Развитие негосударственного высшего образования в КНР в конце XX – начале XXI вв.: организационно-правовой аспект
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК
НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР В
КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. …………………………………………………………………….. 15
1.1. Социально-экономические предпосылки возрождения негосударственного
высшего образования в Китае на рубеже XX – XXI вв……………………………………… 15
1.2. Развитие системы негосударственного высшего образования Китая: состояние,
перспективы и ведущие тенденции ………………………………………………………………….. 26
1.3. Существующие проблемы в законодательном обеспечении негосударственного
высшего образования и их причины ………………………………………………………………… 54
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
ОБЛАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В
КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. …………………………………………………………………….. 92
2.1. Реформы законодательства в области негосударственного высшего
образования в Китае ………………………………………………………………………………………… 92
2.2. Прогностическая модель совершенствования законодательства в сфере
негосударственного высшего образования в Китае как фактор повышения его
качества ………………………………………………………………………………………………………… 109
2.3. Пути и условия реализации современных подходов к совершенствованию
законодательства в области негосударственного высшего образования в Китае 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 143
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 149
Во введении обоснована актуальность темы исследования,
определены его цель и задачи; сформулированы объект, предмет, гипотеза;
обозначены методологические принципы, основные этапы и методы
исследования;раскрытыегонаучнаяновизна,теоретическаяи
практическая значимость, представлены положения, выносимые на
защиту.
В первой главе «Негосударственная высшее образование как
неотъемлемая часть системы высшего образования КНР в конце XX –
начале XXI вв.» рассмотрены социально-экономические предпосылки
возрождения иразвития негосударственного высшего образования,
проанализировано его нынешнее состояние, определены специфика и
тенденции его развития, а также выявлены существующие проблемы в
законодательном обеспечении.
В первом параграфе главы дано определение негосударственного
образования и представлен краткий исторический очерк развития
негосударственной высшей школы КНР в указанный период.
Негосударственные образовательные учреждения – это учреждения,
которые независимо создаются и управляются неправительственными
организациямиилиотдельнымилицами,использующими
негосударственные источники финансирования (частные и общественные
благотворительные фонды и др.). Негосударственное высшее образование
может удовлетворить разнообразные и избирательные образовательные
потребности людей. Оно играет важную роль в содействии формированию
общества знаний, в котором осуществляется обучение всех и на
протяжении всей жизни.
Социально-экономическимииисторико-культурными
предпосылками возрождения и развития негосударственного высшего
образования в Китае являются:
– растущее стремление к получению высшего образования и
недостаточноепредложениегосударствавпланевариативности
образования;
– стимулирование реформирования экономической системы и
развития рыночной экономики;
– давняя традиция негосударственного образования в Китае;
– обновление идеологических установок в связи с переходом к
социалистической рыночной экономике и открытости.
Во втором параграфе рассмотрены нынешнее состояние, специфика,
тенденциииперспективыразвитиянегосударственноговысшего
образования.
40 лет реформ и открытости Китая привели к тому, что
негосударственное высшее образование стало важной частью системы
высшего образования Китая, его позиционирование в обществе резко
изменилось из маргинального и вспомогательного оно превратилось в
значительную составляющую всей образовательной системы. Возрождение
и развитие негосударственного образования в Китае, в зависимости от
скорости и уровня развития, можно условно разделить на три стадии:
стадию восстановительного развития (1978–1991 гг.); стадию стихийного и
слабо-регулируемогоразвития(1992–2002гг.)истадию
организационно-нормативного развития (2002– наст. время).
Размышляя о будущем Китая, можно сказать, что негосударственное
высшее образование в стране демонстрирует позитивную динамику
развития, предоставляя большие возможности всем желающим получить
высшее образование. Система высшего образования будет и впредь
функционировать,придерживаясьмоделисовместногоразвития
государственногоинегосударственногообразования.Притаком
направленииразвитиявнегосударственномвысшемобразовании
наблюдаются следующие тенденции:
–дальнейшаястандартизацияуправлениянегосударственным
высшим образованием;
–переходотконцентрациивниманиянамасштабах
негосударственных вузов к фокусированию на качестве образования в них;
–борьбазабрендстановитсяспособомполучения
негосударственными университетами конкурентных преимуществ;
– изменение статуса большинства негосударственных университетов
с коммерческого на некоммерческий;
– интернационализация и информатизация способствуют переменам
и реформам в развитии негосударственного высшего образования.
