Организационно-педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе

Третьяченко Дмитрий Сергеевич
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………………………………………………………19
1.1. Экспортный потенциал военного образования в развитии
международного военно-технического сотрудничества ……………………..19
1.2. Социокультурная адаптация иностранных военнослужащих как научно-
педагогический феномен ……………………………………………………….35
1.3. Основные характеристики организационно-педагогического обеспечения
социокультурной адаптации иностранных военнослужащих ………………..51
Выводы по первой главе ……………………………………………………..…70
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ …………………………………………………………………………73
2.1. Организация и методика констатирующего этапа исследования ……….73
2.2. Основные направления организационно-педагогического обеспечения
социокультурной адаптации иностранных военнослужащих и их апробация
…………………………………………………………………………………….94
2.3. Организация и методика обобщающего этапа исследования ………….123
Выводы по второй главе ………………………………………………………145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………..155
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..184

Во Введении обоснована актуальность проблемы исследования; показано состояние изученности проблемы; определены цель, объект, предмет исследова- ния; сформулирована гипотеза и задачи исследования; указаны его методологи- ческие основы и теоретическая база; раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость; представлены положения, выносимые на защиту.
Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени
Героя Советского Союза А.К. Серова (Военного института)
В первой главе «Теоретико-методологические основы социокультурной адаптации иностранных военнослужащих» представлена характеристика экс- портного потенциала военного образования в развитии международного военно- технического сотрудничества, социокультурная адаптация иностранных военно- служащих рассмотрена как научно-педагогический феномен, проанализированы основные характеристики организационно-педагогического обеспечения социо- культурной адаптации иностранных военнослужащих.
Современный этап развития высшего образования в мире находится под воздействием происходящих трансформаций в политической, экономической и социальной сферах. Среди ведущих глобальных тенденций развития националь- ных систем образования особое значение приобретают интернационализация, развитие международной академической мобильности, экспорт образования. Система образования Российской Федерации, включая военное образование, также включена в эти сложные и противоречивые процессы.
Мы разделяем позицию Л.В. Сметанкиной в оценке интернационализации военного образования как стратегически важной задачи обучения иностранных курсантов в российских военных вузах в контексте развития военно-технического сотрудничества и укрепления на этой основе конкурентных преимуществ российского военного образования.
В настоящее время выполнен широкий круг исследований, посвященных анализу роли образования как ресурса т. н. «мягкой силы» в межгосударственных отношениях, фактора укрепления авторитета и достижения лидерства России на международной арене, возможности широкого распространения национальных культурных ценностей, научных и технологических достижений, социальных норм и ценностей (Н.Л. Антонова, А.Д. Сущенко, Е.А. Антюхова, М.М. Лебедева, А.М. Рябинина, Н.Е. Суханова).
В условиях современных геополитических вызовов образование становится важным компонентом внешнеполитической стратегии государств. Эксперты с сожалением констатируют, что Россия позже других стран начала использовать образование как действенно работающий инструмент внешней политики (Н.Л. Антонова, А.Д. Сущенко, Е.А. Антюхова).
Разработанная в России современная военная техника, пользующаяся все большим спросом в зарубежных странах, требует увеличения количества ква- лифицированных специалистов, готовых к ее эксплуатации и обслуживанию, что вызывает интерес к обучению и профессиональной переподготовке в вузах Министерства обороны Российской Федерации в странах Азии, Африки, Ближнего Востока.
Рассматривая профессиональную подготовку курсантов из зарубежных стран в российских военных образовательных организациях как одно из ведущих направлений международного военно-технического сотрудничества, В.П. Анисимов отмечает значимость не только долговременных межгосударственных контактов, но и межличностного профессионального взаимодействия.
На важность долговременных эффектов международного военно-технического сотрудничества в разных сферах, в том числе политической, акцентируют внимание и другие исследователи. Нередко зарубежные выпускники российских военных вузов по возвращении в свои страны занимают лидирующие позиции в военных и государственных структурах, помогая в развитии и укреплении политических, военно-экономических и культурных связей с Россией как надежным партнером в межгосударственных отношениях (О.А. Воскрекасенко, О.А. Бучнева).
