Педагогическая технология ускорения адаптации курсантов женского пола образовательных организаций высшего образования МВД России на начальном этапе обучения
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ ………………………………………………….. 19
1.1. Гендерные аспекты службы в ОВД: ретроспекции и реалии ………………………. 19
1.2. Понятие «адаптация» в контексте приспособления обучающихся к
образовательной деятельности ………………………………………………………………………… 31
1.3 Условия и механизмы ускорения адаптации обучающихся на начальном этапе
образовательной деятельности ………………………………………………………………………… 54
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ………………………….. 67
2.1. Организация исследования ……………………………………………………………………….. 67
2.2. Методы исследования ……………………………………………………………………………….. 70
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛОВОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КУРСАНТОВ………………………………………………………………. 75
3.1. Особенности адаптации курсантов на начальном этапе обучения в
образовательной организации высшего образования МВД России в зависимости
от половой принадлежности ……………………………………………………………………………. 75
3.2. Сравнительная характеристика адаптации курсантов на начальном этапе
обучения в зависимости от половой принадлежности ………………………………………. 92
ГЛАВА 4. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
УСКОРЕНИЯ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА К
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ …………………………………………………………………….. 96
4.1. Содержание и направленность педагогической технологии ускорения
адаптации курсантов женского пола к образовательной деятельности на
начальном этапе обучения в образовательных организациях высшего образования
МВД России ……………………………………………………………………………………………………. 96
4.2. Организация формирующего педагогического эксперимента, анализ его
результатов в сравнении с результатами констатирующего педагогического
эксперимента и их обсуждение………………………………………………………………………. 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 125
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 130
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………………….. 148
Приложение 2 ……………………………………………………………………………………………….. 150
Приложение 3 ……………………………………………………………………………………………….. 151
Приложение 4 ……………………………………………………………………………………………….. 154
Приложение 5 ……………………………………………………………………………………………….. 155
Приложение 6 ……………………………………………………………………………………………….. 159
Во введении обоснована актуальность диссертационного исследования, дан
краткий анализ состояния проблемы, рассматриваются основные характеристики
научного аппарата: цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методология и методы
исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость
исследования, основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретическое обоснование проблемы адаптации курсантов
женского пола образовательных организаций высшего образования МВД России»
представлен аналитический обзор научной и специальной литературы, касающейся
гендерных аспектов службы в правоохранительных органах как в историческом
плане, так и в современных реалиях.
Результаты аналитических исследований позволили констатировать
тенденцию роста числа женщин среди личного состава правоохранительных органов,
что, в свою очередь, обусловило увеличение количества исследований специалистами
из различных отраслей знаний к изучению широкого спектра вопросов, находящихся
в рамках проблемы. При этом в большинстве публикаций отмечается, что женщины,
решившие посвятить свою жизнь службе в органах внутренних дел, по сравнению с
мужчинами испытывают определенные трудности, связанные с освоением таких
учебных дисциплин, как тактико-специальная, строевая, огневая и физическая
подготовка.
Как правило, карьера полицейского у женщины начинается с поступления в
образовательную организацию МВД России. И именно первые месяцы пребывания в
учебном заведении являются для них наиболее сложными, с точки зрения
привыкания к строго регламентированной жизни и деятельности. Многочисленные
исследования (М.В. Синельник, 2011; Ю.В. Абаполова Ю.В, 2012; Ф.А. Габуевой,
2018; Дукманова М.В. 2019 и др.), проведенные как в советский период, так и в
настоящее время свидетельствуют, что курсанты женского пола, по сравнению с
курсантами мужского пола, гораздо дольше приспосабливаются к среде,
подчиненной строгому распорядку, в которой четко прослеживаются особые
взаимоотношения между: начальниками и подчиненными, рядовым и офицерским
составом, преподавателями и обучающимися, курсантами женского и мужского пола.
Эта среда сама по себе провоцирует возникновение ряда неблагоприятных факторов,
результатом воздействия которых может быть не только ухудшение общего
состояния организма обучающихся, но и снижение качества освоения преподаваемых
дисциплин. Представленный в главе аналитический обзор данного аспекта проблемы
позволил сделать следующее обобщающее заключение.
Адаптация курсантов женского пола к специфическим условиям
образовательных организаций высшего образования МВД России происходит на
фоне их быстрого взросления и личностного становления. Этот период отличается
особой эмоциональной остротой, психоэмоциональной зависимостью, требующей
значительногонапряжениякомпенсаторно-приспособительныхмеханизмов.
Приходящиеся на данный период умственные и функциональные нагрузки в
сочетании с резко возросшими двигательными режимами по своему воздействию на
организм характеризуются большей негативной насыщенностью на фоне строго
регламентированного уклада жизни, необходимостью подчинения уставному
порядку. Поэтому начальный этап образовательной деятельности следует
рассматривать как фазу острой адаптации женщин к службе в ОВД.
