Педагогическая диагностика процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….. 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ……………………………………………………………. 18
1.1 Теоретический анализ диагностики процесса обучения иностранному языку
…………………………………………………………………………………………………………………. 18
1.2 Сущность, структура и содержание педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку курсантов военных вузов …………………………… 32
1.3 Исследование современного состояния педагогической диагностики в
процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов ……………. 57
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………………………….. 76
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ
ВУЗОВ………………………………………………………………………………………………………… 77
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования педагогической
диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов
…………………………………………………………………………………………………………………. 77
2.2 Обоснование критериев и показателей педагогической диагностики
процесса обучения иностранному языку курсантов военного вуза …………….. 90
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по повышению
эффективности педагогической диагностики процесса обучения иностранному
языку курсантов военных вузов ………………………………………………………………. 109
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………………… 130
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ………….. 131
3.1 Применение лингво-адаптивного контроля как основного пути повышения
эффективности педагогической диагностики процесса обучения иностранному
языку курсантов военных вузов ………………………………………………………………. 131
3.2 Применение цифровых технологий как средства повышения
эффективности педагогической диагностики процесса обучения иностранному
языку курсантов военных вузов ………………………………………………………………. 140
3.3 Усиление роли балльно-рейтинговой системы оценки качества обучения
курсантов военных вузов иностранному языку ………………………………………… 149
Выводы по 3 главе…………………………………………………………………………………… 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………….. 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………….. 165
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………………. 182
Приложение А. Целевая программа педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку курсантов военных вузов …………………………. 182
Приложение Б. Пример тестового задания……………………………………………….. 189
Приложение В. Тематика эссе для индивидуальной работы …………………….. 200
Приложение Г. Тематика, критерии и шкала оценивания проектов ………….. 203
Приложение Д. Примерные упражнения, критерии и шкала их оценивания 205
Приложение Е. Методика диагностики познавательной активности
обучающихся ………………………………………………………………………………………….. 207
В первой главе «Теоретические и прикладные основы педагогической
диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов»
рассматривается диагностика с точки зрения педагогического процесса, дана
сущностная характеристика понятия педагогическая диагностика, выделяются её
особенности в процессе обучения иностранному языку курсантов военных вузов,
представлена структура и содержание педагогической диагностики, выявлены
противоречия в практике её реализации.
Анализ теоретической и методологической литературы показал, что диагностика
входит в структуру педагогической деятельности и является особым видом
познавательной деятельности.
Как отмечает В.С. Аванесов, под педагогической диагностикой понимается
система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов,
нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения
воспитания, образования и обучения1. Так, по мнению В.И. Загвязинского,
педагогическая диагностика есть «процесс и способы определения степени развития
личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии,
а также эффективности функционирования и развития психологических систем,
См.: Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе:
Пособие для слушателей Учеб.центра Гособразования СССР – М.: МИСИС, 1989. 167 с.
технологий, методик, педагогических проектов».1 С точки зрения А.В. Барабанщикова,
педагогическая диагностика – специфическое изучение и анализ учебно-
воспитательного процесса, который позволяет искать пути оптимизации обучения и
воспитании учащихся и совершенствования личности и деятельности педагога.2
Опираясь на научную позицию А.В. Барабанщикова, в ходе данного диссертационного
исследования педагогическая диагностика процесса обучения иностранному языку
определена как систематический контроль и оценка соответствия целей и задач
содержанию обучения, а также уровню сформированности иноязычной
коммуникативной компетенции курсантов. Структурно-содержательно педагогическая
диагностика состоит из упорядоченной совокупности приемов и средств контроля,
использующихся для распознавания, анализа и оценки уровня обученности,
воспитанности и развития личности обучающихся с учетом их учебных и научных
достижений.
Особенностью педагогической диагностики процесса обучения иностранному
языку являются междисциплинарный и контрольно-оценочный характер в военных
вузах. Одновременно, педагогическая диагностика процесса обучения позволяет
осуществлять регулярный и эффективный мониторинг качества обучения иностранному
языку курсантов военных вузов; экономию учебного времени, затрачиваемого на
проверку и оценку знаний и умений большого количества обучающихся; объективность
и достоверность данных о качестве коммуникативной компетенции курсантов военных
вузов; автоматизацию рутинных процессов контроля и оценки качества иноязычной
подготовки. Педагогическая диагностика не только собирает данные о состоянии
процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов, но и предоставляет
информацию об основных параметрах и оптимальном функционировании данного
процесса. Выявление рассогласований в состоянии процесса обучения детерминирует
оптимальный выбор средств педагогической диагностики.
В диссертации обоснована сущность педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку, которая представляет собой организацию и
систематическое наблюдение, регулярное фиксировании результатов, дальнейшее
прогнозировании индивидуальной и групповой коммуникативной образовательной
траектории обучающихся, а также изучение качественных параметров лингвистической
подготовки курсантов и определение степени достижения требуемых результатов
освоенному уровню сформированности способностей речевой деятельности.
Структура и содержание педагогической диагностики процесса обучения
курсантов иностранному языку раскрыта на рисунке 1. Её целью является
распознавание, постановка диагноза, выбор педагогических назначений. Главными
задачами педагогической диагностики в военных вузах является распознавание, анализ
и оценка обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых психологических
См.: Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.
пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Издательский цент «Академия»,
2001. – 208 с.
См.: Барабанщиков А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика. – М.: ВУ, 1995. – С.16.
особенностей, личностного развития курсантов и уровня их подготовки к
профессиональной деятельности в условиях Вооруженных Сил РФ. Субъектами
данного процесса выступают руководство военных вузов, преподавательский состав
кафедры иностранных языков, курсанты; объектом – процесс обучения иностранному
языку курсантов военных вузов. В структуру процесса педагогической диагностики
включены: функции, принципы педагогической диагностики, объекты педагогической
диагностики,этапыосуществленияпедагогическойдиагностики,пути,
обеспечивающие её эффективность, которые рассматриваются на различных уровнях
(метауровни, макроуровни, мезоуровни и микроуровни). Все перечисленные элементы
сгруппированы по смысловым компонентам в структуре педагогической диагностики:
целевой, методологический, структурно-содержательный и оценочно-результативный.
Целевой компонент отражает цели и задачи использования педагогической
диагностики в процессе обучения иностранному языку курсантов в военном вузе.
Методологический компонент интегрирует в себе методологические подходы,
функции и принципы педагогической диагностики. Основу педагогической
диагностики составляют следующие ведущие методологические подходы: личностно-
ориентированный, системный, компетентностный, информационный и сферный. В
структуре педагогической диагностики методологического компонента следует
выделить ряд принципов: принципы научности, системности, объективности,
развития, последовательности, конфиденциальности, компетентности. Ведущие
функции педагогической диагностики – аналитическая, информационная,
контролирующая, корректирующая, результативно-оценочная, диагностическая,
управленческая и прогностическая.
Организационно-содержательный компонент педагогической диагностики
содержит следующие элементы: объекты и субъекты педагогической диагностики,
этапы реализации педагогической диагностики, условия функционирования
педагогической диагностики, методы педагогической диагностики и средства
педагогической диагностики.
