Развитие творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки
Оглавление
Введение
Глава 1 Методологические основы развития творческого потенциала студентов
1.1 Сущностные характеристики феномена «творческий потенциал личности»
1.2 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития творческого потенциала студентов вузов в контексте специфики профессиональной педагогической деятельности
1.3 Модель развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей в процессе обучения в вузе
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности модели развития творческого потенциала студентов в процессе обучения в вузе
2.1 Анализ хода и результатов констатирующего этапа опытно- экспериментальной работы
2.2 Ход и промежуточные результаты формирующего этапа опытно- экспериментальной работы по реализации модели развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза
2.3 Итоговые результаты формирующего этапа опытно- экспериментальной работы по реализации модели развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Список иллюстративного материала
Приложения
Приложение А. Авторский опросный лист выявления заинтересованности студентов творчеством, творческой педагогической
3
деятельностью
Приложение Б. Перечень вопросов, устанавливающих наличие знаний о творчестве, творческой самореализации педагога
Приложение В. Индивидуальный диагностический лист «Мой творческий потенциал»
Приложение Г. Обобщённые данные констатирующего этапа по развитости у студентов (Э) и (К) творческого потенциала
Приложение Д. Авторский опросник «Заинтересованность преподавателей вуза проблемой наращивания творческого потенциала студентов»
Приложение Е. Выкладки из рабочей программы кружка «Педагогика + творчество = успех»
Приложение Ж. Шаблон индивидуальной программы студента по развитию творческого потенциала
Приложение З. Диагностические данные формирующего этапа по развитию у студентов (Э) и (К) творческого потенциала
Приложение И. Заключительные данные диагностики уровня развития творческого потенциала у студентов (Э) и (К) группы на формирующем этапе
В первой главе «Методологические основы развития творческого
потенциала студентов» проанализированы сущностные характеристики
феномена «творческий потенциал личности», выявлены психолого
педагогические подходы к проблеме развития творческого потенциала
студентов вузов, предложена модель развития творческого потенциала
студентов педагогических специальностей в период их обучения в вузе.
Творческий потенциал как внутренняя структура личности изучается
на междисциплинарном уровне. Генезис данной проблемы прослеживается в
трудах по философии (И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Н.А. Бердяев,
М.С. Каган, Б.М. Кедров), указывающих в виде источника творческого
потенциала процесс познания, преодоления, а продуктом – что-то новое,
ценностное для себя и общества; работах по психологии (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев,Дж. Гилфорд,Дж. Рензулли,А.М. Матюшкин,
Я.А. Пономарёв), выделяющих творческий потенциал в виде источника и
одновременнорезультататворческойдеятельности,связывающих
творческий потенциала с преобладанием у личности творца дивергентного
мышления и неадаптивной активности; педагогических исследованиях
(В.И. Андреев,В.А. Сластенин,Л.Г. Вяткин,Л.А. Даринская,
М.М. Зиновкина, В.Г. Рындак), в которых: во-первых, творческий потенциал
рассматривается в виде системы личностных характеристик, знаний, умений,
способностей,направленностей,актуализирующихтворческую
самореализациюи творческоесаморазвитиеконкурентоспособного
компетентного педагога; во-вторых, доказывается значимость развитого
творческого потенциала как необходимой константы для инновационных
решений разноплановых педагогических проблем и задач.
Профессия педагога, являясь востребованной и значимой в
современном обществе, требует от личности эффективных решений
многочисленных проблем в сфере образования и социума. Решающую роль
при этом играет внутренняя структура – творческий потенциал, позволяющая
добиться успеха за счёт использования новых подходов, проявлений
активности,инициативности,креативности,стрессоустойчивости,
рефлексивности.Творческийпотенциалпедагога,проявляясьв
педагогической деятельности, придаёт ей специфические черты: ярко
выраженный субъектный характер, когда педагог активно стремиться к
творческому саморазвитию, позитивному самоизменению и творческой
самореализации; нацеленность на получение социально значимого
продуктивного результата, за счёт высокой степени ответственности за
собственные действия, переноса знаний и умений в новую ситуацию,
разработки принципиально нового способа решения проблемы, критического
отношения к себе и окружающей действительности.
Однако востребованность развитого творческого потенциала у
студентов педагогических специальностей вуза как необходимой структуры
личности компетентного конкурентоспособного педагога (Т.Г. Браже,
И.Е. Брякова, Л.Г. Вяткин, В.Н. Иванченко, С.А. Каракулин и др.)
сталкивается с проблемой отсутствия практико-ориентированных моделей
развития творческого потенциала студентов в условиях подготовки в вузе.
Проведённый анализ научных трудов по проблемам подготовки
педагогических кадров (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, Г.К. Паринова,
С.А. Смирнов, О.Г. Проничкина и др.), опора на теорию педагогического
моделирования (А.Н. Дахин, М.В. Кларин, С.А. Смирнов и др.) помогли
утвердиться в идее о том, что развитие творческого потенциала студентов
будет эффективно в рамках аудиторной, внеаудиторной и внеучебной видов
деятельности студентов педагогических специальностей вуза в период их
обучения в высшей школе. В связи с этим мы посчитали возможным
использовать традиционную форму профессиональной подготовки будущих
педагогов с ориентацией целей, задач, содержания и психолого
педагогического инструментария обучения в формате активизации
творческих способностей студентов и развития их творческого потенциала.
Нами бала разработана модель развития творческого потенциала студентов
педагогических специальностей вуза. Модель представляет собой
теоретическиобоснованнуюконструкцию(единствоцелевого,
диагностического, процессуального и результативно-оценочного блоков),
дающую возможность постадийной организации процесса развития
творческого потенциала путём интеграции аудиторной, внеаудиторной и
внеучебной деятельности, позволяющей студентам быть нацеленным на
творчество, не только нарастить базу теоретических знаний о педагогическом
творчестве, развить творческие способности, эмоционально-волевые
качества, но и реально рефлексировать и включаться в разнообразные виды
творчества в педагогической практике.