Далее в главе приводятся данные, доказывающие, что специфика условий
адаптации обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД
России заключается в их более сложном характере по сравнению с гражданскими
вузами. Помимо адаптации к новым условиям образовательной деятельности,
вчерашние школьники и сегодняшние курсанты сталкиваются с адаптацией к
условиям уставного уклада жизни. Специфические условия образовательного
процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России,
особенности жизни и быта для большинства обучающихся являются трудностью. И
если мужчины в процессе получения основного общего образования в некоторой
степени готовятся к таким условиям, то для женщин адаптация к ним зачастую
превращается в непосильную задачу. Об этом свидетельствуют результаты научных
исследований М.Г. Волковой (2003), Н.Е. Браженской (2012), Ф.А. Габуевой (2018),
которые показали, что современная образовательная деятельность организации
высшего образования МВД России характеризуется значительными нервно-
эмоциональными напряжениями, умственными и физическими нагрузками. При этом
подготовка курсантов женского пола характеризуется целым рядом неблагоприятных
факторов, усиливающих напряженность учебно-воспитательного процесса. К таким
факторам относятся: строгая регламентация повседневной жизни; необходимость
строгого подчинения командирам и начальникам; интенсивные физические нагрузки
на плановых мероприятиях по физической подготовке, сопряженные с повышенными
двигательными нагрузками; большой объем информационного материала, которым
необходимо овладеть в короткие сроки; постоянная корректировка имеющихся
знаний, полученных в гражданской жизни, новыми научными данными,
затрагивающими сферу интересов той или иной учебной дисциплины;
ограниченность временных параметров, отводимых на овладение учебной
программой из-за частого отрыва от образовательной деятельности на различного
рода мероприятия, связанные с исполнением служебных обязанностей; усиление
требований со стороны профессорско-преподавательского состава к качеству
выполнения заданий и т.д. Всё это свидетельствует о необходимости поиска
эффективных средств, нивелирования негативных эффектов образовательной
деятельности на начальном этапе обучения курсантов женского пола в
образовательных организациях высшего образования МВД России и создании
благоприятных условий для ускорения адаптации к начальному периоду обучения.
Также в главе приводятся результаты аналитических исследований,
касающихся содержания и направленности современной подготовки курсантов
женского и мужского пола и особенностей их адаптации к образовательному
процессу на начальном этапе обучения.
Во второй главе «Организация и методы исследования» раскрывается
содержание организационной работы по проведению исследования, даётся
характеристика исследуемого контингента и описываются методы исследования.
В третьей главе «Исследование показателей адаптации на начальном этапе
обучения в образовательной организации высшего образования МВД России в
зависимости от половой принадлежности курсантов» представлены результаты
естественного педагогического эксперимента, целью которого явилось изучение
влияния образовательного процесса и повседневной жизнедеятельности современной
образовательной организации высшего образования МВД России на некоторые
показатели, характеризующие процесс адаптации курсантов женского пола в
сравнении с курсантами мужского пола. На базе Санкт-Петербургского университета
МВД России был организован и проведён естественный педагогический эксперимент.
В нём приняли участие 45 курсантов женского пола и 46 курсантов мужского пола в
возрасте 17-19 лет. Эксперимент проводился в течение первого семестра в период с
сентября по январь 2019 года. В начале, по происшествию двух месяцев, а также в
конце семестра проводилось тестирование испытуемых по показателям социально-
психологической адаптации, умственной и физической работоспособности, а также
данных антропометрического развития. Кроме этого, на протяжении всего семестра
изучалась динамика заболеваемости курсантов.
Анализ полученных результатов показал, что процесс адаптации на начальном
этапе обучения у курсантов мужского пола проходил более планомерно. Они реже
обращались за медицинской помощью и, соответственно, имели меньше пропусков
занятий по болезни. Показатели их физического развития, психологического
состояния на протяжении исследования хоть и ухудшались в первые две недели
обучения, но достаточно быстро приходили в норму. Приспособление к новым
условиям обучения и воспитания у курсантов женского пола имело обратную
характеристику: они чаще, чем курсанты мужского пола, пропускали занятия по
болезни, причём в большей степени это были простудные заболевания. К середине
первого семестра достоверно ухудшились некоторые показатели социально-
психологической адаптации, умственной и физической работоспособности.
Через два месяца образовательной деятельности у курсантов женского пола
зафиксировано достоверное уменьшение массы тела (p<0,05), значительное снижение
уровня скоростно-силовой (p<0,001), аэробной выносливости (p<0,05) и
статокинетической устойчивости (p<0,001). Кроме этого, были выявлены значимое
ухудшение памяти на числа (p<0,05), а также снижение результативности
выполнения тестов, характеризующих умственную работоспособность, таких как:
корректурная проба (p<0,05); перепутанные линии (p<0,05); интеллектуальная
лабильность (p<0,05). О сложности протекания адаптационного процесса курсантов
женского пола свидетельствует и негативная динамика таких показателей социально-
психологической адаптации, как «адаптированность» (p<0,05), «самопринятие»
(p<0,05), «эмоциональный комфорт» (p<0,05).
