Повышение эффективности подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации

Киндарова Залина Бадрудиновна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические предпосылки повышения эффективности под-
готовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации ……… 19
1.1. Проектирование безопасной и комфортной среды в общеобра-
зовательной организации как направление профессиональной де-
ятельности педагога-психолога ………………………………….. 19
1.2. Психолого-педагогические особенности осуществления в
вузе профессиональной подготовки будущих педагогов-психоло-
гов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеоб-
разовательной организации ………………………………………… 45
1.3. Модель подготовки будущих педагогов-психологов к проек-
тированию безопасной и комфортной среды в общеобразователь-
ной организации …………………………………………………….. 71
Выводы по первой главе ………………………………………………… 100
Глава II. Прикладные аспекты повышения эффективности подготовки
будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и ком-
фортной среды в общеобразовательной организации ………………… 103
2.1. Методика подготовки будущих педагогов-психологов к про-
ектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации ……………………………………………….. 103
2.2. Экспериментальная проверка эффективности модели подго-
товки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации … 136
Выводы по второй главе ………………………………………………… 163
Заключение ……………………………………………………………… 165
Библиографический список ……………………………………………. 171
Приложение ……………………………………………………………… 206

Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана ее науч-
ная разработанность; представлен научный аппарат исследования, включая объ-
ект, предмет, цель, гипотезу, задачи, теоретико-методологическую основу, этапы
и применяемые методы научного исследования; определены научная новизна,
теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выно-
симые на защиту; указаны данные об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретические предпосылки повышения эффективности
подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и
комфортной среды в общеобразовательной организации» представлены резуль-
таты изучения разработанности проблемы исследования, определена ее теоре-
тико-методологическая основа, уточнено содержания ключевых понятий диссер-
тации, обоснованы принципы и педагогические условия, обеспечивающие повы-
шение эффективности исследуемого процесса, представлена его модель.
Безопасная и комфортная среда в общеобразовательной организации
определяется в диссертации как уникально организованное пространство, ис-
ключающее различные формы насилия ко всем его субъектам, референтное и
обеспечивающее преимущественно положительные эмоции и конструктивные
коммуникации. В такой среде созданы условия для учета индивидуальных и воз-
растных особенностей детей, в том числе имеющих нарушения в развитии; педа-
гоги испытывают удовлетворенность от своей профессиональной деятельности,
а родители обучающихся готовы с ними сотрудничать для обеспечения макси-
мальной продуктивности образовательного процесса.
В исследовании подчеркивается, что практически все педагогические работ-
ники в той или иной мере несут ответственность за безопасность ребенка в
школе. Появляются новые должности (в частности, заместитель директора по
безопасности), в функционал которых входит обеспечение безопасности всех
участников образовательных отношений. Однако, ключевая роль в обеспечении
психологической безопасности обучающихся принадлежит педагогу-психологу,
который может на ранних этапах выявить склонности школьников к агрессив-
ному поведению, обеспечить информирование родителей о необходимости ока-
зания психологической или даже психиатрической помощи таким обучающимся.
По сути, речь идет об участии педагога-психолога в проектировании без-
опасной и комфортной среды в общеобразовательной организации. Указан-
ная деятельность представляет собой процесс разработки и реализации ком-
плекса условий (психолого-педагогических, нормативно-правовых, организаци-
онно-методических и материально-технических), обеспечивающих высокое ка-
чество межличностных отношений между субъектами взаимодействия, их пси-
хологическую защищенность от разных видов насилия, поддержку и удовлетво-
ренность образовательной средой, содействие интеллектуальному, морально-
нравственному, психофизическому развитию обучающихся.
Учитывая многочисленные затруднения, которые испытывают педагоги-пси-
хологии при осуществлении данной деятельности, целесообразно ставить вопрос
о подготовке к ней на этапе профессионального обучения в вузе. Такая подго-
товка предполагает высокий профессионализм соответствующих специалистов,
умение работать с различными субъектами образовательных отношений, способ-
ность противостоять негативным факторам, умение проектировать комфортную
и безопасную среду. Результатом данной подготовки является готовность буду-
щих педагогов-психологов к проектированию безопасность и комфортной
среды. Последнее определяется в диссертации как устойчивое личностно-про-
фессиональное образование, предполагающее ценностное отношение к проект-
ной деятельности, сформированность нравственных убеждений личности, нали-
чие эмоциональной гибкости, толерантности и способности противостоять рис-
кам профессиональной деятельности. Будущие педагоги-психологи, обладаю-
щие указанной готовностью, способны использовать адресный подход к различ-
ным категориям обучающихся на основе консолидации усилий с другими специ-
алистами в общеобразовательной организации.
В структуре определяемой готовности выделены следующие компоненты:
ценностные установки, проектировочные умения, личностно-профессиональные
качества, коммуникативная компетентность.
Повышение эффективности процесса подготовки будущих педагогов-психо-
логов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразователь-
ной организации обеспечивают принципы толерантности, психологической без-
опасности, рациональной эмоциональности, комплексного мониторинга, груп-
повой супервизии, виртуальной включенности. Принцип толерантности связы-
вается с принятием личности, признанием ее права на свое мнение. Принцип пси-
хологической безопасности предполагает эмоциональную, информационную,
статусную поддержку и защиту от разных форм насилия. Принцип рациональной
эмоциональности основан на интеграции логического и интуитивного в осу-
ществлении проектировочных действий. Принцип комплексного мониторинга
базируется на освоении разных инструментов исследования образовательной
среды и состояния личности в ней. Принцип групповой супервизии основан на
внешней оценке психологических решений. Принцип виртуальной включенно-
сти предполагает учет рисков и возможностей виртуальной среды. В диссерта-
ции обосновано, что соблюдение указных принципов позволит создать основу
для формирования готовности будущих педагогов-психологов к проектирова-
нию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации.
Дальнейшее исследование процесса подготовки будущих педагогов-психоло-
гов к проектированию безопасной и комфортной среды в диссертации связано с
использованием специально разработанной модели. Такой подход позволил
установить внутренние причинно-следственные связи между целевыми, содер-
жательными и организационно-педагогическими средствами изучаемого про-
цесса. Понимание причинно-следственных связей является важным с точки зре-
ния повышения эффективности изучаемого процесса. В свою очередь, модель
служит основанием для составления методики, апробация которой предполага-
ется в реальных условиях профессиональной подготовки будущих педагогов-
психологов. В исследовании подчеркивается, что по результатам апробации мо-
гут быть сделаны выводы об эффективности процесса подготовки будущих пе-
дагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды.
Модель разработана в соответствии с положениями компетентностного, ак-
сиологического, деятельностного и экопсихологического подходов и включает
целевой, содержательный, процессуально-технологический, оценочно-результа-
тивный и прогностический блоки (рис. 1).
Целевой блок задает стратегический замысел в плане реализации модели в
условиях профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в вузе и
находит свое воплощение в соответствующих формулировках цели и задач ис-
следуемого процесса.