Психолого-педагогический инструментарий, заложенный в модель,
позволяет активизировать процесс развития творческого потенциала
студентов за счёт создания в вузе креативной среды обучения (использования
методов исследования, постановки проблемно-творческих ситуаций,
деловой, имитационной игры; применения психологических эффектов
фрейминга, рефрейминга, прайминга; перевода взаимодействия студентов с
преподавателями в поле полилога, сотворчества, педагогической поддержки,
тьюторства; организации включённости студентов в различные виды
творческой деятельности). Кроме того, в модели особое место отводится
отслеживанию динамики развития творческого потенциала студентов
педагогических специальностей вуза. Для этого разработаны уровни (первый
низкий «стартовый», второй средний «прогрессивный», третий высокий
«оптимальный»), а также соответствующие их критерии и показатели.
Стартовый уровень характеризуется том, что студент стремится к
достижению успеха в деятельности, однако не до конца понимает ценность
творчества, самовыражения в профессии. У него развиты творческие
способности (богатое воображение, гибкость мышления, чувство новизны),
но недостаёт знаний о творческой самореализации педагога, отсутствуют
умения проектировать и осуществлять личностное самопреобразование, не
проявляются такие важные качества как инициативность, сила воли,
стрессоустойчивость, рефлексия собственных ошибок.
Прогрессивный уровень развития творческого потенциала отличается
тем, что у студента сформировано понимание ценности творчества, интерес к
различным видам творческой деятельности, стремление к самовыражению в
деятельности. Он также имеет достаточно знаний о сущности
педагогического творчества, творческой самореализации, проектировании
собственного творческого самопреобразования. Однако студенту недостаёт
стабильности творческой активности при возникновении затруднений,
умений извлекать опыт из собственных ошибок. Студент с оптимальным
уровнем развития творческого потенциала обладает ярко выраженной
мотивацией к творчеству. Он активен, инициативен, креативен, обладает
высоким уровнем силы воли и стрессоустойчивости, постоянно рефлексирует
свою деятельность, формируя опыт творческой деятельности. Он умеет
проектировать творческое самопреобразование и осуществлять деятельность
по развитию и наращиванию собственного творческого потенциала.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по проверке
эффективности модели развития творческого потенциала студентов в
процессе обучения в вузе» представлены разработанные и отобранные
диагностические методики, позволяющие выявить у студентов уровень
развития творческого потенциала как целостной структуры, так и каждого
его отдельного компонента; дано описание хода и результатов
экспериментальной проверки предлагаемой модели.
Опытно-экспериментальная работа по апробации и внедрению
авторской модели проводилась на базе ФГБОУ ВО «Волгоградский
государственный аграрный университет» в период с 2013 по 2017 г. В
эксперименте участвовали 143 студента (72 человека – экспериментальная
группа (Э); 71 человека – контрольная группа (К)) специальности 44.03.04 –
«Профессиональное обучение (по отраслям)».
Изучение результатов экспериментальной работы проводилось на
основе следующих диагностических средств: мотивационный компонент
творческого потенциала студента изучался с помощью авторской анкеты
отношений студентов к творчеству, творческой педагогической деятельности
и методики для диагностики учебно-профессиональной мотивации студентов
А.А. Реана и В.А. Якунина, модификации Н.Ц. Бадмаевой; состояние
развитости когнитивного компонента творческого потенциала студента
отслеживалось с помощью теста исследования уровня интеллекта
Р. Амтхауэра, авторского опросника «Изучение сформированности знаний о
творчестве, творческой самореализации педагога»; развитие операционного
компонента творческого потенциала испытуемых исследовалось с помощью
«Теста творческих способностей» Дж. Кинчера, опросника для определения
уровня креативности (Г.С. Никифоров, М.А. Дмитриева, В.М. Снетков);
эмоционально-волевой компонент творческого потенциала отслеживался с
помощью теста «Диагностика волевого потенциала личности» (В.Л. Хайкин),
теста «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых
условиях» (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк); рефлексивный компонент
творческого потенциала диагностировался с помощью теста «Самооценка
уровняонтогенетической рефлексии»(Н.П. Фетискин, В.В. Козлов,
Г.М. Мануйлов), методики диагностики самоактуализации личности
А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ); общее состояние
развитоститворческогопотенциаластудентовпедагогических
специальностей исследовался с помощью теста «Каков Ваш творческий
потенциал» (А.А. Деркач).
Результаты проведённой на констатирующем этапе эксперимента
диагностики, которые затем были проверены с помощью t-критерия
Стьюдента, показали, что в (Э) и (К) группах уровень развития творческого
потенциала находится в пределах первого низкого стартового уровня. У
большинства студентов обеих групп фиксировалось непонимание
значимости творческого потенциала в деятельности педагога, отсутствие
знаний о творчестве, творческом саморазвитии и самореализации,
проявление пассивности и несамостоятельности при решении учебных задач
творческого характера. Таким образом, полученные результаты убедили в
необходимости внедрения авторской модели.
Продолжениемконстатирующегоэтапаэкспериментастало
формирование команды единомышленников из числа преподавателей вуза,
подготовка к апробации модели. Для этого были проведены обучающие
семинары («Творческий потенциала будущего педагога профессионального
обучения в контексте требований ФГОС ВО», «Творческая деятельность
студентов как фактор интенсификации профессиональной подготовки
будущих педагогов»; «Моделирование процесса развития творческого
потенциала студентов в образовательном процессе аграрного вуза»;
«Современные методики развития креативности в рамках повышения
профессиональной компетентности педагога»), мастер-класс («Вверх по
лестнице успеха: компетентность, творчество, самореализация»), в ходе
которых освещались теоретические и методические аспекты процесса
развития творческого потенциала, конкретизировалась информация о
составляющих каждого блока модели развития творческого потенциала у
студентов педагогических специальностей вуза, уточнялись вопросы
использования на учебных занятиях психолого-педагогических приёмов по
развитию творческого потенциала в целом и каждого его компонента
(игровые, проблемно-творческие ситуации, творческие проекты, креативные
задания, микро-исследование и др.). На заседаниях кафедр «Иностранные
языки»,«Педагогикаиметодикапрофессиональногообучения»,
«Агротуризм и региональное краеведение», «Социально-культурный
сервис», центре «Профессиональная иноязычная коммуникация», отделениях
«Общественные дисциплины», «Специальные дисциплины», занятиях для
аспирантов, «кафедральных днях» проводилось обсуждение, взаимообучение
преподавателей по вопросам внедрения модели, что также помогло
выработать общую стратегию действия по реализации модели развития
творческого потенциала студентов педагогических специальностей.
