Полифункциональное слово «наоборот»: семантическая и синтаксическая специфика

Линь Лимэй
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Часть речи «наречие» в современной русистике: проблемные вопросы
1.2. Понятие «вводные слова» и смежные понятия в современной русистике
1.3. Понятие «полифункциональность» и смежные понятия
1.4. Слово «наоборот» в научной литературе
1.4.1. Происхождение «наоборот»
1.4.2. Семантика слова «наоборот»
Выводы по главе 1
Глава 2. Функционирование наречия «наоборот» в современном русском языке
2.1. Методика сбора материала исследования
2.2. Специфика наречия «наоборот»
2.3. Сочетаемость наречия «наоборот» в приглагольной позиции
2.3.1. Сочетаемость наоборот1
2.3.2. Сочетаемость наоборот2
2.4. Синтаксические функции наречия «наоборот» в приглагольной позиции
2.4.1. Функция обстоятельства
2.4.2. Функция предикативная
2.5. «Наоборот» в присубстантивной позиции
2.6. Устойчивое сочетание «с точностью до наоборот» в качестве наречной единицы
Выводы по главе 2
Глава 3. «Наоборот» как дискурсивное слово
3.1. Местоположение и синтаксические позиции наоборот3 в предложении и тексте
2
3.2. Функции наоборот3
3.2.1. Базовая функция наоборот3
3.2.2. Функция текстовой скрепы
3.2.3. Функция конкретизатора при союзе
3.2.4. Функция замещения
3.2.5. Функция введения ответной реплики в диалоге
3.3. Способы оформления компонента с семантикой «противоположность» в текстах с наоборот3
3.4. Типичные синтаксические структуры с наоборот3
3.4.1. Параллелизм
3.4.2. Эллиптические структуры
3.4.3. Структуры с союзами сопоставительно-противительной семантики
3.5. Устойчивое сочетание «с точностью до наоборот» в качестве дискурсивной единицы
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Список сокращений и условных обозначений

Во Введении определены объект и предмет исследования, обоснована
актуальностьтемы,поставленыцельизадачиисследования,
сформулированы его научная новизна, теоретическая и практическая
значимость, показаны методы исследования, изложены теоретическая и
методологическая база исследования, дана характеристика анализируемого
материала, приведены положения, выносимые на защиту, представлена
информация об апробации основных результатов работы.
Глава 1 «Теоретические основы исследования» представляет собой
теоретическую часть диссертации.
В параграфе 1.1 «Часть речи «наречие» в современной русистике:
проблемныевопросы»представленыточкизренияучёных
(В.В. Виноградов, А.В. Дегальцева, В.Б. Евтюхин, П.А. Лекант, Ф.И. Панков,
Д.В. Руднев, Л.А. Савелова и др.) относительно проблемных вопросов,
касающихся наречия как части речи. Наречие – одна из четырех основных
частей речи в русском языке, но считается, что оно находится на их
периферии, поскольку, как отмечается в научной литературе, существенно
отстает от других частей речи в количественном отношении. Проблемные
вопросы теории наречия обусловлены отсутствием морфологического и
семантического единства у слов, которые относятся к этой части речи. Это
приводит к существенному разнообразию в синтаксических функциях
наречия. Поэтому в данном разделе обсуждаются вопросы семантической
классификации наречий и вопросы квалификации их синтаксических
функций.Вчастности,однимизпроблемныхвопросов,активно
обсуждаемых в научной литературе, является вопрос о вхождении наречия в
состав сказуемого.
В параграфе 1.2 «Понятие «вводные слова» и смежные понятия в
современной русистике» обсуждается соотношение понятий и терминов
«вводныеслова»,«модальныеслова»,«вводно-модальныеслова»,
«дискурсивные слова». Обсуждение этого вопроса строится на основе точек
зрения, представленных в работах В.В. Виноградова, И.И. Мещанинова,
А.М. Пешковского, в работах современных исследователей Е.Ю. Викторовой,
С.А. Манаенко,Т.И. Муковозовой,В.И. Чуглова,Е.А. Пантелеевой,
Н.П. Перфильевой и других, а также в академической «Русской грамматике»,
в монографии «Дискурсивные слова русского языка». Изучение основных
положений теории показывает, что эти термины частично обозначают одни и
те же явления языка, но характеризуют эти явления в разных аспектах.
Модальные слова рассматриваются как особый семантический класс и как
особый грамматический разряд. Вводные слова – это синтаксическая
функция разных типов слов, в том числе модальных. При этом существует
точка зрения, что понятие «вводности» шире понятия модальности, понятие
«дискурсивные слова» шире понятия «модальные слова» и «вводные слова»,
так как распространяется на единицы разных классов и разных частей речи.
