Персонифицированное развитие профессиональной креативности педагогов в дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Структурно-семантический и педагогический анализ понятия «профессиональная креативность педагога»
1.2. Технологический подход к профессиональному развитию педагогов
1.3. Образовательный проект социокультурной и художественно-
эстетической направленности как форма персонифицированного развития профессиональной креативности педагога
Глава II. РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Технология персонифицированного развития профессиональной креативности педагога в процессе разработки и реализации проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности
2.2. Логика, методы и программа экспериментального исследования
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования
2.4. Проверка эффективности разработанной технологии в условиях вариативного дошкольного образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Внедрение результатов диссертационного исследования на научно-практических конференциях и семинарах
2
3
Приложение 2. Внедрение результатов диссертационного исследования на
международных и всероссийских профессиональных конкурсах
Приложение 3. Сценарии методического сопровождения развития профессиональной креативности педагогов
Приложение 4. Пример индивидуально-персонифицированной программы развития профессиональной креативности педагога дошкольной образовательной организации
Приложение 5. Матрицы детско-взрослых образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности
Приложение 6. Описание и анализ стартовой диагностики профессиональной креативности педагогов экспериментальных дошкольных образовательных организаций, реализующих разные модели образовательного процесса
Приложение 7. Описание и анализ обобщенных результатов стартовой диагностики профессиональной креативности педагогов экспериментальной
дошкольной образовательной организации
Приложение 8. Описание и анализ итоговой диагностики профессиональной креативности педагогов экспериментальной дошкольной образовательной организации
Во введении обоснована актуальность темы исследования; дана оценка
степени ее научной разработанности; определены проблема, цель, объект,
предмет, задачи и гипотеза исследования; описаны научная новизна, теоретиче-
ская и практическая значимость, этапы и методы работы; сформулированы за-
щищаемые положения; описана структура диссертации; представлены обоб-
щенные данные по апробации и внедрению результатов диссертационного ис-
следования.
В первой главе «Теоретические основы развития профессиональной
креативности педагога дошкольной образовательной организации» пред-
ставлены результаты теоретического анализа результатов исследований в обла-
сти философии, психологии, педагогики, культурологии, лингвистики для
научного обоснования понятия «профессиональная креативность», раскрыты
теоретические предпосылки исследуемой проблемы, рассматривается техноло-
гический подход к проблеме развития профессиональной креативности педаго-
га в условиях дошкольной образовательной организации.
Теоретический анализ показал, что в условиях вариативного образования
существенно возрастает роль профессиональных компетенций педагогов, поз-
воляющих креативно решать образовательные задачи, креативно действовать в
изменяющихся условиях, гибко сочетая традиционные и инновационные спо-
собы педагогической деятельности, поддерживать развитие креативности де-
тей.
Для теоретического осмысления проблемы исследования важными явля-
ются работы ученых, раскрывающих креативность в широком значении как
общую способность человека к творчеству, принятию и созданию нового, не-
стандартному мышлению, генерированию оригинальных и востребованных
идей (Ф. Баррон, Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова,
Дж. Гилфорд, Л.Б. Ермолаева-Томина, Д. Харрингтон, А.В. Хуторской и др.).
Общий обзор трудов, посвященных креативности человека, позволил бо-
лее глубоко и системно проанализировать результаты исследований креативно-
сти педагога. М.М. Кашапов, В.В. Козлов, В.И. Панов, Е.В. Коточигова,
Т.В. Огородова, И.В. Серафимович, О.А. Шляпникова и другие ученые рас-
сматривают креативность педагога как систему творческих способностей, ха-
рактеризующих готовность личности к генерированию новых идей и решению
проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности в постоянно
меняющейся социокультурной ситуации, умелое владение современными педа-
гогическими технологиями.
Для решения задач исследования рассмотрены трактовки понятий «про-
фессиональное развитие педагога» (А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова,
И.В. Никишина, И.Ф. Харламов), «профессиональный рост педагога»
(М.В. Левит, А.В. Мудрик, М.М. Поташник). На этой основе было определено,
что профессиональное развитие педагога — это процесс позитивных изменений
профессиональных и личностных качеств, приводящий педагога к достижению
целевыхориентировобразования,устойчивомупрофессионально-
педагогическому росту, становлению открытой педагогической позиции, про-
фессиональному саморазвитию, успешной самореализация в профессии.
Анализ концептуальных идей и подходов к проблеме креативности педа-
гога позволил конкретизировать термин «профессиональная креативность педа-
гога», определить сущность и структуру профессиональной креативности педа-
гога, выявить критерии и показатели развития креативности педагога дошколь-
ного образования. Сделан обзор терминов, связанных с персонификацией обра-
зования взрослых: «персонифицированное развитие», «персонифицированная
образовательная программа», «технология персонифицированного развития»,
показана связь персонифицированного обучения с интегративной субъектно-
стью участников образовательных отношений. Персонифицированное развитие
интерпретируется как личностно-ориентированный процесс, направленный на
максимальное социально‐профессиональное становление личности и базирую-
щийся на стремлении к самоактуализации, самообразованию, саморазвитию,
самовоспитанию.
Выявлена недостаточная эффективность тематической, модульной и кла-
стерной моделей образовательной деятельности дошкольной образовательной
организации для развития креативности педагога. Доказан эффективность про-
ектной модели как наиболее эффективной, позволяющей вывести образова-
тельную деятельность на уровень творчества, создать условия для развития и
саморазвития креативных качеств личности педагога, креативных компетенций;
получить креативный продукт педагогической деятельности. Проведен анализ
образовательных проектов, их структуры, видового разнообразия.
В процессе анализа полихудожественного подхода, разработанного
Б.П. Юсовым, Л.Г. Савенковой, И.Э. Кашековой и сотрудниками лаборатории
интеграции искусств и культурологии ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Е.В. Бояковой,
Е.Ф. Командышко, И.А. Лыковой, Е.П. Олесиной, О.И. Радомской и др.) было
выявлено, что образовательные проекты социокультурной и художественно-
эстетической направленности выступают эффективной формой организации
образовательной деятельности, поскольку ориентированы на поддержку твор-
ческого развития всех субъектов образовательных отношений.
Идеи Е.М. Акишиной, Е.А. Бодиной, В.М. Букатова, А.А. Мелик-
Пашаева, Б.М. Неменского, Л.П. Печко, Е.М. Торшиловой, Р.М. Чумичевой
помогли разнообразить формы эстетического воспитания и приобщения детей
к искусству, создать условия для сотворчества педагогов и детей в образова-
тельной среде. Выявлена сущность и определена специфика проектов социо-
культурной и художественно-эстетической направленности как наиболее зна-
чимых для развития профессиональной креативности педагогов.
Проведенный в исследовании анализ работ, посвященных педагогиче-
ским технологиям (М.В. Кларин, В.В. Монахов, Г.К. Селевко, М.А. Чошанов),
а также трудов, раскрывающих специфику технологий обучения взрослых
(С.Г. Вершловский, А.В. Даринский, С.И. Змеев), показал, что процесс про-
фессионального развития педагога можно и нужно технологизировать. Нали-
чие технологии позволяет достичь устойчиво эффективного результата в раз-
витии профессиональных компетенций и личностных качеств педагога с уче-
том его индивидуальных особенностей (в т.ч. профессиональных «дефицитов»
и достижений, ценностных установок, опыта проектирования).
