Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения

Асташова Татьяна Александровна
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4 Глава 1. Теоретические основания развития профессиональных компе- 17
тенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
1.1 Особенности и компонентный состав электронного обучения 17
в вузе
1.2 Сущность развития профессиональных компетенций препо- 43
давателей вуза для реализации электронного обучения в психолого- педагогической литературе
1.3 Разработка педагогической модели развития профессиональ- 72 ных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
Выводы по главе
95 Глава 2. Организационно-педагогические условия внедрения педаго- 98 гической модели развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения
2.1 Реализация внутрикорпоративного повышения квалифика- 97 ции преподавателей вуза для реализации электронного обучения
2.2 Разработка и внедрение преподавателями вуза учебных кур- 112 сов с использованием электронного обучения
2.3 Осуществление педагогического мониторинга развития про- 123 фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
Выводы по главе
145 Заключение 148 Список информационных источников 151 Список иллюстративных материалов 170 Список сокращений 173 Приложения 174
Приложение А Анкета «Особенности использования электронного 175 обучения в профессиональной деятельности преподавателя»
Приложение Б Анкета «Ожидания от курса «Технологии электронного 176 обучения в деятельности преподавателя образовательной организа-
ции»
Приложение В Анкета «Уровень развития профессиональных компе- 177 тенций преподавателей вуза для реализации ЭО»
Приложение Г Зачетный лист «Результаты обучения по программе» 178 Приложение Д Анкета «Удовлетворенность обучением по программе 179 повышения квалификации»
Приложение Е Анкета «Оценка студентами развития профессиональ- 181 ных компетенций преподавателей для реализации ЭО»
Приложение Ж Аннотация рабочей программы повышения квалифи- 182 кации «Технологии электронного обучения в деятельности преподава-
теля образовательной организации»
Приложение З Фрагменты ЭИОС DiSpace 2.0 185 Приложение И Свидетельство о государственной регистрации про- 190 граммы для ЭВМ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрена
степень разработанности проблемы, выявлены противоречия, сформулирована
научная задача исследования. Определены объект, предмет, цель, гипотеза, за-
дачи, методологические основания и теоретическая база, методы исследования.
Обозначены логика и этапы работы. Сформулированы основные положения,
выносимые на защиту. Раскрыты научная новизна, теоретическая и практиче-
ская значимость исследования. Отражены достоверность и обоснованность по-
лученных в исследовании результатов, сфера их апробации и внедрения.
В главе 1 «Теоретические основания развития профессиональных
компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения»
раскрывается понятие сущности развития профессиональных компетенций
преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выявляются осо-
бенности и компонентный состав электронного обучения в вузе и разрабатыва-
ется педагогическая модель развития профессиональных компетенций препода-
вателей вуза для реализации электронного обучения.
Понятие «развитие профессиональных компетенций» в психолого-
педагогической литературе не достаточно и однозначно раскрыто. Под разви-
тием профессиональных компетенций будем понимать процесс совершенство-
вания знаний, опыта и навыков преподавателей вуза, позволяющий удовлетво-
рить их профессионально-педагогические потребности в применении электрон-
ного обучения при реализации образовательных программ.
Под электронным обучением (ЭО) будем понимать процесс целенаправ-
ленного и управляемого взаимодействия обучающих и обучающихся с исполь-
зованием информационных технологии, электронных образовательных ресур-
сов и информационно-телекоммуникационных сетей, направленный на овладе-
ние знаниями, умениями и навыками в соответствии с целями образования.
Для выявления особенностей реализации учебного процесса с использо-
ванием электронного обучения в диссертационном исследовании принято ре-
шение рассмотреть идеи ряда методологических подходов и применить их при
реализации электронного обучения (таблица 1). Такими методологическими
подходами были выбраны деятельностный, процессный и ресурсный.

