Профессиональная подготовка художника-мастера в процессе освоения региональных художественных традиций
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ……..…………17
1.1. Понятие «художественные традиции» в научных концепциях,
исследованиях и художественно-педагогических системах…………….……17
1.2. Психолого-педагогические условия подготовки художника-мастера при
освоении региональных художественных традиций …………………………..39
1.3. Особенности освоения народных художественных традиций регионов
России в процессе профессиональной подготовки художника-мастера………54
Выводы по первой главе………………………………………….…….……….74
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
ХУДОЖНИКА-МАСТЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……..……….………….……76
2.1. Внедрение художественных традиций региона в содержание учебных
программ ………………………………………………………………………….76
2.2. Педагогическая модель профессиональной подготовки художника-
мастера в процессе освоения региональных художественных
традиций………………..………………….………………………………….……..99
2.3. Экспериментальная проверка педагогической модели
профессиональной подготовки художника-мастера…..……………………..123
Выводы по второй главе………………………………………….……….……144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….146
Список сокращений и условных обозначений…………………….…………149
Список литературы………………………………………………………………150
Приложение ……………………………………………………………………..177
Приложение 1. Региональные особенности учебных дисциплин при
подготовке художника – мастера ……………………….…………………….177
Приложение 2. Учебные и выпускные квалификационные работы
студентов Талдомского филиала МГКИ………………………………..…….187
Приложение 3. Выписка из рабочей программы модульной
дисциплины «Фарфор Вербилок» для студентов третьего курса
специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы (по видам)», вид – художественная керамика…………………….195
Приложение 4. Комплект наглядных материалов……………………200
Приложение 5. Разработка и реализация проекта «Край мастеров» в
интерьере ГАПОУ МО «Московский Губернский колледж искусств»,
Талдомский филиал…………………………………………………………….203
Приложение 6. Критерии оценки на ПМ.02 для специальности «ДПИ и
НП» МДК.02.01 Технология исполнения изделий и народного искусства (по
виду) Художественная керамика……………………….……………………..207
Приложение 7. Анкета для абитуриентов по определению начального
уровня знаний о НХП………………………………………………………………….210
Приложение 8. Традиция и новаторство в освоении региональных
художественных традиций (на примере выбора темы студентами и анализа
их творческих работ)…………………………………………………………….212
Во введении обосновывается актуальность проблемы диссертационной работы, даются определения цели, гипотезы, объекта предмета, задач и методов
исследования, рассматриваются его теоретические и методологические основы, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, и положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы профессиональной подготовки художника-мастера в процессе освоения региональных художественных традиций» рассматривается понятие «художественные традиции» в различных научных концепциях, исследованиях и художественно-педагогических системах; определяются педагогические условия подготовки художника-мастера при освоении региональных особенностей народных промыслов; раскрываются особенности освоения народных художественных традиций регионов России в процессе профессиональной подготовки художника-мастера.
Представлен анализ наиболее значимых теоретических исследований региональных художественных традиций в традиционном искусстве. Рассматриваются такие направления как культурологическое
Д.И. Варламов, А.О. Косинова,
И.Н. Николаенко, , искусствоведческое (А.Б. Бакушинский, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, В.В. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыков и др.), философское (А.И. Буров, Л.П. Печко, И.Т. Касавин, А.Г. Спиркин и др.), педагогическое (М.В. Галкина, Б.В. Илькевич, В.Ф. Максимович, Н.М. Сокольникова,
этнография, фольклористика, археология (Б.А. Рыбаков, Ю.В. Бромлей, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, Ю.Г. Круглов, Д.С. Лихачев, В.Я. Пропп), направленные на совершенствование процесса освоения обучающимися народных художественных традиций. Изучение и обобщение научно-методической литературы показало, что существуют разные трактовки понятия «художественные традиции», выявлены особенности становления, развития и функционирования в современном обществе художественных традиций народных промыслов России. Основные категории художественных традиций: преемственность, новаторство, вариативность, целостность, соборность (М.А. Некрасова) нашли отражение в профессиональной подготовке художника- мастера. Описаны различные подходы к определению функций народного искусства (праздничная, утилитарная, сувенирная, коммуникативная, эстетическая). Уточнено понятие «художественные традиции» как способа сохранения, передачи и развития художественного ремесла, воплощенного в художественных изделиях народных мастеров, сформированного в определенных региональных географических условиях, культурном пространстве исторического наследия народа и учитывающего преемственность национальных особенностей и
С.Н. Иконникова,
А.Я. Флиер и др.)
(Е.Н.Губанова, В.В.Никонов, В.М.Логинов и др.), а также рассматриваются
Т.Я. Шпикалова и др.), региональное
такие области науки как
12
(О.Н. Астафьева,
Л.Н. Коган, Ю.М. Лотман,
традиционных ценностных ориентиров. Региональная художественная традиция составляет основу художественной культуры и сохраняет национальное наследие.
