Становление и развитие джазового искусства в Китае
Введение
Глава I. Истоки и эволюция джазового искусства в Китае
1.1. Ранний период: проникновение в Китай западной джазовой традиции (1920-е – 1940-е годы)…………………………………………………………………………….16
2.2. Современный период: самоидентификация джазовой культуры в Китае (с 1980-х годов)………………………………………………………………………………………35
Глава II. Ключевые фигуры современного джазового искусства Китая
2.1. Лю Юань
2.2. Кун Хунвэй
2.3. Ся Цзя
2.4. Чжан Ин …………………………………………………………………………………………..84 2.5. Ли Сяочуань
2.6. А Бу
Глава III. Национальная специфика китайского джазового искусства.100 3.1. Формы работы китайских музыкантов с джазовой идиомой ……………100 3.2.Виды джазовойимпровизации………………………………………………………117 3.3. Жанрово-стилевая панорама современного китайского джаза…………126
Заключение
Список литературы ………………………………………………………………………………..147 Нотное приложение………………………………………………………………………………..171
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, ее
научная новизна, анализируется степень научной разработанности темы,
ставятся цели и задачи, характеризуется музыкальный материал, опреде-
ляются методологические основы исследования, круг основных проблем.
Приводятся положения, выносимые на защиту, определяется научная но-
визна, теоретическая и практическая значимость работы, даются сведения
об апробации и структуре исследования.
В Первой главе — «Истоки и эволюция джазового искусства в
Китае» — реконструируется история проникновения джаза в страну. Пред-
лагается периодизация китайского джаза, обусловленная ходом его истории:
1. Ранний период (1920–1940-е годы) — время проникновения в Ки-
тай западной джазовой традиции;
2. Современный период (с 1980-х годов) — время самоидентифика-
ции джазовой культуры в Китае.
В Первом параграфе «Ранний период: проникновение в Китай
западной джазовой традиции (1920–1940-е годы)» раскрывается роль
Шанхая, ставшего исторически «главными воротами» проникновения джа-
за в Китай. Предпосылками этого стало особое экономическое значение
города. На протяжении второй половины XIX – первой половины XX века
именно через Шанхай — крупный портовый город — в Китай входила ино-
странная культура. Важную роль в этом сыграл Шанхайский международ-
ный сеттльмент, при котором в 1879 году основан Шанхайский обществен-
ный оркестр — первый в Китае крупный коллектив западного типа. В 1919
году оркестр заключил контракт с итальянским дирижером и пианистом
Марио Пачи, творческая деятельность которого не ограничивалась сим-
фоническими рамками. С 1920-х годов М. Пачи руководил первым офи-
циально зафиксированным джаз-бэндом. В первые десятилетия XX века
главным каналом проникновения и закрепления джаза в Шанхае стали тан-
цзалы — «Пэлэс», «Грэнд Карлтон», «Плаза», «Астор Хаус», «Канидром
Болрум». Также джаз звучал в многочисленных кабаре и ночных клубах.
Первыми шанхайскими джазменами стали не американцы и не ки-
тайцы, а филиппинцы. Это было связано с тем, что Филиппины в то время
были колонией США, а значит и первым местом в Азии, где появился аме-
риканский джаз. Кроме того, значимый вклад в становление джазовой жиз-
ни Шанхая внесли приезжие американские джазмены — барабанщик Уай-
ти Смит, вокалистка и трубач Вэлайда Сноу и — особенно — трубач Бак
Клэйтон. Будучи звездой первой величины, участником оркестров Д. Эл-
лингтона и К. Бэйси, Клэйтон прибыл в Шанхай в 1934 году с собственным
коллективом «Гарлемские джентльмены». Появление в Китае джазменов
высокого уровня было обусловлено экономическими причинами: в 1934
году США продолжали с трудом выходить из Великой депрессии. Мно-
жество талантливых американских джазменов, оставшихся без работы на
Родине, искало новые возможности за ее пределами. В Шанхае черноко-
жие музыканты Клэйтона не чувствовали обычной для США расовой дис-
криминации; напротив, организаторы концертов и публика выказывали по
отношению к ним непривычное уважение. Проработав в Шанхае два года,
джазовый мэтр впоследствии исключительно тепло отзывался об этом эта-
пе своей жизни.
В панораму шанхайского джаза органично вписались русские музы-
канты, которые появились в городе позже американцев. Первым русским
коллективом стал «Serge Ermoll Band» — оркестр джазового барабанщика
и аранжировщика Сергея Ермолаева. Этот музыкант в 1929 году собрал
собственный джаз-бэнд из русских музыкантов, бежавших в Шанхай после
поражения белогвардейцев. Музыка «Serge Ermoll Band» сохранилась на
грампластинках, выпущенных в Шанхае. Оркестр Ермолаева сотрудничал
как с русскими музыкантами (например, Александром Вертинским), так и
с приезжими американскими джазменами.
Свой оркестр в Шанхае был и у гораздо более известного русского
джазмена Олега Лундстрема. После Второй мировой войны его оркестр в
полном составе репатриировался в СССР, где и продолжал работу до самой
смерти бэндлидера в 2005 году. Попав в Шанхай в 1935 году, Лундстрем
застал там оркестр Бака Клэйтона, который оказал на него сильное вли-
яние. Молодому музыканту с единомышленниками почти сразу удалось
собрать в Шанхае полноценный джазовый оркестр, и в условиях жесткой
конкуренции привести его к вершинам джазовой жизни города. Апогеем
шанхайской деятельности оркестра, по воспоминаниям самого Лундстре-
ма, стал ангажемент в 1941 в лучшем танцзале города «Парамаунт». О бы-
стром прогрессе оркестра Лундстрема свидетельствуют пьесы «Интерлю-
дия» (1945) и «Мираж» (1946), написанные Лундстремом в духе прогрес-
сив-джаза, набиравшего силу в США.
В 1930-е годы джаз стал самым модным направлением развлека-
тельной музыки Шанхая. Его неповторимый облик сложился во многом,
благодаря исполнению местными коллективами собственных джазовых
интерпретаций популярных китайских песен — шидайцю, которые воз-
никли в 1920-е годы в Шанхае и стилистически представляли собой сплав
китайской и джазовой музыки. Быстрому распространению этого жанра
способствовало развитие индустрии грамзаписи. Популярность шидайцю
достигла пика в 1940-е годы.
