Развитие рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов военного вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ
ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ………………………………….. 18
1.1. Педагогическая характеристика рефлексивно-деятельностной
парадигмы военного образования ………………………………………. 18
1.2. Структура рефлексивного компонента профессиональных
компетенций курсантов военного вуза …………………………………. 34
1.3. Потенциал социально-гуманитарных дисциплин в развитии
рефлексивного компонента профессиональных компетенций у
курсантов военного вуза …………………………………………………. 53
Выводы по первой главе …………………………………………………. 69
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО
КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ……………….. 72
2.1. Организация констатирующего этапа исследования по выявлению
уровня сформированности рефлексивного компонента
профессиональных компетенций курсантов военного училища ……… 72
2.2. Этапы развития рефлексивного компонента профессиональных
компетенций курсантов при изучении социально-гуманитарных
дисциплин …………………………………………………………………. 89
2.3. Анализ развития рефлексивного компонента профессиональных
компетенций курсантов при изучении социально-гуманитарных
дисциплин …………………………………………………………………. 112
Выводы по второй главе …………………………………………………. 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 131
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 136
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………. 161
Во Введении обоснована социальная и научная актуальность проблемы
исследования; представлен анализ степени изученности проблемы; определены
цель, объект, предмет исследования; сформулирована гипотеза и задачи иссле-
дования; указаны его методологические основы и теоретическая база; раскрыта
научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов иссле-
дования; представлены положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Теоретико-методологические основы развития рефлек-
сивного компонента профессиональных компетенций курсантов военного
вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин» посвящена анализу
педагогических характеристик рефлексивно-деятельностной парадигмы военного
образования, выявлению структуры рефлексивного компонента профессиональных
компетенций курсантов военного вуза и характеристике потенциала, социально-
гуманитарных дисциплин в развитии рефлексивного компонента профессиональных
компетенций у курсантов военного вуза.
Исследователи в области военной педагогики отмечают, что ныне дейст-
вующая парадигма военного образования формировалась в ходе длительного
социально-исторического процесса и ее эвристический потенциал как научно-
концептуальной схемы теоретической и практической деятельности в современ-
ных условиях нуждается в обновлении и осмыслении с учетом изменившейся
геополитической обстановки в мире (Т.В. Ларина, В.Л. Разгонов, Д.В. Суслов,
Т.Л. Лопуха и др.).
Преодоление кризисных явлений в военных образовательных организациях,
с точки зрения Т.В. Лариной, предполагает утверждение новой парадигмы воен-
ного образования. К особенностям такой новой парадигмы она обоснованно
относит акцент на развитие субъектности курсантов, сформированность у них
социокультурных и военно-профессиональных компетенций и необходимость
личностно-профессионального развития будущих военных специалистов.
При анализе новой парадигмы военного образования В.Л. Разгонов, Д.В. Суслов,
Т.Л. Лопуха считают необходимым учитывать главную миссию и идеи военного
образования, его цели и стратегии, образовательные форматы и трансформацию
социокультурной функции. С их точки зрения, ведущей особенностью новой
образовательной парадигмы является ориентация на социальную и профессио-
нальную мобильность специалистов.
В педагогической науке изучаются различные аспекты полипарадигмальности
применительно к военному образованию. В научной литературе представлены
характеристики культурологической парадигмы военного образования (А.В. Аникин,
Л.В. Коломийченко, Ю.В. Милютин); парадигмы поликультурного образования
в военных вузах (Д.Е. Матвеев, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова); парадигмы
социально-организационного развития военного образования (А.А. Григорьев);
синергетической парадигмы военного образования (А.А. Петлеванный, Т.В. Журавлева).
Рефлексивно-деятельностная парадигма военного образования рассматривается
в нашем исследовании как сложная научно-концептуальная схема теоретической
и практической деятельности, эвристический потенциал которой проявляется на
основе интеграции фундаментальных психолого-педагогических теорий и подходов:
культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; психологической теории
деятельности Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; идеях личностно-
деятельностного подхода (И.А. Зимняя, Д.Б. Эльконин); идеях рефлексивного
подхода (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов);
фундаментальных теориях военной педагогики (И.А. Алехин, А.В. Барабанщиков,
Т.В. Ларина, М.А. Лямзин и др.).
Рефлексивно-деятельностная парадигма военного образования выступает
как особая методологическая система, определяющая цели, ценности, содержание и
технологии военного образования как фактора укрепления и развития интеллек-
туального потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации.
К основным педагогическим характеристикам рефлексивно-деятельностной
парадигмы военного образования относится:
– целевую ориентацию военного образования на системное и непрерывное
развитие самосознания курсантов военного вуза;
– акцент на ценности личностно-профессионального развития будущих
офицеров;
– выявление и реализацию рефлексивно-развивающего потенциала содержания
военного образования, усиление его гуманитарной направленности как основы раз-
вития рефлексивного мышления курсантов;
– развитие рефлексивных умений курсантов, их способности к самоорганизации,
профессиональному самосовершенствованию и самореализации;
– проектирование рефлексивной образовательной среды в военном вузе,
актуализирующей субъектные качества курсантов, осознание ими своего лично-
стного потенциала в реализации военно-профессиональных карьерных стратегий;
– мотивацию курсантов к расширению опыта рефлексивной деятельности и
самоанализу ее результатов.
Современные исследователи рассматривают рефлексию и рефлексивные
принципы как универсальные инструменты, позволяющие использовать потенциал
рефлексивного подхода не только для осмысления, но и для преобразования педагоги-
ческой практики (М.Е. Белобородова, Л.С. Бурдякова, А.Л. Веревкин, Б.З. Вульфов,
И.В. Засыпкин, И.Б. Иванов, А.В. Карпов и др.).
Рефлексивный подход, опирающийся на глубокие гуманитарные основания
и ценности, рассматривается как особая методологическая ориентация, система
специальных принципов, способов действий, обеспечивающих развитие рефлек-
сивных умений и навыков в образовательном процессе (Л.С. Бурдякова).
