными запросами, интересами и потребностями
при регулярной педагогической поддержке, способствующий профессиональному развитию
студентов и обеспечивающий им широкую, всестороннюю, стабильную удовлетворенность от
учебно-воспитательного процесса в вузе, а также достижение персональных успехов в избранном
виде спорта.
5. Проверена и доказана эффективность созданных организационно-педагогических
условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза
физической культуры и спорта в ходе педагогического эксперимента. Результатом
педагогического эксперимента доказано, что проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов способствует увеличению личностного потенциала студентов (отмечен процентный
прирост показателей студентов ЭГ в диапазоне от 1,04% до 17,50%); повышению академической
успеваемости студентов, как по всем дисциплинам, включенным в учебный план, так и по
дисциплинам по выбору (средний показатель успеваемости студентов ЭГ по профессионально-
прикладному блоку по итогам проведения эксперимента увеличился на 2,58 балла, по
естественнонаучному – на 3,46 балла); росту удовлетворенности студентов учебно-
воспитательным процессом (средний показатель, характеризующий процент студентов ЭГ,
удовлетворенных по итогам проведения эксперимента, увеличился на 19,46%); формированию
профессиональныхкомпетенций(среднийпоказательоценкисформированности
профессиональных компетенций студентов ЭГ по увеличился на 0,28 балла).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы
при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической
культуры и спорта, а также в образовательных учреждениях, которые реализуют учебно-
воспитательный процесс студентов-спортсменов.
Социальное партнерство, заключающееся в оказании комплексной педагогической
поддержки студентам ППС, АУП и УВП вуза, а также педагогическое стимулирование,
заключающееся в создании ситуаций, побуждающих к учебной деятельности и участию во
внеучебной деятельности при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов,
необходимо студентам вуза физической культуры и спорта начиная со 2 курса обучения.
При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать
обязательность ориентации на качество методического обеспечения учебно-воспитательного
процесса, заключающееся в регулярном обновлении учебно-методических материалов в
соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и с учетом переориентации
системы образования на новые результаты.
Выявленные на основе изучения и анализа научной и учебно-методической литературы
этапы педагогического проектирования и адаптация их содержания в ходе диссертационного
исследования позволяют спроектировать индивидуальный образовательный маршрут студента
вуза физической культуры, который заключается в организации учебного процесса и внеучебной
деятельности в соответствии с индивидуальными образовательными запросами, интересами и
потребностями студентов при регулярной педагогической поддержке.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза
физической культуры и спорта должно быть регламентировано локальным нормативным актом
вуза.
Полученные данные могут быть использованы в качестве обоснования при разработке
локальных нормативных актов, регламентирующих обучение студентов по индивидуальным
образовательным маршрутам. Выявленные представления студентов вуза физической культуры
и спорта о профессионально значимых знаниях, умениях, навыках и личностных качествах
сотрудника вуза, ответственного за проектирование индивидуальных образовательных
маршрутов обучающихся, необходимо учитывать при распределении обязанностей и подборе
кадров.
Актуальность темы исследования. За последние десятилетия система образования в целом и система высшего образования в частности претерпели ряд качественных и эволюционных изменений, направленных, в первую очередь, на индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.
Современный уровень развития системы высшего образования предъявляет высокие требования к применению новых средств, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса студентов вузов. Одним из приоритетов является управляемое самостоятельное обучение, подразумевающее частичный перевод (превращение) студента из объекта в субъект учебно-воспитательного процесса (Огаркова А.П., 1999; Жуков А.Е. 2004; Рабаданова Ш.Р., 2007; Мельниченко Я.И., 2008; Вайнштейн Ю.В., 2021).
Наиболее эффективным инструментом для решения задачи организации управляемого самостоятельного обучения (в том числе и в вузе физической культуры и спорта) является индивидуальный образовательный маршрут студента.
Обучение в вузах физической культуры и спорта по определению носит специфический характер – для большинства студентов именно спорт в период получения высшего образования является основным занятием – студент вуза физической культуры и спорта одновременно является субъектом двух видов деятельности – учебной и спортивной: учеба обычно добавляется (как еще один существенный элемент жизни) к наиболее активному периоду спортивной карьеры и началу профессиональной педагогической деятельности в качестве тренера, в то время как у обучающихся других вузов ведущий вид деятельности – учеба, а работа зачастую имеет второстепенное значение [71; 128].
