Содержание обучения пластической анатомии в высшем образовании в области традиционных художественных промыслов
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и состояние обучения пластической 18
анатомии в высшем художественном образовании в области традиционных
художественных промыслов
1.1 Генезис обучения пластической анатомии в высшем художественном 18
образовании: история и современность
1.2 Теоретико-методологическое обоснование обучения пластической 30
анатомии в области конкретных видов традиционных художественных промыслов
1.3 Взаимовлияние содержания пластической анатомии и средств обучения в 49
подготовке бакалавров в конкретных видах традиционных художественных
промыслов
Выводы по первой главе 76
Глава 2. Разработка и реализация модели содержания обучения 78
пластической анатомии в системе высшего образования в конкретных видах
традиционных художественных промыслов
2.1 Модель содержания обучения пластической анатомии с учетом 78
специфики различных видов традиционных художественных промыслов и
дидактические условия ее реализации
2.3 Ход и результаты экспериментальной работы по внедрению модели 111
содержания обучения пластической анатомии
Выводы по второй главе 135
Заключение 137
Список литературы 141
Приложение А 162
Приложение Б 191
Приложение В 195
Во введении обосновывается актуальность темы, дается характеристика
объекта, предмета, цели, гипотезы и задач исследования, формулируется
теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы и состояние обучения
пластической анатомии в высшем художественном образовании в области
традиционных художественных промыслов» проанализировано современное
состояние обучения пластической анатомии в высшем образовании в области
конкретных видов традиционных художественных промыслов; определены
теоретико-методологические основания обучения пластической анатомии, а
также художественно-выразительные средства и средства обучения для
освоения содержания пластической анатомии в подготовке художников в
конкретных видах традиционных художественных промыслов.
Согласно первой задаче был проведен сравнительный анализ содержания
обучения пластической анатомии в высшем художественном образовании:
выявлена структура, проведен сравнительный анализ учебной программной
документации и учебной литературы. При этом сопоставлялись учебные планы
и рабочие программы по обучению пластической анатомии по направлению
подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
(уровень бакалавриата) в 53 вузах Российской Федерации. Результаты
исследования показали, что в большинстве образовательных программ
подготовки художников данного образовательного направления отсутствует
обучение пластической анатомии; в вузах, где ведется преподавание
пластической анатомии при моделировании содержания обучения не
применяются такие важные дидактические принципы, как системность,
сочетания теории и практики; не используются учебники и учебные пособия,
учитывающие специфику изображения человека и животных в статике,
динамике и отражении эмоционально-эстетического состояния в произведениях
конкретных видов традиционных художественных промыслов. Результаты
проведенных исследований обусловили разработку такого содержания обучения
пластической анатомии, которое было бы направлено на устранение этих
недочетов и развитие профессионального мастерства в области изображения
человека и животных в произведениях конкретных видов традиционных
художественных промыслов.
Были выявлены и обоснованы теоретико-методологические положения
обучения пластической анатомии в системе высшего образования в области
традиционных художественных промыслов, а именно, системный,
деятельностный, регионально-исторический, ситуационно-сюжетный базовый
подходы и принципы отбора содержания обучения. Из них, имеют наибольшее
значение для обучения пластической анатомии: общедидактические –
интеграции и дифференциации, научности, наглядности, системности,
доступности, связи теории с практикой, мотивации активности,
информационных технологий; узкоспециальные – сбалансированности обучения
пластической анатомии животных и человека, связь содержания обучения со
спецификой видов традиционных художественных промыслов.
Было определено, что содержание обучения пластической анатомии
основано на интеграционном взаимодействии, объединяющее две части
содержания обучения, одна обладает общей учебной информацией,
необходимой для обучения по всем видам традиционных художественных
промыслов – инвариантная часть, вторая – вариативной, узкоспециальной,
характеризующей особенности изображения человека и животных в конкретных
видах традиционных художественных промыслов. Выявлено общее с
дисциплинами общепрофессионального цикла «Академический рисунок»,
«Академическая скульптура» и профессионального цикла – «Проектирование»,
«Мастерство» понятийное поле содержания пластической анатомии, что
позволяет ее определить, как одну из метадисциплин. Сформировано
содержание ее вариативной и инвариантной частей, их разделы и темы.
