Подготовка студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе в контексте профессиональной деятельности

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Калашникова Елена Васильевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К АГИТАЦИОННО-
ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЕ………………………………………….. 19
1.1 Теоретические аспекты агитационно-пропагандистской работы…… 19
1.2 Анализ пропаганды спорта в структуре подготовки студентов вузов
физической культуры к агитационно-пропагандистской работе ….. 30
1.3 Ключевые подходы к обучению агитационно-пропагандистской
работе в структуре профессиональной подготовки студентов вузов
физической культуры…..………………………………………………. 46
Заключение по главе 1………………………………………………………… 56
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………… 58
2.1 Организация исследования…………………………………………….. 58
2.2 Методы исследования………………………………………………….. 63
ГЛАВА 3 ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ
И СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ К АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЕ …… 68
3.1 Определение факторов влияния на процесс подготовки студентов
вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской
работе…………………………………………………………………… 68
3.2 Сравнительный анализ содержания образовательных и
профессиональных стандартов в сфере физической культуры и
спорта…………………………………………………………………… 78
3.3 Разработка и обоснование структурно-содержательной модели
подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-
пропагандистской работе……………………………………………… 92
3.3.1 Разработка и применение методики практико-ориентированного
обучения в образовательном процессе……………………………….. 95
3.3.2 Разработка и применение методики практико-ориентированного
обучения во внеаудиторной работе со студентами………………….. 104
Заключение по главе 3………………………………………………………… 110
ГЛАВА 4 ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К АГИТАЦИОННО-
ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ЭКСПЕРИМЕНТЕ…………………………………………………………….. 113
4.1 Организация педагогического эксперимента по оценке методики
обучения студентов вузов физической культуры агитационно-
пропагандистской работе……………………………………………… 113
4.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
реализации методики обучения студентов вузов физической
культуры агитационно-пропагандистской работе…………………… 127
4.3 Оценка эффективности методики обучения студентов вузов
физической культуры агитационно-пропагандистской работе …….. 140
Заключение по главе 4………………………………………………………… 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 151
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………… 156
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ…………….. 158
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 159
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА…………………………. 184
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень универсальных, общепрофессиональных и
рекомендуемых профессиональных компетенций направления
подготовки 49.03.01 Физическая культура………………………………….. 188
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Выборка трудовых функций и действий
профессиональных стандартов, соответствующих способности к
агитационно-пропагандистской работе……………………………………… 191
ПРИЛОЖЕНИЕ В Соответствие компетенций, трудовых функций,
планируемых результатов освоения дисциплины, методов и средств
обучения……………………………………………………………………….. 195
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Положение о XIV Всероссийском Слёте студентов-
отличников вузов физической культуры и спорта………………………….. 199
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Анкета №1 «Определение уровня сформированности
представлений студентов о пропаганде и их отношения к агитационно-
пропагандисткой работе»…………………………………………………….. 204
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анкета №2 «Определение уровня сформированности
представлений студентов Слёта о пропаганде и их отношения к
агитационно-пропагандисткой работе»……………………………………… 206
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анкета №3 «Определение уровня удовлетворенности
студентами учебно-познавательной деятельностью»………………………. 208
ПРИЛОЖЕНИЕ И Терминологический диктант……………………………. 209
ПРИЛОЖЕНИЕ К Оценочный лист эксперта «Дебаты»…………………… 211
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Рефлексирующий тест…………………………………… 212
ПРИЛОЖЕНИЕ М Матрица подготовки и оценки публичного
выступления…………………………………………………………………… 215
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Матрица подготовки и оценки рекламно-
пропагандистского сообщения……………………………………………….. 216
ПРИЛОЖЕНИЕ П Оценочный лист эксперта «Проект»…………………… 217
ПРИЛОЖЕНИЕ Р Акты внедрения………………………………………….. 218

Теоретический анализ феномена пропаганды в рамках первой главы
диссертации «Теоретические основы подготовки студентов вузов физической
культуры к агитационно-пропагандистской работе» позволил выделить
сущностные подходы к обучению студентов агитационно-пропагандистской
работе в сфере физической культуры и спорта.
Пропаганда физической культуры и спорта рассматривается в работе через
призму социальной парадигмы, что позволило выделить критерии для
периодизации исторических этапов её развития, начиная с эпохи становления
системы физического воспитания в России второй половины ХVIII века до
настоящего времени. Под парадигмой в данном контексте подразумевается
концептуальная модель постановки проблем и методов исследования на
определенном историческом этапе, что дало возможность сделать
историографический обзор изучения пропаганды физической культуры и спорта
как социального и культурного явления.
В работе отмечено, что в отличие от точки зрения отечественных авторов,
делающих акцент на государственно-политическую функцию пропаганды,
направленную на поддержку господствующей идеологии и просвещение
общества, в зарубежных теориях актуализировано изучение феномена
общественного мнения и влияния пропаганды на его формирование. Тем не
менее, общим подходом к определению сущности пропаганды является
распространение идей, взглядов, ценностей, значение которых приобретает
особый смысл в условиях развития техники и информационных технологий,
глобальной сети Интернет, создающих новые каналы коммуникации.
Ключевые подходы к подготовке специалистов сферы ФК и С строятся на
процессах модернизации образования, раскрывающих культурообразующий
потенциал физической культуры для решения задач пропаганды в части
формированияценностных,мотивационных,коммуникативных,
управленческих компетенций. Овладение студентами информационной
культурой – способностью к обработке, размещению, оценке и использованию
информации – представляет собой инструментальную часть обучения
агитационно-пропагандистской работе в области физической культуры и спорта.
Во второй главе «Организация и методы исследования» изложены
особенности организации исследования с описанием каждого из его этапов, дана
характеристика применяемых теоретических, эмпирических и специальных
методов исследования.
В третьей главе диссертации «Исследование структуры и содержания
подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-
пропагандистской работе» в результате теоретического анализа было
сформулировано определение пропаганды физической культуры и спорта.
Процесс подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-
пропагандистскойработеотразилсявразработаннойструктуре
функционирования пропаганды ФК и С, где каждое звено может рассматриваться
как фактор влияния на процесс подготовки студентов к агитационно-
пропагандистской работе.
Совокупность выявленных пяти компонентов – нормативного,
управленческого, потребительского, технологического и образовательного,
реализует системный подход к процессам, содержанию, структуре пропаганды,
что отразилось в модели функционирования пропаганды, и позволило
определить задачи становления мировоззрения студентов по отношению к роли
и месту агитационно-пропагандисткой работы в их будущей профессиональной
деятельности; проанализировать и пересмотреть содержание, методы и средства
преподавания дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере
физической культуры и спорта», выделенной в качестве экспериментально-
образовательной площадки.
Анализ актуализированного ФГОС по направлению подготовки
бакалавров физической культуры позволил вычленить ряд компетенций,
отражающих суть агитационно-пропагандистской работы, и составить из них
блоки компетенций – ценностно-мировоззренческий, профессионально-
коммуникативный и организационно-технологический, которые должны
упорядочить процесс обучения студентов, сделать его более целенаправленным
и конкретизировать структуру, содержание и формы учебного материала для
студентов.
Проведенный в ходе исследования сопоставительный анализ
образовательных и профессиональных стандартов в области физической
культуры и спорта показал, что в данных документах нет единого подхода к
толкованию компетенций, необходимых для осуществления агитационно-
пропагандисткой работы. Исходя их этого, была создана матрица
соответствия компетенций из ФГОС и трудовых действий из
профессиональных стандартов специалистов по физической культуре. На
основе матрицы были сформулированы планируемые результаты освоения
дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической
культуры и спорта», которые и стали индикаторами сформированности
компетенции, отражая уровень способностей выпускников решать
профессиональные задачи.
Проделаннаяработапозволиласформулироватьискомый
образовательный результат и создать на этой основе авторскую модель процесса
подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-
пропагандисткой работе в условиях проведения эксперимента (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структурно-содержательная модель подготовки студентов вузов физической
культуры к агитационно-пропагандистской работе
Данная модель отражает образовательный процесс, осуществляемый на
стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. Стратегический уровень
показывает целевое назначение подготовки студентов и обуславливается
государственным заказом на специалистов по ФК и С; тактический уровень
определяет содержание образовательной деятельности в соответствии с
рекомендуемыми в ФГОС компетенциями и авторским подходом к их
систематизации; оперативный уровень отражает результативный этап
применения педагогических технологий, раскрывает организацию процесса
обучения, исходя из экспериментальной методики практико-ориентированного
обучения на основе таксономии образовательных целей (рисунок 2).