Результативно-оценочный компонент в структуре педагогической диагностики
включает: контроль достижения поставленных целей, критерии, показатели и уровни
сформированности объектов педагогической диагностики, уровни структуры
педагогической диагностики.
В ходе исследования были выявлены специфические закономерности процесса
педагогической диагностики: зависимость её эффективности от систематического
анализа, корректировки и регулирования, организации, содержания и методик
процедур педагогической диагностики; сочетания персонифицированной и групповой
форм контроля и оценки знаний, умений, навыков; соотношения динамичности и
константностиоперационныхдействийпедагогическойдиагностики;
подготовленности и информированности профессорско-преподавательского состава.
Выявлены и охарактеризованы ряд противоречий в практике оценки процесса
обучения иностранному языку курсантов: между требованиями к уровню владения
иностранным языком и субъективной оценкой этого уровня; между компетенциями,
указанными в рабочей программе дисциплины «Иностранный язык» и достигнутыми
результатами каждого отдельного курсанта; между зафиксированным порядком и
сроком проведения аттестации (текущей, промежуточной или итоговой) и
необходимостью проведения диагностики вне установленного расписания и др..
Цель: повышения эффективности процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов
на основе педагогической диагностики
Целевой компонент
Задачи:
распознавание, анализ и оценка обученности, воспитанности, индивидуальных и групповых
психологических особенностей, личностного развития курсантов и уровня их подготовки к
профессиональной деятельности;
повышение уровня знаний, умений в области иностранного языка и формирование компетенций,
необходимых для курсанта военного вуза;
воспитание культурных ценностно-профессиональных ориентаций личности курсанта военного вуза;
использование данных педагогической диагностики для повышения качества профессиональной
подготовки в военном вузе
Методологические подходы:Принципы пед. диагностики: системности, научности,
Методологический
личностно-ориентированный,объективности, развития, последовательности,
системный, личностно-социально-конфиденциальности, компетентности; вариативности и
компонент
деятельностный, сферный,стабильности, транспарентности; функциональной
компетентностный, информационныйцикличности; предикативности
Функции педагогической диагностики: аналитическая, информационная, контролирующая,
корректирующая, результативно-оценочная, прогностическая, диагностическая, управленческая,
технологическая, конструктивно-целевая, побудительно-мотивационная
ОбъектыСубъекты пед. диагностики:Условия функционирования
Организационно-содержательный компонент
педагогической- преподаватели;пед. диагностики:
диагностики:- курсанты;- организационные,
-процессобучения- должностные лица,- педагогические,
иностранному языкуобеспечивающие педагогич.- психологические,
процесс- методические
Методы педагогической диагностики:Средства пед. диагностики:
методы сбора диагностической информации:анкетные листы, диагностические
наблюдение,устныйиписьменный опросы,методики, тестовые задания, бланки
тестирование, анализ результатов деятельности,ответов, ключи для обработки данных,
специальные диагностические методики;компьютерные программы с тестами,
методы оценивания диагностической информации:программыобработки
шкалирование, рейтинг, балльная оценка;диагностическихданных,
методы обработки диагностической информации:компьютеры, графики, диаграммы,
математический и статистический анализтаблицы, ИД SmartBoard
Этапы педагогической диагностики: организационно-подготовительный,деятельностно-
диагностический, аналитико-коррекционный, результативно-прогностический
Контроль достижения поставленных целей: текущий, промежуточный, итоговый
Результативно-
оценочный
компонент
УровниструктурыпедагогическойКритерии:
диагностики: метауровень, макроуровень,знаниевый,средовой,мотивационный,
мезоуровень, микроуровеньэвристический
Результат: эффективность процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов
Рисунок 1 – Структура педагогической диагностики процесса обучения иностранному
языку в военном вузе
Педагогическая диагностика процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов осуществляется в несколько взаимосвязанных этапов: организационно-
подготовительный,деятельностно-диагностический,аналитико-коррекционный,
результативно-прогностический с использованием следующих методов (см. рисунок 2):
постановка целей диагностики;
Организационно-подготовительный этап
проектирование формирования профессионально-коммуникативных навыков;
планирование и реализация диагностического инструментария:
– изучение результатов деятельности
– изучение документов и литературы
– наблюдение
– анкетирование (авторский тест)
– тестирование (отборочный тесты: selection tests, placements tests)
– беседа (вводная, организующая)
– семинар (диспут, дискуссия, комментированное чтение, вопросно-ответный семинар)
– практическая работа (метод упражнений)
– устные (алгоритмические, воспроизводящие)
– письменные (правописание, фонетические и лексические диктанты, запись ин. речи на слух)
– инструктаж (вводный)
– самостоятельная работа (выполнение упражнений: устные, письменные, тренировочные,
творческие, работа с раздаточным материалом)
организация педагогического взаимодействия в процессе диагностики;
создание конструктивной обратной связи;
планирование оптимального применения методов, форм и средств пед.диагностики:
диагностический
Деятельностно-
– наблюдение (систематическое, лонгитюдное, периодическое, внешнее, включенное)
– изучение документов; анкетирование (авторский опрос, методики)
– тестирование(лингвоадаптивныйконтроль,тесты возможностей proficiency
tests,диагностические тесты diagnostic tests, progress tests)
– практическая работа (метод упражнений, кейс-метод case study, вводные упражнения starting
up, аудирование listening, чтение reading, повторение progress check)
– ролевые игры (максимальное погружение в ситуацию общения: обсуждение дискуссионных
вопросов, мнение, аргументы, контраргументы)
регулирование и корректирование деятельности субъектов пед. диагностики;
Аналитико-коррекционный
оптимизация управления;
анализ трудностей и выявление отклонений процесса пед. диагностики;
диагностический инструментарий:
-анализ результатов деятельности
-наблюдение (систематическое, лонгитюдное, периодическое, внешнее, включенное)
-анкетирование (авторский опрос, методики)
-беседа (беседа-сообщение; контрольно-коррекционная)
-обобщение независимых характеристик
-эссе (for&against; points to consider; opinion essays);
-самооценка
анализ результатов применения педагогической диагностики
прогностический
Результативно-
разработка мер по устранению ошибок реализации педагогической диагностики
построение оптимальной модели педагогической диагностики;
диагностический инструментарий:
-составление характеристик
-балльно-рейтинговая оценка
Рисунок 2 – Этапы и методы пед. диагностики обучения иностранному языку курсантов
Вторая глава «Опытно-экспериментальное исследование эффективности
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов» представляет собой результаты констатирующего и формирующего
этапов опытно-экспериментальной работы, отражающие её организационно-
содержательные элементы.
Анализ практики педагогической диагностики процесса обучения иностранному
языку курсантов военных вузов позволил выявить противоречия между теоретическими
положениями педагогической диагностики и практической её организацией и
проведением в процессе текущей и промежуточной аттестации.
В целях разрешения выявленных противоречий была проведена опытно-
экспериментальная работа.
Цель опытно-экспериментальной части исследования – разработка ЦППД
процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов и оценка её
эффективности в современных условиях. Для достижения цели опытно-
экспериментальной части исследования были определены экспериментальная и
контрольная группы курсантов, подобраны критерии и показатели. На формирующем
этапе проводилась специальная работа с экспериментальной группой, охватывающей
весь образовательный процесс.