Стилистически ранний шанхайский джаз в исполнении китайских
коллективов не был импровизационным. Поэтому в Шанхае слово «джаз»
имело два значения. Первое совпадало с принятым во всем мире и означало
импровизационную музыку. Такой джаз играли иностранные коллективы,
но их было немного. Второе значение — музыка в исполнении эстрадных
оркестров, игравших в джазовой манере, но без импровизации. Основная
часть коллективов, в которую входили и китайские оркестры, в Шанхае
исполняла именно такой джаз.
Первый полностью китайский джаз-бэнд, игравший в танцзале пре-
стижного отеля «Река Янцзы», создал основоположник китайской эстрад-
ной музыки Ли Цзиньхуэй. Он писал песни в джазовом стиле, которые,
помимо вокалистов его коллектива, звучали в исполнении множества
шанхайских артистов. Не будучи импровизатором, этот музыкант сочинял
эстрадные композиции, мелодии которых стилистически были близки к ки-
тайским народным песням, а нередко и заимствовались из фольклора. При
этом ритм и некоторые приемы аранжировки были по-джазовому живыми
и яркими. Песни Ли Цзиньхуэя первой половины 1930-х годов не принад-
лежат всецело джазовой традиции. Но как представители шидайцю они
приучили широкого китайского слушателя к звучанию джазовых инстру-
ментов, к ритмам и тембрам джаза.
Вслед за Ли Цзиньхуэем популярные песни в джазовом стиле, то
есть шидайцю, начали писать и другие шанхайские композиторы. Наи-
большую известность получили шлягеры 1940-х годов «Ночной Шанхай»,
«Повсюду розы расцветают» и «Роза роза, я тебя люблю» Чэнь Гэсиня, а
также «Потерянный рай» Ли Цзиньгуана. В них, как правило, пентатонная
мелодия в китайском стиле сочеталась с джазовой аранжировкой. Таким
образом, песни шидайцю можно считать начальной формой китайского на-
ционального джаза.
За пределами Шанхая джаз распространился в нескольких крупных
городах. В Харбине благодаря деятельности русских переселенцев, обслу-
живающих КВЖД, и множества западных коммерсантов, сложилась раз-
ветвленная музыкальная инфраструктура. Именно здесь начинали свой
путь будущие джазмены Сергей Ермолов и Олег Лундстрем. Джаз закре-
пился также в Циндао и Гонконге. Именно в Гонконге в 1935 году появился
наиболее значимый (после оркестра Ли Цзиньхуэя) китайский джаз-бэнд
Ю Юэчжана. Однако с началом в 1937 году японского вторжения джазовая
жизнь в Китае фактически прекратилась.
Следующий этап становления китайского джаза рассматривается во
Втором параграфе — «Современный период: самоидентификация джа-
зовой культуры в Китае (с 1980-х годов)». Смена политического и эконо-
мического курса в конце 1970-х годов ознаменовала возвращение западной
культуры в Китай. Джаз не стал исключением. Точкой отсчета стали гастроли
в 1979 году в Пекине японского дирижера Сэйджи Озава, в ходе которых Бо-
стонский симфонический оркестр исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Гер-
швина. Еще более важным событием стали гастроли в 1981 году в Пекине и
Шанхае американского джазового дуэта Вилли Рафф — Дуайк Митчелл, ко-
торый смог представить китайским слушателям подлинную импровизацию.
До конца 1980-х годов страну посетил ряд американских джазме-
нов, а в 1990-е в этот поток влились и европейские музыканты. Так, в 1994
году в Пекине выступили российские джазмены Николай Панов (труба,
кларнет) и Владимир Тарасов (ударные). В Пекине и Шанхае появились
джаз-клубы, на сценах которых иностранные и китайские музыканты им-
провизировали совместно.
Из китайских музыкантов старшего поколения, усвоивших еще
довоенную джазовую культуру, наибольшую известность в новую эпоху
получили трубач Чжоу Вэньжон и саксофонист Фан Шэнци. «Крестным
отцом» современного китайского джаза стал саксофонист Лю Юань, под
руководством которого сформировалось первое поколение талантливой
молодежи — пианист Кун Хунвэй, бас-гитарист Хуан Юн и другие.
В Шанхае джазовые концертные площадки открывались зачастую в
тех же местах, где они располагались и в 1940-е годы. В Пекине же ситу-
ация выглядела сложнее, поскольку первоначально джаз зазвучал в залах
иностранных посольств, и лишь затем стал доступен широкой публике.
Одним из первых заведений, где в 1980-е годы играли камерный джаз, стал
книжный магазин «San Wei», существующий и поныне. Первый джазовый
клуб «CD Cafe» открыл в 1995 году Лю Юань. Еще одной «обителью» джа-
за в Пекине стал клуб «The Big Easy», созданный в 1999 году американским
бизнесменом Дугласом Монитто. В Шанхае одна из главных площадок со-
временного камерного джаза — это «JZ Club», бессменным руководителем
которого является бас-гитарист Жэнь Юйцинь.
В настоящее время джаз в Китае представляет собой мощную ветвь
неакадемической музыки. Явлением международного масштаба делают
его, прежде всего, фестивали. Первым из них стал Пекинский междуна-
родный джазовый фестиваль, проведенный в 1993 году. В течение 1993–
2000 годов на нем выступили такие звезды мирового джаза, как вокалистка
Бетти Картер, контрабасист Дэйв Холланд, фьюжн-группа «Крусэйдерз»,
барабанщик Пол Моушн, аккордеонист Ришар Гальяно и многие другие.
Сегодня в Китае ежегодно проводится не менее десяти международных
джазовых фестивалей. Кроме Шанхая и Пекина, они проводятся в южных
портовых городах — Гонконге, Гуанчжоу, Чжухае и Шэньчжэне.
Помимо фестивалей, международный масштаб китайского джаза
определяется эффективностью сложившейся в стране системы джазового
образования. Ее история началась с открытия в 1993 году Пекинской шко-
лы MIDI, а тремя годами позже, в 1996 году, был создан джазовый колледж
при Пекинской академии современной музыки. В Шанхае главным цен-
тром джазового образования является Школа JZ, открывшая свои двери в
2006 году, а также джазу обучают в Шанхайской консерватории на кафедре
современной инструментальной музыки и ударных инструментов.
