Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4 Глава 1. Теоретические основания развития профессиональных компе- 17
тенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
1.1 Особенности и компонентный состав электронного обучения 17
в вузе
1.2 Сущность развития профессиональных компетенций препо- 43
давателей вуза для реализации электронного обучения в психолого- педагогической литературе
1.3 Разработка педагогической модели развития профессиональ- 72 ных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
Выводы по главе
95 Глава 2. Организационно-педагогические условия внедрения педаго- 98 гической модели развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения
2.1 Реализация внутрикорпоративного повышения квалифика- 97 ции преподавателей вуза для реализации электронного обучения
2.2 Разработка и внедрение преподавателями вуза учебных кур- 112 сов с использованием электронного обучения
2.3 Осуществление педагогического мониторинга развития про- 123 фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения
Выводы по главе
145 Заключение 148 Список информационных источников 151 Список иллюстративных материалов 170 Список сокращений 173 Приложения 174
Приложение А Анкета «Особенности использования электронного 175 обучения в профессиональной деятельности преподавателя»
Приложение Б Анкета «Ожидания от курса «Технологии электронного 176 обучения в деятельности преподавателя образовательной организа-
ции»
Приложение В Анкета «Уровень развития профессиональных компе- 177 тенций преподавателей вуза для реализации ЭО»
Приложение Г Зачетный лист «Результаты обучения по программе» 178 Приложение Д Анкета «Удовлетворенность обучением по программе 179 повышения квалификации»
Приложение Е Анкета «Оценка студентами развития профессиональ- 181 ных компетенций преподавателей для реализации ЭО»
Приложение Ж Аннотация рабочей программы повышения квалифи- 182 кации «Технологии электронного обучения в деятельности преподава-
теля образовательной организации»
Приложение З Фрагменты ЭИОС DiSpace 2.0 185 Приложение И Свидетельство о государственной регистрации про- 190 граммы для ЭВМ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, рассмотрена
степень разработанности проблемы, выявлены противоречия, сформулирована
научная задача исследования. Определены объект, предмет, цель, гипотеза, за-
дачи, методологические основания и теоретическая база, методы исследования.
Обозначены логика и этапы работы. Сформулированы основные положения,
выносимые на защиту. Раскрыты научная новизна, теоретическая и практиче-
ская значимость исследования. Отражены достоверность и обоснованность по-
лученных в исследовании результатов, сфера их апробации и внедрения.
В главе 1 «Теоретические основания развития профессиональных
компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения»
раскрывается понятие сущности развития профессиональных компетенций
преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выявляются осо-
бенности и компонентный состав электронного обучения в вузе и разрабатыва-
ется педагогическая модель развития профессиональных компетенций препода-
вателей вуза для реализации электронного обучения.
Понятие «развитие профессиональных компетенций» в психолого-
педагогической литературе не достаточно и однозначно раскрыто. Под разви-
тием профессиональных компетенций будем понимать процесс совершенство-
вания знаний, опыта и навыков преподавателей вуза, позволяющий удовлетво-
рить их профессионально-педагогические потребности в применении электрон-
ного обучения при реализации образовательных программ.
Под электронным обучением (ЭО) будем понимать процесс целенаправ-
ленного и управляемого взаимодействия обучающих и обучающихся с исполь-
зованием информационных технологии, электронных образовательных ресур-
сов и информационно-телекоммуникационных сетей, направленный на овладе-
ние знаниями, умениями и навыками в соответствии с целями образования.
Для выявления особенностей реализации учебного процесса с использо-
ванием электронного обучения в диссертационном исследовании принято ре-
шение рассмотреть идеи ряда методологических подходов и применить их при
реализации электронного обучения (таблица 1). Такими методологическими
подходами были выбраны деятельностный, процессный и ресурсный.
