ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ……19
1.1. Историко-педагогические особенности становления общевоенной подготовки будущих офицеров в отечественных и зарубежных гражданских образовательных организациях…………………………………………………19
1.2. Педагогический опыт организации общевоенной подготовки студентов в гражданских высших учебных заведениях………………………29
1.3. Сущность, структура и содержание совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров)……………………39
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ……57
2.1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментального исследования совершенствования общевоенной подготовки студентов военных учебных центров ………………………………………………………57
2.2. Динамика и результаты опытно-экспериментального исследования совершенствования общевоенной подготовки студентов военных учебных центров……………………………………………………………………………82
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………104
3.1. Развитие в военных учебных центрах инновационной образовательной среды общевоенной подготовки студентов……………….104 3.2. Формирование общевоенной компетентности студентов, как
будущих офицеров ……………………………………………………………..122
3.3. Воспитание у студентов военных учебных центров ценностно-
мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности……132 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..149 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..155 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………175 Приложение A. Целевая педагогическая программа совершенствования
общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре…………………………………………………………………………….175
Приложение Б. Анкета студента (будущего офицера) ВУЦ…………..183 Приложение В. Опросный лист эксперта ВУЦ………………………….187 Приложение Г. Методические рекомендации по организации и
проведению группового консультирования студентов (будущих офицеров) ВУЦ для повышения их успешности в общевоенной подготовке…………..189 Приложение Д. Методики, опросники и тесты, модифицированные для
задач исследования совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в ВУЦ…………………………………………………….192

В первой главе проведён историко-педагогический анализ генезиса ОВП будущих офицеров. Её путь (от военных кабинетов и курсов военных наук в первых учебных заведениях России до создания, в дальнейшем, в гражданских образовательных организациях военных кафедр, военных факультетов, учебных военных центров и современных ВУЦ) является уникальным и имеющим важное значение для развития военного дела и военной педагогики. С момента становления, универсальная сущность и содержание ОВП студентов проявлялась в том, что она включала комплекс занятий по обучению военным дисциплинам (предметам), знание которых считалось обязательным для всех будущих офицеров (для их подготовленности к выполнению обязанностей в армейских рядах, в том числе, «к выполнению задач на случай войны»), независимо от их войскового предназначения, родов войск, специальных войск, служб и т.п. В диссертации показано, что ОВП офицерского корпуса – задача государственная, и решаться она должна на всех уровнях, в том числе с непосредственным участием гражданских вузов. Например, соответствующую ОВП получили выдающиеся военачальники, государственные и общественные деятели – П. Аргамаков, Д. Бабарыкин, Г. Потемкин, Б. Салтыков, А. Шереметьев и др. Также, о высоком уровне ОВП свидетельствуют военный профессионализм, мужество, героизм и отвага, проявленные выпускниками гражданских
вузов в боевой обстановке (в годы Великой Отечественной войны; в ДРА при ведении боевых действий ограниченным контингентом советских войск; в ходе операции ВС РФ по принуждению Грузии к миру; в САР при борьбе с международным терроризмом и др.).
В исследовании установлено, что ОВП студентов (будущих кадровых офицеров) на базе гражданских вузов является мировой тенденцией. Так, анализ зарубежного опыта показал, что в Великобритании, США и других странах НАТО возникновение и развитие систем ОВП студентов происходило аналогичным образом с отечественной практикой, однако имеет специфику. Основную тенденцию зарубежной системы ОВП студентов демонстрирует США, где в гражданских вузах США подготовлено около 70% действующих офицеров армии, в том числе каждый четвертый генерал). Прагматический подход к ОВП, как основная особенность, в зарубежных армиях проявляется в многократных практических тренировках (при необходимости с высокой степенью жесткости и сложности) для доведения соответствующих навыков и умений до автоматизма. При этом, в числе основных методов ОВП – демонстрация; тренаж; интенсификация учебных занятий; использование имитационных технических средств (новейших имитаторов на базе ЭВМ, лазерной техники и средств искусственного интеллекта).
Необходимо подчеркнуть, что отечественные современные ВУЦ созданы в результате трансформации выше представленных структурных подразделений, осуществляющих ОВП студентов. Поэтому в исследовании используются соответствующие экспериментальные данные, полученные и в УВЦ, и в ВУЦ базовых вузов1.
Современная ОВП представляет собой совокупность общих знаний, определяющий порядок и характер военной службы, а также умений и навыков осуществления военно-служебной деятельности в сфере мировоззренческой, поведенческой и дисциплинарно-распорядительной.
Как показало исследование, в процессе совершенствования ОВП в ВУЦ (в соответствии с квалификационными требованиями МО РФ по военно-учётным специальностям) у студентов (будущих офицеров) формируется общевоенная компетентность по основам: современного боя (тактическая подготовка); приемов и способов меткой стрельбы (огневая подготовка); оружия массового поражения (радиационная, химическая и биологическая защита); уставного порядка в воинских подразделениях (уставы ВС РФ); использования инженерного оборудования и маскировки (военно-инженерная подготовка), а также военной топографии и строевой подготовки.
С точки зрения инновационной институциональной деятельности в сфере ОВП, ВУЦ решает задачи: а) мобилизационную (привлечение на военную службу необходимого числа, в соответствии с государственным оборонным заказом, подготовленных и мотивированных студентов, как гражданских специалистов); б) овладения ими, как будущими офицерами, общевоенной компетентностью в комплексе с военно- политической и физической подготовкой, а также воспитанием у них государственно-
1 Базовые вузы – гражданские вузы, на базе которых созданы учебные военные структурные подразделения: военные кафедры; факультеты военного обучения; УВЦ; ВУЦ и т.п.
патриотических и морально-волевых качеств: дисциплинированности, ответственности, мужества, морально-психологической устойчивости, гордости за принадлежность к офицерскому корпусу России и др.).
В этой связи, с позиций темы диссертационного исследования, уточнено представление о сущности современной ОВП (тактической; огневой; радиационной, химической и биологической защиты; военно-инженерной; военной топографии; уставов ВС РФ и строевой) как о многокомпонентном, целостном и целенаправленном педагогическом процессе овладения студентами (будущими офицерами) общевоенной компетентностью в органичном единстве с формированием государственно-патриотического мировоззрения и воспитанием ценностно- мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности для успешной офицерской службы в войсках в мирное и военное время.
Структура совершенствования ОВП в ВУЦ рассмотрена как комплекс взаимосвязанных конкретных педагогических целей, задач, образовательных функций, инновационных методов, средств и форм ОВП; субъектов и объектов; новых специфических педагогических закономерностей и принципов (наряду с традиционными для данного педагогического процесса): закономерности зависимости качества образования студентов в ВУЦ от интеграции их общевоенной и военно-политической подготовки; принципа опережающего организационно-педагогического развития ОВП студентов в ВУЦ и её соответствия перспективным запросам войсковой практики; принципа непрерывности мониторинга ОВП студентов в ВУЦ.