Перспективы развития негосударственного высшего образования в
Китаелегкопрогнозируемы.Совершенствованиезаконодательной
политики в области негосударственного образования вызовет рост
количества учебных заведений и улучшение качества их образовательной
деятельности.Интернационализацияпоможетнегосударственному
высшему образованию провести преобразования и модернизироваться,
добитьсяконкурентоспособностинамеждународномрынке
образовательных услуг. Массовая информатизация негосударственных
вузовбудетсодействоватьизменениямвтрадиционныхметодах
преподавания и обучения, обеспечивать более индивидуализированные,
интеллектуальные и гибкие образовательные услуги.
В третьем параграфе рассмотрены проблемы законодательного
обеспечения негосударственного высшего образования и их истоки:
разграничение и характеристики прав собственности негосударственных
вузов;несовершенствополитикифинансовойподдержки
негосударственного высшего образования; недостатки в налоговой
политике в отношении негосударственных вузов; низкий уровень системы
правовой защиты преподавателей негосударственных вузов.
В Китае существуют различные виды негосударственных вузов:
вузы, созданные социальными силами, отдельными частными лицами,
государственнымибюджетнымиучреждениями,образовательными
группами, народом при поддержке государства, акционированные учебные
заведения, совместные с иностранными вузами и пр. Из-за различных
источников средств на создание негосударственных вузов субъекты прав
собственности в нем диверсифицированы, а сама структура прав
собственности усложняется. Кроме этого, в существующих законах,
касающихсяпринадлежностисобственностинегосударственных
университетов, имеются такие проблемы, как нечеткое определение
коннотации,отсутствиеинституциональныхнорм,отсутствие
соответствующихмеханизмовстимулированияисдерживанияи
механизмовинвестиционныхгарантий,чтозначительноснижает
инвестиционныйэнтузиазморганизаторов.Финансоваяподдержка
негосударственного высшего образования государством также достаточно
низкая, и в различных провинциях неравномерна. Что касается прав
преподавателей негосударственных вузов, то можно констатировать, что
их право на вознаграждение защищено не полностью, существующий
механизм их социального обеспечения малоэффективен, права на
профессиональную подготовку, повышение квалификации, участие в
научных исследованиях ограничены.
Вовторойглаве«Основныеэтапыстановления
законодательства в области негосударственного высшего образования
в Китае в конце XX – начале XXI вв.» рассмотрены и проанализированы
основныеэтапыиреформызаконодательствавобласти
негосударственноговысшегообразованиявКитаеипредложена
прогностическая модель совершенствования законодательства в сфере
негосударственного высшего образования в Китае.
В первом параграфе разработана периодизация и выделены этапы
становления законодательства в области негосударственного высшего
образования в Китае. Политический курс и нормативные акты в разные
периоды истории отражают различное отношение государства и местных
органов власти к негосударственному высшему образованию, напрямую
влияют на его развитие, что приводит к различным результатам.
Обновлениеиреформазаконодательствавобласти
негосударственного высшего образования в Китае примерно соответствует
времени восстановления и развития негосударственных вузов, но с
определённым отставанием. С 1978 года законодательство в области
негосударственного высшего образования в Китае в основном прошло
четыре стадии развития: стадию выжидательной позиции (1978–1982 гг.),
стадию признания и поощрения (1982–1992 гг.), стадию стандартизации
(1992–2002 гг.) и стадию управления на основе новых законов (2002 г.–
настоящее время).
На стадии выжидательной позиции в правительстве изменили
отношениексозданиювысшихобразовательныхзаведенийдля
удовлетворенияпотребностейэкономическогоразвитияв
высококвалифицированныхспециалистах.Настадиипризнанияи
поощрения был закреплен правовой статус негосударственного высшего
образования. Постановления этого периода отражали направление усилий
пореформированиюсистемыобразованиявКитае:ослабление
ограничений для местных органов власти и социальных сил для создания
негосударственных высших учебных заведений и предоставление им
определенной степени автономии для того, чтобы способствовать
быстрому развитию негосударственного высшего образования в этот
период. На стадии стандартизации рассматривались права и обязанности
правительства и негосударственных университетов, но в большинстве их
делалсяупорнаруководствеирегулированииихдеятельности
административными департаментами. В документах было зафиксировано,
чтоадминистративныедепартаментыимеютбольшеправ,чем
обязанностей,исосредоточенынаконтролеинадзореза
негосударственнымиуниверситетами.Административныйотдел
образованияраспоряжалсявсем,чтокасалосьнегосударственного
образования, и законные права и интересы негосударственных вузов не
могли быть эффективно защищены. На стадии управления на основе новых
законов государство стало делать акцент на законодательную базу
негосударственного образования, уделяя внимание внутренней системе
управления негосударственных вузов. Ряд законов и постановлений,
принятых в этот период, свидетельствует, что негосударственное
образование в Китае вступило в период верховенства закона. Главная
особенность заключается в том, что, при формулировании политики в
областинегосударственноговысшегообразования,китайское
правительство смещает фокус политики с определения статуса и
расширения масштабов негосударственных вузов на улучшение качества
их работы.
