Программная отечественная симфония последней трети XX – начала XXI столетия в аспекте музыкальной семантики

Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0
Долматова Мария Валерьевна
Бесплатно
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1.Произведение искусства как коммуникативная знаковая система
1.3. Знаково-изобразительный компонент художественного содержания
1.4. Эмоционально-выразительный компонент художественного содержания
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РЕЛИГИОЗНОЙ СИМФОНИИ АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА И АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ
2.1. Симфонический цикл «Совершишася» Алемдара Караманова
2.2. Четвертая симфония Шнитке в аспекте семантического анализа
3.1. Симфоническое творчество Александра Локшина
3.2. Символика в циклиаде «Беатриче» Бориса Тищенко: знаково- символическая система во Второй и Третьей Dante симфониях (Ад)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.2. Знаково-символический компонент художественного содержания музыки

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОГРАММНОЙ СИМФОНИИ НА
ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА

Во введении охарактеризована актуальность темы, обозначены объект
и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, обоснованы мето-
ды, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, осуществлен
анализ разработанности темы в научной литературе.
Первая глава «Семиотический подход к анализу музыкального ис-
кусства» освещает современное состояние проблемы трактовки произведе-
ния музыкального искусства как средства коммуникации и мыслительной де-
ятельности.СледуязаконцепциямиМ. Арановского,А. Кудряшова,
Ю. Лотмана, А. Сохора, убеждаемся, что искусство имеет все коммуникатив-
ные свойства языка, а произведение является текстом. Посредством работы
музыкального мышления происходит его семантизация и структурирование.
Для осознания смысла слушатель объединяет обширное поле значений и со-
здает единую уникальную картину, целостный образ. Один из подходов к
пониманию произведения – наделение конкретным семантическим значени-
ем элементов языка: символов, музыкальных эквивалентов признаков эмоций,
музыкальных эквивалентов изображения.
В исследованиях Ч. Пирса рассмотрены три типа художественной ин-
формации, которые функционируют по типу соотношения означаемого и
означающего: икон, индекс, символ. В музыкальной семиотике аналогом
икона можно рассматривать изобразительную информацию; индекса1 – ин-
формацию эмотивную; символа – знак, значение которого закрепилось в ис-
тории музыки. Четвертый элемент (условное сходство) А. Кудряшов предла-
гает в музыке обозначить как релят (от лат. relatio – соотнесение, отнесение).
В. Холопова эмотивную информацию рассматривает как проявление икона, что
кажется нам менее естественным, так как икон – наиболее точное (изоморфное) подобие
природным явлениям и ему наиболее близка ситуация изображения. Эмотивная
информация передается с помощью признаков эмоций (в музыке – с помощью
музыкальных эквивалентов этих признаков). Но в системе Пирса это ближе именно
индексу.
Системное применение данной семиотической модели способствует
более точному и детальному анализу столь сложных музыкальных явлений,
как программные симфонии отечественных композиторов последней трети
ХХ – начала XXI столетия.
Важное место в работе занимает первый раздел главы «Знаково-
символический компонент художественного содержания музыки». Доля
средств знаково-символической информации во всех видах искусства на про-
тяжении ХХ столетия лавинообразно возрастает. Искусство начинает вос-
приниматься не только как эстетический феномен, но и как интеллектуальная
игра с богатым разнообразием внутренних смысловых вариантов.
Символический срез в программной симфонии ХХ–XXI века показан на
примере творчества А. Караманова, А. Локшина, Б. Тищенко, А. Шнитке, где
жанровая, стилевая символика, символы-монограммы, лейттемы, цитаты, ал-
люзии, которые и ранее имели место в музыкальной культуре, переходят на
уровень всеобъемлющего тотального символизма. Каждый компонент музы-
кального содержания наполнен семантическими признаками, что позволяет
обновлять музыкальный язык. Кроме того, в условиях тотального контроля,
исторически существовавшего в советской культуре, символизация стано-
вится единственно возможным вариантом высказывания мыслей и идей, ко-
торые не приветствовались властью.
Семантика проявляется тем ярче, чем шире масштаб анализируемого
элемента, поэтому в работе внимание обращено на авторские символические
системы, символику жанров, символику тональностей и монограмм, а также
на целостный художественный текст как знаково-символический компонент.
В исследовании показана природа синтеза, порождаемого введением в
симфоническую музыку вокальных жанров. В 20–30-е годы XX века наблю-
дается внедрение массовой песни в симфонию (Д. Кабалевский, Л. Книппер,
В. Шебалин). Связано это, в определенной мере, с политико-культурными
процессами раннего советского периода (эстетика социалистического реа-
лизма), когда композиторы были вынуждены искать понятные простому
народу способы выражения драматургических концепций. И введение слова
и песенных интонаций становится одним из путей решения этого вопроса. В
работе показаны и иные примеры, в которых установка на понятность и бли-
зость к массовой песне обретает саркастические черты («Антиформалистский
раёк» Д. Шостаковича, 1948–1968).
Жанровые признаки оратории особенно ярко проникают в симфониче-
скую музыку в 50–60-е годы XX столетия, привнося с собой масштабность и
грандиозность. Наиболееяркие образцывоплотились всочинениях
М. Вайнберга, А. Локшина, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича.
В работе отмечено, что на этом этапе хор входит в симфонию как один из ин-
струментов оркестра: хоровая фактура сплетается с оркестровой, создается
неразрывная ткань с равнозначными составляющими.
Народная песня несет наиболее выраженные признаки через интона-
цию, переменный метр и ладовую систему. В симфонической литературе по-
следней трети XX столетия мы отметили симфонии А. Тертеряна, в которых
часто фигурируют элементы медитации и минимализма, изначально свой-
ственные древнему фольклору.
Яркими видовыми признаками обладают и литургические жанры, где
показательными выразительными средствами являются богослужебный текст
и архаичная мелодика. В симфониях с сакральным содержанием звучание
партии хора становится тематическим центром, концепционным ядром, ис-
точником интонационного материала. Например, привлекая жанр литургии,
А. Шнитке во Второй симфонии выстраивает концепцию неминуемого по-
глощения человеческого начала современным механистичным миром.