Цель и задачи процесса совершенствования ОВП состоят: в активизации инновационной военно-педагогической деятельности командования и ППС ВУЦ, направленной на реализацию КТ МО РФ к общевоенной подготовленности студентов, их мотивацию и самореализацию в данной сфере; в опережающем развитии в ВУЦ дидактических и воспитательных компонентов образовательной среды, ориентированных на качественное освоение общевоенных дисциплин с учётом современных положений военно-педагогической науки о формировании у будущих офицеров профессионально-боевых и военно-политических качеств; в комплексном организационно-педагогическом сопровождении со стороны основных субъектов (Управления военного образования ГУК МО РФ, Главного военно-политического управления ВС РФ, органов военного управления, базовых гражданских вузов) качественного овладения студентами общевоенной компетентностью. При этом военно-профессиональный и социально-педагогический компоненты ОВП «встроены» в формирование личности студента (будущего офицера) как гражданина и патриота России (с присущими ему государственно-патриотическими ценностями, мотивами деятельности и поведения).
Как показало исследование, процесс совершенствования ОВП студентов осуществляется посредством синергии дидактической и воспитательной сфер различных субъектов инновационной военно-образовательной деятельности, а также активности самих будущих офицеров.
Блок-схема данного процесса представлена на рисунке 1. 13

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЩЕВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЦ
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ: системный; личностно- ориентированный; компетентностный и др.
Специфическая педагогическая закономерность – обусловленность зависимости качества образования студентов ВУЦ от интеграции общевоенной и военно-политической подготовки; общие закономерности: обусловленность целей, содержания и способов ОВП государственным заказом; зависимость эффективности ОВП от высокого профессионализма и педагогической культуры ППС ВУЦ; моделирование в процессе ОВП условий будущей военно- профессиональной деятельности и др.
Специфические педагогические принципы: принцип опережающего организационно- педагогического развития ОВП студентов в ВУЦ и её соответствия перспективным запросам войсковой практики; принцип непрерывности мониторинга ОВП студентов в ВУЦ; общие принципы: формирования государственно-патриотических качеств и военно- профессиональной идентичности студентов; военного профессионализма и военно- прикладной направленности; личностного развития; системности и др.
«ЦЕЛЕВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОВП СТУДЕНТОВ (БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ) В ВУЦ»: органическое единство ОВП, военно- политической подготовки и специальной подготовки; совершенствование ОВП на основе: организационно-педагогических мероприятий, проводимых Управлением (военного образования) ГУК МО РФ, ГВПУ ВС РФ, органами военного управления (заказчиками кадров), базовыми вузами, ВУЦ и другими субъектами инновационной военно- образовательной деятельности; расширения военно-профессионального, аксиологического и акмеологического потенциалов студентов для овладения общевоенными и военно- политическими компетенциями; проведение занятий по дисциплинам ОВП на специально оборудованном участке местности, с использованием средств связи, учебной техники и вооружения (на основе боевого опыта Великой Отечественной Войны, локальных войн и вооруженных конфликтов).
РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: педагогическая помощь и педагогическая поддержка, направленные на создание личностно- ориентированных ситуаций саморазвития в сфере ОВП; интеграция ОВП и военно- политической подготовки; интерактивные формы проведения занятий; использование электронного обучающего комплекса по ОВП; групповые и индивидуальные консультации; лекции-визуализации; семинары-практикумы; имитационные модели; преподавание в форме авторских курсов, составленных на основе опыта боевых действий российских войск; военно-служебные ролевые игры; конкурсы общевоенной эрудиции и др.
ОБЩЕВОЕННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЦ:
государственно-патриотическая настроенность, гордость за принадлежность к офицерскому корпусу России; высокий уровень знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам ОВП; высокий уровень мотивации достижений, творческий подход и стойкий интерес к военному делу; общевоенная компетентность на основе боевого опыта Великой Отечественной Войны, локальных войн и вооруженных конфликтов с участием ВС РФ; мобильность и целеустремлённость, способность руководить военнослужащими, брать ответственность на себя в критических обстоятельствах; стрессоустойчивость; строевая выправка, внешняя привлекательность, аккуратность.
Рисунок 1. Блок-схема совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ
14

Речь идёт об обладании студентами позитивной мотивацией достижения успеха, нацеленных на расширение (посредством самообучения, самопознания и самовоспитания) своих военно-профессиональных, аксиологических и акмеологических личностных потенциалов (в контексте синтеза теоретических знаний и когнитивных практик в сфере ОВП и военно-политической подготовки).
Совершенствовать ОВП – это значит делать её: а) целенаправленной на овладение студентами (будущими офицерами) общевоенными компетенциями, знаниями, умениями и навыками; б) основательной, активной и всесторонней; в) отвечающей сформулированным А.В. Барабанщиковым военно-педагогическим целям формирования высоких морально-политических и боевых качеств, боевого мастерства, развития умственных и физических сил, морально-политической и психологической устойчивости, всего того, что необходимо для поддержания высокой боевой готовности, успешного выполнения воинского долга, как в мирное время, так и в условиях войны1.
Специфика совершенствования ОВП состоит в том, что она, во-первых, организовывается и реализуется на основе определённых педагогических закономерностей и принципов с учётом требований нормативно-правовых актов и руководящих документов МО РФ; во-вторых, «встроена» в общую образовательную деятельность ВУЦ и базовых гражданских вузов; в-третьих, имеет прикладной характер, оперативно отражая новейшие достижения военной науки и боевой опыт войск.
Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Следует подчеркнуть, что логика исследования привела к необходимости разработки в диссертации «Целевой педагогической программы совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре» (далее – Программа), которая отражает инновационный характер педагогического проектирования ОВП.
Основной базой ОЭР являлись экспериментальные ВУЦ (ВУЦ ПМГМУ; ВУЦ МГЮУ; ВУЦ МГУ; ВУЦ РГМУ). ОЭР включала: констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; анализ документов; прямое и косвенное педагогическое наблюдение; применение опросников: «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков); «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); «Уровень субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд); опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; «Ценностные ориентации» (М. Рокич); «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина) и др.).
Для проведения исследования были выбраны контрольные (КГ) и экспериментальные (ЭГ) группы студентов. Всего в формирующем эксперименте участвовали в суммарном количестве 125 студентов (63 студента в КГ и 62 – в ЭГ).
1 См.: А.В. Барабанщиков и др. Военная педагогика. М.: ВПА. 1980. С. 12. 15
Реализация в ЭГ инновационных педагогических технологий совершенствования
ОВП предусматривала: интерактивные формы проведения занятий; использование
информационных порталов МО РФ и электронного обучающего комплекса по ОВП

(электронные учебники и учебные пособия с вопросами для самоконтроля; материалы
к семинарским и практическим занятиям; схемы и контрольные тесты по учебным
дисциплинам; видео-, фотоиллюстрации и т.п.; видео-лекторий (лекции-визуализации);
семинары-практикумы в диалоговом режиме; групповые дискуссии; анализ учебных
военно-служебных ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей;
преподавание в форме авторских курсов, составленным на основе опыта боевых
действий российских войск; компьютерные симуляции; групповое обсуждение
видеоматериалов; военно-служебные ролевые игры; разбор конкретных ситуаций;
тренинги; «круглые столы»; мастер-классы офицеров-участников боевых действий;
деятельность внештатных офицеров-кураторов; конкурсы общевоенной эрудиции;
встречи с представителями военного руководства, государственных и общественных
военно-патриотических организаций; обеспечение доступности к современным военно-
профессиональным базам данных (открытого доступа), поисковым системам (интернет
и др.); подготовка эссе, рефератов, докладов и презентаций по проблемам
совершенствования ОВП; мероприятия военно-патриотической направленности.
