Социальная и личностная неопределенность как факторы социально-психологической дезадаптации курсантов военного вуза
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО –
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ …. 18
1.1 Понятие и характеристики социально – психологической
адаптации и дезадаптации курсантов военного вуза …………………………. 18
1.2 Социальное и личностное самоопределение как эффекты
социализации личности в юношеский период и факторы социально-
психологической адаптации ……………………………………………………………….. 41
1.3 Проблема социальной и личностной неопределенности курсантов в
процессе социализации в военном вузе как факторов
социально-психологической дезадаптации ………………………………………… 54
Выводы по 1 главе …………………………………………………………………………………. 59
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И
ЛИЧНОСТНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОРОВ
ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА …………………………… 61
2.1 Методология и организация эмпирического исследования …………. 61
2.2 Содержание этапов социально-психологической адаптации
курсантов военного вуза ……………………………………………………………………… 63
2.3. Соотношение характеристик социально-психологической
адаптации/дезадаптации и социального, личностного и
профессионального как их совместного эффекта
самоопределения/неопределенности курсантов …………………………………. 71
2.4 Особенности социального и личностного самоопределения на
разных этапах социально-психологической адаптации курсантов в
военном вузе ………………………………………………………………………………………. 107
2.5 Рекомендации преподавателям и командирам по организации
работы, направленной на минимизацию процессов социально-
психологической дезадаптации курсантов военного вуза ………………… 123
Выводы по 2 главе ……………………………………………………………………………….. 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 134
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………………. 141
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 168
Во введении обоснована актуальность исследования личностной и
социальной (профессиональной) неопределенности как факторов дезадаптации;
определены объект и предмет исследования; сформулированы цель, задачи и
гипотеза исследования, характеризуются теоретико-методологические основы,
методы, этапы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и
практическая значимость исследования; формулируются положения,
выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретический анализ проблемы социально-
психологическойдезадаптациивоеннослужащих»даетсяобзор
теоретических работ, посвященных социально-психологической адаптации.
Параграф1.1.«Понятиеихарактеристикисоциально-
психологической адаптации и дезадаптации курсантов военного вуза»
посвящен рассмотрению понятий «социально-психологическая адаптация» и
«дезадаптация» в соответствии с положениями исследователей данного
феномена (П.К. Анохина, Г. Ауберта, Ж. Бюффона, М.В. Григорьевой,
Ч. Дарвина, Л.В.Карапетян, В.В. Константинова, А.Н. Леонтьева, А.А.
Налчаджян, И.П. Павлова, Ж. Пиаже, А.А. Реана, Г. Селье, И.М. Сеченова,
Э.Э.Сыманюк, З. Фрейда, Р.М. Шамионова и др.). Анализ современных
научных источников позволил выявить виды, уровни и этапы адаптации, дана
характеристика дезадаптации.
Проведенный анализ теоретических исследований позволил выделить
несколько групп факторов, от которых зависит успешность адаптации курсанта:
уровень знаний и умений до поступления в военный вуз; мотивированный
выбор будущей профессии; семейно-бытовые условия, в которых проходило
воспитание курсанта; индивидуально-психологические особенности курсанта-
первокурсника;условияпротеканияобразовательногопроцесса;
межличностные отношения внутри воинского коллектива и т.д. (С.В. Бабурин,
С.М. Вишнякова, А.И. Жужгов, В.В. Ипполитов, О.Н. Леухин, А.А. Реан,
А.В. Сиомичев, В.Е. Уткин, С.Н. Шуткин и др.).
Сделан вывод о том, что социально-психологическая адаптация – это
такой процесс, посредством которого военнослужащий, с одной стороны,
удовлетворяет свои потребности и ожидания во взаимоотношениях с
окружающими, а с другой стороны, изменяет (корректирует) устоявшиеся
модели своего поведения и взаимоотношений в соответствии с требованиями,
которые к нему предъявляет социально-психологическая структура воинского
коллектива, содержание служебно-боевой деятельности и условия ее
осуществления. В этом процессе важна определенность, результатом которой
является четкое осознание своих потребностей и ожиданий, а также требований
со стороны профессиональной и социальной среды.
В параграфе 1.2. «Социальное и личностное самоопределение как
эффекты социализации личности в юношеский период и факторы
социально-психологической адаптации» дается характеристика социального
и личностного самоопределения в процессе социализации. Социализация в
исследованиях авторов представлена как конечный результат и механизм
приобретения индивидом социального опыта на протяжении всей жизни (Г.М.
Андреева,Л.С. Выготский,Е.А. Карипанова,Т.Т. Малышенко,М.И.
Федоришин, Я. Щепаньский, Э. Эриксон и др.).
Представлена характеристика особенностей юношеского периода и
определены его возрастные границы. Как правило, на юношеский период
приходится время выбора профессии. Но подлинное профессиональное
самоопределение невозможно без самоопределения личностного и
социального. Поэтому профессиональное самоопределение представлено как
совместный эффект личностного и социального самоопределения.
Самоопределениерассматриваетсякаксамостоятельныйэтап
социализации, затрагивающий все сферы жизнедеятельности человека (Н.Л.
Иванова, С.А. Котова, Н.А. Суханова, Ю.А.Сыченко, И.А. Малашихина, E.L.
Deci, A. Kolovelonis, R.M. Ryan, и др.). В юношеский период оно является
основной задачей развития и главным психологическим новообразованием
личности.
В параграфе 1.3. «Проблема социальной и личностной
неопределенности курсантов в процессе социализации в военном вузе как
факторов социально-психологической дезадаптации» обозначены проблемы
личностной и профессиональной неопределенности молодежи в условиях
современного общественного развития. Сделан вывод, что на состояние
социальной, личностной и профессиональной неопределенности курсанта
влияет не только социум (семья, друзья, коллеги и т. д.), но и ряд других
внешнихфакторов.Социальное,личностноеипрофессиональное
самоопределение молодежи происходит сегодня в условиях новой
информационной культуры – культуры интернета, которая оказывает заметное
влияние на развитие физических, психических и личностных качеств индивида
(Ф.Ф. Ишкинеева, Е.А. Климов, О.С. Клубкова, P.L. Benson, P. Bordia,
S.F. Hamilton, P.C. Scales, A. Sesma и др.).
Основные выводы по 1 главе касаются того, что личностная и
профессиональная неопределенность являются важнейшими факторами
дезадаптации, существенными признаками которой являются: нарушение
психологического развития личности как в интеллектуальной, так и
эмоционально-волевой сфере; низкий статуса курсанта в первичном
коллективе; отклонения в поведении индивида носят устойчивый характер;
неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты;
конфликты с товарищами и преподавателями; преобладание негативных
эмоций, грубости, приступы агрессии, развитие депрессивного состояния и др.
Во второй главе «Эмпирическое исследование социальной и
личностной неопределенности как факторов дезадаптации курсантов
военного вуза» приводятся результаты эмпирического исследования
социальной, личностной и их совместного эффекта – профессиональной
неопределенности как факторов дезадаптации курсантов вуза.
