Организационно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран
1.1 Особенности профессиональной подготовки и переподготовки слушателей из зарубежных стран в военных вузах 14 России
1.2 Проблема обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран
1.3 Модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран
Выводы по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование реализации модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран
2.1. Этапы и содержание опытно-экспериментальной работы
2.2. Апробация организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран
2.3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Во введении обосновывается актуальность темы, определена проблема исследования, освещается степень ее разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, изложена его теоретико-методологическая основа, указаны методы исследования, его этапы, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены основные положения,
выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы разработки организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран» рассматриваются особенно- сти профессиональной подготовки и переподготовки слушателей из зарубежных стран в военных вузах нашей страны; анализируется проблема обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зару- бежных стран; дается описание модели организационно-педагогического обес- печения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
Профессиональная переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования, отличительной чертой которого является меж- дисциплинарный характер содержания обучения, построение процесса обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных инте- ресов специалистов, их должностного функционала, статуса и профессионально значимых качеств личности. Процесс обучения военнослужащих по дополнитель- ным образовательным программам в военном учебном заведении строится с учетом того, что военнослужащим в этом процессе отводится ведущая роль; жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт, который имеют военнослужа- щие, можно использовать в качестве источника дополнительного образования как их самих, так и их сослуживцев; в процессе дополнительного образования необхо- димо подкреплять стремление военнослужащих к самореализации, самостоятель- ности и к самоуправлению. При этом на процесс обучения военнослужащих по до- полнительным профессиональным программам оказывают влияние временные, пространственные, бытовые, профессиональные, социальные факторы.
Профессиональная подготовка и переподготовка в военных российских вузах слушателей из зарубежных стран представляет собой педагогический процесс, направленный на подготовку военнослужащих к военно-профессиональной дея- тельности в армиях своих государств согласно должностному предназначению, повышение уровня их образования, формирование и совершенствование навыков, необходимых для качественного выполнения нового вида военно-профессиональ- ной деятельности, или освоение ими новых видов вооружения и военной техники.
На основе изучения научных работ, посвященных исследованию процесса подготовки иностранцев в военных вузах нашей страны (И.А. Алехин, А.А. Булков, Т.В. Павлушкина, А.Ю. Тенчурин, П.С. Тенитилов, В.А. Ткачев), можно сделать вывод о том, что содержание и организация подготовки, а также переподготовки слушателей из зарубежных стран в военных вузах России имеют свою специфику, хотя и осуществляется по таким же специальностям и профилям, что и подготовка российских военнослужащих.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (профессиональной переподготовки) военных специалистов из числа иностран- ных военнослужащих реализуются на русском языке, поэтому в их содержание обязательно включается дисциплина «Русский язык».
Качественное освоение терминологии на русском языке рассматривается как одно из условий высокого уровня подготовки иностранных военных
специалистов, поэтому преподаватели тщательно подходят к оформлению учебного материала в языковом плане. Для успешного изучения учебных дис- циплин слушателями из зарубежных стран преподавательский состав, задей- ствованный в работе с ними, должен совершенствовать методику обучения, учитывая тот факт, что в материалах дисциплин содержится много специаль- ных терминов и слов, которые иностранцам сложно воспринимать; разраба- тывать курсы лекций со словарем терминов, с помощью которого слушатели могли бы легко изучать дисциплину. Важная роль должна отводиться филоло- гическому сопровождению подготовки и переподготовки иностранных военно- служащих, которое построено на взаимодействии преподавателей профильных кафедр с преподавателями русского языка как иностранного. Совместная дея- тельность способствует расширению языковой компетенции преподавателей- предметников и углублению фоновых знаний преподавателей русского языка как иностранного и тем самым направлена на обеспечение качества образо- вания, получаемого иностранными военнослужащими.
Преподавателям при подготовке к занятиям с иностранными слушателями необходимо руководствоваться тем, что материал должен быть доступным с точки зрения его оформления в случае, если русский язык является для обучаемых ино- странным. Здесь в приоритете должен быть принцип наглядности. При объяснении работы механизмов и аппаратов наиболее эффективными являются такие средства наглядности, как рисунки, схемы, учебные действующие макеты, тренажеры и т. д. При этом в ходе объяснения учебного материала должна проводиться педагогиче- ская диагностика и коррекция трудностей в усвоении информации слушателями.
Короткие сроки освоения программы профессиональной переподготовки ино- странных военнослужащих обуславливают важность отбора содержания подготов- ки и планирования учебного процесса, так как при нерациональном распределении времени между дисциплинами учебного плана, неправильном выборе вида занятия происходит неэффективное использование учебного времени и снижение качества профессиональной переподготовки военнослужащих.
Применение в процессе профессиональной переподготовки слушателей из за- рубежных стран инновационных образовательных технологий позволяет обеспе- чить его максимально возможную действенность благодаря темпу предъявления учебного материала, увеличения степени самостоятельности слушателей в ходе обучения. Качество профессиональной переподготовки также предусматривает оптимальное содержание программ дисциплин и учебных занятий, а также органи- зацию самостоятельной работы слушателей с учетом их возможностей.
Специфика обучения по программам профессиональной переподготовки иностранных военнослужащих заключается в том, что контингент обучаемых со- ставляют люди, утвердившиеся в своем профессиональном призвании, имеющие опыт службы в армии, жизнедеятельность которых жестко регламентируется нормативными документами; люди, имеющие обусловленный традициями, обра- зованием и воспитанием менталитет, интересы и привязанности; люди, на дли- тельное время оторванные от семей и привычных условий существования в род- ной стране, испытывающие различные чувства, связанные с обучением на чужом
языке, включением в новый коллектив в качестве обучающихся, что является стрессовым фактором. Все это обуславливает поведение иностранных военно- служащих и воздействует на восприятие ими учебного материала. Учет при орга- низации процесса профессиональной переподготовки этих особенностей влияет на конечный результат.
