Педагогические условия профессиональной подготовки студентов по направлению “Туризм” с использованием базовой профильной информации
Введение
Глава 1 Теоретические основы процесса информационного обеспечения системы
профессиональной подготовки менеджеров туризма
1.1 Анализ содержания и условий реализации профильной информации в
процессе профессиональной подготовки студентов
1.2 Педагогические условия внедрения базовой профильной информации в
профессиональную подготовку студентов по направлению «Туризм»
1.3 Базовая профильная информация в содержании профессиональной
подготовки студентов по направлению «Туризм»
Выводы по первой главе
Глава 2 Методология, методы и организация научного исследования
2.1 Методология и методы научного исследования
2.2 Организация научного исследования
Выводы по второй главе
Глава 3 Экспериментальное обоснование педагогических условий с
использованием базовой профильной информации в системе профессиональной
подготовки студентов по направлению «Туризм»
3.1 Разработка содержания и группировка базовой профильной информации в
аспекте предложений современного рынка туристских услуг и технологий
обслуживания различных категорий населения
3.2 Разработка и экспериментальное обоснование специальных разделов
базовой профильной информации в процессе профессиональной подготовки
студентов по направлению «Туризм»
3.3 Разработка и реализация дополнительных профессиональных компетенций
менеджера туризма по использованию базовой профильной информации
Выводы по третьей главе
Заключение
Список сокращений и условных обозначений
Список литературы
Список иллюстративного материала
Приложения
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
ВоВведенииобосновываетсяактуальностьтемыисследования,обозначены
противоречия, проблема исследования, сформулированы цель, объект; предмет исследования,
гипотеза, определены задачи исследования. Отражена научная новизна, теоретическая и
практическаязначимостьрезультатовисследования.Представленытеоретико-
методологические основания и методы исследования. Определены положения, выносимые на
защиту. Показана база и этапы исследования, обозначена достоверность и обоснованность
результатов проведенного исследования. Описана апробация и внедрение результатов
исследования. Раскрыта структура и объем диссертации.
В первой главе «Теоретические основы процесса информационного обеспечения
системы профессиональной подготовки менеджеров туризма» рассматривается содержание
и условия реализации профильной информации в процессе профессиональной подготовки
студентов, содержание и педагогические условия внедрения БПИ в профессиональную
подготовку студентов по направлению «Туризм».
Использование информационных ресурсов является одним из средств подготовки
специалистов. Четкая направленность используемой информации, создание определенной
информационной среды способствуют эффективному использованию учебного времени.
Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. № 8162установлен состав информационно-
образовательной среды, включающей электронные информационные и образовательные
ресурсы, набор информационных и телекоммуникационных технологий и средств.
В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» (в ред. от 18.03.2019 г. № 31-ФЗ) приведены определения таких понятий, как
«информация», «информационные технологии» и «информационная система», опрелен состав
информационных систем (государственных, муниципальных и иных).
Требования к обеспечению безопасности во время туристского обслуживания изложены
в ГОСТах и специальных нормативных документах по видам туризма. Они адресованы как
работникам, так и туристам. Однако туристами по ряду причин данные требования не всегда
выполняются.Срединаиболеераспространенныхпричинвстречаются:незнание
предъявляемыхтребованийктуристу,правилэксплуатациитехническихсистем;
установленных норм и др. Донести до потребителей необходимые сведения призваны
специалисты туристской сферы. Представляемая ими информация должна быть достаточной,
понятной, качественной, актуальной, ориентировать в вопросах безопасности, учитывать
специфику предпочтений и возраст клиента. С целью укрепления защиты прав и законных
интересов путешественников, обеспечения их безопасности в Российской Федерации и за ее
границами организовано предоставление госуслуги «Информирование об угрозах безопасности
туристов в стране временного пребывания».
Как указывается в научных исследованиях (Т.Г. Аносова, Ж. Танчев В.О., Корионова,
Т.С. Жданова, Д.С. Ушаков) информационные ресурсы повышают конкурентоспособность
качественных услуг; способствуют накоплению знаний, самообразованию потенциальных
потребителей, обеспечивают их уверенность в выборе туристского продукта, сокращают время,
а иногда и материальные затраты на консультативные услуги. Вместе с тем доверие
Приказ Минобрнауки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ».
потребителей к фирме, полученное по результатам осведомления в турфирме, обеспечивает ей
высокий имидж, рост клиентской базы и, соответственно, финансовую стабильность.
Менеджеру предстоит выбрать из множества туров, представленных в поисковых
туристических системах, тот единственный, который полностью устроит туриста. При этом
каждая группа информации, определенная ГОСТ 32612-2014 (реклама, необходимая
информация, справочная информация, сопутствующая информация) важна для клиента, а ее
отсутствие приводит к неудовлетворенности потребителя и / или отказу от приобретения тура.
Названные компоненты в своей совокупности дают представление о содержании БПИ в
ходе туристского обслуживания. Умению работать с БПИ будущего специалиста туристской
деятельности необходимо научить в вузе. Для этого при разработке образовательных программ
следует учитывать профессиональные стандарты и «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский
классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 №
2020-ст),включающийсистематизированныйнаборвидовтрудовойдеятельностии
позволяющий обеспечить единообразие всех указанных наименований и сформировать
возможность проводить статистические исследования и учет занятости на рынке труда.
Особое внимание должно быть уделено формированию информационной компетенции
специалиста сферы туризма, которая должна складываться из способности быстро и точно
предоставлять информационно − консультативные услуги потребителям, умения переводить
имеющуюся информацию на язык потребителя. Студенту необходимо овладеть сведениями,
связанными с планированием, организацией и реализацией туристских мероприятий, и уметь
предоставить ее в нужной потребителю форме. Отдельные вопросы, связанные с БПИ в вузах
туристской направленности рассматриваются в таких дисциплинах, как «Информатика»,
«Система Интернет», «Методы исследований», «Статистика», «Информационная эвристика»,
«Основыинформационнойкультуры»,«Туристско-рекреационноепроектирование»,
«Информационные технологии в туристской деятельности», «Автоматизированные системы в
туризме», «Организация обслуживания», «Инновации в туристской деятельности». Вместе с
тем, для обеспечения качественной подготовки по использованию БПИ требуется разработка
комплексной учебной дисциплины, сочетающей в себе общие сведения о информационно-
коммуникационной среде в туризме, группах БПИ туристской сферы, технологиях сбора и
реализации БПИ.