В программном сочинении происходит слияние двух содержательных
структур: слова и музыки. Слово в функциональном значении гипертекста
является в программной симфонии одним из ярких признаков культуры
постмодерна. В циклиаде Б. Тищенко, так же, как и в самой «Божественной
комедии» Данте, литургические тексты даются только фрагментарно, хотя за
ними сохраняется закрепленный историей культуры обобщенный семантиче-
ский контекст.
Во втором разделе первой главы «Знаково-изобразительный ком-
понент художественного содержания» дан анализ изобразительных компо-
нентов музыкального содержания в симфоническом творчестве отечествен-
ных композиторов последней трети XX – начала XXI столетий. Музыкальные
эквиваленты средств изображения существуют в музыкантской (в том чис-
ле, и в слушательской) среде как предмет конвенции, подобной знаку или
символу. Напрямую изобразить в музыке можно только реальные акустиче-
ские явления (пение птиц, шорох листьев, гром, шум машин и паровозов), но
далеко не все. Как отмечает А. Сохор, любое изображение в музыке неполно
и неточно, так как основано на субъективном восприятии слушателя.
В работе показаны два аспекта, в которых изобразительность проявляет
себя в музыке: это конкретные звучания (через музыкальные эквиваленты
средств изображений) и графическая запись. Первые музыкальные эквива-
ленты средств изображения закрепились в XVI веке в жанре итальянского
мадригала (некоторые риторические фигуры). Эти символы сохраняют зна-
чение и в музыке XX–XXI столетий. В сочинениях с религиозным содержа-
нием, ставших объектом нашего исследования, обнаружены риторические
фигуры, которые нередко применяются в связи с картинами страдания Иису-
са Христа. Например, крест, anabasis, suspiration в Третьей симфонии цикла
«Совершишася» (часть «По-еврейски, по-гречески, по-римски»), в Четвер-
ной симфонии А. Шнитке (второй цикл вариаций). Есть пример, когда они
являются интонационной основой: темы в ораториальном финале «Совер-
шишася» А. Карманова имеют связь с фигурой circulation. Это позволяет
композиторам ясно донести программное содержание, что особенно актуаль-
но при сложном музыкальном языке в сочинениях последней трети XX века.
Изобразительность, расширенная до символического значения, выяв-
лена в комплексе образа Родины из Десятой симфонии А. Локшина. Партия
хора вместе с темой птицы трактована как знак «релята сходства» (по
А. Кудряшову), несущего устойчивый образ. Родина, дом, природа способны
дать человеку ощущение настоящей жизни, а личные переживания – лишь
временные явления, которые необходимо преодолеть.
В симфониях с религиозным источником особое символическое значе-
ние обнаружено в звучании колокола, подчеркивающем связь с духовным
миром. Колокольность – это, видимо, ярчайший признак православной
традиции, принадлежности к духовной культуре в частности, и к русской
культуре вообще. Вспомним творчество М. Мусоргского, С. Рахманинова и
Г. Свиридова.
В Четвертой симфонии А. Шнитке жесткие созвучия у рояля, челесты и
клавесина с первых секунд рождают эффект колокольного звона. Трагиче-
ский набат возникает в эпизоде распятия Христа и в картине успения Бого-
родицы. С колокольностью связана и тема Богородицы (лейтмотив цикла),
которая является основой финального хорового раздела.
В работе отмечена высокая роль изобразительности в циклиаде «Беат-
риче» Б. Тищенко. Чтобы подчеркнуть неординарность происходящего, ав-
тор находит необычные приемы: звук битого стекла в партитуре появляется
при приближении персонажей к обледеневшей поверхности озера Коцит де-
вятого круга Ада (Третья Dante-симфония, ц. 1518).
Уровень мастерства позволяет композитору применить изобразитель-
ность и как формообразующее средство. Образ ветра в партитуре циклиады
появляется в узловых моментах формы: во втором круге «адский ветер мчит
сонмы душ» – в теме сладострастников (Вторая Dante-симфония); ветер в
сцене полета на Герионе (Третья Dante-симфония, финал I части, партия эо-
лифона); в теме Люцифера он «машет шестью крыльями, создавая страшный
ветер» (финал III части Третьей Dante-симфонии).
В музыке XX столетия изобразительность ярко проявляется в нотной
графике. Этот аспект тесно связан со звучащими параметрами изобразитель-
ности.Например,записьнередконапоминаетрисуноккреста
(С. Губайдулина, О. Мессиан, А. Караманов, А. Шнитке, Д. Шостакович). В
циклиаде Б. Тищенко найдены фрагменты партитуры, очерчивающие свой-
ства объектов. В Третьей Dante-симфонии – в эпизоде перевоплощения Буозо
Донати – в партии тромбонов улавливаются контуры змеиного тела. В сим-
фонии «Рай» (ц. 790) ноты записаны крупными длительностями (в унисон),
что напоминает овалы, совпадающие по форме с человеческим глазом. В
эпизоде «Восьмое, звездное небо» – III часть симфонии «Рай» (ц. 851) пуан-
тилистическая фактура рождает образ светящихся звезд.
В работе показано как применение барочных риторических фигур и му-
зыкальных эквивалентов признаков изображений дает возможность компози-
торам вызывать необходимые слушательские ассоциации и доносить в дета-
лях программный замысел симфонической музыки. Сохраняя традиции изоб-
разительных приемов, творцы ищут средства выразительности своего време-
ни. И в этом поиске рождается уникальная палитра, позволяющая создавать
масштабные концепции.
В третьем разделе первой главы «Эмоционально-выразительный
компонент художественного содержания» внимание обращено на эмоцио-
нальный аспект вокальной партии в симфонических сочинениях.
Процесс передачи эмотивной информации для музыкального искусства
пока еще не до конца изучен. Повышенное эмоциональное восприятие дает
возможность ощутить все грани художественного образа. В музыке то или
иное эмоциональное состояние может быть выражено через систему музы-
кальных эквивалентов признаков эмоций.
В вокальной музыке умение певца выразить эмоцию, необходимую для
создания художественного образа, опирается на широкий круг общечелове-
ческих эмоционально-физиологических реакций, когда большая часть содер-
жания речи воспринимается не путем считывания семантики слов, а именно
путем передачи экстралингвистической информации. Во многих хоровых,
ораториальных и вокально-симфонических сочинениях XX столетия отмеча-
ется возрастание роли крайних эмоциональных состояний. Поиски новых
средств выразительности приводят к использованию нетипичных приемов:
речевое пение (sprechgesang), ритмизованная речь (sprechen), пение со стис-
нутыми зубами, интонирование текста с закрытым ртом, гортанное, назаль-
ное пение, крик (М. Кагель «Anagrama» и «Hallelujah»), шепот, свист, гром-
кий выдох или вдох, кашель («Passaggio» Л. Берио, «Aventures» Д. Лигети).
