Прагматико-семантический потенциал единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» (на материале современного медиадискурса)

Королькова Анна Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Прагматика и семантика языковых средств
в этнолингвокультурных исследованиях концептов
1.1. Этнолингвокультурный концепт: к определению понятия
1.1.1. Концепт с позиций лингвокультурологии
1.1.2. Базовые этнокультурные концепты и
их вербализация
1.2. Исследование прагматики и семантики единиц концептосферы
в современной лингвокультуре
1.2.1. Лексикографическая интерпретация концепта
как логико-понятийная репрезентация картины мира
1.2.2. Медиадискурс как пространство реализации прагматико-семантических свойств вербальных репрезентантов концептов
Глава 2. Семантическое пространство концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре
2.1. Единицы концептосферы «Здоровый образ жизни» в логико-понятийной интерпретации (по данным словарей и 48 энциклопедий)
2.2. Реализация семантического потенциала лексических средств концептуализации здорового образа жизни
в современном медиадискурсе (на материале молодёжных СМИ)
2.3. Интерпретация концепта «Здоровый образ жизни» в языковом сознании молодёжи (по данным свободного ассоциативного эксперимента)
Выводы по главе 2
2
1.2.3. Экспериментальное исследование языкового сознания носителей лингвокультуры
40 Выводы по главе 1
48
3
Глава 3. Прагматический потенциал единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в современном медиадискурсе
3.1. Лингвокреативные средства концептуализации здорового образа жизни в массово-информационном медиадискурсе
3.2. Прагматическая оценка как способ концептуализации здорового образа жизни в блог-дискурсе
3.2.1. Оценочность как категория прагмалингвистики
3.2.2. Блогосфера как лингвокреативное пространство репрезентации оценочных смыслов
3.2.3. Лексические способы передачи прагматической оценки единиц концептуальной сферы «Здоровый образ жизни» в блогосфере
3.2.4. Реализация оценочного потенциала синтаксических средств при концептуализации здорового образа жизни
в блогосфере
Выводы по главе 3
Заключение
Библиографический список
Приложения

Во введении обосновывается актуальность и новизна исследования, определяются его объект и предмет, цель и задачи; описывается материал исследования, обосновываются его теоретическая и практическая значимость, определяются научно-методологические основы и аргументируются методы исследования, формулируются выносимые
на защиту положения.
В главе 1 «Прагматика и семантика языковых средств
в этнолингвокультурных исследованиях концептов» раскрываются основные теоретические положения исследований этнолингвокультурных концептов, выявляется специфика лингвокультурного подхода к определению концепта, определяется сущность концепта как суммарного, многоаспектного явления. На основе изучения работ А.А. Вежбицкой, Н.Ф. Алефиренко, Ю.С.Степанова, В.И. Карасика, Ю.Е. Прохорова и других лингвистов рассматривается понятие этнокультурного концепта как ключевого понятия
лингвоконцептологии, выявляются его основные характеристики, представленные на рисунке 1:
Рисунок 1 – Признаки базового этнокультурного концепта
Базовый этнокультурный концепт трактуется как этнолингвокультурный феномен, фрагмент концептуальной картины мира, фиксируемый в языке и отражающий степень важности / значимости определенных явлений для конкретного социума и его лингвокультуры. Если концепт «Здоровье» получил научную интерпретацию в работах исследователей на материале разных лингвокультур, то тесно связанная с ним концептосфера «Здоровый образ жизни» и прагматико-семантическая специфика её репрезентантов в русскоязычном пространстве практически не исследована. Для решения задачи её изучения в главе обосновывается последовательное применение лексикографического, дискурсивного и экспериментального методов исследования (см. Рисунок 2):
Рисунок 2 – Методы описания содержания концепта
Метод лексикографического
в исследовании семантики концепта, поскольку посредством распределения содержащихся в нём компонентов по лексико-семантическим группам представляется возможным выявить его логико-понятийную структуру. Далее аргументируется целесообразность анализа текстов медийного дискурса (в частности блогосферы) с точки зрения реализации в них прагматико-семантических свойств вербальных репрезентантов концептов, поскольку данная часть медиапространства характеризуется массовостью, прямолинейностью выражаемых мнений, диалогичностью, яркой оценочностью и выразительностью. Экспериментальный метод исследования языкового сознания носителей лингвокультуры также выступает одним из основных методов изучения концептосферы. Его значимость заключается в возможности выявления не только реально существующих в сознании представителей лингвокультуры составляющих концептуальной картины мира, но и гипотетически возможных «сдвигов» (как в случае появления новых, так и при утрате существовавших компонентов).