Для определения форм информационного обслуживания и функций информационно-
коммуникационных технологий, которые должны использоваться в профессиональной
деятельности менеджера туризма и являться составной частью образовательной программы
подготовки специалистов сферы туризма, был проведен анализ Федеральных государственных
образовательных стандартов по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» (программы
бакалавриата).
Данные формализованного контент-анализа, со смысловой выборкой терминов
«информация» и «профильная информация», федерального законодательства по туризму и
нормативно-правовогорегулированияпроцессамиинформационногообслуживания
потребителей турпродукта, явились основанием для определения понятия и содержания БПИ.
Базовая профильная информация (БПИ) – это информация для потребителей туристских
услуг, включающая систематизированные данные о туристских ресурсах, продуктах и услугах,
объектах,явленияхисобытиях,организациитуристскогообслуживания,которые
представляются в виде справочной информации, рекламы, описания тура и др., сопутствующей
информации, что в свою очередь является основой алгоритма построения учебных программ,
направленных на формирование у студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих
качество профессиональной дееспособности менеджера туризма на рынке туристских услуг.
Педагогические условия профессиональной подготовки студентов по направлению
«Туризм» с использованием БПИ строятся на учете требований рынка туристских услуг,
потребителей и работодателей, современных подходах к организации учебного процесса.
Педагогические условия должны быть направлены на развитие творческого, продуктивного
мышления, формирование навыков сбора, обработки и реализации информационных
материалов. Они должны способствовать овладению студентами актуальной базовой
профильной информацией в составе восьми групп, показывать путь овладения студентами
группами БПИ в ходе учебных занятий и практической подготовки обучающихся.
К педагогическим условиям профессиональной подготовки студентов по направлению
«Туризм» с использованием БПИ отнесены:
– формирование содержания профессиональной подготовки с использованием БПИ,
ориентированного на конкретный состав туристского продукта по направлениям туристского
обслуживания;
– адаптация профессиональной подготовки к рынку туристских услуг с целью развития у
студентов творческого, продуктивного мышления, формированию навыков сбора, обработки и
реализации информационных материалов на практике;
– разработка и обновление учебных материалов в соответствии с актуальной базовой
профильной информацией в туризме;
– комплексное использование различных форм учебных занятий и практической
подготовки обучающихся по сбору, обработке и реализации БПИ в туризме;
– формирование профессиональных компетенций студентов с учетом выделенных групп
БПИ.
Во второй главе «Методология, методы и организация научного исследования»
отмечается, что методологической основой проведенного исследования явились основные
положения о целостности педагогического процесса, профильности содержания информации о
предмете труда и качестве профессиональной деятельности специалиста сферы туризма.
Метод семантического анализа общепринятых ключевых слов и словосочетаний в сфере
туристско обслуживания основан на анализе официальных документов и полного списка
состава услуг, представляемых потребителям. Частотная матрица индексируемых терминов
(лексических единиц) расположена в разделе «Услуги», а в столбцах под символами «S1; S2;
S3; S4; S5; S6» (от англ. spring – источник) расположены источники, содержащие профильные
лексические единицы (Таблица 1).
Таблица 1 – Алгоритм метода семантического анализа общепринятых ключевых слов и
словосочетаний в сфере услуг туристско-экскурсионного обслуживания клиентов
Компоненты системы туристско-экскурсионногоИсточники информации
обслуживания, содержащие ключевые термины и
словосочетания (лексические единицы)S1S2S3S4S5S6
Туристические маршруты, направления
++0+++
путешествий
Программы предложений++0+++
Группы потребителей и особенности программ
+++0++
обслуживания
Особенности региона мест пребывания, факторы
000+++
риска жизни и здоровью
Спецификация программ обслуживания по видам
++0000
туризма
Нормативно-правовое регулирование системы
++++00
обслуживания туристов
Показатели качества на маршрутах в местах
++0+++
пребывания
Нормы, правила поведения на маршрутах, в местах
++++00
пребывания
Примечание. В таблице применяются следующие сокращения: S1 − федеральные законы
и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам развития туризма в
Российской Федерации; S2 − приказы и методические материалы по вопросам туризма
профильных министерств и ведомств; S3 − Федеральный государственный образовательный
стандарт по направлению «Туризм», образовательные программы; S4 − федеральные
программы развития туризма, ГОСТы по профилю «Туризм»; S5 − информация на сайтах
турфирм, каталоги, материалы о турпродуктах в средствах массовой информации, текстовые
описания дополнительных услуг, предлагаемых турфирмами; S6 − мониторинг потребностей
клиентов – потребителей услуг сферы туризм, информация, полученная методами опроса
респондентов-потребителей, а также от руководителей турпредприятий о ресурсах туристского
продукта.
На основе мониторинга и семантического анализа была проведена работа по
тематической и смысловой наполняемости групп БПИ, с обоснованием восьми групп.
