Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза

Климова Александра Сергеевна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение …………………………………………………………………………………………………… 4

Глава I. Теоретико-методологические основы проектирования
индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза ……………… 21

1.1. Особенности подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
технического вуза …………………………………………………………………………………….. 21

1.2 Индивидуальная образовательная траектория как эффективная форма
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ………………………… 32

1.3. Принципы проектирования индивидуальных образовательных
траекторий в процессе подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза ………………………………………………………………… 50

1.4. Модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий в
процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
технического вуза …………………………………………………………………………………….. 71

Выводы по первой главе …………………………………………………………………………… 89

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проектированию
индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза ……………… 93

2.1 Результаты исследования готовности аспирантов технического вуза к
проектированию индивидуальных образовательных траекторий ……………. (этап
констатирующего эксперимента) ……………………………………………………………… 93

2.2 Организационно-технологическое обеспечение проектирования
индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза ……………. 127

2.3 Сравнительные результаты опытно-экспериментальной работы по
проектированию аспирантами технического вуза индивидуальных
образовательных траекторий ………………………………………………………………….. 143
Выводы по второй главе …………………………………………………………………………. 165

Заключение ……………………………………………………………………………………………. 169

Библиографический список ……………………………………………………………………. 173

Приложение А ……………………………………………………………………………………….. 197

Приложение Б ………………………………………………………………………………………… 201

Приложение В………………………………………………………………………………………… 202

Приложение Г ………………………………………………………………………………………… 205

Приложение Д………………………………………………………………………………………… 206

Приложение Е ………………………………………………………………………………………… 207

Приложение Ж ……………………………………………………………………………………….. 212

Приложение З ………………………………………………………………………………………… 213

Приложение И ……………………………………………………………………………………….. 215

В первой главе диссертации раскрываются теоретико-методологические
основы проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре технического вуза. Для лучшего понимания проблем и тенденций
развития современной аспирантуры был проведен ретроспективный анализ всех
реформ, связанных с подготовкой ученых и вузовских преподавателей в России.
Несмотря на новый виток реформирования, вызванный принятием ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», в аспирантуре остается
множество проблем подготовки научно-педагогических кадров, обусловленных
социально-экономической ситуацией в стране, уровнем развития производства,
науки, состоянием системы высшего образования. В диссертации подробно
рассматриваютсяпроблемыфинансового,материально-технического,
организационного, технологического, учебно-методического и кадрового характера
с учетом специфики подготовки аспирантов технического вуза.
Важнейшей задачей модернизации аспирантуры является поиск и внедрение
эффективных форм обучения, учитывающих как требования общества к
компетентности будущих ученых и вузовских преподавателей, так и
познавательные потребности, научные интересы самих обучающихся, цели их
дальнейшего профессионального развития. Индивидуализация обучения в
аспирантуре позволяет в полной мере реализовать принципы действующего закона
об образовании, сделать учебный процесс более гибким, вариативным, и таким
образом качественно повысить уровень аспирантской подготовки. Одной из
эффективных форм индивидуализации обучения является «индивидуальная
образовательная траектория», которая с успехом применяется в ряде зарубежных
университетов. В диссертации рассматривается опыт использования ИОТ в системе
профессионального образования Германии, Великобритании, США и других стран.
Проведенный нами глубокий терминологический анализ позволил
определить сущность ключевых понятий (индивидуализация и дифференциация
обучения, индивидуальные образовательные траектории и индивидуальные
образовательные маршруты и др.) и на этой основе конкретизировать понятие
«индивидуальная образовательная траектория аспиранта». Под ней мы понимаем
персональный путь обучающегося по освоению программы подготовки научно-
педагогических кадров, в процессе которого он определяет цели профессионально-
личностного развития, проектирует содержание и последовательно осуществляет
все виды образовательной и научной деятельности в соответствии с
государственными требованиями и с учетом собственных познавательных
потребностей и индивидуальных особенностей.
В диссертации используется понятие «индивидуальная образовательная
траектория», так как, во-первых, именно этот термин широко применяется в
документах, связанных с реформированием системы образования; во-вторых, в
данном понятии делается акцент на развитии личностного потенциала аспиранта в
образовательном процессе. Индивидуальный образовательный маршрут имеет
более строгие временные рамки и конкретизированные формы работы
обучающегося, поэтому рассматривается как составная часть ИОТ.
Мы исходили из того, что внедрение ИОТ в образовательный процесс
аспирантуры позволит обучающимся полнее осознать свои познавательные
потребности,индивидуальныевозможности,определитьстратегию
профессионально-личностного развития, и таким образом наилучшим образом
подготовить себя к будущей научной и педагогической деятельности.
Самостоятельное выстраивание аспирантами ИОТ станет тем образцом, который
они впоследствии будут успешно применять в собственной преподавательской
деятельности, работая со студентами. Новая форма обучения с использованием
ИОТ поможет более рационально использовать дидактические, организационные,
временные, материально-технические ресурсы и таким образом оптимизировать
процесс подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического
вуза.
Комплекс методологических подходов, применяемых в ходе исследования
(системный, субъектный, компетентностный, личностно-ориентированный,
индивидуальный и дифференцированный), позволил нам глубоко изучить процесс
проектирования ИОТ, определить его цели, задачи, содержание, принципы, а также
разработать соответствующую педагогическую модель и обосновать условия,
необходимые для ее реализации в техническом вузе.
Под проектированием индивидуальной образовательной траектории
обучающегося по программе подготовки научно-педагогических кадров мы
понимаем совместную деятельность аспиранта и научного руководителя, в которой
планируется и выстраивается будущий учебный и научно-исследовательский
процессы, а также прогнозируются результаты профессионально-личностного
развития аспиранта при освоении основной образовательной программы. На
проектирование аспирантами ИОТ влияют факторы как социального, так и
профессионально-личностного характера: с одной стороны, это государственный
заказ на подготовку научно-педагогических кадров, который отражен в
профессиональном и образовательном стандартах (ФГТ), во всех компонентах
ОПОП; с другой стороны, это познавательные потребности и перспективы
профессионального развития самих аспирантов, обусловленные характером и
уровнем профессионального образования (специалитет, магистратура), спецификой
научной школы, в рамках которой выполняется диссертационная работа. Факторы,
влияющие на проектирование ИОТ, представлены на рисунке 1.
Основными задачами проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-
педагогических кадров в аспирантуре технического вуза являются: 1) диагностика
уровня исходных компетенций, познавательных способностей и мотивации
аспирантов, позволяющие спрогнозировать результаты их образовательной и
научной деятельности; 2) проектирование содержания ИОТ с учетом календарных
сроков освоения ОПОП; 3) проектирование процесса образовательной
деятельности, в т.ч. определение оптимальных форм обучения и видов научной
работы на каждый учебный год; 4) анализ учебной и научной деятельности
аспирантов и на его основе регулярная корректировка ИОТ; 5) мониторинг условий,
в которых осуществляется образовательный процесс, и которые необходимы для
проектирования и реализации ИОТ; 6) формирование готовности аспирантов к
самостоятельному проектированию ИОТ.
Государственный заказНаучная школа

Профессиональный
Научный руководитель
стандарт

ФГОС/ФГТАспирант

– перечень базовых
дисциплин;- базовое образование;
– объём времени на их- цели
изучение;профессионально-
– компетенцииличностного развития;
выпускников;- исследовательская
– требования кподготовка;
профессорско– образовательные
преподавательскомупотребности.
составу.