Положительный результат деятельности со слушателями-иностранцами дости- гается в том случае, когда организация процесса обучения и его содержание удов- летворяют их потребности в получении нового знания, общении и самореализации.
В процессе реализации программ дополнительного профессионального обра- зования приоритетной задачей руководства и преподавательского состава военно- го вуза является обеспечение качества переподготовки слушателей из зарубежных стран в военном вузе, т. е. соответствия результата образования целям и задачам военного сотрудничества с иностранными государствами, обусловленным соот- ветствующими нормативно-правовыми актами, а также потребностям участников образовательного процесса (слушателей, преподавателей, руководящего состава). С этой целью актуальным является построение организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слу- шателей из зарубежных стран, которое включает мероприятия по улучшению ор- ганизации образовательного процесса, совершенствованию содержания перепод- готовки, технологий обучения, совершенствованию психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского и руководящего состава. Организа- ционно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран представляет собой деятель- ность руководящего и преподавательского состава по осуществлению комплекса мер (организационных, психолого-педагогических, диагностических, рефлек- сивных), направленных на реализацию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки иностранных военнослужащих и достижение результата, адекватного целям и задачам военного сотрудничества с иностранными государствами, а также индивидуальным запросам слушателей.
Анализ и обобщение научных источников, опыта практической деятель- ности позволил разработать модель организационно-педагогического обеспе- чения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран (рис. 1), которая призвана наглядно показать деятельность по обеспечению качества профессиональной переподготовки слушателей из за- рубежных стран, раскрыть содержание и связи между составляющими органи- зационно-педагогического обеспечения качества данного процесса.
Модель организационно-педагогического обеспечения качества профес- сиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран включает целевой, содержательно-технологический, личностно-развивающий, диагностический, оценочно-рефлексивный блоки.
Целевой блок образуют цели стран-заказчиков, цели военного вуза и индиви- дуальные запросы иностранных слушателей, в своем единстве представляющие стратегическую цель – обеспечение качества профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран.
Рисунок 1 – Модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран и педагогические условия ее реализации
Потребность иностранных государств в переподготовке кадров для прохож- дения службы в подразделениях и частях национальных военно-воздушных сил на должности техника (старшего техника) группы обслуживания (регламента и ремонта) обусловлена спецификой поставляемой на вооружение национальных армий российской военной техники. Контракты с иностранными заказчиками на подготовку слушателей, составленные на основе международных соглашений,
содержат требования к подготовке военных специалистов со стороны страны- заказчика, которая заинтересована в росте квалификации своих военных кадров.
Цель военного вуза, в частности КВВАУЛ, – организация и обеспечение качественного обучения по программе дополнительного профессионального образования «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» в соответствии с квалификационными требованиями к уровню подготовки спе- циалистов технического состава.
Получение новых знаний и навыков их использования составляют индиви- дуальный запрос слушателей из зарубежных стран.
Обозначенные цели выступают в качестве системообразующего фактора, так как на их достижение направлено содержание всех входящих в модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной пере- подготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран блоков.
Содержательно-технологический блок включает в себя деятельность, свя- занную с разработкой содержания программ переподготовки иностранных слушателей, отбором и преобразованием учебных материалов в доступную для их понимания форму, выбором форм, методов, технологий обучения с учетом особенностей подготовки контингента в условиях дополнительного образова- ния и на основе положений теории обучения взрослых.
Для успешного освоения иностранными слушателями содержания дисциплин используются методики обучения, основанные на дифференцированном подходе и индивидуализации учебного процесса. Уровень подготовки обучаемых, в том числе и владение русским языком, может быть разным, поэтому для максималь- ной эффективности процесса обучения преподавателю следует подбирать мате- риалы разной степени сложности. Таким образом реализуется индивидуальный подход к обучению, учитывающий образовательные запросы и проблемы кон- кретного военнослужащего.
На выбор методов обучения влияют и короткие сроки освоения программы профессиональной переподготовки. Следовательно, в этом процессе необходимы образовательные технологии, позволяющие обеспечить его максимально возмож- ную действенность благодаря темпу предъявления учебного материала, увеличе- ния степени самостоятельности слушателей в ходе обучения. К существенной ин- тенсификации обучения приводит использование технологии фреймов, позволяю- щей повысить интерес иностранных военнослужащих к изучению дисциплин на русском языке, формирующей коммуникативную компетентность, которая выра- жается в усвоении военной специальной лексики на неродном языке, развивающей умение работать с учебно-научной информацией, структурировать и письменно фиксировать полученную информацию, а также увеличить объем знаний, необхо- димый для освоения и усвоения в короткие сроки.
Содержательно-технологический блок нашей модели включает разработку и использование в процессе профессиональной переподготовки специальных учебных пособий (как печатных, так и электронных), словарей терминов, со- держащих термины по конструкции самолета, двигателя, радиоэлектронному оборудованию и т. д., схем, иллюстраций, то есть методического обеспечения,
позволяющего слушателям из зарубежных стран самостоятельно осваивать не- обходимый учебный материал, так как самостоятельная работа является одним из основных средств профессиональной переподготовки.
Личностно-развивающий блок подразумевает психолого-педагогическую подготовку руководства военного вуза и преподавателей к взаимодействию с ино- странными слушателями и обеспечению качества их профессиональной пере- подготовки, а также деятельность по активизации направленности иностранных слушателей на освоение дополнительной профессиональной программы профес- сиональной переподготовки.