В ходе исследования установлены 8 групп БПИ:
– БПИ-1−туристскиемаршрутыинаправленияпутешествия(переченьи
характеристики наиболее востребованных направлений, туристских внутренних и зарубежных
маршрутов; состав основных и дополнительных услуг; содержание программ обслуживания;
особенностирежимовфизическихнагрузокнамаршрутахсактивнымиформами
передвижений);
– БПИ-2 – программы туристских предложений (состав и характеристики программ
туристическихпредложений:оздоровительные;спортивно-зрелищные;спортивно-
оздоровительные; культурно-просветительские; музейные; образовательные; развлекательные;
военно-патриотические и др.);
– БПИ-3 − группы потребителей и особенности их обслуживания (правила и
рекомендации относительно целевой аудитории при подборе конкретной туристической
программы, в аспекте формирования групп для выбранной программы по возрасту;
социальному статусу; состоянию здоровья; профессиональной деятельности; индивидуальным
интересам и потребностям);
– БПИ-4 − особенности региона мест пребывания с позиции факторов риска для жизни
и здоровья туристов (состав и характеристика технологий обслуживания туристов в местах
пребывания, связанных с особенностями региона: климатогеографической средой; факторами
риска жизни и здоровью туриста; специфическими особенности использования природных
ресурсов; особенностями средств, форм обслуживания туристов);
– БПИ-5 – спецификация программ обслуживания по видам туризма (характеристика и
перечень программ, календарей мероприятий, и особенности работы с группами по видам
туризма; особенности организации различных маршрутов, в том числе маршрутов с активными
формами передвижений подростков и молодежи и других возрастных групп);
– БПИ-6 − нормативно-правовое регулирование системы облуживания туристов
(сведения в области федерального законодательства и нормативно-правового регулирования в
сфере туризма; данные об инфраструктуре, материально-технических ресурсах и основных
показателях сферы обслуживания: налогообложения и правилах обслуживания потребителей
турпродукта);
– БПИ-7 – показатели качества на маршрутах в местах пребывания (содержание
типового набора консультаций для потребителей турпродукта; формы консалтинговой
деятельности в аспекте показателей качества обслуживания туристов);
– БПИ-8 – нормы, правила поведения на маршрутах и в местах пребывания (знания и
умения этики общения, культуры речи и соблюдения установленных норм и правил поведения
в процессах обслуживания потребителей туристических услуг).
Комплексный характер исследования, разработка содержания групп БПИ, содержание
опытно-экспериментальнойработы,разработкавариантовдополнительногосостава
профессиональныхкомпетенцийменеджеровтуризмапроводиласьсиспользованием
положений и установок, отраженных в законодательной базе и соответствующих стандартах, а
также результатов опытно-экспериментальной работы.
В третьей главе «Экспериментальное обоснование педагогических условий с
использованиембазовойпрофильнойинформациивсистемепрофессиональной
подготовки студентов по направлению «Туризм» рассматривается содержание БПИ в
аспекте современного рынка туристских услуг и технологий обслуживания различных
категорий населения, представлено экспериментальное обоснование специальных разделов
БПИ в процессе профессиональной подготовки студентов по направлению «Туризм» и
дополнительных профессиональных компетенций менеджера туризма по использованию БПИ.
В целях определения качества работы турфирм в популяризации различных форм
организованного отдыха населения был проведен анализ профильных данных о содержании
информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации и на
официальных сайтах туристских фирм. Проведены исследования содержания запросов
потребителей и оценка качества предоставляемой информации о туристских услугах. В
результате были получены сведения о том, что многие виды туризма стали массовыми – виды
туризма, включающие использование средств оздоровительной физической культуры,
программэкскурсионногообслуживания,организованногоотдыха,культурно-
просветительской направленности. При этом анализ содержания информационных материалов
ирекламныхпроспектовтуроператоровсвидетельствуетобограниченномсоставе
соответствующих сведений для клиентов туристских фирм.
С целью изучения мнения руководителей турпредприятий о качестве работы молодых
специалистов было проведено анкетирование руководителей или представителей (опытных
сотрудников) туристских фирм. В число опрошенных вошли представители турфирм Москвы,
Московской, Рязанской и Владимирской областей (18 туристских предприятий).
По результатам анализа установлено, что молодые специалисты, могут быть вежливы,
обходительны, доброжелательны, но имеют место случаи игнорирования проблем клиентов.
Этоотноситсякбезопасностипредстоящегопутешествия,вопросам,связаннымс
познавательной, образовательной деятельностью, оздоровительными возможностями в туризме,
особенностями здоровья клиентов при подборе тура.
Выявленные недостатки в сочетании с данными мониторинга и последующего
семантического анализа стали основой тематической и смысловой наполняемости групп БПИ,
которыми должен владеть менеджер туризма.
Итоги исследования практики информационного обслуживания клиентов в сфере
туризма позволили выявить отсутствие у молодых специалистов необходимого состава
компетенцийинформационногообслуживаниявсекторахтуристскойиндустрии.
Необходимость устранения этого несоответствия обусловила проведение исследования
относительноособенностейадаптациимолодыхспециалистовкпрофессиональной
деятельности в аспекте технологий трудоустройства, а также состава приобретенных
профессиональных компетенций, в том числе компетенций информационного обслуживания
потребителей туристских услуг. Важнейшими показателями процесса адаптации деятельности
специалиста в профессиональной среде являются критерии его самооценки, понимание
способности к конкретному виду деятельности, которые опираются на приобретенные в ходе
получения профессионального образования компетенции.
Методикаисследованиябылаосновананаиспользованииопросныхлистов,
«Трудоустройство; адаптация; компетентность», рассылаемых выпускникам. Последующая
обработка ответов молодых специалистов позволила получить данные о технологиях
трудоустройства, а также об уровне знаний о секторах туристской индустрии и возможностях
предоставления специальной информации об услугах клиентам. Всего было опрошено 128
человек.
Исследование адаптации молодых специалистов сферы туризма в профессиональной
среде выявило данные, отражающие дефицит профильной информации у специалистов
туризма, которым не хватает знаний, диктуемых сложившимися социально-экономическими
условиями. Следовательно, в содержание профессионального образования по направлению
«Туризм» должны быть включены разделы о потребностях различных категорий населения в
туристских услугах, коммуникативной культуре, адресности предоставления профильной
информации потребителям, работе с информационными системами, сбору и обработке
информационных материалов.
