Развитие научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования в деятельности научно-исследовательских коллективов

Николов Никита Олегович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основания развития научного
стиля мышления молодых преподавателей учреждений дополнитель-
ного профессионального образования в деятельности научно-
исследовательских коллективов 20
1.1. Сущность понятия «научный стиль мышления молодых пре-
подавателей учреждений дополнительного профессионального об-
разования» 20
1.2. Педагогические возможности научно-исследовательских кол-
лективов в развитии научного стиля мышления молодых препода-
вателей учреждений дополнительного профессионального образо-
вания 53
1.3. Модель и педагогические условия развития научного стиля
мышления молодых преподавателей учреждений дополнительного
профессионального образования 84
Выводы по первой главе 118
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности модели и педа-
гогических условий развития научного стиля мышления молодых пре-
подавателей учреждений дополнительного профессионального обра-
зования 121
2.1. Цель, задачи и общий план проведения экспериментальной
работы. Результаты констатирующего эксперимента 121
2.2. Содержание и организация формирующего эксперимента по
развитию научного стиля мышления молодых преподавателей
учреждений дополнительного профессионального образования в
деятельности научно-исследовательских коллективов 152
2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной ра-
боты по проверке эффективности модели и педагогических усло-
вий развития научного стиля мышления молодых преподавателей
учреждений дополнительного профессионального образования 184
Выводы по второй главе 195
Заключение 197
Библиографический список 200

Во введении уточняется актуальность темы исследования; раскрывается
видение перспектив практического использования материалов работы; представ-
ляется научный аппарат диссертационного исследования: цель, объект, предмет,
гипотеза, задачи предстоящей работы, методологическая и теоретическая основа
исследования, ведущие методы, а также основные этапы научно-исследователь-
ской работы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая зна-
чимость; определяются положения, выносимые на защиту; дается обоснование
достоверности и приводятся данные об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основания развития
научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений дополни-
тельного профессионального образования в деятельности научно-исследо-
вательских коллективов» раскрывается специфика профессиональной дея-
тельности молодых преподавателей учреждений ДПО, уточняется содержание
понятия «научный стиль мышления молодых преподавателей учреждений
ДПО», уточняются перспективы включения молодых преподавателей в деятель-
ность научно-исследовательских коллективов для развития научного стиля мыш-
ления. Целевые, предметно-смысловые и организационно-педагогические осно-
вания исследуемого процесса представляются в содержании модели и педагоги-
ческих условий.
В ходе анализа научной литературы были уточнены содержательные осно-
вания понятий «преподаватель», «молодой преподаватель», «молодой препода-
ватель учреждения ДПО», «стиль научного мышления» и «научный стиль мыш-
ления». Также были выявлены родовые отношения между близкими понятиями:
«стиль научного мышления» и «научный стиль мышления». На основании полу-
ченных теоретических данных диссертант пришёл к выводу, что научный стиль
мышления молодых преподавателей учреждений ДПО является сложным инте-
гративным образованием. Опираясь на работы И.С. Жуковой, а также особенно-
сти предмета исследования, было предложено научный стиль мышления моло-
дых преподавателей учреждений ДПО связывать с наивысшим способом орга-
низации процессов мышления. Продуктивность исследуемого явления обеспечи-
вается интегративным единством научного подхода к решению поставленных за-
дач в области системы повышения квалификации кадров и особыми психологи-
ческими качествами, позволяющими молодым специалистам на равных осу-
ществлять профессиональную деятельность со своими более опытными колле-
гами. Научный подход к исследованию данного понятия позволил подчеркнуть
такие его признаки, как логико-доказательный характер умственной деятельно-
сти, системность в процессе проведения научного исследования, а также готов-
ность к творческо-преобразующей деятельности. К психологическим структу-
рам личности были отнесены профессиональная рефлексия, поленезависимость
и устойчивость предметной избирательности.
При изучении перспективных условий, средств и факторов развития науч-
ного стиля мышления диссертант обратил внимание на развивающую среду
научно-исследовательских коллективов. В связи с этим было изучено понятие
научно-исследовательского коллектива. На основании теоретического анализа
дана авторская версия его трактовки. Под указанным термином было принято
понимать динамично развивающуюся открытую социальную систему, которая
может включать в себя специалистов предельно широкого профиля, цель дея-
тельности которых составляет единая для всех научная задача. Также произошло
уточнение ряда факторов, которые способствуют развитию научного стиля мыш-
ления при включении молодых преподавателей в коллективную научно-иссле-
довательскую деятельность. Развивающая среда научно-исследовательских кол-
лективов определяется следующими процессами: планомерным возрастанием
чувства ответственности у членов коллектива друг перед другом, формирова-
нием единой методологической культуры относительно познания предмета ис-
следования, интенсивной интериоризацией эталонных примеров научного стиля
мышления.
Исходя из содержательного основания понятия, было выдвинуто предло-
жение о рассмотрении перспективности включения молодых преподавателей в
деятельность научно-исследовательских коллективов с целью развития их науч-
ного стиля мышления. Вместе с тем очевидным является тот факт, что организа-
ция научно-исследовательской развивающей среды требует тщательной подго-
товки. Речь идёт о разработке особой педагогической стратегии, позволяющей
достичь развитого научного стиля мышления молодых преподавателей. На осно-
вании указанного факта были предприняты действия по разработке, структури-
рованию и концептуализации значимых педагогических этапов по развитию ис-
следуемого профессионально-личностного новообразования.
Концептуализация позволила уточнить структуру педагогической модели
в виде целевого, теоретико-методологического, содержательно-смыслового, ор-
ганизационного, оценочно-результативного и прогностического компонентов.
Последовательность развития научного стиля мышления представлена в виде пе-
дагогической модели (рис. 1). Базовым основанием педагогической модели раз-
вития научного стиля мышления является активное участие молодых преподава-
телей учреждений ДПО в деятельности научно-исследовательских коллективов.
В рамках целевого компонента были отражены цель и задачи разработан-
ной модели. Цель, в частности, связывается с оказанием содействия молодым
преподавателям учреждений ДПО в развитии научного стиля мышления с ис-
пользованием возможностей формального, неформального и информального об-
разования. Определяющим основанием для формулирования цели стал социаль-
ный заказ, который находит своё отражение в различных нормативных докумен-
тах и требует совершенствования научно-исследовательской культуры молодых
преподавателей.
Теоретико-методологический компонент отражает наиболее авторитетные
позиции учёных о ведущих подходах развития научного стиля мышления. В ос-
нование теоретико-методологического компонента легли следующие подходы:
системно-деятельностный, акмеологический и синергетический. Системно-дея-
тельностный подход позволил изучить предмет исследования как целостное яв-
ление с множественными вариативными и инвариантными связями и зафиксиро-
вать положение о том, что только активные формы деятельности являются базо-
вым условием развития личности. Акмеологический подход способствовал уточ-
нению важности непрерывного профессионально-личностного развития препо-
давателей. Также он позволил сформировать отношение к исследуемому про-
цессу как важной жизненной стратегии. Синергетический подход способствовал
разъяснению ценности кооперации различных элементов системы, а также уточ-
нению важности коллективной деятельности. Благодаря указанному подходу
удалось раскрыть ценность коллективной деятельности как формы социальной
активности, способствующей наиболее быстрому достижению личностно-значи-
мых результатов у каждого из её членов.
Содержательно-смысловой компонент отразил авторское предложение о
содержательной стороне внутриорганизационного обучения молодых препода-
вателей, нацеленного на активное их включение в деятельность научно-исследо-
вательских коллективов и, как следствие, развитие научного стиля мышления. В
этом свете в качестве формального ресурса предлагается дополнительная про-
фессиональная программа «Научный стиль мышления как основание исследова-
тельской культуры преподавателя ДПО». Специально подобранные предметно-
смысловые линии программы позволяют формировать высокую степень готов-
ности по включению молодых преподавателей в деятельность научных коллек-
тивов. В качестве неформального ресурса предлагается особая система профес-
сионального погружения преподавателя в насыщенную научно-исследователь-
скую среду – включение в деятельность научно-исследовательских коллективов.
1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТЦель – содействие молодым преподавателям учреждений ДПО в
развитии научного стиля мышления с использованием возможно-
Задачистей формального, неформального и информального образования