Китайское джазовое образование, как и российское, сложилось при
активной поддержке государства, благодаря чему джазовые учебные заве-
дения встроились в крупные академические образовательные структуры.
Главное же различие в том, что в китайской системе джазового образова-
ния не меньшее место занимают специализированные учебные заведения,
подобные западным эстрадно-джазовым колледжам. Китайское джазо-
вое образование отличает и более тесная связь с американскими коллега-
ми — фестивали, мастер-классы, концерты, видеоконференции.
Важный показатель текущего состояния джаза в Китае — это обу-
чение китайских студентов джазовым специальностям за рубежом. В XXI
веке китайские студенты учатся в большинстве американских и европей-
ских джазовых учебных заведений. К примеру, в 2018 году из зачисленных
в американский джазовый колледж Беркли 1667 иностранных студентов
и аспирантов 319 были китайцами. Не менее важный критерий растущего
влияния китайского джаза — это активное участие китайских музыкантов
в джазовых проектах за пределами страны. Помимо отдельных джазменов,
отметим этно-джазовый оркестр «Золотой Будда», много гастролирующий
по всему миру.
Таким образом, в Китае сегодня джаз активно развивается, оказывая
все большее влияние на международный джазовый процесс.
Вторая глава диссертации — «Ключевые фигуры современного
китайского джаза» — содержит портретную галерею наиболее значимых
джазменов Китая.
Первый параграф «Лю Юань» посвящен творчеству саксофониста,
носящего неофициальный титул «отца современного китайского джаза».
По окончании школы Лю поступил в Пекинскую труппу песни и танца в
качестве солиста на китайском гобое сона. Во время гастролей по Европе
в 1977 году Лю впервые услышал в барах живой джаз и решил посвятить
свою жизнь этому искусству. Самоучкой он освоил альт-саксофон, на кото-
ром дебютировал в 1983 году с джаз-бэндом «Совместное предприятие». С
1994 года в течение двух лет музыкант выступал в отеле «Хилтон» («Hilton
Hotel») как саксофонист со своим коллективом «Джаз-бэнд Лю Юаня».
С конца 1990-х годов его основным коллективом является «Квартет Лю
Юаня».
Снискав в первой половине 1990-х годов славу первого националь-
ного джазового саксофониста страны, во второй половине десятилетия
Лю Юань стал первопроходцем и в организации заведений, в которых
звучал джаз. Так, в 1995 году он открыл в Пекине «CD Cafe», а в 2006
году — «Джаз-кафе Восточного берега».
Стилистически Лю Юань принадлежит к джазовому мэйнстриму. В
числе его вдохновителей — Чарли Паркер, Стэна Гетц, Гровера Вашинг-
тон, и особенно Джон Колтрейн. Важная черта творческой натуры Лю
Юаня — это его приверженность идее инструментальной импровизации.
Сегодня этот музыкант по-прежнему много выступает, в основном, со сво-
им квартетом, неизменно собирая полные залы.
Второй параграф «Кун Хунвэй» представляет основоположника со-
временного фортепианного направления, новатора китайского этно-джаза.
В детстве он играл на народных инструментах, затем как пианист и ком-
позитор с отличием окончил Центральную консерваторию. Кун Хунвэй на-
чал изучать джаз в 1988 году, а уже через три года в составе собственного
джаз-бэнда «ALAS» получил известность как первый китайский джазовый
пианист. В 1995 году к новой группе Кун Хунвэя «Небесная площадь» при-
шел первый крупный международный успех. Ее дебютный альбом «Сде-
лано в Китае» привлек большое внимание не только в Китае, но и за его
пределами, заняв верхние строчки по продажам в джазовой номинации.
Впоследствии Кун Хунвэй многократно выступал с большим успехом на
международных джазовых фестивалях в Китае и за границей.
Центральная идея творчества Кун Хунвэя — соединение джаза с ки-
тайской традиционной музыкой. Он активно привлекает к сотрудничеству
исполнителей на гучжэне, жуань, саньсянь, бамбуковой флейте и других
народных инструментах. Музыка нынешнего коллектива Кун Хунвэя «Зо-
лотой Будда» под эгидой фьюжн-джаза сочетает элементы фанка, блюза,
латины, современной клубной и китайской традиционной музыки. Кун
Хунвэй также известен как педагог. Он более пяти лет был наставником
А Бу — ныне всемирно известного вундеркинда джазового фортепиано.
В 2007 был издан учебник Кун Хунвэя «Современная джазовая импровиза-
ция и исполнение на фортепиано».
Творчеству пианиста и композитора, первым из китайских джазме-
нов получившего профессиональное образование за границей, посвящен
Третий параграф «Ся Цзя». Он окончил музыкальное училище Истмана
(США) и консерваторию Принца Клауса (Нидерланды). Впервые появил-
ся на джазовой сцене в 1995 году, приняв участие в концерте «Пекинская
коллекция международная джаза». Также Ся Цзя выступал в качестве кла-
вишника в первом китайском оркестре современного джаза «Пекинская
джазовая группа». В 1997 году создал собственный квартет «Пробный ка-
мень», исполнявший авторскую музыку. Квартет первым из отечественных
джазовых ансамблей выступил на сцене Пекинского концертного зала.
Ся Цзя предпочитает играть собственные произведения, нежели ин-
терпретировать известные джазовые стандарты, воплощая в своем творче-
стве самые современные концепции импровизации и аранжировки. Его от-
личает интеллектуальный подход к джазовому искусству, предполагающий
присутствие связей не только с музыкальной традицией, но и китайской
философией. По словам самого Ся Цзя, наибольшее влияние на него оказал
американский пианист Кенни Керклэнд.
Важной областью творческой деятельности Ся Цзя является педаго-
гика. Он преподает в Пекинской школе MIDI, а также в джазовом колледже
при Пекинской академии современной музыки. В 2003 году музыкант вы-
пустил на двух компакт-дисках обучающий видеокурс «Джазовая импро-
визация на фортепиано», состоящий из двадцати четырех уроков.
В Четвертом параграфе «Чжан Ин» представлено творчество
китайской вокалистки, первой освоившей технику современного джазо-
вого пения. Она окончила Центральную консерваторию по специальности
«композиция» в классе профессора Го Вэньцзина. Ярко проявила себя на
поприще академической музыки как автор нескольких крупных сочине-
ний, в том числе двух симфоний. Вместе с тем, Чжан Ин — многократная
участница национальных джазовых фестивалей, и сегодня заслуженно но-
сит неофициальный титул «богиня джаза».