Констатирующий эксперимент с ЭГ и КГ был направлен на описание сложившейся ситуации с ОВП в УВЦ (ВУЦ), констатацию фактов наличия причинно- следственных связей и зависимостей между соответствующими явлениями в педагогическом процессе, в том числе установление фактического состояния и уровней общевоенной подготовленности студентов, прогнозирование развития её свойств, качеств и характеристик.
Зависимой переменной в ОЭР являлось качество ОВП студентов (будущих офицеров) относительно соответствующего педагогического воздействия (план ОЭР представлял собой работу с КГ и ЭГ с замерами до и после данного воздействия).
Как показало исследование, общевоенная подготовленность в КГ и в ЭГ на начальном этапе ОЭР имела незначительные различия (таблица 1, рисунок 2).
Таблица 1. Общевоенная подготовленность студентов КГ и ЭГ (на начальном этапе формирующего эксперимента)
Критерии общевоенной подготовленности студентов
Уровни общевоенной подготовленности студентов КГиЭГ(%)
высокий
средний низкий
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ КГ
ЭГ
Мотивационный критерий
9
8
78
80 13
12
Когнитивно-целевой критерий
8
7
81
82 11
11
Деятельностно-процессуальный критерий
8
9
80
78 12
13
Личностно- рефлексивный критерий
8
80 11
Результативно-оценочный критерий
8
9
82
81 10
10
Среднее значение
8,2
8,2
80,4
80,2 11,4
11,6
16

%
50 40 30
20 10 0
80 70 60
ЭГ
КГ
высокий
достаточный
низкий
Рисунок 2. Общевоенная подготовленность студентов КГ и ЭГ (на начальном этапе формирующего эксперимента; в %)
Соответствующие показатели представлены в виде определённых уровней: 1) высокий (инициативно-творческий) уровень (средний балл освоения учебных дисциплин ОВП – не ниже 4,5; оценки за комплексные занятия по ОВП – «5»; осознанный выбор индивидуального образовательного маршрута ОВП с использованием как традиционных, так и инновационных средств для рациональных способов успешного своевременного решения задач ОВП в полном объеме, с самостоятельной оценкой результата и оперативной коррекцией в соответствии с изменяющимися данными; наличие мотивации достижений в сфере ОВП и адекватной степени самоконтроля; творческий подход и стойкий интерес к военному делу, к будущей офицерской профессии и т.п.); 2) достаточный (продуктивный) уровень (средний балл освоения учебных дисциплин ОВП – не ниже 4; оценки за комплексные занятия по ОВП – «5» и «4»; в основном осознанный выбор индивидуального образовательного маршрута, однако с использованием преимущественно традиционных средств при неравномерном развитии компонентов ОВП, с сохранением адекватной самооценки тенденций к их устойчивости, взаимообогащению и взаимоусилению; в основном творческий подход и стойкий интерес к военному делу, к будущей офицерской профессии и т.п.); 3) низкий (адаптивный) уровень (средний балл освоения учебных дисциплин ОВП – не ниже 3; оценки за комплексные занятия по ОВП – «4» и «3»; рассогласование между целями ОВП и вариантами их достижений; выбор индивидуального образовательного маршрута ОВП происходит в результате внешнего воздействия, что приводит к «обрывочному характеру» знаний и умений, а также к решению задач ОВП не в полном объеме и с недочетами, снижающими оценку до «удовлетворительно»).
В ходе ОЭР теоретический материал по учебным дисциплинам ОВП на занятиях со студентами ЭГ наполнялся: военно-историческими фактами; примерами военного искусства военачальников и выдающихся военных деятелей России в битвах и сражениях; показом приоритета отечественного оружия и боевой техники и
т.п. В ходе практических занятий обучение осуществлялось на специально оборудованном участке местности с использованием учебной техники и вооружения, индивидуальных и коллективных средств защиты, а также созданной обстановке, приближенной к боевым условиям (к действиям в «надситуативными» и «нестандарными» военно-служебными ситуациями вынужденного риска, повышенной ответственности и т.п.).
Общевоенная подготовленность студентов КГ и ЭГ (по итогам формирующего эксперимента) представлена в таблице 2 и на рисунке 3.
Таблица 2. Общевоенная подготовленность студентов КГ и ЭГ (по итогам формирующего эксперимента)
Критерии общевоенной подготовленности студентов
Уровни общевоенной подготовленности студентов КГ и ЭГ (%)
высокий
средний низкий
КГ
ЭГ
КГ
ЭГ КГ
ЭГ
Мотивационный критерий
11
37
78
63 11

Когнитивно-целевой критерий
12
41
81
59 7

Деятельностно-процессуальный критерий
11
39
80
61 9

Личностно- рефлексивный критерий
12
37
81
63 7

Результативно-оценочный критерий
11
43
82
57 7

Среднее значение
11,4
39,4
80,4
60,6 8,2

%
60 50 40
30 20 10
высокий
90 80 70
ЭГ
КГ
достаточный
низкий
Рисунок 3. Общевоенная подготовленность студентов КГ и ЭГ (по итогам формирующего эксперимента)
Как показало исследование, студенты ЭГ, по сравнению со студентами КГ, показали лучшую военно-учебную успешность, получили больше хороших и отличных оценок (по результатам комплексных занятий по ОВП – на 7%; по итогам стажировки в войсках – на 9%). Формирование необходимого уровня общевоенной
подготовленности в ЭГ происходило в среднем в 1,2 раза интенсивнее, чем в КГ.
В соответствии с экспертным опросом, «высоким» и «достаточным» (в совокупности) признавался уровень развития личностных свойств в сфере ОВП (государственно-патриотической ориентации, общевоенной компетентности, воинского мастерства, настойчивости, усердия, инициативы, самостоятельности, организованности, надежности и т.п.) в ЭГ у 100% студентов. У студентов КГ этот
показатель составляет 92,8%.
В ЭГ произошло достоверное формирование указанных уровней. При этом в ЭГ
результаты успеваемости по учебным дисциплинам ОВП улучшились на 15,7%, а в КГ – лишь на 9,1%. Экспериментальные меры оказались эффективными и подтвердили гипотезу исследования.
В третьей главе диссертации обоснованы выявленные на основе результатов ОЭР основные пути совершенствования ОВП студентов ВУЦ.
Во-первых, в числе таких путей – развитие в ВУЦ инновационной образовательной среды (ИОС). Приоритетными условиями данного пути выступают: интеграция организационно-педагогических, военно-политических, интеллектуальных и научно-методических ресурсов субъектов ВВШ; образовательные нововведения (новые идеи, новый опыт практической деятельности войск при выполнении боевых задач ВС РФ), существенно активизирующих личностный ресурс будущих офицеров; применение электронных средств (электронных учебников; интернет-ресурсов; видеотек и т.п.); моделирование современного боя с применением виртуальных учебных тренажеров и компьютеризированных учебных командных пунктов, обеспечивающих возможность «вводить» в учебно-боевой процесс ОВП факторы опасности, внезапности и новизны обстановки.
Во-вторых, формирование общевоенной компетентности (ОВК). Данный путь базируется на актуальном, деятельностном овладении студентами (будущими офицерами) компетенциями в сфере ОВП, которые они должны демонстрировать в качестве результата общевоенной подготовленности, в том числе ответственности, инициативы, способности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для решения армейских задач.
Обладать ОВК для выпускника ВУЦ означает: быть компетентным военным специалистом и успешно служить в войсках; продуктивно реализовывать свою инициативу и творческий личностный потенциал в сфере повышения боевой готовности воинских частей и подразделений.