На основе теоретико-методического анализа научно обоснована целесо-
образность разработки, апробации и внедрения технологии персонифициро-
ванного развития креативности педагогов, которая позволит организовать по-
вышение квалификации специалистов на основе индивидуальных программ
профессионального и личностного роста. Технология направлена на станов-
ление субъекта педагогической деятельности, обладающего креативными ком-
петенциями, готового к достижению креативного результата, способного к са-
мообразованию и саморазвитию.
Во второй главе «Разработка и экспериментальная проверка эффек-
тивности технологии развития профессиональной креативности педагога в
условиях дошкольной образовательной организации» представлена педаго-
гическая технология персонифицированного развития профессиональной креа-
тивности педагога в процессе разработки и реализации образовательных проек-
тов социокультурной и художественно-эстетической направленности; описана
логика экспериментального исследования, приведены результаты широкой
апробации и результативного внедрения авторской технологии в условиях ва-
риативного дошкольного образования.
Структура разработанной технологии представлена тремя компонентами-
этапами: 1) концептуально-содержательным, 2) процессуальным, 3) результа-
тивно-рефлексивным (рис.1).
Концептуально-содержательный компонент технологии.
Цель технологии: развитие профессиональной креативности педагогов в
дошкольной образовательной организации в процессе самостоятельной разра-
ботки и реализации проектов социокультурной и художественно-эстетической
направленности (в соответствии с ФГОС ДО).
Содержание технологии отражено в задачах и в программном обеспече-
нии.
Задачи технологии:
— содействовать созданию организационно-методических и психолого-
педагогических условий для успешного развития профессиональной креативно-
сти педагогов в условиях дошкольной образовательной организации;
— обеспечить персонифицированный подход к развитию профессиональной
креативности каждого педагога в проектной деятельности с учетом его лич-
ностных особенностей, опыта педагогической деятельности, ценностно-
мотивационных установок, профессиональных «дефицитов» и достижений;
— осуществлять персонифицированный мониторинг развития профессиональ-
ной креативности педагога как основу для диагностики (стартовой, итоговой) и
разработки персонифицированных программ профессионального и личностно-
го роста;
— содействовать успешному внедрению креативного результата (продук-
та) педагогической деятельности
Программное обеспечение технологии представлено комплексом образо-
вательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направ-
ленности, программами персонифицированного развития профессиональной
креативности педагогов.
Рис. 1. Технология персонифицированного развития профессиональной креативности
педагогов в процессе разработки и реализации образовательных проектов
социокультурной и художественно-эстетической направленности
Объектами технологизации выступают следующие компоненты образо-
вательной системы: цели и задачи, содержание профессионально-
педагогической деятельности, проект как форма организации образовательной
деятельности, взаимодействие субъектов проектной деятельности, способы
творческого развития педагогов.
I.Процессуальный компонент технологии.
Процессуальный аспект развития профессиональной креативности педа-
гога представлен в технологии следующим алгоритмом образовательного про-
ектирования:
Первый этап. Мотивация педагогов к разработке и реализации образова-
тельных проектов (деятельностный аспект).
Второй этап. Создание условий для формирования креативных компе-
тенций педагогов с использованием активных и интерактивных методов. Со-
действие развитию профессиональной креативности на каждом этапе проект-
ной деятельности педагога (на основе персонифицированного подхода).
Третий этап. Рефлексия результатов профессионально-педагогической
деятельности по итогам проекта социокультурной и художественно-
эстетической направленности, презентация проекта и его продукта, анализ ди-
намики развития участников проекта.
В процессе исследования научно обоснована необходимость реализации
процессуального компонента технологии на основе персонифицированного
подхода к развитию профессиональной креативности педагога дошкольной об-
разовательной организации (воспитателя, музыкального руководителя, специа-
листа дополнительного образования).
Созданные на каждом этапе организационно-управленческие и методиче-
ские условия, учитывающие уровень развития креативной компетентности пе-
дагога, позволяют:
— целенаправленно осуществлять управление процессом повышения
квалификации и методическую поддержку развития креативности педагога с
учетом результатов диагностики (персонифицированный подход);
— выбирать в процессе образовательного проектирования формы, сред-
ства и методы развития креативности педагогов в зависимости от их индивиду-
альных креативных способностей, потребностей, интересов, склонностей, про-
фессиональных «дефицитов» и достижений;
— повышать эффективность образовательного проектирования в до-
школьной образовательной организации за счет реализации креативного потен-
циала педагогов в гармонизированном взаимодействии с другими субъектами
образовательных отношений (детьми и их родителями, коллегами).
II.Результативно-рефлексивный компонент технологии.
Рефлексивный компонент технологии представлен системой следующих
диагностических мероприятий: стартовая диагностика уровня развития профес-
сиональной креативности педагогов, оценка динамики развития профессио-
нальной креативности (на основе диагностики).
Результатом (продуктом) технологизации является профессиональная
креативность педагога, мерой эффективности которой служит успешность и
конкурентоспособность дошкольной образовательной организации, а также по-
зитивная динамика развития воспитанников, участников разработки и реализа-
ции образовательных проектов. Доказано, что границы технологизации опреде-
ляются и детерминируются социокультурными ценностями, принятыми в об-
ществе, конкретной дошкольной образовательной организации и разделяемыми
каждым педагогом.
Одна из задач экспериментального исследования заключалась в фиксиро-
вании основных показателей развития профессиональной креативности педаго-
гов ДОО в начале эксперимента, поскольку на основе их данных осуществля-
лась уровневая дифференциация и проектировались условия развития профес-
сиональной креативности воспитателя в каждой фазе образовательного проекта,
в контексте ранее разработанной технологической карты. Итоговые данные
формирующего эксперимента получены по завершению третьего года внедре-
ния технологии «Развитие профессиональной креативности педагога в процессе
разработки и реализации образовательных проектов социокультурной и худо-
жественно-эстетической направленности».
На первом этапе эксперимента в русле исследования было важно опреде-
лить, какая модель образовательного процесса наиболее значима для развития
профессиональной креативности педагога. Была проведена диагностика по
каждой группе педагогов, реализующих разные модели образовательного про-
цесса. Доказано, что существует корреляция развития профессиональной креа-
тивности педагогов от реализуемой модели образовательной деятельности в
дошкольной образовательной организации (комплексно-тематической, модуль-
ной, кластерной, проектной). Наиболее эффективной моделью организации об-
разовательной деятельности с позиции развития профессиональной креативно-
сти педагога выступила проектная.
Для проектирования технологии персонифицированного развития про-
фессиональной креативности педагога в процессе разработки и реализации об-
разовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической
направленности был осуществлен перевод всего образовательного процесса на
использование проектной модели. За период с 2009 по 2021 год в МАДОУ
«Детский сад №90 «ДАНКО» г. Нижнего Новгорода было разработано 206 дет-
ско-взрослых образовательных проектов, из них 60 проектов социокультурной
и художественно-эстетической направленности.
В экспериментальном исследовании приняли участие 28 педагогов МА-
ДОУ №90 в возрасте от 28 до 52 лет (с разными квалификационными категори-
ями, стажем работы и уровнем образования). Для реализации персонифициро-
ванного подхода было необходимо определить уровень креативности каждого
педагога для разработки стратегии дальнейшего развития. В результате педаго-
ги были распределены на 3 группы: с элементарным, достаточным и высоким
уровнем развития профессиональной креативности.