Педагогические условия профессиональной подготовки художника-мастера в колледже искусств в процессе освоения региональных художественных традиций классифицируются как: организационные, моделирования интегрированной образовательной среды, социально-ориентированные, оценочно- рефлексивные условия и базируются на развитии мотивации, познавательного интереса, воображения, восприятия, визуальной памяти, художественных способностей, ассоциативно-образного мышления. Педагогические условия опираются на принципы: преемственности и диалогичности, опоры на традиции, синтеза традиций и новаторства, комплексности, интерпретации художественных образов.
Профессиональная подготовка художника-мастера это совокупность развития личности студента, направленная на формирование базовых национальных ценностей, хранимых в религиозных, культурных, социально- исторических, семейных традициях народов России, передаваемых от поколения к поколению, обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях, и становление его художественных навыков по освоению традиционных технологий обработки природных материалов, формообразованию, техник росписи, стилизации.
Выявлены особенности подготовки художника-мастера по освоению народных художественных традиций на примере обучения в учебных заведениях разных регионов России – Подмосковья, Урала, Республики Саха (Якутия). Учебные заведения были организованы в местах бытования традиционных народных художественных промыслов: в Подмосковье – производство керамики и фарфора (Гжель, Талдом), производство плетеных изделий из лозы, художественная роспись по дереву (Руза); на Урале (Нижний Тагил) – художественная обработка камня, металла, дерева и художественная роспись по металлу; в Республике Саха (Якутия) – художественная обработка кости, металла, дерева и меха. Культурное пространство региона способствует формированию у студентов традиционных ценностных ориентиров, менталитета, воспитания патриотизма.
Изучение студентами народного искусства в Подмосковье, на Урале, в Республике Саха (Якутия) основано на анализе специфики местных условий, разнообразии и богатстве природных материалов, технологий, национальных и исторических особенностях края, своеобразии его искусства и культуры. Были выявлены общие закономерности освоения художественных традиций с опорой на преемственность, вариативность, новаторство, соборность, целостность. Это использование местных природных материалов, ручной труд, освоение технологии
изготовления изделий, приверженность традиционному ассортименту, сюжету, форме, декору изделий промысла, изучение исторического наследия, фольклора. Организация образовательной развивающей среды, как эстетически осмысленного пространства колледжа, способствует освоению обучающимися художественных традиций региона и формированию профессиональной лексики будущего художника-мастера.
В каждой конкретной образовательной организации в учебных планах и программах определены характерные особенности содержания обучения, включающие освоение традиционных подходов к композиционному решению изделий, масштабу, колориту, стилизации, а также использование традиционных сюжетов, характерных для конкретного региона. Будущие художники-мастера в выпускных квалификационных работах проектируют и выполняют традиционный для региона ассортимент изделий.
Во второй главе «Практическое освоение региональных художественных традиций в процессе подготовки художника-мастера в организации среднего профессионального образования» раскрываются особенности включения специфики местных художественных традиций в содержание учебных программ по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)», обоснована педагогическая модель профессиональной подготовки художника-мастера и результаты её апробации. Представлен анализ процесса внедрения художественных традиций региона в содержание обучения на примере Талдомского филиала Московского Губернского колледжа искусства.
Введение региональных художественных традиций в содержание учебных программ – это целостный и системный процесс интеграции, предусматривающий внедрение в профессиональную подготовку студентов колледжа искусств предметов гуманитарного, естественно-научного цикла и художественных дисциплин. Представлено подробное описание введения художественных традиций региона в программы дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Декоративная живопись», «Декоративно-прикладное искусство», «Цветоведение», «Композиция», «Перспектива», «Фотография». В них отражены художественные традиции региона, которые проявляются в соборности, преемственности, вариативности, целостности. В содержание программ включен комплекс творческих заданий по развитию воображения, восприятия, визуальной памяти, ассоциативно-образного мышления: по живописи и рисунку цветовому или графическому решению предметов быта, отражающих национально-бытовые традиции и особенности народов, изображение национального жилища (интерьера и экстерьера), человека в национальном костюме; по декоративной живописи приемы стилизации, декорирования и созданию вариаций по мотивам изделий
народного искусства; по композиции формообразованию традиционного 14
ассортимента и стилизации различных видов орнаментальной композиции (геометрический, растительный, фигуративный и др.), характерных для определенных промыслов региона.
Междисциплинарные комплексы «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» и «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного искусства» предусматривают универсальность в освоении обучающимися нескольких видов народных промыслов (Сергиев- Посадская матрешка, Гуслицкая роспись, Федоскинская миниатюрная живопись, Жостовская роспись, фарфор Гжели и Вербилок). Внедрение региональных особенностей в содержание учебных дисциплин способствует формированию осознанной потребности у студентов к аналитической, поисковой, исследовательской деятельности. В содержание учебных программ заложена дифференциация обучения по интересам.
Разработана модель профессиональной подготовки студентов колледжа искусств (рисунок1). В модели выделены цель и задачи, организационно- содержательные компоненты, диагностика эффективности освоения студентами художественных традиций региона и результата.