Таблица 1 – Особенности электронного обучения в вузе

ПодходОсобенности реализации электронного обучения
Деятель– Реализация принципов модульности, полноты и наглядности
ностный- Наличие электронных средств самопроверки и самоконтроля при органи-
зации самостоятельной работы обучающихся
– Наличие обратной связи различных видов с преподавателем
– Построение для обучающихся индивидуальных траекторий обучения
Процесс– Реализация учебного процесса при использовании электронного обучения
ныйв виде в виде непрерывного управления его качеством
– Обязательное наличие непрерывного педагогического мониторинга усло-
вий, процесса и результатов электронного обучения
Ресурс– Наличие электронной информационно-образовательной среды
ный- Наличие качественных электронных образовательных ресурсов
– Постоянное совершенствование соответствующих компетенций препода-
вателей для реализации ЭО

На основе принципов организации обучения, принципов андрагогики,
опыта применения электронного обучения (подходы в педагогике Ю. К. Бабан-
ского, В. П. Демкина, В. И. Загвязинского, В. А. Красильниковой, М. Ш. Ноулса,
О. В. Петунина, А. В. Соловова, А. Г. Шабанова и другие), анализируя историю
становления ЭО с точки зрения развития информационных и образовательных
технологий, изменения функций преподавателей вуза для каждого из периодов
становления выделены ключевые принципы организации электронного обуче-
ния, соответствующие функции преподавателей и профессиональные компе-
тенции преподавателя вуза, необходимые для реализации учебного курса при
использовании электронного обучения (таблица 2).

Таблица 2 – Профессиональные компетенции преподавателей для реализации
электронного обучения

Группа ком-
Содержание группы компетенций
петенций
1. Психолого-1.1 Готовность применять в профессиональной деятельности педаго-
педагогиче-гические технологии электронного обучения
ские1.2 Готовность учитывать психологические особенности педагогиче-
ской коммуникации при использовании ЭО
1.3 Способность мотивировать учебно-познавательную деятельность
студентов при использовании ЭО
Окончание таблицы 2

Группа ком-
Содержание группы компетенций
петенций
2. Дидакти- 2.1 Способность разрабатывать учебный курс при использовании ЭО
ческие2.2 Способность разрабатывать и использовать электронные образо-
вательные ресурсы различных форматов
2.3 Способность проводить педагогический мониторинг и самооцен-
ку своей профессиональной деятельности при использовании ЭО
3. Информа- 3.1 Способность учитывать особенности нормативной базы ЭО
ционно-3.2 Способность применять в педагогической деятельности совре-
технологиче- менные информационные технологии
ские3.3 Способность применять современные программные и техниче-
ские средства коммуникации

Данные компетенции сгруппированы по блокам компетенций: психолого-
педагогические, дидактические, информационно-технологические. Рассматри-
вая выделенные профессиональные компетенции преподавателей для реализа-
ции ЭО и особенности электронного обучения в вузе, предложен компонент-
ный состав электронного обучения, включающий следующие компоненты:
нормативно-методический, учебно-методический, кадровый и педагогический,
программно-технический и компонент мониторинга и оценки качества.
В процессе поиска решений для выявленных в исследовании противоре-
чий и сформулированной проблемы выбран путь построения педагогической
модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реа-
лизации электронного обучения.
Целью педагогической модели является развитие профессиональных компе-
тенций преподавателей вуза для реализации ЭО. Педагогическая модель развития
профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО базиру-
ется на деятельностном, процессном и ресурсном подходах, дидактических, пси-
холого-педагогических, технологических принципах и включает целевой, содер-
жательный, процессуальный, оценочно-результативный блоки (рисунок 1).
Для построенной педагогической модели развития профессиональных
компетенций преподавателей вуза при использовании ЭО предложена совокуп-
ность организационно-педагогических условий, при которых модель будет
наиболее результативно функционировать.