Целевой блокСодержательный блок
Цель – развитие готовности будущихДисциплины учебного плана ОП ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образова-
педагогов-психологов к проектирова-ние: «Безопасность жизнедеятельности», «Организация проектно-исследовательской деятельности обучаю-
нию безопасной и комфортной средыЗадачи*щихся», «Психологическая безопасность образовательной среды», «Основы психологии семьи и семейных кон-
в общеобразовательной организациифликтов», «Психология девиантного поведения»

Дополнительные содержательные модули: «ПроектированиеПрограмма социально-
Процессуально-технологический блокбезопасной среды в школе», «Консультирование родителейпсихологического тренинга
обучающихся. Различные подходы и позиции влияния»«Учеба без угроз»
Процессуальный компонент

Этапы формирования готовности к проектированию
безопасной и комфортной среды: пропедевтический,Технологический компонент
просветительский, проектный, результативный
Методы обучения: кинотерапия,
Формы: проблемная лекция, лек-библиотерапия, анализ педагоги-
ция-дискуссия, лекция-консульта-Технологии: проектные,
ческих ситуаций, социально-пси-
Педагогический компонентция, лекция-квест, семинарские издоровьесберегающие,хологический тренинг, квест-тех-
практические занятия, включая со-личностно-ориентиро-
нологии, групповая супервизия,
циально-психологический тренингванные, цифровые
Принципы: толерантности, психологической безопас-коллаборация
ности, рациональной эмоциональности, комплексного
мониторинга, групповой супервизии, виртуальной
включенностиСредства: программы учебных дисциплин в рамках профессиональной об-
разовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-
педагогическое образование, программа тренинга «Учеба без угроз», сете-
Педагогические условия**вые психологические сообщества, проектная деятельность

Оценочно-результативный блокПрогностический блок

Ожидаемый результат – готовность будущих педагогов-психологовПрогнозы о возможной ре-Определение об-
к проектированию безопасной и комфортной средызультативности деятельно-ласти и направле-
Возможныерискии
сти будущего педагога-пси-ошибки при осуществле-ний применения
холога, обладающего иссле-нии деятельности по про-модели
Критерии: мотивационно-знаниевый, эмоцио-
дуемой готовностьюектированию безопасной и
нально-регулятивный, коммуникативно-творче-Показатели***
ский, аналитико-деятельностныйкомфортной среды

Рис. 1. Модель подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной
и комфортной среды в общеобразовательной организации
Примечания к рисунку 1:
* Задачи по этапам:
Пропедевтический этап: освоение специфики организации проектной дея-
тельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
выбор наиболее адекватных методик для исследования различных категорий
субъектов образовательного процесса; исследование психологического состоя-
ния и личностных особенностей студентов – будущих педагогов-психологов.
Просветительский этап: анализ педагогических ситуаций из жизненного
опыта студентов; изучении методов, направленных на формирование благопри-
ятного климата в образовательной организации; применении проективных функ-
ций кино для предотвращения потенциальных угроз в организации.
Проектный этап: интеграция методов библиотерапии и кинотерапии в прове-
дении превентивных мероприятий; освоение различных позиций в психологиче-
ском консультировании; разработка проектов по психологическому сопровожде-
нию детей с отклоняющимся поведением и развитием.
Результативный этап: исследование рисков и возможностей социальных се-
тей в проектировании психологической безопасности; знакомство с виртуаль-
ным форматом проведения психологических консультаций; проектирование сце-
нариев оказания психологической помощи учащимся, подвергшимся насилию.
** Педагогические условия:
– формирование ценностного отношения будущих педагогов-психологов к
собственному психологическому здоровью на основе метода интроспекции;
– использование возможностей «психологического кинозала» для анализа
психолого-педагогических ситуаций;
– применение потенциала групповой супервизии для оценки способностей
будущих педагогов-психологов выстраивать адресные коммуникации;
– освоение будущими педагогами-психологами способов онлайн консульти-
рования путем изучения открытых Интернет-ресурсов.
*** Показатели:
– для мотивационно-знаниевого критерия: аналитические способности, про-
фессиональное мировоззрение, самоэффективность и смыслообразование,
стремление обеспечить безопасную среду, знание показателей комфортного пси-
хологического климата;
– для эмоционально-регулятивного критерия: активная жизненная позиция,
эмоциональная гибкость, толерантность, эмпатия, развитое самосознание, стрес-
соустойчивость, гибкая профессиональная позиция;
– для коммуникативно-творческого критерия: коммуникативные склонности,
умение слушать и вести диалог, творческий подход к выстраиванию взаимодей-
ствия с различными специалистами, конфликтологическая компетентность, кре-
ативность в профессиональных решениях;
– для аналитико-деятельностного критерия: способности по выявлению акту-
альных проблем в функционировании общеобразовательной организации, обна-
ружению рисков в реальной и виртуальной среде, реализации проектов по созда-
нию безопасных условий для развития ребенка и комфортных состояний педаго-
гических работников.
Назначение содержательного блока заключается в наполнении и обогаще-
нии основных направлений и содержания профессиональной подготовки буду-
щих педагогов-психологов в части развития их готовности к проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации. Обеспе-
чивается это за счет включения в содержание отдельных учебных дисциплин
предметных модулей, позволяющих оптимально выстроить педагогическую ра-
боту по подготовке будущих педагогов-психологов к осуществлению исследуе-
мого аспекта профессиональной деятельности. Насыщение содержания учебных
дисциплин производится с учетом реализуемого федерального государственного
образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-пе-
дагогическое образование.
Основное назначение процессуально-технологического блока заключается
в процессуальной интерпретации подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды. Здесь определяются пути,
способы и средства технологического осуществления данного процесса в реаль-
ной практике профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов в
вузе. В данном блоке выделены три компонента: процессуальный, технологиче-
ский, педагогический. Процессуальный компонент определяет этапы осуществ-
ления исследуемого процесса: пропедевтический, просветительский, проектный,
результативный. Технологический компонент включает совокупность форм, ме-
тодов и средств, которые определяют своеобразие и авторскую позицию относи-
тельно технологического воплощения стратегии подготовки будущих педагогов-
психологов к осуществлению исследуемого аспекта предстоящей профессио-
нальной деятельности. Содержание педагогического компонента определяют
принципы и педагогические условия, которые обеспечивают успешность осу-
ществления исследуемого процесса и повышение его эффективности.
В оценочно-результативном блоке определены инструменты, с использова-
нием которых появляется возможность делать вывод об успешности протекании
процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды, повышении его эффективности. Наряду с описанием
ожидаемого результата представляются критерии и показатели готовности буду-
щих педагогов-психологов к осуществлению исследуемой профессиональной
функции.
Прогностический блок дает общее представление о предстоящей професси-
ональной деятельности будущих педагогов-психологов и особенностях приме-
нения ими умений по проектированию безопасной и комфортной среды в обще-
образовательной организации. Он также позволяет сделать прогнозы о возмож-
ной результативности профессиональной деятельности будущего педагога-пси-
холога, обладающего исследуемой готовностью. Также можно говорить о воз-
можных рисках и ошибках при осуществлении деятельности по проектированию
безопасной и комфортной среды.