Индивидуальная образовательная траектория

Рис.1. Факторы, влияющие на проектирование ИОТ аспирантов

При проектировании ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре технического вуза важно учитывать следующие принципы:
гибкости и вариативности образовательных программ, связи между
образовательными и исследовательскими компонентами программы, адаптации к
образовательному процессу обучающихся разных категорий, прогнозирования
результатов их учебной и научной деятельности, взращивания образовательных
потребностей аспирантов и ориентации на их профессионально-личностное
развитие.
Разработанная педагогическая модель проектирования ИОТ в процессе
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза
включает целевой, содержательный, технологический и аналитико-результативный
блоки, которые направлены на повышение качества усвоения образовательных
программ, проведения научных исследований за счет максимально полного учета
познавательных потребностей и личностных возможностей аспирантов (рисунок 2).
Целевой блок модели содержит цели и задачи проектирования ИОТ,
содержательный – направления аспирантской подготовки (предметную, психолого-
педагогическую и исследовательскую) и набор дисциплин (базовых, вариативных
и факультативных), в соответствии с которыми выстраивается ИОТ.
Технологический блок представлен пятью этапами проектирования ИОТ
(диагностическим,целеполагания,конструирования,реализационно-
коррекционным, контрольно-оценочным), а также принципами и условиями,
которые важно учитывать при проектировании ИОТ. Аналитико-результативный
блок включает компоненты готовности аспирантов к проектированию ИОТ и
уровни их сформированности.
Цель – проектирование ИОТ с учетом государственных требований и
образовательных потребностей аспирантов технического вуза

Целевой
Задачи:

блок
1. Диагностика исходной подготовки аспирантов.
2. Проектирование содержания и процесса образовательной и научной
деятельности.
3. Анализ деятельности аспирантов и корректировка ИОТ.
4. Формирование готовности аспирантов к проектированию ИОТ.

Профессиональный стандарт (педагог, научный работник)

ФГОС/ФГТ
Содержательный

Содержание обучения
блок

ВариативныеФакультативные
Базовые дисциплины
дисциплиныдисциплины

Специально-предметнаяПсихолого-педагогическаяИсследовательская
подготовкаподготовкаподготовка

Технология проектирования процесса обучения аспирантов в соответствии с
ИОТ
Научный руководитель
Аспирант
Тьютор
I. СамодиагностикаI. Диагностика
II. ЦелеполаганиеII. Целеполагание
III. КонструированиеIII. Конструирование
Технологический

IV. Реализация. КоррекцияIV. Консультирование
V. Контроль. ОцениваниеV. Контроль. Оценивание
блок

Принципы проектирования ИОТ:
Гибкость и вариативность образовательных программ, связь между
образовательным и исследовательским компонентами программы, адаптация к
образовательному процессу аспирантов разных категорий, взращивание их
образовательных потребностей, ориентация на профессионально-личностное
развитие, прогнозирование результатов учебной и научной деятельности.

Педагогические условия формирования готовности аспирантов к
проектированию ИОТ:
– Организационно-методические.
– Материально-технические.
– Психолого-педагогические.

Результат: самостоятельное проектирование аспирантами технического вуза
ИОТ с учетом государственных требований и образовательных потребностей
результативный
Аналитико-

блок

Компоненты готовности:Уровни готовности:
– когнитивный;- недостаточный;
– деятельностный;- достаточный;
– мотивационный.- оптимальный.

Рис.2. Модель проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-
педагогических кадров в аспирантуре технического вуза
Готовность к проектированию ИОТ означает, во-первых, наличие у
аспиранта соответствующих знаний, умений, навыков и связанных с ними
компетенций, во-вторых, мотивацию, стремление самостоятельно определять цели,
содержание, методы и формы образовательной и научной деятельности. Исходя из
этого, в структуре готовности были выделены когнитивный, деятельностный и
мотивационный компоненты. Выделенные структурные компоненты готовности
аспиранта к самостоятельному проектированию ИОТ рассматривались нами в
качестве критериев оценивания искомой готовности.
Сформированность когнитивного компонента готовности аспирантов к
проектированию ИОТ оценивалась по следующим показателям: 1) знание своих
образовательных потребностей, научных интересов, перспектив профессионально-
личностного развития; 2) знание ОПОП, учебного плана, календарного графика
учебного процесса, рабочих программ дисциплин и т.п.; 3) знание электронных
образовательных ресурсов, в том числе электронной информационной
образовательной среды (ЭИОС) вуза; 4) знание методологии и методики
проведения исследования, требований к написанию и защите диссертации; 5)
знание технологии проектирования ИОТ.
Сформированность деятельностного компонента готовности аспирантов к
проектированию ИОТ оценивалась по следующим показателям: 1) умение
формулировать цели и задачи образовательной и научной деятельности,
прогнозировать их результаты; 2) владение способами самодиагностики
профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций; 3) умение планировать
учебную и научную деятельность; 4) умение анализировать и оценивать свою
деятельность, корректировать ИОТ с учетом новых задач; 5) умение использовать
электронные образовательные ресурсы, ЭИОС вуза; 6) умение самостоятельно
разрабатывать ИОТ (определять содержание образования, формы учебной и
научной деятельности).
Сформированность мотивационного компонента готовности аспирантов к
проектированию ИОТ оценивалась по следующим показателям: 1) устойчивая
потребность в получении новых знаний, умений, навыков, в развитии компетенций;
2) интерес к научно-исследовательской деятельности, написанию и защите
диссертации; 3) самостоятельность и активность при проектировании ИОТ,
устойчивая потребность в ее реализации.
В соответствии с выделенными критериями и показателями обоснованы
уровни готовности аспирантов технического вуза к проектированию ИОТ:
недостаточный, достаточный, оптимальный.
Во второй главе диссертации «Опытно-экспериментальная работа по
проектированию индивидуальных образовательных траекторий в процессе
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза»
дается детальное описание экспериментальной работы по апробации разработанной
педагогической модели проектирования ИОТ.
В педагогическом эксперименте принимали участие аспиранты двух
технических вузов города Самары, всего 223 человека. В качестве
экспериментальнойгруппыбыливыбраныаспирантыСамарского
государственного университета путей сообщения 2014/15 и 2015/16 годов
поступления, в качестве контрольной группы – аспиранты Самарского
национального исследовательского университета им. ак. С.П. Королева (бывш.
Самарский государственный аэрокосмический университет) 2014/15 и 2015/16
годов поступления. Также в исследовании принимали участие научные
руководители аспирантов, всего 57 человек.
На этапе констатирующего эксперимента ставились следующие задачи:
1) изучение мотивации аспирантов к проектированию ИОТ, в том числе выявление
стимулирующих и препятствующих факторов освоения ОПОП;
2) определение уровня информированности аспирантов об ОПОП, о требованиях к
научной работе, выявление их образовательных потребностей и научных
интересов;
3) оценка умений аспирантов в области целеполагания, планирования и
конструирования образовательного и научного процессов, самоконтроля и
самооценивания своей деятельности;
4) изучение отношения научных руководителей к введению ИОТ для аспирантов.
Анкетирование аспирантов позволило получить обширные эмпирические
данные, которые касались их учебной и научной мотивации, перспектив
дальнейшего профессионального развития, трудностей, с которыми они
сталкиваются при освоении ОПОП и написания диссертации, удовлетворенности
содержанием, формами и методами аспирантской подготовки, информированности
о нормативной, учебно-методической документации, ресурсах ЭИОС вуза, а также
желания обучаться с использованием ИОТ. Анкетирование научных руководителей
помогло изучить их отношение к действующей модели аспирантуры, понимание
ими приоритетных целей подготовки научно-педагогических кадров в стране, а
также оценить, насколько они хорошо знают потребности аспирантов и готовы к их
педагогическому сопровождению в условиях использования ИОТ.
Изучение мотивации аспирантов технического вуза показало, что у них
преобладает интерес к научной деятельности (57,7%), и только четвертая часть
(25%) ориентирована на развитие педагогических компетенций. При этом работать
преподавателями планируют чуть более половины опрошенных (58,8%). Так же
оказалось, что в последние годы немаловажным является мотив поступления в
аспирантуру, связанный с карьерным продвижением. Основные трудности
аспирантской подготовки вызваны большим объемом учебной нагрузки и
недостатком времени у обучающихся из-за необходимости подрабатывать. Также
мешает отсутствие гибких, вариативных программ, позволяющих выбирать нужные
дисциплины, и достаточных условий для проведения исследований (слабое
материально-техническое оснащение лабораторий, малое количество стажировок и
научныхкомандировок,трудностис нахождениембазыопытно-
экспериментальной работы).
Оценивая содержание своей подготовки, многие аспиранты высказали
неудовлетворенность набором учебных дисциплин: по мнению 51% опрошенных
содержание образования лишь частично совпадает с их потребностями, 10,2%
считают, что полностью не совпадает. В то же время, оказалось, что аспиранты
технического вуза имеют достаточно хорошую подготовку в области
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и легко ориентируются в
ЭИОС вуза. Большинство из них неплохо осознают образовательные и научные
потребности, умеют формулировать цели своей деятельности, осуществляют ее
планирование, способны анализировать и оценивать результаты. Аспиранты в
целом неплохо информированы об ОПОП, чуть хуже ориентируются в
нормативной и учебно-методической документации вуза.
Анализ заполненных аспирантами самооценочных листов позволил
определить уровень сформированности у них знаний, умений и мотивационной
готовности, необходимых для самостоятельного проектирования ИОТ. Данные
аспирантской самооценки дополнялись результатами экспертной оценки (в роли
экспертов выступили научные руководители и сотрудники отдела аспирантуры). На
основе обработки полученных результатов была определена исходная готовность
аспирантов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) к проектированию
ИОТ в соответствии с выделенными ранее критериями и показателями (таблица 1).
Таблица 1
Сформированность когнитивного, деятельностного, мотивационного
компонентов готовности аспирантов к проектированию ИОТ
(констатирующий эксперимент; %)