Психолого-педагогическая подготовка профессорско-преподавательского со- става, работающего с иностранными слушателями, направлена на совершенство- вание навыков межкультурной коммуникации (коммуникативная компетенция), методической культуры преподавателя (предметная компетенция), мотивацион- ной составляющей профессиональной культуры преподавателя.
Основным мотивом профессиональной переподготовки слушателей из зару- бежных государств является выполнение задач, поставленных национальными командованиями. Слушатели понимают необходимость переобучения, но не все- гда могут заниматься учебной деятельностью. Объяснить это может ряд причин. Во-первых, владение иностранным для них русским языком. Восприятие содер- жания обучения на русском языке связано с преодолением как коммуникативных барьеров, так и барьеров семантических, переводом содержания подготовки во внутренний план. Иностранные обучающиеся, слабо владеющие русским языком, зачастую вынуждены переводить изучаемый материал на родной язык, чтобы по- нять его, а затем – вновь на русский язык, чтобы продемонстрировать преподава- телю, усвоена ими тема или нет. Такая деятельность приводит к дополнительным временным затратам, поскольку необходимо усвоить большой объем знаний, а иногда и к снижению познавательной активности обучаемых. Во-вторых, возни- кают проблемы с адаптацией иностранных слушателей к новым условиям и фор- мам организации учебного процесса, принятым в нашей стране (например, пяти- балльная система оценивания знаний, формы контроля знаний). Существенной причиной, влияющей на процесс учения, является и наличие стереотипов в вос- приятии российской культуры, иногда противопоставление ей своей культуры и системы ценностей. Все это препятствует целенаправленному и качественному обучению иностранных военнослужащих. Задачей преподавателей поэтому явля- ются поиск, выбор и применение на практике таких форм учебных занятий и ме- тодов обучения, которые способствуют преодолению коммуникативных трудно- стей и включению иностранных слушателей в новую педагогическую реальность, тем самым активизируя их деятельность и повышая уровень удовлетворенности процессом профессиональной переподготовки.
К приемам активизации обучения слушателей из зарубежных стран можно отнести создание проблемных ситуаций, включение в содержание программ дис- циплин информации об опыте боевого применения и эксплуатации воздушных су- дов и вооружения, рассказы о достижениях российской армии и армий государств, представителями которых являются слушатели программы профессиональной
переподготовки, и т. п. Такие приемы формируют у слушателей мотивацию к обу- чению и самосовершенствованию, способствуют повышению их познавательной активности и образовательного уровня.
Диагностический блок включает выбор методов диагностики, сбор и анализ данных, разработку критериев и показателей оценки эффективности органи- зационно-педагогического обеспечения качества переподготовки слушателей из зарубежных стран.
Оценочно-рефлексивный блок включает анализ результатов деятельности по обеспечению качества переподготовки иностранных военнослужащих, оценку достижений и недостатков. На данный блок возлагаются регулятивная и монито- ринговая функции, поскольку он устанавливает соотношение между поставлен- ными целями и реальным результатом. Подведение итогов профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран происходит в ходе учебно- методических сборов, заседаний кафедр, которые также проводятся с целью вы- работки единой позиции по вопросам учебной, воспитательной и методической деятельности с иностранными слушателями.
Эффективность данной модели определяется педагогическими условиями, под которыми мы понимаем возможности образовательной среды военного вуза, обеспечивающие качественную реализацию программ дополнительного профес- сионального образования иностранных военнослужащих. В контексте методоло- гии системного, деятельностного и компетентностного подходов нами выделены организационно-управленческие, психолого-педагогические, дидактические ус- ловия. Организационно-управленческие условия включают управление процес- сом дополнительного профессионального образования на основе соответствую- щих нормативно-правовых актов, организацию и планирование образовательной деятельности иностранных слушателей, материально-техническое обеспечение, укомплектованность процесса профессиональной переподготовки иностранных военнослужащих научно-педагогическими кадрами, наличие возможностей со- вершенствования их педагогического мастерства, проведение аналитико-рефлек- сивных мероприятий (учебно-методических сборов, совещаний, семинаров, тре- нингов и т. п.). Психолого-педагогические условия определяются личностными особенностями и спецификой взаимодействия участников образовательного процесса. Они включают: профессиональные ценности, мотивацию препода- вателей и руководства к работе с иностранными военнослужащими, стремление к самореализации и самосовершенствованию, удовлетворенность слушателей качеством педагогического взаимодействия, удовлетворенность собой и военно- профессиональной деятельностью. Дидактические условия составляют: подбор, корректировку, адаптацию учебных материалов, выбор технологий обучения с учетом особенностей иностранной аудитории и основных принципов педагогики (наглядности, сознательности и активности, доступности, научности, связи тео- рии с практикой и т. д.), а также теории обучения взрослых (принцип совместной деятельности, осознанности, опоры на опыт).
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование реали- зации модели организационно-педагогического обеспечения качества про- фессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран» определяются цель, задачи, этапы, методы экспериментальной работы,
описывается реализация организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран, проводится анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. В исследовании приняли участие 120 человек: 20 препода- вателей, 23 человека командно-административного состава, 77 иностранных военнослужащих из Никарагуа, Перу, Монголии.
