Система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования
Оглавление
Введение ……………………………………………………………
-23
Основная часть ……………………………………………………… 24-193
Глава 1. Теоретико-методологические особенности системы
подготовки специалиста креативных индустрий в условиях
информатизации среднего профессионального образования ……
-104
1.1. Теоретико-методологические основы системы подготовки
специалиста креативных индустрий ………………………………
-50
1.2. Особенности опережающей подготовки специалиста
креативных индустрий в условиях информатизации среднего
профессионального образования …………………………………
-77
1.3. Модель компетенций специалиста креативных индустрий в
системе СПО как основа опережающей подготовки
конкурентоспособных кадров ……………………………………… 78-104
Выводы по главе 1 ………………………………………………….. 105-106
Глава 2. Основы проектирования системы подготовки
специалиста издательского дела, как отрасли креативных
индустрий в системе среднего профессионального образования
-191
2.1. Доминирующие компоненты системы подготовки
специалиста креативных индустрий в условиях информатизации
среднего профессионального образования ………………………
-132
2.2. Организационно-педагогические условия
функционирования системы подготовки специалиста
креативных индустрий (на примере ГБПОУ Московский
техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина) .……………. 133-160
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по
внедрению системы подготовки специалиста креативных
индустрий в условиях информатизации среднего
профессионального образования …………………………………
-191
Выводы по главе 2 ………………………………………………… 192-193
Заключение …………………………………………………………
-197
Список литературы …………………………………………………
-231
Приложения …………………………………………………………
-274
Приложение А. Сравнительный анализ компетенций, трудовых
функций в нормативных образовательных документах …………
-265
Приложение Б. Модель компетенций специалиста креативных
индустрий на примере дизайнера………………………………… 266-267
Приложение В. Отзывы о сотрудничестве с ГБПОУ Московский
техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина ……………. 268-270
Приложение Г. Акты внедрения результатов исследования …… 271-274
Во введении определены объект, предмет и проблема исследования, обоснована актуальность, сформулирована цель, представлена гипотеза. На
основании сформулированной цели и выдвинутой гипотезы определены задачи исследования, описаны методологическая и теоретическая основы исследования, перечислены методы исследования, представлена опытно- экспериментальная база исследования. Обозначена научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, приведены этапы проектирования, апробации и внедрения полученных результатов. Сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические особенности системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования» доказано, что креативные индустрии обладают большим потенциалом в части развития рынка труда и обеспечения роста рабочих мест как в России в целом, так и в отдельных регионах, в связи с чем вопросы подготовки кадров для креативных индустрий приобретают важное значение для развития системы профессионального образования в контексте новых требований рынка труда; обосновано теоретико-методологическое обеспечение проектирования системы подготовки специалиста креативных индустрий; выявлены особенности опережающей подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО; спроектирована универсальная модель компетенций специалиста креативных индустрий, которая является основой опережающей подготовки квалифицированных кадров.
В параграфе 1.1 первой главы «Теоретико-методологические основы системы подготовки специалиста креативных индустрий» проведен анализ мегатрендов, задающих направления развития рынка труда. Определены наиболее востребованные работодателями универсальные и межпрофессиональные компетенции специалистов среднего звена. На основании сопоставления разных моделей и классификаций креативных индустрий, принятых в мире, для большего удобства при определении направлений подготовки для креативных индустрий в системе СПО в исследовании предложена детализированная автором классификация креативных индустрий для нужд СПО.
С учетом уточненной классификации проведен анализ потенциала развития креативных индустрий в части создания рабочих мест в России на основе открытых статистических и аналитических данных. Выявлено, что креативные индустрии обеспечивают развитие рынка труда, в том числе для наиболее уязвимых групп населения: женщины, молодежь, лица с ограниченными возможностями здоровья. Лидирующими отраслями российской креативной индустрии являются информационные технологии, реклама и издательское дело.
В качестве теоретико-методологических оснований системы подготовки специалиста креативных индустрий обосновано триединство системного, синергетического и деятельностного методологических подходов, а также их взаимодополняемость.
