Социально-психологические механизмы влияния общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Я-ОБРАЗА» СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ …………………………………. 13
1.1. Социально-психологические механизмы влияния общественного мнения на
формирование «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции ……………………………….. 13
1.2. «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции как регулятор служебного
поведения ……………………………………………………………………………………………………….. 29
1.3. Психологическая характеристика служебной деятельности сотрудников
Госавтоинспекции: роль профессионального общения в формировании
общественного мнения ……………………………………………………………………………………. 39
1.4. Психотехнологии формирования положительного «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции …………………………………………………………………………………………… 49
Выводы по главе 1 …………………………………………………………………………………………… 59
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
МЕХАНИЗМОВ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
НА ФОРМИРОВАНИЕ «Я-ОБРАЗА» СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ … 61
2.1. Организация и методы исследования ………………………………………………………… 61
2.2. Изучение особенностей влияния негативного воздействия общественного
мнения на формирование «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции ………………. 69
2.3. Регулирующее воздействие «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции
на служебное поведение ………………………………………………………………………………….. 75
2.4. Результаты исследования ………………………………………………………………………….. 91
Выводы по главе 2 …………………………………………………………………………………………. 108
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….. 110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………. 119
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………….. 147
Приложение А. Бланк методики измерения самооценки ………………………………… 147
Приложение Б. Бланк методики «Кто я как сотрудник Госавтоинспекции?» …… 149
Приложение В. Бланк методики «Незаконченное предложение» ……………………. 150
Приложение Г. Анкета № 1 для сотрудника органов внутренних дел ……………… 151
Приложение Д. Анкета № 2 для сотрудника Госавтоинспекции ……………………… 157
Приложение Е. Результаты по методике «Кто Я как сотрудник
Госавтоинспекции?» ……………………………………………………………………………………… 161
Приложение Ж. Коррекционно-развивающая программа по формированию
положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции …………………………… 163
Во введении обоснована актуальность исследования, его цель, объект,
предмет, задачи, гипотеза, теоретико-методологические основы и методы
исследования. Отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость
работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования
«Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции» рассматриваются социально-
психологические механизмы формирования «Я-образа» и его воздействие
на служебное поведение. Описываются особенности формирования «Я-образа»
сотрудников Госавтоинспекции под воздействием общественного мнения.
Выделяются и формулируются категориально-понятийные единицы в исследуемой
научной области.
В параграфе 1.1. «Социально-психологические механизмы влияния
общественногомнениянаформирование«Я-образа»сотрудника
Госавтоинспекции» анализируется понятие «общественное мнение», его
историческое развитие. Общественное мнение обладает рядом функций:
контролирующей, консультативной, директивной, регулирующей, воспитательной
и т. д. Общественное мнение является «стабилизатором» отношений между
обществом и личностью, способствует регулированию поведения общества в целом,
гармонизирует потребности личности и власти.
Кроме того, общественное мнение анализируется как оценка деятельности
органов внутренних дел. Процесс формирования общественного мнения достаточно
противоречивый и сложный, а в отношении профессиональной служебной
деятельности сотрудников Госавтоинспекции он имеет свою специфику.
На основании проанализированных подходов в рамках данного исследования
под общественным мнением понимается специфическое проявление общественного
сознания, отражающееся в оценках злободневных проблем, определяющее
отношение большинства населения, выражающееся в одобрении или неодобрении.
Общественное мнение является совокупностью индивидуальных позиций
по проблемным актуальным вопросам, совпадающим с мнением большинства,
и формируется при помощи ряда социально-психологических механизмов.
Необходимо отметить, что важным аспектом указанных механизмов является
соперничество индивидуальных мнений.
Общественное мнение регулирует отношение личности внутри самой себя,
организуя процесс самопознания, самоорганизации, самосознания, формируя
«Я-образ». Общественное мнение под своим влиянием вынуждает человека регулярно
оценивать свои действия, свое поведение, не позволяя нарушать установленные
нравственные нормы. В этом случае личности, социальной группе, обществу в целом
необходимо найти баланс между своей точкой зрения и общественным мнением.
Также необходимо отметить, что социально-психологические механизмы
формирования«Я-образа»сотрудникаГосавтоинспекцииподвлиянием
общественного мнения можно разделить на две подгруппы: внутренние и внешние.
Внешниесоциально-психологическиемеханизмыподразумеваютвлияние
социальной группы на личность, а внутренние – обеспечивают переход с фазы
внутренних личностных убеждений в непосредственную деятельность людей.
К внешним социально-психологическим механизмам относятся межличностная
и массовая коммуникации. К внутренним – психологические механизмы социальной
перцепции, включающие в себя социально-психологическую идентификацию,
социально-психологическую рефлексию, эмпатию, децентрацию, физиогномическую
редукцию, ингрупповой фаворитизм, каузальную атрибуцию, аттракцию. Среди
внутренних социально-психологических механизмов формирования «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции выделяются: самоидентификация, социальная
идентификация, социальная рефлексия, профессиональная самоидентификация.
Основу «Я-образа» составляют следующие характеристики: способность
личности отличать себя от других, выделять себя из окружающей среды, отличать
себя от своей собственной жизнедеятельности, ощущать свои психические
и физические состояния, процессы, действия и т. д. Это все те способности человека,
в том числе интересы, ценности, потребности, переживания, которые помогают
осознать собственное «Я».
В психологических исследованиях понятие «Я-образ» описывает глубинные
психологические личностные процессы и, как правило, является основным
структурным компонентом самосознания. Оно используется вместе с такими
понятиями, как «самопознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я», «картина Я»,
«представление о себе», и неразрывно с ними связано.
В контексте данного исследования значимым представляется феномен
«Я-образа» с позиции профессиональной деятельности. Профессиональный
«Я-образ» соизмеряется с профессиональным «Я» и является источником восприятия
профессионалом самого себя в сравнении с другими специалистами. Личность,
сопоставляя «Я-образ» с образом профессии, формирует положительный «Я-образ»,
осознает свое тождество с избранной профессией.
На основании проанализированных подходов сформулировано понятие
«Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции, которое определяется как совокупность
внутриличностных процессов (самоидентификации, социальной идентификации,
социальной рефлексии, профессиональной самоидентификации), способствующих
регуляции служебного поведения и нейтрализации негативного влияния
общественного мнения, состоящая из трех компонентов: когнитивного
(представление сотрудника Госавтоинспекции о самом себе как о субъекте
профессиональной деятельности), эмоционального (оценивание сотрудником
Госавтоинспекции самого себя, своих действий, поступков с позиции
профессиональной деятельности), поведенческого (осознаваемые профессиональные
действия сотрудника Госавтоинспекции, сформированные под влиянием своих
представлений о профессиональной деятельности).
«Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции как основополагающий элемент
профессионального самосознания является сложным внутриличностным процессом,
формирующимся под воздействием профессиональной деятельности и социальной
среды, ключевую роль в которой играет общественное мнение. Необходимо отметить,
что содержание деятельности сотрудника Госавтоинспекции и специфика его
взаимоотношений с участниками дорожного движения способствует формированию
общественного мнения в целом обо всем профессиональном сообществе.
Сформированный положительный «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции
выступает одним из важнейших регуляторов служебного поведения.
Параграф 1.2. ««Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции как регулятор
служебного поведения» посвящен анализу поведенческого компонента «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции с учетом специфики социально-психологических
характеристик условий труда, требующих значительного психологического ресурса
профессионала при выполнении своих обязанностей.
Согласно сведениям о показателях (индикаторах) Государственной программы
Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие
преступности» к 2024 году качественная характеристика профессионализма
сотрудников органов внутренних дел должна возрасти на 0,079. Так, в 2013 году
коэффициент профессионализма сотрудников органов внутренних дел составлял
0,321, в 2019 году – 0,339 и, соответственно, в 2024 году по прогнозу этот
коэффициент должен составить 0,4 (рис. 1).
0,6
0,3960,3980,4
0,40,3210,3320,339
0,2
2013 год2016 год2019 год2022 год2023 год2024 год
Рисунок 1. Качественная характеристика профессионализма сотрудников
органов внутренних дел (коэффициент профессионализма)
Совокупность профессионально важных качеств личности сотрудников разных
подразделений Госавтоинспекции включает профессиональную компетентность как
сложный личностный конструкт, объединяющий в себе необходимые для успешной
профессиональной деятельности компоненты.
Главным ресурсом любой организации, в том числе службы Госавтоинспекции,
является человек с особым набором профессиональных знаний, навыков, умений,
уровнем образования и широтой кругозора, личностными особенностями, каждый
со своим потенциалом, ожиданиями и жизненными целями. По данным Департамента
государственной службы и кадров МВД России на 2020 год, 79,9 % сотрудников
Госавтоинспекции имеют высшее образование, из них 45,2 % имеют квалификацию
«юрист». По сравнению с 2014 годом всего 64,8 % сотрудников Госавтоинспекции
имели высшее образование, из них 34,4 % имели квалификацию «юрист». Как видно
из приведенного графика, из года в год сокращается число сотрудников
Госавтоинспекции, образование которых не соответствует направлению
деятельности. В 2014 году число таких сотрудников в процентном соотношении
составило 11,5 %, а в 2020 – 4,5 % (рис. 2).
всего
77,879,9
8071,8
64,8
6049,145,2
“юристы”
43,1
4034,4
2011,5образование не
7,86,44,5соответствует направлению
0деятельности
2014201620182020
Рисунок 2. Сотрудники Госавтоинспекции МВД России,
имеющие высшее образование, %
Из вышеуказанной диаграммы видно, что из года в год повышается
образовательный уровень сотрудников Госавтоинспекции и несмотря на сокращение
штатной численности, процентное соотношение сотрудников с высшим образованием
неуклонно растет.
Необходимо также отметить, что небольшая часть сотрудников
Госавтоинспекции обучается без отрыва от исполнения служебных обязанностей,
то есть они получают образование по заочной форме обучения. Так, в 2020 году 1,8 %
сотрудников Госавтоинспекции обучалось без отрыва от службы в ведомственных
образовательных организациях МВД России, а 3,4 % – в гражданских
образовательных организациях. В 2014 году 2,3 % сотрудников Госавтоинспекции
получали образование в образовательных учреждениях МВД России, 10,5 % –
в гражданских образовательных организациях. На наш взгляд, количество
сотрудников Госавтоинспекции, обучающихся по заочной форме обучения,
уменьшилось из-за того, что повысились требования к приёму на службу.
Кроме того, формирование положительного «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции является одним из компонентов профессионализма, а в частности
профессиональноймотивации.Профессиональнаямотивацияслужебной
деятельности является важнейшим условием формирования положительного
«Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции. В последние годы тенденция снижения
уровня профессиональной мотивации среди сотрудников органов внутренних дел,
в том числе сотрудников Госавтоинспекции, сохраняется. Указанная специфика
проявляется в постоянном изменении, потере кадрового ресурса, систематическом
нарушении служебной дисциплины и законности, совершении коррупционных
и иных противозаконных деяний.
Нарушение служебной дисциплины является одним из основных факторов
формирования общественного мнения, соответственно прослеживается прямая связь
между служебным поведением сотрудников Госавтоинспекции и общественным
мнением о деятельности сотрудников Госавтоинспекции. Значит, те факторы, которые
влияют на служебное поведение, будут влиять и на общественное мнение
о сотрудниках Госавтоинспекции.
Служебное поведение сотрудника органов внутренних дел характеризуется его
поступками и действиями как должностного лица в процессе взаимодействия внутри
коллектива и с внешней средой при выполнении своих должностных обязанностей,
осуществляемых в пределах установленных законом полномочий и в соответствии
с установленными профессионально-этическими нормами и стандартами. Нарушение
норм законодательства, требований Дисциплинарного устава органов внутренних дел,
правил внутреннего служебного распорядка, профессионально-этических норм,
антикоррупционного стандарта, как правило, сопровождается отклоняющимся
поведением, или проступком, что, в свою очередь, влияет на формирование
общественного мнения.
Таким образом, профессиональная деятельность сотрудника Госавтоинспекции,
в рамках которой проявляются и развиваются его основные профессиональные
качества, взаимоотношения с коллегами, передача накопленного профессионального
опыта, эталонов и т. п., личностная заинтересованность в самосовершенствовании –
все эти факторы способствуют развитию «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции.
В рамках исследования установлено, что «Я-образ» сотрудника
Госавтоинспекции определяется как совокупность внутриличностных процессов
(самоидентификация,социальнаяидентификация,социальнаярефлексия,
профессиональная самоидентификация), способствующих регуляции служебного
поведения и нейтрализации негативного влияния общественного мнения.
Профессиональная деятельность сотрудника Госавтоинспекции, в рамках
которой проявляется возможность профессиональной самореализации и развиваются
основные профессиональные качества личности, способствует развитию
положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции.
Положительный «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции формируется
под влиянием профессиональной среды и активного участия в организации
служебной деятельности.
Впараграфе 1.3.«Психологическаяхарактеристикаслужебной
деятельности сотрудников Госавтоинспекции: роль профессионального общения
в формировании общественного мнения» рассмотрена специфика социально-
психологического взаимоотношения сотрудников Госавтоинспекции с участниками
дорожного движения.
Особаярольвисполнениизаконаотводитсяподразделениям
Госавтоинспекции. Сотрудники Госавтоинспекции, наделенные полномочиями
на проверку, запрещение, пресечение, задержание и доставление граждан и т. п.,
вызывают со стороны граждан негативную реакцию. Отсутствие сопротивляемости
со стороны сотрудников Госавтоинспекции этим отрицательным явлениям может
повлечь за собой серьезные коррупционные последствия.
