Прагматико-семантический потенциал единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» (на материале современного медиадискурса)

Королькова Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Прагматика и семантика языковых средств
в этнолингвокультурных исследованиях концептов
1.1. Этнолингвокультурный концепт: к определению понятия
1.1.1. Концепт с позиций лингвокультурологии
1.1.2. Базовые этнокультурные концепты и
их вербализация
1.2. Исследование прагматики и семантики единиц концептосферы
в современной лингвокультуре
1.2.1. Лексикографическая интерпретация концепта
как логико-понятийная репрезентация картины мира
1.2.2. Медиадискурс как пространство реализации прагматико-семантических свойств вербальных репрезентантов концептов
Глава 2. Семантическое пространство концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре
2.1. Единицы концептосферы «Здоровый образ жизни» в логико-понятийной интерпретации (по данным словарей и 48 энциклопедий)
2.2. Реализация семантического потенциала лексических средств концептуализации здорового образа жизни
в современном медиадискурсе (на материале молодёжных СМИ)
2.3. Интерпретация концепта «Здоровый образ жизни» в языковом сознании молодёжи (по данным свободного ассоциативного эксперимента)
Выводы по главе 2
2
1.2.3. Экспериментальное исследование языкового сознания носителей лингвокультуры
40 Выводы по главе 1
48
3
Глава 3. Прагматический потенциал единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в современном медиадискурсе
3.1. Лингвокреативные средства концептуализации здорового образа жизни в массово-информационном медиадискурсе
3.2. Прагматическая оценка как способ концептуализации здорового образа жизни в блог-дискурсе
3.2.1. Оценочность как категория прагмалингвистики
3.2.2. Блогосфера как лингвокреативное пространство репрезентации оценочных смыслов
3.2.3. Лексические способы передачи прагматической оценки единиц концептуальной сферы «Здоровый образ жизни» в блогосфере
3.2.4. Реализация оценочного потенциала синтаксических средств при концептуализации здорового образа жизни
в блогосфере
Выводы по главе 3
Заключение
Библиографический список
Приложения

Во введении обосновывается актуальность и новизна исследования, определяются его объект и предмет, цель и задачи; описывается материал исследования, обосновываются его теоретическая и практическая значимость, определяются научно-методологические основы и аргументируются методы исследования, формулируются выносимые
на защиту положения.
В главе 1 «Прагматика и семантика языковых средств
в этнолингвокультурных исследованиях концептов» раскрываются основные теоретические положения исследований этнолингвокультурных концептов, выявляется специфика лингвокультурного подхода к определению концепта, определяется сущность концепта как суммарного, многоаспектного явления. На основе изучения работ А.А. Вежбицкой, Н.Ф. Алефиренко, Ю.С.Степанова, В.И. Карасика, Ю.Е. Прохорова и других лингвистов рассматривается понятие этнокультурного концепта как ключевого понятия
лингвоконцептологии, выявляются его основные характеристики, представленные на рисунке 1:
Рисунок 1 – Признаки базового этнокультурного концепта
Базовый этнокультурный концепт трактуется как этнолингвокультурный феномен, фрагмент концептуальной картины мира, фиксируемый в языке и отражающий степень важности / значимости определенных явлений для конкретного социума и его лингвокультуры. Если концепт «Здоровье» получил научную интерпретацию в работах исследователей на материале разных лингвокультур, то тесно связанная с ним концептосфера «Здоровый образ жизни» и прагматико-семантическая специфика её репрезентантов в русскоязычном пространстве практически не исследована. Для решения задачи её изучения в главе обосновывается последовательное применение лексикографического, дискурсивного и экспериментального методов исследования (см. Рисунок 2):
Рисунок 2 – Методы описания содержания концепта
Метод лексикографического
в исследовании семантики концепта, поскольку посредством распределения содержащихся в нём компонентов по лексико-семантическим группам представляется возможным выявить его логико-понятийную структуру. Далее аргументируется целесообразность анализа текстов медийного дискурса (в частности блогосферы) с точки зрения реализации в них прагматико-семантических свойств вербальных репрезентантов концептов, поскольку данная часть медиапространства характеризуется массовостью, прямолинейностью выражаемых мнений, диалогичностью, яркой оценочностью и выразительностью. Экспериментальный метод исследования языкового сознания носителей лингвокультуры также выступает одним из основных методов изучения концептосферы. Его значимость заключается в возможности выявления не только реально существующих в сознании представителей лингвокультуры составляющих концептуальной картины мира, но и гипотетически возможных «сдвигов» (как в случае появления новых, так и при утрате существовавших компонентов).