Во втором параграфе представлена разработанная прогностическая
модель совершенствования законодательства в сфере негосударственного
высшего образования в Китае (рисунок 1).
Смыслизадачиформированияпрогностическоймодели
совершенствования законодательства в сфере негосударственного высшего
образования состоят в том, чтобы модернизировать и оптимизировать
политику негосударственного высшего образования, создать справедливую
институциональнуюсреду,гарантироватьсправедливостьправна
образование и справедливое распределение образовательных ресурсов, а
также обеспечить прочную политическую основу для здорового и
устойчивого развития негосударственного высшего образования, чтобы
улучшить его качество и поднять общий уровень образовательной
деятельности.
Цель: совершенствование организационно-правового регулирования системы НВО
как фактора повышения качества подготовки будущих специалистов
Задачи: модернизация и обновление системы НВО; создание справедливой
институциональной среды; гарантия обоснованного распределения образовательных
ресурсов; обеспечение прочной законодательной основы для устойчивого развития
НВО
Научно-теоретические основания:Принципы: историзма, научности,
равенство в получении образования,системности, социальной
открытость и доступность образования,справедливости, культуросообразности
государственное регулирование
Содержание подготовки
ПостановкаОпределениеАнализУточнениеВыбор
целей и задачпроблемыусловийподходовметодов
Компоненты подготовки
ЦелевойСодержа-Процессу-Операционно-Результа-
тельныйальныйдеятельност-тивный
ный
Критерии эффективности
обеспечение прав и интересов субъектов НВО; обеспечение результативности
образовательной деятельности; обеспечение высоких показателей качества;
обеспечение жизнеспособности НВО, конкурентоспособности на рынке
образовательных услуг
Оценка результативности и рефлексия
Рисунок 1 – Прогностическая модель совершенствования законодательства
в сфере негосударственного высшего образования (НВО) в Китае
Прогностическая модель совершенствования законодательства в
сфере негосударственного высшего образования представляет собой
следующую структуру: соответствующие государственные департаменты
для разработки законодательной политики – местные государственные
власти – негосударственные высшие учебные заведения – организаторы и
управленцы негосударственных вузов – преподаватели и служащие –
обучающиеся и родители. Прогностическая модель совершенствования
законодательства в сфере негосударственного высшего образования
спроектированананесколькихвзаимосвязанныхуровнях:
государственном,локальном(провинция,город)исамом
негосударственном вузе. В основу проектирования прогностической
модели организационно- правового регулирования законодательства
негосударственнойвысшейшколыКитаяположеныпринципы:
открытости, демократизма, системности, социальной справедливости,
научности, культуросообразности. Применение прогностической модели
организационно-правового регулирования развития негосударственного
высшего образования в процессе функционирования негосударственных
вузов нормализует их деятельность, обеспечивая защиту прав и интересов
каждогосубъекта(управленцев,организаторов,преподавателей,
обучающихся и родителей), позволяет выстроить перспективы на
длительный срок.
Прогностическая модель совершенствования законодательства в
сференегосударственноговысшегообразованиясостоитиз
взаимосвязанныхивзаимодополняющихкомпонентов:целевого,
содержательного,процессуального,операционно-деятельностного,
интеграционного, результативного. Цель прогностической модели –
обеспечить теоретическую и методологическую основу для улучшения
политики в сфере негосударственного высшего образования, решить
политические проблемы и системные препятствия, существующие в
образовательной деятельности, повысить эффективность управления и
качествообразования,атакжеобеспечитьегосправедливое,
упорядоченное, здоровое и стабильное развитие.
В третьем параграфе рассматриваются и обосновываются пути и
условияреализациисовременныхподходовксовершенствованию
законодательства в области негосударственного высшего образования,
способы совершенствования законодательной базы негосударственного
образования для улучшения инвестиционного климата, государственной
финансовой поддержки и правовой защиты. На современном этапе
развитиянегосударственныхуниверситетовнаблюдаетсячрезмерно
сильноевмешательствоиконтрольгосударствавдеятельность
негосударственных высших учебных заведений при отсутствии в
законодательной базе эффективной защиты интересов и прав основателей
и инвестиционных субъектов. Это оказывает негативное влияние на
стабильное и гармоничное развитие негосударственных университетов.