В параграфе 2.1. «Методология и организация эмпирического
исследования» дается характеристика методов и инструментов исследования:
шкал и методик, позволяющих выявить показатели социального, личностного и
профессионального самоопределения, и методик диагностики социально-
психологической адаптации. Приводятся доказательства валидности авторских
шкал.
В параграфе 2.2. «Содержание этапов социально-психологической
адаптации курсантов военного вуза» приводятся результаты диагностики
социально-психологическойадаптации, социальногоиличностного
самоопределения курсантов на разных этапах социализации.
1 курс
Первичная адаптация курсантов
2 курс
Эмоциональный подъем от преодоления трудностей адаптации
3 курс
Состояние кризиса. Нарастание профессиональной неопределенности
4 курс
Выход из кризиса. Рост социального и личностного самоопределения
5 курс
Завершение социально-психологической адаптации на этапе учебно-профессиональной
социализации курсантов. Около 40% курсантов находится в состоянии профессиональной
неопределенности
Рисунок 1 – Этапы социально-психологической адаптации
Разработана схема этапов учебно-военной социализации (рис. 1). На
первом курсе идет первичная адаптация к требованиям военной жизни, на
втором – эмоциональный подъем, на третьем – происходит спад интереса к
профессии, наступает кризис, на четвертом – начинается выход из кризиса. К
концу пятого курса треть курсантов находится в состоянии профессиональной
неопределенности, что подчеркивает значимость данного исследования.
В параграфе 2.3. «Соотношение характеристик социально-
психологической адаптации/дезадаптации и социального, личностного и
профессиональногокакихсовместногоэффекта
самоопределения/неопределенности курсантов» анализируются результаты
корреляционного анализа между показателями социально-психологической
адаптации и характеристиками социального, личностного и их совместного
эффекта – профессионального самоопределения, представлены результаты
регрессионного анализа.
В результате диагностики с применением методики Р. Даймонда и
К. Роджерса в модификации А.К. Осницкого было определено, что средний
балл социально-психологической адаптации курсантов – в границах нормы,
определенной авторами методики.
Таблица 1
Корреляционные связи общей адаптивности с характеристиками социального
самоопределения
Я точно знаю, какие группы населения,
быть принятым в коллектив курсантов.
Мне понятны требования командиров.
У меня четкие политические взгляды.
как будут складываться отношения в
Я имею четкие представления о том,
Я всегда уверен в своих действиях в
Для меня не составляет труда сразу
В отношении религии мои взгляды
Я знаю, как надо себя вести, чтобы
в случае необходимости, я буду
Знаю, кому из курсантов нужна
помощь и стараюсь ее оказать.
Мне трудно контактировать с
стать принятым в коллектив
общении с окружающими.
защищать как военный.
моей семье в будущем.
незнакомыми людьми.
неопределенные.
сверстников.
Адаптивность
-0,215**
-0,334**
**
0,250**
0,402**
**
0,258**
0,299**
0,302**
0,286**
0,308
0,460
Примечание: * при р <0,05; ** при р <0,01; *** при р <0,001. В пределах нормы также располагается показатель социально- психологической дезадаптации. Это указывает на то, что курсанты легко устанавливаютмежличностныеконтакты,находятпутирешения межличностных конфликтов, понимают и принимают правила и нормы первичной группы, способны адаптироваться к изменениям и т.д. В ходе корреляционного анализа (табл. 1) выяснилось, что курсанты, имеющие четкие политические взгляды, представления о своей будущей семейной жизни, знающие, какую религию они исповедуют, социально адаптированы лучше, так как имеют четкие представления о всех сферах своей настоящей и будущей жизни. Курсантам, имеющим социальную неопределенность, сложнее вливаться в новый коллектив. Проведен анализ корреляционных взаимосвязей характеристик социальной неопределенности и отдельных показателей социально-психологической адаптации. Выявлено, что эмоциональный комфорт, приятие себя и приятие других напрямую связан с социальным самоопределением курсантов (r=0,145-0,297, при р<0,01): четкая определенность во взглядах на институт семьи, на сферу политики, в вопросах социального устройства общества и т.д. позволяет быстрее преодолевать трудности социально-психологической адаптации и находиться курсанту в гармонии с собой. Социальная неопределенность в вопросах политики, религии и семьи, трудности с коммуникацией влекут за собой неприятие себя и других, эмоциональный дискомфорт, ведомость и эскапизм (r=0,162-0,237, при р<0,01). С помощью теста М. Куна и Т. Макпартленд «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой были изучены содержательные характеристики идентичности личности курсантов. В этой модификации методика дает возможность определить адекватность самооценки. Диаграмма (рис. 2) наглядно демонстрирует, что, по результатам теста «Кто я?», почти у половины (48%) всех курсантов СВКИ ВНГ РФ неадекватно завышенная самооценка, у 11% – неадекватно заниженная, у 10% – неустойчивая и лишь у 31% – адекватная самооценка. Рисунок 2 – Виды самооценки курсантов, в % Неадекватная самооценка – основа личностной и социальной неопределенности индивида. 48% курсантов, имеющих неадекватную завышенную самооценку, оценивают свои достоинства гипертрофированно, а недостатки недооценивают или исключают их у себя полностью. Как правило, такие люди имеют высокий уровень притязаний и ставят перед собой недостижимые цели. Они не способны брать на себя ответственность за свои промахи и неудачи, высокомерны по отношению к другим, конфликты и эгоцентричны.Завышеннаясамооценкасобственныхвозможностей обусловливает их чрезмерную самоуверенность. Курсанты с неадекватной заниженной самооценкой наоборот выбирают более легкие цели, хотя по своим возможностям могут достигнуть большего. Низкая самооценка влечет за собой неприятие себя, недооценку собственных достоинств, неуверенность в себе, пассивность, смирение, «комплекс неполноценности». 10% курсантов, имеющих неустойчивую самооценку, находятся в состоянии неопределенности. Это состояние дискомфортное и не может длиться долго, поэтому через какое-то время происходит переход личности в состояние адекватной или неадекватной самооценки. В параграфе приводятся результаты сравнительного анализа самооценки курсантов 1-5 курсов (рис. 3). Видно, что больше всего курсантов с неустойчивой самооценкой находится на 1 курсе. Первокурсник проходит первичную адаптацию с переменными успехами, ему приходится привыкать к новой обстановке, устанавливать новые контакты, интегрироваться в воинский коллектив, осваивать требования и нормы военного вуза. Рисунок 3 - Самооценка курсантов по этапам социально-психологической адаптации, в % Самое большое количество курсантов с неадекватно заниженной самооценкой наблюдается на 5 курсе. Это может быть показателем особенностей военной социализации: к концу обучения в вузе курсанты четко усваивают особенности военной службы (иерархичность, подчиненность, выполнение всех поставленных командиром задач и т.