Репродукция речевого диалогического взаимодействия в текстах пьес молодых драматургов Урала : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук : 10.02.01
Введение ………………………………………………………………………………………………………..4
Глава 1. Русский разговорный диалог и его стилизация в драматургических
текстах …………………………………………………………………………………………………………14
1.1. Разговорная речь и разговорный диалог: аспекты анализа ……………………….14
1.2. Принципы стилизации разговорной речи в художественном тексте ………….38
1.3. Драматургия «новой волны» и эстетическая конвенция Уральской школы
драматургии ……………………………………………………………………………………………….43
Выводы ……………………………………………………………………………………………………..55
Глава 2. Константы эстетической конвенции Уральской школы драматургии
…………………………………………………………………………………………………………………….58
2.1. Речевые приметы кризиса идентичности и кризиса кооперативной
коммуникации ……………………………………………………………………………………………58
2.2. Натуралистическая репродукция живого речевого существования …………..84
2.2.1. Приметы уральского произношения …………………………………………………84
2.2.2. Сниженные литературно-разговорные и просторечные единицы ………..94
2.2.3. Жаргонная лексика ……………………………………………………………………….. 106
2.2.4. Ненормативная лексика ………………………………………………………………… 108
Выводы …………………………………………………………………………………………………… 122
Глава 3. Молодые драматурги Урала в поисках идиостиля ……………………….. 125
3.1. Пьеса Александра Архипова «Дембельский поезд»: отступления от
натуралистической стилизации речевого существования …………………………….. 125
3.2. Пьесы Ярославы Пулинович ………………………………………………………………. 134
3.2.1. Динамика приемов статусно-ролевой речевой диагностики …………….. 135
3.2.2. Диалоги в пьесе «Тот самый день»: реалистическая репродукция
речевых партий персонажей …………………………………………………………………… 139
Выводы …………………………………………………………………………………………………… 152
Заключение ……………………………………………………………………………………………….. 155
Список использованных словарей русского языка ……………………………………. 157
Список литературы …………………………………………………………………………………… 159
Приложение 1. Сборники пьес молодых драматургов Урала …………………….. 187
Приложение 2. Драматурги школы Николая Коляды ……………………………….. 197
Приложение 3. Пулинович Ярослава. Наташина мечта: видеозапись
спектакля. Коляда-театр. Екатеринбург, 15.10.2019. ………………………………….. 200
Диссертационная работа посвящена исследованию текстов пьес молодых
драматургов Урала.
Чуткое ухо драматурга улавливает изменения, которые произошли в русской
речи на границе ХХ–ХХI веков [См.: Валгина 2003; Костомаров 1994; Кронгауз
2007; Русский язык сегодня 2000, 2003, 2004, 2006; Сиротинина 2007; Современный
русский язык 2008 и др.]. Особое внимание русисты уделяют «социальным
причинам происходящих изменений». Основные в ряду этих причин:
«демократизация русского общества, деидеологизация многих сфер человеческой
деятельности, антитоталитарные тенденции, снятие разного рода запретов и
ограничений» [Крысин 2008: 13; см. также: Купина 2015: 176–179]. В процессе
языковых изменений происходит «смягчение литературной нормы» [Норман 1998:
67], «допущение в литературный речевой оборот таких средств, которые до
недавнего времени считались принадлежностью некодифицированных подсистем
русского национального языка» [Крысин 2008: 15]. Отмечается «тенденция к
огрубению речи», которая проявляется «в значительном увеличении
употребительности на страницах газет, художественной литературы, в публичных
выступлениях политиков грубопросторечных слов типа сука, сволочь, падло,
подонок, гад и под., лексики, связанной с отношениями полов: трахать, трахаться,
кончить, давать, и даже обсценной лексики, которую нередко можно слышать с
кино- или телеэкрана и видеть на газетной полосе. Социальные причины подобного
огрубения речи очевидны: какова жизнь, таков и язык этой жизни» [Там же: 18; см.
также: Кронгауз 2007: 23–27].
Активные процессы происходят не только в литературном языке, но и внутри
нелитературных подсистем языка. Так, по наблюдениям лингвистов, просторечие–
1, или обнаруживающая связь с местными говорами речь необразованных горожан
старшего поколения, постепенно вытесняется просторечием–2. Носители
просторечия–2 – «горожане среднего и молодого возраста, имеющие незаконченное
среднее образование и не владеющие нормами литературного языка; их речь
лишена диалектной окраски и в значительной степени жаргонизирована» [Крысин
2008: 21].
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!