Следует отметить, что курсанты мужского пола быстрее адаптировались к
жизни и к деятельности в образовательном пространстве Санкт-петербургского
университета МВД России. Несмотря на некоторый всплеск простудных заболеваний
и снижение некоторых исследуемых показателей в первые три недели обучения, к
середине первого семестра было зафиксировано их восстановление.
Таким образом, образовательная деятельность и повседневная жизнь
курсантов характеризуется целым рядом неблагоприятных факторов, усиливающих
напряженность учебно-воспитательного процесса. Это ведёт к замедлению процессов
начальной адаптации у курсантов женского пола, что в свою очередь отражается на
качестве освоения образовательных программ. Данное обстоятельство детерминирует
необходимость поиска эффективных средств, нивелирования негативных эффектов
образовательной деятельности на начальном этапе обучения курсантов женского
пола в образовательных организациях высшего образования МВД России и создании
благоприятных условий для ускорения адаптации к начальному периоду обучения.
В четвертой главе «Научное обоснование педагогической технологии
ускорения адаптации курсантов женского пола к образовательной деятельности на
начальном этапе обучения в образовательных организациях высшего образования
МВД России» представлены результаты теоретического обоснования и
экспериментальной проверки эффективности авторской педагогической технологии,
в содержание которой были положены средства и методы, направленные на
нивелирование высоких физических и функциональных нагрузок, эмоциональных
напряжений, интенсивных учебных нагрузок.
В первом параграфе главы представлены результаты аналитических
исследований, направленных на выявление наиболее эффективных средств и
методов, способствующих ускорению адаптации курсантов женского пола к
образовательному процессу и к повседневной жизнедеятельности в Санкт-
Петербургском университете МВД России.
По полученным результатам были определены три взаимосвязанных
направления, в рамках которых должна реализовываться авторская педагогическая
технология ускорению адаптации курсантов женского пола на начальном этапе
образовательной деятельности:
1. Организация и проведение мероприятий, способствующих нивелированию
высоких физических и функциональных нагрузок, психологических перенапряжений,
интенсивных учебных нагрузок, характерных для начального этапа образовательной
деятельности.
2. Подготовка субъектов учебно-воспитательного процесса (командиры
отделений, курсовые офицеры, командование факультета, профессорско-
преподавательский состав, медицинский персонал и др.) обеспечивающих
реализацию технологии ускорения адаптации курсантов женского пола на начальном
этапе обучения (проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий,
медицинские консультации и др.).
3. Разработка практических рекомендаций для начальствующего состава
курсов и преподавателей мужского пола по формированию навыков гендерного
взаимодействия, общения, индивидуальной работы и др.
Во втором параграфе приведены результаты формирующего педагогического
эксперимента, который был организован параллельно с естественным
педагогическим экспериментом и имел целью изучить эффективность авторской
педагогической технологии путем сравнения исходных, промежуточных и конечных
результатов в зависимой выборке испытуемых. Для сравнения предложенного
подхода с общепринятой организацией образовательного процесса на начальном
этапе образовательной деятельности и повседневной жизнедеятельности, результаты
обоих экспериментов рассматривались через интерпретацию двух независимых
выборок. При этом для более качественной иллюстрации полученного материала
испытуемые, принимавшие участие в формирующем педагогическом эксперименте,
обозначались как экспериментальная (ЭГ), а в естественном педагогическом
эксперименте – контрольная группа (КГ).
В формирующем педагогическом эксперименте приняли участие курсанты
женского пола в количестве 23 человек, которые также как участники естественного
педагогического эксперимента подвергались тестированию в начале, через два
месяца, и в конце первого семестра обучения.
Интерпретация полученных данных позволила заключить, что разработанная
авторская педагогическая технология позволяет ускорить процесс адаптации на
начальном этапе образовательной деятельности в Санкт-Петербургском университете
МВД России. По результатам тестирования умственной работоспособности можно
констатировать, что на промежуточном этапе такие показатели, как память на числа
(p<0,05),корректурнаяпроба(p<0,05),перепутанныелинии(p<0,05),
интеллектуальная лабильность (p<0,05) достоверно возросли. Эффективность
разработанной технологии хорошо иллюстрируют таблицы и графики,
представляющие фактический материал естественного и формирующего
педагогических экспериментов.
Подобная картина наблюдалась и при интерпретации результатов
тестирования уровня физической подготовленности. Показатели скоростно-силовой
выносливости и статокинетической устойчивости достоверно повысились не только к
промежуточному этапу исследования (p<0,001), но и продолжали повышаться к
окончанию первого семестра. При этом сравнение этих данных с данными,
полученными в ходе естественного педагогического эксперимента, также
свидетельствуют в пользу эффективности авторской технологии.