Дискография Чжан Ин включает несколько студийных альбомов. В
первых из них джазовые композиции чередуются с популярными эстрад-
ными песнями, что говорит о разносторонних поисках певицы. Наконец, в
2014 году был выпущен альбом Чжан Ин «Sondia», ставший вехой в истории
китайского джаза. Эта работа открыла собственно вокальное джазовое на-
правление в Китае и максимально отделилась от традиций популярной пес-
ни, прочно укоренившейся в национальном сознании со времен шидайцю.
Работа снискала восторженные отзывы публики и профессионалов страны.
В настоящее время Чжан Ин преподает в Пекинском университете
коммуникаций Китая, а также в Институте искусств. Прочная академиче-
ская основа позволяет Чжан Ин органично соединять в своем творчестве
традиции разных эпох и стилей — классику и модерн, джаз и латиноаме-
риканскую музыку. Помимо широты стилевого диапазона, певицу отличает
тонкий вкус и тщательность в проработке музыкального материала.
Творчеству первого китайского джазового трубача, получившего ми-
ровое признание, посвящен Пятый параграф «Ли Сяочуань». Он начал
изучать джаз в годы учебы в Шанхайской консерватории. Окончил маги-
стратуру джазовой школы при Университете Северного Техаса. Именно Ли
Сяочуань в 2011 году первым из азиатских музыкантов уверенно победил
в финале джазового дивизиона Национального конкурса трубачей США.
Уже в молодые годы был высоко оценен американскими джазовыми экс-
пертами: его коллективы завоевали шесть наград авторитетного американ-
ского джазового журнала «Даунбит» и были признаны лучшими группами
2009 и 2011 годов.
Музыкант много выступает по всему миру, участвует в международ-
ных джазовых фестивалях, проводимых в Китае и за его пределами. Соль-
ные альбомы Ли Сяочуаня отличаются неизменно высоким мастерством
сольных импровизаций и ансамблевого взаимодействия музыкантов. Му-
зыкант охотно привлекает западных коллег, собирая для студийной работы
интернациональные команды.
Ли Сяочуань обладает универсальным стилем игры. В подвижных
композициях звучание его трубы удивляет богатством тембровых красок.
Изящная фразировка и упругий свинг заставляют вспомнить лучшие соло
Ли Моргана и Фредди Хаббарда. В балладах труба Ли Сяочуаня звучит
мягко и деликатно, демонстрируя поразительную соразмерность звучания
и молчания, позволяя поставить его в один ряд с великими философами
джазовой трубы Майлзом Дэйвисом и Четом Бэйкером.
Завершает главу Шестой параграф «А Бу». Джазовый пианист-вир-
туоз и композитор, прославившийся как вундеркинд, а ныне один из наи-
более перспективных китайских джазменов. В четыре года он умел играть
на фортепиано, а в девять лет поступил в Центральную консерваторию.
Первым джазовым наставником А Бу стал Кун Хунвэй. Дебют вундеркинда
на джазовых фестивалях состоялся в возрасте тринадцати лет, а год спустя
на шанхайском «Фестивале JZ» он играл с легендой джаза Чиком Кориа. В
2015 году А Бу завоевал Гран-при в номинации «сольное фортепиано» на
джазовом фестивале в Монтре (Швейцария). С этой победой к молодому
китайскому музыканту в возрасте шестнадцати лет пришло международ-
ное признание.
Особые отношения связывают китайского вундеркинда с российским
джазом. А Бу широко известен как горячий пропагандист творчества россий-
ского композитора и пианиста Николая Капустина. В ноябре 2016 года осу-
ществилась мечта А Бу увидеться с Капустиным и сыграть для него. В Мо-
сковском Доме Музыки на концерте, посвященном 79-летию Н. Капустина
А Бу в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» и джаз-оркестра Иго-
ря Бутмана в течение двух с половиной часов исполнял произведения рус-
сийского джазового композитора.
Таким образом, наиболее репрезентативные специальности (фор-
тепиано, саксофон, вокал, труба) представлены в современном китайском
джазе творчеством неординарных музыкантов. Решающую роль в их про-
фессиональном росте и последующем выходе на мировую сцену сыграло
творческое сотрудничество с иностранными музыкантами. При этом, все
представленные в обзоре джазмены сохраняют связь с национальной му-
зыкальной традицией: в форме джазовой интерпретации народных китай-
ских мелодий, стилизации народной музыки или использования традици-
онных инструментов, ладов и методов развития.
В Третьей главе — «Национальная специфика китайского джа-
зового искусства» — рассматривается взаимодействие национальных и
интернациональных компонентов китайского джаза.
В Первом параграфе «Формы работы китайских музыкантов с
джазовой идиомой» обозначено понимание джазовой идиомы как «сте-
реотипной последовательности знаков музыкального высказывания, кон-
венциональной лишь для носителей определенного музыкального языка»
(Е. Барбан). Идиоматический комплекс джаза включает несколько аспектов.
– языковой: специфическая фразировка, свинг, непрерывная метрическая
пульсация, блюзовое интонирование и общий блюзовый колорит, «го-
рячее» звукоизвлечение, красочная гармония, тембральные сочетания
инструментов;
– структурно-тематический: преобладание вариационной формы джа-
зовой пьесы, общеизвестный тематизм (джазовые стандарты);
– фактурно-жанровый: блюз, свинг, латино, фанк;
– исторически-стилевой: би-боп, кул-джаз, модальный джаз, фри-джаз
и т. п.
В современном китайском джазе представлены четыре способа ра-
боты с указанной идиомой:
– сохранение: интерпретация в интернациональной стилистике мелодий
стандартов, а также собственных тем;
– дополнение: привнесение отдельных тематических, ладовых и ритмиче-
ских элементов китайской музыки. Стилизация народных мелодий;
– преобразование: паритетные отношения китайских и джазовых элемен-
тов. Привлечение подлинных народных мелодий.
– растворение: отдельные джазовые элементы в китайском музыкальном
материале.
В творчестве таких джазменов как Кун Хунвэй, преодоление джа-
зовой идиомы средствами национальной музыки приводит к качествен-
но новому результату — синтезу на всех уровнях на основе стилистики
фьюжн-джаза.