Рисунок 2 – Содержание и структура методики практико-ориентированного обучения
агитационно-пропагандисткой работе
Представленная методика, базируясь на современных принципах обучения
и воспитания, в процессе обучения дисциплине «Пропаганда и связи с
общественностью в сфере физической культуры и спорта» включает уже
имеющиеся результаты освоения студентами дисциплин базовой части учебного
плана на предыдущих этапах обучения, а также результаты участия студентов во
внеаудиторной работе – фестивалях, слётах, клубах физкультурной
направленности, в спортивном волонтёрском движении, реализуемых в вузе.
Логика учебного процесса строится в соответствии с таксономией
образовательных целей (рисунок 3).

Рисунок 3 – Логика учебного процесса в соответствии с таксономией образовательных целей

В четвертой главе «Проверка эффективности процесса подготовки
студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе
в педагогическом эксперименте» был проведён анализ результатов опытно-
экспериментальной работы и оценка эффективности внедрения методики
практико-ориентированного обучения на основе таксономии образовательных
целей в соответствии с задачами эксперимента и с использованием
разработанного автором диагностического аппарата.
Выбор способов и средств диагностики был обусловлен:
1) спецификой содержания дисциплины;
2) этапностью эксперимента;
3) сопоставимостью контрольной и экспериментальной групп, как по
численности испытуемых, так и по уровню начальных знаний студентов в
области пропаганды спорта.
Для каждого этапа эксперимента были определены свои оценочные
средства, подробная характеристика каждого из которых включает описание
самого диагностического инструмента, деятельности студентов, способов
проверки и оценки результатов выполнения контрольных заданий (таблица 1).
Оценка результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке
студентов к агитационно-пропагандистской работе была построена на итогах
выполнения студентами контрольных заданий, соответствующих критериям
формирования компетенций.
Таблица 1 – Критерии, показатели и диагностический инструментарий оценки эффективности
обучения студентов агитационно-пропагандистской работе
ПоказателиДиагностический
Критерий
сформированности компетенцииинструментарий
Профессионально-Уровень представлений оАнкета №1, 2
ориентационный блокпропаганде спорта и агитационно-
Выявление установок,пропагандисткой работе
интереса, мотива, побуждения,
осознанного отношения к
профессиональнойСтепень удовлетворенностиАнкета №3
деятельности в областистудентами учебно-
пропаганды спортапознавательной деятельностью
Ценностно-Знание профессиональногоТерминологический
мировоззренческий блоклексического ресурсадиктант
компетенцийСпособность аргументировать,Оценочный лист
способность и готовностьотстаивать точку зрения, убеждатьэксперта
отстаивать ценность(технология
физической культуры для«Дебаты»)
человека и обществаЗнание теоретических основТест-итог
пропагандистской деятельности
Профессионально-Способность к созданиюМатрица №1
коммуникативный блокинформационного продукта(технология
компетенций(устная коммуникация) для«message housе»)
способность и готовностьпубличного выступления, его
к профессиональнойпрезентации на аудиторию
коммуникации – публичныеСпособность к созданиюМатрица №2
выступления, дискуссии,информационного продукта(рекламное
презентации; Интернет-(письменная коммуникация) в видеобращение)
коммуникациирекламного текста
(обращения/поста) в соответствии
с заявленной структурой
Продолжение таблицы 1
Организационно-Способность к проектированиюОценочный лист
технологический блоксобытия/мероприятия в процессеэксперта
компетенцийколлективной работы(технология
способность и готовность«Проект»)
к планированию мероприятий,
способность к проведению
спортивных и творческих
мероприятий, способность к
коллективной деятельности,
контроль

Анкетирование студентов КГ и ЭГ в рамках профессионально-
ориентационного блока определило уровень их представлений о сущности
пропаганды ФК и С, об использовании тех или иных каналов передачи
информации с помощью современных медиа, о целях и содержании
агитационно-пропагандистской работы, наличия навыков в данном виде
деятельности (таблица 2).

Таблица 2 – Рейтинг каналов коммуникации для пропаганды физической культуры и спорте
№Канал коммуникацииКГ, n=137/%ЭГ, n=144/%
1.Интернет67%69%
2.Телевидение51%50%
3.Средства наружной рекламы8%10%
4.Печатные издания, радио3%2%

Так, выделяя необходимые умения и навыки для ведения агитационно-
пропагандистской работы студенты ЭГ повышают требования к овладению
компетенциями, связанными с навыками публичной коммуникации и способами
организации спортивного события (таблица 3).
Таблица 3 – Рейтинг значимых знаний, представлений и навыков агитационно-
пропагандистской работы для студентов
№Перечень знаний, представлений и опытаКГЭГ
n=137/% n=144/%
1. Умениеорганизоватьипровестиспортивное28%33%
мероприятие/событие (соревнование/праздник)
2. Знания об особенностях современных медиа и способах27%25%
размещения в них информации
3. Умение презентовать достижения спортсменов через различные21%27%
средства коммуникации
4. Умение писать тексты15%12%
5. Другое93

В результате диагностики установлено, что респонденты КГ и ЭГ имеют
сопоставимый начальный уровень понимания сущности пропаганды физической
культуры и спорта и подготовки к агитационно-пропагандистской работе.
Внедрение методики практико-ориентированного обучения на основе
таксономии образовательных целей в процесс обучения студентов ЭГ вызвало
положительные изменения по всем критериям и показателям освоения
компетенцийагитационно-пропагандистскойнаправленностипо
соответствующим блокам компетенций, что отразилось в уровне
сформированности заданных компетенций (таблицы 4, 5, 6).
Таблица 4 – Показатели сформированности компетенций ценностно-мировоззренческого
блока
УровниВысокийСреднийНизкийНедопустимый
сформированностиn/%n/%n/%n/%
компетенций
Интервал15-1312-109-76-0
КГ(n=137)41 / 30,0%61 / 44,5%30 / 21,9%5 / 3,6%
ЭГ(n=144)61 / 42,3%57 / 39,6%22 / 15,3%4 / 2,8%