На формирующем этапе эксперимента происходила апробация модели,
предусматривающая прохождение студентами последовательных трёх стадий
– анализ исходного состояния творческого потенциала, проектирование
творческого самопреобразования, реализация изменений в себе.
На первой стадии (III – IV семестры) на аудиторных занятиях в рамках
преподавания дисциплин «Общая и профессиональная педагогика»,
«Педагогическиетехнологии»,«Введениевпрофессионально
педагогическую специальность», «Психологические условия общения»,
«Основы вожатской деятельности», «Основы вожатского мастерства»,
«Иностранныйязык»,«Иностранныйязыкв профессиональной
коммуникации» происходила актуализация проблемы развития творческого
потенциала будущего педагога. В частности, на занятиях по дисциплине
«Введение в профессионально-педагогическую специальность» студенты
получали знания об особенностях педагогической деятельности и специфике
творческой педагогической деятельности. На занятиях по дисциплине
«Общая и профессиональная педагогика» участников эксперимента
знакомили с основами творческой самореализации педагога, раскрывали
аспекты инновационной педагогической деятельности.
В рамках внеаудиторной деятельности центральное место в модели
занимали занятия кружка «Педагогика + творчество = успех», где студенты
пополняли свои знания о творческой педагогической деятельности,
творческой самореализации педагога, развивали творческие способности и
качества. В частности, им предлагались апробированные и авторские
диагностические методики для выявления собственного творческого
потенциала, проблемно-творческие задания, нацеленные на раскрытие
личности студентов, проявление их индивидуальности, самобытности.
Большое внимание было уделено «Я-концепции» студента, рефлексии «Я-
реального с «Я»-идеальным, анализу собственных ошибок, недостающих
способностей и качеств для творческой самореализации в педагогической
профессии. С этой целью студентам были предложены проекты: «Мой
творческий идеал», в рамках которого участники эксперимента представляли
презентации творческих личностей (великих педагогов, художников,
музыкантов, общественных деятелей); «Творчество педагога – путь к
успеху», посвящённый педагогическим инновациям. Каждый проект
предусматривал рефлексивный блок (соотнесение себя-реального с себя-
идеальным).
Опираясь на современные разработки в области психологии, мы
заложили в модель такие средства развития творческого потенциала как
фрейминг, рефрейминг и прайминг. Эффекты этих явления активно
применяются в психоанализе, политологии, социологии, лингвистике с
целью активизации интереса и мотивации к чему-либо. Для педагогики
фрейминг, рефрейминг и прайминг представляют собой новые понятия,
однако описанные в научной литературе результаты использования данных
способов воздействия на восприятие и мышление людей убедили нас в
необходимости адаптации их в авторской модели развития творческого
потенциала студентов. Фрейминг (от англ «рамка») использовался нами для
задания студентам чёткого направления творческого поиска. Так, например,
вычленение из общей картины какой-либо проблемной педагогической
ситуации её отдельного фрагмента помогало студентам менять восприятие
данной малой зоны за счёт фокусировки внимания на отдельных
характеристиках, деталях фрагмента. То есть, предлагая ограничения
(фрейминг), создаётся возможность взглянуть на выделенный фрагмент
глубже, с разных точек зрения, более креативно.
Наряду с фреймингом, который условно можно назвать «путь к
воображаемому», в модели был использован и рефрейминг – «путь к
реальному». Творческий процесс, возникающий благодаря рефреймингу,
связан не с фокусировкой внимания на деталях того, что в рамке (фрейминг),
а с фокусировкой внимания на изменении контекста за поставленными
рамками. То есть студентам предлагается взглянуть на предложенные
педагогические проблемы (объяснение сложного учебного материала,
мотивация учеников к выполнению сложного домашнего задания,
активизация внимания во второй половине учебного занятия и т.п.) глазами
обучаемых, их родителей, педагога, министра образования, руководителя
предприятия и т.п. Суть рефрейминга как раз в том, чтобы создать
возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с другого ракурса,
переосмыслить её, найти творческие решения.
Ценным психолого-педагогическим средством развития творческого
потенциала студентов в нашей модели стал прайминг (от англ. prime –
инструктировать заранее, давать установку, натаскивать). Природу
прайминга психологи объясняют влиянием предшествующей информации на
последующую. В реальной жизни это действует следующим образом: если
студент последовательно находится в двух каких-либо ситуациях подряд, то
восприятие первой ситуации будет очень существенно влиять на отношение
этого студента ко второй ситуации, даже если между этими двумя
ситуациями нет никакой логической связи. В связи с этим прайминг в
авторской модели использовался как дополнительный мотиватор выбора
студентов именно в сторону творчества. Для этого каждой ситуации
включения студентов в творческую деятельность (решение проблемно
творческой задачи, поисково-исследовательская работа, творческий проект)
обязательно предшествовала ситуация, рассматриваемая нами как
предварительная подготовка, стимулирующая проявления творчества.
Дополнением к аудиторной и внеаудиторной формам развития
творческого потенциала студентов на данной стадии стала самостоятельная
внеучебная деятельность студентов. Сетевое взаимодействие (форумы:
«Педагогическое сообщество», «Новая школа», «Развитие», «Независимые
педагоги» «Авторские форумы» и др.; сообщества, web-сайты, чаты, e-mail
творческой направленности (международный творческий конкурс для
начинающих педагогов «Творческий проект»; всероссийские конкурсы
«Лучшая презентация к уроку»; «Лучший сайт (блог)»; «Внеклассное
мероприятие»; «Мой педагогический опыт» и др.)) позволяло студентам
более глубоко осмыслить значимость данной проблемы, пополнить
информацию о творческом потенциале педагога, развить творческие
способности и умения.