Процессвыполненияфункциональныхобязанностейсотрудниками
Госавтоинспекции во многом носит открытый характер, доступен визуальному
наблюдению со стороны участников дорожного движения, привлекает их пристальное
внимание.
Решение проблемы формирования «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции
под воздействием общественного мнения и его роли в регуляции служебного
поведения может повысить уровень психологической готовности сотрудников
Госавтоинспекции к выполнению служебных обязанностей, профессиональную
мотивацию и уровень сформированности основных профессионально значимых
качеств личности.
Специфика профессионального общения сотрудника Госавтоинспекции
заключается в том, что он вступает в контакт с разными категориями граждан,
во взаимоотношениях с которыми имеются определенные трудности, включая
провокационное поведение участников дорожного движения. Несомненно,
что для повышенияэффективностиобщениясгражданамисотруднику
Госавтоинспекции необходимо учитывать особенности национальной, региональной,
групповой психологии граждан, а также индивидуально-психологические особенности
личности.
Конфликтная ситуация между сотрудником Госавтоинспекции и участником
дорожного движения может носить как конструктивный, так и деструктивный
характер. Конструктивное начало в конфликтной ситуации выражается в том,
что выявляется ошибочный взгляд водителя на правоприменительную практику
в области дорожного движения. Задача сотрудника Госавтоинспекции состоит
в умении разъяснить водителю суть своей деятельности, направленной
на профилактику дорожно-транспортных происшествий; в умении выбрать
оптимальные стратегии поведения в отношении участника дорожного движения,
чтобы достигнуть взаимопонимания; в умении регулировать эмоциональное
состояние, как собственное, так и участника дорожного движения. Деструктивный
характер конфликтная ситуация приобретает в случае нежелания и неумения сторон
учитывать интересы друг друга. Каждый настаивает на выполнении только своих
условий, используя неэтичные методы общения, ущемляющие интересы
или унижающие достоинство другой стороны.
В конфликтных взаимоотношениях сотрудники Госавтоинспекции используют
следующие действия: проявление равнодушия к проблемам участников дорожного
движения, перебивание их речи, мелочные придирки, попытки сместить конфликт
в другую плоскость. Как реакция на прецедент со стороны сотрудников
Госавтоинспекции или как провокация к конфликту со стороны участников
дорожного движения выступают унижение, оскорбление инспектора, подозрение
в негативных побуждениях (например, в вымогательстве взятки), устойчивое
нежелание признать свою вину. Обобщение результатов исследования показывает,
что во взаимоотношениях сотрудников Госавтоинспекции с участниками дорожного
движения характерны типичные для конфликтов инциденты: проявление агрессии,
превосходства и эгоизма. Подобные разрушающие переживания затрудняют достижение
целей конфликтующих сторон.
Таким образом, именно конструктивные взаимоотношения сотрудников
Госавтоинспекции с участниками дорожного движения способствуют формированию
взаимодоверия, а также эффективному обеспечению безопасности дорожного
движения при взаимной поддержке.
Одним из основных методов воздействия в решении конфликтных ситуаций
являютсякоммуникативныеумениясотрудниковГосавтоинспекции.
Коммуникативное влияние сотрудников Госавтоинспекции на участников дорожного
движения должно быть целенаправленным. Прежде чем оказывать воздействие
на личность, необходимо его спланировать, спрогнозировать ответную реакцию
собеседника. В связи с этим сотруднику Госавтоинспекции следует спланировать,
спрогнозировать конечный результат (какие итоги гражданин должен получить сам
для себя), а также то, с помощью каких средств можно будет добиться этих
результатов (личностные и профессиональные особенности воздействия
на участников дорожного движения).
Профессиональное общение сотрудника Госавтоинспекции невозможно свести
к набору психологических средств, действий в той или иной ситуации с участниками
дорожного движения. Есть конкретные случаи и конкретные люди, психологические
методы, приемы, рекомендации, которые необходимо не только знать, но и уметь
применять, накапливать опыт конструктивных взаимоотношений с гражданами.
«Я-образ» является основным регулятором профессионального поведения
сотрудника Госавтоинспекции. Следовательно, от сформированности и целостности
данного феномена зависит профессионализм в служебной деятельности. В свою
очередь, «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции формируется под влиянием
профессиональной среды и активного участия в служебной деятельности. Создание
необходимых условий для формирования «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции
в виде коррекционно-развивающей программы тренинга по формированию
«Я-образа»сотрудникаГосавтоинспекцииописываетсявпараграфе
1.4. «Психотехнологии формирования положительного «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции».
Коррекционно-развивающая программа тренинга по формированию «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции ориентирована на развитие профессиональной
самостоятельности личности на основе конструирования профессионально-
личностных ценностей и убеждений в процессе решения актуальных
профессиональных задач и проблем.
Данная программа направлена на формирование положительного «Я-образа»
как регулятора служебного поведения и формирование позитивного «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции.
В основе программы четыре этапа, каждый из которых представляет
самостоятельный блок. Соответственно каждый этап имеет свои цели и задачи.
I этап – самоидентификация, или «Это Я»: ориентирован на самоизучение,
самообследование личностных особенностей участников тренинга. В программе
на этом этапе представлены упражнения, задания, направленные на рефлексию,
осознание индивидуальности, переживаний, мыслей.
II этап – социальная идентификация, или «Какой Я?»: нацелен на осознание
самого себя в межличностной сфере отношений. На данном этапе акцентируется
внимание на развитии психологических возможностей личности, ее социально-
перцептивных и коммуникативных способностях. Кроме того, важная роль уделяется
анализу ошибок в межличностных отношениях, исследованию привычных способов
общения.
III этап – социальная рефлексия, или «Я – глазами других»: нацелен
на проекцию самого себя «глазами» социального окружения. В рамках тренинговых
занятий отрабатываются навыки вербальной и невербальной коммуникации,
используются ролевые и организационно-деятельностные игры, техники
психологической «пристройки» к партнеру по общению и т. д.
IV этап – профессиональная самоидентификация, или «Я – профессионал»:
нацелен на самоосознание через призму профессиональной деятельности. Данный
этап программы основан на консолидации новых поведенческих моделей, усилении
роли профессионального самоанализа, диагностике произошедших изменений
в самовосприятии участников тренинга.
Вторая глава «Исследование социально-психологических механизмов
влияния общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции»описываеторганизацию,методыирезультаты
экспериментального исследования, психотехнологии формирования положительного
«Я-образа» как регулятора служебного поведения.
В параграфе 2.1. «Организация и методы исследования» описывается
порядок проведения экспериментального исследования в период с 2016 по 2020 год.