К таким организационно-педагогическим условиям относятся:
− реализация внутрикорпоративного повышения квалификации препода-
вателей вуза для реализации ЭО основывается на вариативном дидактическом
обеспечении и формировании индивидуальных траекторий обучения;
− разработка и реализация преподавателями вуза собственных учебных
курсов при использовании электронного обучения;
− осуществление педагогического мониторинга, позволяющего выстраи-
вать индивидуальные траектории обучения и оценивать уровень развития про-
фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
Нормативно-правовая база: профессиональные стандарты, требования ФГОС, документы, регламентирующие ЭО в вузе

Актуальность исследования. В настоящее время одним из приоритет- ных направлений развития России является ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере в рамках национальной програм- мы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стра- тегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. No 7. Данная программа направлена на создание условий для высокотехнологичного бизнеса, повышение конкурентоспособности страны на глобальном рынке, укрепление национальной безопасности и повышение качества жизни людей. В этой связи на первый план выходит образование, которое должно меняться вместе с новой реальностью, требующей формирования набора ключевых компетенций и под- готовки востребованных специалистов в современном мире.
Анализируя изменения, происходящие в высшем образовании, можно выделить ряд особенностей, причисленных к трендам современного образова- ния. Во-первых, развитие и внедрение в образование электронного обучения в различных проявлениях. Вместе с этим немаловажную роль стало играть ис- пользование в области образования массовых открытых онлайн-курсов, соци- альных сетей, блогов, Wiki-технологий, развитие мобильного образования, включая возможности планшетов и смартфонов и другие возможности.
Во-вторых, новая эпоха требует пересмотра принципов и методов обуче- ния. К таким тенденциям можно отнести смену вектора на удовлетворение по- требностей обучающихся и стимулирование их успешности, акцент на индиви- дуализацию образования и реальные практические навыки с использованием современных технологий.
В-третьих, глобализация и непрерывное образование стали основой для формирования стратегических альянсов между несколькими университетами как внутри страны, так и между странами, а это требует использования совре- менных педагогических технологий, основанных на внедрении ЭО. Вместе с этим студентам XXI века в новых условиях приходится приспо-
сабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире, что приводит к необходи- мости развития нового подхода и к обучению, особенностью которого является вовлечение преподавателей и студентов в использование инновационных мето- дов обучения, основанных на использовании электронных технологий. В сло- жившихся условиях преподавателям необходимо непрерывно развивать и под- держивать свои профессиональные компетенции, связанные с применением электронного обучения и позволяющие максимально использовать потенциал современных технологий.
Современность электронного обучения является неотъемлемым фактором развития соответствующих профессиональных компетенций преподавателей и одним из аспектов развития современного профессионального образования.
Состояние разработанности проблемы исследования. Понятие «элек- тронное обучение» разными авторами в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному. На сегодня в определении термина «электронное обу- чение» делают акцент на использовании инновационных технологий в образо- вании, неразрывно связывая его с понятием дистанционного обучения, приме- нением интернет-технологий и прочее (А. А. Андреев, М. Ю. Бухаркина, Т. А. Воробьева, Н. В. Никуличева, А. В. Соловов и другие).
В области истории становления электронного обучения выявлены раз- личные точки зрения при рассмотрении этапов развития электронного обуче- ния. Данные этапы эволюции ЭО связывали с развитием дистанционного обу- чения, появлением и развитием новых образовательных технологий, опирались на организационные события, педагогические явления и факты (К. Т. Магоме- дова, А. А. Скворцов, Т. Н. Фокина и другие).
В последнее время возросло количество исследований, посвященных проблеме внедрения современных технологий в образовательный процесс (Н. М. Баданова, Е. В. Дудышева, О. Г. Красношлыкова, Е. В. Москаленко, А. В. Овчаров, М. И. Рагулина, С. П. Фирсова и другие), вопросам дидактиче- ских возможностей применения новых информационных технологий при ис-
пользовании ЭО (Т. А. Бороненко, В. В. Ельцов, Е. И. Колесникова, М. В. Ле- ган, Э. Р. Муллина, Э. Г. Скибицкий, А. Г. Шабанов и другие).