д.). Курсанты с неадекватно заниженной самооценкой не чувствуют себя субъектами своей жизни и военной деятельности, вынуждены беспрекословно выполнять любые приказы и военно-профессиональные задачи. Из-за этого их самооценка падает, что, в свою очередь, может послужить причиной дезадаптации. Самое большое количество курсантов с адекватной самооценкой также находится на 5 курсе. То есть пятикурсник – это сформировавшаяся личность, имеющая устойчивую самооценку. В параграфе также представлены результаты регрессионного анализа, с помощью которого были определены значимые предикторы социально- психологической адаптации со стороны характеристик профессионального самоопределения. Для анализа выбрана модель, объясняющая 33% дисперсии (табл. 2). Таблица 2 Коэффициенты регрессионного анализа МодельНестандарти-Стандарти-тЗначимость зованныезованные коэффициентыкоэффициенты BСтандартнаяβ ошибка (Константа)46,6613,523,450,001 Уверен, что достигнет в9,353,440,242,720,007 профессии многого Знаю особенности своей7,492,310,263,250,001 профессии Есть четкие профессиональные цели7,262,740,232,650,009 Примечание. Зависимая переменная: Адаптивность Из полученных результатов следует, что наибольшим влиянием обладают следующиеположительныепредикторысоциально-психологической адаптации: знания особенностей выбранной профессии (β=0,26), уверенность индивида, что он многого достигнет в профессии (β=0,24) и наличие четких профессиональных целей (β=0,23). Таким образом, профессиональное самоопределение как совместный эффект личностного и социального самоопределения курсантов положительно влияет на их социально- психологическую адаптацию. Самые значимые факторы – это знания специфики профессии, наличие планов на профессиональное будущее. уверенность в достижении профессиональных целей. Способствуют развитию социально-психологической дезадаптации у курсантов такие показатели профессиональной неопределенности, как несамостоятельность выбора профессии, продолжительные сомнения при выборе; незаинтересованность в будущей работе; ориентированность на чужое мнения (родителей, друзей и т.д.) при выборе профессии. В разделе 2.4. «Особенности социального и личностного самоопределения на разных этапах социально-психологической адаптации курсантов в военном вузе» проанализированы корреляционные связи между характеристиками самоопределения курсантов и показателями их социально- психологической адаптации на разных этапах социально-психологической адаптации в военном вузе. Наибольшее число корреляционных связей между показателями социально-психологической адаптации и характеристиками социального, личностного, а также профессионального как их совместного эффекта, самоопределения наблюдается на 2 и 3 курсах, наименьшее – на 4-ом, что обусловлено этапами социально-психологической адаптации: на 2 курсе курсанты испытывают эмоциональный подъем от преодоления трудностей первичной адаптации и начинают задумываться над вопросами создания семьи, в сознании формируются такие понятия как «товарищество», «взаимовыручка», «коллектив»; на 3 курсе курсанты прибывают в состоянии кризиса и нарастания профессиональной неопределенности, для них становятся важными коммуникативные связи, взаимодействие внутри коллектива; 4 курс характеризуется выходом из кризиса, ростом социального, личностного и профессионального самоопределения, поэтому количество сильных корреляций между характеристиками социального самоопределения и шкалами социально- психологической адаптации здесь минимально. На основе анализа частотных характеристик показателей социального, личностного и профессионального самоопределения, полученных с помощью методики М. Куна «Кто я?», показаны особенности выраженности характеристиксоциального,личностногоипрофессионального самоопределения курсантов в зависимости от этапа социально- психологической адаптации. Социальное самоопределение характеризуется тем, что для курсантов любого курса очень важна этническая идентичность, гражданство, мировоззренческая идентичность, вероисповедание. Для 2, 4 и 5 курсов на первом месте стоит осознание себя как человека, личности. На 1 курсе самая частотная характеристика социального самоопределения «холостой», она, с одной стороны, выступает в роли половой идентичности, с другой, – как признак социальной (семейной) неопределенности и, возможно, социального одиночества. Добавим, что на 4 и 5 курсах в десятку самых частых также попала характеристика «холостой». Динамик, характеризующая особенности личностного самоопределения, описывается усилением неуверенности от 1 к 4 курсу и снижением – к 5 курсу; снижением самооценки активности от 1 к 3 курсу, повышением к 4 курсу и резким снижением на 5 курсе. Особенности военной профессии и курсантской жизни накладывают свой отпечаток на профессиональное самоопределение и выражаются в таких характеристиках,как«профессионал»,«исполнительный», «дисциплинированный», «работяга». Это очень важные для будущего офицера качества, и курсанты осознают это. Остановимся подробнее на такой характеристике как «профессионал». На диаграмме (рис.4) видно, что в большей степени профессионалами себя считают курсанты 2 и 5 курсов. На 5 курсе это оправдано, пятикурсники осознают себя профессионалами, то есть чувствуют готовность выполнять служебно-профессиональные задачи и адаптироваться к военной деятельности. На 2 курсе мы связываем причисление курсантов себя к профессионалам с их эмоциональным подъемом от преодоления первичной адаптации, с окончанием первого курса и переходом на второй. 0,045 0,04 0,035 0,03 0,025 0,02 0,015 0,01 0,005 1 курс2 курс3 курс4 курс5 курс Рисунок 4 – Динамика частотного распределения содержательной характеристики профессионального самоопределения курсантов «профессионал» на разных этапах социально-психологической адаптации В параграфе 2.5. «Рекомендации преподавателям и командирам по организации работы, направленной на минимизацию процессов социально-психологической дезадаптации курсантов военного вуза» предложены варианты коррекционной и профилактической работы, направленной на устранение факторов дезадаптации курсантов. Описаны критерии и показатели социально-психологической адаптации курсантов, которые необходимо использовать в ходе наблюдения и психологического сопровождения курсантов на всех ее этапах. Предложены мероприятия психологического характера (тренинги, индивидуальные и групповые консультации и др.). В заключении подведены итоги исследования и представлены основные выводы. 1. Курсанты – это особая социально-психологическая и возрастная группа, которую можно приравнять к категории студенчества. В этом случае, процесс адаптации включает в себя психологическую, организационную, социально-профессиональную и социально-психологическую составляющие. Безусловно, курсанты испытывают те же проблемы и трудности в адаптации, что и студенты гражданских вузов. Вместе с тем, военные вузы обладают специфичностью в организации учебно-воспитательного процесса, которая проявляется в регламентированности распорядка дня, необходимости подчинения и соблюдения субординации, преобладании групповых видов деятельности, в обязательном несении нарядов (караулов), получении умений и навыков обращения с оружием, в усиленной физической подготовке, готовности к выполнению служебно-боевых задач, в совмещении учебного процесса с нравственно-патриотическим воспитанием и военной службой. Эти особенности условий военно-профессиональной социализации курсантов актуализируют проблему социального и личностного, самоопределения, связанную с проблемой социально-психологической адаптации или дезадаптации курсантов военного вуза. 2. На основе теоретического анализа проблемы выявлено несколько групп факторов, от которых зависит успешность социально-психологической адаптации курсанта: - уровень знаний и умений до поступления в военный вуз (соответствие уровня подготовки требованиям вузовского образовательного процесса); - мотивированный выбор будущей профессии; - семейно-бытовые условия в которых проходило воспитание курсанта (место проживания, микроклимат в семье, материальное положение, санитарно- гигиенические условия; особенности нравственного воспитания); - индивидуальные особенности курсанта-первокурсника (состояние здоровья, коммуникативность, способность к адаптации, нравственная и социальная зрелость, уровень культуры); - условия протекания образовательного процесса (учет преподавателями индивидуальных и групповых особенностей курантов; применение в работе инновационных технологий, форм и методов, ориентированных на помощь в адаптации); - эмоциональное состояние курсантов внутри воинского коллектива (микроклимат в коллективе, сплоченность, взаимовыручка, взаимоотношение между курсантами и курсантом и командиром и т.