В-третьих, воспитание ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности. Данный путь совершенствования ОВП в ВУЦ осуществляется посредством: педагогической помощи и педагогической поддержки студентам в выработке у них стойких мотивов к военно-учебной успешности в сфере ОВП, выражающей соответствующие ценностные ориентации и выбор сознательной, действенной личностной позиции; развития у будущих офицеров аксиологических качеств, направленных на общевоенное и общекультурное самосовершенствование;
формирования у выпускников ВУЦ мировоззренческой и военно-профессиональной государственно-патриотической аксиосферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги исследования.
1. На основе обобщения результатов научных исследований И.А. Алёхина, С.В. Бордунова, Ф.М. Волкова, Ю.А. Глушко, В.М. Коровина, Н.А. Машкина, А.И. Орлова выявлены и систематизированы по определённым этапам основные историко- педагогические тенденции становления и развития в отечественных гражданских образовательных организациях ОВП будущих офицеров, а также рассмотрен соответствующий зарубежный опыт.
2.В развитие педагогических идей о подготовке будущих офицеров, формировании их важных военно-профессиональных качеств (А.В. Барабанщиков, И.А. Алёхин, И.В. Биочинский, В.Н. Герасимов, В.Н. Гуляев, Н.А. Давыдов, А.Д. Лазукин, М.А. Лямзин, В.Я. Слепов) автором проведен научный анализ повышения эффективности институциональной деятельности в гражданских вузах особых образовательных субъектов – ВУЦ. Показано, что ОВП, реализуя наряду с обучением и воспитанием, функции социализации, адаптации и кумулятивности общевоенных знаний, способствует становлению военно-профессиональной идентичности и осознанному выбору студентами офицерской профессии (их последовательному переходу от личностных состояний к личностным свойствам, которые становятся основой укрепления личной дисциплинированности, формирования ответственности, продуктивного обучения военному делу и стремления к успешной офицерской карьере).
Обоснована педагогическая сущность совершенствования в них ОВП студентов, состоящая: а) в узком смысле, в инновационных изменениях в педагогическом процессе на основе опережающего развития в ВУЦ дидактических и воспитательных компонентов образовательной среды, ориентированной на качественное освоение общевоенных дисциплин с учётом боевого опыта российских войск и перспективных запросов войсковой практики; б) в широком смысле, в
педагогического процесса
в ходе дальнейшей военно-служебной деятельности в войсках овладеть аутокомпетентностью (мета- компетентностью) – адекватным представлением о своей общевоенной подготовленности и технологиями преодоления возможных военно-
профессиональных деструкций в данной сфере.
3. В отличие от исследований В.В. Белевцева, С.Л. Дрибноход, Г.Е.
Кушнаренко, И.Н. Мамай, И.В. Симоненко, в диссертации (наряду с традиционными педагогическими закономерностями и принципами для данного педагогического процесса) выделены и содержательно раскрыты: новые специфические педагогические закономерности и принципы: закономерность зависимости качества образования студентов в ВУЦ от интеграции их общевоенной и военно-политической
нацеленности
на достижение выпускниками ВУЦ такого
уровня общевоенной компетентности, который бы позволил им
подготовки; специфический принцип опережающего организационно- педагогического развития ОВП студентов в ВУЦ и её соответствия перспективным запросам войсковой практики; специфический принцип непрерывности мониторинга ОВП студентов в ВУЦ. Сформулировано представление о современной ОВП (тактической; огневой; радиационной, химической и биологической защиты; военно- инженерной; военной топографии; уставов ВС РФ и строевой) как о многокомпонентном, целостном и целенаправленном педагогическом процессе овладения студентами (будущими офицерами) общевоенной компетентностью в органичном единстве с формированием государственно-патриотического мировоззрения и воспитанием ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности для успешной офицерской служебной деятельности в войсках в мирное и военное время.
3. В развитие исследований Н.В. Воловик, Н.П. Кущёва, И.Ю. Лепешинского, В.А. Романова, А.С. Тимоховича, А.Ф. Шамич (на основе педагогического опыта гражданских вузов по подготовке студентов на военных кафедрах, на факультетах военного обучения, в учебных военных центрах), разработана и внедрена «Целевая педагогическая программа совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре», включающая инновационные дидактические и воспитательные компоненты, представленные в трёх основных блоках (разделах): 1) формирование первичных знаний о военном обучении в ВУЦ гражданских вузов и военно-профессиональная ориентация школьников, как будущих абитуриентов; 2) повышение эффективности учебных занятий в ВУЦ по дисциплинам ОВП; 3) воспитание у будущих офицеров государственно-патриотических качеств и ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности.
В сравнении с исследованиями А.Е. Денисова, В.А. Караваева, В.А. Никифорова, И.М. Хаертдинова определено содержание совершенствования ОВП будущих офицеров, которое включает: активность командования и ППС ВУЦ; мотивацию и самореализацию в сфере ОВП самих студентов; комплексное организационно-педагогическое сопровождение качественного овладения выпускниками ВУЦ общевоенной и военно-политической компетентностью со стороны Управления военного образования ГУК МО РФ, ГВПУ ВС РФ, органов военного управления (заказчиков кадров), базовых гражданских вузов и ВУЦ (обеспечение постоянного взаимодействия в структуре «заказчик – базовый вуз – ВУЦ»).
Выработаны критерии и показатели общевоенной подготовленности студентов в ВУЦ (мотивационный критерий; когнитивно-целевой критерий; деятельностно- процессуальный критерий; личностно-рефлексивный критерий; результативно- оценочный критерий). Разработанный критериально-диагностический инструментарий может быть использован для повышения эффективности реализации в ВУЦ квалификационных требований МО РФ в области ОВП студентов (будущих офицеров).
Выявлены и аргументированы основные педагогические пути и условия 21

совершенствования общевоенной подготовки будущих офицеров (развитие в ВУЦ инновационной образовательной среды; формирование общевоенной компетентности студентов (будущих офицеров); воспитание их ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности.
Практические рекомендации.
В интересах эффективного внедрения и реализации обоснованных в диссертации путей и условий совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ целесообразно предложить:
1. Органам военного управления (заказчикам кадров):
осуществлять инновационное организационно-педагогическое сопровождение реализации КТ МО РФ к общевоенной и военно-политической компетентности студентов (будущих офицеров) с учётом боевого опыта ВС РФ, используя при этом разработанную в диссертации и апробированную «Целевую педагогическую программу совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре», а также обоснованные в исследовании основные педагогические пути и условия реализации данного процесса (см. дис.: 1.3.; 3.1; 3.2.; 3.3; приложение А; приложение Б);
организовывать (совместно с педагогическими коллективами школ, кадетских корпусов, суворовских училищ, военных комиссариатов, военно-патриотических объединений ДОСААФ и ЮНАРМИЯ, офицеров воинских частей гарнизонов, в том числе участников боевых действий) военно-профессиональную ориентацию юношей (будущих абитуриентов и студентов) посредством: формирования первичных знаний об обучении в базовых вузах и в ВУЦ (см. дис.: 1.3.; 3.3; приложение А);
2. Руководящему и преподавательскому составу базовых гражданских вузов, командованию и ППС ВУЦ:
широко использовать инновационные формы организации и проведения занятий по ОВП: работу в диалоговом режиме; групповые дискуссии; свободное использование студентами всех, имеющихся в базовом вузе и в ВУЦ, информационно-образовательных ресурсов по ОВП (см. дис.: 2.1.; 2.2.; 3.1; 3.2.);
активно привлекать студентов для подготовки и проведения: празднования «Дня Героев Отечества» (9 декабря) и Дней воинской славы России; героико- патриотической акции «Бессмертный полк»; ежегодной Всероссийской научно- практической конференции: «Военно-патриотическое воспитание молодежи»; торжественных концертов (посвященных Дню Защитника Отечества России, Дню Победы и др.); тематических вечеров: «Офицерский корпус РФ – взгляд из прошлого в будущее», «Офицер – это звучит гордо!»; военно-патриотических гарнизонных мероприятий (в том числе в ВУЦ, дислоцирующихся в г. Москве и Московской области, в Духовно-просветительском центре ВС РФ «Патриот») и др. (см. дис.: 1.3.; 2.1.; 2.2.; 3.3; приложение А);
в полном объеме использовать инновационный ресурс стажировок студентов в войсках, акцентируя внимание на формирование у них, как у будущих офицеров, общевоенной компетентности (см. дис.: 3.1; 3.2.);
предусмотреть приоритетность государственно-патриотической и общевоенной тематики в процессе обеспечения визуализации образовательной среды ВУЦ (см. дис.: 3.3.).