В главе 2 «Семантическое пространство концептосферы „Здоровый образ жизни” в русской лингвокультуре» характеризуются семантические свойства единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на базе анализа её лексикографической интерпретации в специализированной литературе, на материале молодёжных интернет-изданий (журналов), по данным свободного ассоциативного эксперимента.
В ходе лексикографического анализа словарных статей были объединены в группы и охарактеризованы выявленные нами семантические признаки и создана модель семантического поля «Здоровый образ жизни», в которой отразилась логико-понятийная структура исследуемой концептосферы (см. Рисунок 3 на следующей странице). Эта сторона концептосферы на семантическом уровне представлена как интегральными признаками отношение к здоровью, физическое состояние,
толкования признается базовым

нравственно-ценностные ориентиры, З.О.Ж. как социальное явление, так и соответствующими им дифференциальными признаками сохранение здоровья, улучшение здоровья; физические нагрузки, ежедневные действия, отказ от вредных привычек; нравственные ориентиры, ценностные ориентиры, индивидуальная сторона жизни; формирование и пропаганда З.О.Ж.
Рисунок 3 – Логико-понятийная структура концепта «Здоровый образ жизни»
Дискурсивный анализ полученных методом сплошной выборки контекстов из молодёжных журналов с фактами номинаций признаков концепта «Здоровый образ жизни» и статистический анализ их реализаций в языковом материале дискурса позволил представить модель когнитивно- семантического пространства (см. Рисунок 4 на следующей странице).
Наиболее важными содержательными компонентами при объективации семантических признаков здорового образа жизни оказались проявления физического состояния, которое связывается субъектами дискурса с различными ежедневными действиями (особенностями питания, сна, выбора продуктов, использованием вспомогательных сервисов и др.); физическими нагрузками (спортом, тренировками, бегом, подвижностью и др.) и отказом от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков, вредной пищи и др.). Второе место по числу репрезентантов (т.е. по значимости) в дискурсе занимает объективация здорового образа жизни как социального явления,

Рисунок 4 – Когнитивно-семантическое пространство концепта «Здоровый образ жизни» в молодёжных медиажурналах
активно пропагандируемого, модного, мотивирующего молодых людей и часто представленного в виде субкультуры. На третьем месте оказалась связь здорового образа жизни с нравственно-ценностными ориентирами молодёжи (ответственностью за свое здоровье и будущее, сознательностью, личностным выбором и др.), а также с возможностью улучшить свой внешний вид (похудеть, стать красивее, улучшить форму и др.). На последнем месте с точки зрения значимости находится группа признаков, указывающих на стремление сохранить или улучшить здоровье в целом (ЛСГ «Отношение к здоровью»). Таким образом, по результатам анализа медиадискурса, ведение здорового образа жизни осознается его субъектами 1) как совокупность действий, улучшающих физическое состояние; 2) как социальное явление, выступающее модным трендом; 3) как способ достижения желаемой внешности; 4) как особый нравственно-ценностный ориентир; 5) как совокупность действий, определяющих отношение человека к здоровью.
Данные свободного ассоциативного эксперимента, проведённого среди студентов ВятГУ, позволили сделать вывод о том, что в сознании молодых людей «Здоровый образ жизни» также ассоциируется прежде всего с заботой о своём физическом состоянии, связанном с регулярными физическими нагрузками, выполнением ежедневных действий преимущественно в виде
правильного питания и, безусловно, с отказом от вредных привычек. При подсчёте ассоциатов была установлена связь понятия «Здоровый образ жизни» с более общим понятием «Здоровье», что может говорить о бережном отношении респондентов к собственному здоровью. Немаловажным фактом представляется и обнаруженный в ходе анализа реакций положительный оценочный признак здорового образа жизни как одобряемого и приветствуемого молодыми людьми, поэтому логично говорить о наличии нравственно-ценностной составляющей понятия «Здоровый образ жизни», а также о его связи с глубинной ценностной категорией «Жизнь».
В главе 3 «Прагматический потенциал единиц концептосферы „Здоровый образ жизни” в современном медиадискурсе» концептосфера «Здоровый образ жизни» была исследована с точки зрения прагматического потенциала её репрезентантов в медийном дискурсе. Специфика прагматики дискурсивных единиц, в которых объективируется здоровой образ жизни и его различные признаки, была рассмотрена на материале массово- информационного дискурса (новостные агрегаторы и сайты СМИ) и блогосферы, так как данные части медиапространства являются наиболее востребованными сегментами интернет-среды.