д.). 3. Социальная неопределенность курсантов включает характеристики, свидетельствующие об отсутствии четкого осознания ее принадлежности к определенным социальным группам, отсутствии четкого представления в вопросах создания собственной семьи, в отношении религии и веры, политических взглядах и т.п. Личностная неопределенность – это отсутствие четкого осознания своих целей, жизненных планов, индивидуальных качеств, способствующих или препятствующих их достижению. Совместным эффектом социальной и личностной неопределенности является профессиональная неопределенность, включающая элементы как первого (отсутствие четкого осознания принадлежности к группе военных, сомнения в принятии будущих социально-военных ролей), так и второго (нечеткость профессиональных планов и карьерных предпочтений, неудовлетворенность индивида своими профессиональнымикачествами,эмоциональнаянеустойчивость, неуверенность в своих личных возможностях и т.п.). 4. Этапы социально-психологической адаптации курсантов в военном вузе имеют особенности и связаны со спецификой социального, личностного, а также профессионального как их совместного эффекта, самоопределения. Первый этап – первичная адаптация курсантов к требованиям военной жизни (осознание принадлежности к военной профессии); второй этап – окончание первичной адаптации (эмоциональный подъем); третий этап – кризис адаптации (спадинтересакпрофессииипоказателейпрофессионального самоопределения; четвертый этап – выход из кризиса (планы на будущее становятся четче, осознаются особенности социального и личностного самоопределения); пятый этап – заключительный этап адаптации курсантов в военном вузе (завершается социально-психологическая адаптация в военном вузе,укрепляетсясоциальное,личностноеипрофессиональное самоопределение курсантов, но наблюдаются и признаки неопределенности); 5. В целом, социальное и личностное самоопределение курсантов находится на среднем и низком уровне: около половины имеют неопределенные религиозные и политические взгляды, не имеют представления о том, как будут складываться отношения в семье в будущем; четверть курсантов имеют проблемы с социальной коммуникацией, кроме того, у них нет выраженного интереса к той специальности, которую они изучают, четко поставленных профессиональных целей, мысли о профессиональном будущем посещают их редко. 6. Эффективность социально-психологической адаптации во многом зависит от личностных характеристик курсантов. Особую роль в адаптации и социализации курсантов играют такие личностные характеристики как эмоциональная устойчивость (чем курсант эмоционально устойчивее, тем меньше негативных эмоций он проявляет), самоконтроль (включает в себя аккуратность, ответственность, предусмотрительность и является мощным помощником в процессе адаптации), практичность (рациональный взгляд на вещи, постоянство привычек, серьезное отношение к любой деятельности помогают абстрагироваться), привязанность (повышение позитивного отношения к себе, развитие самоуважения, принятия себя снижает уровень личной тревожности). Развитие у курсантов перечисленных качеств можно рассматривать в качестве серьезных ресурсов, которые через положительную связь с характеристиками адаптивности способны компенсировать и корректировать негативное воздействие факторов дезадаптации. 7. Факторами социально-психологической адаптации являются показателипрофессиональногосамоопределения.Размышленияо профессиональном будущем, сформированность профессиональных целей, вера в том, что выбранная профессия навсегда и никакие трудности не смогут помешать в достижении профессиональных целей, отчетливые представления о том, как сложится карьера, знание специфики профессии и профессионально значимых качеств, самостоятельный выбор профессии и т.д. – положительные факторысоциально-психологическойадаптации.Сформированность представлений о профессии и профессиональных знаниях, умениях, наличие планов на карьеру способствуют активным социальным взаимодействиям, эффективному приспособлению к учебном группе, помогают находить выход из трудных жизненных ситуаций, благотворно влияют на принятие социальных правил и норм в том социуме, который является референтным для курсантов в настоящее время. Такие же показатели профессиональной неопределенности, как продолжительные колебания при выборе профессии; низкая заинтересованность в будущей работе; следование при выборе профессии мнениям окружающих (семьи, друзей и т.д.) детерминируют социально- психологическую дезадаптацию. 8. Показатель социально-психологической адаптации эмоциональный комфорт значимо связан с определенностью в профессиональных целях, уверенностью в необходимости профессиональных знаний и умений. Непротиворечивость и целостность приобретаемых профессиональных знаний и умений тому, что ждет в будущем в профессии способствует эмоциональному комфорту курсантов, отсутствию тревожности, ощущения неуверенности и некомпетентности. Отрицательно влияет на эмоциональный комфорт курсантов ориентированность на чужое мнение, настояние родителей при выборе профессии. 9. Показатели социальной неопределенности курсантов по вопросам семьи, религии, политики являются факторами их социально-психологической дезадаптации в военном вузе и связаны с трудностями коммуникации, неприятием других и себя, эмоциональным дискомфортом, эскапизмом и ведомостью. 10. Факторами социально-психологической дезадаптации курсантов в военном вузе являются показатели личностной неопределенности (неудовлетворенность своими личными качествами, характером, отсутствие потребности в общении, взаимодействии с другими, эмоциональная неуверенность, подавленность, отсутствие интереса по отношению к окружающей действительности). 11. Фактором социально-психологической дезадаптации курсантов в вузе также является профессиональная неопределенность как совместный эффект социальнойиличностнойнеопределенности,характеризующаяся неуверенностью в правильности выбора профессии военнослужащего; равнодушным или негативным отношением курсанта к своему социальному статусу; профессиональному будущему; отсутствием планов на будущее. 12. Социальное, личностное и профессиональное самоопределение на разных этапах социально-психологической адаптации курсантов в военном вузе имеетособенности.