Педагогическая стратегия формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции

Альханов Насрудин Магомедович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретико-методологические основания построения педаго-
гической стратегии формирования социальной компетентности буду-
щих бакалавров юриспруденции ………………………………………. 20
1.1. Применение компетентностного подхода к интерпретации по-
нятия «социальная компетентность будущих бакалавров юриспру-
денции» ……………………………………………………………… 20
1.2. Стратегический подход к исследованию процесса формирова-
ния социальной компетентности будущих бакалавров юриспру-
денции …………………………………………………………….… 52
1.3. Модель как прогностический элемент педагогической страте-
гии формирования социальной компетентности будущих бакалав-
ров юриспруденции …………………………………………………. 85
Выводы по первой главе ……………………………………………….. 117
Глава 2. Эмпирическая проверка эффективности педагогической
стратегии формирования социальной компетентности будущих бака-
лавров юриспруденции ………………………………………………… 122
2.1. Планирование и организация экспериментальной работы по
апробации педагогической стратегии формирования социальной
компетентности будущих бакалавров юриспруденции. Результаты
констатирующего эксперимента ………………………………….. 122
2.2. Отражение целевых, содержательных и организационно-педа-
гогических элементов стратегии в технологии формирования со-
циальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции 135
2.3. Результаты преобразующего эксперимента. Анализ результа-
тов экспериментальной работы по апробации педагогической
стратегии формирования социальной компетентности будущих
бакалавров юриспруденции ……………………………………….. 170
Выводы по второй главе ……………………………………………….. 188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 192
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………. 195
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………….. 223
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ……………………………………………………….. 228
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ……………………………………………………….. 230

Во введении содержится обоснование актуальности темы исследования,
определены его объект, предмет, цель и задачи, сформулирована гипотеза иссле-
дования, раскрыта теоретико-методологическая основа, указаны методы, этапы
и экспериментальная база исследования, представлены данные о научной но-
визне, теоретической и практической значимости исследования, зафиксированы
выносимые на защиту положения, указаны сведения об апробации и внедрении.
В первой главе «Теоретико-методологические основания построения пе-
дагогической стратегии формирования социальной компетентности буду-
щих бакалавров юриспруденции» представлены результаты применения стра-
тегического, системно-деятельностного и компетентного подходов для исследо-
вания процесса формирования социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции и разработки на этой основе соответствующей стратегии.
Основополагающей методологией для определения результатов профессио-
нальной подготовки юристов в системе образования Российской Федерации яв-
ляется компетентностный подход, ключевыми категориями которого являются
понятия «компетенция» и «компетентность» (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А.
Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур и др.). Их
сущность заключается в направленности содержания и результатов высшего об-
разования на уверенное и безошибочное применение получаемых знаний и уме-
ний в конкретной профессиональной ситуации.
Среди множества компетенций, необходимых будущим бакалаврам юрис-
пруденции, выделяется ряд ключевых, в числе которых важное место занимает
социальная компетентность. Установлено, что данный вид компетентности рас-
сматривается как совокупность ценностных ориентиров, знаний, умений, ка-
честв личности, позволяющих быть успешным в жизнедеятельности. Важной
сферой, в которой проявляется данная компетентность, является профессиональ-
ная. Поэтому данную компетентность предложено рассматривать как значимый
результат профессиональной подготовки будущих юристов, который проявля-
ется в профессиональном взаимодействии и общении с коллегами и населением.
Вместе с тем существующие особенности профессиональной деятельности
юристов (А.В. Акопян, О.Н. Дунаева, О.И. Лаптева, Д.Ф. Никифорова, А.А.
Постнова, Е.М. Приходько, Т.В. Синявская, А.А. Смирнов, и др.) предусматри-
вают необходимость уточнения данного интегративного профессионально зна-
чимого качества будущих бакалавров юриспруденции. В соответствии с этим со-
циальная компетентность будущих бакалавров юриспруденции определена
как важное профессионально значимое качество, которое проявляется в направ-
ленности на правовые и общественно признанные нравственные нормы, предпо-
лагает опору на социально-психологические знания в осуществлении различных
видов юридической деятельности, уверенное применение умений анализировать
правовую ситуацию и выстраивать эффективные стратегии общения и поведения
с коллегами и населением для обеспечения правового благополучия государства,
общества и человека. Внутреннее строение социальной компетентности буду-
щих бакалавров юриспруденции образуют ценностно-мотивационный, когни-
тивно-социальный и деятельностно-поведенческий компоненты.
В структуре научных исследований формирование выступает одним из клю-
чевых объектов и интерпретируется как осознанное влияние на отдельные каче-
ства личности и доведение их до определенного уровня или образа (А.М. Нови-
ков, И.П. Подласый, Г.Н. Сериков и др.). Уровень знаний или образ специалиста
в этом случает становится целостным, соответствующим общественному виде-
нию. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции предлагается трактовать как педагогический процесс, подразу-
мевающий целенаправленное влияние на становление у них представлений о
нравственных и правовых нормах, освоение социально-психологических знаний
и умений эффективной коммуникации. Такое влияние осуществляется в рамках
профессиональной подготовки, отражается в содержании образовательных про-
грамм и реализуется с помощью педагогических методов и средств.
В диссертации обоснована возможность применения стратегического под-
хода (Л.А. Барановская, В.В. Игнатова, Д.А. Коноплянский, А.Н. Лунев, Н.Б. Пу-
гачева, И.Ю. Тарханова и др.) к исследованию проблемы формирования соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции. В соответствии с
этим предложена педагогическая стратегия формирования исследуемого про-
фессионального качества. Она представлена как системная характеристика целе-
направленной деятельности по формированию социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, включающая цели и перспективные резуль-
таты, научно-обоснованные принципы и условия их достижения, модель педаго-
гической деятельности и практические способы ее реализации. Выявлена струк-
тура педагогической стратегии, которая включает целевой, концептуальный,
прогностический, технологический и результативный элементы.
Общая цель проектируемой педагогической стратегии заключается в содей-
ствии достижению будущими бакалаврами юриспруденции уровня социальной
компетентности, позволяющего уверенно осуществлять социально-профессио-
нальную коммуникацию для обеспечения правового благополучия государства,
общества и человека.
Концептуальный элемент стратегии основывается на используемой методо-
логии, которая представлена положениями стратегического, компетентностного
и системно-деятельностного подходов. В рамках стратегического подхода разра-
батываются общие принципы и правила педагогического взаимодействия, пред-
ставляется общий план и проектируются конкретные формы, методы и средства
педагогического взаимодействия. Компетентностный подход является основопо-
лагающим для определения результатов профессиональной подготовки будущих
бакалавров юриспруденции. Системно-деятельностный подход предполагает
рассмотрение осуществляемой деятельности как системного объекта. Формиро-
вание социальной компетентности в свете данного подхода предстает как вид
деятельности, а будущий бакалавр выступает ее субъектом. При этом его субъ-
ектная активность во многом определяет успешность освоения знаний и умений,
приобретения опыта социально-профессиональной коммуникации.
На основании анализа научной литературы и в соответствии с выделенными
методологическими подходами определены ведущие принципы, которые важно
учитывать при достижении поставленной цели: интеграции социально-психоло-
гических и правовых знаний; приоритетности продуктивных способов освоения
социальных умений; командного сотрудничества в учебно-коммуникативной
среде; субъективной активности в социальной коммуникации. Их соблюдение
обеспечивает согласование разнородных педагогических воздействий и подхо-
дов к организации профессиональной подготовки.
Специфику педагогических процессов в рамках концептуального элемента
стратегии отражают педагогические условия: а) обогащение содержания осваи-
ваемой будущими бакалаврами юриспруденции образовательной программы со-
циально-психологическими знаниями, применяемыми для проектирования стра-
тегий профессионального общения, поведения и развития; б) формирование по-
ложительного отношения к правовым и общественно признанным нравственным
нормам с использованием метода анализа социально-правовых ситуаций; в) при-
менение имитационно-игровых методов, обеспечивающих развитие умений эф-
фективного профессионального взаимодействия, освоение переговорных техник
и элементов юридической риторики; г) содействие будущим бакалаврам юрис-
пруденции в выстраивании индивидуальных стратегий и перспектив социально-
профессионального развития с помощью технологии наставничества.
Прогностический элемент проектируемой педагогической стратегии пред-
ставлен моделью исследуемого педагогического процесса. Она раскрывает под-
ходы к его регулированию, описывает возможные траектории и способы соот-
ветствующий педагогических воздействий. В составе модели выделены три ком-
понента: целевой, теоретико-методологический, практический, каждый из кото-
рых, в свою очередь, обладает внутренним строением (рис. 1).
Целевой компонент определяет общую целевую установку исследуемого
процесса, связанную с повышением эффективности профессиональной подго-
товки будущих бакалавров юриспруденции, в том числе за счет формирования у
них социальной компетентности.
Теоретико-методологический компонент объединяет: а) аккумулированные,
научно обоснованные представления о социальной компетентности; б) методо-
логические подходы, которые, с одной стороны, задают исходные методологи-
ческие установки для осмысления процесса формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции, а, с другой стороны, позволяют
получить разноплановые характеристики и сведения об особенностях его осу-
ществления в условиях вузовского образования; в) принципы, раскрывающие
правила и общие положения, которыми следует руководствоваться при органи-
зации соответствующего процесса в рамках сложившихся подходов к осуществ-
лению профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции.
Практический компонент раскрывает авторские решения в части разработки
психолого-педагогического обеспечения процесса формирования социальной
компетентности. Они находят отражение в обосновании этапов осуществления
данного процесса и соответствующих им задач, логике применения педагогиче-
ских условий в зависимости от выделенных этапов, разработке содержательных,
процессуально-деятельностных средств профессиональной подготовки, постро-
ении диагностической системы для получения обратной связи и оценки эффек-
тивности осуществляемого процесса. В связи с этим в данном компоненте выде-
лены следующие структурные блоки: блок этапов и задач, блок педагогических
условий, содержательный блок, процессуально-деятельностный блок, диагно-
стический блок.
Оценка внешних и внутренних условий, влияющих на процесс профессио-
нальной подготовки будущих бакалавров юриспруденции, позволила сделать
вывод о возможности достижения цели формирования социальной компетентно-
сти в рамках трех основных этапов: ценностно-смыслового, продуктивно-дея-
тельностного, перспективно-ориентирующего.
ЦЕЛЕВОЙЦель – повышение эффективности профессиональной подготовки будущих бака-
КОМПОНЕНТлавров юриспруденции за счет формирования у них социальной компетентности