Анализ текстов официального массово-информационного дискурса показал, что прагматический потенциал концептосферы «Здоровый образ жизни» реализован в данном медиапространстве при помощи общеязыковых средств, а также лингвокреативных единиц – креатем. Было обнаружено, что лингвокреативные факты в пространстве информационных медиа, несмотря на невысокую частотность, обладают воздействующей силой, поскольку обращают адресата к этнокультурной памяти, фоновым знаниям, способствуют более эффективному восприятию информации о здоровом образе жизни, формируя ментальные стереотипы нестереотипными средствами языка. Было установлено, что лингвокреативные факты новостного медиадискурса влияют на интеллектуально-эмоциональную сферу личности адресата, мотивируют его к определенным шагам в сторону
здорового образа жизни и / или предлагают адекватные ментальные оценки своего поведения. Креативный потенциал вербализаторов концепта «Здоровый образ жизни» в массово-информационном дискурсе служит задаче единения усилий членов общества по преобразованию отношения каждого к своей жизни как к непреходящей индивидуальной ценности, которую можно сохранить общими усилиями.
При исследовании прагмалингвистических особенностей концептосферы «Здоровый образ жизни» предварительно было детально рассмотрено понятие прагматической оценки и установлены следующие особенности: 1) оценка может входить в устойчивое представление о фрагменте действительности и в конечном счёте в процессе концептуализации становится частью значения дискурсивных единиц при тесном переплетении прагматического, когнитивного и аксиологического аспектов; 2) компоненты оценочности, включённые пишущим в вербальные средства передачи информации об отдельно взятом объекте действительности, воздействуют на читателя, вызывают у него мгновенную реакцию и помогают сформировать определённое отношение к предмету высказывания. В этом заключается прагматическая функция оценки.
Поскольку прагматика оценочной концептуализации исследуемого объекта наиболее чётко выступает в дискурсивном пространстве, для выявления особенностей репрезентации оценочных смыслов, входящих в концептосферу «Здоровый образ жизни», был выбран блог-дискурс. Как показало изучение научных работ по блог-лингвистике, этот сегмент медиадискурса признаётся обширным коммуникативно-прагматическим пространством, дающим разнообразный материал для исследования аксиологического компонента дискурса путем выявления способов реализации в нём прагматической оценки. Анализ материалов 200 публикаций блогеров на платформе «ЖЖ» («LiveJournal») показал, что специфика концептуализации здорового образа жизни в блог-дискурсе заключается в ценностно-ориентированной направленности и полярном
характере оценки происходящего разными авторами. В процессе анализа выявленных нами способов передачи субъективно-эмоциональных оценок субъектов, ведущих здоровый образ жизни, их действий, моделей поведения были установлены типичные лексические и синтаксические средства вербальной репрезентации ценностно-оценочного отношения блогеров к конкретным компонентам исследуемой концептосферы.
Было обнаружено, что в блог-дискурсе единицы концептосферы «Здоровый образ жизни» часто репрезентируются в негативном ключе. На лексическом уровне негативные оценочные маркеры выступают в виде креатем-инноваций и общеязыковых средств лексической репрезентации субъективной оценки. Креатемы используются для передачи негативной оценки 1) лиц, ведущих здоровый образ жизни (например: ЗОЖник, ЗОЖер, зожевцы, адепты ЗОЖ, веган, веганеудачник, солнцееды, похудальщики, безглютенщики, бананосипедист, фитоняшка); 2) их модели поведения и системы взглядов (целлюлитофобия, фэтфобия, фэтшейминг, веганство, angry-веганство). Общеязыковые средства лексического уровня представлены 1) яркими адъективными характеристиками объектов оценивания с семантикой «крайности» и «враждебности, злости, несдержанности» (например: фанатичный, оголтелый, самый отъявленный, бешеный, яростный); 2) глагольными предикатами, репрезентирующими негативную оценку лиц, ведущих здоровый образ жизни, и их типичные действия (например: сидит в гостях гордым ЗОЖником с пустой тарелкой).