В главе 2 «Семантическое пространство концептосферы „Здоровый образ жизни” в русской лингвокультуре» характеризуются семантические свойства единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на базе анализа её лексикографической интерпретации в специализированной литературе, на материале молодёжных интернет-изданий (журналов), по данным свободного ассоциативного эксперимента.
В ходе лексикографического анализа словарных статей были объединены в группы и охарактеризованы выявленные нами семантические признаки и создана модель семантического поля «Здоровый образ жизни», в которой отразилась логико-понятийная структура исследуемой концептосферы (см. Рисунок 3 на следующей странице). Эта сторона концептосферы на семантическом уровне представлена как интегральными признаками отношение к здоровью, физическое состояние,
толкования признается базовым

нравственно-ценностные ориентиры, З.О.Ж. как социальное явление, так и соответствующими им дифференциальными признаками сохранение здоровья, улучшение здоровья; физические нагрузки, ежедневные действия, отказ от вредных привычек; нравственные ориентиры, ценностные ориентиры, индивидуальная сторона жизни; формирование и пропаганда З.О.Ж.
Рисунок 3 – Логико-понятийная структура концепта «Здоровый образ жизни»
Дискурсивный анализ полученных методом сплошной выборки контекстов из молодёжных журналов с фактами номинаций признаков концепта «Здоровый образ жизни» и статистический анализ их реализаций в языковом материале дискурса позволил представить модель когнитивно- семантического пространства (см. Рисунок 4 на следующей странице).
Наиболее важными содержательными компонентами при объективации семантических признаков здорового образа жизни оказались проявления физического состояния, которое связывается субъектами дискурса с различными ежедневными действиями (особенностями питания, сна, выбора продуктов, использованием вспомогательных сервисов и др.); физическими нагрузками (спортом, тренировками, бегом, подвижностью и др.) и отказом от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков, вредной пищи и др.). Второе место по числу репрезентантов (т.е. по значимости) в дискурсе занимает объективация здорового образа жизни как социального явления,

Рисунок 4 – Когнитивно-семантическое пространство концепта «Здоровый образ жизни» в молодёжных медиажурналах
активно пропагандируемого, модного, мотивирующего молодых людей и часто представленного в виде субкультуры. На третьем месте оказалась связь здорового образа жизни с нравственно-ценностными ориентирами молодёжи (ответственностью за свое здоровье и будущее, сознательностью, личностным выбором и др.), а также с возможностью улучшить свой внешний вид (похудеть, стать красивее, улучшить форму и др.). На последнем месте с точки зрения значимости находится группа признаков, указывающих на стремление сохранить или улучшить здоровье в целом (ЛСГ «Отношение к здоровью»). Таким образом, по результатам анализа медиадискурса, ведение здорового образа жизни осознается его субъектами 1) как совокупность действий, улучшающих физическое состояние; 2) как социальное явление, выступающее модным трендом; 3) как способ достижения желаемой внешности; 4) как особый нравственно-ценностный ориентир; 5) как совокупность действий, определяющих отношение человека к здоровью.
Данные свободного ассоциативного эксперимента, проведённого среди студентов ВятГУ, позволили сделать вывод о том, что в сознании молодых людей «Здоровый образ жизни» также ассоциируется прежде всего с заботой о своём физическом состоянии, связанном с регулярными физическими нагрузками, выполнением ежедневных действий преимущественно в виде
правильного питания и, безусловно, с отказом от вредных привычек. При подсчёте ассоциатов была установлена связь понятия «Здоровый образ жизни» с более общим понятием «Здоровье», что может говорить о бережном отношении респондентов к собственному здоровью. Немаловажным фактом представляется и обнаруженный в ходе анализа реакций положительный оценочный признак здорового образа жизни как одобряемого и приветствуемого молодыми людьми, поэтому логично говорить о наличии нравственно-ценностной составляющей понятия «Здоровый образ жизни», а также о его связи с глубинной ценностной категорией «Жизнь».
В главе 3 «Прагматический потенциал единиц концептосферы „Здоровый образ жизни” в современном медиадискурсе» концептосфера «Здоровый образ жизни» была исследована с точки зрения прагматического потенциала её репрезентантов в медийном дискурсе. Специфика прагматики дискурсивных единиц, в которых объективируется здоровой образ жизни и его различные признаки, была рассмотрена на материале массово- информационного дискурса (новостные агрегаторы и сайты СМИ) и блогосферы, так как данные части медиапространства являются наиболее востребованными сегментами интернет-среды.