При этом инвариантная часть (инвариантный модуль) содержания
обучения пластической анатомии формирует у обучающихся общее
представление об изображении человека и животных в статике, динамике и
отражении их эмоционально-эстетического состояния на основе взаимодействия
с содержанием учебных дисциплин общепрофессионального цикла, таких как
«Академический рисунок» и «Академическая скульптура». При этом обучение
академическому рисунку опережает обучение пластической анатомии, и тем
самым создает общие навыки рисования, способствует повышению качества
обученности пластической анатомии. Вариативная (дифференцированная) часть
содержания пластической анатомии основывается на различиях в
художественно-выразительных средствах, в конкретных видах традиционных
художественных промыслов и включает различное объемное соотношение
содержания разделов и тем.
В процессе решения второй задачи были определены особенности
изображения человека и животных в связи с художественно-выразительными
средствами конкретного вида традиционных художественных промыслов,
определяющие дифференциацию содержания обучения пластической анатомии.
На основании выявления особенностей конкретных видов традиционных
художественных промыслов, а именно, материалов для исполнения
художественного изделия, плоскостного или объемного изображения,
реалистического или декоративно переработанного в традициях конкретного
вида изображения человека и животных, содержание обучения пластической
анатомии дифференцировано по четырем модулям, которые образуют
содержание вариативной части. Первый модуль – объемно-скульптурный
(обеспечивает освоение изображения в богородской художественной резьбе,
ломоносовском косторезном искусстве, художественном металле (ювелирное
искусство); второй модуль – миниатюрный живописно-плоскостной (позволяет
овладеть профессиональным мастерством изображения в лаковой миниатюрной
живописи: мстерской, холуйской, палехской, федоскинской; третий модуль –
декоративныйживописно-плоскостной(формируетпрофессиональное
мастерство в художественной росписи: нижнетагильской, московское письмо,
урало-сибирской, жостовской); четвертый модуль – текстильно-орнаментальный
(включает учебный материал, необходимый для освоения изображения человека
и животных в художественной вышивке и художественном кружевоплетении).
Представлены характеристики художественно-выразительных средств в
зависимости от ситуационно-сюжетных композиций в художественном
кружевоплетении, художественной вышивке, декоративной росписи по металлу
и дереву, лаковой миниатюрной живописи, ломоносовскому косторезному
искусству и богородской художественной резьбе по дереву, ювелирном
искусстве. Доказано, что они влияют на дифференциацию содержания обучения
пластической анатомии. Установлена зависимость отбора средств обучения от
спецификиконкретных видов данного искусства, что является важным и
учитывается в разработке не только вариативной части содержания обучения
пластической анатомии, но и средствах его реализации.
Выявлены цель, задачи, дидактические принципы разработки содержания,
проведена классификация видов практических работ по выполнению
анатомических рисунков на основе логики изучения пластической анатомии,
установлены специфические особенности содержания практических занятий и
самостоятельной работы обучающихся. Впервые раскрыт новый принцип отбора
содержания пластической анатомии – сбалансированности изучения
пластической анатомии животных и человека, раскрывающий причину разницы
в объемах содержания анатомии человека и анатомии животных.
Таким образом подготовка художников в области традиционных
художественных промыслов предполагает обучение пластической анатомии как
научно-практической базы для формирования и мастерства в изображении
объемных и плоскостных форм человека и животных в статике, динамике и
отраженииэмоционально-эстетическогосостояниявразнообразных
ситуационно-сюжетных композициях, что требует разработки модели
содержания обучения пластической анатомии, соотнесенного с конкретными
видами этого искусства.
Во второй главе – «Разработка и реализация модели содержания
обучения пластической анатомии в системе высшего образования в
конкретных видах традиционных художественных промыслов» в
соответствии с третьей задачей представлена модель содержания обучения
пластической анатомии будущих бакалавров, учитывающая специфику
изображения человека и животных в статике, динамике и отображении их
эмоционально-эстетического состояния в ситуационно-сюжетных композициях
в конкретных видах традиционных художественных промыслов (рис. 1) и ход и
результаты реализации модели в учебном процессе высшего образования.
Модель учитывает внешние вызовы, такие как, необходимость сохранения
и развития традиционных художественных промыслов, разнообразия
художественно-выразительных средств конкретных видов данного искусства. В
модели зафиксирована цель и задачи содержания обучения пластической
анатомии; методологические подходы и принципы разработки содержания
обучения; междисциплинарные связи инвариантной части содержания
пластической анатомии с содержанием общепрофессиональных дисциплин:
«Академический рисунок», «Академическая скульптура», междисциплинарные
связи вариативной части содержания обучения с содержанием профильных
дисциплин «Проектирование», «Мастерство»; дидактические условия
обеспечения реализации содержания обучения; общепрофессиональные и
профессиональные компетенции, формируемые содержанием пластической
анатомии.