Программой опытно-экспериментальной работы были предусмотрены следующие этапы
профессиональной подготовки студентов:
1. Изучение содержания учебной программы «Базовая профильная информация
менеджеров туризма» (аудиторные занятия; трудоемкость – 108 ч).
2. Самоподготовка с использованием справочных материалов, интернет-ресурсов;
освоение технологий сбора, хранения и реализации информационных услуг в продвижении
турпродукта (108 ч).
3. Практико-ориентированныезанятияпомоделированиюситуацийтуристско-
экскурсионного обслуживания; проектирование направлений и туристских маршрутов с
активными формами передвижений (108 ч).
Особое внимание в организации опытно-экспериментальной работы было уделено
созданию технологической базы использования электронных ресурсов. Студенты были
ориентированы на то, чему можно доверять, что изучать, на что обратить внимание, с чем
познакомиться, в какой последовательности вести анализ и разработку профильной
информации. Для результативного использования интернет-ресурсов была разработана
соответствующая программа обучения: проведено распределение времени на самоподготовку и
учебно-исследовательскую деятельность; разработаны рекомендации по изучению интернет-
ресурсов в соответствии с профилем информации; разработаны вопросы для самоконтроля.
Итогом опытно-экспериментальной работы явилось получение следующих результатов.
Более 90% студентов, полностью выполнили задания по сбору, анализу, систематизации и
разработке профильной информации по формированию и реализации туристского продукта
потенциальным клиентам. Оценка эффективности работы по формированию базовой
профильной информации определялась по показателям итогов мониторинга, полноты и
достоверности итоговых результатов отбора, анализа и систематизации информационных
услуг.
В процессе апробации образовательной программы «Базовая профильная информация
менеджера туризма» студенты экспериментальной группы (выпуск 2017/18 учебного года)
продемонстрировали значительный прирост в умении использовать БПИ по сравнению с
контрольной группой (выпуск 2016/17 учебного года), не имевшими вышеуказанного раздела
образования (Таблица 2).
Таблица 2 – Сравнение уровня владения БПИ студентами выпуска 2016/2017 учебного года и
выпуска 2017/2018 учебного года
БазоваяОценка владения базовой профильной информациейПрирост
профильная(баллы)показателя
информацияВыпускникиВыпускникивладения БПИ
2016/2017 уч.год2017/2018 уч. год.(баллы)
БПИ – 18,512,54
БПИ – 2610,54,5
БПИ – 36,810,53,7
БПИ – 4412,58,5
БПИ – 5510,55,5
БПИ – 6812,54,5
БПИ – 7812,54,5
БПИ – 81112,51,5
Суммарный57,39436,7
уровень (баллы)
Шкала оценок: «12,5» − полностью владеет базовой профильной информацией (средние
значения по группе обследованных); «0» − не владеет базовой профильной информацией;
«от 1 до 11» частично владеет базовой профильной информацией
Используя в качестве оснований вышеперечисленные восемь групп БПИ и состав
педагогических условий, учитывая требования ГОСТов по вопросам информационного
обеспечения услуг в сфере туризма, а также положений ФГОС по направлению подготовки
«Туризм» нами разработан дополнительный состав профессиональных компетенций, которыми
должен обладать менеджер туризма (Рисунок 1).
«а» Состав профессиональных компетенций в ФГОС ВО по направлению подготовки
43.03.02 «Туризм», утвержденный приказом Минобрнауки РФ
от 14 декабря 2015 г. № 1463от 08 июня 2017 г. № 516
ПК- −способностьобрабатыватьи ПКформируются на основе
2 интерпретироватьсиспользованиемпрофессиональных стандартов,
базовыхзнанийматематикиисоответствующих
информатики данные, необходимые дляпрофессиональной деятельности
осуществления проектной деятельности ввыпускников (при наличии),
туризмеанализа требований к
ПК- − способность находить, анализировать ипрофессиональным компетенциям,
6 обрабатыватьнаучно-техническуюпредъявляемых к выпускникам на
информациюв облаституристскойрынке труда; обобщения
деятельностиотечественного и зарубежного
ПК- − способность к продвижению иопыта
11 реализации туристского продукта с
использованиеминформационныхи
коммуникативных технологий
«b»Дополнительный состав профессиональных компетенций менеджера туризма
(авторский вариант, экспериментальная апробация 2017/18 уч. год)
прое− владеет технологиями информационной и телекоммуникационной инфраструктуры
ктсбора и систематизации базовой профильной информации об ассортименте
предлагаемых туристских услуг
прое− способен к разработке различных форм рекламы в целях обеспечения доступности
ктбазовой профильной информации, способствующей компетентному выбору
турпродукта, расширению знаний туриста о путешествии и его реализации
прое− способен обеспечить потребителям туристских услуг точность, достоверность,
ктактуальность и полноту базовой профильной информации о потребительских
свойствах туристского продукта, включая обеспечение безопасности жизни, здоровья
и сохранности имущества туристов
прое− организует систематический мониторинг рынка туристских услуг с использованием
ктбазовой профильной информации в корректировке качества обслуживания
потребителей и повышения результативности управления организацией туристско-
экскурсионного обслуживания
прое− осуществляет прогнозирование развития национального и регионального рынков
ктиндустрии туризма и гостеприимства с использованием базовой профильной
информации о потребностях населения в услугах туристско-экскурсионного
обслуживания
«c»Рынок туристских услуг
Программы туристско-Базовая профильнаяТехнологии маркетинга и
экскурсионногоинформация в системеобслуживания туристов
обслуживания населениятурпродукта, предлагаемая
потребителям
Обозначения: «а» − обобщенная структура организации информационно-коммуникационного
обслуживания туристов; «b» − конструирование баз информационных данных о турпродукте,
предлагаемых на рынке туристских услуг; «c» − базовая профильная информация в программах
туристско-информационной деятельности
Рисунок 1 – Обобщённая структура взаимосвязи действующего и дополнительного составов
профессиональных компетенций
Врезультатепроведенногоисследованиябылаподтвержденагипотезаи
сформулированы следующие выводы:
1. Системное построение разделов БПИ, необходимой для интеграции в структуру и
содержаниеподготовкистудентовпонаправлению«Туризм»основанонаметоде
семантического анализа терминов, текстов и ключевых слов информации, характеризующей
содержание турпродукта в сфере туристско-экскурсионного обслуживания, что позволило
выделить 8 групп БПИ.