Таким образом, самой важной задачей законодательного департамента
правительства КНР является обоснование, развитие и совершенствование
соответствующих законов и нормативных актов с учетом фактической
ситуациивнегосударственныхуниверситетах,предоставление
эффективныхрекомендацийповопросам,связаннымсправами
собственности негосударственных университетов, а также создание
благоприятных условий для обеспечения их прав собственности. В то же
время правительство различных регионов также может в полной мере
использовать свои собственные местные законодательные полномочия,
всесторонне оценить фактическое развитие негосударственного высшего
образования в своем регионе и совершенствовать соответствующие законы
и постановления, соблюдая государственные законы и подзаконные акты.
Результаты диссертационного исследования позволяют выдвинуть
некоторые предложения по совершенствованию законодательства в
области негосударственного высшего образования, соблюдение которых
создастблагоприятныеусловиядляформированиясправедливых
образовательных возможностей всем гражданам КНР:
– внесение необходимых дополнений и поправок в действующее
образовательноезаконодательствосучетомновыхсовременных
требований к качеству подготовки специалистов;
– единство и взаимосвязь общегосударственных и региональных
норм образовательного права, регулирующих негосударственное высшее
образование в Китае;
– обеспечение правового статуса негосударственных университетов,
четкое и ясное определение их характера в форме закона;
–необходимостьсозданиягосударствомсправедливойи
эффективнойкоманды из числа административных работников,
правоохранительныхорганов, контролирующихорганов в области
финансов, налогообложения и образования для защиты законных прав и
интересов негосударственных университетов и преподавателей;
– необходимость уточнения правительством границ ответственности
в конкретных делах государственного управления образованием в
будущем(планирование,применениеадминистративныхмер,
минимизация административного вмешательства);
– формулирование местными органами власти распоряжений и
правил, соответствующих фактическим условиям развития и преимуществ
региона;
– повышение правовой культуры субъектов образовательного
пространства высшей школы.
В заключении обобщены результаты исследования и сформированы
его основные выводы.
За последние 40 лет негосударственные высшие учебные заведения
достигли значительных успехов в масштабах и уровне развития, получили
общественное признание качества своего образования и сыграли важную
роль в популяризации высшего образования в Китае.
Развитие негосударственного высшего образования в Китае стало
ответом на необходимость соответствовать в более полной мере новым
образовательнымпотребностям,попыткойвосполнитьнедостатки
государственной системы образования на рынке образовательных услуг и
решитьсоциальныезадачиподготовкикадровпонаиболее
востребованным направлениям и специальностям, таким как экономика,
менеджмент, иностранные языки, журналистика, реклама и др.
Несмотря на гарантированное государственным законодательством
равенство в области оказания образовательных услуг, имея высокую
значимость и выполняя важнейшие общественные задачи, на деле
негосударственный сектор высшего образования до сих пор играет
вспомогательную роль, хотя и органично «влился» в систему высшего
образования.Скрытаядискриминациянегосударственногосектора
высшегообразованиявтребованияхинормативахпроцедур
лицензирования и аккредитации является насущной проблемой.
Создание полноценной системы законодательного обеспечения
образования–длительныйипостоянноразвивающийсяпроцесс.
Преодоление проблем и трудностей в развитии негосударственного
высшего образования требует системной работы и совместных усилий всех
заинтересованных субъектов.
Проведенное нами исследование позволяет констатировать, что
несовершенноезаконодательноеобеспечениевобласти
негосударственного высшего образования затрудняет функционирование
негосударственных вузов и создает серьезные препятствия в выполнении
ими важной общественной и государственной задачи по подготовке
востребованных профессиональных кадров с высшим образованием.
Применениеспроектированнойнамипрогностическоймодели
организационно-правового регулирования развития негосударственного
высшего образования в Китае будет способствовать модернизации и
оптимизацииполитикиразвитиянегосударственноговысшего
образования, созданию более справедливой институциональной среды,
гарантируетболеесправедливоераспределениеобразовательных
ресурсов между государственнымиинегосударственнымивузами,
обеспечитвбольшеймереравенствоправпреподавателей
государственныхинегосударственныхвузов.Такимобразом,
организационно-правовое регулирование законодательства КНР в области
негосударственного высшего образования не только улучшит его качество,
но и поможет оздоровить всю образовательную систему КНР, а также
повысить качество образования в высшей школе.
Настоящее исследование дает возможность расширить спектр
направленийразвитиянегосударственноговысшего образованияи
соответствующихизысканий,касающихсяразличныхпредметных
областей:педагогического,инженерно-технического,
организационно-управленческого образования и др.
Актуальность темы исследования. В условиях развития тенденций к
массовости, интернационализации и маркетизации образования негосударственная
высшая школа в Китае начала активно расширяться и стала составной частью всей
национальной системы образования.