Прагматический потенциал дискурсивных единиц при оценке здорового образа жизни в блогах также реализуется на уровне синтаксиса. Обнаруженные синтаксические средства репрезентации негативной прагматической оценки были классифицированы и распределены нами по трём группам: 1) факты с конструктивными особенностями, связанными с выдвижением оценочных компонентов высказывания в определенную синтаксическую позицию (с оценочным компонентом в позиции предиката «имя+имя», сравнительные обороты, перечислительные ряды), например:
ЗОЖ – это болезнь!; 2) факты с диалогизированной формой выражения оценочного суждения (риторические вопросы, риторические восклицания, вопросно-ответная форма изложения), например: Знаете, что гораздо хуже, чем одышка, лишний вес и «спасательный круг» на талии? Хуже этого только маниакальная упоротость, помешанность на фитнесе и ЗОЖ; 3) факты интертекстуальности как синтаксические средства введения чужого текста (псевдоцитирование, аллюзия, квазицитация). Отношение субъекта к здоровому образу жизни в блогосфере передается преимущественно в негативном ключе, отличаясь яркостью, экспрессивностью, уникальностью и разнообразием языковых средств, установкой субъекта дискурса на диалогизацию и интертекстуальность (например: ЗОЖный День рождения. Спасайся, кто может!).
Выявленные лексические и синтаксические способы реализации прагматической оценки концептосферы «Здоровый образ жизни» демонстрируют прагматический потенциал её вербализаторов. Тот факт, что их объединяет прагматическая установка субъекта дискурса-блогера выразить собственное (чаще негативное, ироническое) отношение к здоровому образу жизни и / или его приверженцам как субкультуре, позволяет говорить об отношении членов социума к здоровому образу жизни как к модному, но неоднозначному тренду.
В заключении содержатся выводы, к которым пришёл автор работы. В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования были выявлены и описаны реализуемые в современном медиадискурсе семантические и прагматические характеристики здорового образа жизни как особой концептосферы. Нашла своё подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что в современном медиадискурсе концептосфера «Здоровый образ жизни» раскрывается как на семантическом, так и на прагматическом уровнях, а также о том, что её вербализаторы могут выступать показателями динамики содержательных и оценочных признаков языковой концептуализации данного фрагмента картины мира.

Проведённое исследование показало дальнейшие перспективы изучения базовых ценностей человека и общества в этнокультурном ключе, с опорой на выявление динамики ценностно-смыслового восприятия действительности в современном медиадискурсе и языковом сознании молодёжи.
В приложениях представлены модели семантического поля концептосферы «Здоровый образ жизни», созданные на основе анализа молодёжных медиажурналов, а также результаты обработки данных свободного ассоциативного эксперимента: зафиксированные в виде семантических полей реакции на стимулы «Правильное питание», «Вредные привычки», «Тренировка», «Похудение», «Здоровый образ жизни», «Нездоровый образ жизни».

Здоровье является одним из фундаментальных понятий человеческого существования, в силу чего наполняется особым содержанием в различных сферах жизнедеятельности людей и, соответственно, определяется как с позиций обыденного сознания, так и с точки зрения биологии, медицины, философии, социологии и других наук.
В результате интенсивного преобразования среды обитания человека, вызванного прежде всего научно-техническим прогрессом, начинает более ясно ощущаться «искусственность» и «техногенность» существования человечества, что заставляет людей переосмысливать привычные фундаментальные жизненные ценности, в том числе и ценность здоровья. Теперь оно всё чаще воспринимается как благо, для получения которого нужно приложить усилия. Именно поэтому в языке современной массовой коммуникации наблюдается актуализация понятия «Здоровый образ жизни» в его разнообразных вербальных репрезентантах. Возрастание значимости здорового образа жизни, очевидно, связано с сознательным изменением поведения людей, стремящихся к сохранению и улучшению здоровья, закреплением соответствующих ценностных установок. В отношении к здоровому образу жизни отражается взаимосвязь базовых ценностей «Жизнь» и «Здоровье», реализуемая в сознании через идею важности исключения нездоровых форм жизнедеятельности, ведущих к потере здоровья и, соответственно, снижению качества жизни.
Сегодня исследование многих фундаментальных ценностей связано с их рассмотрением в контексте различных наук. Так происходит и с понятием «Здоровый образ жизни»: его осмысление выходит за рамки узко медицинской или социологической интерпретации, представляя интерес и для лингвистических исследований. Так, для лингвистов оно выступает уникальной концептосферой, которая обладает ярким семантическим, прагматическим и иным языковым потенциалом, требующим глубокого и детального изучения. Вслед за Д.С. Лихачевым, З.Д. Поповой, И.А.Стерниным, А.Н. Приходько, В.И. Карасиком мы понимаем концептосферу как объемную упорядоченную систему, объединяющую весь культурный, умственный, духовный опыт языковых социумов в виде множества концептов – особых лингвокультурных единиц коллективного и индивидуального сознания, закрепляющих в себе разнообразные признаки внешнего мира, характеризующихся культурной отнесённостью, связью с ментальным миром человека, наличием и преобладанием аксиологического компонента, близостью ценностного и образного начал. Являясь частью картины мира, концептосфера может дать представление о наиболее значимых для данной лингвокультуры концептах, об их прагматических, семантических и других свойствах в определённый промежуток времени.
