Бесплатно
В избранное
Работа доступна по лицензии Creative Commons:«Attribution» 4.0

Введение
Глава I. Истоки и эволюция джазового искусства в Китае
1.1. Ранний период: проникновение в Китай западной джазовой традиции (1920-е – 1940-е годы)…………………………………………………………………………….16
2.2. Современный период: самоидентификация джазовой культуры в Китае (с 1980-х годов)………………………………………………………………………………………35
Глава II. Ключевые фигуры современного джазового искусства Китая
2.1. Лю Юань
2.2. Кун Хунвэй
2.3. Ся Цзя
2.4. Чжан Ин …………………………………………………………………………………………..84 2.5. Ли Сяочуань
2.6. А Бу
Глава III. Национальная специфика китайского джазового искусства.100 3.1. Формы работы китайских музыкантов с джазовой идиомой ……………100 3.2.Виды джазовойимпровизации………………………………………………………117 3.3. Жанрово-стилевая панорама современного китайского джаза…………126
Заключение
Список литературы ………………………………………………………………………………..147 Нотное приложение………………………………………………………………………………..171

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, ее
научная новизна, анализируется степень научной разработанности темы,
ставятся цели и задачи, характеризуется музыкальный материал, опреде-
ляются методологические основы исследования, круг основных проблем.
Приводятся положения, выносимые на защиту, определяется научная но-
визна, теоретическая и практическая значимость работы, даются сведения
об апробации и структуре исследования.
В Первой главе — «Истоки и эволюция джазового искусства в
Китае» — реконструируется история проникновения джаза в страну. Пред-
лагается периодизация китайского джаза, обусловленная ходом его истории:
1. Ранний период (1920–1940-е годы) — время проникновения в Ки-
тай западной джазовой традиции;
2. Современный период (с 1980-х годов) — время самоидентифика-
ции джазовой культуры в Китае.
В Первом параграфе «Ранний период: проникновение в Китай
западной джазовой традиции (1920–1940-е годы)» раскрывается роль
Шанхая, ставшего исторически «главными воротами» проникновения джа-
за в Китай. Предпосылками этого стало особое экономическое значение
города. На протяжении второй половины XIX – первой половины XX века
именно через Шанхай — крупный портовый город — в Китай входила ино-
странная культура. Важную роль в этом сыграл Шанхайский международ-
ный сеттльмент, при котором в 1879 году основан Шанхайский обществен-
ный оркестр — первый в Китае крупный коллектив западного типа. В 1919
году оркестр заключил контракт с итальянским дирижером и пианистом
Марио Пачи, творческая деятельность которого не ограничивалась сим-
фоническими рамками. С 1920-х годов М. Пачи руководил первым офи-
циально зафиксированным джаз-бэндом. В первые десятилетия XX века
главным каналом проникновения и закрепления джаза в Шанхае стали тан-
цзалы — «Пэлэс», «Грэнд Карлтон», «Плаза», «Астор Хаус», «Канидром
Болрум». Также джаз звучал в многочисленных кабаре и ночных клубах.
Первыми шанхайскими джазменами стали не американцы и не ки-
тайцы, а филиппинцы. Это было связано с тем, что Филиппины в то время
были колонией США, а значит и первым местом в Азии, где появился аме-
риканский джаз. Кроме того, значимый вклад в становление джазовой жиз-
ни Шанхая внесли приезжие американские джазмены — барабанщик Уай-
ти Смит, вокалистка и трубач Вэлайда Сноу и — особенно — трубач Бак
Клэйтон. Будучи звездой первой величины, участником оркестров Д. Эл-
лингтона и К. Бэйси, Клэйтон прибыл в Шанхай в 1934 году с собственным
коллективом «Гарлемские джентльмены». Появление в Китае джазменов
высокого уровня было обусловлено экономическими причинами: в 1934
году США продолжали с трудом выходить из Великой депрессии. Мно-
жество талантливых американских джазменов, оставшихся без работы на
Родине, искало новые возможности за ее пределами. В Шанхае черноко-
жие музыканты Клэйтона не чувствовали обычной для США расовой дис-
криминации; напротив, организаторы концертов и публика выказывали по
отношению к ним непривычное уважение. Проработав в Шанхае два года,
джазовый мэтр впоследствии исключительно тепло отзывался об этом эта-
пе своей жизни.
В панораму шанхайского джаза органично вписались русские музы-
канты, которые появились в городе позже американцев. Первым русским
коллективом стал «Serge Ermoll Band» — оркестр джазового барабанщика
и аранжировщика Сергея Ермолаева. Этот музыкант в 1929 году собрал
собственный джаз-бэнд из русских музыкантов, бежавших в Шанхай после
поражения белогвардейцев. Музыка «Serge Ermoll Band» сохранилась на
грампластинках, выпущенных в Шанхае. Оркестр Ермолаева сотрудничал
как с русскими музыкантами (например, Александром Вертинским), так и
с приезжими американскими джазменами.
Свой оркестр в Шанхае был и у гораздо более известного русского
джазмена Олега Лундстрема. После Второй мировой войны его оркестр в
полном составе репатриировался в СССР, где и продолжал работу до самой
смерти бэндлидера в 2005 году. Попав в Шанхай в 1935 году, Лундстрем
застал там оркестр Бака Клэйтона, который оказал на него сильное вли-
яние. Молодому музыканту с единомышленниками почти сразу удалось
собрать в Шанхае полноценный джазовый оркестр, и в условиях жесткой
конкуренции привести его к вершинам джазовой жизни города. Апогеем
шанхайской деятельности оркестра, по воспоминаниям самого Лундстре-
ма, стал ангажемент в 1941 в лучшем танцзале города «Парамаунт». О бы-
стром прогрессе оркестра Лундстрема свидетельствуют пьесы «Интерлю-
дия» (1945) и «Мираж» (1946), написанные Лундстремом в духе прогрес-
сив-джаза, набиравшего силу в США.
В 1930-е годы джаз стал самым модным направлением развлека-
тельной музыки Шанхая. Его неповторимый облик сложился во многом,
благодаря исполнению местными коллективами собственных джазовых
интерпретаций популярных китайских песен — шидайцю, которые воз-
никли в 1920-е годы в Шанхае и стилистически представляли собой сплав
китайской и джазовой музыки. Быстрому распространению этого жанра
способствовало развитие индустрии грамзаписи. Популярность шидайцю
достигла пика в 1940-е годы.
Стилистически ранний шанхайский джаз в исполнении китайских
коллективов не был импровизационным. Поэтому в Шанхае слово «джаз»
имело два значения. Первое совпадало с принятым во всем мире и означало
импровизационную музыку. Такой джаз играли иностранные коллективы,
но их было немного. Второе значение — музыка в исполнении эстрадных
оркестров, игравших в джазовой манере, но без импровизации. Основная
часть коллективов, в которую входили и китайские оркестры, в Шанхае
исполняла именно такой джаз.
Первый полностью китайский джаз-бэнд, игравший в танцзале пре-
стижного отеля «Река Янцзы», создал основоположник китайской эстрад-
ной музыки Ли Цзиньхуэй. Он писал песни в джазовом стиле, которые,
помимо вокалистов его коллектива, звучали в исполнении множества
шанхайских артистов. Не будучи импровизатором, этот музыкант сочинял
эстрадные композиции, мелодии которых стилистически были близки к ки-
тайским народным песням, а нередко и заимствовались из фольклора. При
этом ритм и некоторые приемы аранжировки были по-джазовому живыми