3. Студентам ВУЦ:
иметь четкие цели и задачи общевоенного самообучения и самовоспитания, осознавать особую роль личной общевоенной подготовленности, как ценностной основы военно-профессионального потенциала успешной военно-служебной деятельности в войсках (см. дис.: 2.1.; 2.2.; 3.3; приложение А);
овладевать средствами и методами военно-прикладного применения личной общевоенной подготовленности, в том числе, посредством участия в групповом и индивидуальном консультировании в ВУЦ с использованием специальных упражнений: «Я – будущий офицер»; «События моей жизни»; «Положительный пример» и др. (см. дис.: 2.1.; 2.2.; 3.1.; 3.3; приложение Б).
Дальнейшую разработку проблематики совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров) ВУЦ целесообразно осуществлять по направлениям: педагогические условия формирования общевоенной компетентности выпускников ВУЦ; дидактические основы повышения качества ОВП студентов ВУЦ.

Актуальность исследования. Современное развитие ВС РФ определяется угрозами безопасности страны. При этом государственное значение придается организации и содержанию общевоенной подготовки будущих офицеров из числа студентов. В целях оптимизации этого процесса в 2008 году при 37 крупнейших высших учебных заведениях России были созданы учебные военные центры (далее по тексту – УВЦ), являющиеся элементами системы военного образования, возникшими в процессе его трансформации и интегрированные в структуру гражданских вузов. В дальнейшем, в 2018 г., с целью обеспечения требуемых качественных параметров реализации всех программ военного обучения в гражданских вузах, создана новая система, состоящая из 93 военных учебных центров (далее по тексту – ВУЦ), обеспечивающих возможность ежегодного обучения более 10,5 тысяч студентов (будущих офицеров)1.
Данные объективные обстоятельства актуализируют задачи научного исследования в ВУЦ сущности, содержания и структуры общевоенной подготовки (тактической; огневой; радиационной, химической и биологической защиты; военно-инженерной; военной топографии; уставов
1 См.: Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. No 152 «Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/92903/; Постановление Правительства РФ от 3 июля 2019 г. No 848 «Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» // URL: https://base.garant.ru/72289242/; Приказ Министра обороны РФ и Минобрнауки РФ от 10 июля 2009 г. No 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // URL: https://base.garant.ru/196238/; Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2019 No 427-р «О военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования» // URL: https://fzakon.ru/rasporyazheniya-pravitelstva/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-13.03.2019-n- 427-r/; Федеральный закон от 03.08.2018 No 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования военной подготовки студентов федеральных государственных образовательных организаций высшего образования» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304054/ и др.
ВС РФ и строевой), осуществляемой в органическом единстве с военно-
политической и физической подготовкой, а также с воспитанием государственно-патриотических качеств студентов (будущих офицеров)1.
Вместе с тем, результаты исследований показывают, что общевоенная подготовка студентов в военном учебном центре (далее по тексту – ОВП в ВУЦ) по различным военно-учётным специальностям2 недостаточно интегрировалась в целостный образовательный процесс высшей военной школы3 (далее по тексту – ВВШ). По результатам экспертных оценок, у 11% студентов-выпускников военных кафедр, факультетов военного обучения и УВЦ (ВУЦ), при заключении первого контракта, проявлялись намерения занимать лишь те офицерские должности в войсках, где функциональные обязанности в меньшей мере требовали высокого уровня ОВП, а в большей степени были обусловлены подготовкой в вузе по гражданской специальности. Анализ статистических данных, полученных в военных кадровых органах, показывает, что 15% офицеров, прошедших подготовку в гражданских вузах, в числе причин своего увольнения, по окончанию первого контракта, назвали недостаточный уровень личной общевоенной подготовленности для дальнейшей успешной офицерской карьеры. При этом, на данном этапе военной службы, вышеуказанные офицеры увольнялись из
1 См.: Картаполов А.В. Институт военно-политической работы в ВС РФ // Научно- методический бюллетень Военного университета МО РФ, No8, 2018, М: ВУ. С 6-26; Микрюков В.Ю. Общевоенная подготовка. М. 2017; Приказ Министра Обороны РФ No 95 от 22 февраля 2019г. «Об организации военно-политической подготовки в ВС РФ» // URL: https://structure.mil.ru/files/1%20Приказ%20МО%20РФ%20No%2095%20об%20организации %20военно-политической%20подготовки%20В%20ВС%20РФ.pdf; Приказ Министра Обороны РФ No 404 от 22 июля 2019 г. «Об организации военно-политической работы в ВС РФ» // URL: http://vii.sfu-kras.ru/images/pdf/Prikaz_MO_RF_404.pdf; Федюк Р.С. Педагогические особенности обучения и воспитания студентов учебных военных центров при гражданских вузах // Гуманитарные научные исследования. 2014. No 10. С.17-25 и др.; 2 Здесь и далее (если это отдельно не оговаривается) вопросы совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров), как правило, рассматриваются в диссертации как относящиеся ко всем военно-учётным специальностям.
3 См.: Денисов А.Е.
: дис. … канд. пед. наук. М., 2019; Никифоров В.А. Совершенствование профессионального обучения студентов военных кафедр технических вузов: дис. … канд. пед. наук. М. 2010; Хаертдинов И.М. Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе: дис. … канд. пед. наук.
Ульяновск. 2009 и др.
Педагогические пути формирования военно-профессиональной
направленности у студентов учебных военных центров армейских рядов почти в два раза чаще, чем выпускники военных вузов. В
отзывах из воинских частей отмечается, что офицеры-выпускники гражданских вузов: являются хорошими специалистами по базовой подготовке, но при этом не обладают достаточным уровнем общевоенных компетенций (17% от общего числа отзывов); испытывают затруднения при проведении занятий с личным составом по общевоенным учебным дисциплинам (15%); не обеспечивают личную примерность в службе и укреплении воинской дисциплины (9%); не готовы стойко переносить трудности военной службы (5%); имеют недостаточную военно-профессиональную мотивацию (7%) и т.п.