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Социальная компетентность будущихМетодологические подходы: стратегический подход, системно-
бакалавров юриспруденциидеятельностный подход, компетентностный подход

Принципы формирования социальной компетентности: интеграции социально-психологических и правовых зна-
ний, приоритетности продуктивных способов освоения социальных умений, командного сотрудничества в учебно-
коммуникативной среде, субъективной активности в социальной коммуникации

ПРАКТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Блок этапов и задач

Ценностно-смысловой этапПродуктивно-деятельностный этапПерспективно-ориентирующий этап

Задачи формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции
и ожидаемые результаты в соответствии с этапами

Блок педагогических условий
Педагогические условия

1) Обогащение содержания осваиваемой образовательной программы социально-психологическими знаниями,
применяемыми для проектирования стратегий профессионального общения, поведения и развития; 2) формиро-
вание положительного отношения к правовым и общественно признанным нравственным нормам с использова-
нием метода анализа социально-правовых ситуаций; 3) применение имитационно-игровых методов, обеспечива-
ющих развитие умений эффективного профессионального взаимодействия, освоение переговорных техник и эле-
ментов юридической риторики; 4) содействие будущим бакалаврам юриспруденции в выстраивании индивиду-
альных стратегий и перспектив социально-профессионального развития с помощью технологии наставничества

Содержательный блокПроцессуально-деятельностный блок

ОПОП. Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»Формы: проблемная лекция, об-Методы: активное слушание,
зорная лекция, практическое за-визуализацияинформации,
нятие, самостоятельная работадискуссия, дебаты, имитацион-
Дисциплиныстудентов, игровая деятельность,ная деловая игра, мозговой
по выбору студентовтренинг, рефлексивная сессия,штурм, командное взаимодей-
проектная сессия, консультация,ствие, продуктивный диалог,
круглый столформирующее оценивание
1. Социальная коммуникация в
юридической деятельности
2. Социально-психологическиеСредства: мультимедийные презентации, ситуационные задачи, видео-
аспекты юридической деятель-материалы, публикации СМИ, цифровые ресурсы, средства визуализа-
ностиции информации

Диагностический блок

Критерии (ценностно-мотивационный,Уровни: интуитивно-ситуативный, репродуктивно-
когнитивно-социальный, деятельностно-адаптивный, осознанно-функциональный, мотиваци-
поведенческий) и показателионно-деятельностный, продуктивно-преобразующий

