Приемы речевого воздействия в жанре лекции (стилистические фигуры, способы диалогизации) : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.01

📅 2018 год
Ян, Ц.
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение…………………………………………………………………………………………………. 4

Глава 1. Теоретические основания исследования …………………………………… 12
1.1. Лингвопрагматика в составе коммуникативной лингвистики ………. 12
1.2. Функциональная стилистика и жанроведение ……………………………… 25
1.3. Жанр лекции в лингвопрагматическом аспекте …………………………… 35
Выводы …………………………………………………………………………………………….. 45

Глава 2. Обработка объективно-логического содержания текста:
стилистические фигуры …………………………………………………………………………. 48
2.1. К постановке проблемы ………………………………………………………………. 48
2.2. Анафора в жанре лекции …………………………………………………………….. 56
2.2.1. Логическая функция анафоры ……………………………………………… 57
2.2.2. Экспрессивная функция анафоры ………………………………………… 66
2.3. Асиндетон в жанре лекции …………………………………………………………. 78
2.3.1. Логическая функция асиндетона …………………………………………. 81
2.3.2. Экспрессивная функция асиндетона ……………………………………. 87
2.4. Парцелляция в жанре лекции ……………………………………………………… 96
2.4.1. Логическая функция парцелляции ……………………………………… 102
2.4.2. Экспрессивная функция парцелляции ………………………………… 110
Выводы ………………………………………………………………………………………….. 114

Глава 3 Поддержание ролевых отношений с адресатом: приемы диалогиза-
ции………………………………………………………………………………………………………. 117
3.1. К постановке проблемы……………………………………………………………. 117
3.2. Реализация авторских я-приемов в жанре лекции……………………… 123
3.2.1. Фактическая разновидность я-приема ………………………………. 126
3.2.2. Логическая разновидность я-приема ………………………………… 131
3.3. Реализация адресатных ты/вы-приемов в жанре лекции …………… 137
3.3.1. Ситуативно-логическая разновидность ты/вы-приема ……… 139
3.3.2. Логическая разновидность ты/вы-приема ………………………… 143
3.4. Реализация мы-приемов в жанре лекции ………………………………….. 147
3.4.1. Ситуативно-логическая разновидность мы-приема …………… 150
3.4.2. Логическая разновидность мы-приема ……………………………… 154
Выводы ………………………………………………………………………………………….. 160