2. Определен и реализован в процессе опытно-экспериментальной работы состав
педагогических условий профессиональной подготовки студентов по направлению «Туризм» с
использованием выявленной БПИ, как взаимосвязанный методический комплекс процесса
реализации базовой профильной информации в профессиональной подготовке студентов.
Педагогические условия процесса реализации БПИ ориентированы на создание предпосылок
социально-культурнойрепродукцииценностейкультурыпредлагаемыхмаршрутови
направлений туризма; организации отдыха с использованием мероприятий культурно-
просветительской направленности, то есть умением будущих менеджеров туризма использовать
информационные системы в профессиональной деятельности.
В качестве примера реализации базовой профильной информации (Компонент БПИ
«Культурно-просветительские ценности Подмосковья») разработан Паспорт туристско-
консультационной услуги «Гжель – регион культурно-исторического наследия мастеров
художественного творчества России».
3. Обоснованиеэффективностиреализациипедагогическихусловийподготовки
студентов по направлению «Туризм» с использованием БПИ осуществлялось по итогам
опытно-экспериментальной работы – выполнения заданий авторского содержания образования:
программы по изучению групп базовой профильной информации «Базовая профильная
информация менеджера туризма» (трудоемкость − 108 ч); программы самостоятельной работы
по освоению технологий сбора, обработки, хранения и реализации информационных услуг в
проектировании вариантов обслуживания клиентов (трудоемкость – 108 ч); программы
выполнениязаданийпомоделированиюситуацийинформационногообслуживания
потребителей туристско-экскурсионных услуг (трудоемкость – 108 ч).
4.Проведеннаянамиопытно-экспериментальнаяработапореализации
педагогических условий подготовки студентов по направлению «Туризм» с использованием
выявленной актуальной БПИ подтвердила гипотезу о необходимости дополнительного состава
профессиональных компетенций (ПК) как основы качества профессиональной подготовки
студентов.
Актуальность темы исследования и степень ее разработанности.
Определение разделов образования, имеющих приоритеты в обеспечении
качества профессиональной подготовки, представляют собой одно из актуальных
направлений современных исследований. Компетентностный подход,
являющийся основой современных систем образования (И.А. Зимняя, Н.Д.
Никандров, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров и др.), закрепленный Федеральными
государственными образовательными стандартами, рассматривается как основа
профессиональной подготовки специалистов, в том числе специалистов сферы
туризма (Е.С. Сахарчук, В.Ю. Питюков, А.И. Сеселкин, В.Д. Чепик и др.).
В образовательных организациях России увеличивается количество
направлений и профилей профессиональной подготовки специалистов с
использованием данных об информационных системах и информационно-
коммуникационных технологиях (Р.М. Арсений, В.Н. Гришин, Г.М. Киселев, О.В.
Пикулик, Г.А. Титоренко и др.). Методы и формы использования разнообразных
по назначению систем информации в проектировании образования и процессах
обучения находят отражение в большом количестве научных исследований (Л.М.
Торопова, С.Н. Додока, , Д.В. Смирнов, А.А. Федоров, В.Д. Чепик, и др.). Вместе
с тем, сами турпродукты становятся все более разнообразными, что
обусловливает необходимость повышения качества подготовки специалистов,
способных собирать, обрабатывать и эффективно использовать информацию в
процессах обслуживания потребителей туристских услуг (Г.И. Бабий, Е.Н.
Канина, Н.П. Торбина, А.Н. Каганов и др.).
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего
образования по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» определен состав
профессиональных компетенций, ориентированных на необходимость изучения
студентами разделов информационных систем и технологий. Однако
формулировки и описание компетенций не содержат расшифровки их
использования при обслуживании потребителей туристских услуг и
представлении им профильной информации, отражающей основные
характеристики туристских продуктов.
О необходимости представления профильной информации о
потребительских свойствах туристского продукта потребителям и о содержании
туристских услуг изложено в статье 10 Федерального закона «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 08.06.20 №
132-ФЗ). Проведенные нами в 2016-2019 годах исследования содержания
информационных материалов и рекламных проспектов 54 туристских компаний,
работающих в Москве, Московской, Рязанской и Владимирской областях,
свидетельствуют о весьма ограниченном составе профильной информации для
клиентов. Опрос сотрудников 18 турпредприятий («Мастер Ки-В», ООО «Маркит
Групп», «Вояж-А», ООО «Волна», «Coral-Travel», «Магазин горящих путевок»,
«Натали-турс» и др.) также выявил у них недостатки в знании профильной
информации о реализуемых турпродуктах.
Мнения потребителей о предоставлении профильной информации
специалистами турфирм были изучены в результате опроса 468 человек разных
возрастных групп. Более чем в половине случаев (от 49 до 77% в зависимости от
возрастной группы и конкретного вопроса) клиенты остаются
неудовлетворенными предоставленной им информацией о выбираемом
турпродукте.
«В то же время ГОСТ 32612-2014 «Туристские услуги. Информация для
потребителей. Общие требования» определяет информацию в туриндустрии как
«данные о туристских ресурсах, турпродуктах, услугах, событиях, природных
явлениях, объектах и организациях туристской индустрии» [28] и разделяет
информацию для потребителей туристских услуг на группы: реклама,
необходимая информация, справочная информация, сопутствующая информация.