Термин «дискурсивные слова» используется для обозначения единиц,
выполняющих разного рода текстовые функции.
В параграфе 1.3 «Понятие «полифункциональность» и смежные
понятия»обсуждаетсясоотношениепонятийитерминов
«полифункциональность»,«грамматическаяомонимия», «гибридность»,
«функциональная омонимия». Анализ понятий базируется на работах
В.В. Виноградова,В.В. Бабайцевой,Н.О. Григорьевой,Ф.И. Панкова,
Е.А. Стародумовой и других исследователей.
В результате в работе делается вывод, что с помощью терминов
«полифункциональность», «грамматическая омонимия» и «гибридность»
описываютсяоченьблизкиеявления,втожевремятермины
«полифункциональность» и «грамматическая омонимия» могут считаться
синонимами,атермин«гибридность»характеризуетиноеявление.
Полифункциональнымпризнаетсяслово,сохраняющееединый
семантический инвариант и при этом выполняющее разные синтаксические
функции (Е.А. Стародумова). Слова-гибриды совмещают признаки разных
классов в одной и той же функции. Что касается соотношения понятий и
терминов «полифункциональность» и «функциональная омонимия», то они
относятсякодномуитомужеявлению,нопоказываютпрямо
противоположные точки зрения исследователей на само это явление.
В параграфе 1.4 «Слово «наоборот» в научной литературе»
рассматриваются происхождение «наоборот» и семантика слова «наоборот».
По В.В. Виноградову, наречие «наоборот» входит в группу единиц,
образованных путем слияния предлога НА и винительного падежа
единственного числа существительных. Этимологически оно связано с
глаголами воротить, вертеть, ст.-слав обратити, т.е. ‘повернуть’.
В толковых словарях слово «наоборот» определяется как наречие,
вводное слово, частица (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Большой толковый
словарь и др.). Выделяются следующие значения наречия «наоборот»: «1)
Обратной или противоположной стороной, с обратной или противоположной
стороны. Прочитать слово наоборот. 2) Противоположно тому, что нужно
или что ожидалось, совсем не так. Делать наоборот.» (С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).
Все исследователи указывают на то, что «наоборот» является одним из
средстввыраженияпротивительногоотношения(Д.И. Ишханова,
М.С. Милованова, М.В. Ляпон). В «Русской грамматике» 1980 слово
«наоборот»включеновсоставвводныхслов,выражающих
противопоставленность.Специальномуописаниюслова«наоборот»
посвященыстатьи Г.Е. Крейдлина иН.Б. Василевской. Г.Е. Крейдлин
рассматривал только неслужебное употребление слова «наоборот». Он
выделилтритипаупотребления«наоборот»,которыеразличаются
контекстом. Н.Б. Василевская описывает слово «наоборот» по схеме,
принятой в монографии «Дискурсивные слова русского языка», и во всех
употребленияхопределяет«наоборот»какдискурсивноеслово.
Исследователь выделяет у «наоборот» два аспекта: оно может указывать на
то, что две ситуации представляют собой разные (возможные) реализации
одногообщегоположениявещейичтооднаситуацияявляется
противоположной другой ситуации реализацией общего положения дел.
Во второй главе «Функционирование наречия «наоборот» в
современномрусскомязыке»проанализированасочетаемостьи
синтаксическиефункциинаречия«наоборот»вприглагольнойи
присубстантивной позиции. У наречия «наоборот» выделяется два лексико-
семантических варианта (ЛСВ), которые в реферируемой работе обозначены
наоборот1 (обратной или противоположной стороной, с обратной или
противоположной стороны) и наоборот2 (противоположно тому, что нужно
или что ожидалось, совсем не так).
Впараграфе2.1короткоописанаметодикасбораматериала
исследования.
В параграфе 2.2 определено место наречия «наоборот» в современных
классификациях.
Впараграфе2.3.«Сочетаемостьнаречия«наоборот»в
приглагольной позиции» представлена сочетаемость ЛСВ наоборот1 и
наоборот2.
В результате исследования установлено, что наоборот1 обладает
ограниченной сочетаемостью. К основным глаголам, с которыми сочетается
наречие наоборот1, относятся: писать, читать, произносить, говорить,
смотреть. Эти глаголы называют действия, направленные на определенную
группу материальных объектов, обозначенных словами, называющими
средства оформления речи, письменные или устные, – буквы, звуки, цифры,
слова, фразы, тексты, а также связанными со зрительным восприятием:
кинокадры. Например: Я всегда читаю детективы наоборот – с конца к
началу. (Коллекция анекдотов: абстрактный анекдот). В приведенном
предложениинаоборот1выполняетфункциюприглагольного
распространителя – функцию обстоятельства.