Таблица 5 – Показатели сформированности профессионально-коммуникативного блока
компетенций
УровниВысокийСреднийНизкийНедопустимый
сформированностиn/%n/%n/%n/%
компетенций
Интервал10-98-76-54-0
КГ(n=137)24 / 17,5%58 / 42,3%36/ 26,3%19 / 13,9%
ЭГ(n=144)46 / 32%53 / 36,8%36 /25%9 / 6,2%

Таблица 6 – Показатели сформированности организационно-технологического блока
компетенций
УровниВысокийСреднийНизкийНедопустимый
сформированностиn/%n/%n/%n/%
компетенций
Интервал5432-0
КГ(n=137)6 / 4,4%47 / 34,3%58 / 42,3%26 / 19%
ЭГ(n=144)28 / 19,4%44 / 30,6%57 / 39,6%15 / 10,4%

Оценкауровнясформированностикомпетенцийагитационно-
пропагандистской направленности у студентов КГ и ЭГ в результате выполнения
контрольных заданий выявила следующие изменения показателей
сформированности компетенций ЭГ по сравнению с КГ:
– повысилась степень усвоения лексики осваиваемой дисциплины в целом
на 4%; – увеличилось количество студентов с «продвинутым» уровнем усвоения
теоретического материала на 10%;
– значительное повысилась сформированность умения выстраивать
систему аргументации («продвинутый» уровень на 20,7%);
– усовершенствовались навыки создания текстов для письменной
коммуникации на 11,5%;
– усовершенствовались навыки устной коммуникации в публичном
пространстве на 5%;
– повысилась способность к проектированию специальных событий на
10%.
Положительная динамика количественных показателей выполнения
студентами ЭГ контрольных заданий свидетельствуют о достаточно высокой
степени сформированности компетенций агитационно-пропагандистской
направленности по сравнению с КГ. Вместе с тем, следует отметить
ограниченный рост количественных показателей. Мы интерпретируем этот факт
таким образом, что в его основе лежат субъективные причины, в том числе:
привычка студентов к выполнению заданий на репродуктивном уровне;
отсутствие опыта решения задач творческого уровня; низкая мотивация
студентов к учебе в целом.
Эффективность внедрённой методики также подтверждается анализом
итогов проведённого опроса среди студентов КГ и ЭГ о степени их
удовлетворенности результатами учебно-познавательной деятельности: в ЭГ
отмечено повышение степени удовлетворенности учебным процессом на 13% в
ЭГ по сравнению с КГ, оценка вклада дисциплины в общую профессиональную
подготовку также выросла в ЭГ по сравнению с КГ на 25%.
Об объективности результатов исследования позволяют судить результаты
объективного анализа количественных показателей итогов контрольных
испытаний, полученных вследствие применения критериев хи-квадрата Пирсона
и Манна-Уитни, а также рангового коэффициента корреляции Спирмена
(таблица 7).
Таблица 7 – Показатели сформированности компетенций агитационно-пропагандистской
направленности по блокам на основе U-критерия Манна-Уитни
КГ, n = 137ЭГ, n = 144
Критерии
(M±m / Ме / p)(M±m / Ме / p)
Ценностно-мировоззренческий блок компетенций
3,30 ± 0,093,39 ± 0,09
Знание профессионального
3,03,0
лексического ресурса
0,6204 > 0,05
Способность аргументировать,3,59 ± 0,083,93 ± 0,08
отстаивать точку зрения,4,04,0
убеждать0,0012 < 0,05 Знание теоретических основ4,07 ± 0,064,26 ± 0,06 пропагандистской4,04,0 деятельности0,0489 > 0,05
Профессионально-коммуникативный блок компетенций
Способность к созданию2,93 ± 0,093,45 ± 0,09
информационного продукта3,03,0
для устной коммуникации0,00006 < 0,05 Способность к созданию3,89 ± 0,103,85 ± 0,08 информационного продукта4,04,0 для письменной коммуникации0,3832 > 0,05
Продолжение таблицы 7
Организационно-технологический блок компетенций
Способность к3,10 ± 0,093,52 ± 0,08
проектированию3,03,5
события/мероприятия в
0,0021 < 0,05 процессе коллективной работы Примечание: М – среднее выборочное значение; m – ошибка среднего выборочного; n – объём выборки; Me – медиана; p – уровень значимости Расчёты свидетельствуют о достоверности результатов эксперимента по формированию компетенций внутри каждого блока компетенций агитационно- пропагандистской направленности по наиболее значимому критерию (p- значение < 0,05). Сравнительныйанализданныхкоэффициентакорреляции сформированности компетенций КГ и ЭГ, свидетельствует об усилении корреляционной связи в процессе внедрения методики практико- ориентированного обучения (таблица 8). Таблица 8 – Сравнительный анализ коэффициента корреляции показателей сформированности компетенций в КГ и ЭГ КГ, n=137 / 123456 ЭГ, n=144 10,2444 /0,7226 /0,4580 /0,4453 /0,3159 / 0,29730,74140,51460,45090,4662 20,2444 /0,3602 /0,2485 /0,1768 /0,1743 / 0,29730,50050,20170,30800,2885 30,7226 /0,3602 /0,5437 /0,5923 /0,4525 / 0,74140,50050,67150,53970,6343 40,4580 /0,2485 /0,5437 /0,3197 /0,2106 / 0,51460,20170,67150,35940,4592 50,4453 /0,1768 /0,5923 /0,3197 /0,2134 / 0,45090,30800,53970,35940,3747 60,3159 /0,1743 /0,4525 /0,2106 /0,2134 / 0,46620,28850,63430,45920,3747 Примечание. Критерии: 1. Знание профессионального лексического ресурса 2. Способность аргументировать, отстаивать точку зрения, убеждать 3. Знание теоретических основ пропагандистской деятельности 4. Способность к созданию информационного продукта для устной коммуникации 5. Способность к созданию информационного продукта для письменной коммуникации 6. Способность к проектированию события/ мероприятия в процессе коллективной работы Повышается значение комплексных факторов –формирование способностей к аргументации и убеждению, проектированию событий в процессе коллективной деятельности. Рост взаимовлияния между способами освоения компетенций дает основание говорить об интегративном характере подготовки к агитационно-пропагандистской работе. Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности, позволяют сделать вывод о продуктивности методики практико-ориентированного обучения на основе таксономии образовательных целей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие выводы. 1. Теоретический анализ агитационно-пропагандистской работы в сфере физической культуры и спорта показал, что данное понятие необходимо рассматривать в двух основных аспектах, а именно в аспекте теории пропаганды как социально-культурного явления и её практического воплощения как вида деятельности в означенной сфере. Выявлено, что в трактовке термина «пропаганда» и «агитация» в отечественной науке в XIX-ХХ вв., сформировалась и доминировала точка зрения на пропаганду как на деятельность, выполняющую государственно- политическую функцию, выраженную в поддержке государственной идеологии. Феномен пропаганды физической культуры и спорта на протяжении десятилетий видоизменялся в соответствии с историко-культурными процессами, происходящими в России и за рубежом, что позволило нам определить и сформулировать парадигмальный подход к изучению пропаганды, выделить критерии для периодизации исторических этапов её развития, сделать историографический обзор изучения пропаганды сферы физической культуры и спорта. На фундаменте данных исследований было сформулировано определение пропаганды физической культуры и спорта – это особый вид коммуникационной деятельности субъекта, осуществляемой в целях формирования устойчивой позиции индивидуума или общественной группы к принятию ценностей физической культуры, спорта и здорового образа жизни и изменения социального поведения людей с помощью комплекса современных средств и инструментов коммуникации в рамках социально-исторической парадигмы. 