Выполнение Министерством обороны Российской Федерации государст- венного заказа на увеличение количества иностранных обучающихся в военных вузах детерминирует активные научные исследования междисциплинарного характера по обоснованию эффективных организационных и педагогических средств создания наиболее благоприятных условий обучения и проживания для иностранных военнослужащих.
Сложный и противоречивый характер взаимодействия личности и окру- жающего социума актуализирует исследования социокультурной адаптации.
С философско-социологической точки зрения Л.Л. Шпак рассматривает социокультурную адаптацию как особую форму взаимоприспособления лично- сти и социальной среды. Основное отличие социокультурной адаптации от дру- гих видов адаптации заключается в ее аксиологическом назначении, что находит свое отражение в ценностно ориентированном содержании форм и способов дея- тельности адаптантов в новой социокультурной среде.
Успешность и скорость социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах очень сильно разнится. На это влияют самые различные фак- торы, к наиболее значимым из которых исследователи относят национально- религиозную принадлежность, регион проживания в принимающей стране, воз- растно-половые характеристики, коммуникативные навыки и уровень владения языком страны пребывания (C. Ward, A. Kennedy).
Российские исследователи во многом разделяют подходы своих зарубежных коллег и отмечают тесную взаимосвязь успешности социокультурной адаптации иностранных студентов не только с их индивидуальными особенностями, но и с характером межкультурной образовательной среды вуза и степенью толерантно- сти принимающего общества, участия в процессе взаимодействия с иностранны- ми студентами городских культурных организаций (библиотек, музеев, концерт- ных залов и др.) (Е.Ю. Кошелева, М.А. Алхади).
В контексте нашего исследования мы считаем обоснованным понимание социокультурной адаптации как интегрированного показателя, включающего:
– контекстное восприятие и понимание новой культуры;
– осознанную готовность к обучению в новой образовательной системе;
– положительные переживания от общения с представителями другой культуры
и от пребывания в новой социокультурной среде;
– ощущение спокойствия и уверенности в себе.
Из такого понимания социокультурной адаптации иностранных курсантов следует тесная взаимосвязь адаптационных процессов с их жизненными и про- фессиональными целями, системой ценностных ориентаций, сформированными навыками саморегуляции, коммуникативных способностей и пр.
В сложном и многоаспектном процессе адаптации курсантов из зарубежных стран к обучению в российских военных вузах О.А. Воскрекасенко, О.А. Бучнева выделяют следующие аспекты:
– психологический аспект: перестройка в процессе обучения познавательных процессов (памяти, мышления, внимания), увеличение эмоционально-волевого напряжения;
– социально-психологический аспект: освоение новой социальной роли в воинском коллективе, изменение круга и содержания общения, в том числе на русском языке, переоценка системы ценностей, индивидуальных потребностей, принятие новых правил поведения;
– социально-профессиональный аспект: присвоение ценностных оснований военно-профессиональной деятельности, мотивация к осознанному овладению профессионально-предметными знаниями, овладение новыми социально- профессиональными компетенциями;
– организационный аспект: психофизиологическая адаптация к новому ритму жизни, методам учебно-профессиональной и военно-профессиональной деятельности.
В научной литературе накоплен большой массив результатов научных иссле- дований, раскрывающих особенности адаптации обучающихся, обусловленные спецификой военных образовательных организаций:
– особая организация образовательного процесса на основе интеграции процессов обучения, воспитания и военной службы (О.А. Воскрекасенко, О.А. Бучнева);
– ограничительный характер военного образования, проявляющийся в необходимости соблюдения предусмотренных Уставом Вооружённых Сил РФ норм поведения (И. А. Алехин);
– строгая учебная дисциплина, выполнение ряда обязанностей и задач воинской службы, регламентация свободного выхода за территорию военной образовательной организации (А.А. Булков).
Анализ научной литературы показывает, что при работе с иностранными курсантами в военном вузе учитываются разнообразные факторы:
– национальный состав обучающихся; уровень их подготовки для обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации; особенности военно- технического сотрудничества России и государств-заказчиков; политическая ситуация в государствах-заказчиках, уровень развития их вооруженных сил (Т.Г. Колосова);
– объективная необходимость дифференцированного подхода к учебно- воспитательной и военно-тактической подготовке иностранных курсантов военного вуза (О.Е. Фарберова, Д.А. Баранов, В.П. Анисимов);
– религиозно-культурные различия иностранных обучающихся военных вузов, влияющие на специфику восприятия российских национально-культурных особенностей (С.А. Волков, А.И. Емелин);
– возможные военно-политические противоречия между странами обу- чающихся курсантов (А.Н. Смирнова).