Таблица 1 – Особенности электронного обучения в вузе
ПодходОсобенности реализации электронного обучения
Деятель– Реализация принципов модульности, полноты и наглядности
ностный- Наличие электронных средств самопроверки и самоконтроля при органи-
зации самостоятельной работы обучающихся
– Наличие обратной связи различных видов с преподавателем
– Построение для обучающихся индивидуальных траекторий обучения
Процесс– Реализация учебного процесса при использовании электронного обучения
ныйв виде в виде непрерывного управления его качеством
– Обязательное наличие непрерывного педагогического мониторинга усло-
вий, процесса и результатов электронного обучения
Ресурс– Наличие электронной информационно-образовательной среды
ный- Наличие качественных электронных образовательных ресурсов
– Постоянное совершенствование соответствующих компетенций препода-
вателей для реализации ЭО
На основе принципов организации обучения, принципов андрагогики,
опыта применения электронного обучения (подходы в педагогике Ю. К. Бабан-
ского, В. П. Демкина, В. И. Загвязинского, В. А. Красильниковой, М. Ш. Ноулса,
О. В. Петунина, А. В. Соловова, А. Г. Шабанова и другие), анализируя историю
становления ЭО с точки зрения развития информационных и образовательных
технологий, изменения функций преподавателей вуза для каждого из периодов
становления выделены ключевые принципы организации электронного обуче-
ния, соответствующие функции преподавателей и профессиональные компе-
тенции преподавателя вуза, необходимые для реализации учебного курса при
использовании электронного обучения (таблица 2).
Таблица 2 – Профессиональные компетенции преподавателей для реализации
электронного обучения
Группа ком-
Содержание группы компетенций
петенций
1. Психолого-1.1 Готовность применять в профессиональной деятельности педаго-
педагогиче-гические технологии электронного обучения
ские1.2 Готовность учитывать психологические особенности педагогиче-
ской коммуникации при использовании ЭО
1.3 Способность мотивировать учебно-познавательную деятельность
студентов при использовании ЭО
Окончание таблицы 2
Группа ком-
Содержание группы компетенций
петенций
2. Дидакти- 2.1 Способность разрабатывать учебный курс при использовании ЭО
ческие2.2 Способность разрабатывать и использовать электронные образо-
вательные ресурсы различных форматов
2.3 Способность проводить педагогический мониторинг и самооцен-
ку своей профессиональной деятельности при использовании ЭО
3. Информа- 3.1 Способность учитывать особенности нормативной базы ЭО
ционно-3.2 Способность применять в педагогической деятельности совре-
технологиче- менные информационные технологии
ские3.3 Способность применять современные программные и техниче-
ские средства коммуникации
Данные компетенции сгруппированы по блокам компетенций: психолого-
педагогические, дидактические, информационно-технологические. Рассматри-
вая выделенные профессиональные компетенции преподавателей для реализа-
ции ЭО и особенности электронного обучения в вузе, предложен компонент-
ный состав электронного обучения, включающий следующие компоненты:
нормативно-методический, учебно-методический, кадровый и педагогический,
программно-технический и компонент мониторинга и оценки качества.
В процессе поиска решений для выявленных в исследовании противоре-
чий и сформулированной проблемы выбран путь построения педагогической
модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реа-
лизации электронного обучения.
Целью педагогической модели является развитие профессиональных компе-
тенций преподавателей вуза для реализации ЭО. Педагогическая модель развития
профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО базиру-
ется на деятельностном, процессном и ресурсном подходах, дидактических, пси-
холого-педагогических, технологических принципах и включает целевой, содер-
жательный, процессуальный, оценочно-результативный блоки (рисунок 1).
Для построенной педагогической модели развития профессиональных
компетенций преподавателей вуза при использовании ЭО предложена совокуп-
ность организационно-педагогических условий, при которых модель будет
наиболее результативно функционировать.
К таким организационно-педагогическим условиям относятся:
− реализация внутрикорпоративного повышения квалификации препода-
вателей вуза для реализации ЭО основывается на вариативном дидактическом
обеспечении и формировании индивидуальных траекторий обучения;
− разработка и реализация преподавателями вуза собственных учебных
курсов при использовании электронного обучения;
− осуществление педагогического мониторинга, позволяющего выстраи-
вать индивидуальные траектории обучения и оценивать уровень развития про-
фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
Нормативно-правовая база: профессиональные стандарты, требования ФГОС, документы, регламентирующие ЭО в вузе
Актуальность исследования. В настоящее время одним из приоритет- ных направлений развития России является ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере в рамках национальной програм- мы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стра- тегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. No 7. Данная программа направлена на создание условий для высокотехнологичного бизнеса, повышение конкурентоспособности страны на глобальном рынке, укрепление национальной безопасности и повышение качества жизни людей. В этой связи на первый план выходит образование, которое должно меняться вместе с новой реальностью, требующей формирования набора ключевых компетенций и под- готовки востребованных специалистов в современном мире.
Анализируя изменения, происходящие в высшем образовании, можно выделить ряд особенностей, причисленных к трендам современного образова- ния. Во-первых, развитие и внедрение в образование электронного обучения в различных проявлениях. Вместе с этим немаловажную роль стало играть ис- пользование в области образования массовых открытых онлайн-курсов, соци- альных сетей, блогов, Wiki-технологий, развитие мобильного образования, включая возможности планшетов и смартфонов и другие возможности.