Восстановление и распространение негосударственного высшего
образования в КНР – это не только несомненный результат экономического и
социального прогресса, но и выражение объективной потребности в проведении
реформ и инноваций в системе высшего образования. С ростом престижа и
популяризацией высшего образования в КНР спрос граждан на его получение
продолжает расти, что объективно требует пополнения общего объема финансовых
ресурсов высшей школы и увеличения предложений в направлении расширения
вариативности негосударственного образования. Правительство КНР осознает в
полной мере, что невозможно удовлетворить растущий социальный спрос на
высшее образование только за счет государственных финансовых инвестиций и
увеличения на этой основе приема в государственные университеты. Необходимы
привлечение и опора на частный капитал для содействия развитию
негосударственного высшего образования. Это стало насущной потребностью для
улучшения всей системы высшего образования.
В течение 40 лет существования негосударственного образования были
проведены многочисленные исследования его функционирования, которые
показали, что оно обладает своими уникальными характеристиками и в ряде
позиций отличается от государственного образования. Образовательная реформа,
закрепив права негосударственных образовательных заведений, способствовала
более эффективному и справедливому удовлетворению социального спроса на
высшее образование.
В целом с развитием тенденции к интернационализации негосударственное
высшее образование постепенно перешло от собственной внутрикитайской
системы организации к учёту принятым в мире рыночным стандартам и
международным правилам, что стало важной вехой совершенствования всей
системы высшего образования и внесло позитивный вклад в развитие положения
дел в области организационно-правового регулирования. Регулирование
образовательного законодательства – важная составляющая развития всей системы
образования. Без правильного руководства образованием, формирования
грамотной образовательной политики на основе нормативно-правовых норм
образование не может продвигаться вперёд. Политика развития негосударственного
высшего образования формируется на основе научно-теоретических исследований
и практической деятельности негосударственных учебных заведений.
Законодательные акты в сфере негосударственного высшего образования
определяют общее его направление и регулируют теоретические исследования и
практическую деятельность, становясь гарантом его успешного и прогнозируемого
развития.
Основное направление его эволюции, результаты и проблемы в данной
области в большой степени зависят от государственной политики страны, а
успешное развитие и функционирование негосударственных высших учебных
заведений возможно только на развитой, отвечающей вызовам времени
законодательной базе.
Глубокие и системные исследования законодательного обеспечения
негосударственного высшего образования имеют большое значение не только для
улучшения его качества, но и для совершенствования всей системы
законодательства в области образования в целом. Актуальность темы настоящего
диссертационного исследования обусловлена недостаточной разработанностью
проблем правового обеспечения негосударственного высшего образования в Китае,
что диктует необходимость изучения данного вопроса. Существуют значительные
различия в содержании федеральных и региональных документов в области
образовательной политики, во многих случаях имеет место их недостаточная
корреляция. Правовая основа исследования базируется на таких источниках, как
Конституция КНР, Закон об образовании, Закон о стимулировании
негосударственного образования, Национальная среднесрочная и долгосрочная
программа реформы развития образования (2010–2020 годы), Модернизация
образования в Китае до 2035 года (2019 г.), Уведомление Министерства образования
об оптимизации услуг для коммерческих негосударственных образовательных
учреждений в экспериментальной зоне (2019 г.), Руководящие мнения
департамента Министерства образования по укреплению реформы педагогических
приказов в новую эпоху (2021 г.), Положение об осуществлении Закона КНР о
содействии негосударственному образованию № 741 государственного совета КНР
от 7 апреля 2021 года и т.д.
Степень разработанности темы исследования. В науке Китая имеются
работы по осмыслению опыта развития негосударственного высшего образования.
Его восстановление и этапы развития, основные характеристики, особенности и
современное состояние, а также перспективы и тенденции обновления данного
сектора высшего образования в Китае освещены в трудах китайских и некоторых
российских ученых в области педагогики, истории, социологии и философии: Кэ
Юсян, Ли Цзюнь, Сон Яфэн, Чжан Яочжэнь, Чэнь Гэн, Цюэ Минкун, Фэй Цзянь,
Чжу Сяомань, Чжоу Хайтао, Лю Ся, Сюй Сюйцин, Ли Вэйминь, Го Цзин, Пан
Маоюань, У Мэй, У Дагуани, В.П. Борисенков, О.А. Машкина, Л.И. Ефремова и др.
Многие китайские исследователи (Чжан Жуй, Чжао Цзюнь, Сунь Миантао,
Чан Юань, Луо Ламэй, Сюй Сюцин, Ван Итао, Чжан Сяохун, Фан Фан, Чжун
Бинлинь, Чжу Вэйхун, Гао Гуйцзюань, Сюй Чжиэ, Хуан Хунлань, Ли Цин и др.)