На основании системного подхода, с учетом особенностей реализации программ подготовки специалистов среднего звена проектируется
педагогическая система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО.
С целью внедрения в практику системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО обоснована методология синергетического подхода. Он позволяет обеспечить обоснованную иерархию элементов в проектируемой образовательной системе, ее самоорганизацию и саморазвитие.
Деятельностный подход дает возможность рассматривать основные деятельностные компоненты с единых методологических позиций, раскрывая тем самым природу взаимодействия обучающего и обучающегося; проектирование образовательного процесса подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО осуществляется в соответствии с необходимыми и достаточными компонентами видов деятельности человека в условиях цифровых процессов.
В параграфе 1.2 первой главы «Особенности опережающей подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования» были определены основные особенности опережающей подготовки специалистов креативных индустрий в СПО, а также сформирован состав ключевых компонентов опережающей подготовки специалиста креативных индустрий на уровне образовательной организации СПО, к которым мы отнесли образовательную среду, алгоритм формирования компетенций специалиста креативных индустрий и систему повышения квалификации преподавателей.
Гетерогенность креативных индустрий и неопределенность будущих профессий в данной сфере являются факторами, оказывающими значительное влияние на опережающую подготовку специалистов этой сферы деятельности. Для оценки состава и объема рынка труда креативных индустрий описана методология «Креативного трезубца» (Creative Trident).
Креативные индустрии не выделены как отдельное направление в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Установлено, что рамках СПО подготовка соответствующих специалистов осуществляется не менее, чем по десяти укрупненным группам специальностей. Проведен анализ существующих федеральных государственных образовательных стандартов СПО на предмет их соответствия стратегическим документам развития РФ и актуальным запросам рынка труда в сфере креативных индустрий.
В параграфе 1.3 первой главы «Модель компетенций специалиста креативных индустрий в системе СПО как основа опережающей подготовки конкурентоспособных кадров» спроектирована модель компетенций специалиста креативных индустрий в рамках подготовки специалистов среднего звена (рис.1). Она совместима с существующим нормативно-правовым полем, обеспечивает подготовку специалистов в соответствии с текущими и перспективными ожиданиями работодателей в условиях неопределенности и гетерогенности рынка труда в сфере креативных индустрий, а также универсальна в пределах охвата всех сфер укрупненных
секторов креативных индустрий и эффективно реализуема в условиях информатизации СПО.
Рис.1. Укрупненная модель компетенций специалиста креативных индустрий в системе СПО
Актуальность кластеров данной модели компетенций специалиста креативных индустрий обоснована в параграфах 1.1, 1.2. Для наполнения каждого из трех кластеров в работе указаны нормативные документы и объекты извлечения информации. Детализация кластеров универсальных и межпрофессиональных компетенций не зависит от специфики будущей профессии в сфере креативных индустрий, эти компетенции являются общими для всех отраслей креативных индустрий. Цифровые компетенции распределены по трем данным кластерам.
Для наполнения кластера профессиональных компетенций в соответствии с существующими нормативными документами системы образования, а также с целью гармонизации качества подготовки кадров с ожиданиями работодателей был проведен анализ и детализация профессиональной деятельности на уровне отраслей креативных индустрий и их конкретных специальностей на примере издательского дела.
Во второй главе «Основы проектирования системы подготовки специалиста издательского дела как отрасли креативных индустрий в системе среднего профессионального образования» определены основные элементы системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования. По результатам анализа профессиональной деятельности современного специалиста издательского дела был разработан актуальный кластер профессиональных компетенций данного специалиста, который был встроен в универсальную, заявленную в параграфе 1.3. модель компетенций специалиста креативных индустрий. В ходе проведенного исследования разработана открытая динамическая система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО, позволяющая разрешить противоречия между существующим состоянием среднего профессионального образования и запросами развивающегося рынка труда в сфере креативных индустрий.