Во-вторых, новая эпоха требует пересмотра принципов и методов обуче- ния. К таким тенденциям можно отнести смену вектора на удовлетворение по- требностей обучающихся и стимулирование их успешности, акцент на индиви- дуализацию образования и реальные практические навыки с использованием современных технологий.
В-третьих, глобализация и непрерывное образование стали основой для формирования стратегических альянсов между несколькими университетами как внутри страны, так и между странами, а это требует использования совре- менных педагогических технологий, основанных на внедрении ЭО. Вместе с этим студентам XXI века в новых условиях приходится приспо-
сабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире, что приводит к необходи- мости развития нового подхода и к обучению, особенностью которого является вовлечение преподавателей и студентов в использование инновационных мето- дов обучения, основанных на использовании электронных технологий. В сло- жившихся условиях преподавателям необходимо непрерывно развивать и под- держивать свои профессиональные компетенции, связанные с применением электронного обучения и позволяющие максимально использовать потенциал современных технологий.
Современность электронного обучения является неотъемлемым фактором развития соответствующих профессиональных компетенций преподавателей и одним из аспектов развития современного профессионального образования.
Состояние разработанности проблемы исследования. Понятие «элек- тронное обучение» разными авторами в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному. На сегодня в определении термина «электронное обу- чение» делают акцент на использовании инновационных технологий в образо- вании, неразрывно связывая его с понятием дистанционного обучения, приме- нением интернет-технологий и прочее (А. А. Андреев, М. Ю. Бухаркина, Т. А. Воробьева, Н. В. Никуличева, А. В. Соловов и другие).
В области истории становления электронного обучения выявлены раз- личные точки зрения при рассмотрении этапов развития электронного обуче- ния. Данные этапы эволюции ЭО связывали с развитием дистанционного обу- чения, появлением и развитием новых образовательных технологий, опирались на организационные события, педагогические явления и факты (К. Т. Магоме- дова, А. А. Скворцов, Т. Н. Фокина и другие).
В последнее время возросло количество исследований, посвященных проблеме внедрения современных технологий в образовательный процесс (Н. М. Баданова, Е. В. Дудышева, О. Г. Красношлыкова, Е. В. Москаленко, А. В. Овчаров, М. И. Рагулина, С. П. Фирсова и другие), вопросам дидактиче- ских возможностей применения новых информационных технологий при ис-
пользовании ЭО (Т. А. Бороненко, В. В. Ельцов, Е. И. Колесникова, М. В. Ле- ган, Э. Р. Муллина, Э. Г. Скибицкий, А. Г. Шабанов и другие).
В современных условиях организации педагогического процесса предла- гаются следующие подходы к реализации процесса подготовки преподавателей вуза к использованию электронного обучения: выделяется понятие готовности преподавателей вуза к применению технологий дистанционного обучения как характеристике, объединяющей профессиональные и личностные качества, большое внимание уделяется психологическим вопросам ЭО, новым видам учебного взаимодействия при сочетании очной формы и дистанционного обу- чения, технологиям проектирования образовательного процесса по модели смешанного обучения (О. В. Андрюшкова, С. Б. Веледенская, Е. Ю. Грабко, Е. И. Колесникова, В. В. Миняйлов, Г. В. Можаева и другие).
Для развития профессиональных компетенций преподавателям вуза пред- лагаются различные способы. Исследователями особенно отмечается актуаль- ность возможности корпоративного (внутривузовского) обучения преподавате- лей и самообразования в силу развития открытых онлайн-курсов (Л. И. Асадул- лина, А. Ю. Белогуров, С. М. Ниматулаев и другие).
Выявлено, что в современных условиях преподаватель вуза пытается применять новые образовательные технологии интуитивно, без каких-либо обоснований и условностей, без учета новых эффектов и приобретаемых свойств, что зачастую ведет к неоптимальной организации электронного обу- чения. Наибольшие затруднения возникают у преподавателей в вопросах про- ектирования учебного процесса в условиях бурного развития современных об- разовательных технологий, основанных на использовании ЭО.
В результате анализа научной литературы и образовательной практики нами выявлены противоречия, которые лежат в основе исследования:
− между необходимостью использования преподавателями вуза элек- тронного обучения и недостаточной степенью развития их профессиональных компетенций для его реализации;
− между потребностью преподавателей вуза в развитии профессиональ- ных компетенций для реализации электронного обучения и недостаточной раз- работанностью организационно-педагогических условий осуществления данно- го процесса.