Особенностисоциальногосамоопределения характеризуются увеличением количества категорий военной идентичности на начальных этапах и их трансформация в категории персональной идентичности на заключительном этапе социально-психологической адаптации в вузе; личностного – снижением адекватности самооценки от начального к завершающему этапу; усилением неуверенности на кризисном этапе; снижением самооценки активности от начального к кризисному и ее повышением на этапе выхода из кризиса, актуализацией самооценка личностных качеств к завершающему этапу; профессионального – осознанием принадлежности к военной профессии на начальных этапах социально- психологической адаптации в вузе и осознанием социально-профессиональных ролей на завершающем этапе, снижением актуальности карьерных притязаний на начальном и кризисном этапах и повышением к заключительному этапу. 13. Работа, направленная на минимизацию процессов дезадаптации должна включать в себя комплекс мероприятий: своевременное диагностирование уровня адаптированности/ дезадаптированности курсантов (в рамках учебной, внеучебной и служебной деятельности); психологическое сопровождение (психологического консультирования, психокоррекция, тренинги и т.д.); мероприятия по развитию социальной определенности, укреплению политических взглядов, необходимых для социально- психологической адаптации курсантов в военном вузе: мероприятия патриотической (экскурсии, походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами боевых действий, уроки мужества и т.д.) и мероприятия, помогающие курсантам военного вуза осознать свои личностные качества, необходимые для военной профессии, развить их: военно-спортивной направленности (полоса препятствий общевойсковая и штурмовая, офицерский биатлон,игра«Зарница»);занятияпрофессионально-адаптационной физической подготовкой (физкультминутки, индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством командира, попутные физические тренировки, привлечение 100% курсантов к спортивно-массовым мероприятиям, развитие прикладных видов спорта среди курсантов и т.д.); творческаясамореализация(смотры-конкурсыхудожественной самодеятельности, КВН, студенческие весны и др.). 10. Личностная, социальная, а также профессиональная неопределенность как их совместный эффект, – важный объект социально-психологического исследования. Перспективы дальнейшего исследования могут быть сфокусированы на опытно-экспериментальной проверке эффективности данных нами преподавателям и командирам рекомендаций по организации работы, направленной на минимизацию личностной и социальной неопределенности как факторов социально-психологической дезадаптации курсантов. Материалы исследования представлены в 9 публикациях (общий объем публикаций 4,06 п.л.). Научные статьи, опубликованные в российских периодических изданиях, включенных ВАК РФ в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов: 1.Луняка А.Н. Проблема социальной и профессиональной неопределенности молодежи в современных условиях // Мир образования- Образование в мире. 2018. №1 (69). С. 244-246. 2.Луняка А.Н. Социальное и профессиональное самоопределение на разных этапах социализации курсантов // Мир образования- Образование в мире. 2019. №3 (75). С. 272-278. 3.ГригорьеваМ.В.,ЛунякаА.Н.Профессиональное самоопределение курсантов военного института как фактор социально- психологической адаптации // Мир образования-Образование в мире. 2019. №4 (76). С. 211-218. 4.Луняка А.Н. Профилактика социально-психологической дезадаптации курсантов // Общество: Социология, психология, педагогика. 2021. №2 (82). С. 97-100. 5.Луняка А.Н. Социальное самоопределение курсантов военного института как фактор социально-психологической адаптации // Общество: Социология, психология, педагогика. 2021. №3 (83). С. 80-84. Материалы, опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, межвузовских и вузовских журналах, сборниках: 6.Луняка А.Н. Особенности проблемы социально-психологической адаптации военнослужащих по контракту // Научный форум: Педагогика и Психология 2019. № 2(26). С.58-66. 7.Луняка А.Н. Социальное и профессиональное самоопределение курсантов: индивидуальные и групповые цели // Организационная психология: Люди и риски». Саратов, 2018. С. 125-129. 8.Луняка А.Н. Социально-психологические и организационные условия профессиональной и личностной определенности военнослужащих // Страховские чтения — 2018: Научные идеи И.В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике. Саратов, 2018. С. 180-187. 9.Луняка А.Н. Особенности социально-психологической адаптации военнослужащих, проходящих службу в специальных моторизованных воинских частях войск национальной гвардии Российской Федерации // Трансформация векторов развития России в научных исследованиях: Социально-экономический, правовой, и межотраслевой аспекты. Санкт- Петербург, 2018. НК-ТВ-13. С. 24-33.
Актуальность темы исследования. В современном мире постоянно
происходят изменения, затрагивающие все области жизни человека, в том
числе и военную сферу его деятельности. С каждым годом растут требования
не только к профессиональной подготовке офицеров, но и к их социальной
зрелости, ответственности, качеству их социально-психологической
адаптации. Социально-психологическая адаптация курсантов военного вуза
как будущих офицеров способствует последующей интеграции в общество,
которое они призваны защищать. Основная функция военных – обеспечение
безопасности страны, не может выполняться без четкого осознания рядовых
и офицеров своего социального статуса и специфичной социальной роли
защитника, без осознания принадлежности к социальной группе военных, а
также своих личностных качеств, способствующих выполнению этой роли.
После поступления в военный вуз и на протяжении всего этапа учебно-
профессиональной социализации, курсанты постоянно находятся в условиях
изменения их статуса в подразделениях, требований среды, а это, в свою
очередь, актуализирует проблему социально-психологической адаптации.
Трудности адаптации связаны, в первую очередь, с особенностями
социализации в военном институте. Казарменное положение, порождающее
напряжение межличностных отношений с однокурсниками, большие
физические и эмоциональные нагрузки, сопровождающие четкие
иерархические социальные связи, в значительной степени определяют
неустойчивость системы адаптации курсантов.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью устранения
социально-психологических причин негативных явлений, связанных, с
социально-психологической адаптацией, отражающихся, в ряду прочего, на
трудностях интеграции в среду военного вуза. Так, в Саратовском военном
ордена Жукова Краснознаменном институте войск национальной гвардии
Российской Федерации (далее – СВКИ ВНГ РФ) с первого курса отчислено
по собственному желанию и по недисциплинированности: в 2016 г. – 5,33%
(12 из 225 человек), в 2017 г. – 5,12% (11 из 215 человек), в 2018 г. – 3,7% (8
из 214 человек), в 2019 г. – 1,9% (4 из 213 человек). Процент отчисленных с 1
курса за последние 4 года варьируется. Скорее всего, это связано с
меняющейся в стране политической и экономической ситуацией. Но,
безусловно, в число отчисленных попали те, кто находился в состоянии
социальной и личностной неопределенности, те, кто выбрал будущую
профессию под давлением родителей, по совету друзей и т.д. Интересная
тенденция прослеживается и на пятом курсе: по собственному желанию из
института уходит еще 1% курсантов (в 2016 г. – 1,25% (3 из 240 человек), в
2017 г. – 1,36% (3 из 220 человек), в 2018 г. – 1% (2 из 216 человек), в 2019 г.
– 1% (2 из 216 человек). Можно предположить, что это те люди, которые
стойко переносили все трудности военно-курсантской жизни, те, кто
социально адаптировался к коллективу, но не принял необходимость
выполнения социальной роли военного.