В текстах с наоборот1 характер действия может не раскрываться, но
может и разъясняться, то есть в последующем контексте может быть
объяснение, что понимается под действием «наоборот», например: Правда,
цифры при этом следует читать наоборот – справа налево (Наука и жизнь,
2009). Начните с другой точки. Попробуйте все писать совершенно
наоборот.Скажем,ТеккерейзавидовалДиккенсу.(В. Корнилов.
Демобилизация).
У наоборот1 есть наречный синоним – задом наперед: А я все слова
умею читать наоборот, и он быстро-быстро начал читать вывески задом
наперед (Л. Новоженов Мир тесен // Труд-7, 2001.09.29).
Наоборот2 имеет более широкую сочетаемость и большее количество
синтаксических функций. Оно сочетается со следующими классами глаголов:
– глаголы семантического класса «собственно существования»
(бытийные):быть,обстоять,бывать,оказаться,происходить/
произойти, получаться / получиться, случаться / случиться, делаться,
стать / становиться, идти, выйти / выходить в значении ‘начать
существовать или иметь место’. Например: На самом деле он сильно
недолюбливал собак. В детстве все было наоборот. Тогда, в те блаженные
времена, дня не проходило без того, чтобы он не притащил в дом какую-
нибудь живность – собаку, кошку или, на худой конец, ежа (М. Милованов.
Естественный отбор).
– дейктические глаголы: делать в значении ‘совершать действия,
поступать’, поступать. Такие глаголы Н.Ю. Шведова рассматривает как
отдельный, отличный от бытийных, тип. Например: Совет ответственному
политику: узнай, что хочет народ, и сделай наоборот. Любимая народная
логика – переставлять местами причины и следствия (Д. Драгунский.
Народная дурь // «Частный корреспондент», 2010).
–глаголыречемыслительнойсемантики:думать,говорить
/сказать, понимать, считать (в значении думать), решить, заметить
(‘обратить внимание’) и подобные. Например: Ты сперва дослушай, а потом
делай выводы. Может, ты меня наоборот понял? (Р. Ибрагимбеков.
Забытый август).
Исследование показало, что общая семантика каждой названной группы
глаголов определяет роль наречия наоборот2 в составе предложения.
В параграфе 2.4 представлены синтаксические функции наречия
наоборот2 в приглагольной позиции. Установлено, что в данной позиции
наоборот2 может выполнять функцию обстоятельства и предикативную
функцию.
Всочетаниисдейктическимиглаголаминаречиенаоборот2
выполняет функцию второстепенного, но обязательного члена предложения,
потому что глагол – информативно недостаточный. В таком употреблении
функциянаречиянаоборот2можетбытьквалифицированакак
обстоятельственная. Например: Надо было давать им сгущенное и сухое
молоко, а не свежее, временно не давать овощи и фрукты. Но матери все
делали наоборот, не подозревая, что наносят вред своему ребенку (Наука и
жизнь, 2007).
При взаимодействии с бытийными глаголами наоборот2 выполняет
предикативную функцию, участвуя в формировании предиката двусоставного
и односоставного предложений. Самая типичная для наоборот2 конструкция
с бытийными глаголами: «все + бытийный глагол + наоборот», например: До
него /1925 года/ английская литература влияла на американскую, после – все
пошло наоборот (С. Дангулов. Пристли). В данном случае глагол
приобретает связочную функцию, а наречие входит в состав предикативного
ядра и выполняет функцию именной части составного именного сказуемого в
двусоставном предложении. Такие предложения вписываются в структурную
схему N1 – Adv.
В предложениях без местоимения «все» в позиции подлежащего
актуализируетсясемантикабезличности,поэтомуонимогутбыть
охарактеризованы как односоставные безличные. Например: Название речка
получила, видимо, по деревне, хотя обычно бывает наоборот (А. Иванов.
Message: Чусовая). В таком случае наречие наоборот2 можно рассматривать
как заместитель предикатива в предложениях структурной схемы Praed.
В сочетании с глаголами мыслительной семантики наоборот2
заполняет валентность содержания этих глаголов, в результате в составе
предложения реализуется изъяснительная семантика. В этом случае
наоборот2 характеризует не процесс «думать», «понимать», «считать», а
ситуацию, которая подвергается процессу осмысления. Например: Я вначале
смотрю список – ни одного российского министра, очень плохо”, – говорил
Черномырдин. – А теперь думаю наоборот, а то бы они тут начали делить:
кому трубы, кому карамельки (Известия, 2002.09.22). В таком случае
наоборот2 является номинацией целой ситуации: думаю (как?) наоборот
значит: ‘думаю, что ситуация прямо противоположна той, которая
представлялась / о которой говорилось’.Думаю наоборот – это значит
«думаю, что это не плохо» или: «думаю, что отсутствие российских
министров – это хорошо». Во взаимодействии с речемыслительными
глаголами наречие наоборот2 функционирует в предложении в качестве
синкретичногочлена,совмещающеговсебесемантикуобъектаи
обстоятельства.