и яркими. Песни Ли Цзиньхуэя первой половины 1930-х годов не принад-
лежат всецело джазовой традиции. Но как представители шидайцю они
приучили широкого китайского слушателя к звучанию джазовых инстру-
ментов, к ритмам и тембрам джаза.
Вслед за Ли Цзиньхуэем популярные песни в джазовом стиле, то
есть шидайцю, начали писать и другие шанхайские композиторы. Наи-
большую известность получили шлягеры 1940-х годов «Ночной Шанхай»,
«Повсюду розы расцветают» и «Роза роза, я тебя люблю» Чэнь Гэсиня, а
также «Потерянный рай» Ли Цзиньгуана. В них, как правило, пентатонная
мелодия в китайском стиле сочеталась с джазовой аранжировкой. Таким
образом, песни шидайцю можно считать начальной формой китайского на-
ционального джаза.
За пределами Шанхая джаз распространился в нескольких крупных
городах. В Харбине благодаря деятельности русских переселенцев, обслу-
живающих КВЖД, и множества западных коммерсантов, сложилась раз-
ветвленная музыкальная инфраструктура. Именно здесь начинали свой
путь будущие джазмены Сергей Ермолов и Олег Лундстрем. Джаз закре-
пился также в Циндао и Гонконге. Именно в Гонконге в 1935 году появился
наиболее значимый (после оркестра Ли Цзиньхуэя) китайский джаз-бэнд
Ю Юэчжана. Однако с началом в 1937 году японского вторжения джазовая
жизнь в Китае фактически прекратилась.
Следующий этап становления китайского джаза рассматривается во
Втором параграфе — «Современный период: самоидентификация джа-
зовой культуры в Китае (с 1980-х годов)». Смена политического и эконо-
мического курса в конце 1970-х годов ознаменовала возвращение западной
культуры в Китай. Джаз не стал исключением. Точкой отсчета стали гастроли
в 1979 году в Пекине японского дирижера Сэйджи Озава, в ходе которых Бо-
стонский симфонический оркестр исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Гер-
швина. Еще более важным событием стали гастроли в 1981 году в Пекине и
Шанхае американского джазового дуэта Вилли Рафф — Дуайк Митчелл, ко-
торый смог представить китайским слушателям подлинную импровизацию.
До конца 1980-х годов страну посетил ряд американских джазме-
нов, а в 1990-е в этот поток влились и европейские музыканты. Так, в 1994
году в Пекине выступили российские джазмены Николай Панов (труба,
кларнет) и Владимир Тарасов (ударные). В Пекине и Шанхае появились
джаз-клубы, на сценах которых иностранные и китайские музыканты им-
провизировали совместно.
Из китайских музыкантов старшего поколения, усвоивших еще
довоенную джазовую культуру, наибольшую известность в новую эпоху
получили трубач Чжоу Вэньжон и саксофонист Фан Шэнци. «Крестным
отцом» современного китайского джаза стал саксофонист Лю Юань, под
руководством которого сформировалось первое поколение талантливой
молодежи — пианист Кун Хунвэй, бас-гитарист Хуан Юн и другие.
В Шанхае джазовые концертные площадки открывались зачастую в
тех же местах, где они располагались и в 1940-е годы. В Пекине же ситу-
ация выглядела сложнее, поскольку первоначально джаз зазвучал в залах
иностранных посольств, и лишь затем стал доступен широкой публике.
Одним из первых заведений, где в 1980-е годы играли камерный джаз, стал
книжный магазин «San Wei», существующий и поныне. Первый джазовый
клуб «CD Cafe» открыл в 1995 году Лю Юань. Еще одной «обителью» джа-
за в Пекине стал клуб «The Big Easy», созданный в 1999 году американским
бизнесменом Дугласом Монитто. В Шанхае одна из главных площадок со-
временного камерного джаза — это «JZ Club», бессменным руководителем
которого является бас-гитарист Жэнь Юйцинь.
В настоящее время джаз в Китае представляет собой мощную ветвь
неакадемической музыки. Явлением международного масштаба делают
его, прежде всего, фестивали. Первым из них стал Пекинский междуна-
родный джазовый фестиваль, проведенный в 1993 году. В течение 1993–
2000 годов на нем выступили такие звезды мирового джаза, как вокалистка
Бетти Картер, контрабасист Дэйв Холланд, фьюжн-группа «Крусэйдерз»,
барабанщик Пол Моушн, аккордеонист Ришар Гальяно и многие другие.
Сегодня в Китае ежегодно проводится не менее десяти международных
джазовых фестивалей. Кроме Шанхая и Пекина, они проводятся в южных
портовых городах — Гонконге, Гуанчжоу, Чжухае и Шэньчжэне.
Помимо фестивалей, международный масштаб китайского джаза
определяется эффективностью сложившейся в стране системы джазового
образования. Ее история началась с открытия в 1993 году Пекинской шко-
лы MIDI, а тремя годами позже, в 1996 году, был создан джазовый колледж
при Пекинской академии современной музыки. В Шанхае главным цен-
тром джазового образования является Школа JZ, открывшая свои двери в
2006 году, а также джазу обучают в Шанхайской консерватории на кафедре
современной инструментальной музыки и ударных инструментов.
Китайское джазовое образование, как и российское, сложилось при
активной поддержке государства, благодаря чему джазовые учебные заве-
дения встроились в крупные академические образовательные структуры.
Главное же различие в том, что в китайской системе джазового образова-
ния не меньшее место занимают специализированные учебные заведения,
подобные западным эстрадно-джазовым колледжам. Китайское джазо-
вое образование отличает и более тесная связь с американскими коллега-
ми — фестивали, мастер-классы, концерты, видеоконференции.
Важный показатель текущего состояния джаза в Китае — это обу-
чение китайских студентов джазовым специальностям за рубежом. В XXI
веке китайские студенты учатся в большинстве американских и европей-
ских джазовых учебных заведений. К примеру, в 2018 году из зачисленных
в американский джазовый колледж Беркли 1667 иностранных студентов
и аспирантов 319 были китайцами. Не менее важный критерий растущего
влияния китайского джаза — это активное участие китайских музыкантов
в джазовых проектах за пределами страны. Помимо отдельных джазменов,
отметим этно-джазовый оркестр «Золотой Будда», много гастролирующий
по всему миру.
Таким образом, в Китае сегодня джаз активно развивается, оказывая
все большее влияние на международный джазовый процесс.
Вторая глава диссертации — «Ключевые фигуры современного
китайского джаза» — содержит портретную галерею наиболее значимых
джазменов Китая.
Первый параграф «Лю Юань» посвящен творчеству саксофониста,
носящего неофициальный титул «отца современного китайского джаза».
По окончании школы Лю поступил в Пекинскую труппу песни и танца в
качестве солиста на китайском гобое сона. Во время гастролей по Европе
в 1977 году Лю впервые услышал в барах живой джаз и решил посвятить
свою жизнь этому искусству. Самоучкой он освоил альт-саксофон, на кото-
ром дебютировал в 1983 году с джаз-бэндом «Совместное предприятие». С
1994 года в течение двух лет музыкант выступал в отеле «Хилтон» («Hilton
Hotel») как саксофонист со своим коллективом «Джаз-бэнд Лю Юаня».
С конца 1990-х годов его основным коллективом является «Квартет Лю
Юаня».
Снискав в первой половине 1990-х годов славу первого националь-
ного джазового саксофониста страны, во второй половине десятилетия
Лю Юань стал первопроходцем и в организации заведений, в которых