большое внимание уделяют законодательному обеспечению негосударственного
высшего образования.
Статья «Обсуждение системы негосударственного высшего образования»
профессора Пан Маоюаня, опубликованная в газете «Гуанмин жибао» 1988 г., стала
отправной точкой для исследования политики в области негосударственного
высшего образования [79]. В «Исследовании действий правительства в процессе
институциональных изменений негосударственного высшего образования» Чжао
Цзюнь глубоко проанализировал влияние требований правительства, на
политическую ориентацию развития негосударственного высшего образования
КНР, выявил тесную взаимосвязь между негосударственными вузами и
правительственными органами и уточнил поведенческую логику правительства
[137]. Луо Ламэй в докторской диссертации «Исследование изменений политики
негосударственного высшего образования» дала характеристики законодательной
политики, с разных точек зрения проанализировала политическую среду
негосударственного высшего образования, исследовала причины и проблемы
изменений в организационно-правовом регулировании развития данного сектора
образования [57]. Фан Фан и Чжун Бинлинь в труде «Исследование системы
финансовой поддержки негосударственного высшего образования в нашей стране»
сосредоточились на анализе политики финансирования в области
негосударственного высшего образования в Китае, сравнили модели финансовой
поддержки негосударственного высшего образования Японии и Америки,
выдвинули политические рекомендации по созданию системы финансовой
поддержки высшего образования в Китае [114]. Чжан Вэньжуй в своей работе
«Исследование прав собственности негосударственных университетов»
остановился на общей теории прав собственности и правах собственности
негосударственных университетов, проанализировал статус и существующие
проблемы в определении прав собственности негосударственных университетов в
Китае; сравнив негосударственные университеты в США и Японии, выдвинул
некоторые предложения по содействию их рациональному и упорядоченному
развитию [130]. Сюй Сюцин и Ван Итао в статье «Размышления о текущих
исследованиях и практике прав собственности в негосударственных
университетах» подчеркнули, что разъяснение прав собственности и создание
системы разумного вознаграждения чрезвычайно важны для стимулирования
инвестиций общества в негосударственные университеты [103]. Юй Синфэн в
работе «Исследование защиты прав преподавателей в негосударственных
университетах» исходит из статус-кво прав преподавателей, полагая, что в основе
защиты прав должны лежать законы и политика государства. Он исследует
причины, по которым сложно реализовать защиту прав преподавателей в
негосударственных университетах [152].
Таким образом историко-педагогический анализ проблемы показал, что в
последние годы активно ведутся исследования учёных и практиков по приращению
теоретического и практического знания в области образовательного права.
Согласно их выводам, количество негосударственных высших учебных заведений
всё ещё недостаточно, оставляют желать лучшего качество и эффективность их
образовательной деятельности, что во многом обусловлено несовершенством
законодательного обеспечения их функционирования.
В ходе настоящего исследования выявлены следующие противоречия:
– между социально-экономическими запросами государства на качество
подготовки специалистов и недостаточной разработанностью норм
образовательного права в области негосударственного высшего образования;
– между содержанием федерального, с одной стороны, и регионального, с
другой, компонентов образовательной политики, что означает слабую корреляцию
между ними;
– между высоким социальным спросом на высшее образование и
недостаточной проработкой правовых норм, регулирующих систему
негосударственного высшего образования;
– между декларируемой справедливостью конкурентной среды в высших
учебных заведениях и реальным состоянием образования в негосударственных
вузах.
Существующие противоречия позволяют считать проблему исследования
организационно-правовых аспектов негосударственного высшего образования в
Китае весьма актуальной и значимой.
Объектом исследования является система негосударственного высшего
образования в Китае в конце XX – начале XXI вв.
Предмет исследования – организационно-правовое обеспечение
негосударственного высшего образования в Китае в указанный период.
Цель исследования состоит в том, чтобы провести анализ состояния и
существующих проблем в области законодательного обеспечения
негосударственного высшего образования в Китае в конце XX – начале XXI вв. и
на его основе разработать пути и условия совершенствования негосударственного
высшего образования в Китае.
Гипотеза диссертационного исследования исходит из того, что улучшение
качества негосударственного высшего образования путём совершенствования его
нормативно-правового регулирования возможно при выполнении следующих
условий:
– обеспечение справедливой конкурентной среды для развития
негосударственной высшей школы;
– рациональное выстраивание образовательной политики с учетом рыночных
условий и новых гибких, вариативных требований к качеству подготовки
специалистов;
– соблюдение принципов историзма, демократии, системности, социальной
справедливости, научности и эффективности при обновлении образовательного
законодательства;
– повышение правовой культуры всех субъектов образовательного
пространства высшей школы и объединение специалистов, которые участвуют в
разработке образовательной политики.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать процесс становления и реформирования
негосударственного высшего образования в Китае и выявить состояние и
тенденции его развития в конце XX – начале XXI вв.