В ходе исследования выявлено, содержание инвариантной части
метадисциплины «Пластическая анатомия» отражает устройстве тел человека и
животных в целом, даются базовые понятия о форме, конструкции, пропорциях,
визуальных изменениях формы в зависимости от ракурса и движения.
Вариативная часть представляет собой специально разработанный с
учетом специфики художественно-выразительных средств различных видов
художественных промыслов комплекс учебных творческих заданий (например,
декоративная переработка головы лошади с учетом специфики художественных
выразительных средств, присущих лаковой миниатюрной живописи: холуйской,
мстерской, палехской, федоскинской), реализуемый с помощью частных
методик обучения. При формировании содержания вариативной части
учитываются особенности художественно-выразительных средств различных
видов традиционных художественных промыслов: объемное или плоскостное,
условное или реалистическое изображение; конструктивно-эстетические
особенности и материалы художественных изделий, анималистические и/или
антропоморфных сюжеты в конкретных видах традиционных художественных
промыслов.
Для решения четвертой задачи были определены дидактические условия
обучения пластической анатомии в конкретных видах традиционных
художественных промыслах, а именно, методы, средства, формы, среда,
критерии оценивания и метаметодика обучения, представляющая собой
комплекс частных (дифференцированных) методик. . В частной методике
представлены методы, средства, формы, критерии оценивания обучения по
каждому из конкретных видов традиционных художественных промыслов:
лаковой миниатюрной живописи, художественному кружевоплетению,
художественной вышивке, художественному металлу (ювелирное искусство),
ломоносовском косторезном искусстве, богородской художественной резьбе по
дереву, лаковой миниатюрной живописи.
Установлено, что исторически в основе обучения пластической анатомии
лежали репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы обучения.
Наряду с этими методами обучения пластической анатомии широко
используются методы (проблемного изложения, частично-поисковый,
.Вызовы времени
Сохранение и развитие традиционных художественных промыслов России через изображение
человека и животных в статике и динамике, разнообразие художественно-выразительных средств
Цель содержания
обучения пластическойЗадачи содержания обучения пластической анатомии:
анатомии:-формирование знаний строения человека и животных;
формирование- владение анализом антропоморфного характера;
профессионального-владение изображением человека и животных в статике и динамике,
мастерства всогласно художественно-выразительным средствам видов ТХП;
изображении человека иформирование умений и навыков изображения человека и животных с
животных в статике,учетом изобразительных, материальных, конструктивно-эстетических
динамике,особенностей конкретных видов ТХП
эмоционально-
эстетическом состоянии
с учетом специфики
видов ТХПОбщедидактические принципы: научность, единство анализа и
синтеза,системность,последовательность, интеграциии
дифференциации, доступность, прочность, наглядность, мотивации
активности, информационных технологий, сочетание теории с
Методологическиепрактикой.
подходы: комплексный,Частнодидактические принципы: сбалансированность изучения
деятельностный,пластической анатомии животных и человека, связь содержания
системный, регионально-обучения со спецификой видов ТХП.
исторический, –
ситуационно-сюжетный
«Академический рисунок», как пропедевтика
обучения пластической анатомии
Компоненты содержания обучения пластической анатомии
Вариативная часть предназначена конкретным
Инвариантная частьвидам ТХП,
предназначена для всех видов ТХПдифференцированная на 4 модуля
включает общую информацию обМиниатюрный
анатомическом устройстве человека иОбъемно-живописно-Текстильно- Декоративный
животных состояниискульптурный плоскостной орнаментальный живописно-
модульмодульмодульплоскостной
Взаимодействие с общепрофессиональными
дисциплинами: «Академический рисунок»,Взаимодействие с профессиональными
«Академическая скульптура», где продолжаетсядисциплинами «Мастерство»,
формироваться профессиональное мастерство
изображения человека и животных в статике,«Проектирование»
динамике, эмоционально-эстетическом состоянии
Основные дидактические условия реализации содержания обучения пластической анатомии
Учебно-методическийМетоды обучения: ямСредства обучения:
комплекс: учебный планобъяснительно-вербальные,Метаметодика обучения
метадисциплины, учебнаяиллюстративный,технические, учебно-пластической анатомии в
программа, учебник,проблемногонаглядные, средствасоответствии с 4 модулями
учебные пособияизложения,информационныхсодержания
календарно-тематическиеисследовательскийтехнологий
планы
Компетенции, формируемые инвариантной частью содержания обучения пластической анатомии:
− владеть навыками линейно-конструктивного рисования человека и животных;
− владеть техниками изображения человека и животных при создании авторского художественного
проекта;
− уметь изображать человека и животных с учетом анатомической основы в статике и динамике
Компетенции, формируемые вариативной частью содержания обучения пластической анатомии:
− уметь применять знания пластической анатомии в проектной работе студентов при создании
произведений в конкретных видах ТХП;
− уметь изображать человека и животных в соответствии со спецификой материалов,
изобразительных средств, конструктивно-эстетических особенностей конкретных видов ТХП;
Рисунок 1. Модель содержания обучения пластической анатомии
исследовательский), при этом реализация их осуществляется с применением
компьютерных средств визуализации анатомических объектов. Определено, что
важнейшим критерием эффективности реализации модели содержания обучения
пластической анатомии является воплощение статики, динамики и
эмоционально-эстетического состояния человека, и животных в ситуационно-
сюжетных композициях творческих проектов по конкретным видам
традиционных художественных промыслов.