Организационно-содержательные компоненты (принципы, формы, методы, проектные технологии) определяют особенности различных видов деятельности студентов по освоению художественных традиций региона. Выявлены региональные особенности художественных методов обучения (индивидуализации в рамках традиционной стилистики, композиционных построений, колористики, поисково-исследовательской деятельности, активной социально-творческой адаптации, осознанной оценки); принципов (преемственности и диалогичности, опоры на традиции, синтеза традиций и новаторства, комплексности, интерпретации художественных образов); форм: аудиторные (лекции, семинары, экзамены, просмотры, работы в художественных мастерских), внеаудиторные (экскурсии, пленэр, практика на производствах НХП, конференции), самостоятельная работа; проектных технологий. К ним относится комплекс творческих заданий по развитию воображения, визуальной памяти, ассоциативно-образного мышления, восприятия и художественных способностей; творческие мероприятия (конкурсы, мастер-классы, выставки, фестивали, творческие мастерские, ярмарки); социальное партнерство (участие в жизни села, района, области: оформление площадок к государственным праздникам, народному календарю, памятным датам, связанных с великими земляками); посещение мастерских художников, знакомство с династиями мастеров. Определена важность социальных проектов как средства воплощения принципов, заложенных в модели. Основой педагогической модели являются базовые
Рисунок 1. Педагогическая модель профессиональной подготовки художника-мастера на основе освоения и использования региональных художественных традиций
Рисунок 1. Педагогическая модель профессиональной подготовки художника-мастера на основе освоения и использования региональных художественных традиций
направления содержания учебных программ: традиционные ценностные ориентиры; региональные, географические, природные и национально-бытовые особенности; опора на историческое наследие; использование фольклорных литературных источников и культурного пространства музеев и выставок; изучения художественных стилей, направлений; региональных архитектурных памятников, местных природных материалов и традиционных технологий.
Диагностика эффективности освоения студентами художественных традиций региона направлена на выявление результатов теоретического и практического обучения. Результатом функционирования педагогической модели профессиональной подготовки студентов колледжа искусств является художник- мастер, использующий в своем творчестве художественные традиции региона на основе соборности, преемственности, вариативности, целостности и новаторства.
В главе представлены результаты апробации данной модели в Талдомском и Рузском филиалах Московского Губернского колледжа искусств. Экспериментальная работа, состоявшая из трех этапов: констатирующего, формирующего и обобщающего, включила анкетный опрос абитуриентов, студентов, апробирование методики творческой работы по подготовке художников-мастеров.
Констатирующий этап позволил определить степень готовности абитуриентов к обучению в колледже, выявить степень их мотивации на обучение по направлению «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы», рассмотреть уровни понимания студентами колледжа специфики их будущей профессиональной деятельности, констатировать наличие первичных представлений о народных промыслах России, Московского региона, Талдомского района, предварительно оценить проявление опыта художественной творческой деятельности. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что 42 % опрошенных абитуриентов поступают в колледж, не имея предпрофессионального образования; лишь 35 % абитуриентов понимают сущность и сферу деятельности художника-мастера; 54% абитуриентов, выпускников детских школ искусств, художественных школ, имеют слабо выраженное представление о народных художественных промыслах. Сравнивая мотивацию абитуриентов и выпускников колледжа, следует отметить, что у абитуриентов она ориентирована на формальное получение диплома, у выпускников наблюдается активный рост интереса к получению профессии, к народной культуре в целом, стремление к приобретению знаний, желание овладеть профессией, освоить художественные традиции региона, использовать их в своей творческой деятельности.
Формирующий этап эксперимента показал, что модель профессиональной подготовки художника-мастера, созданная на основе освоения и использования региональных художественных традиций, путём введения в образовательный
процесс модульной программы «Фарфор Вербилок» дает эффективные результаты при подготовке кадров. На основе анализа творческих работ студентов, выполненных в результате учебных занятий, практики, пленэра, индивидуальных заданий, самостоятельной работы выявлен рост их профессиональных качеств в практическом опыте и навыках, представлении о народном искусстве, социальной ориентированности. Анализ трудоустройства выпускников по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» показал, что 89 % выпускников колледжа социально ориентированы: из 78 выпускников 41человек (53%) продолжили обучение в художественных ВУЗах, а 28 человек (36%) работают по своей специальности. Выявлены качества, необходимые для профессионального роста студентов колледжа при освоении художественных традиций; проанализирован начальный уровень их подготовки и уровень профессиональной подготовки выпускников колледжа (таблица).
Таблица
Критерии профессионального роста студентов на основе изучения художественных традиций региона (%)
Критерии качества, необходимые для профессионального роста студентов
Творческий подход к профессиональной деятельности
Формирование художественного вкуса
Освоение традиционных технологических приемов Развитие творческого воображения, фантазии
Использование традиционных приёмов формообразования и декорирования Готовность к взаимодействию в коллективе Творческая реализация художественных идей Владение профессиональной лексикой
Талдомский филиал (ЭГ)
1 курс
5 100
10 90 0 95 25 93
0 100
24 100 0 96 7 100
4 курс
Развитие чувства декоративности и способности к стилизации, направленные на преемственность художественных традиций
0
90
Использование на практике региональных художественных новаторства, вариативности, преемственности показало интерес студентов в выборе разнообразных тем выпускных квалификационных работ, качестве их исполнения (рисунок 2).