2. Определить основные этапы реформирования законодательства в области
негосударственного высшего образования Китая в конце XX – начале XXI вв.
3. Определить существующие проблемы и трудности в законодательном
обеспечении негосударственного высшего образования в Китае.
4. Выявить и обосновать пути и условия реализации современных
организационно-правовых подходов к совершенствованию качества
негосударственного высшего образования в Китае.
5. Разработать прогностическую модель совершенствования
законодательства в сфере негосударственного высшего образования на основе его
организационно-правового регулирования.
Хронологические рамки исследования охватывают период конца ХХ века
до начала XXI века, точнее с 1978 года по настоящее время. Эти временные границы
обусловлены тем, что именно эти годы ознаменовались динамичным ростом
экономики Китая и фактическим восстановлением, и быстрым продвижением
негосударственного высшего образования в стране. В это время осуществляется
переход Китая к рыночной экономике, новому типу общественных отношений,
проводятся радикальные преобразования во всех сферах жизни общества, а также
в системе высшего образования. Мы сочли необходимым обратиться к отдельным
вопросам из истории системы негосударственного образования периода до
культурной революции, что позволило выявить проблемы, с которыми
негосударственное образование пришло к началу исследуемого периода. В рамках
данного периода в соответствии с принципом историзма мы выявляли и учитывали
отдельные этапы восстановления и развития негосударственного высшего
образования в контексте динамики осуществления социально-экономических
реформ в Китае.
Научная новизна исследования.
Обоснована закономерность реформирования правового
регулирования негосударственного высшего образования в Китае, что стало
следствием смены общественно-политической системы и перехода к рыночным
отношениям во всех сферах жизни.
Выявлены основные тенденции в развитии негосударственного
высшего образования Китая в современных социально-экономических условиях,
дана характеристика нынешнего состояния нормативного регулирования
деятельности негосударственных высших учебных заведений КНР.
Разработана периодизация и выделены этапы исторического развития
законодательства в области негосударственного высшего образования.
Выявлены существующие проблемы в законодательном регулировании
в области негосударственного высшего образования, обоснованы меры для их
преодоления и даны практические рекомендации для улучшения положения дел.
Разработана прогностическая модель совершенствования
законодательства в сфере негосударственного высшего образования для
обеспечения эффективного его развития.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней
представлен анализ восстановления и реформирования негосударственного
высшего образования в Китае и его правового регулирования. Раскрывается
взаимосвязь между развитием негосударственной высшей школы и
совершенствованием законодательного сопровождения ее трансформации.
Рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты в контексте
современных преобразований, отражены их последствия для негосударственного
высшего образования. Выполненное комплексное исследование развивает
малоизученную и недостаточно разработанную в педагогической науке КНР
проблематику образовательного законодательства применительно к
негосударственной высшей школе.
Практическая значимость работы заключается в возможности
непосредственного использования предложенных диссертантом прогностической
модели и подходов к совершенствованию законодательства в сфере
негосударственного высшего образования при разработке конкретных
методических рекомендаций, нормативных документов в данной области, которые
могут найти применение для улучшения качества образования в негосударственных
вузах, а также на курсах повышения квалификации руководителей в системе
дополнительного профессионального образования. Материалы диссертации можно
использовать в деятельности государственных органов образования, в работе вузов
всех форм собственности при разработке спецкурсов и подготовке обобщающих
трудов по истории образования, его модернизации и в целом по отечественной
истории. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, направлены на
совершенствование законодательства и повышение эффективности управления
качеством негосударственных вузов.
Методология исследования. Методологической основой исследования
являются принципы историзма, научности, объективности и системности. Принцип
историзма дает возможность рассмотреть политику правительства в области
негосударственного высшего образования в контексте изучаемой исторической
эпохи, указать влияние внутренних событий на правительственные меры,
касающиеся развития этого сектора. Он предполагает учет трансформации системы
негосударственного высшего образования в Китае в конце XX – начале XXI вв. в
процессе развития, требует раскрытия качественных особенностей каждого этапа в
развитии негосударственных вузов, установления их обусловленности различными
обстоятельствами, установления связей между ними и их специфических
закономерностей. Принцип историзма также предполагает характеристику
важнейших социально-экономических факторов, которые в соответствующую
историческую эпоху определяют своеобразие развития теории и практики
образовательной деятельности. Принцип объективности предполагает
беспристрастное и взвешенное отношение к суждениям участников исторического
процесса. Принцип системности способствует рассмотрению правительственных
мер и нормативных документов негосударственного высшего образования в
комплексе, с учётом взаимного влияния различных взаимодействующих факторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических
теорий и концепций; изучение, сравнение и обобщение опыта работы педагогов;
осмысление своего собственного опыта; моделирование и проектирование учебной
деятельности; психолого-педагогическое наблюдение, а также информационно-
статистический анализ.