Для внедрения в учебный процесс разработанной модели созданы: учебник
«Пластическая анатомия» (для будущих художников лаковой миниатюрной
живописи) и три учебных пособия («Пластическая анатомия», «Анатомический
рисунок», «Пластическая анатомия животных»).
Для решения пятой задачи были проведены исследования с целью
экспериментальной проверки модели содержания обучения пластической
анатомии в подготовке художников по конкретным видам художественных
промыслов. Применялись такие методы исследования, как: анализ рабочих
программ обучения пластической анатомии, косвенное и включенное
наблюдение учебного процесса, анкетирование и беседы с преподавателями
профильных кафедр, анкетирование обучающихся, анализ учебных работ по
академическому рисунку, академической скульптуре, учебных проектов, работ,
выполненных на профильных кафедрах, выпускных квалификационных работ,
статистическая и графическая обработка полученных результатов эксперимента.
В эксперименте участвовало 130 студентов, проходивших обучение по 8 видам
традиционных художественных промыслов: художественное кружевоплетение,
художественная вышивка, мстерская лаковая миниатюрная живопись, холуйская
лаковая миниатюрная живопись, ломоносовское косторезное искусство,
богородская художественная резьба по кости, художественный металл,
декоративная роспись.
Установленоналичиемеждисциплинарноговзаимодействияс
дисциплинамиобщепрофессионального(«Академическийрисунок»,
«Академическаяскульптура»)ипрофессионального(«Мастерство»,
«Проектирование») циклов, определены и проанализированы результаты
обучения пластической анатомии в группах, принимавших участие в
констатирующем и формирующем эксперименте, внесены коррективы ,
установлена эффективность применения метаметодики, средств, форм и среды
обучения.
Эксперимент проводился с 2017 по 2021 гг. Для оценивания освоения
содержания обучения вариативной части в формирующем эксперименте
обучающиеся были разделены на группы согласно модулям содержания
обучения пластической анатомии: группа А – обучающиеся ломоносовскому
косторезному искусству, богородской художественной резьбе по кости,
художественному металлу (ювелирному искусству); группа Б – федоскинской,
мстерской, холуйской, палехской лаковой миниатюрной живописи; группа В –
декоративной росписи (нижнетагильской); группа Г- художественному
кружевоплетению и художественной вышивке. В условиях дистанционного
режима обучения 2020 г. были получены самые низкие показатели освоения
инвариантного и вариативного содержания обучения пластической анатомии,
что объясняется трудностями практической работы в дистанционном формате.
Результаты обучения пластической анатомии по экспериментальными
контрольным группах представлен на рис. 2.
На всем протяжении констатирующего и формирующего эксперимента
использовался метод наблюдений и осуществлялся мониторинг качества
освоения
Рисунок 2. Уровень освоения содержания обучения пластической анатомии
обучающихся по всем видам традиционных художественных промыслов.
студентами содержания обучения пластической анатомии по разработанному
комплексному критерию – оценивание изображения человека и животных в
ситуационно-сюжетных композициях конкретных видов традиционных
художественных промыслов. Данный критерий разделен на три частных:
оценивание статики, динамики и отражения эмоционально-эстетического
состояния. В качестве индикаторов применялись качественные и
количественные показатели глубины освоения инвариантной и вариативной
частей содержания обучения пластической анатомии. Анализировались
результаты констатирующего и формирующего экспериментов и применялась
статистическая обработка экспериментальных данных. Лучший результат
обучения при проведении формирующего эксперимента был в группах А, Б, где
70% обучавшихся показали высокий уровень, а 30% – средний уровень освоения
учебного материала. Такой результат закономерен, поскольку содержание
обучения пластической анатомии в данных модулях содержания обучения
предполагает глубокое изучение статики, динамики и отражение эмоционально-
эстетического состояния человека и животного, при этом методы, средства и
методики обучения обеспечивают высокий уровень освоения содержания, кроме
этого, студенты мотивированы на использование полученного опыта в
профессиональной деятельности. Результаты освоения содержания обучения
студентов групп В и Г были незначительно ниже, что объясняется не сложностью
освоения учебного материала, а слабой мотивацией к использованию
полученных знаний в профессиональной деятельности. Все результаты
формирующего эксперимента были выше, чем полученные в констатирующем
эксперименте, что убедительно доказывает преимущества смоделированного
содержания обучения пластической анатомии.