В параграфе 2.1. второй главы «Доминирующие компоненты системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования» рассмотрено в целом педагогическое проектирование системы подготовки специалиста креативных индустрий на примере специалиста издательского дела, а также описаны доминирующие компоненты заявленной нами системы.
Проектируемая система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО (рис.2) подчинена реальным потребностям работодателей в сфере креативных индустрий, интересам обучающихся и педагогов и учитывает особенности гетерогенного рынка труда и возможности системы среднего профессионального образования и конкретной образовательной организации. Система спроектирована с учетом как факторов, определяющих специфику рынка труда в сфере креативных индустрий, так и имеющихся в настоящее время институциональных рисков в системе среднего профессионального образования. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на организацию опережающей подготовки кадров на уровне образовательной организации. С другой стороны, на образовательную организацию воздействуют процессы цифровой трансформации образования, то есть глубинные преобразования, связанные с модернизацией технологической инфраструктуры, содержания образования и дидактических принципов. К ключевым элементам опережающей подготовки специалиста креативных индустрий мы отнесли ЭИОС учреждения, алгоритм формирования компетенций специалиста креативных индустрий и систему непрерывного повышения квалификации преподавателей СПО. Одним из главных условий проверки жизнеспособности ключевых элементов опережающей подготовки специалиста креативных индустрий является модель компетенций такого специалиста, поскольку она: является инструментом актуализации требований к образовательным результатам; обеспечивает адекватность разработки и реализации педагогических проектов; определяет выбор производств для осуществления учебно- производственной деятельности.
Система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО разработана с учетом теорий педагогического проектирования и педагогических систем, отвечает принципам гармонии запросов всех участников образовательного процесса, вариабельности способов достижения образовательных результатов, а также цифровой обеспеченности образовательного процесса.
Рис 2. Система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО
В параграфе 2.2. «Организационно-педагогические условия функционирования системы подготовки специалиста креативных индустрий (на примере ГБПОУ Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина)» определен весь возможный комплекс организационно-педагогических условий эффективного функционирования системы подготовки специалиста креативных индустрий с учетом особенностей ГБПОУ Московского техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина. Выделены следующие организационно-педагогические условия,
которые наиболее значимо влияют на процесс подготовки специалиста креативных индустрий: нормативно-правовые условия; информационно- методическая обеспеченность образовательного процесса, актуальная электронная информационно-образовательная среда; необходимый и достаточный уровень компетентности преподавательского состава; необходимый и достаточный уровень компетентности административно- управленческого персонала; необходимый и достаточный уровень готовности членов педагогического коллектива к изменениям; материально-техническое обеспечение образовательного процесса подготовки специалиста креативных индустрий; проектно-ориентированная административно-управленческая структура образовательной организации; дидактические условия реализации образовательных программ, а также возможности и механизмы взаимодействия с внешней средой.
Путем экспертного оценивания (рис.3) была определена совокупность организационно-педагогических условий и степень их сформированности в учреждении, а также определена группа организационно-педагогических условий, корректировка которых позволит наиболее эффективно внедрить систему подготовки специалиста креативных индустрий. В эту группу включены следующие условия: актуальная внутренняя ЭИОС, необходимый и достаточный уровень компетентности преподавательского состава, дидактические условия реализации образовательных программ.
Рис.3. Совокупность эффективность организационно-педагогических условий внедрения системы подготовки специалиста креативных индустрий
В параграфе 2.3. «Анализ результатов экспериментальной работы по внедрению системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования» осуществлена проверка спроектированной системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО по ряду критериев, которые являются объективными показателями образовательных результатов обучающихся: сформированность у обучающихся универсальных, межпрофессиональных и профессиональных компетенций специалиста креативных индустрий, проявленных ими при реализации комплексных педагогических проектов; результаты участия обучающихся в
2015-2016 уч.г.
Не прервется связь поколений 0 1 Музеи. Парки. Усадьбы 1 0
2019-2020 уч.г.