звучал джаз. Так, в 1995 году он открыл в Пекине «CD Cafe», а в 2006
году — «Джаз-кафе Восточного берега».
Стилистически Лю Юань принадлежит к джазовому мэйнстриму. В
числе его вдохновителей — Чарли Паркер, Стэна Гетц, Гровера Вашинг-
тон, и особенно Джон Колтрейн. Важная черта творческой натуры Лю
Юаня — это его приверженность идее инструментальной импровизации.
Сегодня этот музыкант по-прежнему много выступает, в основном, со сво-
им квартетом, неизменно собирая полные залы.
Второй параграф «Кун Хунвэй» представляет основоположника со-
временного фортепианного направления, новатора китайского этно-джаза.
В детстве он играл на народных инструментах, затем как пианист и ком-
позитор с отличием окончил Центральную консерваторию. Кун Хунвэй на-
чал изучать джаз в 1988 году, а уже через три года в составе собственного
джаз-бэнда «ALAS» получил известность как первый китайский джазовый
пианист. В 1995 году к новой группе Кун Хунвэя «Небесная площадь» при-
шел первый крупный международный успех. Ее дебютный альбом «Сде-
лано в Китае» привлек большое внимание не только в Китае, но и за его
пределами, заняв верхние строчки по продажам в джазовой номинации.
Впоследствии Кун Хунвэй многократно выступал с большим успехом на
международных джазовых фестивалях в Китае и за границей.
Центральная идея творчества Кун Хунвэя — соединение джаза с ки-
тайской традиционной музыкой. Он активно привлекает к сотрудничеству
исполнителей на гучжэне, жуань, саньсянь, бамбуковой флейте и других
народных инструментах. Музыка нынешнего коллектива Кун Хунвэя «Зо-
лотой Будда» под эгидой фьюжн-джаза сочетает элементы фанка, блюза,
латины, современной клубной и китайской традиционной музыки. Кун
Хунвэй также известен как педагог. Он более пяти лет был наставником
А Бу — ныне всемирно известного вундеркинда джазового фортепиано.
В 2007 был издан учебник Кун Хунвэя «Современная джазовая импровиза-
ция и исполнение на фортепиано».
Творчеству пианиста и композитора, первым из китайских джазме-
нов получившего профессиональное образование за границей, посвящен
Третий параграф «Ся Цзя». Он окончил музыкальное училище Истмана
(США) и консерваторию Принца Клауса (Нидерланды). Впервые появил-
ся на джазовой сцене в 1995 году, приняв участие в концерте «Пекинская
коллекция международная джаза». Также Ся Цзя выступал в качестве кла-
вишника в первом китайском оркестре современного джаза «Пекинская
джазовая группа». В 1997 году создал собственный квартет «Пробный ка-
мень», исполнявший авторскую музыку. Квартет первым из отечественных
джазовых ансамблей выступил на сцене Пекинского концертного зала.
Ся Цзя предпочитает играть собственные произведения, нежели ин-
терпретировать известные джазовые стандарты, воплощая в своем творче-
стве самые современные концепции импровизации и аранжировки. Его от-
личает интеллектуальный подход к джазовому искусству, предполагающий
присутствие связей не только с музыкальной традицией, но и китайской
философией. По словам самого Ся Цзя, наибольшее влияние на него оказал
американский пианист Кенни Керклэнд.
Важной областью творческой деятельности Ся Цзя является педаго-
гика. Он преподает в Пекинской школе MIDI, а также в джазовом колледже
при Пекинской академии современной музыки. В 2003 году музыкант вы-
пустил на двух компакт-дисках обучающий видеокурс «Джазовая импро-
визация на фортепиано», состоящий из двадцати четырех уроков.
В Четвертом параграфе «Чжан Ин» представлено творчество
китайской вокалистки, первой освоившей технику современного джазо-
вого пения. Она окончила Центральную консерваторию по специальности
«композиция» в классе профессора Го Вэньцзина. Ярко проявила себя на
поприще академической музыки как автор нескольких крупных сочине-
ний, в том числе двух симфоний. Вместе с тем, Чжан Ин — многократная
участница национальных джазовых фестивалей, и сегодня заслуженно но-
сит неофициальный титул «богиня джаза».
Дискография Чжан Ин включает несколько студийных альбомов. В
первых из них джазовые композиции чередуются с популярными эстрад-
ными песнями, что говорит о разносторонних поисках певицы. Наконец, в
2014 году был выпущен альбом Чжан Ин «Sondia», ставший вехой в истории
китайского джаза. Эта работа открыла собственно вокальное джазовое на-
правление в Китае и максимально отделилась от традиций популярной пес-
ни, прочно укоренившейся в национальном сознании со времен шидайцю.
Работа снискала восторженные отзывы публики и профессионалов страны.
В настоящее время Чжан Ин преподает в Пекинском университете
коммуникаций Китая, а также в Институте искусств. Прочная академиче-
ская основа позволяет Чжан Ин органично соединять в своем творчестве
традиции разных эпох и стилей — классику и модерн, джаз и латиноаме-
риканскую музыку. Помимо широты стилевого диапазона, певицу отличает
тонкий вкус и тщательность в проработке музыкального материала.
Творчеству первого китайского джазового трубача, получившего ми-
ровое признание, посвящен Пятый параграф «Ли Сяочуань». Он начал
изучать джаз в годы учебы в Шанхайской консерватории. Окончил маги-
стратуру джазовой школы при Университете Северного Техаса. Именно Ли
Сяочуань в 2011 году первым из азиатских музыкантов уверенно победил
в финале джазового дивизиона Национального конкурса трубачей США.
Уже в молодые годы был высоко оценен американскими джазовыми экс-
пертами: его коллективы завоевали шесть наград авторитетного американ-
ского джазового журнала «Даунбит» и были признаны лучшими группами
2009 и 2011 годов.
Музыкант много выступает по всему миру, участвует в международ-
ных джазовых фестивалях, проводимых в Китае и за его пределами. Соль-
ные альбомы Ли Сяочуаня отличаются неизменно высоким мастерством
сольных импровизаций и ансамблевого взаимодействия музыкантов. Му-
зыкант охотно привлекает западных коллег, собирая для студийной работы
интернациональные команды.
Ли Сяочуань обладает универсальным стилем игры. В подвижных
композициях звучание его трубы удивляет богатством тембровых красок.
Изящная фразировка и упругий свинг заставляют вспомнить лучшие соло
Ли Моргана и Фредди Хаббарда. В балладах труба Ли Сяочуаня звучит
мягко и деликатно, демонстрируя поразительную соразмерность звучания
и молчания, позволяя поставить его в один ряд с великими философами
джазовой трубы Майлзом Дэйвисом и Четом Бэйкером.
Завершает главу Шестой параграф «А Бу». Джазовый пианист-вир-
туоз и композитор, прославившийся как вундеркинд, а ныне один из наи-
более перспективных китайских джазменов. В четыре года он умел играть
на фортепиано, а в девять лет поступил в Центральную консерваторию.
Первым джазовым наставником А Бу стал Кун Хунвэй. Дебют вундеркинда
на джазовых фестивалях состоялся в возрасте тринадцати лет, а год спустя
на шанхайском «Фестивале JZ» он играл с легендой джаза Чиком Кориа. В
2015 году А Бу завоевал Гран-при в номинации «сольное фортепиано» на
джазовом фестивале в Монтре (Швейцария). С этой победой к молодому
китайскому музыканту в возрасте шестнадцати лет пришло международ-
ное признание.