1. Развитие мотивации на систематическое участие в дея-2. Содействие в решении сложных научно-исследователь-
тельности научно-исследовательских коллективов, а такжеских задач, оказание помощи в освоении продуктивных ме-
на осознание ресурсов, которыми они обогащенытодов их решения

3. Обучение сложным механизмам4. Подготовка к самостоятельному5. Совершенствование навыков избирательного мышле-
многоуровневых рефлексивныхмоделированию и реализации ав-ния, способного удерживать фокус внимания на пред-
оценок своей деятельноститорских научно-исслед. проектовмете исследования до получения требуемого результата

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТМетодологические подходы

Системно-деятельностныйАкмеологическийСинергетический

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ

Научный стиль мышления как конкурентная характеристика про-Научно-исследовательские
фессиональной деятельности преподавателей учреждений ДПОколлективы в учреждении ДПО

Дополнительная профессиональная программа

1. Аксиологическая2. Психолого-педагогическое со-3. Технологии кол-4. Роль рефлексии в
интерпретация кол-провождение молодого специали-лективной научно-коллективной научно-
лективных форм науч-ста в деятельности научно-иссле-исследовательскойисследовательской
ной деятельностидовательских коллективовдеятельностидеятельности

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
Стратегии развития научного стиля мышления

Формальная стратегияНеформальная стратегия
Методы: тренинг, метод экспе-
риментирования, дискуссия, ре-
шение ситуационных задач, по-Формы: педагоги-
Формы: лекционные и прак-
ческаястудия,Методы: метод проблемного обуче-
тические занятия с использо-исковые методы, Agile-коучинг,
коллективнаяния, рецензирование собственных
ванием пед. студий, стажи-метод кинопедагогики, метод
научно-исследо-научных работ, а также работ коллег
ровка, самостоят. работапогружения в научно-исследова-
вательская работапо коллективной научно-исследова-
тельскую деятельность
тельской деятельности

Развитие рефлексивной культуры молодыхИнформальная стратегияСредства, применяемые в раз-
преподавателей, направленной на концепту-личных стратегиях развития
ализацию и обобщение полученных знанийнаучного стиля мышления

5. ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ6. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Ожидаемый результат – увеличение в учреждении ДПО ко-1. Прогноз возможных вариантов развития
личества молодых преподавателей, демонстрирующий высо-научного стиля мышления
кий уровень сформированности научного стиля мышления2. Уточнение перспективных направлений
применения педагогической модели
Критерии: логико-доказательный, поленезависимый,3. Выявление ограничений при реализации
творческо-преобразующий, рефлексивныймодели в условиях учреждения ДПО