В контексте данной работы концептосфера «Здоровый образ жизни» исследуется с точки зрения прагматико-семантического потенциала её единиц в современном медиадискурсе.
Актуальность диссертационной работы объясняется объективно существующим противоречием между устойчивостью базовых ценностей человека и общества и динамикой ценностно-смыслового восприятия действительности в процессе развития социума, важностью изучения различных средств вербальной репрезентации лингвокультурных концептов в наиболее востребованной современными носителями лингвокультуры сфере – медиасреде.
Объектом исследования является языковая концептуализация здорового образа жизни в современном медиадискурсе.
Предметом исследования выступают семантические и прагматические особенности реализации единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в современном медиадискурсе.
Цель исследования – выявить и описать реализуемые в современном медиадискурсе семантические и прагматические характеристики здорового образа жизни как особой концептосферы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить и проанализировать основные теоретические положения исследований лингвокультурных и этнокультурных концептов;
2) рассмотреть лексикографические, дискурсивные и экспериментальные источники исследования семантики и прагматики единиц концептосферы;
3) охарактеризовать семантические свойства концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на базе их лексикографической интерпретации в специализированной литературе;
4) проанализировать семантику единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на материале выборки контекстов из молодёжных интернет- изданий (журналов);
5) описать прагматико-семантический потенциал концептосферы «Здоровый образ жизни» по данным свободного ассоциативного эксперимента;
6) выявить прагматический потенциал единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на основе дискурс-анализа текстов о здоровом образе жизни, представленных в ряде электронных СМИ и блог-дискурсе;
7) изучить особенности блогосферы как лингвокреативного пространства репрезентации оценочных смыслов в рамках исследуемой концептосферы.
Материал исследования включает
– словарные дефиниции из лексикографических источников (7-ми энциклопедий, словарей-справочников, энциклопедических словарей, предназначенных для специалистов);
– 114 наиболее ярких контекстов из более 300 статей из молодёжных СМИ (медиажурналов);
– данные свободного ассоциативного эксперимента, в результате которого от 353-х респондентов было получено 1909 вербальных реакций, из них – 616 разных; – тексты из 96-ти новостных агрегаторов и с сайтов СМИ, включающих более 200 языковых фактов;
– тексты 200 статей блог-платформы «ЖЖ» («LiveJournal»), содержащих более 500 языковых фактов.
Общий объем языковой исследовательской базы составил более 1400 единиц.
Новизна диссертационного исследования состоит в том, что
– определяется сущность и специфика здорового образа жизни как этнокультурно значимой концептосферы с точки зрения прагматико- семантического потенциала её единиц;
– выявляются семантические особенности языковой концептуализации понятия «Здоровый образ жизни» на разнохарактерном языковом материале специализированной литературы, медиадискурса и показаний свободного ассоциативного эксперимента;
– впервые определяются прагматические свойства единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в новостных СМИ и блог-дискурсе;
– впервые выявляются и классифицируются средства выражения прагматической оценки как способы языковой концептуализации здорового образа жизни в блог-дискурсе.
Теоретическая значимость диссертации. 1. В работе предложено разноаспектное исследование семантико-прагматического потенциала единиц концептосферы: в логико-понятийной плоскости (научной и специализированной литературе), медиадискурсе и в сознании носителей русской лингвокультуры. 2. Полученный разноплановый исследовательский материал позволил выявить ментальные «сдвиги» в семантике концептосферы «Здорового образ жизни», что служит доказательством подвижности этнокультурных представлений у носителей языка и изменчивом характере постоянно меняющейся картины мира, в том числе в сфере базовых ценностей человека. 3. Установлена зависимость степени креативизации семантико-прагматического пространства интерпретации
концепта от прагматических (экстралингвистических) факторов. 4. Внесен определенный вклад в развитие медиалингвистики, в том числе в изучение языка блогосферы. Научную интерпретацию получили семантико- прагматические единицы блог-дискурса как репрезентанты исследуемой концептосферы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике при создании энциклопедических и иных специализированных материалов, посвящённых здоровому образу жизни, а также в дальнейших семантических и прагматических исследованиях. Выборочно материалы могут быть использованы в школе на занятиях по лексикологии и в вузе при изучении лексической семантики, лингвопрагматики и медиалингвистики.