традиций,
Рисунок 2. Качество освоения региональных художественных традиций выпускных квалификационных работ (итоги защиты выпускных квалификационных работ (%)
Основные выводы диссертационного исследования:
1. Теоретический анализ научных исследований в области художественной традиции показал, что при общих тенденциях, связанных с верованиями проживающих людей, бытующей идеологией, эстетическими предпочтениями каждый регион имеет свои традиции, которые выражаются в стилистике, форме, декоре изделий, определяемых природными условиями, материалом и технологией обработки. К основным категориям художественной традиции относятся соборность и преемственность, вариативность, новаторство и целостность. Региональные художественные традиции складывались веками, передавались из поколения в поколение и распространились на обработку природных материалов, с использованием особых специальных инструментов для ручного изготовления.
2. Выявлены общие закономерности освоения художественных традиций (зависимость от специфики региона географическое положение, климат,
растительность, животный мир; специфика быта, сложившиеся местные технологии обработки природного материала; специфика регионального ассортимента, формообразования и декорирования; выразительность художественного образа изделий) и определены их характерные особенности (традиционные подходы к композиционному решению, масштабу, колориту, стилизации, использованию традиционных сюжетов, характерных для конкретного региона).
3. Педагогические условия профессиональной подготовки художника-мастера в процессе освоения региональных художественных традиций: образовательная развивающая среда реализации учебно-воспитательного процесса и творческой деятельности; опора на региональные художественные особенности, включенные в содержание модульных интегрированных междисциплинарных комплексов; формирование познавательного интереса и мотивации к освоению художественных традиций региона; учёт психологических особенностей обучающихся (дифференциация интересов, возраст, уровень культуры и образования).
4. В педагогической модели профессиональной подготовки художника-мастера в процессе освоения и использования региональных художественных традиций разработаны организационно-содержательные компоненты, сформулированы базовые направления содержания учебных программ с опорой на художественные традиции региона и запросы работодателей: «Творческая и исполнительская деятельность» (междисциплинарный комплекс «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства»); «Производственно- технологическая деятельность» (междисциплинарный комплекс «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства» с включением рабочей программы «Фарфор Вербилок»). Также описаны принципы, методы, формы обучения, влияющие на профессиональную подготовку студентов колледжа искусств.
5. Показателем эффективности педагогической модели служит высокий уровень освоения региональных художественных традиций, влияющих на качество профессиональной подготовки студентов колледжа искусств на основе новаторства, преемственности, цельности, соборности, вариативности. Это формирование и трансляция знаний о народном искусстве: творческий подход к реализации идей на основе региональных художественных традиций, овладение традиционными навыками по освоению технологий обработки материалов (шамот, керамика, фарфор, папье-маше, дерево, металл), формообразования и декорирования изделий; умение работать с разным ассортиментом, следуя традиционным формам и декору; интерес к региональной тематике (государственная и региональная символика, архитектурные памятники, замечательные люди региона и их творчество, природные особенности родного края). Универсальное освоение различных видов народных промыслов, обеспечивает конкурентоспособность выпускника в условиях экономического развития региона.
Диссертационное исследование подтвердило гипотезу о реализации в учебном процессе педагогической модели, включающей принципы, формы, методы, проектную технологию, обновление содержания, способствующих подготовке художника-мастера, продолжающего и развивающего в своём творчестве художественные традиции региона; включения в образовательный процесс модульных программ, учебного плана, заданий, упражнений, содержащих региональный компонент; взаимодействия психолого-педагогических условий, влияющих на профессиональную подготовку студентов колледжа искусств.
Перспективы работы. Результаты исследования, педагогическая модель, программы и учебно-методическое сопровождение могут быть использованы в качестве учебно-методического инструментария в повышении квалификации педагогических кадров в области освоения традиционного народного искусства.
Материалы научной работы могут быть востребованы в образовательных организациях общего и дополнительного образования, организациях среднего профессионального и высшего образования. Материалы данной работы актуальны для последующего изучения в Центрах народного творчества и предприятиях народных художественных промыслов России.
Актуальность исследования. Освоение региональных
художественных традиций, как способ сохранения и развития народных
художественных промыслов, занимает важное место в профессиональной
подготовке художника-мастера. Художественный образ изделий народных
мастеров, сформированный в определенных географических условиях,
культурном пространстве является историческим наследием народа и
проявляется в преемственности национальных особенностей и традиционных
ценностных ориентиров.