На основании эксперимента предлагаем для изучения пластической
анатомии: 144 уч. часа. необходимы для освоения студентами ломоносовского
косторезного искусства, богородской художественной резьбы по дереву,
художественному металлу, лаковой миниатюрной живописи; 72 уч. часа. для
декоративной росписи по металлу и дереву; 36 уч. часов- художественного
кружевоплетения и художественной вышивки.
Подтверждением эффективности разработанного содержания обучения
пластической анатомии при обучении конкретным видам традиционных
художественных промыслов в соответствии с основным критерием эффективной
реализации модели содержания обучения стали, оценки уровня
профессионального мастерства выпускных квалификационных работ студентов.
В результате успешного внедрения в педагогическую практику модели
содержания обучения пластической анатомии было установлено, что гипотеза
исследования подтвердилась, а именно, разработано эффективное содержание
обучения пластической анатомии для будущих художников традиционных
художественных промыслов, формирующее их профессиональное мастерство в
изображении человека и животных в статике, динамике с отражением их
эмоционально-эстетического состояния, соотнесенного с ситуационно-
сюжетными композициями в конкретных видах этого искусства.
Представлена модель содержания обучения пластической анатомии с
учетом специфики конкретных видов традиционных художественных
промысловотражает цели, задачи обучения пластической анатомии,
методологические подходы, обще- и частнодидактические принципы обучения,
содержание инвариантной и вариативных частей содержания обучения,
проанализированомеждисципинарноевзаимодействиесобще-и
профессиональными дисциплинами, дидактические условия реализации модели
с учетом специфики таких видов традиционных художественных промыслов,
как: художественная вышивка, художественное кружевоплетение, богородская
художественная резьба по дереву, ломоносовское косторезное искусство,
художественный металл (ювелирное искусство), лаковая миниатюрная
живопись, художественная роспись, описание хода и результатов эксперимента
по внедрению модели содержания обучения пластической анатомии.
Взаключениидиссертациинаосновеполученныхи
проанализированных результатов исследования сделаны следующие выводы:
1.Установлено, что подготовка художников в области традиционных
художественных промыслов предполагает обучение пластической анатомии как
научно-практической базы для формирования профессионального мастерства в
изображении объемных и плоскостных форм человека и животных в статике,
динамике и отражении эмоционально-эстетического состояния в разнообразных
ситуационно-сюжетных композициях конкретных видов в традиционных
художественных промыслах (богородской резьбе по дереву, ломоносовской
резьбе по кости, художественном металле, лаковой миниатюрной живописи,
декоративной росписи по металлу и дереву, художественном кружевоплетении,
художественной вышивке), что определено на основе изучения особенностей
конкретных видов данного искусства и сравнительного анализа содержания
обучения пластической анатомии, в целом, в высшем образовании.
2. Определено, что высшее образование в области традиционных
художественных промыслов обуславливает необходимость отражения в
произведениях искусства специфики художественно-выразительных средств в
изображении статики, динамики и эмоционально – эстетического состояния
человека и животных в ситуационно-сюжетных композициях, которые
необходимо соотнести с конкретными видами этого искусства и как следствие –
разработки модели содержания обучения пластической анатомии.