В современных условиях организации педагогического процесса предла- гаются следующие подходы к реализации процесса подготовки преподавателей вуза к использованию электронного обучения: выделяется понятие готовности преподавателей вуза к применению технологий дистанционного обучения как характеристике, объединяющей профессиональные и личностные качества, большое внимание уделяется психологическим вопросам ЭО, новым видам учебного взаимодействия при сочетании очной формы и дистанционного обу- чения, технологиям проектирования образовательного процесса по модели смешанного обучения (О. В. Андрюшкова, С. Б. Веледенская, Е. Ю. Грабко, Е. И. Колесникова, В. В. Миняйлов, Г. В. Можаева и другие).
Для развития профессиональных компетенций преподавателям вуза пред- лагаются различные способы. Исследователями особенно отмечается актуаль- ность возможности корпоративного (внутривузовского) обучения преподавате- лей и самообразования в силу развития открытых онлайн-курсов (Л. И. Асадул- лина, А. Ю. Белогуров, С. М. Ниматулаев и другие).
Выявлено, что в современных условиях преподаватель вуза пытается применять новые образовательные технологии интуитивно, без каких-либо обоснований и условностей, без учета новых эффектов и приобретаемых свойств, что зачастую ведет к неоптимальной организации электронного обу- чения. Наибольшие затруднения возникают у преподавателей в вопросах про- ектирования учебного процесса в условиях бурного развития современных об- разовательных технологий, основанных на использовании ЭО.
В результате анализа научной литературы и образовательной практики нами выявлены противоречия, которые лежат в основе исследования:
− между необходимостью использования преподавателями вуза элек- тронного обучения и недостаточной степенью развития их профессиональных компетенций для его реализации;
− между потребностью преподавателей вуза в развитии профессиональ- ных компетенций для реализации электронного обучения и недостаточной раз- работанностью организационно-педагогических условий осуществления данно- го процесса.
На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: внедрение каких организационно-педагогических условий раз- вития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения будет результативно?
Выявленные актуальность, противоречие и проблема послужили основа- нием для формулирования темы диссертационного исследования «Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения».
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и экспери- ментальная проверка организационно-педагогических условий развития про- фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронно- го обучения.
Объект исследования – организация электронного обучения в вузе.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия раз- вития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
− выявлена сущность развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения на основе анализа психо- лого-педагогической литературы;
− выявлены особенности и компонентный состав электронного обучения;
− разработана и реализована педагогическая модель развития профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО;
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обу- чения будет результативным, если:
− выявлены и внедрены организационно-педагогические условия реали-
зации педагогической модели развития профессиональных компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения
− разработано и реализовано научно-методическое обеспечение развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были оп- ределены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения на основе анализа психо- лого-педагогической литературы.
2. Выявить особенности и компонентный состав электронного обучения, влияющие на построение модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
3. Разработать и реализовать педагогическую модель развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
4. Разработать и экспериментально проверить организационно- педагогические условия реализации педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
5. Разработать научно-методическое обеспечение развития профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
Методологическую основу исследования составили:
– системный (В. Г. Афанасьев, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и другие), деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и другие), ресурсный (Э. Пенроуз) и процессный (А. Файоль) подходы;
– принципы андрагогики (М. Ш. Ноулс, К. Фопель, С. И. Змеев и другие), принципы обучения (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. А. Красильнико- ва, И. П. Подласый и другие);
– принципы и подходы в организации ЭО (В. П. Демкин, О. В.Казанская, Г. В. Можаева, Н. Ш. Никитина, А. В. Соловов, А. Г. Шабанов и другие);
– основные положения в области проектирования образовательных про- грамм на основе компетентностного подхода (В. И. Байденко, В. Н. Введен- ский, И. А. Зимняя, Н. И. Лыгина, Н. А. Селезнева, Г. Б. Скок, Л. Г. Смышляе- ва, А. В. Хуторской и другие);
– базовые методологические принципы проведения педагогического экс- перимента (С. И. Архангельский, В. Н. Дружинин, В. И. Загвязин- ский, А. И. Пискунов, И. П. Подласый, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и дру- гие).