Исследование реализовывалось в три этапа: 1) аналитический (с 2016 по 2017 год);
2) экспериментальный (с 2017 по 2018 год); 3) заключительный (с 2018 по 2020 год).
В свою очередь, второй этап (экспериментальный) состоял из трех частей
эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. В рамках
проведения экспериментального исследования был использован соответствующий
методический инструментарий:
1 этап: аналитический (анкета № 1 – изучение влияния общественного мнения
на сотрудников правоохранительных органов; анкета № 2 – изучение самовосприятия
сотрудников Госавтоинспекции);
2 этап: экспериментальный (методика измерения самооценки; авторский
вариант методики «Кто я как сотрудник Госавтоинспекции?»; проективная методика
«Незаконченные предложения»; методика «Шкала базисных убеждений»; опросник
для оценки самоотношения);
3 этап: заключительный (интервью экспертов-сотрудников Госавтоинспекции;
методы математической статистики).
Выборку составили в общей сложности 508 сотрудников, среди них:
74 слушателя Академии управления МВД России, замещающих руководящие
должности в органов внутренних дел, 67 руководителей подразделений
Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне
(ихзаместители);56 руководителейспециализированныхподразделений
Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне
(ихзаместители);190 руководителейподразделенийГосавтоинспекции
территориальных органов МВД России на районном уровне (их заместители);
45 начальников центров автоматизированной фиксации административных
правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции (их заместители);
76 командиров полков (батальонов, рот) дорожно-патрульной службы
(их заместители). За исследуемую единицу приняты сотрудники Госавтоинспекции,
занимающие руководящую должность и взаимодействующие с участниками
дорожного движения.
Анализ ошибочных и определение оптимальных психологических моделей,
влияющих на особенности «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции, велись
с учетом всего массива собранных эмпирических данных.
В диссертационном исследовании использовались следующие методы
математической статистики: описательная статистика, факторный и корреляционный
анализ данных. Выбранные методики характеризуются валидностью, надежностью,
достоверностью. Репрезентативность исследования как условие достоверности
и обоснованности результатов определена географией полученных данных, a также
экспертным составом сотрудников Госавтоинспекции.
В параграфе 2.2. «Изучение особенностей влияния негативного воздействия
общественногомнениянаформирование«Я-образа»сотрудника
Госавтоинспекции»описанырезультатыанкетирования,проведенного
на аналитическом этапе исследования, позволившие спроектировать структурные
элементы разрабатываемой коррекционно-развивающей программы формирования
положительного «Я-образа» как регулятора служебного поведения и устранения
неблагоприятных последствий воздействия общественного мнения.
Проведенное анкетирование способствовало самовыражению, самовосприятию
сотрудниками Госавтоинспекции себя с позиции профессиональной деятельности,
определению эффективных мер для устранения неблагоприятного воздействия
в проекции общественного мнения на «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции.
По результатам проведенного анкетирования по разработанным авторским
анкетам получены следующие данные: профессиональный опыт способствует
адекватной (в некоторых случаях критичной) оценке уровня сформированности
у самого себя необходимых профессиональных качеств. 76 % экспертов считают,
что стаж службы в Госавтоинспекции влияет на самовосприятие сотрудником
Госавтоинспекции самого себя как профессионала (16 % – затруднились ответить,
8 % – ответили, что не влияет).
Общественноемнениеспособствуетразвитиюусотрудников
Госавтоинспекции ряда деловых и личностных качеств, включая «Я-образ». 60 %
экспертов отметили, что сотрудник Госавтоинспекции воспринимает себя как субъект
профессиональной деятельности при позитивном определении общественного
мнения.
Результатыисследованияактуализируютнеобходимостьприменять
соответствующие формы и методы профессионально-психологической подготовки
сотрудников Госавтоинспекции к профессиональному выполнению своих служебных
обязанностей и добросовестному применению властных полномочий.
Подробное изучение когнитивного и эмоционального компонентов «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции и оценивание внешних критериев эффективности
деятельностисотрудниковГосавтоинспекцииописанывпараграфе
2.3. «Регулирующее воздействие «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции
на служебное поведение». Данная оценка проведена с помощью анкетирования
127 сотрудников Госавтоинспекции МВД по Удмуртской Республике (в том числе
сотрудников дорожно-патрульной службы отдельного батальона дорожного
движения Управления Госавтоинспекции МВД по Удмуртской Республике).
В результате корреляционного анализа обнаружены статистически значимые
корреляционные связи и в ходе анализа данных, полученных при исследовании
самосознания сотрудника Госавтоинспекции, установлены достоверные взаимосвязи.
Использование критерия Пирсона позволило определить значимость обнаруженных
взаимосвязей и сделать следующие выводы.
Сотрудники Госавтоинспекции, стажслужбы которых составляет
от 1 года до 5 лет, обладают такими положительными личностными качествами,
как ответственность (r=0,37), доброжелательность (r=0,376), коммуникабельность
(r=0,376), решительность (r=0,376), толерантность (r=0,376). В то же время
сотрудники Госавтоинспекции, стаж службы которых составляет от 15 до 20 лет,
становятся агрессивнее (r=0,54), бесчувственнее (r=0,471), увереннее (r=0,421),
принципиальнее (r=0,309) и т. д.
Сотрудники Госавтоинспекции, стажслужбы которых составляет
от 1 года до 5 лет, имеют высокую потребность в продвижении по службе (r=0,401),
и именно служба в данном подразделении придает им уверенность в завтрашнем дне
(r=0,546).
Но в то же время сотрудники Госавтоинспекции, стаж службы которых
составляет от 1 года до 5 лет, в силу недостающего профессионального опыта
в полной мере не обладают профессиональными компетенциями, присущими более
опытным сотрудникам Госавтоинспекции и тем самым допускают в своей служебной
деятельности нарушения дисциплины (r=–0,376). Кроме того, эти сотрудники
в полной мере еще не испытывают удовлетворенности от профессиональной
деятельности, связанной с общением с различными категориями граждан (r=–0,308),
что связано с невозможностью полноценной профессиональной самореализации.
С увеличением стажа службы у сотрудника Госавтоинспекции возрастает
потребность в продвижении по службе и наиболее полной самореализации. Так,
у сотрудников Госавтоинспекции, прослуживших в данном подразделении
от 10 до 15 лет, возрастает потребность в наиболее полной самореализации на службе
(r=0,305) и в переводе на вышестоящую должность (r=0,305).
Необходимо отметить, что с увеличением стажа службы у сотрудников
Госавтоинспекции развиваются и преобладают деловые и личностные качества,
являющиеся основными сущностными признаками и особенностью формирования
положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции.