Таблица
Условия развития профессиональной креативности педагога (воспитателя,
музыкального руководителя, специалиста)
в процессе разработки и реализации образовательных проектов
социокультурной и художественно-эстетической направленности на
исследовательско-проектировочном этапе
Уровни развития профессиональной креативности педагогов в условиях до-
школьной образовательной организации
ЭлементарныйДостаточныйВысокий
Общие организационно-методические условия
Разработка мини–проекта, Участие в творческой Руководствотворческой
как части общего образо- группе педагогов по группой педагогов по раз-
вательного проекта при разработке образова- работкеобразовательных
активной помощи творче- тельногопроекта. проектов.
ской группы педагогов Предоставление педа- Предоставлениетехниче-
дошкольнойобразова- гогу возможности ис- ских и иных необходимых
тельной организации.пользоватьличный средств для создания банка
Предоставление возмож- опыт инновационной авторских проектов, осу-
ностивоспользоваться деятельности в педа- ществленияруководства
имеющимся банком про- гогическом проекти- развитием банка.
ектов для создания сов- ровании. Заключение Предоставление широкого
местно с другими участ- партнерских соглаше- спектра вариантов педаго-
никами эскиза проекта.ний с организациями гического инструментария
Поддержкатворческих дополнительного об- проектнойдеятельности,
проявлений педагога при разования детей по поддержка творческих ини-
составлениисценариев совместной реализа- циатив по проектированию
образовательной деятель- ции проектов социо- нестандартных форм реали-
ности или при проектиро- культурной и художе- зации целей и задач образо-
вании отдельных компо- ственно-эстетической вательного проекта, плани-
нентовпредметно– направленности. Раз- ровании реализации проек-
пространственной среды в работкапрограммы та.
рамках разработки обра- саморазвития профес- Заключениесоглашений
зовательного проекта.сиональной креатив- (договоров) с профессиона-
Разработкапрограммы ности педагогалами в области культуры и
персонифицированногоискусства(художниками,
развития профессиональ-писателями, композиторами
ной креативности педаго-и пр.) на участие в проекте
гаРазработка дневника разви-
тия и саморазвития профес-
сиональной креативности
педагога
Методическая поддержка педагогов
В осознании целей и за- В интеграции педаго- В преодолении рассогласо-
дач педагогического про- гических целей и за- ваний и противоречий меж-
ектирования, выявлении дач, выявленных пе- ду инновационными идеями
интересов и потребностейдагогом интересов ипедагога и необходимостью
воспитанников, соотнесе-потребностей детей сдействовать в рамках дей-
нии полученной инфор-целями и задачамиствующей образовательной
мации с задачами и со-образовательной про-программы дошкольной ор-
держанием образователь-граммы дошкольнойганизации.
ной программы дошколь-организации.В научном обосновании ав-
ной организации.В оформлении автор-торских идей, замысла, це-
В конкретизации творче-скихматериаловлей и задач проекта, ожида-
ских замыслов в идеюпредыдущих проектовемого результата (формули-
проекта,формулировкедля пополнения банкаровке концепции проекта).
целей и задач, ожидаемо-втрансформацииВ разработке и реализации
го результата.творческих идей педа-педагогом авторских техно-
В приобретении необхо-гога в цели и задачилогий, методик или другого
димых компетенций ху-проекта, конкретиза-инструментария проектной
дожественно-ции ожидаемого ре-деятельности, направленной
эстетической деятельно-зультата.на развитие ребенка.
сти, удовлетворении по-В поиске и адаптацииВ проявлениях творческой
требности собственногометодического и ди-индивидуальности в про-
профессионального роста.дактического сопро-цессе проектирования, ин-
В развитии значимых ка-вождения образова-теллектуальной и личност-
честв креативной лично-тельного проекта.ной активности
сти – воображения, твор-В нестандартных ре-
ческого мышления, го-шениях при планиро-
товности к инновацион-ванииреализации
ной деятельностипроекта
Наличие значительной части педагогов с элементарным уровнем профес-
сиональной креативности (38,8%) побудило обратить внимание на связь между
уровнем развития креативности и условиями (содержательными, организаци-
онно-методическими), созданными в дошкольной образовательной организа-
ции. На основе диагностики и в соответствии с разработанной технологической
картой выстраивалась система работы по реализации технологии персонифици-
рованного развития профессиональной креативности педагогов. В таблице
представлен фрагмент технологической карты для первого этапа образователь-
ного проекта (таблица).
В процессе экспериментального исследования были разработаны и реали-
зованы шесть долгосрочных проектов художественно-эстетической направлен-
ности: «Я в мире людей и событий», «Мы открываем Россию», «Должны дру-
жить все дети и в мирном мире жить!», «Лето бабочкой порхает», «Планету
вертят самые–пресамые». Каждый проект включал не менее 10 подпроектов,
разработанных и реализованных воспитателями совместно со специалистами
дошкольной образовательной организации. Например, проект «Красота спасет
мир» включил подпроекты: «Как прекрасен мир поющий», «Цветные ладо-
шки», «Музыкальная ферма», «Архитектурная симфония» и др..
Необходимо отметить, что параллельно формирующему эксперименту
осуществлялась реализация технологии в рамках инновационной площадки
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по теме «Разра-
ботка и апробация модели муниципального ресурсного центра развития ребен-
ка в условиях дошкольной образовательной организации». Всего в процессе
проводимых мероприятий с технологией познакомились в 2015 году — 206, а в
2016 году — 321 руководитель и педагог дошкольного образования Нижего-
родской области.
Рис.2. Сравнительный анализ показателей стартовой и итоговой диагностики развития про-
фессиональной креативности педагогов экспериментальной
дошкольной образовательной организации (%)
В диаграмме (рис. 2) представлен сравнительный анализ показателей
стартовой и итоговой диагностики — средний показатель развития профессио-
нальной креативности педагогов образовательной организации, принявшей
непосредственное участие в экспериментальном исследовании. Эти данные
убедительно свидетельствуют о том, что внедрение разработанной технологии
обеспечивает положительную динамику развития профессиональной креатив-
ности педагогов в условиях детского сада.
На данном этапе осуществлялась проверка эффективности разработанной
технологии в вариативном дошкольном образовании (в городских и сельских,
государственных и частных, в том числе малокомплектных дошкольных обра-
зовательных организациях). Для подведения итогов реализации программы
экспериментального исследования было необходимо сравнить результаты
внедрения технологии в экспериментальной образовательной организации и
детских садах, реализующих образовательные программы дошкольного образо-
вания разной направленности (рис. 3).
Рис. 3. Сравнительный анализ результатов внедрения технологии
в вариативных формах дошкольного образования (%)
Анализ данных диаграммы (рис. 3) показывает, что несмотря на разницу
стартовых показателей от 1,65% до 4, 57% (2,92% в среднем) и на итоговом
уровне, во всех образовательных организациях отмечается положительная ди-
намика развития профессиональной креативности педагогов. Полученные ре-
зультаты внедрения технологии развития профессиональной креативности пе-
дагога в процессе разработки и реализации образовательных проектов социо-
культурной и художественно-эстетической направленности в вариативном до-
школьном образовании доказывают ее эффективность.
В заключении описаны достигнутые результаты и сформулированы ос-
новные выводы диссертационного исследования.
Основные выводы
1. На основе теоретического анализа психолого-педагогических источ-
ников и результатов экспериментального исследования выявлена сущность и
описана структура профессиональной креативности педагога дошкольного
образования (воспитателя, музыкального руководителя, специалиста допол-
нительного художественного образования). Профессиональная креативность
педагога понимается как интегративная способность к осмыслению образо-
вательных ситуаций и творческому решению профессиональных задач для
успешного достижения качественно нового результата педагогической дея-
тельности. Профессиональная креативность педагога включает мотивацион-
ный, когнитивный, операционный, аксиологический и рефлексивный компо-
ненты в их единстве и взаимосвязи.