Учитывая то обстоятельство, что участие в проектирование безопасной и
комфортной среды принимают участие не только педагоги-психологи, но и дру-
гие педагогические работники общеобразовательной организации, что подтвер-
ждается действующими профессиональными стандартами, можно видеть новые
перспективы применения модели. В диссертации, в частности, говорится о воз-
можности использования выделенных в модели педагогических условий на этапе
совершенствования профессиональной подготовки (в рассматриваемом аспекте)
будущих учителей, а также специалистов в области воспитания (в частности, пе-
дагогов-библиотекарей, тьюторов). Для этих же целей могут применяться и
предлагаемые содержательные модули «Проектирование безопасной среды в
школе» и «Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и
позиции влияния». Разработанная система критериев и показателей может при-
меняться при совершенствовании внутривузовской системы оценки качества
подготовки будущих педагогов-психологов.
Во второй главе «Прикладные аспекты повышения эффективности подго-
товки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфорт-
ной среды в общеобразовательной организации» представлена методика осу-
ществления исследуемого процесса, изложены цель и задачи экспериментальной
работы, приведены эмпирические данные, указывающие на подтверждение вы-
двинутой гипотезы исследовательской работы.
Методика подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию без-
опасной и комфортной среды в общеобразовательной организации реализуется
на четырех этапах: пропедевтическом, просветительском, проектном и результа-
тивном. Пропедевтический этап является вводным и разворачивается на 2-м
курсе профессиональной подготовки бакалавров, обучающихся по направлению
44.03.02 Психолого-педагогическое образование. На этом этапе решается не-
сколько задач. Освоение специфики организации проектной деятельности с уче-
том возрастных и индивидуальных особенностей школьников обеспечивается с
использованием потенциала дисциплины «Организация проектно-исследова-
тельской деятельности обучающихся». Студенты осваивают методологические
основы этого процесса, способы организации проектной деятельности, применя-
емые для этого образовательные технологии и пр. Данная дисциплина дополня-
ется предметным модулем «Проектирование безопасной среды в школе». Он со-
держит следующие темы: «Современные угрозы безопасности обучающегося»,
«Особенности организации проектной деятельности с обучающимися, имею-
щими отклонения в развитии», «Проектирование здоровьесберегающей среды в
школе», «Психотерапевтические средства проектирования комфортной образо-
вательной среды». Модуль включает в себя 4 часа лекций (в интерактивной
форме) и 6 часов практических занятий.
Для решения задачи, связанной с выбором наиболее адекватных методик ис-
следования различных субъектов образовательного процесса, используется со-
держание учебной дисциплины «Психологическая безопасность образователь-
ной среды». Студенты изучают различные методы мониторинга образователь-
ного процесса и его участников. В форме лекции-провокации преподаватель со-
здает ситуации комфорта и дискомфорта для студентов, а затем совместно с
ними осмысливает верные и неверные педагогические подходы в диагностике
обучающихся, педагогов и детско-родительских отношений. Студенты модели-
руют заранее продуманные и запланированные конфликтные ситуации для того,
чтобы выявить типичные триггеры, спровоцировавшие конфликт.
Решение третьей задачи данного этапа направлено на исследование психоло-
гического состояния и личностных особенностей самих студентов. Студенты
осваивают такой метод самоисследования и оценки окружающей ситуации, как
включенное наблюдение и интроспекция. Исследуются не только личностные
особенности, но и возможности окружающей социальной среды. Используя ме-
тод интроспекции, студенты приобщаются к практике системного анализа своих
переживаний, мотивации, целей, сильных и слабых сторон личности. В данной
деятельности находит отражение первое педагогическое условие – формирова-
ние ценностного отношения будущих педагогов-психологов к собственному
психологическому здоровью на основе метода интроспекции.
На втором этапе реализации методики (просветительском) осуществляется
изучение психолого-педагогических средств, способствующих формированию
благоприятного климата в коллективе. Здесь решается несколько задач. Решение
первой задачи (анализ педагогических ситуаций из жизненного опыта студентов)
может быть выстроено на содержательном материале любой учебной дисци-
плины психолого-педагогического цикла, в том числе и «Психологическая без-
опасность образовательной среды». Изучая тему «Психологические проблемы
насилия», студентам предлагается просмотреть видеозаписи уроков и провести
их психологический анализ с точки зрения ошибок, которые допускает учитель.
Также моделируются ситуации, в которых будущие педагоги-психологи оказы-
вались свидетелями или жертвами педагогически некорректных коммуникаций,
актуализируется опыт из их школьной жизни. Далее эти ситуации подвергаются
психологическому анализу: причины ситуации, возрастные и личностные осо-
бенности ее участников, возможные последствия и способы разрешения.
Вторая задача этого этапа предполагает изучение методов, направленных на
формирование благоприятного климата в образовательной организации. В рам-
ках темы «Технологии создания психологически безопасной среды» определя-
ются критерии благоприятной среды, условия комфортного климата в классе и
школе, роль классного руководителя в сплочении детей. Говоря о методах, спо-
собствующих конструированию благоприятного климата, используется такая ор-
ганизация работы, как коллаборация. Студенты выстраивают совместное сотруд-
ничество для получения выгодного для них результата – создание «копилки по-
лезных методов».
При решении третьей задачи данного этапа применяются проективные функ-
ции кино для предотвращения потенциальных угроз в образовательной органи-
зации. На систематической основе студенты осуществляют психологический
анализ фильмов, организуя такую форму, как «Психологический кинозал». При-
емы работы с фильмами разные: просмотр фрагмента определенного фильма и
дальнейшее его обсуждение; задание на дом студентам, предполагающее при-
смотр киноленты, посвященной определенной теме; подбор студентами фильмов
по конкретной тематике, связанной с множеством аспектов, требующих анализа
ситуаций. В кинокартинах важно найти эффективные инструменты разрешения
сложных ситуаций в практике работы педагога-психолога. Тем самым обеспечи-
вается второе педагогическое условие – использование возможностей «психоло-
гического кинозала» для анализа психолого-педагогических ситуаций.
Третий этап – проектный – предполагает содействие будущим педагогам-пси-
хологам в овладении практикой индивидуального и группового консультирова-
ния с применением различных психологических инструментов. Третий этап
находит свое воплощение на третьем курсе обучения будущих педагогов-психо-
логов. Здесь потенциалом для подготовки студентов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации обладает множе-
ство дисциплин, одной из которых является «Основы психологии семьи и семей-
ных конфликтов». В рамках данной учебной дисциплины студенты исследуют
основные причины нарушения психологического здоровья и социализации лич-
ности. Обогащение содержания данной дисциплины обеспечено предметным
модулем «Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и по-
зиции влияния». В данный модуль включены следующие темы: «Непосредствен-
ные и опосредованные методы психолого-педагогического влияния на родите-
лей», «Позиция психолога в консультативной практике», «Проектирование пси-
хологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ». Формы проведения за-
нятий разные: интерактивное занятие (4 ч.), практическое занятие (7 ч.), лекция
(1 ч.), семинарское занятие (2 ч.). Студенты осваивают различные подходы в ра-
боте с семьей: непосредственные (беседа, убеждение, осуждение, порицание) и
опосредованные (библиотерапия, кинотерапия), учатся их интегрировать.