Е.В. Анфалов, проведя глубокий анализ научной литературы, пришел к законо-
мерному выводу о том, что рефлексия в деятельности военнослужащих является
основополагающей и профессионально значимой. И.Б. Иванов убедительно до-
казывает, что воинский труд рефлексивен по своей природе, и в этой связи он
рассматривает военно-профессиональную рефлексию как осмысление военно-
служащими своей профессиональной деятельности на основе изучения личностных
и профессиональных качеств.
Актуальность реализации компетентностного подхода к военному образо-
ванию определяется острой потребностью Вооруженных Сил в новом поколении
российских офицеров, обладающих высоким уровнем профессиональной подго-
товки с учетом современной военно-политической ситуации в мире. Исследова-
тели отмечают, что специфика реализации компетентностного подхода в воен-
ных вузах предполагает формирование у выпускников не только военно-
профессиональных компетенций, но и личностных качеств, обеспечивающих их
профессиональную мобильность (А.О. Маленков).
С учетом специфики подготовки в военных вузах будущих офицеров
А.С. Родионов рассматривает их профессиональную компетентность как разно-
стороннюю профессиональную подготовленность и способность к решению
должностных задач и успешному выполнению служебно-должностных обязанно-
стей. Структурными компонентами профессиональной компетентности курсантов
выступают, как правило, опыт в определенной сфере, овладение оптимальными
алгоритмами выполнения деятельности, готовность к их коррекции на основе
обратной связи, ответственность за результаты деятельности.
Мы разделяем точку зрения А.В. Кутузова, который при анализе специфики
реализации компетентностного подхода в военном образовании, отмечал важ-
ность обязательного учета характерных особенностей воинского труда. К ним он
относит установленные в действующих нормативных документах цели и задачи
военно-профессиональной деятельности в современных условиях; ее полифунк-
циональность, разнообразие и интегративный характер, что предъявляет особые
требования к психологической готовности по выполнению служебных задач как
воинскими подразделениями, так и каждым военнослужащим.
В исследовании А.В. Карпова рефлексивность рассматривается как своеоб-
разная метаспособность, которая включена в высший, системный уровень психи-
ческих процессов. С его точки зрения, именно рефлексия позволяет личности
сознательно выстраивать свою жизнедеятельность.
Особая роль рефлексивной компетентности в структуре профессиональной
компетентности отмечена в ряде исследований, в которых подчеркивается ее
системообразующее начало (Н.В. Кузьмина).
Т.Л. Худякова и А.Н. Севрюкова отмечают влияние рефлексивной компе-
тентности на активность личности как субъекта профессионального и личност-
ного развития. Именно рефлексивная компетентность помогает личности в
процессе профессионального становления сформировать свой уникальный
стиль, научиться адекватно оценивать свои профессиональные и личные дос-
тижения, анализировать полученные результаты и прогнозировать пути повы-
шения эффективности своей деятельности.
Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет
нам рассматривать рефлексивный компонент профессиональных компетенций
как особый механизм, который обеспечивает саморегуляцию и самоорганизацию
курсантов в образовательном процессе военного вуза. Сложность и многофунк-
циональность рефлексивного компонента профессиональных компетенций
будущих военных специалистов позволяет выделить в его структуре следующие
основные элементы:
– мотивационно-смысловой, предполагающий мотивацию осознания личностного
смысла в овладении будущей военно-профессиональной деятельностью в условиях
динамичного изменения социокультурного и военно-политического контекста
военно-профессиональной деятельности;
– когнитивный, ориентирующий на осознанное овладение системой фун-
даментальных знаний и теоретических методов познания; усвоение знаний о
механизмах и условиях развития самосознания и его роли в профессионально-
личностном саморазвитии военного летчика;
– инструментально-деятельностный: развитие готовности к рефлексивному
анализу, оценке, осмыслению и корректировке личных стратегий военно-
профессиональной деятельности; развитие готовности к активной субъектной
позиции, способности к самостоятельному принятию сложных решений при
выполнении военно-профессиональных задач;
– контрольно-оценочный: овладение эффективными способами самопознания,
рефлексивного анализа накопленного индивидуального опыта, понимания его
эвристически-преобразовательного потенциала при выполнении учебных и
служебно-боевых задач.
В современных условиях усложнения геополитической ситуации в мире,
изменения характера противоборства с противником особую актуальность при-
обретает проблема усиления гуманитарной составляющей в профессиональной
подготовке будущих офицеров с целью развития у них высокой ответственности,
рефлексивных компетенций как основы личностно-профессионального развития
и самосовершенствования.
Вопросам гуманитарной подготовки курсантов военных образовательных
организаций посвящены многочисленные исследования в области военной
педагогики и психологии (А.Е. Александров, В.Я. Гожиков, В.Е. Голомин, Т.А. Волкова,
В.И. Маркова, А.М. Мамчур, В.А. Сухоруков и др.). Гуманитаризация военного
образования рассматривается не только как фактор повышения качества учебно-
воспитательной работы в воинских коллективах и военных образовательных
организациях, но и как фактор развития профессионализма и повышения уровня
сформированности гуманитарной культуры военнослужащих (А.А. Караванов,
И.Ю. Устинов, А.М. Мамчур).
В контексте нашего исследования вызывает интерес работа В.А. Сухорукова,
в которой анализируется особая социальная миссия гуманитарных дисциплин на
примере их изучения в летных военных училищах, которая заключается в рас-
ширении культурного кругозора курсантов, в формировании их гуманистического
мировоззрения, в развитии навыков личностно-профессионального самосовер-
шенствования и творческого потенциала. В ряде работ подчеркивается значение
профессиональной деятельности офицеров как фактора укрепления интеллекту-
альной мощи Вооруженных Сил Российской Федерации, отмечается влияние
общегуманитарной подготовки в военных вузах на успешность многогранного
взаимодействия командиров с личным составом, включая политические, культурные
и морально-нравственные аспекты потенциала (О.Е. Фарберова, Д.А. Баранов,
В.П. Анисимов).