Эффективность педагогической диагностики оценивалась с помощью критериев
знаниевого, средового, мотивационного и эвристического. Каждый из
вышеперечисленных критериев выражает наиболее существенную сторону
педагогической диагностики и является необходимым основанием для определения ее
эффективности. Содержанием критериев выступают показатели, по степени
выраженности которых определяется высокий, средний или низкий уровень
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов. В обобщенном виде система критериев и показателей эффективности
педагогической диагностики представлены на рисунке 3:
Эксперимент проводился на основе разработанной ЦППД процесса обучения
курсантов военных вузов, которая реализуется по трём направлениям: обучающему,
воспитательному и развивающему. Мероприятия программы систематизированы в
четыре модуля: когнитивно-информационный (мероприятия, способствующие
формированию знаний, умений и навыков в изучении иностранного языка;
мероприятия, способствующие формированию коммуникативных навыков, обучению
саморегуляции и самоконтроля); психолого-социологический (мероприятия,
направленные на личностное и профессиональное развитие личности курсантов,
приемов самосупервизии и самокоррекции в ситуациях профессионального выбора,
стимулирование профессионального творчества и саморазвития); поисково-
гносеологический (мероприятия, направленные на активизацию научно-
исследовательскойдеятельностикурсантов);культурно-аксиологический
(мероприятия, формирующие нравственные, профессиональные, патриотические,
правовые, эстетические ценности курсантов).
-разработанность общих и частных целей для формирования иноязычной
компетенции по этапам педагогической диагностики;
-устойчивость, широта, глубина, результативность, динамичность и комплексность
Знаниевый
сформированных иноязычных умений и навыков;
-степень разработанности учебно-методических рекомендаций по реализации модели
педагогической диагностики;
-готовность преподавателей осуществлять различные виды контроля с
использованием технических средств
– наличие интегративно-развивающей образовательной среды военного вуза;
– уровень планирования, проектирования и организация иноязычной познавательной
Средовой
деятельности обучающихся;
– наличие психологического комфорта на занятиях;
– отношение обучающихся к контролю, способам предъявления требований со
стороны субъектов процесса педагогической диагностики на занятиях и
самоподготовке
доминирующие мотивы учения и преподавания обучающихся и обучающих;
Мотивационный
–
-степень удовлетворенности обучающихся достигнутыми результатами освоения
дисциплины «Иностранный язык»;
-степень развитости у курсантов навыков самоконтроля и самообразования;
-наличие желания и стремления курсантов к изучению иностранных языков
-степень сформированности профессионально-важных качеств и уровень развития
творческого мышления;
Эвристический
-взаимосвязь научно-практических потенциалов преподавателей и курсантов,
решающих научно-практические проблемы в военной отрасли;
-степень участия молодых исследователей в научных мероприятиях различного
уровня;
-готовность курсантов к использованию иноязычных СМИ в научно-
исследовательской работе
Рисунок 3 – Критерии оценки эффективности педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку курсантов военных вузов
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы решался ряд
педагогических задач: повышение качества знаний и умений курсантов в области
иностранного языка, формирование общекультурных компетенций; развитие
познавательного интереса курсантов к изучению иностранного языка; развитие
интереса к научно-исследовательской деятельности; развитие личностных и
профессиональных качеств курсантов, повышение общего уровня культуры и
воспитанности личности.
Наибольшую эффективность при реализации ЦППД показали следующие
образовательные технологии, используемые на занятиях иностранного языка:
технология коммуникативного обучения; технология дифференцированного
(разноуровневого) обучения; технология модульного обучения; информационно-
коммуникационные технологии; программированное обучение; технология
использования компьютерных программ; интернет-технологии; технологии
индивидуального обучения; технология тестирования; проектная технология;
технологияпедагогического сотрудничества; игровая технология; технологии
развития критического мышления; Smart-технологии в образовании и др.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ФГКВОУ ВО «Военный
университет» МО РФ, ФГКВОУ ВО Московское высшее общевойсковое командное
орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённое училище,
ФГКВОУ ВО Новосибирское высшее военное командное училище МО РФ в течение
трех лет. Исследование проводилось среди курсантов первого и второго курсов
наборов 2018 и 2019 годов. Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие
294 курсанта, из которых 152 составили экспериментальную группу (ЭГ) и 142 –
контрольную группу (КГ).
Результаты диагностики на констатирующем и формирующем этапах в
экспериментальной и контрольной группах представлены ниже в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика показателей на констатирующем и формирующем этапах
эксперимента
Сред
Качественная характеристика
няя
Среднеарифметическиеуровнейпедагогической
дина
Группоказатели прироста (%)диагностикипроцесса
Критериимика
пыобучения иностранному языку
при
НачаПромежуЗавершаростаНачаПромежуЗавершаю
льныйточныйющий(%)льныйточныйщий
ЭГ15,2220,1239,7824,56низкийсреднийвысокий
Знаниевый
КГ17,4420,0422,094,65низкийнизкийнизкий
ЭГ13,0423,0638,9125,87низкийсреднийвысокий
Средовой
КГ16,2817,0118,602,32низкийнизкийнизкий
ЭГ18,4726,1243,2624,79низкийсреднийвысокий
Мотива-
ционный
КГ20,9322,0922,091,16низкийнизкийнизкий
ЭГ16,3024,5637,6021,30низкийсреднийвысокий
Эвристи-
ческий
КГ18,6019,4020,942,34низкийнизкийнизкий
Исходя из общих показателей сформированности компонентов процесса
обучения, процесса воспитания, процесса развития и включенности в научно-
исследовательскую деятельность, нами был рассчитан общий показатель динамики
сформированности всех объектов педагогической диагностики за время опытно-
экспериментальной работы.Для расчета были взяты общие показатели
сформированности компонентов всех четырех направлений диагностики. Расчет
средних арифметических величин производился по формуле 1:
М
Xi ,
N(1)
Xi -результат одного респондента;
N – количество респондентов (курсантов);
Σ – суммирование
Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 4 в виде диаграммы.
Таким образом, данные математической и статистической обработки результатов
исследования, подтвердили эффективность проделанной работы на формирующем
этапе опытно-экспериментальной работы.
43,26
%
39,78
38,91
37,6
35
26,12
3024,56
23,06
22,09
22,09
22,09
20,94
20,93
20,12
20,04
18,47
19,4
17,44
18,6
18,6
17,01
16,28
15,22
16,3
13,04
10
НачальныйПромежуточныйЗавершающий
Рисунок 4 – Динамика показателей на констатирующем и формирующем этапах
эксперимента
На рисунке 4 представлен рост показателей в среднем за каждый критерий по
трем срезам. Следовательно, по результатам экспериментальной группы справедливо
утверждать, что гипотеза исследования доказана.
В третьей главе «Основные пути повышения эффективности
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов» диссертации обосновываются выявленные на основе результатов
теоретического и опытно-экспериментального исследования основные пути и условия
совершенствования педагогической диагностики процесса обучения иностранному
языку курсантов.