2. Выявлена и описана система критериев профессиональной креатив-
ности педагога: 1) креативные качества личности (открытость, самостоя-
тельность, активность, инициативность, способность к генерированию и во-
площению идей); 2) креативные профессиональные компетенции (способ-
ность к коммуникации, проектированию содержания образования и мотиви-
рующей образовательной среды, умение разрабатывать индивидуальные об-
разовательные маршруты); 3) креативный характер педагогической дея-
тельности(инновационный,полифункциональный,личностно-
ориентированный); 4) креативный результат профессиональной деятельно-
сти (инновационный, оригинальный, востребованный педагогами, детьми и
их родителями). Эти критерии выступают целевым ориентиром и основанием
для персонифицированного развития профессиональной креативности педа-
гогов на всех этапах образовательного процесса.
3. Разработана и апробирована в условиях вариативного дошкольного
образования технология персонифицированного развития профессиональной
креативности педагога как инновационного инструмента профессионально-
го и личностного роста педагога в условиях образовательной организации.
Технологиявключаеттрикомпонента-этапа(концептуально-
содержательный, процессуальный, результативно-рефлексивный) и систему
условий (содержательных и организационно-методических).
4. Научно обоснована значимость образовательных проектов социо-
культурной и художественно-эстетической направленности для персонифи-
цированного развития профессиональной креативности педагогов дошколь-
ного образования. Разработаны, успешно апробированы и описаны 60 проек-
тов. Доказано, что участие в разработке и реализации проектов социокуль-
турной и художественно-эстетической направленности позволяет каждому
педагогу расширять и творчески преобразовывать профессиональный опыт с
учетом своих индивидуальных особенностей, достигая устойчиво высокого
качества педагогической деятельности.
5. Научно обосновано и доказано, что персонификация развития про-
фессиональной креативности педагогов осуществляется на основе результа-
тов диагностики с использованием специально разработанных технологиче-
ских карт, предусматривающих разный уровень профессиональной креатив-
ности (высокий, достаточный, элементарный). Диагностика развития профес-
сиональной креативности педагогов показала позитивную динамику по всем
выявленным критериям креативности — в среднем прирост составил 6,5%.
Итоговый средний показатель уровня профессиональной креативности варь-
ируется от 30,2 до 35,7%.
6. Выявлено, что успешность персонифицированного развития профес-
сиональной креативности педагога тесно коррелирует с построением образо-
вательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе
проектной модели, предполагающей самостоятельную разработку и творче-
скую реализацию педагогами проектов социокультурной и художественно-
эстетической направленности.
Перспективы дальнейшей разработки проблемы исследования видятся в
углублении научной основы разработанной технологии и расширении вариа-
тивных возможностей ее применения в системе повышения квалификации пе-
дагогов дошкольного образования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях
автора, в том числе в изданиях, входящих в перечень рецензируемых жур-
налов ВАК при Минобрнауки России:
1. Ушакова-Славолюбова, О.А. Индивидуальный подход в развитии креа-
тивности педагога дошкольной образовательной организации [Элек-
тронный ресурс] / О.А. Ушакова-Славолюбова, А.А. Чеменева // Педаго-
гика искусства. – 2018. – № 3 – С. 89–96. — URL: http://www.art-
education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ushakova-
slavolyubova_chemeneva_89-96_0.pdf. (Дата обращения: 20.12.2020)
(0,5/0,25 п/л).
2. Ушакова-Славолюбова, О.А. Системно-классификационный и термино-
логический анализ понятия «креативность педагога» [Электронный ре-
сурс] / И.А. Лыкова, В.В. Кожевникова, О.А. Ушакова-Славолюбова //
Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. — 2020.
— № 4. — С. 48–56. — URL: http://www.art-education.ru/electronic-
journal/sistemno-klassifikacionnyy-i-terminologicheskiy-analiz-ponyatiya-
kreativnost DOI: 10.34897/l6017-0086-0682-b (дата обращения: 20.12.2020)
(0,5/1,5 п/л).
3. Ушакова-Славолюбова, О.А. Управление развитием креативной компе-
тентности педагогов в условиях автономной дошкольной образователь-
ной организации / О.А. Ушакова-Славолюбова // Педагогическое обра-
зование и наука. – 2016. – № 5. – С. 110–115 (0,4 п/л).
4. Ушакова-Славолюбова, О.А. Педагогическая технология развития креа-
тивной компетентности педагогов ДОО / О.А. Ушакова-Славолюбова //
Нижегородское образование. – 2015. – № 3. – С. 168–173 (0,4 п/л).
5. Ушакова-Славолюбова, О.А. Управленческие условия развития креа-
тивной компетентности педагогов ДОО / О.А. Ушакова-Славолюбова,
А.А. Чеменева // Муниципальное образование: инновации и экспери-
мент. – 2017. – № 5 (56). – С. 21–26. (2,5/0,5 п/л)
6. Lykova, I.A., Chemenyova, A.A., Ushakova-Slavolyubova, O.A., Kozhevnikova,
V.V., Merzlikina, I.V. «Teacher creativity»: from terminological analysis to
the technology of personal development // Conference proceedings «Dia-
logue of cultures — culture of dialogue: from conflicting to understanding».
European proceedings of social and behavioural sciences. — London, Euro-
pean Publisher, 2020. — S. 522–531. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.03.56
(Web of Science) (1,6/0,8 п/л).
7. Ушакова, О.А. (Ушакова-Славолюбова, О.А.) Информация об информацион-
ном образовательном проекте / О.А. Ушакова // Справочник Департамента
образования и социально-правовой защиты детства. Вып. 5. – Нижний Нов-
город: [б. и.], 2009. – С. 15–25 (0,8 п/л).
8. Ушакова, О.А. (Ушакова-Славолюбова, О.А.) Взаимодействие ДОУ с семьей
в рамках музейной педагогики / О.А. Ушакова, Н.А. Гондарук. // Справоч-
ник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 5. – С. 66–
72 (0,5/0,4 п/л).
9. Ушакова-Славолюбова, О.А. Взаимодействие детского сада и семьи на со-
временном этапе / О.А. Ушакова-Славолюбова. // Дошкольная педагогика –
2017. – № 7. – С. 53–55 (0,2 п/л)
10.Ушакова-Славолюбова, О.А. Инновационный подход к созданию предметно-
развивающей среды ДОО / О.А. Ушакова-Славолюбова, Ю.А. Куканнова,
С.Г. Яшанова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 10. – С. 49–53 (0,4/0,2
п/л)
11.Ушакова-Славолюбова, О.А. Инновационный потенциал дошкольного учре-
ждения / О.А. Ушакова-Славолюбова // Справочник дошкольного учрежде-
ния. – 2007. – № 1. – С. 21–25 (0,4 п/л).
12.Ушакова-Славолюбова, О.А. Мы вместе: Социально-коммуникативное раз-
витие дошкольников / О.А. Ушакова-Славолюбова, М.Д. Махнева. – М.: ТЦ
Сфера, 2016. – 224 с. (12,4 /6,2 п/л).
13.Ушакова-Славолюбова, О.А. Образовательный проект как средство форми-
рования толерантности у детей дошкольного возраста / О.А. Ушакова-
Славолюбова, Ю.А. Кукканова // Дошкольное образование: педагогический
поиск: сб. науч.-методич. ст. с междунар. участием / Под общ. ред.