Анализ текстов официального массово-информационного дискурса показал, что прагматический потенциал концептосферы «Здоровый образ жизни» реализован в данном медиапространстве при помощи общеязыковых средств, а также лингвокреативных единиц – креатем. Было обнаружено, что лингвокреативные факты в пространстве информационных медиа, несмотря на невысокую частотность, обладают воздействующей силой, поскольку обращают адресата к этнокультурной памяти, фоновым знаниям, способствуют более эффективному восприятию информации о здоровом образе жизни, формируя ментальные стереотипы нестереотипными средствами языка. Было установлено, что лингвокреативные факты новостного медиадискурса влияют на интеллектуально-эмоциональную сферу личности адресата, мотивируют его к определенным шагам в сторону
здорового образа жизни и / или предлагают адекватные ментальные оценки своего поведения. Креативный потенциал вербализаторов концепта «Здоровый образ жизни» в массово-информационном дискурсе служит задаче единения усилий членов общества по преобразованию отношения каждого к своей жизни как к непреходящей индивидуальной ценности, которую можно сохранить общими усилиями.
При исследовании прагмалингвистических особенностей концептосферы «Здоровый образ жизни» предварительно было детально рассмотрено понятие прагматической оценки и установлены следующие особенности: 1) оценка может входить в устойчивое представление о фрагменте действительности и в конечном счёте в процессе концептуализации становится частью значения дискурсивных единиц при тесном переплетении прагматического, когнитивного и аксиологического аспектов; 2) компоненты оценочности, включённые пишущим в вербальные средства передачи информации об отдельно взятом объекте действительности, воздействуют на читателя, вызывают у него мгновенную реакцию и помогают сформировать определённое отношение к предмету высказывания. В этом заключается прагматическая функция оценки.
Поскольку прагматика оценочной концептуализации исследуемого объекта наиболее чётко выступает в дискурсивном пространстве, для выявления особенностей репрезентации оценочных смыслов, входящих в концептосферу «Здоровый образ жизни», был выбран блог-дискурс. Как показало изучение научных работ по блог-лингвистике, этот сегмент медиадискурса признаётся обширным коммуникативно-прагматическим пространством, дающим разнообразный материал для исследования аксиологического компонента дискурса путем выявления способов реализации в нём прагматической оценки. Анализ материалов 200 публикаций блогеров на платформе «ЖЖ» («LiveJournal») показал, что специфика концептуализации здорового образа жизни в блог-дискурсе заключается в ценностно-ориентированной направленности и полярном
характере оценки происходящего разными авторами. В процессе анализа выявленных нами способов передачи субъективно-эмоциональных оценок субъектов, ведущих здоровый образ жизни, их действий, моделей поведения были установлены типичные лексические и синтаксические средства вербальной репрезентации ценностно-оценочного отношения блогеров к конкретным компонентам исследуемой концептосферы.
Было обнаружено, что в блог-дискурсе единицы концептосферы «Здоровый образ жизни» часто репрезентируются в негативном ключе. На лексическом уровне негативные оценочные маркеры выступают в виде креатем-инноваций и общеязыковых средств лексической репрезентации субъективной оценки. Креатемы используются для передачи негативной оценки 1) лиц, ведущих здоровый образ жизни (например: ЗОЖник, ЗОЖер, зожевцы, адепты ЗОЖ, веган, веганеудачник, солнцееды, похудальщики, безглютенщики, бананосипедист, фитоняшка); 2) их модели поведения и системы взглядов (целлюлитофобия, фэтфобия, фэтшейминг, веганство, angry-веганство). Общеязыковые средства лексического уровня представлены 1) яркими адъективными характеристиками объектов оценивания с семантикой «крайности» и «враждебности, злости, несдержанности» (например: фанатичный, оголтелый, самый отъявленный, бешеный, яростный); 2) глагольными предикатами, репрезентирующими негативную оценку лиц, ведущих здоровый образ жизни, и их типичные действия (например: сидит в гостях гордым ЗОЖником с пустой тарелкой).