На этапе социализации в военном вузе у курсантов происходит
дальнейшее социальное (профессиональное, семейное, религиозное,
политическое) и личностное самоопределение. Результатом социального
самоопределения может стать четкое осознание своей принадлежности к
определенной социальной группе (военно-профессиональной, семейной,
конфессиональной, политической), результатом личностного
самоопределения – осознание своих качеств, необходимых для выполнения
соответствующей социальной роли, прежде всего, военного. Вместе с тем,
курсанты – это представители юношества, для которых характерны
напряженные процессы самоопределения, не всегда проходящие легко и
беспроблемно. В результате, в той или иной степени, возможна социальная
или личностная неопределенность, отражающаяся на качестве военной
социализации, межличностных взаимоотношениях с сослуживцами,
социально-психологической адаптации в первичном коллективе или в
обществе, в целом. Под социальной неопределенностью личности
понимается отсутствие четкого осознания ее принадлежности к
определенным социальным группам, отсутствие четкого представления в
вопросах создания собственной семьи, в отношении религии и веры,
политических взглядах и т.п. Личностная неопределенность – это
отсутствие четкого осознания своих целей, жизненных планов,
индивидуальных качеств, способствующих или препятствующих их
достижению. Совместным эффектом социальной и личностной
неопределенности является профессиональная неопределенность,
включающая элементы как первого (отсутствие четкого осознания
принадлежности к группе военных, сомнения в принятии будущих
социально-военных ролей), так и второго (нечеткость профессиональных
планов и карьерных предпочтений, неудовлетворенность индивида своими
профессиональными качествами, эмоциональная неустойчивость,
неуверенность в своих личных возможностях и т.п.).
Ввиду этого актуализируются вопросы социально-психологической
адаптации курсантов, связанные с их социальной и личностной
неопределенностью. Настоящее диссертационное исследование посвящено
социально-психологической дезадаптации курсантов и, в частности,
изучению ее факторов в виде социальной и личностной неопределенности.
Степень изученности и разработки проблемы
Тема социально-психологической адаптации достаточно изучена в
социальной психологии, об этом подробно говорится в 1 главе настоящего
исследования.
Анализ исследований последнего десятилетия показал, что
«адаптация» в сфере военной социализации изучена частично. Так, к
примеру, осмысление термина встречаем в работах Ю.П. Зинченко [19], , о
проблемах адаптации курсантов к обучению в военном вузе говорится в
трудах А.А. Безъязыкова[141], С.В. Бойко [13], Т.В. Пфау [141],
О.В. Свинарева [153; 154] и др., особенностям социально-психологической
адаптации курсантов посвящены исследования Д.Ю. Канболатова [131; 158],
О.Р. Карабановой [71; 72], И.М. Карицкой [98], А.В. Кравец [95; 96; 97; 98],
М.Н. Кротовой [100; 101; 102], М.В. Повираевой [72], О.Л. Поминова [131],
А.Н. Сивак [158] и др., особенностям социально-профессиональной
адаптации – исследования Е.К. Шмидт [191; 192]. Отметим, что внимание
исследователей было сосредоточено на адаптационной готовности личности
[41; 42; 43; 44; 45; 46], профессиональном и личностном самоопределении
как эффекте социализации [188], карьерных предпочтениях и отношении к
себе как к профессионалу [52], механизмах и стратегиях адаптации [119],
асоциальном и делинквентном поведении, психологии агрессии [144]. В
области исследования адаптации курсантов военных вузов рассматривалась
социально-психологическая адаптация с применением возможностей
физической подготовки [58; 60; 66], адаптация как определяющий фактор
психологической готовности [193], технология управления процессом
социальной адаптации [95], вопросы адаптации курсантов-первокурсников
[195]. Раскрыта специфика социально-психологической адаптации курсантов
военных вузов [100].
Исследования адаптации и ее факторов у курсантов военных вузов не
столь многочисленны как исследования, например, адаптации курсантов
МВД [6; 114; 12; 21; 173; 36; 65; 99; 107; 121; 127; 140; 79], МЧС [34; 55; 139]
и ФСИН [68; 183; 155]. Недостаточно также исследований, посвященных
социальной и личностной неопределенности как факторов социально-
психологической дезадаптации.
Активно изучаются некоторые аспекты военно-профессиональной
социализации курсантов военных вузов: коммуникативные навыки и
ценностные ориентации курсантов военных вузов [53]; лидерские качества
курсантов [54]; ответственное отношение к военной деятельности [165];
социально-психологические установки курсантов военных вузов [172].
Ученые исследуют личностное самоопределение [37], самоопределение
личности в групповом контексте, [32, с. 76] профессиональное
самоопределение как этап социализации личности [39; 67] и как фактор
социализации личности [1], проблемы психологической неопределенности
[69; 92]. Есть исследования в области личностного и профессионального
самоопределения [39; 67; 148; 156; 188], дезадаптации [23; 157],
методологические исследования различных аспектов социально-
психологической адаптации личности [43; 104; 119; 135; 144]. Акцент в
изучении, как правило, делается на проблемы адаптации и дезадаптации
первокурсников [79; 105; 106; 149; 153; 174; 195].
Таким образом, несмотря на многочисленные исследования,
посвященные проблемам социально-психологической адаптации и
социального и личностного самоопределения, остается не решенным вопрос
о детерминации социально-психологической дезадаптации/адаптации
курсантов со стороны социальной и личностной
неопределенности/определенности на этапе социализации в военном вузе.
Итак, актуальность исследования предопределяется рядом следующих
противоречий между:
– актуализацией вопросов социально-психологической адаптации
курсантов военного вуза и недостаточной изученностью данной темы в
современной социальной психологии;
– накопленными научными знаниями о социально-психологической
адаптации первокурсников и отсутствием теоретических знаний о социально-
психологической адаптации курсантов-старшекурсников при возрастающей
значимости проблем адаптации и дезадаптации на всех этапах социализации
в военном вузе;
– имеющимися эмпирическими данными о соотношении социально-
психологической адаптации и социального и личностного самоопределения и
отсутствием исследований, посвященных взаимосвязям социально-
психологической дезадаптации курсантов военного вуза и социальной и
личностной неопределенности.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования: необходимость выявления соотношения показателей
социально-психологической дезадаптации курсантов военного вуза и их
социальной и личностной неопределенности для разработки рекомендаций с
целью снижения трудностей адаптации в военном вузе.
Цель диссертационного исследования – проанализировать
социальную и личностную неопределенность как факторы социально-
психологической дезадаптации курсантов военного вуза.
Объектом исследования стала социально-психологическая
дезадаптация курсантов военного института, предметом исследования –
социальная и личностная неопределенность курсантов военного института
как факторы социально-психологической дезадаптации.
Гипотеза исследования: социальная и личностная неопределенность
являются факторами социально-психологической дезадаптации курсантов
военного вуза, социальное и личностное самоопределение – факторами
социально-психологической адаптации курсантов.
Частные гипотезы.
1. Факторами социально-психологической адаптации курсантов
являются показатели их социального (четкие представления об отношениях в
будущей семье, четкие политические взгляды, определенность по
отношению к религии и вере, уверенность в социальных контактах) и
личностного (адекватностью самооценки, удовлетворенность своими
личностными качествами, самоконтроль, самоинтерес) самоопределения.
2. Показатели профессиональной неопределенности как совместного
эффекта социальной и личностной неопределенности (отсутствие четкого
осознания принадлежности к группе военных, сомнения в принятии будущих
социально-военных ролей, нечеткость профессиональных планов и
карьерных предпочтений, неудовлетворенность индивида своими
профессиональными качествами, эмоциональная неустойчивость,
неуверенность в своих личных возможностях) также являются значимыми
факторами социально-психологической дезадаптации курсантов.