Особые отношения связывают китайского вундеркинда с российским
джазом. А Бу широко известен как горячий пропагандист творчества россий-
ского композитора и пианиста Николая Капустина. В ноябре 2016 года осу-
ществилась мечта А Бу увидеться с Капустиным и сыграть для него. В Мо-
сковском Доме Музыки на концерте, посвященном 79-летию Н. Капустина
А Бу в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» и джаз-оркестра Иго-
ря Бутмана в течение двух с половиной часов исполнял произведения рус-
сийского джазового композитора.
Таким образом, наиболее репрезентативные специальности (фор-
тепиано, саксофон, вокал, труба) представлены в современном китайском
джазе творчеством неординарных музыкантов. Решающую роль в их про-
фессиональном росте и последующем выходе на мировую сцену сыграло
творческое сотрудничество с иностранными музыкантами. При этом, все
представленные в обзоре джазмены сохраняют связь с национальной му-
зыкальной традицией: в форме джазовой интерпретации народных китай-
ских мелодий, стилизации народной музыки или использования традици-
онных инструментов, ладов и методов развития.
В Третьей главе — «Национальная специфика китайского джа-
зового искусства» — рассматривается взаимодействие национальных и
интернациональных компонентов китайского джаза.
В Первом параграфе «Формы работы китайских музыкантов с
джазовой идиомой» обозначено понимание джазовой идиомы как «сте-
реотипной последовательности знаков музыкального высказывания, кон-
венциональной лишь для носителей определенного музыкального языка»
(Е. Барбан). Идиоматический комплекс джаза включает несколько аспектов.
– языковой: специфическая фразировка, свинг, непрерывная метрическая
пульсация, блюзовое интонирование и общий блюзовый колорит, «го-
рячее» звукоизвлечение, красочная гармония, тембральные сочетания
инструментов;
– структурно-тематический: преобладание вариационной формы джа-
зовой пьесы, общеизвестный тематизм (джазовые стандарты);
– фактурно-жанровый: блюз, свинг, латино, фанк;
– исторически-стилевой: би-боп, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз
и т. п.
В современном китайском джазе представлены четыре способа ра-
боты с указанной идиомой:
– сохранение: интерпретация в интернациональной стилистике мелодий
стандартов, а также собственных тем;
– дополнение: привнесение отдельных тематических, ладовых и ритмиче-
ских элементов китайской музыки. Стилизация народных мелодий;
– преобразование: паритетные отношения китайских и джазовых элемен-
тов. Привлечение подлинных народных мелодий.
– растворение: отдельные джазовые элементы в китайском музыкальном
материале.
В творчестве таких джазменов как Кун Хунвэй, преодоление джа-
зовой идиомы средствами национальной музыки приводит к качествен-
но новому результату — синтезу на всех уровнях на основе стилистики
фьюжн-джаза.
Во Втором параграфе «Виды джазовой импровизации» подчерки-
вается, что китайские джазмены освоили широкий спектр импровизации:
от характерной для раннего джаза орнаментальной, до авангардной сво-
бодной импровизации. При этом наиболее распространены виды, которые
по своей идее созвучны китайской традиционной музыке — ладовая хорус-
ная и модальная импровизация. В силу своей простоты также распростра-
нен тематический парафраз. Прочие, коллективные виды — новоорлеан-
ская и свободная импровизация — почти не встречаются.
Исследованию сложной панорамы современного китайского джаза,
охватывающей все известные джазовые стили и жанры, посвящен Третий
параграф — «Жанрово-стилевая панорама современного китайского
джаза». Установлено, что из коренных джазовых жанров наиболее широ-
ко представлена баллада. В то же время, современный жанр фанк вполне
можно назвать излюбленным китайскими музыкантами. Неожиданным
оказалось пристальное внимание китайских джазменов к латиноамери-
канским жанрам. Также были выявлены случаи жанровой модуляции (Ся
Цзя) и жанрового сопоставления (Кун Хунвэй).
Подобно жанрам, стилевые модели представлены в музыке китай-
ских джазменов неравномерно, причем насыщенность стилевого спек-
тра также смещена в сторону современности. Широкое распространение
фьюжн-джаза отвечает исканиям большинства китайских музыкантов в
русле диалога с китайской традицией. Случаи стилевого сопоставления в
рамках одного произведения (А Бу) представляются явлениями одного по-
рядка с жанровой модуляцией и сопоставлением. Все они указывают на
некую дистанцию, подчеркивающую разницу в восприятии джазового ма-
териала. Если для американского джазмена стиль — это бескрайнее про-
странство, внутри которого он находится и самовыражается, то для китай-
ского — модель, взятая извне, и трактуемая наряду с другими моделями.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и от-
мечается, что в Китае не просто развивается джаз, а формируется нацио-
нальная джазовая школа.
Китайскому джазу за короткий период, прошедший с окончания
Культурной революции, удалось догнать мировой джазовый процесс. Об
этом свидетельствуют творческие результаты ведущих китайских джаз-
менов. Освоен широкий спектр жанров и стилей, множится число само-
бытных композиций, воплощающих уникальные авторские концепции,
активизируется международное сотрудничество. Более того, при сохране-
нии нынешней высокой динамики развития джазовой культуры в стране
и увеличении масштаба обучения талантливой молодежи внутри Китая и
за рубежом, китайский джаз имеет все шансы на выход в число мировых
лидеров данного вида искусства.
Уникальность синтеза национального и джазового начал, предлага-
емого китайскими музыкантами, опирается на элементы, общие для обеих
взаимодействующих культур — импровизационность и ладовую характер-
ность.
Сегодня в китайском джазе наиболее влиятельны музыканты, чье
творчество выделяется прочностью и естественностью диалога культур
(Кун Хунвэй), а также глубоким постижением современного джазового мэ-
йнстрима (Ли Сяочуань, А Бу).
В связи с возрастающей самостоятельностью китайского джаза мож-
но ретроспективно отметить, как менялась степень влияния на него зару-
бежной джазовой традиции. В ранний период ее влияние было тотальным,
оно значительно и в современный период. Однако, по мере возрастания
числа оригинальных композиций китайского джаза, зарубежное влияние
на него слабеет.
Несмотря на гигантский временной разрыв, между ранним и совре-
менным этапами развития джаза в Китае существует преемственность. Их
объединяет интерес к самым современным формам джазового выражения,
а также творческая интерпретация национального тематического материа-
ла. В то же время, китайскому джазу, в целом, чужд излишний концепту-
ализм, свойственный некоторым течениям американского и европейского
джаза.
Возможности дальнейшей разработки темы китайского джаза широ-
ки: методы аранжировки, авторский стиль, оркестровый джаз, специфика
преподавания джазовых дисциплин, международные творческие альянсы
и многое другое. Все это требует более масштабного исследования, что
свидетельствует о перспективах дальнейшего изучения джазового искус-
ства Китая.