3. Разработана педагогическая модель содержания обучения пластической
анатомии, которая:
– направлена на освоение изображения человека и животных в объеме,
статике, динамике и эмоционально-эстетическом состоянии в сюжетных
композициях в конкретных видах традиционных художественных промыслов;
– основывается на необходимости академического рисунка как
пропедевтики обучения пластической анатомии с опорой на деятельностный
(для установления причинно-следственных связей между изобразительной
профессиональной деятельностью и содержанием обучения пластической
анатомии),регионально-исторический(использовандляизучения
художественно-выразительныхсредстввконкретныхрегионально-
исторических видах традиционных художественных промыслов и обоснования
дифференциации содержания обучения пластической анатомии), комплексный
(применен для разработки учебно-методического комплекса, обеспечивающего
содержание обучения пластической анатомии), ситуационно-сюжетный (для
изображения человека и животных с учетом материалов, технологий,
композиционных решений, эстетических особенностей в конкретном виде
традиционных художественных промыслов) подходы;
– определяет дорожную карту освоения содержания пластической
анатомии, что обеспечивает на начальном этапе изучение инвариантной части
как единой для всех видов традиционных художественных промыслов,
переходящей в вариативную часть, соотнесенную с конкретными видами этого
искусства и включающей эффективные методы, средства, формы, критерии
оценивания и методики обучения, соответствующие специфике высшего
образования в конкретных видах традиционных художественных промыслов;
– учитывает четыре модуля вариативной части содержания обучения
пластической анатомии, объем и содержание которых определили конкретные
группы традиционных художественных промыслов: первый – объемно-
скульптурный модуль – богородская резьба по дереву, ломоносовское
косторезное искусство, художественный металл; второй – миниатюрный
живописно-плоскостной модуль – федоскинская, холуйская, мстерская и
палехская лаковая миниатюрная живопись; третий – декоративный живописно-
плоскостной модуль – декоративная роспись (нижнетагильская, урало-
сибирская, жостовская, московское письмо); четвертый – текстильно-
орнаментальный модуль – художественная вышивка, художественное
кружевоплетение). При этом при изображении человека и животных в первом и
втором модулях характерны объемные формы, статика, динамика, различные
эмоционально-эстетические состояния. В третьем и четвертом модулях
изображение представляют собой плоскостные, декоративные, орнаментальные
и статические композиции, что не предполагает динамику и эмоционально-
эстетическое состояние;
– предусматривает разработку УМК для обучения пластической анатомии,
включающего интегрированную учебную программу, имеющую один
инвариантный модуль и четыре вариативных, соотнесенных с конкретными
видами этого искусства, учебник, учебные пособия и методику обучения.
4. Установлено, что основным критерием эффективной реализации модели
содержанияобученияпластическойанатомии,являетсясоздание
художественно-творческих проектов в выпускных квалификационных работах и
выполнениеситуационно-сюжетныхкомпозицийвматериале,
устанавливающих уровень освоения пластической анатомии посредством
изображения человека и животных в статике динамике и их эмоционально-
эстетическом состояния, которые отражают регионально-исторические
изобразительныеособенностиконкретныхвидовтрадиционных
художественных промыслов.
В рамках реализации разработанной модели содержания обучения
пластической анатомии создан учебно-методический комплекс, включающий
инвариантно-вариативную учебную программу по 22 видам традиционных
художественных промыслов, учебник «Пластическая анатомия» (вариативная
часть) для лаковой миниатюрной живописи, 3 учебных пособия: «Пластическая
анатомия (инвариантная часть)», «Анатомический рисунок» и «Пластическая
анатомия животных», включающие инвариантную и вариативную части.
Актуальность исследования. Одним из необходимых условий
сохранения и развития традиционных художественных промыслов России
является высшее образование. Высшее образование в этой области
направлено на подготовку художников в конкретных видах традиционных
художественных промыслов и предполагает в том числе освоение будущими
художниками пластической анатомии. Обучение пластической анатомии
предполагает различное объемное и плоскостное изображение человека и
животных в покое, движении, их эмоциональные состояния. Однако, при
обучении пластической анатомии будущих художников в этой области
данные вопросы не учитываются.
Изучение пластической анатомии включено в общепрофессиональный
цикл подготовки по всем видам традиционных художественных промыслов.
В силу декоративности и широкого разнообразия видов традиционных
художественных промыслов, где стилистические особенности
определяются регионально-историческими и художественно-
технологическими традициями, возникает необходимость разработки
дифференцированного содержания обучения пластической анатомии в
соответствии с художественно-выразительными особенностями изображения
человека и животных для каждого вида традиционных художественных
промыслов. До настоящего времени в подготовке бакалавров в области
конкретных видов традиционных художественных промыслов не выявлены
особенности обучения пластической анатомии, не проведен отбор
содержания обучения согласно этой специфике, нет научного обоснования
обучения пластической анатомии и ее взаимосвязи с дисциплинами
общепрофессионального и профессионального циклов, отражающих
особенности именно конкретных видов традиционных художественных
промыслов. В тоже время эти проблемы являются актуальными и требуют
решения.
Степень разработанности темы исследования. Высшему
образованию в конкретных видах традиционных художественных промыслов
посвящены научные труды: Ю.Е. Лапиной, Е.А. Лапшиной, Д.Ю.
Христолюбовой (художественное кружевоплетение); Н.Д. Буторина, В.Н.