12 7 5 7
метапредметных олимпиадах; результаты защиты выпускных квалификационных работ; результаты демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills; показатели трудоустройства выпускников на предприятия сферы креативных индустрий.
Всего в проводимом эксперименте приняло участие 1044 обучающихся. В экспериментальную группу (ЭГ) вошло 864 человека или 83% от общего числа, в контрольную группу (КГ) вошло 180 человек или 17%. Сформированность универсальных и межпрофессиональных компетенций участников ЭГ подтверждается динамикой результатов участия в городских метапредметных олимпиадах (табл. 1). В КГ такой динамики не установлено.
Динамика участия обучающихся ЭГ в метапредметных олимпиадах
Таблица 1.
Результаты участия по учебным годам / Название олимпиады
Кол-во победителей, чел.
Кол-во призеров, чел.
Кол-во победителей, чел.
Ко-во призеров, чел.
В 2015-2016 учебном году доля выпускных квалификационных работ (ВКР), выполненных по заказам организаций, составила 25%, в 2019-2020 учебном году значение этого показателя достигло 100%. Сравнительный анализ результатов публичной защиты ВКР за период 2015 – 2020 гг. участников экспериментальной и контрольной групп также демонстрируют эффективность системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО (табл.2).
Динамика результатов защит выпускных квалификационных работ в КГ и ЭГ Таблица 2.
Учебный год
2015- 2016 2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020
Оценка на защите ВКР в % от числа выпускников
«5» «4» «3» («отлично») («хорошо») («удовлетворительно)
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
13% 14% 18% 7% 44% 10% 9% 28% 7% 7% 47% 12% 9% 41% 6%
21% 17% 17% 18% 19% 2% 30% 18% 8% 18% 6% 2% 20% 22% 2%
Уровень квалификации выпускников ЭГ, достигнутый в системе подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО способствует не только успешному трудоустройству в организации креативной сферы, но и организации собственного бизнеса или собственной профессиональной деятельности в рамках самозанятости или портфельной
занятости (рис.4). Существенной положительной динамики в КГ по показателям трудоустройства не наблюдается.
Рис. 4. Динамика распределение выпускников ЭГ по каналам занятости
В заключении представлены результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Проведенное исследование позволило не только решить задачи, имеющие существенное значение для теории педагогики в рамках реализации среднего профессионального образования, но и разработать систему подготовки специалиста креативных индустрии в условиях информатизации СПО, а также подтвердить ее эффективность при наличии соответствующих организационно-педагогических условий.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Определены теоретико-методологические основы системы подготовки специалиста креативных индустрий. Креативные индустрии имеют существенный потенциал для развития экономики РФ. Подготовка кадров для креативных индустрий приобретает важное значение, определяя эволюцию СПО в контексте новых требований рынка труда и цифровой трансформации общества. Теоретико-методологическая основа подготовка специалиста креативных индустрий представляет собой триединство системного, синергетического и деятельностного подходов.
2. Выявлены особенности, оказывающие наибольшее влияние на опережающую подготовку специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО, к которым относятся: актуальность нормативно- правового поля; механизмы эффективного взаимодействия учреждений СПО и работодателей в сфере креативных индустрий; наличие системных практик и востребованных моделей повышения квалификации преподавателей СПО,
Динамика распределения выпускников экспериментальной группы по каналам занятости
участвующих в подготовке кадров для креативных индустрий; унифицированные дидактические и методические основы цифрового профессионального образования.
3. Разработана актуальная модель компетенций специалиста креативных индустрий на примере специалиста издательского дела, включающая в себя универсальные, профессиональные и межпрофессиональные компетенции. Эта модель не противоречит действующему нормативному обеспечению профессионального образования и покрывает существующие дефициты профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО.
4. Обоснованы основные элементы системы подготовки специалиста креативных индустрий. Система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО включает в себя следующие компоненты: факторы, влияющие на опережающую подготовку специалиста креативных индустрий, процессы цифровой трансформации образования, а также непосредственно учреждение среднего профессионального образования, реализующее ключевые элементы опережающей подготовки специалиста креативных индустрий. Разработанная система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО является динамичной и саморазвивающейся, позволяет разрешить существующие противоречия между запросами экономики на квалифицированных специалистов в сфере креативных индустрий и готовностью системы СПО обеспечивать опережающую подготовку кадров.