Рисунок 1. Модель формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции
Выделяя в модели блок педагогических условий, мы исходили из того, что
они отражают специфику реального педагогического процесса и, кроме того,
обеспечивают перспективность, достижимость и устойчивость результатов, вы-
раженных в терминах социальной компетентности.
Смысловые основания, на базе и с использованием которых будет осуществ-
ляться педагогическая работа по формированию социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, образуют внутреннее наполнение содержа-
тельного блока. Такие смысловые основания находят отражение в содержании
профессионального образования, которое, с одной стороны, поддерживается вы-
деленными в федеральных государственных образовательных стандартах компе-
тенциями, а, с другой стороны, фиксируются в осваиваемых будущими бакалав-
рами дисциплинах учебного плана. В соответствии с этим в данном блоке выде-
лены две дисциплины по выбору студентов: «Социальная коммуникация в юри-
дической деятельности», «Социально-психологические аспекты юридической
деятельности».
Реализация обозначенных выше содержательных элементов, предназначен-
ных для формирования социальной компетентности будущих бакалавров юрис-
пруденции, осуществляется с использованием форм, методов и средств. В своей
совокупности они образуют наполнение процессуально-деятельностного блока.
Помимо содержательных элементов, на их отбор оказывали влияние поставлен-
ные задачи, а также применяемые педагогические условия.
В диагностическом блоке выделены критерии, показатели, уровни и психо-
лого-педагогические диагностические средства. Критерии определены на основе
структурных компонентов социальной компетентности будущих бакалавров.
Выделенные в составе критериев показатели дают более полную информацию о
социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции и положены в
основу разработки уровневых характеристик. В качестве диагностического ин-
струментария применяются методики и средства, которые позволяют устано-
вить: а) характер отношения будущих бакалавров к правовым и общественно
признанным нравственным нормам и ценностям, своему окружению, социально-
психологическим знаниям; б) уровень осведомленности о такого рода нормах и
ценностях, социально-психологических знаниях, важных с точки зрения осу-
ществления профессиональной коммуникации, сохранения психологического
здоровья и профессионального развития; в) уровень сформированности умений
осуществлять социально-профессиональное взаимодействие и выстраивать стра-
тегии профессионального общения.
Во второй главе «Эмпирическая проверка эффективности педагогиче-
ской стратегии формирования социальной компетентности будущих бака-
лавров юриспруденции» осуществляется планирование и организация экспери-
ментальной работы, представлена технология формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции, изложены результаты ее апро-
бации в процессе преобразующего эксперимента.
Экспериментальная работа по эмпирической проверке педагогической стра-
тегии формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспру-
денции организована и проведена в соответствии с подходами и принципами,
которые получили широкое распространение в практике педагогических иссле-
дований (Н.В. Бордовская, В.И. Загвязинский, В.И. Журавлев, В.В. Сериков).
Именно с эмпирической проверкой указанной педагогической стратегии была
связана цель экспериментальной работы.
Вывод об эффективности осуществления профессиональной подготовки бу-
дущих бакалавров юриспруденции с точки зрения формирования у них социаль-
ной компетентности делается на основании трех критериев: ценностно-мотива-
ционного, когнитивно-социального, деятельностно-поведенческого. Конкрети-
зация оценки осуществляется, исходя из выделенных в их составе показателей.
Распределение статистики отслеживалось по пяти уровням: интуитивно-ситуа-
тивному, репродуктивно-адаптивному, осознанно-функциональному, мотиваци-
онно-деятельностному и продуктивно-преобразующему.
Основным методом проведения экспериментальной работы выступил педа-
гогический эксперимент. При его планировании выделены констатирующий и
преобразующий эксперименты. В ходе констатирующего эксперимента устанав-
ливался актуальный уровень сформированности у будущих бакалавров юрис-
пруденции социальной компетентности. На этой основе строился вывод о необ-
ходимости поиска дополнительных содержательных и организационно-педаго-
гических ресурсов для совершенствования процесса профессиональной подго-
товки, в том числе в плане достижения более высоких значений показателей со-
циальной компетентности. В ходе преобразующего эксперимента проводилась
апробация педагогической стратегии как ответ на указанную установку.
Для проведения педагогического эксперимента отобраны две выборки сту-
дентов, которые обучаются по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруден-
ция». Они сформированы на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный уни-
верситет имени А.А. Кадырова» (численность выборки – 57 студентов), ФГБОУ
ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени
академика М.Д. Миллионщикова» (численность выборки – 53 студента).
Полученные по результатам констатирующего эксперимента эмпирические
данные поддерживают наш вывод о недостаточной сформированности социаль-
ной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции. В обеих выборках
достаточно большие подгруппы респондентов оказались сосредоточенными в
пределах двух, наиболее низких уровней сформированности соответствующих
критериев. Для обоснования однородности выборок применялся статистический
критерий Стьюдента.
С целью установления влияния педагогической стратегии на изменение ди-
намики формирования исследуемого профессионального качества на ее основе
была разработана и реализована технология формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции. Она представляет собой систем-
ное описание процесса реализации цели, принципов и условий, а также практи-
ческого применения необходимого для этого содержания, форм, методов и
средств. Особенностью разрабатываемой технологии является ее последователь-
ность, которая связана с этапами формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, представленными в спроектированной мо-
дели данного процесса. В связи с этим были выделены содержательные эле-
менты, связанные с освоением знаний и умений, необходимых для формирова-
ния трех структурных элементов социальной компетентности. Алгоритм реали-
зации технологии позволил определить последовательность педагогических воз-
действий на каждом этапе. Подразумеваются задачи этапа, необходимое для их
достижения содержание, применяемые формы, методы и средств обучения, ис-
пользуемое методическое обеспечение, получаемый в ходе данного этапа резуль-
тат. При осуществлении педагогических воздействий соблюдались принципы,
определенные при разработке педагогической стратегии.
На первом (ценностно-смысловом) этапе осуществлялось содействие буду-
щим бакалаврам юриспруденции в осмыслении роли социальной активности
личности в социуме и профессиональной деятельности. Также демонстрирова-
лось взаимодействие социальных и профессиональных ценностей, которыми ру-
ководствуется действующий юрист в повседневной практике. На этом этапе вво-
дились первые два педагогические условия.
Было определено, что интеграция знаний о правовых и социальных нормах
может быть реализована при преподавании дисциплины «Профессиональная
этика юриста». Данная дисциплина реализуется в пятом семестре. Для того,
чтобы способствовать осмыслению ценностей как оснований профессиональной
деятельности, был разработан и реализован модуль: «Правовые и общественно
признанные нравственные нормы как основание профессиональной деятельно-
сти юриста». В качестве формы реализации теоретического материала была вы-
брана обзорная лекция. На лекционных занятиях отражалась взаимосвязь право-
вых и общественно признанных норм. Задача лектора состояла в структурирова-
нии информации с помощью визуального сопровождения лекции. Кроме того, в
лекцию включались гиперссылки и QR-коды, отсылающие студентов к норма-
тивным документам и дополнительным источникам информации.
Практические занятия данного модуля были посвящены осознанию профес-
сиональной роли юриста в контексте обеспечения правовых и общественно при-
знанных норм. На данных занятиях были развернуты командные формы работы,
использованы дискуссионные методы, метод анализа практических ситуаций и
видеоматериала. В частности, вопросы профессиональной этики юриста обсуж-
дались на примере сюжета кинофильма. Учебная группа разбивалась на команды
и обсуждала затронутые в фильме проблемы. Итогом работы было формулиро-
вание этических принципов профессии юриста.
Использование метода анализа практических ситуаций состояло в том, что
преподавателем были подобраны публикации СМИ и материалы интернет-пор-
талов, отражающие судебную практику. Ключевым критерием отбора таких си-
туаций было наличие ситуации выбора социально-ориентированной или инди-
видуалистической стратегии поведения. Предлагалось рассмотреть данные ситу-
ации с различных позиций с использованием предложенного алгоритма анализа
ситуации. В качестве текущего контроля студентам было предложено сформу-
лировать заявление для СМИ, содержащее суждение юриста. Практика создания
электронного форума, размещенного в социальной сети «В контакте», показала,
что данное средство можно использовать для стимулирования и оценивания са-
мостоятельной работы.
Второй этап реализации технологии – продуктивно-деятельностный, был
направлен на организацию видов деятельности, способствующих освоению со-
циально-психологических знаний и развитию умений выстраивать эффективные
стратегии общения и поведения с коллегами и населением. На этом этапе сохра-
нялась актуальность использования первого педагогического условия, а также
был сделан акцент на введение в действие третьего педагогического условия.
Для использования в практике была разработана и реализована дисциплина по
выбору «Социальная коммуникация в юридической деятельности», которая реа-
лизовывалась в 6 семестре. Будущим бакалаврам юриспруденции предлагалось
освоить вопросы информационного обеспечения и коммуникации в деятельно-
сти юриста.
При реализации данной программы использовались лекционные формы и
практические занятия, на которых организовывалась игровая деятельность. Про-
блемные лекции позволяли обобщить социально-психологические знания, необ-
ходимые для осуществления эффективной коммуникации. Также обучающимся
предлагалось освоить методы систематизации информации.
Практические занятия были посвящены применению умений выстраивать
устную и письменную речь, опираясь на юридическую терминологию и психо-
логию общения. На занятиях использовался метод имитации различных профес-
сиональных ситуаций, где необходимо соблюдать правила общения. Например,
для темы «Культура письменной коммуникации» актуальным оказался разбор
типичных орфографических и стилистических ошибок. На других занятиях ими-
тировались традиционные для юриста ситуации, требующие проявления комму-
никативных умений. Студенты вовлекались в коммуникативную деятельность,
организовывался продуктивный диалог, осуществлялось имитационное модели-
рование и командное взаимодействие.
При реализации раздела «Применение юридической риторики в практике
профессиональной деятельности» был применен такой метод, как имитационная
деловая игра (на примере игры «Судебное заседание»). Целью проведения дан-
ной игры явилась демонстрация возможностей юридической риторики. Особен-
ностью применения метода было то, что проведению самой игры предшество-
вали практические занятия, на которых проводилась необходимая подготовка и
раскрывались прикладные вопросы.
На первом подготовительном занятии была определена тема игры, постав-
лены учебные задачи и предложены варианты реализации ее подготовки и про-
ведения. Были определены команды, которые занимались подготовкой обстоя-
тельств деда, поиском аргументов. Будущие бакалавры получали опыт социаль-
ного взаимодействия в учебной команде. Командное взаимодействие предпола-
гало подготовку самого выступления. Этому аспекту было посвящено второе
подготовительное занятие. Для этого потребовалось привлечь знания о юриди-
ческой риторике. В ходе подготовки на практическом занятии будущие бака-
лавры рассмотрели особенности публичного выступления, принципы и логику
его построения, вопросы поведения выступающего и аудитории, приемы юриди-
ческой риторики.
Тщательная подготовка позволила эффективно провести саму игру. Предста-
вители команд вступали в активное взаимодействие. Основной метод, который
служил активизирующим фактором, был метод дебатов. Интересно, что высту-
пающие активно использовали аргументы, опирающиеся на социальные ценно-
сти и нормы. Применялись и риторические приемы.
Еще один раздел, который потребовал активного освоения социально-психо-
логических знаний – это «Переговорные техники как средство разрешения кон-
фликта интересов в юридической деятельности». На примере наиболее типич-
ных конфликтов в деятельности юриста студенты осваивали технологию анализа
конфликтной ситуации с применением методов «дерево конфликта», «картогра-
фия конфликта», «оценка глубины конфликта», техники переговоров. Также бу-
дущие бакалавры ознакомились с моделями поведения личности в конфликтной
ситуации, рассмотрели возможные модели поведения оппонентов, освоили спо-
собы определения эмоционального состояния собеседника, применяли техники
конструктивного общения и противодействия манипуляциям. Таким образом,
знакомство с общими переговорными техниками было дополнено психологиче-
скими знаниями. Промежуточная аттестация по дисциплине проходила в форме
коллоквиума, на котором будущие бакалавры представили публичное выступле-
ния, ярко и образно отражающие один из проблемных вопросов дисциплины.
Следующий этап реализации педагогической стратегии – перспективно-ори-
ентирующий. На данном этапе, наряду с разработанными принципами педагоги-
ческой стратегии, вводилось в действие четвертое педагогическое условие. В ка-
честве методического обеспечения, отражающего необходимое содержание об-
разования, была разработана и реализована вторая дисциплина по выбору «Со-
циально-психологические аспекты юридической деятельности», реализующаяся
в 7-м семестре. Предложенное содержание образование отражало социально-
психологические знания, направленные на познание психологии юридической
деятельности, особенностей личности юриста и освоение умений, необходимых
для обеспечения психологического здоровья и эффективного социально-профес-
сионального развития.
На лекционных и практических занятиях решалась основная цель третьего
этапа технологии – проектирование индивидуальной траектории социально-про-
фессионального развития. Для ее достижения привлекалась технология настав-
ничества. Данная технология развертывалась в системе «преподаватель – буду-
щий бакалавр» и предполагала демонстрацию возможностей наставничества в
профессиональном развитии.
Так, лекционные занятия предполагали создание ориентирующих условий.
Преподаватель структурировал информацию, которая могла быть востребована
в практической деятельности, указывая на продуктивные способы работы. На од-
ном из практических занятий была применена такая интересна форма, как демон-
страция видео-обращений действующих юристов о востребованности психоло-
гических знаний в юридической практике. Следующим шагом в применении
наставничества была диагностика социально-значимых личностных качеств. Да-
лее следовало проведение рефлексивной сессии, позволяющей оценить сформи-
рованность необходимых знаний, умений, личностных качеств и поставить пер-
спективную цель саморазвитии. Здесь студенты познакомились с приемами про-
спективной рефлексии, осваивали технологию постановки целей «STAR».
Следующим шагом, поддерживающим технологию наставничества, было ин-
дивидуальное консультирование. В роли наставника выступал преподаватель. В
ходе ответов на вопросы будущие бакалавры могли уточнить цель своего разви-
тия, увидеть перспективы, которые им дает образовательный процесс, услышать
комментарии преподавателя. Для того, чтобы студенты могли обрести уверен-
ность в достижении цели программы, было проведено практическое занятие, на
котором они ознакомились с методами эмоционально-волевой регуляции. Далее
предполагалось самостоятельное создание и оформление итогового проекта лич-
ностного социально-профессионального развития. Студентам было предложено
формализовать такую стратегию в виде перспективного плана. Такая логика поз-
волила построить перспективный план самообразования на ближайшее время.
Таким образом, при реализации данного этапа прослеживалась направленность
на формирование субъектной активности в социальной коммуникации.
Итак, при реализации технологии активно осуществлялась интеграция соци-
ально-психологических и правовых знаний. Студентам были предложены про-
дуктивные способы освоения социальных умений. Командное сотрудничество в
учебно-коммуникативной среде поддерживалось в организации анализа реаль-
ных правовых ситуаций, имитационных деловых игр. Принцип субъектной ак-
тивности в социальной коммуникации поддерживался в ходе командной работы
и индивидуального проектирования траекторий социально-профессионального
развития. В ходе реализации технологии были последовательно задействованы
все педагогические условия, носящие характер стратегических ориентиров. Ре-
сурсы образовательного процесса позволили реализовать продуктивные методы
педагогического воздействия: визуализация информации, анализ конкретных си-
туаций, групповое обсуждение, дискуссия, дебаты, работа в цифровой среде,
имитационные деловые игры, разбор видеосюжетов, продуктивный диалог, ко-
мандное взаимодействие, технология наставничества. Можно утверждать, что
предложенные формы и методы работы вызвали интерес к социально-психоло-
гическим знаниям, способствовали развитию знаний и умений, важных для фор-
мирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции.
По факту внедрения технологии проводился анализ текущих и итоговых ре-
зультатов. В ходе преобразующего эксперимента были проведены две диагно-
стики: текущая и финальная. Сроки их проведения были согласованы с этапами
реализации технологии. Текущая диагностика была проведена по окончании
продуктивно-деятельностного этапа. Финальная диагностика носила итоговый
характер и проводилась после завершения перспективно-ориентирующего этапа.
Графическое представление результатов финальной диагностики представ-
лено на рисунках 2-4.
35,8ЭГКГ
3433,3