Перед проведением констатирующего эксперимента нами осуществлялась разработка критериев оценки эффективности предлагаемой модели. Критериями оценки эффективности модели организационно-педагогического обеспечения ка- чества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубеж- ных стран являются: мотивационный (наличие у слушателей и преподавателей (руководящего состава) потребности в саморазвитии и совершенствовании про- фессиональных компетенций; активность и инициативность преподавателей и слушателей при подготовке к занятиям, заинтересованность в результативности деятельности; мотивация преподавателей на работу с иностранными военнослу- жащими; мотивация иностранных военнослужащих на освоение программы про- фессиональной переподготовки (интерес к учебным занятиям)), операционально- деятельностный (отражение в содержании нормативной и учебной документации (учебных планов, программ дисциплин) специфики учебного процесса и контин- гента обучающихся (практическая направленность переподготовки, оптимальное распределение учебной нагрузки и т. д.); адекватность содержания обучения специфике контингента (учет уровня языковой подготовки обучаемых, качество изложения материала, вариативность содержания учебных материалов по слож- ности); наличие у преподавателей конструктивной и межкультурной коммуни- кативной компетенции, способность вести профессиональную деятельность с ино- странной аудиторией; применение преподавателями активных методов и техноло- гий обучения; степень активности слушателей при овладении новыми профессио- нальными компетенциями в области технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, их способность воспринимать получаемую учебную ин- формацию), результативный (осознание значимости приобретаемых компетенций слушателями; понимание и усвоение материала слушателями; анализ и оценка преподавателями и руководством результатов деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на реализацию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки иностранных военнослужащих; удовлетворенность иностранных военнослужащих качеством получаемого образо- вания; удовлетворенность преподавателей своей деятельностью).
На основе выделенных критериев и их показателей были разработаны уровни выраженности показателей по каждому из критериев: высокий, средний, низкий.
Выделенные критерии задали направления диагностической работы на кон- статирующем этапе эксперимента: изучение соответствия содержания учебной до- кументации и программ профессиональной переподготовки иностранных военно- служащих особенностям их обучения; анализ деятельности преподавательского
состава и руководства вуза по обеспечению качественной профессиональной пере- подготовки иностранных военнослужащих; оценка педагогического взаимодей- ствия с иностранными военнослужащими; оценка владения преподавательским составом технологиями обучения иностранных военнослужащих, подготовлен- ности преподавателей к взаимодействию с иностранными слушателями, направ- ленности преподавателей на качественную реализацию содержания программ профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран; оценка дея- тельности иностранных военнослужащих по освоению программ профессиональ- ной переподготовки.
В контексте выделенных критериев и показателей осуществлялся подбор диагностического инструментария. Диагностические методики, используемые нами при проведении опытно-экспериментальной работы:
– мотивационный критерий: методики «Диагностика реализации потреб- ностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин)», «Мотивация профессиональной дея- тельности» К. Замфира в модификации А. Реана;
– операционально-деятельностный критерий: экспресс-опросник «Индекс то- лерантности», методика «Карта оценки и самооценки способности личности к твор- ческой и инновационной деятельности» (по В.А. Сластенину, Л.С. Подымовой), анализ документов (учебного плана, программ дисциплин и т. д.), наблюдение, беседа;
– результативный критерий: анкеты «Удовлетворенность качеством про- фессиональной переподготовки», «Удовлетворенность преподавателей своей работой».
На констатирующем этапе были определены контрольная и эксперименталь- ная группы. В экспериментальную группу преподавателей (ЭГп) вошли 23 чело- века (преподаватели – 10 человек, руководители подразделений – 13 человек), контрольную группу (КГп) составили 20 человек (10 человек преподавателей и 10 человек руководителей подразделений). В экспериментальную группу слуша- телей (37 человек) вошли иностранные военнослужащие, с которыми взаимодей- ствовали преподаватели из экспериментальной группы (ЭГс). Контрольную группу слушателей (40 человек) составили иностранные военнослужащие, обучение кото- рых проводили преподаватели из контрольной группы (КГс).
На формирующем этапе работа осуществлялась на основе данных констати- рующего эксперимента и заключалась во внедрении в процесс профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран модели организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в воен- ном вузе слушателей из зарубежных стран. В задачи этого этапа входило опреде- ление организационно-штатных подструктур, содействующих внедрению разра- ботанной нами модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран, совместно с руководством кафедры уточнялись цели формирующего экс- перимента, его содержание, временные рамки проведения эксперимента.
Респонденты экспериментальной группы преподавателей стали участни- ками обучающего семинара для преподавателей и руководства военного вуза.
Обучение иностранных слушателей этой группой преподавателей осуществля- лось с применением предлагаемых программой семинара мер по обеспечению качественных результатов профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран. Процесс обучения в контрольной группе слушателей прово- дился традиционным способом преподавателями из контрольной группы.
На контрольном этапе в соответствии с диагностическим инструмента- рием, отобранным в ходе констатирующего этапа эксперимента, проводился диагностический срез с целью определения результатов формирующего экс- перимента, происходила интерпретация данных и на основе сопоставительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента оценивалась эффективность предложенной модели организационно-педагоги- ческого обеспечения профессиональной переподготовки в военном вузе слуша- телей из зарубежных стран.