Существующие нормативные документы в области художественного
образования (Национальная доктрина развития образования в Российской
Федерации на период до 2025 года [147], Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» (2012 г.) [219], «Концепция
художественного образования в Российской Федерации» (2017 г.) [99]),
указывают на заинтересованность государства в необходимости
профессионального образования и обращения к вековым традициям
народных художественных промыслов России. Профессиональная
подготовка художника-мастера влияет не только на развитие
художественных навыков по формообразованию, росписи, стилизации,
освоению традиционных технологий обработки природных материалов, но и
формирует у них базовые национальные ценности, хранимые в религиозных,
культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России,
передаваемые от поколения к поколению [108], и обеспечивающие
эффективное развитие страны в современных условиях.
Опыт показывает, что сегодня художественные традиции передаются, в
большей степени, в учебных заведениях, которые являются в настоящее
время институтом сохранения, освоения и развития художественных
традиций молодому поколению.
Степень научной разработанности проблемы. Основные положения
о сущности художественной традиции в народном искусстве, важности
сохранения традиции для народных художественных промыслов нашли
отражение в исследованиях ведущих отечественных искусствоведов
А.В. Бакушинского [19], И.Я. Богуславской [31], В.М. Василенко [38],
В.С. Воронова [46], М.А. Некрасовой [149], Т.М. Разиной [177],
А.Б. Салтыкова[199] и др.
Серьезный вклад в изучение и распространение традиций народного
декоративно-прикладного искусства в XIX – начале XX вв. внесли
представители творческой интеллигенции (Е.Д. Поленова, В.В. Стасов [204],
И.Ф. Стравинский [207], М.К. Тенишева [209], Н.Л. Шабельская и др.).
Проблемы взаимодействия народной культуры и профессионального
искусства, особенности их внедрения в систему художественно-
эстетического развития обучающихся отражено в работах Е.В. Алексеенко
[6], В.Н. Банникова [21], Л.В. Ершовой [59], Л.В. Косогоровой [101],
Л.В. Неретиной [101], Г.А. Поровской [169].
Исследование профессиональной подготовки студентов на основе
освоения и использования региональных художественных традиций в
системе традиционного подхода получило методологическое обоснование в
трудах В.Ф. Максимович [131], В.Ю. Борисовой [34], П.В. Гусевой [53],
Д.С. Дронова [58], Л.П. Калининой [86], И.И. Куракиной [115],
Е.А. Лапшиной [117], М.Н. Мочаловой [141], З.Н. Никитина [152],
А.А. Николаева [153], М.А. Салтанова [188], Ю.С. Салтановой [189],
Н.В. Севрюковой [193], О.В. Федотовой [222], Д.Ю. Христолюбова [231],
М.В. Чураковой [235] и др.
Народное художественное творчество различных регионов России
рассмотрено в исследованиях Л.В. Ивановой [71], О.В. Крутеевой [105],
А.Г. Петровой [162], И.В. Покатиловой [166], А.И. Саввинова [183],
Т.П. Тишиной [211], Н.М. Шабалиной [236].
При изучении проблемы профессиональной подготовки художника-
мастера в процессе освоения региональных художественных традиций были
выявлены следующие противоречия между:
– потребностью в научно-обоснованных подходах к расширению
возможностей освоения традиций региона в процессе подготовки художника-
мастера в колледже искусств и отсутствием целостной педагогической
модели профессиональной подготовки студентов на основе освоения и
использования региональных художественных традиций;
– богатым историческим и культурным потенциалом региональных
художественных традиций и его недостаточным использованием в
подготовке конкурентоспособного специалиста;
– интересом студентов к изучению региональных художественных
традиций и их использованию в творческой деятельности и
унифицированным подходом к требованиям организации образовательного
процесса (выстроенного по единым общим принципам), предусмотренным в
федеральном государственном образовательном стандарте среднего
профессионального образования [113, 221].
Стремление найти способы разрешения данных противоречий
позволяет определить проблему исследования: как освоение региональных
художественных традиций влияет на качество профессиональной подготовки
студентов колледжа искусств.
Выявленная проблема обусловила тему исследования:
«Профессиональная подготовка художника-мастера в процессе освоения
региональных художественных традиций».
Объект исследования – профессиональная подготовка художника-
мастера в среднем профессиональном образовании.
Предмет исследования – процесс освоения региональных
художественных традиций региона в среднем профессиональном
образовании.
Цель исследования – разработка педагогической модели
профессиональной подготовки художника-мастера в процессе освоения
региональных художественных традиций.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический ретроспективный анализ использования
понятия «художественные традиции» в специальной и научно-
педагогической литературе, в том числе в системе среднего
профессионального образования.
2. Выявить особенности освоения художественных традиций в
профессиональной подготовке художника-мастера.
3. Раскрыть педагогические условия профессиональной подготовки
художника-мастера в процессе освоения региональных художественных
традиций.
4. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально
проверить эффективность модели профессиональной подготовки художника-
мастера в процессе освоения региональных художественных традиций.
5. Определить базовое содержание учебных программ по освоению
художественных традиций региона, систему критериев и показателей
профессионального роста студентов, позволяющих оценивать результаты
освоения региональных художественных традиций.
Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка художника-
мастера в процессе обучения в колледже будет эффективной, если в систему
обучения будут включены следующие позиции:
внедрение в структуру содержания профессионального образования
изучения особенностей региональных художественных традиций, как
обязательного и важнейшего элемента для профессиональной подготовки
будущих художников-мастеров, позволяющего воспитывать у студентов
гражданственность и патриотизм;
включение в систему обучения основных категорий художественных
традиций: преемственность, новаторство, вариативность, целостность,
соборность и определения инновационных направлений содержания
обучения;
выявление педагогических условий профессиональной подготовки
художника-мастера в процессе освоения региональных художественных
традиций;
реализация в учебном процессе педагогической модели, включающей
принципы, методы, формы и проектные технологии, основанные на
обновлении содержания, способствующего подготовке художника-мастера,
который будет продолжать и развивать в своём творчестве художественные
традиции региона.
Методологическая основа исследования:
в философии – становление всесторонних способностей человека
(Э.В. Ильенков [76], Л.Н. Коган [94], А.Ф. Лосев [127], М.К. Мамардашвили
[132], Ф.Т. Михайлов [139], А.Н. Портнов [170], В.С. Соловьев [201],
А.Г. Спиркин [202], П.А. Флоренский [227] и др.);
в культурологии осмысление многомерности культурного
пространства, художественной картины мира, «диалога культур» как основы
изучения профессионального искусства и народного творчества
(М.М. Бахтин [22], B.C. Библер [29], А.С. Запесоцкий [65], Д.С. Лихачев
[121], Ю.М. Лотман [128] и др.);
в эстетике – формирование эстетического отношения к окружающей
действительности, определение функций декоративно-прикладного и
народного искусства (Ю.Б. Борев [33], А.И. Буров [36], Н.И. Киященко [91],
Л.П. Печко [164], Е.М. Торшилова [212], А.Я. Флиер [226] и др.;
в психологии – формирование ассоциативно-образного мышления,
процессов восприятия искусства, становления способностей к
художественному творчеству (Л.С. Выготский [47], В.В. Давыдов [57],
А.Н. Леонтьев [120], А.А. Мелик-Пашаев [135], С.Л. Рубинштейн [180; 181],
Б.М. Теплов [210], Д.Б. Эльконин [246] и др.);
в искусствознании – формирование процессов восприятия и понимания
художественных образов на основе их жанрово-стилевых признаков
(М.В. Алпатов [7], В.М. Василенко [40], М.А. Ильин [77], Ю.У. Фохт-
Бабушкин [229] и др.);
в системе традиционного подхода в освоении народного искусства
(А.В. Бакушинский [19], И.Я. Богуславская [31], В.С. Воронов [46],
В.М. Логинов [125], В.Ф. Максимович [131], М.А. Некрасова [149],
Т.М. Разина [177]);
в художественной дидактике – оптимизация ценностных ориентиров
личности в условиях современного информационного пространства, с
позиций теории развивающего обучения и интеграции разных видов
художественной деятельности (Е.М. Акишина [3; 4], Б.В. Илькевич [79],
Д.Б. Кабалевский [84], И.Э. Кашекова [88], В.Ф. Максимович [131],
Л.М. Предтеченская [173], Л.Г. Савенкова [184], Н.М. Сокольникова [200],
Н.Н. Фомина [228], Т.Я. Шпикалова [244], Б.П. Юсов [248] и др.).
Методы исследования: изучение и анализ философской,
педагогической, психологической, культурологической литературы,
исследований в области этнопедагогики, нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность среднего профессионального образования,
передового педагогического опыта по теме исследования; использование
социологических (интервьюирование, опрос, беседа) и диагностических
(наблюдение, тестирование) методов исследования.
Исследование проводилось на базе Талдомского филиала (училище
декоративно-прикладного искусства и народных промыслов) и Рузского
филиала (училище декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов) государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Московской области «Московский Губернский
колледж искусств».
Этапы диссертационного исследования. Исследование проводилось с
2012 по 2021 гг. в три этапа.
Констатирующий (2012 – 2014 гг.) – изучение и анализ
диссертационных исследований, психолого-педагогической и литературы по
исследуемой проблеме; определение цели, объекта, предмета, задач,
построение гипотезы исследования, систематизация понятийного аппарата и
выявление теоретико-методологических основ.
Формирующий (2014 – 2018 гг.) – представлена рабочая гипотеза
исследования, сформулированы задачи, составлена программа эксперимента,
выявлены методы и приемы обобщения данных эмпирического характера,
созданы экспериментальные группы, проведено анкетирование студентов,
апробация методики творческой работы по подготовке художников-
мастеров, разработаны психолого-педагогические условия освоения
художественных традиций.
Обобщающий (2019 – 2021 гг.) – систематизация, анализ основных
положений исследования, завершение работы над моделью
профессиональной подготовки художника-мастера на основе использования
региональных художественных традиций Подмосковья; обобщение
полученных результатов экспериментальной работы.
Научная новизна исследования. Определено значение проблемы
освоения региональных художественных традиций в профессиональной
подготовке художника-мастера как динамичного, поэтапного процесса,
направленного на формирование менталитета, воспитания
гражданственности и патриотизма, рассматриваемый как обязательный и
необходимый элемент для профессиональной подготовки студентов,
будущих художников-мастеров декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов.