Источниковая база исследования. Основными источниками исследования
являются официальные документы, прежде всего, законодательные материалы КНР,
Постановления и другие официальные документы Правительства КНР,
министерств и ведомств, документы программного значения. Проведен анализ
текстов выступлений государственных деятелей, руководителей органов
управления образованием. В исследовании широко использованы документы
общественно-политических организаций, материалы архивов негосударственных
вузов. В число основных источников также включены материалы средств массовой
информации. Широко использована информация, размещенная в сети Интернет,
данные статистических сборников. В процессе работы над проблемой
использованы материалы педагогических, социологических, сравнительно-
педагогических и политических исследований.
Положения, выносимые на защиту:
1. Рынок образовательных услуг в КНР демонстрирует объективную
потребность в подготовке квалифицированных кадров. Негосударственное высшее
образование способно эффективно дополнить ресурсы государственной системы
образования, решая социальные задачи подготовки кадров. Совершенствование
нормативно-правовой базы негосударственного образования в Китае будет
способствовать позитивной динамике его развития, позволит сместить фокус
политики со статуса и масштабов деятельности негосударственных вузов на
улучшение качества их работы.
2. Совершенствование развития негосударственного высшего образования в
Китае основано на обновлении его организационно-правового обеспечения, что
позволяет провести реформы и инновации в этой сфере. Эффективными путями и
условиями этого процесса выступают:
– стандартизация общественно-государственного управления, четкое
обозначение и разграничение прав и обязанностей правительства и
негосударственных университетов;
– создание справедливой конкурентной среды для улучшения
инвестиционного климата, обеспечения прав собственности, государственной
финансовой поддержки, правовой защиты преподавателей и студентов;
– открытость, демократичность и социальное равенство в сфере высшего
негосударственного образования;
– информатизация, которая способствует переменам и реформам в развитии
негосударственного высшего образования, обеспечивает гибкие
индивидуализированные образовательные траектории, при этом борьба за бренд
становится ключом к получению негосударственными университетами
конкурентных преимуществ;
– интернационализация и вхождение в мировое образовательное
пространство призваны обеспечить переход китайских негосударственных
образовательных учреждений от собственной системы организации к учёту
международных стандартов.
3. Основные этапы и реформы законодательного развития
негосударственного высшего образования отражают эволюцию социально-
политической и экономической жизни страны и характеризуют развитие КНР как
социального государства:
– первый этап связан с провозглашением КНР и адаптацией советских норм
образовательного права к условиям страны;
– второй этап – стагнация образовательного права в системе высшей школы,
культурная революция и временная стагнация законотворчества в области
организационно-правового регулирования развития образования;
– третий этап – интенсивное развитие образовательного законодательства в
системе высшей школы как ответ на провозглашение политики открытости миру и
перехода к рыночной экономике.
4. Прогностическая модель совершенствования законодательства в сфере
негосударственного высшего образования может служить основой улучшения
процесса нормотворчества, направленного на совершенствование его
организационно-правового регулирования. Базовые характеристики
прогностической модели включают следующие компоненты:
– целеполагание, которое основывается на методологии педагогического
прогноза, системного и междисциплинарного подходов;
– принципы построения – историзма, научности, системности и
культуросообразности;
– целостность содержания, которая определяется структурными элементами
и соответствует социальному заказу на реализацию права обучающихся на
образование;
– информационную насыщенность, которая обеспечивается современными
информационными технологиями, имеющими высокую научную и практическую
значимость в образовании.
Результатом совершенствования организационно-правового обеспечения
негосударственного высшего образования становится сближение условий развития
негосударственных и государственных вузов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на
общенаучные принципы историко-педагогических исследований, на ведущие идеи
учёных, исследователей и деятелей образования; использованием методов
исследования, адекватных его задачам; критическим анализом и интерпретацией
источников и документов; научным анализом полученных данных и апробацией
результатов исследования.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования
отражены в научных статьях, тезисах докладов, сборниках конференций, в которых
диссертант принимала участие. Они обсуждались и прошли апробацию на
региональных, всероссийских и международных научных конференциях.
Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической практики,
а также обсуждались на заседаниях кафедры истории и философии образования
факультета педагогического образования МГУ.
Структура диссертации: диссертационное исследование состоит из
введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!