Прагматический потенциал дискурсивных единиц при оценке здорового образа жизни в блогах также реализуется на уровне синтаксиса. Обнаруженные синтаксические средства репрезентации негативной прагматической оценки были классифицированы и распределены нами по трём группам: 1) факты с конструктивными особенностями, связанными с выдвижением оценочных компонентов высказывания в определенную синтаксическую позицию (с оценочным компонентом в позиции предиката «имя+имя», сравнительные обороты, перечислительные ряды), например:
ЗОЖ – это болезнь!; 2) факты с диалогизированной формой выражения оценочного суждения (риторические вопросы, риторические восклицания, вопросно-ответная форма изложения), например: Знаете, что гораздо хуже, чем одышка, лишний вес и «спасательный круг» на талии? Хуже этого только маниакальная упоротость, помешанность на фитнесе и ЗОЖ; 3) факты интертекстуальности как синтаксические средства введения чужого текста (псевдоцитирование, аллюзия, квазицитация). Отношение субъекта к здоровому образу жизни в блогосфере передается преимущественно в негативном ключе, отличаясь яркостью, экспрессивностью, уникальностью и разнообразием языковых средств, установкой субъекта дискурса на диалогизацию и интертекстуальность (например: ЗОЖный День рождения. Спасайся, кто может!).
Выявленные лексические и синтаксические способы реализации прагматической оценки концептосферы «Здоровый образ жизни» демонстрируют прагматический потенциал её вербализаторов. Тот факт, что их объединяет прагматическая установка субъекта дискурса-блогера выразить собственное (чаще негативное, ироническое) отношение к здоровому образу жизни и / или его приверженцам как субкультуре, позволяет говорить об отношении членов социума к здоровому образу жизни как к модному, но неоднозначному тренду.
В заключении содержатся выводы, к которым пришёл автор работы. В соответствии с поставленной целью в ходе диссертационного исследования были выявлены и описаны реализуемые в современном медиадискурсе семантические и прагматические характеристики здорового образа жизни как особой концептосферы. Нашла своё подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что в современном медиадискурсе концептосфера «Здоровый образ жизни» раскрывается как на семантическом, так и на прагматическом уровнях, а также о том, что её вербализаторы могут выступать показателями динамики содержательных и оценочных признаков языковой концептуализации данного фрагмента картины мира.

Проведённое исследование показало дальнейшие перспективы изучения базовых ценностей человека и общества в этнокультурном ключе, с опорой на выявление динамики ценностно-смыслового восприятия действительности в современном медиадискурсе и языковом сознании молодёжи.
В приложениях представлены модели семантического поля концептосферы «Здоровый образ жизни», созданные на основе анализа молодёжных медиажурналов, а также результаты обработки данных свободного ассоциативного эксперимента: зафиксированные в виде семантических полей реакции на стимулы «Правильное питание», «Вредные привычки», «Тренировка», «Похудение», «Здоровый образ жизни», «Нездоровый образ жизни».

Здоровье является одним из фундаментальных понятий человеческого существования, в силу чего наполняется особым содержанием в различных сферах жизнедеятельности людей и, соответственно, определяется как с позиций обыденного сознания, так и с точки зрения биологии, медицины, философии, социологии и других наук.
В результате интенсивного преобразования среды обитания человека, вызванного прежде всего научно-техническим прогрессом, начинает более ясно ощущаться «искусственность» и «техногенность» существования человечества, что заставляет людей переосмысливать привычные фундаментальные жизненные ценности, в том числе и ценность здоровья. Теперь оно всё чаще воспринимается как благо, для получения которого нужно приложить усилия. Именно поэтому в языке современной массовой коммуникации наблюдается актуализация понятия «Здоровый образ жизни» в его разнообразных вербальных репрезентантах. Возрастание значимости здорового образа жизни, очевидно, связано с сознательным изменением поведения людей, стремящихся к сохранению и улучшению здоровья, закреплением соответствующих ценностных установок. В отношении к здоровому образу жизни отражается взаимосвязь базовых ценностей «Жизнь» и «Здоровье», реализуемая в сознании через идею важности исключения нездоровых форм жизнедеятельности, ведущих к потере здоровья и, соответственно, снижению качества жизни.
Сегодня исследование многих фундаментальных ценностей связано с их рассмотрением в контексте различных наук. Так происходит и с понятием «Здоровый образ жизни»: его осмысление выходит за рамки узко медицинской или социологической интерпретации, представляя интерес и для лингвистических исследований. Так, для лингвистов оно выступает уникальной концептосферой, которая обладает ярким семантическим, прагматическим и иным языковым потенциалом, требующим глубокого и детального изучения. Вслед за Д.С. Лихачевым, З.Д. Поповой, И.А.Стерниным, А.Н. Приходько, В.И. Карасиком мы понимаем концептосферу как объемную упорядоченную систему, объединяющую весь культурный, умственный, духовный опыт языковых социумов в виде множества концептов – особых лингвокультурных единиц коллективного и индивидуального сознания, закрепляющих в себе разнообразные признаки внешнего мира, характеризующихся культурной отнесённостью, связью с ментальным миром человека, наличием и преобладанием аксиологического компонента, близостью ценностного и образного начал. Являясь частью картины мира, концептосфера может дать представление о наиболее значимых для данной лингвокультуры концептах, об их прагматических, семантических и других свойствах в определённый промежуток времени.