Изучение особенностей социокультурной адаптации иностранных курсан- тов военных вузов позволило выявить основные характеристики исследуемого феномена:
– многоаспектность и сложность социокультурной адаптации как междис- циплинарного научного феномена и практического явления;
– особая разновидность социального взаимодействия;
– интеграция личности в социальное и культурное окружение;
– активность личности в познании и преобразовании социальной среды;
– многофакторность социокультурной адаптации иностранных обучающихся
в военных образовательных организациях;
– взаимосвязь и взаимозависимость факторов социокультурной адаптации
иностранных обучающихся в военных образовательных организациях. Многофакторность социокультурной адаптации иностранных военнослужа- щих детерминирует научное обоснования системы целенаправленных действий организационного и педагогического характера на различных уровнях образова- тельной системы военного вуза. При этом следует учитывать, что увеличение количества иностранных обучающихся в военных образовательных организациях вызывает целый спектр принципиально новых организационно-управленческих и психолого-педагогических задач по их успешной интеграции в новые образо-
вательные, социальные и культурные условия.
Мы разделяем позицию исследователей, подчеркивающих значимость систем-
ного подхода в изучении социокультурной адаптации курсантов (Е.Н. Спасский, Е.Л. Рябкова). Такой подход позволяет учесть сложное и противоречивое взаи- модействие культурных, институциональных, организационных, личностных факторов адаптации. Именно целостное их единство может обеспечить психо- логическое и социальное благополучие обучающихся из зарубежных стран, сохранить их этнокультурную идентичность в процессе активного межкультур- ного взаимодействия в иной социокультурной среде.
Проведенный исследователями анализ адаптационных затруднений ино- странных студентов в различных странах мира показал, что адаптация включает в себя социокультурную, социально-психологическую и академическую состав- ляющие, находящиеся между собой в тесной взаимосвязи и определенной взаи- мообусловленности (М.В. Апасова, И.Ю. Кулагина, Е.В. Апасова).
Проведенный нами анализ выполненных исследований и обобщение полу- ченных результатов позволяет заключить, что, несмотря на глубокое и всесто- роннее изучение различных аспектов социокультурный адаптации иностранных студентов при обучении в российских вузах, имеющийся опыт теоретического
осмысления и практической реализации разнообразных моделей поддержки и сопровождения студентов, остается слабо разработанной проблема организаци- онно-педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных курсантов военных вузов.
С нашей точки зрения ключевыми понятиями в концепте сопровождения выступают помощь, поддержка, психолого-педагогические условия, являющиеся важнейшим направлением профессионально-педагогической деятельности в образовательной организации. В то же время в концепте обеспечения, органи- зационно-педагогического обеспечения такими ключевыми понятиями выступа- ют ресурсы, среда, организационно-педагогические условия и организационно- управленческие условия, что предполагает включение в процесс адаптации ино- странных студентов не только преподавателей, но и администрации образова- тельной организации, представителей локального сообщества и иных социаль- ных институтов. Таким образом, организационно-педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов, с нашей точки зрения, создает основу, фундамент для реализации не отдельных адаптационных меро- приятий, а научно обоснованной системы психолого-педагогических и организа- ционно-управленческих мер по целенаправленной интеграции обучающихся из зарубежных стран в новую среду.
Организационно-педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных военнослужащих позволяет реализовать комплексный подход к системной интеграции ресурсов образовательной среды с учетом основных сфер адаптации: академической, военно-профессиональной, социально-бытовой, культурно-досуговой, лингвосоциокультурной, сферы межличностного взаимо- действия.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная апробация организационно- педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных военнослужащих» представлено описание опытно-экспериментального исследо- вания на базе Краснодарского
В
Африки (Ангола, Джибути, Мали, Камерун, Нигер, Танзания, Руанда, Экваториальная Гвинея, ЮАР), Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос), Латинской Америки (Никарагуа, Перу), Ближнего Востока (Сирийская Арабская Республика), государств СНГ (Азербайджан, Таджикистан,
Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан) и Абхазии.