В научной литературе достаточно детально описаны специфические осо-
бенности изучения и преподавания социально-гуманитарных дисциплин. В част-
ности, исследователи подчеркивают, что результатом освоения социально-
гуманитарных дисциплин выступает не столько предметное знание, сколько тот
личностно-индивидуальный опыт, который возникает в процессе эмоционального
переживания и даже проживания изучаемого содержания, глубокого осознания и
понимания ценностно-смысловых, аксиологических, культурологических аспектов
гуманитарных наук (И.В. Волкова, М.А. Давыдкина).
Заслуживают внимания исследования, посвященные роли социально-гуманитарных
дисциплин в целенаправленном формировании готовности курсантов к противо-
действию экстремизму, способствуя тем самым укреплению механизмов стабиль-
ного и безопасного социального развития (Н.В. Максимов, Л.В. Коломийченко,
И.В. Костаренко). Гуманитарное образование в военных вузах рассматривается
как важнейшее средство укрепления традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и исторического сознания в условиях информационного противостояния
(И.М. Бухтоярова, З.Ю. Надточий), отмечается важность воспитания бдительности
в формировании готовности к обеспечению национальной безопасности государства
и предотвращении внутриполитической и социально-экономической дестабилизации
(А.Н. Померлян, О.В. Григорьев, А.С. Кузин).
Для нашего исследования имеют особое значение результаты исследования
Т.Е. Седанкиной, в которых она доказывает высокий потенциал дисциплин социально-
гуманитарного цикла в целом и психолого-педагогических дисциплин в частности
в развитии профессиональной рефлексии курсантов военных вузов.
Анализ научно-педагогической литературы (Д.А. Баловнев, В.Я. Гожиков,
Н.А. Зуева, И.В. Лихоманов, А.М. Мамчур, В.А. Сухоруков, О.Е. Фарберова,
Д.А. Баранов, В.П. Анисимов) позволяет обозначить следующие проблемные
места в организации изучения социально-гуманитарных дисциплин в военных вузах:
– слабая военно-профессиональная направленность социально-гуманитарных
дисциплин;
– упор на усвоение понятийно-логического материала при изучении социально-
гуманитарных дисциплин;
– эпизодическое использование кейс-заданий, практических упражнений,
моделирующих целостные военно-профессиональные ситуации;
– слабая обратная связь с преподавателем и другими курсантами;
– недостаточная индивидуализация процесса изучения социально-гуманитарных
дисциплин, учитывающая личные особенности курсантов;
– недостаточное внимание к развитию навыков самосознания курсантов,
готовности к прогнозированию результатов профессиональной деятельности
с учетом военного профиля (специализации).
Вторая глава «Опытно-экспериментальное исследование развития
рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов
военного вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин» содержит
результаты опытно-экспериментальной работы на базе Краснодарского высшего
военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова
(Военного института) в 2018–2020 гг.
На констатирующем этапе исследования были использованы методы анализа
документов и анализа продуктов деятельности, в том числе разработанная
И.А. Колесниковой, Е.В. Титовой методика параметрического анализа страте-
гических документов в области образования, которая предусматривает анализ
документов по следующим параметрам: стратегичность; концептуальность;
проспективность; праксеологичность; смысловая определенность; социальная
ответственность.
С нашей точки зрения, всеми этими параметрами обладают документы,
проанализированные нами на данном этапе: текст ФГОС ВО по специальности
25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень
специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1020, учебный план Краснодарского
высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского
Союза А.К. Серова (Военного института) по специальности 25.05.04 Летная
эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета),
основная профессиональная образовательная программа, УМКД учебных дисциплин,
Положение об организации образовательной деятельности в Краснодарском ВВАУЛ.
За время обучения по специальности курсанты изучают в общей сложности
12 предметов социально-гуманитарного цикла: 10 дисциплин базовой части и
2 дисциплины вариативной части. Все социально-гуманитарные дисциплины
базовой части изучаются на 1–2 курсах, только дисциплина вариативной части
Психология летного труда изучается на 2–3 курсах. Наибольшее количество
часов предусмотрено на изучение дисциплин Иностранный язык, История,
Психология и педагогика.
Анкетный опрос и собеседования с курсантами первого курса показали, что
64 % курсантов считают изучение социально-гуманитарных дисциплин в военном
вузе излишним, отнимающим время на изучение специальных дисциплин. Только
20 % курсантов убеждены в важности социально-гуманитарных дисциплин в рас-
ширении кругозора, эрудиции как условии формирования высокого авторитета
офицера во взаимодействии с военнослужащими срочной службы и военнослужа-
щими по контракту в ситуациях служебного взаимодействия. Часть обучающихся
подчеркнула совпадение данных дисциплин с личными увлечениями историей России,
новыми историческими сведениями, необходимостью понимания экономических
законов для планирования личного и семейного бюджета, повышения финансовой
грамотности и экономически безопасного поведения в социуме. К сожалению,
16 % курсантов не смогли четко сформулировать собственную позицию по данному
вопросу, проявили равнодушие, ограничившись общими фразами.
Анализ полученных результатов позволил сформулировать вывод о сложности
и противоречивости процесса гуманитаризации военно-профессионального обра-
зования, о необходимости глубокого теоретико-методологического и научно-
методического обоснования роли социально-гуманитарных дисциплин в форми-
ровании рефлексивного компонента профессиональных компетенций будущих
военных специалистов.