Решение второй задачи связано с освоением различных позиций в психоло-
гическом консультировании и обеспечивается за счет проводимых на занятиях
деловых игр («Консультация рассерженного отца», «Консультация тревожной
мамы»). Студенты знакомятся с характеристикой каждой консультативной пози-
ции педагога-психолога (советчик, программист, слушатель, «зеркало») и прора-
батывают их в практике. Одни студенты моделируют ситуации консультирова-
ния, а остальные вместе с преподавателем выступают в роли супервизоров,
наблюдают за работой своих одногруппников, оценивают ее по определенным
критериям, затем дают резюме, рекомендации и психологическую поддержку.
Здесь находит выражение третье педагогическое условие – применение потенци-
ала групповой супервизии для оценки способностей будущих педагогов-психо-
логов выстраивать адресные коммуникации.
Третья задача данного этапа связывается с разработкой студентами проектов
по психологическому сопровождению детей с отклоняющимся поведением и
развитием. Преподаватель показывает будущим педагогам-психологам необхо-
димость эмоционального реагирования на проблемы таких семей и ценность ра-
ционального подхода, исключающего лишнюю эмоциональность. Студенты
осваивают основные направления поддержки семей, испытывающих проблемы
в воспитании детей с поведенческими и психическими нарушениями. У них фор-
мируется представление о психологических проблемах родителей таких детей и
вариантах скрининг-диагностики внутрисемейных отношений. Затем проходит
защита групповых мини-проектов по темам, связанным с вариантами психоло-
гической поддержки в процессе консультирования таких семей.
На четвертом (результативном) этапе методики будущие педагоги-психологи
овладевают цифровыми инструментами осуществления психологического со-
провождения образовательного процесса. Эта деятельность осуществляется на
предметном содержании учебной дисциплины «Организация проектно-исследо-
вательской деятельности обучающихся». Для исследования студентами рисков и
возможностей социальных сетей в проектировании психологической безопасно-
сти личности преподаватель проводит лекцию-квест. В таких квестах, как «Мир
без интернета», «Виртуальная жизнь», «Лайкомания» студенты проигрывают
фантастические ситуации, которые в скором времени могут стать реальностью и
повлиять на психологию людей. Анализируются виртуальные сообщества де-
структивного характера и сетевые психологические сообщества, которые служат
основаниями для личностного и профессионального развития человека. Иссле-
дуются риски и возможности социальных сетей, опасности воздействия на не-
сформированную детскую психику деструктивных сообществ. Обсуждается
большой потенциал сетевых психологических сообществ для проектирования
безопасной среды в школе.
Преподаватель демонстрирует студентам нарастающую популярность вирту-
альных форматов оказания психологической помощи людям разного возраста. В
такой работе отражается четвертое педагогическое условие – освоение способов
онлайн консультирования путем изучения открытых Интернет-ресурсов. Сту-
денты анализируют работу психологов на различных порталах («Телефон дове-
рия», «Я-родитель», «Спас-экстрим» и др.). Таким образом, ими осваиваются со-
временные способы оказания психологической помощи людям в формате он-
лайн-консультирования (кризисное консультирование; консультирование, нося-
щее превентивный характер; консультирование детей или взрослых, нуждаю-
щихся в психологическом сопровождении). На этом этапе студенты исследуют
специфику оказания психологической помощи учащимся, подвергшимся наси-
лию, проходят авторский тренинг «Учеба без угроз». Темы тренинговых занятий
(«Образовательная среда. Признаки ее безопасности и комфортности», «Сплоче-
ние группы», «Познание себя. Познание других», «Нет насилию», «Комфортное
общение») включают в себя актуальные вопросы психологической поддержки
жертв насилия. Данный тренинг реализуется с периодичностью одно занятие в
неделю, что позволяет его участникам осмыслить достигнутые результаты и спо-
собы оказания помощи обучающимся.
Таким образом, методика раскрывает логику поэтапного освоения будущими
педагогами-психологами методов и приемов создания в общеобразовательной
организации гармоничной, комфортной и безопасной среды, методические осо-
бенности реализации предметных модулей («Проектирование безопасной среды
в школе», «Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и
позиции влияния»), указания по проведению психолого-педагогического тре-
нинга («Учеба без угроз») и учебных занятий в активной форме.
Цель экспериментальной работы заключалась в доказательство того, что тео-
ретически обоснованная модель обеспечивает повышение эффективности про-
цесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной
и комфортной среды. Устанавливалось это посредством экспериментальной ра-
боты, которая была организована и проведена на базе Чеченского государствен-
ного университета имени А.А. Кадырова и Чеченского государственного педаго-
гического университета. На базе первой организации была сформирована экспе-
риментальная группа и происходило внедрение описанной выше методики.
Качественный вывод о сформированности у будущих педагогов-психологов
готовности к проектированию безопасной и комфортной среды строился с ис-
пользованием следующих критериев: мотивационно-знаниевый, эмоционально-
регулятивный, коммуникативно-творческий, аналитико-деятельностный.
Вывод о достигнутом эффекте был сделан на основании анализа количествен-
ных данных о переходе студентов на более высокие уровни критериев готовно-
сти к проектированию безопасной и комфортной среды (таблица 1).

Таблица 1
Сформированности критериев готовности по данным констатирующего
эксперимента и итоговой диагностики: сравнительная таблица
Выборки /Данные о проведе-Распределение по уровням (%)
n, чел.нии диагностикистартовыйпроектировочныйэкспертный
КритерийМотивационно-знаниевый ( )
Констат. эксп.56,76 %32,43 %10,81 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.8,11 %59,46 %32,43 %
Динамика по критерию 1-48,65 %27,03 %21,62 %
Констат. эксп.57,90 %34,21 %7,89 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.36,84 %44,74 %18,42 %
Динамика по критерию 1-21,06 %10,53 %10,53 %
КритерийЭмоционально-регулятивный ( )
Констат. эксп.51,35 %43,24 %5,41 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.13,51 %56,76 %29,73 %
Динамика по критерию 2-37,84 %13,52 %24,32 %
Констат. эксп.50,00 %47,37 %2,63 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.31,58 %57,89 %10,53 %
Динамика по критерию 2-18,42 %10,52 %7,90 %
КритерийКоммуникативно-творческий ( )
Констат. эксп.59,46 %32,43 %8,11 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.13,51 %56,76 %29,73 %
Динамика по критерию 3-45,95 %24,33 %21,62 %
Констат. эксп.55,26 %39,48 %5,26 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.39,47 %47,37 %13,16 %
Динамика по критерию 3-15,79 %7,89 %7,89 %
КритерийАналитико-деятельностный ( )
Констат. эксп.72,97 %21,62 %5,41 %
ГЭ / n=37
Итогов. диагн.27,03 %48,65 %24,32 %
Динамика по критерию 4-45,95 %27,03 %18,92 %
Констат. эксп.71,05 %23,69 %5,26 %
ГК / n=38
Итогов. диагн.55,26 %34,21 %10,53 %
Динамика по критерию 4-15,79 %10,52 %5,27 %

Использование метода сравнения количественных данных о переходе студен-
тов на более высокие уровни критериев готовности позволяет сделать вывод о
том, что более заметные качественные и количественные изменения произошли
в экспериментальной группе, которая была сформирована из числа студентов Че-
ченского государственного университета имени А.А. Кадырова, обучающихся
по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. С
использованием метода математической статистики (критерий 2 ) установлено,
что соответствующие различия в распределении изучаемой статистики в экспе-
риментальной и контрольной группе имеют достоверный характер. Это обстоя-
тельство дает основание говорить, что соответствующие позитивные изменения
в экспериментальной группе обусловлены влиянием специально разработанной
модели на протекание процесса формирования у будущих педагогов-психологов
готовности к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации.