Б.П. Черника. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2019. – С. 599–602
(0,2/0,1 п/л).
14.Ушакова-Славолюбова, О.А. Основные направления деятельности муници-
пального ресурсного центра по преодолению профессиональных дефицитов
педагогов дошкольных образовательных организаций / О.А. Ушакова-
Славолюбова, А.А. Чеменева // Инновационная деятельность в дошкольном
образовании 2018 года: XI Междунар. науч.-практич. конф. Сб. науч.-
методич. ст. / Под общ. ред. Г.П. Новиковой. – Ярославль–М.: Изд-во
«Канцлер», 2018. – С. 321–329 (0,8/0,4 п/л).
15.Ушакова-Славолюбова, О.А. Повышение родительской компетентности
средствами создания детско-взрослых образовательных проектов в контек-
сте ФГОС ДО / О.А. Ушакова-Славолюбова // Сб. ст. по материалам Всерос.
науч.-практич. конф. «Дошкольное и начальное образование: опыт, пробле-
мы, перспективы развития» (10 апреля 2018 года). В 2 ч. Ч. 1. Дошкольное
образование. – Н. Новгород: Мининский университет, 2018. – С. 388–391
(0,3 п/л).
16.Ушакова-Славолюбова, О.А. Проблема развития креативной компетентности
педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации
ФГОС ДО / О.А. Ушакова-Славолюбова // Сб. науч. ст. по материалам Меж-
дунар. науч.-практич. конф. с элементами научной школы для молодых уче-
ных «52-е Евсевьевские чтения» (г. Саранск, 23 июня 2016 г.). Евсевьевские
чтения. Серия: Педагогические науки. – Саранск: [б.и.], 2016. – С. 163–168
(0,4 п/л).
17.Ушакова-Славолюбова, О.А. Проектирование развивающей предметно-
пространственной средыв ДОО /О.А. Ушакова-Славолюбова,
А.А. Чеменева, Ю.А. Куканнова, С.Г. Яшанова. – СПб.: Детство-Пресс,
2019. – 80 с. (4,4/2 п/л).
18.Ушакова-Славолюбова, О.А. Развитие профессиональной компетентности
педагогов ДОО в вопросах использования современных образовательных
технологий в контексте ФГОС ДО / О.А. Ушакова-Славолюбова // Опыт
стажерских площадок кафедры теории и методики дошкольного образова-
ния / Под ред. А.А. Чеменевой. – Н. Новгород: ООО «ЗУМ-НН», 2017. – С.
19–25 (0,45 п/л).
19.Ушакова-Славолюбова, О.А. Становление экологического сознания обучаю-
щихся ДОО средствами создания детско-взрослых образовательных проек-
тов в контексте ФГОС ДО / О.А. Ушакова-Славолюбова // Дошкольное об-
разование: педагогический поиск: сб. науч.-методич. ст. с междунар. участи-
ем / Под общ. ред. Б.П. Черника. – Новосибирск: Агентство «Сибпринт»,
2019. – С. 293–295 (0,2 п/л).
20.Ушакова-Славолюбова, О.А. Технология развития креативной компетентно-
сти педагогов в условиях дошкольной образовательной организации /
О.А. Ушакова-Славолюбова // Инновационная деятельность в дошкольном
образовании: IX Междунар. науч.-практич. конф. (6–7 апреля 2016 г.): сб.
науч.-методич. ст.; под общ. ред. Г.П. Новиковой. – М.: Пушкино, [б.и.],
2016. – С. 254–260 (0,45 п/л).
21.Ушакова-Славолюбова, О.А. Управление профессиональным развитием пе-
дагога // Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные ас-
пекты теории и практики: сб. науч. трудов участников Междунар. науч.-
практич. конф. / Под общ. ред. В.П. Казначеева. – Новосибирск: МСА (ЗСО),
2013. – С. 502–506 (0,3 п/л).
22.Ушакова-Славолюбова, О.А. Управленческие условия мотивации педагогов к
инновационной деятельности в контексте ФГОС ДО / О.А. Ушакова-
Славолюбова // Опыт реализации ФГОС дошкольного образования: актуаль-
ная управленческая и педагогическая практика: материалы межрегиональ-
ной конф. «Результаты внедрения ФГОС дошкольного образования: управ-
ленческие и содержательные аспекты» (Нижний Новгород, декабрь 2017 го-
да) / Отв. ред. Р.Ю. Белоусова, А.А. Чеменева. – Н. Новгород: Нижегород-
ский институт развития образования, 2017. – С. 103–109 (0,5 п/л).
Актуальность исследования. Стратегические цели развития отечественного дошкольного образования согласуются с приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. [164] разработан национальный проект «Образование» [108], в котором поставлена стратегическая задача — повышение уровня профессионального мастерства педагогов в форматах непрерывного образования. В федеральном проекте «Десятилетие детства» обозначены направления «Культурное развитие детей» и «Всестороннее образование — детям», фокусирующие внимание научного и педагогического сообщества на значение креативных качеств всех субъектов образовательных отношений и, в первую очередь, педагога. Необходимость повышения профессионализма педагогических кадров определяется и нормативными документами — федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 No273-ФЗ, ст.2, 47, 48, 64) [166] и «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» [126].
В настоящее время актуализирован запрос государства, общества, семьи на подготовку педагогов дошкольного образования, которых отличает высокий уровень креативности, позволяющий компетентно выявлять и творчески решать профессиональные задачи в постоянно меняющихся (часто непредсказуемых) ситуациях. Запрос на исследование инновационного потенциала креативности в педагогической профессии выявлен диссертантом в результате опроса 572 специалистов системы дошкольного образования, анализа 85 статей в научно- методических журналах «Детский сад: теория и практика», «Дошкольное воспитание», «Методист ДОУ», «Педагогика искусства (электронный научно- педагогический журнал)», «Нижегородское образование», «Управление ДОУ», «Воспитатель ДОУ», опубликованных в период с 2015 по 2020 годы; в сборниках материалов 5 международных и 7 всероссийских научно-практических конференций, состоявшихся в период с 2014 по 2020 годы.
Креативная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации (воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов дополнительного художественного образования) позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность, сопряженную с рядом рисков, среди которых: необходимость быстро принимать адекватные решения (в т.ч. при недостаточности или избыточности информации), владеть вариативными тактиками организации коллективной деятельности (игр, творческих занятий, образовательных проектов), гибко применять «мягкие» способы разрешения конфликтов, возникающих в детском сообществе.
Анкетирование 1250 специалистов дошкольного образования (воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов дополнительного образования), проведенное соискателем в период с 2016 по 2020 гг., позволило выявить низкий или недостаточный уровень профессиональной креативности. Так, более 75% опрошенных специалистов испытывают затруднения в принятии самостоятельных решений; 68% отмечают, что им комфортнее работать на основе готовых образовательных программ, методик, технологий; 63% признают наличие опасений при встрече с чем-то новым, неожиданным; 65% подчеркивают недостаточную эффективность традиционных форм повышения квалификации, не учитывающих индивидуальные особенности педагогов, их конкретный опыт. Эти факты объективируют необходимость научного осмысления проблемы персонифицированного развития креативности педагогов с учетом индивидуальных достижений и профессиональных «дефицитов», нацеливают на поиск эффективных форм профессионального роста специалистов в условиях дошкольной образовательной организации.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор государственных документов, научно-методических публикаций в сфере образования и системный анализ ситуации в практике дошкольного образования Российской Федерации позволили выявить ряд противоречий теоретического и практического уровня.