Вторая стадия (V – VI семестры) – проектирование творческого
самопреобразованиясталапродолжениемформирующегоэтапа
эксперимента. Аудиторная деятельность в рамках преподавания дисциплин
«Психологияпрофессиональногообразования»,«Педагогические
технологии», «Основы педагогического мастерства», «Основы личностного
саморазвития» способствовала дальнейшей актуализации проблемы развития
творческого потенциала будущего педагога. Так, например, на семинаре
«Педагогическая деятельность как пространство реализации индивидуальных
творческих способностей саморазвивающейся личности преподавателя» по
дисциплине «Основы педагогического мастерства» студенты вовлекались в
деловые и имитационные игры профессиональной направленности, в ходе
которых они развивали креативность, разрабатывали новые приёмы решения
педагогических проблем. Развитию творческого потенциала в целом и
каждого его компонента способствовал также ряд семинаров по дисциплине
«Основы личностного саморазвития». Темы этих семинаров следующие:
«Педагогическая деятельность как пространство индивидуальных творческих
способностей саморазвивающейся личности преподавателя»; «Педагог
высшей школы – творчески саморазвивающаяся личность»; «Особенности
саморазвития личности педагога»; «Саморазвитие личности преподавателя в
педагогической деятельности»; «Студент как творчески саморазвивающаяся
личность»; «Педагогическое творчество – процесс личностного саморазвития
педагога». Перечисленные семинары способствовали тому, что студенты
овладевали конкретными приёмами творческой деятельности. Так, например,
большой интерес у студентов вызвали методики самосозидания, рефлексии,
эффективного педагогического сотрудничества, разрешения конфликтов.
Реализация данных методик позволяла студентам проявить креативность,
интеллект, гибкость мышления, изобретательность, фантазию, воображение,
что в целом способствовало развитию творческого потенциала.
Кружок «Педагогика + творчество = успех» продолжил свою работу.
На занятиях мы использовали систему упражнений («А что, если….», «На что
похожи…», творческих заданий, интеллектуальных игр («Мозговой штурм»,
«Дай определение понятию», «Сконструируй оксюморон (парадоксальное
определение понятия)») и тестов для тренировки и развития творческих
способностей. Все они были направлены на то, чтобы студенты обратились не
к привычным способам мышления, а генерировали новые идеи, которые
затем можно было оценить и отобрать из них наиболее полезные для
дальнейшей педагогической деятельности. Кроме того, студентам было
рекомендованоразработатьиндивидуальныепрограммыразвития
творческого потенциала. С этой целью был предложен авторский
структурный шаблон как возможный вариант такой программы.
Помимо занятий кружка данная стадия, заложенная в модель развития
творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза, была
дополнена внеучебной самостоятельной деятельностью студентов (сетевое
взаимодействие, курсы, тренинги творческой направленности), а также
выходом студентов на практику в профессиональные колледжи.
Непосредственно перед прохождением студентами педагогической практики
для участников эксперимента был проведен ряд мероприятий: организация
мастер-классов педагогов колледжей; знакомство с творческими работами
старшекурсников в рамках коллективно-творческого дела «Фестиваль
профессиональных идей»; круглый стол по обсуждению программы
прохождения студентами аграрного вуза педагогической практики,
формированию у них опыта именно творческой педагогической деятельности
(в рамках этого одним из заданий педагогической практики была разработка
и проведение творческого воспитательного мероприятия).
В ходе педагогической практики, а также по её завершению студенты
имели возможность обсудить возникшие проблемы, а также способы их
решения. С этой целью был проведён круглый стол «Современный колледж:
проблемы, поиски, решения, творчество».
Г лавными задачами третьей стадии – реализации изменений в себе (VII
– VIII семестры) было: развитие педагогических компетенций; дальнейшее
укрепление мотивации студентов к развитию собственного творческого
потенциала; углубление базы теоретических и методических знаний о
сущности творчества, творческой самореализации педагога; перевод
накопленных на предшествующих стадиях теоретических знаний в
практические творческие умения; закрепление стабильности рефлексивных
умений, работа по развитию волевых усилий и стрессоустойчивости
студентов в ситуациях полярности взглядов; оказание педагогической
помощи и поддержки студентам в реализации индивидуальных программ
развития творческого потенциала, включению в самопроцессы и различные
виды творческой деятельности.
Решению поставленных задач способствовало: включение студентов в
активную аудиторную (учебные занятия), внеаудиторную (занятия кружка,
практика), самостоятельная деятельность (научно-исследовательская работа,
участие в общественной творческой жизни вуза в рамках студсовета,
волонтёрского движения, участия в творческих проектах, конкурсах,
концертах, сетевом взаимодействии).
Так, например, большое значение для развития творческого потенциала
студентов (Э) группы приобрело участие в очном конкурсе «Шаг в
профессию» (2 студента); заочном конкурсе «Творческий педагог» (4
человека); творческих проектах «Креативное образование» (12 студентов);
«Творчество педагога: путь к успеху» (8 человек); 3 человека попробовали
свои силы в областном конкурсе социальной рекламы; 8 студентов являются
членами студенческой молодежной организации «Патриот» и активно
пропагандируют социально ориентированные творческие мероприятия этой
организации; 5 студентов регулярно разрабатывают тематические творческие
концертные программы аграрного вуза; 4 человека (Э) группы являются
членами отряда волонтёров «Старт», поддерживающие творческие
инициативы молодёжи (проект «В формате Солнца», в ходе которого
студенты разрабатывали мероприятия и творческие акции по таким
направлениям как: пропаганда здорового образа жизни; спортивные
мероприятия местного, регионального, федерального и международного
уровней; защита окружающей среды и решение экологических проблем;
творческие мероприятия для воспитанников детских домов; разработка
творческой рекламы донорства; акции помощи животным).
Результаты итоговой диагностики, проведённой в конце эксперимента,
даны в диаграмме на рисунке 1.