На этом основании в диссертации сделано заключение о подтверждении вы-
двинутой гипотезы исследования и достижении поставленной цели.
Полученные результаты позволяют верифицировать гипотезу исследования
и сделать следующие выводы:
1. Актуальность проблемы определения теоретических оснований и методи-
ческих средств, обеспечивающих повышение эффективности подготовки буду-
щих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в
общеобразовательной организации, обусловлена усилением требований к содер-
жанию и качеству профессионального образования студентов по направлению
подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, а также ее недоста-
точной проработанностью в теории и практике педагогики.
2. Наиболее важными научными предпосылками для решения указанной про-
блемы являются: определение психолого-педагогического механизма осуществ-
ления процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию
безопасной и комфортной среды в соответствии с положениями компетентност-
ного, аксиологического, деятельностного и экопсихологического подходов;
уточнение содержания понятий «проектирование безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации», «готовность будущих педагогов-
психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации».
3. Управляемость и повышение эффективности процесса подготовки буду-
щих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в
общеобразовательной организации обеспечивают принципы (толерантности,
психологической безопасности, рациональной эмоциональности, комплексного
мониторинга, групповой супервизии, виртуальной включенности) и педагогиче-
ские условия (формирование ценностного отношения будущих педагогов-психо-
логов к собственному психологическому здоровью на основе метода интроспек-
ции; использование возможностей «психологического кинозала» для анализа
психолого-педагогических ситуаций; применение потенциала групповой супер-
визии для оценки способностей будущих педагогов-психологов выстраивать ад-
ресные коммуникации; освоение будущими педагогами-психологами способов
онлайн консультирования путем изучения открытых Интернет-ресурсов).
4. Целостный процесс подготовки будущих педагогов-психологов к исследу-
емому аспекту профессиональной деятельности может быть структурирован и
описан в виде модели, в которой развиваются сложившиеся педагогические под-
ходы к профессиональному обучению указанной категории студентов и предпо-
лагается: а) включение в содержание дисциплин учебного плана предметных мо-
дулей, расширяющих представления об инструментах мониторинга безопасной
и комфортной среды и психолого-педагогических средствах формирования бла-
гоприятного климата в коллективе, позволяющих освоить практики индивиду-
альных и групповых консультаций участников образовательных отношений, в
том числе с использованием цифровых инструментов; б) комплексное использо-
вание в образовательном процессе технологий (проектных, здоровьесберегаю-
щих, личностно-ориентированных, цифровых) и интерактивных методов обуче-
ния (кинотерапия, библиотерапия, анализ педагогических ситуаций, социально-
психологический тренинг, квест-технологии, групповая супервизия, коллабора-
ция), способствующих погружению в безопасную и комфортную среду.
5. Оценка сформированности готовности будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной орга-
низации осуществляется с использованием комплекса критериев, позволяющих
определить динамику изменения ценностных установок, проектировочных уме-
ний, личностно-профессиональных качеств и коммуникативной компетентности.
6. Более высокие показатели сформированности готовности будущих педаго-
гов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобра-
зовательной организации достигаются в случае применения методики, состав-
ленной на основе модели и соответствующих педагогических условий. Методика
раскрывает логику поэтапного освоения будущими педагогами-психологами ме-
тодов и приемов создания в общеобразовательной организации гармоничной,
комфортной и безопасной среды, методические особенности реализации пред-
метных модулей («Проектирование безопасной среды в школе», «Консультиро-
вание родителей обучающихся. Различные подходы и позиции влияния»), указа-
ния по проведению психолого-педагогического тренинга («Учеба без угроз») и
учебных занятий в активной форме.
7. Результаты экспериментальной работы, достоверность которых проверена
методами математической статистики, подтверждают, что повышение эффектив-
ности процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации достига-
ется путем применения в практике профессионального образования разработан-
ной модели и комплекса педагогических условий.
Использование полученных результатов исследования позволит в дальней-
шем сосредоточиться на: расширении и обосновании перечня принципов и педа-
гогических условий формирования готовности будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды; анализе эффективности выде-
ленных педагогических условий в случае совершенствования профессиональной
подготовки в рассматриваемом аспекте будущих учителей, а также специалистов
в области воспитания (в частности, педагогов-библиотекарей, тьюторов); адап-
тации теоретических и прикладных материалов работы к условиям дополнитель-
ного профессионального образования практикующих педагогов-психологов.

Актуальность темы исследования. Безопасность личности выступает
одной из важнейших ее потребностей. Задачей каждого государства является
обеспечение безопасности ее граждан и, в первую очередь, детей. В соответ-
ствии с этим в национальном проекте «Образование» ставится цель повыше-
ния качества образования, что, в частности, предполагает создание макси-
мально благоприятных условий для развития личности ребенка и повышение
профессионализма педагогических работников. Создание безопасной и ком-
фортной среды в общеобразовательной организации входит в функционал
всех педагогов, но в первую очередь педагога-психолога. В профессиональном
стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в связи с этим
выделяется отдельная трудовая функция «Психологическая экспертиза
(оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образователь-
ных организаций». Однако, как показало наше исследование, не все действу-
ющие специалисты данного профиля готовы к ее реализации. Педагоги-пси-
хологи, кроме того, отмечают, что общеобразовательные организации нужда-
ются в проектировании специальных условий для полноценного развития лич-
ности ребенка.
В последние годы усилилась напряженность и конфликтность между
субъектами образовательных отношений. Неблагоприятная экономическая и
социальная обстановка в стране и отдельных регионах приводит к повышен-
ной раздражительности взрослых и детей. Рост агрессии в реальном и вирту-
альном пространстве является угрозой психологической безопасности и ком-
фортности обучающихся. Сегодня как никогда от педагога-психолога зависит
эффективность профилактики нарушений психологического здоровья школь-
ников и обеспечение условий для успешных взаимоотношений в общеобразо-
вательной организации.
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего
образования подготовки бакалавров по направлению 44.03.02 Психолого-пе-
дагогическое образование определены задачи, которые должен будет решать
выпускник. Часть из них связанны с созданием психологически комфортной и
безопасной образовательной среды. Акцент, в частности, делается на проекти-
ровочные компетенции и компетенции, связанные с созданием безопасных
условий жизнедеятельности. Поэтому будущие педагоги-психологи должны
быть готовы к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобра-
зовательной организации. Однако, как обнаружилось по результатам исследо-
вания, большая часть студентов старших курсов только отчасти считают себя
готовыми к этому направлению своей будущей профессиональной деятельно-
сти. При этом анализ показал, что реализуемые в вузе образовательные про-
граммы и учебные дисциплины по направлению подготовки 44.03.02 Психо-
лого-педагогическое образование имеют определенный педагогический по-
тенциал для формирования данных компетенций.