Параграф 2.5 ««Наоборот» в присубстантивной позиции» посвящён
анализу сочетаемости и функций наречия «наоборот» в присубстантивной
позиции.
В ходе исследования установлено, что наречие наоборот2 может
заниматьприсубстантивнуюпозициюиможетпримыкатьк
существительным отвлеченным, предметным и именам собственным. В
НКРЯ были обнаружены такие сочетания:
– с существительными отвлеченной семантики: запись наоборот,
кокетствонаоборот,памятьнаоборот,дискриминациянаоборот,
интервью наоборот, допрос наоборот, альпинизм наоборот, расизм
наоборот, сон наоборот, взросление наоборот, астрономия наоборот.
Например: Его можно проиграть, но им нельзя прессовать пластинки, так
как на пластинке получится запись «наоборот» (Химия и жизнь, 1966);
– с существительными предметной семантики: номинации людей:
фокусник наоборот, мещанин наоборот, человек наоборот, штатники
наоборот, тезка наоборот, врачи наоборот, люди наоборот; номинации
устройств и предметов разного типа: насос наоборот, фонтан наоборот,
двигатель наоборот, картины наоборот, сани наоборот; номинации
природных предметов и явлений: горы наоборот, цветы наоборот, солнце
наоборот, сезоны наоборот, тени наоборот, горб наоборот; номинации
помещений: отель наоборот, тюрьма наоборот, камера-одиночка наоборот,
номинации явлений общественной, культурной, социальной жизни человека:
ёлка наоборот (праздник), государство наоборот, гаммы наоборот, песня
наоборот. Например: Мифология древних перуанцев связывает колибри с
пробуждением природы, с разгаром весны (не забывайте, что в Южном
полушарии все сезоны «наоборот», и декабрь – это конец весны – начало
лета) (С. Свистунов. Тайны «линий Наски» // «Зеркало мира», 2012].
– с именами собственными: Лас-Вегас наоборот, Вашингтон наоборот,
Иерусалим наоборот, Шамбала наоборот, Ленин наоборот, Маркс
наоборот, Петрарка наоборот, Дон Кихот наоборот, Достоевский
наоборот, Золушка наоборот, Ширвиндт наоборот, Гамлет наоборот,
Павлик Морозов наоборот, Штирлиц наоборот, Чехов наоборот, Крымская
война наоборот, Библия наоборот. Например: Опять тема собственности и
борьбы за собственность как основное содержание современной эпохи. ББ –
это Маркс наоборот. Маркс призывал забрать собственность и изменить
тем самым жизнь, ББ призывает ни в коем случае не отдавать захваченную
при Ельцине собственность. (Независимая газета, 2003.06.10). Так почему бы
нашей промышленности не наладить выпуск бытовых термостатов – этих
«холодильниковнаоборот»,способныхнеограниченнодолгоевремя
поддерживать заданную повышенную температуру? (Химия и жизнь, 1970).
В присловной присубстантивной позиции наоборот2 выполняет роль
несогласованного определения. В составе функционально неделимых
сочетанийвприсубстантивнойпозициинаоборот2выполняет
предикативную функцию, входит в состав именного сказуемого на правах
семантическиобязательногораспространителя:Австралия–страна
наоборот (Д. Гранин. Месяц вверх ногами).
Для субстантивно-наречного сочетания типичны контексты, в которых с
помощью наречия наоборот2 объясняется характеристика, данная предмету
или явлению (см. примеры выше). Субстантивно-наречное сочетание или
только наречие наоборот2 часто заключается в кавычки, с помощью которых
пишущийпоказываетнестандартностьвыбранногосредствадля
характеристикипредметаилиявления.Наречиенаоборот2в
присубстантивнойпозицииможносчитатьсредствомактивизации
воображения адресанта.
В параграфе 2.6 показано функционирование устойчивого выражения
«с точностью до наоборот» в качестве наречной единицы и отмечено
совпадение ее функций с функциями наоборот2 в приглагольной позиции
В Главе 3««Наоборот»как дискурсивное слово»показаны
характеристики дискурсивного употребления «наоборот».
С синтаксической точки зрения незнаменательное наоборот3 может
рассматриваться как вводное слово в предложении, с точки зрения
семантическойоноотвечаетпризнакаммодальногослова,на
коммуникативном уровне оно может быть определено как дискурсивное
слово. Поскольку понятие «дискурсивное слово» шире, в работе сделан
выводопринадлежностинезнаменательногослова«наоборот»к
дискурсивным словам. В нашей работе дискурсивное «наоборот» обозначено
индексом 3: наоборот3.