Во Втором параграфе «Виды джазовой импровизации» подчерки-
вается, что китайские джазмены освоили широкий спектр импровизации:
от характерной для раннего джаза орнаментальной, до авангардной сво-
бодной импровизации. При этом наиболее распространены виды, которые
по своей идее созвучны китайской традиционной музыке — ладовая хорус-
ная и модальная импровизация. В силу своей простоты также распростра-
нен тематический парафраз. Прочие, коллективные виды — новоорлеан-
ская и свободная импровизация — почти не встречаются.
Исследованию сложной панорамы современного китайского джаза,
охватывающей все известные джазовые стили и жанры, посвящен Третий
параграф — «Жанрово-стилевая панорама современного китайского
джаза». Установлено, что из коренных джазовых жанров наиболее широ-
ко представлена баллада. В то же время, современный жанр фанк вполне
можно назвать излюбленным китайскими музыкантами. Неожиданным
оказалось пристальное внимание китайских джазменов к латиноамери-
канским жанрам. Также были выявлены случаи жанровой модуляции (Ся
Цзя) и жанрового сопоставления (Кун Хунвэй).
Подобно жанрам, стилевые модели представлены в музыке китай-
ских джазменов неравномерно, причем насыщенность стилевого спек-
тра также смещена в сторону современности. Широкое распространение
фьюжн-джаза отвечает исканиям большинства китайских музыкантов в
русле диалога с китайской традицией. Случаи стилевого сопоставления в
рамках одного произведения (А Бу) представляются явлениями одного по-
рядка с жанровой модуляцией и сопоставлением. Все они указывают на
некую дистанцию, подчеркивающую разницу в восприятии джазового ма-
териала. Если для американского джазмена стиль — это бескрайнее про-
странство, внутри которого он находится и самовыражается, то для китай-
ского — модель, взятая извне, и трактуемая наряду с другими моделями.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования и от-
мечается, что в Китае не просто развивается джаз, а формируется нацио-
нальная джазовая школа.
Китайскому джазу за короткий период, прошедший с окончания
Культурной революции, удалось догнать мировой джазовый процесс. Об
этом свидетельствуют творческие результаты ведущих китайских джаз-
менов. Освоен широкий спектр жанров и стилей, множится число само-
бытных композиций, воплощающих уникальные авторские концепции,
активизируется международное сотрудничество. Более того, при сохране-
нии нынешней высокой динамики развития джазовой культуры в стране
и увеличении масштаба обучения талантливой молодежи внутри Китая и
за рубежом, китайский джаз имеет все шансы на выход в число мировых
лидеров данного вида искусства.
Уникальность синтеза национального и джазового начал, предлага-
емого китайскими музыкантами, опирается на элементы, общие для обеих
взаимодействующих культур — импровизационность и ладовую характер-
ность.
Сегодня в китайском джазе наиболее влиятельны музыканты, чье
творчество выделяется прочностью и естественностью диалога культур
(Кун Хунвэй), а также глубоким постижением современного джазового мэ-
йнстрима (Ли Сяочуань, А Бу).
В связи с возрастающей самостоятельностью китайского джаза мож-
но ретроспективно отметить, как менялась степень влияния на него зару-
бежной джазовой традиции. В ранний период ее влияние было тотальным,
оно значительно и в современный период. Однако, по мере возрастания
числа оригинальных композиций китайского джаза, зарубежное влияние
на него слабеет.
Несмотря на гигантский временной разрыв, между ранним и совре-
менным этапами развития джаза в Китае существует преемственность. Их
объединяет интерес к самым современным формам джазового выражения,
а также творческая интерпретация национального тематического материа-
ла. В то же время, китайскому джазу, в целом, чужд излишний концепту-
ализм, свойственный некоторым течениям американского и европейского
джаза.
Возможности дальнейшей разработки темы китайского джаза широ-
ки: методы аранжировки, авторский стиль, оркестровый джаз, специфика
преподавания джазовых дисциплин, международные творческие альянсы
и многое другое. Все это требует более масштабного исследования, что
свидетельствует о перспективах дальнейшего изучения джазового искус-
ства Китая.
Актуальность исследования
Джазовое искусство принадлежит к тем художественным явлениям, которые – по мере своего развития – удивительным образом смогли «имплантироваться» во многие другие национальные культуры. В начале XX века джаз проникает на почву китайской музыкальной культуры, которая оказалась вполне восприимчивой к столь непривычной для нее ветви музыкального творчества.
Китайское джазовое искусство сегодня – это яркий феномен с примерно столетней историей, сложившейся эстетикой и практикой, художественные достоинства которого признаны не только в Китае, но и за его пределами. Китайские джазмены регулярно выступают на престижных международных джазовых фестивалях, успешно сотрудничают с ведущими американскими и европейскими коллегами. Молодые музыканты стажируются в лучших учебных заведениях мира по различным эстрадно- джазовым специальностям. В крупных городах Китая регулярно выступают зарубежные джазмены. С 1993 года проводится старейший в Китае Пекинский джазовый фестиваль, в 2005 году в Шанхае был основан JZ Festival. В разные годы гостями этих крупных международных форумов были ведущие джазмены мирового уровня: гитаристы Джон Скофилд и Пэт Мэтини, контрабасист Рон Картер, саксофонисты Кенни Гарретт и Брэнфорд Марсалис, трубач Уинтон Марсалис, пианист Хэрби Хэнкок и другие мэтры. Все это – свидетельства того, что джазовое искусство Китая в XXI веке находится на подъеме. Динамичное развитие китайского джаза на современном этапе определяет актуальность данной темы.
Другая грань актуальности определяется самим ходом развития джазового искусства в Китае. Закрепившись в 1920-х годах в Шанхае и других портовых городах как новая «заморская» музыка, джаз к началу войны с Японией в 1937 году пустил в стране прочные корни. В Китае выступали несколько оркестров высокого исполнительского уровня, выдвинулся ряд ярких фигур джазменов. В течение 1934–36-х годов в Шанхае работал собранный в Лос-Анджелесе биг-бэнд одного из лучших трубачей эры свинга Бака Клэйтона. В военные годы развитие китайского джаза закономерно затормозилось. С окончанием военных действий и основанием в 1949 году Китайской Народной Республики развитие джаза не только не возобновилось, но и практически прекратилось. Постепенное возрождение джазового искусства началось лишь по окончании Культурной революции в 1976 году. Поэтому столетняя история китайского джаза, в которой ранний и современный периоды разделились сорокалетним перерывом, представляет собой уникальный материал для исследования.