Относительно перспектив дальнейшей службы проведен корреляционный
анализ, который показал следующее: лица, выбравшие ответы «Служить
до предельного возраста, не планирую увольнение» либо «Служить до получения
права на пенсию» (далее – группа 1), т. е. высказавшие привязанность (лояльность)
к своей профессиональной деятельности, значимо отличаются от остальных (далее –
группа 2) по двум показателям ответов на вопрос о том, что их привлекает
в профессии (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ с применением t-критерия Стьюдента
Средние значения
Вопросыtp
Группа 1 Группа 2
Возможность наиболее полной самореализации именно на
3,1432,1252,1300,040*
данной службе
Удовлетворенность от профессиональной деятельности,
2,6793,5-1,9880,055
связанной с общением с различными категориями граждан
Возможность управлять специальным транспортом
2,753-0,6970,491
Госавтоинспекции
Престижность профессии, потребность в завоевании
2,252,5-0,5660,575
уважения со стороны других (коллег и общественности)
Уверенность в завтрашнем дне (стабильная зарплата, премии
2,8933,125-0,6210,539
и т. п.)
Приобретение полезных знакомств3,3933,250,4870,629
Возможность выхода на пенсию по льготным основаниям2,0362,5-1,1420,261
Примечание: t – критерий Стьюдента; p – уровень статистической значимости.
Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что сотрудники,
настроенные на длительное продолжение службы, большую ценность придают
возможности наиболее полной самореализации именно в указанной сфере
деятельности (p=0,040), а также возможности реализации властных полномочий
(p=0,011).
Поскольку числовые значения ответов, указанных курсивом, не имеют
нормального распределения по выборке, как было показано выше, для проверки
значимости различий был применён непараметрический критерий Манна – Уитни
(табл. 2).
Таблица 2. Сравнительный анализ с применением критерия Манна – Уитни
Суммы рангов
Вопросыp
Группа 1 Группа 2
Возможность наиболее полной самореализации именно на
570,595,50,033*
данной службе
Удовлетворенность от профессиональной деятельности,4681980,047*
связанной с общением с различными категориями граждан
Возможность управлять специальным транспортом495,5170,50,354
Госавтоинспекции
Престижность профессии, потребность в завоевании уважения со5061600,623
стороны других (коллег и общественности)
Уверенность в завтрашнем дне (стабильная зарплата, премии497,5168,50,387
и т. п.)
Приобретение полезных знакомств533,5132,50,512
Возможность выхода на пенсию по льготным основаниям497,5168,50,402
Примечание: p – уровень статистической значимости.
На основании полученных данных и значимых различий можно сделать вывод
о том, что одним из главных факторов привлекательности службы для сотрудников
Госавтоинспекции является «Возможность наиболее полной самореализации…»
(p=0,033), «Ощущение власти, возможность реализации властных полномочий»
(p=0,028), «Удовлетворенность от профессиональной деятельности…» (p=0,047).
Дополнительно выявлена значимость на 5%-м уровне различий в оценке
фактора «Удовлетворенность от профессиональной деятельности, связанной
с общением…» (по t-критерию Стьюдента различия значимы на уровне тенденции,
т. е. 10%-м), но знак различий в этом случае является обратным (–1,989). Из этого
можно сделать вывод о том, что для сотрудников Госавтоинспекции, которые
к службе в данном подразделении относятся лояльно, в некоторых случаях
нейтрально, фактор «Удовлетворенность от профессиональной деятельности,
связанной с общением…» не представляет большой ценности.
В ходе проводимого анализа полученных данных выявлены отличия по оценке
значимости личностных качеств сотрудника Госавтоинспекции у лиц, выбравших
в качестве возможной причины увольнения «Негативное мнение общественности
о сотрудниках Госавтоинспекции» (далее – группа 1), от остальной части
респондентов (далее – группа 2).
Полученные числовые значения ответов на предлагаемый вопрос: «Какие
личностные качества, на Ваш взгляд, положительно или отрицательно влияют
на профессиональную деятельность сотрудника Госавтоинспекции?» по выборке
распределения имеют отличия от нормального, в связи с чем применен
непараметрический критерий Манна – Уитни (табл. 3).
Таблица 3. Сравнительный анализ с применением критерия Манна – Уитни
Суммы рангов
Личностные качестваp
Группа 1Группа 2
Ответственность1864800,967
Уверенность2654010,003*
Честность198,5467,50,589
Аккуратность237,5428,50,049
Вежливость1265400,024*
Воспитанность2504160,011*
Дисциплина145,5520,50,117
Доброжелательность231,5434,50,089
Коммуникабельность1425240,117
Решительность2274390,115
Толерантность1555110,277
Суммы рангов
Личностные качестваp
Группа 1Группа 2
Принципиальность1964700,681
Лень250,5415,50,014*
Грубость161,5504,50,372
Бесчувствие244,5421,50,027*
Хамство2644020,002*
Агрессивность2414250,027*
Неуверенность278,5387,50,000*
Мстительность2514150,003*
Примечание: p – уровень статистической значимости.
Таким образом, лица, придающие большее значение негативным оценкам
со стороны СМИ, очевидно, также придают больше значения таким негативным
качествам сотрудника Госавтоинспекции, как «лень» (p=0,014), «бесчувствие»
(p=0,027), «хамство» (p=0,002), «агрессивность» (p=0,027) и «мстительность»
(p=0,003). Негативное мнение общественности о сотрудниках Госавтоинспекции –
одна из причин поиска ими новой работы. С увеличением уровня негативной оценки
общественностью деятельности сотрудников Госавтоинспекции у последних
увеличиваетсяпотребностьвуправленииспециальнымтранспортом
Госавтоинспекции (r=0,518), в реализации властных полномочий, в ощущении власти
(r=0,518), в завоевании уважения со стороны других (коллег и общественности)
(r=0,453), стремление избежать возможных наказаний или неприятностей (r=0,416),
потребность в «дополнительных заработках» (r=0,344).
Е. Г. Черникова полагает, что низкий уровень материального благосостояния,
низкий престиж профессии в обществе, низкий уровень профессиональной
подготовки, недостаточная сформированность профессионально значимых качеств
повышают риск возникновения синдрома эмоционального выгорания и, как
следствие, приводят к дезадаптации.
Критическая оценка общества на самом деле несет в себе богатый
конструктивный материал. Кроме того, при правильном анализе полученных оценок
со стороны граждан предоставляется возможность получить рекомендации,
пожелания по совершенствованию службы в Госавтоинспекции. А преобладание
негативных эмоций в отношении сотрудников Госавтоинспекции – уже давно
известный факт. Проводимые из года в год опросы общественного мнения
свидетельствуют о весьма низком уровне доверия граждан к службе
Госавтоинспекции. Он свидетельствует о соответствующем отношении населения
к сотрудникам Госавтоинспекции.