Критерии оценки готовности к проектированию ИОТ
Критерии /
КогнитивныйДеятельностныйМотивационный
уровни готовности
ЭГКГЭГКГЭГКГ
Недостаточный33,633,245,044,345,644,9
Достаточный35,436,935,536,035,936,8
Оптимальный31,029,919,519,718,518,3

Комплексная оценка знаний, умений, мотивации участников эксперимента
позволила нам выделить три группы аспирантов с точки зрения их готовности к
самостоятельному проектированию ИОТ: 41% аспирантов ЭГ имеют
недостаточный, 36% – достаточный и 23% – оптимальный уровень готовности.
Схожие результаты получены и в контрольной группе.
Анкетирование научных руководителей показало, что они в целом
положительно относятся к внедрению ИОТ: 61,5% поддержали нововведение, 31%
– не смогли выразить однозначного мнения и всего 7,5% были против
использования индивидуальных траекторий для аспирантов. Научные
руководители также неплохо владеют информацией об ОПОП, учебном плане,
наборе элективных и факультативных дисциплин и готовы оказывать необходимое
педагогическое сопровождение аспирантов в процессе проектирования и
реализации ИОТ.
На этапе формирующего эксперимента осуществлялась апробация
педагогической модели и разработанной на ее основе технологии проектирования
аспирантами ИОТ. Большое внимание уделялось развитию мотивации аспирантов
к обучению с использованием индивидуальной траектории, формированию
готовности самостоятельно ее проектировать с учетом государственных
требований, своих образовательных потребностей и научных интересов. Для этого
аспирантов обучали способам самодиагностики уровня исходных компетенций,
осознания своих познавательных потребностей, прогнозирования результатов
учебной и научной деятельности, определения перспектив профессионально-
личностного развития. Их ознакомили с алгоритмом проектирования ИОТ, с
необходимойнормативнойиучебно-методическойдокументацией,
представленной в ЭИОС вуза, с программным обеспечением, позволяющим
составлять «Индивидуальный план работы аспиранта» в электронном виде.
Проектируя содержание ИОТ, аспиранты выбирали уровень освоения учебных
предметов и практик (базовый или продвинутый), набор элективных дисциплин и
факультативов, определяли виды научной работы, распределяли их на каждый
учебный год и на весь период обучения. Они также учились анализировать свою
учебную и научную деятельность, что было необходимо для своевременной
корректировки ИОТ.
В процессе целенаправленной работы с аспирантами использовались разные
методы и формы: экспресс-опросники, групповые консультации, индивидуальные
беседы, специальные учебные занятия (знакомство с возможностями ЭИОС вуза, с
компьютерной программой проектирования ИОТ и др.), составление
обучающимися портфолио, ежегодные отчеты, в том числе в рамках научных
семинаров, заседаний кафедр, встреч с администрацией вуза и др. Сотрудники
отдела аспирантуры также проводили консультации для научных руководителей, в
процессе которых им разъясняли порядок работы с аспирантами, задачи, которые
придется решать совместно, давали советы о том, как грамотно выстроить
взаимодействие с подопечными, чтобы не подавлять их самостоятельность при
проектировании ИОТ.
В ходе формирующего эксперимента создавались условия, которые
позволили оптимизировать процесс проектирования ИОТ и обеспечить
качественное педагогическое сопровождение обучающихся со стороны научных
руководителей и сотрудников аспирантуры. Это, прежде всего, организационно-
методические условия: построение гибкого образовательного процесса за счет
создания учебных групп базового и продвинутого уровня подготовки для изучения
отдельных дисциплин и прохождения практики; разработка учебно-методического
обеспечения образовательного и научного процессов (подготовка необходимой
нормативной и методической документации); дополнение контактной формы
организации обучения аспирантов дистанционной, использование онлайн-
обучения. Соблюдались и материально-технические условия, важные для
успешного проектирования аспирантами ИОТ. Была обеспечена информационная
открытость учебных и учебно-методических материалов, их максимальная
доступность для аспирантов; автоматизирован процесс проектирования ИОТ за
счет разработанного программного обеспечения, позволяющего автоматически
заполнять и подсчитывать трудоемкость освоения ОПОП. Важным было и создание
оптимальныхпсихолого-педагогическихусловийдлякачественного
сопровождения обучающихся со стороны научного руководителя и сотрудников
отдела аспирантуры. Для этого разрабатывались различные диагностические
методики, помогающие лучше изучить сформированность познавательных и
исследовательских компетенций аспирантов, их учебную мотивацию, темп
освоения ОПОП; создавалась комфортная психологическая среда, благоприятная
для педагогического сотрудничества и стимулирования профессионально-
личностного развития аспирантов.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена
повторная диагностика сформированности всех компонентов готовности
аспирантов к самостоятельному проектированию ИОТ. Выяснилось, что участники
экспериментальной группы стали лучше осознавать свои образовательные и
научные потребности, понимать цели и задачи аспирантской подготовки, и самое
главное – научились выбирать дисциплины, необходимые для формирования
нужных компетенций с учетом перспектив профессионально-личностного
развития. Большинство аспирантов (66,3%) отметили, что за счет возможности
выбора элективных и факультативных дисциплин содержание подготовки их
полностью устраивает. У участников экспериментальной группы возросла
осведомленность в области ОПОП и учебно-методической документации,
сформировался комплекс умений, необходимых для проектирования ИОТ.
Значительно возросло количество аспирантов, готовых самостоятельно
разрабатывать ИОТ. В таблице 2 представлены данные об уровне готовности
аспирантов двух групп – экспериментальной и контрольной – к проектированию
ИОТ с учетом каждого критерия готовности: когнитивного, деятельностного,
мотивационного (КЭ – констатирующий эксперимент, ФЭ – формирующий
эксперимент).
Как видно из таблицы, в экспериментальной группе, по сравнению с
контрольной, возросло количество аспирантов с достаточным и оптимальным
уровнем сформированности всех компонентов готовности к проектированию ИОТ:
когнитивного (29,2% и 60,3%), деятельностного (37,7% и 48,9%), мотивационного
(45,8% и 35,1%).