Сравнение результатов естественного и формирующего экспериментов,
характеризующих социально-психологическую адаптацию, свидетельствуют о том,
что по показателям «адаптированности», «принятия других» и «эмоционального
комфорта» ЭГ достоверно отличалась в лучшую сторону (p<0,05). Эта же тенденция
сохранилась и к концу эксперимента с той только разницей, что достоверность
различий между этими независимыми выборками стала более значительной (p<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты аналитических исследований позволяют констатировать
тенденцию роста числа женщин среди личного состава правоохранительных органов,
что в свою очередь, обусловило увеличение количества исследований специалистами
из различных отраслей знаний к изучению широкого спектра вопросов, находящихся
в рамках проблемы. При этом, большинством исследователей отмечается, что
женщины, решившие посвятить свою жизнь службе в органах внутренних дел, по
сравнению с мужчинами испытывают определенные трудности. Это обуславливает
необходимость применения определенных знаний при организации образовательного
процесса курсантов женского пола, в особенности на начальном этапе обучения в
образовательной организации высшего образования МВД России.
ВЫВОДЫ
1. Началопрофессиональнойкарьерыкурсантовженскогопола
характеризуется различного рода трудностями, которые в значительной мере
затрудняют процесс адаптации, как к образовательной деятельности и повседневной
жизни, так и к службе в правоохранительных органах. К относятся: строгая
регламентация повседневной жизни; необходимость строгого подчинения
командирам и начальникам; интенсивные физические нагрузки на плановых
мероприятиях по физической подготовке, сопряженным с большими двигательными
нагрузками; большой объем информационного материала, которым необходимо
овладеть в короткие сроки; постоянная корректировка имеющихся знаний,
полученных в гражданской жизни, новыми научными данными, затрагивающими
сферу интересов той или иной учебной дисциплины; ограниченность временных
параметров на овладение учебной программой из-за частого отрыва от
образовательной деятельности на различного рода мероприятия, связанные с
исполнением служебных обязанностей; усиление требований со стороны
профессорско-преподавательского состава к качеству выполнения заданий.
2. Образовательная деятельность современной образовательной организации
высшего образования МВД России характеризуется значительными нервно-
эмоциональными напряжениями, высокими интеллектуальными и физическими
нагрузками. Это обусловливает необходимость поиска эффективных средств,
нивелирования негативных эффектов образовательной деятельности на начальном
этапе обучения курсантов женского пола и создания благоприятных условий для
ускорения их адаптации к жизни и к деятельности в образовательном пространстве
современного вуза МВД России.
3. Сравнительные исследования параметров заболеваемости, физического
развития, умственной и физической работоспособности, особенностей социально-
психологической адаптации курсантов женского и мужского пола на начальном этапе
образовательной деятельности и повседневной жизни в Санкт-Петербургском
университете МВД России показали, что курсанты мужчины гораздо легче и быстрее
приспосабливаются к строго регламентированному, уставному образу жизни. К
середине семестра у них не только восстанавливается физическая и умственная
работоспособность, но по некоторым параметрам даже достоверно улучшаются
исходные значения. Подобная тенденция наблюдается также и с показателями,
характеризующими социально-психологическую адаптацию.
4. Результаты формирующего педагогического эксперимента показали, что
интенсивная образовательная деятельность, непривычный распорядок дня,
насыщенный элементами двигательной активности, оказывают негативное влияние
на состояние здоровья курсантов женского пола. Об этом свидетельствует количество
обращений за медицинской помощью в медсанчасть (по болезни за первый семестр
обучения было пропущено 996 учебных занятия). При этом, 70 % пропусков
приходится на обучающихся женского пола. Кроме этого следует констатировать тот
факт, что командиры всех уровней и практически весь профессорско-
преподавательскийсоставявляютсяпредставителямимужскогопола,
ориентированного на работу с мужчинами.
5. Экспериментальная проверка эффективности разработанной нами
педагогической технологии, показала, что скоординированная деятельность всех
структурных подразделений Университета, взаимосвязь и взаимодействие учебно-
воспитательного процесса с культурно-массовыми мероприятиями, повсеместный
учет физических нагрузок и нервно-психических напряжений, испытываемых
курсантами женского пола, также практика специальных психофизиологических
тренингов позволяет процесс адаптации женского пола по временным и
качественным характеристикам приблизить к процессу адаптации курсантов
мужского пола. По результатам тестирования умственной работоспособности, можно
констатировать, что на промежуточном этапе такие её показатели, как память на
числа (p<0,05), корректурная проба (p<0,05),перепутанные линии (p<0,05),
интеллектуальная лабильность (p<0,05) достоверно возросли. Показатели скоростно-
силовой выносливости и статокинетической устойчивости достоверно повысились не
только к промежуточному этапу исследования (p<0,001), но и продолжали
повышаться к окончанию первого семестра. При этом, сравнение этих данных с
данными полученными в ходе естественного педагогического эксперимента также
свидетельствуют в пользу эффективности авторской технологии.