В контексте данной работы концептосфера «Здоровый образ жизни» исследуется с точки зрения прагматико-семантического потенциала её единиц в современном медиадискурсе.
Актуальность диссертационной работы объясняется объективно существующим противоречием между устойчивостью базовых ценностей человека и общества и динамикой ценностно-смыслового восприятия действительности в процессе развития социума, важностью изучения различных средств вербальной репрезентации лингвокультурных концептов в наиболее востребованной современными носителями лингвокультуры сфере – медиасреде.
Объектом исследования является языковая концептуализация здорового образа жизни в современном медиадискурсе.
Предметом исследования выступают семантические и прагматические особенности реализации единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в современном медиадискурсе.
Цель исследования – выявить и описать реализуемые в современном медиадискурсе семантические и прагматические характеристики здорового образа жизни как особой концептосферы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) изучить и проанализировать основные теоретические положения исследований лингвокультурных и этнокультурных концептов;
2) рассмотреть лексикографические, дискурсивные и экспериментальные источники исследования семантики и прагматики единиц концептосферы;
3) охарактеризовать семантические свойства концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на базе их лексикографической интерпретации в специализированной литературе;
4) проанализировать семантику единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на материале выборки контекстов из молодёжных интернет- изданий (журналов);
5) описать прагматико-семантический потенциал концептосферы «Здоровый образ жизни» по данным свободного ассоциативного эксперимента;
6) выявить прагматический потенциал единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на основе дискурс-анализа текстов о здоровом образе жизни, представленных в ряде электронных СМИ и блог-дискурсе;
7) изучить особенности блогосферы как лингвокреативного пространства репрезентации оценочных смыслов в рамках исследуемой концептосферы.
Материал исследования включает
– словарные дефиниции из лексикографических источников (7-ми энциклопедий, словарей-справочников, энциклопедических словарей, предназначенных для специалистов);
– 114 наиболее ярких контекстов из более 300 статей из молодёжных СМИ (медиажурналов);
– данные свободного ассоциативного эксперимента, в результате которого от 353-х респондентов было получено 1909 вербальных реакций, из них – 616 разных; – тексты из 96-ти новостных агрегаторов и с сайтов СМИ, включающих более 200 языковых фактов;
– тексты 200 статей блог-платформы «ЖЖ» («LiveJournal»), содержащих более 500 языковых фактов.
Общий объем языковой исследовательской базы составил более 1400 единиц.
Новизна диссертационного исследования состоит в том, что
– определяется сущность и специфика здорового образа жизни как этнокультурно значимой концептосферы с точки зрения прагматико- семантического потенциала её единиц;
– выявляются семантические особенности языковой концептуализации понятия «Здоровый образ жизни» на разнохарактерном языковом материале специализированной литературы, медиадискурса и показаний свободного ассоциативного эксперимента;
– впервые определяются прагматические свойства единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» в новостных СМИ и блог-дискурсе;
– впервые выявляются и классифицируются средства выражения прагматической оценки как способы языковой концептуализации здорового образа жизни в блог-дискурсе.
Теоретическая значимость диссертации. 1. В работе предложено разноаспектное исследование семантико-прагматического потенциала единиц концептосферы: в логико-понятийной плоскости (научной и специализированной литературе), медиадискурсе и в сознании носителей русской лингвокультуры. 2. Полученный разноплановый исследовательский материал позволил выявить ментальные «сдвиги» в семантике концептосферы «Здорового образ жизни», что служит доказательством подвижности этнокультурных представлений у носителей языка и изменчивом характере постоянно меняющейся картины мира, в том числе в сфере базовых ценностей человека. 3. Установлена зависимость степени креативизации семантико-прагматического пространства интерпретации
концепта от прагматических (экстралингвистических) факторов. 4. Внесен определенный вклад в развитие медиалингвистики, в том числе в изучение языка блогосферы. Научную интерпретацию получили семантико- прагматические единицы блог-дискурса как репрезентанты исследуемой концептосферы.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в лексикографической практике при создании энциклопедических и иных специализированных материалов, посвящённых здоровому образу жизни, а также в дальнейших семантических и прагматических исследованиях. Выборочно материалы могут быть использованы в школе на занятиях по лексикологии и в вузе при изучении лексической семантики, лингвопрагматики и медиалингвистики.