В педагогике ВВШ вопросы ОВП будущих офицеров изучались авторами в контексте решения определённых научных проблем: историко- педагогического анализа военного образования в России XVIII-начала XX века (И.А. Алёхин, В.М. Коровин, В.А. Свиридов и др.); формирования военно-профессиональных качеств, компетентности, мастерства и ответственности офицерских кадров (А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, В.Н. Герасимов, В.Н. Гуляев, А.Д. Лазукин, Ю.А. Ленёв, М.А. Лямзин, В.Я. Слепов, Т.С. Сливин) и др. В ряде диссертаций была целенаправленно проанализирована подготовка офицеров в гражданских вузах1, однако данные исследования были выполнены применительно к другим образовательным условиям и большинство авторов, в основном, ограничивались обоснованием различных путей улучшения ОВП студентов на военных кафедрах. При этом за рамками научного поиска оставались теоретические и прикладные подходы к повышению эффективности институциональной деятельности в гражданских вузах особых образовательных субъектов – УВЦ (ВУЦ),
1 См.: Белевцев В.В. Организация процесса профессиональной подготовки студентов вуза на военной кафедре: дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2003; Дрибноход С.Л. Анализ эффективности и совершенствование системы подготовки офицеров на факультете военного обучения гражданского вуза на основе интеграции высшей военной и гражданской школ: дис. … канд. пед. наук. Спб., 2002; Лепешинский И.Ю. Развитие ИКТ- компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009 и др.
основная задача которых – реализация программ подготовки студентов для
прохождения ими офицерской службы в войсках по контракту.
Принимая во внимание актуальность совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ, представляется целесообразным провести научный анализ данной проблемы, так как ранее в диссертациях в прямой постановке она
не исследовалась.
Научная задача диссертации состоит в разработке и обосновании, с
инноваторских позиций (в содержательном, процессуальном, результативном и ресурсном аспектах) научных и прикладных положений совершенствования ОВП, которая обеспечивает у студентов (будущих офицеров) – выпускников ВУЦ высокий уровень общевоенной компетентности, являющейся основой успешной военно-служебной деятельности в войсках в условиях мирного и военного времени.
Объект исследования – общевоенная подготовка студентов (будущих офицеров) в ВУЦ.
Предмет исследования – сущность, структура, содержание общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в ВУЦ, как педагогического процесса и основные пути её совершенствования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать научные и прикладные педагогические основы совершенствования в ВУЦ ОВП студентов (будущих офицеров) в контексте их целевой подготовленности к военно-служебной деятельности в войсках по контракту.
Основные задачи диссертации:
1. Обосновать теоретические и прикладные педагогические основы совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ.
2. Разработать и опытно-экспериментальным путём проверить «Целевую педагогическую программу совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре». 3. Выявить и обосновать основные педагогические пути и условия
совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ.
Гипотеза исследования. В настоящее время существуют объективные и субъективные противоречия между результатами общевоенной подготовки в военных учебных центрах и современными требованиями к её содержанию и качеству, в том числе к высокому уровню военно-профессиональной компетентности студентов (будущих офицеров) в данной сфере, являющейся важнейшим условием их успешной военно-служебной деятельности в
войсках.
Предполагается, что преодолеть выявленные противоречия и решить
задачи совершенствования ОВП в ВУЦ возможно посредством: развития инновационной образовательной среды; формирования высокого уровня общевоенной компетентности студентов (будущих офицеров); воспитания у них ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности.
Научная новизна результатов диссертации:
1.На основе историко-педагогического анализа выявлены основные тенденции ОВП будущих офицеров на различных этапах отечественного высшего образования: 1) рубеж XVII-XVIII вв. – 1917г.: становление ОВП студентов, как будущих офицеров; создание профессиональных образовательных учреждений для одновременной подготовки гражданских и военных кадров и др.; 2) 1917г. – 1945г.: развитие ОВП в новых социальных условиях и в условиях военного времени, создание в ведущих вузах первых военных кафедр; полное подчинение ОВП нуждам фронта во время Великой Отечественной войны и др.; 3) 1945г. – 2008 г.: углубление специализации ОВП в условиях появления ядерного и высокоточного оружия; внедрение в ОВП боевого опыта, накопленного в ДРА при ведении боевых действий ограниченным контингентом советских войск и др.; 4) 2008 – 2018 гг.: создание при 37 крупнейших вузах Учебных военных центров (УВЦ), развитие ОВП с учётом расширения количества военно-учетных
специальностей будущих; автоматизация и компьютеризация образовательного процесса ОВП и др.; 5) 2018г. – по настоящее время: создание новой системы, состоящей из 93 военных учебных центров, обеспечивающих возможность ежегодного обучения более 10,5 тысяч студентов (будущих офицеров); инновационное насыщение содержания ОВП с учётом развития военного дела и опыта боевых действий российских войск.
2. С позиций темы диссертационного исследования уточнено представление о современной ОВП как о многокомпонентном, целостном и целенаправленном педагогическом процессе овладения студентами (будущими офицерами) общевоенной компетентностью в органичном единстве с формированием государственно-патриотического мировоззрения и воспитанием ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности для успешной офицерской служебной деятельности в войсках в мирное и военное время. Показано, что ОВП, реализуя, наряду с обучением и воспитанием, функции социализации, адаптации и кумулятивности общевоенных знаний, способствует становлению военно- профессиональной идентичности и осознанному выбору студентами офицерской профессии (их последовательному переходу от личностных состояний к личностным свойствам, которые становятся основой укрепления личной дисциплинированности, формирования ответственности, продуктивного обучения военному делу и стремления к успешной офицерской карьере).
Обоснована педагогическая сущность совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров), состоящая: а) в узком смысле, в инновационных изменениях в педагогическом процессе на основе опережающего развития в ВУЦ дидактических и воспитательных компонентов образовательной среды, ориентированной на качественное освоение общевоенных дисциплин с учётом боевого опыта российских войск и перспективных запросов войсковой практики; б) в широком смысле, в
нацеленности педагогического процесса на достижение выпускниками ВУЦ
такого уровня общевоенной компетентности, который бы позволил им в ходе дальнейшей военно-служебной деятельности в войсках овладеть аутокомпетентностью (мета-компетентностью) – адекватным представлением о своей общевоенной подготовленности и технологиями преодоления возможных военно-профессиональных деструкций в данной сфере.
Определено содержание совершенствования ОВП в ВУЦ, которое включает: инновационную военно-педагогическую деятельность, высокую субъектную активность командования и профессорско-преподавательского состава (далее по тексту – ППС) ВУЦ в реализации ФГОС ВО и КТ МО РФ; мотивацию и самореализацию в сфере ОВП самих студентов; комплексное организационно-педагогическое сопровождение качественного овладения выпускниками ВУЦ общевоенной компетентностью со стороны Управления (военного образования) ГУК МО РФ, Главного военно-политического управления ВС РФ, органов военного управления (заказчиков кадров), базовых гражданских вузов и ВУЦ (обеспечение постоянного взаимодействия в структуре «заказчик – базовый вуз – ВУЦ»).
Раскрыта структура совершенствования ОВП в ВУЦ, включающая: комплекс взаимосвязанных конкретных педагогических целей, задач, образовательных функций, инновационных методов, средств и форм ОВП; субъекты и объекты; новые специфические педагогические закономерности и принципы (наряду с традиционными для данного педагогического процесса): закономерность зависимости качества образования студентов в ВУЦ от интеграции их общевоенной и военно-политической подготовки; принцип опережающего организационно-педагогического развития ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ и её соответствия перспективным запросам войсковой практики; принцип непрерывности мониторинга ОВП студентов в ВУЦ.