На теоретическом уровне. Исследования, посвященные проблеме креативности, ведутся уже более ста лет в психологии и педагогике. В разные годы проблема креативности как особой творческой способности человека поднималась в трудах зарубежных ученых Дж. Гилфорда [37], А. Маслоу [95], Р. Муни, Л. Т. Репуччи, К. Роджерса [133], Р. Стернберга, К. Тейлора [207], Е. Торренса [209], Х. Трика [161], Р. Халлмана [206] и др.
Российские мыслители М.М. Бахтин Н.А. Бердяев, В. С. Соловьёв, П.А. Флоренский, высказывались за творческий характер мышления и деятельности [4]. Многие важные стороны их воззрений и установок нашли специфическое преломление в концепции креативной педагогики, теоретико- методические аспекты которой стали разрабатываться в России на рубеже ХХ– ХХI столетий. Важное роль играет культурно-историческая концепция Л.С. Выготского [33].
Исследованию разных аспектов проблемы креативности посвятили свои труды отечественные ученые Д.Б. Богоявленская [20], М.М. Зиновкина [57], В.Т. Кудрявцев, А.В. Морозов [104], Я.А. Пономарёв [121], А.В. Хуторской [177] и др. Значительный вклад в разработку проблемы художественного творчества внесли А.В. Бакушинский [9], Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик- Пашаев [98; 99], Б.М. Неменский [110], Л.Г. Савенкова [135; 136], Б.П. Юсов [194; 195; 196] и другие исследователи.
На сегодняшний день известно более 60 определений креативности, которые трактуются в контексте разных научных подходов (аксиологическом, герменевтическом, культурно-историческом, культурологическом, психометрическом, синергетическом, системно-деятельностном и др.), в т.ч. выделяются термины «профессиональная креативность» и «креативность педагога». Так, М.М. Зиновкина [57], Н.В. Кузьмина [80], И.А. Лыкова [84; 85], Н.В. Матяш [96], Л.М. Митина [100], Г.П. Новикова [115] рассматривают творчество как сущность педагогической деятельности. Проблема творческости (креативности) педагога поднимается в современных научных исследованиях Е.М. Акишиной [2], М.С. Бережной [17], Е.В. Бояковой [26], И.Э. Кашековой [62], Е.Ф. Командышко [72], И.А. Лыковой [85; 87], О.Д. Никитина [111], Л.Г. Савенковой [135; 136], О.С. Стукаловой [150], Т.А. Подольской, Е.М. Торшиловой [158; 159].
Возможность развития креативности педагога рассматривается современными исследователями в разных аспектах: управление процессом (Э.П. Костина [74], О.Г. Лысенко [152], А.А. Майер [93], Н.Е. Татаринцева [152],), способность к целеполаганию в условиях неопределённости (И.А. Лыкова [87], Т.Ф. Сергеева [140]), выявление корреляции креативности педагога с креативностью детей (C.Ю. Бубнова [28], О.Ю. Зайцева [54]), влияние креативности на эффективность инновационной деятельности (Я.С. Аксарина [3], Н.В. Мартишина [94], А.М. Никишина [112], Е.Н. Пономарева [122], Н.И. Пустовалова [130] и др.), фактор разрешения конфликтов в образовательном процессе (Л.Г. Дмитриева [47], Н.И. Сергеева [139]). М.М. Зиновкина [57], Н.В. Кузьмина [80], Н.В. Матяш [96], Л.М. Митина [100], О.Д. Никитин [111] и др. рассматривают креативность как сущность педагогической деятельности. М.М. Кашапов, Е.В. Коточигова, А.В. Морозов, Т.В. Огородова [77], А.А. Чеменева [179] исследуют креативную компетентность в структуре профессиональной деятельности педагога. Сущность персонификации образования как методологического принципа раскрыта в исследованиях отечественных (В.В. Афанасьев, С.М. Куницына [7], Я.А Пономарев, [121], Л.Г. Савенкова [135], В.И. Слободчиков [144] и др.) и зарубежных (Дж. Дьюи (Dewey, J) [203], М. Csikszentmihlyi [202], А. Норт, E. Torrance [209], W. Stern [210]) и др. ученых.
Изучены условия развития креативности студентов — будущих педагогов (Н.Е. Татаринцева [152], О.Г. Лысенко). Вместе с тем, специальных исследований, посвященных развитию профессиональной креативности педагогов непосредственно в дошкольной образовательной организации, до настоящего времени не проводились. Большинство работ современных исследователей связано с теоретическим осмыслением таких аспектов проблемы как креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности педагога (М.М. Кашапов [77], И.А. Колесникова [69; 70], А.В. Морозов [104], Т.В. Огородова [77]), как инновационно-креативная компетентность педагога (Е.Н. Пономарева [122], И.А. Севостьянова [138]).
При всей многоаспектности научных изысканий, посвященных креативности, творческость педагога дошкольной образовательной организации исследователи редко связывают с динамикой его профессионального и личностного роста. В проблематике, связанной с профессиональной креативностью педагога, остаётся много неясного, дискуссионного, нерешённого как в плане проектирования механизмов (средств, способов) формирования профессиональной креативности, так и применительно к условиям ее поддержки и развития с учетом индивидуальных особенностей педагога.
Следует заметить, что специальные исследования, предметом которых является персонифицированное развитие профессиональной креативности педагогов системы дошкольного образования (воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов дополнительного художественного образования), до настоящего времени не проводились, чем и вызвана необходимость осуществления диссертационного исследования, посвященного поиску инновационных инструментов, направленных на выявление и поддержку креативности педагогов в образовательной организации.
На практическом уровне. В практике современного дошкольного образования наблюдается острое противоречие между повышением требований государства и общества к профессиональным качествам педагогов системы дошкольного образования и недооценкой ресурсов дошкольной образовательной организации для персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов. Анкетирование 2314 педагогов, анализ деятельности 112 воспитателей и 37 музыкальных руководителей позволил выявить следующие рассогласования: — между необходимостью креативности в педагогической деятельности и жесткой регламентацией образовательного процесса (в т.ч. предписанием применения конкретных образовательных программ, методик, технологий);
— между субьективной самооценкой каждым педагогом своих креативных способностей и отсутствием критериев для объективной диагностики профессиональной креативности педагога со стороны методической службы образовательного учреждения;
— между наличием традиционных форм повышения квалификации педагогов и неразработанностью форм развития профессиональной креативности специалистов непосредственно в образовательном учреждении. Обзор литературных источников, посвященных проблеме профессиональной креативности педагога, и анализ материалов эмпирического исследования показали противоречия между:
— запросом государства, общества, семьи на творческого педагога и отсутствием инновационных форм развития креативности педагогов первого уровня образования;
— наличием унифицированных средств повышения квалификации и
неразработанностью «инструментов» персонифицированной поддержки профессионального развития (и саморазвития) педагогов;
— потребностью современного педагога в профессиональном творчестве и регламентацией педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации.
Поиск путей развития профессиональной креативности педагогов для эффективного преодоления выявленных противоречий составляет проблему исследования.
Осмысление актуальности проблемы и целесообразности ее педагогического решения позволило сформулировать тему диссертационной работы: «Персонифицированное развитие профессиональной креативности педагогов в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования — профессиональное становление и развитие педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования — характерные особенности креативности педагогов дошкольного образования в процессе самостоятельной разработки и реализации образовательных проектов социокультурной и художественно-
эстетической направленности.