6. Сравнение результатов констатирующего и формирующего педагогических
экспериментов, характеризующих социально-психологическую адаптацию, показало,
что по показателям «адаптированности», «принятия других» и «эмоционального
комфорта» группа занимавшаяся по разработанной нами программе достоверно
отличалась в лучшую сторону (p<0,05). Эта же тенденция сохранилась и к концу
эксперимента, с той только разницей, что достоверность различий между этими
независимыми выборками стала более значимой (p<0,05).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основании проведенного теоретико-экспериментального исследования
нами разработаны рекомендации по внедрению педагогическойтехнологии
ускорения адаптации курсантов женского пола, сосредоточенные в двух основных
направлениях:
I – Технология ускорения адаптации курсантов женского пола – включает
мероприятия в области:
а) обучение курсантов женского пола навыкам снятия нервно-эмоционального
напряжения,
б) обеспечение участия курсантов женского пола в специальных
психофизических тренингах,
в) включение курсантов-женщин в спортивно-массовые, культурные, иные
общественные мероприятия с участием их близких родственников и друзей,
г) организация мероприятий с участием специалистов в различных областях
знаний с целью совершенствования знаний, умений, навыков и компетенций в сфере
адаптации женщины,
д) проведение разъяснительной и пропагандистской работы по формированию
положительного образа профессии, развитию учебно-профессиональной мотивации.
II – Повышение психолого-педагогического мастерства профессорско-
преподавательского и офицерского состава в области ускорения адаптации курсантов
женского пола:
а) организации дополнительных занятий по изучению и выработке навыков
гендерного общения для предотвращения негативных последствий обучения в
образовательных организациях высшего образования МВД России,
б)выявлениякурсантов,требующихповышенногопсихолого-
педагогического внимания,
в) побуждения к распространению позитивного личного опыта по
самоорганизации, активности и целеустремленности в области освоения профессии.
Перспективы дальнейшей разработки темы исследования
Диссертационное исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой
проблемы, а предлагает только одно из направлений её решения. Технологии
совершенствования процесса адаптации курсантов образовательных организаций
МВД России должны применяться не только на начальном этапе обучения в
образовательных организациях МВД России, но и в дальнейшей профессиональной
деятельности. Экспериментально обоснованная технология эффективной адаптации
курсантов женского пола образовательных организаций МВД России на начальном
этапе обучения обуславливает необходимость дальнейшего исследования данной
темы, применительно ко всему периоду обучения в образовательных организациях
высшего образования МВД России, а также к начальному периоду прохождения
службы сотрудников полиции территориальных органов МВД России.
Актуальность исследования. Третье тысячелетие характеризуется
значительным увеличением числа сугубо мужских профессий, в которых
женщины в результате многолетней борьбы за равные права с мужчинами стали
высококлассными специалистами. Это стало своего рода отражением социальной
значимости женщины XXI века в современном обществе.
Результаты многочисленных аналитических и экспериментальных
исследований, проводившихся на рубеже XX и XXI вв. в таких структурах, как
министерство транспорта, гражданского воздушного и морского флота, а также в
Вооружённых силах, в различных силовых ведомствах, свидетельствуют об
успешности овладения «слабым полом» трудными, порой экстремальными
мужскими профессиями. Престижность карьеры человека в погонах стала
приоритетом в выборе будущей профессии не только для мужчин, но и для
женщин. Об этом свидетельствует тот факт, что с каждым годом в конкурсах на
поступление в образовательные организации высшего образования Министерства
внутренних дел, Министерства обороны, МЧС, ФСБ и др. всё чаще и чаще
участвуют представительницы женского пола. Как показывают статистические
данные, наибольшее количество девушек поступают в образовательные
организации МВД, по окончании которых становятся не только кадровыми
служащими, но и участковыми уполномоченными, следственными и
оперативными сотрудниками.
В тоже время, требования к уровню профессиональной подготовки
современного сотрудника правоохранительных органов имеют тенденцию
постоянно повышаться. Это, в первую очередь, связано с особенностями службы
в органах внутренних дел, специфика которой требует особых подходов к
профессионализации современного полицейского независимо от его
принадлежности к полу. При этом, наиболее трудным периодом службы для
представителей женского пола является начальная стадия их карьеры, когда в
острых, порой экстремальных ситуациях наряду с освоением сложных
образовательных программ, необходимо уметь быстро привыкать к уставному
быту, к новым условиям взаимоотношений между начальниками и
подчинёнными, к особенностям совместного взаимодействия с коллегами
противоположного пола. Поэтому проблема «акклиматизации» курсантов
женского пола к образовательной деятельности на начальном этапе их обучения в
образовательных организациях высшего образования МВД России является
достаточно острой и актуальной, а поиск путей ускорения их адаптации к жизни в
условиях казённой образовательной организации чрезвычайно необходимым и
своевременным.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемы
ускорения адаптации женщин к образовательной деятельности в высшей школе
силовых ведомств наиболее интенсивно начали разрабатываться после распада
Советского Союза, а их наибольший удельный вес приходится на Вооруженные
силы Российской Федерации. В этом плане наибольший интерес представляют
философские умозаключения, результаты исследований в области военной
педагогики, психологии, медицины, физической подготовки и прикладного
спорта в других силовых структурах.