24,622,8

1413,2
7,69,4
5,3

Интуитивно-Репродуктивно-Осознанно-Мотивационно-Продуктивно-
ситуативныйадаптивныйфункциональныйдеятельностныйпреобразующий

Рисунок 2. Графическое представление распределения статистики (%)
по уровням ценностно-мотивационного критерия

35,836,8ЭГКГ
30,2
24,6

15,817,5
15,1
7,611,3
5,3

Интуитивно-Репродуктивно-Осознанно-Мотивационно-Продуктивно-
ситуативныйадаптивныйфункциональныйдеятельностныйпреобразующий

Рисунок 3. Графическое представление распределения статистики (%)
по уровням когнитивно-социального критерия

35,1ЭГКГ
28,3
22,8
18,919,3
11,315,8

77,5

Интуитивно-Репродуктивно-Осознанно-Мотивационно-Продуктивно-
ситуативныйадаптивныйфункциональныйдеятельностныйпреобразующий

Рисунок 4. Графическое представление распределения статистики (%) по
уровням деятельностно-поведенческого критерия

Сравнивая результаты диагностических исследований на констатирующем
этапе и по завершении преобразующего эксперимента (табл. 1-3), мы получили,
что в экспериментальной группе динамика значительно выше, чем в контроль-
ной группе. Хотя и в контрольной группе также была зафиксирована динамика в
сторону повышения значений сформированности критериев социальной компе-
тентности. Это вполне объяснимый факт, так как формирование социальной ком-
петентности поддерживается не только разработанной педагогической страте-
гией, но и традиционной практикой профессиональной подготовки будущих ба-
калавров юриспруденции. Другое дело, что в случае применения педагогической
стратегии такая динамика значительно увеличивается.

Таблица 1 – Динамика значений (%) ценностно-мотивационного критерия
по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента
Уровни интенсивностиДинамика значение критерия ЦМК (%)
критерия (ЦМК)ЭГКГ
Интуитивно-ситуативный– 8,7 %– 3,7 %
Репродуктивно-адаптивный– 24,6 %– 5,6 %
Осознанно-функциональный– 8,7 %1,8 %
Мотивационно-деятельностный24,5 %5,7 %
Продуктивно-преобразующий17,5 %1,8 %

Таблица 2 – Динамика значений (%) когнитивно-социального критерия
по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента
Уровни интенсивностиДинамика значение критерия КСК (%)
критерия (КСК)ЭГКГ
Интуитивно-ситуативный– 10,4 %– 5,6 %
Репродуктивно-адаптивный–19,3 %–1,9 %
Осознанно-функциональный–10,6 %0
Мотивационно-деятельностный24,5 %3,8 %
Продуктивно-преобразующий15,8 %3,7 %

Таблица 3 – Динамика значений (%) деятельностно-поведенческого
критерия по результатам констатирующего и преобразующего эксперимента
Уровни интенсивностиДинамика значение критерия ДПК (%)
критерия (ДПК)ЭГКГ
Интуитивно-ситуативный–10,6 %–5,7 %
Репродуктивно-адаптивный–26,3 %–3,7 %
Осознанно-функциональный0–1,9 %
Мотивационно-деятельностный21,1 %7,6 %
Продуктивно-преобразующий15,8 %3,7 %