Научно-методологическая основа работы определяется её целями и задачами и состоит в том, что выводы делаются на основе когнитивно- дискурсивного подхода, в рамках которого изучались:
– трактовки сущности лингвокультурного концепта как определённой научной проблемы (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Красных, С.Х. Ляпин, В.А. Маслов, Ю.С. Степанов, Г.Г. Слышкин, А.Н. Приходько и др.);
– теоретические положения о сущности базового этнокультурного концепта в лингвистике и разных лингвистических подходах к его изучению (Н.Ф. Алефиренко, А.А. Вежбицкая, В.И. Карасик, Л.Б. Никитина Ю.Е. Прохоров, Ю.С. Степанов и др.);
– отдельные аспекты семантики лексических единиц (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, О.С. Ахманова, В.Г. Гак, А.В. Суперанская, А.А. Уфимцева и др.);
– вопросы использования лексикографических и экспериментальных источников как способов анализа концептов в современной лингвоконцептологии (Ю.Д. Апресян, А.А. Залевская, В.И. Карасик, Н.В. Крючкова, М.В. Пименова, З.Д. Попова, И.А, Стернин, А.А. Уфимцева и др.);
– основы теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Ю.С. Степанов, Е.С. Кубрякова, Г.Г. Слышкин, В.С. Григорьева и др.);
– проблемы прагмалингвистических исследований (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак , В.З. Демьянков, О.И. Колесникова, Т.В. Куклина, А.Ю. Маслова, Ю.С. Степанов, И.П. Сусов и др.);
– методологические основы медиалингвистики как нового направления исследования языка (И.В. Анненкова, Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова и др.), исследования функционирования языка в теле-, радио- и газетно-публицистической сфере (В.Г. Костомаров, Л.В. Рацибурская, Т.Б. Радбиль, Г.А. Солганик, Д.Н. Шмелев и др.);
– аспекты изучения категории оценки в языке (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, Г.А. Золотова, Т.В. Маркелова, В.И. Шаховский, Н.В. Виноградова и др.);
– теоретические предпосылки формирования блогистики как особого направления исследования языковых явлений в дискурсивном пространстве блога (Т.М. Гермашева, Е.И. Горошко, Е.И. Горшкова, Г.Ч. Гусейнов, Н.Н. Казнова, О.В. Лутовинова, Л.Ю. Щипицина и др.).
Основными методами диссертационной работы являются методы лингвистического описания, классификации языковых явлений, метод когнитивно-семантической интерпретации языкового материала, метод семантических полей, метод лексикографического анализа, компонентного и контекстуального анализа, метод свободного ассоциативного эксперимента, метод моделирования, а также метод количественной обработки языковых данных (статистический метод).
Гипотеза исследования состоит в том, что в современном медиадискурсе элементы концептосферы «Здоровый образ жизни» репрезентируются как на семантическом, так и на прагматическом уровнях, а их вербализаторы могут выступать показателями динамики содержательных и оценочных признаков языковой концептуализации данного фрагмента картины мира.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявление прагматико-семантических свойств единиц концептосферы становится возможным при использовании сразу нескольких методов анализа лексем, вербализующих концепт: лексикографического, дискурсивного и экспериментального. Комплекс данных методов исследования материала применяется на основе когнитивно-дискурсивного подхода, который способствует детальному изучению особенностей концептуализации понятия в отдельной лингвокультуре.
2. Сущность семантического потенциала концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре, выявленная посредством комплекса методов, заключается в аксиологической интерпретации собственного здоровья как важнейшей ценности, осознании важности заботы о своём физическом состоянии и внешнем виде, в восприятии здорового образа жизни не только как значимого социального феномена и модного тренда, но и как некоего нравственно-ценностного ориентира.
3. В массово-информационном (новостном) дискурсе прагматический потенциал концептосферы «Здоровый образ жизни» может проявляться как при помощи стандартных общеязыковых средств, так и при помощи инновационных языковых единиц – креатем. Лингвокреативные факты, репрезентирующие её концептуальные признаки, реализуют прагматическую функцию – функцию воздействия.