Преподаватели социально-гуманитарных дисциплин в свою очередь обо-
значили целый ряд факторов, снижающих эффективность изучения этих дисцип-
лин в военных вузах: низкая учебная мотивация курсантов в целом; слабые на-
выки самостоятельной учебно-познавательной деятельности; недостаточный
уровень школьной подготовки по гуманитарным предметам, непонимание их ро-
ли в профессиональном становлении военного специалиста; отсутствие устойчи-
вого интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин как фактору про-
фессионально-личностного развития; узкий словарный запас, слабые аналитические
способности; неготовность курсантов к организации групповой, проектно-
исследовательской деятельности при изучении социально-гуманитарных дисцип-
лин; недостаточно ясное представление о специфике специальности «Летная
эксплуатация и применение авиационных комплексов»; специфика организации
образовательного процесса в военных вузах, затрудняющая разработку и реализа-
цию индивидуальных образовательных траекторий.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были апроби-
рованы основные методические приемы последовательного развития рефлексив-
ного компонента профессиональных компетенций будущих военных специали-
стов при изучении социально-гуманитарных дисциплин.
Аналитико-прогностический этап развития рефлексивного компонента про-
фессиональных компетенций курсантов при изучении социально-гуманитарных
дисциплин включал решение следующих задач:
– анализ рефлексивно-развивающего потенциала социально-гуманитарных
дисциплин;
– прогнозирование роли социально-гуманитарных дисциплин в развитии
рефлексивного компонента профессиональных компетенций;
– установление междисциплинарных связей между социально-гуманитарными
и специальными дисциплинами;
– определение вклада социально-гуманитарных дисциплин в личностно-
профессиональное развитие будущих военных специалистов;
– прогнозирование возможных методических затруднений при реализации
рефлексивно-развивающего потенциала социально-гуманитарных дисциплин и
способов их преодоления и предупреждения.
В контексте исследовательских задач данного этапа нами был разработан
и апробирован алгоритм выявления рефлексивно-развивающего потенциала
социально-гуманитарных дисциплин, который включает в себя следующую
последовательность действий:
– анализ предметного содержания и его взаимосвязи с профессиональным
и личностным развитием курсантов;
– определение перспектив и возможностей включения содержания социально-
гуманитарных дисциплин в контекст военно-профессиональной деятельности
будущих специалистов;
– прогнозирование перспектив и возможностей включения содержания
социально-гуманитарных дисциплин в стратегии целостного развития личности
будущих военных специалистов;
– прогнозирование возможностей социально-гуманитарных дисциплин
в овладении курсантами навыками самоанализа процесса и результатов деятельности;
– анализ возможностей социально-гуманитарных дисциплин в овладении
курсантами навыками осознания своих индивидуально-личностных особенностей
и стратегиями их использования для повышения личной и профессиональной
эффективности и преодоления возможных затруднений.
Основные задачи ценностно-ориентационного этапа развития рефлексивного
компонента профессиональных компетенций курсантов включали создание в обра-
зовательном процессе военного вуза ситуаций ценностного выбора, осознанной
ориентации на ценности самоопределения и самопознания, самосовершенствования
и саморазвития в процессе учебно-познавательной и военно-профессиональной
деятельности.
Для решения этих задач при изучении социально-гуманитарных дисциплин
активно использовался рефлексивный диалог как особая форма межличностного
взаимодействия, обеспечивающая глубокое понимание изучаемого материала;
переход от узнавания, запоминания и воспроизведения информации к ее глубин-
ному пониманию, т. е. выявлению смыслов.
С целью реализации рефлексивной направленности образовательного
процесса при изучении социально-гуманитарных дисциплин была разработана
и апробирована методика работы с «Картой образовательного запроса», которая
позволяет курсанту занять рефлексивную позицию по отношению к самому себе,
своим образовательным потребностям, сделать их предметом глубокого осмыс-
ления и осознания.
Высоким потенциалом в развитии мотивационно-смыслового элемента
рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов при изу-
чении социально-гуманитарных дисциплин обладает метод Сократа как особая
техника работы с вопросами, позволяющая в процессе реального времени отсле-
живать зарождение авторской позиции при столкновении с противоположными
позициями, точками зрения; методики «Афоризм», «Крылатая мысль», «Цитата»,
имеющие широкое философско-культурологическое и профессионально-
прикладное значение для будущих военных специалистов.
В рамках структурно-содержательного этапа развития рефлексивного ком-
понента профессиональных компетенций курсантов решались задачи выявления
рефлексивно-развивающего потенциала дисциплин социально-гуманитарного
цикла, уточнение логики их изучения, установления связи с содержанием специ-
альных дисциплин, усиления практико-ориентированной направленности, вклю-
чения учебного содержания в контекст военно-профессиональной деятельности с
учетом требований ФГОС ВО по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и
применение авиационных комплексов (уровень специалитета) (специализация
«Летная эксплуатация авиационных комплексов).
На деятельностно-технологическом этапе развития рефлексивного компо-
нента профессиональных компетенций курсантов при изучении социально-
гуманитарных дисциплин были апробированы образовательные технологии и
методические приемы, актуализирующие субъектный потенциал курсантов, их
включение в систематический анализ рефлексивных ситуаций с учетом профиля
военно-профессиональной деятельности.
Развитие инструментально-деятельностного элемента рефлексивного ком-
понента профессиональных компетенций курсантов при изучении социально-
гуманитарных дисциплин предопределило широкое использование кейсов, про-
ектного метода обучения, интерактивных образовательных технологий, безус-
ловным преимуществом которых является их соответствие основным идеям
рефлексивно-деятельностной парадигмы военного образования, ориентированной
на развитие интеллектуальной активности, поисковой самостоятельности
обучающихся, овладение ими современными методами познания.
Оценочно-результативный этап развития рефлексивного компонента профес-
сиональных компетенций курсантов имеет особое значение, так как он является в
определенной степени результирующим, он фиксирует определенные смысловые
изменения в личности обучающихся, уровне их самосознания, позволяет осмыс-
лить результаты учебно-познавательной деятельности, изменения в системе меж-
личностных отношений. Осознание обучающимися своего личностного потен-
циала, своих аналитических способностей, эмоционального восприятия процесса
и результатов учебно-познавательной деятельности при изучении социально-
гуманитарных дисциплин создают фундамент для дальнейшего профессионально-
личностного развития.