В параграфе 3.1 описаны местоположение и синтаксические позиции
наоборот3 в предложении и тексте.
В результате исследования установлено, что дискурсивное наоборот3
может занимать разные синтаксических позиции в предложении и тексте:
в позиции вводного слова: Он проводил туда электричество и по
вечерам, гася свет в комнате, в игрушечном доме, наоборот, включал
(Алексей Слаповский. Не сбылась моя мечта);
в независимой позиции между двумя предложениями: –Что вы, что
вы. Скажете тоже–привередничать. Нам не до переборчивости. Наоборот.
Надо бы побыстрее. Прижимает. Видите ли, тут какая вещь… (А. Волос.
Недвижимость);
в независимой позиции в конце предложения: Давай так: в первом
отделении я дирижирую – ты играешь Моцарта, во втором – наоборот
(Сати Спивакова. Не всё);
в диалоге: – Для тебя антиквариат не хлеб насущный, а увлечение. Оно
не ослабевает? – Наоборот. Когда стал регулярно ездить за границу, то
начал обходить и там все злачные места (Мир & Дом. City, 2003.05.15).
В параграфе 3.2 «Функции наоборот3» установлены разные функции
наоборот3 в разных позициях.
Основная (базовая) функция наоборот3 – указание на то, что
существуют две прямо противоположные ситуации или два прямо
противоположных явления, связанные каким-то общим положением дел.
Например: Деньги никогда не задерживались у Карнаухова, быстро исчезали,
пропадали. У Анны – наоборот. Она была равнодушна к деньгам, а они к ней
липли в виде ежемесячной аренды за квартиру (В. Токарева Своя правда). В
данном тексте представлены две возможные прямо противоположные
реализации одного общего положения дел «наличие денег»: у одного
человека их нет, у другого они есть. На эту основную, базовую функцию
могут накладываться дополнительные функции. Дополнительные функции во
многом зависят от местоположения наоборот3 в предложении и тексте.
Позиция начала предложения и независимая позиция между частями
текста позволяет определить у наоборот3 функцию текстовой скрепы.
Например: Несмотря на то что климат теплеет, в России снега меньше не
станет.Наоборот,площадьивысотаснежногопокровабудут
увеличиваться (Русский репортер, 2013). Все же остальное мое творчество
было лишено формализма. Наоборот. Все мои усилия были направлены на
поиски органической формы для данного содержания (Ю. Елагин. Темный
гений).
В синтаксической позиции вводного слова при союзе дискурсивное
слово наоборот3 может выполнять функцию конкретизатора сочинительных
союзов и, не…но, не…а (а не), не только… но и, или, либо… либо, то…то.
Например: Тётя Глаша, хоть и бедная и обиженная судьбой, никогда ничего
у Нюры не просила и, наоборот, сама, как могла, старалась Нюру ободрить
(Ю. Трифонов. Предварительные итоги). Но известны и другие туманности,
в них звёзды не гаснут, а, наоборот, рождаются и подрастают (Наука и
жизнь, 2008). Лай то приближался, то, наоборот, вроде бы удалялся
(В. Попов. Грибники ходят с ножами).
В синтаксической позиции конца предложения, а также в изолированной
позиции между двумя предложениями наоборот3 может замещать фрагмент
предложения,которыйдолженвключатьвсебяописаниепрямо
противоположной ситуации. Например: Наверное, именно в силу этого
обстоятельства на улицах Тайпея часто можно встретить пару –
европейский мужчина и китайская женщина и никогда – наоборот
(И. Соколова. Бабочки летают (заметки о Тайване)).
В диалогическом тексте наоборот3 может вводить ответную реплику,
при этом в предшествующей реплике диалога может быть вопрос или
утверждение. Например:
– Тебе жалко себя? – Наоборот. Мне кажется, что я чертовски
удачлив (Ю. Визбор. Завтрак с видом на Эльбрус).
– Ах, ты шутишь… – Наоборот, я очень рассержена, Боря!
(В. Губарев. Трое на острове).
В параграфе 3.3 представлены способы оформления компонента с
семантикой «противоположность» в тексте с наоборот3.
Было установлено, что существует различие в способе оформления того
компонентапредложения,спомощьюкоторогообозначается
противоположное явление.
Первый способ оформления. После наоборот3 следует предложение,
которое точно называет противоположное явление. В этом случае наоборот3
усиливает акцент на противопоставлении, оно фактически равно по
содержанию следующему за ним предложению и может быть замещено
словом-предложением «нет». Например: Но он отнюдь не супермен.