Крик рассмотрен в диссертации как эмотивный знак, ярко проявив-
шийся в экспрессионизме и постмодернизме. Высокий уровень эмоциональ-
ного накала позволяет композиторам подчеркнуть драматургически важные
моменты формы. В Пятой Dante-симфонии (Рай) Б. Тищенко использует
крики артистов оркестра и даже кордебалета, чем достигается мощная куль-
минация раздела «Седьмое небо. Сатурн». Вокальная партия хора в симфо-
ниях имеет зависимость от сюжетной линии: крик и визг в Аду, пение в Чи-
стилище и Раю.
Другой яркий эмотивный знак, который мы ассоциируем с человече-
ским голосом, – это плач. В академической музыке его интонации часто яв-
ляются признаком скорби. Уже в арии lamento, согласно эстетике Барокко,
формируется образ страдания в предчувствии смерти-возмездия за грех. В
отечественной музыке ХХ столетия он связан с образцами фольклора и рас-
ценен как эмотивный знак-символ русской скорби. Например, проникновен-
ное соло контральто в Четвертой симфонии А. Шнитке – это голос матери,
увидевшей смерть сына. С жанровыми признаками плача соло контральто
сближают хроматические интонации. В музыке симфонии, в противовес
жесткому гармоническому контексту, вдруг возникают плавный ритм и не-
спешное мелодическое развертывание, постепенно наращивающее экспрес-
сивность высказывания.
Пример современной трактовки плача мы обнаружили во Второй
Dante-симфонии Б. Тищенко (эпизоды «визг Ничтожных» и «стон Безрадост-
ных»). Для каждой партии характерен уникальный ритмический рисунок, а
интонация почти неизменна. Создается эффект вибрации нескольких пла-
стов, где каждый голос имеет самостоятельную линию. Сонорное звучание
хора напоминает о фольклоре русского Севера. В традиционной культуре
этого региона встречаются плачи, где группы воплениц разделены тонально:
каждая вопленица (или одна из них) исполняет партию в своей тональности.
Такое разделение показывает «двоемирие» (в свадебных плачах мир невесты
и мир остальных девушек).
Пение хора стойко ассоциируется с эмоциональным состоянием воз-
вышенной радости, экстатичности, которые сопровождают торжествен-
ные моменты жизни человека, что обусловлено исторической связью с цер-
ковью. Достаточно вспомнить жанр партесного концерта, отличавшегося
пышностью и праздничностью. В ораториальном финале симфонии
А. Караманова «Совершишася» мы отметили эффект эмоциональной экзаль-
тации, который достигнут благодаря многоярусной хоровой фактуре. Слож-
ная полигармоническая ткань в Аллилуйе рождает ощущение парения: мно-
готерцовый аккорд на органном пункте as не получает разрешения на протя-
жении всего вступления.
Десятая симфония А. Локшина заканчивается строгим возвышенным
хоралом, перекликаясь с баховскими и малеровскими концепциями. Это
подчеркнуто тембром органа (ц. 47). Изысканная, но оминоренная гармония
(сопоставлениеdis-moll,d-moll,cis-moll)создаетпсихологическую
двойственность: просветленный философский взгляд художника на скорбные
жизненные события. Образ осени, как символ угасания природы и,
соответственно, угасания жизни, не содержит краски страдания. Сочетание
звучания хора в сопровождении органа символизирует гармоничное единство
мира и человека.
Высокая экспрессия реплик хора в «Беатриче» Б. Тищенко подчеркива-
ет драматургию циклиады. В симфонии «Чистилище» (Четвертая Dante-
симфония) используемый словесный текст несет внеязыковую эмоциональ-
ную нагрузку. Текстовые средства включаются композитором в кульминации
драматургической линии любви Данте и Беатриче: когда Данте делает по-
следний шаг навстречу своей возлюбленной (Седьмой круг Чистилища –
«Сладострастники»), женский хор торжественно произносит текст из Еванге-
лия от Матфея (25:34). Эмоциональный тон предельно напряжен, что под-
черкнуто высокой тесситурой (у сопрано b2, альтов g) и восходящим мелоди-
ческим ходом на сексту. Во Второй и Третьей Dante-симфониях хоровая пар-
титура почти лишена вербальной составляющей (одно исключение: фраза
«чего копить, чего швырять»), все интенсивные эмоциональные движения
переданы сонорными средствами.
Применение вокальной и хоровой партии в сочинениях в большой сте-
пени расширяет эмотивный пласт музыкального содержания художествен-
ных концепций этих мастеров. Обнаруженные в работе средства, связанные с
высоко экспрессивными состояниями (крик, плач, экстаз), призваны значи-
тельно усилить выразительность программных симфоний последней трети
ХХ – начала XXI веков.
Во второй главе «Художественный мир религиозной симфонии
Алемдара Караманова и Альфреда Шнитке» подробно проанализированы
произведения вышеназванных композиторов с применением метода семанти-
ческого анализа. В результате синтеза симфонии и литургического жанров
рождается явление, обозначенное в работе как религиозная симфония (тер-
мин Е. Клочковой) со своими устойчивыми признаками: основой произведе-
ния становится сакральный источник, складывается большой суперцикл,
драматургическое решение может быть организовано по принципу коллажа.
Элементы литургической музыки и симфонии взаимодействуют на
разных композиционных уровнях. Введение в симфонию вокальной и хоро-
вой партитуры сближает ее с духовной музыкой, включает использование
особых вокальных принципов формообразования. Стилизация древних му-
зыкальных пластов приводит к созданию новых ладовых конструкций (Чет-
вертая симфонии А. Шнитке). На уровне концепции именно духовный пер-
воисточник становится основой музыкальной драматургии (симфонические
макроциклы А. Караманова «Совершишася» по четырем Евангелиям в десяти
частях, его же «Бысть» – по Апокалипсису из шести симфоний, Четвертая
симфония А. Шнитке).