Проблеме ускорения адаптации представителей различных силовых
структур к профессиональной и образовательной деятельности посвящены
следующие диссертационные исследования: О.А. Ровенских «Педагогическая
технология процесса адаптации военнослужащих к условиям профессиональной
деятельности» (2011); М.В. Синельник «Социально-педагогическая адаптация
женщин-курсантов в военном вузе» (2011); Г.Н. Косинов «Педагогические
условия адаптации молодых офицеров к служебно-боевой деятельности во
внутренних войсках МВД России»; Н.В. Давыдова «Кросс-культурная адаптация
иностранных военнослужащих в процессе их обучения в вузах министерства
обороны Российской Федерации» (2013); А. В. Огородников «Профессиональная
адаптация курсантов будущих оперативных сотрудников средствами
профессионально-прикладной физической подготовки» (2013); Б.В. Кузнецов
«Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу
военизированных учебных заведений средствами физической культуры: на
примере Воронежского института ГПС МЧС РФ» (2015); И.В. Ревков
«Технология адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности в
военном вузе» (2016); А.Г. Михайлов «Педагогические условия адаптации
сотрудников к службе в правоохранительных органах в процессе
профессиональной подготовки» (2016); Ю.В. Кечкин «Профессионально-
мотивационная адаптация курсантов в военном вузе» (2016); А.В. Васильев
«Военно-средовая адаптация курсантов учебных центров Вооруженных Сил РФ»
(2016); О.В. Свинарева «Педагогическое сопровождение курсантов
образовательных организаций МВД России в период адаптации к
образовательному процессу» (2017); А.В. Апальков «Профессиональная
адаптация курсантов образовательных организаций МВД России средствами
физической подготовки» (2021). В тоже время, как показали наши аналитические
исследования, перечисленные труды носят фрагментарный характер, а их
результаты не позволяют в полном объеме проследить основные тенденции
адаптации в первые месяцы обучения в образовательных организациях высшего
образования МВД России.
Рекомендации, предлагаемые авторами указанных работ, достаточно
сложно использовать в качестве системных механизмов повышения качества
обучения и воспитания курсантов женского пола в специфических условиях
образовательной деятельности и повседневного быта казённого высшего учебного
заведения. К подобным условиям можно отнести: чрезмерно высокие физические,
эмоциональные и умственные нагрузки на фоне уставного уклада жизни;
необходимость быстро координировать собственные предпочтения с
индивидуальными предпочтениями однокурсников противоположного пола;
специфику взаимоотношений с субъектами образовательного процесса на уровне
«начальник-подчинённый»; трудность несения службы в нарядах; участие
наравне с курсантами мужского пола в обеспечении общественного порядка на
мероприятиях среди населения и другие.
При этом, особое внимание следует обратить на то, что перечисленные
трудности на начальном этапе обучения в образовательных организациях
высшего образования МВД России испытывают и курсанты мужского пола,
однако, как показывают многочисленные исследования, они адаптируются к
обучению гораздо быстрее. Адаптационный процесс курсантов женского пола, по
сравнению с сокурсниками мужского пола, носит более ярко выраженный и
акцентированный характер. Для женщин характерны более сильные
эмоциональные переживания, особенно в процессе привыкания к системе
уставных отношений.
Проведённый нами теоретический анализ и обобщение трудов,
посвящённых вопросам адаптации курсантов женского пола к образовательной
деятельности на начальном этапе обучения в образовательных организациях
высшего образования МВД России, позволил выявить следующие противоречия:
1. Между неоднозначностью оценки вопросов адаптации курсантов
женского пола к службе в правоохранительных органах и необходимостью их
ускоренной адаптации в связи с требованиями службы.
2. Различиями во взглядах ряда авторов, изучавших специфику учебно-
воспитательного процесса образовательных организаций высшего образования
силовых ведомств РФ на содержание и направленность обучения, воспитания,
бытовые условия и досуг женщин, поступивших в высшую школу МВД России.
3. Между необходимостью научно обоснованного алгоритма психолого-
педагогического воздействия на курсантов женского пола, обеспечивающего
ускорение адаптации к образовательной деятельности на начальном этапе
обучения и отсутствием в соответствующих нормативных документах
необходимых рекомендаций.
4. Между невозможностью применения существующих рекомендаций
по адаптации курсантов женского пола, обучающихся в иных ведомственных
учреждениях, в педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса
в образовательных организациях МВД России в силу различий в комплектовании
учебных взводов (в вузах МО – однородные, в образовательных организациях
МВД России – смешанные), условий проживания (в вузах МО – казарменное, в
вузах МВД – проживание в общежитии или в домашних условиях) и др.