В новых условиях китайским джазменам пришлось, фактически, заново осваивать забытую традицию и форсированными темпами догонять мировой джазовый процесс. Поэтому особый интерес вызывают фигуры музыкантов, возвращавших джаз в страну, а в XXI веке сделавших китайское джазовое искусство феноменом современной культуры.
Джаз в Китае вобрал в себя выразительный комплекс джазового мэйнстрима (блюзовый лад, свинг, гармония и т.д.), на который наложились элементы традиционной китайской музыки. В результате взаимодействия разнокультурных начал стилистика китайского джаза сложилась как уникальная целостность. Особенно органичным оказался синтез в ладовой области, поскольку пентатоника одинаково характерна для обеих взаимодействующих традиций. Потребность в научном осмыслении диалога джазовой и китайской национальной традиций также определяет актуальность темы исследования.
Таким образом, проблематика исследования охватывает ряд аспектов: историю становления и развития китайского джаза как национальной традиции, творческую деятельность наиболее значимых джазменов, а также вопросы взаимодействия интернациональных и национальных компонентов в джазовом искусстве Китая.
Степень научной разработанности
Российским музыкознанием китайский джаз как целостная музыкальная традиция практически не исследован. Опубликованы лишь несколько работ, освещающих различные аспекты китайского джазового искусства: историю становления национального джаза в первой половине XX века [1, 70, 72, 81, 92]; пути распространения в Китае саксофона [17, 21]; развитие системы эстрадно-джазового образования [67, 82, 83]; положение джаза в концертной жизни современного Китая [44, 71]; творчество отдельных китайских джазменов [68, 69, 73].
Первые шаги на пути изучения джаза в Китае сделали американские исследователи. Так, Эндрю Джонс в книге «Желтая музыка: медиакультура и колониальная современность в “джазовый век” Китая» [187] описывает джаз как продукт модернизации Китая в первой трети XX века. Автор проводит параллель между американским jazz age 1920-30-х годов и соответствующим периодом в развитии китайской популярной музыки. Ключевым в концепции Джонса является понятие «желтая музыка», характеризующее закрепившееся в сознании консервативной части китайского общества ложное представление о джазе как о непристойной музыке, навязанной иностранцами. Пренебрежительное отношение к джазу, сформированное средствами массовой информации, более или менее явно сохранялось в Китае на протяжении полувека – с 1930-х до 1980-х годов, и серьезно повлияло на его судьбу.
В 2018 году в США вышла первая книга, целиком посвященная истории джаза в Китае. Ее автор Юджин Марлоу [193] последовательно рассматривает этапы появления, частичного упадка, запрета и возрождения китайского джаза, сознательно оставляя вне поля зрения анализ музыкального материала. Охватывая почти столетний исторический период, Марлоу раскрывает несколько причин закрепления джаза в Китае. Это личности музыкантов, инициировавших джазовые концерты, способы включения джаза в китайскую культуру, а также места выступлений джазменов. Особую ценность книге придают уникальные интервью автора с ведущими джазменами Шанхая и Пекина, а также с владельцами клубов, промоутерами и эмигрантами. Марлоу тщательно прослеживает связь эволюции джаза в Китае с социальными, экономическими и политическими преобразованиями страны в XX-XXI веках. Глубокий анализ комплекса причин, обусловивших крутые повороты судьбы китайского джаза, позволяет считать книгу Марлоу фундаментальным социокультурным исследованием.
В круг англоязычных исследований входят еще несколько работ меньшего масштаба. В докторской диссертации Су-Вэй Чен «Музыкальная индустрия и популярная песня в Шанхае 1930-40-х годов» [207] очерчен широкий контекст формирования китайского джаза. Автор всесторонне исследует феномен шанхайской популярной песни, трактуя этот жанр как «питательную почву» для самых разных направлений эстрадной музыки, в том числе и для джаза. Работа Су-Вэй Чен позволяет глубже понять жанровую и стилевую специфику китайского джаза на стадии его становления.
Проблеме модернизации китайской музыки в первой половине XX века на примере Шанхая посвящена докторская диссертация Джойс Хой Ян Чен «Китайская музыка и транслированная современность в Шанхае 1918-37 годов» [188]. В ней джаз предстает органичным компонентом шанхайской музыкальной жизни, наполнявшим звуковую атмосферу города наряду с другими иностранными стилями и жанрами. Особенно ценными представляются суждения автора о музыке танцевальных оркестров, созданных по образцу американских биг-бэндов.
Упомянем также несколько англоязычных статей, в которых освещаются вопросы бытования китайского джаза на разных этапах его истории [186]. Из англоязычных источников несомненный интерес представляют мемуары американских джазменов, работавших в Китае. Наиболее ценные из них – это автобиографии Уайти Смита, Бака Клэйтона и Вилли Раффа, написанные ярким, и в то же время, удивительно точным языком [177, 200, 204]. Книги Смита и Клэйтона, игравших в Шанхае в 1920 – 30-е, погружают читателя в экзотическую атмосферу джазовой жизни крупного азиатского портового города, доносят множество специфических подробностей в организации концертов и подборе репертуара. В мемуарах Вилли Раффа содержится подробный рассказ о первых послевоенных гастролях американского коллектива в Шанхае, состоявшихся в 1981 году.
В самом Китае национальное джазовое искусство изучено частично. Начиная с 80-х годов XX века, исследователями разрабатываются следующие направления:
1. история джаза в Китае;
2. методика джазовой импровизации и игры на инструментах;
3. эстрадно-джазовый репертуар;
4. стилевые аспекты китайского джаза.
Кратко обозначим характер научного поиска по каждому из направлений.
1. В Китае не существует целостных исследований истории отечественного джаза. В настоящее время предприняты результативные попытки обозначить основные направления научного поиска [108]. Поскольку основа развития китайского джазового искусства была заложена в Шанхае, начальный, шанхайский период его истории исследован наиболее подробно [146, 148, 160].