Выявлены следующие пути и условия их эффективной реализации:
1) совершенствование лингвоадаптивного контроля как основного пути
повышения эффективности педагогической диагностики процесса обучения
иностранному языку курсантов военных вузов; данный путь реализуется при
следующих условиях: внедрении программно-инструментальной среды; наличии базы
калиброванных заданий создание комфортного психологического климата на занятиях;
повышении мотивации учебной деятельности курсантов; при разработке методик
процедур педагогической диагностики; методических указаний по оцениванию
результатов педагогической диагностики уровня обученности курсантов военного
вуза; методических рекомендаций по ведению мониторинга результатов
педагогической диагностики; наличии педагогического контроля при педагогической
диагностике,формированииготовностипреподавателей корганизации
лингвоадаптивного тестирования; обеспечении междисциплинарных связей
иностранного языка с дисциплинами профессионального цикла; регуляция и
поддержка внешней и внутренней обратной связи.
2) активизация применения цифровых технологий при оценке процесса обучения
иностранному языку курсантов военных вузов, что обеспечивается следующими
условиями: наличием технического и программного обеспечения для проведения
педагогической диагностики (ПК, интерактивная доска SmartBoard, планшеты),
отсутствием давления, внешнихраздражителей, формированиеучебной
стрессоустойчивости; развитием способностей курсантов работать с ПК в режиме
тестирования; методическим обеспечением и готовностью преподавателя к работе с
ПК и интерактивной доской SmartBoard; разработкой рекомендаций по дальнейшей
корректировке и оптимизации процесса обучения иностранному языку курсантов;
выработкой у преподавателей навыков педагогического анализа, на основе
полученных компьютерных данных;
3) усиление роли балльно-рейтинговой системы оценки процесса обучения
иностранному языку, реализуемый при следующих условиях: наличие критериев и
шкал для оценки результатов, владение преподавателями навыками работы в
рейтинговой системе оценивания результатов обучения курсантами; создание
эмоционально-ценностных стимулов, усиливающих мотивы учебной деятельности
курсантов; создание «ситуации успеха»; разработанность балльно-рейтинговой
системы оценки результатов обучения иностранному языку курсантов военных вузов;
формирование пакетов учебно-методических материалов для освоения дисциплины;
упорядочение и расширение возможностей применения различных видов и форм
рубежного, текущего и промежуточного контроля качества учебного процесса и
достигнутых результатов; принятие единых типовых требований в военном вузе по
балльно-рейтинговой системе, использование разнообразного диагностического
инструментария педагогической диагностики, разработка средств управления учебной
деятельностью в системе балльно-рейтинговой оценки результатов обучения;
взаимопосещение занятий в целях обмена опытом реализации балльно-рейтинговой
системы; создание условий для личностного и профессионального роста преподавателя
и раскрытие его творческого потенциала.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги исследования.
1. На основе анализа научных результатов ранее проведённых исследований по
вопросам педагогической диагностики (А.В. Барабанщиков, П.П. Дерюгин, О.Ю.
Ефремов) сформулировано диссертационное определение понятия педагогической
диагностики обучения курсантов иностранному языку, которое представляет собой
систематический контроль и оценку соответствия целей и задач содержанию обучения,
а также уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.
Содержательно данная категория включает в себя распознавание, детализацию и
анализ уровня сформированности у курсантов вторичной языковой личности с учетом
их учебных и научных достижений. При этом структурно педагогическая диагностика
состоит из упорядоченной совокупности приемов и средств контроля, имеющих
технологический характер.
2. В развитие теоретических идей педагогической диагностики, разработанных
В.С. Аванесовым, Ю.К. Бабанским, В.И. Загвязинским, М.Н. Скаткиным выявлена и
обоснована сущность педагогической диагностики обучения иностранному языку
курсантов военных вузов как организационно-педагогического процесса
систематическогонаблюденияификсациикачественно-количественных
диагностических результатов, а также дальнейшего прогнозирования индивидуальной
и групповой образовательной траектории развития курсантов, на основе изучения
качественных параметров их лингвистической подготовленности и степени
сформированности речевой коммуникации.
Раскрыто и систематизировано содержание и структура исследуемого
педагогического процесса, в которых наряду с традиционными структурными
элементами предложены новые функции (технологическая, конструктивно-целевая,
побудительно-мотивационная); специфические требования к процессу обучения,
определенные принципами стабильности и вариативности, транспарентности, а также
эффективные формы осуществления диагностики.
3. В отличие от результатов, полученных ранее исследователями О.П.
Бурлаковой, Д.Н. Евгеньевым, О.В. Ершовой, Н.Ф. Задоян, М.Н. Шульги, Д.Н.
Евгеньевым, А.Н. Мариной в диссертации установлено, что педагогическая
диагностика должна охватывать ряд показателей развития личности, не только уровень
обученности, но и уровень воспитанности, развития личностных и профессиональных
качеств: развитие коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в коллективе,
развитие навыков самоконтроля и рефлексии, развитие организаторских способностей
курсантов, формирование положительных установок при изучении иностранного
языка.
4. Спроектирована и в ходе педагогического эксперимента реализована Целевая
программа педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку
курсантов военных вузов, состоящая из четырех модулей, что позволило включить
элементы педагогической диагностики на каждый этап освоения учебной программы
по изучению иностранного языка.
5. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы положительные
результаты, позволили обосновать пути повышения эффективности педагогической
диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов.
Практические рекомендации. В целях повышения качества иноязычной
подготовки курсантов военных вузов, эффективного внедрения и реализации
обоснованных в диссертации путей совершенствования процесса педагогической
диагностики предложить:
1. Органам военного управления:
– организовать разработку и издание учебной литературы по методике подготовки
и проведения педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку
курсантов военных вузов с использованием цифровых технологий тестирования
уровня учебных достижений обучающихся (параграф 3.2);
– рекомендуется провести экспертизу тестовых материалов лингвоадаптивного
контроля в целях проверки качества обучения курсантов вузов (параграф 3.1).
2. Руководству военных вузов Министерства обороны Российской Федерации,
факультетам и кафедрам:
– проводить систематическую педагогическую диагностику (тестирование, опрос,
специальные диагностические методики) с целью своевременного выявления
трудностей в обучении и воспитании (параграф 2.2);
– внедрить в практику обучения разработанный нами диагностический
инструментарий (Приложение А);
– внедрить в практику процесса обучения балльно-рейтинговую систему
оценивания по иностранному языку (параграф 3.3).
3. Преподавателям и курсантам военных вузов Министерства обороны
Российской Федерации рекомендуется:
– совершенствовать навыки применения предложенного инструментария
педагогической диагностики (параграфов 3.1, 3.2, 3.3);
– развивать мотивацию преподавателей к разработке и усовершенствованию
методов, форм и средств педагогической диагностики (параграф 2.2);
– расширять использование цифровых технологий, в том числе интерактивной
доски SmartBoard в процессе обучения иностранному языку в военном вузе (параграф
2.2);
– создавать репозитарий различных видов традиционных и мультимедийных
заданий в зависимости от специфики дисциплины (параграф 3.1);
– активизировать и поощрять курсантов для участия в международных форумах,
конференциях и т.д., в написании научных статей на иностранном языке и перевод
статей военно-профессиональной направленности (параграф 2.2);
– проводить самодиагностику профессионально-коммуникативных навыков
курсантов (параграф 3.2, приложение Б);
– участвовать в международных форумах, конференциях, работать с научной
литературой на иностранном языке (параграф 3.2.)