Рис. 1. Модель развития научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО
Организационный компонент представлен тремя видами вариативных
стратегий по реализации форм, методов и средств развития научного стиля мыш-
ления. Особенностью данной составляющей модели является возможность их
различного сочетания в зависимости от складывающихся обстоятельств профес-
сиональной деятельности молодых преподавателей, текущих профессиональных
задач и испытываемых затруднений. При отборе форм, методов и средств обуче-
ния учитывались возможности современных дистанционных образовательных
технологий, способствующих непрерывному дополнительному профессиональ-
ному образованию, несмотря на внешние складывающиеся условия.
Оценочно-результативный компонент раскрывает критерии сформирован-
ности научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО, а
также их показатели. Помимо этого, оценочно-результативный компонент со-
держит уточнение ожидаемого результата.
Прогностический компонент уточняет три непреложных сценария сочета-
ния трёх стратегий организационного компонента модели: формального, нефор-
мального и информального. Он позволяет подготовить педагогические ресурсы,
обеспечивающие непрерывность реализации модели по трём вариациям разви-
тия научного стиля мышления.
Помимо педагогической модели, концептуализации подверглись условия
развития научного стиля мышления: формирование установки к осуществлению
профессиональной деятельности на основе современных научных знаний; реше-
ние проблемных педагогических задач, предполагающих применение методов
научного исследования; изучение успешных практик преподавателей, показыва-
ющих высокую результативность в научно-исследовательской деятельности;
участие молодых преподавателей в деятельности сетевых научно-исследователь-
ских сообществ. При выдвижении условий диссертант ориентировался не только
на принцип эффективности и продуктивности, но и экономичности.
Первое условие отражало подход, формирующий установку у молодых
преподавателей на осуществление профессиональной деятельности на основе
передовых научных знаний. Второе условие предусматривало необходимость
решения преподавателем проблемных педагогических задач, предполагающих
применение методов научного исследования. Третье условие отражало уста-
новку, в рамках которой на систематической основе организуется изучение
успешных практик преподавателей, показывающих высокую результативность в
научно-исследовательской деятельности. Четвёртое условие предполагало акти-
визацию участия молодых преподавателей в деятельности сетевых научно-ис-
следовательских сообществ. Уточняется, что совокупность педагогических усло-
вий должна поддерживать эффективность реализации педагогической модели
развития научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО.
Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности модели
и педагогических условий развития научного стиля мышления молодых
преподавателей учреждений дополнительного профессионального образо-
вания» представлен общий план проведения экспериментальной работы, её цели
и задачи, уточнены уровни критериев, а также их содержательные характери-
стики сформированности научного стиля мышления молодых преподавателей
учреждений ДПО, изложена методика развития научного стиля мышления, про-
комментированы полученные результаты эмпирического исследования.
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента была
подтверждена необходимость развития научно-исследовательских навыков мо-
лодых преподавателей учреждений ДПО, в частности совершенствования науч-
ного стиля мышления. Преподаватели своими ответами особо подчеркнули важ-
ность освоения программы повышения квалификации по осуществлению
научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем учебно-методическая и
преподавательская деятельность не вызвала у респондентов сильных затрудне-
ний, что отразилось на их ответах. Оценка продуктов деятельности молодых пре-
подавателей в виде научных статей, опубликованных в рецензируемых научных
журналах, также показала необходимость совершенствования научного стиля
мышления. При анализе научных работ было выявлено, что достаточно часто
преподаватели используют научно-популярную лексику, маскируя тем самым
способность к обоснованию применяемых научных методов исследования. Ещё
одним подтверждением востребованности развития научно-исследовательских
компетенций преподавателей стала оценка качества их устной речи. Проверка
показала, что в целом преподаватели владеют академической речью. Вместе с
тем выявлено, что доказательность речи испытуемых выстраивается не на фак-
тах, а на аффективных приёмах убеждения аудитории. В рамках личных бесед
было уточнено, что преподаватели достаточно хорошо осведомлены о развива-
ющих возможностях участия в деятельности научно-исследовательских коллек-
тивов. Вместе с тем перспектива развития научного стиля мышления благодаря
участию в подобных коллективах была им недостаточно понятна.
На основании полученных данных для удовлетворения профессиональной
потребности преподавателей в совершенствовании их научного стиля мышления
была разработана специальная методика. Содержание и структура методики опи-
раются на концептуальные положения ранее представленной и охарактеризован-
ной педагогической модели. Практическое применение методики производилось
в рамках эмпирической части исследования. Экспериментальная работа была
проведена на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повыше-
ния квалификации работников образования», ГБУ ДПО «Региональный центр
оценки качества и информатизации образования» (г. Челябинск), ГБУ ДПО «Ин-
ститут развития образования Чеченской Республики», ГАОУ ДПО «Институт
развития образования и социальных технологий» (г. Курган), на базе которых
были сформированы экспериментальная и контрольная выборки испытуемых.
Ожидаемый результат внедрения методики в экспериментальной группе
связывался с увеличением количества молодых преподавателей, перешедших на
более высокие уровни сформированности научного стиля мышления, который
бы указывал на освоение преподавателями научно-исследовательской культуры,
а также на готовность решать сложные научные задачи. Совершенно очевидно,
что подразумеваются научные задачи, которые стоят перед системой дополни-
тельного профессионального образования.
Реализация методики осуществлялась в три этапа: формальный, нефор-
мальный и информальный. Каждый этап предполагал активизацию различных
ресурсов системы дополнительного профессионального образования. При этом
методика носила адаптивный характер. Адаптивность методики заключалась в
возможности вариативного сочетания каждого из ресурсов в зависимости от
складывающихся обстоятельств профессиональной деятельности, текущих про-
фессиональных задач и испытываемых молодыми преподавателями затрудне-
ний. Поскольку методика использовала возможности системы дополнительного
профессионального образования, то было уместным использовать содержание
разработанной дополнительной профессиональной программы «Научный стиль
мышления как основание исследовательской культуры преподавателя ДПО»
(включена в содержательно-смысловой компонент модели). Для достижения за-
дач исследования каждый из этапов методики подразумевал активизацию кон-