Наоборот. Это человек мягкий, добрый (Э. Рязанов. Подведенные итоги). В
этомпредложениихарактеристикамягкий,добрыйчеловек
противопоставляетсяхарактеристикесупермен.Такоесоединение
предложений можно перестроить без слова наоборот3: Но он отнюдь не
супермен. Это человек мягкий, добрый. Кроме того, вместо слова наоборот3
можно использовать отрицательное слово «нет»: Но он отнюдь не супермен.
Нет. Это человек мягкий, добрый. Это показывает, что в семантику слова
наоборот3 входит отрицание.
Второй способ оформления. На противоположное явление может
указывать только наоборот3, само противоположное явление в предложении
не называется. В этом случае функцию наоборот3 можно определить как
вмещающую, или замещающую. Например: Может быть, кому-то
покажется странным, но пережитое в связи с операцией не прибавило мне
желания жить. Наоборот. Поэтому что загадывать? (Н. Амосов. Голоса
времен). В данном предложении слово наоборот3 вмещает в себя смысл
«желания жить стало меньше».
Параграф 3.4 «Типичные синтаксические структуры с наоборот3»
показано, что для наоборот3 характерно функционирование в следующих
синтаксических структурах:
– в структурах с параллелизмом: Такие структуры обусловлены
семантикойлексемы:наоборот3имеетпротивительноезначение,в
результате оно часто используется в контекстах с содержанием, в котором
противопоставляются явления, события, признаки. Исследование показало,
что структуры с параллелизмом можно разделить на два типа: с
антонимическим противопоставлением и без него. Например: Молодёжь
более-менее положительно к ним [состоятельным гражданам] относится, а
среднее и старшее поколение – наоборот (Аргументы и факты, 2003.01.29).
Если сравнить США и Китай, то в штатах производство минимальное, а
уровень жизни высокий. В Китае – наоборот. Так что уровень жизни и
производство не близкие понятия (коллективный. Форум: Социализм vs
Капитализм).
– в структурах с эллипсисом: для наоборот3 также характерно
находиться в эллиптических предложениях и замещать пропущенные члены
предложения или целое предложение. Например: То, что женщина именует
порядком, мужчина называет бардаком. И соответственно – наоборот
(А. Инин. Женщина и уборка).
– в структурах с сопоставительно-противительными союзами: для
наоборот3 характерно функционирование в конструкциях с союзами А,
НЕ…А / А НЕ, НЕ ТОЛЬКО (НЕ)… НО…. Наше исследование показало, что
в конструкциях с союзом А наоборот3 вносит дополнительное значение
противопоставления, которого нет у союза, например: Я пел вместе с
Лимончиком и видел, какое счастливое и красное лицо у Семенова, а у
дедушки, наоборот, гордое и ехидное. (В. Драгунский. Денискины рассказы).
В конструкциях с союзом НЕ…А наоборот3 усиливает, подчеркивает
значение противопоставления, которое уже создано союзом, например: Дело в
том, что деятельность специальных служб – как раз такая сфера
государственного управления, где пресловутый параллелизм не вреден, а,
наоборот, полезен. (Еженедельный журнал, 2003.03.17). В конструкциях с
союзом НЕ ТОЛЬКО (НЕ) … НО… наоборот3 взаимодействует с
отрицательной частицей НЕ, входящей в состав первого компонента и
антонимическими компонентами конструкции, вместе с ними формирует
противительные отношения, например: удельный вес ЕС во внешней торговле
Украины за три последних года не только не вырос, но, наоборот, снизился.
(РИА Новости, 2008.01.15).
В параграфе 3.5 представлено устойчивое сочетание «с точностью до
наоборот» в качестве дискурсивной единицы. Показано, что сочетание «с
точностью до наоборот» может занимать в предложении позицию вводного
слова внутри предложения и позицию в конце предложения. Кроме
собственно дискурсивной функции сочетание может выполнять функцию
замещения.
В Заключении формулируются общие выводы по диссертации.
Входеисследованиябыловыявлено,что«наоборот»может
употребляться и как знаменательное слово (наречие), и как незнаменательное
(вводно-модальное или дискурсивное слово). Это позволяет квалифицировать
его как полифункциональное слово.
Установлено, что наречие «наоборот» имеет два лексико-семантических
варианта: наоборот1 и наоборот2. Лексемы наоборот1 и наоборот2
сочетаются с глаголами разной семантики, а наоборот2 может примыкать к
разным типам имен существительных. При взаимодействии с разными
классами глаголов и существительных наоборот1 и наоборот2 выполняют
разныефункции.Дискурсивноенаоборот3 можетзаниматьразные
синтаксических позиции в предложении и тексте. В зависимости от позиции
в предложении и тексте наоборот3 может выполнять разные функции. В ходе
исследования определены способы оформления компонента с семантикой
«противоположность» в тексте с наоборот3.