Для обоснования статистически значимых различий в распределении при-
знака для экспериментальной и контрольной групп по результатам финальной
диагностики также применялся статистический критерий Стьюдента.
Таким образом, на основании сравнения данных констатирующего экспери-
мента и данных, полученных по результатам проведения преобразующего экспе-
римента, а также применения методов статистической обработки информации,
приходим к выводу об эффективности предлагаемой педагогической стратегии
и ее позитивном влиянии на усиление процесса формирования социальной ком-
петентности будущих бакалавров юриспруденции. В результате этого можно го-
ворить о достижении поставленной исследовательской цели.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволяют
сделать следующие выводы:
1. Актуальность исследования определяется повышением требований к со-
держанию и качеству осуществляемой в Российской Федерации юридической
практики, подготовки будущих бакалавров юриспруденции, выдвижением на пе-
редний план в составе их профессионально важных характеристик, помимо глу-
боких юридических знаний, хорошо сформированной коммуникации, умений
решать профессиональные задачи в тесном взаимодействии с гражданами, навы-
ков командной работы и межкультурного взаимодействия.
2. Выполненное исследование подтвердило возможность рассмотрения соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции как результата их
профессиональной подготовки, проявляющегося в направленности на правовые
и общественно признанные нравственные нормы, предполагающего опору на со-
циально-психологические знания в осуществлении различных видов юридиче-
ской деятельности, уверенное применение умений анализировать правовую си-
туацию и выстраивать эффективные стратегии общения с коллегами и населе-
нием для обеспечения правового благополучия государства, общества и человека.
3. Целостное и всестороннее представление об организации процесса форми-
рования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции в
условиях вузовского обучения обеспечивает педагогическая стратегия, методо-
логически определяемая положениями стратегического, системно-деятельност-
ного и компетентностного подходов и отражающая его целевые и результатив-
ные ориентиры, концептуальные основания, прогностический план и поэтапно
развертываемую технологию реализации.
4. Стратегическую направленность исследуемого процесса обеспечивают
разработанные принципы (интеграции социально-психологических и правовых
знаний, приоритетности продуктивных способов освоения социальных умений,
командного сотрудничества в учебно-коммуникативной среде, субъективной ак-
тивности в социальной коммуникации) и педагогические условия (обогащение
содержания осваиваемой будущими бакалаврами юриспруденции образователь-
ной программы социально-психологическими знаниями, применяемыми для
проектирования стратегий профессионального общения, поведения и развития;
формирование положительного отношения к правовым и общественно признан-
ным нравственным нормам с использованием метода анализа социально-право-
вых ситуаций; применение имитационно-игровых методов, обеспечивающих
развитие умений эффективного профессионального взаимодействия, освоение
переговорных техник и элементов юридической риторики; содействие будущим
бакалаврам юриспруденции в выстраивании индивидуальных стратегий и пер-
спектив социально-профессионального развития с помощью технологии настав-
ничества).
5. Прогностическую основу педагогической стратегии, возможные траекто-
рии формирования социальной компетентности задает модель исследуемого
процесса, раскрывающая пути и способы насыщения содержания профессио-
нального юридического образования социально-психологическими знаниями,
регламентирующая в зависимости от решаемых на ценностно-смысловом, про-
дуктивно-деятельностном и перспективно-ориентирующем этапах задач приме-
нение форм, методов и средств продуктивного освоения будущими бакалаврами
юриспруденции социальной компетентности.
6. Конкретизация содержания профессионального образования в виде отдель-
ных содержательных модулей и дисциплин по выбору, регламентация процесса
организации командного сотрудничества будущих бакалавров юриспруденции в
учебно-коммуникативной среде, использование метода анализа социально-пра-
вовых ситуаций, имитационно-игровых способов обучения, наставничества
находят отражение в технологии формирования социальной компетентности
указанной категории будущих специалистов.
7. Эмпирические данные, полученные с использованием ценностно-мотива-
ционного, когнитивно-социального и деятельностно-поведенческого критериев,
указывают на качественные изменения в уровнях сформированности социальной
компетентности студентов – будущих бакалавров юриспруденции эксперимен-
тальной группы, которые являются более значимыми, в том числе со статисти-
ческой точки зрения, по сравнению с соответствующими данными контрольной
группы. Данное обстоятельство служит подтверждением эффективности предло-
женной педагогической стратегии.
Перспективы исследования могут быть связаны с изучением возможностей
производственной практики и внеучебной деятельности будущих бакалавров
юриспруденции для совершенствования их социальной компетентности. Повы-
шение значимости корпоративного партнерства в решении задач юридической
деятельности позволяет анализировать влияние командной работы на совершен-
ствование социальных и профессиональных компетенций будущих и практику-
ющих бакалавров юриспруденции.