Цель исследования: теоретическая разработка и экспериментальная
проверка технологии персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования
1. На основе системного анализа научной, психолого-педагогической, методической литературы раскрыть сущность, специфику и структуру профессиональной креативности педагога, обосновать значимость ее персонифицированного развития.
2. Выявить критерии и показатели профессиональной креативности педагогов дошкольного образования, осуществить их диагностику.
3. Научно обосновать инновационный потенциал образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности для развития профессиональной креативности педагогов в условиях
дошкольной образовательной организации.
4. Разработать педагогическую технологию персонифицированного развития
профессиональной креативности педагога и проверить ее эффективность в условиях вариативного дошкольного образования 1.
1 Материал опубликован: Ушакова-Славолюбова, О.А. Управленческие условия развития креативной компетентности педагогов ДОО [Текст] / О.А. Ушакова-Славолюбова, А.А. Чеменева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2017. – No 5 (56). – С. 21–26.
— обеспечение персонифицированного сопровождения профессионального развития и саморазвития педагогов на основе выявленных критериев профессиональной креативности, включающих следующие показатели: 1) креативные качества личности, 2) креативные профессиональные компетенции, 3) креативный характер педагогической деятельности, 4) креативный результат профессиональной деятельности;
— включение в образовательную среду проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности как оптимальной формы персонифицированного развития профессиональной креативности и саморазвития педагогов. Гипотеза исследования. Развитие профессиональной креативности педагогов дошкольного образования будет эффективным при соблюдении следующих условий:
— внедрение инновационной технологии персонифицированного развития креативности педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей, специалистов дополнительного художественного образования) непосредственно в дошкольной образовательной организации;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— концептуальные идеи культурно-исторической теории (JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
— основные принципы деятельностного подхода (О.С. Анисимов,
В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Г.П. Щедровицкий и др.);
— дидактические принципы (Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и психолого-педагогические основы организации образовательного процесса (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, В.И. Слободчиков,
И.С. Якиманская);
— теория персонификации постдипломного образования (В.В. Афанасьев,
С.М. Куницына, В.В. Лебедев, Т.В. Расташанская, В.Д. Онушкин, Е.И. Огарев, И. Унт, В. Штерн и др.); — ключевые идеи научных школ педагогики искусства (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.);
— научные работы, раскрывающие профессиональные аспекты креативности личности (Д.Б. Богоявленская, Н.Ф. Вишнякова, М.М. Кашапов);
— результаты исследований в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин и др.).
Методы исследования. Теоретический анализ философской,
культурологической, социологической, искусствоведческой, педагогической, психологической, методической литературы в контексте проблемы исследования; теоретическое моделирование (вербальная и графическая модели); научное проектирование; анкетирование; предметный анализ законодательной, нормативной правовой базы дошкольного образования, диагностика (мониторинг); педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; математические методы — ранжирование (по уровням), графопостроение (диаграммы), детерминированный факторный анализ (алгебраическая сумма факторов, переведенная в процентное соотношение показателей);качественный анализ, описательная статистика.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечиваются актуальностью проблемы исследования; надежным теоретико- методологическим фундаментом; многоаспектным анализом научных источников (философских, культурологических, психолого-педагогических и
др.); адекватностью системы методов; объективностью и репрезентативностью результатов экспериментальной работы; соответствием достигнутых результатов поставленной цели, задачам, защищаемым научным положениям и гипотезе исследования.
База исследования. За весь период экспериментальной работы в исследовании приняли участие 677 педагогов дошкольного образования, проходивших обучение на курсах повышения квалификации в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования». Пролонгированное экспериментальное исследование проводилось соискателем на протяжении 12 лет в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад No90 «ДАНКО» (г. Нижний Новгород) при участии 28 педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования). Апробация авторской технологии осуществлялась при участии 156 педагогов в следующих учреждениях: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад No 17 комбинированного вида» (г. Лысково Нижегородской области), частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ган Менахем» (г. Нижний Новгород), муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка–детский сад «Сказка» (рабочий поселок Красные Баки, Нижегородской области), государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка–детский сад No 3 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Этапы исследования
Диссертационное исследование проводилось на протяжении двенадцати лет (2007–2020) в следующей логике.
На проблемно-аналитическом этапе (2009–2012) был осуществлен анализ теоретико-методологической базы исследования и проведена серия пилотажных исследований; сформировался глоссарий; выявилась и актуализировалась научная проблема; определился научный аппарат диссертационной работы и
система научных методов; наметилась стратегия научного исследования.
На теоретико-проектировочном этапе (2012–2014) определилась тактика научного изыскания; разрабатывалась авторская технология «Развитие профессиональной креативности педагога в процессе разработки и реализации образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности», оформлялись теоретическая позиция и сущность проблемы исследования; определялись, на основе диагностики уровня развития профессиональной креативности педагогов, реализующих вариативные модели образовательной деятельности, основные механизмы разрабатываемой технологии; осуществлялась разработка технологии (алгоритма) и условий успешной реализации авторской технологии.
На экспериментально-формирующем этапе (2014–2016) проводился эксперимент, нацеленный на сбор и анализ доказательств эффективности авторской технологии «Развитие профессиональной креативности педагога в процессе разработки и реализации образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности» и выявление корреляции между
участием педагогов в проектной деятельности и развитием у них профессиональной креативности. В рамках формирующего эксперимента проводилась диагностика развития профессиональной креативности 28 педагогов (констатирующая и контрольная). Формулировались выводы, обобщающие и систематизирующие результаты диссертационного исследования.
На заключительно-обобщающем этапе (2016–2020) осуществлялось совершенствование технологии. Обеспечивалось внедрение технологии и трансляция опыта развития профессиональной креативности педагогов с выходом за пределы детского сада в рамках действующей стажерской площадки (свыше 500 человек). На данном этапе осуществлялась проверка эффективности авторской технологии в разных видах дошкольных образовательных организаций — в городских и сельских дошкольных образовательных организациях, в которых наряду с группами общеразвивающей направленности есть группы компенсирующей и комбинированной направленности, негосударственных
(частных) дошкольных образовательных организациях, как в Нижегородской области, так и в других регионах России (г. Санкт-Петербург). Осуществлялись: анализ, проверка, математическая обработка и теоретическая интерпретация полученных данных (теоретических и эмпирических). Результаты исследования обобщались, оценивались, классифицировались, объективировались. Формулировались общие выводы, определялись ближние и дальние перспективы исследования.
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Теоретические положения и практические результаты обсуждались: в лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова Федерального бюджетного государственного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (2018–2020); на заседаниях кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (2015–2020); на научно-практических конференциях молодых ученых (г. Нижний Новгород, 2013, 2016); на международных (г. Санкт-
Петербург, 2013, 2014; г. Москва, 2015, 2016, 2018; г. Саранск, 2016) и всероссийских (г. Санкт-Петербург, 2017, 2019; г. Нижний Новгород, 2018, 2019, 2020) научно-практических конференциях.
Основные положения и выводы исследования обсуждались в рамках выступлений автора по теме «Креативность как ключевая компетентность педагога дошкольной образовательной организации в контексте требований профессионального стандарта» на Коллегии министерства образования Нижегородской области «Управление развитием креативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации средствами образовательных проектов» (23.03.2017). Материалы исследования освещались автором на научно-методических семинарах и совещаниях (Приложение 1).