Колобова, Е.С. Потаповой, И.Н. Ухановой (художественная резьба по кости);
И.Я. Богуславской, Н.Т. Климовой, А.А. Николаевой, Т.М. Носань, Е.В.
Сайфулиной, В.А. Фалеевой (художественная вышивка); М.Р. Белоусова,
Н.М. Зиновьева (палехская лаковая миниатюрная живопись); Ю.А.
Бесшапошниковой, И.А. Безиной (холуйская лаковая миниатюрная
живопись); М.Н. Мочаловой, М.А. Салтанова (федоскинская лаковая
миниатюрная живопись); В.Ю. Борисовой, (мстерская лаковая миниатюрная
живопись); В.Ф. Вайсеро (богородская резьба по дереву); В.А. Барадулина,
А.Н. Голубевой, А.С. Максяшина, О.Н. Силоновой (декоративная роспись –
нижнетагильская); И.Ю. Архангельской, О.В. Федотовой (декоративная
роспись – московское письмо); Д.С. Дронова, Н.Д. Дроновой, М.В.
Чураковой (ювелирное искусство). Научные труды,созданные Н.М.
Александровой, С.Ю. Камневой, М.О. Ломакиным, В.Ф. Максимович, А.М.
Новиковым, И.М. Титовой, Н.Е. Чапаевым и др. посвящены интеграции,
дифференциации, междисциплинарности в дидактике профессионального
образования. Содержанию и процессу обучения рисунка и живописи в
высшем образовании в области традиционных художественных промыслов
посвящены труды: Е.И. Васильевой, Н.Ю. Дунаевой, Н.Г. Кузнецова, П.Е.
Серова. Для высшего художественного образования Г. Баммес, А.А.
Механик, В.А. Могилевцев, Г. Гицеску разработали теоретические и
методические основания обучения пластической анатомии, И.А. Башкатов
изучил аспекты интеграции учебных дисциплин «Пластическая анатомия»,
«Рисунок» и «Скульптура», А.А. Бызова – обучение пластической анатомии
животных.
Но в то же время, отсутствуют труды по содержанию обучения
пластической анатомии в конкретных видах традиционных художественных
промыслов, не выявлена специфика художественно-выразительных средств
изображения человека и животных по отдельным видам традиционных
художественных промыслов и ее связь с содержанием обучения
пластической анатомии. А главное, вообще не предусматриваются пути
формирования профессионального мастерства объемного и плоскостного
изображения человека и животных в статике, динамике с отражением их
эмоционального состояния, что должно быть дифференцированно
содержанием обучения пластической анатомии будущих художников по
конкретным видам этого искусства.
Таким образом, актуальность исследования подтверждается
противоречиями между:
сложившейся во всех направлениях в целом высшего
художественного образования традиционной системой обучения
пластической анатомии и отсутствием ее адаптации к художественно-
пластическим задачам конкретных видов традиционных художественных
промыслов;
накопленными теоретическими трудами об интеграции и
дифференциации содержания и процесса обучения в целом в области
традиционных художественных промыслов и отсутствием их применения в
разработке содержания обучения пластической анатомии в каждом
конкретном виде этого искусства.
В связи с необходимостью решения противоречий сформулирована
тема диссертационного исследования «Содержание обучения пластической
анатомии в высшем образовании в области традиционных художественных
промыслов».
Цель научного исследования состоит в создании, научном
обосновании, экспериментальной проверке и внедрении в учебную практику
разработанного содержания обучения пластической анатомии,
способствующее обучению объемному и плоскостному изображению
статики, динамики и эмоционально-эстетического состояния человека и
животных, соотнесенных с сюжетными композициями в конкретных видах
традиционных художественных промыслов.
Объект диссертационного исследования – высшее образование
художников в конкретных видах традиционных художественных промыслов.
Предмет диссертационного исследования – содержание обучения
пластической анатомии в конкретных видах традиционных художественных
промыслов.
Гипотеза исследования состоит в том, что освоение содержания
обучения пластической анатомии будущими художниками традиционных
художественных промыслов, формирующее профессиональное мастерство в
изображении человека и животных в статике, динамике с отражением их
эмоционально-эстетического состояния, соотнесенного с ситуационно-
сюжетными композициями в конкретных видах этого искусства, может
быть реализовано при условий:
– определении места и роли пластической анатомии в структуре
Результаты проведенного исследования позволили сделать выводы,
подтверждающие выдвинутую гипотезу:
1.Установлено, что подготовка художников в области традиционных
художественных промыслов предполагает обучение пластической анатомии
как научно-практической базы для формирования профессионального
мастерства в изображении объемных и плоскостных форм человека и
животных в статике, динамике и отражении эмоционально-эстетического
состояния в разнообразных ситуационно-сюжетных композициях
произведений конкретных видов профильной подготовки в традиционных
художественных промыслах (художественной резьбе по дереву,
художественной резьбе по кости, художественном металле, лаковой
миниатюрной живописи, декоративной росписи по металлу и дереву,
художественном кружевоплетении, художественной вышивке), что
определено на основе изучения художественно-выразительных средств
конкретных видов данного искусства и сравнительного анализа содержания
обучения пластической анатомии, в целом, в высшем образовании.