С целью выявления уровня адаптации иностранных военнослужащих в военном вузе был использован тест Л.В. Янковского «Адаптация личности к но- вой социокультурной среде». Обобщенные результаты констатирующего этапа
исследования представлены на рисунке 1. 17
высшего военного авиационного училища лётчиков
имени Героя Советского Союза А.К. Серова (Военного института).
Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков имени
Героя Советского Союза А.К. Серова (Военном институте) проходят обучение
военнослужащие из государств

80
60
40
20
0
высокий уровень средний уровень низкий уровень
Результаты теста Л.В. Янковского
Рисунок 1 – Результаты тестирования «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (тест Л.В. Янковского) (% от общего числа респондентов)
В таблице 1 представлены адаптационные затруднения иностранных военно- служащих, выявленные на констатирующем этапе исследования.
Адаптационные затруднения иностранных военнослужащих
Таблица 1
Характер затруднений
Недостаточное владение русским языком Большой объем новой информации по предметам Проблемы со здоровьем
Непривычная еда
Необходимость общаться с незнакомыми людьми из разных стран
Другой климат
Тоска по дому, плохое настроение
Жесткий распорядок дня
Бытовые условия в казарме
Отсутствие друзей
Ранговый % от общего числа номер респондентов
1 85
2 77
3 64
4 60
5 58
6 57
7 49
8 43
9 39
10 35
Проведенные на констатирующем этапе опросы преподавателей военного вуза позволили выявить и ранжировать факторы, влияющие на успешность социокультурной адаптации курсантов из зарубежных стран. Перечень факторов успешности социокультурной адаптации иностранных военнослужащих и их рангов представлен в таблице 2.
Факторы успешности социокультурной адаптации иностранных военнослужащих (по результатам опроса преподавателей)
Таблица 2
Факторы успешности социокультурной адаптации иностранных военнослужащих
Уровень языковой подготовки иностранных курсантов Учебная и профессиональная мотивация иностранных курсантов
Уровень общеобразовательной подготовки иностранных курсантов
Межличностные отношения в учебных группах Готовность ППС к работе с иностранными военнослужащими
Активность иностранных курсантов в учебно-военной и культурно-досуговой деятельности Научно-методическая обеспеченность образовательного процесса и процесса социокультурной адаптации Комфортные бытовые условия
Ранговый % от общего числа номер респондентов
1 87
2 75
3 75
5 58
6 52
7 38
8 32
9 25
Наличие системы социально-педагогической
и психолого-педагогической поддержки иностранных военнослужащих
4
63
Результаты констатирующего этапа исследования послужили основанием для разработки и апробации структуры организационно-педагогического обеспе- чения на различных этапах социокультурной адаптации иностранных военно- служащих.
В основу исследовательской деятельности была положена концептуальная идея о многофакторности, непрерывности и управляемом педагогическом воз- действии на социокультурную адаптацию иностранных военнослужащих. Социокультурная адаптация иностранных военнослужащих рассмотрена как взаимосвязанная и взаимообусловленная последовательность аналитико- диагностического, ориентационно-ознакомительного, деятельностно- содержательного и контрольно-рефлексивного этапов, каждый из которых имеет свои задачи и формы деятельности, определяемые закономерностями интеграции в новой академической и социальной среде. При этом следует подчеркнуть опре- деленную условность выделения данных этапов в силу непрерывности и целост- ности процесса социокультурной адаптации иностранных военнослужащих.
В таблице 3 в обобщенном виде представлены выделенные нами задачи, состав агентов социокультурной адаптации, формы и методы социокультурной адаптации иностранных военнослужащих, компоненты организационно- педагогического обеспечения на каждом из выделенных нами этапов социо- культурной адаптации.