Научно-методологическая основа работы определяется её целями и задачами и состоит в том, что выводы делаются на основе когнитивно- дискурсивного подхода, в рамках которого изучались:
– трактовки сущности лингвокультурного концепта как определённой научной проблемы (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Красных, С.Х. Ляпин, В.А. Маслов, Ю.С. Степанов, Г.Г. Слышкин, А.Н. Приходько и др.);
– теоретические положения о сущности базового этнокультурного концепта в лингвистике и разных лингвистических подходах к его изучению (Н.Ф. Алефиренко, А.А. Вежбицкая, В.И. Карасик, Л.Б. Никитина Ю.Е. Прохоров, Ю.С. Степанов и др.);
– отдельные аспекты семантики лексических единиц (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, О.С. Ахманова, В.Г. Гак, А.В. Суперанская, А.А. Уфимцева и др.);
– вопросы использования лексикографических и экспериментальных источников как способов анализа концептов в современной лингвоконцептологии (Ю.Д. Апресян, А.А. Залевская, В.И. Карасик, Н.В. Крючкова, М.В. Пименова, З.Д. Попова, И.А, Стернин, А.А. Уфимцева и др.);
– основы теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Ю.С. Степанов, Е.С. Кубрякова, Г.Г. Слышкин, В.С. Григорьева и др.);
– проблемы прагмалингвистических исследований (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Гак , В.З. Демьянков, О.И. Колесникова, Т.В. Куклина, А.Ю. Маслова, Ю.С. Степанов, И.П. Сусов и др.);
– методологические основы медиалингвистики как нового направления исследования языка (И.В. Анненкова, Т.Г. Добросклонская, Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова и др.), исследования функционирования языка в теле-, радио- и газетно-публицистической сфере (В.Г. Костомаров, Л.В. Рацибурская, Т.Б. Радбиль, Г.А. Солганик, Д.Н. Шмелев и др.);
– аспекты изучения категории оценки в языке (Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, Г.А. Золотова, Т.В. Маркелова, В.И. Шаховский, Н.В. Виноградова и др.);
– теоретические предпосылки формирования блогистики как особого направления исследования языковых явлений в дискурсивном пространстве блога (Т.М. Гермашева, Е.И. Горошко, Е.И. Горшкова, Г.Ч. Гусейнов, Н.Н. Казнова, О.В. Лутовинова, Л.Ю. Щипицина и др.).
Основными методами диссертационной работы являются методы лингвистического описания, классификации языковых явлений, метод когнитивно-семантической интерпретации языкового материала, метод семантических полей, метод лексикографического анализа, компонентного и контекстуального анализа, метод свободного ассоциативного эксперимента, метод моделирования, а также метод количественной обработки языковых данных (статистический метод).
Гипотеза исследования состоит в том, что в современном медиадискурсе элементы концептосферы «Здоровый образ жизни» репрезентируются как на семантическом, так и на прагматическом уровнях, а их вербализаторы могут выступать показателями динамики содержательных и оценочных признаков языковой концептуализации данного фрагмента картины мира.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Выявление прагматико-семантических свойств единиц концептосферы становится возможным при использовании сразу нескольких методов анализа лексем, вербализующих концепт: лексикографического, дискурсивного и экспериментального. Комплекс данных методов исследования материала применяется на основе когнитивно-дискурсивного подхода, который способствует детальному изучению особенностей концептуализации понятия в отдельной лингвокультуре.
2. Сущность семантического потенциала концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре, выявленная посредством комплекса методов, заключается в аксиологической интерпретации собственного здоровья как важнейшей ценности, осознании важности заботы о своём физическом состоянии и внешнем виде, в восприятии здорового образа жизни не только как значимого социального феномена и модного тренда, но и как некоего нравственно-ценностного ориентира.
3. В массово-информационном (новостном) дискурсе прагматический потенциал концептосферы «Здоровый образ жизни» может проявляться как при помощи стандартных общеязыковых средств, так и при помощи инновационных языковых единиц – креатем. Лингвокреативные факты, репрезентирующие её концептуальные признаки, реализуют прагматическую функцию – функцию воздействия.