Кроме того, исследования национальной поп-музыки, история которой не прерывалась, обычно включают и разговор о джазе. Таковы, например, «Краткая история китайской поп-музыки» Сунь Вэй [145] и «История и стили популярной музыки» Ю Циньбо [167]. Уделяется внимание и творчеству Ли Цзиньхуэя – одного из основоположников китайского джаза, и в частности, жанра «современной песни» (时代曲 – шидайцю) [129, 141, 155]. 2. Методические материалы, предлагаемые китайскими педагогами, помимо перевода зарубежных концепций, как правило, содержат идеи, отражающие специфику национального музыкального мышления [96, 144, 147, 157]. При этом по каждому из традиционно джазовых инструментов написано достаточное количество работ. В качестве примера приведем пособия для фортепиано: «Введение в джазовое фортепиано: импровизация шагающего баса» и «Введение в джазовое фортепиано: гармония» Синь Ди, «Джазовая импровизация на фортепиано» Хуан Даохэна, а также ряд фортепианных переложений в джазовой стилистике [142, 156, 169].
3. Изучается эстрадно-джазовый репертуар, представленный нотами для инструментов, ансамблей и оркестров, а также сборниками джазовых тем [122, 124, 128], в которые, наряду с общепризнанными американскими стандартами, входят и национальные китайские мелодии.
4. Стилистика китайского джаза – одно из наиболее перспективных направлений. Как и для джаза, для китайской традиционной музыки в целом характерна импровизационность. Еще в 1988 году музыковед Хуан Сянпэн в научном докладе «Сохранение традиции, развитие традиции», представленном на семинаре «Освоение опыта китайской музыки», говорил: «Китайская традиционная музыка – это вовсе не что-то записанное в нотах. Не поняв импровизационную природу творчества народных музыкантов, вы не поймете суть китайской народной музыки. Импровизация – вот суть китайской традиционной музыки» [цит по: 98, с.30]. Диапазон подходов исследователей в этом направлении весьма широк: от попыток эстетического осмысления китайского джаза в книге Го Чжихао «Ночь превращается в джаз» [100] до изучения зарубежных влияний в статье Ли Дуоцзяо «Влияние европейской и американской поп-музыки в Китае» [118] и трансформаций основных джазовых жанров в китайском звуковом пространстве в статье У Цзянляна «Как в Китае играют блюз и джаз?» [154]. О том, что все перечисленные работы должны в обозримом будущем привести к выработке системного подхода к китайскому джазу, свидетельствует «Обзор современного состояния отечественных исследований джаза» [126], выполненный Лю Ли и охватывающий период с начала XXI века до сегодняшнего дня. Автор рассматривает пять аспектов изучения джаза в Китае (происхождение, стиль, динамика развития, игра на инструментах, личности музыкантов), не все из которых удается подкрепить соответствующими научными материалами. Поэтому смысл обзора Лю Ли заключается, прежде всего, в маркировке наиболее явных лакун, требующих заполнения.
Палитра исследований китайских ученых была бы неполной без учета их интереса к мировому джазовому процессу. Особое место в этой области их научного поиска занимают комплексные исследования, включающие сведения по истории джаза, его жанровой системе, а также справочную информацию о музыкантах, стилях и произведениях [119,123,158].
Несмотря на весомый корпус музыковедческих трудов, целостного исследования, посвященного становлению и развитию джазового искусства в Китае, выявлению его национальной специфики, на сегодняшний день не существует.
В связи с этим, обоснованным является выбор объекта данного исследования: творчество китайских джазовых музыкантов XX – начала XXI века, представляющих основные сферы джазового искусства в Китае. Предмет исследования – особенности эволюции китайского джаза на всех этапах его существования. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен художественно-эстетической значимостью джазового искусства в контексте современной музыкальной культуры Китая, а также его востребованностью в мировом джазовом пространстве.
Цель исследования – выявление характерных процессов становления и развития китайского джазового искусства как культурного феномена. Данная цель требует решения следующих задач:
– проследить хронологию становления китайского джаза от истоков до современности; – определить степень влияния зарубежной джазовой традиции;
– выявить черты преемственности между ранним и современным этапами развития джаза в Китае;
– изучить творчество основоположников китайской джазовой школы и ведущих современных ее представителей;
– очертить особенности национальной специфики освоения джазовой традиции;
– обозначить устойчивые жанрово-стилевые черты, а также методы импровизации китайских джазменов;
– установить основные тенденции развития китайского джаза на современном этапе.
Материал исследования образуют произведения китайского джаза, представленные в аудио и видео-форматах, а также в нотном формате. Стилистически данный материал состоит из двух групп:
1. Архивные аудиозаписи шанхайского джаза 1920 – 1940-х годов. В эту группу вошли эстрадно-джазовые композиции Ли Цзиньхэуя и его последователей – Чэнь Гэсиня, Ли Цзиньгуана.
2. Аудио и видеоаписи китайского джаза современного периода. Центральное место в этой группе занимают следующие CD-альбомы китайских музыкантов: Ли Юань «Женские грезы» (1992); Лю Юань «Старое дорожное настроение» (1995); Группа «Tien Square» «Сделано в Китае» (1996); Кун Хунвэй «Летний дворец» (2004); Чжан Ин «Джазовая лихорадка Чжан Ин» (2006); Чжан Ин «Sondia» (2014); Ся Цзя «Сближение» (2019); Ли Сяочуань «Новая эпоха» (2014); «Томас Стабеноу представляет Ли Сяочуаня» (2015); Ли Сяочуань «В самом начале» (2016); Ли Сяочуань «Шанхайские зарисовки» (2018); А Бу «Мелодия, исполняемая на 88 клавишах» (2014); А Бу «Бабочки летают парами» (2016).
Дополнительный блок материалов составляют ноты, аудио и видеозаписи всемирно известных джазовых стандартов, а также их интерпретации джазменами разных стран. Дополнительные материалы привлечены с целью установления путей проявления национальной специфики в интерпретации китайскими джазменами интернационального материала.
Методология исследования опирается на представления, сложившиеся в современном джазоведении благодаря классическим трудам американских и европейских исследователей – Дж. Л. Коллиера, Дж. Мехегана, Дж. Саймона, У. Сарджента, М. Стернса, М. Уильямса, Л. Фэзера, Г. Шуллера (США), А. Азриля, Э.Й. Берендта (Германия), А. Одера (Франция) и других. Большой вклад внесли исследователи из России – Е. Барбан, Ю. Верменич, Ю. Кинус, В. Конен, Л. Переверзев, В. Сыров, В. Фейертаг, А. Фишер, А. Цукер, Ф. Шак.