В ходе формирующего эксперимента были определены основные направле- ния работы с преподавательским составом и руководством военного училища: совершенствование навыков межкультурной коммуникации, актуализация моти- вационного компонента профессиональной культуры преподавателя, возмож- ность реализовать научный и педагогический потенциал преподавателей, про- явить творческую инициативу, совершенствование методической культуры пре- подавателя. В соответствии с указанными направлениями была разработана про- грамма обучающего семинара для преподавателей и руководства военного вуза. Целью семинара стала подготовка руководства вуза и преподавателей к деятель- ности по реализации дополнительных профессиональных программ для слушате- лей из зарубежных стран: совершенствование профессиональных компетенций, связанных с разработкой программ дисциплин учебного плана, отбором и струк- турированием содержания предлагаемого к изучению иностранным слушателям материала, а также с организацией педагогического взаимодействия с иностран- ными слушателями. Содержание программы обучающего семинара представлено в виде модулей: «Особенности педагогического общения при обучении слуша- телей из зарубежных стран», «Мотивация преподавателя военного вуза», «Осо- бенности разработки содержания программ и дисциплин учебного плана профес- сиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран в военном вузе». Модули включают теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть направлена на получение новой информации, выявление и ликвидацию пробелов в имеющемся «багаже» преподавателей и руководящего состава военного учи- лища. Теоретическая составляющая каждого модуля реализуется в форме проб- лемных лекций с опорой на имеющиеся у преподавателей опыт и знания. Таким образом обозначаются основные направления и проблемы в ходе изучения содержания модуля. В практической части модуля предполагается осмысление теоретической информации, ее практическое освоение. При изучении тем программы семинара запланировано выполнение практико-ориентированных заданий (разработка проектов программ дисциплин учебного плана, подготовка методических материалов, адаптация учебной информации для иностранных слушателей), написание рефлексивных работ, подготовка мини-докладов,
самостоятельная работа с источниками. Преподаватели готовят обучающие мате- риалы по преподаваемой дисциплине с учетом специфики иностранной аудито- рии, разрабатывают планы проведения занятий, отбирают методы и средства ак- тивизации познавательной деятельности слушателей и апробируют их в своей практической деятельности, задания переносятся в реальный контекст военного училища и формируемые у преподавателей педагогические умения и навыки отрабатываются в их непосредственной практической деятельности с иностран- ными слушателями.
Формами работы с преподавательским составом стали методические мас- терские с привлечением преподавателей русского языка, посещение мастер- классов проводимых наиболее опытными педагогами (при этом анализировался ход занятия, применяемые средства и методы активизации познавательной дея- тельности иностранных слушателей, оценивалось, какие инновационные методы и педагогические технологии применяются).
Для оценки степени полезности содержания и результативности освоения модулей программы обучающего семинара, а также с целью установления об- ратной связи его участникам предлагалось ответить на вопрос «Охарактеризуйте степень важности для вас поднимаемых в модулях проблем». Выразить мнение о полученном опыте участники семинара могли при написании рефлексивной работы (рефлексивного эссе)
Проведение обучающего семинара с преподавателями позволило сформи- ровать единый подход к обеспечению качественной организации и методике проведения занятий со слушателями из зарубежных стран при реализации про- граммы профессиональной переподготовки, освоения новых более эффектив- ных методических приемов.
Работа по активизации направленности иностранных военнослужащих на ос- воение дополнительной профессиональной программы профессиональной пере- подготовки проводилась посредством применения на всех видах занятий (лекциях, практических занятиях и т. д.) инновационных технологий обучения. Обучение слушателей из зарубежных стран по дополнительной профессиональной програм- ме профессиональной переподготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» строилось на основе принципов группового взаимодей- ствия слушателей в процессе обучения, личностной значимости учебной инфор- мации, развивающей роли обучения, доступности, наглядности.
При проведении занятий работа слушателей организовывалась в составе «экипажей» (малых групп). При такой организации занятия активная умственная деятельность слушателей развивает их способности к взаимодействию в реаль- ной профессиональной деятельности. Групповая совместная деятельность ино- странных военнослужащих дает возможность для раскрытия личностного потен- циала каждого слушателя, создавая «общий информационный фон», в который каждый вносит свой опыт и который в дальнейшем используют все. При возник- новении непонимания каких-либо технических явлений слабыми слушателями более сильные или опытные объясняют материал, тем самым происходит слия- ние учебной деятельности и межличностного общения.
Краткий обзор содержания материала, опора на имеющиеся у иностранных военнослужащих знания, определение круга базовых теоретических понятий, необ- ходимых для понимания и усвоения новой учебной информации, помогли настро- ить слушателей на восприятие учебной темы, создать мотивацию обучения. Так, в конце каждого занятия слушателям-иностранцам объявлялась тема следующего занятия для того чтобы они заранее изучили содержание конспекта и обратили вни- мание на моменты, требующие дополнительного разъяснения. Кроме того, такая подготовка позволила заранее проработать необходимую терминологию по теме.
Поддержанию интереса слушателей к содержанию занятия способствовала постановка проблемных вопросов. Так, например, при изучении темы «Подго- товка авиационной техники к полетам» формулируются вопросы «Как прово- дится подготовка АТ к полетам?», «Почему проводится заблаговременная под- готовка АТ к полетам?», «Каким образом темнота влияет на работу техниче- ских специалистов?», «Чем можно объяснить повышенный контроль за работой технических специалистов при проведении полетов ночью?» и т. п. Это дало возможность иностранным военнослужащим проявить свою информирован- ность, соотнести свой опыт работы с новыми теоретическими сведениями.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и повторного диаг- ностического исследования эффективности модели организационно-педагоги- ческого обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран по мотивационному критерию показал положительную динамику в экспериментальных группах. В ЭГп увеличились значения, соответствующие среднему и высокому уровню выраженности по- казателей мотивационного критерия на 17 % и 9 % соответственно. Средние значения высокого уровня выраженности показателей мотивационного крите- рия в КГп не изменились. В ЭГс наблюдается уменьшение числовых значений, соответствующих низкому уровню выраженности показателей мотивационного критерия (с 18 человек (49 %) до 3 человек (12 %), на 8 % выросли значения высокого уровня, в КГс также выявлены небольшие изменения значений низ- кого и среднего уровней выраженности показателей, однако число слушателей с высоким уровнем мотивации осталось прежним.