Все эти процессы оставляют огромный отпечаток не только в сознании
граждан, но и в сознании сотрудников Госавтоинспекции. Полученные нами данные
еще раз это подтверждают. Нестабильность в государстве, неуверенность
в завтрашнем дне выступают основой тревожности, тем самым вызывая внутренний
дискомфорт. Все вышеуказанные факторы мешают успешному формированию
личности профессионала.
Основная доля корреляций является значимой (высокой по абсолютным
значениям) в следующих случаях и таким образом можно заключить,
что на сегодняшний день для качественного выполнения своих служебных
профессиональных обязанностей сотрудник Госавтоинспекции должен обладать
следующимиличностнымикачествами:бытьответственным,честным,
дисциплинированным, уверенным в себе, принципиальным, вежливым, воспитанным,
аккуратным, коммуникабельным, решительным.
Параграф 2.4. «Результаты исследования» посвящен описанию результатов
экспериментального этапа исследования. Для подтверждения эффективности
коррекционно-развивающих воздействий реализован формирующий эксперимент,
опирающийсянасравнительныйметодрезультатовэкспериментальной
и контрольной групп.
Эффективностьпрофессиональнойдеятельностисотрудников
из экспериментальной и контрольной групп оценивалась с помощью интервью
экспертов – сотрудников Госавтоинспекции. В качестве экспертов выступили
наиболее опытные сотрудники Госавтоинспекции, руководители подразделений
данного учреждения. Экспертам предлагалось оценить профессионально-личностные
характеристики сотрудников Госавтоинспекции, участвующих в исследовании.
На всех этапах формирующего эксперимента проводился корреляционный
анализ связей, и в экспериментальной, и в контрольной группах все эти связи
оказались значимыми, значения их выше, чем до воздействия.
На всех этапах эксперимента проводился корреляционный анализ связей.
Для выбора подходящих статистических критериев проведен анализ распределения
всех показателей, имеющих более двух градаций признака.
Проверка распределения на нормальность осуществлялась по значениям
асимметрии и эксцесса с применением критериев Н. А. Плохинского (сравнение
с ошибкой репрезентативности) и Е. И. Пустыльника (сравнение с рассчитанными
по специальной формуле критическими значениями для асимметрии и эксцесса).
При данном объеме выборки для всех показателей ошибки репрезентативности
(критерий Н. А. Плохинского) составляют: асимметрии – 0,408 и эксцесса – 0,816.
Критические значения по критерию Е. И. Пустыльника для всех показателей
равны: асимметрии – 1,144 и эксцесса – 3,327.
Дальнейший статистический анализ проводился с применением параметрических
методов обработки, являющихся, как правило, более мощными, т. е. позволяющими
проводить оценку как различий, так и связей переменных по их количественным
значениям, а не только отнесенности к той или иной категории либо рангам
по выборке. Для показателей, распределение данных по которым не соответствует
нормальному хотя бы на одном из двух этапов исследования, выводы о значимости
связей или различий проверялись также непараметрическими методами статистики
(без включения в расчеты средних значений и стандартных отклонений).
С целью проверки гипотезы о результативности целенаправленного
психологического воздействия для формирования положительного «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции выполнялось сравнение ряда психодиагностических
показателей на двух этапах исследования с применением параметрического
t-критерия Стьюдента для связанных выборок (табл. 4).
Таблица 4. Сравнение психодиагностических показателей с применением
параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок
(по методике «Кто я как сотрудник Госавтоинспекции?»)
Показатель,Этап исследования
p
среднее значениеКонстатирующийКонтрольный
Человек2,6115,4720.001*
Офицер5,6394,4720,014*
Профессионал3,9443,0830,025*
Сотрудник органов внутренних дел6,9444,7780,000*
Гражданин2,9174,50,001*
Взяточник9,5100,006*
Отец3,3614,4170,008*
Водитель6,4176,2220,623
Мужчина6,3336,2780,849
Полицейский7,3335,7780,002*
Относящееся к службе23,86118,1110,000*
Не относящееся к службе12,30616,1670,000*
Примечание: р – уровень статистической значимости.
На основании полученных данных (таблица 4) можно сделать следующие
выводы: по методике «Кто я как сотрудник Госавтоинспекции?» произошло значимое
снижение показателей ранговой позиции (т. е. приращение придаваемой значимости)
для категорий, связанных с профессиональной деятельностью: «офицер» (p=0,014),
«профессионал» (p=0,025), «сотрудник органов внутренних дел» (p=0,025),
«полицейский» (p=0,02). Для наглядности их сумма была объединена в одну шкалу,
по которой сдвиг между этапами оказался значимым на высоком уровне.
Закономерным образом значимо снизилась приоритетность (увеличилось значение
ранговых позиций) для категорий, не связанных прямо с профессиональной
деятельностью: «человек» (p=0,001), «гражданин» (p=0,001), «отец» (p=0,008);
суммарное значение по данным категориям также было введено в расчеты как
отдельный показатель, по которому тоже наблюдаются высоко значимые различия.
По категории «взяточник» (p=0,623) на втором этапе исследования наблюдается
нулевая вариация, поскольку все испытуемые присвоили ей последний (10-й) ранг.
В данном случае сдвиг показателя является также статистически значимым.
Отсутствуют значимые сдвиги у категорий «водитель» и «мужчина».
Таблица 5. Сравнение психодиагностических показателей с применением
параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок
(по методике измерения самооценки, вариант методики Дембо – Рубинштейн)
Показатель,Этап исследования
p
среднее значениеКонстатирующийКонтрольный
Самолюбие6,590,000*
Самовосприятие7,8339,0560,000*
Самоанализ8,2789,0560,000*
Самоуважение8,1119,2220,001*
Самоуничижение3,7781,8330,000*
Самокритичность8,1679,3890,064
Самооценка7,8339,0560,000*
Целеустремленность8,3338,8890,110*
Решительность88,9440,001*
Общительность7,7229,2220,000*
Примечание: р – уровень статистической значимости.
По методике «Шкала базисных убеждений» (таблица 5) на втором этапе
исследования произошло существенное приращение значений показателей
«доброжелательность мира» (p=0,002) и «справедливость» (p=0,042); по остальным
шкалам методики значимых сдвигов нет. Отсюда можно сделать вывод, что базовые
убеждения личности являются более устойчивыми образованиями, чем изучаемые
компоненты «Я-образа», и проводимые воздействия не оказывают на них столь
существенного влияния, как на профессиональное самовосприятие и различные
компоненты самоотношения.
Таблица 6. Сравнение психодиагностических показателей с применением
параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок
(опросник для оценки самоотношения)
ПоказательЭтап исследованияСр. знач.p
Констатирующий23,806
Самооценка
Контрольный25,6110,003*
Примечание: р – уровень статистической значимости.
По опроснику оценки самоотношения (таблица 6) также имеется значимое
увеличение значений по показателю «самооценка» (p=0,003).