3. Разработана и опытно-экспериментальным путём проверена
«Целевая педагогическая программа совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре», включающая три основных блока (раздела): 1) формирование первичных знаний о военном обучении в ВУЦ гражданских вузов и военно- профессиональная ориентация школьников, как будущих абитуриентов; 2) повышение эффективности учебных занятий в ВУЦ по дисциплинам ОВП; 3) воспитание у будущих офицеров государственно-патриотических качеств и ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности.
Выработаны критерии общевоенной подготовленности студентов (будущих офицеров) в ВУЦ:
мотивационный критерий (сформированность военно- профессиональных познавательных мотивов студентов в сфере ОВП и ценностно-мотивационного отношения к будущей офицерской профессии; мотивация в овладении общевоенной компетентностью (мотивация «достижения успеха» или «избегания неудач») и др.);
когнитивно-целевой критерий (освоенные компетенции, усвоенные знания и сформированные умения и навыки студентов в сфере ОВП (средний балл освоения учебных дисциплин ОВП; оценка за комплексное занятие по ОВП и т.п.);
деятельностно-процессуальный критерий (степень субъектной активности студентов, их участия в «моделировании» в ходе ОВП в ВУЦ военно-служебной деятельности в войсках; степень полноты и точности в выполнении практических, ситуативных, нестандартных (в ситуациях риска) учебно-боевых задач ОВП и т.п.);
личностно-рефлексивный критерий (сформированность государственно- патриотического сознания и личностной направленности студентов на осознанную деятельность в сфере ОВП; адекватность самооценки и рефлексия достигнутых результатов личной общевоенной подготовленности; наличие
объективно-критического самоанализа, потребности в постоянном самосовершенствовании в сфере ОВП, способности к укреплению у себя «ресурса успеха», уверенности в своих силах и т.п.);
результативно-оценочный критерий (степень интегративной общевоенной подготовленности и военно-профессиональной идентичности выпускников ВУЦ, а также развития у них военно-политических качеств, обеспечивающих эффективное решение служебных задач в войсках (по предназначению) в сфере ОВП.
4. Выявлены и аргументированы основные педагогические пути и условия совершенствования ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ:
развитие в ВУЦ инновационной образовательной среды общевоенной подготовки студентов (далее по тексту – ИОС), реализуемое посредством: образовательных нововведений (новых идей, нового опыта практической деятельности войск при выполнении боевых задач ВС РФ в локальных войнах и военных конфликтах), существенно активизирующих личностный ресурс будущих офицеров и способствующих становлению их общевоенной компетентности с инноваторских позиций (в содержательном, процессуальном, результативном и ресурсном аспектах); применения электронных средств (электронных учебников; интернет-ресурсов; баз данных; видеотек; аудио-, видео- и фото- материалов и т.п.); моделирования современного боя с применением виртуальных учебных тренажеров и компьютеризированных учебных командных пунктов, способствующих изучению: характера и особенностей местности (с точки зрения решения учебно-боевых задач); инженерных сооружений, военной техники, подразделений своих войск и подразделений войск «противника»; порядка «ввода» в учебно-боевой процесс ОВП факторов опасности, внезапности и новизны обстановки; содержания комплексирования учебных занятий по общевоенным дисциплинам и непрерывного мониторинга их результативности (контрольного тестирования и самодиагностики уровня освоения учебного
материала и др.);
формирование общевоенной компетентности студентов (далее по
тексту – ОВК), реализуемое как актуальное, деятельностное овладение студентами (будущими офицерами) компетенциями в сфере ОВП, которые они должны демонстрировать в качестве результата общевоенной подготовленности и развития государственно-патриотических и военно- профессиональных личностных качеств, в том числе ответственности, инициативы, способности к мобилизацию внутренних и внешних ресурсов для решения армейских задач (тем самым обеспечивая переход от прежнего подхода (выпускник УВЦ (ВУЦ) – «квалифицированный военный специалист и человек знающий») к современному подходу (выпускник ВУЦ – «компетентный военный специалист и человек, решающий актуальные проблемы повышения боевой готовности воинских частей и подразделений, эффективно действующий в различных военно-служебных ситуациях, в том числе в ситуациях неопределённости»;
воспитание у студентов ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности, реализуемое посредством педагогической помощи и педагогической поддержки студентам в выработке у них стойких мотивов к военно-учебной успешности, выражающей соответствующие ценностные ориентации и выбор сознательной, действенной личностной позиции развития государственно-патриотических, военно- профессиональных, физических, аксиологических и акмеологических качеств, направленных на общевоенное и общекультурное самосовершенствование для успешной будущей военно-служебной деятельности в войсках.
Теоретическая значимость полученных в ходе исследования результатов состоит в том, что в нём выявлена новая специфическая педагогическая закономерность и новые специфические педагогические принципы (действующие наряду с традиционными): закономерная зависимость качества
образования студентов в ВУЦ от интеграции их общевоенной и военно- политической подготовки; принцип опережающего организационно- педагогического развития ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ и её соответствия перспективным запросам войсковой практики; принцип непрерывности мониторинга ОВП студентов (будущих офицеров) в ВУЦ. В диссертации также осуществлён всесторонний анализ научных подходов к исследованию совершенствования ОВП (тактической; огневой; радиационной, химической и биологической защиты; военно-инженерной; военной топографии; уставов ВС РФ и строевой), как к многофакторной военно-педагогической проблеме; сформулировано определение ОВП студентов в современных условиях; обоснована педагогическая сущность, содержание и структура данного процесса; выявлены и систематизированы по определённым историческим этапам основные тенденции генезиса ОВП будущих офицеров в гражданских образовательных организациях.
Практическая значимость диссертационных результатов раскрывается: в «Целевой педагогической программе совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре»; в разработанном и опытно-экспериментальным путём проверенном комплексе критериев и показателей общевоенной подготовленности выпускников ВУЦ к военно-служебной деятельности в войсках; в выявленных и обоснованных путях и условиях совершенствования общевоенной подготовки студентов, в том числе, применении инновационных педагогических технологий ОВП в образовательном процессе ВУЦ.
Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертации составили положения: системного подхода, позволяющего определить место ВУЦ как соответствующей подсистемы военного образования в структуре базового гражданского вуза; личностно-ориентированного подхода,
обеспечивающего методологическую ориентацию в повышении качества ОВП
на основе оказания помощи студентам в их личностной самореализации; компетентностного подхода, обеспечивающего интегрированный результат общевоенной подготовленности, овладение будущими офицерами соответствующими компетенциями. Теоретические положения диссертации уточнялись в процессе педагогического эксперимента, включающего констатирующий и формирующий этап. Для решения исследовательских задач использовался комплекс методов (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, сравнительный и факторный анализ, педагогическое проектирование, педагогическое моделирование, обобщение) и эмпирические методы (изучение документов, анализ передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, интервьюирование, коллективная и индивидуальная экспертная оценка, а также разработанная автором диссертации методика организации и проведения группового консультирования студентов (будущих офицеров) ВУЦ для повышения их успешности в ОВП (с использованием специальных упражнений: «Я – будущий офицер»; «События моей жизни»; «Колесо баланса»; «Положительный пример» и др.).