Перспективы дальнейшего исследования темы предполагают разработку
методик педагогической диагностики процесса обучения; развития познавательной
активности и мотивации курсантов военных вузов к изучению иностранного языка;
развития навыков самодиагностики у курсантов военных вузов по различным
направлениям (учебная деятельность, личностное развитие, самооценка и др.).
Актуальность темы исследования. Проблема повышения качества
образования всегда была и остается в центре внимания. Как считает министр
обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу «… современная
реформа Вооруженных Сил невозможна без организации качественной системы
военного образования. При этом необходимо пересмотреть основные критерии
профессиональной подготовки офицеров»1.
Важное значение в повышении качества обучения курсантов военных
вузов играет педагогическая диагностика, которая, в отличие от общепринятого
понятия диагностики, несет в себе функции оценки и прогнозирования. Её
объектом является педагогический процесс, все его элементы, а также
показатели сформированности знаний, умений, навыков и профессиональных
качеств, усвоенных в ходе обучения и воспитания. Особенностью
педагогической диагностики также является её систематическое и
комбинированное применение во время текущего, рубежного, промежуточного
контроля и государственной итоговой аттестации.
Актуальность проблемы качества обучения иностранному языку в военном
вузе обусловлена возросшими требованиями государства к профессиональной
подготовке будущих военных специалистов, что отражено в проекте концепции
строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2030
года2, а также возрастающими требованиями во владении иностранным языком,
формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
В условиях глобализации социально-экономические и политические
преобразования, происходящие в России, предъявляют специалистам новые
требования к уровню иноязычной подготовки в условиях воинской
Министр обороны РФ провел совещание по вопросам совершенствования системы военного
образования URL: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11514685@egNews
(дата обращения: 14.03.2021)
2
Проект концепции строительства и развития Вооруженных сил
https://rg.ru/2019/11/22/patrushev-rasskazal-o-hode-podgotovki-koncepcii-razvitiia-vooruzhennyh-
sil.html (дата обращения: 18.03.2021)
деятельности. Здесь знание иностранного языка становится мощным орудием
борьбы с предполагаемым противником и средством идеологического и
морально-психологического воздействия на него1. Вследствие этого возрастают
требования к военнослужащему, его готовности и способности самостоятельно
действовать в чрезвычайной ситуации, предвидя возможные последствия.
На данный момент в федеральных стандартах высшего образования
третьего поколения общекультурная компетенция (ОК-5), отражающая
способности обучающихся осуществлять коммуникацию в вербальной и
невербальной формах на русском и иностранном языках в процессе
межкультурного взаимодействия, заменена на универсальную компетенцию
(УК-4), имеющую то же содержание.
Согласно опросу, проведённому Всероссийским центром общественного
мнения (ВЦИОМ) большинство россиян (63%) убеждены, что изучение
иностранных языков необходимо2. Это связано с расширением международных
политических, экономических, культурных, спортивных и других контактов.
Владение иностранными языками помогает общению, лучшему пониманию
людей, более глубокому познанию психологии и культуры народов.
В 38 военных вузах учебная программа по дисциплине «Иностранный
язык» рассчитана на 1-4 семестры обучения в объёме 396 часов. Изучение
дисциплины завершается экзаменом. Основной целью курса является изменение
уровня владения иностранным языком на момент поступления в военный вуз, и
развитие и совершенствование необходимого уровня коммуникативной
компетенции для социально-коммуникативной интеракции в различных сферах
повседневной, профессиональной и научной активности, с последующим
самообразованием. Кроме того, пять военных вузов выпускают специалистов по
программе «Лингвистическое обеспечение военной деятельности», которая
Шойгу рассказал о роли военного образования в условиях перевооружения
https://ria.ru/20161123/1481978829.html (дата обращения: 19.03.2021)
2
Иностранный язык: перспективная инвестиция? https://wciom.ru/analytical-
reviews/analiticheskii-obzor/inostrannyj-yazyk-perspektivnaya-investicziya (дата обращения:
19.03.2021)
предусматривает в совокупности около 8000 часов изучения иностранного
языка.
Как показывает анализ отзывов на выпускников Военного Университета
Министерства Обороны, Рязанского гвардейского высшего воздушно-
десантного ордена Суворова дважды Краснознамённого командного училища
имени генерала армии В. Ф. Маргелова, Новосибирского высшего военного
командного училища уровень лингвистической подготовки курсантов (37%) не
отвечает основным современным требованиям ФГОС.
Проведенное исследование выявило, что педагогическая диагностика
предоставляет наиболее объективную информацию об уровне обученности
курсантов, что позволяет выбрать эффективные механизмы повышения
результативности процесса обучения. Вместе с тем в процессе обучения
преподаватели не всегда используют её разнообразный методический
инструментарий. Об этом заявило 78% опрошенных респондентов.
Кроме того, невысокая методическая подготовленность преподавателей,
испытывающих затруднения при использовании инновационных моделей
обучения иностранному языку, в том числе возможности цифровой
образовательной среды, и современных технологий педагогической
диагностики, приводит к снижению качества обученности курсантов военных
вузов иностранному языку.
Исследование практического аспекта педагогической диагностики
процесса иноязычной подготовки курсантов военных вузов позволило
определить её недостатки: педагогическая диагностика проявляется в
количественной оценке, и не всегда учитывает уровень качества иноязычной
подготовки; педагогическая диагностика не использует в достаточной мере
современные методы, технологии, в том числе потенциал цифровой
образовательной среды; педагогическая диагностика незначительно влияет на
мотивацию курсантов.
Актуальность данного исследования обусловлена также недостаточной
разработанностью в педагогической литературе.
Так например, анализ научной литературы показывает, что вопросы
общетеоретической педагогической диагностики рассмотрены в трудах К.
Ингенкампа, В.С. Аванесова, В.И. Загвязинского, Ю.К. Бабанского, Я.С.
Турбовского, В.И. Андреева, Н.К. Голубева, Б.П. Битинаса, Д.Б. Эльконина, А.Л.
Вернера, В.А. Сластенина, М.Г. Минина и др.1; вопросы диагностики
продуктивности педагогической деятельности рассмотрены в работах Л.И.
Гущиной, А.Н. Мариной, Л.Н. Захаровой, З.Д. Жуковской, В.М. Соколова, О.А.
Фадеевой и др.2 Ряд работ посвящен вопросам педагогической диагностики в
военных вузах (А.В. Барабанщиков, П.П. Дерюгин, С.С. Муцынов, П.Н. Городов,
См.: Инкенкапм, К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991; Аванесов
В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе – М.: МИСИС,
1989; Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах – М.: Издательский центр
«Академия», 2006; Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды – М.: Педагогика, 1989;
Турбовский, Я.С. Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на
диагностической основе – М.: НИИОП, 1988; Андреев, В.И. Педагогика творческого
саморазвития. Инновационный курс. В 2 кн. Кн 2 – Казань, изд-во Казан. У-та, 1998; Голубев,
Н.К., Битинас, Б.П. Введение в диагностику воспитания – М.: Педагогика, 1989; Д.Б.