Актуальность темы исследования. Национальная государственная по-
литика демонстрирует курс на развитие правового государства. Нормативное
регулирование и юридическое сопровождение реализуется во всех сферах эко-
номики и общественной жизнедеятельности. Выполнение этих задач обеспе-
чивают представители юридических профессий. Высокие стандарты профес-
сиональной деятельности юриста базируются на принятых обществом право-
вых ценностях: свободы, уважения прав человека, социальной справедливо-
сти, презумпции невиновности, ответственности. Они отражены в междуна-
родных нормативно-правовых актах, Конституции РФ, национальных страте-
гических инициативах, направленных на развитие гражданского общества.
Знание и соблюдение правовых и общественно признанных норм в юридиче-
ской деятельности важно для обеспечения правового благополучия государ-
ства, общества и человека.
В современной практике вместе с тем отмечается снижение меры дове-
рия к представителям юридической профессии. Это, в частности, вызвано
негативным отношением к фактам проявления и развития профессиональных
деформаций в деятельности некоторых представителей данной профессии.
Полученные в рамках профессиональной подготовки правовые знания не все-
гда соотносятся с нормами поведения, принятыми в обществе. Отмечаются
случаи некорректных высказываний, формального отношения к обстоятель-
ствам дела, обвинительного уклона в работе с людьми, стремления выиграть
любой ценой, правового релятивизма. Не всегда практикующие юристы ока-
зываются отзывчивыми и терпеливыми. Это свидетельствует о том, что наряду
с правовыми знаниями, для юристов оказываются важными такие качества,
как справедливость, порядочность, ответственность, ориентированность на
нравственные ценности. Общественное доверие и признание сегодня являются
показателями успешности и культуры действующих юристов.
Со всей очевидностью профессия юриста предполагает взаимодействие
с людьми. Следовательно, юрист должен быть коммуникабельным. Необхо-
димо уметь получать, интерпретировать и разъяснять правовую информацию,
осуществлять правовое просвещение граждан. Важно выбирать подходящую
стратегию разговора с людьми разного возраста. В ситуации переговоров или
урегулирования конфликтов необходимо быть способным к восприятию пози-
ции другой стороны и достижению взаимопонимания. Немаловажным элемен-
том юридической деятельности считается публичное выступление.
Можно утверждать, что современные требования к профессии юриста
предполагают соблюдение социально значимых норм, уверенное применение
комплекса коммуникативных умений, проявление культуры общественных
взаимоотношений, владение способами сохранения социального и психологи-
ческого здоровья. Соответствие этим установкам связано с наличием социаль-
ной компетентности, которая обеспечивается, в том числе и качеством про-
фессиональной подготовки. Обладая правовыми знаниями и выраженной со-
циальной компетентностью, будущие юристы будут успешными в любом из
видов юридической деятельности. В связи с этим необходимо говорить о со-
циальной компетентности и ее формировании у будущих бакалавров юриспру-
денции. Совершенно очевидно, что в процессе обучения будущие бакалавры
юриспруденции получают базовые этические представления, социально-пси-
хологические знания и умения. В то же время социальная компетентность яв-
ляется достаточно сложным новообразованием, а процесс ее формирования
является последовательным, непрерывным и длительным. Поэтому можно
предположить, что разработка и обоснование соответствующей педагогиче-
ской стратегии будет способствовать повышению эффективности формирова-
ния исследуемого качества и устойчивости его проявления в предстоящей про-
фессиональной деятельности. В рамках такой стратегии необходимо обосно-
вать общие принципы и правила, представить прогностический план, а также
разработать конкретные формы, методы и средства формирования социальной
компетентности.
Степень разработанности темы исследования. В научной литературе
представлены исследования, которые могут служить основанием для уточне-
ния содержания понятия «социальная компетентность будущих бакалавров
юриспруденции», определения перспективных способов формирования дан-
ного профессионально важного качества в процессе профессиональной подго-
товки в вузе. Существуют научные разработки, которые позволяют выявить
содержание и область применения понятия «компетентность личности» в кон-
тексте проблем профессиональной подготовки. Это исследования В.И. Бай-
денко, В.А. Болотова, Р. Боятциса, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Н.В. Кузь-
миной, А.К. Марковой, Дж. Равена, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, А.В. Хутор-
ского, М.А. Чошанова.
В целом ряде работ осуществляется обращение к социальной компетент-
ности, подчеркивается ее значение как универсального качества личности, не-
обходимого для повседневного функционирования личности в обществе. Та-
кое понимание встречается в работах В.М. Басовой, Н.С. Бейлиной, Т.Б. Беля-
евой, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, В.Н. Келасьева, З.И. Колычевой,
А.А. Новиковой, А.К. Марковой, Е.В. Молчановой, Г.Л. Парфеновой, И.Л.
Первовой.
Социальная компетентность как атрибутивная характеристика профес-
сиональной деятельности специалистов различных профессий позициониру-
ется в работах С.С. Бахтеевой, Е.Н. Борисенко, В.М. Бочарова, Н.А. Горохов-
ской, Л.Ш. Каримовой, Н.М. Кодинцевой, О.Е. Козловой, О.В. Колобовой,
Н.Н. Кормягиной, И.В. Ледневой, Г.П. Мосягиной, Е.С. Муниц, В.Л. Недоре-
зовой, С.С. Рачевой, Л.Н. Рулиене, А.С. Тарасенко, Д.А. Шишленина. Име-
ются отдельные исследования, в которых раскрываются существенные свой-
ства и психолого-педагогические особенности формирования социальной
компетентности будущих юристов (Н.В. Гулидова, Н.С. Малюткина, М.В. По-
гудин, П.В. Чурсина).
Для текущей научной работы принципиально важное значение имеют
исследования, раскрывающие социально значимые аспекты юридической де-
ятельности. В частности, особенности юридической деятельности характери-
зуют А.В. Акопян, Ю.В. Ахметшина, В.П. Беляев, А.Н. Ващекин, Д.В. Дек-
керт, О.Н. Дунаева, З.З. Зинатуллин, В.Г. Ившин, В.И. Кузьменко, Л.Г. Пав-
лова, А.А. Постнова, С.В. Полякова, А.А. Смирнов, Т.В. Синявская, Ю.А. Ти-
хомиров, Д.И. Шевченко, Е.И. Холодова. Обращение к данным исследованиям
позволяет установить профессионально значимые элементы и способы дея-
тельности, необходимые для успешного освоения профессии юриста. В рабо-
тах В.Л. Васильева, О.Н. Дунаевой, О.А. Желновой, Л.А. Казанцевой, О.И.
Лаптевой, Д.Ф. Никифоровой, Е.М. Приходько, З.Р. Танаевой, А.В. Эктова
определяются представления о базовой модели профессиональной компетент-
ности юриста, в которой важное место занимают способности к социальному
взаимодействию.
С точки зрения изучения вопроса о формировании социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции перспективными и ценными
можно считать научные публикации, посвященные повышению роли соци-
ально-психологических знаний в профессиональном образовании (Ю.В. Га-
тен, В.В. Колосова и др.). Потенциально полезными представляются теоре-
тико-прикладные разработки, отражающие опыт и успешные практики приме-
нения активных методов обучения в профессиональной подготовке будущих
юристов, в числе которых решение ситуационных задач (М.А. Викулина, Г.А.
Казарцева, А.В. Скоробогатов, Т.В. Ускова и др.), деловая игра (Л.Г. Джиоева,
И.В. Малышева и др.), наставническая деятельность (Л.Х.-М. Гайтова, Ю.Н.
Нагароков и др.). При этом стоить отметить, что указанные методические ин-
струменты, будучи востребованными в процессе профессиональной подго-
товки юристов, не были приспособлены для формирования у них социальной
компетентности.
Таким образом, можно констатировать, что в педагогической науке и
практике в русле компетентностного подхода осуществляется осмысление и
уточнение содержания понятия «социальная компетентность». Ее конкретиза-
ция применительно к будущим бакалаврам юриспруденции может быть осу-
ществлена в соответствии с исследованиями, в которых определены социально
значимые особенности профессиональной юридической деятельности. Вместе
с тем процесс формирования социальной компетентности будущих бакалав-
ров юриспруденции не представлен в виде целостной научно обоснованной
педагогической стратегии. Недостаточно полно определены концептуальные,
содержательные и организационно-педагогические средства, способствующие
интенсификации указанного процесса в условиях профессиональной подго-
товки в вузе.
В связи с этим можно констатировать наличие устойчивых противоре-
чий:
– между повышением требований к профессионально важным качествам
специалистов в области юридической деятельности в части соблюдения обще-
ственно признанных ценностей, осуществления коммуникации, проявления
гражданской активности и недостаточным уровнем сформированности соци-
альной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции;
– между необходимостью научного обоснования процесса формирова-
ния социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции и не-
достаточной представленностью в научной литературе теоретически обосно-
ванных путей и способов целенаправленного совершенствования у них знаний
и умений, отражающих социально-психологические особенности юридиче-
ской деятельности;
– между необходимостью формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции на управляемых, системных и перспек-
тивных основаниях и отсутствием целостной педагогической стратегии, акку-
мулирующей целевые, содержательные и организационно-педагогические
средства эффективного осуществления указанного процесса.
Выдвинутые противоречия, обоснованная актуальность темы и недоста-
точная разработанность изучаемого вопроса стали основанием для выдвиже-
ния проблемы исследования – Как более эффективно использовать содержа-
тельные, организационно-педагогические и процессуально-действенные сред-
ства профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции для
формирования у них социальной компетентности?
Данная проблема позволила определить тему диссертационной ра-
боты: «Педагогическая стратегия формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции».
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих бака-
лавров юриспруденции в вузе.
Предмет исследования – процесс формирования социальной компе-
тентности будущих бакалавров юриспруденции, осуществляющийся в рамках
их профессиональной подготовки в вузе.
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апроби-