Актуальность исследования
Джазовое искусство принадлежит к тем художественным явлениям, которые – по мере своего развития – удивительным образом смогли «имплантироваться» во многие другие национальные культуры. В начале XX века джаз проникает на почву китайской музыкальной культуры, которая оказалась вполне восприимчивой к столь непривычной для нее ветви музыкального творчества.
Китайское джазовое искусство сегодня – это яркий феномен с примерно столетней историей, сложившейся эстетикой и практикой, художественные достоинства которого признаны не только в Китае, но и за его пределами. Китайские джазмены регулярно выступают на престижных международных джазовых фестивалях, успешно сотрудничают с ведущими американскими и европейскими коллегами. Молодые музыканты стажируются в лучших учебных заведениях мира по различным эстрадно- джазовым специальностям. В крупных городах Китая регулярно выступают зарубежные джазмены. С 1993 года проводится старейший в Китае Пекинский джазовый фестиваль, в 2005 году в Шанхае был основан JZ Festival. В разные годы гостями этих крупных международных форумов были ведущие джазмены мирового уровня: гитаристы Джон Скофилд и Пэт Мэтини, контрабасист Рон Картер, саксофонисты Кенни Гарретт и Брэнфорд Марсалис, трубач Уинтон Марсалис, пианист Хэрби Хэнкок и другие мэтры. Все это – свидетельства того, что джазовое искусство Китая в XXI веке находится на подъеме. Динамичное развитие китайского джаза на современном этапе определяет актуальность данной темы.
Другая грань актуальности определяется самим ходом развития джазового искусства в Китае. Закрепившись в 1920-х годах в Шанхае и других портовых городах как новая «заморская» музыка, джаз к началу войны с Японией в 1937 году пустил в стране прочные корни. В Китае выступали несколько оркестров высокого исполнительского уровня, выдвинулся ряд ярких фигур джазменов. В течение 1934–36-х годов в Шанхае работал собранный в Лос-Анджелесе биг-бэнд одного из лучших трубачей эры свинга Бака Клэйтона. В военные годы развитие китайского джаза закономерно затормозилось. С окончанием военных действий и основанием в 1949 году Китайской Народной Республики развитие джаза не только не возобновилось, но и практически прекратилось. Постепенное возрождение джазового искусства началось лишь по окончании Культурной революции в 1976 году. Поэтому столетняя история китайского джаза, в которой ранний и современный периоды разделились сорокалетним перерывом, представляет собой уникальный материал для исследования.
В новых условиях китайским джазменам пришлось, фактически, заново осваивать забытую традицию и форсированными темпами догонять мировой джазовый процесс. Поэтому особый интерес вызывают фигуры музыкантов, возвращавших джаз в страну, а в XXI веке сделавших китайское джазовое искусство феноменом современной культуры.
Джаз в Китае вобрал в себя выразительный комплекс джазового мэйнстрима (блюзовый лад, свинг, гармония и т.д.), на который наложились элементы традиционной китайской музыки. В результате взаимодействия разнокультурных начал стилистика китайского джаза сложилась как уникальная целостность. Особенно органичным оказался синтез в ладовой области, поскольку пентатоника одинаково характерна для обеих взаимодействующих традиций. Потребность в научном осмыслении диалога джазовой и китайской национальной традиций также определяет актуальность темы исследования.
Таким образом, проблематика исследования охватывает ряд аспектов: историю становления и развития китайского джаза как национальной традиции, творческую деятельность наиболее значимых джазменов, а также вопросы взаимодействия интернациональных и национальных компонентов в джазовом искусстве Китая.
Степень научной разработанности
Российским музыкознанием китайский джаз как целостная музыкальная традиция практически не исследован. Опубликованы лишь несколько работ, освещающих различные аспекты китайского джазового искусства: историю становления национального джаза в первой половине XX века [1, 70, 72, 81, 92]; пути распространения в Китае саксофона [17, 21]; развитие системы эстрадно-джазового образования [67, 82, 83]; положение джаза в концертной жизни современного Китая [44, 71]; творчество отдельных китайских джазменов [68, 69, 73].
Первые шаги на пути изучения джаза в Китае сделали американские исследователи. Так, Эндрю Джонс в книге «Желтая музыка: медиакультура и колониальная современность в “джазовый век” Китая» [187] описывает джаз как продукт модернизации Китая в первой трети XX века. Автор проводит параллель между американским jazz age 1920-30-х годов и соответствующим периодом в развитии китайской популярной музыки. Ключевым в концепции Джонса является понятие «желтая музыка», характеризующее закрепившееся в сознании консервативной части китайского общества ложное представление о джазе как о непристойной музыке, навязанной иностранцами. Пренебрежительное отношение к джазу, сформированное средствами массовой информации, более или менее явно сохранялось в Китае на протяжении полувека – с 1930-х до 1980-х годов, и серьезно повлияло на его судьбу.
В 2018 году в США вышла первая книга, целиком посвященная истории джаза в Китае. Ее автор Юджин Марлоу [193] последовательно рассматривает этапы появления, частичного упадка, запрета и возрождения китайского джаза, сознательно оставляя вне поля зрения анализ музыкального материала. Охватывая почти столетний исторический период, Марлоу раскрывает несколько причин закрепления джаза в Китае. Это личности музыкантов, инициировавших джазовые концерты, способы включения джаза в китайскую культуру, а также места выступлений джазменов. Особую ценность книге придают уникальные интервью автора с ведущими джазменами Шанхая и Пекина, а также с владельцами клубов, промоутерами и эмигрантами. Марлоу тщательно прослеживает связь эволюции джаза в Китае с социальными, экономическими и политическими преобразованиями страны в XX-XXI веках. Глубокий анализ комплекса причин, обусловивших крутые повороты судьбы китайского джаза, позволяет считать книгу Марлоу фундаментальным социокультурным исследованием.
В круг англоязычных исследований входят еще несколько работ меньшего масштаба. В докторской диссертации Су-Вэй Чен «Музыкальная индустрия и популярная песня в Шанхае 1930-40-х годов» [207] очерчен широкий контекст формирования китайского джаза. Автор всесторонне исследует феномен шанхайской популярной песни, трактуя этот жанр как «питательную почву» для самых разных направлений эстрадной музыки, в том числе и для джаза. Работа Су-Вэй Чен позволяет глубже понять жанровую и стилевую специфику китайского джаза на стадии его становления.
Проблеме модернизации китайской музыки в первой половине XX века на примере Шанхая посвящена докторская диссертация Джойс Хой Ян Чен «Китайская музыка и транслированная современность в Шанхае 1918-37 годов» [188]. В ней джаз предстает органичным компонентом шанхайской музыкальной жизни, наполнявшим звуковую атмосферу города наряду с другими иностранными стилями и жанрами. Особенно ценными представляются суждения автора о музыке танцевальных оркестров, созданных по образцу американских биг-бэндов.