Заключение …………………………………………………………………………………………. 162

Список литературы ……………………………………………………………………………… 168

Список словарей и справочников …………………………………………………………. 186

Список источников ……………………………………………………………………………… 187

Феномен речевого воздействия представляет собой самостоятельный круп-
ный объект научного изучения, комплексный по своей природе. Исследование
проблем речевого воздействия с лингвистических позиций требует обращения к
теории речевой коммуникации и лингвопрагматике – наукам, которые ставят в
центр своих построений взаимодействие людей в процессах речевого общения и
опираются на понятие коммуникативного события и коммуникативной ситуации.
Основными компонентами речевой коммуникации являются субъект (адресант) и
адресат целенаправленной речевой деятельности, результатом которой становится
текст. Речевое воздействие (убеждение, внушение) понимается как «влияние, ока-
зываемое субъектом на реципиента с помощью лингвистических, паралингвисти-
ческих и нелингвистических символических средств в процессе речевого обще-
ния, обусловленные особыми предметными целями говорящего» [Шелестюк
2014: 6].
Как любая речевая деятельность, речевое воздействие осуществляется в ви-
де отдельных актов, речевых действий. Речевой акт, непосредственно направлен-
ный на влияние и закрепленный в речевой практике, является приемом речевого
воздействия на адресата. Реализация приема воздействия осуществляется в виде
той или иной речевой конструкции, включаемой в текст как его прагматически
значимый компонент. С помощью таких конструкций осуществляется субъектив-
но-модальное фокусирование в области объективно-логического содержания тек-
ста. Совокупность прагматически значимых компонентов отражает общую автор-
скую прагматическую задачу и образует прагматический (субъективно-
модальный) компонент текста, его прагматическую программу, корректируемую
требованиями функционального стиля и жанра.
Диссертационное исследование посвящено особенностям функционирова-
ния приемов речевого воздействия в жанре лекции. Диссертация выполнена на
стыке стилистики и лингвопрагматики. Выделенные на формальных основаниях
прагматически значимые высказывания лектора рассматриваются в стилистиче-
ском аспекте и ставятся в связь с контекстом коммуникативной ситуации лектор-
ской деятельности и особенностями взаимодействия лектора с аудиторией.
Объектом исследования в данной работе является корпус прагматически
значимых речевых конструкций, отражающих основные направления речевого
воздействия лектора на адресата лекции. Данные конструкции в стилистическом
отношении рассматриваются по отдельности, а также в совокупности – как праг-
матический компонент жанра. Объект ограничен двумя типами речевых приемов
субъективно-модального фокусирования, первый из которых отражает авторскую
обработку объективно-логического содержания лекции с помощью стилистиче-
ских фигур, второй – ролевое общение лектора с адресатом с помощью приемов
диалогизации.
Предмет исследования – текстовые функции приемов речевого воздей-
ствия, их семантико-стилистическая специфика и прагматическая роль в жанре
лекции.
Гипотеза исследования заключается в следующем: в жанре лекции с по-
мощью прагматически значимых высказываний (приемов речевого воздействия)
выполняются две коммуникативные задачи: обрабатывается объективно-
логическое содержание текста и поддерживается ролевое взаимодействие лектора
с адресатом лекции. Функционально-текстовая прагматическая роль приема как
формализованной стилистической единицы зависит от его структурного типа и
речевого наполнения.
Степень разработанности темы характеризуется сочетанием прочного
теоретического базиса исследования с неизученностью поставленной в диссерта-
ции проблемы. Теоретической основой диссертации в плане общего подхода по-
служили исследования по теории речевой деятельности и прагматике (Дж.Р.
Серль, Г. П. Грайс, Т. А. ван Дейк, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Н. Д. Арутю-
нова, Ю. С. Степанов, И. П. Сусов, Н. И. Формановская, Н. А. Безменова,
И. М. Бродская), функциональной стилистике и жанрологии (М. Н. Кожина,
О. А. Лаптева, Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, В. А. Салимовский,
О. А. Крылова, С. Гайда, В. В. Дементьев), теории диалога (Л. П. Якубинский,
Н. Д. Арутюнова, Л. Р. Дускаева, К. В. Скорик) и диалогизации монолога (М. Н.
Кожина, Е. А. Баженова, Л. Р. Дускаева, Е. Н. Лучинская, М. А. Богомолов, Д. С.
Белова, Е. А. Жуланова). Проблема речевого воздействия традиционно разраба-
тывается в стилистике средств и поэтике. Теория стилистических фигур, основы
которой заложены еще в античности (Горгий Леонтийский, Дионисий Галикар-
насский, Аристотель, Квинтилиан), продолжает изучаться в наше время как в
плане построения общей классификации (Г. А. Копнина, В.П. Москвин,
Т. Б. Радбиль, А. П. Сковородников, Ю. М. Скребнев, Т. Г. Хазагеров и
Л. С. Ширина), так и с точки зрения характера использования отдельных фигур и
их групп (А. А. Кузнецова, А. П. Сковородников, И. В. Пекарская). Лингвистиче-
ская трактовка лекции основана на специальных исследованиях учебно-научной
речи (М. П. Котюрова, Т. П. Скорикова, Е. В. Левченко, Е. С. Троянская,
Т. В. Тягунова, В. Б. Черник, Г. Е. Дронова) и отдельных исследованиях данного
жанра (Е. И. Голанова, И. Гофман, Е. Б. Нагиева, Т. В. Тягунова).
Поставленная в диссертации проблема соединяет стилистический подход с
прагматическим. Традиционно в стилистических исследованиях не ставится цель
выяснения характера воздействия средств и приемов, так что прагматическая роль
приемов воздействия в рамках определенных жанров остается недостаточно ис-