кретных форм, методов и средств развития научного стиля мышления.
Основание формального этапа развития научного стиля мышления препо-
давателей составил процесс по реализации указанной дополнительной профес-
сиональной программы в рамках внутриорганизационного обучения молодых
преподавателей. Содержание программы было направлено на формирование
психологической установки преподавателей на необходимость непрерывного
развития научного стиля мышления; изучение психолого-педагогических зако-
номерностей и принципов совершенствования научного стиля мышления; обо-
гащение навыками самомотивации, восстановления психических сил и профи-
лактики психоэмоционального выгорания; уточнение педагогического потенци-
ала включения в деятельность научно-исследовательских коллективов; усвоение
поверхностно освоенных моделей коллективной научно-исследовательской дея-
тельности; осмысление перспектив стать профессиональным учёным. Преду-
сматривается, что программа может быть реализована в очном, очно-заочном и
заочном формате с использованием дистанционных образовательных техноло-
гий и электронного обучения.
Первые два разделы программы ‒ «Аксиологическая интерпретация кол-
лективных форм научной деятельности» и «Психолого-педагогическое сопро-
вождение молодого специалиста в деятельности научно-исследовательских кол-
лективов» ‒ в большей части осваивались слушателями в форме лекционных за-
нятий. Обзорные лекции позволили произвести ценностную интерпретацию кол-
лективных форм научной деятельности, уточнить особенности психолого-педа-
гогического сопровождения молодого специалиста в деятельности научно-ис-
следовательских коллективов, раскрыть теоретическую составляющую техноло-
гий коллективной научно-исследовательской деятельности, разъяснить роль ре-
флексии в коллективной научно-исследовательской деятельности. Первые два
раздела программы позволили развить избирательную форму мышления благо-
даря применению метода активного погружения в научно-исследовательскую
деятельность. Под погружением понимается концентрированная подача лекци-
онного материала. Усиливающим инструментом метода погружения стал метод
кинопедагогики, в той формации, которую ранее предложил профессор Д.Ф.
Ильясов. Применение указанных методов способствовало активному вовлече-
нию преподавателей в обсуждение ценностных оснований коллективной научно-
исследовательской деятельности. При проведении лекционных занятий также
учитывался потенциал технологий парадоксального освоения научного знания.
В частности, активную дискуссию вызвали перспективы использования ресурса
педагогической интуиции для формирования научного стиля мышления.
Практические формы реализации программы были направлены на совер-
шенствование практики применения преподавателями научного метода в дея-
тельности научно-исследовательских коллективов. Большой интерес у слушате-
лей программы вызвала такая форма проведения занятий, как педагогическая
студия. Особенностью данных практических занятий являлось отношение к
научно-исследовательской деятельности как особому роду искусства. Целью ор-
ганизации студий являлось не решение конкретных практических или теорети-
ческих задач, а насыщение преподавателя стилем, образом профессиональной
деятельности учёного. Решающим условием, способствующим развитию науч-
ного стиля мышления в рамках педагогической студии, являлось присутствие
учёных со степенью доктора наук. За счёт богатой внутренней структуры педа-
гогическая студия позволяла молодым преподавателям ощутить на себе различ-
ные элементы научной деятельности: ораторское мастерство, искусство акаде-
мической устной и письменной речи, моделирование научного аппарата иссле-
дования и т.д. При организации педагогических студий также использовался ме-
тод экспозиций. Речь идёт о представлении содержания учебного материала по-
средством мотивационных фильмов о командных видах деятельности.
В рамках практических занятий активно применялся метод решений ситу-
ативных задач. Пристальное внимание слушателей было обращено к деталям
ошибок, которые допускают диссертанты при передаче своей работы на защиту.
Метод решений ситуативных задач позволил развить системно-логические
навыки мышления преподавателей. Помимо навыков системно-логического,
также развивались способности критического мышления преподавателей. Одной
из лучших практик была признана STEM-технология. Аналитико-синтетические
способности молодых преподавателей развивались благодаря применению мето-
дов самооценки, а также решению педагогических задач. Молодыми преподава-
телями производилась рефлексивная оценка своей ведущей когнитивной модели
поведения. Для продуктивной реализации метода самооценки проводилось си-
стематическое изучение успешных практик преподавателей, демонстрирующих
высокую результативность в научно-исследовательской деятельности. Метод ре-
шения педагогических задач позволил попарно развивать и синтетические, и ана-
литические способности.
Воздействие на визуальный сенсорный канал восприятия также показало
свою эффективность при развитии поленезависимого стиля мышления у препо-
давателей. В частности, применялся метод просмотра стереограмм. Стоит отме-
тить, что применение в рамках практических занятий подобного метода вызвало
позитивные эмоциональные переживания у большинства членов эксперимен-
тальной группы.
При реализации третьего раздела программы ‒ «Технологии коллективной
научно-исследовательской деятельности» ‒ была организована стажировка мо-
лодых преподавателей в условиях реально-действующих научно-исследователь-
ских коллективов. Стажировка проходила в рамках сетевых и очных исследова-
тельских групп. Подобная форма подразумевала под собой косвенное воздей-
ствие второго и четвёртого педагогических условий развития научного стиля
мышления: решение проблемных педагогических задач, предполагающих при-
менение методов научного исследования, участие молодых преподавателей в де-
ятельности сетевых научно-исследовательских сообществ. В рамках педагогиче-
ской стажировки также применялся метод эксперимента. Молодые преподава-
тели под управлением руководителей научно-исследовательских коллективов
проводили свои собственные экспериментальные действия по выявлению зако-
номерностей и принципов, которым подчиняется система дополнительного про-
фессионального образования. Один из научно-исследовательских коллективов
изучал возможности кинопедагогики в развитии профессиональных навыков пе-
дагогов общеобразовательной школы. Молодые преподаватели оказались вклю-
чены в масштабную экспериментальную работу, что позволило в дальнейшем
быстрее выполнять свои профессиональные задачи в рамках неформальной ста-
дии реализации педагогической стратегии. Не менее эффективным инструмен-
том третьего раздела программы явилось применение Agile-коучинга.
Четвёртый раздел программы ‒ «Роль рефлексии в коллективной научно-
исследовательской деятельности» ‒ предусматривал применение таких форм об-
разовательного процесса, как дебаты, дискуссия и самостоятельная работа. Де-
баты были организованы по теме «Возможности продуктивной рефлексии для
развития научного стиля мышления». Темой дискуссии стало обсуждение воз-
можностей творческой рефлексии. Указанные формы организации педагогиче-
ского процесса позволили уточнить ресурсы рациональной и иррациональной