5. К основным ресурсам электронной информационно-образовательной среды колледжа относятся нормативные, материально-технические, кадровые, информационные и информационно-методические, образовательные и финансовые ресурсы. Совокупность данных ресурсов ЭОИС является одним из инструментов формирования актуальных цифровых и межпрофессиональных компетенций будущего специалиста креативных индустрий.
6. Выявлены организационно-педагогические условия внедрения системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего профессионального образования: нормативно- правовая база, актуальная внутренняя электронная информационно- образовательная среда, необходимый и достаточный уровень компетентности преподавателей, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, дидактические условия реализации образовательных программ, информационно-методическая обеспеченность, проектно-ориентированная организационная структура учреждения СПО, возможности и механизмы взаимодействия с внешней средой, необходимый и достаточный уровень компетентности административно-управленческого состава, необходимый и достаточный уровень готовности педагогического коллектива к изменениям.
Система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях информатизации СПО полностью реализована в ГБПОУ «Московский техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина и верифицирована анализом результатов контрольной и экспериментальной групп. Критерии
проверки системы определены
результатами обучающихся и трудоустройства. Отдельные результаты исследования были внедрены в образовательный процесс ГБПОУ города Москвы «ОГК «Столица», ГБПОУ Ярославской области «Рыбинский полиграфический колледж». Полученные результаты одобрены и рекомендованы представителями работодателей к использованию в образовательном процессе при подготовке кадров для креативных индустрий.
В то же время, проведенное нами исследование не исчерпывает в полном объеме рассматриваемую нами проблему. Ее дальнейшее изучение может быть представлено в направлении более детального анализа сферы креативных индустрий, выявления актуального поля профессиональной деятельности специалистов других секторов креативных индустрий, например, специалистов по рекламе, специалистов по разработке высокотехнологичных продуктов и т.п., а также апробации данной системы для других отраслей экономики.
Актуальность исследования. Среднее профессиональное образование
является системой воспроизводства профессиональных кадров для различных
индустрий и лежит в основе развития экономики, способствуя формированию
человеческого капитала – одного из ключевых факторов
конкурентоспособности предприятий. Форма, содержание и результат
профессионального образования находится под влиянием глобальных
трендов, обусловливающих трансформацию рынка труда, таких как
непрерывное развитие технологий, демографические изменения,
возникновение новых социально-экономических условия и другие. Наиболее
значительными тенденциями, или иначе мегатрендами, определяющими
необходимость поиска новых подходов к подготовке квалифицированных
специалистов в системе среднего профессионального образования (далее
СПО), являются повышение спроса на высококвалифицированную рабочую
силу, начало цифровой трансформации общества, образования и бизнесов, а
также изменение характера работы. По прогнозам экспертов-футурологов,
65% детей, обучающихся с 2020 года в начальной школе, будут работать по
профессиям, которые не существуют в настоящее время.
Сокращение жизненного цикла профессий, даже наиболее
востребованных в определенный момент времени, появление новых
актуальных профессий, а также стремительная эволюция индустрий
обуславливает неопределенность рынка труда и, как следствие,
необходимость наличия у будущих специалистов ряда универсальных,
межпрофессиональных и новых профессиональных компетенций.
В условиях креативной экономики, в которой одним из наиболее ценных
ресурсов становится интеллектуальная собственность, основанная на
генерации новых идей, наиболее значительная роль принадлежит секторам,
которые синтезируют сферы культуры, бизнеса и технологий. Их относят к
креативным индустриям. В различных странах приняты разные модели и
классификации креативных индустрий. К укрупненным секторам креативных
индустрий можно отнести креативное прикладное творчество (включает в
себя продажу произведений искусств и антиквариата; народные промыслы;
издательскую деятельность; дизайн; рекламу и др.), исполнительские и
визуальные виды искусства (к ним относятся танец, музыка, опера, театр,
фотография, кинопроизводство, видеопроизводство и др.), а также креативные
технологии, в том числе цифровые медиа, программное обеспечение, игры,
графический и анимационный дизайн и др.).