3. Этапы социально-психологической адаптации курсантов в военном
вузе имеют специфику, связанную с особенностями социального,
личностного и профессионального самоопределения.
В соответствии с гипотезой и целью определены задачи нашего
исследования.
1. На основе теоретического анализа проблемы социально-
психологической дезадаптации и адаптации военнослужащих выявить
социально-психологические и личностные факторы дезадаптации курсантов.
2. Выделить этапы и описать особенности социально-психологической
адаптации курсантов в военном вузе.
3. Изучить соотношение характеристик социально-психологической
дезадаптации курсантов военного вуза и их социальной, личностной и
профессиональной как их совместного эффекта неопределенности.
4. Раскрыть особенности социального и личностного, а также
профессионального самоопределения курсантов как их совместного эффекта
на всех этапах социально-психологической адаптации в военном институте.
5. Разработать рекомендации по организации коррекционной работы,
направленной на снижение воздействия отрицательных факторов социально-
психологической адаптации курсантов, с учетом выявленных особенностей
личностного и социального самоопределения на всех этапах социализации в
военном вузе для преподавателей, командиров и психологов.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
идеи о единстве личности, сознания и деятельности [4; 31; 108 и др.],
социальном развитии личности [5; 92; 186 и др.];
теоретические исследования, посвященные вопросам адаптации
личности [144; 43; 90; 119; 176; 189], адаптации курсантов военных вузов [58;
60; 66; 95; 104; 193; 190; 196];
современные научные представления о социальном и личностном
самоопределении [1; 29; 37; 39; 62; 67; 81; 169; 116; 109; 151; 156; 179].
Методы и методики исследования. В процессе исследования
использовались теоретические методы исследования (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, классификация); эмпирические (анкетирование,
наблюдение, тестирование), а также методы статистического анализа
полученных данных (описательные статистики, корреляционный и
регрессионный анализ). Были использованы следующие методики: тест М.
Куна и Т. Макпартленд «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой;
пятифакторный личностный опросник (Большая пятерка) Р. МакКрае,
П. Коста в адаптации А.Б. Хромова, диагностическая методика на
определение социально-психологической адаптации Р. Даймонда и
К. Роджерса в модификации А.К. Осницкого; авторские шкалы и анкета для
выявления показателей социального и личностного самоопределения
курсантов.
Эмпирическая база и этапы исследования.
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе СВКИ ВНГ РФ. В
качестве респондентов выступили курсанты: обучающиеся 1 курса – 54
человека, 2 курса – 64 человека, 3 курса – 68 человек, 4 курса – 52 человека, 5
курса – 53 человека. Всего 291 человек.
На начальной стадии исследования (2016-2017 гг.) проводился
мониторинг исследований в области адаптации, изучалась степень
разработанности проблем адаптации курсантов военных вузов, определялся
понятийный и терминологический аппарат, составлялся план исследования.
На основном этапе (2018-2019 гг.) подбирались методики для
проведения эмпирического исследования, в соответствии с
психометрическими требованиями разрабатывались авторские анкета и
шкалы для определения уровня социального и личностного самоопределения
курсантов, проводилось диагностическое обследование респондентов и
обработка полученных данных.
На заключительном этапе (2019-2020) осуществлялись анализ, синтез и
систематизация результатов исследования, разрабатывались методические
рекомендации по профилактике социально-психологической дезадаптации
курсантов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
– на основе анализа теоретических работ, посвященных вопросам
социально-психологической дезадаптации и адаптации военнослужащих,
сформулировано положение о том, что социальная и личностная
неопределенность являются важнейшими факторами дезадаптации;
– показано, что современные исследования социально-психологической
адаптации курсантов сосредоточены на изучении начального этапа военной
социализации в вузе, что сужает представление об их адаптации и не
позволяет проследить ее общую динамику, в то время как предложенное
исследование охватывает изучение особенностей социально-
психологической адаптации и дезадаптации курсантов на всех этапах
социализации в военном вузе;
– установлено, что совместным эффектом социального и личностного
самоопределения включающим элементы как социального (четкое осознание
принадлежности к группе военных, идентификация с ролью курсанта), так и
личностного (перспективная рефлексия профессиональных возможностей и
личностных качеств, наличие четких представлений о карьере,
самостоятельность жизненного самоопределения, уверенность в
профессиональном успехе, понимание важности получения
профессиональных знаний) является профессиональное самоопределение;
– выделены этапы и выявлены особенности социально-
психологической адаптации и дезадаптации курсантов, их социального и
личностного самоопределения (первый этап – первичная адаптация
курсантов к требованиям военной жизни (осознание принадлежности к
военной профессии); второй этап – окончание первичной адаптации
(эмоциональный подъем); третий этап – кризис адаптации (спад интереса к
профессии и показателей профессионального самоопределения; четвертый
этап – выход из кризиса (планы на будущее становятся четче, осознаются
особенности социального и личностного самоопределения); пятый этап –
заключительный этап адаптации курсантов в военном вузе (завершается
социально-психологическая адаптация в военном вузе, укрепляется
социальное, личностное и профессиональное самоопределение курсантов, но
наблюдаются и признаки неопределенности);
– выявлено, что показатели социальной неопределенности курсантов
связаны с их социально-психологической дезадаптацией в военном вузе
(трудностями коммуникации, неприятием других и себя, эмоциональным
дискомфортом, эскапизмом и ведомостью);
– установлены положительные взаимосвязи между социально-
психологической адаптацией курсантов и их личностными качествами
(практичностью, экстраверсией, привязанностью, самоконтролем и
эмоциональной устойчивостью);
– доказано, что показатели личностной неопределенности
(неудовлетворенность своими личными качествами, характером, отсутствие
потребности в общении, взаимодействии с другими, эмоциональная
неуверенность, подавленность, отсутствие интереса по отношению к
окружающей действительности) связаны с социально-психологической
дезадаптацией курсантов в вузе;
– установлено, что фактором социально-психологической дезадаптации
курсантов в вузе также является профессиональная неопределенность как
совместный эффект социальной и личностной неопределенности
(неуверенность в правильности выбора профессии военнослужащего;
равнодушное или негативное отношение курсанта к своему социальному
статусу; профессиональному будущему; отсутствие планов на будущее);
– установлены особенности социального (увеличение количества
категорий военной идентичности на начальных этапах и их трансформация в
категории персональной идентичности на заключительном этапе социально-
психологической адаптации в вузе), личностного (адекватность самооценки
снижается от начального к завершающему этапу; неуверенность усиливается
на кризисном этапе; самооценка активности снижается от начального к
кризисному и повышается на этапе выхода из кризиса, актуализируется
самооценка личностных качеств к завершающему этапу) и
профессионального (осознание принадлежности к военной профессии на
начальных этапах социально-психологической адаптации в вузе и осознание
социально-профессиональных ролей на завершающем этапе, снижение
актуальности карьерных притязаний на начальном и кризисном этапах и
повышение к заключительному этапу) самоопределения курсантов;
– разработаны рекомендации для работы психологов, преподавателей и
командиров в области коррекции дезадаптивного поведения, связанного с
социальной и личностной неопределенностью курсантов.
Теоретическая значимость состоит в том, что в исследовании
разработана схема этапов социально-психологической адаптации курсантов,
которая может применяться в дальнейших исследованиях. Описаны факторы
социально-психологической дезадаптации курсантов в военном вузе, а также
установлена и обоснована связь их социальной, личностной и
профессиональной неопределенности с социально-психологической
дезадаптацией, что расширяет и дополняет представления в области
социальной психологии о детерминации социально-психологической
адаптации личности курсантов военных вузов и ее особенностях на разных
этапах военной социализации.
Практическая значимость диссертации заключается в
направленности результатов исследования на совершенствование процесса
социально-психологической адаптации курсантов военных вузов и
минимизации негативных влияний социальной и личностной
неопределенности на процесс адаптации будущих офицеров. В ходе
исследования разработаны методические материалы для изучения
характеристик социального и личностного самоопределения курсантов.
Предложенные в диссертационном исследовании рекомендации могут
использоваться в ходе учебного процесса образовательных учреждений
военной направленности и других силовых ведомств. Полученные в
исследовании результаты применяются на занятиях по предметам
гуманитарных наук (психология, военная педагогика и др.) в СВКИ ВНГ РФ,
в процессе организации воспитательной работы с курсантами в направлении
создания условий для социально-психологической адаптации.
Надежность и достоверность результатов исследования
обусловлены аргументированностью и научной обоснованностью
полученных результатов, применением соответствующих целям и задачам
научных методов, репрезентативностью выборки, использованием в качестве
инструментов исследования шкал, позволяющих выявить показатели
социального, личностного и профессионального самоопределения, а также
адекватных и широко применяемых методик исследования социально-
психологической адаптации, тестов и опросников, установлением
многочисленных взаимосвязей между характеристиками социального
самоопределения и показателями социально-психологической адаптации
курсантов с помощью коэффициентов корреляции Карла Пирсона,
сопоставлением полученных результатов с данными, полученными другими
исследователями, применением специальных компьютерных программ
(Microsoft Office, SPSS Statistics.).
Положения, выносимые на защиту.
1. Социально-психологическая адаптация курсантов – это
приспособление к специфичным условиям социализации в военном вузе,
связанным с регламентацией жизни, постоянным рекреационным
нахождением в ограниченном пространстве, тесными социальными
контактами с однокурсниками, необходимостью совместной деятельности
курсантов и выполнения приказов командиров. Эти условия актуализируют
необходимость осознания социальной значимости статуса военного и своих
личностных качеств и делают социальную и личностную неопределенность
важнейшими факторами социально-психологической дезадаптации
курсантов.
2. Процесс социально-психологической адаптации курсантов в
военном вузе можно поделить на несколько этапов, на каждом из которых
доминируют те или иные особенности социального, личностного и
профессионального самоопределения: первый этап – первичная адаптация
курсантов к требованиям военной жизни; второй этап – окончание первичной
адаптации (эмоциональный подъем); третий этап – кризис адаптации (спад
интереса к профессии и показателей профессионального самоопределения;
четвертый этап – выход из кризиса (планы на будущее становятся четче,
осознаются особенности социального и личностного самоопределения);
пятый этап – заключительный этап адаптации курсантов (завершается
социально-психологическая адаптация в военном вузе, происходит
дифференциация курсантов по признакам социального, личностного и
профессионального самоопределения).
3. Факторами социально-психологической дезадаптации курсантов в
военном вузе являются показатели социальной неопределенности
(неопределенность в отношении собственной семьи, веры, религии,
политических взглядов; неуверенность в социальных контактах;
незаинтересованность и неопределенность в необходимости оказания
помощи однокурсникам; непонимание требований командиров; трудности
контакта с незнакомыми людьми); личностной неопределенности
(неадекватная самооценка, неудовлетворенность индивида своими личными
качествами, отсутствие потребности в общении, взаимодействии с другими,
неуверенность, подавленность, обособленность, эмоциональная
неустойчивость, слабый самоконтроль, отсутствие интереса индивида по
отношению к окружающей его действительности) и профессиональной
неопределенности (слабая заинтересованность в будущей профессии;
сомнения в правильности ее выбора и длительность этого процесса во
времени; ориентация при выборе профессии на мнения окружающих и на
взгляды друзей; равнодушное или негативное отношение курсанта к учебной
и служебной деятельности).
4. На разных этапах социально-психологической адаптации курсантов в
военном вузе социальное, личностное и профессиональное самоопределение
имеет специфику: особенностями социального самоопределения являются
(увеличение количества категорий военной идентичности на начальных
этапах и их трансформация в категории персональной идентичности на
заключительном этапе социадбно-психологической адаптации в вузе),
личностного (адекватность самооценки снижается от начального к
завершающему этапу; неуверенность усиливается на кризисном этапе;
самооценка активности снижается от начального к кризисному и повышается
на этапе выхода из кризиса, актуализируется самооценка личностных качеств
к завершающему этапу) и профессионального (осознание принадлежности к
военной профессии на начальных этапах социально-психологической
адаптации в вузе и осознание социально-профессиональных ролей на
завершающем этапе, снижение актуальности карьерных притязаний на
начальном и кризисном этапах и повышение к заключительному этапу).
Апробация работы.
Результаты эмпирического исследования обсуждались на кафедрах
военной педагогики и психологии СВКИ ВНГ РФ и социальной психологии
образования и развития СГУ имени Н.Г. Чернышевского; в докладах на
различных форумах и конференциях. Это VII Международная научно-
практическая конференция «Трансформация векторов развития России в
научных исследованиях: социально-экономический, правовой, и
межотраслевой аспекты» (Санкт-Петербург, 23 апреля 2018 года),
международный форум «Гуманизация образовательного пространства»
(Саратов, СГУ, 14-15 марта 2019 года), научный форум «Педагогика и
Психология» (Москва, 2019), научно-практическая конференция
«Организационная психология: люди и риски» (Саратов, СГУ, 27 апреля 2018
года), научно-практическая конференция «Страховские чтения — 2018:
научные идеи И.В. Страхова и их развитие в современной психологии и
педагогике» (Саратов, СГУ, 20 октября 2018 года),
Структура работы определена целями и задачами настоящего
исследования и включает введение, две главы, рекомендации преподавателям
и командирам по организации и проведению работы, направленной на
уменьшение воздействия отрицательных факторов, вызывающих
дезадаптацию курсантов, заключение, список литературы и приложение,
заключение и приложения.
В первой главе дается теоретический анализ проблем социально-
психологической дезадаптации военнослужащих и ее факторов. Во второй
главе приводятся результаты эмпирического исследования социальной и
личностной неопределенности как факторов дезадаптации курсантов вуза.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!