Таблица 2
Сформированность когнитивного, деятельностного, мотивационного
компонентов готовности аспирантов к проектированию ИОТ
(формирующий эксперимент, %)

Критерии оценки готовности к проектированию ИОТ
Критерии/КогнитивныйДеятельностныйМотивационный
УровниКонтр.Контр.Контр.
Эксп. гр.Эксп. гр.Эксп. гр.
готовностигр.гр.гр.
КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ
Недостаточ33,6 10,5 33,2 28,0 45,0 13,4 44,3 40,9 45,6 19,1 44,9 35,8
Достататоч35,4 29,2 36,9 38,3 35,5 37,7 36,0 29,8 35,9 45,8 36,8 37,7
Оптимал.31,0 60,3 29,9 33,7 19,5 48,9 19,7 29,4 18,5 35,1 18,3 26,5
Если говорить об итоговом показателе – готовности аспирантов к
самостоятельному проектированию ИОТ – то по завершении опытно-
экспериментальной работы существенно уменьшилось количество участников ЭГ с
недостаточным уровнем (с 41,4% до 14,3%), увеличилось количество – с
достаточным (с 35,6% до 37, 6%) и оптимальным уровнем готовности (с 23% до
48,1%). В контрольной группе также прослеживается небольшая динамика, но она
связана с накоплением у аспирантов опыта за все годы обучения. Результаты
представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень готовности аспирантов экспериментальной и контрольной групп к
проектированию ИОТ (формирующий эксперимент, %)

УровниУровни готовности
готовности /НедостаточныйДостаточныйОптимальный
группаКЭФЭКЭФЭКЭФЭ
Экспериментальн
41,414,335,637,623,048,1
ая
Контрольная40,834,936,635,322,629,9

Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы была
подтверждена реальная достижимость результатов проектирования аспирантами
ИОТ в соответствии с разработанной педагогической моделью.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать
основные выводы:
1. Одной из современных форм обучения в аспирантуре является обучение на
основе ИОТ, позволяющее максимально полно учитывать характер
профессионального образования аспиранта, уровень его исходной подготовки
(специалитет, магистратура), ориентацию на педагогическую, научную,
производственную деятельность. Индивидуальная образовательная траектория
аспиранта – это персональный путь по освоению программы подготовки научно-
педагогических кадров, в процессе которого обучающий определяет цели
профессионально-личностногоразвития,проектируетсодержаниеи
последовательно осуществляет все виды образовательной и научной деятельности
в соответствии с государственными требованиями и с учетом собственных
познавательных потребностей.
2. Под проектированием индивидуальной образовательной траектории
обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров
понимается совместная деятельность аспиранта и научного руководителя, в
которой планируется и выстраивается учебный и научно-исследовательский
процессы, а также прогнозируются результаты профессионально-личностного
развития аспиранта при освоении ОПОП. При проектировании ИОТ аспирантов
учитывается ряд факторов: государственный заказ на подготовку научно-
педагогических кадров, отраженный в профессиональных, образовательных
стандартах (ФГТ); специфика научной школы, к которой принадлежит аспирант;
образовательные потребности и научные интересы обучающегося, которые во
многом определяются базовым профессиональным образованием, уровнем
исходной подготовки, наличием опыта педагогической и исследовательской
деятельности, перспективами дальнейшего профессионального развития.
3. При проектировании ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре технического вуза важно учитывать следующие принципы:
гибкости и вариативности образовательных программ, связи между
образовательным и исследовательским компонентами программы, адаптации к
образовательному процессу обучающихся разных категорий, взращивании их
образовательных потребностей, прогнозировании результатов учебной и научной
деятельности, ориентации на профессионально-личностное развитие аспирантов.
4. Педагогическая модель проектирования ИОТ в процессе подготовки
аспирантов технического вуза базируется на системном, субъектном,
компетентностном,личностно-ориентированном,индивидуальноми
дифференцированным подходах, и включает целевой, содержательный,
технологический, аналитико-результативный блоки, которые в совокупности
направлены на обеспечение эффективности процесса подготовки аспирантов с
использованием ИОТ. Технология проектирование ИОТ, соответствующая
разработанной модели, включает пять взаимосвязанных этапов: диагностики,
целеполагания, конструирования, реализационно-коррекционный, контрольно-
оценочный.
5. Опытно-экспериментальная работа, проведенная в целях проверки
эффективности разработанной педагогической модели, позволила сформировать
все компоненты готовности аспирантов к самостоятельному проектированию ИОТ
(когнитивный, деятельностный, мотивационный) и повысить количество
обучающихся с достаточным и оптимальным уровнем искомой готовности.
6. Для успешного проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-
педагогических кадров в аспирантуре технического вуза важно обеспечивать
комплекс необходимых условий: 1) организационно-методических: создание
гибкого образовательного процесса, временных учебных групп для изучения
отдельных дисциплин; сочетание разных дидактических форм (контактной и
дистанционной работы, онлайн и офлайн-обучения); обогащенное учебно-
методическое обеспечение учебной деятельности; 2) материально-технических
условий: обеспечение информационной открытости и доступности учебно-
методических материалов; создание программного обеспечения и автоматизация
процесса проектирования ИОТ; 3) психолого-педагогических условий: организация
педагогического сопровождения обучающихся со стороны научного руководителя
и сотрудников отдела аспирантуры; разработка и использование диагностических
методик, помогающих изучить сформированность познавательных и
исследовательских компетенций аспирантов, их учебную мотивацию, темп
освоения ОПОПи т.п.; создание комфортной психологической среды для
сотрудничества всех субъектов образовательного процесса, а также для
стимулирования профессионально-личностного развития аспирантов.
Проведенное исследование не исчерпывает всего ряда вопросов, связанных с
проблемой проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре. Дальнейшие направления исследования могут быть связаны
с разработкой теоретических основ и нормативной базы для проектирования и
внедрения ИОТ в процесс подготовки аспирантов других отраслевых вузов и
классических университетов.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в
публикациях автора:
– в журналах, индексируемых в международных системах цитирования
(WebofScience, Scopus):
1.Klimova, A.S. “Blue Ocean” For A Higher School / V.V.Asabin, M.A.
Garanin, M.A. Gnatyuk, A.S. Klimova, P.A. Pervov // DilemasContemporáneos:
Educación, Política y Valores . – 2019. – Special Issue, Vol. 6.– P. 1-14.
2.Климова, А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним
готовы аспиранты и их научные руководители? / Л.Ф. Красинская, А.С. Климова //
Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29, № 3. – С. 24-36.
– в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
3. Климова, А.С. Факторы проектирования индивидуальных образовательных
траекторий аспирантов технического вуза / А.С. Климова // Вестник Костромского
государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. –
2018. – Т. 24. – № 3. – С. 139-143.
4. Климова, А.С. Индивидуализация и дифференциация обучения аспирантов
/ А.С. Климова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.
Серия: Педагогика, психология. – 2016. -№ 3 (26). – С. 32-36.
5. Климова, А.С. Формирование индивидуальных образовательных
маршрутов в процессе педагогической подготовки аспирантов технического вуза /
А.С. Климова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук.
– 2015. – Т. 17. – № 1-5. – С. 1048-1051.
– в научных журналах, сборниках статей и материалов конференций,
пособиях:
6. Климова, А.С. Анализ программ подготовки научно-педагогических кадров
в аспирантуре / А.С. Климова, С.А. Пушняк // Наука и образование транспорту: Т.
29. №3. – Самара, 2020. – С. 24-26.
7. Климова, А.С. Педагогические условия формирования индивидуальных
образовательных траекторий аспирантов технического вуза / А.С. Климова, В.В.
Климова // Наука и образование транспорту: в 2 тт. Т. 2. – Самара, 2019. – С. 272-
273.
8. Климова, А.С. Проектирование образовательного процесса в транспортном
вузе / А.С. Климова, В.В. Климова // Актуальные проблемы гуманитарных и
социально-экономических наук. – Вольск, 2019. – Т. 13, № 9. – С. 64-68.
9.Климова,А.С.Тенденциипроектированияиндивидуальных
образовательных траекторий аспирантами вуза: результаты исследования / А.С.
Климова // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр.: В 2-х тт. Т.1 / Под
ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. – Самара, 2018. – С. 128-
130.
10. Климова, А.С. Готовность аспирантов технического вуза к
проектированию индивидуальных образовательных траекторий / А.С. Климова //
Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации
специалистов нефтегазового производства: тезисы IV науч.-практ. конф. с межд.
участием. – Самара, 2017. – С. 32.
11. Климова, А.С. Готовность аспирантов к проектированию индивидуальных
образовательных траекторий: результаты исследования / А.С. Климова //
Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития
инновационной экономики: материалы 11-ой Межд. науч.-практ. конф.: В 2-х кн.
Кн. 1 /Под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. – Казань, 2017. – С. 186-190.
12. Климова, А.С. Индивидуализация обучения студентов с ограниченными
возможностями здоровья в техническом вузе / Л.Ф. Красинская, А.С. Климова //
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: сб. материалов I
Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Самара, 2017. – С. 87-93.
13. Климова, А.С. Современное состояние подготовки научно-
педагогических кадров в аспирантуре / А.С. Климова // Наука и культура России: В
2 тт. Т. 1. – Самара, 2017. – С. 348-349.
14. Климова, А.С. Направления и тенденции развития уровня подготовки
кадров высшей квалификации / А.С. Климова // Научные исследования и
разработки в эпоху глобализации: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. – Киров, 2016. –
С. 166-167.
15. Климова, А.С. Особенности разработки образовательной программы
подготовки научно-педагогических кадров транспортного вуза / А.С. Климова //
Инновации в системах обеспечения движения поездов: материалы I Межд. науч.-
практ. конф. – Самара, 2016. – С. 155-157.
16. Климова, А.С. Особенности развития аспирантуры технического вуза в
России / А.С. Климова // Наука и образование транспорту. – 2016. – № 2. – С. 264-
266.
17. Климова, А.С. Тенденции развития подготовки кадров высшей
квалификации / А.С. Климова // Качество высшего и профессионального
образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы:
материалы X Межд. науч.-практ. конф. : В 2х ч. Ч.2. – Казань, 2016. – С. 49-52.
18. Климова, А.С. Тенденции развития послевузовского образования в России
/ А.С. Климова // Сборник материалов XL научной конференции студентов и
аспирантов «Дни студенческой науки». – Самара, 2013. – 256 с.
19. Климова, А.С. К вопросу улучшения отечественной системы высшего
образования / А.С. Климова, И.В. Серяпова // Образование, наука, транспорт в ХХI
веке: опыт, перспективы, инновации: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с
межд. участием. – Оренбург, 2012. – С. 144-145.