Упомянем также несколько англоязычных статей, в которых освещаются вопросы бытования китайского джаза на разных этапах его истории [186]. Из англоязычных источников несомненный интерес представляют мемуары американских джазменов, работавших в Китае. Наиболее ценные из них – это автобиографии Уайти Смита, Бака Клэйтона и Вилли Раффа, написанные ярким, и в то же время, удивительно точным языком [177, 200, 204]. Книги Смита и Клэйтона, игравших в Шанхае в 1920 – 30-е, погружают читателя в экзотическую атмосферу джазовой жизни крупного азиатского портового города, доносят множество специфических подробностей в организации концертов и подборе репертуара. В мемуарах Вилли Раффа содержится подробный рассказ о первых послевоенных гастролях американского коллектива в Шанхае, состоявшихся в 1981 году.
В самом Китае национальное джазовое искусство изучено частично. Начиная с 80-х годов XX века, исследователями разрабатываются следующие направления:
1. история джаза в Китае;
2. методика джазовой импровизации и игры на инструментах;
3. эстрадно-джазовый репертуар;
4. стилевые аспекты китайского джаза.
Кратко обозначим характер научного поиска по каждому из направлений.
1. В Китае не существует целостных исследований истории отечественного джаза. В настоящее время предприняты результативные попытки обозначить основные направления научного поиска [108]. Поскольку основа развития китайского джазового искусства была заложена в Шанхае, начальный, шанхайский период его истории исследован наиболее подробно [146, 148, 160].
Кроме того, исследования национальной поп-музыки, история которой не прерывалась, обычно включают и разговор о джазе. Таковы, например, «Краткая история китайской поп-музыки» Сунь Вэй [145] и «История и стили популярной музыки» Ю Циньбо [167]. Уделяется внимание и творчеству Ли Цзиньхуэя – одного из основоположников китайского джаза, и в частности, жанра «современной песни» (时代曲 – шидайцю) [129, 141, 155]. 2. Методические материалы, предлагаемые китайскими педагогами, помимо перевода зарубежных концепций, как правило, содержат идеи, отражающие специфику национального музыкального мышления [96, 144, 147, 157]. При этом по каждому из традиционно джазовых инструментов написано достаточное количество работ. В качестве примера приведем пособия для фортепиано: «Введение в джазовое фортепиано: импровизация шагающего баса» и «Введение в джазовое фортепиано: гармония» Синь Ди, «Джазовая импровизация на фортепиано» Хуан Даохэна, а также ряд фортепианных переложений в джазовой стилистике [142, 156, 169].
3. Изучается эстрадно-джазовый репертуар, представленный нотами для инструментов, ансамблей и оркестров, а также сборниками джазовых тем [122, 124, 128], в которые, наряду с общепризнанными американскими стандартами, входят и национальные китайские мелодии.
4. Стилистика китайского джаза – одно из наиболее перспективных направлений. Как и для джаза, для китайской традиционной музыки в целом характерна импровизационность. Еще в 1988 году музыковед Хуан Сянпэн в научном докладе «Сохранение традиции, развитие традиции», представленном на семинаре «Освоение опыта китайской музыки», говорил: «Китайская традиционная музыка – это вовсе не что-то записанное в нотах. Не поняв импровизационную природу творчества народных музыкантов, вы не поймете суть китайской народной музыки. Импровизация – вот суть китайской традиционной музыки» [цит по: 98, с.30]. Диапазон подходов исследователей в этом направлении весьма широк: от попыток эстетического осмысления китайского джаза в книге Го Чжихао «Ночь превращается в джаз» [100] до изучения зарубежных влияний в статье Ли Дуоцзяо «Влияние европейской и американской поп-музыки в Китае» [118] и трансформаций основных джазовых жанров в китайском звуковом пространстве в статье У Цзянляна «Как в Китае играют блюз и джаз?» [154]. О том, что все перечисленные работы должны в обозримом будущем привести к выработке системного подхода к китайскому джазу, свидетельствует «Обзор современного состояния отечественных исследований джаза» [126], выполненный Лю Ли и охватывающий период с начала XXI века до сегодняшнего дня. Автор рассматривает пять аспектов изучения джаза в Китае (происхождение, стиль, динамика развития, игра на инструментах, личности музыкантов), не все из которых удается подкрепить соответствующими научными материалами. Поэтому смысл обзора Лю Ли заключается, прежде всего, в маркировке наиболее явных лакун, требующих заполнения.
Палитра исследований китайских ученых была бы неполной без учета их интереса к мировому джазовому процессу. Особое место в этой области их научного поиска занимают комплексные исследования, включающие сведения по истории джаза, его жанровой системе, а также справочную информацию о музыкантах, стилях и произведениях [119,123,158].
Несмотря на весомый корпус музыковедческих трудов, целостного исследования, посвященного становлению и развитию джазового искусства в Китае, выявлению его национальной специфики, на сегодняшний день не существует.
В связи с этим, обоснованным является выбор объекта данного исследования: творчество китайских джазовых музыкантов XX – начала XXI века, представляющих основные сферы джазового искусства в Китае. Предмет исследования – особенности эволюции китайского джаза на всех этапах его существования. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен художественно-эстетической значимостью джазового искусства в контексте современной музыкальной культуры Китая, а также его востребованностью в мировом джазовом пространстве.
Цель исследования – выявление характерных процессов становления и развития китайского джазового искусства как культурного феномена. Данная цель требует решения следующих задач:
– проследить хронологию становления китайского джаза от истоков до современности; – определить степень влияния зарубежной джазовой традиции;
– выявить черты преемственности между ранним и современным этапами развития джаза в Китае;
– изучить творчество основоположников китайской джазовой школы и ведущих современных ее представителей;
– очертить особенности национальной специфики освоения джазовой традиции;
– обозначить устойчивые жанрово-стилевые черты, а также методы импровизации китайских джазменов;
– установить основные тенденции развития китайского джаза на современном этапе.
Материал исследования образуют произведения китайского джаза, представленные в аудио и видео-форматах, а также в нотном формате. Стилистически данный материал состоит из двух групп:
1. Архивные аудиозаписи шанхайского джаза 1920 – 1940-х годов. В эту группу вошли эстрадно-джазовые композиции Ли Цзиньхэуя и его последователей – Чэнь Гэсиня, Ли Цзиньгуана.
2. Аудио и видеоаписи китайского джаза современного периода. Центральное место в этой группе занимают следующие CD-альбомы китайских музыкантов: Ли Юань «Женские грезы» (1992); Лю Юань «Старое дорожное настроение» (1995); Группа «Tien Square» «Сделано в Китае» (1996); Кун Хунвэй «Летний дворец» (2004); Чжан Ин «Джазовая лихорадка Чжан Ин» (2006); Чжан Ин «Sondia» (2014); Ся Цзя «Сближение» (2019); Ли Сяочуань «Новая эпоха» (2014); «Томас Стабеноу представляет Ли Сяочуаня» (2015); Ли Сяочуань «В самом начале» (2016); Ли Сяочуань «Шанхайские зарисовки» (2018); А Бу «Мелодия, исполняемая на 88 клавишах» (2014); А Бу «Бабочки летают парами» (2016).
Дополнительный блок материалов составляют ноты, аудио и видеозаписи всемирно известных джазовых стандартов, а также их интерпретации джазменами разных стран. Дополнительные материалы привлечены с целью установления путей проявления национальной специфики в интерпретации китайскими джазменами интернационального материала.