4. Оценка является одним из ключевых понятий в исследовании прагматико-семантических особенностей концептосферы «Здоровый образ жизни», так как она может входить в устойчивое представление о фрагменте действительности, становясь частью значения в процессе концептуализации понятия. Прагматическая функция оценки заключается в том, что субъект речи может использовать её компоненты как способ воздействия на читателя и формирования у него положительного или отрицательного отношения к предмету высказывания. Прагматика оценочной концептуализации понятия наиболее ярко раскрывается в дискурсивном пространстве (в частности в
пространстве медиадискурса), поскольку требует учета речевой ситуации и коммуникативной цели.
5. Блогосфера может выступать в качестве языкового пространства, в котором реализуется прагматика оценочных смыслов, вкладываемых субъектом блога в единицы концептосферы «Здоровый образ жизни», так как блог отличается ярко выраженной установкой субъекта речи на оригинальность и креативность языковой экспликации субъективно- эмоциональной оценки различных явлений действительности (оценки здорового образа жизни, различных аспектов заботы о физическом состоянии и внешнем виде, нравственно-ценностной составляющей здорового образа жизни, социальной значимости здорового образа жизни, модели поведения людей, придерживающихся здорового образа жизни и т.д.).
6. В блог-дискурсе реализация прагматического потенциала единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» может осуществляться при передаче блогером прагматической оценки здорового образа жизни различными средствами лексики и синтаксиса. Такие средства отличаются яркостью, экспрессивностью, новизной и разнообразием, а их использование обусловлено прагматической установкой блогера выразить собственное (чаще негативное) отношение к здоровому образу жизни как субкультуре, чтобы сформировать особое отношение членов социума к здоровому образу жизни как к модному, но неоднозначному тренду.
Апробация работы. Основные положения работы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения Вятского государственного университета, были изложены в докладах на следующих международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях: Всероссийская научно- практическая конференция «Общество. Наука. Инновации» (НПК-2018). Киров. ВятГУ. 2–28 апреля 2018 г.; XV Международные Березинские чтения «Языковое бытие человека и этноса». Москва. МГЛУ. 25 мая 2018 г.; IX Международный конгресс по когнитивной лингвистике. Нижний Новгород. НИУ ВШЭ. 16–18 мая 2019 г.; III Международная научная конференция «Язык, право и общество в координатах массмедиа». Москва. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 25– 26 сентября 2019 г.; Международная научная конференция «Социальные варианты языка – XI». Нижний Новгород. НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. 09– 10 апреля 2020 г.
Основные положения и выводы отражены в 9 опубликованных работах, 3 из которых – в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Королькова А.С. Ментальные сдвиги в концептуализации здорового образа жизни в блогосфере (на материале креатем) // Когнитивные исследования языка. – 2019. – No 37. – С. 749–754.
2. Королькова А.С. Реализация оценочного потенциала синтаксических средств при концептуализации здорового образа жизни (на материале блогов) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – Курск. – 2020. – No 1. – С. 69–81.
3. Королькова А.С. Лексические средства концептуализации здорового образа жизни в современных молодёжных СМИ // Мир русского слова. – 2021. – No 3. – С. 2–11.
Статьи в других научных изданиях:
4. Королькова А.С., Колесникова О.И. К проблеме определения концепта с позиций лингвокультурологии // Семантика. Функционирование. Текст. Межвузовский сборник научных трудов. – Киров, 2017. – С. 109–114.
5. Королькова А.С. Понятийные признаки концепта «Здоровый образ жизни» (на материале анализа словарных и энциклопедических дефиниций) // Общество. Наука. Инновации (НПК-2018). Сборник статей. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3-х т. – Киров, 2018. – Т. 3. – С. 378–385.
6. Колесникова О.И., Королькова А.С. Лингвокреативные способы убеждения в медиакартине одного дня (на материалах СМИ о здоровом образе жизни) // Языковое бытие человека и этноса. Материалы XV Березинских чтений. Под ред. В.А. Пищальниковой, Л.Р. Комаловой, Н.Н. Германовой. – Москва, 2018. – С. 179–187.
7. Королькова А.С. Способы передачи негативной прагматической оценки концептуальной сферы «Здоровый образ жизни» в блогосфере // Медиалингвистика. – 2020. – Т. 7. – No 1. – С. 83–94.
8. Королькова А.С. Здоровый образ жизни как объект негативной оценки в блогосфере // Язык, право и общество в координатах массмедиа. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Под ред. И.В. Анненковой, Л.Р. Дускаевой. – Москва, 2020. – С. 208–211.
9. Королькова А. С. Интерпретация концепта «Здоровый образ жизни» в языковом сознании молодёжи // Социальные варианты языка – XI. Сборник научных статей международной конференции, Нижний Новгород, 09–10 апреля 2020 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2021. – С. 91–93.