Вместе с тем как практикующие, так и будущие педагоги-психологи
утверждают о необходимости обновления содержательных и организацион-
ных аспектов в направлении подготовки к проектированию психологически
безопасной и комфортной образовательной среды. Они, в частности, заявляют
о потребности в освоении новых форм работы в условиях влияния виртуаль-
ной среды на психологию современных школьников. Соответственно, можно
заключить, что программы подготовки будущих педагогов-психологов нужда-
ются в обогащении содержания предметными модулями, нацеленными на
освоение способов деятельности по обеспечению психологической безопасно-
сти образовательной среды. Целесообразным является также совершенствова-
ние форм, методов и средств профессиональной подготовки студентов, в том
числе в условиях дистанционных способов оказания психологической помощи
субъектам образовательных отношений. Эти позиции приводят к выводу о
необходимости повышения эффективности подготовки будущих педагогов-
психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразо-
вательной организации.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы психологи-
ческой безопасности личности, формирования комфортных условий для обу-
чения школьников, психолого-педагогического сопровождения образователь-
ного процесса выступали предметом научных разработок многих ученых и
практиков. В частности, исследователей интересовали различные риски в об-
разовательной организации, влияющие на психоэмоциональное состояние
школьников (П.Н. Афанасьев, П.И. Беляева, А.О. Прохоров, Н.И. Саттарова,
Е.А. Чекунова и др.). Активно обсуждались вопросы буллинга в школьной
среде (И.В. Волкова, В.О. Гурьева, Ю.В. Обухова, Е.А. Селиванова и др.), в
том числе современные виртуальные формы насилия в виде кибербуллинга
(А.А. Баранов, Е.А. Бенгина, А.А. Бочавер, С.А. Гришаева, А.С. Зинцова, С.В.
Рожина, К.Д. Хломов и др.).
В работах И.С. Бубновой, И.Б. Бичевой, В.И. Рерке, Д.А. Романова, Е.А.
Сущенко, О.М. Филатовой и др. давались характеристики безопасной образо-
вательной среды, выделялись ее нормативно-правовые, психолого-педагоги-
ческие, материально-технические компоненты. Ученые также подчеркивали
значимость комфортной среды в образовательной организации, исследовали
влияние педагогического общения, эстетически оформленного пространства и
прочих условий на психологическое самочувствие обучающихся (Е.В. Боро-
нина, Е.К. Гринимеер, И.В. Жданова, А.С. Зигунова, А.А. Кузнецова, И.А. Ла-
рисова, А.Е. Лепещенко, Е.А. Макарова, Е.В. Малышева, Е.В. Сычева, И.В.
Цветкова и др.).
Исходя из того, что безопасная и комфортная среда в общеобразователь-
ной организации требует специальной разработки, поднимались вопросы ее
проектирования (Е.А. Алисов, Н.А. Бабушкина, С.Н. Игнатов, Г.Е. Муравьева,
И.В. Непрокина, М.В. Погодаева, И.В. Притыченко, А.К. Сорина, В.А. Ясвин
и др.). Основы проектирования деятельности психологической службы в
школе заложены в работах М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, A.M. Прихожан,
Е.И. Рогова, О.В. Хухлаевой, Л.М. Шипицыной и др. В них подчеркивается
роль школьного педагога-психолога в создании психологически безопасного
и комфортного пространства, в том числе посредством взаимодействия с раз-
личными участниками образовательных отношений.
Множество научных публикаций посвящено теме совершенствования
профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. Подчеркива-
ется значимость развития их профессиональной культуры и ее разновидностей
(А.В. Блаженко, Э.В. Будаева, Г.И. Ишмуллина, А.У. Кулов, О.А. Пестерева и
др.), профессиональной успешности (Е.В. Декина, С.А. Зылыгаева, Т.И. Кули-
кова, К.С. Шалагинова и др.), самоопределения (Ю.В. Ануфриева, Н.Ю. Ере-
мина, В.В. Завражнов, Т.Т. Щелина и др.). Говорится о необходимости разви-
тия коммуникативных компетенций и связанных с ними умений, в том числе
конфликтологических (А.Н. Алгаев, Г.С. Бережная, Н.Б. Буртовая, Л.Ш. Кари-
мова, Е.В. Мельник, Н.У. Ярычев и др.).
Ученые выделяют актуальные направления профессиональной подго-
товки будущих педагогов-психологов. Среди них: консультативное сопровож-
дение семей школьников (Ф.Н. Алипханова, Г.Г. Альмухаметова, Я.З. Газиева,
Ю.В. Гольцева, О.А. Милькевич, Э.И. Сахапова и др.), работа с обучающи-
мися, имеющими ограниченные возможности здоровья (О.С. Булгакова, И.П.
Волкова, Н.М. Гаджиева, А.Н. Гамаюнова, В.Д. Емельянов, Д.Д. Жажева, Л.Я.
Жилина, Т.М. Парватова, Е.А. Табачкова, С.М. Хапачева и др.). Исследовате-
лями описываются личностные качества будущих педагогов-психологов в об-
ласти образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, выделя-
ются направления взаимодействия со специалистами коррекционных учре-
ждений.
Большая группа исследований посвящена проблемам формирования го-
товности будущих педагогов-психологов к профессиональной деятельности.
Ее различные аспекты получили отражение в работах О.И. Ефремовой, А.М.
Кумушкулова, В.Ю. Могилевской, И.А. Сладковой, Ю.И. Щербакова и др.
Специалисты также интересуются направлениями и стратегиями повышения
эффективности образовательного процесса в вузе (М.В. Грязев, О.Н. Кирю-
шина, В.В. Попович, И.К. Соловьева и др.), выделяют принципы обучения сту-
дентов. Вопросы подготовки будущих педагогов-психологов к проектирова-
нию психологически безопасной среды в общеобразовательной организации
раскрываются в исследованиях И.А. Баевой, В.И. Долговой, О.А. Кондратье-
вой, В.В. Рубцова, Л.С. Самсоленко и др.
Вместе с тем в описанных исследования нет четкого определения готов-
ности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и ком-
фортной среды в общеобразовательной организации. Также недостаточно оха-
рактеризованы принципы повышения эффективности подготовки данной ка-
тегории студентов к изучаемому аспекту профессиональной деятельности.
При наличии существенных научных оснований не разработаны модель, педа-
гогические условия и методика подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в школе.
Сложившаяся ситуация позволяет констатировать наличие следующих
противоречий, подтверждающих актуальность исследования:
– между необходимостью психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в общеобразовательной организации в соответ-
ствии с актуальными социальными тенденциями и недостаточным уровнем
владения педагогами-психологами эффективными инструментами монито-
ринга безопасности образовательной среды, проектирования базовых элемен-
тов обеспечения ее комфортности;
– между значительным потенциалом высшего образования в подготовке
будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации и отсутствием целостной теорети-
чески обоснованной стратегии обучения оказанию указанной психологиче-
ской услуги, в том числе в условиях виртуального взаимодействия с субъек-
тами образовательных отношений;
– между необходимостью разработки четких алгоритмов подготовки бу-
дущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации и недостаточностью методических
средств, сосредоточенных на формирование ценностного отношения к психо-
логическому проектированию, развитие личностных характеристик и необхо-
димых для данной деятельности профессиональных компетенций.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему иссле-
дования, заключающуюся в определении теоретических оснований и методи-
ческих средств, обеспечивающих повышение эффективности подготовки бу-
дущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной
среды в общеобразовательной организации.