На основе выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: внедрение каких организационно-педагогических условий раз- вития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения будет результативно?
Выявленные актуальность, противоречие и проблема послужили основа- нием для формулирования темы диссертационного исследования «Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения».
Цель исследования – теоретическое обоснование, разработка и экспери- ментальная проверка организационно-педагогических условий развития про- фессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронно- го обучения.
Объект исследования – организация электронного обучения в вузе.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия раз- вития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
− выявлена сущность развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения на основе анализа психо- лого-педагогической литературы;
− выявлены особенности и компонентный состав электронного обучения;
− разработана и реализована педагогическая модель развития профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО;
Гипотеза исследования заключается в том, что развитие профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обу- чения будет результативным, если:
− выявлены и внедрены организационно-педагогические условия реали-
зации педагогической модели развития профессиональных компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения
− разработано и реализовано научно-методическое обеспечение развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были оп- ределены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность развития профессиональных компетенций препода- вателей вуза для реализации электронного обучения на основе анализа психо- лого-педагогической литературы.
2. Выявить особенности и компонентный состав электронного обучения, влияющие на построение модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
3. Разработать и реализовать педагогическую модель развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
4. Разработать и экспериментально проверить организационно- педагогические условия реализации педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
5. Разработать научно-методическое обеспечение развития профессио- нальных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО.
Методологическую основу исследования составили:
– системный (В. Г. Афанасьев, В. В. Краевский, Э. Г. Юдин и другие), деятельностный (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и другие), ресурсный (Э. Пенроуз) и процессный (А. Файоль) подходы;
– принципы андрагогики (М. Ш. Ноулс, К. Фопель, С. И. Змеев и другие), принципы обучения (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, В. А. Красильнико- ва, И. П. Подласый и другие);
– принципы и подходы в организации ЭО (В. П. Демкин, О. В.Казанская, Г. В. Можаева, Н. Ш. Никитина, А. В. Соловов, А. Г. Шабанов и другие);
– основные положения в области проектирования образовательных про- грамм на основе компетентностного подхода (В. И. Байденко, В. Н. Введен- ский, И. А. Зимняя, Н. И. Лыгина, Н. А. Селезнева, Г. Б. Скок, Л. Г. Смышляе- ва, А. В. Хуторской и другие);
– базовые методологические принципы проведения педагогического экс- перимента (С. И. Архангельский, В. Н. Дружинин, В. И. Загвязин- ский, А. И. Пискунов, И. П. Подласый, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин и дру- гие).
Теоретической основой исследования послужили:
− теоретические разработки в области компетентности и компетенций, формируемых в образовательных организациях (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, А. М. Новиков, А. В. Хуторской и другие);
− теоретические разработки в области классификации профессиональных функции преподавателей вуза (О. М. Васильева, Т. В. Громова, А. Б. Даутова, Н. В. Кузьмина, О. Н. Крылова и другие);
− теория прикладного статистического анализа и обработки результатов эксперимента (С. А. Айвазян, Н. Ш. Никитина, Д. А. Новиков и другие).
Методы исследования:
– теоретические: анализ научных публикаций, раскрывающих основные аспекты проблемы исследования; сравнительно-сопоставительный анализ ме- тодической, педагогической и психологической литературы; изучение норма- тивной, законодательной и программно-методической документации, сущест- вующего опыта в области профессиональных компетенций преподавателей вуза и реализации электронного обучения;
– эмпирические: педагогический эксперимент; анкетирование, тестирова- ние, беседа, опрос, моделирование, мониторинг, анализ и систематизация ре- зультатов исследования;
– статистические методы: количественная и качественная обработка экспериментальных данных с помощью стандартных статистических процедур с применением T-критерия Уилкоксона, методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет» (НГТУ), Национальный исследо- вательский Томский политехнический университет (ТПУ), Алтайский государ- ственный университет (АлтГУ). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 850 преподавателей технических и гуманитарных направлений, в том числе на формирующем этапе эксперимента 234 человека.
Основные этапы исследования.
Первый этап (2015-2016) – поисково-аналитический. Проведен анализ научной литературы по проблеме развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выявлены проти- воречия, определены цель и задачи, сформулирована гипотеза диссертационно- го исследования. Разработан методологический аппарат исследования. На под- готовительном этапе эксперимента осуществлена диагностика преподавателей вуза по вопросам актуальности ЭО и уровня использования его в профессио- нальной деятельности.