Использованы работы Ю. Козырева, Э. Кунина, Г. Левина, Е. Овчинникова, содержащие трактовки феномена джазового свинга, что позволило прояснить жанрово-стилевую картину современного китайского джаза [27, 31, 40, 41, 42, 51, 53].
С целью наиболее полного обоснования национальной специфики китайского джаза в данном исследовании были привлечены работы, посвященные китайской культуре [22, 39, 45], и в частности, музыке [4, 13. 43,75, 93]. Они помогли исследовать характерные черты мелодического, ритмического и гармонического мышления китайского этноса, в той или иной степени проявляющихся и в творчестве джазменов. Поскольку эти черты отчетливо видны в джазовом музыкальном материале, одним из ключевых понятий методологии данного исследования стала этнизация. Исследователь творчества китайских композиторов для саксофона Гэ Мэн понимает под этнизацией «использование в профессиональной музыке средств музыкальной выразительности, максимально стилистически приближенных к экзотическому китайскому фольклору» [19, с.10]. Импровизационный тип профессионализма джаза не мешает точному и продуктивному использованию данного понятия. При этом не следует смешивать этнизацию джаза и этно-джаз. В первом случае речь идет о «национальном почерке», неизбежно выдающем происхождение музыканта (особенно заметном при интерпретации джазменами интернационального материала). Во втором случае имеет место определенный стиль, за которым стоит художественный метод, выраженный, в том числе, в строгом отборе и гармоничном соединении национальных и интернациональных элементов.
В данном исследовании были использованы следующие научные методы:
– исторический (при исследовании зарождения и эволюции китайского джаза в контексте развития национальной музыки XX – начала XXI века);
– типологический (при выявлении характерных жанровых и стилистических моделей китайского джаза);
– аксиологический (при определении художественной и исторической ценности произведений, отбираемых с целью музыковедческого анализа);
– аналитический (при изучении смысловых и структурных компонентов произведений китайского джаза);
– монографический (при характеристике творчества видных представителей китайской джазовой школы).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые: – определены периоды становления джазового искусства в Китае;
– выявлена степень влияния зарубежной джазовой традиции,
позволяющая говорить о самобытности китайского джаза;
– представлены творческие портреты значимых джазовых музыкантов
Китая;
– обозначены характерные жанрово-стилевые черты, а также методы
импровизации китайских джазменов;
– введен в научный обиход ряд значимых джазовых произведений
китайских музыкантов;
– переведены на русский язык и введены в научный обиход
соответствующие заявленной теме работы китайских исследователей. работы определяет возможность использования материалов диссертации в научных исследованиях джазовой музыки, а также в дополнении существующей жанрово-стилевой системы
современного джаза.
Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации
могут быть использованы в учебных курсах по истории джаза и стилей музыкальной эстрады, истории неевропейских музыкальных культур, а также при подборе репертуара джазовых ансамблей и солистов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Становление джазового искусства в Китае происходило в два этапа, разделенных сорокалетним перерывом: ранний (1920 – 1940-е годы) и современный (с 1980-х годов). Между ними существует преемственная связь, выраженная в общности творческих подходов к инокультурному музыкальному материалу – джазовым ритмам, ладам, аккордам, методам аранжировки;
2. В ранний период китайская культура адаптировала танцевальный свинг во многом благодаря усилиям иностранных музыкантов: М. Пачи, У. Смита, В. Сноу, Б. Клэйтона, С. Ермолаева, О. Лундстрема. Импровизация не была освоена, однако в пьесы раннего китайского джаза привносился определенный национальный колорит;
3. Современный период начался с «повторения пройденного», то есть с возрождения свинговой музыки в Шанхае, где также немалую роль сыграли иностранные музыканты, однако, в целом, их вклад оказался менее заметным. В 1980-е годы сложилась и заявила о себе плеяда молодых музыкантов, открытых к самым современным джазовым веяниям (Лю Юань, Кун Хунвэй, Хуан Юн и др.);
4. В творчестве ведущих китайских джазменов сохраняется в тех или иных формах связь с национальной музыкальной традицией в виде:
Теоретическую значимость – джазовой интерпретации народных китайских мелодий, представленной современными аранжировками и импровизациями (Чжан Ин, Ли Сяочуань);
– стилизации народной музыки, выраженной в органичном соединении национальных мелодических, ладовых, ритмических элементов с джазовыми стандартами (Лю Юань, Кун Хунвэй, Ся Цзя, А Бу);
– диалога традиций, результатом которого становится появление самобытных авторских композиций (Кун Хунвэй);
5. Китайские музыканты используют широкий спектр методов работы с джазовой идиомой – от ее сохранения до почти полного растворения. В творчестве отдельных джазменов преодоление джазовой идиомы средствами национальной музыки приводит к качественно новому результату, что позволяет говорить об активном становлении китайской национальной джазовой школы;
6. В современном китайском джазе представлены все основные виды импровизации, но более распространены ладовая хорусная и модальная импровизации как наиболее созвучные китайской традиционной музыке. Прочие, коллективные виды – новоорлеанская и свободная импровизация – почти не встречаются;
7. В музыкальной палитре китайского джазового искусства наиболее часто представлены стили и жанры, в которых ярко выражена идея межкультурного диалога: фьюжн, джаз-рок, этно-джаз, фанк, босса-нова;
8. Развиваемый на протяжении многих десятилетий джазменами разных стран универсальный язык музыкальной коммуникации благодаря творчеству ведущих китайских джазменов пополняется новыми идиомами.
Степень достоверности и апробация работы
Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (протокол заседания кафедры No 10 от 28 июня 2022 г.). Основные ее положения были представлены в докладах на международной научно-практической конференции «Музыкальное образование и наука» (Нижний Новгород, 2019), международной научной конференции «Биография как предмет междисциплинарного исследования» (Нижний Новгород, 2021), международной научной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций: новые информационные и коммуникативные ресурсы гуманитарных наук» (Нижний Новгород, 2021), Всероссийской конференции «Джазовое искусство в современной музыкальной культуре» (Москва, 2022).
Содержание работы отражено в шести научных публикациях, три из которых состоялись в журналах, рекомендованных ВАК Министерства науки и высшего образования РФ.
Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами, включает Введение, три главы, Заключение, список литературы, нотное приложение.
Помогаем с подготовкой сопроводительных документов
Хочешь уникальную работу?
Больше 3 000 экспертов уже готовы начать работу над твоим проектом!