Задачи, состав агентов социокультурной адаптации, формы и методы социокультурной адаптации иностранных военнослужащих, компоненты организационно-педагогического обеспечения
Аналитико-диагностический этап
Ориентационно-ознакомительный этап
Деятельностно-содержательный этап
Контрольно-рефлексивный этап
Таблица 3
Основные задачи процесса социокультурной адапта- ции иностранных военно- служащих
Агенты социокультурной адаптации иностранных военнослужащих
Формы и методы
социокультурной адаптации иностранных военнослужащих
Компоненты организационно- педагогического обеспечения
Психологическая диагностика личностных особенностей иностранных курсантов, их индивидуального опыта (учебного, социального), потребностей, учебно- профессиональной мотивации; анализ семейного положения; оценка состояния здоровья.
Психологи Медицинские работники Офицеры- воспитатели
Психологическая диагностика, психологи- ческое тестирование, беседа, анализ личных дел, медицинской доку- ментации
Командно- стратегическое Психолого- педагогическое Кадровое
Знакомство со структурой военного училища, его учебно-материальной базой, с правилами внутреннего распорядка, правилами про- живания в казарме, органи- зации питания, медицинского облуживания
Начальник курса Офицеры- воспитатели Медицинские работники
Преподаватели
Экскурсии по территории училища, знакомство с инфраструктурой, разъяс- нительные индивидуаль- ные и групповые беседы
Командно- стратегическое Кадровое Инфраструктурное Психолого- педагогическое
Включение иностранных военнослужащих в учебную и военно-профессиональную деятельность, интеграция в новую социокультурную среду на групповом и инди- видуальном уровне.
Преподаватели Офицеры- воспитатели
Интерактивные образова- тельные технологии, тре- нинги межкультурной коммуникации, экскур- сии, культурно-досуговые и спортивные мероприятия
Кадровое Инфраструктурное Психолого- педагогическое Методическое
Оценка и контроль социо- культурной адаптации ино- странных курсантов; прогно- зирование новых направлений совершенствования организа- ционно-педагогического обеспечения социокультур- ной адаптации иностранных курсантов
Начальник курса Психологи Офицеры- воспитатели Медицинские работники Преподаватели
Психологическая диагно- стика, психологическое тестирование, индивиду- альные и групповые бесе- ды, опросы, анализ про- межуточной и итоговой аттестации иностранных военнослужащих
Командно- стратегическое Кадровое Инфраструктурное Психолого- педагогическое Методическое
На обобщающем этапе исследования с иностранными военнослужащими был повторно проведен тест Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде». Обобщенные данные по опроснику Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде» на констатирующем и обобщающем этапах исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты тестирования «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (тест Л.В. Янковского) (% от общего числа респондентов)
Шкалы адаптивности
Адаптивность
Конформность
Интерактивность
Депрессивность
Ностальгия
Отчужденность
высокий
17,2 51,5 18,7 56,5 22,3 42,2 46,4 20,3 69,8 35,8 53,8 32,1
Уровни адаптивности
средний низкий
констатирующий этап
34,2 48, 6
обобщающий этап
30,6 17,9
констатирующий этап
34,6 46,7
обобщающий этап
31,7 11,8
констатирующий этап
25,8 51,9
обобщающий этап
35,4 29,4
констатирующий этап
39,8 13,8
обобщающий этап
43,0 36,7
констатирующий этап
17,6 12,6
обобщающий этап
32,5 31,7
констатирующий этап
27,6 18,6
обобщающий этап
28,5 39,4
Анализ представленных в таблице данных позволяет увидеть динамику в проявлении различных аспектов адаптивности у иностранных военнослужащих. Так, высокий уровень адаптивности вырос с 17,2 % респондентов на констати- рующем этапе до 51,5 % на обобщающем этапе исследования. Это означает, что уже половина иностранных военнослужащих испытывает ярко выраженное чув- ство социальной и физической защищенности. При том, что и низкий уровень адаптивности снизился с 48,6 % на констатирующем этапе до 17,9 % на обоб- щающем этапе исследования.
Если на констатирующем этапе только 18,7 % иностранных военнослужа- щих были готовы к освоению новой системы норм и правил (высокий уровень
конформности), то на обобщающем этапе исследования таких респондентов было уже чуть более половины – 56,5 %. Обращает на себя внимание тот факт, что и количество иностранных военнослужащих, находящихся на низком уров- не конформности, уменьшилось с 46, 7 % на констатирующем этапе до 11,8 % на обобщающем этапе исследования.