Коррекционно-развивающая программа по формированию положительного
«Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции является результативным способом
воздействия на профессиональное самосознание сотрудника Госавтоинспекции
и на механизмы ее формирования.
Под влиянием целенаправленного психологического воздействия произошли
положительныеизмененияв«Я-образе»сотрудникаГосавтоинспекции,
что в дальнейшем будет способствовать успешной профессиональной деятельности
и повышению ее эффективности, в частности законности и адекватности служебной
деятельности, позитивному взаимодействию с социумом и внутри коллектива.
Полученные количественные и качественные результаты доказали
эффективность коррекционно-развивающей программы и возможность ее
использования в рамках психологической подготовки сотрудников Госавтоинспекции.
Проведенный теоретико-методологический анализ основных подходов
к проблематике социально-психологических механизмов влияния общественного
мнения на формирование «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции в научных
школах, выявление условий и причин негативного воздействия общественного
мнения, определение психологической профилактики указанного влияния
и эмпирическоеисследованиеформирования«Я-образа»сотрудника
Госавтоинспекцииспособствовалиподтверждениювыдвинутыхгипотез
диссертационного исследования, решению основных его задач, в результате чего
можно сделать следующие выводы.
1. «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции является неотъемлемым элементом
профессиональногосамосознания,формирующимсяподвоздействием
профессиональной деятельности и социальной среды. Основным социально-
психологическим фактором, влияющим на формирование «Я-образа», выступает
общественное мнение, которое служит важнейшим регулятором служебного
поведения сотрудника Госавтоинспекции, формирующегося посредством основных
социально-психологических механизмов (межличностная и массовая коммуникация).
Положительный «Я-образ» сотрудника Госавтоинспекции формируется при помощи
внутреннихсоциально-психологическихмеханизмов:самоидентификации,
социальнойидентификации,социальнойрефлексии,профессиональной
самоидентификации. В ходе проведенного исследования установлено, что в СМИ
максимальное количество публикаций посвящено деятельности подразделений
Госавтоинспекции (52 % ответов экспертов) и наиболее негативно в СМИ освещается
именно деятельность сотрудников Госавтоинспекции (56 % ответов экспертов). Кроме
того, доказано, что сотрудники Госавтоинспекции воспринимают себя как
профессионалов, и на это воздействует общественное мнение (60 % ответов
экспертов). Негативное мнение общественности о сотрудниках Госавтоинспекции
также является одной из причин поиска новой работы сотрудниками
Госавтоинспекции (54 % ответов экспертов).
2. Общественное мнение, выступающее в качестве значимого социально-
психологического фактора внешней среды, оказывает влияние на формирование
у сотрудников Госавтоинспекции ряда профессионально значимых качеств личности,
включая «Я-образ». Сформированный положительный «Я-образ» сотрудника
Госавтоинспекции является одним из важнейших регуляторов служебного поведения.
«Я-образ»сотрудникаГосавтоинспекцииформируетсяподвлиянием
профессиональной среды и активного участия в служебной деятельности. В свою
очередь, непосредственная служебная деятельность сотрудника Госавтоинспекции
связана с выстраиванием сложного социально-психологического взаимоотношения
с гражданами и коллегами по службе. Специфика профессионального общения
сотрудника Госавтоинспекции заключается во взаимодействии с разными категориями
граждан, во взаимоотношениях с которыми имеются определенные трудности,
включая провокационное поведение. В большинстве случаев указанные ситуации
сопряжены с возникновением конфликтов. Грамотное применение психологических
приемов и конструктивной модели поведения способствует не только разрешению
возникающих проблем и трудностей в конфликтных взаимоотношениях с участниками
дорожного движения, но и формированию положительного «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции.
3. Формирование«Я-образа»сотрудникаГосавтоинспекции
в профессиональной деятельности напрямую зависит от степени профессиональной
самореализацииличности(p=0,033)иуровняудовлетворенности
от профессиональной деятельности (p=0,047). Самореализация в профессиональной
деятельности для сотрудников Госавтоинспекции является одним из основных
факторов при формировании положительного «Я-образа». В ходе проведенного
исследования установлено, что сотрудники Госавтоинспекции обладают следующими
профессиональными качествами личности: ответственность (r=0,341), честность
(r=0,371), уверенность в себе (r=0,4909), принципиальность (r=0,4901), вежливость
(r=0,376), коммуникабельность (r=0,353) и т. д.
4. Установленные в ходе исследования зависимости между стажем службы
и профессиональными качествами личности, а также мотивационными факторами
выбора профессиональной деятельности раскрывают причинно-следственные
отношения между служебным поведением сотрудника Госавтоинспекции
и регулирующим воздействием «Я-образа». В результате корреляционного анализа
полученных данных обнаружены статистически значимые корреляционные связи
между стажем службы в Госавтоинспекции и профессиональными качествами
личности, мотивационными факторами выбора профессиональной деятельности.
Установлено, что с увеличением стажа службы в структуре МВД России сотрудники
Госавтоинспекции становятся более успешными профессионалами, инициативно
и творчески выполняющими свою работу, эмоционально уравновешенными
и дружелюбными, удовлетворенными собой и окружающими. «Я-образ» сотрудника
Госавтоинспекции, имеющего стаж службы от 5 лет, характеризуется когнитивной
сложностью по сравнению с «Я-образом» молодого сотрудника Госавтоинспекции.
Сотрудники Госавтоинспекции с большим стажем службы имеют большее
количество значимых для профессиональной деятельности качеств личности.
5. Проблемаформированияположительного«Я-образа»сотрудника
ГосавтоинспекцииявляетсяактуальнойдляслужбыГосавтоинспекции.
Эффективным способом оптимизации социально-психологических механизмов,
регулирующих служебное поведение, служит целенаправленное использование
психотехнологийформированияположительного«Я-образа»сотрудника
Госавтоинспекции как регулятора служебного поведения. Под влиянием
целенаправленного психологического воздействия произошли положительные
изменения в «Я-образе» сотрудника Госавтоинспекции, способствовавшие успешной
профессиональной самореализации и повышению эффективности профессиональной
деятельности, что, в свою очередь, способствует соблюдению законности
и адекватности служебной деятельности, позитивному взаимодействию с социумом
и внутри коллектива. Формирование положительного «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции происходит в ситуации успешно реализуемого конструктивного
поведения, и одним из эффективных инструментов психотехнологий является
использование тренинговых технологий, способствующих развитию успешного
поведенческого опыта в моделируемых тренинговых ситуациях для последующего
использованияпрофессиональнойдеятельности.Преимуществасоциально-
психологическоготренингазаключаютсяворганизации,регулировании
профессионального контакта с участниками дорожного движения, руководством
и коллегами при помощи групповой работы, в рамках которой происходит
моделирование взаимоотношений и взаимосвязи с социумом, без психологического
давления различных категорий граждан и руководства. Данные условия способствуют
профессиональному самоанализу и самопроекции во взаимодействии с другими
участниками дорожного движения. Анализ профессиональных задач позволяет
сотруднику Госавтоинспекции в рамках тренингового общения рассмотреть картину
межличностных отношений, изучить самого себя как субъекта своих физических
и психологических состояний, действий и процессов, сформировать ценностно-
эмоциональное отношение к профессиональной деятельности.