2. На основе анализа теоретических и эмпирических исследований были выявлены и определены факторы, влияющие на процесс подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе, которые отражают ключевые звенья построенной в ходе исследования структуры функционирования пропаганды и включают в себя: - нормативный фактор, раскрывающий различные подходы к пониманию сущности пропаганды ФК и С; - управленческий фактор, представляющий собой структуру управления пропагандой; - потребительский фактор, определяющий объект пропаганды физической культуры и спорта – ее целевые аудитории; - технологический фактор, объединяющий способы осуществления пропаганды физической культуры и спорта: средства, формы и методы пропаганды; - образовательный фактор, представляющий собой педагогическую надстройку со специальным набором учебных и воспитательных форм обучения, которая основана на принципе комплексности педагогических подходов, предполагающих их вариативность в зависимости от постановки образовательных задач в структуре профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры. Учёт совокупности данного комплекса факторов позволил реализовать системный подход к постановке задач по формированию отношения студентов к роли и месту агитационно-пропагандисткой работы в их будущей профессиональной деятельности; проанализировать и пересмотреть содержание, методы и средства преподавания дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта» как экспериментально-образовательной площадки. 3. Разработка авторской модели подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандисткой работе была обусловлена наличием ряда взаимовлияющих факторов и процессов, происходящих во внешней и внутренней социокультурной и образовательной среде: - определение структуры функционирования пропаганды ФК и С; - систематизация компетенций по базовым блокам актуализированного ФГОС по направлению подготовки «Физическая культура»; - проведение сопоставительного анализа образовательных и профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта; - построение матрицы соответствия компетенций ФГОС по направлению подготовки «Физическая культура» и трудовых действий, закрепленных в Профессиональных стандартах специалистов по физической культуре; - формулирование планируемых результатов освоения дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта» – индикаторов сформированности компетенций. Построенная в ходе исследования структурно-содержательная модель представляет собой образовательный процесс, осуществляемый на трёх уровнях: - стратегическом, определяющим государственный заказ на целевую подготовку специалистов по ФК и С, на основе ФГОС и профессиональных стандартов; - тактическом, выражающим содержание образовательной деятельности в соответствии с рекомендуемыми компетенциями (ФУМО, ОУ) и авторским подходом к их систематизации; - оперативном, отражающим результативный этап применения педагогических технологий и раскрывающим организацию процесса обучения, исходя из экспериментальной методики практико-ориентированного обучения на основе таксономии образовательных целей. 4. Разработанная методика практико-ориентированного обучения студентов агитационно-пропагандистской работе на основе таксономии образовательных целей базируется на группировке компетенций ФГОС и трудовых действий ПС по предлагаемым автором блокам – ценностно- мировоззренческому, профессионально-коммуникативному, организационно- технологическому. Опираясь на современные принципы обучения и воспитания, внедрённая методика учитывает уже имеющиеся результаты освоения студентами дисциплин базовой части учебного плана на предыдущих этапах обучения, а также результаты участия студентов во внеаудиторной работе, реализуемой в вузе – студенческих слётах, фестивалях, клубах физкультурной направленности, в спортивном волонтёрском движении. 5. Апробация методики, проходившая в процессе обучения дисциплине «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта», выявила положительную динамику показателей сформированности компетенций агитационно-пропагандистской направленности у студентов экспериментальной группы. Так, высокий уровень сформированности компетенций ценностно-мировоззренческого блока у студентов ЭГ – 42,3%, а в КГ – 30,0%; профессионально-коммуникативного блока – у студентов ЭГ – 32%, КГ – 17,5%; организационно-технологического блока – у студентов ЭГ 9,4%, КГ – только 4,4%. Итоговые результаты обучения экспериментальной группы по базовым критериям, отражающим основные характеристики компетентности для реализации агитационно-пропагандистской работы в сфере ФК и С, в заявленных блоках компетенций достоверно выше (р < 0,05), чем в контрольной группе. Данные статистических расчётов свидетельствуют об усилении корреляционной связи между способами освоения компетенций и, соответственно, о росте их взаимовлияния, что даёт основание говорить об интегративномхарактереподготовкистудентовкагитационно- пропагандистской работе в результате применения экспериментальной методики и подчёркивает продуктивность проделанной работы. 6. Значимость разработанной автором модели подготовки студентов к агитационно-пропагандистской работе и внедрённой методики практико- ориентированного обучения на основе таксономии образовательных целей подтверждается, в том числе, оценочными суждениями студентов ЭГ по сравнению со студентами КГ о степени удовлетворенности результатами учебно-познавательной деятельности: повышение навыков аргументации (КГ – 84% и ЭГ – 53%), коммуникативного опыта (КГ – 71% и ЭГ – 55%), знаний средств и способов организации спортивных мероприятий в целях популяризации спорта и здорового образа жизни (КГ – 67% и ЭГ – 47%). Данный подход к формированию профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих деятельность по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса и вносит вклад в общую профессиональную подготовку студентов в вузах физической культуры. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Содержание и структуру подготовки к агитационно-пропагандистской работе в сфере физической культуры и спорта, образовательной организации рекомендуется разрабатывать с учетом поставленных государством долгосрочных целей по формированию общенациональных ценностей в области физического и нравственного здоровья, опираясь на нормативные документы и общенациональные проекты. 2. Внедрение образовательной организацией специального курса по изучению пропаганды физической культуры и спорта, средств и методов ее осуществления в образовательные программы бакалавриата рекомендуется на курсах, предшествующих по графику учебно-производственной практике, для реального применения полученных компетенций. 3. Для повышения эффективности подготовки к агитационно- пропагандистской работе образовательной организации рекомендуется усилить ценностный и коммуникативный потенциал в содержании других дисциплин гуманитарного цикла учебного плана по направлению «Физическая культура». 4. При внедрении предлагаемой методики практико-ориентированного обучения на основе таксономии образовательных целей преподавателю специализированной дисциплины рекомендуется учитывать блоковую структуруформируемыхкомпетенцийагитационно-пропагандистской направленности(ценностно-мировоззренческий,профессионально- коммуникативный, организационно-технологический), применение которой обеспечивает оптимальные педагогические условия для эффективного образовательного процесса. 5. Руководству вузов физической культуры рекомендуется применять результаты диссертационного исследования для наиболее максимального положительного образовательного результата при осуществлении планирования и в ходе реализации работы по вовлечению студентов в активную социально- значимую деятельность спортивной направленности (клубы, конкурсы, фестивали, соревнования), в том числе центры спортивных волонтеров, для интенсификации агитационно-пропагандистской работы по физической культуре и спорту через систему воспитательной работы.