Отдельные аспекты базовой профильной информации также отражены и в других
ГОСТах: ГОСТ Р 50690-2017 «Туристские услуги. Общие требования»; ГОСТ Р
54600-2011 «Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования»; ГОСТ
32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности
туристов»; ГОСТ Р 53522-2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные
положения»; ГОСТ Р 55318-2012 «Туристские услуги. Общие требования к
персоналу туроператоров и турагентов», ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014)
«Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема.
Требования» и др.
Таким образом, под базовой профильной информацией (БПИ) в настоящем
исследовании понимается информация для потребителей туристских услуг,
включающая систематизированные данные о туристских ресурсах, продуктах и
услугах, объектах, явлениях и событиях, организации туристского обслуживания,
которые представляются в виде справочной информации, рекламы, описания тура
и другой сопутствующей информации, что в свою очередь, является основой
алгоритма построения учебных программ, направленных на формирование у
студентов профессиональных компетенций, обеспечивающих качество
профессиональной дееспособности менеджера туризма на рынке туристских
услуг.
Частные вопросы использования профильной информации при разработке
программ профессиональной подготовки специалистов, в том числе туристской
сферы деятельности, представлены в исследованиях, посвященных проблемам
информатизации и технологизации профессиональной подготовки (И.В. Зорин,
В.А. Квартальнов, Ю.С. Константинов, А.И. Сеселкин, Д.В. Смирнов, М.В.
Полевая, Я.И. Никонова и др.).
В итоге нами выявлены объективно существующие противоречия между:
− высоким уровнем потенциальных возможностей информирования
клиентов о туристских услугах в Российской Федерации и недостатками
профессиональной деятельности специалистов сферы туризма, заключающимися
в низком уровне знаний о технологиях сбора, обработки и реализации БПИ о
туристских услугах;
− многообразием и индивидуализированным характером запросов
потребителей рынка туристских услуг и недостаточностью разработанности БПИ,
отвечающей этим запросам;
− содержанием Федерального государственного образовательного
стандарта, (позволяющим использовать для разработки карты компетенций
профессиональные стандарты, требования к профессиональным компетенциям,
предъявляемые к выпускникам на рынке труда, обобщение отечественного и
зарубежного опыта и др.) и неразработанностью в теории и методике
профессионального образования педагогических условий, обеспечивающих отбор
содержания и методики профессиональной подготовки обучающихся по
использованию БПИ в последующей профессиональной деятельности.
Проблема исследования охватывает отсутствие и необходимость
разработки содержания педагогических условий и состава дополнительных
профессиональных компетенций, способствующих повышению уровня
профессиональной подготовки менеджеров туризма в продвижении
соответствующего турпродукта с использованием БПИ.
Объект исследования: профессиональная подготовка студентов по
направлению подготовки «Туризм» с использованием БПИ.
Предмет исследования: педагогические условия профессиональной
подготовки студентов по направлению «Туризм» и состав профессиональных
компетенций специалистов с использованием БПИ.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить совокупность педагогических условий, определяющих
профессиональную подготовку с использованием БПИ и состав дополнительных
профессиональных компетенций менеджеров туризма.
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка студентов по
направлению «Туризм» с использованием БПИ будет эффективной, если:
− содержание профессиональной подготовки обучающихся по направлению
«Туризм» будет дополнено такими компонентами, как «Туристские маршруты и
направления путешествия», «Программы туристских предложений», «Группы
потребителей и особенности их обслуживания» и др., соответствующими
выявленным группам БПИ;
– педагогические условия профессиональной подготовки студентов по
направлению «Туризм» с использованием выявленной БПИ будут включать:
формирование содержания, ориентированного на конкретный состав туристского
продукта; адаптацию подготовки к рынку туристских услуг; комплексное
использование различных форм учебных занятий в диалоге с преподавателем и
др.;
− будет обоснована эффективность реализации педагогических условий
подготовки студентов по направлению «Туризм» с использованием БПИ
увеличением интереса студентов к сбору, изучению, анализу компонентов и
содержания БПИ, разработке туристских маршрутов по наиболее востребованным
направлениям туристско-экскурсионного обслуживания населения;
− состав профессиональных компетенций менеджера туризма по
использованию БПИ будет дополнен такими компетенциями, как «Владеет
технологиями информационной и телекоммуникационной инфраструктуры сбора
и систематизации БПИ об ассортименте предлагаемых услуг», «Способен к
разработке различных форм рекламы в целях обеспечения доступности БПИ,
способствующей компетентному выбору туристского продукта, расширению
знаний туриста о путешествии и его реализации», «Способен обеспечить
потребителям туристских услуг точность, достоверность, актуальность и полноту
БПИ о потребительских свойствах туристского продукта, включая обеспечение
безопасности жизни, здоровья и сохранности имущества туриста» и др.
Задачи исследования:
1. На основе анализа специальной литературы (учебной, нормативно-
правой, рекламно-информационной и др.) выявить компоненты БПИ для
включения их в содержание профессиональной подготовки обучающихся по
направлению «Туризм».
2. Выявить педагогические условия профессиональной подготовки
студентов по направлению «Туризм» с использованием БПИ.
3. Обосновать эффективность реализации педагогических условий
подготовки студентов по направлению «Туризм» с использованием БПИ.
4. Разработать состав дополнительных профессиональных компетенций
менеджера туризма по использованию БПИ.
Научная новизна результатов исследования:
1. На основе анализа специальной литературы (учебной, нормативно-
правой, рекламно-информационных материалов и др.) выявлены компоненты
БПИ, сгруппированные в 8 групп: туристские маршруты и направления
путешествий; программы туристских предложений; группы потребителей и
особенности их обслуживания; особенности региона мест пребывания с позиции
факторов риска для жизни и здоровья туристов; спецификация программ
обслуживания по видам туризма; нормативно-правовое регулирование системы
облуживания туристов; показатели качества на маршрутах, в местах пребывания;
нормы, правила поведения на маршрутах и в местах пребывания, которые
включены в содержание профессиональной подготовки обучающихся по
направлению «Туризм».