Таким образом, актуальность проблемы адаптации курсантов женского
пола на начальном этапе обучения обусловлена тем, что в этот период в
образовательных организациях высшего образования МВД России не только
закладываются основы профессионализма, но и формируются потребность, а
также готовность к непрерывному самообразованию с учетом изменяющихся
условий жизнедеятельности, вызванных переходом в новую социальную сферу.
Последняя характеризуется особыми взаимоотношениями между старшими и
младшими, между начальниками и подчиненными, между рядовым и офицерским
составом, между преподавателями и обучающимися, между курсантами женского
и мужского пола. Кроме того, она регламентирована уставным распорядком и
уставными отношениями, и сама по себе провоцирует возникновение ряда
неблагоприятных факторов, ведущих к развитию так называемого
«адаптационного синдрома», результатом которого может быть не только
ухудшение общего состояния организма обучающихся, но и снижение качества
освоения преподаваемых предметов. При этом, важным является тот факт, что в
системе воспитательной работы в образовательных организациях высшего
образования МВД России основной акцент делается на том, что результаты
образовательной деятельности являются составляющей их профессионального
становления.
Для реализации проблемы была сформулирована рабочая гипотеза,
базирующаяся на предположении о том, что для ускорения адаптации курсантов
женского пола к службе в правоохранительных органах, к образовательной
деятельности и повседневному быту в образовательной организации высшего
образования МВД России необходимо:
‒ учебно-воспитательный процесс курсантов женского пола строить с
учётом особенностей функционирования основных физиологических систем
организма;
‒ в связи с существованием неблагоприятных факторов
образовательной деятельности и повседневной жизни в период первоначального
обучения организовывать и проводить мероприятия, направленные на
регулирование физических и умственных нагрузок, снятие нервно-психического
напряжения, создание положительного эмоциональной фона на учебных занятиях
и служебных мероприятиях;
‒ обеспечивать оптимальное социокультурное взаимодействие между
старшими и младшими, начальниками и подчинёнными, преподавателями и
обучающими, курсантами женского и мужского пола; разрабатывать
рекомендации по социальному приобщению курсантов женского пола к жизни в
новом коллективе.
Педагогическая технология ускорения адаптации курсантов женского пола
к службе в правоохранительных органах и к повседневному быту на начальном
этапе обучения в образовательных организациях высшего образования МВД
России должна:
‒ во-первых, обеспечивать взаимосвязь учебно-воспитательного
процесса с культурно-массовыми мероприятиями;
‒ во-вторых, учитывать характер физических, умственных и нервно-
эмоциональных нагрузок, испытываемых в ходе освоения учебных программ;
‒ в-третьих, содержать практические рекомендации по нивелированию
высоких физических и функциональных нагрузок, психологических
перенапряжений, интенсивных учебных нагрузок.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была поставлена цель
исследования: научно обосновать педагогическую технологию, обеспечивающую
ускорение адаптации курсантов женского пола к службе в правоохранительных
органах, к образовательной деятельности и к повседневной жизни в
образовательной организации высшего образования МВД России на начальном
этапе обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
1. Провести аналитические исследования по научному обоснованию
проблемы начальной адаптации курсантов женского пола к службе в
правоохранительных органах, к образовательной деятельности и повседневной
жизни в образовательных организациях высшего образования МВД России.
2. Исследовать особенности адаптации курсантов женского пола к
образовательной деятельности на начальном этапе обучения в сравнении с
курсантами мужского пола.
3. Разработать технологию ускорения адаптации курсантов женского
пола к службе в правоохранительных органах, к образовательной деятельности и
к повседневной жизни в образовательных организациях высшего образования
МВД России на начальном этапе обучения, и проверить её эффективность.
Объект исследования – процесс адаптации обучающихся
образовательных организаций высшего образования МВД России на начальном
этапе обучения.
Предмет исследования – психолого-педагогические средства и методы
ускорения адаптации курсантов женского пола к службе в правоохранительных
органах, к образовательной деятельности и к повседневной жизни в
образовательных организациях высшего образования МВД России на начальном
этапе обучения.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в
следующем:
1. Впервые предметом специальных исследований стали вопросы
научного обоснования ускорения адаптации курсантов женского пола к службе в
правоохранительных органах, к образовательной деятельности и к повседневной
жизни в образовательных организациях высшего образования МВД России в
сравнении с курсантами мужского пола.
2. Выявлены особенности и трудности начального периода обучения,
которые явились базовыми детерминантами проектирования и конструирования
содержании и направленности педагогической технологии по ускорению
процесса адаптации курсантов женского пола в ходе первого семестра обучения в
образовательной организации высшего образования МВД России.
3. Исследованы особенности адаптации курсантов женского пола
образовательных организаций высшего образования МВД России к
образовательной деятельности и к повседневной жизни на начальном этапе
обучения.
4. Проведен сравнительный анализ адаптации к образовательной
деятельности и к повседневной жизни курсантов мужского и женского пола на
начальном этапе обучения и на основе полученных данных разработаны
практические рекомендации по нивелированию воздействия неблагоприятных
факторов службы в правоохранительных органах и среды обитания в особых
условиях деятельности.