Второй этап (2016-2020) – экспериментальный. Выстроена педагогиче- ская модель развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, выполнено описание основных компонен- тов модели. Сформирована программа повышения квалификации «Технологии электронного обучения в деятельности преподавателей вуза», основанная на разработанной модели. Разработан критериально-оценочный аппарат развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения. Проведена проверка гипотезы исследования, разработаны и экспериментально проверены организационно-педагогические условия реали- зации педагогической модели развития профессиональных компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения.
Третий этап (2020-2021) – обобщающий. Определена результативность реализованной педагогической модели развития профессиональных компетен- ций преподавателей вуза для реализации ЭО и обобщены результаты исследо- вания; сформулированы выводы, оформлен текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается:
− в уточнении понятия «развитие профессиональных компетенций пре- подавателей вуза для реализации электронного обучения» как процесса совер- шенствования знаний, опыта и навыков преподавателей вуза, позволяющих удовлетворить их профессионально-педагогические потребности в применении электронного обучения при реализации образовательных программ;
− в применении идей ряда методологических подходов для выявления особенностей реализации учебного процесса с использованием электронного обучения: деятельностный (реализация принципов модульности, полноты и на- глядности, построение для обучающихся индивидуальных траекторий обуче- ния), процессный (обеспечение непрерывности процесса управления качеством посредством использования педагогического мониторинга), ресурсный (обяза- тельное наличие электронной информационно-образовательной среды и каче- ственных электронных образовательных ресурсов);
− в разработке и содержательном наполнении педагогической модели развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, учитывающей нормативно-правовую базу, необходи- мые ресурсы, влияющие факторы и состоящей из целевого блока, содержащего цель, основные задачи, используемые методологические подходы (деятельно- стный, процессный и ресурсный) и принципы (дидактические, психолого- педагогические, технологические), содержательного блока, включающего на- правления подготовки (дидактическое, психолого-педагогическое, информаци- онно-технологическое), этапы подготовки (мотивационный, операциональный, рефлексивный), процессуального блока, отвечающего за выбор форм, методов и средств обучения, и оценочно-результативного блока, предполагающего на- личие критериально-оценочного аппарата (критерии, уровни достижения, педа- гогический мониторинг) и результата реализации педагогической модели;
− в обосновании и экспериментальной проверке организационно- педагогических условий реализации педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного
обучения: осуществление внутрикорпоративного повышения квалификации преподавателей вуза при использовании электронного обучения на основе ва- риативного дидактического обеспечения и формировании индивидуальных тра- екторий обучения; разработка и реализация преподавателями вуза учебных курсов с использованием электронного обучения; проведение педагогического мониторинга, позволяющего выстраивать индивидуальные траектории обуче- ния и оценивать уровень развития профессиональных компетенций преподава- телей вуза для реализации электронного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что расшире- ны теоретические представления о развитии профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения, для чего было сделано следующее:
− сформулировано определение понятия «развитие компетенций препо- давателей вуза для реализации электронного обучения»;
− выделены профессиональные компетенции преподавателя вуза, необ- ходимые для внедрения учебного процесса с использованием электронного обучения, представленные по группам компетенций: психолого- педагогические, дидактические, информационно-технологические;
− использованы идеи ряда методологических подходов для выявления особенностей реализации учебного процесса с использованием электронного обучения: деятельностный, процессный и ресурсный;
− разработана педагогическая модель развития профессиональных ком- петенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения и опре- делены организационно-педагогические условия результативного ее внедрения;
− разработан критериально-оценочный аппарат для оценки развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации ЭО. Оно оценивается по критериям: мотивационный; операциональный и рефлексивный, включающий соответствующие показатели и индикаторы.
Практическая значимость исследования заключается в эксперимен- тальной проверке разработанной педагогической модели развития профессио-
нальных компетенций преподавателей вуза электронного обу- чения и организационно-педагогических условий ее реализации, а также в соз- дании и апробировании дидактического обеспечения исследуемого процесса. Для этого:
− разработана программа повышения квалификации «Технологии элек- тронного обучения в деятельности преподавателя образовательной организа- ции», являющаяся дополнительной профессиональной программой, направлен- ной на развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза и осуще- ствление подготовки преподавателей вуза к выполнению функций для реализа- ции электронного обучения;
− разработан электронный курс для реализации ЭО «Технологии элек- тронного обучения в деятельности преподавателя образовательной организа- ции», сопровождающий реализацию программы повышения квалификации. Электронный курс является официальным электронно-методическим комплек- сом университета, расположенным в электронной библиотеке НГТУ;
− разработаны методические рекомендации по организации преподава- телями вуза собственного учебного процесса с использованием ЭО: учебное пособие «Электронное обучение в техническом университете».