Авторская технология «Развитие профессиональной креативности педагога в процессе самостоятельной разработки и реализации образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности»
внедрена в пятидесяти семи дошкольных образовательных организациях г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, поскольку с 2009 г. в ГБОУ ДПО НИРО слушатели курсов знакомились с технологическими подходами в системе педагогического проектирования и внедряли ее самостоятельно.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе проведения семинаров-тренингов с педагогами и руководителями дошкольных образовательных организаций Нижегородской, Воронежской областей и г. Санкт-Петербурга. Всего проведено 45 семинаров-тренингов. Разработанные в ходе исследования и широко апробированные образовательные проекты социокультурной и художественно-эстетической направленности были представлены на следующих международных и всероссийских педагогических конкурсах:
— Проект «Мир на ладошке» — Международный конкурс «Инициативы ХХI века» Российской академии образования (г. Москва, 2010 г.).
— Проект «Лето! Какого оно цвета?» — Общероссийский конкурс
«Творческое лето» (г. Москва, 2014 г.).
— Проект «Должны дружить все дети и в мирном мире жить» —
Всероссийский конкурс «Новаторство в образовании — 2015», номинация «Самый успешный проект — 2015» в рамках II-го Всероссийского фестиваля инновационных продуктов (г. Санкт-Петербург, 2015 г.).
— Проект «Красота спасет мир» — Международный конкурс педагогического мастерства «К вершинам профессионального мастерства», номинация «Лучший образовательный проект» (Москва, 2015 г.).
— Проект «Должны дружить все дети и в мирном мире жить» — областной конкурс социально-образовательных проектов «Разные культуры — единый мир» (г. Нижний Новгород, 2015 г.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— научно доказана целесообразность персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов непосредственно в условиях
дошкольной образовательной организации;
— выявлены, приведены в систему, описаны показатели и критерии
профессиональной креативности педагога: 1) креативные качества личности (открытость, самостоятельность, активность, инициативность, способность к генерированию и воплощению идей); 2) креативные профессиональные компетенции (способность к коммуникации, проектированию содержания образования и мотивирующей образовательной среды, умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты); 3) креативный характер педагогической деятельности (инновационный, полифункциональный, личностно-ориентированный); 4) креативный результат профессиональной деятельности (инновационный, оригинальный, востребованный педагогами, детьми и их родителями);
— научно обоснован инновационный потенциал образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности для выявления и развития профессиональной креативности педагогов дошкольного образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— на основе системно-классификационного и терминологического анализа конкретизировано понятие «профессиональная креативность педагога дошкольного образования», которая рассматривается как интегративная способность к осмыслению образовательных ситуаций и творческому решению профессиональных задач для успешного достижения качественно нового результата педагогической деятельности;
— систематизированы, расширены, уточнены представления о сущности и специфике профессиональной креативности педагогов дошкольного образования; выявлена и описана структура креативности педагога, включающая следующие компоненты: 1) мотивационный; 2) когнитивный; 3) операционный; 4) аксиологический; 5) рефлексивный;
— посредством анализа педагогических подходов и принципов доказана эффективность технологии повышения квалификации, включающей три компонента-этапа: 1) концептуально-содержательный, 2) процессуальный, 3) результативно-рефлексивный, представляющих целостную систему и направленных на персонифицированное развитие профессиональной креативности педагогов в условиях образовательной организации;
— дано теоретическое обоснование потенциала проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности для персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов дошкольного образования.
Практическая значимость исследования обусловлена следующим:
— разработана, апробирована в условиях вариативного образования и результативно внедрена в педагогическую практику технология «Развитие профессиональной креативности педагога в процессе разработки и реализации образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности»;
— разработана, апробирована и предложена педагогической практике технологическая карта (модель) «Содержательные и организационно- методические условия персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов», организующая деятельность методической службы образовательных учреждений на каждом этапе создания, реализации, экспертизы образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности;
— разработаны, апробированы и опубликованы следующие программно- методические материалы: авторская парциальная программа «Мы вместе: социально-коммуникативное развитие дошкольников»; методические рекомендации по разработке и реализации образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности; методические материалы к курсам повышения квалификации педагогов дошкольного образования;
— материалы теоретико-экспериментального исследования (инновационная технология, показатели и критерии, арт-тренинги) используются в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников дошкольного образования для выявления и персонифицированного развития креативного потенциала педагогов. На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессиональная креативность педагога — это интегративная способность к осмыслению образовательных ситуаций и творческому решению профессиональных задач для успешного достижения качественно нового результата педагогической деятельности. В структуру креативности педагога
2. Критериями профессиональной креативности педагога дошкольного образования выступают: 1) креативные качества личности (открытость, самостоятельность, активность, инициативность, способность к генерированию и воплощению идей); 2) креативные профессиональные компетенции (способность к коммуникации, проектированию содержания образования и мотивирующей образовательной среды, умение разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты); 3) креативный характер педагогической деятельности (инновационный, полифункциональный, личностно-ориентированный); 4) креативный результат профессиональной деятельности (инновационный, оригинальный, востребованный педагогами, детьми и их родителями). Эти критерии служат основанием для разработки программ персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. входят следующие компоненты: 1) мотивационный, 2) когнитивный, 3) операционный, 4) аксиологический, 5) рефлексивный.
3. Технология персонифицированного развития профессиональной креативности педагога представляет собой систему повышения квалификации, включающую три компонента-этапа: 1) концептуально- содержательный, 2) процессуальный, 3) результативно-рефлексивный. На каждом этапе выделены следующие структурообразующие элементы: 1) стратегические задачи, 2) комплекс образовательных проектов
социокультурной и художественно-эстетической направленности, 3) технологическая карта (модель). Технология описана в двух формах — вербальной и визуальной (графической).
4. Эффективной формой персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации выступает проект социокультурной и художественно- эстетической направленности. Участие в разработке и творческой реализации проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности позволяет каждому педагогу расширять и творчески преобразовывать свой
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем:
— конкретизированы понятия «профессиональная креативность педагога», «персонифицированное развитие педагога»;
— определена структура, выявлены показатели и критерии профессиональной креативности педагогов дошкольной образовательной организации;
— теоретически обоснован и успешно апробирован способ решения актуальной задачи развития профессиональной креативности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации;
— разработана технологическая карта (модель), определяющая содержательные и организационно-методические условия персонифицированного развития профессиональной креативности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации;
— разработана и апробирована программа стажировки кафедры теории и методики дошкольного образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по теме «Разработка и реализация образовательных проектов социокультурной и художественно-эстетической направленности в дошкольной образовательной организации». профессиональный опыт в целях достижения высокого качества педагогической деятельности с учетом конкретных условий.
Основные положения и результаты диссертационного исследования
нашли отражение в учебно-методических пособиях, научно-методических статьях и методических рекомендациях (более 30 публикаций, в т.ч. 12 зарубежных). Диссертантом опубликованы: пять статей в журналах, утвержденных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации; одна статья в издании на платформе Web of Science; статьи в сборниках материалов 6 международных, 6 всероссийских и 9 региональных конференций, форумов, семинаров и др. научно-практических мероприятий; одна образовательная программа, два учебно-методических пособия. Перечень наиболее значимых публикаций приведен в автореферате диссертации.
Структура исследования. Диссертационная работа включает введение, две главы, заключение, список литературы (210 источников, в т.ч. 12 зарубежных), 19 таблиц, 9 рисунков, 8 приложений, отражающих ход и результаты теоретико- экспериментального исследования.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!