Теоретической основой исследования послужили:
− теоретические разработки в области компетентности и компетенций, формируемых в образовательных организациях (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. М. Новиков, А. В. Хуторской и другие);
− теоретические разработки в области классификации профессиональных функции преподавателей вуза (О. М. Васильева, Т. В. Громова, А. Б. Даутова, Н. В. Кузьмина, О. Н. Крылова и другие);
− теория прикладного статистического анализа и обработки результатов эксперимента (С. А. Айвазян, Н. Ш. Никитина, Д. А. Новиков и другие).
Методы исследования:
– теоретические: анализ научных публикаций, раскрывающих основные аспекты проблемы исследования; сравнительно-сопоставительный анализ ме- тодической, педагогической и психологической литературы; изучение норма- тивной, законодательной и программно-методической документации, сущест- вующего опыта в области профессиональных компетенций преподавателей вуза и реализации электронного обучения;
– эмпирические: педагогический эксперимент; анкетирование, тестирова- ние, беседа, опрос, моделирование, мониторинг, анализ и систематизация ре- зультатов исследования;
– статистические методы: количественная и качественная обработка экспериментальных данных с помощью стандартных статистических процедур с применением T-критерия Уилкоксона, методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ), Национальный исследо- вательский Томский политехнический университет (ТПУ), Алтайский государ- ственный университет (АлтГУ). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 850 преподавателей технических и гуманитарных направлений, в том числе на формирующем этапе эксперимента 234 человека.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2015-2016) – поисково-аналитический. Проведен анализ научной литературы по проблеме развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выявлены проти- воречия, определены цель и задачи, сформулирована гипотеза диссертационно- го исследования. Разработан методологический аппарат исследования. На под- готовительном этапе эксперимента осуществлена диагностика преподавателей вуза по вопросам актуальности ЭО и уровня использования его в профессио- нальной деятельности.
Второй этап (2016-2020) – экспериментальный. Выстроена педагогиче- ская модель развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выполнено описание основных компонен- тов модели. Сформирована программа повышения квалификации «Технологии электронного обучения в деятельности преподавателей вуза», основанная на разработанной модели. Разработан критериально-оценочный аппарат развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения. Проведена проверка гипотезы исследования, разработаны и экспериментально проверены организационно-педагогические условия реали- зации педагогической модели развития профессиональных компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения.
Третий этап (2020-2021) – обобщающий. Определена результативность реализованной педагогической модели развития профессиональных компетен- ций преподавателей вуза для реализации ЭО и обобщены результаты исследо- вания; сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается:
− в уточнении понятия «развитие профессиональных компетенций пре- подавателей вуза для реализации электронного обучения» как процесса совер- шенствования знаний, опыта и навыков преподавателей вуза, позволяющих удовлетворить их профессионально-педагогические потребности в применении электронного обучения при реализации образовательных программ;
− в применении идей ряда методологических подходов для выявления особенностей реализации учебного процесса с использованием электронного обучения: деятельностный (реализация принципов модульности, полноты и на- глядности, построение для обучающихся индивидуальных траекторий обуче- ния), процессный (обеспечение непрерывности процесса управления качеством посредством использования педагогического мониторинга), ресурсный (обяза- тельное наличие электронной информационно-образовательной среды и каче- ственных электронных образовательных ресурсов);
− в разработке и содержательном наполнении педагогической модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, учитывающей нормативно-правовую базу, необходи- мые ресурсы, влияющие факторы и состоящей из целевого блока, содержащего цель, основные задачи, используемые методологические подходы (деятельно- стный, процессный и ресурсный) и принципы (дидактические, психолого- педагогические, технологические), содержательного блока, включающего на- правления подготовки (дидактическое, психолого-педагогическое, информаци- онно-технологическое), этапы подготовки (мотивационный, операциональный, рефлексивный), процессуального блока, отвечающего за выбор форм, методов и средств обучения, и оценочно-результативного блока, предполагающего на- личие критериально-оценочного аппарата (критерии, уровни достижения, педа- гогический мониторинг) и результата реализации педагогической модели;