Российские и международные эксперты, в том числе аналитический
центр при Правительстве Российской Федерации (2017 год), Европарламент
(2019 год), Евростат (2019 г.) и другие, отмечают высокий потенциал
креативных индустрий как ресурса в создании новых рабочих мест. Так, во
всем мире по итогам 2019 года в сфере креативных индустрий занято 29,5 млн.
человек, что составляет 1% активного трудоспособного населения. В России к
2025 году прогнозируется четырехкратный рост доли креативных индустрий
в структуре внутреннего валового продукта по сравнению с 2017 годом. В г.
Москва в 2017 году 17% рабочих мест создано компаниями,
специализирующимися в креативных индустриях, и эта доля ежегодно растет.
Данный тезис свидетельствует о высоком запросе со стороны рынка труда на
специалистов креативных индустрий, в связи с чем вопрос подготовки
высококвалифицированных кадров в этой сфере является актуальным для
системы профессионального образования.
Одновременно с бурным ростом информатизации и процессами
цифровой трансформации (в том числе и образования), рынок труда в сфере
креативных индустрий характеризуется высокой степенью гетерогенности
(которая в данном случае понимается нами как наличие различных
направлений деятельности, профессий и способов построения карьеры). В
соответствии с методологией «Креативного трезубца», разработанной
австралийскими исследователями в 2010 году и получившей широкое
распространение в мире при расчете объема рынка труда в сфере креативных
индустрий, к специалистам креативных индустрий можно отнести (а)
специалистов творческих / креативных профессий и тех, кто занят созданием
креативных продуктов и услуг непосредственно внутри креативных
индустрий; (б) специалистов творческих / креативных профессий, занятых в
других отраслях; (в) специалистов не творческих / не креативных профессий,
но занятых в креативных индустриях и обеспечивающих осуществление
сопутствующих функций (управление, бухгалтерский учет, техническая
поддержка и т.д.).
Информатизация и цифровая трансформация производств и целых
секторов экономики, включая креативные индустрии, должна находить
отражение в системе воспроизводства кадров, какой является среднее
профессиональное образование. Это касается не только технологий
формирования конкретных цифровых компетенций у будущих специалистов,
но и в целом создания цифровой образовательной среды как совокупности
административно-педагогических условий и технологической
инфраструктуры. В свою очередь, создание цифровой образовательной среды
является одним из этапов цифровой трансформации среднего
профессионального образования, конечная цель которой – достижение
обучающимися образовательных результатов, необходимых для цифровых
производств и в целом для цифровой экономики.
Современное профессиональное образование должно отвечать задачам
опережающей подготовки кадров для ключевых отраслей экономики и сфер
деятельности, к которым сегодня можно отнести креативные индустрии.
Однако в постсоветской системе профессионального образования,
построенной на наследии советских профессионально-технических училищ и
техникумов, ориентированных на индустриальную экономику СССР, до
настоящего времени не завершена перестройка под задачи
постиндустриального общества и креативной экономики. Подготовка кадров
по востребованным и перспективным направлениям ведется на базе
образовательных институций, которые до сих пор опираются на фундамент,
заложенный в индустриальную эпоху. Несовершенство нормативно-
правового поля, регулирующего профессиональное образование, медленное
обновление содержания федеральных государственных образовательных
стандартов среднего профессионального образования в соответствии с
современными и перспективными потребностями рынка труда, а также
сложности в обеспечении образовательного процесса педагогическими
кадрами с актуальным уровнем квалификации, недостаточность
используемых технологий, средств и методов опережающей подготовки в
условиях информатизации СПО,– создают определенные вызовы для всей
системы СПО.