□ Низкий
уровень
□ Средний
ш
О
уровень
(D□ Высокий
ct
уровень
S’
ш
с;
о
Уровень развития творческого потенциала студентов
Рисунок 1 – Итоговые результаты диагностики уровня развития
творческого потенциала у студентов (Э) и (К) на формирующем этапе
эксперимента
Произошедшие в ходе апробации авторской модели изменения
констатируют, что у студентов (Э) группы произошло более существенное по
сравнению с (К) группой повышение уровня развитости творческого
потенциала: с первого стартового уровня до третьего оптимального уровня.
Таким образом, полученные количественные и качественные
результатыэкспериментальнойработыдоказываютэффективность
разработанной модели развития творческого потенциала студентов
педагогических специальностей вуза.
В заключении диссертационного исследования подведены итоги,
подтвердившие правомерность выдвигаемой гипотезы и поставленных задач.
1. Современные условия нашего общества ориентируют высшее
образование на подготовку компетентного творческого педагога, эффективно
решающегосложныепроблемы,быстроперестраивающегосяв
изменяющемся мире, предлагающего собственные идеи, проявляющего
инициативность, креативность, способного интенсифицировать свою
деятельность за счёт хорошо развитого творческого потенциала.
2. Процесс развития творческого потенциала у студентов
педагогическихспециальностей вуза возможенбез кардинальной
перестройки системы вузовского обучения. Достаточным условием станет
внедрение специально разработанной модели, оптимизирующей креативную
среду вуза в единстве аудиторной, внеаудиторной и внеучебной
деятельности.
3. Предложенный диагностический инструментарий, соотносящийся с
компонентами творческого потенциала (мотивационный, когнитивный,
операционный, эмоционально-волевой, рефлексивный) позволил проследить
динамику постадийного изменения мотивации студентов, наращивания ими
теоретических и методических знаний о сущности творческой деятельности,
развитиявсебеактивности,креативностистрессоустойчивости,
рефлексивности. Переход студентов (Э) группы от первого к третьему
оптимальному уровню развития творческого потенциала подтвердил
эффективность разработанной модели и верность исходной гипотезы.
Результатыдиссертационногоисследованиярекомендуется
использовать в практической деятельности образовательных учреждений
высшего, среднего и дополнительного профессионального образования,
ориентированных на развитие творческого потенциала работников системы
образования, а также в рамках профессиональной подготовки будущих
педагогов по специальностям 44.03.01 – «Педагогическое образование»,
44.03.04 – «Профессиональное обучение (по отраслям)» и в процессе
повышения квалификации работников образования.
Перспективыдальнейшейразработкитемы.Проведенное
диссертационное исследование открывает направления дальнейшего
изучения затронутой проблемы: исследование корреляционной взаимосвязи
между компонентами творческого потенциала студентов педагогических
специальностей; конструирование креативной образовательной среды;
исследование влияния уровня развитости творческого потенциала на
результативность и успешность педагогической деятельности.
Актуальность темы исследования. Ментальность молодёжи XXI века прочно ассоциируется с такими ценностями сегодняшнего дня, как финансовая самостоятельность, статусное положение в обществе, престижная сфера труда, быстрое карьерное продвижение. Предпосылкой обретения перечисленными ценностями, безусловно, является хорошее образование в высшей школе. В свою очередь вузы, чутко реагируя на востребованность социума в успешных профессионально компетентных конкурентоспособных работниках, расширяют спектр своих услуг. Традиционный набор ЗУН (знания, умения, навыки) дополняется генерированием опыта практической деятельности, причём особой популярностью пользуются такие параметры личностных проявлений студентов, как: персональная самостоятельность и креативность, позволяющая искать выход из нестандартных ситуаций; критико- аналитический подход к любым явлениям и разумная напористость, дающая возможность молодому специалисту предлагать и отстаивать свои взгляды. Иными словами, в обозримом будущем обществу крайне необходим компетентный творческий специалист. Аргументация изложенной идеи имеет место в документах «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где культивирование творческих проявлений, таланта молодёжи России позиционируется как важнейшая функция образования.
В научных доктринах (А.А. Деркач, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Н.К. Сергеев и др.) стержневой чертой творческой личности отмечается творческий потенциал, развитие которого делает возможным вывести обучающихся на принципиально новый качественный уровень реализации себя в мире и мира в себе. Развитый творческий потенциал представляется универсальным инструментом для пробы себя в качестве новатора, творца, успешного предпринимателя и т.п.
практически в любой сфере человеческой деятельности.
Проработка аспектов, сопряжённых с модернизацией отечественного и
зарубежного высшего педагогического образования, а также динамикой методологических и теоретических проблем подготовки будущих педагогов показало отчётливую рельефность тенденции осознания необходимости развития творческого потенциала студента в условиях профессиональной подготовки вуза. При этом если в конце ХХ века потребность формирования творческого потенциала осознавалась в связи с процессами гуманизации и демократизациии, то XXI век чётко обозначил усиление значимости творческого потенциала специалиста (педагога) в связи с необходимостью повышения адаптации выпускников к постоянным социально-экономическим изменениям условий жизнедеятельности.
Осмысление теоретической базы знаний в контексте подготовки будущих учителей, а также практического опыта организации образовательного процесса в педвузах позволяет прийти к выводу, что развитие творческого потенциала способно максимально приблизить профессиональную подготовку к соответствию с новыми российскими и международными стандартами, социальными реалиями, сделав студента реальным субъектом обучения. Очевидность этого давно подтверждена практикой высшего образования как у нас в стране, так и во многих зарубежных странах. Считается, что именно творческий потенциал как часть личностно-профессионального потенциала даёт возможность выпускнику вуза инновационно решать разноплановые психолого-педагогические задачи.
Трудно переоценить ценность развития творческого потенциала для выпускников педагогических специальностей вузов, поскольку педагогическое творчество является своеобразным фундаментом труда педагога. И вполне логично, что в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01) чётко указана необходимость развития творческого потенциала студентов с целью реализации таких универсальных компетенций педагога, как «способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач» (УК-1); способность определять круг задач в рамках поставленной
цели и выбирать оптимальные способы их решения (УК-2); способности управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни (УК- 6)». Эффективное развитие творческого потенциала будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки вуза также повлияет на повышение уровня общепрофессиональной компетенции – «способности участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разработке отдельных их компонентов (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)» (ОПК-2) [142, с. 7-8]. В ФГОС, касающихся непосредственно педагогической деятельности (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 No544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», а также Приказ Минтруда России от 08.09.2015 No608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»), также убедительно прослеживается потребность развития творческого потенциала педагога с целью формирования таких необходимых профессиональных действий учителя, как «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни» [143, с. 10].