Актуальность исследования. В настоящее время имеется острая
потребность в подготовке квалифицированных кадров для наукоемких
отраслей производства. Это сложные высокотехнологичные сферы
деятельности, которым требуются специалисты с инженерным образованием,
способные учитывать темпы развития существующих технологий и
перспективы создания новых. Работодатели ожидают от выпускников
технического вуза владения комплексом компетенций, направленных на
осуществление производственно-технологической, организационно-
управленческой, проектно-конструкторской и научно-исследовательской
деятельности. Подготовка квалифицированных и конкурентоспособных
инженеров напрямую зависит от уровня компетентности преподавателей и
эффективной организации образовательного процесса в техническом вузе.
Долгие годы преподавателей для технического вуза специально нигде не
готовили, и выпускники, оставшиеся на кафедре, осваивали педагогическую
деятельность непосредственно на практике. Некоторые из них впоследствии
проходили профессиональную переподготовку по программам
«Преподаватель высшей школы», однако это не решало проблему массового
обеспечения технических вузов специалистами с педагогическим
образованием. В настоящее время одним из эффективных способов
подготовки преподавателей и исследователей является обучение в
аспирантуре, структура которой в связи с реформой образования претерпела
кардинальные изменения. В соответствии с законом «Об образовании в
Российской Федерации» [208], аспирантура была выведена из системы
послевузовского и включена в систему высшего образования как третий
уровень – подготовка кадров высшей квалификации (научно-педагогических
кадров). С 2013 г. технические вузы осуществляют целенаправленное
обучение аспирантов на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО).
Включение солидной образовательной составляющей в подготовку
научно-педагогических кадров неоднозначно было воспринято
академическим сообществом: многие эксперты посчитали, что обучение в
соответствии с ФГОС отвлекает аспирантов от научной деятельности, другие
были не против образовательной подготовки аспирантов, но полагали, что
важно уйти от «школярского подхода» и искать оптимальные формы
организации учебного процесса в аспирантуре.
В конце 2020 года был принят закон «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (№517-ФЗ от 30.12.2020 г.),
направленный на изменение порядка организации работы с аспирантами
[209]. Предусмотрено, что с 01.03.2022 г. их обучение будет осуществляться
на основе Федеральных государственных требований (ФГТ), а не ФГОС, а
также изменится форма итоговой аттестации: вместо научного доклада об
основных результатах научно-квалификационной работы выпускники начнут
предоставлять полноценную диссертацию, отвечающую всем установленным
требованиям, которую впоследствии они смогут защитить в
диссертационном совете. В соответствии с новым законом, аспирантура
остается третьим уровнем высшего образования, поэтому «образовательная
компонента» сохранится, хотя и несколько уменьшится в объеме, по
сравнению с исследовательской частью. Поэтому вопрос о более
эффективной организации учебного процесса в аспирантуре остается
актуальным.
Учитывая, что аспиранты – это интеллектуально развитые,
подготовленные к самостоятельной познавательной деятельности
обучающиеся, которые имеет вполне осознанные научные интересы и
образовательные потребности, а многие из них и опыт преподавания,
целесообразной является максимальная индивидуализация дидактического
процесса. Важность индивидуального подхода к подготовке обучающихся
закреплена в государственных документах, определяющих реформирование
высшего образования в России. В ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 34)
указано, что обучающимся предоставляются академические права на
обучение по индивидуальному учебному плану, участие в формировании
содержания своего профессионального образования, выбор факультативных
и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин [208]. В
Государственной программе РФ «Развитие образования на 2018-2025 гг.»
отмечено, что студенты должны обучаться по индивидуальным планам,
включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием
информационных технологий [54]. В проекте документа «Ключевые
направления развития российского образования для достижения целей и
задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. указано, что
модернизация профессионального образования должна осуществляться
посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких
образовательных программ [81]. Действующие в настоящее время
образовательные стандарты также дают возможность обучающимся
участвовать в выстраивании своей индивидуальной программы обучения за
счет дисциплин по выбору и факультативов. Изучение проекта ФГТ
показало, что и этим документом предусмотрена индивидуализация учебного
процесса: помимо обязательных дисциплин, необходимых для сдачи
кандидатского минимума, в программу будут включены элективные курсы и
факультативы, которые выбираются обучающимися самостоятельно.
Важность максимальной индивидуализации учебного процесса в
аспирантуре технического вуза обусловлена тем, что в нее поступают лица с
разным уровнем (специалитет/ магистратура) и направлением подготовки
(техническим, естественнонаучным, экономическим, социально-
гуманитарным и др.), с различающимися целями и перспективами
дальнейшего профессионального развития. Есть обучающиеся аспирантуры,
которые ориентированы на преподавательскую деятельность в вузе, и им
нужна солидная психолого-педагогическая подготовка. Есть те, кого
интересует только научная деятельность, и они планируют трудиться в
научно-исследовательских институтах (НИИ). Многие аспиранты
собираются работать или уже работают в высокотехнологичных отраслях
производства и бизнес-структурах. Для них защита диссертации и получение
степени кандидата наук является своего рода свидетельством высокого
уровня образования и обеспечивает возможность карьерного роста.
Оптимальной формой индивидуализации образовательного процесса в
аспирантуре является использование индивидуальных образовательных
траекторий (ИОТ). Проектирование и реализация аспирантами ИОТ позволит
им наилучшим образом подготовиться к научной и педагогической
деятельности с учетом имеющихся познавательных запросов и в
соответствии со стратегией профессионально-личностного развития. Те
обучающиеся, которые ориентируется только на занятия наукой, благодаря
ИОТ смогут усилить методологическую, научно-исследовательскую
подготовку, те же, кто планирует работать преподавателями высшей школы,
– получить профессионально-педагогическое образование. Самостоятельное
выстраивание аспирантами ИОТ станет образцом, который они впоследствии
будут применять в собственной педагогической работе со студентами. Новая
форма обучения с использованием ИОТ поможет не только аспирантам, но и
всем преподавателям и специалистам, задействованным в реализации
программ аспирантуры, оптимизировать подготовку научно-педагогических
кадров за счет более рационального использования организационных,
временных, дидактических, материально-технических, кадровых ресурсов.
Использование ИОТ для подготовки аспирантов потребует модернизации
дидактического процесса в аспирантуре за счет разработки и внедрения
вариативных образовательных программ и гибких форм организации
обучения. Для аспирантов важной задачей станет формирование новой
компетенции – способности и готовности самостоятельно проектировать
образовательную траекторию.
Степень разработанности проблемы.
Вопросам развития отечественной системы подготовки научно-
педагогических кадров в исторической ретроспективе посвящены работы
Д.В. Васильева, Н.В. Гулько, Г.В. Завады, С.В. Кононовой, Г.У.
Матушанского, Д.Г. Мирошина, А.Н. Морозевича, Г.Е. Павловой, Н.П.
Цеховова, В.А. Шаршунова и др.
Современное состояние аспирантуры, проблемы и тенденции
подготовки научно-педагогических кадров в России раскрываются в
монографиях и статьях таких ученых, как Ю.Е. Бабичев, Б.И. Бедный, А.В.
Бодров, А.Л. Бусыгина, И.А. Донина, Н.И. Загузов, Т.Е. Зерчанинова, В.В.
Зырянов, М.И. Иноземцев, Е.В. Караваева, П.И. Касаткин, С.В. Киктев, Е.А.
Корчагин, А.М. Марголин, Р.М. Мельников, А.А. Миронос, Е.И. Муратова,
Л.А. Остапенко, В.Л. Петров, А.Г. Попова, Н.В. Рыбаков, Р.С. Сафин, В.С.
Сенашенко, Е.В. Чупрунов и др.
Особенности подготовки преподавателей и ученых для технического
вуза освещались в научных трудах В.М. Жураковского, В.В. Кондратьева,
Е.А. Корчагина, Л.Ф. Красинской, В.Е. Медведева, Е.И. Муратовой, В.М.
Приходько, З.С. Сазоновой, Р.С. Сафина, И.Б. Федорова, А.И. Чучалина и др.
Проблема индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса, в том числе в высшей школе, раскрывалась в работах Ю.К.
Бабанского, Т.В. Бурлаковой, В.В. Гузеева, В.И. Загвязинского, А.А.
Кирсанова, Г.В. Лаврентьева, И.М. Осмоловской, П.И. Пидкасистого, Е.С.
Рабунского, М.Н. Скаткина, И.Э. Унт, М.И. Чередова и др.
Индивидуальные образовательные траектории ученые рассматривают
как механизм индивидуализации образования обучающихся, а также как
эффективную форму подготовки будущих специалистов в организациях
профессионального образования. Данной проблеме посвящены научные
работы Е.А. Александрова, М.И. Башмакова, В.И. Богословского, С.А.
Вдовиной, А.С. Гаязова, И.А. Глацковой, А.Г. Гогоберидзе, Г.М. Кулешовой,
В.С. Лазарева, В.В. Лоренц, М.И. Лукьяновой, М.Г. Остренко, А.В.
Слепухина, Т.А. Собиной, М.Л. Соколовой, Н.Н. Суртаевой, В.Т.
Тихомировой, М.Б. Утепова, С.В. Фроловой, А.В. Хуторского и др.
В исследованиях П.И. Балабанова, В. Гаспарского, Г.Е. Муравьевой,
В.И. Слободчикова, Н.А. Алексеева, В.И. Загвязинского, В.Е. Радионова
проектирование рассматривается как специфический вид и результат
деятельности человека. Проблемы педагогического проектирования
раскрываются в научных трудах В.В. Афанасьевой, Л.В. Байбородовой, В.С.
Безруковой, В.П. Беспалько, О.Г. Важновой, С.В. Ермолаевой, Е.С. Мазура,
О.П. Околенова, М.И. Рожкова, Н.О. Яковлева и др.
Различные аспекты педагогического сопровождения обучающихся в
условиях индивидуализации образовательного процесса нашли свое
отражение в работах Е.А. Александровой, А.Г. Асмолова, Л.Н. Бережновой,
В.И. Богословского, JI.C. Выготского, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Н.Н.
Караваевой, Е.Б. Манзурина, А.Р. Мурасовой, Г.И. Симоновой и др.
Процесс проектирования индивидуальных образовательных траекторий
аспирантов технического вуза имеет свою специфику, что связано с
особенностями контингента обучающихся, которые различаются по
направлениям (техническое, естественнонаучное, экономическое,
гуманитарное и др.) и уровням профессионального образования
(специалитет, магистратура), а также наличию или отсутствию опыта
педагогической деятельности и стажа работы на производстве. Следует
отметить, что в научных исследованиях и методических разработках нами не
выявлено ни одной работы, в которой поднималась бы проблема
проектирования ИОТ обучающихся по программам высшего образования –
программам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре.
Таким образом, теоретический анализ литературы (документов по
реформированию высшего образования, результатов научных исследований,
учебно-методических материалов), а также обобщение педагогической
практики позволили выявить ряд противоречий:
– между потребностью общества в квалифицированных научно-
педагогических кадрах для технических вузов и недостатками существующей
системы их подготовки;
– между необходимостью в соответствии с государственными требованиями
индивидуализировать процесс подготовки аспирантов за счет
проектирования и внедрения ИОТ и традиционными подходами к
организации их обучения в аспирантуре технического вуза;
– между потребностью аспирантов самостоятельно определять содержание и
оптимальные формы своего обучения и отсутствием организационно-
технологических, учебно-методических и психолого-педагогических условий
для этого в аспирантуре технического вуза.
Стремление найти пути разрешения данных противоречий и
определило проблему исследования: в теоретическом плане – это проблема
разработки модели проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-
педагогических кадров в аспирантуре технического вуза, обоснования
принципов и условий индивидуализации их обучения; в практическом плане
– это проблема создания эффективной технологии проектирования ИОТ с
учетом государственных требований, а также образовательных потребностей,
научных интересов и уровня исходной подготовки аспирантов технического
вуза.
С учетом актуальности, теоретической значимости и недостаточной
разработанности обозначенной проблемы определена тема исследования:
«Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в процессе
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре технического
вуза».
Цель исследования – научно обосновать, разработать и апробировать
модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий в
процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
технического вуза.
Объект исследования – подготовка научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза.
Предмет исследования – проектирование индивидуальных
образовательных траекторий в процессе подготовки научно-педагогических
кадров в аспирантуре технического вуза.
Гипотеза исследования.
Эффективность подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза во многом зависит от индивидуализации
образовательного процесса, в том числе выстраивания индивидуальных
образовательных траекторий обучающихся. Проектирование ИОТ
аспирантов будет успешным, если:
– на основе анализа научной литературы и обобщения педагогической
практики выявлены особенности подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза;
– определены сущность и содержание индивидуальных образовательных
траекторий аспирантов технического вуза;
– обоснованы педагогические принципы и условия проектирования
индивидуальных образовательных траекторий аспирантов технического вуза;
– разработана модель и соответствующая ей технология проектирования
индивидуальных образовательных траекторий в процессе подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре технического вуза;
– проведена экспериментальная проверка результативности модели и
технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий в
процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
технического вуза.
Исходя из исследовательской цели и гипотезы, были определены задачи
исследования:
­ Выявить особенности подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза.
­ Определить сущность и содержание индивидуальных образовательных
траекторий аспирантов технического вуза.
­ Обосновать педагогические принципы и условия проектирования
индивидуальных образовательных траекторий аспирантов
технического вуза.
­ Разработать модель и соответствующую ей технологию
проектирования индивидуальных образовательных траекторий в
процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
технического вуза.
­ Экспериментально проверить результативность модели
проектирования индивидуальных образовательных траекторий в
процессе подготовки научно-педагогических кадров, выявить
динамику формирования готовности аспирантов к проектированию
ИОТ.
Методологическую основу исследования составили следующие
научные подходы: системный подход (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М.С.
Каган, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.),
идеи которого использовались для анализа проблем в системе высшего
образования, для выявления факторов, определяющих содержание ИОТ
аспиранта, для создания модели и технологии проектирования ИОТ в
процессе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
технического вуза; субъектный подход (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г.
Ананьев, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, С.Л.
Рубинштейн, В.Н. Слободчиков, С.Д. Смирнов и др.), который позволил
рассматривать аспирантов как субъектов проектирования ИОТ с точки
зрения их способности к самоопределению, самоконтролю, самооцениванию
и саморазвитию; компетентностный подход (В.И. Байденко, И.А. Зимняя,
В.В. Сериков, С.Б. Серякова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков),
идеи которого использовались для определения содержания ИОТ аспирантов,
модели и технологии ее проектирования; личностно-ориентированный
подход (Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревская, А.М. Новиков, А.А. Плигин,
Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С.
Якиманская и др.), основные положения которого позволили рассматривать
проектирование ИОТ аспирантов в контексте их профессионально-
личностного развития как будущих ученых и преподавателей;
индивидуальный и дифференцированный подходы (В.И. Загвязинский, И.М.
Осмоловская, П.И. Пидкасистый, Е.С. Рабунский, М.Н. Скаткин, И.Э. Унт,
И.М. Чередов и др.), которые позволили выявить сущность и содержание
понятия «индивидуальная образовательная траектория аспиранта»,
разработать педагогическую модель, технологию и обосновать принципы
проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза.
Теоретическую основу исследования составили:
– научные труды, раскрывающие современное состояние и тенденции
развития высшего образования (Б.И. Бедный, А.А. Вербицкий, Д. Васильев,
Н.В. Гулько, А.В. Коржуев, А.М. Матюшкин, А.А. Миронос, А.Н.
Морозевич, Н.Д. Никандров, Г.Е. Павлова, В.А. Попков, С.Д. Смирнов, Ю.Г.
Татур, Ю.Г. Фокин, Д.В. Чернилевский и др.), в том числе высшего
технического образования (В.М. Жураковский, В.Г. Иванов, А.А. Кирсанов,
В.Ф. Мануйлов, В.Е. Медведев, В.М. Приходько, З.Ф. Сазонова, И.В.
Федоров и др.), которые помогли определить особенности, проблемы и
перспективы развития системы подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза в России;
– концепция компетентностно-ориентированного образования (В.И.
Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В.
Сериков, С.Б. Серякова, А.И. Суббето, А.В. Хуторской и др.), идеи которой
легли в основу создания модели проектирования ИОТ аспирантов
технического вуза, а также разработки технологического и учебно-
методического обеспечения ее реализации;
– концепция педагогического проектирования (Н.А. Алексеев, В.П.
Беспалько, Е.С. Заир-Бек, З.Ф. Мазур, В.Е. Радионов, Н.О. Яковлева и др.), в
том числе исследования в области проектирования индивидуальных
образовательных траекторий (Е.А. Александров, М.И. Башмаков, В.И.
Богословский, С.А. Вдовина и др.);
– концепции индивидуализации и дифференциации образовательного
процесса (В.И. Загвязинский, И.М. Осмоловская, П.И. Пидкасистый, М.Н.
Скаткин, И.Э. Унт, И.М. Чередов, И.Л. Чернякова и др.), которые позволили
выявить сущность ключевого понятия «индивидуальная образовательная
траектория аспиранта» и определить принципы и условия успешного
проектирования ИОТ в процессе подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре технического вуза.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был
использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг
друга: 1) теоретические методы: анализ законодательных и нормативных
документов, философской, педагогической, психологической литературы по
проблеме исследования, сравнение, обобщение, систематизация
исследований, абстрагирование и моделирование; 2) эмпирические методы:
педагогический эксперимент, анкетирование, заполнение испытуемыми
самооценочных листов, экспертная оценка; 3) методы математической
статистики (регистрации, ранжирования, шкалирования).
Опытно-экспериментальной базой исследования стали Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования (ФГБОУ ВО) «Самарский государственный университет путей
сообщения» и Федеральное государственное автономное образовательное