С этой целью был использован метод рефлексивного самонаблюдения в виде
рефлексивного дневника, рефлексивного интервью, рефлексивного эссе. Использо-
вание этого метода сопряжено с большими затруднениями организационно-
педагогического и методического характера как для курсантов, так и для препода-
вателей. У обучающихся отсутствует опыт и навыки саморефлексии, они не готовы
предъявить для внешнего анализа свои личные переживания. Преподавателю не
всегда удается использовать те методические приемы, которые могут помочь обу-
чающимся в развитии и обогащении их рефлексивного опыта. Для этого была раз-
работана примерная схема рефлексивного самонаблюдения, которая может быть
предложена курсантам для индивидуального задания факультативного характера.
Взаимосвязь аналитико-прогностического, ценностно-ориентационного,
структурно-содержательного, деятельностно-технологического, оценочно-результативного
этапов развития рефлексивного компонента профессиональных компетенций
курсантов военного вуза в обобщенном виде представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структурно-содержательные и методические характеристики
развития рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов
при изучении социально-гуманитарных дисциплин
Этап развитияЭлементыМетодические
рефлексивногорефлексивногоСоциально-особенности развития
компонента про-компонентагуманитарныерефлексивного компонента
фессиональныхпрофессиональныхдисциплиныпрофессиональных
компетенцийкомпетенцийкомпетенций
Аналитико-Мотивационно-ФилософияРефлексивное
прогностическийсмысловой элементКультурологиянаблюдение
этапПсихология и педагогикаМетод Сократа
Рефлексивный диалог
Ценностно-Мотивационно-ИсторияРефлексивная интерпре-
ориентационныйсмысловой элементФилософиятация
этапПравоведениеМетод Сократа
СоциологияРефлексивный диалог
Культурология
Психология и педагогика
Культурология
Этап развитияЭлементыМетодические
рефлексивногорефлексивногоСоциально-особенности развития
компонента про-компонентагуманитарныерефлексивного компонента
фессиональныхпрофессиональныхдисциплиныпрофессиональных
компетенцийкомпетенцийкомпетенций
Структурно-КогнитивныйИсторияПроблемная лекция
содержательныйэлементФилософияКейс-задания
этапПравоведениеДискуссия
СоциологияРефлексивная интерпре-
Культурологиятация
Психология и педагогика
Русский язык и культура
речи
Деятельностно-Инструментально-ИсторияКейс-задания
технологическийдеятельностныйФилософияДискуссия
этапэлементПравоведениеПроектные методы
СоциологияРефлексивный практикум
Культурология
Экономика
Иностранный язык
Психология и педагогика
Русский язык и культура
речи
Оценочно-Контрольно-ИсторияРефлексивное эссе
результативныйоценочный элементФилософияРефлексивный диалог
этапПравоведениеРефлексивная интерпре-
Социологиятация познавательного,
Культурологиясоциального, учебно-
Экономикапрофессионального опыта
Иностранный язык
Психология и педагогика
Русский язык и культура
речи
В таблице 2 в обобщенном виде представлены содержательные, организационно-
деятельностные и методические особенности изучения социально-гуманитарных
дисциплин в военном вузе.
Таблица 2
Особенности изучения социально-гуманитарных дисциплин в военном вузе
Характер особенностейПроявление особенностейМетодический комментарий
Особенности содержанияОриентация учебного содержа-Включение содержания социально-
социально-гуманитарныхния на осознание курсантамигуманитарных дисциплин в
дисциплинмногомерности и полифунк-индивидуальный познавательный
циональности военно-и социально-профессиональный
профессиональной деятельно-опыт обучающихся
сти, ценностно-смысловое са-
моопределение в пространстве
профессионально-личностного
выбора, развитие кругозора,
гибкости и рефлексивности
мышления
Характер особенностейПроявление особенностейМетодический комментарий
Организационно-Активизация рефлексивнойСистемное использование
деятельностные особенностипознавательной деятельностиинтерактивных образовательных
изучения социально-курсантов в процессе профес-технологий; повышение уровня
гуманитарных дисциплинсиональной подготовки напрофессионально-педагогических
основе интерактивных образо-компетенций преподавателей
вательных технологий, разви-
вающих субъектные качества и
познавательную активность
обучающихся
Методические особенностиРазработка методических прие-Системное использование
изучения социально-мов, актуализирующих ценно-рефлексивно-деятельностных
гуманитарных дисциплинстно-смысловые аспекты со-методических приемов
держания социально-
гуманитарных дисциплин, уси-
ливающих их практическую и
профессиональную направлен-
ность и включенность в реф-
лексивное образовательное
пространство военного вуза
Полученные количественные данные, представленные в таблицах 3–6,
подтверждают эффективность разработанных и апробированных методических
приемов и средств развития рефлексивного компонента профессиональных компетенций
курсантов военного вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин на
аналитико-прогностическом, ценностно-ориентационном, структурно-содержательном,
деятельностно-технологическом, оценочно-результативном этапах.
