Синтаксические механизмы формирования экспрессивности (на примере предложений с русскими глагольными фразеологизмами с прототипической структурой перемещения)

Рычкова, Наталья Геннадьевна

Данное диссертационное исследование посвящено способам формиро-
вания синтаксической экспрессивности на примере предложений с предика-
тами ‒ глагольными фразеологизмами с прототипическим значением пере-
мещения. Форма таких предложений соответствует типовой синтаксической
структуре (далее ТСС) перемещения и включает в себя обязательные пози-
ции, выражающие субъект-агенс, предикат, объект перемещения, начальную
точку перемещения – директив-старт, конечную точку перемещения – дирек-
тив-финиш, а также трассу. Факультативным компонентом является инстру-
мент. Типовая семантика предложений с данной ТСС – «кто перемещает
что / кого откуда куда». Однако значение предложений с глагольными фра-
зеологизмами в роли экспрессивных предикатов претерпевает существенные
изменения: между формой и содержанием возникает несоответствие, которое
и служит основой для формирования переносных значений и экспрессивно-
сти. На базе предложений с прототипической структурой перемещения воз-
никают экспрессивные высказывания с акциональной, статальной, характе-
ризационной, реляционной, модусной и др. семантикой.
Объектом в настоящей работе являются предложения с русскими гла-
гольными фразеологизмами в роли экспрессивных предикатов, построенные
по типовой синтаксической структуре перемещения.
Предмет исследования – пути метафорических переносов значения
предложения от канонического значения перемещения в физической сфере в
другие сферы и характеристика способов формирования синтаксической экс-
прессивности.
Анализ проводится в направлении от формы к содержанию: вначале
выявляется круг глагольных фразеологизмов, структура которых соответст-
вует ТСС перемещения N1Ag VfDisloc N4Ob LEXDS LEXDF 1, а затем описываются
смыслы, передаваемые с их помощью.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью
изучения простого предложения как языкового знака – в единстве его плана
N1Ag – субъект-агенс, выраженный именем существительным или его аналогами в
форме Им. п., VfDisloc – предикат, выраженный глаголом перемещения в личной форме,
N4Ob – объект перемещения, имя существительное или его субститут в форме Вин. п.,
LEXDS – лексема, обозначающая директив-старт, начальная точка перемещения, LEXDF –
лексема, обозначающая директив-финиш, конечная точка перемещения. Директив-старт и
директив-финиш выражаются наречиями или разнообразными предложно-падежными
формами имен существительных, поэтому в схеме обозначаются символом LEX, т. е.
«лексема», без конкретизации способа их морфологического выражения. В структуру
пропозиции движения входят также транзитив, обозначающий трассу движения, и инст-
румент, указывающий на средство перемещения, однако эти компоненты крайне редко
реализуются в структуре ФЕ, поэтому мы отмечаем их только при необходимости.
выражения и плана содержания, а также с учетом особенностей его функ-
ционирования в речи и способа выражения предиката при помощи экспрес-
сивных единиц – фразеологизмов. В центре внимания находится в первую
очередь план содержания синтаксических единиц – синтаксическая семанти-
ка. Использование ресурсов «Национального корпуса русского языка» позво-
ляет проанализировать специфику употребления таких предложений в со-
временных текстах. Работа вписывается в круг исследований семантики и
структуры простого предложения на материале языков разных систем, кото-
рые проводятся в Новосибирском государственном университете и Институ-
те филологии СО РАН в рамках новосибирской синтаксической школы, соз-
данной М. И. Черемисиной. В работах О. В. Сокоровой [Сокорова 2006],
Ю. В. Болотиной [Болотина 2006], Е. С. Кузнецовой [Кузнецова 2006],
Е. Н. Сорокиной [Сорокина 2009], К. С. Хорук [Хорук 2010], Е. В. Томас
[Томас 2011], В. А. Горбуновой [Горбунова 2016], М. В. Дуровой [Дурова
2016] и др. описаны изосемические способы выражения определенной син-
таксической семантики. Наше исследование посвящено нестандартным реа-
лизациям ТСС перемещения – глагольным фразеологизмам, выступающим в
высказываниях в роли экспрессивных предикатов. Таким образом, работа
восполняет лакуны, имеющиеся в описании элементарного простого предло-
жения как основной единицы языка, способов ее реализации в речи и воз-
можных пределов структурного и семантического варьирования.
Новизну исследования составляет материал – предложения с фразео-
логическими единицами (далее ФЕ), которые впервые вовлекаются в круг
синтаксических исследований на основе моделирования их структуры и се-
мантики. Лексическая и грамматическая метафора как способ образования
новых значений подробно рассматривается в работах Н. Д. Арутюновой
[1979], Г. Н. Скляревской [1993], Ю. Д. Апресяна [1999], Е. В. Падучевой
[2004], Г. И. Кустовой [2005] и др. В данном исследовании впервые описаны
процессы метафоризации для определенного типа конструкций с прототипи-
ческой семантикой перемещения, выявлены пути и закономерности форми-
рования переносных значений и экспрессивности применительно к единицам
синтаксического уровня. Ставится вопрос об объеме представления ФЕ в
словаре, количестве компонентов, которые должны быть отражены в словар-
ной статье. Разрабатываются принципы лексикографического описания син-
таксической структуры предложения с ФЕ, на основе которых создаются
словарные статьи для словаря нового типа, учитывающего функционирова-
ние ФЕ в речи. Исследование носит комплексный характер: в нем разрабаты-

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Анна К. ТГПУ им.ЛН.Толстого 2010, ФИСиГН, выпускник
    4.6 (30 отзывов)
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помог... Читать все
    Я научный сотрудник федерального музея. Подрабатываю написанием студенческих работ уже 7 лет. 3 года назад начала писать диссертации. Работала на фирмы, а так же помогала студентам, вышедшим на меня по рекомендации.
    #Кандидатские #Магистерские
    37 Выполненных работ
    Анна С. СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова 2004, филологический, преподав...
    4.8 (9 отзывов)
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания... Читать все
    Преподаю англ язык более 10 лет, есть опыт работы в университете, школе и студии англ языка. Защитила кандидатскую диссертацию в 2009 году. Имею большой опыт написания и проверки (в качестве преподавателя) контрольных и курсовых работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    16 Выполненных работ
    Вирсавия А. медицинский 1981, стоматологический, преподаватель, канди...
    4.5 (9 отзывов)
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - ... Читать все
    руководитель успешно защищенных диссертаций, автор около 150 работ, в активе - оппонирование, рецензирование, написание и подготовка диссертационных работ; интересы - медицина, биология, антропология, биогидродинамика
    #Кандидатские #Магистерские
    12 Выполненных работ

    Другие учебные работы по предмету

    Репрезентация природного кода культуры в сказах П.П. Бажова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Деловое письмо 30-х гг. XX в. (на материале личных дел студентов): коммуникативно-стилистический аспект
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Лингвотекстологический анализ Псалтири дореформенной и пореформенной
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
    Речевые акты «Поздравление» и «Пожелание» в русской речи
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Словообразовательный потенциал сложносокращенных слов в современном русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Средства выражения акционального кода в русском языке
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
    Языковая репрезентация оппозиции «душа — тело» в произведениях Н.М. Кононова
    📅 2022год
    🏢 ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»