Объем и структура диссертационной работы.
Объем диссертации – 174 страницы, включая приложения. Работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список, 14 приложений. В основной текст включено 5 рисунков, в приложения – 7 рисунков и 6 таблиц.
Во введении определяется объект и предмет исследования, его актуальность и новизна, описывается материал исследования, определяются цель и задачи работы, обосновываются её теоретическая и практическая значимость, определяются научно-методологические основы и аргументируются методы исследования, формулируются выносимые на защиту положения.
В главе 1 раскрываются основные теоретические положения исследований этнолингвокультурных концептов, рассматриваются лексикографические, дискурсивные и экспериментальные источники исследования семантики и прагматики единиц концептосферы. В главе 2 характеризуются семантические свойства концептосферы «Здоровый образ жизни» в русской лингвокультуре на базе анализа её лексикографической интерпретации в специализированной литературе, на материале молодёжных интернет-изданий (журналов), по данным свободного ассоциативного эксперимента.
Глава 3 посвящена выявлению прагматического потенциала единиц концептосферы «Здоровый образ жизни» на основе дискурс-анализа текстов о здоровом образе жизни, представленных в новостных агрегаторах и на сайтах СМИ, а также классификации и описанию средств выражения прагматической оценки здорового образа жизни в блог-дискурсе.
В заключении содержатся выводы, к которым пришел автор исследования.
Библиографический список состоит из 269 наименований, включающих научную литературу, словари и справочники, источники материала.
В приложениях представлены модели семантического поля концептосферы «Здоровый образ жизни» по материалам молодёжных медиажурналов, а также результаты обработки данных свободного ассоциативного эксперимента, зафиксированные в виде семантических полей реакции на стимулы «Правильное питание», «Вредные привычки», «Тренировка», «Похудение», «Здоровый образ жизни», «Нездоровый образ жизни».

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Ментальные сдвиги в концептуализации здорового образа жизни в блогосфере (на материале креатем)
    Когнитивные исследования языка. – 2– No – С. 749–754 (0,4 п.л.).
    Реализация оценочного потенциала синтаксических средств при концептуализации здорового образа жизни (на материале блогов)
    Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Лингвистика и педагогика. – Курск. – 2– No – С. 69–81 (1,5 п.л.).Королькова А.С. Лексические средства концептуализации здорового образа жизни в современных молодёжных СМИ // Мир русского слова. – 2– No – С. 2–11 (1,2 п.л.).
    К проблеме определения концепта с позиций лингвокультурологии
    Семантика. Функционирование.21Текст. Межвузовский сборник научных трудов. – Киров, 2– С. 109–114 (0,3 / 0,6 п.л.).
    Понятийные признаки концепта «Здоровый образ жизни» (на материале анализа словарных и энциклопедических дефиниций)
    Общество. Наука. Инновации (НПК-2018). Сборник статей. XVIII Всероссийская научно-практическая конференция: в 3-х т. – Киров, 2– Т. – С. 378–385 (0,6 п.л.).Колесникова О.И., Королькова А.С. Лингвокреативные способы убеждения в медиакартине одного дня (на материалах СМИ о здоровом образе жизни) // Языковое бытие человека и этноса. Материалы XV Березинских чтений. Под ред. В.А. Пищальниковой, Л.Р. Комаловой, Н.Н. Германовой. – Москва, 2– С. 179–187 (0,3 / 0,75 п.л.).
    Способы передачи негативной прагматической оценки концептуальной сферы «Здоровый образ жизни» в блогосфере
    Медиалингвистика. – 2– Т. – No – С. 83–94 (1,3 п.л.).Королькова А.С. Здоровый образ жизни как объект негативной оценки в блогосфере // Язык, право и общество в координатах массмедиа. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Под ред. И.В. Анненковой, Л.Р. Дускаевой. – Москва, 2– С. 208–211 (0,3 п.л.).
    Интерпретация концепта «Здоровый образ жизни» в языковом сознании молодёжи
    Социальные варианты языка – XI. Сборник научных статей международной конференции, Нижний Новгород, 09–10 апреля 2020 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2– С. 91–93 (0,3 п.л.).

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Евгения Р.
    5 (188 отзывов)
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и со... Читать все
    Мой опыт в написании работ - 9 лет. Я специализируюсь на написании курсовых работ, ВКР и магистерских диссертаций, также пишу научные статьи, провожу исследования и создаю красивые презентации. Сопровождаю работы до сдачи, на связи 24/7 ?
    #Кандидатские #Магистерские
    359 Выполненных работ
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»