Разработана педагогическая модель профессиональной подготовки
художника-мастера в процессе освоения региональных художественных
традиций, которая базируется на принципах: преемственности и
диалогичности, опоры на традиции, синтеза традиций и новаторства,
комплексности, интерпретации художественного образа, соборности.
Выявлены базовые методы обучения (поисково-исследовательской
деятельности, индивидуализации в рамках традиционной стилистики,
композиционных построений, региональной колористики, активной
социально-творческой адаптации, осознанной оценки), которые направлены
на активное вхождение студентов в образовательное пространство колледжа
искусств, проявление преемственности, вариативности, новаторства,
соборности, целостности при выполнении учебных творческих заданий.
Обоснована значимость внедрения в образовательный процесс
разнообразных направлений работы по освоению художественных традиций
в виртуальном пространстве (виртуальные музеи и библиотеки, выставки,
сайты, электронные образовательные ресурсы, обучающие компьютерные
программы, социальные сети и др.).
Раскрыты педагогические условия профессиональной подготовки
художника-мастера в процессе освоения региональных художественных
традиций: а) образовательная развивающая среда реализации учебно-
воспитательного процесса и творческой деятельности; б) опора на
региональные художественные особенности, включенные в содержание
модульных интегрированных междисциплинарных комплексов; в)
формирование познавательного интереса и мотивации к освоению
художественных традиций региона; г) учёт психологических особенностей
обучающихся (дифференциация интересов, возраст, уровень культуры и
образования).
Теоретическая значимость исследования. Уточнено понятие
«художественные традиции» способ сохранения, передачи и развития
художественного мастерства, воплощенного в произведениях художников и
мастеров традиционного искусства, сформировавшегося в определенных
региональных географических условиях, культурном пространстве
исторического наследия народа и учитывающего преемственность
национальных особенностей и традиционных ценностных ориентиров.
Обосновано введение в систему среднего профессионального образования
изучения художественных традиций разных регионов России, связанного с
потребностями рынка труда и запросами работодателей.
Доказана важность и значимость освоения художественных традиций
региона в образовательном процессе колледжа.
Раскрыты педагогические особенности интеграции образовательных
дисциплин профессионального, естественно-научного и гуманитарного
циклов со спецификой художественных традиций региона.
Разработана система критериев и показателей профессионального
роста студентов, позволяющая оценивать результаты освоения региональных
художественных традиций.
Практическая значимость исследования. Определены базовые
направления содержания образовательных программ с учётом региональных
особенностей: изучение региональных географических особенностей,
традиционных ценностных ориентиров, исторического наследия,
фольклорных и литературных источников, национально-бытовых
особенностей, материалов и технологий, культурного пространства музеев и
выставок, архитектурных стилей и направлений.
В систему обучения внедрено учебно-методическое сопровождение
междисциплинарных комплексов, обеспечивающих студенту
профессиональный рост: формирование художественного вкуса, освоение
технологических приемов, развитие чувства декоративности и способности к
стилизации, направленные на преемственность художественных традиций.
Конкретизированы формы и методы обучения, проектные технологии,
направленные на овладение студентами профессиональным мастерством,
обеспечивающих их конкурентоспособность в условиях экономического
развития региона.
Разработана рабочая программа модульной дисциплины «Фарфор
Вербилок», основанная на художественных традициях Подмосковья и
реализуемая в рамках МДК «Технология исполнения изделий декоративно-
прикладного и народного искусства» в соответствии с запросами
работодателя.
Наиболее существенные результаты, полученные соискателем
лично:
разработан алгоритм поэтапного освоения региональных
художественных традиций в содержании учебных программ с
универсальным механизмом функционирования, позволяющим варьировать
различные сочетания методов, форм обучения и проектных технологий;
научно обоснована и апробирована педагогическая модель
профессиональной подготовки художника-мастера в процессе освоения
региональных художественных традиций;
разработано и внедрено учебно-методическое сопровождение
образовательного процесса, учитывающего преемственность
художественных традиций региона, в Талдомском филиале Московского
Губернского колледжа искусств: 1) учебный план, программы
профессиональных модулей: «Творческая и исполнительская деятельность»,
«Производственно-технологическая деятельность»; 2) рабочая программа
модульной дисциплины «Фарфор Вербилок»; 3) учебное пособие
«Талдомский край: история промыслов»;
организованы и проведены социальные проекты студентов
колледжа искусств в Московской области.
Достоверность научных результатов и обоснованность выводов
подтверждается применением теоретических и эмпирических методов,
соответствующим цели, задачам и гипотезе исследования; методологической
базой в области профессионального образования, успешным внедрением
результатов научного исследования с опорой на художественные традиции
региона в практику обучения; многолетним педагогическим опытом
диссертанта в организациях общего, дополнительного и среднего
профессионального образования.