Таблица 3
Динамика уровня развития мотивационно-смыслового элемента рефлексивного
компонента профессиональных компетенций курсантов
при изучении социально-гуманитарных дисциплин
РазвитиеОпытно-экспериментальная работаДинамика уровня
мотивационно-смысловогоразвития мотивационно-
элемента рефлексивногосмыслового элемента
компонентарефлексивного компонента
профессиональныхКонстатирующийОбобщающийпрофессиональных
компетенций курсантовэтапэтапкомпетенций курсантов
при изучении социально-при изучении социально-
гуманитарных дисциплингуманитарных
дисциплин
Высокий уровень13,6024,70+11,10
Средний уровень52,6061,80+9,20
Низкий уровень33, 8013,50−20,30
Таблица 4
Динамика уровня развития когнитивного элемента
рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов
при изучении социально-гуманитарных дисциплин
Развитие когнитивногоОпытно-экспериментальная работаДинамика уровня развития
элемента рефлексивногокогнитивного рефлексивного
компонента профессио-компонента профессио-
нальных компетенцийКонстатирующийОбобщающийнальных компетенций
курсантов при изученииэтапэтапкурсантов при изучении
социально-гуманитарныхсоциально-гуманитарных
дисциплиндисциплин
Высокий уровень12,3126,40+14,09
Средний уровень27,4046,90+19,50
Низкий уровень60, 2926,70−33,59
Таблица 5
Динамика уровня развития инструментально-деятельностного элемента
рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов
при изучении социально-гуманитарных дисциплин
Развитие инструментально-Опытно-экспериментальная работаДинамика уровня
деятельностного элементаразвития инструмен-
рефлексивного компонентатально-деятельностного
профессиональных компе-элемента рефлексивного
тенций курсантовКонстатирующийОбобщающийкомпонента профессио-
при изучении социально-этапэтапнальных компетенций
гуманитарных дисциплинкурсантов при изучении
социально-гуманитарных
дисциплин
Высокий уровень10,1124,71+14,60
Средний уровень37,6052,13+14,53
Низкий уровень52, 2923,16−29,13
Таблица 6
Динамика уровня развития контрольно-оценочного элемента
рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов
при изучении социально-гуманитарных дисциплин
Развитие контрольно-Опытно-экспериментальная работаДинамика уровня
оценочного элементаразвития контрольно-
рефлексивного компонентаоценочного элемента
профессиональныхрефлексивного компо-
компетенций курсантовКонстатирующийОбобщающийнента профессиональных
при изучении социально-этапэтапкомпетенций курсантов
гуманитарных дисциплинпри изучении социально-
гуманитарных
дисциплин
Высокий уровень13,6728,14+14,47
Средний уровень42,1461,71+19,57
Низкий уровень44, 1910,15−34,04
Анализ и обобщение качественных и количественных результатов позволяет
сформулировать следующие основные выводы:
1. Возрастание роли и значения социально-гуманитарных дисциплин в развитии
рефлексивного компонента профессиональных компетенций военных специалистов
предполагает глубокое научно-методическое обоснование новых подходов к их
преподаванию в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности
25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень
специалитета) (специализация «Летная эксплуатация авиационных комплексов).
2. Изучение социально-гуманитарных дисциплин в военном вузе выступает
содержательно-технологической основой профессионально-личностного развития
будущих военных специалистов. Социально-гуманитарные дисциплины в военном
вузе обладают высоким образовательным потенциалом в развитии рефлексивного
компонента профессиональных компетенций военных специалистов.
3. Разработанные и апробированные методические приемы изучения социально-
гуманитарных дисциплин на аналитико-прогностическом, ценностно-ориентационном,
структурно-содержательном, деятельностно-технологическом, оценочно-результативном
этапах доказали свою результативность и обеспечили положительную динамику
в уровне развития мотивационно-смыслового, когнитивного, инструментально-
деятельностного, контрольно-оценочного элементов рефлексивного компонента
профессиональных компетенций курсантов.
4. Выявление и систематизация затруднений курсантов и преподавателей
позволили определить комплекс необходимых условий развития рефлексивного
компонента профессиональных компетенций курсантов при изучении социально-
гуманитарных дисциплин, который включает организационно-педагогические,
научно-методические и психолого-педагогические условия.
Перспективы дальнейших исследований связаны с выявлением рефлексивно-
развивающего потенциала социально-гуманитарных дисциплин в организации
воспитательной работы с курсантами военного вуза, с учетом нарастания инфор-
мационных угроз и появления новых невоенных форм межгосударственного
противостояния.
Актуальность и постановка проблемы исследования. Современная
геополитическая ситуация, необходимость обеспечения безопасности
государства и общества в условиях глобальных вызовов актуализируют
возрастание роли военного образования как ведущего направления
укрепления Вооружѐнных Сил Российской Федерации, повышения их
боеготовности и мобильности.
В настоящее время Вооруженные Силы России испытывают острую
потребность в новом поколении офицеров, готовых к самостоятельной
военно-профессиональной деятельности в динамично меняющихся
социально-политических реалиях, способных учитывать многофакторный
характер и риски при принятии эффективных решений. Успешность военно-
профессиональной деятельности офицеров зависит не только от качества
профессиональных знаний в области военного дела, современных систем
вооружения и новейшей военной техники, но и от их готовности к
самоорганизации, саморазвитию, инициативе, пониманию закономерностей
и принципов организации индивидуальной и коллективной повседневной и
учебно-боевой деятельности, что предполагает активное использование в
образовательном процессе военных вузов личностно-развивающего
потенциала рефлексивной деятельности будущих военных специалистов.
Успешность повседневной служебной деятельности офицера, как
правило, зависит от глубокого анализа ее организации, осмысления и
понимания причин достигнутых результатов воинского коллектива, от
способности осознания вариативных действий подчиненных, понимания
причин возможных неудач, что позволяет исследователям считать военно-
профессиональную деятельность рефлексивной по своей природе.
Рефлексия и рефлексивные принципы рассматриваются в научной
литературе как универсальные инструменты, которые позволяют
использовать потенциал рефлексивного подхода не только для осмысления,
но и для преобразования образовательной практики в военных
образовательных организациях.
Состояние разработанности проблемы исследования.
Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации, активное
использование новейших видов вооружения выступают как важнейшие
детерминанты развития теории и практики военного образования в
современных условиях.
Предметом многочисленных научных исследований выступают
характеристики и особенности современной парадигмы военного
образования (А.В. Аникин, В.П. Беркут, В.А. Беловолов, С.П. Беловолова,
А.А. Григорьев, Т.В. Журавлева, Л.В. Коломийченко, Ю.В. Милютин, А.А.
Петлеванный, В.Л. Разгонов и др.)
В научной литературе представлен анализ исследований, посвященных
организации образовательного процесса в военных вузах (И.А. Алехин, Т.В.
Ларина, М.А. Лямзин, А.О. Маленков, В.Л. Махнин, П.И. Образцов и др.);
использованию современных образовательных технологий в
профессиональной подготовке будущих офицеров (В.П. Быков, Л.В.