Степень разработанности темы исследования.
Ретроспективный анализ научных трудов выявил факт того, что идея о творческом потенциале человека всегда занимала философов, социологов, психологов и педагогов, что нашло воплощение в разнообразных концепциях, начиная с очень древних. На это указывают труды В.Ф. Гегеля, Р. Декарта, И. Канта, Ф. Ницше, Платона, Ф. Шеллинга, в педагогических исследованиях А.Ф. Дистервега, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Авторы по-разному определяют аспекты творчества, творческого потенциала личности, но общим в понимании этого феномена является то, что под ним подразумевается некая новизна, что-то оригинальное, действия не по шаблону.
Фундаментальное научное познание творческого потенциала личности, выполненное учёными, имеющими мировую известность (Дж.Рензулли, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, С. Роджерс, П. Торренс, Р. Стернберг, К. Тейлор, Э. Фромм и др.), привело к пониманию природы творчества как процессуально-личностной характеристики человека, сформировало парадигму о целостности и уникальности личности, о характерных качествах, присущих творческой личности.
История отечественной педагогики прослеживает длительный путь научных изысканий относительно творческого потенциала личности. В 70-х гг. XX в. проводились глубокие исследования специфики творчества, характеристик творческой натуры, акта творчества, изучались разнообразные стили, виды, формы творческого труда. При этом оцениванию подвергался не столько результат творца, обладающий индивидуальной уникальностью, сколько импульсы, источники вдохновения и сам творческий акт, мотивирующие творческие начала личности. Непосредственно это зачастую в научных трудах и предстаёт как «творческий потенциал». Далее, с начала 80-х гг. творческая деятельность всё более штудируется сквозь призму профессиональной деятельности, сопоставляется с источником и двигателем
саморазвития и профессионального мастерства личности.
Педагогика, как любая фундаментальная наука, решала проблему
творческого потенциала личности на теоретико-концептуальном и опытно- экспериментальном планах. Общеметодологический фундамент постижения творческого потенциала заложен философами (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, М.А. Блох, С.О. Грузенберг и др.), внёсших значительный вклад в разработку идей одарённости, гениальности, творческой активности; (Г.С. Батищев, B.C. Библер, М.С. Каган, Б.М. Кедров и др.), представивших содержательное осмысление различных граней проблемы творчества. Теоретические аспекты проблемы творческого потенциала личности анализируются в трудах психологов и педагогов:
– Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, Э.А. Голубевой, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др., раскрывающих закономерности и принципы развития творческой личности, сущностные характеристики творческих способностей и условий их целенаправленного формирования;
– Е.В.Бондаревской, В.И.Загвязинского, И.Ф.Исаева, И.Б.Котовой, В.А.Кан-Калика, М.М.Поташника и др., разработавших концептуальные положения об общих и специфических особенностях творческой педагогической деятельности;
– Е.А. Климова, С.В. Кульневича, М.И. Ситниковой, О.В. Щелкуновой, И.М. Яковенко и др., представивших положения о специфике творчества и инновационной деятельности педагога.
Особо следует отметить работы В.И. Андреева, С.Н. Бегидовой, Е.А. Воробьёвой, Д.А. Горбачёвой, Э.Ф. Зеер, А.В. Мудрика, К.В. Петрова,
Н.К. Сергеева,
посвящённых
потенциала,
непрерывному педагогическому образованию, становлению и творческому
В.В. Серикова, В.А. Сластенина, А.В. Тутолмина и др., развитию творческой компетентности, творческого творческой деятельности, профессиональному росту, саморазвитию педагога. Благодаря этим исследованиям внесён существенный вклад в разработку проблемы развития творческого
потенциала студентов педагогических специальностей в высшей школе. Опытно-экспериментальные подступы развития творческого потенциала личности проложены образовательными учреждениями, работающими по авторским программам, оригинальным методикам,
эксклюзивным курсам, профилям обучения и т.п.
Оценка современного состояния в социально-педагогической сфере
помогла нам выдвинуть несколько противоречий:
– между реальной готовностью выпускников вузов к продуктивной
работе по избранной профессии и ожиданиями общества работника, способного к генерации нового;
– между ростом объективной значимости развития творческого потенциала у будущего педагога и дефицитом теоретико-прикладных моделей профессионального обучения в вузе, срабатывающих именно в поле проявлений творчества педагога, организации процесса развития творческого потенциала;
– между необходимостью развития творческого потенциала студентов в условиях вуза и неудовлетворительной рефлексией данной миссии, отсутствием обратной связи со стороны студентов.
Соответственно, означенные противоречия, актуальность и реальная потребность в развитии творческого потенциала студентов вузов задали проблему исследования, которая видится в минимальной оснащённости вузов практико-ориентированными моделями развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей.
Острота проблемы предопределила тему диссертационного исследования: «Развитие творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки педагога».
Решение проблемы исследования составляет его цель: обнаружить и аргументированно описать предпосылки, подходы и средства развития творческого потенциала студентов вуза; создать и экспериментально опробовать модель развития творческого потенциала студентов
педагогических специальностей.
Объект исследования: профессиональная подготовка будущих
педагогов в вузе.
Предмет исследования: развитие творческого потенциала студентов
педагогических специальностей в процессе аудиторной, внеаудиторной работы и внеучебной деятельности.