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    А.С. Климова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2- Т. - No - С. 139-Климова, А.С. Индивидуализация и дифференциация обучения аспирантов / А.С. Климова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2-No 3 (26). - С. 32
    А.С. Климова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2- Т. - No 1-- С. 1048
    “Blue Ocean” For A Higher School
    V.V.Asabin, M.A. Garanin, M.A. Gnatyuk, A.S. Klimova, P.A. Pervov // DilemasContemporáneos: Educación, Política y Valores . – 2– Special Issue, Vol. – P. 1-Климова, А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? / Л.Ф. Красинская, А.С. Климова // Высшее образование в России. - 2- Т. 29, No - С. 24
    Анализ программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    А.С. Климова, С.А. Пушняк // Наука и образование транспорту: Т. No– Самара, 2- С. 24-Климова, А.С. Педагогические условия формирования индивидуальных образовательных траекторий аспирантов технического вуза / А.С. Климова, В.В. Климова // Наука и образование транспорту: в 2 тт. Т. – Самара, 2- С. 272
    Проектирование образовательного процесса в транспортном вузе
    А.С. Климова, В.В. Климова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – Вольск, 2- Т. 13, No - С. 64
    Готовность аспирантов технического вуза к проектированию индивидуальных образовательных траекторий
    А.С. Климова // Современные технологии подготовки кадров и повышения квалификации специалистов нефтегазового производства: тезисы IV науч.-практ. конф. с межд. участием. – Самара, 2- С
    Индивидуализация обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в техническом вузе
    Л.Ф. Красинская, А.С. Климова // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Самара, 2– С. 87-Климова, А.С. Современное состояние подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре / А.С. Климова // Наука и культура России: В 2 тт. Т. – Самара, 2- С. 348
    Направления и тенденции развития уровня подготовки кадров высшей̆ квалификации
    А.С. Климова // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. - Киров, 2- С. 166
    Особенности развития аспирантуры технического вуза в России
    А.С. Климова // Наука и образование транспорту. - 2- No - С. 264- Климова, А.С. Тенденции развития подготовки кадров высшей квалификации / А.С. Климова // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: материалы X Межд. науч.-практ. конф. : В 2х ч. Ч.– Казань, 2- С. 49
    Тенденции развития послевузовского образования в России
    А.С. Климова // Сборник материалов XL научной конференции студентов и аспирантов «Дни студенческой науки». - Самара, 2– 256 с.Климова, А.С. К вопросу улучшения отечественной системы высшего образования / А.С. Климова, И.В. Серяпова // Образование, наука, транспорт в ХХI веке: опыт, перспективы, инновации: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. – Оренбург, 2- С. 144