составляющей научного стиля мышления. В рамках самостоятельной работы
преподавателям было рекомендовано участвовать в различных научных конфе-
ренциях и семинарах.
Неформальный этап развития научного стиля мышления предусматривал
обобщение всех возможных видов научно-исследовательской активности моло-
дых преподавателей в рамках деятельности научно-исследовательских коллек-
тивов. Основной формой реализации неформальной стратегии повышения ква-
лификации была выбрана педагогическая студия. Одним из ожидаемых резуль-
татов реализации подобной формы стал переход студии в статус творческой
научно-исследовательской лаборатории.
По направлениям творческой активности часть научно-исследовательских
групп занималась коллективным написанием научных статей в высокорейтинго-
вые научные журналы. Некоторые группы выполняли задачу по совершенство-
ванию маркетинговой, научной, кадровой и иной важной деятельности, касаю-
щейся той или иной экспериментальной площадки в целом. Для успешной орга-
низации неформального этапа развития научного стиля мышления был обеспе-
чен ряд факторов: а) высокая ротация молодых преподавателей в деятельности
различных научно-исследовательских коллективов; б) последовательное совер-
шенствование какого-либо одного из стилей решения научно-исследовательских
задач; в) активное участие заведующего кафедрой, лабораторией и иным струк-
турным подразделением в процессе развития его подчинённых; г) активное ис-
пользование ресурсов сетевых форм коллективной научной деятельности. Реа-
лизация четвёртого фактора сопровождалась интенсивным использованием ре-
сурсов научной социальной сети ResearchGate и платформ гражданской науки:
Zooniverse, Scistarter и «Гражданская наука».
Ведущими инструментами педагогического воздействия в рамках нефор-
мальной стадии развития научного стиля мышления стали методы проблемного
обучения и приобщения преподавателей к методологической культуре научного
познания. Проблемные ситуации формулировались перед научно-исследова-
тельскими коллективами исходя из текущих запросов руководства той или иной
экспериментальной площадки, а также государственных заданий от региональ-
ных министерств образования. Вместе с тем руководители научно-исследова-
тельских коллективов по согласованию со своей командой могли самостоя-
тельно предлагать актуальные темы исследований. К примеру, на базе экспери-
ментальной площадки в г. Челябинске в 2020-2021 годах действовало несколько
научно-исследовательских направлений, посвящённых изучению: а) индивиду-
ального методического стиля деятельности учителя; б) теоретических и практи-
ческих аспектов формирования акмеологической среды в учреждении дополни-
тельного профессионального образования; в) методов исследования качества до-
школьного образования; г) структурирования и визуализации информации для
слушателей, осваивающих дополнительные профессиональные программы в
цифровой образовательной среде; д) использования ресурсов цифровой образо-
вательной среды для формирования умений учебной коммуникации у школьни-
ков, испытывающих трудности в обучении.
Дополнительно к уже озвученным методам развития научного стиля мыш-
ления применялся творческий метод обучения в виде написания преподавате-
лями рецензий на научные работы коллег: на статьи для высокорейтинговых
журналов России и зарубежья, а также на диссертационные работы. Ещё одним
методом по решению проблемы исследования явилось изложение преподавате-
лями результатов своих научных работ в виде научных статей, а также диссерта-
ционных исследований. Объективно данный метод можно охарактеризовать как
творческий инструмент по развитию научного стиля мышления.
Особенностью реализации неформального этапа стало добровольное уча-
стие преподавателей в коллективной исследовательской деятельности, направ-
ленной на освоение культуры применения научного метода. Мотивационным
условием, действовавшим на всей протяжённости эксперимента, явились персо-
нифицированные программы финансовой и организационной поддержки науч-
ных исследований молодых преподавателей.
Информальный этап подразумевал развитие рефлексивной культуры пре-
подавателя, направленной на концептуализацию и обобщение получаемых зна-
ний в рамках формальной и неформальной стадии развития научного стиля мыш-
ления. Ведущей формой совершенствования научного стиля мышления стала са-
мостоятельная работа преподавателей с рефлексивными данными о способах и
видах научной методологии, применяемой в исследованиях. В процессе реализа-
ции этапа применялись методы рефлексивного осмысления собственного опыта
применения научного метода, гирлянд случайностей и ассоциаций, синектики,
прогнозирования событий по когнитивным моделям поведения. Третий, заклю-
чительный этап носил условное название «когнитивной зоны спокойствия», не-
обходимой для осмысления результатов, полученных благодаря активным фор-
мам и методам обучения в рамках формального и неформального этапов.
Основными ресурсами всех трёх этапов методики стали дополнительная
профессиональная программа «Научный стиль мышления как основание иссле-
довательской культуры преподавателя ДПО», электронные образовательные ре-
сурсы сети Интернет, материалы учебно-методического пособия «Развитие
научного стиля мышления у молодых преподавателей учреждений дополнитель-
ного профессионального образования», персонифицированные программы по-
вышения квалификации сотрудников из числа молодых преподавателей.
По итогам применения методики было зафиксировано очевидное увеличе-
ние значений критериев сформированности научного стиля мышления молодых
преподавателей, включённых в деятельность научно-исследовательских коллек-
тивов. Проверка сформированности уровней научного стиля мышления прово-
дилась между двумя классическими выборками ‒ контрольной и эксперимен-
тальной группой на основании разработанного критериально-оценочного аппа-
рата, состоящего из критериев (логико-доказательный, поленезависимый, твор-
ческо-преобразующий и рефлексивный), их показателей и перечня диагностиче-
ских методов. В состав экспериментальной группы вошли сотрудники ГБУ ДПО
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работни-
ков образования» и ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информа-
тизации образования» (г. Челябинск). Контрольную группу составили предста-
вители ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
(г. Курган) и ГБУ ДПО «Институт развития образования Чеченской Респуб-
лики». Общее количество человек экспериментальной группы составило 23, а
контрольной – 24.
Наглядное представление об эффективности методики развития научного
стиля мышления молодых преподавателей представлено в таблице 1. Представ-
ленные данные отражают динамику результативности развития научного стиля
мышления между сравниваемыми группами на констатирующем и преобразую-
щем этапах эксперимента.
Заключение об эффективности применения методики выстраивалось с учё-
том повышения уровня сформированности научного стиля мышления молодых
преподавателей. Достоверность результатов исследования была подтверждена
на основании использования методов математической статистики. В частности,
был применён U-критерий Манна ‒ Уитни.
Таблица 1
Таблица сравнения показателей первичной и итоговой диагностики
сформированности научного стиля мышления