После формирующего эксперимента в ЭГп наблюдается динамика в сторону уменьшения значений низкого уровня выраженности показателей операционально- деятельностного критерия оценки эффективности модели (с 48 % на 17 %), на по- рядок изменились в сторону увеличения значения высокого уровня (с 13 % на 26 %). В КГп также произошли изменения, однако по сравнению с данными экспе- риментальной группы они незначительные. В ЭГс у слушателей с низким уровнем активности на занятии на констатирующем этапе после проведения формирующе- го эксперимента изменились значения в сторону уменьшения на 14 %, значения среднего уровня выросли на 14 %, высокого – не изменились. На основе анализа результатов деятельности на контрольном этапе в ЭГс отмечаются более высокие показатели уровня знаний и практических умений, чем в КГс, где на 2 % умень- шились значения низкого уровня и на 2 % выросли значения среднего уровня, значения высоко уровня не изменились.
Итоги контрольного этапа в ЭГп показывают положительную динамику по результативному критерию: значения высокого уровня выраженности показате- лей выявлены у 26 % (6 человек) респондентов, среднего – у 39 % (9 человек), снизились значения низкого уровня. В КГп есть положительная динамика в зна- чениях низкого и среднего уровней. В ЭГс также наблюдается положительная динамика по результативному критерию. Выросли значения, соответствующие высокому уровню выраженности показателей результативного критерия (с 22 % до 27 %), на 7 % ‒ значения среднего уровня (с 34 % до 41 %). Результаты итого- вой диагностики в КГс показывают незначительный рост значений среднего уровня выраженности показателей результативного критерия (на 2,5 %).
Сопоставительный анализ результатов опытно-экспериментального исследо- вания (табл. 1) в контрольных и экспериментальных группах на констатирующем и контрольном этапах показывает, что реализация модели организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в воен- ном вузе слушателей из зарубежных стран способствует повышению эффектив- ности деятельности по обеспечению качества результатов реализации допол- нительной профессиональной программы профессиональной переподготовки. Работа в экспериментальных группах позволила:
– повысить уровень педагогической компетентности преподавательского состава;
– улучшить содержание и организацию процесса профессиональной пере- подготовки;
– повысить интерес слушателей к учебным занятиям;
– выявить зависимость качества профессиональной переподготовки слу- шателей из зарубежных стран от внедрения в процесс их обучения активных методов обучения.
Таблица – 1. Сводная таблица результатов опытно-экспериментального исследования (%)
Критерий
Мотивационный
Операцио- нально-деятель- ностный Результативный
Уровень
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Констатирующий этап
КГп КГс ЭГп ЭГс 15 12,5 13 19 30 35 26 32 55 52,5 61 49
5 15 13 24 45 60 39 54 50 25 48 22 25 20 22 22 30 25 30 34 45 55 48 44
Контрольный этап
КГп КГс ЭГп ЭГс 15 12,5 22 27 40 37,5 43 41 45 50 35 32
5 15 26 24 50 62 57 68 45 23 17 8 25 20 26 27 35 27,5 39 41 40 52,5 35 32
Контроль- ные группы
Экспери- ментальные группы
Контроль- ные группы
Экспери- ментальные группы
В Заключении приводятся обобщения и формулируются основные выводы исследования.
Основные теоретические выводы исследования
1. Профессиональная переподготовка в военном вузе слушателей из за- рубежных стран представляет собой частный вид военной профессиональной переподготовки, которым определяется специфика данного процесса в военных вузах нашей страны.
2. Качество переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран представляет собой адекватность результата образования целям и задачам военного сотрудничества с иностранными государствами, обусловленным со- ответствующими нормативно-правовыми актами, а также потребностям участ- ников образовательного процесса (слушателей, преподавателей, руководящего состава).
3. Под организационно-педагогическим обеспечением качества профессио- нальной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран пони- мается особый вид деятельности руководящего и преподавательского состава военного вуза по осуществлению комплекса мер, направленных на реализацию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподго- товки иностранных военнослужащих.
4. Модель организационно-педагогического обеспечения качества профес- сиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран включает целевой, содержательно-технологический, личностно-развивающий, диагностический, оценочно-рефлексивный блоки.
5. Определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран: организационно-управленческие, психолого-педагогические, дидакти- ческие.
Практические результаты работы
1. Определены критерии оценки эффективности модели организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в во- енном вузе слушателей из зарубежных стран.
2. Разработана на модульной основе программа обучающего семинара для преподавателей и руководства военного вуза с целью их подготовки к деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ для слушателей из зарубежных стран.
3. Определены формы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности слушателей из зарубежных стран по освоению программы про- фессиональной переподготовки.
4. Результаты исследования могут найти применение в образовательном про- цессе военных вузов в ходе подготовки иностранных военнослужащих, в деятель- ности педагогов, работающих с иностранными обучающимися, при организации и проведении учебно-методических сборов, совещаний, семинаров и методических занятий с преподавателями, при проектировании новых направлений организа- ционно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
Актуальность исследования. Обучение иностранных военнослужащих играет большую роль в развитии военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, поскольку направлено на обеспечение собственных национальных интересов и укрепление системы военной безопасности нашей страны. Обучение военнослужащих иностранных государств в российских военных вузах является одним из определяющих факторов расширения военно- технического сотрудничества с зарубежными странами в вопросах поставки российского вооружения и военной техники, укрепления и развития российского военно-промышленного комплекса на международном рынке вооружений. Это обстоятельство имеет важное политическое значение для нашей страны, поскольку способствует расширению сфер влияния и организации взаимодействия с иностранными государствами в условиях изменения военно-политической обстановки в мире и непосредственно у границ России.