ровать педагогическую стратегию формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции.
Гипотеза исследования: осуществляющийся в рамках профессиональ-
ной подготовки будущих бакалавров юриспруденции в вузе процесс формиро-
вания социальной компетентности будет более результативным, если:
– данный процесс будет организован в соответствии с педагогической
стратегией, методологически определяемой положениями стратегического, си-
стемно-деятельностного и компетентностного подходов, отражающей его целе-
вые и результативные ориентиры, концептуальные основания, прогностиче-
ский план и поэтапно развертываемую технологию его реализации;
– разработанные принципы, педагогические условия и модель будут за-
давать исчерпывающие основания для насыщения содержания профессиональ-
ного образования будущих бакалавров юриспруденции социально-психологи-
ческими знаниями, определять логику, формы, методы и средства освоения ис-
следуемого профессионального качества;
– разработанная технология формирования социальной компетентности
будет конкретизировать содержание профессионального образования в виде от-
дельных содержательных модулей и дисциплин по выбору, регламентировать
организацию командного сотрудничества будущих бакалавров юриспруденции
в учебно-коммуникативной среде, предусматривать использование метода ана-
лиза социально-правовых ситуаций, имитационно-игровых способов обучения,
технологии наставничества;
– результативные ориентиры, описанные в терминах ценностно-мотива-
ционного, когнитивно-социального и деятельностно-поведенческого крите-
риев, соответствующих им показателей и уровневых характеристик, будут
иметь универсальный и перспективный характер, обеспечивать всестороннюю
оценку успешности осуществления исследуемого процесса и устойчивость про-
явления будущими бакалаврами юриспруденции социальной компетентности в
предстоящей профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, структуру и содержание понятия «социальная
компетентность будущих бакалавров юриспруденции»; обосновать возмож-
ность интеграции стратегического, системно-деятельностного и компетент-
ностного подходов при проектировании педагогической стратегии формиро-
вания социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции.
2. Определить целевые и результативные основания педагогической
стратегии формирования социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции.
3. Разработать принципы, педагогические условия и модель, задающие
концептуальные основания и прогностический план педагогической стратегии
формирования социальной компетентности будущих бакалавров юриспруден-
ции; разработать технологию формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции.
4. Провести апробацию педагогической стратегии формирования соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции.
Методологическую основу исследования образуют:
– стратегический подход, обеспечивающий основания для проектирова-
ния общего плана и конкретных форм, методов и средств педагогического вза-
имодействия в рамках исследуемого процесса (Л.А. Барановская, В.В. Игна-
това, Д.А. Коноплянский, А.Н. Лунев, Н.Б. Пугачева, И.Ю. Тарханова и др.);
– системно-деятельностный подход, предполагающий рассмотрение
осуществляемой деятельности в качестве системного объекта и пространства
субъектной активности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, О.С.
Тоистева, А.В. Хуторской и др.);
– компетентностный подход, позволяющий определить, обосновать и
описать результаты профессиональной подготовки будущих бакалавров (В.И.
Байденко, В.А. Болотов, Р. Боятцис, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.В. Кузь-
мина, А.К. Маркова, Дж. Равен, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур и др.);
Теоретическую базу исследования составляют:
– фундаментальные исследования, определяющие направленность и
движущие силы интеграционных процессов в образовании (М.Н. Берулава,
Л.П. Качалова, А.П. Лиферов, С.Е. Мансурова, А.Н. Нюдюрмагомедов, Ю.Н.
Сёмин и др.);
– научные труды ученых, раскрывающих сущность субъектной активно-
сти студентов в качестве фактора их социального развития и самообразования
(К.А. Абульханова-Славская, Л.Ф. Алексеева, В.И. Моросанова, Е.А. Уваров,
Т.А. Ольховая, Н.У. Ярычев и др.);
– теоретические разработки, раскрывающие специфику отбора содержа-
тельных и организационно-педагогических средств обучения в юридическом
образовании (О.М. Косянова, Е.В. Протас, З.Р. Танаева, Г.Г. Чанышева и др.);
– теория межличностного взаимодействия как деятельностной основы
социальной компетентности (Е.Н. Борисенко, В.М. Бочаров, Е.П. Ильин, Е.А.
Шумилова и др.);
– теории продуктивного обучения в профессиональном образовании
(Ф.Н. Алипханова, М.И. Башмаков, О.Ю. Елькина, Г.К. Паринова, А.В. Руб-
цова и др.);
– теоретические разработки, обосновывающие психолого-педагогиче-
ские механизмы использования наставничества для сопровождения професси-
онального образования и профессионального становления личности (С.Я. Ба-
тышев, А.Р. Масалимова, Н.М. Таланчук и др.).
Методы исследования. Применялись теоретические, эмпирические и
статистические методы: изучение нормативно-правовых документов, анализ и
обобщение научных источников, педагогическое моделирование, изучение
методического обеспечения профессиональной подготовки будущих бакалав-
ров юриспруденции, опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа),
сравнительный педагогический эксперимент, методы математической стати-
стики для установления достоверности полученных экспериментальных дан-
ных.
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа
проводилась на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет
имени А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной
технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова». В экспе-
риментальную работу было вовлечено 146 студентов, обучающихся по
направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (из которых 110 прини-
мали непосредственное участие в констатирующем и преобразующем экспе-
риментах), 8 преподавателей университета.
Организация исследования и его этапы. Исследование проводилось
на протяжении трех этапов:
На первом этапе (2017-2018 гг.) проводился анализ научных источников,
уточнялся методологический аппарат исследования, что позволило охаракте-
ризовать понятие социальной компетентности будущих бакалавров юриспру-
денции; определялась основная идея исследования; спроектирована педагоги-
ческая стратегия формирования исследуемого личностно-профессионального
качества; разрабатывался диагностический аппарат исследования.
На втором этапе (2018-2020 гг.) осуществлялась разработка содержа-
тельных, технологических и контрольно-оценочных средств формирования
социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции; проводи-
лась эмпирическая проверка эффективности предложенной педагогической
стратегии. В границах данного этапа осуществлялась разработка методиче-
ского обеспечения реализации стратегии; были организованы и реализованы
констатирующий и преобразующий этапы педагогического эксперимента.
На третьем этапе (2020-2021 гг.) происходила обработка эксперимен-
тальных данных, в том числе с помощью методов математической статистики
(критерий Стьюдента), подтверждающих достоверность теоретических выво-
дов; уточнялся научный аппарат; производились обобщение и синтез получен-
ных результатов. В рамках указанного этапа были подготовлены научные пуб-
ликации, отражающие промежуточные и итоговые результаты исследования;
оформлен текст диссертационной работы; определены перспективы продол-
жения исследований.
Научная новизна исследования:
1. Разработана педагогическая стратегия формирования социальной
компетентности будущих бакалавров юриспруденции, которая, учитывая по-
ложения стратегического, системно-деятельностного и компетентностного
подходов, определяет логику применения принципов и педагогических усло-
вий успешного осуществления исследуемого процесса, задает общий план ин-
теграции правовых и социально-психологических знаний, обеспечивает реа-
лизацию продуктивных способов освоения умений анализа правовых ситуа-
ций и эффективных коммуникаций, определяет основания для соотнесения по-
лученных результатов с критериями, показателями и уровнями сформирован-
ности исследуемого качества.
2. Выявлены принципы формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции: интеграции социально-психологических и
правовых знаний, приоритетности продуктивных способов освоения социаль-
ных умений, командного сотрудничества в учебно-коммуникативной среде,
субъективной активности в социальной коммуникации.
3. Охарактеризованы педагогические условия организации исследуемого
процесса, которые предполагают обогащение содержания профессионального
образования социально-психологическими знаниями, раскрывают потенциал
метода анализа социально-правовых ситуаций для формирования положитель-
ного отношения к ценностям юридической деятельности, уточняют направ-
ленность применения имитационно-игровых методов обучения на развитие
коммуникационных умений, конкретизируют способы использования техно-
логии наставничества для содействия будущим бакалаврам юриспруденции в
выстраивании индивидуальных стратегий социально-профессионального раз-
вития.
4. Спроектирована модель исследуемого процесса, которая определяет
прогностическую основу педагогической стратегии и в соответствии с выде-
ленными принципами и педагогическими условиями раскрывает пути и спо-
собы насыщения содержания профессионального юридического образования
социально-психологическими знаниями, в зависимости от решаемых на цен-
ностно-смысловом, продуктивно-деятельностном и перспективно-ориентиру-
ющем этапах задач регламентирует применение форм, методов и средств про-
дуктивного освоения будущими бакалаврами юриспруденции социальной
компетентности.
5. Разработана технология формирования социальной компетентности
будущих бакалавров юриспруденции, отражающая логику поэтапной реализа-
ции задач, принципов и условий исследуемого процесса, методические осо-
бенности включения в образовательный процесс дисциплин по выбору «Соци-
альная коммуникация в юридической деятельности» и «Социально-психоло-
гические аспекты юридической деятельности», организации командного со-
трудничества в учебно-коммуникативной среде, использования метода ана-
лиза социально-правовых ситуаций, имитационно-игровых способов обуче-
ния и технологии наставничества.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии
представлений о понятии социальной компетентности будущих бакалавров