Бестужев, А.Л. Веревкин, О.В. Евдокимова, О.Н. Пономарева и др.).
Активно изучаются проблемы гуманизации и гуманитаризации военно-
профессионального образования на различных этапах развития
отечественного и зарубежного военного образования (В.П. Анисимов, Е.А.
Александров, Д.А. Баранов, Л.В. Евсеева, А.А. Караванов, А.Р. Полянин,
И.Ю. Устинов, О.Е Фарберова, Р.А. Шалахин и др.).
Исследователи отмечают недостатки сохраняющегося в военном
образовании технократического подхода к изучению социально-
гуманитарных дисциплин, что не позволяет формировать у курсантов
систему общекультурных ценностей, развивать навыки самопознания и
саморазвития в соответствии с современными требованиями к военным
специалистам.
В психолого-педагогической литературе достаточно детально
рассмотрены функции социально-гуманитарных дисциплин в личностно-
профессиональном становлении будущих офицеров в военных вузах (Д.А.
Баловнев, Н.В. Дорош, В.С. Елагина, Н.А. Зуева, К.У. Камбарова, С.Д.
Куликов, И.В. Лихоманов, А.Ю. Черкесов и др.).
Активный исследовательский интерес вызывает проблема рефлексии
как междисциплинарного научно-практического феномена, ее типы и виды,
особенности проявления и значение в профессионально-личностном
развитии современного специалиста (В.Н. Белкина, Б.З. Вульфов, Н.М.
Голубева, Н.А. Деева, В.К. Елисеев, И.Е. Задорожнюк, А.В. Карпов, Д.А.
Леонтьев, В.А. Метаева, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов, И.А. Тихон и др.).
В научных трудах Г.И. Давыдовой, И.В. Засыпкина, О.А. Корниловой,
О.В. Малаховой, В.Г. Молько, И.А. Шумаковой представлен потенциал
рефлексивного подхода, рефлексивной образовательной среды,
рефлексивных образовательных технологий в системе непрерывного
образования.
К настоящему времени выполнен широкий круг исследований,
посвященных различным аспектам рефлексивной деятельности в военном
образовании:
– развитие рефлексивных компетенций курсантов военных вузов (Е.В.
Анфалов, И.Б. Иванов);
– разработка и использование рефлексивных образовательных
технологий (А.Л. Веревкин, И.А. Сидоров);
– проектирование рефлексивной образовательной среды в военном вузе
(М.В. Аниканов);
– рефлексивный подход в военном образовании (В.Н. Прасолов);
– способности офицеров к рефлексии (Т.Е. Седанкина);
– реализация личностно-рефлексивного подхода как условия
гуманизации военного образования (А.А. Шипякова).
В научно-педагогической литературе представлен анализ роли и
функций социально-гуманитарных дисциплин в военных вузах как фактор
гуманизации стиля педагогического взаимодействия (А.А. Шипякова),
развития готовности офицеров к воспитательной деятельности (О.В.
Ажимов, Л.В. Жежель, А.А. Петрусевич), условие подготовки к
противодействию экстремизму (И.И. Ихтисанов, Н.В. Максимов) и
негативному информационному воздействию (И.М. Бухтоярова, З.Ю.
Надточий).
Тем не менее, несмотря на активное исследование роли социально-
гуманитарных дисциплин в условиях военного образования (А.Е.
Александров, В.Я. Гожиков, В.Е. Голомин, Т.А. Волкова, В.И. Маркова, А.М.
Мамчур, В.А. Сухоруков и др.), их рефлексивно-развивающий потенциал
остается не до конца изученным в теории военно-профессионального
образования.
Таким образом, актуальность теоретико-методологического
обоснования потенциала социально-гуманитарных дисциплин в развитии
рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов
военных вузов обусловлена противоречиями между:
– возрастанием требований государства и общества к военным
специалистам, готовых к осознанному и успешному выполнению боевых
задач на основе высокоразвитой способности к многофакторному анализу
собственной военно-профессиональной деятельности, и недостаточной
подготовкой выпускников военных вузов к такого рода деятельности
рефлексивного характера;
– интегративным характером профессиональных компетенций будущих
военных специалистов и преобладанием знаниевой ориентации
образовательного процесса в военных вузах;
– рефлексивным потенциалом социально-гуманитарных дисциплин в
военно-профессиональной подготовке курсантов и отсутствием научно
обоснованной методической системы его системно-целостного
использования в развитии рефлексивного компонента профессиональных
компетенций курсантов военных вузов.
Таким образом, проблема исследования может быть сформулирована
следующим образом: какие педагогические условия необходимо создать в
военном вузе для развития рефлексивного компонента профессиональных
компетенций курсантов военных вузов?
Объект исследования: профессиональные компетенции курсантов
военных вузов.
Предмет исследования: развитие рефлексивного компонента
профессиональных компетенций курсантов военных вузов.
Цель исследования: выявление системы педагогических условий
поэтапного развития рефлексивного компонента профессиональных
компетенций курсантов военных вузов при изучении социально-
гуманитарных дисциплин.
Гипотеза исследования: влияние социально-гуманитарных дисциплин
на развитие рефлексивного компонента профессиональных компетенций
курсантов военных вузов будет успешным, если:
– образовательный процесс в военном вузе проектируется и реализуется
Многофакторный и многовекторный характер военных угроз и
широкое распространение невоенных форм международного противоборства
(экономических, дипломатических, информационных, гуманитарных)
предъявляют повышенные требования к уровню подготовки современных
офицеров, готовых к успешной профессиональной деятельности по защите
государственных интересов от любого внешнего посягательства.
Проведенный в ходе исследования анализ широкого круга
литературных источников позволил представить достаточно детальную
характеристику рефлексивно-деятельностной парадигмы военного
образования, наиболее полным образом отвечающей перспективным
тенденциям его развития в ситуации возрастающих глобальных
геополитических вызовов. Новый социокультурный контекст военно-
профессиональной деятельности предполагает высокий уровень развития не
только операционно-деятельностной составляющей профессиональных
компетенций, но и рефлексивного компонента, профессионального
самосознания военных специалистов, их готовности к постоянному
самоанализу результатов своей деятельности, эффективности принимаемых
решений и прогнозированию возможных последствий.