Методология исследования опирается на представления, сложившиеся в современном джазоведении благодаря классическим трудам американских и европейских исследователей – Дж. Л. Коллиера, Дж. Мехегана, Дж. Саймона, У. Сарджента, М. Стернса, М. Уильямса, Л. Фэзера, Г. Шуллера (США), А. Азриля, Э.Й. Берендта (Германия), А. Одера (Франция) и других. Большой вклад внесли исследователи из России – Е. Барбан, Ю. Верменич, Ю. Кинус, В. Конен, Л. Переверзев, В. Сыров, В. Фейертаг, А. Фишер, А. Цукер, Ф. Шак.
Использованы работы Ю. Козырева, Э. Кунина, Г. Левина, Е. Овчинникова, содержащие трактовки феномена джазового свинга, что позволило прояснить жанрово-стилевую картину современного китайского джаза [27, 31, 40, 41, 42, 51, 53].
С целью наиболее полного обоснования национальной специфики китайского джаза в данном исследовании были привлечены работы, посвященные китайской культуре [22, 39, 45], и в частности, музыке [4, 13. 43,75, 93]. Они помогли исследовать характерные черты мелодического, ритмического и гармонического мышления китайского этноса, в той или иной степени проявляющихся и в творчестве джазменов. Поскольку эти черты отчетливо видны в джазовом музыкальном материале, одним из ключевых понятий методологии данного исследования стала этнизация. Исследователь творчества китайских композиторов для саксофона Гэ Мэн понимает под этнизацией «использование в профессиональной музыке средств музыкальной выразительности, максимально стилистически приближенных к экзотическому китайскому фольклору» [19, с.10]. Импровизационный тип профессионализма джаза не мешает точному и продуктивному использованию данного понятия. При этом не следует смешивать этнизацию джаза и этно-джаз. В первом случае речь идет о «национальном почерке», неизбежно выдающем происхождение музыканта (особенно заметном при интерпретации джазменами интернационального материала). Во втором случае имеет место определенный стиль, за которым стоит художественный метод, выраженный, в том числе, в строгом отборе и гармоничном соединении национальных и интернациональных элементов.
В данном исследовании были использованы следующие научные методы:
– исторический (при исследовании зарождения и эволюции китайского джаза в контексте развития национальной музыки XX – начала XXI века);
– типологический (при выявлении характерных жанровых и стилистических моделей китайского джаза);
– аксиологический (при определении художественной и исторической ценности произведений, отбираемых с целью музыковедческого анализа);
– аналитический (при изучении смысловых и структурных компонентов произведений китайского джаза);
– монографический (при характеристике творчества видных представителей китайской джазовой школы).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: – определены периоды становления джазового искусства в Китае;
– выявлена степень влияния зарубежной джазовой традиции,
позволяющая говорить о самобытности китайского джаза;
– представлены творческие портреты значимых джазовых музыкантов
Китая;
– обозначены характерные жанрово-стилевые черты, а также методы
импровизации китайских джазменов;
– введен в научный обиход ряд значимых джазовых произведений
китайских музыкантов;
– переведены на русский язык и введены в научный обиход
соответствующие заявленной теме работы китайских исследователей. работы определяет возможность использования материалов диссертации в научных исследованиях джазовой музыки, а также в дополнении существующей жанрово-стилевой системы
современного джаза.
Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации
могут быть использованы в учебных курсах по истории джаза и стилей музыкальной эстрады, истории неевропейских музыкальных культур, а также при подборе репертуара джазовых ансамблей и солистов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Становление джазового искусства в Китае происходило в два этапа, разделенных сорокалетним перерывом: ранний (1920 – 1940-е годы) и современный (с 1980-х годов). Между ними существует преемственная связь, выраженная в общности творческих подходов к инокультурному музыкальному материалу – джазовым ритмам, ладам, аккордам, методам аранжировки;
2. В ранний период китайская культура адаптировала танцевальный свинг во многом благодаря усилиям иностранных музыкантов: М. Пачи, У. Смита, В. Сноу, Б. Клэйтона, С. Ермолаева, О. Лундстрема. Импровизация не была освоена, однако в пьесы раннего китайского джаза привносился определенный национальный колорит;
3. Современный период начался с «повторения пройденного», то есть с возрождения свинговой музыки в Шанхае, где также немалую роль сыграли иностранные музыканты, однако, в целом, их вклад оказался менее заметным. В 1980-е годы сложилась и заявила о себе плеяда молодых музыкантов, открытых к самым современным джазовым веяниям (Лю Юань, Кун Хунвэй, Хуан Юн и др.);
4. В творчестве ведущих китайских джазменов сохраняется в тех или иных формах связь с национальной музыкальной традицией в виде:
Теоретическую значимость – джазовой интерпретации народных китайских мелодий, представленной современными аранжировками и импровизациями (Чжан Ин, Ли Сяочуань);
– стилизации народной музыки, выраженной в органичном соединении национальных мелодических, ладовых, ритмических элементов с джазовыми стандартами (Лю Юань, Кун Хунвэй, Ся Цзя, А Бу);
– диалога традиций, результатом которого становится появление самобытных авторских композиций (Кун Хунвэй);
5. Китайские музыканты используют широкий спектр методов работы с джазовой идиомой – от ее сохранения до почти полного растворения. В творчестве отдельных джазменов преодоление джазовой идиомы средствами национальной музыки приводит к качественно новому результату, что позволяет говорить об активном становлении китайской национальной джазовой школы;
6. В современном китайском джазе представлены все основные виды импровизации, но более распространены ладовая хорусная и модальная импровизации как наиболее созвучные китайской традиционной музыке. Прочие, коллективные виды – новоорлеанская и свободная импровизация – почти не встречаются;
7. В музыкальной палитре китайского джазового искусства наиболее часто представлены стили и жанры, в которых ярко выражена идея межкультурного диалога: фьюжн, джаз-рок, этно-джаз, фанк, босса-нова;
8. Развиваемый на протяжении многих десятилетий джазменами разных стран универсальный язык музыкальной коммуникации благодаря творчеству ведущих китайских джазменов пополняется новыми идиомами.
Степень достоверности и апробация работы
Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (протокол заседания кафедры No 10 от 28 июня 2022 г.). Основные ее положения были представлены в докладах на международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и наука» (Нижний Новгород, 2019), международной научной конференции «Биография как предмет междисциплинарного исследования» (Нижний Новгород, 2021), международной научной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций: новые информационные и коммуникативные ресурсы гуманитарных наук» (Нижний Новгород, 2021), Всероссийской конференции «Джазовое искусство в современной музыкальной культуре» (Москва, 2022).
Содержание работы отражено в шести научных публикациях, три из которых состоялись в журналах, рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.
Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами, включает Введение, три главы, Заключение, список литературы, нотное приложение.