В первом разделе второй главы «Симфонический цикл “Совер-
шишася” Алемдара Караманова» сочинение рассмотрено сквозь призму
религиозно-философских взглядов автора. Здесь отразилось его понимание
вселенской сущности музыки: «Всепроникающее, всеобъемлющее средство
общения людей друг с другом и Богом. Музыка – проводник звучащего мира,
музыкальный дождь, посылаемый нам из необъятной сферы – Вселенной»2.
«Совершишася» – это большой симфонический суперцикл из четырех сим-
фоний: Первая и Вторая – одночастны, Третья и Четвертая – четырехчастны.
В каждой симфонии композитор синтезирует черты разных жанров и форм,
выбор которых обусловлен программой. Например, вторая часть цикла: «Та-
ковых есть царство небесное» – это концерт для виолончели с оркестром. На
первый план выходит солист – Христос со своими проповедями о мире и
любви.
В исследовании показаны следующие стилистические особенности,
ставшие основой творческого метода А. Караманова: оригинальный музы-
кальный язык, четкая структура сочинения, своеобразный подход к про-
граммному симфонизму. Семантическая система композитора раскрывается,
прежде всего, через интонационно-тематические элементы: терцовая инто-
нация закрепляется в темах Иисуса Христа; многотерцовый аккорд (с преоб-
ладанием мажорной краски) связан с образом Бога Отца; мотив малой секун-
ды объединяет Бога Отца и Бога Сына; нисходящий мелодический ход в басу,
интонация восходящего трезвучия в басу ассоциируются с образами разру-
шения, хаоса, отсутствия Бога; мажоро-минорная гармония объединяет об-
разы Бога Отца и Бога Сына.
Симфония «Совершишася» в творчестве А. Караманова – сочинение,
выразившее основное направление его философии. Назовем некоторые осо-
бенности цикла, которые в дальнейшем развиты композитором.
Обуховская, Л. А. Послание Алемдара Караманова человечеству [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://c-pravda.ru/newspapers/2011/09/13/poslanie-alemdara-
karamanova-chelovechestvu (дата обращения: 5 февраля 2021 года)
1.Главнейшей темой становится религия и ее место в мире; веду-
щие образы – Бог Отец, Иисус Христос, Дева Мария; сюжеты – истории
Священного писания. Интонации, которыми композитор наделяет Бога Отца
и Бога Сына, мы отметили в сочинениях, посвященных духовной теме.
2.В финале симфонии «Совершишася» на первый план выходит
тема, синтезирующая нескольких основных мотивов. На развитии одного те-
матического зерна (нисходящий мотив малой секунды) строится вся компо-
зиция. Далее такой принцип применен в цикле «Бысть». Интонационная ос-
нова сохраняется, изменяются сопутствующие ей факторы: ритм, регистр,
фактура, оркестровка.
3.Караманов развивает материал путем тембрального многообра-
зия, что в свою очередь создает необходимую оркестровую динамику.
Например, в партитуре «Совершишася» так построен финал «Были всегда в
церкви», первоначальный мотив из «Dies irae» («Requiem») постепенно раз-
растается и охватывает всю звучность оркестра, достигая огромной динами-
ческой кульминации.
4.Композитор создает суперциклические симфонические произве-
дения. В 1974 году он пишет цикл из двух симфоний под названием «E ti na
morem vivi ficantem»3, в 1976–1980 – цикл из шести симфоний «Бысть».
5.Звучание хора подчеркивает связь религиозной симфонии с ду-
ховными жанрами. Далее в своем творчестве Караманов проявляет интерес к
хоровым жанрам и создает выдающиеся сочинения. Это «Stabat mater» и
«Requiem», «Воспоминания», «Легенда-быль Аджимушкая».
6.Такие жанровые компоненты, как вальсовость и заклинание воз-
никают в моменты экзальтации, большого эмоционального подъема (финал
первой части «Ибо так возлюбил Бог мир», номер Sanctus («Requiem»)
построен на остинатном мотиве для мужского хора в вальсовом размере ¾).
И во любовь животворящую
«Совершишася» не только открывает новый этап творчества компози-
тора, но и является примером новаторского подхода к духовной теме.
Второй раздел второй главы «Четвертая симфония Шнитке в ас-
пекте семантического анализа» посвящен особенностям символики компо-
зитора в названном сочинении. Труды Е. Акишиной, Д. Тиба, Е. Чигаревой
позволили показать средства музыкального языка, обладающие устойчивыми
значениями: тональность, инструментовка, лад, числовая символика, жанр.
Интонационную основу Четвертой симфонии составляют лады, со-
зданные как стилизация культовой музыки трех христианских конфессий и
иудаизма. «Это два тетрахорда, мажорный и минорный, один для католиче-
ской музыки, другой – для православной. Кроме того, для иудейской музыки
есть цепь не из тетрахордов, а из трихордов. И для лютеранской музыки –
шестиступенная гамма»4. В нашем исследовании отмечена ранняя попытка
через систему символов объединить разные учения. Это сочинение «Cantus
perpetuus» 1975 года, в партитуре которого содержатся картинки – символы
религий: треугольник – желтый (буддизм и христианство), скрещенные тре-
угольники – желтые (буддизм, христианство), углы (полумесяцы) – зеленые
(ислам), свастика – коричневая (индуизм).
Для создания симфонического полотна, композитор применяет метод
полистилистики. Вокальные эпизоды подчеркивают структуру сочинения и
придают ей твердые семантические черты. На основе четырех ладов созданы
григорианская, лютеранская, православная и иудейская темы. Они получают
развитие на протяжении сочинения. В своем становлении темы претерпевают
не только ритмические, гармонические, фактурные, но и мелодические пре-
образования. В работе отмечено, что григорианский и обиходный лады инто-
национно близки, но имеют разное наклонение: григорианский – мажор, оби-
ходный – минор. Но проявляют они себя по-разному – в образе колокола
(ц. 15) или в образе знаменного распева (ц. 113). А в третьем разделе они
Ивашкин, А. В. Беседы с композитором Альфредом Шнитке. – М.: Культура, 1994.
– 302 с. – С. 122.
сближены ритмически и интонационно (ц. 93). Так, символически подчерк-
нута исконная близость конфессий. Это четко просматривается в коде сим-
фонии, когда в партии хора в контрапунктическом соединении звучат все ос-
новные темы.