4. Оценка является одним из ключевых понятий в исследовании прагматико-семантических особенностей концептосферы «Здоровый образ жизни», так как она может входить в устойчивое представление о фрагменте действительности, становясь частью значения в процессе концептуализации понятия. Прагматическая функция оценки заключается в том, что субъект речи может использовать её компоненты как способ воздействия на читателя и формирования у него положительного или отрицательного отношения к предмету высказывания. Прагматика оценочной концептуализации понятия наиболее ярко раскрывается в дискурсивном пространстве (в частности в
пространстве медиадискурса), поскольку требует учета речевой ситуации и коммуникативной цели.
5. Блогосфера может выступать в качестве языкового пространства, в котором реализуется прагматика оценочных смыслов, вкладываемых субъектом блога в единицы концептосферы «Здоровый образ жизни», так как блог отличается ярко выраженной установкой субъекта речи на оригинальность и креативность языковой экспликации субъективно- эмоциональной оценки различных явлений действительности (оценки здорового образа жизни, различных аспектов заботы о физическом состоянии и внешнем виде, нравственно-ценностной составляющей здорового образа жизни, социальной значимости здорового образа жизни, модели поведения людей, придерживающихся здорового образа жизни и т.д.).
6. В блог-дискурсе реализация прагматического потенциала единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» может осуществляться при передаче блогером прагматической оценки здорового образа жизни различными средствами лексики и синтаксиса. Такие средства отличаются яркостью, экспрессивностью, новизной и разнообразием, а их использование обусловлено прагматической установкой блогера выразить собственное (чаще негативное) отношение к здоровому образу жизни как субкультуре, чтобы сформировать особое отношение членов социума к здоровому образу жизни как к модному, но неоднозначному тренду.
Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения Вятского государственного университета, были изложены в докладах на следующих международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях: Всероссийская научно- практическая конференция «Общество. Наука. Инновации» (НПК-2018). Киров. ВятГУ. 2–28 апреля 2018 г.; XV Международные Березинские чтения «Языковое бытие человека и этноса». Москва. МГЛУ. 25 мая 2018 г.; IX Международный конгресс по когнитивной лингвистике. Нижний Новгород. НИУ ВШЭ. 16–18 мая 2019 г.; III Международная научная конференция «Язык, право и общество в координатах массмедиа». Москва. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 25– 26 сентября 2019 г.; Международная научная конференция «Социальные варианты языка – XI». Нижний Новгород. НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. 09– 10 апреля 2020 г.
Основные положения и выводы отражены в 9 опубликованных работах, 3 из которых – в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Королькова А.С. Ментальные сдвиги в концептуализации здорового образа жизни в блогосфере (на материале креатем) // Когнитивные исследования языка. – 2019. – No 37. – С. 749–754.
2. Королькова А.С. Реализация оценочного потенциала синтаксических средств при концептуализации здорового образа жизни (на материале блогов) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – Курск. – 2020. – No 1. – С. 69–81.
3. Королькова А.С. Лексические средства концептуализации здорового образа жизни в современных молодёжных СМИ // Мир русского слова. – 2021. – No 3. – С. 2–11.
Статьи в других научных изданиях:
4. Королькова А.С., Колесникова О.И. К проблеме определения концепта с позиций лингвокультурологии // Семантика. Функционирование. Текст. Межвузовский сборник научных трудов. – Киров, 2017. – С. 109–114.
5. Королькова А.С. Понятийные признаки концепта «Здоровый образ жизни» (на материале анализа словарных и энциклопедических дефиниций) // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018). Сборник статей. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3-х т. – Киров, 2018. – Т. 3. – С. 378–385.
6. Колесникова О.И., Королькова А.С. Лингвокреативные способы убеждения в медиакартине одного дня (на материалах СМИ о здоровом образе жизни) // Языковое бытие человека и этноса. Материалы XV Березинских чтений. Под ред. В.А. Пищальниковой, Л.Р. Комаловой, Н.Н. Германовой. – Москва, 2018. – С. 179–187.
7. Королькова А.С. Способы передачи негативной прагматической оценки концептуальной сферы «Здоровый образ жизни» в блогосфере // Медиалингвистика. – 2020. – Т. 7. – No 1. – С. 83–94.
8. Королькова А.С. Здоровый образ жизни как объект негативной оценки в блогосфере // Язык, право и общество в координатах массмедиа. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Под ред. И.В. Анненковой, Л.Р. Дускаевой. – Москва, 2020. – С. 208–211.
9. Королькова А. С. Интерпретация концепта «Здоровый образ жизни» в языковом сознании молодёжи // Социальные варианты языка – XI. Сборник научных статей международной конференции, Нижний Новгород, 09–10 апреля 2020 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2021. – С. 91–93.
Объем и структура диссертационной работы.