Апробация основных положений и внедрение результатов
исследования. Материалы диссертационного исследования прошли
апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы. Обсуждались на
заседаниях: кафедры психологии и педагогики Гжельского государственного
университета, Лаборатории интеграции искусств и культурологии имени
Б.П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования и
На основании проведенного теоретического и эмпирического
исследования были сделаны следующие выводы.
1. Теоретический анализ научных исследований в области
художественной традиции показал, что при общих тенденциях, связанных с
верованиями проживающих людей, бытующей идеологией, эстетическими
предпочтениями каждый регион имеет свои традиции, которые выражаются
в стилистике, форме, декоре изделий, определяемых природными условиями,
материалом и технологией обработки. К основным категориям
художественной традиции относятся соборность и преемственность,
вариативность, новаторство и целостность. Региональные художественные
традиции складывались веками, передавались из поколения в поколение и
распространились на обработку природных материалов, с использованием
особых специальных инструментов для ручного изготовления.
2. Выявлены общие закономерности освоения художественных
традиций (зависимость от специфики региона – географическое положение,
климат, растительность, животный мир; специфика быта, сложившиеся
местные технологии обработки природного материала; специфика
регионального ассортимента, формообразования и декорирования;
выразительность художественного образа изделий) и определены их
характерные особенности (традиционные подходы к композиционному
решению, масштабу, колориту, стилизации, использованию традиционных
сюжетов, характерных для конкретного региона).
3. Педагогические условия профессиональной подготовки
художника-мастера в процессе освоения региональных художественных
традиций: образовательная развивающая среда реализации учебно-
воспитательного процесса и творческой деятельности; опора на
региональные художественные особенности, включенные в содержание
модульных интегрированных междисциплинарных комплексов;
формирование познавательного интереса и мотивации к освоению
художественных традиций региона; учёт психологических особенностей
обучающихся (дифференциация интересов, возраст, уровень культуры и
образования).
4. В педагогической модели профессиональной подготовки
художника-мастера в процессе освоения и использования региональных
художественных традиций разработаны организационно-содержательные
компоненты, сформулированы базовые направления содержания учебных
программ с опорой на художественные традиции региона и запросы
работодателей: «Творческая и исполнительская деятельность»
(междисциплинарный комплекс «Художественное проектирование изделий
декоративно-прикладного и народного искусства»); «Производственно-
технологическая деятельность» (междисциплинарный комплекс «Технология
исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства» с
включением рабочей программы «Фарфор Вербилок»). Также описаны
принципы, методы, формы обучения, влияющие на профессиональную
подготовку студентов колледжа искусств.
5. Показателем эффективности педагогической модели служит
высокий уровень освоения региональных художественных традиций,
влияющих на качество профессиональной подготовки студентов колледжа
искусств на основе новаторства, преемственности, цельности, соборности,
вариативности. Это формирование и трансляция знаний о народном
искусстве: творческий подход к реализации идей на основе региональных
художественных традиций, овладение традиционными навыками по
освоению технологий обработки материалов (шамот, керамика, фарфор,
папье-маше, дерево, металл), формообразования и декорирования изделий;
умение работать с разным ассортиментом, следуя традиционным формам и
декору; интерес к региональной тематике (государственная и региональная
символика, архитектурные памятники, замечательные люди региона и их
творчество, природные особенности родного края). Универсальное освоение
различных видов народных промыслов, обеспечивает
конкурентоспособность выпускника в условиях экономического развития
региона.
Диссертационное исследование подтвердило гипотезу о реализации в
учебном процессе педагогической модели, включающей принципы, формы,
методы, проектные технологии, обновление содержания, способствующих
подготовке художника-мастера, продолжающего и развивающего в своём
творчестве художественные традиции региона; включения в
образовательный процесс модульных программ, учебного плана, заданий,
упражнений, содержащих региональный компонент; взаимодействия
педагогических условий, влияющих на профессиональную подготовку
студентов колледжа искусств.
Перспективы работы. Результаты исследования, педагогическая
модель, программы и учебно-методическое сопровождение могут быть
использованы в качестве учебно-методического инструментария в
повышении квалификации педагогических кадров в области освоения
традиционного народного искусства. Материалы научной работы могут быть
востребованы в образовательных организациях общего и дополнительного
образования, организациях среднего профессионального и высшего
образования. Материалы данной работы актуальны для последующего
изучения в Центрах народного творчества и предприятиях народных
художественных промыслов России.
Список сокращений и условных обозначений
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования – ФГОС СПО;
2. Среднее профессиональное образование – СПО;
3. Междисциплинарный комплекс – МДК;
4. Высшее образование – ВО;
5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования – ФГБОУ ВО;
6. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы – ДПИ и
НП;
7. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные
промыслы – ДПИ и НХП;
8. Московский Губернский колледж искусств – МГКИ;
9. Профессиональный модуль – ПМ;
10. Контрольная группа – КГ;
11. Экспериментальная группа – ЭГ;
12. Начало – Н;
13. Завершение – З;
14. Выпускная квалификационная работа – ВКР.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!