В диссертацию включен подробный программный комментарий из ду-
ховнойлитературы,расширяющийпониманиеЧетвертойсимфонии
А. Шнитке.
В третьей главе «Художественный мир программной симфонии на
основелитературногопервоисточника»рассмотренысочинения
А. Локшина и Б. Тищенко. В первом разделе «Симфоническое творчество
Александра Локшина» продемонстрирована своеобразно отраженная фило-
софская идея жизни и смерти. Применение богатых возможностей вырази-
тельности оркестра, хора и вокала, высокий уровень владения техникой и
особый чуткий подход к интерпретации поэтического текста в музыке рож-
дают великолепный образец программной симфонии. Дарование композито-
ра позволило создавать сочинения, в которых архитектоника, метрика, фоне-
тика, синтаксис поэтического оригинала находятся в состоянии идеального
равновесия.
В Десятой симфонии поэтические строки Н. Заболоцкого занимают
центральное место. Стихотворения выбраны и сгруппированы таким
образом, что создается многомерная жанровая картина. Поэтические тексты
сочетают рассказ и монолог, посвященные размышлениям лирического героя.
Исторические и философские темы отражают объективный план мироздания.
На фоне вариационной структуры симфонии прорисовывается и трехчастная
форма: три песни (обозначенные как вариации) обрамлены хоровыми
строфами (обозначенными как тема и интермедии). Буквально для каждого
смыслового оттенка слова найдено неповторимое музыкальное решение.
Например, изысканно применена семантика православной службы: во время
исполнения слов о поминальном хлебе в партии оркестра появляется
плагальный (русский) гармонический оборот F-dur – C-dur в аккордовом
складе, а вокальная партия имитирует знаменное пение.
В драматургическом решении симфонии мы выделили два образа:
Родины (интонационный комплекс из темы птицы и мотив квинты с
триольным ритмом в партии хора) и Судьбы (нисходящие, как бы
обрушивающиеся ходы темы у валторны и тромбона в динамике ff). В
финальном хорале трагическая тема судьбы отсутствует, а сочетание
красочных гармоний у хора в сопровождении органа и «кружевных» партий
солирующих инструментов оркестра (кларнет, скрипка) символизирует
желанное единение мира и человека.
Подробный анализ показывает технологию выстраивания циклической
модели, характерной для симфонического творчества Локшина:
– по форме – это вариации на одну философскую тему;
–вповторяющихсярондообразныхразделахзвучитавторский
комментарий, выраженный через обширные инструментальные монологи;
– временны́е рамки сочинений небольшие по масштабу;
– взаимоотношение музыки и текста дано в многомерности значений,
позволяющих раскрывать сложные философские идеи и художественные
образы;
– в донесении содержательной сути сочинений важнейшую роль играет
тембровая драматургия;
– характернаполифоничностьмузыкальнойткани(развитие
тематических элементов сочинения на всех этажах фактуры и во всех
временных интервалах).
Второй раздел третьей главы «Символика в циклиаде „Беатриче“
Бориса Тищенко: знаково-символическая система во Второй и Третьей
Dante симфониях (Ад)» посвящен анализу масштабного сочинения
современного нам классика. Хорео-симфоническая циклиада «Беатриче»
Б. Тищенко – уникальное явление культуры, в котором детально воплотились
образы бессмертной поэмы Данте Алигьери. Мощная разветвленная система
средств музыкальной выразительности направляется действием особой
сферы знаков и символов. Композитор применяет анаграммы, связанные с
именами главных героев. В Первой Dante-симфонии закодировано латинское
написание: D A nt E A LiGi E Ri; B E AtRi C E. Заметим, что в наборе этих
букв есть как совпадения (аналогичные звукам E, A, Re), так и
индивидуальные отличия: D, G – для Данте; B, C – для Беатриче.
Объединение интонационной сферы героев становится символом их глубокой
внутренней связи. Символика образа Беатриче в циклиаде более значима,
поэтому интервалы кварты и квинты (B – E; E – B), а также их варианта (E –
H), наделены функциями лейтмотива.
В работе показано, как лейтмотив Беатриче изменяется в зависимости
от контекста: звучит то как чистая квинта, то как уменьшенная. В первом ва-
рианте он символизирует образ счастливой и вечно юной Беатриче, а во вто-
ром – страдание героини. Тритоновая интонация особенно полно развивается
в картине ее безвременной смерти (Первая Dante-симфония, ц. 541).
Образы Беатриче и Бога связаны тонально (Des) и тембрально (каните-
ленное пение хора). В лейтмотиве Беатриче и в партии хора мы показали
сходное мерцание мажора и минора в мелодии: однотерцовый мажоро-минор
и одноименный мажоро-минор. Имя Бога в хоровой партии подчеркнуто по-
явлением звучания тональности или ноты Des. Фуга «515», ставшая основой
раздела «Мистическая процессия» («Чистилище») построена на основе квар-
тового мотива в Des. Композитор поясняет в программе происхождение этой
монограммы следующим образом: римскими цифрами 515 – DXV, при пере-
становке букв получится DUX – вождь, Бог. Тональность Des почти Deоs и
это имя в хоровой партии подчеркнуто появлением тональности или ноты
Des.
Во всей циклиаде прослеживается связь с учением Пифагора о гармо-
нии сфер. Темы, связанные с Богом, Данте и Беатриче, содержат в себе инто-
нации квинты (тема Беатриче) и кварты (фуга «515»).
В диссертации составлена обширная таблица, иллюстрирующая соот-
ветствие программы и музыкально-тематического содержания. В ней отра-
жен поэтический текст, краткие аналитические справки о многочисленных
персонажах и их музыкальные характеристики. Широкое драматургическое
развитие тем Данте и Вергилия придает сквозной форме партитуры признаки
сонатности, проявляющиеся в архитектонически важных моментах.
Тембро-интонационные знаки позволяют сгруппировать персонажи,
населяющие Ад. Например, темы, характеризующие образы бесов и демонов,
даны в звучании медных и ударных инструментов (Плутос, Минос, Медуза).
Франческа да Римини, Кавальканте Кавальканти, Брунетто Латини, Уголино
делла Герардеска – образы, вызывающие сочувствие у Данте – объединены
тембрами деревянных духовых.
Обнаруженная в симфонии семантика марша позволяет подчеркнуть
кульминацию развития темы Магомета и сделать на ней смысловой акцент.