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Яна К. ТюмГУ 2004, ГМУ, выпускник
    5 (8 отзывов)
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соот... Читать все
    Помощь в написании магистерских диссертаций, курсовых, контрольных работ, рефератов, статей, повышение уникальности текста(ручной рерайт), качественно и в срок, в соответствии с Вашими требованиями.
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ
    Андрей С. Тверской государственный университет 2011, математический...
    4.7 (82 отзыва)
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на... Читать все
    Учился на мат.факе ТвГУ. Любовь к математике там привили на столько, что я, похоже, никогда не перестану этим заниматься! Сейчас работаю в IT и пытаюсь найти время на продолжение диссертационной работы... Всегда готов помочь! ;)
    #Кандидатские #Магистерские
    164 Выполненных работы
    Кормчий В.
    4.3 (248 отзывов)
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    Специализация: диссертации; дипломные и курсовые работы; научные статьи.
    #Кандидатские #Магистерские
    335 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Виктор В. Смоленская государственная медицинская академия 1997, Леч...
    4.7 (46 отзывов)
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выв... Читать все
    Имеют опыт грамотного написания диссертационных работ по медицине, а также отдельных ее частей (литературный обзор, цели и задачи исследования, материалы и методы, выводы).Пишу статьи в РИНЦ, ВАК.Оформление патентов от идеи до регистрации.
    #Кандидатские #Магистерские
    100 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Вики Р.
    5 (44 отзыва)
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написан... Читать все
    Наличие красного диплома УрГЮУ по специальности юрист. Опыт работы в профессии - сфера банкротства. Уровень выполняемых работ - до магистерских диссертаций. Написание письменных работ для меня в удовольствие.Всегда качественно.
    #Кандидатские #Магистерские
    60 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»