Базовый (пер-Средний (пер-
Высокий (раз-
Выборкивичный) уро-спективный
витый уровень)
веньуровень)
1. Логико-доказательный (Л.-Д) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)52,234,813,0
ЭГ (преобразующий этап) (%)21,847,830,4
Динамика (%)-30,4+13+17,4
КГ (констатирующий этап) (%)62,529,28,3
КГ (преобразующий этап) (%)58,337,54,2
Динамика (%)-4,2+8,3-4,1
2. Поленезависимый (П) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)56,539,24,3
ЭГ (преобразующий этап) (%)26,052,221,8
Динамика-30,5+13+17,5
КГ (констатирующий этап) (%)50,041,78,3
КГ (преобразующий этап) (%)50,041,78,3
Динамика000
3. Творческо-преобразующий (Т.-П) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)73,921,84,3
ЭГ (преобразующий этап) (%)39,230,430,4
Динамика-34,7+8,6+26,1
КГ (констатирующий этап) (%)66,725,08,3
КГ (преобразующий этап) (%)66,725,08,3
Динамика (%)000
4. Рефлексивный (Р) критерий
ЭГ (констатирующий этап) (%)52,239,18,7
ЭГ (преобразующий этап) (%)30,447,821,8
Динамика (%)-21,8+8,7+13,1
КГ (констатирующий этап) (%)62,533,34,2
КГ (преобразующий этап) (%)62,525,012,5
Динамика (%)0-8,3+8,3