Торжественное шествие обезглавленных изуродованных тел предстает перед
глазами как отражение всех распрей и раздоров, учиненных ими.
Хорал, как духовный символ, становится основой двух разделов цикли-
ады: эпизода, посвященного истории башни Дит, и цикла вариаций, рисую-
щего обитателей третьего пояса седьмого круга (богохульников, лихоимцам,
содомитам).
Подробное воплощение литературной программы, драматургические
линии главных персонажей (Данте, Вергилия, Беатриче), развитая система
лейттем и лейттембров, многочисленные изобразительные компоненты, жан-
ровая полисемантичность – всё это позволяет буквально видеть картины ре-
альной жизни Данте, его Ада, Чистилища и Рая. Подобно живописцу, компо-
зитор воссоздает музыкальную вселенную, охватывающую всё наполнение
мира, созданного воображением великого флорентийца.
В Заключении подчеркивается, что музыкальная культура демонстри-
рует большое количество примеров, когда расшифровка содержания – это
трудоемкая задача, требующая знаний и методов работы с первоисточником.
Многогранный художественный мир сочинения раскрывается через разветв-
ленную систему разнообразных семантических единиц, составляя цельное
содержание.ПрограммныесимфонииА. Караманова,А. Локшина,
Б. Тищенко, А Шнитке позволяют показать, что системное применение сема-
тического анализа (в «полифоническом» сочетании знаково-символических,
изобразительных и эмотивных компонентов) становится методологической
базой для многоаспектного постижения сложнейших философских и художе-
ственно значимых концепций современных нам композиторов.

Актуальность темы исследования. Культура XX–XXI веков плодо- творно синтезирует достижения прошлых столетий. Рождается уникальный тип художественных творений, в которых элементами становятся целые тра- диции, мифологические структуры, антропологические знаки и символы. В этом контексте современное музыкальное произведение функционирует как сложная коммуникативная система, в которой взаимодействует огромное ко- личество параметров: акустические феномены и психическая энергия, архи- тектоника и эмоциональная природа, синестетические ощущения и общеху- дожественное восприятие. Все они могут выражаться через то или иное зву- чание.
Программная музыка, подчеркнуто ориентированная на слушательское восприятие, открывает новые возможности и методы для изучения произве- дения, проблем его содержания, восприятия, понимания, так как программ- ность является своеобразным ключом для индентификации знаков, кодов, образов музыкального сочинения. Особенно наглядно этот процесс представ- лен в области программного симфонизма, где посредством знаковой симво- лики композитору удается создать необходимую в этом жанре содержатель- ную нагруженность, особенно свойственную ему в XX–XXI столетиях. Мно- гообразие программных источников, используемых авторами, рождает раз- ные ракурсы рассмотрения образцов, показывает уникальность творческих решений острейших проблем современности.
В связи с этим представляется актуальным исследовать механизмы коммуникативного процесса и выявить содержательно-смысловые дефини- ции, составляющие основу семантической системы отечественной про- граммной симфонии обозначенного периода. Созданию представления о ней, на примере сочинений в этом жанре А. Караманова, А. Локшина, Б. Тищенко, А. Шнитке и некоторых других отечественных композиторов, будет способ- ствовать анализ разных типов художественной информации – знаково- символической, изобразительной и эмотивной, а также процессов жанрового синтеза, определяющих многомерность образно-смыслового пространства изучаемых произведений.
Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем, что при анализе программных концепций творцов последней трети XX – начала XXI столетия выявляются новаторские свойства синтеза музыки и слова, а также современные приемы композиции, в процессе исследования темы были при- влечены труды, связанные с художественным содержанием произведения музыкального искусства, его семиотической (и, в особенности, семантиче- ской) природой.
Анализ теории музыкального содержания опирается на работы отече- ственных музыковедов: М. Г. Арановского [Арановский, 1998; Арановский, 1998a], Б.В.Асафьева [Асафьев, 1965; Асафьев, 1971], М.Ш.Бонфельда [Бонфельд, 2006; Бонфельд, 2007], В. Э. Девуцкого [Девуцкий, 2018], А. В. Денисова [Денисов, 2015], Л. П. Казанцевой [Казанцева, 2001], А. Ю. Кудряшова [Кудряшов, 2010], В. В. Медушевского [Медушевский, 1973; Медушевский, 1976], Е. В. Назайкинского [Назайкинский, 2003], Г. А. Орлова [Орлов, 2005], А. Н. Сохора [Сохор, 1961], В. Н. Холоповой [Хо- лопова, 2014], Л. Н. Шаймухаметовой [Шаймухаметова, 1998]. Базовыми для изучения коммуникативной природы текста музыкального произведения ста- ли труды М.Г.Арановского [Арановский, 1998a], М.Ш.Бонфельда [Бон- фельд, 2006], Ю. М. Лотмана [Лотман, 2005], В. Н. Холоповой [Холопова, 2014]. Среди работ зарубежных ученых в области семиотики и семантики выделим труды Ч. С. Пирса [Пирс, 2009], Р. О. Якобсона [Якобсон, 1985], У. Эко [Эко, 2004].
Проблема синтеза слова и музыки, затронутая в диссертации, освещена в трудах И. В. Лаврентьевой [Лаврентьева, 1985; Лаврентьева, 1987], Л. Ноно [Ноно, 1999], Е. А. Ручьевской [Ручьевская, 1960]. В работе И.В.Степановой обнаружены семантические связи в вокальной музыке, значительно обогащающие ее содержание [Степанова, 1999]. Труд М. В. Алексеевой «Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практике» отражает особенности соотношения вербальной и музыкальной семантики в сфере философско-эстетической мысли [Алексе- ева, 2010]. Исследование Н. А. Хрущевой «Взаимодействие музыки и литера- туры в творчестве П.Булеза, Л.Берио, Дж.Джойса» осмысливает новые формы музыкально-литературного диалога в произведениях композиторов последней трети XX – начала XXI веков [Хрущева, 2014]. Существуют рабо- ты узкой направленности, которые затрагивают смежные темы. Например, диссертация Т. В. Геллис «Поэзия и музыка в вокально-симфонических про- изведениях Александра Локшина» [Геллис, 1996]. В статье И. В. Лаврентьевой «О взаимодействии слова и музыки в советской симфо- нии 60–70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, А. Локшина)» показаны функции сольной и хоровой партий, выделены жан- ровые признаки вокальной симфонии, выработанные в результате слияния вокальных и инструментальных форм [Лаврентьева, 1985; Лаврентье- ва, 1987].