Высокий уровень готовности к интеграции в новую социокультурную среду, к взаимодействию с представителями нового окружения проявили по шкале «ин- терактивность» 22,3 % иностранных военнослужащих на констатирующем этапе, на обобщающем этапе исследования их количество увеличилось до 42,2 %. Также практически в 2 раза уменьшилось количество тех иностранных военнослужа- щих, которые находились на низком уровне интерактивности, с 51,9 % на кон- статирующем этапе до 29,4 % на обобщающем этапе исследования.
На констатирующем этапе исследования 46,4 % иностранных военнослу- жащих испытывали высокий уровень депрессивности, что проявлялось в по- вышенной тревожности, замкнутости, изолированности. На обобщающем этапе исследования количество таких респондентов снизилось до 20,3 %. Обращает на себя внимание тот факт, что количество иностранных военнослужащих, ис- пытывающих низкий уровень депрессивности, увеличилось с 13,8 % на конста- тирующем этапе до 36,7 % на обобщающем этапе исследования.
Острые переживания ностальгии, тоски по родным и друзьям, апатия, сни- женный эмоциональный фон были характерны для 69,8 % респондентов на кон- статирующем этапе, на формирующем этапе таких оказалось практически в 2 раза меньше – 35,8 %. Существенные изменения произошли по шкале носталь- гии на среднем и низком уровне. На среднем уровне количество респондентов увеличилось с 17,6 % на констатирующем этапе до 32,5 % на обобщающем этапе исследования, а на низком уровне количество респондентов увеличилось с 12,6 % на констатирующем этапе до 31,7 % на обобщающем этапе исследования.
Таким образом, получается, что по шкале ностальгии иностранные военно- служащие распределились приблизительно одинаково на всех трех уровнях, но с выраженной положительной динамикой.
Качественный анализ полученных результатов позволил представить струк- туру организационно-педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных военнослужащих, которая была апробирована в процессе опытно- экспериментального исследования. Организационно-педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных военнослужащих включает два блока: организационный и педагогический.
Каждый из блоков включает основные направления организационно- педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных военно- служащих: командно-стратегическое обеспечение, кадровое обеспечение, инфраструктурное обеспечение, нормативно-правовое обеспечение (организацион- ный блок) и теоретико-методологическое обеспечение, методическое обеспечение и психолого-педагогическое обеспечение (педагогический блок).
Разработанная и апробированная структура организационно-педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных военнослужащих обладает
характеристиками концептуальной обоснованности; профессиональной направ- ленности; прогностичности; структурно-содержательной и технологической цело- стности; адаптивности; личностно-развивающей ориентации.
В Заключении представлены основные результаты выполненного исследо- вания и сформулированы следующие основные выводы:
1. Глобальные социально-экономические и социально-культурные транс- формации в мире, интенсификация международного военно-технического сотрудничества детерминируют разработку и реализацию программы развития экспортного потенциала российского военного образования, широкое привле- чение обучающихся из зарубежных стран как фактора укрепления геополити- ческого влияния России в условиях усиливающихся военно-политических про- тиворечий и глобально-локальных проблем.
2. Значительное расширение международного сотрудничества в сфере военного образования актуализирует проблему социокультурной адаптации иностранных военнослужащих как многофакторного процесса их интеграции в образовательную, социальную, культурную среду, определяющим образом влияя на академические достижения, социальное и психологическое благополучие, мотивацию личностно-профессионального развития в военной сфере.
3. Специфика социокультурной адаптации иностранных военнослужащих определяется особенностями организации образовательного процесса в военном вузе; ценностно-смысловыми характеристиками военно-профессиональной деятельности; этнопсихологическими особенностями иностранных военнослу- жащих, их страновой принадлежностью, характером использования ресурсов образовательной среды военного вуза и региональной социокультурной среды.
4. Непрерывность и целостность социокультурной адаптации иностранных военнослужащих обеспечивается реализацией взаимосвязанной и взаимообу- словленной последовательности аналитико-диагностического, ориентационно- ознакомительного, деятельностно-содержательного и контрольно-рефлексивного этапов с учетом основных сфер адаптации: академической, военно-профессиональной, социально-бытовой, культурно-досуговой, лингвосоциокультурной, сферы межличностного взаимодействия.