Объем диссертации – 174 страницы, включая приложения. Работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список, 14 приложений. В основной текст включено 5 рисунков, в приложения – 7 рисунков и 6 таблиц.
Во введении определяется объект и предмет исследования, его актуальность и новизна, описывается материал исследования, определяются цель и задачи работы, обосновываются её теоретическая и практическая значимость, определяются научно-методологические основы и аргументируются методы исследования, формулируются выносимые на защиту положения.
В главе 1 раскрываются основные теоретические положения исследований этнолингвокультурных концептов, рассматриваются лексикографические, дискурсивные и экспериментальные источники исследования семантики и прагматики единиц концептосферы. В главе 2 характеризуются семантические свойства концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на базе анализа её лексикографической интерпретации в специализированной литературе, на материале молодёжных интернет-изданий (журналов), по данным свободного ассоциативного эксперимента.
Глава 3 посвящена выявлению прагматического потенциала единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на основе дискурс-анализа текстов о здоровом образе жизни, представленных в новостных агрегаторах и на сайтах СМИ, а также классификации и описанию средств выражения прагматической оценки здорового образа жизни в блог-дискурсе.
В заключении содержатся выводы, к которым пришел автор исследования.
Библиографический список состоит из 269 наименований, включающих научную литературу, словари и справочники, источники материала.
В приложениях представлены модели семантического поля концептосферы «Здоровый образ жизни» по материалам молодёжных медиажурналов, а также результаты обработки данных свободного ассоциативного эксперимента, зафиксированные в виде семантических полей реакции на стимулы «Правильное питание», «Вредные привычки», «Тренировка», «Похудение», «Здоровый образ жизни», «Нездоровый образ жизни».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Ментальные сдвиги в концептуализации здорового образа жизни в блогосфере (на материале креатем)
    Когнитивные исследования языка. – 2– No – С. 749–754 (0,4 п.л.).
    Реализация оценочного потенциала синтаксических средств при концептуализации здорового образа жизни (на материале блогов)
    Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – Курск. – 2– No – С. 69–81 (1,5 п.л.).Королькова А.С. Лексические средства концептуализации здорового образа жизни в современных молодёжных СМИ // Мир русского слова. – 2– No – С. 2–11 (1,2 п.л.).
    К проблеме определения концепта с позиций лингвокультурологии
    Семантика. Функционирование.21Текст. Межвузовский сборник научных трудов. – Киров, 2– С. 109–114 (0,3 / 0,6 п.л.).
    Понятийные признаки концепта «Здоровый образ жизни» (на материале анализа словарных и энциклопедических дефиниций)
    Общество. Наука. Инновации (НПК-2018). Сборник статей. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3-х т. – Киров, 2– Т. – С. 378–385 (0,6 п.л.).Колесникова О.И., Королькова А.С. Лингвокреативные способы убеждения в медиакартине одного дня (на материалах СМИ о здоровом образе жизни) // Языковое бытие человека и этноса. Материалы XV Березинских чтений. Под ред. В.А. Пищальниковой, Л.Р. Комаловой, Н.Н. Германовой. – Москва, 2– С. 179–187 (0,3 / 0,75 п.л.).
    Способы передачи негативной прагматической оценки концептуальной сферы «Здоровый образ жизни» в блогосфере
    Медиалингвистика. – 2– Т. – No – С. 83–94 (1,3 п.л.).Королькова А.С. Здоровый образ жизни как объект негативной оценки в блогосфере // Язык, право и общество в координатах массмедиа. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Под ред. И.В. Анненковой, Л.Р. Дускаевой. – Москва, 2– С. 208–211 (0,3 п.л.).
    Интерпретация концепта «Здоровый образ жизни» в языковом сознании молодёжи
    Социальные варианты языка – XI. Сборник научных статей международной конференции, Нижний Новгород, 09–10 апреля 2020 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2– С. 91–93 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Мария М. УГНТУ 2017, ТФ, преподаватель
    5 (14 отзывов)
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ... Читать все
    Имею 3 высших образования в сфере Экологии и техносферной безопасности (бакалавриат, магистратура, аспирантура), работаю на кафедре экологии одного из опорных ВУЗов РФ. Большой опыт в написании курсовых, дипломов, диссертаций.
    #Кандидатские #Магистерские
    27 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Катерина М. кандидат наук, доцент
    4.9 (522 отзыва)
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    Кандидат технических наук. Специализируюсь на выполнении работ по метрологии и стандартизации
    #Кандидатские #Магистерские
    836 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»