2. Выявлены педагогические условия профессиональной подготовки
студентов по направлению «Туризм» с использованием БПИ, к которым
относятся: 1) формирование содержания профессиональной подготовки с
использованием БПИ, ориентированной на конкретный состав туристского
продукта по направлениям туристско-экскурсионного обслуживания населения;
2) адаптация профессиональной подготовки студентов к рынку туристских услуг
с целью развития творческого, продуктивного мышления, формированию
навыков сбора, обработки и реализации информационных материалов в практике
туристско-экскурсионной деятельности; 3) разработка и обновление учебных
материалов в соответствии с актуальной БПИ в туризме; 4) комплексное
использование различных форм учебных занятий и практической подготовки
обучающихся по сбору, обработке и реализации базовой БПИ в туризме; 5)
формирование профессиональных компетенций студентов с учетом выделенных
групп БПИ;
3. Обоснована эффективность реализации педагогических условий
подготовки студентов по направлению «Туризм» с использованием БПИ:
уровневой оценкой владения студентами БПИ, показателями производственной
практики, выполнением творческих учебных заданий (эссе, разработка туров,
туристских маршрутов, экскурсий, туристских квестов, рекламных материалов,
материалов по связям с общественностью и других способов продвижения
турпродукта) с использованием БПИ.
4. Разработан состав дополнительных профессиональных компетенций
менеджера туризма по использованию БПИ: «Владеет технологиями
информационной и телекоммуникационной инфраструктуры сбора и
систематизации БПИ об ассортименте предлагаемых услуг»; «Способен к
разработке различных форм рекламы в целях обеспечения доступности БПИ,
способствующей компетентному выбору туристского продукта расширению
знаний туриста о путешествии и его реализации»; «Способен обеспечить
потребителям туристских услуг точность, достоверность, актуальность и полноту
БПИ о потребительских свойствах туристского продукта, включая обеспечение
безопасности жизни, здоровья и сохранности имущества туриста»; «Организует
систематический мониторинг рынка туристских услуг с использованием БПИ в
корректировке качества обслуживания потребителей и повышения
результативности управления организацией туристско-экскурсионного
обслуживания»; «Осуществляет прогнозирование развития национального и
регионального рынков индустрии туризма и гостеприимства с использованием
БПИ о потребностях населения в услугах туристско-экскурсионного
обслуживания».
Теоретическая значимость результатов исследования:
− теория и методика профессионального образования дополнена понятием
базовой профильной информации как содержательного компонента
профессиональной подготовки студентов по направлению «Туризм» и
определены 8 групп БПИ, соответствующих данным о туристских ресурсах,
продуктах и услугах, объектах, явлениях и событиях, организации туристского
обслуживания;
− в матрицу компетенций введены дополнительные профессиональные
компетенции менеджера туризма по использованию БПИ в процессе туристского
обслуживания;
− методика профессионального образования дополнена педагогическими
условиями подготовки студентов по направлению «Туризм» с использованием
БПИ и совокупностью требований к построению алгоритма переноса БПИ о
турпродукте в содержание профессиональной подготовки студентов по
направлению «Туризм».
Практическая значимость результатов исследования:
− разработана модульная рабочая программа дисциплины «Базовая
профильная информация менеджера туризма»;
− разработан комплект диагностических материалов для выявления
удовлетворенности клиентов и работников турфирм имеющейся БПИ о
туристском продукте, который также используется для определения готовности
студентов к профессиональной деятельности с использованием БПИ;
− разработана Концепция реализации туристско-экскурсионного
обслуживания населения с использованием БПИ в регионе;
− разработан Паспорт туристско-консультационной услуги «Гжель – регион
культурно-исторического наследия мастеров художественного творчества
России».
Теоретико-методологическими основаниями нашего исследования
были:
− системный, комплексный, интегративно-модульный подходы в познании
видов профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, О.Н. Степанова, А.Н.
Леонтьев, Н.Д. Никандров, Л.В. Сакун, Н.Ф. Талызина, В.А. Федоров и др.);
− современные организационно-педагогические теории в области
формирования содержания профессионального образования в сфере туризма (И.В.
Зорин, В.А. Квартальнов, Ю.С. Константинов, А.И. Сеселкин, Д.В. Смирнов; М.В.
Полевая, Я.И. Никонова и др.);
− современные социально-гуманитарные подходы к формированию
содержания профессиональной подготовки специалистов сферы туризма на
основе единства общенаучного, социокультурного и профессионального
образования (Л.В. Астахова, Л.В. Богданова, О.В. Исаченко, Е.Н. Трофимов, Ю.В.
Тёмный, Ю.Н. Фёдоров, В.Д. Чепик и др.);
− исследования и разработки по общетеоретическим вопросам в сфере
социального обслуживания населения (Н.М. Воскресенская, Е.Н. Джанджугазова,
Н.А. Зайцева, И.В. Малофеев, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, А.Д. Чудновский и
др.);
− интегральная теория развития профессиональных стандартов и
профессионального образования (А.П. Батышев, В.Л. Беспалько, А.М. Новиков,
В.М. Дёмин, В.И. Звягинский, В.А. Сластенин, Я.И. Никонова и др.).
Методы исследования:
− анализ специальной литературы и официальных документов по проблеме
продвижения турпродукта в аспекте формирования профильной информации для
потребителей туристских услуг и профессиональных компетенций менеджеров
туризма (въездной, внутренний туризм); латентно-семантический анализ
терминов, текстов информации, используемой потребителями турпродукта;
− наблюдение состава жалоб потребителей туристских услуг; мониторинг
деятельности специалистов предприятий сферы туризма по вопросам
информационного обслуживания населения о предоставляемых туристских
услугах; анализ содержания информационных материалов, размещаемых в СМИ и
на официальных сайтах турфирм; анкетирование потребителей относительно
предоставления профильной информации специалистами турфирм;
анкетирование руководителей туристских предприятий по вопросам качества
предоставления информационного обслуживания молодыми специалистами;
опрос выпускников о профессиональной адаптации, метод экспертных оценок;
моделирование профессиональной деятельности менеджера туризма по
формированию и реализации БПИ в ходе продвижения турпродукта; опытно-
экспериментальная работа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Базовая профильная информация о туристском продукте в содержании
профессиональной подготовки обучающихся по направлению «Туризм»
представляет собой совокупность, состоящую из 8 групп, раскрывающих данные
о маршрутах и направлениях путешествия, туристских предложениях,
особенностях потребителей туруслуг, региональных особенностях, спецификации
обслуживания туристов и правилах их поведения, правовых вопросах, качестве
турпродукта.