5. Комплексный подход к системной интеграции ресурсов образовательной среды военной образовательной организации и ресурсов региональной социо- культурной среды детерминируют научное обоснование и апробацию структу- ры организационно-педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных военнослужащих.
6. Организационно- педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных военнослужащих включает два блока: организационный (командно- стратегическое обеспечение, кадровое обеспечение, инфраструктурное обеспечение, нормативно-правовое обеспечение) и педагогический (теоретико-методологическое обеспечение, методическое обеспечение и психолого-педагогическое обеспечение).
7. Разработанная и апробированная структура организационно-педагогического обеспечения социокультурной адаптации иностранных военнослужащих обладает
характеристиками концептуальной обоснованности; профессиональной направ- ленности; прогностичности; структурно-содержательной и технологической целостности; адаптивности; личностно-развивающей ориентации.
Перспективы дальнейшего исследования связаны с выявлением специфики влияния цифровой образовательной среды военного вуза на успешность социо- культурной адаптации иностранных военнослужащих, более детальным анализом особенностей социокультурной адаптации иностранных военнослужащих с учетом их страновой принадлежности.

Актуальность и постановка проблемы исследования.
Интенсификация международного военно-технического сотрудничества в
современных условиях, активные поставки в зарубежные страны новейшего
российского вооружения предъявляют новые требования к качеству
профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в вузах
Министерства обороны Российской Федерации. Сохраняющееся
геополитическое напряжение в мире детерминирует активную интеграцию
российского военного образования в мировое образовательное пространство.
С 2018 года отмечается резкий интерес к подготовке иностранных
обучающихся в российских военных вузах. По данным Министерства
обороны Российской Федерации за последние пять лет с 68 до 81 %
увеличилось количество зарубежных государств, которые подписали
контракты на обучение военных специалистов в российских военных вузах.
Растет число военнослужащих из стран Азии, Африки, Ближнего Востока,
получающих военное образование в России.
Повышение привлекательности и конкурентоспособности российского
военного образования выступает действенным механизмом опережающей
экспортной национально-образовательной стратегии, укрепления
политического влияния Российской Федерации на международной арене,
активного распространения российских академических, научных и
культурных ценностей.
Государственная значимость разработки и реализации стратегий
активного привлечения в российские вузы иностранных обучающихся
определена в приоритетном проекте «Экспорт образования», входящем в
национальный проект «Образование», который разработан во исполнение
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»1.
Ключевой целью приоритетного проекта «Экспорт образования»
выступает повышение привлекательности, статуса и узнаваемости бренда
российского образования. Для повышения конкурентоспособности
российского образования предусматривается улучшение условий пребывания
и обучения иностранных граждан в России.
В Министерстве обороны Российской Федерации разработан пакет
нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок приема и
обучения иностранных военнослужащих в подведомственных вузах2.
Важнейшей управленческой задачей военных образовательных
организаций становится создание комфортных психолого-педагогических
условий для успешного обучения иностранных военнослужащих, их
адаптации к новым условиям проживания, знакомства с российской
культурой, историей и традициями, что требует глубокого теоретико-
методологического и научно-методического обоснования принимаемых
решений.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Глобальные политические, экономические и социальные изменения в
мире вызывают трансформацию национальных образовательных систем,
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от
24.12.2018 N 16) // [Электронный ресурс] / URL:https://legalacts.ru/doc/pasport-
natsionalnogo-proekta-obrazovanie-utv-prezidiumom-soveta-pri-prezidente/; Указ Президента
Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // [Электронный ресурс]
/ URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
2
О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. №1164 «Об оказании
Министерством обороны Российской Федерации услуг по подготовке и обучению
военных и военно-технических кадров иностранных государств»: приказ Министра
обороны Российской Федерации № 468 от 25 июля 2016 г. Электронный ресурс] /
URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=677852#8vuYoeSc9
gy8P4Ix
появление новых образовательных моделей и концепций, анализ которых
представлен в работах Ю.П. Ветрова, Е.В. Воевода, Л.П. Костиковой,
К.О. Кузовенковой, Е.С. Токаревой, О.Н. Олейниковой, Ю.Н. Рединой и др.