Эльконин, А.Л. Венгер Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития
детей – М.: НИИОПП, 1981; Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской
школы в процессе профессиональной подготовки. – М.: Просвещение, 1976; Минин, М.Г.
Теоретические и практические проблемы диагностики качества обучения в школе и вузах на
основе компьютерных технологий: Опыт разработки и методика использования: Автореф. дис.
д-ра пед. наук: / – М.: 2001
2
См.: Гущина, Л.И. Диагностика проблем педагогического взаимодействия и определение
способов их решения в деятельности учителя: автореф. дис. … к.п.н. – СПб, 2007;
Педагогическая диагностика качества иноязычной подготовки студентов технического вуза:
автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тула, 2008; Захарова, Л.Н. Психологические основы
подготовки к профессиональной деятельности: дис. … д-ра псих. наук.: / – Нижний Новгород,
1997; Жуковская, З.Д. Методологические основы и технологии разработки и
функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе:
дис. … д-ра пед. наук: – СПб, 1994; Соколов, В.М. Теоретические основы проектирования
образовательных стандартов: Общедидактический аспект: дис. д-ра пед. наук: – Нижний
Новгород, 1997; Фадеева, О.А. Педагогическая диагностика профессионального становления
будущего учителя в вузе : дис. … к.п.н.: / – Омск, 2004.
О.Ю. Ефремов, Н.Б. Саханский).1 В работах Т.В. Лариной2 рассмотрены
проблемы эффективности применения контроля в процессе обучения
иностранному языку.
Обзор диссертационных исследований и научных источников показал, что
вопросу педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку
отдельного внимания не уделялось. Он рассматривался лишь в контексте
отдельных направлений военно-профессионального совершенствования
курсантов.
Научная задача исследования заключается в выявлении основных путей
повышения эффективности педагогической диагностики процесса обучения
иностранному языку курсантов военных вузов посредством педагогической
интеграции лингво-адаптивного контроля и балльно-рейтинговой системы
оценки качества иноязычной подготовки курсантов военных вузов, в целях
формирования их устойчивой мотивации к активной учебной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку курсантов
военных вузов.
Предмет исследования: сущность, структура, содержание
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов.
Цель исследования: выявить сущность, структуру и содержание
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов и определить основные пути ее эффективности в современных
условиях профессиональной подготовки.
См.: Барабанщиков, А.В., Дерюгин П.П. Военно-педагогическая диагностика (Теория, опыт,
проблемы). – М.: ВУ, 1995; Муцынов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей
военной школы. – М.: ВПА, 1985; Городов, П.Н. Педагогические основы оценки и учета
результатов воспитания курсантов (на материале высших военно-морских училищ): Автореф.
дис. канд. пед. наук. – М.: ВПА, 1972; Ефремов, О.Ю. Теория и практика педагогической
диагностики в высшей военной школе России: дис. д-ра пед.наук: СПб, 2001; Военно-
педагогическая диагностика как условие совершенствования и воспитания в системе военного
образования: дис. д-ра пед. наук: / – СПб, 2003.
2
См.: Ларина, Т.В. Технология резидуального контроля в образовательном процессе военного
вуза: на примере изучения иностранного языка: дис. … канд. пед. наук: / – Воронеж, 2006.
Для достижения поставленной цели, а также в соответствии с
поставленной научной задачей, определенными объектом и предметом
исследования, решались следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и прикладные положения педагогической
диагностики и её специфику в современных военных вузах.
2. Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению
эффективности Целевой программы педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку курсантов военных вузов.
3. Определить ведущие педагогические пути и условия повышения
эффективности процесса педагогической диагностики результатов обучения
иностранному языку курсантов военных вузов.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что в
современных условиях усиливается противоречие между целями и задачами
процесса обучения курсантов иностранному языку и результатами оценки их
знаний.
Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно на
основе усиления текущего и рубежного контроля, проводимого на основе
реализации лингво-адаптивного контроля, применения цифровых технологий и
усиления роли балльно-рейтинговой системы в процессе оценки качества
обучения иностранному языку курсантов военных вузов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. На основе теоретического анализа выявлены и определены научные
подходы педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку:
подход, определяющий педагогическую диагностику как – специфическое
изучение и анализ учебно-воспитательного процесса, позволяющий искать пути
оптимизации обучения и воспитания обучающихся, а также совершенствования
личности и деятельности педагога (А.В. Барабанщиков); подход,
рассматривающий педагогическую диагностику как систему специфической
деятельности педагогов и педагогических коллективов, которая нацелена на
выявление интересующих свойств личности с целью измерения воспитания,
образования и обучения (В.С. Аванесов); подход, при котором педагогическая
диагностика понимается как процесс и способы определения степени развития
личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении
профессии, а также эффективности функционирования и развития
психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов (В.И.
Загвязинский). С позиции темы диссертационного исследования,
сформулировано определение педагогической диагностики обучения курсантов
иностранному языку, которое представляет собой систематический контроль и
оценку соответствия целей и задач содержанию обучения, а также уровню
сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Содержательно
данная категория включает в себя распознавание, детализацию и анализ уровня
сформированности у курсантов вторичной языковой личности с учетом их
учебных и научных достижений. При этом структурно педагогическая
диагностика состоит из упорядоченной совокупности приемов и средств
контроля, имеющих технологический характер.
2. Обоснована сущность педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку курсантов военных вузов, которая заключается, с
одной стороны, в организации и систематическом наблюдении, регулярном
фиксировании результатов, и дальнейшем прогнозировании индивидуальной и
групповой коммуникативной образовательной траектории обучающихся, а с
другой стороны в изучении качественных параметров лингвистической
подготовки курсантов и определении степени достижения планируемых
результатов освоенному уровню сформированности способностей речевой
деятельности.
Раскрыто содержание исследуемого процесса, реализуемое поэтапно в ходе
обучения курсантов. Организационно-подготовительный этап, включающий в
себя изучение преподавателями актуального диагностического инструментария,
разработку процедуры экспертиз, подбор диагностических методик,
определение диагностируемых параметров, средств обработки данных, создание
учебно-методических рекомендаций по их применению. Деятельностно-
диагностический этап, предусматривающий проведение диагностических
мероприятий, комплексный мониторинг, сбор, обработку и интерпретацию
полученных результатов, постановку педагогического диагноза и разработку
педагогических назначений. На аналитико-коррекционном этапе происходит
обсуждение, планирование и проведение учебно-воспитательных мероприятий,
направленных на повышение динамики результатов в процессе педагогической
диагностики, алгоритмизация выбора образовательного маршрута в зависимости
от склонностей курсанта, оптимизация управления процессом педагогической
диагностики. Результативно-прогностический этап направлен на определение
перспективных педагогических задач обучения, проведение итогового контроля
процесса обучения курсантов, составление программ, способствующих
повышению эффективности процесса обучения курсантов иностранному языку
средствами педагогической диагностики.
Систематизирована структура педагогической диагностики процесса
обучения курсантов иностранному языку, которая состоит из традиционных и
специфических, обоснованных в диссертации компонентов: целевого (цель и
задачи); методологического (методологические подходы, принципы, функции
педагогической диагностики); организационно-содержательного (объекты
педагогической диагностики, этапы, условия функционирования, методы и
средства педагогической диагностики) и результативно-оценочного (контроль
достижения поставленных целей, критерии, показатели, уровни
сформированности коммуникативной иноязычной компетенции курсантов
военных вузов, результат).