Анализ результатов выполненных исследований показал значение и
роль социально-гуманитарных дисциплин, изучаемых в военных вузах, как
содержательно-технологической основы для развития рефлексивного
компонента профессиональных компетенций военных специалистов,
развития у курсантов системы ценностных ориентаций, осознания ими
гуманитарного смысла военно-профессиональной деятельности, овладения
методами самопознания и самоанализа собственного учебного и
профессионального опыта в целях индивидуально-личностного и социально-
профессионального развития и самосовершенствования.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в 2018-2020 гг. на
базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков
имени Героя Советского Союза А. К. Серова (Военном институте). На
разных этапах исследования в нем приняли участи 138 курсантов 1 и 2 курса,
обучающиеся специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение
авиационных комплексов (уровень специалитета), (специализация «Летная
эксплуатация авиационных комплексов), 16 преподавателей военного
училища.
Для каждого этапа опытно-экспериментальной работы были
определены исследовательские задачи и разработаны соответствующие
диагностические методики.
Анализ ФГОС ВО по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и
применение авиационных комплексов (уровень специалитета)
(специализация «Летная эксплуатация авиационных комплексов), изучение
учебного плана позволили установить их высокий образовательно-
воспитательный потенциал в развитии рефлексивного компонента
профессиональных компетенций будущих военных специалистов. Опросы
курсантов и преподавателей показали необходимость глубокого научно-
теоретического и научно-методического обоснования рефлексивных
методических приемов с целью повышения эффективности их освоения как
ресурса профессионально-личностного развития будущих военных
специалистов, в том числе для развития рефлексивного компонента
профессиональных компетенций военных специалистов.
На формирующем этапе исследования были детально рассмотрены
содержание и методические особенности аналитико-прогностического,
ценностно-ориентационного, структурно-содержательного, деятельностно-
технологического, оценочно-результативного этапов развития рефлексивного
компонента профессиональных компетенций курсантов военного вуза при
изучении социально-гуманитарных дисциплин.
На обобщающем этапе исследования была установлена положительная
динамика в уровне развития всех элементов рефлексивного компонента
профессиональных компетенций курсантов военного вуза при изучении
социально-гуманитарных дисциплин, выявлена обобщенная характеристика
структурно-содержательных и методических особенностей развития
рефлексивного компонента профессиональных компетенций курсантов
военного вуза при изучении социально-гуманитарных дисциплин, выявлены
и систематизированы затруднения обучающихся и преподавателей при
изучении социально-гуманитарных дисциплин.
Анализ полученных результатов позволил определить комплекс
необходимых условий развития рефлексивного компонента
профессиональных компетенций курсантов при изучении социально-
гуманитарных дисциплин, который включает организационно-
педагогические, научно-методические и психолого-педагогические условия.
Анализ и обобщение качественных и количественных результатов
позволяет сформулировать следующие основные выводы:
1.Усложнение содержания военно-профессиональной деятельности,
рост интенсивности и разнообразия социальных контактов, техническое
переоснащение Вооруженных Сил детерминируют качественно новые
требования к уровню личностного развития офицеров, их интеллектуальному
потенциалу и морально-нравственным качествам, готовности к постоянному
переосмыслению и переоценке профессионального и личностного опыта.
2.Модернизация военно-профессионального образования
актуализирует переход к рефлексивно-деятельностной парадигме
образования, создающей условия для развития интеллектуально-творческого
потенциала будущих офицеров, их системной подготовки к продуктивной
профессиональной и социальной деятельности.
3.Рефлексивный компонент профессиональных компетенций как
целостная совокупность мотивационно-смыслового, когнитивного,
инструментально-деятельностного, контрольно-оценочного элементов
выступает особым механизмом, который обеспечивает саморегуляцию и
самоорганизацию курсантов военного вуза в целенаправленном процессе
усвоения и присвоения ценностно-смыслового содержания будущей военно-
профессиональной деятельности, что позволяет им научиться:
– проводить анализ оснований собственных действий;
– ставить реалистичные цели саморазвития и определять оптимальные
способы их достижения;
– видеть и выбирать альтернативные варианты действий в проблемных
учебных, профессиональных и социальных ситуациях;
– осознанно выбирать стратегии поведения и деятельности с учетом
собственных индивидуально-психологических особенностей;
– понимать характер межличностного взаимодействия в учебно-
воинских коллективах, осознавать критерии выбора стиля взаимодействия в
зависимости от имеющейся ситуации;
– корректировать собственные планы и намерения;
– проводить самооценку и самоанализ процесса и результатов
деятельности;
– развивать личностные качества, востребованные в современной
военно-профессиональной деятельности.
4.Социально-гуманитарные дисциплины, обладая содержательными,
организационно-деятельностными и методическими особенностями их
изучения в военных вузах, обеспечивают развитие рефлексивного
компонента профессиональных компетенций как основы личностно-
профессионального становления нового поколения будущих офицеров,
владеющих рефлексивными механизмами самопознания и самосознания,
глубоко понимающих и принимающих смыслы и ценности военно-
профессиональной деятельности на основе накопленного опыта их
рефлексивного осмысления в образовательном процессе.
5.Целостная интеграция аналитико-диагностического, ценностно-
ориентационного, структурно-содержательного, деятельностно-
технологического и оценочно-прогностического этапов развития
рефлексивного компонента профессиональных компетенций формирует
осознанное отношение курсантов военного вуза к военно-учебной и военно-
профессиональной деятельности.
6.Система педагогических условий развития рефлексивного
компонента профессиональных компетенций будущих военных летчиков при
изучении социально-гуманитарных дисциплин включает совокупность
организационно-педагогических, научно-методических и психолого-
педагогических условий.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!