Актуальность темы исследования. Общественное мнение в соответствии
с Федеральным законом «О полиции» является сегодня одним из важнейших
инструментов оценки эффективности правоохранительной деятельности как
на уровне отдельно взятого региона, так и в целом по Российской Федерации 1.
Вместе с тем, по данным Департамента государственной службы и кадров
Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2020 году нарушения
служебной дисциплины сотрудников Государственной инспекции безопасности
дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации
(Госавтоинспекция) 2
и количество совершенных дорожно-транспортных
происшествий (в расчете на 1 тысячу сотрудников Госавтоинспекции)
в сравнении с 2014 годом увеличилось на 33,2 % и, соответственно, на 30,1 % 3.
Данные обстоятельства потребовали от руководства Министерства
внутренних дел Российской Федерации4 введения комплекса мер по организации
профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение
правонарушений среди сотрудников Госавтоинспекции. Одновременно в целях
противодействия коррупции в подразделениях Госавтоинспекции
сформулированы и внедрены специальные правовые, административные
и психолого-педагогические механизмы. Но именно деятельность сотрудников
Госавтоинспекции вызывает наибольшее количество неудовлетворительных
оценок граждан по сравнению с другими подразделениями МВД России.
См.: О полиции : федер. закон : от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 6 июня 2019 г.) //
Собрание законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах
по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено общепринятое название
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации – Госавтоинспекция // Собрание законодательства Рос. Федерации.
1998. № 25. Ст. 2897.
См.: Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел
Российской Федерации за 2020 год : сборник аналитических и информационных материалов.
М.: ДГСК МВД России, 2020. 32 с.
Далее – МВД России.
На основании опроса, проведенного Всероссийским центром изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) в 2020 году, выявлено, что в целом
за последний год из всех структурных подразделений полиции россияне чаще
всего взаимодействовали с сотрудниками Госавтоинспекции (30 %)1.
Изучение общественного мнения в целях формирования положительного
«Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции обусловлено наблюдающимся
в настоящее время снижением авторитета этой государственной структуры
в глазах общественности, а именно – участников дорожного движения.
Исследование механизмов формирования положительного «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции продиктовано необходимостью повышения
эффективности профессиональной подготовки, что, в свою очередь, позволит
повысить качество служебной деятельности.
Возникает потребность в определении причин этого явления, анализе
объективных и субъективных факторов, влияющих на положительный «Я-образ»
сотрудника Госавтоинспекции, научно обоснованной проработке
психотехнологий формирования положительного «Я-образа» как регулятора
служебного поведения.
Степень разработанности темы исследования. Феномен социально-
психологического формирования «Я-образа» в совокупности основополагающих
позиций самосознания изучался достаточно активно. В зарубежных
исследованиях проблемы самосознания рассматриваются в основном с позиций
психоанализа, гуманистической и социальной психологии. Становление
«Я-концепции» освещается как процесс интеграции индивидуальных
биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения
(У. Джемс, Дж. Мид, Р. Бернс, Э. Эриксон).
Отечественными учеными (B. C. Агапов, В. А. Веденяпина,
A. B. Иващенко) проблематика «Я» исследуется с позиции поиска общей
стратегии фундаментальных исследований, разнообразия теоретических
Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL:
https://wciom.ru/index.phpid=236&uid=9994 (дата обращения: 11.11.2016).
конструкций в социальной психологии. Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский,
С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчикова рассматривали понятие «Я» с точки зрения
личностного, индивидуального, субъективного подхода.
В работах В. В. Столина процесс самосознания и «Я-концепция» изучались
как содержательное соотношение в разрезе уровня активности человека.
А. Н. Крылов в своих исследованиях выделил функции «Я-образа» в развитии
личности.
Н. И. Непомнящая исследовала «Я-образ» как основу ценности личности.
А. B. Кирьякова сравнила «Я-образ» с ценностными ориентациями личности.
И. С. Кон рассматривал человеческое «Я» с позиции индивидуального
самосознания. С позиции личностного общения проблематику изучила
М. И. Лисина.
A. A. Деркач исследовал вопросы профессионального «Я» с позиции
профессионального саморазвития и как продуктивную Я-концепцию.
С. Т. Джанерьян, Н. Б. Казначеева, Ф. К. Свободный, Л. Б. Шнейдер,
А. В. Гайнуллина охарактеризовали основные компоненты профессионального
«Я-образа» личности.
Исследованиями личностных качеств, влияющих на формирование
положительного служебного поведения, занимались В. В. Вахнина, Л. Н. Костина,
С. Е. Борисова, М. Г. Дебольский, А. С. Душкин, И. О. Котенев, О. А. Мальцева,
М. И. Марьин, Ф. К. Свободный, В. Е. Петров, A. M. Столяренко, Н. В. Сердюк,
Н. В. Ходякова, В. Л. Цветков и др.
Проведенный анализ научной литературы показывает, что, несмотря
на многообразие исследований в данной области, механизмы влияния
общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции изучены недостаточно, а именно: отсутствуют научно-
практические разработки, направленные на нейтрализацию негативного
воздействия общественного мнения, на оптимизацию процессов формирования
«Я-образа», на формирование социально-психологических механизмов,
регулирующих воздействие «Я-образа» на служебное поведение сотрудника
Госавтоинспекции.
Цель исследования состоит в выявлении социально-психологических
механизмов влияния общественного мнения на формирование «Я-образа»
сотрудника Госавтоинспекции и разработке психотехнологий формирования
положительного «Я-образа» как регулятора служебного поведения.
Объектом исследования выступает «Я-образ» как социально-
психологический феномен, регулирующий служебное поведение сотрудника
Госавтоинспекции.
Предмет исследования – социально-психологические механизмы влияния
общественного мнения на формирование «Я-образа» сотрудника
Госавтоинспекции.
Гипотезы диссертационного исследования заключаются в предположении
о том, что:
– Общественное мнение о деятельности сотрудника Госавтоинспекции
является основополагающим социально-психологическим фактором, влияющим
Публикации автора в научных журналах
- 12.00.14 Административное право, административный процесс
- 12.00.03 Гражданское право предпринимательское право семейное право, международное частное право
- 7 Гуманитарные науки
- 12.00.06 Земельное право, природоресурсное право, экологическое право, аграрное право
- 12.00.13 Информационное право
- 12.00.02 Конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
- 12.00.07 Корпоративное право, конкурентное право, энергетическое право
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!