− в обосновании и экспериментальной проверке организационно- педагогических условий реализации педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного
обучения: осуществление внутрикорпоративного повышения квалификации преподавателей вуза при использовании электронного обучения на основе ва- риативного дидактического обеспечения и формировании индивидуальных тра- екторий обучения; разработка и реализация преподавателями вуза учебных курсов с использованием электронного обучения; проведение педагогического мониторинга, позволяющего выстраивать индивидуальные траектории обуче- ния и оценивать уровень развития профессиональных компетенций преподава- телей вуза для реализации электронного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расшире- ны теоретические представления о развитии профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, для чего было сделано следующее:
− сформулировано определение понятия «развитие компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения»;
− выделены профессиональные компетенции преподавателя вуза, необ- ходимые для внедрения учебного процесса с использованием электронного обучения, представленные по группам компетенций: психолого- педагогические, дидактические, информационно-технологические;
− использованы идеи ряда методологических подходов для выявления особенностей реализации учебного процесса с использованием электронного обучения: деятельностный, процессный и ресурсный;
− разработана педагогическая модель развития профессиональных ком- петенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения и опре- делены организационно-педагогические условия результативного ее внедрения;
− разработан критериально-оценочный аппарат для оценки развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО. Оно оценивается по критериям: мотивационный; операциональный и рефлексивный, включающий соответствующие показатели и индикаторы.
Практическая значимость исследования заключается в эксперимен- тальной проверке разработанной педагогической модели развития профессио-
нальных компетенций преподавателей вуза электронного обу- чения и организационно-педагогических условий ее реализации, а также в соз- дании и апробировании дидактического обеспечения исследуемого процесса. Для этого:
− разработана программа повышения квалификации «Технологии элек- тронного обучения в деятельности преподавателя образовательной организа- ции», являющаяся дополнительной профессиональной программой, направлен- ной на развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза и осуще- ствление подготовки преподавателей вуза к выполнению функций для реализа- ции электронного обучения;
− разработан электронный курс для реализации ЭО «Технологии элек- тронного обучения в деятельности преподавателя образовательной организа- ции», сопровождающий реализацию программы повышения квалификации. Электронный курс является официальным электронно-методическим комплек- сом университета, расположенным в электронной библиотеке НГТУ;
− разработаны методические рекомендации по организации преподава- телями вуза собственного учебного процесса с использованием ЭО: учебное пособие «Электронное обучение в техническом университете».
Личное участие соискателя состояло в проведении теоретического ана- лиза исследуемой проблемы; выявлении теоретических оснований развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения; организации экспериментальной проверки выдвинутой ги- потезы; разработке и внедрении программы повышения квалификации, мето- дических материалов электронного курса; в разработке электронной информа- ционно-образовательной среды обучения НГТУ DiSpace; в научно- методическом и экспертно-консультационном сопровождении, обеспечиваю- щем развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реали- зации электронного обучения; работе в качестве преподавателя и организатора курсов повышения квалификации; обобщении и систематизации теоретических и эмпирических материалов.
для реализации Основные положения, выносимые на защиту.
1. Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения – процесс совершенствования знаний, опы- та и навыков педагогов, позволяющий удовлетворить их профессионально- педагогические потребности в применении электронного обучения при реали- зации образовательных программ.