следованной. Аспекты речевого воздействия в жанре лекции лишь в последнее
десятилетие выдвигаются в качестве самостоятельного предмета изучения
(И. М. Бродская, Е. Б. Нагиева).
Актуальность настоящего исследования заключается в комплексном
осмыслении прагматического компонента лекции, открывающем возможность
общего осмысления лингвистической техники воздействия, применяемой в рам-
ках данного жанра.
Научная новизна диссертации определяется тем, что приемы речевого воз-
действия в текстах лекций впервые рассматриваются как системно организован-
ное прагматическое целое, основанное на использовании субъективно-модального
фокусирования с помощью стилистических фигур и приемов диалогизации моно-
лога.
В жанре лекции сформирован симбиоз видов и форм речи: монолога и диа-
лога, устной и письменной формы. Особенности их совмещения еще недостаточ-
но изучены. Диссертация содержит стилистический анализ внедрения прагмати-
ческих приемов в ткань лекционного монолога и выводы о функционально-
текстовых функциях приемов воздействия.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит
определенный вклад в разработку теории речевого воздействия и жанрологии: в
работе выявлена система жанрово определенных прагматических действий субъ-
екта, направленных на объективно-логическое содержание лекции и на ее адреса-
та.
Материалом исследования послужили полные тексты академических и
публичных лекций гуманитарного профиля, опубликованных, а также прочтен-
ных в аудитории. Авторами опубликованных академических лекций являются ис-
кусствовед П. Волкова, историк-востоковед М. Б. Пиотровский, лингвист
О. Б. Сиротинина, специалисты по риторике Т. Г. Хазагеров и Л. С. Ширина. Объ-
ем обследованных текстов составляет более пятидесяти условно-печатных листов.
Авторами публичных лекций являются лауреаты Нобелевских лекций по литера-
туре А. И. Солженицын и И. Бродский (рассмотрены опубликованные тексты). В
составе аудиоматериала – цикл учебных лекций по культуре русской речи
Н. А. Купиной и публичная лекция по современному русскому языку
И. Т. Вепревой. Аудиозапись лекций имеет общий объем 340 минут. Лекции, про-
читанные в аудитории, переведены в письменную форму автором данной диссер-
тации. Сопоставительную группу материала составили газетно-публицистические
тексты (корреспонденции и репортажи центральных газет).
Цель исследования состоит в описании актуальных для жанра лекции при-
емов речевого воздействия в качестве целостного лингвостилистического фено-
мена и выявлении особенностей функционально-текстового варьирования каждо-
го наблюдаемого приема, их групп и всей их совокупности.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследо-
вания:
1) определить состав рабочих терминов исследования; уточнить понятия
прагматической программы текста, прагматически значимого компонента текста,
приема речевого воздействия;
2) на основе специальной литературы и статистического обследования
материала осуществить отбор частотных приемов воздействия и группировку
этих приемов в зависимости от авторской установки на прагматическую обработ-
ку объективно-логического содержания лекции и на поддержание ролевого обще-
ния с адресатом;
3) из анализируемых текстов извлечь прагматически значимые высказы-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Елена Л. РЭУ им. Г. В. Плеханова 2009, Управления и коммерции, пре...
    4.8 (211 отзывов)
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно исполь... Читать все
    Работа пишется на основе учебников и научных статей, диссертаций, данных официальной статистики. Все источники актуальные за последние 3-5 лет.Активно и уместно использую в работе графический материал (графики рисунки, диаграммы) и таблицы.
    #Кандидатские #Магистерские
    362 Выполненных работы
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Анна Александровна Б. Воронежский государственный университет инженерных технол...
    4.8 (30 отзывов)
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственно... Читать все
    Окончила магистратуру Воронежского государственного университета в 2009 г. В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию. С 2010 г. преподаю в Воронежском государственном университете инженерных технологий.
    #Кандидатские #Магистерские
    66 Выполненных работ
    Александр О. Спб государственный университет 1972, мат - мех, преподав...
    4.9 (66 отзывов)
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальн... Читать все
    Читаю лекции и веду занятия со студентами по матанализу, линейной алгебре и теории вероятностей. Защитил кандидатскую диссертацию по качественной теории дифференциальных уравнений. Умею быстро и четко выполнять сложные вычислительные работ
    #Кандидатские #Магистерские
    117 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ
    Екатерина П. студент
    5 (18 отзывов)
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно... Читать все
    Работы пишу исключительно сама на основании действующих нормативных правовых актов, монографий, канд. и докт. диссертаций, авторефератов, научных статей. Дополнительно занимаюсь английским языком, уровень владения - Upper-Intermediate.
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Екатерина Б. кандидат наук, доцент
    5 (174 отзыва)
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподав... Читать все
    После окончания института работала экономистом в системе государственных финансов. С 1988 года на преподавательской работе. Защитила кандидатскую диссертацию. Преподавала учебные дисциплины: Бюджетная система Украины, Статистика.
    #Кандидатские #Магистерские
    300 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»