В связи с этим, проблема определения организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта является актуальной. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования
являются:
научные подходы, на которых базируется концепция проектирования
индивидуальных образовательных маршрутов: системный подход (Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Одинцова М.А., Асмолов А.Г. и др.); аксиологический подход (Сластенин В.А., Чижакова Г.И., Тимофеев С.В. и др.); личностно- ориентированный подход (Селевко Г.К., Сериков В.В., Якиманская И.С. и др.);
компетентностный подход (Хуторская Н.Г., Вербицкий А.А., Зимняя И.А. и др.); концепции и научные подходы к обучению по индивидуальным
образовательным маршрутам
Воробьева С.В., Сутеева И.В.,
Фролова С.В., Пискунова Е.В.,
Федякова Н.Д., Чекалева Н.В., Маркова С.В. и др.);
(Лабунская Н.А., Рындак В.Г., Утепов М.Б., Кунаш М.А., Лоренц В.В., Довыдова М.В.,
Галацкова И.А.,
Фролова С.В., Фролов В.А.,
научные основы педагогического проектирования (Макаренко А.С., ЩедровицкийГ.П., Сухомлинский А.В., Краевский В.В., Бабанский Ю.К., Беспалько В.П., Яковлева Н.О., Дж.К. Джонс, Дж. Дьюи, Колесникова И.А. и Горчакова-Сибирская М.П., Заир-Бек Е.С., Гурье Л.И. и др.);
учения о роли педагогической поддержки и педагогического сопровождения (Карпенкова И.В., Куренная Е.В.);
положения об организации внеучебной деятельности в высшем
учебном заведении (АлиеваЛ.В., НефедоваН.А., ИвановаА.Б., СребнаяН.М., Гурулева Н.Е., Иванайская Т.Л., Иванова П.Г., Логвинова О.К. и др.);
научные подходы к созданию педагогических условий, направленных на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в вузе (Борытко Н.М., Ипполитова Н.В., Стерхова М.М. и др.)
Степень разработанности темы исследования. Рациональное сочетание качественного обучения и спортивной деятельности вызывает интерес у многих ученых в сфере физической культуры и спорта (Шамардина Г.Н., 1983; Кузнецов В.В., 2005; Кибенко Е.И., 2008; Исмиянов В.В., 2016 и др.). А обучение по индивидуальным образовательным маршрутам в вузе физической культуры и спорта, обеспеченное нормативно-правовой основой и отвечающее специфике обучения, крайне необходимо для осознанного профессионального самоопределения и полноценного личностного формирования студентов.
Степень разработанности темы исследования подтверждается многочисленными исследованиями ученых (СоколоваМ.Л., 2001; Гогоберидзе А.Г., 2002; Зверева Н.Г., 2007; Туркина А.В., 2008; Князькова Л.Г., 2013 и др.), проведенными ранее, а сложившиеся сегодня социально-экономических условия и современное положение системы высшего образования еще более проявило необходимость проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов.
Педагогическое проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в рамках учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении предполагает предоставление возможности студентам выбора содержания и видов учебной и внеучебной деятельности (Лоренц В.В., 2001; Соколова М.Л., 2001; Зверева Н.Г., 2007; Туркина А.В., 2008; Беспалова В.В., 2011; Полупан К.Л., 2020).
Однако в работах, прямо или косвенно касающихся проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов именно в вузе физической культуры и спорта (Куценко Л.В., 2001; Анисимова В.А., 2003; Димова А.Л., 2012; Шарыгина И.Т., 2019 и др.), недостаточно освещены организационно- педагогические условия педагогического проектирования. В частности, не учитывается, что проблема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта именно сегодня, в изменившихся социально-экономических условиях, является не просто значимой, но и как никогда актуальной. Эффективное и к проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в обязательном порядке требует также обоснования организационно-педагогических условий проектирования.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в вузе физической культуры и спорта. Предмет исследования – средства, методы и формы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю подготовки «Спортивная подготовка в избранном виде спорта».
Цель исследования: выявить и научно обосновать организационно- педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта.
Анализ литературных источников и нормативно-правовых документов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса студентов вузов позволил выявить следующие противоречия:
1. Между требованиями современных условий организации учебно- воспитательного процесса в вузах к индивидуализации обучения и отсутствием научно обоснованных подходов к его реализации в вузах физической культуры и спорта.
2. Между необходимостью создания организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта и организацией целенаправленного и согласованного взаимодействия профессорско-преподавательского, учебно- вспомогательного, административно-управленческого состава вуза и обучающихся.
Необходимость разрешения данных противоречий явилась основанием для постановки проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта с учетом необходимости сочетания учебной, внеучебной и спортивной деятельности?
Гипотеза исследования. Предполагается, что создание организационно- педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта, сочетающих целенаправленную и согласованную деятельность профессорско- преподавательского, учебно-вспомогательного, административно-
управленческого состава вуза и обучающихся, повысит эффективность и качество учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать необходимость организации процесса обучения студентов вуза физической культуры и спорта по индивидуальным образовательным маршрутам.
2. Определить необходимые организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта.
3. Проверить эффективность созданных организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта в ходе педагогического эксперимента.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем.
1. На основании логико-содержательного анализа научной и учебно- методической литературы, нормативно-правовых документов, учета особенностей обучения в вузах физической культуры и спорта студентов, сочетающих учебную, внеучебную и спортивную деятельность, теоретически обоснована необходимость проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов.