Исходя из поставленной проблемы, предложена тема исследования:
«Повышение эффективности подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной ор-
ганизации».
Объект исследования – процесс профессионального обучения будущих
педагогов-психологов в вузе.
Предмет исследования – процесс подготовки будущих педагогов-пси-
хологов к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразова-
тельной организации.
Цель исследования – разработать, обосновать и экспериментально про-
верить эффективность модели подготовки будущих педагогов-психологов к
проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной орга-
низации.
Гипотеза исследования поддерживается предположениями о том, что
подготовка будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и
комфортной среды в общеобразовательной организации будет проходить более
эффективно, если:
– в качестве ожидаемого результата данного процесса будет рассматри-
ваться готовность будущих педагогов-психологов к осуществлению указанной
профессиональной функции;
– управляемость исследуемого процесса и его направленность на дости-
жение ожидаемого результата будут обеспечивать принципы толерантности,
психологической безопасности, рациональной эмоциональности, комплекс-
ного мониторинга, групповой супервизии, виртуальной включенности;
– интеграция исследуемого процесса в практику профессиональной под-
готовки будущих педагогов-психологов будет осуществляться в соответствии
с моделью и педагогическими условиями, составленной на их основе методи-
кой, которые в своем единстве развивают сложившиеся подходы к обучению
за счет комплексного применения проектных, здоровьесберегающих, лич-
ностно-ориентированных и цифровых технологий, интерактивных методов и
коллективной супервизии принимаемых решений, а также погружения буду-
щих педагогов-психологов в безопасную и комфортную обучающую среду;
– оценка сформированности готовности будущих педагогов-психологов
к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной ор-
ганизации будет проводиться с использованием комплекса критериев, позволя-
ющих определить динамику изменения ценностных установок, проектировоч-
ных умений, личностно-профессиональных качеств и коммуникативной компе-
тентности.
Задачи исследования:
1. Исходя из анализа научной литературы, определить сущность и струк-
туру понятия «готовность будущих педагогов-психологов к проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации».
2. Обосновать принципы, обеспечивающие повышение эффективности
процесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию без-
опасной и комфортной среды в общеобразовательной организации.
3. Разработать модель и методические средства подготовки будущих пе-
дагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в об-
щеобразовательной организации.
4. Осуществить экспериментальную проверку эффективности модели
подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и
комфортной среды в общеобразовательной организации.
Методологическую основу исследования составляют ведущие поло-
жения: компетентностного подхода (А.А. Вербицкий, О.В. Писарь, О.Г. Лари-
онова, А.В. Хуторской и др.); аксиологического подхода (Ю.В. Ануфриева,
В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская, Д.А. Горбачева, А.В. Кирьякова, Д.А. Леон-
тьев, В. Франкл и др.); деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); экопсихологического
подхода (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, Е.А Стрелигова, О.В. Хухлаева, В.А. Ясвин
и др.).
Теоретическую базу исследования составляют: концептуальные по-
строения в области организации образовательного процесса в вузе (С.И. Ар-
хангельский, Ю.К. Бабанский, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, В.А.
Сластенин, Ю.Г. Татур, Н.М. Яковлева, и др.); теоретические разработки, вы-
полненные в аспекте совершенствования высшего психолого-педагогического
образования (Ю.В. Варданян, Н.И. Исаева, Т.В. Кузьмичева, Л.В. Лежнина,
Л.В. Темнова, и др.); исследование сущности и структуры готовности к дея-
тельности (М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, Л.А. Кандыбович, Р.Д. Сан-
жаева и др.); теоретические представления о безопасности личности, психо-
лого-педагогических условиях и факторах ее обеспечения (И.А. Баева, В.И.
Долгова, О.Ю. Зотова, П.А. Кисляков, О.В. Писарь, Е.А. Сущенко и др.); пе-
дагогическое проектирование, проектирование образовательных процессов и
систем (И.А. Колесникова, Г.Е. Муравьёва, В.П. Овечкин, Л.Е. Осипенко, В.И.
Cлободчиков, Ю.Г. Татур, В.А. Ясвин и др.).
Методы исследования. Решение поставленных задач определило вы-
бор методов исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых
и программно-методических документов, справочных источников; анализ и
синтез научных теорий, концепций и подходов для изучения сходства и разли-
чий в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов, постро-
ения модели исследуемого процесса; анкетирование, наблюдение, беседа, пе-
дагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Экспериментальную базу исследования составили ФГБОУ ВО «Че-
ченский государственный университет имени А.А. Кадырова» и ФГБОУ ВО
«Чеченский государственный педагогический университет». Всего в экспери-
менте приняло участие 326 студентов (в том числе на его констатирующем и
формирующем этапах – 75 студентов) и 84 практикующих педагога-психолога
общеобразовательных организаций.
Организация исследования и его этапы. Исследование осуществля-
лось в период с 2017 по 2021 гг. и включало три этапа:
На вводно-поисковом этапе (2017-2018 гг.) происходило изучение науч-
ной и программно-методической литературы по исследуемой проблеме, опре-
деление теоретико-методологической базы исследования и оснований для
уточнения содержания понятийно-категориального аппарата; осуществлялась
разработка и обоснование модели подготовки будущих педагогов-психологов
к проектированию безопасной и комфортной среды в общеобразовательной
организации.
На исследовательско-практическом этапе (2018-2019 гг.) определялась
экспериментальная база исследования, проводились констатирующий и фор-
мирующий этапы экспериментальной работы, уточнялись критерии, показа-
тели и уровневые характеристики готовности будущих педагогов-психологов
к исследуемому виду профессиональной деятельности, разрабатывался диа-
гностический аппарат; проводилось внедрение методики, составленной на ос-
нове соответствующей модели и педагогических условий.
На рефлексивно-перспективном этапе (2020-2021 гг.) осуществлялся
анализ полученных результатов; рефлексии подвергались разработанные ме-
тодические продукты, их практическая значимость; происходило уточнение
научного аппарата, обсуждение результатов исследования на научно-практи-
ческих мероприятиях, оформление текста диссертации и автореферата, плани-
рование развития дальнейших научных исследований в сегменте описывае-
мого феномена.
Научная новизна исследования:
1. Предложена авторская трактовка понятия «готовность будущих педа-
гогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в обще-
образовательной организации», в которой акцент делается на ценностное от-
ношение к проектной деятельности, подчеркивается роль в этой деятельности
нравственных убеждений личности, эмоциональной гибкости, толерантности
и способности противостоять рискам профессиональной деятельности, педа-
лируется умение применять адресный подход к различным категориям обуча-
ющихся на основе консолидациии усилий с другими специалистами.