Актуальность темы исследования. Место и роль физической культуры и
спорта (ФК и С) в жизнедеятельности общества определяются их влиянием на
здоровье людей, процессы сохранения и приумножения человеческих ресурсов.
Одним из важнейших инструментов реализации интересов государства и
общественных институтов в области укрепления здоровья населения является
пропаганда физической культуры и спорта.
В настоящее время пропаганда физической культуры и спорта представляет
собой объёмное по содержанию и сложное по структуре явление, сущность
которого раскрывается в целенаправленной деятельности по распространению
идей и ценностей здорового образа жизни в целях формирования
соответствующего общественного мнения и поведения людей.
Пропаганда физической культуры и спорта базируется на определенном
историческом наследии, которое свидетельствует о том, что формы пропаганды
физической культуры и спорта видоизменялись в соответствии с историческими
этапами и задачами государства внутри страны и на международной арене, что
отражалось в различных программных и нормативных документах. На
современном этапе ключевыми из них являются:
– Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ [5], который определяет полномочия органов
государственной власти и местного самоуправления в области пропаганды спорта;
– Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
до 2030 года [9], где приоритетными направлениями развития физической
культуры и спорта обозначены совершенствование и развитие механизмов
пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни через
построение адресных коммуникаций с основными группами потребителей
физкультурно-спортивных услуг и спортивной продукции; организация
просветительно-образовательной работы; совершенствование форм и методов
гражданско-патриотического воспитания; совершенствование механизмов
информационно-коммуникационного сопровождения деятельности в сфере
физической культуры и спорта и др., что на новом уровне продолжает реализацию
основных направлений комплекса мер по пропаганде физической культуры, спорта
и здорового образа жизни, закрепленных в «Стратегии развития физической
культуры и спорта в России на период до 2020 года» [11];
– Федеральный проект «Спорт – норма жизни» (2019-2024 гг.), в рамках
которого разрабатываются и реализуются информационно-коммуникационной
кампании и пропагандистские мероприятия (акции) в средствах массовой
информации и субъектах Российской Федерации [194];
– «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» [10], которая формирует повестку по развитию в детской и семейной
среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям
физической культурой и спортом, культуры здорового питания, что так же
требует эффективного действия в информационном поле, привлечения к участию
детей в массовых общественно-спортивных мероприятиях;
– «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации
на 2017-2030 годы» [8], которая создает основу для более широкого использования
современных информационных и коммуникационных технологий. Условия
меняющегося информационного пространства, основными компонентами
которого являются средства коммуникации, потребители массовой информации и
сам информационный продукт, вносят свои коррективы в современный процесс
агитационно-пропагандистской деятельности в сфере физической культуры и
спорта, приобретая новые формы.
Пропаганда физической культуры и спорта, направленная на массовую
аудиторию, апеллирует к тем ценностям, которые разделяет большинство
населения. При этом пропаганда должна иметь высокую избирательность и
адресность коммуникационного влияния, учитывать возрастные,
демографические, социальные и иные параметры целевой аудитории, что
определяет необходимость наличия знаний и представлений об объекте
агитационно-пропагандистской работы.
Вызовы, связанные с сохранением здоровья населения требуют, в свою
очередь, подготовки компетентных специалистов по физической культуре и
спорту, владеющих навыками пропагандистской работы, использования
современных коммуникаций с различными целевыми группами в условиях
тотальной информатизации общества, что в целом направлено на формирование
потребностей граждан в занятиях физической активностью в режиме работы и
отдыха.
В рамках рассмотрения подготовки специалистов необходимо отметить, что
государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования по
направлению «Физическая культура» уровня бакалавриата включали до 2017 года
профессиональные компетенции, сугубо направленные на овладение студентами
методами и приёмами осуществления пропаганды и агитации в сфере физической
культуры и спорта с использованием средств массовой информации в целях
реализации культурно-просветительского вида деятельности. Это обусловило на
том этапе введение в учебный план вузов физической культуры дисциплин
коммуникативной направленности, таких как «реклама», «связи с
общественностью», «пропаганда». Утверждение в 2017 году новых
образовательных и профессиональных стандартов [12, 14, 193] для сферы
физической культуры и спорта, повлияло на требования к содержанию
образовательных программ, определив тем самым фокус внимания на трудовые
функции и действия будущих специалистов, в том числе, реализующих
информационную и агитационно-пропагандистскую работу с населением в
различном формате.
Исходя из этого, при решении задач формирования компетенций, заданных в
ФГОС и профессиональных стандартах, в образовательном процессе необходимо
ориентироваться на современное информационное пространство, обучать
студентов не только классическим, исторически сложившимся способам
агитационно-пропагандистской работы, но и включать в процесс обучения
инновационные интерактивные технологии, использовать средства электронной
коммуникации. Сегодня большая часть населения, прежде всего, молодежь,
ориентированы на пространство Интернета, который является, в свою очередь,
мощным инструментом обмена информацией во всех сферах деятельности, в том
числе в спорте.
Однако, результаты исследований показывают недостаточную изученность и
научную разработанность проблемы подготовки студентов вузов физической
культуры к эффективной агитационно-пропагандистской работе в будущей
профессиональной деятельности, отмечается потребность в теоретических и
методических разработках по продвижению ценностей спорта и здорового образа
жизни, по привлечению населения, прежде всего молодежи, к физической
активности с использованием современных средств коммуникации, что и
определило актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Первые
работы по изучению и осмыслению феномена пропаганды физической культуры и
спорта в России появились в 20-х годах ХХ века как методические указания для
лекторов от подвижников физкультурного дела Л.О. Каневского [80],
А.Н. Шифрина [169], И.Л. Солоневича [146], А.П. Пустовалова [133], в
послевоенный период представлялись в виде обобщающих сборников
практических материалов в помощь пропагандистам, в работах А.А. Волкова [38],
А.А. Афанасьева [32], Ю. Метаева [109], Н. И. Любомирова [157].
Планомерное изучение пропаганды физической культуры и спорта и роли
средств массовой информации началось со второй половины ХХ века с
исследований М.В. Шишигина [170, 171]. Социально-педагогические аспекты
влияния пропаганды спорта на молодежь и общество в целом рассматривались в
работах В.У. Агеевца [16, 164], Е.Ф. Долгополовой [51]. Проблема развития
информационно-образовательной среды и роли информационно-
пропагандистской деятельности в процессе формирования интереса общества к
физической культуре – в центре научных работ П.А. Виноградова [34, 35, 36].
Предметом научного поиска становятся вопросы информационно-
пропагандистского воздействия на школьников как фактора приобщения их к
физкультурно-спортивной деятельности в работах О.Э. Аксеновой [20],
С.С. Филиппова [52, 159].
На современном этапе исследования акцентируются на роли органов
исполнительной власти в пропаганде спорта в работах О. Вдовина [33]; социальных
и педагогических аспектах управления пропагандой – Л.Б. Шороховой [172],
влиянии средств массовой информации на уровень пропаганды и организации
рекламной и маркетинговой деятельности – М.Ю. Бувалина [31], Л.Б. Шороховой
[173, 174]. Особое внимание исследователи П.А. Виноградов и Ю.В. Окуньков
[112] уделили мониторингу пропаганды физической культуры, спорта и здорового
образа жизни средствами массовой информации; О.В. Тиунова, Д.А. Фильченков
[152] – оценке эффeктивнoсти пропаганды физичecкoй кyльтypы, спорта и
здорового образа жизни. В последнее время получили развитие вопросы
использования спортивно-исторического наследия в работах Е.А. Истягиной-
Елисеевой [61, 62, 63], В.И. Аксельрода [19]; изучения средств и приёмов связей с
общественностью в пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа
жизни в исследованиях Г.Х. Муртазиной [113], Б.А. Алмазова [21];
образовательного и воспитательного потенциала пропаганды в работах
Г.В. Дивиной [49], Л.Н. Бережновой и О.Л. Поминовой [27], Шороховой [175],
Е.Ю. Комевой [85], в том числе развития молодёжного волонтёрского движения
как средства популяризации спорта в работах К. С. Астафьева,
А. Б. Преображенского [23] и др. Важным для понимания феномена пропаганды
являются исследования Е.Ф. Филатовой [158], С. И. Крамского [89],
А.И. Ненашева [115] в области восприятия информации молодежью, которые
свидетельствуют о трансформации современного информационного пространства,
что неизбежно ведет к образованию новых систем ценностей, изменению
познавательных и практических приоритетов человека.
Анализ педагогических исследований в области профессиональной
подготовки показал, что большое количество работ на современном этапе связано
с решением задач повышения качества высшего профессионального образования.
Работы И.А. Зимней [57], В.В. Серикова, В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой
[139], А.В. Хуторского [163] направлены на структурирование содержания
образования на основе компетентностного подхода, разработку моделей
профессиональных стандартов. Авторы отмечают возрастающую роль
надпредметности, междисциплинарных связей, многофункциональности в
содержании учебных дисциплин, в том числе, при организации образовательного
процесса – Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина, Э.А. Болодурина, М.И Банников [59],
Л.А. Липская [102]. Одним из важных направлений исследований в работах
В.И. Звонникова [56]; Ю.Г. Татура [151] и др. является вопрос разработки
технологий оценивания в процессе обучения; экспертизы качества освоения
компетенций студентами – в исследованиях Н.Ф. Ефремовой [53, 54, 55];
В.С. Аванесова [15]; изучение показателей компетентности в профессиональной
деятельности – В.И. Блинова, Б.А. Сазонова, А.Н. Лейбовича, О.Ф. Батровой,
И.А. Волошиной [114] и др.
Предметом исследования в области профессиональной подготовки
специалистов по физической культуре и спорту становятся проблемы
модернизации, рассматриваемые в работах Л.И. Лубышевой [103, 104, 105];
А.Г. Казаковой [64]. Авторы раскрывают внедрение инновационных технологий
физического воспитания, в том числе, влияние культурообразующего потенциала
спорта.
Введение профессиональных стандартов (ПС) в области физической
культуры и спорта привело к необходимости изучения вопросов формирование
новых образовательных программ с учетом требований данных документов. Эту
задачу решают в своих работах В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов [132],
М.Ю. Щенникова, Т.М. Овсюк [177, 178]. В исследованиях Л.А. Липской и
В.А. Анисимовой [22, 102] отмечается, что новые образовательные стандарты
физкультурно-спортивного профессионального образования должны
предусматривать интегрированное описание результатов образования, которые
ориентированы, не только на обучение, но и на воспитание, развитие культуры
личности будущего специалиста, его творческих и коммуникативных
способностей, а для повышения эффективности подготовки преподавателям вузов
физической культуры, делает акцент А.Е. Митин [110], следует применять
гуманитарные технологии при обучении студентов.
Изучение процесса подготовки к агитационно-пропагандистской работе и
формирования компетенций у студентов вузов физической культуры представлены
в исследованиях Н.Б. Пухаревой [134], диссертационных работах Л.Б. Шороховой
[172], Н.А. Шакиной [166, 167, 168].
Анализ и обобщение научно-методической литературы
определил противоречия:
– между задачами государства по усилению пропаганды спорта, здорового
образа жизни и результатами работы по пропаганде в части привлечения
занимающихся к занятиям физической культурой и спортом;
– между воспитательно-образовательным потенциалом пропаганды в новых
социально-культурных и информационных условиях и использованием
сложившихся традиционных подходов к содержанию подготовки специалистов
для сферы физической культуры и спорта, в том числе отсутствием инновационных
методик обучения студентов агитационно-пропагандисткой работе на
современном уровне.
Данные противоречия позволили сформулировать научную задачу
исследования, которая состоит в необходимости обоснования учебно-
методического обеспечения подготовки студентов вузов физической культуры и
спорта к агитационно-пропагандистской работе среди населения с учетом
объективных условий среды.
Объект исследования – агитационно-пропагандистская работа в системе
профессиональной подготовки студентов вузов физической культуры.
Предмет исследования – педагогические подходы, структура и содержание
подготовки студентов вузов физической культуры к агитационно-
пропагандистской работе.
Цель исследования – теоретическое и экспериментальное
обоснование методики обучения студентов вузов физической культуры
агитационно-пропагандистской работе в структуре профессиональной
деятельности.
Гипотеза исследования – предполагается, что процесс подготовки
студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе по
привлечению населения к занятиям физической активностью будет эффективным,
а практическая деятельность будущих специалистов результативной и
конкурентоспособной при условии, если:
1) содержание подготовки будет строиться с учетом основных характеристик
структуры функционирования пропаганды в сфере физической культуры и спорта,
определения места и роли пропаганды спорта в общем комплексе социальных задач
государства;
2) определены структурно-содержательные компоненты модели подготовки
студентов к агитационно-пропагандистской работе;
3) разработана и применена в учебном процессе методика обучения,
основанная на практико-ориентированных заданиях, построенная с учётом
таксономии образовательных целей;
4) выявлены и обоснованы основные критерии, показатели и
диагностический инструментарий оценки эффективности обучения студентов
агитационно-пропагандистской работе.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические аспекты агитационно-пропагандистской работы в
сфере физической культуры и спорта.
2. Определить факторы влияния на процесс подготовки студентов вузов
физической культуры к агитационно-пропагандистской работе.
3. Разработать и обосновать структурно-содержательную модель подготовки
студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе.
4. Разработать и внедрить методику обучения студентов физкультурных
вузов агитационно-пропагандистской работе, определить её эффективность в
условиях педагогического эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные
идеи, теории и концепции в области:
– теории коммуникации и пропаганды (Э. Бернейс У. Липпман, Г. Лассуэлл,
С.Г. Кара-Мурза, Г.Г. Почепцов, П.А. Виноградов, и др.);
– совершенствования форм, методов и средств обучения и воспитания
(И.Я. Лернер; М.Н. Скаткин, В.И. Звонников и др.);
– личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготской, В.А. Кан-Калик,
Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев и др.);
– компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.Я. Зимняя,
В.В. Сериков, Дж. Равен, Б.Д. Эльконин и др.);
– профессионального образования, в том числе, в сфере физической культуры
и спорта (В.И. Жолдак, Л.И. Лубышева, С.С. Филиппов, В.Ф. Костюченко,
Г.Н. Пономарев, С.П. Евсеев, Н.Г. Закревская, Е.В. Утишева, М.Ю. Щенникова и
др.).
Для решения поставленных задач применялись взаимодополняющие методы
исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической
литературы и учебной документации, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий), опрос (беседа, анкетирование), методы
математической статистики.
Научная новизна исследования.
1. Обоснована необходимость применения положений теории коммуникации и
пропаганды для сферы физической культуры и спорта в современных условиях при
подготовке студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской
работе среди населения на основе парадигмального подхода.
2. Разработана структура функционирования пропаганды в сфере физической
культуры и спорта, включающая совокупность пяти компонентов – нормативного,
управленческого, потребительского, технологического и образовательного,
оказывающих целенаправленное влияние на процесс подготовки студентов к
агитационно-пропагандистской работе.
3. Разработана модель подготовки студентов вузов физической культуры к
агитационно-пропагандисткой работе, строящаяся на трех уровнях: стратегическом – в
деятельности органов государственной власти, тактическом – в деятельности
образовательных организаций, оперативном – в деятельности структурных
подразделений образовательных организаций, осуществляющих подготовку по
определенным образовательным программам. Модель базируется на определении
компетенций ФГОС и трудовых функциях соответствующих профессиональных