2. Реализация разработанной педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения будет наиболее результативна при внедрении следующих организа- ционно-педагогических условий:
− осуществление внутрикорпоративного повышения квалификации пре- подавателей вуза для реализации электронного обучения, основанного на ва- риативном дидактическом обеспечении и формировании индивидуальных тра- екторий обучения;
− преподаватели вуза разрабатывают и реализуют учебные курсы с ис- пользованием электронного обучения;
− проводится педагогический мониторинг, позволяющий выстраивать индивидуальные траектории обучения на основе вариативного дидактического обеспечения и оценивать уровень развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
3. Оценка развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения выполняется по следующим критериям:
− мотивационный. Предполагает выявление понимания особенностей использования электронного обучения в их профессиональной деятельности;
− операциональный. Предназначен для оценивания результатов обуче- ния по программе повышения квалификации, направленной на развитие компе- тенций для реализации электронного обучения;
− рефлексивный. Помогает выявить уровень развития профессиональ- ных компетенций для реализации электронного обучения по результатам изу-
чения данных компетенций до начала повышения квалификации педагогов и после обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи- вается исходными теоретическими положениями современной педагогики; применением комплекса методов и методик, адекватных цели и задачам иссле- дования; качественным и количественным анализом результатов исследования. Все перечисленное доказывает результативность педагогической модели разви- тия профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно-практических конференциях международного уровня: «Информатиза- ция образования и методика электронного обучения» (г. Красноярск, 2016 г.); «Электронные образовательные технологии – пространство неограниченных возможностей» (г. Новосибирск, 2017 г.); «Актуальные вопросы образования. Инновационные подходы в образовании» (г. Новосибирск, 2017 г.); «Совре- менные тенденции развития образования, науки и технологий» (г. Москва, 2019 г.), «Молодой ученый» (г. Казань, 2020 г.).
Основные положения, ход, предварительные итоги и результаты научного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, на методологи- ческих семинарах соискателей и аспирантов.
Теоретические положения и результаты исследования применяются при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квали- фикации преподавателей вуза «Технологии электронного обучения в деятель- ности преподавателя образовательной организации» на факультете повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета ).
Для реализации результатов диссертационного исследования использует- ся электронная информационно-образовательной среда обучения НГТУ DiSpace (Приложение И – Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ).
Результаты исследования представлены в 15 научных статьях, из них 6
публикации в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных жур- налов и изданий для опубликования основных научных результатов диссерта- ций: «Открытое и дистанционное образование» (г. Томск, 2016 г.); «Открытое образование» (г. Москва, 2017 г.); «Образовательные технологии и общество» (г. Ростов-на-Дону, 2017 г.); «Открытое образование» (г. Москва, 2018 г.); «Пе- дагогика» (г. Москва, 2018 г.); «Педагогическая информатика» (г. Москва, 2019 г.), «Вопросы педагогики» (г. Москва, 2020 г.), «Учитель Кузбасса» (г. Кемерово, 2021 г.).

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Т. А. Асташова // Открытое образование. – 2– Т. – № – С. 34
    Повышение квалификации в области проектирования курсов при смешанном обучении
    Т. А. Асташова, М. В. Леган // Педагогика. –2– № – С. 86
    Применение андрагогико-акмеологического подхода при подготовке преподавателей вузов в системе дополнительного образования
    Э. Г. Скибицкий, Т. А. Асташова // Открытое и дистанционное образование. –2– № 4 (72). – С. 5
    Разработка технологической карты проектирования учебного процесса при смешанном обучении
    М. В. Леган, Т. А. Асташова //Открытое и дистанционное образование. – 2– № 4 (64). – С. 65
    Т. А. Асташова // Образовательные техно-логии и общество: электрон. журн. – 2– Т. 20, № – С. 299-– Режимдоступа: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_203_2017EE.html.