Вопросы опережающей подготовки конкурентных специалистов
среднего звена (далее специалистов) в системе профессионального
образования с учетом практики международного движения по развитию
профессионального мастерства WorldSkills широко обсуждаются в научных и
педагогических сообществах. Вклад в разработку данной темы внесли ученые-
практики: Л.А. Карпенко, М.А. Иванова, В.В. Вертиль и др. Они анализируют
систему подготовки обучающихся к чемпионатам профессионального
мастерства, промежуточной и итоговой аттестации в форме
демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills как инструмент
повышения конкурентоспособности выпускников СПО.
Исследования в области формирования актуальной компетентностной
модели выпускника СПО в сфере креативных индустрий в условиях
информатизации и цифровых процессов являются все более актуальными и
востребованными не только педагогическим сообществом, но и
работодателями.
Теоретико-методологические основы изучения компетентностной
модели выпускника СПО можно найти в научных трудах А.М. Давтян,
А.Г. Нафиевой, О.В. Соловьевой, Л.А. Халиловой, А.Г. Шумовской,
Т.В. Башиной, В. Гаковой и др. Приходится констатировать, что в данных
исследованиях не рассматривалась отдельно проблема компетентностной
модели выпускника СПО в сфере креативных индустрий. Подходы, методики
и технологии разработки модели компетенций широко представлены в
научном сообществе исследованиями И.Н. Ивановым, Т.В. Лукьяновой,
А.К. Ерофеевым, Т.Ю. Базаровым, З.О. Османовой, Е.И. Позолотиной,
Н.Н. Опариной, М.В. Прохоровой и др. Среди исследователей этой темы особо
можно выделить Е.Э. Дробышеву, которая изучает проблемы подготовки
Проведенное нами исследование позволило решить крупную научную
проблему в рамках реализации среднего профессионального образования и
разработать систему подготовки специалиста креативных индустрии в
условиях информатизации СПО, а также подтвердить ее эффективность при
наличии соответствующих организационно-педагогических условий. В ходе
исследования были решены следующие задачи:
1. Определены теоретико-методологические основы системы
подготовки специалиста креативных индустрий. Креативные индустрии
имеют существенный потенциал для развития экономики Российской
Федерации. Подготовка кадров для креативных индустрий приобретает
важное значение, определяя эволюцию среднего профессионального
образования в контексте новых требований рынка труда и цифровой
трансформации общества. Теоретико-методологическая основа подготовка
специалиста креативных индустрий представляет собой триединство
системного, синергетического и деятельностного подходов.
2. Выявлены особенности, оказывающие наибольшее влияние на
опережающую подготовку специалиста креативных индустрий в условиях
информатизации СПО, к которым относятся: актуальность нормативно-
правового поля; механизмы эффективного взаимодействия учреждений СПО
и работодателей в сфере креативных индустрий; наличие системных практик
и востребованных моделей повышения квалификации преподавателей СПО,
участвующих в подготовке кадров для креативных индустрий;
унифицированные дидактические и методические основы цифрового
профессионального образования.
3. Разработана актуальная модель компетенций специалиста
креативных индустрий на примере специалиста издательского дела,
включающая в себя универсальные, профессиональные и
межпрофессиональные компетенции. В кластер универсальных компетенций
включены следующие: реализация саморазвития, ориентация на достижение
результата, решение нестандартных задач, креативность, критическое
мышление. В состав кластера межпрофессиональных компетенций входят
коммуникации и межличностное взаимодействие, а также управление
объектами, процессами. Кластер профессиональных компетенций
специалиста издательского дела включает в себя основные направления
деятельности в области издательского дела, не противоречит действующему
нормативному обеспечению профессионального образования и покрывает
существующие дефициты профессиональных компетенций, предусмотренных
ФГОС СПО.