2. Определены необходимые организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта, которые заключаются в:
социальном партнерстве – оказание комплексной педагогической поддержки студентам профессорско-преподавательским, учебно- вспомогательным и административно-управленческим составом вуза;
методическом и материальном обеспечении учебно-воспитательного процесса, регулярном обновлении учебно-методических материалов в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами и с учетом переориентации системы образования на новые результаты в условиях дистанционного режима обучения; педагогическом стимулировании – создании ситуаций, побуждающих к учебной деятельности и участию во внеучебной деятельности.
3. Доказано и экспериментально обосновано, что созданные организационно- педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта эффективны и позволяют повысить академическую успеваемость обучающихся, способствуют достижению персональных спортивных достижений студентов, повышают удовлетворенность обучающихся от учебно-воспитательного процесса и способствуют росту личностного потенциала.
Теоретическая значимость. Результаты диссертационного исследования расширяют теоретические представления о способах повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в вузе физической культуры и спорта, а также вносят значимый вклад в теорию и методику профессионального образования, который заключается в научном обосновании организационно- педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов в высших учебных заведениях физической культуры и спорта.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования связана с возможностью использования разработанных практических рекомендаций по созданию организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта в учебно-воспитательном процессе, что может способствовать эффективной системе подготовки профессиональных кадров для государства. Выявленные и обоснованные организационно-педагогические условия проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов могут также обеспечить ориентир для организации деятельности в училищах олимпийского резерва.
Методы исследования. Решение поставленных в диссертационном исследовании задач осуществлялось при использовании следующих методов: изучение и анализ научной и учебно-методической литературы и практического
опыта, анализ нормативных документов, анкетирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок, методы математической статистики и графической интерпретации полученных результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Создание организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта зависит от согласованного и целенаправленного взаимодействия профессорско-преподавательского, административно-управленческого, учебно- вспомогательного состава вуза и студентов.
2. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта состоит из шести этапов (предпроектировочного, организационного, ценностно-смыслового определения, программирования, реализации и своевременной корректировки, оценочного), содержание которых адаптировано к особенностям сочетания учебной, внеучебной и спортивной деятельности студентов вуза физической культуры и спорта.
3. Спроектированные индивидуальные образовательные маршруты студентов вуза физической культуры и спорта с учетом особенностей сочетания учебной, внеучебной и спортивной деятельности обучающихся повышают качество учебно-воспитательного процесса и способствуют новым спортивным достижениям, что подтверждается повышением успеваемости студентов и продолжением активных спортивных занятий.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена: применением комплексного подхода к анализу проблемы определения организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов; использованием валидных опросников личностного потенциала студентов и объективных вопросов, включенных в анкеты для студентов; аргументированностью методов математической статистики. Результаты исследования могут считаться достоверными, поскольку в диссертационной работе применены строго научные, доказано эффективные и традиционные методы исследования. Апробация результатов исследования. Основные результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на: III Межвузовской научно-практической конференции «Молодежная политика: история, теория, практика» (Москва, 2019); Межрегиональной научной конференции «Молодые ученые» (Москва, 2019); V Научно-практической конференции молодых ученых кафедры педагогики «Методология научных исследований в педагогике физической культуры» (Москва, 2019); V Международной научно-практической конференции «Спорт – дорога к миру между народами» (Москва, 2019); VI Научно- практической конференции молодых ученых кафедры педагогики «Методология научных исследований в педагогике физической культуры» (Москва, 2020); Межрегиональной научной конференции, посвященной Году науки и технологий РФ «Молодые ученые» (Москва, 2021); VII Научно-практической конференции молодых ученых кафедры педагогики «Методология научных исследований в педагогике физической культуры» (Москва, 2021); V Межвузовской научно- практической конференции «Молодежная политика: история, теория, практика» (Москва, 2021).
Внедрение результатов исследования осуществлено в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» и в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Тульский государственный университет».
Результаты исследования отражены в 10 публикациях, включая 3 статьи в журналах, входящих в список рецензируемых изданий ВАК РФ.
Личный вклад автора в исследуемую проблему заключается в:
определении и формулировании основных положений научного исследования;
расширении научных представлений о сущности и содержании педагогического проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов; участии в педагогическом проектировании индивидуальных образовательных маршрутов студентов вуза физической культуры и спорта, а также обосновании необходимости этого проектирования;
осуществлении контроля за ходом всех этапов педагогического эксперимента;
сборе, анализе и графической интерпретации результатов, полученных в ходе диссертационного исследования;
написании научных публикаций по результатам проводимого исследования, а также их апробации на научно-практических конференциях.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 151 странице, содержит введение, 3 главы, заключение, практические рекомендации, список литературы, список используемых сокращений, список иллюстративного материала и 8 приложений. Диссертация иллюстрирована 12 таблицами, 9 рисунками. Список литературы включает 155 источников.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!