Исследование показало, что наоборот3 функционирует в структурах с
параллелизмом,сэллипсисом,вструктурахссопоставительно-
противительными союзами (а, не…а…; не только(не)…но…).
С точки зрения перспективы исследования требуется дальнейшее
рассмотрениеспецификисочетанияинаоборот,функционирование
«наоборот» в структурах с союзом «если», а также анализ знаков препинания,
сопровождающих дискурсивное наоборот3.

Для современной русистики характерно обращение к отдельным языковым единицам как объекту исследования, их всестороннее рассмотрение и описание. Во многом это связано с активизацией лексикографической практики и с преподаванием русского языка как иностранного. Особенного внимания требуют лексические единицы, у которых отмечаются признаки полифункциональности. Выявление свойств каждого отдельного полифункционального слова, установление языковых причин сформировавшейся или формирующейся полифункциональности важно для теории лингвистики в целом, однако не менее важно и практическое использование полученных результатов.
Объектом исследования является полифункциональное слово «наоборот». Предмет исследования – семантическая и синтаксическая специфика названного слова. Выбор слова «наоборот» в качестве центрального объекта исследования связан с возможностью на его примере выявить контекстную специфику полифункционального слова,
Актуальность работы определяется тем, что она включена в проблематику изучения полифункциональности и служебных, и знаменательных слов. Полифункциональность – яркая черта русского языка, она проявляется в грамматике, в семантике и прагматике. Выявление типов полифункциональных слов, установление их специфики актуально с точки зрения более полного представления системы русского языка. Кроме того, актуальность исследования связана с отнесенностью работы к общему направлению изучения незнаменательной лексики, в том числе отражающей креативное поведение говорящего. Тем самым исследование включается в современную антропоцентрическую лингвистическую парадигму. Активное использование национального корпуса русского языка относит работу к разряду корпусных исследований, что также свидетельствует о ее актуальности.
Цель работы заключается в установлении семантической и синтаксической специфики полифункционального слова «наоборот» в разных контекстах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1) изучить и систематизировать сведения о слове «наоборот» в
лексикографической и научной литературе, выяснить установленный в существующих научных исследованиях языковой статус «наоборот»;
2) установить функциональные возможности слова «наоборот»;
3) выявить специфику сочетаемости полифункционального слова «наоборот»;
4) выявить синтаксическую специфику полифункционального слова «наоборот».
Степень разработанности темы. Полифункциональные единицы регулярно привлекают внимание исследователей. Полифункциональность особенно ярко проявляется в тех случаях, когда одна и та же единица выступает то как знаменательное, то как служебное слово. Анализ полифункциональных единиц проводится на разных основаниях, с разных теоретических позиций и с разными целями. Отдельные полифункциональные единицы рассматриваются в статьях В.Н. Завьялова («будь»), Н.О. Григорьевой («что», «чтобы»), Т.А. Жуковой (к слову»), Т.Д. Капустиной («по идее»), Г.М. Крыловой («в целом», «в основном», «в принципе»), А.Г. Сергеевой («в заключение», «в завершение»), Г.Н. Сергеевой («без комментариев»), Е.А. Стародумовой («особенно», «действительно»), Р.Р. Шамсутдиновой («ничего»), И.В. Шертяных («хорошо», «ничего») и работах других исследователей. Слово «наоборот» как объект специального исследования рассматривается в статьях Е.Г. Крейдлина и Н.Б. Василевской. Как одно из средств выражения противительных отношений «наоборот» представлено в исследованиях Д.И. Ишхановой и М.С. Миловановой. Комплексное описание «наоборот» как полифункциональной единицы проводится в данном исследовании впервые.
Теоретической базой исследования явились работы по теории полифункциональности и смежным явлениям (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева, Н.О. Григорьева, Ф.И. Панков, Е.А. Стародумова), работы по теории наречия (В.В.Виноградов, А.В.Дегальцева, В.Б.Евтюхин, П.А.Лекант, Ф.И.Панков, Д.В. Руднев, Л.А. Савелова и др.), работы по теории вводно-модальных и дискурсивных слов (В.В. Виноградов, И.И. Мещанинов, А.М. Пешковский,
«Дискурсивные
Т.И. Муковозов,
сведения о слове «наоборот» (Н.Б. Василевская, Д.И. Ишханова, Е.Г. Крейдлин, М.С. Милованова).
слова русского языка», Е.Ю. Викторова, С.А. Манаенко, Е.А. Пантелеева, В.И. Чуглов, и др.), работы, отражающие
Научная новизна работы заключается в том, что установлена специфика сочетаемости наречия «наоборот» в двух его лексико-семантических вариантах, дифференцированы синтаксические функции наречия «наоборот» в зависимости от его сочетаемости, определены синтаксические функции дискурсивного слова «наоборот», описаны способы обозначения противоположной ситуации в контекстах с «наоборот», установлены типичные синтаксические структуры, в которых функционирует дискурсивноое слово «наоборот».