Заказать новую

Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

от 5 000 ₽

Не подошла эта работа?
Закажи новую работу, сделанную по твоим требованиям

    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования Платформой

    Читать

    Помогаем с подготовкой сопроводительных документов

    Совместно разработаем индивидуальный план и выберем тему работы Подробнее
    Помощь в подготовке к кандидатскому экзамену и допуске к нему Подробнее
    Поможем в написании научных статей для публикации в журналах ВАК Подробнее
    Структурируем работу и напишем автореферат Подробнее

    Хочешь уникальную работу?

    Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!

    Катерина В. преподаватель, кандидат наук
    4.6 (30 отзывов)
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации... Читать все
    Преподаватель одного из лучших ВУЗов страны, научный работник, редактор научного журнала, общественный деятель. Пишу все виды работ - от эссе до докторской диссертации. Опыт работы 7 лет. Всегда на связи и готова прийти на помощь. Вместе удовлетворим самого требовательного научного руководителя. Возможно полное сопровождение: от статуса студента до получения научной степени.
    #Кандидатские #Магистерские
    47 Выполненных работ
    Родион М. БГУ, выпускник
    4.6 (71 отзыв)
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    Высшее экономическое образование. Мои клиенты успешно защищают дипломы и диссертации в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС, а также других топовых университетах России.
    #Кандидатские #Магистерские
    108 Выполненных работ
    Олег Н. Томский политехнический университет 2000, Инженерно-эконо...
    4.7 (96 отзывов)
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Явл... Читать все
    Здравствуйте! Опыт написания работ более 12 лет. За это время были успешно защищены более 2 500 написанных мною магистерских диссертаций, дипломов, курсовых работ. Являюсь действующим преподавателем одного из ВУЗов.
    #Кандидатские #Магистерские
    177 Выполненных работ
    Юлия К. ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск 2017, Институт естественных и т...
    5 (49 отзывов)
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - ин... Читать все
    Образование: ЮУрГУ (НИУ), Лингвистический центр, 2016 г. - диплом переводчика с английского языка (дополнительное образование); ЮУрГУ (НИУ), г. Челябинск, 2017 г. - институт естественных и точных наук, защита диплома бакалавра по направлению элементоорганической химии; СПХФУ (СПХФА), 2020 г. - кафедра химической технологии, регулирование обращения лекарственных средств на фармацевтическом рынке, защита магистерской диссертации. При выполнении заказов на связи, отвечаю на все вопросы. Индивидуальный подход к каждому. Напишите - и мы договоримся!
    #Кандидатские #Магистерские
    55 Выполненных работ
    Антон П. преподаватель, доцент
    4.8 (1033 отзыва)
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публик... Читать все
    Занимаюсь написанием студенческих работ (дипломные работы, маг. диссертации). Участник международных конференций (экономика/менеджмент/юриспруденция). Постоянно публикуюсь, имею высокий индекс цитирования. Спикер.
    #Кандидатские #Магистерские
    1386 Выполненных работ
    Ольга Р. доктор, профессор
    4.2 (13 отзывов)
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласован... Читать все
    Преподаватель ВУЗа, опыт выполнения студенческих работ на заказ (от рефератов до диссертаций): 20 лет. Образование высшее . Все заказы выполняются в заранее согласованные сроки и при необходимости дорабатываются по рекомендациям научного руководителя (преподавателя). Буду рада плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству!!! К каждой работе подхожу индивидуально! Всегда готова по любому вопросу договориться с заказчиком! Все работы проверяю на антиплагиат.ру по умолчанию, если в заказе не стоит иное и если это заранее не обговорено!!!
    #Кандидатские #Магистерские
    21 Выполненная работа
    Шиленок В. КГМУ 2017, Лечебный , выпускник
    5 (20 отзывов)
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертац... Читать все
    Здравствуйте) Имею сертификат специалиста (врач-лечебник). На данный момент являюсь ординатором(терапия, кардио), одновременно работаю диагностом. Занимаюсь диссертационной работ. Помогу в медицинских науках и прикладных (хим,био,эколог)
    #Кандидатские #Магистерские
    13 Выполненных работ
    Кирилл Ч. ИНЖЭКОН 2010, экономика и управление на предприятии транс...
    4.9 (343 отзыва)
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). С... Читать все
    Работы пишу, начиная с 2000 года. Огромный опыт и знания в области экономики. Закончил школу с золотой медалью. Два высших образования (техническое и экономическое). Сейчас пишу диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук.
    #Кандидатские #Магистерские
    692 Выполненных работы
    Глеб С. преподаватель, кандидат наук, доцент
    5 (158 отзывов)
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной с... Читать все
    Стаж педагогической деятельности в вузах Москвы 15 лет, автор свыше 140 публикаций (РИНЦ, ВАК). Большой опыт в подготовке дипломных проектов и диссертаций по научной специальности 12.00.14 административное право, административный процесс.
    #Кандидатские #Магистерские
    216 Выполненных работ

    Последние выполненные заказы

    Другие учебные работы по предмету

    Скрипичное искусство Башкирии: пути профессионализации
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Литературная классика в современной русской опере: особенности либретто и проблемы жанровой драматургии
    📅 2022год
    🏢 ГБОУ ВО ЧО «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки»
    Г. М. Коган и его вклад в российскую музыкальную культуру
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Стихиры двунадесятых праздников знаменного распева: жанровые особенности
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова»
    Danse macabre в западноевропейской музыке ХIХ века
    📅 2022год
    🏢 ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова»