Социально-проектная деятельность как средство формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы

Ибрагимов Юсуп Муслимович
Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование эффективности формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци- альной работы с использованием возможностей социально-проектной деятельности
1.1. Педагогическая культура в системе профессионально важных качеств будущих бакалавров социальной работы
1.2. Направленность социально-проектной деятельности на фор- мирование педагогической культуры будущих бакалавров соци- альной работы
1.3. Проектирование модели формирования педагогической куль- туры будущих бакалавров социальной работы 73
Выводы по первой главе 101 Глава 2. Разработка и экспериментальная апробация методики фор- мированию педагогической культуры будущих бакалавров социаль-
ной работы с использованием возможностей социально-проектной деятельности
2.1. Организация экспериментальной работы по апробации мето-
дики формирования педагогической культуры будущих бакалав-
ров социальной работы
2.2. Методика формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с использованием возможностей социально-проектной деятельности
2.3. Анализ и оценка результативности экспериментальной ра-
боты
Выводы по второй главе Заключение Библиографический список
173
180

Во введении доказывается актуальность темы исследования, раскрывается
степень ее разработанности; выдвигаются объект, предмет, цель, гипотеза и за-
дачи исследования; обозначаются научная новизна, теоретическая и практиче-
ская значимость; приводятся положения, выносимые на защиту; излагаются дан-
ные об апробации и внедрении результатов.
В первой главе «Теоретико-методологическое обоснование эффективности
формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной ра-
боты с использованием возможностей социально-проектной деятельности»
определена теоретико-методологическая основа исследования, уточнено содер-
жание его ключевых понятий, обоснованы принципы применения социально-
проектной деятельности в процессе формирования педагогической культуры бу-
дущих бакалавров социальной работы, представлены модель и педагогические
условия успешного осуществления данного процесса.
Исходя из анализа федеральных государственных образовательных стандар-
тах высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02
«Социальная работа», профессиональных стандартов («Специалист по социаль-
ной работе», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовер-
шеннолетних», «Специалист по работе с семьей»), а также научных публикаций,
определена специфика профессиональной деятельности в области социального
обслуживания населения. Подчеркивается при этом широкий спектр решаемых
задач: предоставление мер социальной поддержки различным категориям граж-
дан (уход за престарелыми, инвалидами, детьми); содействие лицам, оказав-
шимся в трудной жизненной ситуации (детям-сиротам, молодежи, опекунам,
правонарушителям); овладение целым комплексом знаний (правовых, психо-
лого-педагогических, медицинских, социологических). На этом основании отме-
чается важность формирования у будущих бакалавров социальной работы це-
лого ряда профессиональных качеств, которые подходят под описание педагоги-
ческой культуры.
Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы опреде-
ляется в диссертации как интегративное личностно-профессиональное качество,
конгруэнтное с моральными ценностями личности бакалавра, способствующее
решению разнообразных профессиональных задач, выстраиванию успешных
профессиональных отношений, отражающее наиболее ценные практики соци-
ально-педагогической помощи населению. Педагогическая культура исследуе-
мой категории будущих специалистов представлена в виде системы, аккумули-
рующей профессиональное общение, психолого-педагогические знания, мораль-
ные ценности, критическое мышление и проактивную позицию.
Профессиональное общение предполагает умение понимать скрытый смысл
сообщений, готовность и способность поддерживать других людей в самых раз-
ных ситуациях, аргументировать свою позицию и убеждать в нецелесообразно-
сти применения неконструктивных форм поведения. Психолого-педагогические
знания проявляются в области возрастной психологии, педагогики, социальной
педагогики, конфликтологии, семейной психологии. Моральные ценности про-
являются в чувстве долга, ответственности, доброте, сострадании, справедливо-
сти, милосердии, принятии человека как самоценности, несмотря на его социаль-
ные обстоятельства. Критическое мышление позволяет хорошо ориентироваться
в многообразии противоречивой информации, применять проверенные подходы
к клиенту и адекватные стратегии социальной помощи. Проактивная позиция
представлена как личностная независимость, умение находить ресурсы для пре-
одоления сложных обстоятельств, внешних неблагоприятных условий.
Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы высту-
пает необходимым элементом их профессиональной успешности. Для ее форми-
рования целесообразно использовать социально-проектную деятельность. По-
следняя представляет собой социально-значимую активность, включающую раз-
работку и реализацию проектов, направленных на позитивное изменение про-
блемной ситуации путем оказания социальной поддержки нуждающимся в ней
субъектам. В качестве аргументов, разъясняющих возможность использования
для формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной
работы социально-проектной деятельности, приводятся следующие: направлен-
ность социально-проектной деятельности на совершенствование социальной
компетенции; заметные возможности данного вида деятельности в развитии
представлений в области применения психолого-педагогических инструментов,
способствующих жизненной самореализации личности; высокий потенциал в
воспитании морально-нравственных качеств, а также формировании поливариа-
тивного, критического, проектного мышления и активизации личностных ресур-
сов, индивидуально-своеобразных способов разработки социальных проектов.
Для эффективной организации социально-проектной деятельности, направ-
ленной на формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци-
альной работы, важно руководствоваться комплексом принципов: поливариа-
тивности, моральной оценки, наставничества, исследовательской позиции, взаи-
мопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презентации, содействия
самореализации.
Наиболее общее представление о целевых, содержательных и процессу-
ально-технологических средствах формирования педагогической культуры бу-
дущих бакалавров социальной работы обеспечивает модель (рис. 1). Она состоит
из целевого, методологического, информационно-содержательного, процессу-
ально-технологического, контрольно-измерительного блоков и определяет ха-
рактер использования ресурсных возможностей социально-проектной деятель-
ности для формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци-
альной работы.
Целевой блок определяет целевые установки, которые будут положены в ос-
нову проектируемого процесса. Цель – усиление направленности профессио-
нальной подготовки будущих бакалавров социальной работы в вузе на формиро-
вание их педагогической культуры, в том числе за счет использования возмож-
ностей социально-проектной деятельности.
Методологический блок включает методологические подходы и принципы.
Первые задают общую направленность, а вторые – исходные позиции для осу-
ществления исследуемого процесса. В числе методологических подходов выде-
лены системный, культурологический, антропологический и проектный. Приме-
нение положений данных методологических подходов в единстве позволяет
определить и обоснованность исследуемый процесс с разных точек зрения: опре-
деления ключевого понятия и ожидаемого результата – педагогической куль-
туры, которая может быть рассмотрена в системе профессионально важных ка-
честв будущих бакалавров социальной работы; позиционирования самих буду-
щих бакалавров как субъектов культуры; рассмотрения исследуемого процесса в
контексте предстоящей продуктивной профессиональной деятельности в сфере
социальной работы; обоснования ресурсных возможностей социально-проект-
ной деятельности для формирования педагогической культуры.
ФГОС ВО: 39.03.02Профессиональные стандарты: «Специалист по социальной работе», «Специалист органаОсобенности профессиональной де-
«Социальная работа»опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по работе с семьей»ятельности социальных работников

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Этапы: вводно-ознакомительный, мотивационно-
аналитический, содержательно-практический,
Цель – усиление направленности профессиональной подготовки будущих бакалавров социальнойрефлексивно-прогностический
работы в вузе на формирование их педагогической культуры, в том числе за счет использования
ресурсных возможностей социально-проектной деятельности
Задачи в соответствии с этапами

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Методологические подходы: системный, культуро-Принципы: поливариативности, моральной оценки, наставничества, исследовательской позиции,
логический, антропологический и проектныйвзаимопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презентации, содействия самореализации

ИНФОРМАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Педагогическая культура как личностно-професси-Дисциплины учебного плана (5-8 семестр):Дисциплина по выбору студентов (7-8 се-
ональное качество будущих бакалавров социальной«Социальная педагогика», «Методика исследова-местр): «Социально-педагогическое проектиро-
работы: а) профессиональное общение, б) психолого-ний в социальной работе», «Педагогика социаль-вание в деятельности бакалавра социальной ра-
педагогические знания, в) моральные ценности,ной работы», «Психология социальной работы»боты»
г) критическое мышление, д) проактивная позиция

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОККОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Формы: классическая лекция,Методы: визуализация, дис-Средства: диагностиче-Критерии и показатели эффективности
мини-лекция, лекция вдвоем, се-куссия, перевернутый класс,ские средства, цифровые
минарские и практические заня-социально-педагогическоесервисы, дидактические
тия, производственная практикапроектирование, фокус-группасредстваУровни сформированности

РЕЗУЛЬТАТ – увеличение количества студентов – будущих бакалавров социальной работы, показывающих по результатам
педагогической диагностики более высокие значения показателей и критериев педагогической культуры

Рис. 1 – Модель формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы
В основу разработки информационно-содержательного блока были поло-
жены теоретические положения А.К. Марковой о структуре профессионализма
будущего специалиста, которая представляет собой ориентир для интеграции
ценностного, когнитивного, практического и личностного компонентов содер-
жания профессионального образования. Приведенное в диссертации развернутое
представление о педагогической культуре как ожидаемом результате професси-
ональной подготовки является достаточным основанием для того, чтобы, во-пер-
вых, актуализировать имеющиеся содержательные ресурсы реализуемой по дан-
ному направлению профессиональной подготовки профессиональной образова-
тельной программы, и, во-вторых, обогатить ее содержание, например, посред-
ством включения в действующие учебные программы содержательных модулей
или же разработки дисциплин по выбору студентов. Поэтому здесь подчеркива-
ются содержательные возможности дисциплин учебного плана («Социальная пе-
дагогика», «Методика исследований в социальной работе», «Педагогика соци-
альной работы», «Психология социальной работы»), а также разработанной нами
дисциплины по выбору студентов «Социально-педагогическое проектирование
в деятельности бакалавра социальной работы».
Процессуально-технологический блок реализуется с использованием форм,
методов и средств профессиональной подготовки будущих бакалавров социаль-
ной работы, которые поддерживаются поставленными задачами формирования
педагогической культуры и одновременно обеспечивают реализацию выделен-
ных содержательных контекстов, в том числе в рамках дисциплины по выбору
студентов. В качестве ведущих форм используются следующие: классическая
лекция, мини-лекция, лекция вдвоем, семинарские и практические занятия, про-
изводственная практика. В числе методов обучения рассматриваются визуализа-
ция, дискуссия, перевернутый класс, социально-педагогическое проектирование,
фокус-группа. В качестве средств предлагаются: диагностические средства (ан-
кеты, отчеты о практике, тесты, анализ успеваемости по дисциплинам педагоги-
ческой направленности), цифровые сервисы (на сайтах образовательных органи-
заций, порталах социальных проектов), дидактические средства (кейсы, анали-
тические таблицы, рефлексивные схемы).
Контрольно-измерительный блок содержит педагогические инструменты,
которые применяются при проведении диагностических исследований с целью
оценки результативности протекания процесса формирования педагогической
культуры. Рассматриваемый блок включает критерии (ментально-знаниевый,
морально-ценностный, коммуникативно-аффилиативный, деятельностно-воле-
вой), показатели и уровни (критический, базовый, умеренный, выраженный)
сформированности указанного личностно-профессионального качества будущих
бакалавров социальной работы.
Успешную реализацию модели в системе вузовской подготовки будущих
бакалавров социальной работы, и, наряду с этим, усиление ресурсных возмож-
ностей социально-проектной деятельности обеспечивают следующие педагоги-
ческие условия: развитие педагогической интуиции в процессе осуществления
исследовательских задач; совершенствование моральных качеств путем проек-
тирования стратегий поддержки социально незащищенных слоев населения;
освоение возможностей цифровых сервисов для реализации алгоритмов соци-
ально-педагогического проектирования; улучшение навыков командной работы
при подготовке к презентации проекта и самопрезентации.
Определяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что педа-
гогическая интуиция дает возможность быстро и неосознанно найти правильное
решение в проблемной ситуации. Оказывая педагогическую поддержку соци-
ально незащищенным категориям населения, будущие бакалавры социальной ра-
боты далеко не всегда могут располагать широким набором педагогических тех-
нологий, приемов и способов работы. Но при этом они вполне могут довериться
собственной интуиции, которая базируются на прежнем опыте, возможно своего
детства, опыте других людей. Такие интуитивные представления могут поддер-
живаться полученными в школе и вузе знаниями, сведениями из средств массо-
вой информации или других источников. Значительным потенциалом для разви-
тия педагогической интуиции обладает исследовательская деятельность.
Для эффективной поддержки граждан будущим бакалаврам социальной ра-
боты важно не только владеть глубокими психолого-педагогическими знаниями,
но и обладать развитыми морально-нравственными качествами. Этим определя-
ется необходимость введения второго педагогического условия. Причем для раз-
вития моральных качеств предлагается проектирование стратегий поддержки со-
циально незащищенных слоев населения. В такой социально-проектной деятель-
ности в поле основного внимания удерживаются наиболее уязвимые категории
граждан: дети-сироты, инвалиды, пожилые люди. Проектирование стратегий
поддержки предполагает не только информирование таких категорий людей о
полагающихся им льготах и содействие в их получении, но и оказание психо-
лого-педагогической помощи.
В части третьего педагогического условия предлагается задействовать раз-
личного рода цифровые сервисы для реализации алгоритмов социально-педаго-
гического проектирования. Сегодня наиболее успешные социальные проекты
размещаются в различных открытых источниках, освещаются на сайтах образо-
вательных организаций, в средствах массовой информации, научных публика-
циях, интернет-порталах. Используя данные сервисы, целесообразно знакомить
будущих бакалавров социальной работы с лучшими практиками социального
проектирования. Для этого студентам рекомендуется изучать тематику социаль-
ных проектов, анализировать тенденции в изменении ее направленности, приоб-
щаться к содержанию выполненных в разные годы проектов.
Четвертое педагогическое условие связано с улучшением навыков команд-
ной работы будущих бакалавров социальной работы при подготовке к презента-
ции проекта и самопрезентации. Подчеркивается важность согласованной ра-
боты команды при подготовке социального проекта на всех этапах его выполне-
ния. Особая роль отводится командной работы на этапе презентации социаль-
ного проекта. В соответствии с выдвигаемым условием для улучшения навыков
командной работы целесообразно проводить с будущими бакалаврами социаль-
ной работы различные игры, задания, мероприятия на сплочение.
Во второй главе «Разработка и экспериментальная апробация методики
формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной ра-
боты с использованием возможностей социально-проектной деятельности» рас-
крыто содержание экспериментальной работы, представлена методика осу-
ществления исследуемого процесса, охарактеризованы результаты ее внедрения.
Цель экспериментальной работы заключалась в эмпирической проверке по-
ложения о повышении эффективности процесса формирования педагогической
культуры будущих бакалавров социальной работы в случае применения ресурс-
ных возможностей социально-проектной деятельности. В качестве задач экспе-
риментальной работы выделены: разработка методики формирования педагоги-
ческой культуры у исследуемой категории будущих специалистов; проведение
констатирующего эксперимента для установления начальных значений исследу-
емых параметров педагогической культуры; проведение формирующего экспе-
римента по апробации разработанной методики; обработка результатов экспери-
ментальной работы, включая применение методов математической статистики.
Для оценки сформированности педагогической культуры применялись сле-
дующие критерии: ментально-знаниевый, морально-ценностный, коммуника-
тивно-аффилиативный, деятельностно-волевой. В качестве диагностических
средств применялись различные методы и методики. Для оценки сформирован-
ности ментально-знаниевого критерия использовались такие методы, как реше-
ние педагогических ситуаций и разработка студентами анкеты. Кроме того, учи-
тывалась академическая успеваемость студентов по таким дисциплинам, как
«Социальная педагогика», «Педагогика социальной работы», «Психология соци-
альной работы». Для оценки сформированности морально-ценностного критерия
применялась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Также учитыва-
лись продукты деятельности студентов в рамках социально-педагогического
проектирования. Для оценки сформированности коммуникативно-аффилиатив-
ного критерия применялась методика «Мотивация аффилиации» М. Меграбяна,
а также результаты наблюдения за студентами в процессе дискуссии и участия
их в командных формах работы. Для оценки сформированности деятельностно-
волевого критерия проводились фокус-группы, осуществлялся анализ продуктов
деятельности студентов по результатам их участия в социально-педагогическом
проектировании. Кроме того, оценка формировалась на основании анализа отче-
тов о прохождении производственной практики.
Экспериментальная и контрольная группы были образованы на базе двух
организаций высшего образования г. Грозного, где осуществляется профессио-
нальная подготовка студентов по направлению 39.03.02 «Социальная работа». В
числе таких организаций Чеченский государственный университет имени А.А.
Кадырова и Чеченский государственный педагогический университет. На базе
первой организации сформирована экспериментальная группа в количестве 41
студента, на базе второй – контрольная группа в количестве 43 студентов.
Экспериментальная работа включала два этапа: констатирующий и форми-
рующий. На констатирующем этапе основная задача была связана с определе-
нием и фиксацией стартовых значений педагогической культуры будущих бака-
лавров социальной работы в двух сравниваемых группах: экспериментальной и
контрольной. Для обоснования однородности выборочных совокупностей при-
менялся статистический критерий 2 .
Разработанная нами методика апробировалась только в экспериментальной
группе. Апробация проводилась на третьем и четвертом курсах и включала
вводно-ознакомительный, мотивационно-аналитический, содержательно-прак-
тический и рефлексивно-прогностический этапы. На вводно-ознакомительном
этапе осуществлялось изучение содержания осуществляемых бакалаврами соци-
альной работы педагогических функций и ознакомление их с лучшими практи-
ками социального проектирования. На материалах содержания учебной дисци-
плины «Социальная педагогика» преподаватель знакомил студентов с положени-
ями и требованиями профессиональных стандартов, соответствующих професси-
ональной подготовке по направлению 39.03.02 «Социальная работа» (бака-
лавриат). Были определены педагогические знания, необходимые для профессио-
нальной деятельности бакалавра социальной работы. На учебных занятиях сту-
денты получали представления о специфике социально-педагогической деятель-
ности и особенностях взаимодействия служб социальной защиты с населением.
В рамках дисциплины «Прогнозирование, проектирование и моделирова-
ние» студенты развивали свои представления о социальном предвидении, нор-
мативном и поисковом прогнозировании, методологии социального проектиро-
вания. Анализировалась документация конкурсов научно-исследовательских и
проектных работ, изучались материалы конференций, грантов, обсуждались ре-
зультаты конкурса «Лучшие социальные проекты России». Внимание обраща-
лось на три тематические группы проектов: «Поддержка социально незащищен-
ных слоев населения», «Образование и наука», «Культура, искусство, религия»,
которые обладают значительным потенциалом для формирования педагогиче-
ской культуры.
Реализация первого педагогического условия предполагала развитие педа-
гогической интуиции в процессе осуществления исследовательских задач. Для
студентов была проведена мини-лекция, тематика которой связана с педагогиче-
ской культурой и педагогической интуицией. Предлагались игры на развитие ин-
туиции, основное внимание уделялось развитию этого явления в процессе иссле-
довательской деятельности. Будущие бакалавры исследовали научные проекты,
анализировали интересные педагогические решения, предлагаемые в области об-
разования, социальной педагогики, практической психологии; поддерживалась
практика обращения к трудам великих классиков педагогической и психологи-
ческой науки, разработкам современным специалистов в области педагогиче-
ской конфликтологии, образовательных технологий, воспитательных систем.
Студенты осваивали социально-педагогические условия профилактики насилия,
коррекции социальной ситуации, вызывающей данные поведенческие наруше-
ния. Применялся кейс-метод, исследовались алгоритмы решения педагогических
ситуаций, наиболее удачные способы коммуникации с обучающимися с учетом
их возрастных особенностей. Ведущей содержательной линией первого этапа яв-
лялось содействие студентам в выявлении педагогического потенциала соци-
ально-проектной деятельности.
На мотивационно-аналитическом этапе выявлялась внутренняя мотивация
студентов к социально-педагогической деятельности, оказывалось содействие
им в определении целевой группы, нуждающейся в социально-педагогической
поддержке. На предметном содержании учебной дисциплины «Методика иссле-
дований в социальной работе» осваивались методы и приемы научного познания
в социальной сфере и педагогике (наблюдение, беседа, проективные рисуночные
тесты и пр.). Рассматривались условия самостоятельной разработки инструмен-
тов исследования, в частности, освоение алгоритмов создания анкеты. Студен-
там предлагалось изучить различные варианты анкет, формы их представления,
обработки, способы конструирования обращения к респондентам. Была постав-
лена задача разработать анкеты по выявлению мотивации студентов к развитию
психолого-педагогических знаний. Это способствовало развитию навыков про-
ведения научного исследования, лежащих в основе большинства социальных
проектов, и повышению мотивационной готовности студентов к расширению
психолого-педагогических знаний, базирующихся в основе более сложного фе-
номена – педагогической культуры.
В рамках практики по получению профессиональных умений и опыта про-
фессиональной деятельности студенты определяли, какие знания им требуется
расширить для оказания педагогической поддержки лицам, находящимся в труд-
ной жизненной ситуации. Также они исследовали личностные качества, необхо-
димые для решения социально-педагогических проблем детей, молодежи, пожи-
лых, инвалидов. Происходила реализация второго педагогического условия – со-
вершенствование моральных качеств путем проектирования стратегий под-
держки социально незащищенных слоев населения. В ходе производственной
практики студентам следовало осуществлять наблюдение за деятельностью спе-
циалистов служб социальной помощи и отмечать, какие морально-нравственные
качества способствовали более продуктивному взаимодействию с населением.
Важно было оценить сформировать данных качеств у себя, определить перспек-
тивы их совершенствования.
При проектировании стратегий поддержки социально незащищенных
слоев населения студентам предлагался примерный алгоритм работы: изучение
социальных условий жизни клиента, выявление его прав и обязанностей, опре-
деление психологических особенностей личности, обнаружение педагогических
затруднений, поиск способов педагогической поддержки, реализация данных
способов, оценка их эффективности. Студенты апробировали данные стратегии,
оценивали собственную готовность к оказанию социально-педагогической под-
держки. В ходе представления отчетов по практике демонстрировалась педаго-
гическая компетентность будущих бакалавров социальной работы. Основным
содержательным элементом данного этапа было развитие личностно-професси-
ональных качеств, необходимых для социально-педагогической деятельности.
На содержательно-практическом этапе происходило освоение студентами
методики разработки социальных проектов при решении педагогических задач.
Внимание преподавателя было направлено на ознакомление студентов с содер-
жанием этапов создания проекта, помощи им в определении ресурсов, необхо-
димых для разработки и реализации социально-педагогических проектов. Дан-
ные задачи решались с использованием содержания разработанной дисциплины
по выбору студентов «Социально-педагогическое проектирование в деятельно-
сти бакалавра социальной работы». Она включала следующие темы: «Социаль-
ное проектирование как вид проектной деятельности», «Методика выбора акту-
альных тем проектов», «Ключевая идея социально-педагогического проекта»,
«Алгоритмы разработки социально-педагогических проектов», «Ресурсная база
социального проектирования», «Тайм-менеджмент в социальном проектирова-
нии», «Современные сервисы как эффективный инструмент проектирования»,
«Проектная команда», «Этика и эстетика проекта», «Самопрезентация автора в
защите проекта». Данная дисциплина реализовывалась в течение всего четвер-
того года обучения.
Здесь нашло отражение третье педагогическое условие – освоение возмож-
ностей цифровых сервисов для реализации алгоритмов социально-педагогиче-
ского проектирования. Студенты знакомились с порталами, на которых разме-
щались наиболее успешные продукты социального проектирования. Требова-
лось провести анализ всевозможных открытых источников, включая сайты обра-
зовательных организаций (прежде всего, высшего образования), интернет-пор-
талы регионального и федерального уровней. Студенты изучали цифровые сер-
висы, которые необходимы для оформления паспорта социально-педагогиче-
ского проекта, осуществления коммуникаций между его участниками в дистан-
ционном формате, сбора необходимых данных.
В рамках учебной дисциплины «Педагогика социальной работы» будущие
бакалавры исследовали возможности различных образовательных технологий:
игровых, интерактивных, здоровьесберегающих, информационных. Внимание
уделялось таким направлениям в педагогике, как педагогика сотрудничества, гу-
манно-личностная технология и пр. Обучение проходило на основе метода «пе-
ревернуый класс». Студенты самостоятельно изучали материал по данному
направлению, а на занятиях делились своими знаниями с преподавателями и со-
курсниками. Таким образом, на третьем этапе реализации методики формирова-
ния педагогической культуры будущие бакалавры социальной работы осваивали
способы и приемы социально-педагогического проектирования, содержание его
этапов и необходимые для этого ресурсы.
Рефлексивно-прогностический этап был завершающим, его основное со-
держание связывалось с развитием групповой сплоченности в социально-педа-
гогическом проектировании. Здесь решались такие задачи, как определение
условий педагогического самопроектирования, освоение правил эффективной
самопрезентации. Все эти аспекты формирования педагогической культуры бу-
дущих бакалавров социальной работы получили развитие в рамках второй части
дисциплины по выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятель-
ности бакалавра социальной работы», в частности, рамках таких тем, как «Тайм-
менеджмент в социальном проектировании», «Проектная команда», «Этика и эс-
тетика проекта», «Самопрезентация автора в защите проекта».
Реализация четвертого педагогического условия – улучшение навыков ко-
мандной работы при подготовке к презентации проекта и самопрезентации –
обеспечивалась при изучении указанных выше тем. Изначально студенты осваи-
вали на практике различные роли в командах, апробировали технологии коман-
дообразования, механизмы сплочения группы. Распределялись роли на этапе
подготовки к презентации проекта; здесь же определялись сроки решения задач,
способы их соблюдения. Осваивались этические аспекты социально-педагогиче-
ского проектирования, презентации социальных проектов в очном и заочном
формате. Внимание уделялось важным факторам, способствующим успешной
самопрезентации. Обсуждению подлежали вопросы цифрового этикета в комму-
никации и представлении данных в открытых источниках с сохранением конфи-
денциальности респондентов.
Защита разработанных проектов проводилась в форме моделируемой дис-
куссии – фокус-группы. Преподаватель выступал модератором группы, а сту-
денты – в качестве докладчиков. В ходе свободной дискуссии студенты презен-
товали свои разработки, направленные на решение актуальных социально-педа-
гогических проблем. Им необходимо было показать не только достигнутые ре-
зультаты, но и перспективы дальнейшего разворачивания данных проектов или
создания на их основе новых разработок. Тематика социально-педагогических
проектов касалась оказания психолого-педагогической поддержки детям-сиро-
там, детям-мигрантам, детям, пострадавшим от насилия. Анализу подлежали как
достижения, так и возникшие трудности на разных этапах социально-педагоги-
ческого проектирования. Вопросы самопроектирования нашли развитие при изу-
чении отдельных тем учебной дисциплины «Психология социальной работы»,
проводимых в форме лекции вдвоем (с участием психолога и социолога). Сту-
дентам предлагалось составить план саморазвития, выделить смыслы лич-
ностно-профессионального самосовершенствования, конкретные показатели, по
которым можно ощутить достижения. Основное содержание четвертого этапа
было связанно с развитием групповой сплоченности студентов при осуществле-
нии задач социально-педагогического проектирования.
Таким образом, методика формирования педагогической культуры будущих
бакалавров социальной работы представляет собой детализированный алгоритм
педагогической деятельности, выстроенный в соответствии с моделью и педаго-
гическими условиями. Она отражает контекстные и организационно-педагогиче-
ские особенности включения студентов в социально-проектную деятельность в
зависимости от усложняющихся ее задач и содержания на вводно-ознакомитель-
ном, мотивационно-аналитическом, содержательно-практическом и рефлек-
сивно-прогностическом этапах.
В плане проведения мониторинга реализации разработанной нами мето-
дики, помимо начальной диагностики, проводились две промежуточные диагно-
стики и завершающая диагностика. Сроки их осуществления были согласованы
с этапами формирования педагогической культуры, которые определены в апро-
бируемой методике. Представим сравнительные данные, полученные по резуль-
татам проведения начальной и завершающей диагностик (таблицы 1 и 2).
Таблица 1 – Сравнение результатов диагностики в экспериментальной
группе до и после проведению формирующего эксперимента

КритерииКритический уровеньБазовый уровеньУмеренный уровеньВыраженный уровень
педагогической культурыдо (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)
Ментально-знаниевый39,0217,07 ↓34,1512,20 ↓17,0739,02 ↑9,7631,71 ↑
Морально-ценностный29,2714,63 ↓36,599,76 ↓14,6331,71 ↑19,5143,90 ↑
Коммуникативно-аффилиативный41,4614,63 ↓34,1519,51 ↓17,0731,71 ↑7,3234,15 ↑
Деятельностно-волевой39,0214,63 ↓34,1512,20 ↓19,5143,90 ↑7,3229,27 ↑

Таблица 2 – Сравнение результатов диагностики в контрольной
группе до и после проведению формирующего эксперимента

КритерииКритический уровеньБазовый уровеньУмеренный уровеньВыраженный уровень
педагогической культурыдо (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)до (%)после (%)
Ментально-знаниевый41,8634,88 ↓27,9127,9118,6023,26 ↑11,6313,95 ↑
Морально-ценностный32,5623,26 ↓25,5827,91 ↑27,9130,23 ↑13,9518,60 ↑
Коммуникативно-аффилиативный44,1932,56 ↓27,9132,56 ↑18,6023,25 ↑9,3011,63 ↑
Деятельностно-волевой46,5130,23 ↓20,9330,23 ↑20,9323,26 ↑11,6316,28 ↑
Анализ приведенных в таблицах данных показывает, что по результатам за-
вершающей диагностики в экспериментальной группе самый высокий (выражен-
ный) уровень сформированности ментально-знаниевого критерия демонстри-
руют 31,71 % респондентов. Это на 21,95 % большей соответствующей вели-
чины, зафиксированной по результатам начального среза в рамках констатирую-
щего эксперимента. В контрольной группе по указанному критерию были полу-
чены следующие результаты: 13,95 % по результатам завершающей диагно-
стики; 11,63 % по результатам начальной диагностики. Увеличение по мен-
тально-знаниевому критерию в контрольной группе составило 2,32 %.
Выраженный уровень сформированности морально-ценностного критерия
показали 43,90 % респондентов экспериментальной группы и 18,60 % респон-
дентов контрольной группы. В ходе начальной диагностики были зафиксиро-
ваны такие результаты: 19,51 % в экспериментальной группе и 13,95 % в кон-
трольной группе. Соответственно, была вычислена разница: 24,39 % в экспери-
ментальной группе и 4,65 % в контрольной группе.
По коммуникативно-аффилиативному критерию получены следующие дан-
ные для выраженного уровня: по результатам завершающей диагностики –
34,15 % в экспериментальной группе и 11,63 % в контрольной группе. Разница с
данными начальной диагностики составила: 26,83 % в экспериментальной
группе и 2,33 % в контрольной группе.
По деятельностно-волевому критерию получены следующие данные для вы-
раженного уровня: по результатам завершающей диагностики – 29,27 % в экспе-
риментальной группе и 16,28 % в контрольной группе. Разница с данными
начальной диагностики составила: 21,95 % в экспериментальной группе и 4,65 %
в контрольной группе.
Все это указывает на эффективность предложенного подхода к формирова-
нию педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. Таким
образом, полученные в процессе экспериментальной работы эмпирические дан-
ные, подвергнутые сравнительному анализу, позволили сформулировать следу-
ющее заключение: внедрение в практику профессиональной подготовки буду-
щих бакалавров социальной работы методики формирования педагогической
культуры является эффективным. Достоверность полученного вывода поддер-
живают результаты применения статистического критерия 2 . Данное заключе-
ние подтверждает выдвинутую в диссертационном исследовании гипотезу.
В заключении обобщены теоретико-экспериментальные результаты иссле-
довательской работы, сформулированы следующие выводы:
1. Наиболее значимыми теоретическими предпосылками для решения ис-
следуемой проблемы являются: уточнение содержания понятий «педагогическая
культура будущих бакалавров социальной работы», «социально-проектная дея-
тельность»; определение психолого-педагогического механизма формирования
педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с использова-
нием возможностей социально-проектной деятельности; разработка методологи-
ческих оснований исследуемого процесса.
2. Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы пред-
ставляет собой интегративное личностно-профессиональное качество, конгру-
энтное с моральными ценностями личности бакалавра, способствующее реше-
нию разнообразных профессиональных задач, выстраиванию успешных профес-
сиональных отношений, отражающее наиболее ценные практики социально-пе-
дагогической помощи населению.
3. Педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы высту-
пает необходимым элементом их профессиональной успешности. Для ее форми-
рования целесообразно использовать социально-проектную деятельность. Она
представляет собой социально-значимую активность, включающую разработку
и реализацию проектов, направленных на позитивное изменение проблемной си-
туации путем оказания социальной поддержки нуждающимся в ней субъектам.
4. Определению единых подходов к управлению процессом формирования
педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с использова-
нием возможностей социально-проектной деятельности способствуют прин-
ципы поливариативности, моральной оценки, наставничества, исследователь-
ской позиции, взаимопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презен-
тации, содействия самореализации.
5. Модель формирования педагогической культуры будущих бакалавров со-
циальной работы задает целевые установки и эффективные педагогические сред-
ства совершенствования гибких компетенций с использованием дисциплины по
выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятельности бакалавра
социальной работы»; обеспечивает интенсификацию учебных занятий актив-
ными методами, расширяющими спектр психолого-педагогических знаний, раз-
вивающих педагогическую интуицию и способности социально-педагогической
поддержки социально незащищенных слоев населения.
6. Успешную реализацию модели в системе вузовской подготовки будущих
бакалавров социальной работы, усиление ресурсных возможностей социально-
проектной деятельности обеспечивают следующие педагогические условия: раз-
витие педагогической интуиции в процессе осуществления исследовательских
задач; совершенствование моральных качеств путем проектирования стратегий
поддержки социально незащищенных слоев населения; освоение возможностей
цифровых сервисов для реализации алгоритмов социально-педагогического про-
ектирования; улучшение навыков командной работы при подготовке к презента-
ции проекта и самопрезентации.
7. Методика формирования педагогической культуры будущих бакалавров
социальной работы определяет детализированный алгоритм педагогической де-
ятельности, выстроенный в соответствии с моделью и педагогическими услови-
ями; контекстные и организационно-педагогические особенности включения
студентов в социально-проектную деятельность в зависимости от усложняю-
щихся ее задач и содержания на вводно-ознакомительном, мотивационно-анали-
тическом, содержательно-практическом и рефлексивно-прогностическом этапах.
8. Всесторонняя оценка эффективности модели и условий формирования пе-
дагогической культуры будущих бакалавров социальной работы осуществляется
с использованием совокупности критериев: ментально-знаниевого, морально-
ценностного, коммуникативно-аффилиативного и деятельностно-волевого.
9. Экспериментальная работа подтвердила правомерность теоретических
положений о том, что социально-проектная деятельность может служить сред-
ством формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной
работы. Сравнение результатов диагностики, проведенной в процессе констати-
рующего и формирующего экспериментов, показало, что более высокие значе-
ния сформированности педагогической культуры зафиксированы в эксперимен-
тальной группе, в которой исследуемый процесс осуществлялся в соответствии
с предложенной моделью и педагогическими условиями.
Перспективы исследования целесообразно видеть в таких направлениях:
расширение состава и содержания условий формирования педагогической куль-
туры будущих бакалавров социальной работы, в том числе с учетом возможно-
стей цифровых технологий и ресурсов; обогащение методики формирования пе-
дагогической культуры будущих бакалавров социальной работы дополнитель-
ными рефлексивными средствами развития педагогической интуиции.

Актуальность темы исследования. Обеспечение высокого качества жизни граждан, повышение статуса государства в мировом сообществе связы- вается не только с технологическими инновациями, но и с квалифицирован- ными кадрами. В национальной доктрине образования в Российской Федера- ции в качестве одной из стратегических целей выделяется преодоление соци- ально-экономического и духовного кризиса за счет подготовки высокообразо- ванных людей, профессионально мобильных специалистов. В этой связи про- фессиональное обучение будущих бакалавров социальной работы должно быть направлено на их всестороннее развитие и воспитание, повышение об- щекультурного уровня.
Социальная работа полифункциональная, требует компетентных про- фессиональных решений, гуманизации среды, выстраивания этических взаи- моотношений с различными категориями лиц. Государственная программа со- циальной поддержки граждан предполагает модернизацию социального об- служивания населения, повышение доступности социальных услуг для раз- личных категорий граждан: детей-сирот; семей, имеющих детей; граждан старшего поколения. Качество осуществляемой социальной поддержки насе- ления определяется высокой организованностью социальных работников, сформированным нравственным самосознанием, устойчивостью ценностных ориентиров. Миллионы российских граждан получают различные социальные услуги. Социальные службы должны обеспечивать как сохранность прав граждан, так и профилактику социального неблагополучия населения, содей- ствие им в преодолении трудных жизненных ситуаций. Эти позиции ориенти- руют будущих бакалавров на овладение психолого-педагогическими знани- ями, совершенствование коммуникативной компетентности, освоение и со- блюдение моральных принципов социального сопровождения граждан, оказа- ния им педагогической поддержки. Указанные личностно-профессиональные качества, интегрируясь в единый комплекс, составляют педагогическую куль- туру бакалавра социальной работы.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего об- разования 3+ в качестве видов деятельности будущих бакалавров социальной работы выделяет педагогическую деятельность и описывает соответствующие ей компетенции, которые важно сформировать в вузе. В новом варианте обра- зовательных стандартов 3++ указывается, что профессиональные компетен-
ции могут формироваться на основе профессиональных стандартов («Специа- лист по социальной работе», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», «Специалист по работе с семьей»). В дан- ных документах выделяются трудовые действия и умения, связанные с педа- гогическими знаниями социального работника, социокультурными основами деятельности, этическим подходом. Содержание требований к профессиональ- ной компетентности социального работника позволяют утвердиться в необхо- димости формирования педагогической культуры будущего бакалавра как ин- тегративного феномена его личностно-профессиональных характеристик.
Вместе с тем наше исследование показало, что только порядка половины студентов старших курсов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), связывают свою профессиональную успешность и конкурентоспособность с педагогиче- ской культурой. В то же время их потенциальные работодатели считают это
качество немаловажным и ценным для оказания качественной социальной поддержки населению. При этом студенты высказывают потребность в обога- щении своих психолого-педагогических знаний, совершенствовании профес- сиональной коммуникации и освоении стратегий педагогической поддержки социально уязвимых категорий граждан.
Несмотря на то, что в программах обучения будущих бакалавров содер- жатся дисциплины, расширяющие общекультурные, в том числе педагогиче- ские знания, студенты отмечают необходимость изучения социально-педаго- гического проектирования, тактик педагогической поддержки граждан. Все указанное выше подтверждает целесообразность формирования такого лич- ностно-профессионального качества, как педагогическая культура будущих бакалавров социальной работы. Для этого требуется интенсификация образо- вательного процесса, насыщение содержания профессионального образования социально-педагогическими знаниями, в частности, имеющими непосред- ственное отношение к осуществлению работы с социально уязвимыми катего- риями населения.
Степень разработанности темы исследования. Изучению личностно- профессиональных качеств будущих социальных работников, профессиональ- ных компетенций студентов социального профиля посвящено множество научных работ (А.Г. Князева, Е.С. Милованова, О.В. Минкина, Е.С. Пайгина, В.В. Поладова, Е.Н. Софинская, В.Н. Стрельникова, А.В. Федоров, Ю.А. Чер- касов, Д.Р. Шарифулина, В.Ю. Ярецкий и др.). В научной литературе описы- ваются условия подготовки будущих специалистов к социальному сопровож- дению семьей (Т.В. Кашликова, Л.Л. Романова, И.Н. Сыкеева, В.Н. Турчани- нова), осуществлению поддержки детей (А.Д. Абашина, Н.Ю. Андрусяк, Ю.В. Большакова, Е.А. Кучукян, Ю.П. Филатова), в том числе с инвалидностью, со- вершающих правонарушения, воспитывающихся в приютах. В связи с этим подчеркивается важность педагогических знаний для социальных работников и ценностных ориентиров, выраженных в культуре личности.
Психолого-педагогические особенности формирования у будущих спе- циалистов социального профиля профессиональной культуры и ее разновид- ностей раскрываются в работах Н.А. Бочарниковой, И.В. Бурцевой, Л.М. Ис- маиловой, Р.М. Куличенко, Н.В. Курилович, А.В. Логинова, Ю.В. Макаровой, И.И. Муртаевой, А.П. Позднякова, С.Р. Умархаджиевой и других. Ученые вы- деляют большое количество разновидностей профессиональной культуры, ко- торые важно сформировать: интеллектуальную, спортивную, исследователь- скую, рефлексивную, проектную, коммуникативную, речевую, правовую, пат- риотическую и т.п. Ряд публикаций посвящен феномену педагогической культуры, которая чаще всего рассматривается в разрезе профессиональной деятельности пред- ставителей системы образования: преподавателей вузов (П.И. Александрович, Н.Н. Алова, Е.Е. Бухтеева, И.Ф Исаев, С.В. Шмачилина-Цибенко и др.), учи- телей (И.В. Афонина, Е.В. Коваленко, О.Е. Плеханова, Е.А. Селиванова, Р.Н. Эргашев и др.), других педагогических работников (А.В. Наседкина, О.А. Кор- нилова, Ф.А. Мустаева, Н.Е. Хабибова, Т.Б. Морозова и др.). Отмечается по- вышение роли педагогической культуры в других сферах профессиональной жизнедеятельности: юридической (Н.А. Давыдов и др.), органах внутренних дел (Н.В. Ерошенков и др.), социально-культурной (Т.Н. Шевченко и др.). Не являются исключением сфера социального обслуживания населения. В.В. Волков описывает процесс ориентирования специалиста социальной работы на культуротворческую деятельность. А.А. Смирная обозначает необходи- мость приобщения будущего специалиста социальной работы к социально-пе- дагогическим ценностям. Ю.В. Карпова раскрывает процесс формирования профессионально-педагогической культуры.
Появляется все больше исследований, посвященных проектной деятель- ности (Х.Э. Абдулшехидова, В.В. Антропова, Т.А. Ашурова, Н.Е. Веракса, Н.В. Гузенко, Е.А. Гилева, И.А. Дралюк, С.А. Ермолаев, Е.В. Макаренко, Т.В. Москвина, О.В. Полозова, Г.К. Селевко, М.В. Усынин, А.А. Федорова и др.) и развитию проектной компетентности студентов (Е.В. Вехтер, С.Б. Гулиянц, Ж.А. Жумагазина, П.А. Ковешников, П.Н. Медведев, Е.В. Миронова, А.А. Пи- калова, Е.А. Потапова, Е.А. Смагина, Т.В. Шутова и др.). Подчеркивается зна- чимость проектного обучения и применения проектных технологий на всех уровнях образования (О.Н. Белинская, Е.А. Матвеева, С.С. Рачева, Е.А. Сви- стунова, И.Н. Смирнова, Л.Е. Судоргина и др.). Проектный подход называется в качестве важного методологического основания для достижения наилучших результатов в обучении и управлении социальными изменениями (С.В. Абра- мович, В.Ф. Аитов, А.Н. Бедов, М.А. Бисакаева, Н.Р. Гукасова, Н.Н. Киселева, Ф.В. Курзюкова, С.В. Матюшок, Т.В. Юрьева и др.). Описываются широкие возможности проектной деятельности в профес- сиональной подготовке будущих специалистов социальной сферы (Т.В. Васи- льева, А.Н. Ковтунова, Е.В. Мартынова, Н.В. Милютина и др.); раскрывается направленность социального проектирования на достижение личностных и образовательных результатов обучающихся (Д.Ф. Ильясов, О.Н. Малова, Т.Г. Насонова, О.В. Шилина и др.). Социально-проектная деятельность также находится в поле зрения ученых (И.С. Алаторцева, Т.С. Борисова, И.В. Вагнер, Е.А. Новикова, Г.И. Окань, Л.С. Пастухова, В.П. Скворцова, О.А. Фиофанова, О.В. Шилина и др.), которая отличается выраженным воспитательным потен- циалом и нередко применяется в рамках профессиональной подготовки бака- лавров по направлению «Социальная работа».
Вместе с тем в данных работах не указаны возможности социально-про- ектной деятельности для формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. Теоретический анализ литературы также по- казал отсутствие научно обоснованных принципов эффективной организации социально-проектной деятельности; также не обнаружено методическое обес- печение формирования педагогической культуры у студентов средствами со- циально-проектной деятельности.
Изложенные выше положения позволили установить объективно суще- ствующие противоречия:
– между социальным заказом на качественное оказание социальных услуг населению, предполагающих профессиональное психолого-педагогиче- ское сопровождение уязвимых категорий граждан, и недостаточным уровнем сформированности педагогической культуры будущих бакалавров социаль- ной работы, интегрирующей в себя знаниевые, мотивационные и ценностные аспекты работы с населением;
– между необходимостью совершенствования образовательного про- цесса в университете, направленного на формирование у будущих бакалавров
7

социальной работы личностно-профессиональных качеств, моральных ценно- стей, педагогических знаний и недооценкой потенциала социально-проектной деятельности в совершенствовании данных компетенций и качеств;
– между необходимостью применения способов и педагогических средств подготовки будущих бакалавров социальной работы, которые гаран- тированно обеспечат формирование у них педагогической культуры и нераз- работанностью соответствующего методического обеспечения с использова- нием возможностей социально-проектной деятельности.
Указанные противоречия служат основанием для определения следую- щей проблемы исследования: как обеспечить эффективное применение воз- можностей социально-проектной деятельности для формирования педагогиче- ской культуры будущих бакалавров социальной работы?
В соответствии с этим выбрана тема исследования: «Социально-про- ектная деятельность как средство формирования педагогической культуры бу- дущих бакалавров социальной работы».
Объект исследования – профессиональная подготовка будущих бака- лавров социальной работы в вузе.
Предмет исследования – процесс формирования педагогической куль- туры будущих бакалавров социальной работы с использованием возможно- стей социально-проектной деятельности.
Цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке эффективности модели и педагогических условий формирования пе- дагогической культуры будущих бакалавров социальной работы, основанных на использовании возможностей социально-проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы в вузе будет более эффективным, если:
– указанный процесс будет осуществляться с использованием возможно- стей социально-проектной деятельности и в соответствии с методологией, об- разованной положениями системного, культурологического, антропологиче- ского и проектного подходов; – при определении целевых, содержательных и организационно-педаго- гических оснований данного процесса будет учитываться специфика социаль- ной работы, а также положительный опыт применения социального проектиро- вания в сфере социального обслуживания различных групп населения;
– направленность социально-проектной деятельности на достижение ожидаемого результата будут обеспечивать специально разработанные прин- ципы, модель, педагогические условия и методика, предусматривающие воз- можность обогащения раздела учебного плана, формируемого участниками об- разовательных отношений, содержанием, связанным с овладением основами социально-педагогического проектирования, интенсификации учебных заня- тий активными методами и приемами обучения, обеспечивающими расшире- ние психолого-педагогических знаний, развитие педагогической интуиции, освоение стратегий психолого-педагогической поддержки социально незащи- щенных слоев населения;
– оценка сформированности педагогической культуры будущих бакалав- ров социальной работы будет производится на различных этапах реализации методики с использованием ментально-знаниевого, морально-ценностного, коммуникативно-аффилиативного и деятельностно-волевого критериев.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научной литературы и в соответствии с этим определить теоретико-методологическую основу исследования, уточнить со- держание его ключевых понятий.
2. Обосновать возможность рассмотрения социально-проектной дея- тельности в качестве средства формирования педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы.
3. Обосновать принципы эффективной организации социально-проект- ной деятельности, направленной на формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы. 4. Разработать модель и педагогические условия формирования педаго- гической культуры будущих бакалавров социальной работы, основанные на применении возможностей социально-проектной деятельности.
5. Составить методику формирования педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы с использованием возможностей соци- ально-проектной деятельности; апробировать ее в процессе эксперименталь- ной работы.
Методологическую основу исследования составляют:
– системный подход (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.), позволяющий рассматривать педагогическую культуру и процесс ее фор- мирования в качестве целостных систем, которые состоят из взаимосвязанных частей, обладающих свойством эмерджентности;
– культурологический подход (В.Л. Бенин, Г.И. Гайсина, А.Н. Галагу- зов, И.Ф. Исаев, Т.Ф. Новикова и др.), обеспечивающий направленность про- фессионального образования на усиление его культурных функций, рассмат- ривающий будущих бакалавров социальной работы как субъектов культуры;
– антропологический подход (Б.М. Бим-Бад, Л.А. Липская, Л.М. Лузина, Е.А. Савченко, К.Д. Ушинский, Г.Б. Хасанова и др.), опирающийся на инте- грацию биологического, психолого-педагогического и социального в образо- вании, рассматривающий рефлексию и духовность личности в качестве пси- хологических механизмов обновления личностных смыслов, ценностных ори- ентаций и стратегий поведения;
– проектный подход (В.Ф. Аитов, В.Д. Васильева, В.Н. Давыдов, Л.А. Филимонюк и др.), подчеркивающий роль проектной деятельности в развитии профессионализма будущих бакалавров социальной работы, активизации творческого процесса и социального взаимодействия.
Теоретическую базу исследования составляют:
– теории и концепции, обосновывающие влияние обучения на личност- ное и профессиональное развития человека (А.Г. Асмолов, С.И. Архангель- ский, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Э.Ф. Зеер, Н.М. Яковлева и др.); – теоретические обобщения, раскрывающие подходы к совершенствова- нию профессиональной подготовки кадров в системе высшего образования (А.С. Белкин, А.А. Вербицкий, Ю.Г. Татур, Б.А. Тахохов, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Е.Н. Шиянов, Н.У. Ярычев и др.);
– концептуальные положения, подчеркивающие преобразующую роль педагогической культуры личности в ее профессиональном развитии (Т.И. Бе- резина, И.Ф. Исаев, Т.Е. Исаева, В.В. Кузнецов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сласте- нин и др.);
– теоретические положения, определяющие направления и движущие силы профессионального становления специалистов в области социальной ра- боты (С.О. Авчинникова, Т.С. Базарова, Т.П. Дьячек, Д.Е. Иванов, Т.Л. Крем- нева, Н.В. Курилович, В.В. Сизикова, Н.А. Соколова, Н.Б. Шмелёва и др.);
– исследования, раскрывающие ресурсные возможности социального проектирования для повышения эффективности профессиональной подго- товки студентов в вузе (И.В. Власюк, Л.Н. Глебова, С.Г. Марфин, Г.В. Оле- нина, Н.В. Ходякова, В.З. Юсупов и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов: теоретических (анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, систематизация, проектирование, сравнительный анализ, теоретическое моделирование), эмпи- рических (наблюдение за деятельностью студентов, анкетирование, тестиро- вание, педагогический эксперимент, анализ отчетов по производственной практике, изучение продуктов социально-проектной деятельности, обобщение эмпирического материала), количественных (математические методы обра- ботки данных).
Базой исследования выступили ФГБОУ ВО «Чеченский государствен- ный университет имени А.А. Кадырова» и ФГБОУ ВО «Чеченский государ- ственный педагогический университет».
Организация исследования и его этапы. Исследование осуществля- лось в период с 2016 по 2021 гг. и содержало три этапа: На установочном этапе (2016-2017 гг.) осуществлялась актуализация темы исследования, изучалась степень ее теоретической разработанности; уточнялось содержание ключевых понятий исследования, обосновывались возможности социально-проектной деятельности для повышения эффективно- сти процесса формирования педагогической культуры будущих бакалавров со- циальной работы; обоснованы принципы организации социально-проектной де- ятельности, разработаны соответствующая модель и педагогические условия.
На экспериментальном этапе (2018-2019 гг.) определялась база иссле- дования, проводился констатирующий эксперимент; на основе разработанных модели и педагогических условий составлена методика формирования педаго- гической культуры будущих бакалавров социальной работы, которая прохо- дила экспериментальную проверку в ФГБОУ ВО «Чеченский государствен- ный университет имени А.А. Кадырова»; для проведения экспериментальной работы был уточнен критериально-оценочный аппарат, подбирались валид- ные и надежные диагностические средства.
На оценочном этапе (2020-2021 гг.) осуществлялся анализ, интерпрета- ция и обобщение полученных эмпирических данных, на основе которых сде- ланы выводы об эффективности модели и педагогических условий; проводи- лась корректировка научного аппарата; основные результаты и выводы иссле- дования представлялись на заседаниях кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кады- рова»; подводились итоги диссертационного исследования; определялись пер- спективы дальнейшего развития вопроса и внедрения методических разрабо- ток в широкую практику профессионального обучения.
Научная новизна исследования:
1. Доказано, что социально-проектная деятельность, оказывая заметное влияние на развитие представлений в части применения психолого-педагогиче- ских знаний в деятельности по социальному обслуживанию населения, способ- ствуя жизненной самореализации личности, воспитывая морально-нравствен- ные качества и совершенствуя гибкие компетенции, является средством форми- рования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы.
2. Разработана модель формирования педагогической культуры буду- щих бакалавров социальной работы, которая основывается на положениях и требованиях системного, культурологического, антропологического и проект- ного подходов; определяет общий план применения принципов организации социально-проектной деятельности (поливариативности, моральной оценки, наставничества, исследовательской позиции, взаимопомощи и поддержки, са- момотивации и успешной презентации, содействия самореализации); задает целевые установки и эффективные педагогические средства совершенствова- ния гибких компетенций с использованием дисциплины по выбору «Соци- ально-педагогическое проектирование в деятельности бакалавра социальной работы»; обеспечивает интенсификацию учебных занятий активными мето- дами (визуализация, дискуссия, перевернутый класс, фокус-группа), расширя- ющими спектр психолого-педагогических знаний, развивающих педагогиче- скую интуицию и способности социально-педагогической поддержки соци- ально незащищенных слоев населения.
3. Определены педагогические условия успешной реализации модели в вузовской практике: развитие педагогической интуиции в процессе осуществ- ления исследовательских задач; совершенствование моральных качеств путем проектирования стратегий поддержки социально незащищенных слоев насе- ления; освоение возможностей цифровых сервисов для реализации алгорит- мов социально-педагогического проектирования; улучшение навыков команд- ной работы при подготовке к презентации проекта и самопрезентации
4. Спроектирована методика формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы, определяющая детализированный алгоритм педагогической деятельности, выстроенный в соответствии с моде- лью и педагогическими условиями, а также контекстные и организационно- педагогические особенности включения студентов в социально-проектную де- ятельность в зависимости от усложняющихся ее задач и содержания на вводно-ознакомительном, мотивационно-аналитическом, содержательно- практическом и рефлексивно-прогностическом этапах.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие методологии и технологии профессионального образо- вания посредством: а) расширения теоретических представлений о педагоги- ческой культуре будущих бакалавров социальной работы и уточнения си- стемы знаний о возможностях социально-проектной деятельности для ее фор- мирования; б) определения принципов, которые увеличивают возможности социально-проектной деятельности в решении задач профессиональной под- готовки будущих бакалавров социальной работы; в) обогащения критери- ально-оценочной базы внутривузовского мониторинга качества профессио- нального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обос- нованные принципы, разработанная модель и укрепляющие ее педагогические условия формирования педагогической культуры будущих бакалавров соци- альной работы могут использоваться в широкой практике профессионального образования специалистов социального профиля и способствуют получению более высоких значений сформированности педагогической культуры по срав- нению с традиционными педагогическими подходами к обучению. Предло- женные методические материалы и инструменты могут применяться при про- ектировании содержания профессиональной подготовки будущих бакалавров социальной работы, обогащении учебных дисциплин педагогического цикла рефлексивными средствами, определении вопросов производственной прак- тики, наполнении образовательного процесса новыми дисциплинами по вы- бору. Апробированные диагностические (анкеты, отчеты о практике, тесты) и дидактические (кейсы, аналитические таблицы, рефлексивные схемы) сред- ства, а также цифровые сервисы могут использоваться для совершенствования универсальных проектировочных компетенций студентов других направле- ний профессиональной подготовки. Содержательные линии дисциплины по выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятельности бака- лавра социальной работы» могут стать основой для разработки дополнитель- ных профессиональных программ повышения квалификации практикующих специалистов социальной сферы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социально-проектная деятельность является средством формирова- ния педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы, так как: направлена на совершенствование социальной компетенции; развивает представления в области применения психолого-педагогических инструмен- тов, способствующих жизненной самореализации личности; воспитывает мо- рально-нравственные качества; формирует поливариативное, критическое, проектное мышление и активизирует личностный потенциал, индивидуально- своеобразные способы разработки социальных проектов. Она содержит все элементы проектирования (цель, средства, условия, результат) и обладает по- тенциалом для развития общечеловеческих и профессиональных ценностей будущих бакалавров социальной работы и других субъектов социального про- ектирования.
2. Определению единых подходов к управлению процессом формирова- ния педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы с ис- пользованием возможностей социально-проектной деятельности способ- ствуют принципы поливариативности, моральной оценки, наставничества, ис- следовательской позиции, взаимопомощи и поддержки, самомотивации и успешной презентации, содействия самореализации.
3. Модель формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы основывается на методологии культурологического, си- стемного, антропологического и проектного подходов, дает общее представ- ление о целевых, содержательных и процессуально-технологических сред- ствах осуществления данного процесса. Ее целевая основа сводится к опреде- лению возможностей социально-проектной деятельности для продуктивного осуществления исследуемого процесса. Содержательная основа модели свя- зана с включением в раздел учебного плана, формируемого участниками об- разовательных отношений, программы по выбору «Социально-педагогическое проектирование в деятельности бакалавра социальной работы», насыщением других учебных дисциплин рефлексивными средствами. Процессуально-тех- нологическая основа модели в сбалансированном виде объединяет формы, ак- тивные методы и средства организации социально-проектной деятельности будущих бакалавров социальной работы.
4. Успешную реализацию модели в системе вузовской подготовки буду- щих бакалавров социальной работы, усиление ресурсных возможностей соци- ально-проектной деятельности обеспечивают следующие педагогические условия: развитие педагогической интуиции в процессе осуществления иссле- довательских задач; совершенствование моральных качеств путем проектиро- вания стратегий поддержки социально незащищенных слоев населения; осво- ение возможностей цифровых сервисов для реализации алгоритмов соци- ально-педагогического проектирования; улучшение навыков командной ра- боты при подготовке к презентации проекта и самопрезентации.
5. Методика формирования педагогической культуры будущих бакалав- ров социальной работы содержит указания и рекомендации по поводу приме- нения содержательных и процессуально-технологических средств педагогиче- ской работы на вводно-ознакомительном, мотивационно-аналитическом, со- держательно-практическом и рефлексивно-прогностическом этапах. В ней из- ложены методические особенности организации социально-проектной дея- тельности для развития у будущих бакалавров социальной работы профессио- нального общения, моральных ценностей, критического мышления и других гибких навыков, необходимых для педагогической поддержки граждан. В ме- тодике предусматриваются указания по использованию активных методов обучения, направленных на выявление педагогического потенциала соци- ально-проектной деятельности, освоение способов разработки социальных проектов, развитие личностной успешности и групповой сплоченности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обу- словливается всесторонним анализом научных источников и нормативных до- кументов, логичностью общей структуры исследования, применением ком- плекса теоретических, эмпирических и статистических методов исследования, проверкой гипотезы и положительными статистически значимыми результа- тами экспериментальной работы, продуктивным опытом применения разрабо- танной методики в образовательном процессе ФГБОУ ВО «Чеченский госу- дарственный университет имени А.А. Кадырова».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные резуль- таты диссертационного исследования получили отражение в выступлениях, тезисах и статьях, которые были представлены на международных и всерос- сийских научно-практических конференциях: «Инновации в профессиональ- ном и профессионально-педагогическом образовании» (г. Екатеринбург, 2020 г.); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы по- вышения квалификации кадров» (г. Челябинск, 2020 г.); «Модернизация си- стемы профессионального образования на основе регулируемого эволюциони- рования» (г. Челябинск, 2020 г.); «Современное состояние и перспективы раз- вития современной науки и образования» (г. Петрозаводск, 2021 г.); «Педаго- гика и психология в современном мире: теоретические и практические иссле- дования» (г. Москва, 2021 г.); «Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы» (г. Ростов-на-Дону, 2021 г.); «Глобализация науки и техники в условиях кризиса» (г. Ростов-на-Дону, 2021 г.). Положения исследовательской работы представлялись на методологических и научно- практических семинарах кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Че- ченский государственный университет имени А.А. Кадырова». Структура диссертации. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список (372 наименования). Объем диссерта- ции 222 страницы, из них 179 страниц основного текста. Диссертация иллю- стрирована 43 рисунками и 19 таблицами.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Публикации автора в научных журналах

    Ю.М. Ибрагимов // Современноепедагогическое образование. – 2– № – С. 61
    Ю.М. Ибрагимов // Мир науки, куль-туры, образования. – 2– № 4 (89). – 126
    Понятие благотворительной деятельности и ее развитие в России
    Ю.М. Ибрагимов // Вопросы экономики и права. – 2– № – С. 13
    Педагогическая культура и особенности ее проявления у будущих бакалавров социальной работы
    Ю.М. Ибрагимов // Инновации в про-фессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 25-й Межд. научно-практ. конф., Екатеринбург, 07-08 апреля 2020 г. / под науч. ред.Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Том I. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2– С. 55
    Социально-проектная деятельность в профессиональном образовании будущего бакалавра социальной работы
    Ю.М. Ибрагимов //Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышенияквалификации кадров: материалы XXI Межд. научно-практ. конф. – Челябинск:ЧИППКРО, 2– С. 150
    Особенности реализации социально-проектной деятельности в условиях цифровизации профессионального образования
    Ю.М. Иб-рагимов // Модернизация системы профессионального образования на основе ре-гулируемого эволюционирования: материалы XIX Межд. научно-практ. конф. –Челябинск: ЧИППКРО, 2– С. 176
    Формирование мотивации будущих бакалавров социальной работы к участию в социальных проектах
    Ю.М. Ибрагимов // Современ-ное состояние и перспективы развития современной науки и образования: сбор-ник статей IV Международной научно-практ. конф. – Петрозаводск: МЦНП «Но-вая наука», 2– С. 175
    Психолого-педагогические особенности формирования педагогической культуры будущих специалистов по социальной работе
    Ю.М. Ибрагимов // Глобализация науки и техники в условиях кризиса: матери-алы XXIX Всероссийский научно-практ. конф. (15 марта 2021 г.): в 2-х ч. Ч-–Ростов-на-Дону: изд-во Южного университета ИУБиП, 2– С. 90
    Вовлечение будущих бакалавров социальной работы в социально-проектную деятельность для формирования у них педагогической культуры
    Ю.М. Ибрагимов // Педагогика и психология в современном мире:теоретические и практические исследования: сборник статей по материаламXLV Международной научно-практ. конф. – Москва: Изд-во «Интернаука»,2– С. 67
    Применение методов социального проектирования для совершенствования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы
    Ю.М. Ибрагимов // Современное профессиональное образование:опыт, проблемы, перспективы: материалы VIII Международной научно-практ.конф. (22 марта 2021г.): в 2-х ч. Ч-– Ростов-на-Дону: изд-во Южного универ-ситета ИУБиП, 2– С. 208

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Татьяна Б.
    4.6 (92 отзыва)
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские ди... Читать все
    Добрый день, работаю в сфере написания студенческих работ более 7 лет. Всегда довожу своих студентов до защиты с хорошими и отличными баллами (дипломы, магистерские диссертации, курсовые работы средний балл - 4,5). Всегда на связи!
    #Кандидатские #Магистерские
    138 Выполненных работ
    Александра С.
    5 (91 отзыв)
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повы... Читать все
    Красный диплом референта-аналитика информационных ресурсов, 8 лет преподавания. Опыт написания работ вплоть до докторских диссертаций. Отдельно специализируюсь на повышении уникальности текста и оформлении библиографических ссылок по ГОСТу.
    #Кандидатские #Магистерские
    132 Выполненных работы
    Сергей Е. МГУ 2012, физический, выпускник, кандидат наук
    4.9 (5 отзывов)
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым напра... Читать все
    Имеется большой опыт написания творческих работ на различных порталах от эссе до кандидатских диссертаций, решения задач и выполнения лабораторных работ по любым направлениям физики, математики, химии и других естественных наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    5 Выполненных работ
    Анна В. Инжэкон, студент, кандидат наук
    5 (21 отзыв)
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссе... Читать все
    Выполняю работы по экономическим дисциплинам. Маркетинг, менеджмент, управление персоналом. управление проектами. Есть опыт написания магистерских и кандидатских диссертаций. Работала в маркетинге. Практикующий бизнес-консультант.
    #Кандидатские #Магистерские
    31 Выполненная работа
    Татьяна П.
    4.2 (6 отзывов)
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки ... Читать все
    Помогаю студентам с решением задач по ТОЭ и физике на протяжении 9 лет. Пишу диссертацию на соискание степени кандидата технических наук, имею опыт годовой стажировки в одном из крупнейших университетов Германии.
    #Кандидатские #Магистерские
    9 Выполненных работ
    Дарья Б. МГУ 2017, Журналистики, выпускник
    4.9 (35 отзывов)
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных ко... Читать все
    Привет! Меня зовут Даша, я окончила журфак МГУ с красным дипломом, защитила магистерскую диссертацию на филфаке. Работала журналистом, PR-менеджером в международных компаниях, сейчас работаю редактором. Готова помогать вам с учёбой!
    #Кандидатские #Магистерские
    50 Выполненных работ
    Татьяна М. кандидат наук
    5 (285 отзывов)
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    Специализируюсь на правовых дипломных работах, магистерских и кандидатских диссертациях
    #Кандидатские #Магистерские
    495 Выполненных работ
    Екатерина С. кандидат наук, доцент
    4.6 (522 отзыва)
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    Практически всегда онлайн, доработки делаю бесплатно. Дипломные работы и Магистерские диссертации сопровождаю до защиты.
    #Кандидатские #Магистерские
    1077 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»