2. Профессиональной подготовке студентов по направлению «Туризм» с
использованием БПИ способствует реализация педагогических условий,
позволяющих сформировать содержание образования, ориентированного на
состав туристского продукта по направлениям туристско-экскурсионного
обслуживания, адаптировать профессиональную подготовку к рынку туристских
услуг, разрабатывать учебные материалы в соответствии с актуальной БПИ в
туризме, использовать различные формы учебных занятий и практической
подготовки обучающихся, формировать профессиональные компетенции
студентов с учетом выделенных групп БПИ.
3. Эффективность реализации педагогических условий подготовки
студентов по направлению «Туризм» с использованием БПИ обосновывается
уровневой оценкой, показателями производственной практики, выполнением
творческих учебных заданий.
4. Состав профессиональных компетенций менеджера туризма для
использования им БПИ в профессиональной деятельности должен быть дополнен
компетенциями владения технологиями информационной и
телекоммуникационной инфраструктуры сбора и систематизации информации,
разработки различных форм рекламы, точности, достоверности, актуальности и
полноты представления БПИ, организации мониторинга рынка туристских услуг,
прогнозировании развития национального и регионального рынков индустрии
туризма и гостеприимства.
База исследования. В целях исследования и оценки ситуации с составом
профильной информации, в которой заинтересованы потребители туристских
услуг методом анкетирования было опрошено 468 человек. Среди респондентов
были представители молодежи (18−30 лет) – 248 человек; представители среднего
возраста (31−60 лет) – 180 человек; представители старшей возрастной группы (61
и более лет) – 40 человек. С этой же целью было проведено анкетирование
руководителей туристских предприятий. Состав опрошенных − представители
турфирм, работающих в Москве, Московской, Рязанской и Владимирской
областях. Для сохранения конфиденциальности и предупреждения
несанкционированного использования приведенных данных (ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 9),
наименования турфирм в профильных научных публикациях были заменены
символикой с использованием метода симметричного шифрования (символика:
F1, F2, …, F15).
В формирующем этапе опытно-экспериментальной роботы приняли участие
128 человек − студенты Гжельского государственного университета.
Этапы исследования.
На первом этапе (организационно-поисковом; 2015−2016) проводился
анализ литературы по проблеме исследования; проведено анкетирование
различных категорий населения о качестве информационных услуг,
представляемых турфирмами; организован мониторинг специалистов
предприятий сферы туризма по вопросам информационного обслуживания
населения о предоставляемых услугах в регионах Российской Федерации.
Определялась гипотеза, задачи, теоретико-методологические основы и методы
комплексного научного исследования.
На втором этапе (исследовательском; 2017−2018) проведена опытно-
экспериментальная работа и анализ итогов ее реализации; дано теоретическое
обоснование, осуществлено формирование БПИ как раздела профессионального
образования; осуществлена разработка и апробация организационно-
педагогических условий и профильного состава дополнительных
профессиональных компетенций менеджеров туризма; определено методическое
сопровождение процесса обучения, ориентированного на приобретение знаний и
умений использования студентами базовой профильной информации в
обслуживании потребителей турпродукта; проведен анализ процесса реализации
студентами профессиональных компетенций, обеспечивающих качественную
реализацию БПИ в продвижении турпродукта.
На третьем этапе (завершающем; 2019−2021) осуществлено внедрение
БПИ об информационном обслуживании потребителей турпродукта, основанной
на использовании педагогических условий и составе дополнительных
профессиональных компетенций (модульная программа дисциплины «Базовая
профильная информация менеджера туризма»). Разработаны рекомендации по
методам интеграции содержания БПИ с другими разделами профильных учебных
дисциплин; сформулированы выводы по итогам проведенного исследования,
осуществлено написание диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов проведенного
исследования является следствием реализации методологических основ теории и
методики профессионального образования о целостности и совокупности знаний,
обеспечивающих качество педагогической деятельности; комплексным
характером использованных методов и их соответствием цели и задачам
исследования; корректной интерпретацией данных, полученных методом
латентно-семантического анализа ключевых слов и текстов информации,
ориентированной на потребителей турпродукта, а также опытно-
экспериментальной работой.
Апробация и внедрение результатов исследования представлены на
Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 2016 г.);
Международных научно-практических конференциях (Гжель, 2013, 2015 гг.);
Международных научных форумах обучающихся (Гжель, 2016, 2017);
Международных научных форумах (Гжель, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.),
Международном научном симпозиуме (Суздаль, 2016).
Итоги работы рассматривались и получили положительную оценку на
заседаниях кафедры психологии и педагогики РМАТ и постоянно действующем
семинаре для аспирантов и соискателей РМАТ; Результаты исследования
обсуждались на кафедре социально-культурной деятельности и туризма и
кафедры физической культуры и безопасности жизнедеятельности ГГУ.
Итоги проведенного исследования нашли отражение в 17 печатных работах,
из них в 4 журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из
Введения, трех глав, Заключения, Выводов, Списка литературы, Приложений.
Диссертационное исследование представлено на 210 страницах компьютерного
текста, включая приложения, 8 таблиц и 7 рисунков. В работе использовано 127
источников специальной научной, методической, учебной литературы и
нормативных документов.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!