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные данные вносят дополнение в теорию полифункциональности, расширяют научное представление о сочетаемостных возможностях наречий и синтаксическом потенциале дискурсивного слова.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования может быть создан лексикографический портрет полифункционального слова «наоборот». Материал, представленный в работе, может быть использован в преподавании морфологии, синтаксиса и семантики курса современного русского языка, а также в преподавании курса РКИ. Изучение конкретных употреблений полифункционального слова «наоборот» важно для обучения иностранных студентов правильному использованию этого слова и пониманию текстов с данной лексемой. Полученные данные могут способствовать совершенствованию лингвистической разметки в корпусах.
Методологической базой настоящей работы являются фундаментальные подходы к изучению явлений языка, такие как эмпирическое наблюдение и теоретические методы исследования. Основным методом, использованным в работе, является традиционный описательный метод, включающий следующие приёмы: наблюдение, обобщение и систематизация языковых явлений. Кроме этого, в работе использовалась методика контекстного анализа, а также корпусная методика сбора материала исследования.
Материалом исследования служат языковые факты с полифункциональным словом наоборот, выбранные из Национального корпуса русского языка. В целом проанализировано около 1700 фактов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Слово «наоборот» является полифункциональным словам, совмещающим функции знаменательной части речи наречие и функции дискурсивного слова. Во всех употреблениях «наоборот» сохраняет тождество значения – противительность.
2. Наречие «наоборот» имеет два лексико-семантических варианта (ЛСВ) наоборот1 и наоборот2, каждый из которых имеет собственную сочетаемость. Сочетаемость каждого ЛСВ предопределяет синтаксические функции наречия «наоборот».
3.ЛСВ наоборот1 может функционировать только в приглагольной позиции и выполнять функцию обстоятельства образа действия, его сочетаемость очень узкая.
4. ЛСВ наоборот2 функционирует в приглагольной и в присубстантивной позициях. В зависимости от сочетаемости ЛСВ наоборот2 выполняет разные функции: обстоятельства образа действия, несогласованного определения, предикативную функцию и синкретичную функцию, совмещающую функции предиката и обстоятельства.
5. Дискурсивное слово наоборот3 с точки зрения местоположения в предложении и тексте может занимать позицию вводного слова в начале и середине предложения, изолированную позицию между двумя предложениями, позицию в конце предложения и позицию в ответной реплике диалога. 6.Кроме собственно дискурсивной функции, в зависимости от местоположения наоборот3 может выполнять функцию текстовой скрепы и функцию конкретизатора при союзах.
7. В позиции в конце предложения дискурсивное наоборот3 выполняет функцию замещения, оно может замещать противоположенное содержание по отношению к содержанию в предтексте и может замещать пропущенные члены предложения.
8. Для дискурсивного слова наоборот3 типично функционирование в структурах с параллелизмом, с эллипсисом и структурах с союзами сопоставительно-противительной семантики, таких как А, НЕ…А, НЕ…НО, НЕ ТОЛЬКО (НЕ)…НО.
Достоверность выводов обеспечена научно-методологической базой, лежащей в основе исследования, и репрезентативным эмпирическим материалом.
Апробация работы. Основные результаты исследования были представлены на всероссийских региональных научных конференциях: Научно- практической конференции молодых исследователей «Россия в Азиатско- Тихоокеанском регионе» (Владивосток, 29 апреля 2020 г.); XI Всероссийской научно-практической конференции «Литература и культура Дальнего Востока, Сибири и Восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации» (Уссурийск, 26 марта 2021 г.); Региональной научно-практической конференции молодых исследователей «Россия в Азиатско-тихоокеанском регионе» (Владивосток, 26 апреля 2021 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, списка сокращений и условных обозначений. В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования полифункционального слова «наоборот». В ней представлены основные положения теории наречия как части речи, теории вводно-модальных и дискурсивных слов, теории полифункциональности. Вторая и третья главы являются исследовательской частью диссертации, они посвящены функциональным характеристикам наречия «наоборот» и незнаменательного (дискурсивного) слова «наоборот». В Заключении сформулированы выводы по диссертации.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Анастасия Б.
    5 (145 отзывов)
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическо... Читать все
    Опыт в написании студенческих работ (дипломные работы, магистерские диссертации, повышение уникальности текста, курсовые работы, научные статьи и т.д.) по экономическому и гуманитарному направлениях свыше 8 лет на различных площадках.
    #Кандидатские #Магистерские
    224 Выполненных работы
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»