юриспруденции и ее формировании, что дополняет категориальный аппарат
исследований, описывающих процесс и результаты профессиональной подго-
товки специалистов юридической сферы. Разработанная педагогическая стра-
тегия может применяться для обоснования целей, содержания и способов ор-
ганизации педагогического процесса, направленного на формирование соци-
альной компетентности будущих бакалавров юриспруденции. Выявленные
принципы и педагогические условия задают новые направления исследования
в части содействия будущим бакалаврам юриспруденции в освоении знаний и
умений, лежащих в основе социальной компетентности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
– разработанные критерии, показатели и уровни их проявления, харак-
теризующие сформированность социальной компетентности, могут приме-
няться в качестве основания для разработки системы компетенций, отражае-
мых в основной образовательной программе бакалавриата по направлению
подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», а также при определении результатов
образования в структуре рабочих программ дисциплин учебного плана;
– разработанное методическое обеспечение, включающее дисциплины
по выбору «Социальная коммуникация в юридической деятельности», «Соци-
ально-психологические аспекты юридической деятельности», комплекс соци-
ально-правовых ситуаций, имитационных заданий, деловых игр, перечень ки-
нофильмов и видеосюжетов, может быть использовано в широкой практике
профессиональной подготовки будущих бакалавров юриспруденции;
– методические рекомендации по применению продуктивных методов
педагогического взаимодействия (визуализация информации, анализ конкрет-
ных ситуаций, дискуссия, работа в цифровой среде, имитационные деловые
игры, разбор видеосюжетов, продуктивный диалог, командное сотрудниче-
ство), способов реализации технологии наставничества при проектировании
траектории самообразования и социально-профессионального развития явля-
ются ориентиром для организации педагогического содействия будущим ба-
калаврам юриспруденции в освоении социально-психологических знаний и
умений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальная компетентность будущих бакалавров юриспруденции
представляет собой профессионально значимое качество и результат профес-
сиональной подготовки, которые проявляется в направленности на правовые
и общественно признанные нравственные нормы, предполагают опору на со-
циально-психологические знания в осуществлении различных видов юриди-
ческой деятельности, уверенное применение умений анализировать правовую
ситуацию и выстраивать эффективные стратегии общения с коллегами и насе-
лением для обеспечения правового благополучия государства, общества и че-
ловека.
2. Сложность процесса формирования социальной компетентности бу-
дущих бакалавров юриспруденции, его протяженность во времени, направлен-
ность на перспективный результат определяют необходимость разработки со-
ответствующей педагогической стратегии. Такая стратегия представляет со-
бой наиболее общий и структурированный план педагогической деятельности
по формированию исследуемого профессионально важного качества, включа-
ющий целевые установки и перспективные результаты, научно-обоснованные
принципы и условия их реализации, модель педагогической деятельности и
практические способы ее осуществления. Использование стратегического, си-
стемно-деятельностного и компетентностного подходов позволяет формали-
зовать стратегию в описании целевого, концептуального, прогностического,
технологического и результативного элементов.
3. Стратегическую направленность исследуемого процесса обеспечи-
вают разработанные принципы (интеграции социально-психологических и
правовых знаний, приоритетности продуктивных способов освоения социаль-
ных умений, командного сотрудничества в учебно-коммуникативной среде,
субъективной активности в социальной коммуникации) и педагогические
условия (обогащение содержания осваиваемой будущими бакалаврами юрис-
пруденции образовательной программы социально-психологическими знани-
ями, применяемыми для проектирования стратегий профессионального обще-
ния, поведения и развития; формирование положительного отношения к пра-
вовым и общественно признанным нравственным нормам с использованием
метода анализа социально-правовых ситуаций; применение имитационно-иг-
ровых методов, обеспечивающих развитие умений эффективного профессио-
нального взаимодействия, освоение переговорных техник и элементов юриди-
ческой риторики; содействие будущим бакалаврам юриспруденции в выстра-
ивании индивидуальных стратегий и перспектив социально-профессиональ-
ного развития с помощью технологии наставничества).
4. Модель определяет возможные траектории и способы формирования
социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции и включает:
целевую установку, теоретико-методологические основания (представления о
социальной компетентности, методологические подходы, принципы), этапы
осуществления данного процесса и соответствующие им задачи, логику при-
менения педагогических условий, содержательные и процессуально-деятель-
ностные средства профессиональной подготовки, диагностическую систему
для получения обратной связи и оценки эффективности осуществляемого про-
цесса.
5. Базовую основу технологии формирования социальной компетентно-
сти будущих бакалавров юриспруденции обеспечивает интеграция социально-
психологических и правовых знаний, которая получает воплощение в рамках
освоения дисциплин (в том числе по выбору студентов), раскрывающих эти-
ческие, аналитические, коммуникативные и социально-психологические ас-
пекты юридической деятельности. Освоению содержания профессионального
образования способствует применение продуктивных методов педагогиче-
ской работы: визуализация информации, анализ социально-правовых ситуа-
ций, дискуссия, дебаты, имитационные деловые игры, разбор видеосюжетов,
продуктивный диалог, командное взаимодействие, наставничество.
Обоснованность и достоверность результатов исследования опреде-
ляется аргументированным выбором методологических оснований; коррект-
ным изложением результатов анализа нормативно-правовых и научных источ-
ников, отражающих феномен социальной компетентности как характеристику
личности юриста; непротиворечивостью теоретических положений; соответ-
ствием цели и задач логике осуществления исследования; обоснованным при-
менением теоретических и эмпирических методов исследования; положитель-
ными результатами внедрения теоретических результатов и методических раз-
работок в практику профессиональной подготовки будущих бакалавров юрис-
пруденции.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись на всех этапах
диссертационного исследования. Полученные автором научные результаты
докладывались на международных научно-практических конференциях:
«Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направле-
ния развития» (Челябинск – Уфа, 2017), «Чистая наука» на службе научно-тех-
нического прогресса» (Екатеринбург, 2017), «Современные наукоемкие инно-
вационные технологии» (Уфа, 2018), «Информация и образование: границы
коммуникаций» (Горно-Алтайск, 2020), «Модернизация системы профессио-
нального образования на основе регулируемого эволюционирования» (Челя-
бинск, 2020), «Современное состояние и перспективы развития современной
науки и образования» (Петрозаводск, 2021), «Современное профессиональное
образование: опыт, проблемы, перспективы» (Ростов-на-Дону, 2021), «Фунда-
ментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, дости-
жения и инновации» (Казань, 2021); всероссийских научно-практических
конференциях: «Категория «социального» в современной педагогике и пси-
хологии» (Ульяновск, 2021), «Инновационные исследования: теоретические
основы и практическое применение» (Саратов, 2021). Основные положения
диссертационного исследования подтверждены 14 публикациями, из которых
3 – статьи в журналах, включенных в перечень ВАК Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации.
Структура диссертации. Диссертационное исследование включает вве-
дение, две главы, в каждой из которых по три параграфа, выводы по главам,
заключение, библиографический список, приложения. Общий объем диссер-
тационной работы 232 страницы, 243 наименования источников в списке ли-
тературы, 19 таблиц, 11 рисунков, 3 приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Н.М. Альханов // Современное педагоги- ческое образование. – 2– No – С. 37-26II
    Проблемы компетентностного подхода к формированию профессиональной компетентности в системе высшего образования
    Н.М. Альханов // Педа- гогика высшей школы. – 2– No 3 (3). – С. 55
    Развитие технологий коммуникации в современном мире
    Н.М. Альханов // «Чистая наука» на службе научно-технического прогресса: сб. статей Меж- дунар. науч. -практ. конф. – Уфа: Изд-во ООО «ОМЕГА САЙНС», 2– С. 10
    Роль социального интеллекта в профессиональной деятельности юриста
    Н.М. Альханов // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’20: сб. науч. трудов. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2– С. 201
    Психолого-педагогические особенности формирования и развития социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции
    Н.М. Аль- ханов // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образо- вания: сб. статей IV Междунар. науч.-практ. конф. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2– С. 159
    Использование метода деловой игры для формирования социальной компетентности у будущих бакалавров юриспруденции
    Н.М. Альханов // Ка- тегория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 9-й Все- рос. науч.-практ. конф. – Ульяновск: Зебра, 2– С. 321
    Структурные компоненты социальной компетентности будущих бакалавров юриспруденции: вариативные и инвариантные основания и разновидности
    Н.М. Альханов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: ак- туальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. / в 2 ч. Ч.– Уфа: Изд-во ООО «OMEGA SCIENCE», 2– С. 109

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Татьяна С. кандидат наук
    4.9 (298 отзывов)
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (пос... Читать все
    Большой опыт работы. Кандидаты химических, биологических, технических, экономических, юридических, философских наук. Участие в НИОКР, Только актуальная литература (поставки напрямую с издательств), доступ к библиотеке диссертаций РГБ
    #Кандидатские #Магистерские
    551 Выполненная работа
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»