стандартов, характеризующих деятельность по осуществлению пропаганды
согласно блокам – ценностно-мировоззренческому, профессионально-
коммуникативному, организационно-технологическому.
4. Разработана и апробирована методика обучения студентов физкультурных
вузов к агитационно-пропагандисткой работе на основе практико-ориентированного
обучения в соответствии с таксономией образовательных целей.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
– в расширении представлений о роли и месте пропаганды в сфере физической
культуры и спорта;
– в применении парадигмального подхода к описанию исторических этапов
развития пропаганды физической культуры и спорта в России;
– в выявлении и обосновании компонентов структуры функционирования
пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Практическая значимость работы состоит в возможности использовать
материалы исследования специалистами в области пропаганды, связей с
общественностью и рекламы; преподавателями вузов физической культуры; в
работе педагогов и тренеров с обучающимися в детско-юношеских спортивных школах
и с профессиональными спортсменами; в отношении с клиентами спортивно-
оздоровительных центров, спортивных учреждений и организаций; в системе профес-
сиональной подготовки и переподготовки сотрудников и руководителей учреждений и
организаций физкультурно-спортивного профиля; в деятельности журналистов и
работников различных СМИ, функционирующих в области физической культуры и
спорта.
Предложенные структура функционирования пропаганды физической
культуры и спорта и основные парадигмы развития пропаганды спорта в России,
модель подготовки студентов к агитационно-пропагандистской работе,
разработанная и внедрённая методика и рекомендации, направленные на
совершенствование системы обучения, могут использоваться при подготовке
бакалавров в физкультурных вузах, при чтении дисциплин гуманитарного цикла,
коммуникативной, управленческой, психолого-педагогической направленности.
Результаты исследования были использованы при разработке рабочей
программы по дисциплине «Пропаганда и связи с общественностью в сфере
физической культуры и спорта» в рамках учебного плана подготовки бакалавров
по направлению «Физическая культура».
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективность процесса подготовки студентов вузов физической
культуры к агитационно-пропагандисткой работе обусловлена применением
парадигмального подхода к анализу феномена пропаганды, где социальная
парадигма выступает как системообразующее звено, критерий или идея для
определения исторических периодов развития пропаганды и ее использования в
построении структуры функционирования пропаганды физической культуры и
спорта в современных условиях, характеризуемая взаимосвязью факторов –
нормативного, управленческого, технологического, потребительского,
образовательного, последний из которых определяется комплексом
педагогических подходов, соответствующих целям обучения.
Пропаганда физической культуры и спорта – это особый вид
коммуникационной деятельности субъекта, осуществляемой в целях
формирования устойчивой позиции индивидуума или общественной группы к
принятию ценностей физической культуры, спорта и здорового образа жизни и
изменения социального поведения людей с помощью комплекса современных
средств и инструментов коммуникации в рамках социально-исторической
парадигмы.
2. Структурно-содержательная модель процесса подготовки специалистов
для агитационно-пропагандистской работы включает в себя следующие звенья и
уровни: стратегический уровень раскрывает целевое назначение подготовки
студентов в соответствии с государственным заказом на специалистов по ФК и С;
тактический уровень определяет содержание образовательной деятельности в
соответствии с трудовыми функциями профессиональных стандартов и
рекомендуемыми компетенциями ФГОС, систематизированными по новым
разработанным критериям; оперативный уровень отражает результативный этап
применения педагогических технологий в текущей образовательной деятельности,
раскрывает организацию процесса обучения, исходя из разработанной
экспериментальной методики практико-ориентированного обучения на основе
таксономии образовательных целей.
3. Экспериментальная методика подготовки студентов к агитационно-
пропагандистской работе на основе практико-ориентированных заданий в
соответствии с таксономией образовательных целей обеспечивается комплексом
педагогических технологий аудиторной и внеаудиторной работы, формами,
средствами, методами и приёмами обучения, применяемыми целенаправленно
при освоении студентами трёх ключевых блоков компетенций – ценностно-
мировоззренческого, профессионально-коммуникативного и организационно-
технологического, разработанных в результате исследования как базовые для
построения эффективного процесса обучения и оперативного мониторинга уровня
сформированности компетенций.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследовательская
работа проводилась с 2013 по 2020 гг. В опытно-экспериментальной работе были
задействованы: студенты НГУ им. П.Ф. Лесгафта направления подготовки
бакалавров «Физическая культура» (281 человек); студенты и преподаватели –
участники Всероссийского слёта отличников вузов физической культуры и спорта
2017 года (124 человека).
Личный вклад автора в исследовании состоит в:
– изучении состояния исследуемой проблемы – анализе существующего в
настоящее время теоретического и методического обеспечения процесса
подготовки студентов физкультурных вузов к агитационно-пропагандистской
работе;
– разработке модели формирования компетенций агитационно-
пропагандистской направленности у студентов вузов физической культуры для
осуществления пропаганды спорта в профессиональной сфере;
– разработке рабочей программы дисциплины «Пропаганда и связи с
общественностью в сфере физической культуры и спорта»;
– разработке и реализации программ внеучебной деятельности со студентами
(«Клуб любителей футбола», Всероссийский слёт отличников вузов физической
культуры (2015 – 2017 гг.).
Обоснованность выводов и основных положений, выносимых на защиту
обеспечивается чётким определением области изучения, постановкой задач
исследования, содержательным анализом источников, логикой, соответствующим
набором методов исследования, репрезентативностью выборки испытуемых (более
300 человек), корректными результатами в процессе обработки данных методами
математической статистики.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Материалы
диссертации докладывались на: Всероссийской с международным участием
научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье в
современном обществе» (г. Воронеж, 2014 г.), ХХ Международном научном
конгрессе «Олимпийский спорт и спорт для всех» (16-18 декабря 2016 г.); XVI
международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века:
драйверы социально-экономического развития» (22-25 ноября 2016 г.);
Всероссийской научной конференции с международным участием IX Санкт-
Петербургские социологические чтения «Социология физической культуры и
спорота: состояние и перспективы развития» (14-15 апреля 2017 г.); II
Всероссийской научно-практической конференции «Научно-педагогические
школы в сфере спорта и физического воспитания» в рамках VIII международного
конгресса «Спорт, человек, здоровье», Санкт-Петербург (12-14 октября 2017 г.); VI
международной научно-практической конференции «Менеджмент в спорте.
Глобальные вызовы и региональное развитие» (29-30 ноября 2017 г., Санкт-
Петербург); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные
подходы к формированию физической культуры работающего населения и
использованию физкультурно-оздоровительных технологий в процессе
профессиональной деятельности» (10 декабря 2019 г., Екатеринбург); научно-
практических конференциях профессорско-преподавательского состава
Национального государственного Университета физической культуры, спорта и
здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2016 – 2018 гг.
Основные положения диссертационного исследования были отражены в 20
публикации, в том числе 6 статьях в научных рецензируемых журналах,
рекомендованных ВАК РФ. Результаты научно-исследовательской работы
апробированы и внедрены в образовательную практику, что подтверждается
соответствующими актами (приложение Р).
Структура работы. Рукопись диссертации состоит из введения, четырех
глав, заключения, практических рекомендаций, списка сокращений и условных
обозначений, списка литературы, включающего 194 источника, в том числе 6 на
иностранном языке, списка иллюстративного материала и 14 приложений. Работа
изложена на 220 страницах, проиллюстрирована 11 рисунками и 29 таблицами.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Подготовка студентов вузов физической культуры к агитационно-пропагандистской работе в контексте профессиональной деятельности»