5. Исследовано влияние существующей системы профессионального
образования МВД России на начальном этапе обучения на скорость протекания
адаптационных процессов курсантов женского и мужского пола.
6. Научно обоснована и апробирована педагогическая технология
ускорения процесса адаптации курсантов женского пола образовательных
организаций высшего образования МВД России на начальном этапе обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в получении
новых данных о содержании, направленности и методах ускорения адаптации
обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России
на начальном этапе обучения. В результате расширены имеющиеся представления
об адаптационных процессах курсантов женского и мужского пола, обучающихся
в образовательных организациях высшего образования МВД России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что был
проведен сравнительный анализ процесса адаптации на начальном этапе обучение
курсантов женского и мужского пола, на основе которого разработаны
рекомендации для преподавателей (организация и проведение занятий по
выработке навыков гендерного общения), курсовых офицеров (организация и
проведение досуговых мероприятий), а также для самих обучающихся (обучение
методам самоконтроля собственного функционального состояния, способам
регулирования нагрузок при самостоятельной физической тренировке и др.).
Разработан комплекс мероприятий по обеспечению реализации выработанных
педагогических условий по ускорению адаптации на начальном этапе обучения
(адаптационно-оздоровительные; адаптационно-обучающие; адаптационно-
воспитательные). Результаты исследования внедрены в учебный процесс
образовательных организаций высшего образования МВД России, а также
Министерства обороны.
Методологическую основу исследования составили основополагающие
идеи, концепции, теории современной философии о целостности и всеобщей
связи явлений окружающего мира, о его материальности и системности, о
причинно-следственной зависимости, в том числе о взаимосвязи происходящих
социально-экономических изменений с обновлением системы образования.
Применённый в исследовании системный подход использовался нами для
всестороннего анализа изучаемой проблемы и выбора путей её реализации
(теоретический анализ и обобщение, анкетирование, опрос, интервьюирование,
тестирование и т.д.). Кроме этого он применялся в качестве механизма
проектирования и конструирования педагогической технологии ускорения
адаптации курсантов женского пола к службе в правоохранительных органах, к
образовательной деятельности и к повседневной жизни в образовательных
организациях высшего образования МВД России на начальном этапе обучения с
учётом функционирования элементов учебно-воспитательного процесса, их
взаимосвязи, взаимодействии и взаимосодействии для получения
сфокусированного положительного результата.
Теоретическую основу исследования составили труды, касающиеся:
‒ методологии системного подхода (П.К. Анохин, 1973; И.В. Блауберг,
1973; Э.Г. Юдин, 1973; Б.В. Ахлибинский, 1979; В.Н. Садовский, 1974; В.Г.
Афанасьев, 1982; Е.Б. Агошкова, 1998 и др.);
‒ основных положений методологии педагогики и методики
педагогического исследования (И.П. Подласый, 1977; В.М. Полонский, 1988; В.И.
Хальзов, 1991; Н.Ф. Гейжан,1995; В.В. Фадеева, 2005; И.Л. Гросс 2012; Н.В.
Ходякова, 2013 и др.);
‒ философских и общенаучных идей адаптации (Ф.З. Меерсон, 1973;
В.П. Загрядский, 1974; В.П. Казначеев, 1980; И.А. Аршавский, 1982; Н.А.
Агаджанян, 1983; В.И. Медведев, 2003; Б.В. Ендальцев, 2005 и др.);
‒ адаптации с социологических, психологических и педагогических
позиций исследования (А.А. Налчаджян, 1988; И.С. Клецина, 2003; Д.И.
Фельдштейн, 2005; Е.М. Земцова, 2005; А.В. Мудрик, 2006; А.Ю. Лахтин, 2011 и
др.);
‒ теоретических и прикладных аспектов адаптации молодёжи к
образовательной деятельности (В.И. Лебедев, 1980; А.С. Батышев, 1997; А.А.
Реан, 1999; Е.А. Климов, 2002; Д.Н. Давиденко, 2003; Ю.Н. Дорожкин, 2007; Е.Е.
Фёдорова, 2007; и др.);
‒ теоретических и прикладных аспектов адаптации к воинской службе
(В.П. Загрядский, 1973; С.Г. Терещенко, 1996; Ю.К. Демьяненко, 1996; Б.В.
Ендальцев, 2003; И.И. Варжеленко, 2003; О.Г. Румба, 2011 и др.).
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы
исследования были использованы следующие методы научного исследования:
теоретический анализ и обобщение литературных источников; наблюдение;
интервьюирование; опрос; испытание физической подготовленности; методы
исследования умственной работоспособности; естественный педагогический
эксперимент; формирующий педагогический эксперимент; методы
математической статистики.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось с
2018 по 2021 гг. на базе Санкт-Петербургского университета МВД России, с
привлечением курсантов мужского (46 чел.) и женского (45 чел.) пола (факультет
подготовки сотрудников для следственных подразделений), командиров учебных
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!