2. Определены и теоретически обоснованы принципы (толерантности,
психологической безопасности, рациональной эмоциональности, комплекс-
ного мониторинга, групповой супервизии, виртуальной включенности) и пе-
дагогические условия (формирование ценностного отношения будущих педа-
гогов-психологов к собственному психологическому здоровью на основе ме-
тода интроспекции; использование возможностей «психологического кино-
зала» для анализа психолого-педагогических ситуаций; применение потенци-
ала групповой супервизии для оценки способностей будущих педагогов-пси-
хологов выстраивать адресные коммуникации; освоение будущими педаго-
гами-психологами способов онлайн консультирования путем изучения откры-
тых Интернет-ресурсов), обеспечивающие повышение эффективности про-
цесса подготовки будущих педагогов-психологов к проектированию безопас-
ной и комфортной среды в общеобразовательной организации.
3. Разработана модель исследуемого процесса, которая развивает сло-
жившиеся педагогические подходы к профессиональному обучению будущих
педагогов-психологов и предполагает: а) включение в содержание отдельных
дисциплин учебного плана предметных модулей, расширяющих представле-
ния об инструментах мониторинга безопасной и комфортной среды и психо-
лого-педагогических средствах формирования благоприятного климата в кол-
лективе, позволяющих освоить практики индивидуальных и групповых кон-
сультаций участников образовательных отношений, в том числе с использова-
нием цифровых инструментов; б) комплексное использование в образователь-
ном процессе технологий (проектных, здоровьесберегающих, личностно-ори-
ентированных, цифровых) и интерактивных методов обучения (кинотерапия,
библиотерапия, анализ педагогических ситуаций, социально-психологический
тренинг, квест-технологии, групповая супервизия, коллаборация), способству-
ющих погружению в безопасную и комфортную среду.
4. Предложена методика осуществления исследуемого процесса, кото-
рая раскрывает логику поэтапного освоения будущими педагогами-психоло-
гами методов и приемов создания в общеобразовательной организации гармо-
ничной, комфортной и безопасной среды, методические особенности реализа-
ции предметных модулей («Проектирование безопасной среды в школе»,
«Консультирование родителей обучающихся. Различные подходы и позиции
влияния»), указания по проведению психолого-педагогического тренинга
(«Учеба без угроз») и учебных занятий в активной форме.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии
представлений о компетентностной модели профессиональной подготовки бу-
дущих педагогов-психологов и особенностях ее реализации в условиях фор-
мирования готовности к осуществлению одной из наиболее важных функций
– проектирование безопасной и комфортной среды. В частности, выбранные
методологические подходы, предложенные принципы и педагогические усло-
вия расширяют теоретико-методологические представления о направлениях и
путях совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих
педагогов-психологов; разработанная модель обогащает существующие тео-
ретические разработки в аспекте формирования готовности будущих педаго-
гов-психологов к профессиональной деятельности вообще и проектированию
безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации в част-
ности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разрабо-
танные содержательные и организационно-педагогические средства совер-
шенствования профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов,
поддерживаемые предложенными принципами, педагогическими условиями и
моделью, позволяют получить более высокие значения показателей сформи-
рованности готовности к проектированию безопасной и комфортной среды в
сравнении с традиционным обучением. Предложенные в исследовании мето-
дические решения, предусматривающие обогащение реализуемого содержа-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Проектирование безопасной и комфортной среды в общеобразовательной организации как функция и направление профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов
    З.Б. Киндарова, Н.У. Ярычев //Мир науки. Педагогика и психология. – 2– № 3; URL: https://mir-nauki.com/PDF/33PDMNpdf.
    Особенности профессионального стресса педагога и его преодоление
    З.Б. Киндарова, Э.С. Ибрагимова // Инновационные научные ис-следования: теория, методология, практика: сборник статей V Межд. научно-практ. конф. – Пенза: Изд-во: «Наука и Просвещение», 2– С. 331
    Развитие эмпатии как профессионально значимое личностное качество педагога
    З.Б. Киндарова, А.С. Гоева // Учитель создает нацию:материалы III Межд. научно-практ. конф. – Грозный: Изд-во: ИП ОвчинниковМ.А., 2– С. 36
    Профессиональное выгорание педагога
    З.Б. Киндарова,Д.А. Шатаева, Х.З. Исраилова // Учитель создает нацию: материалы III Межд.научно-практ. конф. – Грозный: Изд-во: ИП Овчинников М.А., 2– С. 613
    Выявление готовности будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной и комфортной среды в современной школе
    З.Б.Киндарова // Наука и инновации в современном мире: Сборник научных статей.Ч. IV. – М.: Издательство «Перо», 2– С. 51
    Интеграция содержания образования в подготовке будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации
    З.Б. Киндарова // Инновации в профессио-нальном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-йМежд. научно-практ. конф. Том I. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2– С. 66
    Характеристики безопасной комфортной среды в общеобразовательной организации
    З.Б. Киндарова // Теория и практика развития об-разования в условиях социокультурных транcформаций: материалы Междунар.научно-практ. конф. – Луганск: Книта, 2– С. 274
    Подготовка будущих педагогов-психологов в аспекте требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
    З.Б. Киндарова // Совершенствование профессионального обра-зования в условиях реализации компетентностного подхода: материалы Всеро-сийск. научно-практ. конф. – Магнитогорск, 2– С. 143
    Подготовка будущих педагогов-психологов к проектированию безопасной коммуникации в условиях цифровой образовательной среды
    З.Б. Киндарова // Современные исследования в психологии и педагогике:материалы Международ. науч.-практ. конф. – Саратов: Изд-во: ООО «Центр про-фессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2– С. 9
    Перспективы использования технологии проектирования в подготовке будущих педагогов-психологов
    З.Б. Киндарова // Модерниза-ция системы профессионального образования на основе регулируемого эволю-ционирования: материалы XIX Межд. научн.-практ. конф. – Челябинск: ЧИП-ПКРО, 2– С. 243
    Расширение представлений у будущих педагогов-психологов о виртуальной безопасности современных школьников
    З.Б. Киндарова// Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: сборникстатей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна,2– С.48
    Готовность к проектированию безопасной и комфортной образовательной среды в школе как результат профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов
    З.Б. Киндарова // Проблема процесса са-моразвития и самоорганизации в психологии и педагогике: сборник статей Меж-дународной научно-практической конференции. – Стерлитамак: АМИ, 2– С.39

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья П. кандидат наук, доцент
    4.9 (20 отзывов)
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных... Читать все
    Профессиональный журналист, филолог со стажем более 10 лет. Имею профильную диссертацию по специализации "Радиовещание". Подробно и серьезно разрабатываю темы научных исследований, связанных с журналистикой, филологией и литературой
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Елена С. Таганрогский институт управления и экономики Таганрогский...
    4.4 (93 отзыва)
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на напис... Читать все
    Высшее юридическое образование, красный диплом. Более 5 лет стажа работы в суде общей юрисдикции, большой стаж в написании студенческих работ. Специализируюсь на написании курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований.
    #Кандидатские #Магистерские
    158 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»