Гипотезу исследования исходит из предположений о том, что развитие творческого потенциала студентов вуза будет эффективным, свидетельством чего станет переход студентов к более высокому уровню развития творческого потенциала, если:
– считать процесс развития творческого потенциала как единство внешней и внутренней его составляющих: внешняя составляющая подразумевает реальное воплощение вариативности образования, моделей, способов и технологий организации профессиональной подготовки, нацеленных на творческую самореализацию, а внутренняя составляющая процесса развития творческого потенциала воспроизводит его рефлексивную суть;
– использовать моделирование процесса развития творческого потенциала студентов, что даст им возможность изучить и осознать собственные творческие ресурсы, актуализировать нацеленность на профессионально творческое саморазвитие и самореализацию, а также утвердиться в формах, методах и средствах наращивания творческого потенциала;
– диагностировать уровень развития творческого потенциала студента, опираясь на динамику его мотивации, наличие стремления к творческой педагогической деятельности; выстроенность знаний о природе и смысле этого процесса; запасе умений к творческой педагогической деятельности, выраженности эмоционально-волевых качеств к развитию творческого потенциала; и готовности к контролю/самоконтролю успешности творческой
самореализации педагога.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики творческого потенциала личности на междисциплинарном уровне с целью конкретизации данного понятия в педагогике.
2. Обосновать модель развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей в условиях подготовки в вузе, экспериментально проверить её эффективность.
3. Разработать диагностический инструментарий, дающий возможность исследовать динамику развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– определены сущностные характеристики творческого потенциала как необходимой структурой личности будущего компетентного педагога, отражающей степень возможности самореализации творческих способностей и компетенций в педагогической деятельности, ориентированной на получение продуктивного гуманистического результата;
– обоснована модель развития творческого потенциала студентов, состоящая из целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативно-оценочного блоков, раскрывающая постадийное развитие творческих способностей, умений, креативности в целом (активность, инициативность, любознательность, стремление к новизне, гибкость поведения, критическое мышление, высокий уровень интеллекта студентов, нацеленность на творческую педагогическую деятельность, творческую самореализацию) в условиях профессиональной вузовской подготовки будущих компетентных педагогов, реализуемая единством аудиторной, внеаудиторной работы и внеучебной деятельности, оснащённая современными средствами развития творческого потенциала (фрейминг, рефрейминг, прайминг); – разработан диагностический инструментарий, способствующий
вычислению уровней развития творческого потенциала у студентов (первый «стартовый», второй «прогрессивный», третий «оптимальный»), фиксации изменений по критериям (мотивационный, когнитивный, операционный, эмоционально-волевой, рефлексивный) и показателям: понимание ценности творчества, интерес к различным видам творческой деятельности, мотивы достижения успеха, самовыражения, личной значимости творческого потенциала; сформированность теоретических и методических знаний о сущности творчества, творческой деятельности, творческой самореализации; наличие творческих способностей, умений, личностных качеств, опыта творческой деятельности; стабильность творческой активности при возникновении затруднений; контроль/самоконтроль успешности развития творческого потенциала.
Теоретическая значимость исследования сводится к:
– конкретизированное понятие «творческий потенциал личности» и установленные компоненты данного процесса расширяют теорию высшего педагогического образования, развивают научные представления о творческом потенциале будущего педагога;
– разработанная модель развития творческого потенциала студентов дополняет теоретические представления педагогической науки благодаря конкретизации стадий развития творческого потенциала (анализ исходного состояния → проектирование творческого самопреобразования → реализация изменений в себе), актуализации определённых условий, культивирующих креативную атмосферу вуза (внедрение учебных программ, нацеленных на творчество; организация многообразия видов творческой деятельности; наличие субъект-субъектного сотрудничества преподавателей и студентов на уровне диалога, сотворчества);
– предложенный диагностический инструментарий, подтвердив свою эффективность в ходе экспериментальной проверки процесса развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей аграрного вуза, может быть полезен для грядущих поисков, сопряжённых с
творческостью субъектов образования.
Работа предоставляет ресурсы для изучения спектра педагогических
проблем относительно взращивания конкурентоспособных творческих трудящихся.
Практическая значимость исследования для выпускников по специальностям 44.03.01 – «Педагогическое образование»; 44.03.04 – «Профессиональное обучение (по отраслям)» лежит в русле оптимизации готовности педагогов к творческой работе. Модель развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей вузов, прикладной материал диссертации (рабочая программа кружка «Педагогика + творчество = успех»); информационно-методические наработки по организации развития творческого потенциала студентов во время прохождения педпрактик могут стать полезными для вузов, учреждений дополнительного образования, средне-специальных образовательных организаций.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологической основой исследования являются: доктрина о беспрерывном образовании личности (Б.С.Гершунский, И.О.Елеференко, В.И. Журавлев, И.С. Кон, К.В. Петров, Н.К. Сергеев и др.); аксиологический (В.А. Кан-Калик, Д.А. Горбачёва, В.А. Сластенин и др.), развивающий (Г.С. Альтшуллер, Г.И. Железовская, В.В. Давыдов и др.), компетентностный (Г.К. Паринова, А.В. Хуторской, В.А. Болотов, А.К. Маркова, и др.), личностно ориентированный (И.С. Якиманская, И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов, и др.), деятельностный (Л.С. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина и др.), системный (Г.П. Щедровицкий, В.И. Андреев, А.В. Тутолмин, и др.) подходы.
Теоретическую основу исследования представляют: система воззрений о высшем педагогическом образовании (И.С.Сергеев, И.А.Колесникова, А.М.Новиков, А.В.Коржуев, и др.); научные взгляды о содержании и направленности профессиональной подготовки (Е.А. Климов, С.И. Архангельский, Е.Н. Шиянов и др.); теория витальности образования, развития творческого потенциала (М.И. Башмаков, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Н.Э. Касаткина, К.В. Петров, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин и др.); концепция педагогического моделирования и проектирования (В.П.Беспалько, Е.В.Воробьёва, А.Н.Дахин, М.В.Кларин, А.М.Новиков, А.П. Панфилова, М.М. Поташник, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина и др.);
Л.С. Выготский, Р.М. Шамионов, (А.В. Мудрик, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Иванченко, С.А. Фёдоров, и др.), объясняющие объективную природу, закономерности и совокупность установок развития творческой личности, творческого потенциала студентов; научные труды в области
педагогического творчества (Е.А. Басин, В.И. Загвязинский, Г.А. Балл и др.). Задачи исследования послужили источником выбора следующих методов: научный анализ теоретических источников, педагогического опыта практической творческой деятельности; прогнозирование; моделирование;
диагностический мониторинг.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческий потенциал студента педагогических специальностей вуза определяется нами как необходимая структура личности компетентного педагога, отражающая степень возможности самореализации творческих способностей и компетенций в педагогической деятельности, ориентированной на получение продуктивного гуманистического результата.