Изучению программной симфонии посвящен труд Г. В. Крауклиса
«Романтический программный симфонизм. Проблемы. Художественные до-
стижения» [Крауклис, 1999]. Исследование затрагивает теоретические про-
блемы, выявляет роль и место романтического программного симфонизма в
истории музыки, а также демонстрирует художественные достижения эпохи
романтизма. Близкий аспект содержится в монографии В. В. Гузеевой, где
обобщаются признаки программной симфонии, сформировавшейся в конце
XIX – начале XX века в творчестве Г. Малера, К. Шимановского, Б. Бриттена
[Гузеева, 1997]. В диссертации О. И. Попковской отмечено применение про-
граммности как ведущего метода музыкального мышления [Попковская,
1990]. Фундаментальный труд М. Г. Арановского «Симфонические искания 5

XX века» включает в себя анализ симфоний с 1960 по 1975 годы, показывает истоки и пути развития жанра [Арановский, 1979].
В понимании личности и творчества А. С. Караманова значительную роль сыграли исследования Е. В. Клочковой [Клочкова, 2005, Клочкова, 2018]. Особенности облика А. Л. Локшина осознаны благодаря работам Б. Йоффе [Йоффе, 2018] и А. А. Локшина [Локшин, 2006]. Расширили пони- мание музыки Б. И. Тищенко статьи С. Ю. Сумина и В. Н. Сырова [Су- мин, 2010; Сыров, 1985]. Взгляд на композиторский путь А. Г. Шнитке сформирован с опорой на книги В. Н. Холоповой [Холопова, 2003; Холопова, 2010].
Объектом исследования стала программная отечественная симфония последней трети XX – начала XXI века.
Предмет изучения – содержательное наполнение программных сим- фонических сочинений обозначенного периода в аспекте семиотического подхода к его анализу.
Цель исследования – создать представление о программной симфонии последней трети XX – начала XXI века как сложной многомерной семанти- ческой системе, в которой взаимодействие разных типов информации позво- ляет рельефно выразить художественное содержание.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
–построить теоретический базис, позволяющий изучать жанр про- граммной симфонии как семантическую систему;
– выявить области интерпретации знаково-символического, изобрази- тельного и эмотивного типов художественной информации в музыке, про- следить их функционирование в рассматриваемых сочинениях, обнаружить их роль в формировании музыкального содержания;
– обосновать значение жанрового синтеза в создании многомерного смыслового пространства изучаемых произведений;
– провести анализ партитур Десятой симфонии А. Локшина, симфони- ческого цикла «Совершишася» А. Караманова, Четвертой симфонии А. Шнитке, хорео-симфонической циклиады «Беатриче» Б. Тищенко в аспек- те семиотического подхода.
Материалом диссертации послужили партитуры, аудио и видео запи- си симфонических сочинений последней трети XX – начала XXI веков, в частности Десятой симфонии А. Локшина, симфонического цикла «Совер- шишася» А. Караманова, хорео-симфонической циклиады «Беатриче» Б. Тищенко, Четвертой симфоний А. Шнитке; воспоминания, письма, статьи вышеназванных композиторов; научные труды в области музыкального со- держания, музыкальной семантики, семиотики. Выбор сочинений обусловлен возможностью продемонстрировать продуктивность метода семантического анализа на примере общепризнанных высокохудожественных шедевров оте- чественного музыкального искусства, опирающихся на программность двух видов. Один из них сопряжен с использованием религиозного источника. Первым композитором, создавшим симфонию с сакральным содержанием в эпоху советской идеологии, стал А. Караманов. Традицию, заложенную им, впоследствии продолжил выдающийся симфонист А. Шнитке. Другим, не менее обширным пластом, является симфоническая музыка, в основе которой лежит литературный источник: поэтический или прозаический. В области камерного симфонизма были избраны сочинения А. Локшина, а примером воплощения суперсложного масштабного замысла стала пятичастная цикли- ада Б. Тищенко «Беатриче».
Научная новизна исследования:
1. программные отечественные симфонии последней трети XX –
начала XXI века рассмотрены с позиции анализа их многомерной музыкаль- но-семантической системы, включающей знаково-символические, изобрази- тельные и эмотивные компоненты;
2. выявлены черты жанрового синтеза в отечественной программ- ной симфонии последней трети XX – начала XXI столетий;
3. вскрыты основы творческих методов А. Караманова, А. Локшина, Б. Тищенко, А. Шнитке в области программного симфонизма;
7

4. произведен комплексный анализ хорео-симфонической циклиады Б. Тищенко «Беатриче» и Десятой симфонии А. Локшина.
Теоретическая значимость работы. Достигнутые в диссертационной работе результаты обогащают имеющиеся сведения о творчестве А. Караманова, А. Локшина, Б. Тищенко, А. Шнитке. На примере сочинений последней трети XX – начала XXI века разработан исследовательский аппа- рат для изучения сложного образно-эмоционального мира программной сим- фонии, который дает возможность расширить междисциплинарные связи му- зыкально-теоретических и музыкально-исторических методов изучения про- изведений этого жанра.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах «История отечественной музыки», «История хоровой музыки», «Анализ музыкальных произведений», «Теория музыкального содержания», «Современная музыка». Диссертация заинтере- сует музыковедов и исполнителей при изучении персоналий представленных композиторов, проблем художественного содержания, музыкальной семио- тики, поможет в реализации концертных исполнений рассмотренных сочине- ний.
Методология и методы исследования. Обширный материал требует применения ряда взаимодополняющих методов. С помощью исторического метода прослежены примеры функционирования разных типов художествен- ной информации в музыкальном искусстве. Сравнительный метод позволяет показать особенности авторских семантических систем, действует в оценке и выборе литературных источников. Системный метод позволяет выявить об- щую музыкальную систему в анализируемых сочинениях, составить инфор- мационные таблицы. Структурный метод необходим для обнаружения архи- тектонических свойств формообразующего процесса. Метод семантического анализа раскрывает значение элементов музыкального языка в контексте со- держания сочинения. Культурологический метод позволяет показать про- граммную симфонию в динамике культурно-исторического процесса. Положения, выносимые на защиту:
1. Исследование программных музыкальных произведений послед- ней трети XX – начала XXI веков в свете семиотического подхода выявляет новые качества программности в творчестве А. Караманова, А. Локшина, Б. Тищенко и А. Шнитке.