Представленные факты указывают на подтверждение гипотезы диссерта-
ционного исследования, достижении цели научной работы.
Изложенные положения позволяют сделать следующие итоговые выводы:
1. Проведенное исследование показало, что научный стиль мышления мо-
лодых преподавателей учреждений ДПО целесообразно трактовать как наивыс-
ший способ организации процессов мышления, который характеризуется един-
ством научного подхода к решению поставленных задач в области повышения
квалификации кадров и особыми психологическими качествами, позволяющими
молодым специалистам осуществлять профессиональную деятельность на рав-
ных основаниях с более опытными коллегами.
2. В числе перспективных условий и факторов развития научного стиля
мышления молодых преподавателей обращает на себя внимание развивающая
среда научно-исследовательских коллективов, представляющих собой дина-
мично развивающиеся открытые социальные системы и включающих в себя спе-
циалистов предельно широкого профиля, цель деятельности которых составляет
единая для всех научная задача. Развивающая среда научно-исследовательских
коллективов определяется следующими факторами: планомерным возрастанием
чувства ответственности у членов коллектива друг перед другом, формирова-
нием единой методологической культуры относительно познания предмета ис-
следования, интенсивностью усвоения эталонных примеров научного стиля
мышления.
3. Целостный процесс развития научного стиля мышления молодых препо-
давателей учреждений ДПО может быть описан в виде модели. Она представляет
собой открытую педагогическую систему, которая поддерживает положения си-
стемно-деятельностного, акмеологического, синергетического подходов и учи-
тывает особенности включения молодых преподавателей в деятельность научно-
исследовательских коллективов. Модель обладает высоким уровнем адаптивно-
сти к внешним и внутренним условиям дополнительного профессионального об-
разования, что находит выражение в возможности молодых преподавателей об-
ращаться к стратегиям формального, неформального и информального образо-
вания, а также их различным сочетаниям в зависимости от складывающихся об-
стоятельств профессиональной деятельности, текущих профессиональных задач
и испытываемых затруднений.
4. Педагогические возможности реализации модели в деятельности
научно-исследовательских коллективов значительно расширяются в случае при-
менения следующих педагогических условий: формирования установки к осу-
ществлению профессиональной деятельности на основе современных научных
знаний; решения проблемных педагогических задач, предполагающих примене-
ние методов научного исследования; изучения успешных практик преподавате-
лей, показывающих высокую результативность в научно-исследовательской де-
ятельности; участия молодых преподавателей в деятельности сетевых научно-
исследовательских сообществ.
5. Возможности выбора молодыми преподавателями стратегии развития
научного стиля мышления определяются методикой, учитывающей проявляю-
щиеся у них профессиональные затруднения и предпочтения в обращении к фор-
мальным, неформальные и информальным способам образования. В основу фор-
мальной стратегии развития научного стиля мышления положена дополнитель-
ная профессиональная программа «Научный стиль мышления как основание ис-
следовательской культуры преподавателя ДПО». Неформальная стратегия обоб-
щает различные виды научно-исследовательской активности молодого препода-
вателя в деятельности научно-исследовательских коллективов. Информальная
стратегия подразумевает развитие рефлексивной культуры преподавателя,
направленной на концептуализацию и обобщение знаний, полученных с исполь-
зованием формальных и неформальных способов дополнительного профессио-
нального образования.
6. Целесообразную и надёжную оценку осуществления процесса развития
научного стиля мышления молодых преподавателей учреждений ДПО обеспечи-
вают логико-доказательный, поленезависимый, творческо-преобразующий и ре-
флексивный критерии. Для объективной оценки развития научного стиля мыш-
ления представленный перечень критериев является достаточным.
7. Полученные в процессе экспериментальной работы эмпирические дан-
ные позволили обоснованно утверждать, что включение молодых преподавате-
лей в деятельность научно-исследовательских коллективов является ведущим
основанием для развития у них научного стиля мышления. Сопоставление ре-
зультатов констатирующего и преобразующего этапов эксперимента позволило
выявить, что сформированность научного стиля мышления выше в эксперимен-
тальной группе, члены которой включались в мероприятия, предусмотренные
моделью и педагогическими условиями.
Перспективным направлением исследования является уточнение влияния
развитого научного стиля мышления на иные профессиональные компетенции
молодых преподавателей учреждений ДПО. Также научный интерес составляет
уточнение воспитывающей сущности научно-исследовательской работы, повы-
шающей уровень всеобщей культуры профессиональной деятельности препода-
вателя. Перспективным видится изучение воздействия научного стиля мышле-
ния на навыки эмоциональной эмпатии. Речь в первую очередь идёт о развитии
у преподавателя способностей к более тонкому чувствованию и различению эмо-
циональных состояний его обучающихся. Доказательство корреляции между вы-
соким научным стилем мышления и развитыми способностями к эмпатии позво-
лит уточнить дидактические механизмы адресной работы со слушателями си-
стемы ДПО.