    Профессиональные функции педагога в области дистанционного обучения
    О. В. Петунин, Т. А. Асташова // Учитель Кузбасса. –2– № 1 (56). – С. 3
    Методологические подходы и требования к организации электронного обучения в вузе
    О. В. Петунин, Т. А. Асташова // Молодойученый. – 2– № 25 (315). – С. 413
    Профессиональные компетенции преподавателя электронного обучения через призму истории развития электронного обучения в России
    О. В. Петунин, Т. А. Асташова // Вопросы педагогики. – 2– № 6/– С. 257
    Использование МООК в учебном процессе вуза
    Т. А. Асташова // Современные тенденции развития образования, науки и тех-нологий : [сб. науч. тр. по материалам] 9 междунар. науч.-практ. конф., Москва,29 марта 2019 г. – Москва : ИП Туголуков А. В, 2– С. 9
    Проблема подготовки преподавателей вузов в системе дополнительного образования к использованию средств информатизации
    Т. А. Асташова, Э. Г. Скибицкий // Информатизация образования и методикаэлектронного обучения : материалы 2 междунар. науч. конф., Красноярск, 25–28 сент. 2018 г. : в 2 ч. – Красноярск : Изд-во СФУ, 2– Ч. – С. 260
    Обучение преподавателей проектированию учебного процесса при смешанном обучении на основе технологической карты
    М. В. Леган, Т. А. Асташова // Электронные образовательные технологии – про-странство неограниченных возможностей : материалы 1 междунар. науч.-практ.конф., Новосибирск, 16–17 марта 2017 г. – Новосибирск : СГУПС, 2–С. 97
    Технологическая карта проектирования учебного процесса при смешанном обучении
    М. В. Леган, Т. А. Асташова // Актуальныевопросы образования. Инновационные подходы в образовании : сб. материаловмеждунар. науч.-метод. конф., Новосибирск, 23–27 янв. 2017 г. В 2 ч. – Новоси-бирск : СГУГиТ, 2– Ч. – С. 23
    Формирование компетенций преподавателя высшей школы в области электронного обучения
    Т. А. Яцевич [Т. А. Асташова] // Ин-форматизация образования и методика электронного обучения : материалы1 междунар. науч. конф. в рамках 4 междунар. науч.-образоват. форума «Чело-век, семья и общество: история и перспективы развития», Красноярск, 27–30сент. 2016 г. – Красноярск : Изд-во СФУ, 2– С. 344-Авторские свидетельства и патенты:Свидетельство № 2013613909, Российская Федерация, МКП. Система ди-станционного обучения DiSpace : 2013611801 : заявл. 13 : опубл. / О. В. Андрюшкова, М. А. Горбунов, Н. Н. Евтушенко, М. Э. Ильин, В. М. Козлов,А. В. Козлова, Ю. А. Котов, М. В. Леган, Г. Б. Паршукова, Е. А. Перфильев,С. Г. Юн, Т. А. Яцевич [Т. А. Асташова]; заявитель НГТУ.Учебно-методическое пособие:Электронное обучение в техническом университете : учеб. пособие /О. В. Казанская, С. Г. Юн, Г. Б. Паршукова, М. В. Леган, Т. А. Яцевич[Т. А. Асташова], А. В. Козлова – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2– 150 с.

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Евгений А. доктор, профессор
    5 (154 отзыва)
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - ... Читать все
    Более 40 лет занимаюсь преподавательской деятельностью. Специалист в области философии, логики и социальной работы. Кандидатская диссертация - по логике, докторская - по социальной работе.
    #Кандидатские #Магистерские
    260 Выполненных работ
    Мария А. кандидат наук
    4.7 (18 отзывов)
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет... Читать все
    Мне нравится изучать все новое, постоянно развиваюсь. Могу написать и диссертацию и кандидатскую. Есть опыт в различных сфера деятельности (туризм, экономика, бухучет, реклама, журналистика, педагогика, право)
    #Кандидатские #Магистерские
    39 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Анна Н. Государственный университет управления 2021, Экономика и ...
    0 (13 отзывов)
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уни... Читать все
    Закончила ГУУ с отличием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Выполнить разные работы: от рефератов до диссертаций. Также пишу доклады, делаю презентации, повышаю уникальности с нуля. Все работы оформляю в соответствии с ГОСТ.
    #Кандидатские #Магистерские
    0 Выполненных работ
    Логик Ф. кандидат наук, доцент
    4.9 (826 отзывов)
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские дисс... Читать все
    Я - кандидат философских наук, доцент кафедры философии СГЮА. Занимаюсь написанием различного рода работ (научные статьи, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации, рефераты, контрольные) уже много лет. Качество работ гарантирую.
    #Кандидатские #Магистерские
    1486 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»