2. Развитие творческого потенциала студента в вузе являет собой процесс динамичного присвоения студентом новообразований структуры личности будущего компетентного педагога (появление и/или наращивание: нацеленности на творчество; инициативности, критичности мышления; знаний, умений, опыта творческой деятельности; совокупности творческих способностей, обеспечивающих поиск, решение профессиональных задач, проблем, выхода из нестандартных ситуаций; системы эмоционально-
положения психологии (Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и др.) и педагогики И.П. Гладина, М.Н. Юрьева,
Л.А. Филимонюк волевых характеристик личности [творческое воображение, целеустремлённость, способность к риску, настойчивость, трудолюбие], обеспечивающие возможность профессиональной творческой деятельности, творческой самореализации. Развитие творческого потенциала студента вуза характеризуется единством внешней и внутренней его составляющих. Внешняя составляющая представляет собой создание креативной среды в системе организации профессиональной подготовки студентов, а внутренняя составляющая в виде рефлексии каждого студента обеспечивает процесс развития творческого потенциала осознанным результатом, совместив
ценности личности с профессиональной педагогической деятельностью.
3. Модель развития творческого потенциала студентов, состоящая из целевого, диагностического, процессуального и результативно-оценочного блоков, реализуемая постадийно через единство аудиторной, внеаудиторной работы и внеучебной деятельности студентов, построенная с использованием современных средств развития творческого потенциала (фрейминг, рефрейминг, прайминг), результатом которой является повышение уровня развития творческих способностей, умений, креативности в целом (активность, инициативность, любознательность, стремление к новизне, гибкость поведения, критическое мышление, высокий уровень интеллекта студентов, нацеленность на творческую педагогическую деятельность, творческую самореализацию), что позволяет добиться поставленной цели –
подготовки будущих компетентных педагогов.
4. Диагностический инструментарий, устанавливающий уровни
(первый «стартовый», второй «прогрессивный», третий «оптимальный») и соответствующие им критерии творческого потенциала студентов вуза: мотивация к творчеству во всех его видах, формах, проявлениях (понимание ценности творчества, интерес к различным видам творческой деятельности, мотивы достижения успеха, самовыражения, эмоциональной удовлетворенности, личной значимости творческого потенциала, склонности к самосовершенствованию); сформированность теоретических и методических знаний о сущности творчества, творческой деятельности, творческой самореализации; наличие творческих способностей и компетенций (соединений знаний, умений, личностных качеств, опыта творческой деятельности) для включения в творческую профессиональную деятельность; наличие эмоционально-волевых составляющих (стабильность творческой активности при возникновении затруднений) к развитию собственного творческого потенциала; контроль/самоконтроль успешности развития творческого потенциала (рефлексия результатов профессиональной
деятельности).
Достоверность и обоснованность результатов исследования
гарантируется тем, что положения и принципиально важные выводы опираются на закономерности, выявленные на междисциплинарном научном уровне; тождественностью итогов и выводов в теоретической и экспериментальной части исследования; высокой степенью соответствия количественных и качественных показателей, полученных на всех этапах исследования, стабильным характером выявленных закономерностей, верифицируемостью основных теоретических положений в практике обучения студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Работа проходила в период с 2012 по 2019 год и слагалась из трех этапов:
На первом этапе (2012 – 2013) собиралась фактическая информация о процессе развития творческого потенциала студентов, устанавливались имеющиеся противоречия в вузовской теории и практике обучения, уточнялись исходные теоретико-методологические подходы, анализировалась и оценивалась учебно-методическая документация. Далее была обозначена методология исследования, сформулирован понятийный аппарат работы, разработана программа опытно-экспериментального исследования.
На втором этапе (2013 -2016) осуществлялся анализ и теоретическое осмысление концептуальных направлений развития творческого потенциала
студентов вуза, конструировалась модель развития творческого потенциала студентов; осуществлялась опытно-экспериментальная работа, происходило накопление диагностических и аналитических данных, обобщение результатов исследования, озвучивание выводов, предварительная подготовка команды преподавателей – участников эксперимента, внедрение
авторской модели в реальные условия работы аграрного вуза.
На третьем этапе (2016 – 2019) дифференцировались качественные и количественные результаты проведённого эксперимента, осуществлялся анализ и оценка полученных эффектов и потерь опытно-экспериментальной работы, вносились уточнения и коррективы в саму модель развития творческого потенциала студентов педагогических специальностей аграрного вуза; продолжалась дальнейшая проверка на практике эффективности основных компонентов модели; выверялись материалы диссертации; представлялись к обсуждению на научно-практических конференциях основные выкладки работы, готовились публикации, определялись
направления для дальнейшей работы.
Апробация и внедрение итогов эксперимента реализовывалась в рамках
преподавательской деятельности на кафедрах «Педагогика и методика профессионального обучения», «Иностранные языки» в ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет». В выборке участвовали студенты квалификации «педагог профессионального обучения». Ключевые материалы работы прошли дискуссию и были одобрены на конференциях: на всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал повышения качества высшего профессионального образования» (Волгоград, 2015), научно-практической конференции «Проблемы современного аграрного образования: содержание, технологии, качество» (Волгоград, 2016), национальной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований в аграрно- промышленном комплексе: от теории к практике» (Волгоград, 2017), международной научно-практической конференции «Мировые научно- технологические тенденции социально-экономического развития аграрно- промышленного комплекса и сельских территорий» (Волгоград, 2018), международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук» (Белгород, 2017), XIII международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее» (Пенза, 2017), VII международной научно-практической конференции «Современная наука: проблемы и перспективы» (Ставрополь,
2017).
Принципиально важные позиции диссертационного исследования
изложены в 21 публикации автора.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!