    Публикации автора в научных журналах

    Е. В. Калашникова, Т. Э. Круглова // Современное педагогическоеобразование. – 2– № – С. 109
    Е. В. Калашникова, Т. Э. Круглова // Современное педагогическоеобразование. – 2– № – С. 50
    Проблемы военно-патриотического воспитания при подготовке студенческой молодежи к воинской службе
    А. Ю. Холоимов, Е.В. Калашникова // Актуальные проблемы физической и специальнойподготовки силовых структур. – 2– № 2 (11). – С. 271
    Содержание и структура программного материала военно-прикладной физической подготовки
    С. О. Буланов, Е.В. Калашникова, А. Ю. Холоимов, В. П. Фенько // Актуальные проблемыфизической и специальной подготовки силовых структур. – 2– № 1 (14).– С. 73
    Е. В. Калашникова // ВестникИнститута экономики и социальных технологий. – 2– № – С. 87
    Болельщики как потребители спортивного зрелища
    Е.В. Калашникова // Физическая культура и спорт: анализ социальныхпроцессов : материалы международной научной конференции 24-27 сентября2008 года / Национальный государственный университет физическойкультуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, кафедрафилософии и социологии ; Российский фонд фундаментальныхисследований. – Санкт-Петербург : НП «Стратегия будущего», 2– С.178
    Использование метода проектов в процессе изучения дисциплины «Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью»
    Е. В. Калашникова // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского составаНационального государственного университета физической культуры,спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2011 год (28-29февраля 2012 г.). – Санкт-Петербург, 2– С. 103
    Социальные медиа: новый формат коммуникации в работе со студенческой аудиторией
    Е. В. Калашникова // Материалыитоговойнаучно-практическойконференциипрофессорско-преподавательского состава Национального государственного университетафизической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2012 г. – Санкт-Петербург, 2– С. 98
    Концепция патриотического воспитания студентов вузов физической культуры
    Е. В. Калашникова // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского составаНационального государственного университета физической культуры,спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2013 год. – Санкт-Петербург, 2– С. 83
    Патриотическое воспитание студентов в вузах физической культуры
    Е. В. Калашникова, Т. Э. Круглова // Физическаякультура, спорт и здоровье в современном обществе : сборник научныхстатей Всероссийской с международным участием научно-практическойконференции / под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой. – Воронеж :Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2– С. 33
    Пропаганда физической культуры и спорта: заказ государства или запрос общества
    Е. В. Калашникова // Материалы итоговойнаучно-практическойконференциипрофессорско-преподавательскогосостава Национального государственного университета физическойкультуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2015 г.,посвященной 120-летию Университета. – Санкт-Петербург, 2– С.
    Пропаганда физической культуры и спорта: архаика или современность
    Е. В. Калашникова, Т. Э. Круглова // Менеджмент XXI века.Драйверы социально-экономического развития : сб. научных статей. –Санкт-Петербург, 2– С. 253
    Пропаганда спорта для детей: неформальный взгляд
    Е. В. Калашникова, Т. Э. Круглова // Олимпийский спорт и спорт для всех.ХХ Международный конгресс. 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург,Россия : материалы конгресса. Ч. – Санкт-Петербург, 2– С. 92
    Ключевые подходы к изучению пропаганды спорта в условиях изменения информационного пространства
    Е. В. Калашникова //Социология физической культуры и спорта: состояние и перспективыразвития. IX Санкт-Петербургские социологические чтения : сборникматериалов Всероссийской научной конференция с международнымучастием, 14-15 апреля 2017 г., Санкт-Петербург, Россия. – Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та, 2– С. 178
    К вопросу о пропаганде спорта
    Е. В. Калашникова, Т.Э. Круглова // VIII Международный Конгресс «Спорт, Человек, Здоровье».12-14 октября 2017 г., Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса / подред. В. А. Таймазова. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2– С.373
    Анализ результатов пропаганды хоккея для школьников в условиях реализации программы «Добрый лед»
    Е. В. Калашникова,Т. Э. Круглова // Материалы итоговой научно-практической конференциипрофессорско-преподавательского состава Национального государственногоУниверситета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,Санкт-Петербург, за 2017 г., посвященной Дню российской науки. – Санкт-Петербург, 2– Ч. – С. 118
    Пропаганда физической культуры и спорта
    Е.В. Калашникова // Словарь по социологии физической культуры и спорта /под общей ред. С. И. Росенко. – Санкт-Петербург, 2– С. 72
    Формы пропаганды спорта в условиях трансформации информационного пространства
    Е. В. Калашникова // Актуальные подходык формированию физической культуры работающего населения ииспользованию физкультурно-оздоровительных технологий в процессепрофессиональной деятельности : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2– С. 61

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Мария Б. преподаватель, кандидат наук
    5 (22 отзыва)
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальнос... Читать все
    Окончила специалитет по направлению "Прикладная информатика в экономике", магистратуру по направлению "Торговое дело". Защитила кандидатскую диссертацию по специальности "Экономика и управление народным хозяйством". Автор научных статей.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Дарья С. Томский государственный университет 2010, Юридический, в...
    4.8 (13 отзывов)
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссерт... Читать все
    Практикую гражданское, семейное право. Преподаю указанные дисциплины в ВУЗе. Выполняла работы на заказ в течение двух лет. Обучалась в аспирантуре, подготовила диссертационное исследование, которое сейчас находится на рассмотрении в совете.
    #Кандидатские #Магистерские
    18 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Ольга Б. кандидат наук, доцент
    4.8 (373 отзыва)
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских... Читать все
    Работаю на сайте четвертый год. Действующий преподаватель вуза. Основные направления: микробиология, биология и медицина. Написано несколько кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ. Слежу за новинками в медицине.
    #Кандидатские #Магистерские
    566 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»