3. Разработана Целевая программа педагогической диагностики (далее
ЦППД) процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов,
которая реализуется по трём направлениям: обучающее, воспитательное и
развивающее. Мероприятия программы систематизированы в четыре модуля:
когнитивно-информационный (мероприятия, способствующие формированию
знаний, умений и навыков в изучении иностранного языка; мероприятия,
способствующие формированию коммуникативных навыков, обучению
саморегуляции и самоконтроля); психолого-социологический (мероприятия,
направленные на личностное и профессиональное развитие личности курсантов,
приемов самосупервизии и самокоррекции в ситуациях профессионального
выбора, стимулирование профессионального творчества и
самосовершенствования); поисково-гносеологический (мероприятия,
направленные на активизацию научно-исследовательской деятельности
курсантов); культурно-аксиологический (мероприятия, формирующие
нравственные, профессиональные, патриотические, правовые, эстетические
ценности курсантов). Выделены критерии эффективности педагогической
диагностики: мотивационный, средовой, знаниевый, эвристический,
разработаны их показатели.
4. Выявлены основные пути, а также условия повышения эффективности
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов:
– совершенствование лингво-адаптивного контроля педагогической диагностики
процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов и условия его
реализации: внедрение программно-инструментальной среды; создание
комфортного психологического климата на занятиях; разработка методик
процедур педагогической диагностики; развитие компетентности преподавателя
к осуществлению педагогической диагностики и интерпретации её результатов
и др.;
– активизация применения цифровых технологий в педагогической диагностике
процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов и условия его
реализации: наличие технического и программного обеспечения для проведения
педагогической диагностики (ПК, интерактивная доска SmartBoard, планшеты),
сбора, обработки и хранения полученных данных; развитие способностей
курсантов работать с ПК в режиме тестирования; обеспечение и готовность
преподавателя к работе с ПК и интерактивной доской SmartBoard; выработка у
преподавателей навыков педагогического анализа, на основе полученных
компьютерных данных и др.;
– усиление роли балльно-рейтинговой системы оценки процесса обучения
иностранному языку и условия его реализации: наличие рейтинговой системы
для оценки результатов педагогической диагностики, владение преподавателями
навыками работы в рейтинговой системе оценивания результатов обучения
курсантами; преодоление психологических барьеров в среде курсантов и
преподавателей при оценивании результатов в балльно-рейтинговой системе;
разработанность балльно-рейтинговой системы оценки результатов обучения
иностранному языку курсантов военных вузов; принятие единых типовых
требований в военном вузе по балльно-рейтинговой системе и др.
Теоретическая значимость исследования диссертационного
исследования заключается в том, что сформулировано понятие педагогической
диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов;
обоснована сущность, содержание и структура процесса педагогической
диагностики, направленная на изучение качественных параметров, которые
заключаются в определении степени достижения планируемых результатов
уровню сформированности коммуникативной компетенции. Выявлены
специфические закономерности процесса педагогической диагностики:
зависимость ее эффективности от систематического анализа, корректировки и
регулирования, организации, содержания и методик процедур педагогической
диагностики; сочетания персонифицированной и групповой форм контроля и
оценки знаний, умений, навыков; соотношения динамичности и константности
операционных действий педагогической диагностики; подготовленности и
информированности профессорско-преподавательского состава. Определены
принципы процесса: вариативности и стабильности диагностической
деятельности; транспарентности; функциональной цикличности;
предикативности.
Практическая значимость диссертации состоит в разработке ЦППД,
определении критериев и показателей оценки эффективности педагогической
диагностики, разработке диагностического инструментария педагогической
диагностики; выявлении путей совершенствования педагогической диагностики
процесса обучения иностранному языку курсантов военных вузов и условий их
реализации.
Методология и методы исследования. Методологическую основу
исследования составили научные подходы: системный, представляющий
процесс обучения как единую систему принципов и закономерностей (И.В.
Блауберг, Э.Н. Гусинский, Н.Н. Никулина, Ю.П. Сокольников и др.); личностно-
социально-деятельностный, ориентирующий на целостное исследование и
изучение личности в единстве основных факторов её развития – социальной
среды, воспитания, деятельности личности и её внутренней активности и
является ведущим принципом военной педагогики (А.В. Барабанщиков, В.И.
Вдовюк, В.В. Давыдов и др.); личностно-ориентированный, определяющий
неповторимость каждой личности, направленный на развитие личности,
использовании индивидуального подхода к каждой личности (Н.А. Алексеев,
Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); компетентностный,
направленный на отбор, содержание и организацию образовательного процесса
на уровне профессионального образования (Г.И. Ибрагимов, И.В. Коняхина,
А.В. Хуторской и др.); информационный, предполагающий использование
современных средств получения и обработки информации в процессе обучения
(Р.Ф. Абдеев, В.М. Казакевич, А.Д. Урсул, Н.О. Яковлева и др.); сферный,
определяющий военную сферу как специфическую среду организации процесса
обучения и развития личности (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк,
В.А. Луков, О.Ф. Морозова, С.А. Шавель и др.).
Данные методические подходы определили совокупность методов
исследования. Эмпирические: анкетирование, использование тестирования,
осуществление экспресс-опросов курсантов и профессорско-преподавательского
состава, контроль и мониторинг, опыт, обработка результатов научного
исследования при помощи методов математического и статистического анализа
(t-критерий Стъюдента). Теоретические: системный анализ, сравнительный
анализ, синтез, обобщение, прогнозирование, интерпретация; изучение научно-
педагогической литературы.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные
педагогические исследования, теории и труды по дидактике (Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт); теории военного образования
(И.А. Алёхин, А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов, О.Ю.
Ефремов); концепции профессионального образования (И.А. Алехин, В.И.
Загвязинский, Ю.К. Бабанский, А.М. Новиков, М.М. Поташник);
психолингвистики (Д. Андерсон, Б.В. Беляев, Р. Оксфорд); исследования в
области совершенствования процесса обучения иностранному языку (Р. Титоне,
И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Т.В. Ларина, Л.Н. Лазуткина,); работы в
области теории и практики педагогической диагностики (В.С. Аванесов, А.В.
Барабанщиков, П.П. Дерюгин, О.Ю. Ефремов, М.Б. Челышкова).
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе педагогического анализа обосновано понятие
«педагогическая диагностика», определена сущность и структура; выявлены
специфические особенности педагогической диагностики. Педагогическая
диагностика процесса обучения иностранному языку по содержанию включает в
себя распознавание, детализацию и анализ уровня сформированности у
курсантов вторичной языковой личности с учетом их учебных и научных
достижений. При этом структурно педагогическая диагностика состоит из
упорядоченной совокупности приемов и средств контроля, имеющих
технологический характер.
2. С диссертационных позиций определена и обоснована сущность
процесса педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку,
как целенаправленного и специально организованного процесса
систематического наблюдения, регулярного фиксирования результатов, и
дальнейшего прогнозирования индивидуальной и групповой образовательной
траектории курсантов. Процесс педагогической диагностики состоит из
следующих этапов: организационно-подготовительный, деятельностно-
диагностический, аналитико-коррекционный, результативно-прогностический.