2. Жанровая семантика в синтетических произведениях позволяет проследить пути зарождения и реализации уникальных симфонических кон- цепций названных композиторов.
3. Знаково-символический компонент музыкального содержания анализируемых произведений значительно расширяет способы их расшиф- ровки слушателем. Концентрация эмотивной информации увеличивается благодаря введению в симфоническую партитуру вокальной партии. Изобра- зительная (миметическая) информация трактуется композиторами в аспекте постмодернизма и наделяется дополнительным семантическим значением.
4. Жанр симфонии с религиозным источником в творчестве А. Караманова и А. Шнитке сохраняет устойчивые типологические черты жанра и, в то же время, насыщается разнообразной религиозной символикой, прослаивающей все уровни музыкального целого – от интонационной систе- мы до структуры.
5. Литературная программа в основе симфонии позволяет не только ясно интерпретировать замысел, но и рождает многомерную знаковую си- стему, демонстрирующую диалог композитора и поэта в контексте совре- менной культуры.
Степень достоверности и апробация результатов. Диссертация об-
суждалась на кафедре теории музыки Воронежского государственного ин-
ститута искусств и рекомендована к защите. В 8 научных публикациях изло-
жены основные идеи и положения исследования. 3 статьи опубликованы в
рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК. Статья «Мир Inferno в
циклиаде Бориса Тищенко “Беатриче“» представлена на Открытом конкурсе
музыковедческих работ о творчестве современных композиторов к 85-летию журнала «Музыкальная академия» и награждена дипломом (Москва, 2018 г.). Ряд статей апробировались на конференциях в Воронеже, Москве, Курске.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, за- ключения, списка литературы и приложений, включающих музыкальные примеры.
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, изученность и научная значимость, определяется круг основных проблем и задач, пред- ставлена структура работы.
Первая глава «Семиотический подход к анализу музыкального ис- кусства». В первом параграфе освещено современное состояние проблем трактовки произведения музыкального искусства как средства коммуникации и мыслительной деятельности. Во втором параграфе раскрыты аспекты зна- ково-символического компонента музыкального содержания (числовая сим- волика, цитирование, жанровые, интонационные знаки и др.). Третий и чет- вертый параграфы посвящены знаково-изобразительному и эмотивно- выразительному компонентам музыкального содержания.
Вторая глава «Художественный мир религиозных симфоний Алем- дара Караманова и Альфреда Шнитке». В первом разделе произведен ана- лиз симфонического цикла «Совершишася», сакральный смысл которого да- ет ключ к пониманию творчества композитора и открывает новый тип сим- фонизма, названного «религиозным». Второй раздел посвящен Четвертой симфонии Альфреда Шнитке, продолжающей линию развития симфонии с сакральным содержанием.
Третья глава «Художественный мир программных симфоний на ос- нове литературного первоисточника». Первый раздел посвящен фигуре Александра Локшина, творчество которого ассоциируется с особым типом камерной симфонии со словом. Во втором разделе рассмотрена циклиада Бо- риса Тищенко «Беатриче», ставшая уникальным примером синтеза балета и симфонии в начале XXI столетия.
В заключении сформулированы основные выводы исследования.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Читать «Программная отечественная симфония последней трети XX – начала XXI столетия в аспекте музыкальной семантики»

    Публикации автора в научных журналах

    Мир Inferno в циклиаде Бориса Тищенко «Беатриче»
    Музыка и время. – 2– № – С. 31–37, [0,3 п. л.].
    Художественное пространство музыкально-литургического синтеза во Второй и Четвёртой симфониях Альфреда Шнитке
    Проблемы музыкальной науки. – 2– № – С.44–50, [0,3 п. л.]
    Изобразительность как аспект художественного содержания в симфонических сочинениях А. Локшина, Б. Тищенко, А. Шнитке
    Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы /Сборник статей по материалам Международной научной конференции 18–20ноября 2020 года. – Гос. класс. акад. им. Маймонида. – Москва: Изд-во «Ака-демия имени Маймонида», 2– С. 255–266, [0,6 п. л.].

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Рима С.
    5 (18 отзывов)
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный универси... Читать все
    Берусь за решение юридических задач, за написание серьезных научных статей, магистерских диссертаций и дипломных работ. Окончила Кемеровский государственный университет, являюсь бакалавром, магистром юриспруденции (с отличием)
    #Кандидатские #Магистерские
    38 Выполненных работ
    Александр Р. ВоГТУ 2003, Экономический, преподаватель, кандидат наук
    4.5 (80 отзывов)
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфин... Читать все
    Специальность "Государственное и муниципальное управление" Кандидатскую диссертацию защитил в 2006 г. Дополнительное образование: Оценка стоимости (бизнеса) и госфинансы (Казначейство). Работаю в финансовой сфере более 10 лет. Банки,риски
    #Кандидатские #Магистерские
    123 Выполненных работы
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Дмитрий Л. КНЭУ 2015, Экономики и управления, выпускник
    4.8 (2878 отзывов)
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    Занимаю 1 место в рейтинге исполнителей по категориям работ "Научные статьи" и "Эссе". Пишу дипломные работы и магистерские диссертации.
    #Кандидатские #Магистерские
    5125 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Егор В. кандидат наук, доцент
    5 (428 отзывов)
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Ск... Читать все
    Здравствуйте. Занимаюсь выполнением работ более 14 лет. Очень большой опыт. Более 400 успешно защищенных дипломов и диссертаций. Берусь только со 100% уверенностью. Скорее всего Ваш заказ будет выполнен раньше срока.
    #Кандидатские #Магистерские
    694 Выполненных работы
    Шагали Е. УрГЭУ 2007, Экономика, преподаватель
    4.4 (59 отзывов)
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и... Читать все
    Серьезно отношусь к тренировке собственного интеллекта, поэтому постоянно учусь сама и с удовольствием пишу для других. За 15 лет работы выполнила более 600 дипломов и диссертаций, Есть любимые темы - они дешевле обойдутся, ибо в радость)
    #Кандидатские #Магистерские
    76 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022 год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»