2. Определено, что высшее образование в области традиционных
художественных промыслов обуславливает необходимость отражения в
произведениях искусства специфики художественно-выразительных средств
в изображении статики, динамики и эмоционально – эстетического состояния
человека и животных в ситуационно-сюжетных композициях, которые
необходимо соотнести с конкретными видами этого искусства и как
следствие – разработки модели содержания обучения пластической
анатомии.
3. Разработана педагогическая модель содержания обучения
пластической анатомии, которая:
– направлена на освоение изображения человека и животных в объеме,
статике, динамике и эмоционально-эстетическом состоянии в сюжетных
композициях в конкретных видах традиционных художественных
промыслов;
– основывается на необходимости академического рисунка как
пропедевтики обучения пластической анатомии с опорой на деятельностный
(для установления причинно-следственных связей между изобразительной
профессиональной деятельностью и содержанием обучения пластической
анатомии), регионально-исторический (использован для изучения
художественно-выразительных средств в конкретных регионально-
исторических видах традиционных художественных промыслов и
обоснования дифференциации содержания обучения пластической
анатомии), комплексный (применен для разработки учебно-методического
комплекса, обеспечивающего содержание обучения пластической анатомии),
ситуационно-сюжетный (для изображения человека и животных с учетом
материалов, технологий, композиционных решений, эстетических
особенностей в конкретном виде традиционных художественных промыслов)
подходы;
– определяет дорожную карту освоения содержания пластической
анатомии, что обеспечивает на начальном этапе изучение инвариантной
части как единой для всех видов традиционных художественных промыслов,
переходящей в вариативную часть, соотнесенную с конкретными видами
этого искусства и включающей эффективные методы, средства, формы,
критерии оценивания и методики обучения, соответствующие специфике
высшего образования в конкретных видах традиционных художественных
промыслов;
– учитывает четыре модуля вариативной части содержания обучения
пластической анатомии, объем и содержание которых определили
конкретные группы традиционных художественных промыслов: первый –
объемно-скульптурный модуль – богородская резьба по дереву,
ломоносовское косторезное искусство, художественный металл; второй –
миниатюрный живописно-плоскостной модуль – федоскинская, холуйская,
мстерская и палехская лаковая миниатюрная живопись; третий –
декоративный живописно-плоскостной модуль – декоративная роспись
(нижнетагильская, урало-сибирская, жостовская, московское письмо);
четвертый – текстильно-орнаментальный модуль – художественная вышивка,
художественное кружевоплетение). При этом при изображении человека и
животных в первом и втором модулях характерны объемные формы, статика,
динамика, различные эмоционально-эстетические состояния. В третьем и
четвертом модулях изображение представляют собой плоскостные,
декоративные, орнаментальные и статические композиции, что не
предполагает динамику и эмоционально-эстетическое состояние;
– предусматривает разработку УМК для обучения пластической
анатомии, включающего интегрированную учебную программу, имеющую
один инвариантный модуль и четыре вариативных, соотнесенных с
конкретными видами этого искусства, учебник, учебные пособия и методику
обучения.
4. Установлено, что основным критерием эффективной реализации
модели содержания обучения пластической анатомии, является создание
художественно-творческих проектов в выпускных квалификационных
работах и выполнение ситуационно-сюжетных композиций в материале,
устанавливающих уровень освоения пластической анатомии посредством
изображения человека и животных в статике динамике и их эмоционально-
эстетическом состояния, которые отражают регионально-исторические
изобразительные особенности конкретных видов традиционных
художественных промыслов.
В рамках реализации разработанной модели содержания обучения
пластической анатомии создан учебно-методический комплекс, включающий
инвариантно-вариативную учебную программу по 22 видам традиционных
художественных промыслов, учебник «Пластическая анатомия»
(вариативная часть) для лаковой миниатюрной живописи, 3 учебных
пособия: «Пластическая анатомия (инвариантная часть)», «Анатомический
рисунок» и «Пластическая анатомия животных», включающие инвариантную
и вариативную части.
Публикации автора в научных журналах
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!