Сотрудничество Министерства обороны России с иностранными государствами в сфере образования осуществляется как по основным профессиональным образовательным программам, так и по дополнительным профессиональным программам в соответствии с законодательством нашей страны, международными соглашениями и договорами. Целью реализации дополнительных профессиональных образовательных программ является совершенствование знаний военных специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности или нового вида деятельности в рамках смежной или иной военно-учетной специальности. Так, профессиональная переподготовка военнослужащих-иностранцев в области эксплуатации летательных аппаратов и двигателей направлена на понимание имиважности освоения сложных образцов авиационной техники, прочное усвоение правил
технической эксплуатации такой техники, а также особенностей конкретного 3
оборудования самолета, его систем и агрегатов, развитие способности творчески подходить к решению внезапно возникающих задач в процессе подготовки авиационной техники к эксплуатации, формирование умений моделировать наиболее вероятные и обоснованные версии отказов и неисправностей самолетов и двигателей, осуществление действий по устранению и предупреждению неисправностей; повышение уровня исследовательской, технической и общей культуры военнослужащих.
Обеспечение качества профессиональной переподготовки и повышения квалификации является ключевой задачей в процессе реализации программ дополнительного профессионального образования иностранных военнослужащих в военных образовательных организациях России.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
В педагогической науке вопросам качества военного образования уделено немало внимания. Исследователями изучаются качество обученности курсантов (Мадай И.С.), повышение эффективности контроля качества военно-профессиональной подготовки (Коломиец В.А.), проблемы управления качеством образовательного процесса в военном вузе (Трапицын С.Ю.),управления качеством подготовки будущих военных специалистов (Горбатенко С.И.), условия повышения качества знаний в военном вузе (Субботина Т.Ю.).
Проблемы подготовки иностранных военнослужащих в военных вузах Российской Федерации рассматриваются в работах Алехина И.А., Калиновского А.Е., Карповой Т.А., Кривунченко А.И., Гусевой Л.Г., Ивановой В.В. и др. В фокусе внимания исследователей находятся вопросы, связанные с повышением эффективности обучения иностранных военнослужащих (Булков А.А., Ткачев В.А. и др.), психолого- педагогическими условиями их подготовки (Киящук Т.В., Жирнова И.Л. и др.), адаптации (социальной, академической, психологической) иностранных военнослужащих в российских военных вузах (Давыдова Н.В., Жуков А.С.,
Павлушкина Т.В., Тенчурин А.Ю. и др.). Изучению проблемы обучения 4
военных из других стран русскому языку посвящены работы Ивановой В.В., Красновой С.В., Малаховой М.Г., Рякиной О.Р., Чухлебовой И.А., Федоровой Л.В. и других ученых. В проблемном поле военной педагогики исследуются вопросы содержания, организации и методики преподавания специальных военных дисциплин военнослужащим из других стран (Тенитилов П.С., Гусева Л.Г., Миндоров Н.И. и др.). В этих работах речь идет о подготовке иностранцев к военно-профессиональной деятельности по программам основного профессионального обучения. В целом, вопросы профессиональной переподготовки и повышения квалификации иностранных военных специалистов слабо представлены в педагогической науке, а проблема обеспечения качества профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран в российском военном вузе не получила теоретического и практического завершения и остается пока открытой для изучения.
В ходе исследования нами выявлены следующие противоречия:
– между требованиями к качеству профессиональной переподготовки в российском военном вузе слушателей из зарубежных стран и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ его обеспечения;
– между опытом военно-профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава военного вуза и недостаточностью их знаний, умений и навыков в области организации учебного процесса по дополнительным профессиональным программам для слушателей из зарубежных стран;
– между имеющимися в педагогической практике интенсивными методами обучения и их недостаточным использованием в процессе профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран.
Разрешение данных противоречий определило проблему исследования: каким должно быть организационно-педагогическое обеспечение качественной профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран? Цель исследования заключается в выявлении и обосновании организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
Объект исследования – процесс профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран в российском военном вузе.
Предмет исследования – организационно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран в российском военном вузе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран будет более качественным, если:
– обоснована необходимость разработки организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран;
– детализировано понятие «организационно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран» и выявлены его содержательные особенности;
– представлена модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран представлено;
– выявлены педагогические условия реализации модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности обучения слушателей из зарубежных стран в системе дополнительного профессионального образования российского военного вуза и обосновать необходимость разработки организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в
военном вузе слушателей из зарубежных стран. 6
2. Дать характеристику процессу обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран, обосновать его содержательные особенности.
3. Разработать модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
4. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия реализации модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
5. Опытным путем доказать эффективность модели организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
− научно-исследовательские разработки в области построения образовательного процесса в вузах Минобороны России (Барабанщиков А.В., Ефремов О.Ю.,Алехин И.А., Марков А.С., Лепешинский И.Ю.,Гуляев В.Н., Македонский В.А. и др.), подготовки иностранных военнослужащих (Алехин И.А., Булков А.А., Столяров А.В., Тенитилов П.С., Ткачев В.А., Чухлебова И.А. и др.);
− исследовательские работы по вопросам обеспечения качества высшего образования (Поташник М.М., Ветров Ю.П., Матрос Д.Ш., Бордовский Г.А., Трапицын С.Ю., Панасюк В.П., Селезнева Н.А.,Субетто А.И. и др.), качества обучения в военном вузе (Булат Р.Е., Ларина Т.В., Леницкий К.С., Коломиец В.А. и др.);
− положения системного подхода (Афанасьев В.Г., Каган М.С., Блауберг И.В., Юдин Э.Г.), личностно ориентированного подхода (Ананьев Б.Г., Хуторской А.В., Бондаревская Е.В., Сериков В.В., Шиянов Е.Н., Якиманская И.С. и др.), компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, А.В.
Хуторской, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя и др.), педагогики и психологии 7
обучения взрослых (Подобед В.И., Марон А.Е., Змеев С.И., Лобейко Ю.А., Огарев Е.И. и др.), теории моделирования (Штофф В.А., Загвязинский В.И., Дахин А.Н., Тарский Ю.И., Лебедева И.П. и др.).