Выявлена структура педагогической диагностики процесса обучения
иностранному языку курсантов в военном вузе, представленная в
диссертационном исследовании системой компонентов (целевого,
методологического, организационно-содержательного и результативно-
оценочного).
3. Разработана и опытно-экспериментальным путём проверена ЦППД
процесса обучения курсантов военных вузов (на примере иностранного языка).
Программа реализуется по трем направлениям – обучающее, воспитательное,
развивающее. Цикл программы имеет четыре модуля: когнитивно-
информационный, психолого-социологический, поисково-гносеологический,
культурно-аксиологический.
4. Определены основные пути и условия повышения эффективности
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку курсантов
военных вузов: совершенствование лингво-адаптивного контроля
педагогической диагностики; активизация применения цифровых технологий;
усиление роли балльно-рейтинговой системы в процессе обучения
иностранному языку курсантов военных вузов.
Степень достоверности исследования обусловлена репрезентативностью
выборки исследования; согласованностью полученных данных в ходе
исследования согласно изучаемым объектам педагогической диагностики;
участием автора на всех этапах опытно-экспериментальной работы; контролем
автора за сбором и обработкой результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Основные положения и
результаты диссертационного исследования были представлены на научных
международных конференциях: «Искусство и экономика» (2017, Москва);
«Педагогика. Нюансы дистанционного обучения» (2020, Саратов);
всероссийских: «Проблемы современного гуманитарного образования глазами
молодежи» (2014, Москва).
Полученные в процессе исследования результаты отражены в 16 научных
статьях, из них 11 – в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Исследование проводилось на базе ФГКВОУ ВО «Военный университет»
МО РФ, ФГКВОУ ВО Московское высшее общевойсковое командное орденов
Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознамённое училище,
ФГКВОУ ВО Новосибирское высшее военное командное училище МО РФ,
исследованием было охвачено 294 курсанта и 18 преподавателей.
Структура диссертации разработана в соответствии с логикой
исследования и направлена на решение научной задачи, и состоит из: введение,
три главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы
состоит из 160 источников, в том числе 8 – на иностранном языке.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
Итоги диссертационного исследования:
1. На основе анализа научных результатов ранее проведённых
исследований по вопросам педагогической диагностики (А.В. Барабанщиков,
П.П. Дерюгин, О.Ю. Ефремов) сформулировано диссертационное
определение понятия педагогической диагностики обучения курсантов
иностранному языку, которое представляет собой систематический контроль
и оценку соответствия целей и задач содержанию обучения, а также уровню
сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.
Содержательно данная категория включает в себя распознавание,
детализацию и анализ уровня сформированности у курсантов вторичной
языковой личности с учетом их учебных и научных достижений. При этом
структурно педагогическая диагностика состоит из упорядоченной
совокупности приемов и средств контроля, имеющих технологический
характер.
2. В развитие теоретических идей педагогической диагностики,
разработанных В.С. Аванесовым, Ю.К. Бабанским, В.И. Загвязинским, М.Н.
Скаткиным выявлена и обоснована сущность педагогической диагностики
обучения иностранному языку курсантов военных вузов как организационно-
педагогического процесса систематического наблюдения и фиксации
качественно-количественных диагностических результатов, а также
дальнейшего прогнозирования индивидуальной и групповой образовательной
траектории развития курсантов, на основе изучения качественных параметров
их лингвистической подготовленности и степени сформированности речевой
коммуникации.
Раскрыто и систематизировано содержание и структура исследуемого
педагогического процесса, в которых наряду с традиционными структурными
элементами предложены новые функции (технологическая, конструктивно-
целевая, побудительно-мотивационная); специфические требования к
процессу обучения, определенные принципами стабильности и
вариативности, транспарентности, а также эффективные формы
осуществления диагностики.
3. В отличие от работ результатов, полученных ранее исследователями
О.П. Бурлаковой, М.Ю. Королевой, Д.Н. Евгеньевым, А.Н. Мариной в
диссертации установлено, что педагогическая диагностика должна охватывать
ряд показателей развития личности, не только уровень обученности, но и
уровень воспитанности, развития личностных и профессиональных качеств:
развитие коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в коллективе,
развитие навыков самоконтроля и рефлексии, развитие организаторских
способностей курсантов, формирование положительных установок при
изучении иностранного языка.
4. Спроектирована и в ходе педагогического эксперимента реализована
Целевая педагогическая программа педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку курсантов военных вузов, состоящая из
четырех модулей, что позволило включить элементы педагогической
диагностики на каждый этап освоения учебной программы по изучению
иностранного языка.
5. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы положительные
результаты, позволили обосновать пути повышения эффективности
педагогической диагностики процесса обучения иностранному языку
курсантов военных вузов.
Практические рекомендации
В целях повышения качества иноязычной подготовки курсантов
военных вузов, эффективного внедрения и реализации, обоснованных в
диссертации путей совершенствования процесса педагогической диагностики
предложить:
1. Органам военного управления:
– целесообразно организовать разработку и издание учебной литературы
по методике подготовки и проведения педагогической диагностики процесса
обучения иностранному языку курсантов военных вузов с использованием
цифровых технологий тестирования уровня учебных достижений
обучающихся (параграф 3.2);
– представляется возможным провести экспертизу тестовых материалов
лингво-адаптивного контроля в целях проверки качества обучения курсантов
вузов (параграф 3.1).
2. Руководству военных вузов Министерства обороны Российской
Федерации, факультетам и кафедрам:
– проводить систематическую педагогическую диагностику
(тестирование, опрос, специальные диагностические методики) с целью
своевременного выявления трудностей в обучении и воспитании (параграфов
2.2, 3.1, приложения Б, Е);
– целесообразно внедрить в практику обучения разработанный нами
диагностический инструментарий (Приложение А);
– внедрить в практику процесса обучения балльно-рейтинговую систему
оценивания по иностранному языку (параграф 3.3).
3. Преподавательскому составу вузов Министерства обороны Российской
Федерации рекомендуется:
– совершенствовать навыки применения предложенного инструментария
педагогической диагностики (параграфов 3.1, 3.2, 3.3);
– развивать мотивацию преподавателей к разработке и
усовершенствованию методов, форм и средств педагогической диагностики
(параграф 2.2);
– расширять использование цифровых технологий, в том числе
интерактивной доски SmartBoard в процессе обучения иностранному языку в
военном вузе (параграфов 2.2, 3.2);
– создавать репозитарий различных видов традиционных и
мультимедийных заданий в зависимости от специфики дисциплины (параграф
3.1);
– активизировать и поощрять курсантов для участия в международных
форумах, конференциях и т.д., в написании научных статей на иностранном
языке и перевод статей военно-профессиональной направленности (параграф
2.2);
Дальнейшая разработка темы исследования предполагает: разработку
банка методик педагогической диагностики процесса обучения; развитие
познавательной активности и мотивации курсантов военных вузов к изучению
иностранного языка; развитие навыков самодиагностики у курсантов военных
вузов по различным направлениям (учебная деятельность, личностное
развитие, самооценка и др.).
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!