Предметом активного исследовательского интереса выступают

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Публикации автора в научных журналах

    Педагогическое сопровождение социокультурной адаптации военных курсантов из Лаоса
    Д. С. Третьяченко, Ю. П. Ветров. – Текст : непосредственный // Перспективы науки. – 2– No 10 (133). – С. 81–Третьяченко, Д. С. Психолого-педагогические особенности социально- культурной адаптации иностранных курсантов в военном училище / Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Глобальный научный потенциал. – 2– No – С. 113
    Подготовка преподавателей военного вуза к социокультурной адаптации иностранных обучающихся
    Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – 2– No 2 (87). – С. 83
    Технологии педагогического процесса в военном учебном заведении
    Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Межвузовский сборник научных трудов. Т. – Краснодар : ФГКВОУ ВО «КВВАУЛ», 2–С. 190
    Компетентностное образование: от теории к профессиональной деятельности
    Д. С. Третьяченко, В. И. Маркелов, Д. А. Мороз. – Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педаго- гического университета. – 2– No – С. 22
    Педагогические основы реализации компетентностного подхода к подготовке студентов в вузе
    Д. С. Третьяченко, В. И. Маркелов, К. С. Сергеева. – Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государ- ственного педагогического университета. – 2– No – С. 30–Третьяченко, Д. С. Педагогические особенности социокультурной адап- тации иностранных курсантов военного вуза / Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Интеграция педагогической науки и практики в современ- ных условиях : сборник научных трудов / под редакцией В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло. – Ставрополь : СКФУ, 2– С. 199–24
    Формирование компетенций XXI века в рамках учебной программы
    Д. С. Третьяченко, В. И. Маркелов. – Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2– No – С. 33–Третьяченко, Д. С. Разработка адаптационной программы для иностранных курсантов как фактор обеспечения качества высшего образования / Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Проблемы управления качеством образования : сборник избранных статей Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, июль 2020). – СПб. : Нацразвитие, 2– С. 80–Третьяченко, Д. С. Педагогические тенденции совершенствования профессионализма авиационных специалистов в современных условиях / Д. С. Третьяченко, В. И. Маркелов, А. С. Катенин. – Текст : непосредственный // Инновационные технологии в образовательном процессе : сборник материалов XXI Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Краснодар, 2– С. 51
    Проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов в высшем учебном заведении
    Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2– No – С. 24–Третьяченко, Д. С. Педагогическая характеристика адаптационных затруднений военных курсантов из зарубежных стран / Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст : сборник материалов II Международной интернет-конференции / под редакцией Л. В. Халяпиной. – Ставрополь : СКФУ, 2– С. 89
    Полифункциональность педагогического сопровождения социокультурной адаптации иностранных обучающихся военных училищ
    Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2– No 9–2 (48). – С. 93–Третьяченко, Д. С. Педагогические условия социокультурной адапта- ции иностранных курсантов военного училища / Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования : сборник материалов V Международной научно-практической очно-заочной конференции, 22 октября 2020 г. – Краснодар : КубГТУ, 2– С. 733
    Аксиологический потенциал педагогического сопровождения социокультурной адаптации иностранных курсантов в военном вузе
    Д. С. Третьяченко, Ю. П. Ветров. – Текст : непосредственный // Гуманитарный научный вестник. – 2– No – С. 38– 25
    Экспорт военно-образовательных услуг как предмет педагогических исследований
    Д. С. Третьяченко, Ю. П. Ветров. – Текст : непосредственный // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управ- ления и образования : сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 томах. Том I. – Пенза : РИО ПГАУ, 2– С. 74–Третьяченко, Д. С. Структура организационно-педагогического обес- печения социокультурной адаптации иностранных курсантов военного вуза / Д. С. Третьяченко. – Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2– No 6–12 (57). – С. 124

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Ксения М. Курганский Государственный Университет 2009, Юридический...
    4.8 (105 отзывов)
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитыв... Читать все
    Работаю только по книгам, учебникам, статьям и диссертациям. Никогда не использую технические способы поднятия оригинальности. Только авторские работы. Стараюсь учитывать все требования и пожелания.
    #Кандидатские #Магистерские
    213 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»