Личное участие соискателя состояло в проведении теоретического ана- лиза исследуемой проблемы; выявлении теоретических оснований развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения; организации экспериментальной проверки выдвинутой ги- потезы; разработке и внедрении программы повышения квалификации, мето- дических материалов электронного курса; в разработке электронной информа- ционно-образовательной среды обучения НГТУ DiSpace; в научно- методическом и экспертно-консультационном сопровождении, обеспечиваю- щем развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реали- зации электронного обучения; работе в качестве преподавателя и организатора курсов повышения квалификации; обобщении и систематизации теоретических и эмпирических материалов.
для реализации Основные положения, выносимые на защиту.
1. Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения – процесс совершенствования знаний, опы- та и навыков педагогов, позволяющий удовлетворить их профессионально- педагогические потребности в применении электронного обучения при реали- зации образовательных программ.
2. Реализация разработанной педагогической модели развития профес- сиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения будет наиболее результативна при внедрении следующих организа- ционно-педагогических условий:
− осуществление внутрикорпоративного повышения квалификации пре- подавателей вуза для реализации электронного обучения, основанного на ва- риативном дидактическом обеспечении и формировании индивидуальных тра- екторий обучения;
− преподаватели вуза разрабатывают и реализуют учебные курсы с ис- пользованием электронного обучения;
− проводится педагогический мониторинг, позволяющий выстраивать индивидуальные траектории обучения на основе вариативного дидактического обеспечения и оценивать уровень развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения.
3. Оценка развития профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения выполняется по следующим критериям:
− мотивационный. Предполагает выявление понимания особенностей использования электронного обучения в их профессиональной деятельности;
− операциональный. Предназначен для оценивания результатов обуче- ния по программе повышения квалификации, направленной на развитие компе- тенций для реализации электронного обучения;
− рефлексивный. Помогает выявить уровень развития профессиональ- ных компетенций для реализации электронного обучения по результатам изу-
чения данных компетенций до начала повышения квалификации педагогов и после обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечи- вается исходными теоретическими положениями современной педагогики; применением комплекса методов и методик, адекватных цели и задачам иссле- дования; качественным и количественным анализом результатов исследования. Все перечисленное доказывает результативность педагогической модели разви- тия профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации элек- тронного обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на научно-практических конференциях международного уровня: «Информатиза- ция образования и методика электронного обучения» (г. Красноярск, 2016 г.); «Электронные образовательные технологии – пространство неограниченных возможностей» (г. Новосибирск, 2017 г.); «Актуальные вопросы образования. Инновационные подходы в образовании» (г. Новосибирск, 2017 г.); «Совре- менные тенденции развития образования, науки и технологий» (г. Москва, 2019 г.), «Молодой ученый» (г. Казань, 2020 г.).
Основные положения, ход, предварительные итоги и результаты научного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, на методологи- ческих семинарах соискателей и аспирантов.
Теоретические положения и результаты исследования применяются при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квали- фикации преподавателей вуза «Технологии электронного обучения в деятель- ности преподавателя образовательной организации» на факультете повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета ).
Для реализации результатов диссертационного исследования использует- ся электронная информационно-образовательной среда обучения НГТУ DiSpace (Приложение И – Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ).
Результаты исследования представлены в 15 научных статьях, из них 6
публикации в изданиях, включенных в Перечень рецензируемых научных жур- налов и изданий для опубликования основных научных результатов диссерта- ций: «Открытое и дистанционное образование» (г. Томск, 2016 г.); «Открытое образование» (г. Москва, 2017 г.); «Образовательные технологии и общество» (г. Ростов-на-Дону, 2017 г.); «Открытое образование» (г. Москва, 2018 г.); «Пе- дагогика» (г. Москва, 2018 г.); «Педагогическая информатика» (г. Москва, 2019 г.), «Вопросы педагогики» (г. Москва, 2020 г.), «Учитель Кузбасса» (г. Кемерово, 2021 г.).
Публикации автора в научных журналах
- 13.00.03 Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика,олигофренопедагогика и логопеия)
- 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
- 13.00.00 Педагогические науки
- 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям)
- 13.00.08 Теория и методика профессионального образования
- 05.00.00 Технические науки
- 05.17.00 Химическая технология
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!