Теоретическую основу исследования составили научные положения: общих теорий обучения (Ф.А. Дистерверг, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.); основных положений дидактики (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.С. Леднев, М.Н. Скаткин и др.); сущности и содержания педагогического процесса (А.А. Аронов, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.); личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.С. Калюжный, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.); теорий обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, А.Н. Лейбович, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.); современных подходов к обучению и воспитанию в высшей военной школе (И.А. Алёхин, А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, В.Н. Герасимов, В.Я. Гожиков, В.Н. Гуляев, В.П.
Давыдов, М.И. Дьяченко, В.В. Дудулин, В.П. Иванов, Ю.А. Ленёв, М.А. Лямзин, В.П. Масягин, В.Я. Слепов, Т.С. Сливин, А.А. Фасоля и др.).
На защиту выносятся:
1. Выявленные на основе историко-педагогического анализа и систематизированные по определённым этапам, основные тенденции становления и развития в отечественных гражданских образовательных организациях ОВП студентов (будущих офицеров): становление ОВП (рубеж XVII-XVIII вв. – 1917г.); развитие ОВП в новых социальных условиях и в условиях военного времени (1917г. – 1945г.); развитие ОВП на военных кафедрах и факультетах военного обучения (1945г. – 2008 г.); развитие ОВП в УВЦ с учётом расширения количества военно-учетных специальностей будущих офицеров (2008 – 2018 гг.); совершенствование ОВП в ВУЦ (2018г. – по н. вр.).
2. Сформулированные и обоснованные представления о совершенствовании современной ОВП студентов (будущих офицеров), её педагогической сущности, содержании и структуре с учётом развития военного дела, изменения характера современной войны, опыта боевых действий российских войск, реализации в базовых гражданских вузах ФГОС ВО и КТ МО РФ в ВУЦ.
3. Разработанная и опытно-экспериментальным путём проверенная «Целевая педагогическая программа совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров) в военном учебном центре», включающая инновационные дидактические и воспитательные компоненты.
Обоснованный комплекс критериев общевоенной подготовленности студентов (будущих офицеров) в ВУЦ (мотивационный, когнитивно-целевой, деятельностно-процессуальный, личностно-рефлексивный и результативно- оценочный критерии).
4. Выявленные и обоснованные основные педагогические пути совершенствования ОВП в ВУЦ: развитие инновационной образовательной
среды; формирование общевоенной компетентности студентов (будущих офицеров); воспитание у них ценностно-мотивационного отношения к личной общевоенной подготовленности.
Степень достоверности и апробация результатов. Основные положения и результаты диссертации апробированы в ходе ОЭР посредством внедрения в образовательный процесс военных учебных центров (ВУЦ при Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова (ВУЦ ПМГМУ); ВУЦ при Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (ВУЦ МГЮУ); ВУЦ при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (ВУЦ МГУ); ВУЦ при Ростовском государственном медицинском университете (ВУЦ РГМУ) «Целевой педагогической программы совершенствования общевоенной подготовки студентов (будущих офицеров)». Результаты исследования рассматривались: на заседании кафедры 19 (педагогики) ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ; на заседаниях предметно- методических комиссий по учебным дисциплинам ОВП вышеуказанных ВУЦ, в ходе учебно-методических сборов с командованием и ППС ВУЦ; на учебных занятиях с адъюнктами и слушателями и др. В ходе исследования автор диссертации опирался на анализ собственного опыта офицерской службы в военно-образовательных структурных подразделениях гражданских вузов (в качестве преподавателя УВЦ (ВУЦ) ПМГМУ и начальника учебной части – заместителя начальника ВУЦ МГЮУ). Основные результаты исследования представлены в ходе научных конференций, опубликованы в научных изданиях, в том числе в четырёх журналах из перечня ВАК.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. (Глава 1. Теоретические и прикладные основания исследования совершенствования общевоенной подготовки студентов военных учебных центров. Глава 2. Опытно-
экспериментальное исследование совершенствования общевоенной подготовки студентов военных учебных центров. Глава 3. Основные пути совершенствования общевоенной подготовки студентов военных учебных центров в современных условиях. Содержание диссертации изложено на 193 страницах, в 14 рисунках, 21 таблицах и 5 приложениях.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Лидия К.
    4.5 (330 отзывов)
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии ... Читать все
    Образование высшее (2009 год) педагог-психолог (УрГПУ). В 2013 году получено образование магистр психологии. Опыт преподавательской деятельности в области психологии и педагогики. Написание диссертаций, ВКР, курсовых и иных видов работ.
    #Кандидатские #Магистерские
    592 Выполненных работы
    Дмитрий К. преподаватель, кандидат наук
    5 (1241 отзыв)
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполня... Читать все
    Окончил КазГУ с красным дипломом в 1985 г., после окончания работал в Институте Ядерной Физики, защитил кандидатскую диссертацию в 1991 г. Работы для студентов выполняю уже 30 лет.
    #Кандидатские #Магистерские
    2271 Выполненная работа
    Екатерина Д.
    4.8 (37 отзывов)
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два об... Читать все
    Более 5 лет помогаю в написании работ от простых учебных заданий и магистерских диссертаций до реальных бизнес-планов и проектов для открытия своего дела. Имею два образования: экономист-менеджер и маркетолог. Буду рада помочь и Вам.
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    user1250010 Омский государственный университет, 2010, преподаватель,...
    4 (15 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    AleksandrAvdiev Южный федеральный университет, 2010, преподаватель, канд...
    4.1 (20 отзывов)
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    Пишу качественные выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Опыт написания работ - более восьми лет. Всегда на связи.
    #Кандидатские #Магистерские
    28 Выполненных работ
    Оксана М. Восточноукраинский национальный университет, студент 4 - ...
    4.9 (37 отзывов)
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политоло... Читать все
    Возможно выполнение работ по правоведению и политологии. Имею высшее образование менеджера ВЭД и правоведа, защитила кандидатскую и докторскую диссертации по политологии.
    #Кандидатские #Магистерские
    68 Выполненных работ
    Алёна В. ВГПУ 2013, исторический, преподаватель
    4.2 (5 отзывов)
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическо... Читать все
    Пишу дипломы, курсовые, диссертации по праву, а также истории и педагогике. Закончила исторический факультет ВГПУ. Имею высшее историческое и дополнительное юридическое образование. В данный момент работаю преподавателем.
    #Кандидатские #Магистерские
    25 Выполненных работ
    Петр П. кандидат наук
    4.2 (25 отзывов)
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт напис... Читать все
    Выполняю различные работы на заказ с 2014 года. В основном, курсовые проекты, дипломные и выпускные квалификационные работы бакалавриата, специалитета. Имею опыт написания магистерских диссертаций. Направление - связь, телекоммуникации, информационная безопасность, информационные технологии, экономика. Пишу научные статьи уровня ВАК и РИНЦ. Работаю техническим директором интернет-провайдера, имею опыт работы ведущим сотрудником отдела информационной безопасности филиала одного из крупнейших банков. Образование - высшее профессиональное (в 2006 году окончил военную Академию связи в г. Санкт-Петербурге), послевузовское профессиональное (в 2018 году окончил аспирантуру Уральского федерального университета). Защитил диссертацию на соискание степени "кандидат технических наук" в 2020 году. В качестве хобби преподаю. Дисциплины - сети ЭВМ и телекоммуникации, информационная безопасность объектов критической информационной инфраструктуры.
    #Кандидатские #Магистерские
    33 Выполненных работы
    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
    Развитие профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе повышения квалификации
    📅 2022 год
    🏢 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова»
    Формирование специализированных волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России
    📅 2021 год
    🏢 ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»