Методы исследования:
-теоретические: изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок обучения иностранных военнослужащих в российских военных вузах, анализ научной литературы, посвященной различным аспектам обучения иностранных студентов в России, изучение источников по проблемам дополнительного профессионального образования;
-эмпирические: диагностические методики (диагностика реализации потребностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин), изучение мотивации профессиональной деятельности по методике К. Замфир в модификации А. Реана, экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), карта оценки и самооценки способности личности к творческой и инновационной деятельности (по В.А. Сластенину, Л.С. Подымовой), беседа, анкетирование, анализ учебной документации, экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты), обработка данных и их графическая интерпретация.
База исследования. Исследование проводилось на базе федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова» Министерства обороны Российской Федерации. В исследовании приняли участие 120 человек (20 преподавателей, 23 человека командно-административного состава, 77 иностранных военнослужащих).
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
на первом этапе (2016 ‒ 2017 годы) изучалось состояние проблемы; определялись основные направления по теме исследования; происходило обобщение имеющегося в практике образовательной деятельности военных вузов опыта обеспечения качества профессиональной переподготовки слушателей из иностранных государств; осуществлялась разработка программы и методики исследования;
на втором этапе (2017 ‒ 2019 годы) разрабатывалась и апробировалась модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран; осуществлялась опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий эксперименты;
на третьем этапе (2019 ‒ 2021 годы) осуществлялась обработка результатов опытно-экспериментальной работы их анализ и интерпретация, формулировались выводы исследования.
Достоверность полученных результатов исследования
обеспечивается соблюдением методологических принципов педагогического исследования, использованием теоретических и эмпирических методов, соответствующих цели, задачам и логике исследования; экспериментальной проверкой положений гипотезы.
Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна:
− дано определение понятию «организационно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран» как особого направления деятельности руководящего и преподавательского состава военного вуза по осуществлению комплекса мер, направленных на реализацию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки иностранных военнослужащих;
− разработана и экспериментально проверена модель организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран, включающая в себя целевой, содержательно-технологический, личностно-развивающий, диагностический, оценочно-рефлексивный блоки; − определены педагогические условия эффективной реализации модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран;
− разработаны критерии оценки эффективности модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран: мотивационный, операционально-деятельностный, результативный.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении сущности и обосновании специфики организации профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран; обосновании необходимости разработки организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран; определении теоретико-методологических оснований для выявления педагогических условий реализации модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
Теоретическая модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран вносит вклад в расширение научных знаний о содержании и возможностях обеспечения качества обучения иностранных военнослужащих.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе военных вузов в ходе подготовки иностранных военнослужащих; руководством и преподавателями военных вузов в ходе организации и проведения учебно- методических сборов, совещаний, семинаров, методических занятий; в деятельности педагогов, работающих с иностранными обучающимися, а также в системе повышения квалификации педагогов военных образовательных организаций.
Разработана программа обучающего семинара для преподавателей. 10
Выявлены критерии оценки эффективности модели организационно- педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран.
Положения, выносимые на защиту:
1. Организационно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран представляет собой деятельность руководящего и
преподавательского
(организационных,
рефлексивных),
профессиональных
иностранных военнослужащих и достижение результата, адекватного целям и задачам военного сотрудничества с иностранными государствами, а также индивидуальным запросам слушателей.
2. Модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки слушателей из зарубежных стран является теоретически выстроенной совокупностью представлений о структуре организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки иностранных военнослужащих, о направлениях, формах и способах деятельности по обеспечению качественного обучения иностранцев по программам профессиональной переподготовки в военном вузе. Модель организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран образует целостную систему и включает в себя целевой, содержательно-технологический, личностно-развивающий, диагностический, оценочно-рефлексивный блоки.
3. Педагогическими условиями эффективной реализации модели организационно-педагогического обеспечения качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран являются
организационно-управленческие (управление процессом дополнительного 11
состава по осуществлению психолого-педагогических,
комплекса мер диагностических, дополнительных переподготовки
направленных на реализацию программ профессиональной
профессионального образования на основе соответствующих нормативно- правовых актов, организация и планирование образовательной деятельности иностранных слушателей, материально-техническое обеспечение, укомплектованность процесса профессиональной переподготовки иностранных военнослужащих научно-педагогическими кадрами, наличие возможностей совершенствования их педагогического мастерства, проведение аналитико-рефлексивных мероприятий), психолого- педагогические (профессиональные ценности, мотивация преподавателей и руководства к работе с иностранными военнослужащими, стремление к самореализации и самосовершенствованию, удовлетворенность слушателей качеством педагогического взаимодействия, удовлетворенность собой и военно-профессиональной деятельностью), дидактические (подбор, корректировка, адаптация учебных материалов, выбор технологий обучения с учетом особенностей иностранной аудитории и основных принципов педагогики, а также теории обучения взрослых).
4. Организационно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран предполагает: 1) подготовку преподавательского и руководящего состава вуза к деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ для иностранных военнослужащих в рамках обучающих семинаров; 2) активизацию деятельности иностранных военнослужащих по освоению программы профессиональной переподготовки за счет внедрения в процесс обучения инновационных методов.
Апробация материалов и внедрение результатов исследования
Результаты диссертационного исследования обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирского государственного педагогического университета, 108 кафедры (боевых и авиационных комплексов)
Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков, на 12
Международной научно-практической конференции «Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции», Международной научно-методической конференции «Проблемы управления качеством образования», Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология как основа развития современного общества», Международной научной конференции «Образование. Культура. Общество», IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования», на CV Международных научных чтениях (памяти А.М. Ляпунова).
Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!