Актуальность темы исследования. Одним из ведущих факторов эко-
номического роста и стабильного развития страны является непрерывное со-
вершенствование профессиональной квалификации специалистов различных
сфер деятельности. Данную функцию традиционно выполняет система до-
полнительного профессионального образования. Динамично меняющиеся
условия профессиональной деятельности и преобразования в социальной
среде предполагают своевременное обновление содержания, форм и методов
повышения квалификации специалистов, что обусловливает высокие требо-
вания к профессорско-преподавательскому составу учреждений дополни-
тельного профессионального образования (ДПО).
Установка по поддержанию высокого уровня профессионального ма-
стерства является уместной и чрезвычайно важной для преподавателей, за-
действованных в повышении квалификации педагогических и руководящих
работников образовательных организаций. Анализ квалификационных харак-
теристик должностей работников образования («Единый квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»), а также
научной литературы показывает, что преподаватели учреждений ДПО ука-
занного профиля обязаны на высоком уровне качества осуществлять научно-
исследовательскую, педагогическую и организационно-управленческую дея-
тельность. Перспективным для поддержания конкурентоспособности препо-
давателей является освоение и использование ими современных научно-
педагогических знаний, позитивного педагогического опыта, а также резуль-
татов собственной научно-исследовательской деятельности. Это предопреде-
ляет приоритетное внимание к изучению такой характеристики преподавате-
лей учреждений ДПО, как научный стиль мышления.
Важным условием развития системы дополнительного профессиональ-
ного образования является опора на молодых преподавателей, что поддержи-
вается положениями федеральных проектов «Молодые профессионалы» и
«Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование».
Однако отсутствие достаточного педагогического опыта и знаний не позво-
ляет молодым преподавателям демонстрировать научный стиль мышления на
высоком профессиональном уровне. Это обстоятельство неизбежно сказыва-
ется на качестве их профессиональной деятельности. Согласно проведённым
исследованиям, указанная категория специалистов испытывает устойчивую
потребность в повышении профессиональных компетенций, прежде всего в
области осуществления научно-исследовательской деятельности.
Существует несколько формализованных способов развития научного
потенциала молодых преподавателей, которые развертываются на базе обра-
зовательных организаций: обучение по очным и заочным программам в ас-
пирантуре, освоение дополнительных профессиональных программ научно-
исследовательской направленности. Но данные способы не позволяют в пол-
ной мере совмещать теоретико-методологическую подготовку и проведение
исследований с практикой профессиональной деятельности в соответствии с
выполняемыми преподавателями трудовыми действиями. Становится акту-
альным исследование способов развития научного стиля мышления без от-
рыва от основного вида трудовой деятельности.
Одним из эффективных способов решения этой задачи является акти-
визация участия молодых преподавателей учреждений ДПО в деятельности
научно-исследовательских коллективов. Такой коллектив является развива-
ющей средой для обмена научными знаниями и практического освоения спо-
собов осуществления научного исследования. Педагогическая стратегия раз-
вития научного стиля мышления, основанная на включении молодых препо-
давателей в различные по составу научно-исследовательские коллективы
позволяет: удовлетворить профессиональную потребность в части освоения
научных знаний и исследовательских умений; поддержать конкурентоспо-
собность молодых специалистов среди более опытных коллег; помочь обре-
сти уверенность в процессе совмещения основного вида деятельности с не-
прерывным процессом повышения квалификации; расширить возможности
ресурсного обеспечения исследовательской деятельности в виде грантовой
поддержки. Соответственно, появляется необходимость в обосновании воз-
можностей использования ресурсов научно-исследовательских коллективов
для развития научного стиля мышления молодых преподавателей учрежде-
ний ДПО.
Степень разработанности темы исследования. В процессе научного
исследования было выявлено, что имеется достаточно большое количество
научных разработок, которые раскрывают отдельные аспекты исследуемой
темы. В частности, в научной литературе развернуто изложены особенности
профессиональной деятельности преподавателей вуза (В.А. Акиндинов [4],
М.М. Алексов [6], Т.Б. Гершкович [56], Е.А. Головко [58], З.Ф. Есарева [80],
Э.Е. Зеленина [88], Ч.И. Ильдарханова [98], С.А. Лунев [155], С.И. Маслаков
[164], А.А. Медведев [167], О.А. Нечаева [185], Ю.В. Серебреникова [237],
Е.В. Тучина [272], В.Б. Чупина [291], О.В. Шабанова [293], Г.А. Шкерина
[299] и др.), преподавателей колледжа (А.С. Кахаров [111], В.И. Кондрух
[120], М.А. Ледянкина [148], М.В. Чуракова [292] и др.), преподавателей
учреждений ДПО (Л.А. Плеханова [209], Е.Н. Талызина [254], Р.А. Эльмур-
заева [303] и др.). Специфика осуществления профессиональных задач моло-
дыми преподавателями профессионального и дополнительного профессио-
нального образования раскрыта Е.А. Балезиной [22], Е.А. Головко [58], Э.Е.
Зелениной [88], Ч.И. Ильдархановой [98], А.С. Кахаровым [111], С.И. Масла-
ковым [164], Г.А. Шкериной [299] и др.
Психолого-педагогические особенности осуществления внутрифир-
менного и внутриорганизационного повышения квалификации преподавате-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Принципы формирования научного стиля мышления у преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования
    Н.О. Николов // Модернизация системы профессионального образования на ос-нове регулируемого эволюционирования: материалы XVIII Международ.научно-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО, 2‒ С. 34
    Методологические основания педагогической модели развития научного стиля мышления у молодых преподавателей учреждений ДПО
    Н.О. Николов // Модернизация системы профессионального образованияна основе регулируемого эволюционирования: материалы XIX Международ.научно-практ. конф. – Москва; Челябинск: ЧИППКРО, 2– С. 421
    Экспериментальные подходы в работе научно-исследовательского коллектива, действующего в качестве педагогического условия развития научного стиля мышления у молодых преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования
    Н.О. Николов // Интеграция методи-ческой (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кад-ров: материалы XXI Международ. научно-практ. конф. – Челябинск: ЧИППКРО,2‒ С. 304
    Особенность применения метода U-Манна ‒ Уитни в педагогических исследованиях (на примере выявления особенностей развития научного стиля мышления у преподавателей)
    Н.О. Николов // Прогрессивныенаучные исследования – основа современной инновационной системы: сборникстатей Международ. научно-практ. конф. (Пермь, 2021). – Уфа: OMEGASCIENCE, 2– С. 117
    Современные подходы, учитывающие роль аффективной сферы сознания личности по становлению научного стиля мышления у преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования
    Н.О. Николов // Современная психология и педагогика: проблемы и решения:сборник статей XLVI междунар. научно-практ. конф. – № 5 (44). – Новосибирск:СибАК, 2‒ С. 96
    Роль эмоций в развитии научного стиля мышления у молодых преподавателей (на примере научной школы Д.Ф. Ильясова)
    Н.О. Нико-лов // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практиче-ские исследования: сборник статей XLIX Международ. научно-практ. конф. – №7 (49). – Москва: «Интернаука», 2‒ С. 47
    Особенность научного стиля мышления горцев (на примере авторитетных учёных Кавказа)
    Н.О. Николов // Современные технологии:проблемы инновационного развития и внедрения результатов: сборник статей ХМеждународ. научно-практ. конф. (5 августа 2021 г.). – Петрозаводск: МЦНП«Новая наука», 2– С. 191

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Татьяна П. МГУ им. Ломоносова 1930, выпускник
    5 (9 отзывов)
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по и... Читать все
    Журналист. Младший научный сотрудник в институте РАН. Репетитор по английскому языку (стаж 6 лет). Также знаю французский. Сейчас занимаюсь написанием диссертации по истории. Увлекаюсь литературой и темой космоса.
    #Кандидатские #Магистерские
    11 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»