4. Обоснованы основные элементы системы подготовки специалиста
креативных индустрий. Система подготовки специалиста креативных
индустрий в условиях информатизации СПО включает в себя следующие
компоненты: факторы, влияющие на опережающую подготовку специалиста
креативных индустрий, процессы цифровой трансформации образования, а
также непосредственно учреждение среднего профессионального
образования, реализующее ключевые элементы опережающей подготовки
специалиста креативных индустрий. Разработанная система подготовки
специалиста креативных индустрий в условиях информатизации среднего
профессионального образования является динамичной и саморазвивающейся,
позволяет разрешить существующие противоречия между запросами
экономики на квалифицированных специалистов в сфере креативных
индустрий и готовностью системы СПО обеспечивать опережающую
подготовку кадров.
5. К основным ресурсам электронной информационно-
образовательной среды колледжа относятся нормативные, материально-
технические, кадровые, информационные и информационно-методические,
образовательные и финансовые ресурсы. К нормативным ресурсам относятся
федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативно-
правовые акты. К материально-техническим ресурсам относятся средства ИКТ
и связи и иное оборудование. Кадровые ресурсы представляют собой
педагогических и административных работников, необходимой и достаточной
квалификацией и мотивацией к работе в ЭИОС. К информационным и
информационно-методическим относятся программные средства и различные
цифровые платформы, обеспечивающие реализацию образовательных
программ во взаимодействии с внешней средой. К образовательным ресурсам
относится цифровой образовательный и просветительский контент,
создаваемый и потребляемый внутри ЭОИС. Финансовые ресурсы – это
необходимые и достаточные денежные средства, направляемые на
своевременное обновление материально-технической и программной базы,
повышение квалификации преподавателей и администрации образовательных
организаций, а также в развитие цифрового образовательного контента. ЭОИС
является одним из инструментов формирования актуальных цифровых и
межпрофессиональных компетенций будущего специалиста креативных
индустрий.
6. Выявлены организационно-педагогические условия внедрения
системы подготовки специалиста креативных индустрий в условиях
информатизации среднего профессионального образования. Данными
условиями являются: нормативно-правовая база подготовки специалиста
креативных индустрий; актуальная внутренняя электронная информационно-
образовательная среда; необходимый и достаточный уровень компетентности
преподавательского состава; материально-техническое обеспечение
образовательного процесса подготовки специалиста креативных индустрий;
дидактические условия реализации образовательных программ,
информационно-методическая обеспеченность; проектно-ориентированная
административно-управленческая структура образовательной организации;
возможности и механизмы взаимодействия с внешней средой; необходимый и
достаточный уровень компетентности административно-управленческого
персонала; необходимый и достаточный уровень готовности членов
педагогического коллектива к изменениям. В условиях ГБПОУ Московский
техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина основными
организационно-педагогическими условиями эффективного
функционирования системы подготовки специалиста креативных индустрий
являются: актуальная внутренняя электронная информационно-
образовательная среда; необходимый и достаточный уровень компетентности
преподавателей СПО; дидактические и методические условия реализации
образовательных программ.
Система подготовки специалиста креативных индустрий в условиях
информатизации СПО полностью реализована в ГБПОУ «Московский
техникум креативных индустрий им. Л.Б. Красина и верифицирована
анализом результатов контрольной и экспериментальной групп. Критерии
проверки системы определены объективными образовательными
результатами обучающихся и трудоустройства. Отдельные результаты
исследования были внедрены в образовательный процесс ГБПОУ города
Москвы «ОГК «Столица», ГБПОУ Ярославской области «Рыбинский
полиграфический колледж». Полученные результаты одобрены и
рекомендованы представителями работодателей к использованию в
образовательном процессе при подготовке кадров для креативных индустрий.
В тоже время, проведенное нами исследование не исчерпывает в полном
объеме рассматриваемую нами проблему. Ее дальнейшее изучение может
быть представлено в направлении более детального анализа сферы
креативных индустрий, выявления актуального поля профессиональной
деятельности специалистов других секторов креативных индустрий,
например, специалистов по рекламе, специалистов по разработке
высокотехнологичных продуктов и т.п., а также апробации данной системы
для других отраслей экономики.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!